Дом, где разбиваются сердца — краткое содержание пьеса бернард шоу

Дом, где разбиваются сердца - краткое содержание пьеса Бернард Шоу

Оригинальный творческий метод, превративший его в популярнейшего драматурга, сам Бернард Шоу заимствовал. Его учителем стал главный театральный новатор начала XX века Антон Павлович Чехов, сделавший главный акцент в своей драматургии на мир чувств человека, его духовный облик. При этом творчество Бернарда Шоу не воспринимается как плагиат. Его «фирменная» ирония и юмор уникальны. Отвечая на этот вопрос в интервью, он говорил, что практически все, написанное им, получается смешным из-за правдивого отображения действительности.

Ирония над пустотой британской светской жизни

Чем необычна пьеса «Дом, где разбиваются сердца»? Краткое содержание произведения — встреча героев в уникальном доме, своими очертаниями напоминающем корабль. Эта необычная встреча в странном доме сорвала с людей маски, носимые ими в повседневной жизни.

В результате данного действа оказалось, что все персонажи, кроме хозяина дома, исповедуют двойную мораль, скрывая под маской благочинности лживость и равнодушие к ближним.

Критики утверждают, что эта пьеса Бернарда Шоу является творческим приговором для британского высшего и среднего света, сложившегося накануне Первой мировой войны.

Драматургу удалось тонко и с юмором показать, что вся светская жизнь страны — Королевы Морей оказалась насквозь проникнутой ложью и обманом. Неслучайно фантасмагорический дом капитана Шатовера, где происходит все действо пьесы, напоминает своими очертаниями корабль.

Удивительный дом отставного капитана

Дом, где разбиваются сердца - краткое содержание пьеса Бернард Шоу

Значительным, выдающимся явлением английской классической литературы является пьеса «Дом, где разбиваются сердца». Краткое содержание драмы, в принципе, можно изложить в одном абзаце текста. Однако этого, конечно, недостаточно, чтобы ощутить мощь таланта Бернарда Шоу. Наше изложение будет более подробным.

О персонажах пьесы

В отцовский дом старшая дочь Гесиона (миссис Хэшебай) приглашает гостей:

  • свою незамужнюю подругу Элли Дэн вместе с ее отцом Мадзини Дэном;
  • миллионера Мэнгена.

Зачем она это делает? От скуки ей приходит в голову мысль расстроить намечающийся брак этой пары: молоденькой несостоятельной барышни Элли с шестидесятилетним богачом, когда-то спасшим ее отца от банкротства и нищеты. Очевидно, Гесиона считает это свое намерение великодушным. Кроме нее и отца, в доме также находится ее супруг Гектор Хэшебай — мужчина с красивыми, правильными чертами лица лет 45.

Впрочем, не только этих героев включает в сценарий пьесы Бернард Шоу («Дом, где разбиваются сердца»). Краткое содержание произведения содержит и другие образы.

Случайно в это же время в отцовский дом приезжает погостить младшая сестра Гесионы — Ариадна Этеруорд, недавно вопреки воли отца вышедшая замуж за Гастингса Этеруорда. Последний не участвует в пьесе, а лишь упоминается.

Очевидно, отец, капитан Шатовер, раздражен самовольной свадьбой Ариадны, поэтому принимает ее подчеркнуто холодно, словно приехавшую невзначай незванную гостью.

Среди действующих лиц пьесы присутствуют и второстепенные персонажи: брат Гектора Рэндел и служанка Гинес, бывшая няня Гесионы и Ариадны. Также в дом-корабль во время действа влезает совсем нежданный гость, вор Бил Дэн, являющийся бывшим мужем няни Гинес и бывшим боцманом хозяина дома.

Гесиона и ее наивное желание

Как Гесиона собирается реализовать свой замысел? Очевидно, что она прежде договорилась о его исполнении с отцом. Миссис Хэшебай затевает откровенную беседу со своей подругой Элли, чтоб отговорить ее от идеи неравного брака.

А в это время ее отец, капитан Шатовер, так же откровенно разговаривает с промышленником Менгеном, убеждая его отказаться от самой идеи свадьбы. Дом, где разбиваются сердца - краткое содержание пьеса Бернард ШоуО том, к чему приводит досужая затея Гесионы, рассказывает Бернард Шоу («Дом, где разбиваются сердца»). Краткое содержание пьесы убедит любого ее читателя в том, что каждый из гостей капитана Шатовера на поверку окажется ханжой, снобом, обманщиком, недоброжелателем. Каждый герой пьесы утаивает свой небезопасный для других замысел. Необычный дом заставляет всех этих людей признаться в своих тайных грехах, однако чистосердечного раскаяния у них все же не наступает.

Хитрость против хитрости

Пребывая в странном доме и беседуя с Гесионой, мисс Элли Дэн (несмотря на то, что собирается замуж за мистера Менгена) неожиданно для себя признается, что влюблена в мистера Марка Дарили, с которым она познакомилась недавно и была очарована его рассказами о пережитых приключениях.

Но когда во время беседы подруг в их комнату входит муж Гесионы Гектор, Элли бледнеет и теряет нить разговора. Секрет прост: он — любовник Элли. Неверный муж в поисках любовных развлечений под чужим именем знакомится с девушками, пытаясь обманом вскружить им голову.

В прошлом Гектор был харизматичным мужчиной, однако пребывание в браке превратило его в подкаблучника и лгуна.

Дом, где разбиваются сердца - краткое содержание пьеса Бернард Шоу

Заметим, что нелицеприятную характеристику не только Гектора содержит краткое содержание пьесы «Дом, где разбиваются сердца». Как реагирует Элли, узнав об обмане человека, которого любила?

Девушка начинает свою еще более коварную игру. Теперь подруга Гесиона из расчета пытается выйти замуж за богача. Она, не медля долго, заводит разговор с Менгеном, усыпляя его бдительность мнимой своей восторженностью его великодушным поступком. Миллионер же, под влиянием необычного дома и увлеченный доверительным разговором, признается в своем авторстве разорения ее отца.

Как это произошло? Отец Элли Мадзини Дэн не был богачом, однако имел талант к бизнесу. И у него был реальный шанс разбогатеть. Однако этого не хотел мастер козней, его «друг» Менген…

Менген и Элли

Слово — не воробей! Менген спохватывается, однако уже поздно. Его желание жениться пропадает. Однако он раскрыл свои карты. Теперь прагматичная Элли начинает методично его шантажировать.

В истерике богач падает на кресло, и Элли «вытаскивает свою тайную козырную карту», гипнотизируя его. Затем девушка хладнокровно уходит, оставляя его одного. Теперь миллионер пребывает в измененном состоянии сознания.

При этом внешне он напоминает спящего человека, однако в действительности все слышит и понимает.

«Друзья»: Мадзини и Менген

Дом, где разбиваются сердца - краткое содержание пьеса Бернард Шоу

Краткое содержание по главам этой пьесы содержит многочисленные свидетельства того, что мистер Мадзини также не прост! Он по-своему выстраивает свою шахматную партию против мистера Менгена.

Общаясь с миллионером, отец Элли всячески выражает свое уважение к нему. Однако сейчас (ощущается влияние чудо-дома) он искренно рассказывает Гесионе, что на самом деле презирает богача, как человека некомпетентного и недалекого.

Относительно же будущего брака с ним своей дочери, Мадзини рассматривает его прагматично, как возможность прибрать к рукам имущество миллионера. Он уверен, что Элли, выйдя замуж, «создаст ему режим».

Рассказ отца будущей невесты достаточно циничен, однако пребывающий в гипнотическом трансе Менген все это слышит.

Когда вошедшая Элли выводит богача из гипноза, он взбешен, соответственно, нарастает интрига пьесы «Дом, где разбиваются сердца».

Краткое содержание по действиям неожиданно (который раз в данной пьесе!) по-другому раскрывает образ Менгена. В нем странный дом вдруг оживляет совсем неприсущие ему человеческие чувства: обиду, разочарование, гнев. Он даже плачет. Гесиона, которая не ожидала такого выражения чувств от толстосума, утешает его. Сцену прерывает выстрел…

Лейтмотив произведения: дом с необычной, удивительной аурой

Мадзини под дулом револьвера приводит вора, задержанного им в доме капитана Шатовера. При этом все герои, присутствующие в сцене, вновь ведут себя нехарактерно для такой ситуации. Опять сказывается особенность чудо-дома.

