Жизнь и творчество эдуарда успенского

Имена персонажей, созданных Эдуардом Успенским, их реплики и поступки давно стали современным фольклором. В центральном здании Государственного музея истории российской литературы до конца марта идёт выставка «Эдуард Успенский. Наше детство», посвященная жизни и творчеству легендарного писателя. А мы решили рассказать вам о нескольких интересных эпизодах его биографии.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Популярность Чебурашки стала для всех сюрпризом

В 2020 году Чебурашке исполнится 54 года. За эти годы герой, придуманный Эдуардом Успенским, сильно изменился: на иллюстрациях к первому изданию книги работы Валерия Алфеевского у него длинный хвост и маленькие ушки на макушке. Как и привычного, знакомого нам по мультфильмам Чебурашку работы Леонида Шварцмана, эти иллюстрации можно увидеть на выставке «Эдуард Успенский. Наше детство».

Жизнь и творчество Эдуарда УспенскогоИллюстрации Валерия Алфеевского. Выставка «Эдуард Успенский. Наше детство»

Успех Чебурашки, задуманного как «приложение к крокодилу» (даже в названии сказки нет его имени: «Крокодил Гена и его друзья»), стал сюрпризом даже для самого писателя.

Но, видимо, эта маргинальность, незащищенность персонажа сделала его таким притягательным для нескольких поколений детей не только в России, но и за рубежом. Летом 2018 года Эдуард Николаевич ушел из жизни.

Рядом с его надгробием скульптор изваял маленького печального Чебурашку.

Жизнь и творчество Эдуарда УспенскогоКукольные Чебурашка и крокодил Гена. Выставка «Эдуард Успенский. Наше детство»

Однажды Успенский зашел к соседу по даче режиссеру Александру Татарскому (который к тому моменту уже снял «Пластилиновую ворону» и «Падал прошлогодний снег») и предложил экранизировать историю про Колобков, которые искали пропавшие котлеты.

На что мультипликатор возразил: «Пропавшие котлеты — это неинтересно и неактуально. Увлекательно, когда теряется что-то большое. Например, слон». Задумчивый Успенский ушел от режиссёра.

А уже через пару-тройку часов Александр Татарский читал историю про исчезнувшего полосатого слона, который любил рыбий жир.

Жизнь и творчество Эдуарда УспенскогоИллюстрация Дмитрия Трубина к произведению «Колобки идут по следу»

Эдуард Успенский много лет занимался популяризацией дворовой песни. Его авторская телепрограмма «В нашу гавань заходили корабли» возродила массовый интерес к полухулиганскому вагонному жанру городского романса.

Не обладая выдающимися вокальными данными, Эдуард Николаевич умел заразить всех окружающих своим интересом и азартом (Зиновий Гердт шутил, что «Успенского придумали на 110 вольт, а включили на 220»).

Интересно, но изначально программа задумывалась как детская: во время радиоэфира Успенский обратился к своим маленьким слушателям с просьбой прислать продолжение песни «В нашу гавань заходили корабли», которую он сам слушал в детстве и очень любил. В редакцию стали приходить письма пачками, но только от взрослых.

Жизнь и творчество Эдуарда УспенскогоВыставка «Эдуард Успенский. Наше детство»

Свою первую литературную награду автор книг «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот» и «Следствие ведут Колобки» получил, когда ему было 73 года. В 2010 году Эдуарду Успенскому была присуждена премия имени Корнея Чуковского в главной номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе».

Жизнь и творчество Эдуарда УспенскогоВыставка «Эдуард Успенский. Наше детство»

Кумирами-писателями Эдуарда Николаевича были Юрий Коваль и поэт Олег Григорьев. Успенский также выделял для себя Корнея Чуковского, который, по его словам, «заложил» в нашей литературе «династию крокодилов».

Создавший не одного, двух или трех, но несколько групп героев, прочно вошедших в народное сознание и живущих на протяжении почти полувека, в одном из интервью Успенский признался, что завидует успеху только одного детского писателя — Джоан Роулинг.

Однако шутил: «Мой Дядя Фёдор ещё побывает на похоронах Гарри Поттера».

Жизнь и творчество Эдуарда УспенскогоПроизведения Эдуарда Успенского. Выставка «Эдуард Успенский. Наше детство»

Историю о деревне Простоквашино Эдуард Успенский придумал, когда работал библиотекарем в пионерском лагере.

Интересных книг не хватало, и писатель каждый вечер придумывал для детей новые приключения Дяди Федора, Шарика и кота Матроскина.

Прототипом последнего стал Анатолий Тараскин, приятель Успенского из киножурнала «Фитиль». Но друзья Эдуарда Николаевича подозревали, что любителя колбасы кота писатель срисовал с самого себя.

Жизнь и творчество Эдуарда УспенскогоМультипликационные персонажи историй о деревне Простоквашино. Выставка «Эдуард Успенский. Наше детство»

Эдуард Успенский — первый известный литератор, который в XX веке стал активно бороться за свои авторские права. И почти все суды выигрывал.

Жизнь и творчество Эдуарда УспенскогоПроизведения Эдуарда Успенского. Выставка «Эдуард Успенский. Наше детство»

Главный антагонист крокодила Гены — старуха Шапокляк — названа в честь мужского головного убора, популярного у модников середины XIX века.

Эта разновидность цилиндров отличалась практическим удобством: шляпы легко складывались с характерным звуком «кляк». В одном из интервью Эдуард Успенский рассказал, что Шапокляк — собирательный образ: это немного и его первая жена Римма, немного и он сам.

Свой вклад в облик героини внес, конечно, и художник Леонид Шварцман, отчасти срисовав Шапокляк со своей тещи.

Жизнь и творчество Эдуарда УспенскогоКукольная старуха Шапокляк. Выставка «Эдуард Успенский. Наше детство»

Эдуард Успенский в школе был не только хулиганом, но и двоечником. С плохими оценками боролся кардинально: научился виртуозно срезать их из дневника лезвием.

На любимый же вопрос всех взрослых «Кем ты хочешь стать?» отвечал не задумываясь: «Ну, или министром, или академиком — не меньше».

Однажды, сломав ногу, маленький Эдик долго лежал в больнице, где от скуки начал читать один за другим учебники (особенно ему полюбилась математика). Так сломанная нога помогла двоечнику стать отличником и гордостью школы.

Источник: https://mel.fm/pisateli/243861-eduard_uspensky_life

Эдуард Успенский — биография

Жизнь и творчество Эдуарда Успенского Эдуард Успенский. moiarussia.ru.

Эдуард Николаевич Успенский (22.12.1937 — 14.08.2018) —  советский и российский писатель, драматург и сценарист, автор детских книг, телеведущий.

БИОГРАФИЯ

Эдуард Успенский родился в городе Егорьевске Московской области 22 декабря 1937 года.

