Обоз — краткое содержание басни крылова

Как много раз мы удивлялись рифмованным историям Ивана Андреевича Крылова! В школьном возрасте многие из нас просто восхищались его способностью проводить аналогию животных с людьми, и на примере его басен легко усваивали жизненные истины.

Данного автора без зазрения совести можно назвать знатоком душ человеческих, ведь он способен указывать людям на их самые порочные поступки, что дает нам возможность взглянуть на себя со стороны и сделать определенные выводы. Анализ басни Крылова «Обоз» на примере такого животного, как лошадь, покажет нам несколько плохих человеческих качеств.

Для чего это нужно? Возможно, для того, чтобы расставить приоритеты и оценить некоторые жизненные ситуации.

«Обоз» Крылова – краткое содержание

Эта увлекательная история базируется на сюжете, где несколько людей при помощи лошадей перевозят на телегах большие глиняные горшки. Впереди всего обоза шел опытный старый конь, который знал, что делать в сложных ситуациях, а позади уверенно шагала молоденькая лошадка.

Обоз - краткое содержание басни Крылова

Анализ басни Крылова «Обоз» лучше всего проводить на основной части произведения, которая начинается с разговора молоденькой лошади перед крутым спусков.

Она начинает осуждать опытного коня за то, что он слишком медленно плетется вниз, и уверять остальных участников путешествия в том, что спустится гораздо быстрее, но в тот момент, когда приходит ее очередь преодолевать непростой участок пути, лошадь не может справиться с поставленной задачей и валит за собой телегу, в ходе чего разбиваются все перевозимые хозяевами горшки.

Анализ басни Крылова «Обоз»

Знаменитый баснописец даже не подозревал о том, что идеально передал в изложенном сюжете современную ситуацию на дорогах. Басня «Обоз» Крылова оригинальным образом показывает поведение некоторых участников движения, которые вечно недовольны манерой езды других людей.

В монологе молодой лошади проскальзывают типичные фразы современного автомобилиста, а ведь стоит заметить, что во времена бытности Ивана Андреевича присутствовал как раз-таки каретный транспорт… Выполняя анализ басни Крылова «Обоз», складывается впечатление о том, что автор высмеивал нетерпеливых лакеев, которые управляли конницами.

Неужели на дорогах нашей страны в 18 веке была аналогичная сегодняшней ситуация? Как знать.

Обоз - краткое содержание басни Крылова

Мораль произведения

Басни Ивана Крылова прекрасны тем, что каждый человек видит в них свою мораль. Тем не менее, сам автор традиционно приводит в конце каждого стихотворения пару четверостиший, в которых сосредоточен некий завершающий тезис, сконцентрировавший в себе основной смысл басни.

Обоз - краткое содержание басни Крылова

«Обоз» на примере самоуверенной лошади показывает нам людей, которые, не разбираясь в какой-либо теме либо имеющие слишком мало опыта в совершаемых действиях, берутся критиковать тех, кто по их мнению поступает неправильно.

Многие из вас наверняка встречались с подобным типом людей, общение с которыми часто сводится к тому, что встречать их на своем жизненном пути потом уже не хочется.

Крылов удивительным образом способен обыгрывать человеческие пороки, которые после прочтения его басен становятся нам еще более заметными.

Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/literatura/publikacii-i-napisanie-statej/analiz-basni-krilova-oboz-proizvedenie-aktualnoe-v-sovremennom-mire/

Какая мораль басни обоз. Анализ басни Крылова «Обоз»: произведение, актуальное в современном мире

Какова мораль басни Крылова Обоз
и к каким жизненным обстоятель­ствам она может быть применима? Подготовьте небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью этой басни.

Ответ

Мораль басни И.А. Крылова частично выражена в эпи­логе и заключается в том, что многие люди часто предлагают поспешные и непродуманные решения, не вникнув должным образом в ситуацию.

Когда же они сами оказываются перед необходимостью решать сходные задачи, попытка реализовать свои беспредметные амбиции приводит к катастрофе.