Дом, где разбиваются сердца - краткое содержание пьеса Бернард Шоу

В дальнейший ход пьесы вплетаются мотивы иррациональности и апокалиптичности.

Все расходятся. Остаются капитан Шатовер и Элли. Хозяин дома рассказывает девушке о своей непростой жизни, о мечте достигнуть седьмой степени созерцательности, и советует ей все-таки выйти замуж за миллионера, чтобы покончить со своей бедностью.

Гости собираются возле дома. У всех приподнятое, необыкновенное, располагающее к откровениям настроение. Внезапно Менген признается, что он не собственник денег, которыми распоряжается, а лишь является менеджером на службе у хозяев.

Элли вдруг заявляет о своем отказе от брака с Менгеном, поскольку симпатизирует капитану Шатоверу, своему духовному отцу и мужу. Слышавшая это признание Гесиона одобряет решение подруги.

Апокалиптический мотив в пьесе

В доме звонит телефон. Полицейские предупреждают об опасности бомбардировки и просят погасить свет. Но капитан Шатовер поступает наоборот: включает все огни и срывает шторы. Все, кроме вора и Менгена, остаются в доме. Двое упомянутых персонажей прячутся в яму с песком. Им неизвестно, что капитан там спрятал динамит.

Дом, где разбиваются сердца - краткое содержание пьеса Бернард Шоу

Они сами желали погибнуть от бомбы, попавшей в дом. Старшая дочь капитана чувствует безумное воодушевление. Она хочет, чтобы завтра бомбардировщик вновь вернулся и уж верно разбомбил дом ее отца, уничтожив и ее..

Вместо заключения

Не заканчивает по-чеховски вишневым садом пьесу Бернард Шоу («Дом, где разбиваются сердца»). Краткое содержание убеждает, что нет в предвоенной Британии той надежды, которая ощущалась в предреволюционной России.

Наоборот, собравшихся в доме капитана представителей среднего света охватывает не раскаяние, а желание самоубийства.Дом, где разбиваются сердца - краткое содержание пьеса Бернард Шоу

Поэтому появление немецких бомбардировщиков, знаменующее начало войны, герои пьесы встречают с болезненным воодушевлением, считая, что воздушная атака избавит их от бессмысленной жизни.

Источник: https://autogear.ru/article/194/287/bernard-shou-dom-gde-razbivayutsya-serdtsa-kratkoe-soderjanie-po-glavam-deystviyam-i-yavleniyam/

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

АНАЛИЗ ПЬЕСЫ Б. ШОУ «ДОМ, ГДЕ РАЗБИВАЮТСЯ СЕРДЦА»

Борис Ихлов

Насколько востребованы пьесы Шоу, да вообще английская, да вообще мировая литература широким читателем в эпоху, когда классовую мораль заменила кассовая мораль, когда культуру всё больше и больше вытесняет масс-культура? Музыку Гершвина заменили додекакофония, атональная музыка, концерты Майкла Джексона, картины Рокуэлла Кента – «Сто консервных банок» Грея Уолтера и писсуар Марселя Дюшана, скульптуру, архитектуру – китч, Стейнбека, Хемингуэя, Уитмена, Фолкнера, Фроста, Драйзера, Марка Твена, всю великую американскую литературу – Гарри Поттер, на место фильмов «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли», «Погоня», «Генералы песчаных карьеров» пришли боевики со Шварцнеггером, Сталлоне, Ван Дамом, Сигалом и вкупе с порно.

В России театры заполонили спектакли, где артисты матерятся, испражняются и предаются соитию, телевидение транслирует, в основном, сюжеты о жизни в тюрьме, о полиции или коммерции, актерский уровень упал до уровня школьного кружка художественной самодеятельности, а Достоевского или Тургенева заменяет героин.

Возможно, мировая литература остается в сфере интересов лишь узкого круга специалистов? Если, конечно, ее, безбожно перекраивая, не используют в политических, агитационных целях, как поступили, например, с романами Булгакова «Собачье сердце», «Роковые яйца» и «Мастер и Маргарита». Как заметила еще в 90-е в «Литературной газете» Юнна Мориц: «Лежит милая в гробу, я пристроился, гребу, нравится, не нравится, терпи, моя красавица».

Точно так же использует те же пьесы Б. Шоу и «оппозиция» — в лице различных «коммунистических» партий, а также многочисленные сторонники реабилитации Сталина на волне реакции населения на неолиберализм.

Действительно, на свой 70-летний юбилей в 1931 году Шоу приехал в Советский Союз, встречался и беседовал со Сталиным. Ему показали образцовую коммуну. Позже он назовет Сталина очень приятным человеком, настоящим руководителем рабочего класса.

Будто возражая рассказу Б. Пильняка «Шоколад», Шоу в предисловии к пьесе «На мели» подводит теоретическую базу под явно фальсифицированные политические суды конца 20-х – начала 30-х. Наконец, выступает как откровенный обскурант, поддерживая Лысенко против Вавилова.

Шоу изучал биологию, но не мог знать, какие плоды принесет генетика, не мог знать, что подхваченная Лысенко яровизация не принесет никаких плодов, и от нее откажутся.

С конца 20-х по начало 30-х средства массовой информации в СССР претерпели жесточайшие изменения. Резко упал тираж «Известий», органа Советов, резко вырос тираж «Правды», органа ВКПб. Поток информации из СССР резко сузился.

Потому Шоу не мог знать о тысячах крестьянских восстаний, охвативших страну вследствие насильственной коллективизации и раскулачивания середняка, которые шли в разрез не только с ленинским Декретом о земле или с ленинской речью о середняке, но даже с решениями XV съезда ВКПб о коллективизации. Сталин изгнал Троцкого, в то же время принял его план ускоренной коллективизации, индустриализации за счет села. Шоу не читал писем Шолохова Сталину, не знал о резко подскочившей средней смертности в стране в 1933-м свыше 40 промилле – аграрную политику Сталина дополнила засуха 1932 года. В том же году вспыхнуло восстание вичугских ткачей.

Главным событием, определившим позицию Шоу, была Великая депрессия, он видел «страны отчаяния», на фоне которых СССР представлялся писателю страной надежды.

Энгельс пишет, что Шоу как политик ничего не стоит. Если Энгельс указывает на социальные корни алкоголизма рабочих Англии, Шоу поначалу уверяет в благородстве рабочих.

Да, по молодости Шоу проповедовал евгенику. Да, в 1899-м Шоу, не различив рабовладельцев-буров и рабовладельцев-англичан, поддержал рабовладельцев-англичан. Хотя он, ирландец, не только помнил историю истребления населения Ирландии англичанами, но и, в отличие от расиста Редьярда Киплинга, был противником захватнических войн Британии.

Да, Шоу вступает в Фабианский (уклоняющийся от боя) клуб, как даже иные представители левого крыла чартистов, изначально верит, что социальные конфликты могут быть разрешены мирным путем. Но писатель быстро учится, «я человек улицы, агитатор», говорит он про себя. Практика выше теории!

Ленин критикует Фабаинское общество за оппортунизм, но пишет о Шоу как о честном парне, оказавшемся среди фабианцев.

Источник: https://newsland.com/community/88/content/analiz-pesy-b-shou-dom-gde-razbivaiutsia-serdtsa/6852892

Дом, где разбиваются сердца

Действие происходит сентябрьским вечером в английском провинциальном доме, по форме своей напоминающем корабль, ибо его хозяин, седовласый старик капитан Шатовер, всю жизнь проплавал по морям.

В доме кроме капитана живут его дочь Гесиона, очень красивая сорокапятилетняя женщина, и ее муж Гектор Хэшебай.

Туда же приезжают приглашенные Гесионой Элли, молоденькая привлекательная девушка, ее отец Мадзини Дэн и Менген, пожилой промышленник, за которого Элли собирается выйти замуж.

Приезжает также леди Эттеруод, младшая сестра Гесионы, отсутствовавшая в родном доме последние двадцать пять лет, поскольку жила с мужем во всех по очереди колониях британской короны, где он был губернатором. Капитан Шатовер сначала не узнает или же делает вид, что не узнает в леди Эттеруод своей дочери, чем ее очень огорчает.

Гесиона пригласила к себе Элли, ее отца и Менгена, чтобы расстроить ее брак, ибо она не хочет, чтобы девушка выходила замуж за нелюбимого человека из-за денег и благодарности, которую она испытывает к нему за то, что когда-то Менген помог ее отцу избежать полнейшего разорения.