Образование получил в Московском авиационном институте (МАИ). Став инженером зарабатывал на жизнь тем, что писал и делал сценарии мультфильмов. В дополнение к детским книгам Успенский писал стихи и театральные сценки из цикла о Чебурашке, «Крокодил Гена и его друзья».

Первая книга Успенского про Дядю Фёдора «Дядя Фёдор, пёс и кот» была опубликована в 1974 году. Главными героями был шестилетний мальчик Дядя Фёдор, говорящий бездомный кот Матроскин и пес Шарик. По книге было снято три популярных мультипликационных фильма: «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино».

Эдуард Николаевич был председателем жюри премии «Заветная мечта». В 1986 году был членом жюри в первых играх возрождённой Высшей лиги КВН.

Успенский был одним из создателей передач «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка», «Радионяня», а также программы об авторской песне «В нашу гавань заходили корабли», которая в 2000 году была отмечена премией ТЭФИ.

В 2007—2008 годах входил в Высший Совет политической партии «Гражданская сила».

В 2010 году Успенскому была присуждена премия имени Корнея Чуковского, учреждённая для детских писателей, в главной номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе»..

БОЛЕЗНЬ

О заболевании Эдуарда Успенского стало известно в 2012 году. Писатель старался тщательно следить за своим здоровьем: он регулярно наблюдался у врачей.

По информации некоторых СМИ, в 2011 году Успенский перенес операцию: тогда он думал, что ему удалось победить серьезное заболевание. Позже болезнь вновь заявила о себе. Летом 2018 года писатель проходил лечение в Германии.

9 августа Успенский у себя дома почувствовал плохо и потерял сознание. Умер 14 августа 2018 года в своем доме в деревне Пучково, Троицкого административного округа Москвы.

СЕМЬЯ

Отец — Успенский Николай Михайлович (1903—1947), сотрудник аппарата ЦК ВКП(б).
Мать — Наталья Алексеевна Успенская (до замужества Дзюрова) (1907—1982), инженер-машиностроитель.

Братья: старший — Игорь, младший — Юрий.

Первая жена — Римма.
Дочь Татьяна.
Внучка Екатерина.

Внук Эдуард.

  • Вторая жена — Елена Успенская.
    Дочери-двойняшки Ирина и Светлана,
  • Третья жена (2005—2011) — Элеонора Филина, телеведущая.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1966 — Крокодил Гена и его друзья.
1967 — Разноцветная семейка.
1968 — Вот так школа.
1970 — Крокодил Гена.
1971 — Воздушные шары.
1972 — Вниз по волшебной реке.
1973 — Гололёд.
1973 — Наследство Бахрама.
1974 — Дядя Фёдор, пёс и кот.
1974 — Академик Иванов.
1974 — Отпуск крокодила Гены.
1975 — Гарантийные человечки.
1975 — Крокодил Гена.

1976 — Все в порядке.
1976 — Повтори.
1976 — Удивительное дело.
1977 — Крокодил Гена.
1977 — Крокодил Гена и другие сказки.
1979 — Вниз по волшебной реке.
1981 — Школа клоунов.
1982 — Гололёд.
1983 — Если был бы я девчонкой.
1983 — Каникулы в Простоквашино.
1980, 1981, 1984 — Над нашей квартирой.
1985 — Вера и Анфиса в поликлинике.

1985 — Вера и Анфиса знакомятся.
1987 — Клоун Иван Бултых.
1987 — Колобок идёт по следу.
1988 — 25 профессий Маши Филипенко.
1988 — Про Сидорова Вову.
1989 — Меховой интернат.
— Мудрец.
1990 — Красная рука, чёрная простыня, зеленые пальцы.
1990 — Дядя Фёдор, пёс и кот (диалоги по политическим вопросам).
1991 — «Дядя Фёдор, пёс и кот, и политика.

1991 — Лекции профессора Чайникова.
1992 — Грамота: Книга для одного читающего и десяти неграмотных.
1992 — Бизнес Крокодила Гены.
1992 — Год хорошего ребёнка (соавтор Э. де Грун).
1993 — Подводные береты.
1995 — Тётя дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино.
1997 — Зима в Простоквашино.
1997 — Любимая девочка дяди Фёдора.
1997 — Новые порядки в Простоквашино.

1999 — Дядя Фёдор идёт в школу, или Нэнси из Интернета в Простоквашино.
1999 — Лжедмитрий Второй, настоящий.
2001 — Весна в Простоквашино.
2001 — Грибы для Чебурашки.
2001 — Крокодил Гена — лейтенант милиции.
2001 — Печкин против Хватайки.
2001 — Похищение Чебурашки.
2001 — Праздники в деревне Простоквашино.
2002 — Неприятности в Простоквашино.

2002 — Случай со степанидом: рассказы.
2002 — Укус гадюки.
2004 — Клад из деревни Простоквашино.
2004 — Таинственный гость из космоса.
2005 — Дни рождения в Простоквашино.
2005 — Кислотный дождь в Простоквашино и другие весёлые истории.
2007 — Новая жизнь в Простоквашино
— Ошибка почтальона Печкина.
— Чебурашка идёт в народ.
— Иван — царский сын и Серый Волк.

— Про Веру и Анфису.
— Жаб Жабыч Сковородкин.
— Сын Жаба Жабыча.
— История с ястребом-перепелятником.
— Следствие ведут Колобки.
— Магнитный домик под Владимиром.
— Хозяйственная собака на белорусском хуторе.
— Происшествия в Простоквашино, или Изобретения почтальона Печкина.
2009 — Истории про девочку со странным именем.

2011 — Гарантийные человечки возвращаются.
2011 — История про Гевейчика, гуттаперчевого человечка.

2011 — Привидение из Простоквашино.

ПЬЕСЫ:

— Испанский сериал
1976 — Дядя Фёдор, пёс и кот.
1979 — Гарантийные человечки.
1983 — Девочка-учительница.
— Новый Год в Простоквашино.
— Остров Учёных.
— Отпуск Деда Мороза.
— Про щучье веленье.
— Пропажа белого слона.

— Следствие ведут Колобки.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Художественные фильмы:

1982 — Там, на неведомых дорожках (по повести «Вниз по Волшебной реке»)
1991 — Год хорошего ребёнка (по мотивам одноимённой повести Э.Успенского и Э. де Грун)

Сценарии мультипликационных фильмов:

1969 — Антошка (Весёлая карусель, № 1)
1969 — Крокодил Гена
1971 — Чебурашка
1971 — Разгром (Весёлая карусель, № 3) (режиссёр В. Угаров, композитор Ш. Каллош, текст читают: А. Лившиц, А. Левенбук)
1971 — Рыжий, рыжий, конопатый (Весёлая карусель, № 3)
1972 — Неудачник (сценарий: Р. Качанова, Э. Успенского, режиссёр В.

Голиков)
1974 — Шапокляк
1974 — Птичий рынок (режиссёр М. Новогрудская)
1975 — Картина. Ехал Ваня
1975 — Наследство волшебника Бахрама
1975 — День чудесный
1975 — Слоно-дило-сёнок (режиссёр Б.