Прежде чем давать советы, надо сначала увидеть проблему изнутри, а не пытаться найти решение наскоком.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, сходными с той, что описана в басне.

Например, часто болельщики ругают спортсменов, совершающих какие-то ошибки, и, сидя на трибунах или перед телевизором, дают им разнообразные советы.

Но понятно, что, выпусти их на поле, — у них совсем ничего не получится. Басня учит вдумчивости, умению правильно оценить свои си­лы и распределить их, а также предостерегает от поспешных советов.

В качестве примера можно привести такую историю.

Раньше у нас на лестничной клетке был сосед, которого звали Стёпа. Он был мой ровесник. и когда мы гуляли во дво­ре, он часто играл вместе со всеми. Он был совершенно беза­лаберным хвастуном и терпеть не мог, если кто-либо из ребят рассказывал о каких-то своих успехах. Говорили про Диму. который вместе с отцом ездил в горы на Тянь-Шань, — так Стёпа кривился и обязательно влезал.

«Легко!» — это было его любимое словечко. Упомянула Светка о том, как сложно ухаживать за цветами, — Стёпа ухмылялся: «Подумаешь!» Решал Гена, который до прошлого года учился в математиче­ской школе, сложные задачки для старшеклассников, Стёпа продолжал презрительно щуриться. Сам он при этом никуда не ходил, ни во что толком играть не умел, да и учился так се­бе.

Однако советы раздавал направо и налево, считая себя са­мым знающим человеком. И вот однажды к Генке пришёл один парень из его школы, но того дома не было, а парень очень торопился. Он был Генкин одноклассник, и учительни­ца по математике его не любила и постоянно спрашивала, хотя он совсем не любил математику, а хорошо знал историю и географию.

Кроме этого, он уже несколько лет занимался ка­рате. Так вот, во дворе сидел один Стёпа. Они как-то переки­нулись словечком, и Стёпа в своей манере объяснил. что Ген­ка — это ерунда и он эту математику знает не хуже. Надо сказать, что Стёпа учится на класс старше, и Генкин одно­классник попросил его помочь. «Легко» — самоуверенно со­гласился тот. Оказалось, конечно.

все совсем не легко. Но не мог же Степан признаться в этом! «Тут и делать-то нечего!» — ­заявил он, посмотрев на задание. И стал с ходу вписывать решение. Генкин товарищ подвоха не учуял, о чём сильно пожа­лел, потому что в школе сам вызвался к доске изобразить пра­вильное решение домашнего задания, надеясь заработать хо­рошую оценку.

Получил он в результате единицу и запись в дневнике, приглашающую в школу родителей в связи с изде­вательским поведением их отпрыска. Учительница-то подума­ла, что ей решили отомстить и сорвать урок такой непотреб­ной глупостью. Был скандал. Как и учительница, Генкин одноклассник был оскорблён в лучших чувствах. Был он па­рень решительный, да ещё к тому же и каратист.

Степану пришлось заплатить за всё сполна: Невольно вспомнишь бас­ни Ивана Андреевича Крылова, который писал почти двести лет назад:

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

Басня Крылова «Обоз» показывает нам людей, попавших в сложную ситуацию и по-разному реагирующих на обстоятельства – одни продолжают тихо и сосредоточенно делать свое дело, а вторые занимаются пустой критикой, хотя сами не могут сделать лучше.

Басня Обоз читать

С горшками шел Обоз,И надобно с крутой горы спускаться.Вот, на горе других оставя дожидаться,Хозяин стал сводить легонько первый воз.

https://www.youtube.com/watch?v=nadV9xYDXec

Конь добрый на крестце почти его понес,Катиться возу не давая;А лошадь сверху, молодая,Ругает бедного коня за каждый шаг:»Ай, конь хваленый, то-то диво!Смотрите: лепится, как рак;Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!Смелее! Вот толчок опять.А тут бы влево лишь принять.

