Этапы создания произведения
В комедии рассказывается о приезде в уездный город чиновника низшего ранга Хлестакова. Местные власти, погрязшие в коррупции, ожидают проверки из Петербурга. Ивана Александровича ошибочно принимают за ревизора, и он не спешит опровергать их домыслы. Существует несколько версий истории создания «Ревизора» Гоголя.
Замысел и сюжет
Принято считать, что сюжет знаменитой комедии Гоголю подсказал его друг А. С. Пушкин. В 1835 году Николай Васильевич написал поэту о желании создать комедию. В своём сообщении он просил дать ему идею. По одной из версий Александр Сергеевич рассказал другу о своей поездке в Нижний Новгород. Там поэт собирал информацию по восстанию Е. Пугачёва. Местный генерал-губернатор Бутурлин ошибочно принял Пушкина за высокопоставленного чиновника.
Согласно другой версии, Александр Сергеевич рассказал Гоголю историю, случившуюся с журналистом-издателем Павлом Свиньиным. Мужчина, склонный к авантюрам, прибыл в Бессарабию и осознанно выдал себя за столичного чиновника. Издатель быстро освоился в новом месте, но спустя некоторое время был разоблачён. Первые читатели «Ревизора» сразу отметили сходство между Хлестаковым и Свиньиным.
Историки и литературные деятели не раз поднимали вопрос о том, кто написал «Ревизора». Ведь письма Гоголя к Пушкину были написаны всего за 2 месяца до опубликования произведения. Некоторые литературные критики полагали, что Александр Сергеевич отправил другу внушительную часть текста, а Николай Васильевич лишь доработал его. Эта версия не была подтверждена самими писателями.
К тому же тема «Ревизора» не была оригинальна. Ещё перед премьерой комедии, были выпущены другие похожие по сюжету романы и поэмы:
- «Неистовый Роланд» А. Вельтмана.
- «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» Г. Квитка.
- «Провинциальные актёры» А. Вельтмана.
Произведения других авторов не пользовались большой популярностью. А вот «Ревизор», созданный Н. В. Гоголем, стал очередным шедевром литературы.
Процесс доработки
Написание произведения заняло всего 2 месяца. Уже в январе 1836 года Николай Васильевич впервые презентовал «Ревизора». Это произошло на творческом вечере в доме В. А. Жуковского. На мероприятии присутствовали знаменитые общественные деятели, писатели и поэты, в числе которых были:
- А. С. Пушкин;
- И. С. Тургенев;
- П. А. Вяземский.
Новое произведение понравилось слушателям, но большинство людей не смогли понять глубокий смысл, заложенный автором.
В «Ревизоре» видели классическую «комедию положений», сатиры на российскую власть и провинциальное светское общество зрители не нашли.
Для постановки пьесы в театрах Гоголю пришлось составлять поясняющие записки, в которых кратко описывалась суть произведения, особенности характеров героев. Итоговая версия «Ревизора», какой её знают современные читатели, вышла только в 1842 году.
Постановки в театре
Николай I не сразу дал разрешение на презентацию пьесы, так как усмотрел в ней критику действующей власти. На решение императора повлиял В. А. Жуковский, который был приближен ко двору. Первая театральная постановка «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836 года.
На спектакле в Александринском театре Санкт-Петербурга присутствовала вся императорская семья и высший свет Северной столицы. Премьера комедии вызвала бурные эмоции. Чиновники отзывались о произведении, как о «клевете и фарсе».
Николаю 1 постановка понравилась. Сам Н. В. Гоголь был чрезвычайно недоволен. По его мнению, спектакль получился примитивно-комичным, его главные идеи не были раскрыты.
Больше всего автору не понравилась игра актёров, которые не смогли показать характер героев.
Николай Васильевич был настолько огорчён, что отказался принимать участие в постановке пьесы в Москве. Но премьера «Ревизора» в столице всё же состоялась 25 мая 1836 г. Билеты на эту дату были скуплены за несколько дней.
С постановкой «Ревизора» в театре связан интересный факт. После посещения премьеры спектакля Николай I приказал написать аналогичную комедию, но с другим финалом. Заказ императора исполнил Д. Цицианов, пьеса получила называние «Настоящий ревизор».
Действие происходило в уездном городе, но в финале порочные чиновники были наказаны государственными властями, то есть императором. Такой исход событий показался Николаю I более приемлемым.
«Настоящий ревизор» не пользовался успехом в театрах, а произведение Гоголя ставили не только в России, но и в зарубежных странах.
