Сочинение по роману отцы и дети ивана тургенева 10 класс

  Произведение начинается с событий, которые происходили 20 мая 1859 года. Барин Николай Петрович Кирсанов ожидает приезд своего сына Аркадия, который только что закончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но по стопам отца ему не удалось пойти из-за детской травмы. Женился он рано и был счастлив в браке. Но, к сожалению, его жена умерла. Все свое время и силы он посвятил воспитанию сына Аркадия.

При встрече оказалось, что сын приехал не один, а с другом Евгением Базаровым. Аркадий был рад приезду, но не подавал виду. Николай Петрович рассказал все новости, и они отправились в Марьино, где их ждал Павел Петрович, старший брат отца. Между Кирсановым-старшим и Базаровым сразу возникла какая-то неприязнь.

На следующее утро Базаров отправился осмотреть окрестность, а позже с местной ребятней пошел ловить лягушек. В доме Кирсановых все собрались пить чай. В это время Аркадий узнает, что у Фенечки есть ребенок от его отца.

Эта новость его ничуть не огорчила. Далее старшее семейство начинает расспрашивать о Базарове. Аркадий рассказывает, что его друг нигилист – человек, который ни во что не верит, и что для него никто не является авторитетом.

Между Евгением и Павлом Петровичем возникает очередная словесная стычка. Чтобы как-то исправить эти нелепые ссоры Аркадий решает рассказать лучшему другу историю дяди. Кирсанов-старший был офицером и любимцем женщин. Но однажды он влюбился, и эта история закончилась печально. После таких событий в его жизни, он стал жить с братом, мало с кем общался и начал читать английские книги.

Спустя две недели к Базарову все начали привыкать, но относились по-разному: дворовые его любили, Николай Петрович сомневался в его влиянии на сына, а Павел Петрович его просто ненавидел.

Однажды очередные высказывания Базарова относительно семьи Кирсановых привели к обидам и очередным спорам, которые спровоцировали конфликт между старшим поколением и младшим.

Спустя время друзья отправляются в губернский город, где встречаются с другом Базарова Ситниковым. Он приглашает их в гости к Евдокии Кукшиной. Там им не понравилась, так как хозяйка выглядела неопрятно и вела себя неподобающе.

На балу угубернатора они знакомятся с миловидной женщиной Одинцовой, и она приглашаетих к себе в гости. Дома у Анны Сергеевны Аркадию показалось поведение Базарова странным. Он вел беседу с хозяйкой, рассуждал на разные темы. Заинтересовавшись общением, Одинцова приглашает парней к себе в имение, где знакомит с ее младшей сестрой Катей.

Базаров начал влюбляться. Для него это чувство было новым, так как он изначально не признавал его и считал белибердой. Спустя время ему необходимо было отправляться домой. Он решил признаться в своих чувствах, но получил отказ. Друзья отправляются к родителям Евгения, где их хорошо принимают. Дома Базаров погостевал недолго, потому что ему стало скучно.

Евгений с другом вновь отправляются к Кирсановым, по дороге они заезжают к Одинцовой, но там, как оказалось, им были не рады. В доме Аркадия их все ждали с нетерпением. Здесь Евгений проводил опыты над лягушками, а Кирсанов помогал отцу в управлении.

От жары и скуки Базаров начал обращать внимание на Фенечку. Однажды разговорившись в беседке он поцеловал ее в губы. Это увидел Павел Петрович. Обозлившись на парня, Кирсанов решает вызвать его на дуэль.

Домашним они сообщают, что стрельба из-за политических разногласий. Базаров принимает вызов. Дуэль завершается ранением Павла Петровича в ногу. После всех этих событий Базаров уезжает, а Аркадий увлекается Катей.

Изначально они испугались своих чувств, но позже решили пожениться.

Со временем, Евгений рассказывает другу всю правду, которая произошла в Марьино. Во время встречи с Одинцовой, Базаров признает свои ошибки и предлагает остаться просто друзьями. Прощаясь с другом Евгений не сказал ничего доброго, а лишь обвинил его в том, что тот не годится для важных дел.

Базаров живет у родителей, а спустя время начинает помогать отцу лечить больных. Однажды, при вскрытии трупа, он случайно ранит себя и заражается тифом. Перед смертью герой встречается с Одинцовой, сообщает ей о своих чувствах и умирает.