Какой осел! Добро бы было в горуИли в ночную пору,-А то и под гору, и днем!Смотреть, так выйдешь из терпенья!Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!Гляди-тко нас, как мы махнем!Не бойсь, минуты не потратим,И возик свой мы не свезем, а скатим!»Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,Тронулася лошадка с возом в путь;Но, только под гору она перевалилась,Воз начал напирать, телега раскатилась;Коня толкает взад, коня кидает вбок;Пустился конь со всех четырех ногНа славу;По камням, рытвинам пошли толчки,Скачки,Левей, левей, и с возом — бух в канаву!

  • Прощай, хозяйские горшки!
  • А примешься за дело сам,
  • Так напроказишь вдвое хуже.
Читайте также:  Краткое содержание романов киплинга

Мораль басни Обоз

Как в людях многие имеют слабость ту же:Всё кажется в другом ошибкой нам;А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

Басня Обоз — анализ

Мораль басни Крылова «Обоз» можно выразить знакомой всем нам поговоркой: «у других в глазу видишь соломинку, у себя и бревна не заметишь». С критиками, которые готовы оспорить любое действие окружающих, мы сталкиваемся, чуть ли не ежедневно, но мудрый человек не должен обращать на них внимания. Так поступил Конь – он, хоть и с огрехами, но выполнил свою задачу – довез воз в целости.

Но анализ басни Крылова «Обоз» затрагивает и другую сторону конфликта – молодую Лошадь. Она не является отрицательным персонажем, автор говорит, что «многие имеют слабость ту же» — то есть, в глазах нас всех зачастую действия других людей кажутся нелепыми и лишенными смысла.

Но стоит оказаться в их положении – и мы оказываемся еще хуже.

Как часто приходится стыдиться собственной критики, когда она оказывается не соответствующей действительности! Отсюда вывод – прежде, чем судить, нужно ставить себя на место другого человека, пытаться представить – а могу ли я сделать лучше, чем он?

Мораль басни И.А. Крылова частично выражена в эпилоге и заключается в том, что многие люди часто предлагают поспешные и непродуманные решения, не вникнув должным образом в ситуацию. Когда же они сами оказываются перед необходимостью решать сходные задачи, попытка реализовать свои беспредметные амбиции приводит к катастрофе.

Прежде чем давать советы, надо сначала увидеть проблему изнутри, а не пытаться найти решение наскоком. В жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, сходными с той, что описана в басне. Например, часто болельщики ругают спортсменов, совершающих какие-то ошибки, и, сидя на трибунах или перед телевизором, дают им разнообразные советы.

Но понятно, что, выпусти их на поле,- у них совсем ничего не получится. Басня учит вдумчивости, умению правильно оценить свои силы и распределить их, а также предостерегает от поспешных советов.
В качестве примера можно привести такую историю.
Раньше у нас на лестничной клетке был сосед, которого звали Стёпа. Он был мой ровесник, и когда мы гуляли во дворе, он часто играл вместе со всеми.

Он был совершенно безалаберным хвастуном и терпеть не мог, если кто-либо из ребят рассказывал о каких-то своих успехах. Говорили про Диму, который вместе с отцом ездил в горы на Тянь-Шань, — так Стёпа кривился и обязательно влезал. «Легко!»- это было его любимое словечко.

Упомянула Светка о том, как сложно ухаживать за цветами,- Стёпа ухмылялся: «Подумаешь!» Решал Гена, который до прошлого года учился в математической школе, сложные задачки для старшеклассников, Стёпа продолжал презрительно щуриться. Сам он при этом никуда не ходил, ни во что толком играть не умел, да и учился так себе. Однако советы раздавал направо и налево, считая себя самым знающим человеком.

И вот однажды к Генке пришёл один парень из его школы, но того дома не было, а парень очень торопился. Он был Генкин одноклассник, и учительница по математике его не любила и постоянно спрашивала, хотя он совсем не любил математику, а хорошо знал историю и географию. Кроме этого, он уже несколько лет занимался карате. Так вот, во дворе сидел один Стёпа.

Они как-то перекинулись словечком, и Стёпа в своей манере объяснил, что Генка — это ерунда и он эту математику знает не хуже. Надо сказать, что Стёпа учится на класс старше, и генкин одноклассник попросил его помочь. «Легко!» — самоуверенно согласился тот. Оказалось, конечно, вес совсем не легко. Но не мог же Степан признаться в этом! «Тут и делать-то нечего!» -заявил он, посмотрев на задание.