Ардов)
1975 — Дядя Фёдор, пёс и кот: Матроскин и Шарик (фильм первый)
1976 — Дядя Фёдор, пёс и кот: Митя и Мурка (фильм второй)
1976 — Дядя Фёдор, пёс и кот: Мама и папа (фильм третий)
1976 — Осьминожки
1978 — Трое из Простоквашино
1979 — Дядюшка Ау (фильм первый)
1979 — Ошибка дядюшки Ау (фильм второй)
1979 — Дядюшка Ау в городе (фильм третий)
1979 — Про холодильник, серых мышей и гарантийных человечков (режиссёр Л. Домнин)
1979 — Олимпийский характер
1980 — Каникулы в Простоквашино
1980 — Клякса
1980 — Гребля на каноэ (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80) (режиссёр Р. Страутмане)
1980 — Дзю-до (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80) (режиссёр Ю. Бутырин)
1980 — Конный спорт (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80) (режиссёр Ю. Бутырин)
1980 — Спортивная гимнастика (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80) (режиссёр Б. Акулиничев)
1980 — Спортивная ходьба (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80) (режиссёр О. Чуркин)
1980 — Хоккей на траве (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80) (режиссёр О. Чуркин)
1980 — Баба-яга против! (фильм первый)
1980 — Баба-яга против! (фильм второй)
1980 — Баба-яга против! (фильм третий)
1981 — Пластилиновая ворона
1981 — Ивашка из дворца пионеров
1982 — Телеглаз (заставка к циклу передач об экономии) (режиссёр А. Татарский)
1983 — Чебурашка идёт в школу
1983 — Следствие ведут Колобки (фильм первый) (режиссёр Аида Зябликова)
1983 — Следствие ведут Колобки (фильм второй) (режиссёр Аида Зябликова)
1983 — Новогодняя песенка Деда Мороза
1984 — Зима в Простоквашино
1985 — Про Сидорова Вову
1986 — Академик Иванов
1986 — Про Веру и Анфису
1986 — Следствие ведут Колобки (фильм первый, второй) (режиссёры: Игорь Ковалёв, Александр Татарский
1987 — Следствие ведут Колобки (фильм третий, четвёртый) (режиссёры: Игорь Ковалев, Александр Татарский)
1987 — Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса тушат пожар
1988 — Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса на уроке в школе
1988 — Загадка (Весёлая карусель, № 19)
1989 — Сегодня в нашем городе
1989 — Счастливый старт 1 (фильм о дельфинах)
1989 — Счастливый старт 3 (фильм о дельфинах)
1989 — Озеро на дне моря (фильм о дельфинах)
1989 — Мико — сын Павловой (режиссёр Е. Пророкова) (фильм о дельфинах)
1989 — Надводная часть айсберга (фильм о дельфинах) (режиссёр А. Горленко, композиторы: Т. Хайэн, Э. Артемьев)
1989 — Секретная океанская помойка (фильм о дельфинах)
1990 — Счастливый старт 4 (фильм о дельфинах)
1991 — Подводные береты [полнометражный фильм о дельфинах]
Телесериалы

Читайте также:  Душечка - краткое содержание рассказа чехова

2001 — «Советы профессора Чайникова», телесериал для детей (режиссёр Олег Рясков, МНВК, ТВ6).

Награды и премии

1991 — премия и диплом им. А. Гайдара за повесть «Год хорошего ребёнка» писательнице Элес де Грун и писателю Эдуарду Успенскому.

1997 — премия журнала «Огонёк»
1997 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
2005 — золотая медаль Всемирной организации интеллектуальной собственности
2010 — премия Правительства Российской Федерации в области культуры за книгу «Истории про девочку со странным именем»
2010 — премия им. К.

Чуковского в номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе»
Лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу
2015 — премия им. Льва Копелева за борьбу за мир и права человека.

2015 — национальная премия «Телегранд» за выдающийся вклад в создание детских телепрограмм и значительные заслуги в развитии анимационного кино .

Интересные факты

Цикл произведений о «Простоквашино» был переведён на турецкий язык.

Образ старухи Шапокляк был списан Успенским со своей бывшей жены.

Источник: https://1838.life/biographies/jeduard-uspenskij-biografija/

Жизнь и творчество Эдуарда Успенского

Эдуард Николаевич Успенский (1937-2018 гг.) является одним из знаменитых советских писателей, создавший незабываемых детских персонажей, любимых маленькими читателями во всем мире.

  • Рождение будущего писателя происходит в Подмосковье в обычной советской семье инженеров, глава которой является сотрудником центрального аппарата коммунистической партии.
  • В качестве будущей профессии Успенский выбирает инженерное направление, закончив Московский авиационный институт, но затем, работая на инженерной должности, увлекается написанием мультипликационных сценариев, а также стихов и рассказов, для дополнительного получения дохода.
  • Еще будучи студентом, писатель участвует в выступлениях КВН, а также начинает работать на профессиональной эстраде, создавая в содружестве с Камовым Феликсом произведения для эстрадных артистов в виде юморесок, сатирических фельетонов, юмористических интермедий.
  • Известность писателю приносят созданные им произведения про приключения Крокодила Гены, Чебурашки и Шапокляк, вышедшие в нескольких книгах, которые затем переделываются в сценарии для мультипликационных фильмов, до настоящего времени имеющих оглушительный успех.
  • Затем из-под пера писателя появляются не менее популярные герои в лице дяди Федора из Простоквашино и его друзей кота Матроскина и собаки Шарика, также ставшие героями любимых мультфильмов.

 В этот же период Успенский создает серию произведений о сказочных Колобках, которые в юмористической форме расследуют запутанные дела о совершенных преступлениях. Большинство сочинений Успенского публикуется в литературном издательстве под названием «Самовар», с которым у писателя, обладающего в жизни непростым характером, складываются хорошие, дружеские отношения.

Помимо литературной деятельности писатель занимается телевизионными проектами, организовывая многочисленные детские передачи для маленьких зрителей, в числе которых «Спокойной ночи, малыши!», выходящая в эфир до настоящего времени, «АБВГДейка», а также трансляции на всесоюзном радио «Радионяни». Кроме того, увлекаясь авторской песней Успенский принимает участие в создании музыкальной передачи «В нашу гавань заходили корабли», получившей премию ТЭФИ.

Одним из известных фактов творческой биографии Успенского становится присуждение ему премии, носящей имя Корнея Чуковского, которой он удостаивается в последние годы своей жизни за внесение выдающегося вклада в развитии отечественного детского литературного творчества.

В личной жизни Успенский оказывается женат три раза, в первом браке у писателя рождается дочь Татьяна. Последние годы жизни Эдуард Николаевич проводит в обществе своей второй жены, вернувшейся к писателю, простив все обиды и недопонимания.