Через полгода отыграли две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой. Дела в семействе пошли хорошо. Кирсанов-старший уехал за границу, а Анна Сергеевна вновь вышла замуж, но уже не по любви.

Жизнь продолжается, на могилу Базарова приходят два старичка и молятся за упокоение усопшей души.  

Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/364

Сочинение Отцы и дети по роману Тургенева

Животрепещущая проблема отцов и детей волновала многих писателей, поэтому в своих произведениях они часто затрагивали этот вопрос.

Эта тема была и остается всегда актуальной, ведь конфликт поколений мы прослеживаем в любые времена.

Особенно они ярко выражены в период, когда общество переживает переломные моменты и отцы и дети начинают придерживаться разных взглядов и идей. Эту проблематику и затрагивает в своем романе Отцы и дети Тургенев.

Отцы и дети: итоговое сочинение

Работая над сочинением по литературе, мы видим в романе Отцы и дети два поколения совершенно противоположных взглядов. Их мнения отличаются не только потому, что противопоставлены взрослые и дети, а потому что они стали представителями разных эпох.

В итоговом сочинении по работе Тургенева Отцы и дети для ЕГЭ читатель наблюдает столкновение старого дворянства с революционно-демократическими взглядами молодой интеллигенции. В совокупности в романе можно выделить три конфликтных линии.

Во-первых, старое дворянство сталкивается с демократами.

Из прочитанного мы можем нарисовать картину прошлого, где существовали дворяне на верхней ступени общественного положения и простой народ, который находился в низах общественного строя.

Однако во времена, описываемых Тургеневым стало появляться и третье сословие, базаровское поколение, которому было противно их бесправие. Такое положение дел их не устраивало, поэтому Базаров даже пытается скрывать своего пренебрежения и раздражения.

И вот конфликт разгорается все сильнее. Автор противопоставляет своих героев во всем. Они отличаются по образу жизни, где Кирсанов живет в праздности, а Базаров целыми днями работает.

Противопоставлены и их идеи, где поколение отцов придерживались высших ценностей, в то время как молодое поколение причисляет себя к нигилистам и отвергает все отцовские идеалы.

Вторая и третья конфликтные линии — это уже внутренние отношения в семьях. Так автор показывает нам отношения в семье Кирсановых. Здесь конфликт не столь значителен, ведь только на мгновение Аркадий поддался под влияние Базарова, считая его своим кумиром. Но сын с отцом были близки по духу, поэтому к концу романа, Аркадий сближается со своим отцом.

А вот отношения Базарова со своими родителями гораздо сложнее. С одной стороны, он вроде бы любит своих родителей, но из-за нигилистических взглядов холоден с ними.

При этом он запрещает себя любить и проявлять чувства и самим родителям. Родители сына не понимают, и в этом видна конфликтность отношений отцов и детей, ведь во взглядах они были полной противоположностью.

Лишь на смертном одре Базаров понял и признал поражение своих убеждений.

Отцы и дети: аргументы к сочинению

Во все времена одной из актуальных проблем была проблема отцов и детей, чему свидетельствуют аргументы из литературы. Так данная проблема раскрывалась Фонвизиным и Грибоедовым, затрагивалась Островским и Пушкиным.

Но самим ярким из примеров конфликтного взаимоотношения отцов и детей стал роман Тургенева Отцы и дети. Даже название произведения кричит о сущности проблемы, где представитель демократов Базаров отрицает любые устои старого дворянства.

Мы видим его презрение к старым взглядам, непринятие нравственных убеждений и даже отрицание существования такого чувства, как любовь.

Сказать, что Базаров является отрицательным героем, было бы неправильно. Новые идеи и взгляды тоже имеют право на жизнь, и новое — не значит плохо. Оно может быть прекрасно, но при этом нельзя втаптывать в грязь абсолютно все.

Поколению же отцов хочется посоветовать попытаться услышать и понять молодежь.

В противном случае, из-за бескомпромиссности двух поколений и категоричности отцов и детей, так и будут продолжаться конфликты, о чем свидетельствуют многие произведения классиков, становясь аргументами к нашему сочинению в теме отношения отцов и детей.

Читайте также:  Детские годы багрова-внука - краткое содержание рассказа аксакова

Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-otcy-i-deti-po-romanu-turgeneva.html

Образ Базарова (И.С. Тургенев, "Отцы и дети")

Главная » Сочинения » 10 класс |

Средняя оценка: 3.9 

В конце пятидесятых годов XIX в. самым животрепещущим вопросом для России была отмена крепостного права.

