Эрнст Гофман – немецкий писатель-романтик, художник, юрист и композитор. Был очень разносторонней личностью. За свою биографию ему удалось создать множество гениальных произведений в области литературы и музыки.
В биографии Гофмана много драматических моментов, о которых мы вам расскажем. Но обо всем по порядку.
Итак, перед вами краткая биография Гофмана.
Биография Гофмана
Эрнст Теодор Амадей Гофман родился 24 января 1776 года в Кенигсберге (Восточная Пруссия). Он рос в семье юриста Кристофа Людвига.
Детство и юность
Когда Эрнсту исполнилось 3 года, его родители решили развестись. В связи с этим его воспитанием занималась бабушка по матери и дядя, который работал адвокатом.
Стоит заметить, что дядя Гофмана был весьма умным и творческим человеком, проявлявшим интерес к фантастике и мистике. Именно он побудил мальчика связать свою жизнь с юриспруденцией.
Кроме этого, дядя помог ему развить способности к художественному и музыкальному творчеству.
Образование
В 1800 г. Гофман успешно окончил курс юридических наук в Кенигсбергском университете.
Получив диплом, он несколько лет работал судейским чиновником, однако профессия юриста никогда не вызывала у него особого интереса. Вместо этого он хотел зарабатывать на жизнь искусством.
Музыка
В период биографии 1807-1808 гг. Гофман жил в Берлине. В это время он зарабатывал репетиторством, преподавая уроки музыки.
Однако этих денег совершенно не хватало даже не скудное существование, в результате чего он часто испытывал серьезные материальные трудности.
Тем не менее, Гофман продолжал увлекаться искусством, поскольку только в нем видел смысл жизни. Со временем он открыл в себе талант композитора.
В течение нескольких лет он написал немало музыкальных произведений, в числе которых оперы «Аврора» и «Ундина», балет «Арлекин» и сонаты для фортепиано.
В 1808 г. Гофман работал театральным капельмейстером. После этого он дирижировал в немецких театрах.
Интересен факт, что когда ему было около 30 лет, он сменил имя «Вильгельм» на «Амадей», поскольку был большим почитателем Моцарта. Справедливо отметить, что он прекрасно проявил себя и в качестве музыкального критика.
Биографы Гофмана сходятся во мнении, что его литературные произведения неразделимы с музыкой. Это прекрасно прослеживается в новеллах – «Кавалер Глюк» и «Крейслериана».
В 1815 г. Гофман потерял место капельмейстера, в связи с чем был вынужден вновь вернуться на службу, которую так ненавидел. Тем не менее, работа юристом позволяла ему быть финансово независимым и оставляла много времени для творчества.
Произведения Гофмана
В 1809 г. Эрнст Гофман опубликовал новеллу «Кавалер Глюк», ставшую первым произведением в его творческой биографии. После этого он написал еще немало новелл, которые были позже объединены в сборник «Фантазии в манере Калло».
За свою жизнь Гофман сочинил десятки сказок, повестей и романов. По его произведениям снято немало мультипликационных и художественных фильмов. Кроме этого во всем мире ставятся спектакли по пьесам драматурга.
В качестве писателя Гофман более всего реализовал себя в последнее десятилетие своей биографии. Наибольшую популярность ему принесли следующие труды:
- «Эликсиры сатаны»;
- «Повелитель блох»;
- «Жизненные убеждения кота Мурра»;
- «Щелкунчик и Мышиный король»;
- «Серапионовы братья».
Личная жизнь
За свою биографию Гофман неоднократно влюблялся в женщин. Будучи еще студентом он несколько лет встречался с молодой девушкой Дорой. Однако он не мог ей сделать предложение, поскольку она была замужем и имела пятерых детей.
В 1800 г. Гофман познакомился с Михаэлиной Рорер-Тжчиньской. Молодые люди часто общались и находили между собой много общего. Спустя 2 года он понял, что влюблен в девушку.
По этой причине Гофман разорвал помолвку с двоюродной сестрой Минной Дерфер, чтобы жениться на Михаэлине. Интересен факт, что ради будущей супруги он принял католичество.
Гофман никогда не жалел о своем решении. Он до беспамятства любил жену, которая всячески поддерживала его и была для него надежной опорой.
Смерть
С 1818 г. состояние здоровья Гофмана начало постепенно ухудшаться. Этому способствовали проблемы на работе, а также злоупотребление алкоголем. В скором времени у него обнаружили болезнь спинного мозга.
Помимо этого, у писателя были натянутые отношения с представителями властей. В своих произведениях он неоднократно критиковал и высмеивал полицейских, доносчиков и шпионов, находящихся в почете у прусского правительства.
Ему даже удалось добиться увольнения начальника полиции, в связи с чем он вызвал к себе ненависть со стороны всего полицейского ведомства.
В начале 1822 г. самочувствие Гофмана резко ухудшилось. Вскоре у него развился паралич, который постоянно прогрессировал и не давал ему полноценно заниматься творчеством. За день до кончины паралич достиг шеи композитора.
Эрнст Теодор Амадей Гофман умер 25 июня 1822 года в возрасте 46 лет.
Если вам понравилась краткая биография Эрнста Гофмана – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще и интересные истории из их жизни в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Источник: https://interesnyefakty.org/ernst-gofman/
"Песочный человек" Эрнста Гофмана: краткое описание новеллы
В этой статье мы познакомим вас, дорогой читатель, с кратким содержанием новеллы «Песочный человек» Гофмана. Здесь вы сможете проследить за всеми злоключениями главного героя, касающимися его возлюбленной и друзей.
В произведении Эрнста Гофмана отражено увлечение автора «ночной» стороной человеческой души, тому иррациональному, что скрывается за маской повседневных забот и рядовых происшествий. Писателя привлекает тема безумия людей, а также их патологические душевные состояния.
Описывая внутренние терзания своего героя, автор проникает в потаенные уголки сознания человека с его неосознанными страхами, зародившимися в раннем детстве.
Краткому содержанию «Песочного человека» предшествует знакомство с героями новеллы, каждый из которых по-своему ценен для заинтересованного читателя.
Главные герои и другие персонажи
Главными героями этой новеллы являются:
- Натанаэль – студент.