И стал с ходу вписывать решение. Генкин товарищ подвоха не учуял, о чём сильно пожалел, потому что в школе сам вызвался к доске изобразить правильное решение домашнего задания, надеясь заработать хорошую оценку. Получил он в результате единицу и запись в дневнике, приглашающую в школу родителей в связи с издевательским поведением их отпрыска.

Учительница-то подумала, что ей решили отомстить и сорвать урок такой непотребной глупостью. Был скандал. Как и учительница, Генкин одноклассник был оскорблён в лучших чувствах. Был он парень решительный, да ещё к тому же и каратист. Степану пришлось заплатить за всё сполна: Невольно вспомнишь басни Ивана Андреевича Крылова, который писал почти двести лет назад:

Как в людях многие имеют слабость ту же: Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже.

Как много раз мы удивлялись рифмованным историям Ивана Андреевича Крылова! В школьном возрасте многие из нас просто восхищались его способностью проводить аналогию животных с людьми, и на примере его басен легко усваивали жизненные истины.

Данного автора без зазрения совести можно назвать знатоком душ человеческих, ведь он способен указывать людям на их самые порочные поступки, что дает нам возможность взглянуть на себя со стороны и сделать определенные выводы. Анализ басни Крылова «Обоз» на примере такого животного, как лошадь, покажет нам несколько плохих человеческих качеств.

Для чего это нужно? Возможно, для того, чтобы расставить приоритеты и оценить некоторые жизненные ситуации.

«Обоз» Крылова — краткое содержание

Эта увлекательная история базируется на сюжете, где несколько людей при помощи лошадей перевозят на телегах большие Впереди всего обоза шел опытный который знал, что делать в сложных ситуациях, а позади уверенно шагала молоденькая лошадка.

Анализ басни Крылова «Обоз» лучше всего проводить на основной части произведения, которая начинается с разговора молоденькой лошади перед крутым спусков.

Она начинает осуждать опытного коня за то, что он слишком медленно плетется вниз, и уверять остальных участников путешествия в том, что спустится гораздо быстрее, но в тот момент, когда приходит ее очередь преодолевать непростой участок пути, лошадь не может справиться с поставленной задачей и валит за собой телегу, в ходе чего разбиваются все перевозимые хозяевами горшки.

Анализ басни Крылова «Обоз»

Знаменитый баснописец даже не подозревал о том, что идеально передал в изложенном сюжете современную ситуацию на дорогах. Басня «Обоз» Крылова оригинальным образом показывает поведение некоторых участников движения, которые вечно недовольны манерой езды других людей.

В монологе молодой лошади проскальзывают типичные фразы современного автомобилиста, а ведь стоит заметить, что во времена бытности Ивана Андреевича присутствовал как раз-таки каретный транспорт… Выполняя анализ басни Крылова «Обоз», складывается впечатление о том, что автор высмеивал нетерпеливых лакеев, которые управляли конницами.

Неужели на дорогах нашей страны в 18 веке была аналогичная сегодняшней ситуация? Как знать.

Обоз - краткое содержание басни Крылова

Мораль произведения

Басни Ивана Крылова прекрасны тем, что каждый человек видит в них свою мораль. Тем не менее, сам автор традиционно приводит в конце каждого стихотворения пару четверостиший, в которых сосредоточен некий завершающий тезис, сконцентрировавший в себе основной смысл басни.

Обоз - краткое содержание басни Крылова

«Обоз» на примере самоуверенной лошади показывает нам людей, которые, не разбираясь в какой-либо теме либо имеющие слишком мало опыта в совершаемых действиях, берутся критиковать тех, кто по их мнению поступает неправильно.

Читайте также:  Краткое содержание паустовский резиновая лодка

Многие из вас наверняка встречались с подобным типом людей, общение с которыми часто сводится к тому, что встречать их на своем жизненном пути потом уже не хочется.