В ходе подготовки реформы 1861 года четко выявились противоположные позиции либералов-дворян и революционных демократов; революционные демократы Чернышевский и Добролюбов ясно видели крепостнический характер готовящейся реформы; либералы, напротив, возлагали на реформу большие надежды, считали ее чуть ли не единственным средством крестьянского вопроса. Так на реформу смотрел и сам Тургенев и ему, как великому художнику, удалось запечатлеть в своем романе «Отцы и дети» несколько ярких эпизодов идейной борьбы между основными общественными силами того времени.

В своем романе Тургенев противопоставил, с одной стороны, либералов-дворян — братьев Кирсановых и в какой-то степени Аркадия, с другой стороны, — нигилиста, разночинца Базарова.

Базаров был выходцем из семьи штабного лекаря и с детства видел, как его отец помогает людям в большинстве своем бедным, нуждающимся и впоследствии сам стал медиком.

Базаров был чрезвычайно прост: никогда не юлил; говорил, что думал; одевался просто, даже в какой-то мере старомодно: балахон с кистями, шляпа с большими полями, но это его не тревожило, он носил что есть и что удобно, мода его не волновала; говорил он простыми и всем понятными словами, избегал в разговоре иностранных слов.

Внешность Базарова была непривлекательна: «Ну, красавчик не красавчик,- заметил Василий Иванович, — а мужчина, как говорится, настоящий».

Базаров довольно сдержанный человек, он не позволяет себе чрезмерной радости и сам не признает чувства, хотя отношение свое к родителям он называет любовью, но уж очень странная это любовь, — суровая и жестокая: после долгого отсутствия дома он, наконец-то, изволил пожаловать, но через три дня снова уезжает, потому что ему мешают работать родительские заботы, их внимание. Он поступает эгоистично, не думая об отце и о матери, которая боялась вообще не увидеть единственного сына.

Базаров — нигилист — «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа в веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип». Базаров — враг отвлеченной науки. Он ратует за науку прикладную, за конкретные ремесла.

Недаром в спорах с братьями Кирсановыми он говорит, что порядочный химик в двадцать раз полезней всякого поэта. Поэзию он считает ерундой, романтизм — вздором и удивляется легкомыслием Николая Петровича, человека преклонных лет, который читает стихи и играет на виолончели. Так же Базаров отрицал изобразительное искусство.

«По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники еще хуже».

Если Кирсановы смотрели на природу, как на храм красоты, то Базаров говорит, что «…природа — пустяки в том значении в каком ты (Аркадий) ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». О русских людях Базаров тоже не лестного мнения, а ученых русских для него не существует, а есть немецкие ученые.

Базаров умен, он не останавливается на одной химии и медицине, его интересуют все естественные науки. Базаров очень трудолюбив: каждое утро встает  рано, даже в гостях он не церемонится и в первое утро отправляется бродить по окрестностям в поисках экспонатов для опытов.

Базарова тут же полюбили деревенские ребятишки и с удовольствием помогали ему. Базаров и с ними очень прост в общении, и в одном из споров с Павлом Петровичем он с гордостью говорит и доказывает свою близость с народом: «Мой дед землю пахал.

Спросите любого из ваших же мужиков, в  ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете».

У Базарова странное отношение к женщинам, в них он видит только биологических особей, но к концу это мнение меняется: он влюбляется в Одинцову и страдает, но, по-моему, не столько от любви, сколько от внутренних противоречий.

Базаров считает, что воспитывать человека должен только он сам, отрицает романтизм.

К его лучшим качествам можно отнести прежде всего оригинальный ум, широту кругозора, практичность, самокритичность, трудолюбие, простоту в общении, доброту и целеустремленность, твердость в своих убеждениях.

На мой взгляд, Базаров — очень своеобразная личность и, хотя я и не во всем с ним согласен, многое из его мировоззрения прослеживается и у моих ровестников, молодых людях XXI-го века. Возможно, именно поэтому роман И.С. Тургенева не утратил  актуальности по настоящее время.