Жизнь писателя прерывается в восьмидесятилетнем возрасте в результате продолжительного онкологического заболевания, которое развивается в течение нескольких лет. Местом захоронения Успенского становится московское Троекуровское кладбище.

Вариант 2

В России нет ни одного человека, который не был знаком с произведениями Эдуарда Успенского. На его произведениях выросло много поколений детей.

Отец Эдуарда был кинологом, поэтому детство автора проходило среди животных, а мама инженером машиностроителем. В семье Эдуард был средним сыном.

Эдуард очень рано лишился отца, на тот момент, мальчику было 10 лет, и тогда воспитанием сыновей полностью занималась их мама. После смерти отца Эдуард стал хуже учиться, и семья испытывала трудности.

Ещё в детстве маленький Эдуард мечтал быть министром или академиком. Но в итоге он стал знаменитым детским писателем. И уже в юности судьба направляла его на это. Подростком Эдуард работал вожатым в отряде маленьких детей и тогда то и начал впервые сочинять забавные стишки и песенки.

Высшее образование он получил в Москве, закончил авиационный институт, и после стал инженером. В свободное время, любил сочинять рассказы для детей, а также принимал активное участие в проведении университетских выступлений и концертов. По своей специальности он работал недолго, и начал карьеру в сфере литературы.

Он занимался своим любимым делом, писал рассказы для детей, но на тот момент их редко публиковали.

Творчество Эдуарда Успенского известно на весь мир. Его рассказы переведены больше чем на 20 языков мира, и по сей день, они издаются и переиздаются.

Самыми известными персонажами в его творчестве стали: Дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик, почтальон Печкин, Крокодил Гена, Чебурашка, Шапокляк. Но и не обошло стороной осуждение творчества Успенского.

Некоторые критиковали героя Чебурашку за отсутствие черт пионера в его образе и поведении. И многие его произведения не пропускались цензурой на печать.

Произведения Успенского дошли до создателей мультфильмов и очень заинтересовались ими. После чего началась работа над созданием мультфильмов по мотивам его произведениям произведений. Вся экранизация проходила над контролем самого автора, он сам писал сценарии к мультфильмам.

В 1970-х годах Успенский находился на пике популярности. Его приглашают работать на телевидение и писать пьесы. Он был ведущим таких передач как «Спокойной ночи, малыши», «Радионяня», «АБВГДейка». Также являлся членом жюри Высшей лиги КВН.

За свою жизнь писатель три раза был женат, и есть дочь только от первого брака. Образ Шапокляк был написан с его первой жены. Детский автор имел очень непростой характер и некоторым коллегам трудно было с ним работать, с детства он очень любил животных и увлекался медициной.

Долгое время Успенский лечился в Германии от рака, дошел до ремиссии, но через 5 лет у него снова нашли рак. Он снова проходил химиотерапии, но состояние ухудшалось, последний год жизни он передвигался на инвалидной коляске. 14 августа 2018 года в возрасте 80 лет в своем доме в деревне Эдуард Успенский скончался.

С героями его рассказов знакомы не только дети, но и их родители, и даже бабушки и дедушки. Произведения Эдуарда Успенского подарило детям веселое и интересное детство.

Жизнь и творчество Эдуарда Успенского

Источник: http://sochinite.ru/otvety/ludi/zhizn-i-tvorchestvo-ehduarda-uspenskogo

Эдуард Успенский: биография, личная жизнь, википедия

В России не найдешь человека, которому не было бы знакомо творчество Эдуарда Успенского. Всю свою жизнь этот человек посвятил детям и способам сделать их счастливыми. Рассказы литератора вырастили много поколений малышей, которые верят в доброту и дружбу, отвагу и честность, и поэтому способны помочь близким и родным в трудную минуту.

Писатель Эдуард Успенский

И, наверняка, нет в России людей, которые бы не видели мультфильмы, созданные по мотивам книг Эдуарда Николаевича. Народное признание и любовь он заслужил благодаря прекрасным произведениям, которые показывают правильные ценности в понятной и доступной форме.

Детство и юность

Биография Эдуарда Николаевича началась 22 декабря 1937 года в Егорьевске. Родители будущего автора не имели отношения к писательской стезе.

Отец Николай Михайлович работал кинологом в охотничьем отделе ЦК КПСС, поэтому в доме водилось много животных. Мама по образованию была инженером-машиностроителем.

Кроме Эдика, в семействе воспитывались еще два сына: старший брат Игорь и младший Юрий. По национальности отец Успенского был евреем, а мать – русской.

Маленький Эдуард Успенский с мамой

Когда Эдуарду исполнилось 10 лет, из жизни ушел любимый папа, дети остались с матерью. Семья жила в квартире на Кутузовском проспекте.

В раннем возрасте Эдик рос озорным мальчишкой. Ребенок неважно учился, поэтому «навострился» срезать двойки из дневника лезвием. Сказывалась плохая финансовая поддержка: после смерти отца семья жила бедно. Но при всем при этом будущий писатель мечтал о карьере министра или академика.

Однажды Эдуард сломал ногу и попал в больницу. Тогда мальчик попросил маму принести учебники и начал заниматься. Вскоре успеваемость Эдуарда Успенского улучшилась, а школу молодой человек заканчивал с грамотами за победы в олимпиадах. Особенно хорошо юноше давалась математика.

  Умер Эдуард Успенский — причина смерти

Эдуард Успенский за работой

Образование получил высшее в Московском авиационном институте. После учебы пошел работать инженером, а в свободное время стал сочинять сценарии и рассказы для детей.

Интерес к творчеству у Успенского возник еще в юности – в школе парень был постоянным вожатым для отрядов с маленькими учащимися, для которых придумывал забавные детские стихи и песенки.

Университетское образование молодой человек совмещал с созданием и проведением студенческих капустников и выступлений местного Клуба веселых и находчивых.

Недолго проработав по специальности, Успенский стал заниматься развитием карьеры литератора. Сочинял рассказы и стихи для детей, но публиковали творчество нечасто. Гораздо более востребованными оказались юмористические зарисовки и рассказы Эдуарда для блока сатиры. Однако автору не хотелось развиваться в этом направлении.

Эдуард Успенский придумал героев любимых мультфильмов

Неизвестно, как бы сложилась судьба лучших произведений, если бы на них не обратили внимание создатели мультфильмов. Благодаря наглядной иллюстрации сочинения Успенского получили распространение и мировую славу.

Литература

Произведения Эдуарда Николаевича пользуются популярностью среди читателей по всему миру. Рассказы Успенского переведены более чем на 20 языков мира, активно издаются и переиздаются спустя много лет после появления.

Внимание автору уделили в Швеции – там сочинения мужчины обрели такую популярность, что герои появлялись и на телевидении, и в журналах, а сам Эдуард Успенский был приглашен в Союз писателей Швеции.

Произведения автора ценят такие европейские мастера детской литературы, как Астрид Линдгрен, Туве Янссон и Анна Шмидт.