В разговоре с Элли Гесиона выясняет, что девушка влюблена в некоего Марка Дарили, с которым познакомилась недавно и который рассказывал ей о своих необычайных приключениях, чем и покорил ее.

Во время их разговора в комнату заходит Гектор, муж Гесионы, красивый, хорошо сохранившийся пятидесятилетний мужчина. Элли внезапно умолкает, бледнеет и пошатывается. Это и есть тот, кто представился ей как Марк Дарнли. Гесиона выгоняет мужа из комнаты, чтобы привести Элли в чувство.

Придя в себя, Элли ощущает, что в один миг лопнули все ее девичьи иллюзии, а вместе с ними разбилось и сердце.

По просьбе Гесионы Элли рассказывает ей все о Менгене, о том, как он в свое время дал ее отцу крупную сумму, чтобы не допустить банкротства его предприятия.

Когда предприятие все же обанкротилось, Менген помог ее отцу выпутаться из столь сложной ситуации, купив все производство и дав ему место управляющего. Входят капитан Шатовер и Менген. Капитану с первого же взгляда становится понятен характер отношений Элли и Менгена.

Он отговаривает последнего жениться из-за большой разницы в возрасте и добавляет, что его дочь во что бы то ни стало решила расстроить их свадьбу.

Гектор впервые знакомится с леди Эттеруод, которую прежде никогда не видел. Оба производят друг на друга огромное впечатление, и каждый пытается заманить другого в свои сети.

В леди Эттеруод, как признается Гектор своей жене, есть семейное дьявольское обаяние Шатоверов. Однако влюбиться в нее, как, впрочем, и в любую другую женщину, он не способен. По уверению Гесионы, то же самое можно сказать и о ее сестре.

Читайте также:  Примеры нравственного выбора из жизни - сочинение

Весь вечер Гектор и леди Эттеруод играют друг с другом в кошки-мышки.

Менген желает обсудить свои отношения с Элли. Элли сообщает ему, что согласна выйти за него замуж, ссылаясь в разговоре на его доброе сердце.

На Менгена находит приступ откровенности, и он рассказывает девушке, как разорил ее отца. Элли теперь это уже безразлично. Менген пытается пойти на попятную. Он уже не горит желанием брать Элли в жены.

Однако Элли угрожает, что если он вздумает расторгнуть помолвку, то ему будет только хуже. Она шантажирует его.

Он падает в кресло, восклицая, что его мозги этого не выдержат. Элли гладит его ото лба к ушам и гипнотизирует. Во время следующей сцены Менген, с виду спящий, на самом деле все слышит, но не может пошевелиться, как его ни пытаются растормошить окружающие.

Гесиона убеждает Мадзини Дэна не выдавать дочь за Менгена. Мадзини высказывает все, что думает о нем: что тот ничего не смыслит в машинах, боится рабочих, не может ими управлять. Он такой младенец, что не знает даже, что ему есть и пить. Элли создаст ему режим.

Она еще заставит его поплясать. Он не уверен, что лучше жить с человеком, которого любишь, но который всю жизнь у кого-то на побегушках.

Входит Элли и клянется отцу, что она никогда не сделает ничего такого, чего она не хотела бы и не считала бы нужным сделать для собственного блага.

Менген просыпается, когда Элли выводит его из состояния гипноза. Он в ярости от всего услышанного о себе. Гесиона, которая весь вечер хотела переключить внимание Менгена с Элли на себя, видя его слезы и упреки, понимает, что сердце его тоже разбилось в этом доме.

А она и не подозревала, что у Менгена оно вообще есть. Она пытается его утешить. Вдруг в доме раздается выстрел. Мадзини приводит в гостиную вора, которого только что чуть было не подстрелил. Вор хочет, чтобы на него заявили в полицию и он смог бы искупить свою вину, очистить совесть.

Однако никому не хочется участвовать в судебном процессе. Вору сообщают, что он может идти, и дают ему денег на то, чтобы он смог приобрести новую профессию. Когда он уже находится в дверях, входит капитан Шатовер и узнает в нем Била Дэна, своего бывшего боцмана, который его когда-то обворовал.

Он приказывает служанке запереть вора в дальней комнате.

Когда все расходятся, Элли беседует с капитаном, который советует ей не выходить за Менгена и не позволять страху перед бедностью управлять ее жизнью. Он рассказывает ей о своей судьбе, о своем заветном желании достичь седьмой степени созерцания. Элли чувствует себя с ним необыкновенно хорошо.

Все собираются в саду перед домом. Стоит прекрасная тихая безлунная ночь. Все чувствуют, что дом капитана Шатовера — странный дом. В нем люди ведут себя не так, как это принято.

Гесиона при всех начинает спрашивать у сестры ее мнение по поводу того, стоит ли Элли выходить замуж за Менгена только из-за его денег. Менген в ужасном смятении. Он не понимает, как можно говорить такое.

Затем, разозлившись, теряет осторожность и сообщает, что собственных денег у него нет и никогда не было, что он просто берет деньги у синдикатов, акционеров и других ни к чему не пригодных капиталистов и пускает фабрики в ход — за это ему платят жалованье.

Все начинают обсуждать Менгена при нем же самом, отчего он совершенно теряет голову и хочет раздеться догола, ибо, по его мнению, морально все в этом доме уже догола разоблачились.

Элли сообщает, что все равно уже не сможет выйти замуж за Менгена, так как полчаса назад на небесах совершился ее брак с капитаном Шатовером. Она отдала свое разбитое сердце и свою здоровую душу капитану, своему духовному супругу и отцу. Гесиона находит, что Элли поступила необыкновенно умно. Пока они продолжают беседу, вдали слышится глухой взрыв.

Затем звонят из полиции и просят погасить свет. Свет гаснет. Однако капитан Шатовер зажигает его снова и срывает со всех окон шторы, чтобы дом было лучше видно. Все возбуждены. Вор и Менген не хотят следовать в укрытие в подвал, а залезают в песочную яму, где у капитана хранится динамит, правда им об этом не известно. Остальные остаются в доме, не желая прятаться.

Элли даже просит Гектора самого зажечь дом. Однако времени на это уже нет.

Страшный взрыв сотрясает землю. Из окон со звоном вылетают разбитые стекла. Бомба попала прямо в песочную яму. Менген и вор погибают. Самолет пролетает мимо. Опасности больше нет. Дом-корабль остается невредим. Элли от этого в отчаянии.

Гектор, всю свою жизнь проведший в нем в качестве мужа Гесионы или, точнее, ее комнатной собачки, тоже жалеет, что дом цел. На его лице написано омерзение. Гесиона пережила замечательные ощущения.

Она надеется, что, может быть, завтра самолеты прилетят снова.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание пьесы «Дом, где разбиваются сердца» не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения. Известно, что Бернард Шоу хотел закончить написание пьесы намного раньше, но из-за разразившейся Первой мировой войны пришлось приостановить работу.

Хотя Шоу закончил написание пьесы в 1917 году, опубликовать он решил ее только после войны, в 1919 году.

Источник: https://reedcafe.ru/summary/dom-gde-razbivayutsya-serdca

Бернард Шоу

Действие происходит сентябрьским вечером в английском провинциальном доме, по форме своейнапоминающем корабль, ибо его хозяин, седовласый старик капитан Шатовер, всю жизнь проплавал поморям. В доме кроме капитана живут его дочь Гесиона, очень красивая сорокапятилетняя женщина, и еёмуж Гектор Хэшебай.

Туда же приезжают приглашенные Гесионой Элли, молоденькая привлекательнаядевушка, её отец Мадзини Дэн и Менген, пожилой промышленник, за которого Элли собирается выйтизамуж.

Приезжает также леди Эттеруод, младшая сестра Гесионы, отсутствовавшая в родном домепоследние двадцать пять лет, поскольку жила с мужем во всех по очереди колониях британской короны,где он был губернатором. Капитан Шатовер сначала не узнает или же делает вид, что не узнает в ледиЭттеруод своей дочери, чем её очень огорчает.

Гесиона пригласила к себе Элли, её отца и Менгена, чтобы расстроить её брак, ибо она не хочет,чтобы девушка выходила замуж за нелюбимого человека из-за денег и благодарности, которую онаиспытывает к нему за то, что когда-то Менген помог её отцу избежать полнейшего разорения.

Вразговоре с Элли Гесиона выясняет, что девушка влюблена в некоего Марка Дарили, с которымпознакомилась недавно и который рассказывал ей о своих необычайных приключениях, чем и покорилеё. Во время их разговора в комнату заходит Гектор, муж Гесионы, красивый, хорошо сохранившийсяпятидесятилетний мужчина. Элли внезапно умолкает, бледнеет и пошатывается.