Крылов удивительным образом способен обыгрывать человеческие пороки, которые после прочтения его басен становятся нам еще более заметными.

Источник: https://vctn.ru/kakaya-moral-basni-oboz-analiz-basni-krylova-oboz/

Обоз — басня Крылова

Шел обоз с горшками и надо было скатиться с горы. Хозяин оставил всех дожидаться на горе, а сам взял один воз и стал потихоньку спускаться. Конь был опытный и сдерживал напирающий на него воз.

Глядя на это с горы молодая лошадь начала критиковать коня, что он все делает не так: медленно, криво, толчками. Вот смотрите как она сейчас это сделает- ловко и быстро! И понатужа грудь, конь рванулся с горы.

Но воз стал наезжать на коня, его кидало из стороны в сторону, по рытвинам и ухабам. И в итоге воз свалился в канаву и все горшки разбились!

Читать басню Обоз онлайн

С горшками шел oбоз,
И надобно с
крутой горы спускаться.
Вот, на горе других
оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить
легонько первый воз.
Конь добрый на
крестце почти его понес,
Катиться возу не
давая;
А лошадь сверху, молодая.

Ругает бедного коня
за каждый шаг:
«Ай, конь
хваленый, то́-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не
зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот
толчок опять.
А тут бы влево
лишь принять.

Какой осел!
Добро бы было в гору,
Или в ночную
пору;
А то и под-гору,
и днём! 
Смотреть, так
выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал,
коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы
не свезем, а скатим!»
Тут, выгнувши
хребет и понатужа грудь,
Тронулася
лошадка с возом в путь;
Но только под-гору
она перевалилась,
Воз начал
напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад,
коня кидает вбок;
Пустился конь со
всех четырех ног
На-славу;
По камням,
рытвинам, пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и
с возом — бух в канаву!

Прощай,
хозяйские горшки!

Обоз - краткое содержание басни Крылова

  • Как в людях многие имеют слабость ту же: Всё кажется в другом ошибкой нам: А примешься за дело сам,
  • Так напроказишь вдвое хуже.
  • (Илл. Ирины Петелиной)

Мораль басни Обоз

Здесь вспоминается известная поговорка: «У других в глазу
видишь соломинку, а в своем и бревна не заметишь». Как часто людям приходится стыдиться
собственной критики, когда она оказывается ошибочной. Прежде, чем судить, нужно
ставить себя на место другого человека, пытаться представить – а могу ли я
сделать лучше, чем он?

Пожалуйста, оцените произведение

Источник: https://mishka-knizhka.ru/basni/basni-krylova/oboz-basnja-krylova/

Сочинение по басне Крылова «Обоз»

В басне нарисована ситуация, которая действительно мог­ла случиться в жизни: с крутой горы спускались две лошади с телегами, груженными горшками. Первого коня вел опытный хозяин, он не торопился, продумывал каждый шаг. При этом благополучно свез горшки.

А вторая, молодая лошадь, стоя на­верху, изругала бедного коня за медлительность, думая, что справится с делом быстрее и лучше. Но, поторопившись, она разбила все горшки.

Одновременно с этим басня имеет аллего­рический смысл, на что имеется указание в заключительной части, где выражена мораль всего произведения.

Басню действительно можно соотнести с историческими событиями 1805-1807 года, когда русская армия воевала в каче­стве союзнической армии с австрийцами против Наполеона. Известно, что позиция Кутузова, назначенного главнокоман­дующим, не совпадала с позицией бюрократической верхуш­ки.

Кутузов любил и жалел русскую армию, не считал, что она готова к решительным действиям, выбирал, где мог, тактику отступления. Но Александр I принудил его принять диспози­цию (план сражения) австрийского главнокомандующего Вей- ротера, которую Кутузов сразу оценил как проигрышную.

Это было сражение под Аустерлицем, которое было проиграно рус­скими и австрийцами.