Мнение критиков
Произведение Н. В. Гоголя вызвало неоднозначную реакцию в обществе. В первую очередь критике подвергалось происхождение сюжета. Недоброжелатели автора утверждали, что в пьесе нет ни одного правдоподобного героя.
Например, городничий поражал зрителей своей наивностью. Ожидая приезда ревизора, он не попросил у Хлестакова подорожной грамоты, которая подтверждала полномочия чиновника. Персонажи получились слишком комичными, далёкими от реальности.
Возмущение вызывало и то, что в комедии нет ни одного положительного героя.
И всё же положительных отзывов было больше. Произведению дали высокую оценку лучшие литературные деятели XIX века:
- В. Белинский.
- П. Вяземский.
- К. Аксаков.
- В. Одоевский.
«Ревизор» разошёлся на крылатые выражения, а имена персонажей стали нарицательными. В начале XX века произведение включили в обязательную школьную программу. Пьеса Н. В. Гоголя является безусловным шедевром русской литературы.
Источник: https://nauka.club/literatura/sochineniya/istoriya-sozdaniya-komedii-revizor.html
История создания комедии Гоголя «Ревизор»
1001student.ru > Литература > Сочинения > История создания комедии Гоголя «Ревизор»
Вся жизнь и даже смерть Николая Васильевича Гоголя покрыты флером таинственности. И творчество вызывает также немало споров. История создания комедии «Ревизор» не менее интересна, чем ее содержание. Уже одно то, что предъявлена она была публике буквально через 2 месяца после начала работы, а дописывалась и усовершенствовалась на протяжении долгих 6 лет, возбуждает удивление и интерес.
Идея создания комедии
История создания «Ревизора» Гоголя начинается в 1830-х годах. В это время Николай Васильевич работал над романом «Мертвые души», где прописывал в утрированной форме особенности русской жизни. И у него возникла идея изобразить эти черты в комедийной постановке.
У автора уже был опыт работы в этом жанре. Пьеса «Женитьба» была с удовольствием принята современниками. И в ней проявились характерные для писателя комические приемы в сочетании с реалистичностью описания.
Гоголь обратился с просьбой к Пушкину дать ему какой-нибудь анекдотичный сюжет из жизни. И такая история у Александра Сергеевича была. Однажды он сам попал в забавную ситуацию, когда его приняли за ревизора и начали оказывать почести в Нижнем Новгороде, куда он приехал за сбором материала о пугачевском бунте.
Есть и другой вариант развития событий. Похожие обстоятельства произошли не с Пушкиным, а с его знакомым издателем журнала Свиньиным, который во время путешествия по Бессарабии выдал себя за правительственного чиновника. И пользовался бы своим положением и дальше, но попался на вымогательстве денег.
Так или иначе, но история Николаю Васильевичу понравилась.
И первая версия пьесы была представлена на суд друзей на литературном вечере у В. Жуковского. Все присутствующие, в том числе и Пушкин, были в восторге. Но автор «Ревизора» не считал свою задачу выполненной.
Замысел пьесы кратко
Его целью было написание комедии, в которой было бы собрано все дурное, все несправедливое, что только есть в стране воедино, чтобы разом над всем посмеяться. За ширмой обычной смешной истории он хотел показать общественный фарс, в котором на примере уездного городка показана вся Россия.
Гоголь видел предназначение своего труда:
- беспощадная насмешка;
- очищающая сатира;
- орудие борьбы с несправедливостью, которая царит в обществе.
Однако с этой стороны даже его коллеги-литераторы пьесу в начальном варианте не увидели, поэтому работа над ней продолжалась. Писатель не оставлял надежды донести до зрителей свои мысли.
К постановке «Ревизор» был допущен не сразу. В. Жуковскому пришлось обращаться лично к императору с просьбой пропустить комедию ввиду ее полной благонадежности.
Премьера спектакля
Премьера состоялась в 1836 году. Но Гоголь был разочарован. Ему казалось, что его замысел сатиры не был воплощен, и получился всего лишь комичный водевиль. Однако пьеса вызвала бурю эмоций, ее и хвалили, и ругали. «Верхи» общества все же поняли насмешку. Комедию объявили клеветнической и невозможной.
По воспоминаниям современников, сам император воскликнул: «Всем досталось, а мне — больше всех!» И тем не менее Николаю первому понравился спектакль, и он дал личное указание допустить к дальнейшим постановкам.
Гоголь вносил поправки и изменения перед каждым представлением. Он лично общался с актерами, пытаясь донести до них свое видение.