- Клара – его возлюбленная и невеста.
- Лотар – хороший друг, брат Клары.
- Коппелиус – главный злодей или «Песочный Человек».
К второстепенным действующим лицам относятся отец и мать героя, а также встречающиеся на его пути персонажи. Это профессор физики Спаланцани и похожий на Коппелиуса продавец барометров Коппола.
Главный герой новеллы – Натанаэль, который к моменту развития основных событий был молодым студентом. Из его первого письма видно, что юноша с детства рос впечатлительным ребенком, восприимчивым ко всему мистическому. Он не готов принимать окружающую реальность в обыденном виде, как это делается большинством людей.
Детские страхи Натанаэля
Гофман с иронией описывает романтичность молодого человека, воображающего себе то, чего не существует в реальности. Именно поэтому повзрослевший Натанаэль не способен отличить истинные чувства от механических действий куклы.
Его возлюбленная Клара – добрая и очень рассудительная для своего возраста девушка. Она не одобряет поэтические опыты жениха, на что он несправедливо обвиняет девушку в бесчувственности и непонимании. Но только она одна способна осознать, в какой опасной форме могут проявиться так далеко зашедшие фантазии Натанаэля.
Самый сложный и спорный персонаж новеллы – адвокат Коппелиус. Если смотреть на развитие событий глазами Натанаэля – этот символ зла предстает сразу в 3-х ипостасях: собственно злодея, продавца Коппола и символичного человека из детских страхов.
При рассудительном подходе к событиям (как это делает Клара) придется согласиться с ней, что Коппола и Коппелиус – всего лишь созвучные имена, оживившие в герое его детские страхи.
Вслед за представлением основных действующих лиц можно ознакомиться с пересказом новеллы Гофмана «Песочный человек» и кратким содержанием этого увлекательного произведения.
Пересказ в тезисах
Основные тезисы, кратко передающие суть изложения:
- В детстве героя часто пугали вымышленным страшилищем, которое похищает непослушных детишек и забирает у них глаза.
- К его отцу для занятий алхимией приходит странный адвокат Коппелиус, вызывающих у детей отвращение.
- Со временем у них в сознании закрепляется устойчивая ассоциация с этим страшилищем.
- Она укрепляется после случайно подсмотренной картины занятия Каппелиуса и отца алхимическими опытами.
- Повзрослев, герой уезжает учиться в другой город и там случайно под видом продавца барометров встречает похожего на Коппелиуса человека.
- После этого детские страхи вновь «просыпаются» в его сознании, и он хочет отмстить адвокату за прежние переживания.
Далее события развиваются стремительно, захватывая знакомство Натанаэля с профессором физики Спаланцани, у которого есть прекрасная дочь. Ученый убеждает его, что он ошибся с продавцом барометров и что тот ему известен как Коппола, не имеющий отношения к Коппелиусу. Следующую за этим череду происшествий можно описать так:
- Натанаэль едет домой и там ведет себя странно, едва не доводя ситуацию до дуэли с Лотаром (из-за оскорбления Клары).
- После этого он возвращается к учебе и сближается с Спаланцани, а затем влюбляется в его дочь Олимпию.
- Приглашенный на бал наш герой знакомится с ней ближе и поражается ее совершенству.
- Случайно Натанаэль обнаруживает как профессор и Коппелиус (сейчас он видит, что это действительно он) разрывают Олимпию на части и вырывают глаза.
Коппелиус лишает глаз куклу автомат
- Девушка оказывается автоматом, изобретенным доктором и оживленным алхимиком, после чего пораженный Натанаэль попадает в сумасшедший дом.
- Оправившись, он прерывает учебу и возвращается домой, где вскоре собирается сыграть свадьбу со своей Кларой.
- Но во время одной прогулки с ним случается приступ безумия, во время которого герой падает с башни и разбивается.
В дальнейшем Клара выходит замуж за другого человека и благополучно растит детей.
Краткое содержание новеллы
Краткое содержание новеллы может быть представлено через обзор событий, следующих по тексту в определенной последовательности. Четкая хронология в нескольких письмах с возвратом в прошлое позволяет автору точнее предать суть психологической драмы главного героя и его конфликта с близкими людьми.
Первое письмо
Это письмо обращено к другу Натанаэля, брату его невесты Лотару. В нем рассказывается о детских страхах героя и его сестер, связанных с ужасным Песочным Человеком, которым няня и родители пугали детей.
Описывается быт рядового семейства, собирающегося в гостиной на ужин и нежелание детей идти вовремя спать. Этим и объясняется появление пугающего персонажа, которого юный герой со временем начинает отождествлять со странным и страшным посетителем, приходящим к его отцу по вечерам.
Это адвокат Коппелиус, ненавидящий детей и вселяющий в них животный страх.
В письме также рассказывается о том, как однажды Натанаэль решил проникнуть в комнату отца и узнать, чем занимаются они в такое позднее время. Но не сдержался во время алхимического опыта, которым занималась эта пара, и выдал себя.
Особо обозлился на нежданного гостя Коппелиус и в гневе потребовал забрать у него глаза для своих опытов, как это делал Песочный Человек в страшных няниных сказках. Отец вымолил у него прощения за сына. Однако злодей начинает выворачивать его ноги и руки, желая разобраться с тем, как устроен мальчик.
Натанаэль в страхе спасается бегством, но потом надолго заболевает. Коппелиус совсем исчезает из города, после чего детские страхи на время прекращаются.
По прошествии года злодей врывается в жизнь семейства опять; он навещает отца Натанаэля, чтобы продолжить с ним алхимические опыты.
Во время их проведения случается несчастье – от сильного взрыва химических препаратов отец погибает.
Далее в письме говорится о том, что уже во время учебы вдали от дома он случайно встречает человека, очень похожего на Коппелиуса, который выдает себя за продавца барометров.
Второе письмо
Второе письмо пишет возлюбленная Натанаэля, обеспокоенная его состоянием (она случайно увидела письмо к брату). Читать его не было целью, но, уловив тревожные нотки в строках любимого, он не смогла остановиться. В своем послании Клара пытается доказать, что все его страхи и сомнения – всего лишь нездоровая фантазия, принимаемая за реальность. Она объясняет это следующими причинами:
- В природе существует темная сила, с детства привязывающая каждого человека к первым жизненным впечатлениям.