Вместе с сочинением «Образ Базарова (И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)» часто ищут

Источник: http://u4ulit.ru/publ/obraz_bazarova/23-1-0-71

Базаров — человек и мыслитель — сочинение по роману Отцы и дети Ивана Тургенева

«Базаров — человек и мыслитель» — сочинение по роману «Отцы и дети» Ивана Тургенева

Роман «Отцы и дети» — вершина художественного творчества Тургенева,одного из самых проницательных и прозорливых «художников слова». От начала и до конца своей творческой жизни он был чуток ко всему новому в русской действительности.

Он умел подмечать и откликаться на все острые явления современности, ставить в своих произведениях именно те вопросы русской жизни, которые волновали общественную мысль. В своём романе Тургенев следует, можно сказать, по пятам событий, которые происходят в его стране.

В самый канун реформы тысяча восемьсот шестьдесят первого года он показывает кризис жизненного уклада барина и мужика, необходимость уничтожения крепостного порядка. Давая общую оценку содержания «Отцов и детей», Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса…

» И вот этому либеральному дворянству автор противопоставляет образ главного героя, образ «нового человека» :бунтаря, разночинца, нигилиста.

В Евгении Базарове воплотилось новое жизненное явление, сложное, противоречивое, но ,безусловно, революционное по своей сути. Он представитель новой волны, нового времени, он- «ветер перемен».

О прошлом Базарова мы знаем мало, но понимаем, что этот человек прошёл суровую школу труда и лишений, прожил горькую, нелёгкую, тернистую жизнь. Сын лекаря, Базаров-человек из народа.

«Мой дед землю пахал», -говорит он, не только не смущаясь, но даже гордясь своим происхождением. И именно это низкое социальное происхождение потребовало от него силы, упорства, целеустремлённости, чтобы «выйти в люди».

Годы упорного труда сделали его образованнейшим человеком. Он окончил университет, ни «копейки лишней» не взяв у родителей. Знания его очень обширны, он был осведомлён в области медицины, химии, ботаники, зоологии.

Но Базаров не только напряжённо учился и постигал науки, он пытался ещё и воспитывать себя. Сколько предрассудков, привычек, укоренившихся с детства, пришлось ему побороть.

Ведь нетрудно догадаться, какое воспитание получил Евгений в семье «отцов», с их религиозностью и весьма ограниченными интересами. В условиях общественного подъёма эта сильная и незаурядная личность искала для себя иные пути формирования.

С полным правом Базаров говорит: «Всякий человек сам себя воспитать должен- ну, хоть как я, например…» Он «самоломанный». Он всего достигал сам активной физической и мыслительной работой. Пройдя тяжёлую школу нужды и труда, Евгений с честью выдержал все жизненные испытания.

Труд дал ему независимость и самостоятельность. И как натура независимая, Евгений не склоняется ни перед какими авторитетами, всё подвергает суду мысли.

Базаров- материалист. Для него не существует то, что не несёт конкретного, материального начала. Он стремится ничего не брать на веру, всё проверять экспериментальным путём.

Утверждая, что «природа -не храм, а мастерская», Базаров провозглашает необходимость её изучения и разумного вмешательства. Вся его философия состоит из одного главного положения -«человек- есть продукт природы!»,.

а следовательно он отрицает индивидуальность, духовное, нравственное начало человека.

И в этом отрицании проявляется нигилизм Базарова, родившийся в эпоху ломки общественного сознания. Он связан с утверждением материалистического миропонимания, с развитием науки, в первую очередь естествознания.

Добролюбов писал о людях базаровского склада, что они решаются «ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины.» И проповедуя это всеобщее отрицание, наш герой впадает в нелепую крайность. Он отвергает все вечные человеческие ценности: искусство, нравственность, любовь.

Стоит лишь вспомнить его насмешливое отношение к творчеству Пушкина, к живописи, к поэзии. Дух отрицания и разрушений формирует в Базарове неудержимую, грубую, резкую натуру.

И всё-таки нельзя считать Базарова настоящим нигилистом. Для истинного нигилиста невозможна никакая деятельность. А Евгений занят расширением своего кругозора, научно-исследовательской работой. Он не отрицает того, что проверено опытом, практикой жизни.

Читайте также:  Хронологическая таблица пастернака (жизнь и творчество)

Его живой, ищущий ум пытается отыскать пути дающие возможность принести больше пользы человечеству, пути, ведущие к изменению и перестройке окружающего мира. Базарова не удовлетворяют мелкие улучшения жизни, частичные её исправления. Он требует уничтожения и замены самих основ современного ему общества.