Это и есть тот, ктопредставился ей как Марк Дарнли. Гесиона выгоняет мужа из комнаты, чтобы привести Элли в чувство.Придя в себя, Элли ощущает, что в один миг лопнули все её девичьи иллюзии, а вместе с ними разбилосьи сердце.

—По просьбе Гесионы Элли рассказывает ей все о Менгене, о том, как он в свое время дал её отцукрупную сумму, чтобы не допустить банкротства его предприятия.

Когда предприятие все жеобанкротилось, Менген помог её отцу выпутаться из столь сложной ситуации, купив все производствои дав ему место управляющего.— Входят капитан Шатовер и Менген. Капитану с первого же взглядастановится понятен характер отношений Элли и Менгена.

Он отговаривает последнего жениться из-забольшой разницы в возрасте и добавляет, что его дочь во что бы то ни стало решила расстроить ихсвадьбу.Гектор впервые знакомится с леди Эттеруод, которую прежде никогда не видел. Оба производят другна друга огромное впечатление, и каждый пытается заманить другого в свои сети.

В леди Эттеруод, какпризнается Гектор своей жене, есть семейное дьявольское обаяние Шатоверов. Однако влюбиться внее, как, впрочем, и в любую другую женщину, он не способен.

По уверению Гесионы, то же самое можносказать и о её сестре. Весь вечер Гектор и леди Эттеруод играют друг с другом в кошки-мышки.Менген желает обсудить свои отношения с Элли. Элли сообщает ему, что согласна выйти за негозамуж, ссылаясь в разговоре на его доброе сердце.

На Менгена находит приступ откровенности, и онрассказывает девушке, как разорил её отца. Элли теперь это уже безразлично. Менген пытается пойтина попятную. Он уже не горит желанием брать Элли в жены. Однако Элли угрожает, что если он вздумаетрасторгнуть помолвку, то ему будет только хуже.

Она шантажирует его.Он падает в кресло, восклицая, что его мозги этого не выдержат. Элли гладит его ото лба к ушам игипнотизирует. Во время следующей сцены Менген, с виду спящий, на самом деле все слышит, но не можетпошевелиться, как его ни пытаются растормошить окружающие.

Гесиона убеждает Мадзини Дэна не выдавать дочь за Менгена.

Мадзини высказывает все, что думает онем. Что тот ничего не смыслит в машинах, боится рабочих, не может ими управлять. Он такой младенец,что не знает даже, что ему есть и пить. Элли создаст ему режим. Она еще заставит его поплясать. Он неуверен, что лучше жить с человеком, которого любишь, но который всю жизнь у кого-то на побегушках.

Входит Элли и клянется отцу, что она никогда не сделает ничего такого, чего она не хотела бы и несчитала бы нужным сделать для собственного блага.Менген просыпается, когда Элли выводит его из состояния гипноза. Он в ярости от всегоуслышанного о себе.

Гесиона, которая весь вечер хотела переключить внимание Менгена с Элли насебя, видя его слезы и упреки, понимает, что сердце его тоже разбилось в этом доме.

А она и неподозревала, что у Менгена оно вообще есть. Она пытается его утешить. Вдруг в доме раздаетсявыстрел. Мадзини приводит в гостиную вора, которого только что чуть было не подстрелил. Вор хочет,чтобы на него заявили в полицию и он смог бы искупить свою вину, очистить совесть. Однако никому нехочется участвовать в судебном процессе.

Вору сообщают, что он может идти, и дают ему денег на то,чтобы он смог приобрести новую профессию. Когда он уже находится в дверях, входит капитан Шатовери узнает в нем Била Дэна, своего бывшего боцмана, который его когда-то обворовал. Он приказываетслужанке запереть вора в дальней комнате.

Когда все расходятся, Элли беседует с капитаном, который советует ей не выходить за Менгена и непозволять страху перед бедностью управлять её жизнью.

Он рассказывает ей о своей судьбе, о своемзаветном желании достичь седьмой степени созерцания. Элли чувствует себя с ним необыкновеннохорошо.Все собираются в саду перед домом. Стоит прекрасная тихая безлунная ночь. Все чувствуют, что домкапитана Шатовера — странный дом. В нем люди ведут себя не так, как это принято.

Гесиона при всехначинает спрашивать у сестры её мнение по поводу того, стоит ли Элли выходить замуж за Менгенатолько из-за его денег. Менген в ужасном смятении. Он не понимает, как можно говорить такое.

Затем,разозлившись, теряет осторожность и сообщает, что собственных денег у него нет и никогда не было,что он просто берет деньги у синдикатов, акционеров и других ни к чему не пригодных капиталистов ипускает фабрики в ход — за это ему платят жалованье.

Все начинают обсуждать Менгена при нем жесамом, отчего он совершенно теряет голову и хочет раздеться догола, ибо, по его мнению, моральновсе в этом доме уже догола разоблачились.

Элли сообщает, что все равно уже не сможет выйти замуж за Менгена, так как полчаса назад нанебесах совершился её брак с капитаном Шатовером. Она отдала свое разбитое сердце и свою здоровуюдушу капитану, своему духовному супругу и отцу.

Гесиона находит, что Элли поступила необыкновенноумно. Пока они продолжают беседу, вдали слышится глухой взрыв. Затем звонят из полиции и просятпогасить свет. Свет гаснет. Однако капитан Шатовер зажигает его снова и срывает со всех окон шторы,чтобы дом было лучше видно.

Все возбуждены. Вор и Менген не хотят следовать в укрытие в подвал, азалезают в песочную яму, где у капитана хранится динамит, правда им об этом не известно.

Остальныеостаются в доме, не желая прятаться. Элли даже просит Гектора самого зажечь дом. Однако времени наэто уже нет.Страшный взрыв сотрясает землю. Из окон со звоном вылетают разбитые стекла. Бомба попала прямо впесочную яму. Менген и вор погибают. Самолет пролетает мимо. Опасности больше нет.

Дом-корабльостается невредим. Элли от этого в отчаянии. Гектор, всю свою жизнь проведший в нем в качестве мужаГесионы или, точнее, её комнатной собачки, тоже жалеет, что дом цел. На его лице написано омерзение.Гесиона пережила замечательные ощущения.

Она надеется, что, может быть, завтра самолеты прилетятснова..

На нашем сайте Вы найдете значение «Бернард Шоу — Дом, Где Разбиваются Сердца» в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бернард Шоу — Дом, Где Разбиваются Сердца, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква «Б». Общая длина 41 символа

Источник: https://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1396732-bernard-shou—dom-gde-razbivautsya-serdca/

Дом, где разбиваются сердца — это… Что такое Дом, где разбиваются сердца?

Дом, где разбиваются сердца — пьеса ирландского драматурга Бернарда Шоу с подзаголовком «Фантазия в русском стиле на английские темы». Состоит из трёх действий. Пьеса была начата ещё в 1913 году, однако закончена лишь в 1917.

История создания

Пьеса была начата Бернардом Шоу в 1913 году. По признанию самого автора, эту пьесу он написал под влиянием драматургии Чехова, которого он считал одним из лучших драматургов своего времени.

Однако, начавшаяся в 1914 году, Первая Мировая война затормозила создание произведения.

Книга была закончена в 1917 году, однако автор решился выпустить её в печать лишь после окончания войны — в 1919 году.

Персонажи

  • Капитан Шатовер — бывший моряк
  • Гесиона, миссис Хэшебай — старшая дочь капитана
  • Гектор Хэшебай — муж Гесионы
  • Ариадна, леди Этеруорд — младшая дочь капитана
  • Рэндел — брат мужа Ариадны
  • Элли — приятельница Гесионы
  • Мадзини Дэн — отец Элли
  • Менген — жених Элли, промышленник
  • Гинес — бывшая няня детей Шотовера, служанка
  • Уильям Дэн — вор, бывший муж Гинес

Сюжет

В дом капитана Шатовера по приглашению приезжает приятельница миссис Хэшебай — Элли Дэн. Через некоторое время приезжает вторая дочь капитана Шатовера — леди Этеруорд. Однако капитан делает вид, что это не его дочь, а очередная гостья.

Причина такого поведения оказывается проста — Ариадна, ни с кем не посоветовавшись, вышла замуж за Гастингса Этеруорда, которого капитан называет «чурбаном». Сам Гастингс ни разу на сцене не появляется, хотя о нём много говорится.