“Папа” Чебурашки – Эдуард Успенский

Наиболее известными для широкого круга читателей книгами этого великого автора являются истории про Простоквашино, в которых есть Дядя Федор, Пес и Кот. Еще популярными стали рассказы, в которых участвуют Крокодил Гена и Чебурашка. Большое распространение получило одно из первых сочинений автора «Вниз по волшебной реке».

История публикации многих произведений оказалась непростой. Автора критиковали за отсутствие черт настоящего пионера в образе и поведении Чебурашки, цензура запрещала другие стихи и зарисовки автора.

Эдуард Успенский – автор книг для детей

Экранизация детских историй происходила под чутким контролем автора – Эдуард Успенский самостоятельно писал сценарии к мультипликациям. По мотивам рассказов и повестей писателя создали два художественных фильма, а позже был снят один сериал.

С приходом популярности в конце 1970-х годов Эдуард Успенский начинает выступать в радиопередачах – читать стихи и рассказы. Он пишет пьесы, рассказывающие о любимых персонажах. В 1980-х годах выходит первый сборник с историями о Шапокляк, Матроскине, Колобке.

Мультфильм “Трое из Простоквашино”

Еще из-под пера Эдуарда Успенского вышли сказки «Гарантийные человечки» и «Следствие ведут колобки». Популярностью пользуется стихотворение «Страшная история».

Эдуард Николаевич поработал и на телевидении. Он стал идейным вдохновителем и автором цикла передач для детей разного возраста.

Читайте также:  Сочинение влияние книги на человека

До последних дней детский автор жил в России и издавал новые произведения в издательском доме «Самовар». В 2016 году пьеса о волшебной реке стала основой для создания полноценного спектакля в одном из региональных театров в России.

Детский писатель Эдуард Успенский

Советский и российский писатель неоднократно получал премии. В 1997 году ему вручили орден «За заслуги перед отечеством». В 2010 году Эдуард Николаевич стал лауреатом премии имени К. Чуковского, которая вручается выдающимся детским писателям.

В ноябре 2017 года Эдуард Николаевич написал открытое письмо Президенту РФ Владимиру Путину, в котором обвинил киностудию «Союзмультфильм» в нарушении авторских прав. По словам литератора, новые серии «Простоквашино» вышли без ведома Успенского. Автор утверждает, что не давал согласия на производство продолжения.

“Возвращение в Простоквашино”

В озвучивании любимых героев участвовали Антон Табаков, Юлия Меньшова, Иван Охлобыстин и Гарик Сукачев. Антон и Юлия высказали сожаление, что Эдуард Николаевич так резко высказался о новых сериях мультипликационного фильма. Первый выпуск продолжения, вышедший в апреле 2018 года, собрал в Сети несколько миллионов просмотров.

В мае вышел второй эпизод мультфильма. Серию посвятили памяти Олега Табакова. В первый же день выпуск посмотрели 25 миллионов человек.

Личная жизнь

Семья всегда вдохновляла писателя, особенно в создании самых неожиданных персонажей. Яркую и незабываемую Шапокляк автор придумал, вспоминая о своей бывшей жене Римме. По словам знаменитого автора, супруга отличалась вредностью. Хотя в образе, продолжает он, есть и некоторые собственные неприглядные черты самого литератора.

Образ Шапокляк Успенский срисовал с первой супруги

А детский выкрик дочери послужил сначала источником имени Чебурашки, а впоследствии – и всей истории этого персонажа. Этот герой стал легендарным – сначала он полюбился жителями страны восходящего солнца, а затем стал символом России на спортивных соревнованиях.

Эдуард Успенский был трижды женат. От первого брака, продлившегося 18 лет, у него осталась дочь Татьяна, у которой уже есть своя семья и которая подарила папе внука и внучку. От второго брака у писателя тоже остались дети: две дочери-близняшки, которых пара удочерила.

Эдуард Успенский с дочерью Татьяной

Третий раз Эдуард Николаевич женился на популярной телеведущей – избранницей автора стала Элеонора Филина. Вместе с возлюбленной писатель вел радиопередачу «В нашу гавань заходили корабли». В итоге служебные отношения переросли в реальный роман.

Бракоразводный процесс с последней супругой оказался громким – жена выступала на телевидении и в прессе с громкими заявлениями, публично обсуждала жизнь с писателем.

После десятилетий совместной жизни, когда вся страна считала эту пару образцовой, Элеонора обиделась на подавшего на развод мужа и стала рассказывать, что на самом деле представлял собой союз с писателем. Было сказано много неприятных слов в адрес теперь уже бывшего мужа, нелицеприятно характеризующих характер мужчины и поведение в быту.

Эдуард Успенский и Элеонора Филина

Однако мало кто знает, что, пока бывшая жена выступала на телевидении, сам писатель боролся с тяжелой болезнью – раком. Мужчина уехал в Германию, где проходил курс химиотерапии. Сначала Элеонора была рядом с супругом, заботилась о литераторе, но терпения женщины хватило на несколько месяцев, после чего Филина просто уехала обратно в Россию и оставила Эдуарда одного в чужой стране.

Успенский долгое время никак не комментировал действия Элеоноры, но однажды выступил с заявлением, что причина такого поведения женщины – огромные денежные долги, которые, по словам писателя, бывшая жена хочет закрыть за счет средств Эдуарда Николаевича.

Скандальный “Прямой эфир” с Элеонорой Филиной

Тем не менее, характер у Эдуарда и правда был непростой, это подтверждают родственники и коллеги. Совладать с ним и продуктивно поддерживать личные и рабочие отношения могли далеко не все.

Некоторые отдельные черты характера Эдуарда Николаевича в какой-то момент даже поставили крест на тогда еще неизвестной истории о Дяде Федоре – сочинение отказывались брать в печать, боясь внезапных скандалов и претензий со стороны писателя.

Эдуард Успенский

Писатель редко писал на заказ, так как не считал нужным вносить коррективы в истории по велению сторонних людей. Эта неуступчивость часто портила рабочие и личные отношения писателя. С другой стороны, может, без нее не увидели бы свет любимые публикой персонажи Успенского в том неповторимом виде, который придал им автор.

Что касается самого писателя, то мужчина обожает животных и птиц, у него дома постоянно живут попугаи и собаки, за которыми литератор с удовольствием ухаживает. Эдуард работает каждый день, сочиняет в загородном доме и в Москве. В свободное время любит смотреть зарубежные сериалы, особенно на медицинскую тематику. Любимым многосерийным фильмом Успенского является «Доктор Хаус».

Награды Эдуарда Успенского

Известно, что Эдуард Николаевич уважал творчество Олега Табакова. Именно поэтому харизматичному актеру доверили дубляж кота из Простоквашино.

В апреле 2018 года писатель дал интервью, в котором рассказал, что рядом с ним находится вторая супруга – Елена Успенская. Женщина простила бывшего мужа и вернулась. Последнее время Эдуард с женой жили в мире и согласии, поддерживали друг друга и не вспоминали о прошлом. Пара надеялась, что писатель справится с недугом.