В непримиримом отрицании Базаровым всего крепостнического прошлого отразились революционные устремления передовой демократической молодёжи. В нигилизме Базарова сам автор справедливо усматривал проявления революционности. «Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером», -писал Тургенев.

Базаров, как выразитель этих революционных идей, как человек, обладающий целеустремлённостью и глубокой убеждённостью ,готовит себя к тому, чтобы сделать «много дел». Но какие это дела и к чему конкретному стремится Базаров, пока остаётся неясным. Да и он сам об этом ещё не думает, время не пришло.

«В теперешнее время полезнее всего отрицание -мы отрицаем», -говорит Базаров. И смело отвергает все жизненные установки «отцов».

Но на одном отрицании нельзя построить ничего, в том числе и философии. Сама жизнь неизбежно опровергнет её, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании.

Для Базарова же, человека-борца, человека с огромной силой воли, это отрицание выродилось в его одностороннее развитие, в глубокую крайность, которая привела к духовному одиночеству и к полной неудовлетворённости жизнью.

Базаров порывает даже с теми, кто сочувствовал его взглядам, дорожил его дружбой, но не обладал ни силой его духа и воли ,ни готовностью к предстоящей борьбе и в лучшем случае мог оказаться только ненадёжным попутчиком, как Аркадий. «Плохой союзник-не союзник», -говорил Добролюбов. Так рассудил и Базаров, порывая с Аркадием, в котором он видел «либерального барича».

А можно ли было их взаимоотношения назвать настоящей дружбой? Возможна ли дружба без глубокого взаимопонимания, может ли она быть основана на подчинении одного другому? Базаров понимает это, он чувствует, что их пути должны разойтись. И замыкается в самом себе, потому что не может найти вокруг ни родственной души ,ни человека, равного себе по силе.

А судьба продолжает испытывать героя. Ему предстоит пройти через самое трудное: он должен проверить свою идею любовью. В отношениях с Одинцовой Евгений впервые в жизни познаёт такие чувства, которые ставят его в тупик. И этот трудный внутренний процесс познания истинной любви заставляет его мыслить по-новому.

Базаров понимает, что любовь обладает особой независимой силой, с которой он не способен справиться, а ведь Евгений привык быть хозяином своих переживаний. Человек твёрдых убеждений, он чувствует то, что сам всегда отвергал, он осознаёт в самом себе романтика. Но пожертвовать во имя любви своими убеждениями Базаров не может.

Отношения с Одинцовой ставят Евгения перед выбором — мировоззрение, идеал или любовь. И впервые в жизни у героя нет ответа, впервые он не знает, что ему делать. Это приводит его к тяжёлому душевному кризису. Базаров борется с собственным сердцем. По его мнению, любовь – это слабость, а мужчина должен быть свиреп, силён духом. Поэтому он упорно сражается с любовью.

Трудно сказать, чем бы всё это могло закончиться, не настигни его смерть от случайного заражения. Хотя заражение в этой ситуации не кажется таким уж случайным. Человек в подавленном душевном состоянии становится неосторожным. Но перед лицом смерти проявляется вся сила Базарова. Он не раскисает, стремится побороть в себе отчаяние.

В нём чувствуется жажда жизни, сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. Можно только преклоняться перед его душевной стойкостью.

Почему же писатель завершил роман смертью героя? Писарев так объясняет это: «Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает».

Но его смерть изображена так, что можно не сомневаться: если б понадобилось, он сумел бы отдать жизнь во имя своего дела. «Умереть так, как умер Базаров, всё равно, что сделать великий подвиг…» — справедливо заметил Писарев.

А в последних словах романа мы слышим взволнованный , проникновенный голос автора, пронизанный большим чувством к своему герою. Эти слова звучат как свидетельство нравственной силы и великого общественного значения этого образа.

Тургенев писал: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели».

Не одно поколение читателей размышляло над романом «Отцы и дети», пытаясь правильно оценить Базарова. Но как бы ни складывалась эта оценка, очевидно одно: образ мятежного нигилиста будил мысль, заставлял каждого задуматься над своей собственной жизнью.