Гесиона старается разубедить Элли выходить замуж за миллионера Менгена, который, как потом окажется, разорил её отца. Более того, Элли влюблена в некого аристократа. Этим аристократом оказывается муж Гесионы — Гектор, который «закормил» сказками Элли.

Постепенно клубок сложных взаимоотношений между героями всё нарастает и нарастает. А в финале оказывается, что в пьесе нет ни одного героя, первое впечатление о котором совпало бы с его истинной сущностью. Это касается абсолютно всех героев, включая няню и вора.

Главные темы

Общество

Бернард Шоу в своей пьесе показал английское общество периода Первой Мировой войны. Главные черты характера этого общества: безразличие и невежество высшего и среднего классов. Формально благополучное общество просто-напросто разлагается изнутри, разлагается морально.

Читайте также:  Сладкая каша - краткое содержание сказки братья гримм

В пьесе нет ни одного положительного персонажа — каждый герой либо лицемер, либо лгун, либо просто злой человек. В пьесе Шоу показал английское общество изнутри. Дом, «где разбиваются сердца», это ещё и дом, «где всё тайное становится явным».

И если во всех домах британского общества все пороки, вся поднаготная тщательно скрывается, то в доме Шатовера всё наоборот — каждый старается вывести другого героя на чистую воду, при этом, часто и сам себя выдаёт.

Общество, которое показано в пьесе, просто обречено на уничтожение, причём, на самоуничтожение. Люди сами себя уничтожат — морально.

Характеры

Каждый герой произведения олицетворяет определённый тип человека, определённый характер, которые мы можем встретить всегда и везде.

Гесиона олицетворяет собой красивую женщину, представительницу высшего света, которая уже и не знает, чем бы себя развлечь — не то помешать браку Элли и Менгера, не то ждать самолётов с бомбами.

Муж Гесионы — Гектор, представитель высшего света. Он красив, но ему скучно жить — он ищет новых любовных приключений, однако, его любовь к Гесионе сильнее всех увлечений. Из гордого красавца он превратился в «домашнюю собачку» жены.

Элли — представительница низов англиского общества, которая всеми правдами и неправдами старается выбиться в люди. При этом, она продолжает любить своего отца. Однако, скорее всего, в скором времени она вовсе забудет все понятия о чести, любви, добре. Она готова выйти замуж без любви, главное бы — за миллионера.

Мадзини Дэн — представитель низов английского общества, который благодаря своим способностям в экономике и промышленности, мог бы выбиться в высший свет, однако этому помешал его друг — Менген.

На протяжении всей пьесы остаётся интрига: кто же кого перехитрил — Мадзини Менгена или Менген Мадзини. Каждый раз в этой ситуации выясняются новые подробности.

В конечном счёте, оказывается, что Мадзини перехитрил Менгена, а Менген не имеет ни гроша за душой — никакой он не миллионер.

Постановка пьесы

Пьеса, из-за своей чрезвычайной сюжетной сложности, редко ставится на сценах театров. Впервые пьеса была поставлена в 1920 году на сцене Нью-Йоркского театра «Garrick». Существует также две основных видео-версии пьесы.

Одна: это телевизионная версия, снятая в 1985 году режиссёром Энтони Пейджем. http://www.imdb.com/title/tt0089262/

Вторая: это DVD, основанный на версии 1977 года режиссёра Седрика Мессина. http://www.imdb.com/title/tt0076132/~~V

  • В 2001 году пьеса была поставлена в Театре Дождей, Санкт-Петербург (постановка Натальи Никитиной).

Ссылки

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1787408

Краткое содержание произведений | Джордж Бернард Шоу. Дом, где разбиваются сердца

Действие
происходит сентябрьским вечером в английском провинциальном доме, по форме
своей напоминающем корабль, ибо его хозяин, седовласый старик капитан Шатовер, всю жизнь проплавал по морям.

В доме кроме капитана живут его дочь Гесиона, очень красивая сорокапятилетняя женщина, и её муж Гектор Хэшебай.

Туда же
приезжают приглашенные Гесионой Элли, молоденькая привлекательная девушка, её
отец Мадзини Дэн и Менген, пожилой промышленник, за которого Элли собирается
выйти замуж.

Приезжает также леди Эттеруод, младшая сестра Гесионы, отсутствовавшая в родном доме последние двадцать пять лет, поскольку жила с
мужем во всех по очереди колониях британской короны, где он был губернатором.
Капитан Шатовер сначала не узнает или же делает вид, что не узнает в леди
Эттеруод своей дочери, чем её очень огорчает.

Гесиона
пригласила к себе Элли, её отца и Менгена, чтобы расстроить её брак, ибо она не
хочет, чтобы девушка выходила замуж за нелюбимого человека из-за денег и
благодарности, которую она испытывает к нему за то, что когда-то Менген помог
её отцу избежать полнейшего разорения.

В разговоре с Элли Гесиона выясняет, что
девушка влюблена в некоего Марка Дарили, с которым познакомилась недавно и
который рассказывал ей о своих необычайных приключениях, чем и покорил её.

Во
время их разговора в комнату заходит Гектор, муж Гесионы, красивый, хорошо
сохранившийся пятидесятилетний мужчина. Элли внезапно умолкает, бледнеет и
пошатывается. Это и есть тот, кто представился ей как Марк Дарнли. Гесиона
выгоняет мужа из комнаты, чтобы привести Элли в чувство.

Придя в себя, Элли
ощущает, что в один миг лопнули все её девичьи иллюзии, а вместе с ними
разбилось и сердце.

—По
просьбе Гесионы Элли рассказывает ей все о Менгене, о том, как он в свое время
дал её отцу крупную сумму, чтобы не допустить банкротства его предприятия.

Когда предприятие все же обанкротилось, Менген помог её отцу выпутаться из
столь сложной ситуации, купив все производство и дав ему место управляющего.—
Входят капитан Шатовер и Менген. Капитану с первого же взгляда становится
понятен характер отношений Элли и Менгена.

Он отговаривает последнего жениться
из-за большой разницы в возрасте и добавляет, что его дочь во что бы то ни
стало решила расстроить их свадьбу.

Гектор
впервые знакомится с леди Эттеруод, которую прежде никогда не видел. Оба
производят друг на друга огромное впечатление, и каждый пытается заманить
другого в свои сети.

В леди Эттеруод, как признается Гектор своей жене, есть
семейное дьявольское обаяние Шатоверов. Однако влюбиться в нее, как, впрочем, и
в любую другую женщину, он не способен. По уверению Гесионы, то же самое можно
сказать и о её сестре.

Весь вечер Гектор и леди Эттеруод играют друг с другом в
кошки-мышки.

Менген
желает обсудить свои отношения с Элли. Элли сообщает ему, что согласна выйти за
него замуж, ссылаясь в разговоре на его доброе сердце.

На Менгена находит
приступ откровенности, и он рассказывает девушке, как разорил её отца. Элли
теперь это уже безразлично. Менген пытается пойти на попятную. Он уже не горит
желанием брать Элли в жены.

Однако Элли угрожает, что если он вздумает
расторгнуть помолвку, то ему будет только хуже. Она шантажирует его.

Он
падает в кресло, восклицая, что его мозги этого не выдержат. Элли гладит его
ото лба к ушам и гипнотизирует. Во время следующей сцены Менген, с виду спящий, на самом деле все слышит, но не может пошевелиться, как его ни пытаются растормошить
окружающие.

Гесиона
убеждает Мадзини Дэна не выдавать дочь за Менгена. Мадзини высказывает все, что
думает о нем: что тот ничего не смыслит в машинах, боится рабочих, не может ими
управлять. Он такой младенец, что не знает даже, что ему есть и пить. Элли
создаст ему режим.

Она еще заставит его поплясать. Он не уверен, что лучше жить
с человеком, которого любишь, но который всю жизнь у кого-то на побегушках.

Входит Элли и клянется отцу, что она никогда не сделает ничего такого, чего она
не хотела бы и не считала бы нужным сделать для собственного блага.

Менген
просыпается, когда Элли выводит его из состояния гипноза. Он в ярости от всего
услышанного о себе. Гесиона, которая весь вечер хотела переключить внимание
Менгена с Элли на себя, видя его слезы и упреки, понимает, что сердце его тоже
разбилось в этом доме.