Намек на Аустсрлицкое сражение содержится в той части басни, где молодая лошадь критикует опытного коня, говорит, что всё сделает быстрее и лучше. При этом она принижает дей­ствия коня, а её бурная, торопливая деятельность заканчивает­ся тем, что она свалилась в канаву. Тем самым автор отдает яв­ное предпочтение деятельности и позиции Кутузова.

Мораль этой басни заключена в последних четырех стро­ках. Она очень ясно выражена: нам часто кажется, что мы ка­кое-то дело делаем (или сделаем) лучше всех, и уж точно лучше тех, чью деятельность мы наблюдаем в данный момент. Мы склонны давать непродуманные советы, не представляя себе, какие последствия они могут иметь. Так часто бывает в жизни. Примером может послужить такая история.

«Мы выпускали школьную газету. Как любое печатное изда­ние, оно подвергалось критике. Особенно старалась Наташа. Она ругала все подряд: и внешнее оформление, и иллюстрации, и подбор материалов, даже название газеты “Школьная пора” ей не нравилось.

Досталось от неё всем: и корреспондентам, и художникам. А больше всех главному редактору Паше. “Это он не умеет ниче­го организовывать! — едко произносила она после каждого вы­пуска. — Полная ерунда!”

Однажды у ребят лопнуло терпение. “А давай дежурным ре­дактором нового номера будешь ты!” — предложили они Ната­ше Та легкомысленно согласилась. И…

Корреспонденты протянули с написанием статей, иллюст­ратор потерял рабочие материалы, компьютерная верстка «по­терялась» из-за того, что не вовремя погас свет. В обшем, газета к сроку не появилась.

На этой странице искали :

  • анализ басни обоз
  • сочинение по басне обоз
  • сочинение по басне Крылова Обоз
  • мораль басни обоз
  • сочинение обоз

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-basne-krylova-oboz.html

Басня Крылова Обоз читать онлайн бесплатно | Русская сказка

Каждую новую басню поэта-публициста Ивана Андреевича Крылова ждали с интересом и нетерпением. Читателей влекло не только острое словцо мастера, но и удивительный дар облекать серьёзные социально-политические темы и проблемы в аллегорическую форму. Получалось следующее: умный поймёт намёки, а дурак не обидится, потому что ничего не разглядит сквозь шуточный сюжет с героями-животными.

Поучительная басня «Обоз» была написана осенью 1812 года и уже в ноябре опубликована в журнале «Сын Отечества». Время выхода не случайно, но обо всём по порядку.

Знакомимся с содержанием басни

Главных героя в тексте этой басни-сказке два – старый бывалый Конь и молодая задиристая Лошадь. Конь и Лошадь обозом, то есть друг за другом везут хозяйские горшки. Впереди вырисовывается довольно крутой спуск.

Опытный Конь с столь хрупким грузом обходится бережно, медленно и аккуратно спуская с горы. Однако тут же слышит в свой адрес понукания молодой Лошади.

Мол, слишком медленно двигается Конь, что никакого терпения на него не запасёшься.

Обзывая Коня ослом, молодая резвая Лошадь ещё не преминула похвастать, что когда её черёд спускаться будет, она-то резво и быстро скатит с горы груз. Так и вышло, Лошадь смело понеслась вперёд, тяжёлый воз стал напирать её в спину, телега стала набирать скорость, подпрыгивать по ухабам и рытвинам, пока окончательно не перевернулась, разбив и испортив весь груз.

Мораль социальная и историческая

Басни Крылова считаются произведениями для детей, хотя это не совсем так. В доступной краткой форме писатель высмеивает пороки, обличает человеческие слабости, неприглядные стороны общества, изъяны и прочее.

И в этой басне легко прочитать подтекст, который можно свести к краткой формуле: «Тише едешь-дальше будешь». Также на ум приходит и другая русская пословица: «Поспешишь – людей насмешишь».

То есть в басне автор поучает своего читателя, что самонадеянность не всегда оправдывает себя.

Старый Конь олицетворяет опытного человека, который размеренно и вдумчиво выполняет свою задачу, полагаюсь на знания и практику, в то время как, молодая Лошадь выступает символом бахвальства, горячности и опрометчивых поступков. На деле необдуманные действия приводят к фиаско, а неоправданное самомнение может быстро трансформироваться в глупость.