Иван Тургенев Отцы и дети Роман Сочинение Школьная программа

Источник: http://vse-provse.ru/literature/69/

Отцы и дети в романе И. С. Тургенева

«Отцы и дети» — роман, отразивший противостояние двух об­щественных сил, сложившихся в России к 60-м годам XIX в., — либеральных дворян («отцов») и демократов-разночинцев («детей»). Название имеет двойной смысл: помимо противостояния идейно-­политических сил это и вечная проблема поколений.

Молодое поколение представляют два персонажа романа — Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Но в идеологическом плане к «детям» принадлежит только Базаров. Он воплощает поколе­ние, которое сознательно отрицает и уничтожает то, что, по его мнению, тормозит развитие общества. Это одинокий герой, в целом трагическая фигура.

Тургенев отразил в Базарове многие типические черты раз­ночинцев. Он — человек из народа, помнящий, что его «дед зем­лю пахал». Базаров близок к народу, к нему тянутся простые люди, чувствуя, что он «свой брат, не барин», о чем герой гово­рит «с надменной гордостью». Хотя Базарову иногда кажется, что русский мужик — «таинственный незнакомец», но он знает жизнь народа и уровень его сознания.

Демократизм Базарова отражен в чертах его лица, в одежде, во всем внешнем облике. Базаров привык трудиться. Даже на отдыхе в усадьбе Кирсановых он постоянно чем-то занят. Он увлечен естественными науками, свои занятия считает важной общественной задачей. Основой его мировоззрения является материализм. Базаров — практик. Он стремится во всем найти целесообразность, пользу.

Отсюда его нигилизм в отношении к искусству (Рафаэль «гроша медного не стоит»), к красоте при­роды («природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работ­ник»), к любви (ее он называет «белибердой»).

Тургенев показы­вает, что Базаров склонен из принципиальности и любви к логике доводить свой материализм и практицизм до самых последних ступеней, до вульгарного материализма и даже цинизма.

Образ Базарова полнее всего раскрывается в столкновениях с представителями «отцов». Увлеченный мощью натуры Базарова, Аркадий Кирсанов тем не менее не может быть его соратником; по определению Базарова, он «либеральный барин».

Но, желая идти в ногу со временем, Аркадий пытается найти идеал вне дворянской идеологии, хотя, как оказывается, базаровская ему совершенно чужда. Аркадий прав, отстаивая в спорах с Базаро­вым ценность искусства, поэзии, природы как источника кра­соты.

Но он хранитель традиций «отцов» не только в отношении культуры, а и в идеологии.

Главным идеологическим противником Базарова является Павел Петрович — аристократ, не умеющий говорить с народом (рядом с крестьянами он «морщится и нюхает одеколон»), анг­ломан, человек с «щегольски-сухой душой». Он совершенно ото­рван от народа, от национальной почвы: «Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя».

Этот лапоть — все, что связывает Павла Петровича с родной землей. Поэтому самоуве­ренно он считает, что верноподданный народ никогда не пой­дет за бунтарями, каким ему представился Базаров. Павел Пет­рович — антагонист Базарова во всем, начиная от привычек, манеры одеваться, отношения к искусству и заканчивая отноше­нием к общественному устройству.

Базаров отрицает все, даже то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить», — крепостное право, религию, самодержавие. В Павле Петровиче много досто­инств и прежде всего — «безукоризненная честность», щедрость, «заступничество за крестьян».

Читайте также:  Писатель анатолий алексин. жизнь и творчество

Однако его «принципы» отжили свой век, что особенно ярко показала дуэль (по словам Тургене­ва, «дуэль введена для наглядного доказательства пустоты эле­гантно-дворянского рыцарства»). Материал с сайта //iEssay.ru

Николай Петрович Кирсанов, «красный барин», много тру­дится, чтобы улучшить жизнь крестьян. Он сторонник постепен­ных реформ, типичный дворянин-либерал, думающий, что длин­ными речами можно «вразумить» мужиков.

Николай Петрович пытается понять Базарова, чувствует, что «за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами…».

Воз­можно, романтик и эстет, деликатный и мягкий, Николай Пет­рович понимает, но не хочет сказать, что это «что-то» — жест­кая принципиальность и грубая сила материализма, появление которого было исторически закономерно.

  • Базаров в спорах с «отцами» оказывается победителем, но спора с жизнью некоторые его принципы не выдерживают (лю­бовь к Одинцовой, например).
  • Тургенев писал, что в Базарове ему «мечталась фигура су­мрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».
  • Смерть Базарова — последний трагический аккорд в заверше­нии характера героя, свидетельствующий, что время Базаровых еще не пришло.