- Чем переживания острее – тем сильнее захватывают сознание и не дают ему вырваться из своих пут.
- И, наконец, она уверена, что источник этих темных сил в нас самих и поэтому человеку нужно направить все усилия на то, чтобы разобраться в самом себе.
Для Натанаэля, привыкшего воспринимать свою возлюбленную как простую провинциальную барышню, все эти философствования кажутся очень удивительными. И он пишет еще одно письмо ее брату, Лотару.
Третье письмо
Это письмо написано в ответ на послание Клары.
Герой жалуется другу на то, что невеста принимает рассказы о встрече с двойником Коппелиуса за выдумки нездоровой психики и уговаривает отказаться от своих подозрений и страхов.
Он подтверждает, что в этом же его убеждает учитель физики (доктор Спаланцани). Но герой все же больше склоняется к мысли, что это именно Песочный Человек и упрекает друга в потакании философским настроениям сестры.
Далее он подробно описывает своего учителя, указывая на его внешнее сходство с легендарным шарлатаном и кудесником графом Калиостро. Также Натанаэль вкратце представляет в письме его дочь – спокойную красавицу Олимпию.
Наш герой недоумевает по поводу того, что Спаланцани держит ее взаперти, не допуская никаких вольностей.
Однажды будучи в гостях, он в щелку пытается разглядеть девушку, которая поражает его оцепенелостью во взгляде и кажущейся ненормальностью.
Этой ненатуральной девушке все человеческое чуждо. Несмотря на свою неспособность быть естественной, (а может быть – именно поэтому) безупречная в каждом своем появлении, она покорила сердце юноши. Но открывшаяся со временем правда сводит его с ума. В заключение он обещает очень скоро приехать домой и встретиться с дорогими его сердцу людьми.
В чем идея произведения
Сама идея мистической новеллы о заводном манекене-кукле и влюбленном в нее студенте Натанаэле возникла у Гофмана совсем не случайно. На протяжении 18 и 19 столетий в Европе были очень распространены красочные представления с показом различных механических моделей.
Одним из характерных примеров такого представления являлся показ автоматов Вокансона, хорошо имитировавших движения человека.
Удивленный всем уведенным в своих путешествиях и пораженный правдоподобностью кукольных механизмов, автор садится за написание своего «Песочного человека».
Мотив человеческого автомата, представленного в новелле, по ходу повествования появляется еще до знакомства молодого героя с Олимпией.
«Ты бездушный, проклятый автомат!» – такие гневные слова бросает он в адрес Клары, упрекая ту в непонимании его стихов.
Одновременно с этим только кукла воспринимается им в качестве благодарного слушателя, способного понять все его душевные терзания. Так происходит проникновение реального мира живых переживаний в мистическое воображение больного сознания.
Другим проходящим через всю новеллу мотивом являются человеческие глаза. Именно светлый цвет глаз своей возлюбленной Клары описывает Натанаэль, когда упоминает о них во втором письме к Лотару.
Именно на глаза покушается вымышленный Песочный человек; на них же посягает и адвокат Коппелиус, неожиданно заставший героя в отцовском кабинете.
Глаза – это то, что в первую очередь отражает душу любого человека, поэтому и привлекают внимание юноши в понравившейся ему Олимпии.
Нашему герою кажется, что они излучают чудное «влажное лунное сияние». Увидев эти органы уже не живыми, а брошенными злодеями на пол, Натаниэль не может смириться с тем, что его новая любимая – заводная кукла.
В заключение отметим, что именно глаза Натанаэля, смотревшие через подаренную Копполой подзорную трубу, становятся причиной страшной смерти героя.
Наряду с мистическим образом Коппелиуса и детскими страхами юноши этот символ становится композиционным центром новеллы, на котором концентрируется внимание читателя.
Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/novella-pesochnyy-chelovek-gofmana.html
Эрнст Гофман краткая биография
Гофман Эрнст Теодор Амадей — немецкий писатель и композитор. Краткая биография Гофмана изложена в этой статье.
Гофман биография кратко
Родился 24 января 1776 г. в Кенигсберге (ныне Калининград). Сын чиновника. Родители разошлись, когда мальчику было три года; его воспитывал дядя — юрист по профессии.
В 1800 году Гофман прекрасно окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связал свою жизнь с государственной службой. До 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием.
После университета он получил место ассесора в Познани, где был радушно принят в обществе. В Познани молодой человек так пристрастился к кутежам, что был переведён в Полоцк с понижением в должности.
Там Гофман женился на польке из добропорядочной буржуазной семьи и остепенился.
Несколько лет семья бедствовала, Гофман периодически работал как дирижёр, композитор и декоратор в театрах Берлина, Бамберга, Лейпцига и Дрездена, писал статьи о музыке для журналов.
После 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства. Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции.
Он явился одним из основоположников романтической эстетики, представлял музыку как «неведомое царство», раскрывающее человеку смысл его чувств и страстей.
Ему принадлежит романтическая опера «Ундина» (1813 г.), симфонии, хоры, камерные сочинения и др.
Во время битвы при Ватерлоо Гофманы оказались в Дрездене, где пережили все тяготы и ужасы войны. Именно тогда Гофман подготовил к печати сборник «Фантазии в духе Калло» (в четырёх томах, 1815 г.), куда вошли новеллы «Кавалер Г’люк», «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера», «Дон Жуан».
В 1816 г. Гофман получил в Берлине место советника юстиции, обеспечивающее твёрдый доход и позволяющее посвящать время искусству. В литературном творчестве он проявил себя как классический романтик.
В новеллах, повестях «Золотой горшок» (1814 г.), «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819 г.), романе «Эликсир дьявола» (1816 г.) мир представлен словно видимый в двух планах: реальном и фантастическом, причём фантастический постоянно вторгается в реальный (феи пьют кофе, колдуньи торгуют пирожками и т. п.).
Писателя влекла область таинственного, запредельного: бред, галлюцинации, безотчётный страх — его излюбленные мотивы.
Умер 25 июня 1822 г. в Берлине.