А она и не подозревала, что у Менгена оно вообще есть.
Она пытается его утешить. Вдруг в доме раздается выстрел. Мадзини приводит в
гостиную вора, которого только что чуть было не подстрелил. Вор хочет, чтобы на
него заявили в полицию и он смог бы искупить свою вину, очистить совесть.

Однако никому не хочется участвовать в судебном процессе. Вору сообщают, что он
может идти, и дают ему денег на то, чтобы он смог приобрести новую профессию. Когда
он уже находится в дверях, входит капитан Шатовер и узнает в нем Била Дэна, своего бывшего боцмана, который его когда-то обворовал.

Он приказывает служанке
запереть вора в дальней комнате.

Когда
все расходятся, Элли беседует с капитаном, который советует ей не выходить за
Менгена и не позволять страху перед бедностью управлять её жизнью. Он
рассказывает ей о своей судьбе, о своем заветном желании достичь седьмой
степени созерцания. Элли чувствует себя с ним необыкновенно хорошо.

Все
собираются в саду перед домом. Стоит прекрасная тихая безлунная ночь. Все
чувствуют, что дом капитана Шатовера — странный дом. В нем люди ведут себя не
так, как это принято.

Гесиона при всех начинает спрашивать у сестры её мнение
по поводу того, стоит ли Элли выходить замуж за Менгена только из-за его денег.
Менген в ужасном смятении. Он не понимает, как можно говорить такое.

Затем, разозлившись, теряет осторожность и сообщает, что собственных денег у него нет
и никогда не было, что он просто берет деньги у синдикатов, акционеров и других
ни к чему не пригодных капиталистов и пускает фабрики в ход — за это ему платят
жалованье.

Все начинают обсуждать Менгена при нем же самом, отчего он
совершенно теряет голову и хочет раздеться догола, ибо, по его мнению, морально
все в этом доме уже догола разоблачились.

Элли
сообщает, что все равно уже не сможет выйти замуж за Менгена, так как полчаса
назад на небесах совершился её брак с капитаном Шатовером. Она отдала свое
разбитое сердце и свою здоровую душу капитану, своему духовному супругу и отцу.
Гесиона находит, что Элли поступила необыкновенно умно. Пока они продолжают
беседу, вдали слышится глухой взрыв.

Затем звонят из полиции и просят погасить
свет. Свет гаснет. Однако капитан Шатовер зажигает его снова и срывает со всех
окон шторы, чтобы дом было лучше видно. Все возбуждены. Вор и Менген не хотят
следовать в укрытие в подвал, а залезают в песочную яму, где у капитана
хранится динамит, правда им об этом не известно. Остальные остаются в доме, не
желая прятаться.

Элли даже просит Гектора самого зажечь дом. Однако времени на
это уже нет.

Страшный
взрыв сотрясает землю. Из окон со звоном вылетают разбитые стекла. Бомба попала
прямо в песочную яму. Менген и вор погибают. Самолет пролетает мимо. Опасности
больше нет. Дом-корабль остается невредим. Элли от этого в отчаянии.

Гектор, всю свою жизнь проведший в нем в качестве мужа Гесионы или, точнее, её
комнатной собачки, тоже жалеет, что дом цел. На его лице написано омерзение.
Гесиона пережила замечательные ощущения.

Она надеется, что, может быть, завтра
самолеты прилетят снова.

Скачали данный реферат: Лютов, Игонин, Феосовия, Анохин, Старков, Vavila.
Последние просмотренные рефераты на тему: реферат япония, quality assurance design patterns системный анализ, конспект подготовительная группа, решебник по алгебре.

Категории:

1

Источник: https://claw.ru/referatti/enciklopediya-referatov/proizvedeniya/referaty-kratkoe-soderzhanie-proizvedeniy-dzhordzh-bernard-shou-dom-gde-razbivayutsya-serdca.html

Краткое содержание «Дом где разбиваются сердца» Бернарда Шоу

В английской провинции есть один необычный дом, он отличается от всех не только формой, но и аурой которую создает для всех жителей и гостей. Строитель и основать его капитан в отставке Шатовец, на его счету много путешествий в разные страны мира и когда ему предстояло выйти на пенсию он до такой степени заскучал за штурвалом и морем, что передела свою усадьбу в корабль на земле.

Живет он здесь вместе с семьей уже много лет, верная и любящая супруга родила ему двух прекрасных дочерей и рано ушла из жизни.

Поэтому старость он свою коротает в окружении старшей дочери сорокапятилетней Гесионой и ее мужем Гекторо.

Семья у них устоявшаяся и спокойная, но вот любовных отношений давно нет муж, ведет себя как прислуга ублажая неуемный характер жены, но такая ситуация, по-видимому, всех утраивает.

В произведении описан один вечер из жизни этого дома когда в гости к хозяину приехали заранее приглашенные Элли со своим отцом и ее жених престарелый промышленник по имени Менген. Двумя днями рения сюда вернулась младшая сестра леди Эттеруод, ее не было в родном доме целых двадцать пять лет и сейчас ей непросто найти общий язык с домашними.

Приглашенные гости приехали со своей жизненной драмой и хозяйка заранее знало, что будет решать их вопросы. Дело в том, что совсем юная Элли выходит замуж за пятидесятилетнего Менгена из чувства долга. Он когда-то спас финансовое положение ее отца и в знак благодарности они заключили помолвку.

Но взрослая Гесиона не желает какой участи девушки и намерена расстроить их брак, сначала она начинает разговор с будущей невестой увешивая ее отказаться от опрометчивого шага. Та рассказывает ей необычную историю знакомства с мужчиной в возрасте, который пленил ее сердце, они встретились всего один раз, но для юного сердца этого было достаточно.

Прервал их разговор, внезапно появившийся на пороге муж Гесионы, он зашел, что-то уточнить, но своим появлением изменил судьбу дальнейших событий. Увидев Гекторо в первый раз Элли, узнает в нем незнакомца из своей мечты и в ту же секунду ее сердце разбивается. Теперь она уверенно собирается выходить за богатого старика, о чем самолично и торопливо его просит.

Пока девушка, отсутствовала в другой комнате разговаривая с хозяйкой дома, в душе и сердце промышленника поменялось отношение к ней. Встреча с младшей дочкой капитана приводит его в замешательство.

Она так красива, умна и, главное, достаточно зрелая для интересных разговоров, Эттеруод с удовольствием ведет диалог с Менгенем и откровенно кокетничает с ним так, что мужчина передумал жениться и собрался попытать удачу на другом амурном поле.

Но на него также повлиял капитан Шатовец, он давно проводил беседы с женихом по поводу свадьбы и в этот раз его попытки увенчались успехом.

Отец Элли еще один из присутствующих под действием убеждений и разговоров отказывается от свадьбы предлагая расторгнуть помолвку. Удивительно как за пару часов поменялась ситуация в непростых отношения этих людей.

Через какое-то время все участники собираются в одно помещении, и девушка с разбитым сердцем начинает заводить разговори о женитьбе, очень разочаровывая Гесиону, но неожиданно для всех жених дает отпор и в этот момент в другом углу комнаты загораются глаза и оттаивает сердце у другой женщины.

Элли, начинает настаивать говоря о долге и большой благодарности по спасению чести и доставка их семьи. Не выдерживая такого натиска, мужчина начинает во всем признаваться, оказывается, это благодаря ему бизнес-промышленника пошел на спад.

Менген подосланная овечка от крупной корпорации, которая регулярно выплачивает ему жалование, за то, что он ведет нечестную игру с маленькими предпринимателями. Теперь он устал от навязчивого семейства и желает раскрыть все карты, для пущей убедительности он предоставляет доказательства своих слов подробна рассказывая как обанкротил фирму.

Отец Элли, сжавшись, с комок слушал негодяя его любимое дело всей жизни как хитроумно погубили и он не понимал ради чего, внутри него что-то лопнуло и сердце навсегда разбилось. Неожиданно все собравшиеся вынужденно покидают дом, объявляют воздушную тревогу, гаснет свет и мимо пролетает самолет сбрасываю бомбу.

Разбежавшись кто куда Менген, прячется в песчаной яме суда было суждено упасть бомбе, пощадившей дом и всех остальных.

(1 votes, average: 2.00

Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-dom-gde-razbivayutsya-serdca-bernarda-shou.html

А. Ромм. Послесловие к пьесе «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу [П. соб. пьес, «Искусство», 1980]

«Дом, где разбиваются сердца» — одна из лучших, наиболее поэтичных пьес Шоу. Он начал ее писать еще до начала войны, в 1913 г., наметив стержневой мотив — духовное разложение паразитических классов буржуазного общества. Завершив пьесу в 1917 г., драматург обнародовал ее только в 1919 г., обобщив результат своих многолетних размышлений о судьбах буржуазной собственнической цивилизации.