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/t/turgenev/sochineniya/otcy-i-deti/otcy-i-deti-v-romane-i.-s.-turgeneva

Сочинение на тему Проблема отцов и детей в романе �. С. Тургенева по литературе

Проблема отцов и детей в романе �. С. Тургенева

Р’ 1962 РіРѕРґСѓ РІ свет выходит роман Р�вана Сергеевича Тургенева «РћС‚цы Рё дети». Р�стория его написания была довольно тяжела.

Р�деи романа стала назревать Сѓ Тургенева, РєРѕРіРґР° РѕРЅ еще работал РІ журнале «РЎРѕРІСЂРµРјРµРЅРЅРёРєРµ», РёР·-Р·Р° «СЂРµС€РёС‚ельного несогласия СЃ Чернышевским Рё Добролюбовым, нараставшего СЃ годами Тургенев решает уйти РёР· журнала». Резкая критика нигилистического характера была неприятна Тургеневу. Р’ попытках разобраться РІ причинах нигилизма Тургенев обращается Рє изучению немецких произведений, РЅР° которые ссылался Добролюбов. Р’ итоге Тургенев РЅР° себе прочувствовал решительное отрицание душевной стороны жизни немецкими авторами. «РўСѓСЂРіРµРЅРµРІР° бросало РІ дрожь РѕС‚ таких «РѕС‚кровений»». Р’ конце июля 1860 РіРѕРґР° Тургенев уже обдумывал план РЅРѕРІРѕРіРѕ романа. РўРѕРіРґР° был набросан портрет главного героя: «РќРёРіРёР»РёСЃС‚. Самоуверен, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ отрывисто Рё немного, работящ. (Смесь Добролюбова, Павлова Рё Преображенского», людей молодых, решительных Рё смелых). Своего героя Тургенев назвал Евгением Васильевичем Базаровым.

{Основная часть:}

РџСЂРё первой встрече, РЅР° страницах романа, РѕРЅ предстает перед нами, как человек «РІС‹СЃРѕРєРѕРіРѕ роста РІ длинном балахоне СЃ кистями».

Лицо Сѓ него «РґР»РёРЅРЅРѕРµ Рё С…СѓРґРѕРµ, СЃ широким лбом, кверху плоским, РєРЅРёР·Сѓ заостренным РЅРѕСЃРѕРј, большими Рё зеленоватыми глазами Рё висячими бакенбардами, РѕРЅРѕ выражало самоуверенность Рё СѓРј».

По внешнему виду о нем, сразу складывается впечатление, как о решительном, упорном, четко определившимся в жизни человеке.

Приехав в гости к своему другу Аркадию, Базаров представляется его отцу, как Евгений Васильевич, тем самым подчеркивает свою близость к крестьянскому слою или, иначе, свое не желание быть «признанным» кем-то другие.

В Базарове Тургенев отразил качества, которые начинали проявляться в молодежи того времени, такие, как решительность, стойкость в суждениях.

Тем не менее Тургенев считал, что за такими людьми будущее России. Мы то и дело замечаем намеки автора на предстоящую большую деятельность Базарова.

РќРѕ РІ СЏСЂРѕРј нигилизме есть Рё РјРёРЅСѓСЃС‹, которые Тургенев РЅРµ разделял СЃРѕ СЃРІРѕРёРј героем — это полное отрицание внутреннего РјРёСЂР° человека, его эмоциональных, чувственных сторон жизни.

Чтобы показать эту ошибочность РІРѕ взглядах, автор сталкивает героя СЃ представителем аристократической элиты — Павлом Петровичем Кирсановым, человеком, который РІ своем лице представлял РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕРµ общество. Среднего роста, одетый РІ темный английский СЃСЊСЋС‚, модный низенький галстук Рё лаковые полусапожки. Таким РјС‹ впервые встречаем Павла Петровича Кирсанова. РЎ первого взгляда становится СЏСЃРЅРѕ, что этот человек совершенно отличается РѕС‚ Евгения Васильевича СЃРІРѕРёРј отношением Рє жизни.

Павел Петрович — поместный РґРІРѕСЂСЏРЅРёРЅ, погубивший СЃРІРѕСЋ, процветающую молодость, военную карьеру РёР·-Р·Р° несчастной любви.