Источник: https://ktoikak.com/ernst-gofman-kratkaya-biografiya/
Эрнст Гофман краткая биография
Сказки писателя содержат глубокий смысл, витиеватый сюжет. Они красивы и чувственны и предназначались для взрослого читателя. Гофман, как повествует биография, был разносторонне талантлив. Увлекался не только писательством, но изучал философию и создавал красивую музыку.
Эрнст Теодор Амадей Гофман биография для детей
В городе Кенигсберге, холодной зимой 1776 г. – 24 января – родился мальчик. Его назвали Эрнст Теодор Вильгельм Гофман. Он был третьим и младшим ребенком в семействе. Средний брат умер когда был совсем крошкой. Родители вскоре развелись, детей поделили: старшего забрал отец, а Эрнст Гофман, как сообщает биография, остался с матерью.
Талантливый ребенок был очень любознательным, проявлял склонность к рисованию, сочинению музыки, писательству. С пяти лет Эрнст начал обучение в школе. Много читал.
В 24 года Гофман окончил юридический факультет университета, пошел работать на государственную службу. Биография Э. Гофмана информирует, что его в 1802 г. отправили в ссылку в Плоцк за карикатурные рисунки офицеров, сделанные им на балу.
В 1804 г. переехал в Варшаву. Годы, проведенные в Польше, Теодор Амадей Гофман признавал самыми счастливыми. Биография рассказывает, что он работал на госслужбе, а вечерами занимался рисованием и писал музыку.
Занятия творчеством не приносили много денег, и Гофману приходилось мириться с ненавистной службой. Только после получения наследства он ненадолго смог поработать капельмейстером.
Гофман после основной работы, как сообщает биография, погружался в творчество, забывая про сон.
Последние годы был парализован. Произведения записывала его жена. Умер Эрнст Гофман в Берлине, летом 1822 года.
Молодой человек решил стать композитором. Сочиненную им оперетту благосклонно приняла королева Пруссии. Она дала начинающему гению рекомендации для Королевского театра. Но Гофман, как сообщает его биография краткая, отбыл в Позен – нынешнюю Польшу.
«Веселые музыканты», предшественник мюзикла в 2-х актах, Гофман сочинил в 1804 г.
Через 2 года, французская армия захватила Варшаву. Писатель голодал, стойко переносил сложности оккупации. В 1809 г. новелла «Кавалер Глюк» принесла литературный успех. Через 5 лет писатель опубликовал повесть «Золотой горшок».
Сборник произведений – «Фантазии в манере Калло», понравился читателям. Самое известное в своей биографии литературное произведение для детей – «Щелкунчик и Мышиный король» – Гофман сочинил для детишек друзей.
Сказочный рассказ имел оглушительный успех.
В 1819 году написал «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».
Интересные факты сообщает биография Гофмана : он любил котов и создал книгу «Житейских воззрений Кота Мурра». Вскоре последовало продолжение, второй том книги.
Официальный союз Гофман заключил с Марианной Теклой Михалиной Рорер. Дочка, рожденная в браке, умерла, едва ей минуло 2 года.
Интересные факты
Из почтения к великому композитору Амадею Моцарту Гофман, как повествует биография, заменил свое имя «Вильгельм» на «Амадей». Критические статьи о музыкальных произведениях подписывал псевдонимом Иоганн Крайслер.
Участвовал в литературном конкурсе газеты, куда отправил 14 работ о театре. Завоевать главный приз ему не удалось, но он получил 100 монет за талантливое исполнение.
Источник: https://sochinyshka.ru/ernst-gofman-kratkaya-biografiya.html
Краткая биография Эрнста Гофмана для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное
Главная>Биографии писателей и поэтов
Краткая биография Эрнста Гофмана
Вариант 1
Эрнст Теодор Амадей Гофман – выдающийся немецкий писатель, композитор и художник, представитель романтизма. Родился 24 января 1776 года в Кенигсберге в семье прусского адвоката. Когда ему было всего три, родители развелись и большую часть детства он провел в бабушкином доме.
В воспитании мальчика главным образом участвовал его дядя-юрист по материнской линии. Это был умнейший человек с богатым воображением. Гофман рано стал проявлять склонности к музыке и рисованию, однако выбрал карьеру юриста.
На протяжении всей последующей жизни совмещал юриспруденцию с искусствами.
В 1800 году он блестяще окончил Кенигсберский университет и поступил на государственную службу. Все попытки зарабатывать искусством приводили к обнищанию. Материальное положение писателя улучшилось только после получения небольшого наследства в 1813 году.
Некоторое время он работал театральным капельмейстером в Бамберге, а затем дирижером оркестра в Лейпциге и Дрездене. В 1816 году он вновь вернулся на государственную службу, став судейским чиновником в Берлине. На этом посту он оставался вплоть до смерти.
Свою работу он считал ненавистной, поэтому в свободное время стал заниматься литературной деятельностью. По вечерам он запирался в винном погребе и писал ужасы, приходящие на ум, которые впоследствии превращались в фантастические повести и сказки.
Особой популярностью пользовался сборник рассказов «Фантазии в манере Калло» (1814-1815). После этой книги его начинают приглашать в различные литературные салоны. Затем выходят «Ночные рассказы» (1817), «Серапионовы братья» (1819-1820). В 1821 году Гофман начал работать над «Житейскими воззрениями кота Мурра».
Это отчасти автобиографическое произведения, исполненное мудрости и остроумия.
Одним из наиболее известных работ писателя была сказка «Золотой горшок». Из музыкальных сочинений особенно популярна была опера «Ундина». Изначально немецкие критики не смогли должным образом оценить талант Гофмана, тогда как в других странах его произведения пользовались большим успехом.
Однако со временем он снискал себе репутацию талантливого музыканта и литературоведа. Впоследствии его работы оказали влияние на творчество Эдгара По и нескольких французских писателей. Жизнь Гофмана и его произведения легли в основу оперы Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана».
Писатель умер 24 июня 1822 года в результате паралича.
Вариант 2
Немецкий писатель, а также композитор Эрнст Теодор Амадей Гофман родился в Кенигсберге 24 января 1776 года. Вскоре родители мальчика развелись, и воспитанием ребенка занялся его дядя, под влиянием которого молодой Гофман поступил в Кенигсбергский университет на факультет юриспруденции.