Эдуард Успенский с семьей

А Элеонора Филина, оказывается, ушла к молодому любовнику, который младше нее на 30 лет. Телеведущая взяла кредит на 6 млн рублей, чтобы парень открыл бизнес, но дело прогорело.

Сама Филина в этом не признается. Женщина только говорит, что не смогла больше быть рядом с деспотичным мужем. По словам Элеоноры, с Успенским Филина хотела развестись давно, но ее останавливали состояние здоровья мужа и диагноз.

Смерть

14 августа 2018 года Эдуард Успенский скончался в своем московском доме. Причиной смерти писателя стал рак, с которым он боролся на протяжении нескольких лет. Он проходил лечение в Германии, после операции болезнь ненадолго отступила.

Дома накануне трагедии, по словам дочери Ирины, Эдуард Николаевич потерял сознание, ему потребовалась медицинская помощь.

Библиография

  • 1966 – «Крокодил Гена и его друзья»
  • 1972 – «Вниз по волшебной реке»
  • 1974 – «Дядя Фёдор, пёс и кот»
  • 1975 – «Гарантийные человечки»
  • 1976 – «Удивительное дело»
  • 1983 – «Каникулы в Простоквашино»
  • 1985 – «Вера и Анфиса в поликлинике»
  • 1987 – «Колобок идёт по следу»
  • 1990 – «Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы»
  • 1997 – «Зима в Простоквашино»
  • 2001 – «Грибы для Чебурашки»
  • 2007 – «Новая жизнь в Простоквашино»
  • 2011 – «Гарантийные человечки возвращаются»
  • 2011 – «Привидение из Простоквашино»

Источник: https://sde.in.ua/ehduard-uspenskijj-biografiya-lichnaya-zhizn-vikipediya/

Сказочник, подаривший нам друзей детства: вспоминаем творчество Эдуарда Успенского

В 1966 году, эпоху освоения космоса и взлета фантастики, в советском городе появились два новых одиноких жителя — добросердечный Крокодил Гена и Чебурашка с вечно печальными глазами.

Гена жил в собственной квартире, — удивительное положение для советского крокодила — а Чебурашка, которого привезли в страну в ящике с апельсинами, обитал в телефонной будке.

Малограмотный крокодил написал объявление о том, что он ищет друзей, и Чебурашка чудесным образом смог его прочитать и найти в большом городе товарища. Вскоре в круг друзей попали песик, лев и пионерка Галя — именно она указала крокодилу на ошибки в тексте объявления.

Пока старуха Шапокляк пела «Кто людям помогает — тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя», Гена и его друзья доказывали обратное: строили детские площадки, пусть и нарушая технику безопасности, помогали малышам и не унывали.

С книжных страниц Гена и Чебурашка попадают на экран и на сцену советских тюзов, фигурки персонажей из командировок в СССР увозят иностранцы (например, в Швеции Чебурашку знают как Drutten och Gena), а тексты Успенского становятся по‑настоящему народными.

В 1970-е Успенский выдумал и совершенно новый мир — вселенную Простоквашино. Дядя Федор, самый самостоятельный мальчик в стране советов, сбегал от семьи в деревню, потому что родители не разрешали держать дома говорящего кота Матроскина.

За городом ребенок мог найти клад, купить трактор, который работает на молоке и картошке, — и жить себе в пространстве потенциального чуда.

В эти же годы Успенский появляется на радио и участвует в создании детского эфира — передач «Радионяня», «АБВГДейка».

В 1982-м году по повести Успенского «Вниз по Волшебной реке» выходит мультфильм «Там, на неведомых дорожках» о том, как провести летние каникулы в гостях у доброй Бабы-Яги подружиться со многими сказочными персонажами — Соловьем Разбойником, болотной кикиморой, теми, кто обычно работают на стороне зла. В сказке Успенского представители мрачного фольклора выглядят как уютные волшебные соседи.

В последнее десятилетие советского союза по мотивам произведений Успенского выходят абсурдисткие мультфильмы «Пластилиновая ворона», «Баба Яга против!» и «Гарантийные человечки», которые живут в электроприборах, обслуживают их до конца гарантийного срока и выходят на свет только по ночам. В 2000-е их переформатировали в успешных «Фиксиков».

С приближением перестройки градус абсурда увеличивался, и по сценарию Успенского выходит мультфильм «Следствие ведут колобки», в котором угадывается пародия на популярный советский детективный сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи» и на литературные образцы жанра. Колобка, словно в насмешку над засильем аббревиатур в советском обществе, нарекают заведующим неотложным пунктом добрых дел.

Успенский создал и одну из главных феминистских книг перестройки — «25 профессий Маши Филипенко». Это история третьеклассницы, которая помогала взрослым в самых разных сферах, пробовала разные профессии — от продавщицы до исследователя.

А в 1990 году писатель выпустил легендарный сборник страшилок «Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы» — истории о черном гробе на колесиках, пустых сапожках, которые пришли домой без хозяйки, пересказывали в пионерлагерях под одеялом.

Книга с пугающей красной обложкой словно сигнализировала о медленном умирании многих советских страхов и мифов.

Пройдет несколько лет, Советский союз развалится окончательно, но песню Крокодила Гены все еще будут петь на детских праздниках, а Чебурашка станет одним из самых узнаваемых олимпийских символов.

Мультяшные герои Успенского получат развитие и будут зорко следить за изменениями в стране: в начале 1990-х крокодил Гена по правилам того времени заводит бизнес, в Простоквашино устанавливаются новые порядки — Печкин пытается приватизировать почту.

В 2000-х крокодил Гена вслед за усилением позиций силовиков в стране становится лейтенантом милиции.

Герои Успенского без ведома автора появлялись на конфетах фабрики «Красный октябрь», флешках и других предметах. Писатель, как и подобает творцу-демиургу, судился и одним из первых в стране начинает отстаивать авторское право.

Борьбой омрачился последний год жизни Успенского: он был против новых серий «Простоквашино», в которых «Союзмультфильм» адаптировал персонажей под современные реалии.

В итоге Успенскому удалось отстоять свое: за две недели до смерти он подписал со «Союзмультфильмом» договор, по которому студия обязалась выплачивать ему роялти.

Герои Успенского пережили свое советское детство, бурные девяностые и стабильные двухтысячные и продолжают транслировать добро и иронию в сети — именно там крокодила Гену, Матроскина и Чебурашку, скорее всего, и будут встречать новые поколения зрителей.