После этого драматического события он «погрузился» в беспросветную тоску, отошел от всей городской суеты, оставил службу и поселился в деревне у брата.

Для описания противостояния «отцов» и «детей», Тургенев сталкивает Павла Петровича и Евгения Васильевича на «поле битвы» за вечерним чаем.

Перед этим Павел Петрович надеялся заставить Базарова признать авторитет аристократа, но автор решил иначе. По ходу спора они затрагивают самые злободневные темы общественной жизни тех лет.

Это – аристократия, нигилизм, из взаимосвязь. Первое, о чем заходит спор, это о достоинствах аристократии.

Базаров утверждает, что во всем поведении, в привычках, манерах Павла Петровича нет ни малейшего практического толка.

На это Кирсанов говорит, что человек должен уважать в себе человека, то есть иметь привычки, которые бы подчеркивали в нем желание быть чистоплотным, красивым, ухоженным.

Такое стремление не свойственно Базарову, он не терпит пустого безделья, к которому причисляет все занятия, кроме физических, а Павел Петрович, кроме своего туалета, забот не имел.

Для него, как и для других аристократов, жизнь – это постоянное торжество, бал, а кроме этих торжеств в их жизни ничего нет, никто из аристократов не желает делать что-то для общества.

Такая апатия совершенно отрицалась Базаровым. «Вот РІС‹ уважаете себя Рё сидите сложа СЂСѓРєРё; какая Р¶ РѕС‚ этого польза для bien pablic (общественному благу)?В», — спрашивал Сѓ Кирсанова Евгений Васильевич.

После этого Базаров растолковывает аристократу, что нынешняя молодежь «догадалась», «что болтать, все только болтать не стоит и труда».

На что Павел Петрович замечает: «Вы во всем этом убедились и решились сами ни за что серьезно не приниматься». С этими словами Базарову приходится согласиться.

Нигилизм РІСЃРµ отрицает, СЃ его помощью можно уничтожать сложившиеся устои РІ обществе. Павел Петрович сравнил нигилистов СЃ монгольской силой СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕР№ только разрушать РІСЃРµ, что было создано цивилизацией Р·Р° её историю. Для Базарова же это был его жизненный путь, РЅР° который РѕРЅ вступил осознанно, Рё потому совершено РЅРµ беспокоился Р·Р° то, что будет после него, — ему это неважно, главное «место расчистить».

По ходу разговора Павлу Петровичу становится понятно, почему нигилизм привлекает молодежь.

Он замечает: «Прежде молодым людям приходилось учиться… А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! – и дело в шляпе. … �в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь он вдруг стали нигилисты».

Суть дела Кирсанов уловил верно – РІ обществе, среди молодежи, стало РјРѕРґРЅРѕ называть себя нигилистами, так как это давало право РЅР° отрицание Рё РЅР° глупость, потому — что глупый тоже может отрицать.

Но Павел Петрович ошибался, говоря, что все нигилисты болваны. Евгений Васильевич Базаров умный и образованный человек стал нигилистом, потому – что искренне верил в пользу своего выбора.

Он понял, что настал тот час, когда надо действовать, а не говорить. Базаров видел, что в обществе не осталось ни одного постановления, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания».

На этом заканчивается их спор за вечерним чаем. Базаров уходит, предпочитая заняться делом вместо пусты разговоров.

Павел Петрович остается в гостиной, пытаясь продолжить тему спора со своим братом, но тот лишь сказал: «… Пилюля горька – а проглотить её нужно. Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы, мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю».

{Заключение:}

В своем романе Тургенев объективно показал все положительные и отрицательные стороны поколений.

В молодежи он видел мощную силу, способную привести к изменениям в обществе. В то же время эта сила была как железная сока, не щадящая ничего: ни искусства, ни поэзии, ни даже любви.

С этим Тургенев не мог согласиться. Он понимал, что без этих, казалось бы, простых вещей, жизнь будет бесцветной, безрадостной, «не настоящей».

Поэтому �ван Сергеевич был ближе к «аристократическим» взглядам на жизнь.

Конечно, аристократы были не так деятельны, как нигилисты, но живя в семье, занимаясь своим внешним видом, кое-как ведя хозяйство они были счастливы. А счастье – главное, к чему должен стремиться человек.

/

Источник: http://spisivay.ru/sochinenie/qpfskpftkt/index.html

Ссылка на основную публикацию