Во время учебы в этом заведении были написаны первые романы Гофмана. После окончания университета писатель работал в Познани на должности асессора, но затем был переведен в Полоцк, где женился и остепенился.
Вскоре Гофман ушел с госслужбы, надеясь посвятить себя искусству. В 1803 году было напечатано первое эссе писателя «Письмо монаха своему столичному другу», а позже написано несколько опер, которые Гофман безрезультатно пытался поставить на сцене.
В это время Гофман трудился композитором и капельмейстером в Дрездене. Этих денег молодой семье едва хватало на то, чтобы сводить концы с концами.
Потеряв должность капельмейстера, в 1815 году Гофман вынужден был вновь вернуться на госслужбу, но уже в Берлине. Это занятие приносило доход, но делало писателя неудовлетворенным жизнью. Единственным спасением для него стало вино и творчество.
В 1815 году Гофманом была закончена повесть «Золотой горшок» и написана опера «Ундина». В это же время увидели свет два тома первой напечатанной книги писателя — «Фантазий в манере Калло». С тех пор Гофман становится популярным литератором, а его «Ундину» ставят на сцене Национального театра.
Тяжело заболев, Гофман вскоре умирает в Берлине от паралича 24 июня 1822 года. Перед смертью он успевает продиктовать последние свои произведения: «Повелитель блох», «Угловое окно» и «Враг».
см. также:Краткие биографии других писателей и поэтов
Источник: https://www.sdamna5.ru/gofman
Гофман Эрнст “Щелкунчик и мышиный король” Читательский дневник
- Гофман Эрнст.
- Название: «Щелкунчик и мышиный король».
- Жанр: сказка.
- Тема произведения: дружба.
- Число страниц: 64.
- Главные герои и их характеристика
- Мари Штальбаум.
Девочка семи лет. Добрая,
отзывчивая, храбрая. - Франц Штальбаум. Её брат. Задиристый, боевой,
воинственный, но добрый. - Советник Дроссельмейер. Мастер на все руки,
немного волшебник. - Щелкунчик, он же молодой племянник Дроссельмейера.
Храбрый, честный, красивый.
О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)
Девочка Мари выбирает в подарок куклу Щелкунчика и
становится свидетелем битвы Щелкунчика и мышей. Она узнаёт тайну Щелкунчика,
путешествует в его королевство и расколдовывает Щелкунчика.
Сюжет – краткое содержание
- Самым лучшим из рождественских подарков Мари
кажется Щелкунчик, и она забирает его в спальню. - Ночью происходит великая битва кукол и мышей, а
Мари ранится разбившимся стеклом. - Дроссельмейер рассказывает сказку про орех
кракатук и своего племянника. - Мари просит у Франца саблю, отдаёт её Щелкунчику,
и тот убивает мышиного короля. - Щелкунчик ведёт Мари в страну сладостей и
представляет её своему двору. - В доме появляется племянник Дроссельмейера,
который просит Мари быть его невестой.
Понравившийся эпизод
Мне понравилось описание сказочного королевства, в котором
были Апельсиновый ручей, Леденцовый луг, Пряничное село, а столицей королевства
был город Конфетенбург. Повсюду там были разные сладости, которые можно было
есть.
План произведения для пересказа
- Чудесные подарки.
- Сломанный Щелкунчик.
- Битва в спальне.
- Разрезанная рука.
- Болезнь.
- Сказка о кракатуке.
- Сабля для Щелкунчика.
- Смерть мышиного короля.
- Сказочная страна.
- Племянник.
- Главная мысль
- Только настоящая любовь способна творить настоящие чудеса.
- Чему учит эта книга
Сказка учит верности, взаимовыручке, отзывчивости,
самоотверженности. Учит не отступать перед опасностью, учит бороться до
победного конца. Учит всегда стоять на стороне добра. Учит смелости и
храбрости.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, моё отношение к прочитанному
Мне очень понравилась девочка Мари, главная героиня этой
сказки. Она боялась за жизнь Щелкунчика больше, чем за свою собственную, и
готова была на любые жертвы, чтобы спасти своего любимца. Она заслужила стать
сказочной принцессой.
- Новые слова и выражения
- Эскадрон – отряд всадников.
- Доломан – гусарская короткая куртка.
- Субтильный – слабый, тонкий, хрупкий.
- Пословицы к произведению
- Друг познаётся в беде.
- Крепко верить – значит победить.
- Не так страшен чёрт, как его малюют.
- Друг друга поддерживать – победу одерживать.
- Победа не снег, сама на голову не падает.
- Назад к содержанию
Похожее
Источник: https://pushkinsdelal.ru/gofman-yernst-shhelkunchik-i-myshinyy-kor/
Почему новеллы Гофмана не совсем сказки и не совсем для детей
Увлекательная фабула — это еще не все. Эрнст Теодор Амадей Гофман — создатель особенного жанра интеллектуального ужаса для истинных ценителей. Несмотря на то, что его сказки знакомы нам с детства, более того, некоторые из них входят в школьную программу, к разряду детской литературы их можно отнести с большой натяжкой. И вот почему…
Гофман — Босх от мира литературы
Ценители изобразительного искусства нередко шутят, что полотна Иеронима Босха можно определить по внушительному количеству помещенных на них персонажей. Примерно та же схема работает и с мистическими историями Гофмана. Пожалуй, не найдется другого такого сказочника, чьи произведения были бы заселены так же обильно.
Новеллы Гофмана многослойны: каждая сказка включает в себя один, а то и два подспудных сюжета, в каждом из них присутствуют многочисленные жители, реальные и не очень.
Персонажи с труднопроизносимыми именами вроде Проспера Альпануса или архивариуса Линдгорста то и дело являются на страницах гофмановских повестей, некоторые из них задерживаются до самого финала, другие же — исчезают, едва произнеся одну реплику. Но каждый из них — та необходимая шестеренка, без которой движение литературного механизма невозможно.
К слову, в самой масштабной экранизации по мотивам биографии и произведений Гофмана — мультфильме Станислава Соколова «Гофманиада» — эта «насыщенность» персонажами реализована очень точно. Лента настолько ярко передает атмосферу густонаселенных сказок, что создается ощущение, будто консультировал фильм сам сказочник.