Читайте также:  Русские ночи краткое содержание рассказа одоевского

Кроме «детской морали», то есть той, что лежит на поверхности есть ещё и исторический подтекст басни. 1812 год. Российская империя переживает не простой период – идёт Отечественная война с французами, во главе которых стоит амбициозный Наполеон, покоривший уже почти всю Европу.

После знаменитого сражения у Бородино в Москву прорываются французские войска. Оставление столицы вызывает недовольство – все жаждут решительного отпора, сражения у врат «златоглавой». Однако Кутузов кажется бездействует, нарочно уклоняясь от решающего боя. Он хочет измотать врага, истощить, ослабить.

Доходит даже до того, что сам Император Александр I пишет обращение к Светлейшему князю, призыва его к решительному отпору. Но тот оставался твёрд и, несмотря на общественное порицание, выжидал удобного момента.

Бывалый военный знал, что пустое сидение в разорённой Москве ослабит противника и, выбрав удобный момент, можно будет ударить по врагу, окончательно его разбив. Так и случилось. Мудрый вояка оказался прав, не послушав молодых торопыг.

Не сложно догадаться, что в образе мудрого Коня баснописец показал Кутузова, к слову сам Наполеон называл полководца «мудрой лисой». Не стал фельдмаршал зря бить горшки, под которыми подразумеваются солдаты, жизни людей…

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Обоз» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Источник: https://russkaja-skazka.ru/oboz-basnya-kryilova/

Басня Крылова «Обоз»: история создания

Басня Крылова «Обоз»: история создания.В Отечественной войне 1812 года есть один знаменитый и самый сложный эпизод. После сражения была оставлена противникам Москва. Французы беспощадно разоряли ее, и весь народ Русской земли ждали от Кутузова активной борьбы за город. Активно высказывались военная молодежь.

Им не терпелось дать французам бой, отбить столь значимый город. Поэтому они отчаянно критиковали Кутузова, считая его старым человеком, который боится лишних потерь в своей армии.

Даже император был возмущен спокойствием главнокомандующего, поэтому отправлял ему рескрипт с призванием ринуться в бой! Александр I критиковал военную политику полководца, не понимая его продуманных неспешных планов.И хотя все ополчились на полководца, Кутузов не отступал от своих замыслов.

Как стало известно позднее, он хотел взять врага измором, понимая, что воины Наполеона не смогут противостоять суровым условиям русской природы. Даже не побоявшись пойти против императора, главнокомандующий реализовывал свой план, что в последствии привело к победе.Иван Андреевич Крылов понял замысел Кутузова.

Он верил, что все действия полководца продуманы, а его нерешительность и отклонение от боевых сражений – продуманная тактика опытного главнокомандующего. Чтобы объяснить людям их ошибочное мнение, он написал басню. В ней описывается колонна телег, запряженных лошадьми, которая перевозит глиняные горшки.

Самый первый обоз тянет старый конь, умудренный жизненным опытом. Этот конь символизирует Кутузова. Когда конь подходит к горе и начинает аккуратно с нее спускаться, боясь перевернуть повозку, более молодая лошадь, следующая за ним, отчаянно критикует его нерасторопность и осторожность. Но в итоге, у старого коня все горшки остались целыми, а вот молодая лошадь, поспешившая быстро спуститься, опрокинула обоз.

Написал свою басню писатель в октябре 1812 года. Сразу после написания басни «Обоз» Иван Андреевич впервые продекларировал ее семье Оленина, знатного вельможи.

Закончил Крылов свое выступление словами, что Кутузов – конь старый, с большим опытом, поэтому он обоз довезет и горшков не перебьет, как думают другие. Под молодой лошадью можно увидеть образ императора Александра Первого, который сильнее всех критиковал полководца.

Так как молодая лошадь разбила-таки горшки в басне, то можно заметить аллегорию, в которой писатель намекает на неудачное командование императором. В 1805-1807 гг. Александр I сам возглавлял русскую армию, в результате чего Российская Империя потерпела поражение.