Читайте также:  Заколдованное место - краткое содержание повести гоголя

Премьера пьесы состоялась в американском театре «Гилд» 10 ноября 1920 г. В Лондоне пьеса была поставлена Д. В. Фейгеном 18 октября 1921 г. в театре «Корт» и не возобновлялась до 25 апреля 1932 г., когда она появилась на сцене Театра ее величества. Пьеса, по свидетельству С. Б.

Пэрдома, была «воспринята зрителями с глубоким уважением и в дальнейшем всегда производила сильное впечатление на публику». [Purdom С. В. Harley Granville Barker. London, 1956, p. 265.

] Рецензируя первую постановку драмы, «Таймс» отметила, что из всех пьес Шоу она более всего насыщена эмоциями, более всего пронизана «теми чувствами, которые испытывает обыкновенный, чувствующий человек».

В Советском Союзе пьеса шла на сцене Московского театра сатиры в 1962 г. В том же году ее поставил Латвийский художественный театр (Рига).

В творческой биографии Шоу пьеса занимает особое место. Ею открывается период деятельности драматурга, который обычно называют второй эпохой его творчества. Наступление этой эпохи было результатом великих мировых потрясений. Война 1914 г.

и революционные события в России произвели переворот в сознании драматурга, они воочию продемонстрировали несостоятельность его надежд на исправление и оздоровление буржуазного мира и на возможность пробуждения его представителей. Отказываясь от своих реформаторских фабианских иллюзий. Шоу в предисловии к новой пьесе развивает мысль о неисправимой испорченности мира и человека.

Это печальное состояние человечества драматург рассматривает как результат мировой войны. «Подвергая такому напряжению человеческую природу, — пишет он в том же предисловии, — война губит лучшую ее часть, а худшую награждает дьявольской силой». Согласно утверждению драматурга, события 1914 г.

помогли ему встать на точку зрения Шекспира, «сравнивавшего человека со злой обезьяной, и Свифта, изобразившего его в виде йеху, укором которому служат высокие добродетели лошади».

В соответствии с таким углом зрения его новые пьесы, начиная с «Дома, где разбиваются сердца», стали пьесами не только об изжившей себя, обреченной буржуазной цивилизации, но и об обреченных, внутренне исчерпанных людях. Тема «суда истории», получившая значение центрального мотива в драмах «второй эпохи», впервые сформулирована здесь со всей полнотой. Все это повлекло за собой значительные сдвиги в художественном методе драматурга.

Особую форму драматического выражения своей темы Шоу нашел с помощью драм Чехова. Творчество великого русского писателя стало одним из важнейших литературных факторов, толкнувших драматурга на путь известной трансформации собственной художественной системы.

В годы, предшествующие первой мировой войне, чеховские драмы еще только начинали свою сценическую жизнь на подмостках английских театров.

В Англии они были известны лишь небольшому кругу любителей «серьезной драмы» — жанра, который отнюдь не пользовался популярностью у широкой зрительской аудитории.

Предвоенные и военные годы в истории английского театра были временем господства коммерческих театральных предприятий, наводнивших сцену продукцией всякого рода литературных посредственностей. Произведения больших драматургов, в первую очередь Бернарда Шоу, не могли выдержать конкуренцию с сентиментальными мелодрамами.

Буржуазные зрители, заметно охладевшие к Шоу уже за несколько лет до начала войны, прониклись к нему еще более острой неприязнью в связи с его антимилитаристской позицией.

Двери лондонских театров оказались закрытыми для его антивоенных пьес, и премьера «Дома, где разбиваются сердца» состоялась не в Англии, а в американском театре «Гилд».

В обстановке травли и недоброжелательства, сложившейся вокруг Шоу, Чехов стал для него своего рода литературным знаменем, опорой в его борьбе с реакционерами от литературы и политики. Подчеркивая связь своей пьесы с традицией чеховского театра. Шоу назвал ее «фантазией в русском стиле на английские темы».

«Под влиянием Чехова, — пояснял он, — я написал пьесу на ту же тему и назвал ее «Дом, где разбиваются сердца». Это не самая худшая из моих пьес, и, надеюсь, она будет принята моими русскими друзьями как знак безусловного преклонения перед одним из их величайших поэтов — драматургов». [Лит. газ., 1944, 15 июня.]

Русский драматург помог Шоу до конца раскрыть и сформулировать ту тему, которая выросла из глубинных основ его собственного творчества, — тему внутреннего кризиса буржуазного мира, полной исчерпанности его духовной и практической жизни.

Придя к этой теме в логике своего внутреннего развития, английский драматург прочел драмы Чехова по — своему, сделав ударение на тех их сторонах, которые в наибольшей степени отвечали его собственным идейным настроениям.

Если автор «Трех сестер» и «Дяди Вани» всей логикой образного развития своих драм показывает, что виновны не столько их персонажи, сколько «сложение обстоятельств, находящееся вне сферы воздействия данных людей», [Скафтымов А. К вопросу о принципах построения пьес А. П. Чехова. — В кн.: Статьи о русской литературе.

Саратов, 1958, с. 331.] то Шоу обвиняет главным образом «никчемных культурных бездельников, не занимающихся производительным трудом». По мнению Шоу, Чехов уже полностью утратил надежду на то, что эти очаровательные люди могут выкарабкаться, и именно поэтому-то, не стесняясь, подчеркивал их очарование и даже льстил им.

В соответствии с такой трактовкой в прочтении Шоу драмы Чехова превратились в своего рода трагикомедии исторического возмездия, постигшего русскую интеллигенцию за совершенные ею преступления перед обществом и историей.

Его собственная пьеса давала этому мотиву чрезвычайно широкое выражение. Ее основной темой, как поясняет драматург, должна была стать трагедия «культурной праздной Европы перед войной».

Преступление английской интеллигенции, согласно утверждению Шоу, заключалось в том, что, замкнувшись в своем тесном обособленном мирке, она предоставила всю область жизненной практики в распоряжение беспринципных хищников и невежественных дельцов. В результате произошел разрыв культуры и жизни.

«Сила и культура оказались в разных помещениях». Рядом с домом разбитых сердец расположилось другое символическое здание — Зал для верховой езды, так называемый Манеж, и в руках его зоологически грубых обитателей сосредоточилась полнота государственной власти.

«Варвары, — пишет Шоу, — не только буквально сидели в седле, но сидели они и на министерской скамье в палате общин, и некому было исправлять их невероятное невежество в области современной мысли и политической науки».

Такое положение вещей, согласно убеждению Шоу, и подготовило военную катастрофу, ответственность за которую драматург возлагает на оторвавшуюся от жизни интеллигенцию.

При ее содействии Англия стала страной, чей герб с изображением святого Георгия, поражающего дракона, «следовало бы заменить изображением солдата, пронзающего копьем Архимеда». В разгуле варварства и в поругании культуры виновна «культурная, праздная Англия», и Шоу в своей пьесе вершит суд над нею.

Основная тема пьесы — это тема исторического возмездия, постигшего буржуазную интеллигенцию. Но содержание драмы выходит за пределы этого замысла.

В пьесе воплотилась трагедия буржуазной цивилизации, вступившей в конфликт с логикой исторического развития. Широта этого конфликта определила формы его художественного воплощения.

Драматургическая схема чеховских пьес в драме Шоу в соответствии с принципом парадокса оказалась перевернутой.

Если у Чехова второе, символически — философское измерение пьесы образует ее подтекст, то у Шоу оно приобретает драматически зримый облик и не только существует на равных правах с реалистическим планом драмы, но и обнаруживает стремление к полновластному овладению сценой.

С этим связана подчеркнутая двойственность образной структуры пьесы. Каждый из ее образов, начиная с драматических характеров и кончая деталями сценической обстановки, как бы двоится и поворачивается к зрителю то обыденно — житейской, то условно-символической стороной.

Эта двойственность драматического рисунка свойственна прежде всего центральному образу пьесы — образу дома-корабля, «дома, где разбиваются сердца».

Выстроенное по модели корабля старым чудаком капитаном Шотовером, это странное причудливое здание ассоциируется и с английской песней о Британии как владычице морей («Правь, Британия! Британия, правь над волнами»), и с легендой о корабле — призраке («летучем голландце»), и, наконец, с Ноевым ковчегом, заселенным самыми различными экземплярами утопающего мира.