Страх и жуть
Атмосферу детских ужастиков для взрослых Гофман мастерски создавал не только на страницах книг, но и в собственном кабинете: он (как утверждает польский писатель Ян Парандовский в «Алхимии слова») работал в комнате, оклеенной черными обоями, а на лампу надевал то белый, то зеленый, то голубой абажур. Неудивительно, что в подобном пространстве из-под пера писателя появлялись по-настоящему жуткие истории.
В «Золотом горшке» студента Ансельма то и дело преследует образ старухи ведьмы. Та является ему то вместо садовой статуи, то прикинувшись шнурком от дверного звонка. В сказке «Песочный человек» добрая няня повествует ребятишкам о монстре, который забирает у детей глаза и скармливает их своим детям с совиными клювами, которые живут в свитом на Луне гнезде.
Страшнее только сказки братьев Гримм или Шарля Перро в авторских редакциях. У Гофмана, правда, детские сердца никто не поедает и кожу с себя сдирать для сохранения вечной молодости не спешит. Здесь ужас иного толка.
Гофмановский страх из разряда первобытных, подкожных, тех, что заставляют нас ночью подскакивать на постели в холодном поту и верить, до дрожи в коленках верить в реальность происходящего. К тому же именно у него страшные события всегда случаются в качестве наказания за тот или иной проступок.
Иными словами, никакого ужаса ради ужаса — исключительно воспитание нравственности и добродетели. Все в старых добрых бюргерских традициях.
Сомнительный хеппи-энд
Каждому из героев своих новелл Гофман предлагает увлекательное путешествие на границе двух миров — реального и фантастического. Стороны эти то и дело меняются местами, соперничают, встречаются в неравной схватке. Побеждает, впрочем, всегда реальность…
но с оговоркой. Да, Мари в «Щелкунчике» победила Мышиного короля, но превращение игрушки в принца оказалось всего лишь сном.
Да, Ансельм в «Золотом горшке» воссоединился с прекрасной Серпентиной, но она как-никак змея, а все мы знаем, чем чреваты отношения с волшебными пресмыкающимися.
Создавая свои фантастические новеллы, которые лишь отчасти похожи на традиционные сказки, Гофман всегда оставляет последнее слово за собой. Хотите верить в хеппи-энд? Пожалуйста, но…
Любовь как второстепенный персонаж
Пока в других сказках малахольные принцы в тоске по неизведанному путешествуют по миру в поисках той самой единственной, которая либо спит, уколовшись веретеном, либо сидит в заточении у злой волшебницы, герои Гофмана не спешат ставить любовь во главу угла. Гораздо важнее для них восстановить справедливость, постичь науку и, в конце концов, если повезет, жениться на какой-нибудь славной девушке.
Истинное зло, которое, к слову, кроется в жажде легкой наживы, по мнению Гофмана, победить в состоянии отнюдь не любовь, а живой ум и удачливость.
В «Щелкунчике» привязанность Мари к деревянной игрушке хоть и двигатель всего действия, однако замужество здесь отходит на второй план.
В истории про крошку Цахеса никто не спешит отвоевывать у отвратительного карлика Кандиду, спасение героини происходит как будто походя, между гораздо более важными делами. Иными словами, спасли и хорошо.
В «Королевской невесте» свою возлюбленную из лап короля Даукуса Кароты студент-поэт Амандус вызволяет отнюдь не благодаря доблести и отваге, а при помощи собственных стихов. Они были настолько бездарными, что господин Карота, не выдержав пытки, провалился сквозь землю.
А вот сама хорошенькая Аннхен, соблазнившись богатствами злого гнома, прикинувшегося королем неведомой страны, день ото дня теряет красоту — в качестве платы за финансовое благополучие.
Заканчивается, впрочем, все более-менее хорошо: Аннхен, прозрев, возвращается к Амандусу, гном повержен, все счастливы. Вот только надолго ли, как будто невзначай интересуется Гофман у своего читателя.
Анна как была, так и осталась любительницей люксовой жизни и, судя по всему, Амандусу придется изрядно попотеть, чтобы удовлетворить потребности красотки, ну или перевоспитать ее, что тоже задача не из легких.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a94104ead0f22294861031b/5da02b16ec575b696c7b27ce
Краткое содержание произведений | Эрнст Теодор Амадей Гофман. Житейские воззрения Кота Мурра
При
подготовке к печати записок Мурра, потомка прославленного Гинца фон
Гинценфельда (более известного миру как Кот в сапогах), издатели обратили
внимание на присутствие в рукописи явно посторонних фрагментов — отрывков из
опубликованного ранее повествования о капельмейстере Иоганнесе Крейслере и его
друге маэстро Абрагаме. Страницы эти оказались в рукописи Мурра по той простой
причине, что Кот использовал их — распотрошив книгу из библиотеки своего
хозяина Абрагама — в качестве промокательной бумаги. По странному совпадению, многие эпизоды жизнеописания Крейслеpa дополняют события, изложенные Котом
Мурром, — но это сущая случайность, поскольку Мурр придерживался строгой
хронологии, а страницы из книги вырывались им произвольно. Тем не менее
издатель оставил все как есть — на том основании, что именно Крейслеру маэстро
Абрагам вверил заботу о Коте Мурре, удаляясь от двора князя Иринея.
Князь
имел некогда пусть миниатюрное, но собственное княжество, потерянное им после
роспуска Бонапартом прусской администрации в Польше (кое-кто, впрочем, полагал, что княжество попросту выпало из его кармана на прогулке).
Наиболее
влиятельными лицами при дворе были советница вдова Бенцон (в молодые годы
фаворитка князя) и маэстро Абрагам, слывущий магом и алхимиком.
Органный мастер
и настройщик роялей, он снискал славу иллюзиониста и устроителя фейерверков и
парковых аллегорий, был обласкан старым князем, после его смерти странствовал
по Европе, но затем снова призван служить при дворе поселившегося в
Зигхартсвейлере Иринея.
Еще
одно влиятельное — но совершенно в ином роде — лицо при дворе, возбуждающее в
свите самые противоречивые чувства, это капельмейстер Иоганнес Крейслер, дающий
уроки музыки дочери князя принцессе Гедвиге и её подруге Юлии, дочери вдовы
Бенцон. Рано осиротевший, Крейслер был воспитан и обучен нотной грамоте маэстро
Абрагамом, который на всю жизнь стал его лучшим другом.