Иван Андреевич очень умно и резко раскритиковал поведения императора. И тем не менее, уже в ноябре басня «Обоз» была выпущена в массовую печать.

Первая публикация данной басни появилась в 1812 году во второй части журнала «Сын Отечества».

Она была по достоинству оценена публикой, что послужило более доброму настрою людей к М.И. Кутузову.

В наши дни басня Крылова «Обоз» является актуальной. Она говорит о том, что опытные люди знают, как добиться поставленной цели. И если молодому поколению их способ кажется медлительным и долгим, то не стоит смеяться над ним, так как в конечном итоге он будет единственным верным. А молодым следует прислушиваться к мнению старших.

Суть басни можно еще прировнять к известным русским пословицам: «Поспешишь – людей насмешишь» и «Тише едешь – дальше будешь».

Иван Андреевич – талантливый писатель, который чувствовал людские души и отображал их в своих произведениях.

Поэтому, он до сих пор любим народом, а его басни актуальны и поучительны для современных читателей, потому что они отображают суть человека.

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/14966-basnja-krylova-oboz-istorija-sozdanija.html

Краткий конспект, содержание статьи Жуковского «О басне и баснях Крылова»

«Что в наше время называется баснею? Стихотворный рассказ происшествия, в котором действующими лицами обыкновенно бывают или животные, или твари неодушевленные. Цель сего рассказа — впечатление в уме какой-нибудь нравственной истины, заимствуемой из общежития и, следовательно, более или менее полезной».

Одушевленная истина, представленная в действии и украшенная приятностью вымысла, являет главный предмет баснописца.

Чаще всего действующими лицами в басне являются животные или неодушевленные лица. Этому есть четыре причины. Первая: каждое животное являет собой какую-то особенность характера. Волк ассоциируется у нас с кровожадным хищником, лисица с льстецом и обманщиком.

Соответственно, баснописцу не нужно объяснять лишнего. Вторая причина заключается в том, что перенося воображение читателя в новый мечтательный мир, вы доставляете ему удовольствие сравнивать вымышленное и существующее, а удовольствие сравнения делает и самую мораль привлекательною.

Третья: изображая пороки человека на примере животных и неодушевленных вещей, баснописец щадит его самолюбие, поэтому человек может судить беспристрастно.

Четвертое — это прелесть чудесного, которая появляется, когда вы выводите вы могуществом поэзии такие творения, которые в существенности удалены от нее природой.

Говоря об эпохах создания и развития басни, Жуковский отмечает, что в первую эпоху басня была простым риторическим способом, примером, сравнением. Во вторую она получила бытие отдельное и сделалась одним из действительнейших способов предложения моральной истины для оратора или философа нравственного.

В третью же эпоху басня перешла из области красноречия в область поэзии, то есть получила ту форму, которой обязана в наше время Лафонтену и его подражателям, а в древности Горацию.

И если в древности басни не сочинялись, а рассказывались при случае, и поэтому были краткими и прозаическими, то сделавшись собственностью стихотворца, они стали не просто изображением морали, но цельным произведением.

Далее Жуковский рассматривает басни Лафонтена. Автор советует не искать в его баснях морали, потому что найдете вы в них лишь его душу, изливающуюся в простых чувствах без всякого умысла и дарование поэта.

Жуковский считает, что Крылов занял у Лафонтена в большинстве своих басен и вымысел и рассказ, что впрочем не отнимает у него звания стихотворца оригинального.

Лучшими баснями Крылова Жуковский называет басни «Два Голубя», «Невеста», «Стрекоза и Муравей», «Пустынник и Медведь», «Лягушки, просящие царя». Заканчивает Крылов анализом этих басен и сравнением их с произведениями Лафонтена.

ПРИМЕЧАНИЕ: по мнению некоторых критиков Жуковский недооценивает самобытность и народность Крылова, он явно преувеличивает зависимость Крылова от Лафонтена.

Источник: http://ege-ruslit.ru/?p=818

Ссылка на основную публикацию