* В память о писателе компания «Мелодия» выложила записи его произведений. Послушать на Apple Music можно по ссылке

Источник: https://esquire.ru/letters/62072-pamyati-eduarda-uspenskogo/

Творчество Эдуарда Успенского для детей

  • Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  • «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Институт психологии и образования
  • Реферат на тему:
  • «Творчество Эдуарда Успенского для детей»
  • Выполнили:
  • Студентки 1 курса
  • Группы «17.1-426»
  • Козакова Дарья и
  • Панькина Марина
  • Казань 2014
  • Содержание
  • Введение
  •      1. Биография Эдуарда Николаевича Успенского
  •      2. Творчество автора
  •      3. Дядя Федор и другие
  •      4. Как появился Чебурашка
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение

     Эдуард Николаевич Успенский — выдающийся человек. Талантливый автор придумал удивительных и забавных героев, на которых воспиталось уже не одно поколение. «Папа» крокодила Гены и Чебурашки является любимым писателем детей во всем мире: практически все книги Эдуарда Успенского переведены на разные языки. «Дядя Федор» — популярная в Европе книга, а Шапокляк веселит американских дошкольников. 
     Чебурашка – литературный герой, покоривший Японию. В этой стране создан фан-клуб Эдуарда Успенского. Герои детского писателя «поселились» на одежде, часах, ручках, молочных продуктах и конфетах. 

     Рейтинги Успенского в Финляндии намного опережают Астрид Линдгрен, написавшую «Малыш и Карлсон».

  1. Биография Эдуарда Николаевича Успенского

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. Окончив школу, Успенский поступил в Московский авиационный институт. Уже в студенческие годы начинает заниматься литературным творчеством, печатается с 1960. Институт окончил в 1961.

Читайте также:  Волоколамское шоссе - краткое содержание повести александра бека

Творческий путь начинал как юморист, совместно с Аркадием Аркановым написал и выпустил несколько юмористических книг. По собственному признанию, в детскую литературу попал случайно.

Его детские стихи начали печатать, как юмористические, в «Литературной газете», они звучали в радиопередаче «С добрым утром!».

     Широкую известность Успенский обрел как автор детских книжек: «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Вниз по волшебной реке» (1972) и др. Огромную популярность приобретают его пьесы, написанные совместно с Р. Качановым, — «Чебурашка и его друзья» (1970); «Наследство Бахрама» (1973); «Отпуск крокодила Гены» (1974) и др.

Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены и других героев любят дети нескольких поколений. В 1976 вышел сборник стихов «Все в порядке».

В 1980-1990-х публикует серию замечательных детских книжек: «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Федор, пес и кот», «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка», «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)» и другие.

     Эдуард Успенский выступал как автор сценариев мультфильмов, многие из которых любимы не одним поколением зрителей. Его герои, Крокодил Гена и Чебурашка, живут в мультфильмах вот уже несколько десятилетий.

Не меньший успех выпал и на долю приключений друзей из Простоквашино — Дяди Федора, Шарика, кота Матроскина. И они тоже обрели свое экранное воплощение. Кроме того, Эдуард Успенский писал для популярной детской передачи «Радионяня», для телепередачи «АБВГДейка», ныне ведет передачу «В нашу гавань заходили корабли».

     Произведения писателя переведены более чем на 25 языков, его книги выходили в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США. В последние годы в организованном им издательстве «Самовар» публикуются его новые книги. Живет и работает в Москве.

     Дать жизнь современной сказке может и весёлая инженерная мысль.

Не примиряет ли она так называемых физиков с так называемыми лириками?

Гномы сегодняшнего дня — гарантийные человечки из одноимённой повести-сказки Эдуарда успенского. Кажется, что именно её следует поставить во главу угла удавшихся сказочных фантазий этого писателя. Инженера по образованию.

     Крохотные герои появляются как неотъемлемое достояние механизмов обычной современной квартиры. Часов и холодильника, швейной машины и пылесоса, радиоприемника и рояля…

Все эти предметы приобретаются с гарантией. Гарантия перестает быть понятием отвлеченным.

Она одушевляется, она действует, она создает сюжет, взаимоотношения лиц реальных и фантастических, она вмещает мораль умную и необходимую!

Один гарантийный человечек живет с давних времен в старинных часах — старый мастер в черном сюртуке и золотых очках, Иван Иванович Буре. Часы его — с кукушкой Машкой, которая, правда, кукует неохотно, особенно когда хозяев нет дома.

Вместе со взятым напрокат холодильником приехал другой гарантийный человечек — Холодилин. Был еще швейный человек в швейной машине, но уже уехал — кончился срок гарантии.

А живут в квартире еще двое: один в пылесосе — мальчишка-ученик из мастерской, Пылесосин, другой в радиоприемнике, и зовут его Новости Дня.

     Гарантийные человечки, в существовании которых уверена девочка Таня, и являются героями волшебных происшествий повести Эдуарда Успенского. Каждый действует в соответствии со своим характером, каждый проявляет сметку и знания специалиста-изобретателя, каждый укладывается в остроумное действие современной доброй сказки, многими подробностями близкой детям.

     Гарантийные человечки сразу находят друг с другом общий язык и помогают друг другу — интересы их едины. Но жить и работать им приходится, так сказать, между двух огней.

С одной стороны — любопытная и настойчивая девочка, обуреваемая намерением увидеть и поймать человечков; все свое умение и сметку приходится им пустить в ход, чтобы не быть обнаруженными. С другой стороны — мыши. Подпольное мышиное королевство объявляет гарантийным войну.

Почти как в знаменитой сказке Амадея Гофмана о Щелкунчике и мышином короле. Только элегические тона старой сказки здесь преображаются в комические.

     И для этого есть основания. Во-первых, гарантийные человечки, в противоположность мышиному королю и его генералам, не питают к соседям никаких враждебных чувств. Они угощают парламентеров сосиской, чем вносят смятение в ряды агрессоров-мышей. Ведь при таком отношении противника вся мышиная армия может переметнуться на его сторону!

Во-вторых, гарантийные человечки разумно мыслят и владеют техникой. Доброта и ум обеспечивают им конечную победу. Впрочем, самые разумные из мышат тоже не чужды техники.

Дружественный гарантийным мышонок раньше жил во Дворце пионеров, разбирается и в механике и в электричестве. Подробно, наглядно и убедительно, в действии изображены Успенским человечки, живущие и работающие в домашних механизмах.

Вплоть до устройства их крохотных комнат, не видимых человеческому глазу, вплоть до организации их собственного хозяйства, их гостеприимства по отношению к каждому собрату-гостю или новичку… Гарантийные остроумно-изобретательны и находчивы.

В этом отношении они отчасти напоминают коротышек трилогии Николая Носова, где техническое изобретательство тоже играет существенную роль, привлекая пристальное внимание ребят.

     Такая близость мотива не снижает оригинальности сказочного сюжета Эдуарда Успенского — ведь он строится на совсем иной основе. Основа эта еще более эксцентрична, чем у Носова, но, кажется, в такой же мере вводится в русло игры.

     Детская игра всегда остается первоосновой и даже сущностью сказочных повестей Успенского.