Жизнью
и душевными устремленьями обязан Абрагаму и Кот Мурр.
Он полагает, что родился
в доме маэстро, причем не иначе как на чердаке (откуда еще могла взяться
возвышенность его ума и духа); между тем слепым котенком, вкупе с братьями и
сестрами, он был подвергнут утоплению в реке и, чудом не захлебнувшись, вытащен
из воды за шкирку проходившим по мосту Абрагамом.
Воспитание в традициях Руссо, наряду с тягой к письменному столу маэстро и книгам на столе, привело к тому, что Мурр очень скоро выучился читать (сравнивая читаемое хозяином вслух со
словами в книге), а затем и писать.
Первыми литературными опытами Кота были
дидактический роман «Мысль и чутье, или Кот и Пес» (созданный не без влияния
пуделя Понто), политический трактат «К вопросу о мышеловках» и трагедия
«Кавдаллор — король крысиный».
Увы, тетрадь со стихами Мурра, данная на
прочтение Понто, попала в руки хозяину пуделя профессору эстетики Логарио, и
тот (очевидно, что из зависти) наябедничал на феноменально одаренного Кота
маэстро Абрагаму. Маэстро обеспокоен тем, что киска более озабочена изящной
словесностью, нежели мышами, и закрывает Мурру доступ к чтению, «Что может
причинить гению большую боль, чем видеть себя непризнанным и даже осмеянным!» —
сетует Мурр, но утешается тем, что еще вольнее в результате стал творить его собственный
разум.
Похожие
переживания испытывает и капельмейстер Крейслер. Он тяготится своей ролью при
дворе, светским этикетом и лицемерием. «В жилах этого молодого человека
струится одна только музыка», — перефразирует он описание некоего старинного
инструмента в музыкальном лексиконе.
Утешением служит Крейслеру общество милой
фрейлейн Юлии, чья душа, как и его, открыта божественным звукам. К их
уединенным занятиям музыкой присоединяется и принцесса Гедвига, питавшая
поначалу к капельмейстеру, как ему казалось, неприязнь.
Принцесса признается
Крейслеру в причине своего смятения от появления его при дворе: сердце её
терзается воспоминанием о придворном живописце, сошедшем с ума от любви к её
покойной матери; множество дивных портретов княгини украшают стены замка до сих
пор, внушая Гедвиге мысль о том, что человек рожден для жизни лучшей, чем та, которую ведет она. «Любовь артиста! — восклицает Гедвига. — О, это прекрасный, небесный сон — но только сон, только тщетная мечта!..»
История, рассказанная принцессой Гедвигой, глубоко взволновала Крейслера. Неземная
музыка и неземная любовь — вот и все, что имеет истинную ценность, не
подвержено сомнениям и насмешкам, с коими он взирает на все кругом.
Доверительно беседуя с маэстро Абрагамом, он находит в нем полного союзника.
В
жизни маэстро было две минуты счастья: когда он внимал звукам старинного органа
в удаленном от мирской суеты аббатстве и когда с ним была его Кьера, его юная
ассистентка в фокусе с Невидимой Девушкой, а затем и жена.
Благодаря её
пророческому дару и магнетическому воздействию на людей, даже на большом
расстоянии, фокусник и механик Абрагам и был приближен ко двору старого князя.
Недолго длилось блаженство: вскоре после смерти князя Кьера бесследно исчезла.
Эта сердечная рана поныне не зажила.
…Час
любви пробил и для Кота Мурра: наступили мартовские иды — и на одной из ночных
прогулок по крыше он встречает очаровательную кошечку по кличке Мисмис. Первое
любовное свидание прерывают и омрачают два её отвратительных кузена: они
жестоко избивают Мурра и сбрасывают его в сточную канаву.
Образ Мисмис
преследует его, он слагает в её честь гимны и мадригалы. Плоды его вдохновения
оплачены сполна! Мурр и Мисмис вновь встречаются под луной, никто им не
препятствует петь дуэтом (она — на редкость музыкальна).
Кот решается применить
радикальное средство от последующих амурных терзаний: предлагает своей
Прекрасной Даме лапу и сердце. О Боги! Она — согласна!.. Однако в жизни всякого
поэта часы блаженства скоротечны: Мисмис изменяет Мурру с пестрым котом-ловеласом.
Объяснение супругов протекает на диво спокойно; оба признаются друг Другу в
сердечном охлаждении — и решают идти далее каждый своим путем. Мурр
возвращается к наукам и изящным искусствам с еще большим рвением, чем до
встречи с Мисмис…
Тем
временем в Зигхартсвейлер приезжает из Италии принц Гектор, потомок знатного и
богатого рода, за которого князь Ириней задумал выдать дочь. На балу Гедвига
ведет себя более чем странно, шокируя весь двор: она три раза кряду пляшет с
принцем лихой итальянский танец, совсем не свойственный её природе. Принц ей
совсем не мил — но оказывает на нее какое-то демоническое воздействие.
Сильное
впечатление производит принц и на Юлию: она в беседе с матерью уподобляет его
взгляд огненному взору василиска. Советница Бенцон смеется: сразу двум девицам
милый принц кажется чудовищем — что за глупости! Нет, это голос сердца, уверяет
мать Юлии.
После бала ей снился принц, под видом капельмейстера Крейслера
заключивший её в объятья со словами: «Ты уже убита — и отныне должна быть моей!»
От этих посягательств её избавляет во сне истинный, а не мнимый Крейслер —
благодетельный дух замка, призванный оградить и её и принцессу Гедвигу от злых
чар.
Советница Бенцон толкует этот сон на свой лад: Иоганнес Крейслер —
человек, вносящий разлад в жизнь при дворе князя. Мало ей маэстро Абрагама —
теперь еще и этот музыкант! Она обязана вмешаться в развитие событий!..
Нечего
говорить, что неприязнь к принцу Гектору питает и Крейслер. Абрагам согласен:
это сущий змей-искуситель. Брак с Гедвигой он готов заключить лишь по расчету, в действительности у него виды на Юлию. Разумеется, Крейслер должен вступиться
за её честь, но обычное оружие здесь неуместно.