Этот «странный душераздирающий дом», «дом без всяких основ» — символический образ буржуазной Англии, стоящей на грани великой исторической катастрофы. Под крышей этого символического здания собраны люди различного возраста, разных профессий, различных имущественных и общественных положений.

Но кроме этих видимых персонажей, здесь как бы присутствует еще один, невидимый, чье незримое присутствие ощущается благодаря множеству образных деталей и томительно напряженной атмосфере пьесы. Этот персонаж может быть условно обозначен словом «судьба». Для Шоу это понятие лишено мистического содержания. Судьба для него — сила исторического возмездия.

Встречаясь с «роком», персонажи пьесы, по сути дела, встречаются с враждебной им историей, на суд которой они несут свои обветшавшие духовные, культурные и моральные ценности. Демонстрация безнадежной мертвенности этого накопленного веками достояния составляет важнейшую сторону авторского замысла.

Шоу показывает, как доживающий последние мгновения своей жизни собственнический мир тщетно пытается найти точку опоры среди арсенала привычных идей и чувств. Превратившиеся в пустые оболочки, традиционные формы духовной жизни буржуазного мира служат только масками, скрывающими духовную наготу его представителей.

Перед лицом истории эти личины спадают и душевная нищета обанкротившихся сыновей и дочерей буржуазной Англии предстает во всей своей удручающей неприглядности. Этот процесс духовного «оголения» и составляет драматическую основу пьесы. Подводя итог деятельности нескольких поколений английской интеллигенции.

Шоу приводит на суд истории своих персонажей, каждый из которых, обладая ярко выраженным индивидуальным характером, воплощает определенную тенденцию культурного и духовного развития Англии.

Так, изящный джентльмен Гектор Хэшебай выступает в пьесе не только как романтик, но и как олицетворение романтизма (под которым Шоу, как всегда, понимает не литературное направление, а определенный тип восприятия действительности). Этот пылкий фантазер, как показывает Шоу, был всю жизнь последовательным и вдохновенным «рыцарем лжи». Всю жизнь он обманывал себя и других своими выдумками. Собственная реальная жизнь не удовлетворяла его (а это пренебрежение к реальности для Шоу и есть главное «преступление» романтизма), и он придумывал себе другую, полную героических подвигов и чудесных приключений. Годы шли, и его пылкое воображение, растраченное на ложь, истощилось. Он перестал верить самому себе, не верят ему и другие. «Романтизм» превратился в немолодого джентльмена, уставшего от лжи, — бывшего красавца, утратившего веру в свою неотразимость.

Но не меньше изжила себя и философия трезвого практицизма. Ее носитель — пожилой делец Менген — тоже весь состоит из лжи и подделок. Поддельна его энергия, его богатство, его деловитость.

У него нет ни денег, ни практической сметки, ни деловых способностей, нет ничего за душой, кроме фальшивой репутации преуспевающего дельца, с помощью которой он умудряется кое — как держаться на поверхности жизни.

Из всех обитателей дома — корабля он внушает Шоу наибольшую ненависть, ибо именно «из — за таких, как он, мир превратился в кормушку для свиней». Гость из Манежа, случайно очутившийся на борту корабля, Менген оказался самым беззащитным перед судом истории.

Этот делец — марионетка, как и вся представляемая им система, прогнил изнутри и может держаться лишь благодаря искусственным подпоркам. Обнаружив, что они более не спасают его, он слабеет и теряется.

Объятый предсмертной тоской, он мечется по сумеречному дому капитана Шотовера и вместе со своим собратом по ремеслу профессиональным вором Дэном гибнет в пламени начинающегося пожара. Обнажая грабительскую сущность капитализма, эта символическая ситуация вместе с тем предрекает ему скорую и неминуемую гибель.

Но и остальные обитатели дома-корабля обречены. Процесс распада буржуазной Англии коснулся и сферы самых интимных человеческих эмоций, превратив их в орудие смерти и разрушения. Ни нежность Гесионы, ни чувственное обаяние ее сестры леди Этеруорд не способны спасти гибнущий мир и вдохнуть в него живую душу.

Любовь здесь превратилась в жестокую игру, и ей предается не только Ариадна, это воплощение колонизаторских рабовладельческих нравов империалистической Англии, но и кроткая женственная Гесиона. У этих немолодых очаровательниц уже все позади, и для них не существует завтрашнего дня. Но будущего нет и у «молодой Англии» — юной Элли Дэн, стоящей на самом пороге жизни. Ее иллюзии гибнут, соприкоснувшись с жестокой правдой жизни. Несостоятельными оказываются и ее романтическая влюбленность в высокопарного лжеца Гектора, и предполагавшийся брак по расчету с богатым дельцом Менгеном.

В истории Элли Дэн присутствует некоторый оттенок литературной пародии. В число изживших себя культурных ценностей буржуазного мира Шоу включает и примелькавшиеся литературные стандарты.

Традиционная мелодраматическая ситуация — юная девушка, разочаровавшаяся в своем первом чувстве, выходит замуж за богатого старика — также отжила свой век, как и романтизм Гектора, и практицизм Менгена.

Из всего, что завещано «юной Англии» предшествующими поколениями, наибольшей реальностью обладают лишь воспоминания о давно минувшем историческом прошлом, в котором Шоу, при всем своем скептическом отношении к нему, находит и некоторые здоровые начала.

Они воплотились в образе престарелого капитана Шотовера, и именно поэтому девятнадцатилетняя Элли вступает в духовный брак с ним. Носитель героических традиций английской истории, капитан Шотовер выступает в роли обвинителя на этом своеобразном суде истории. Ее вчерашний день в его лице с презрением и гневом судит современность.

Дряхлый моряк, живший когда — то деятельной и полной жизнью, стоявший на капитанском мостике во время тайфуна, бесстрашно направлявший свой корабль в гущу арктических льдов, равно чужд и поблекшему романтизму своих детей, и их убогому прозаическому практицизму.

Но и он, этот обломок далекого прошлого, не может приостановить слишком далеко зашедший процесс распада цивилизации. Об этом свидетельствует само состояние его дома, где царит хаос и беспорядок, где все обветшало, прогнило и пришло в состояние негодности.

Уже много лет здесь никто не заботится о чистоте и уюте, обитатели жилища давно махнули рукой на жизнь и кое — как коротают свой век, предоставив все на свете «Менгенам, случаю и сатане». Дряхлому владельцу обреченного «корабля» — этой «темницы душ, которая зовется Англией», — уже не под силу плыть против течения. И он концентрирует остатки своей жизненной энергии для того, чтобы создать смертоносные орудия, способные стереть с лица земли выродившееся, умирающее общество. Эта символическая подробность деятельности Шотовера обобщает направление развития буржуазной цивилизации. Она исчерпала себя, и ей осталось только одно — саморазрушение. Ее творческая мысль в лице капитана Шотовера служит не жизни, а смерти.

Подсознательное и сознательное стремление к смерти живет и в разбитых сердцах персонажей драмы. Устав от жизни, они хотят умереть. Этим духовным состоянием буржуазного общества и подготовлена та оргия всеобщего разрушения, на которую намекает финал пьесы.

Немецкий бомбардировщик роняет бомбу на склад динамита, расположенный поблизости от дома — корабля. Пламя вспыхнувшего пожара, несомненно, распространится и на весь старый мир, недаром уставшие от жизни обитатели дома мечтают о возвращении бомбардировщиков.

На этой зловещей ноте, усиленной напевом сентиментальной песенки «Пылайте, огни очагов», завершается пьеса Шоу — эта своеобразная «отходная» буржуазному обществу.

В жестокой иронии Шоу есть и некоторый личный оттенок. Пьесой «Дом, где разбиваются сердца» он подводит итог не только многовековому развитию буржуазной цивилизации, но и своей собственной многолетней деятельности, направленной на улучшение господствующей социальной системы.

Его мечты о ее оздоровлении и о создании «новых людей» в условиях глубочайшего распада существующего жизненного уклада обернулись наивной и беспомощной утопией.

Отсюда то чувство лирической печали, которое пронизывает его драму, сообщая ей в сочетании с его обычной ядовитой иронией неповторимо своеобразное звучание.

Полн. собр. пьес в 6-и т. Т.4 — Л.: Искусство, 1980.OCR Гуцев В. Н.

Библиотека театра-студии «У паровоза»

Источник: http://noblit.ru/node/1138

Ссылка на основную публикацию