Игра современная, где все возможно: и «неизвестно кто» — Чебурашка; и кот, научившийся говорить в бытность свою питомцем профессора — специалиста но языку животных, да вдобавок кот бывалый, бывший мореход, в тельняшке; и трактор, заряжающийся не бензином, а, скажем, картофелем, и поющая романсы корова с кошачьим именем Мурка; и старейший часовой мастер — крохотный гарантийный Иван Иванович Буре со своей строптивом кукушкой…

     В аспекте игры надо принимать и сказочные характеры Эдуарда Успенского. В сказке «Дядя Федор, пес и кот» (1974) возникает почтальон Печкин, персонаж, в общем, антипатичный, своеобразное детское воплощение бюрократизма.

     Однако в конце повествования Печкин, получив подарок, мгновенно переродился. Он стал хорошим и полюбил животных. Неуместная по обычным художественным критериям такая перековка бюрократа закономерна по законам игры.

Нельзя не увидеть здесь отголоска известной Чуковской истории о злодее-Бармалее, который, побывав в унылом животе Крокодила, превращается в добродушнейшего и детолюбивого пирожника.

Нельзя не вспомнить и лунного собственника Скуперфильда из носовской трилогии о Незнайке — этого бездушного толстосума, лишившегося своих богатств и поступившего работать на собственную фабрику.

     Еще охотнее, чем когда-то Чуковский, пользуется Успенский-сказочник откровенной пародией, вводимой в русло детской игры. Крокодил Гена без особых раздумий заменяет заболевшую приятельницу Галю в роли Красной Шапочки. У него есть опыт художественной самодеятельности.

По мнению девочки, если крокодил хорошо сыграет, никто не заметит подмены! И Гена играет хорошо… (ребята в восторге!), только забывает он и слова спектакля, и обстановку, в которой находится.

«А почему ты такая лохматая, бабушка?» — наобум спрашивает Гена волка и получает неожиданный ответ растерянного зверя, что у того нет времени побриться…

     Пародийный характер приобретает у Эдуарда Успенского широко известная история льва Чандра и собачки Тобика. Лев пришел по объявлению — он ищет подходящего друга, и ему рекомендуют собачку, выгнанную на улицу безжалостной хозяйкой. Не беда, что лев большой, а собачка маленькая. Было бы желание дружить!

Откровенная пародия — мышиный королевский гимн: «В лесу родилась елочка»…

     Ведь именно под елкой обычно остается много гостинцев для мышей.

Анекдот… Этот жанр тоже пригодился сказкам Успенского. Анекдотична введенная в повесть о друзьях крокодила история мальчишки, который ищет для себя достойного друга, такого же бездельника и неряху, как он.

Когда подходящий кандидат найден, оказывается, что это — он сам! Довольно известным бытовым анекдотом воспользовался Успенский, изобразив диалог почтальона с дрессированным галчонком Хватайкой.

Диалог, где напоследок смышленый галчонок и измученный почтальон поменялись репликами…

И еще: крокодил Гена, собственно, не крокодил, а только работает крокодилом в зоопарке. У Гены есть напарник. Как верно подмечено критикой, и тут явный отголосок старого анекдота…

     Словом, как ответил некогда Мольер на укор в сюжетных заимствованиях: «Я беру мое добро там, где его нахожу…»

     Много неожиданных компонентов вбирают в себя сказки Успенского. Помимо широко разлитого в них инженерного домысла, тут находят место и самые актуальные вопросы сегодняшнего дня. Иначе говоря, «оживленная» публицистика в том виде, в каком она может быть доведена до детского сознания.

     Впечатляюще, смешно и по-детски нарисована фигура начальника, от которого зависит выдача кирпичей для стройки друзьям крокодила и Чебурашки. У начальника правило: все делать наполовину.

Почему?»Если я, — объясняет он, — все буду делать до конца и всем все разрешать, то про меня скажут, что я слишком добрый и каждый у меня делает что хочет, А если я ничего не буду делать и никому ничего не разрешать, то про меня скажут, что я бездельник и всем только мешаю. А так про меня никто ничего плохого не скажет».

     И, в полном соответствии со своей системой, наш герой разрешает выдать друзьям половину требуемого и для перевозки — половину машины. А спохватившись, что половина машины не поедет, он дает машину на половину дороги…

     Неплохо входит в русло детской сказки и довольно «взрослый» по смыслу эпизод с корреспондентом, готовящим репортаж о стройке друзей. Записанные корреспондентом цифры показались ему неинтересными, и он «слегка подправил» их, увеличив все данные в десять раз…

«- Врунишка он! — негодующе 
характеризует его мальчишка-двоечник. — Мы с такими встречались!»

Правда и честность. Вот чего хотят персонажи сказки, вот что нужно нам и детям.

Все начинается с детства.

И если современная сказка наглядно раскрывает детям — пусть в форме шуточной, условной — бессмысленность и дикость войны, то это никак нельзя считать профанацией самой большой проблемы наших дней.

В сказке «Крокодил Гена и его друзья» (1970) зловредная старуха Шапокляк объявляет войну всем, кто делает добрые дела. Сама она живет лишь злыми. Крокодил задерживает ее вопросом:

«- Вам все равно, кому 
объявлять войну?

Пожалуй, все равно.

Тогда объявите ее не нам, а кому-нибудь другому. Мы слишком заняты.

Могу и кому-нибудь другому», — отвечает Крокодилу его нежеланная гостья.

Ей враждебен любой, не приемлющий ее злой философии…

Мы упоминали: в повести «Гарантийные человечки» обитающие на даче мыши объявляют войну гарантийным.

На недоуменный вопрос одного из человечков, зачем, собственно, воевать, следует ответ парламентера-мышонка:

«- Понятия не имеем. Такие обычаи сложились здесь 
за века. А наш солдат не 
думает: у нас, мышей, солдат выполняет 
обычаи веков».

Они не думают… А добрые гарантийные — думают. Самый старший из них, часовой мастер Буре, возвращается с дачи в город в сопровождении дружественного мышонка. Отличное дело может из этого выйти! До сих пор мыши с людьми не ладили. А ведь можно их помирить…

И разве не удачно и доступно формулирует один из существенных вопросов социальной философии гарантийный человечек Холодилин?

«… Если одни привыкли 
считать себя главнее других, они так и будут считать 
себя главнее, даже если их 
станет меньше. И в конце концов 
у вас выйдет, что не все 
важнее Одного, а один, самый важный, важнее всех остальных».

А главное — он перестает считаться с остальными.

Сюда примыкает и проблема хулиганства. Проблема, пожалуй, вневозрастная.

     Один из человечков, живущий в телефоне-автомате, Кабытов, придумал антихулиганный механизм. Против тех, кто ломает автоматы. Но в управлении его проект отвергли — сочли негуманным. Они, наверное, хотели бы действовать ласковым увещанием: «Дорогой хулиганчик, не ломай, пожалуйста, наш автоматик!»

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_09/tvorchestvo-jeduarda-uspenskogo-dlya-detej/505872.3312873.page1.html

Ссылка на основную публикацию