Маэстро Абрагам вручает другу
миниатюрный портрет некоего лица, взгляд на которое повергнет Гектора в ужас и
обратит его в бегство. Предсказание сбывается в точности. Но и капельмейстер
внезапно исчезает из замка. В парке находят его шляпу со следами крови. Ясно, что кто-то — скорее всего, адъютант Гектора — пытался его убить.
Но убил ли?
Ответа нет: адъютанта в эту ночь тоже след простыл…
Новый
приятель Мурра черный кот Муций упрекает его: «Вы бросились из одной крайности
в другую, вы вот-вот превратитесь в отвратительного филистера, чьи действия
зависят от привходящих обстоятельств, а не от голоса чести.
Ваше уединение вас
не утешит, но еще больше вам навредит!» Муций рекомендует Мурра своим друзьям —
кошачим буршам, принимающим его как собрата, распевая «Gaudeamus igitur» и
прочие гимны.
Их кружок распадается после нескольких спевок на крыше: обитатели
дома травят буршей гнусными собаками, вследствие чего отдает Богу душу славный
Муций. На тризне Мурр знакомится с прелестной маленькой кошечкой Миной.
Он
готов ринуться на штурм её сердца — и вдруг видит поодаль Мисмис, о которой и
думать позабыл. Мисмис останавливает Мурра: «Мина — твоя дочь!» Кот
возвращается к себе под печку, дивясь причудам и превратностям судьбы…
Крейслер
— о чем он извещает в письме маэстро Абрагама — нашел приют в монастыре.
В то
время как в Зигхартсвейлере происходят в его отсутствие бурные события (болезнь
и чудесное исцеление Гедвиги, тайное возвращение принца Гектора, обнаружение
трупа его адъютанта, наконец, въезд гусарского полка из столицы — там прошел
слух, что в замке князя Иринея заговор и чуть ли не революция), виновник всего
этого впервые испытывает душевное равновесие и посвящает себя музыке. Во сне
ему видится Юлия — ангельская дева, поющая неслыханной красоты «Agnus Dei»;
проснувшись, Крейслер записывает эту музыку, сам до конца не веря в то, что он
— её автор. Он готовится принять монашеские обеты — но тут в аббатство
приезжает из Италии новый настоятель отец Киприан, назначенный самим римским
папой. Мрачный аскет, он решительно меняет уклад жизни в монастыре. Крейслер
ясно видит: в новых обстоятельствах музыка в его душе заглохнет. Ночью в
аббатстве совершается отпевание — в покойнике Крейслер узнает адъютанта принца
Гектора, которого он убил, защищаясь от его нападения в Зигхартсвейлерском
парке… Капельмейстер догадывается, что оказался вовлечен в некую страшную
тайну, к которой имеет прямое отношение отец Киприан, — о чем без обиняков и
объявляет новому аббату. Суровый монах мгновенно преображается и, преисполненный духа кротости и любви, рассказывает Крейслеру повесть своей
жизни, проливающую свет и на многое, касающееся обитателей замка, где еще
недавно искал вдохновения наш музыкант.
В
молодости отец Киприан, наследник могущественного государя, и его младший брат
были на военной службе в Неаполе. Будущий аббат вел образ жизни самый
распутный, не пропуская ни одной красотки.
Однажды
на улице какая-то старуха цыганка предложила ему познакомиться с дамой не
только прекраснейшей, но и равной принцу по происхождению. Антонио (так его
звали тогда) счел старуху за обыкновенную сводню.
Каково было изумление принца, когда, спустя несколько дней, он встретил старуху в обществе самой чудесной из
виденных им дам.
Молодую даму звали Анджела Бенцони, она родилась от внебрачной
связи двух весьма знатных особ и — плод преступной любви — определена была жить
вдали от дома, до особых распоряжений, под присмотром своей заботливой
няни-цыганки, принятой принцем за сводню.
Анджела ответила взаимностью на
чувства Антонио, и их тайно обвенчали в капелле Сан-Филиппо. Раскрыв эту тайну
и увидев жену старшего брата, принц Гектор воспылал к ней страстью. Вскоре
Антонио застиг его в покоях Анджелы.
Произошло бурное объяснение; в бокал
Анджелы Антонио всыпал яд, но и сам пал замертво от кинжала Гектора. Чудесным
образом исцеленный, Антонио дал обет замаливать свой грех в монастыре. В ту
пору в Италии оказался маэстро Абрагам, под видом фокусника Северина искавший
милую Кьяру.
Старуха цыганка вручила ему миниатюрный двойной портрет, где, между изображениями Антонио и Анджелы, хранилось письменное свидетельство о
двойном убийстве. Все изложенное, как мы видим, объясняет и трепет принца
Гектора в ту минуту, когда Крейслер показал ему сие неотразимое оружие, полученное из рук маэстро Абрагама; и влияние, коим пользовалась при дворе
князя советница Бенцон, мать внебрачной его дочери; и её догадки на тот счет, что старый фокусник знает о ней нечто важное… и еще многое, многое иное.
Именно
теперь, когда, казалось бы, должно произойти в повести все самое главное, она
неожиданно обрывается. Неожиданно — как решение принцессы Гедвиги выйти замуж
за немилого ей Гектора.
Неожиданно — как возвращение капельмейстера Крейслера в
замок, его отказ от служения Богу и музыке ради любви Юлии.
Неожиданно — как
отъезд маэстро Абрагама за границу, похоже, на новые поиски «Невидимой
Девушки»…
Неожиданно
— как и смерть Кота Мурра, только вступавшего на порог славы и еще более
поразительных свершений.
Скачали данный реферат: Сафронов, Семичаевский, Домна, Чаадаев, Genrietta, Gromov.
Последние просмотренные рефераты на тему: бесплатные шпаргалки по праву, 5 баллов, bestreferat, дипломная работа методика.
Категории:
1
Источник: https://claw.ru/referatti/enciklopediya-referatov/proizvedeniya/referaty-kratkoe-soderzhanie-proizvedeniy-ernst-teodor-amadey-gofman-zhiteyskie-vozzreniya-kota-murr.html