Последняя редакция, которая известна современному читателю относится к 1842 году. То есть работа над произведением шла еще 6 лет.
Но и это был не конец. Гоголя не оставляло чувство, что его пьесу не понимают правильно, и опубликовал несколько брошюр, где он еще и еще раз растолковывал свои замыслы и идеи для постановки спектакля:
- «Предуведомление для тех, кто пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»;
- «Театральный разъезд после представления новой комедии»;
- «Развязка «Ревизора».
Непростая история создания «Ревизора» Гоголя говорит о том, что это произведение было по-настоящему выстрадано им, было потрачено много душевных сил и времени на воплощение своих мыслей.
И это не прошло даром: комедия уже не одно столетие находит ценителей.
Она переведена на множество языков и ставится на сценах многих стран и по сей день, представляя образец русской классической литературы.
Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/istoriya-sozdaniya-komedii-gogolya-revizor.html
История создания Ревизора Гоголя сочинение
В начале октября 1835 года во время личной встрече Николай Васильевич Гоголь просит своего приятеля А.С Пушкина подсказать ему смешной сюжет о русской действительности, который может лечь в основу комедийного произведения.
Существует две версии того, как возникла предыстория «Ревизора» и до сих пор историки не могут определить единственно верную.
Первая гласит о том, что Александр Сергеевич рассказал Гоголю историю о том, как какой-то проезжий господин, будучи в г. Устюжна новгородской губернии, успешно обманул всех жителей, выдав себя за высокопоставленного чиновника, и обокрал многих людей. Подтверждение этой версии можно найти в дневниках русского писателя Владимира Сологуба.
Второй вариант возникновения пьесы Н.В.Гоголя говорит о том, что самого Пушкина принял за ревизора генерал Бутурлин. Это произошло в середине 1833 года, когда поэт гостил в нижегородской области, пока собирал сведения о пугачевском бунте, для своего будущего романа «Капитанская дочка».
В период написания Н.В. Гоголь ни раз переписывался с Пушкиным. В своих письмах автор ни раз говорил о том, что хочет бросить произведение, однако, Александр Сергеевич настаивал на продолжении работы.
В итоге, к 1836 году комедия была закончена. Автор читал ее в литературных кружках, и из воспоминаний И.С. Тургенева и П.А. Вяземского можно судить, что пьеса была воспринята прекрасна. Но все же некоторые не смогли увидеть глубину произведения, отображения истинной российской действительности.
На сцену пьесу допустили далеко не сразу. Только после того, как Жуковский лично убедил императора Николая I в безопасности произведения для общества. Премьера состоялась 19 апреля в 1836 году в Александрийском театре, в Санкт-Петербурге. Там присутствовал сам Гоголь и лично император.
Вариант №2
«К нам едет ревизор» — фраза знакомая всем со школьной скамьи. «Ревизор» — знаменитая комедия Николая Васильевича Гоголя.
В 1830 году начинает Гоголь трудится над своим новым произведением. В это время он еще не закончил писать поэму «Мертвые души», как вдруг у него появилась другая, абсолютно новая идея.
К жанру комедии он относился с симпатией. Первая его комедия под названием «Женитьба» имела успех. Думая о сюжете, он вспомнил он своем товарище.
В тот же вечер Гоголь пишет Пушкину письмо с просьбой подсказать сюжет для нового произведения.
Сюжет, описанный в «Ревизоре» был оказывается написан на основе реальных событий в одном из уездных городков. Как оказалось позднее такой же случай был и с Пушкиным, когда его приняли за ревизора.
Стоит отметить, что работа над жтмм произведением шла быстро и заняла у писателя всего два месяца. А именно октябрь и ноябрь 1835 года.
Первую огласку получил «Ревизор» на вечере у Василия Андреевича Жуковского, где присутствовал весь высший свет. Восторг и смех — вот первые эмоции от новой комедии Гоголя.
Как говорил сам автор, в жтом произведении он захотел собрать все плохое и грязное, что есть в стране. Он откровенно высмеивал несправедливости, творящиеся в России. Но, к сожалению и к счастью, никто из читающих эту комедию не увидет в ней ничего больше хорошей шутки. На сцену комедию допустили только после личного заверения Жуковским императора.
Премьера нашумевшей комедии состоялась в Александринском театре в 1836 году. Сам же Николай Васильевич постановкой был разочарован. Однако комедия имела явный успех. Хотя говорилось, что некоторые представители высшего общества всё же почувствовали усмешку в свой адрес.
Сам император похвалил пьесу и допустил ее к дальнейшим постановкам. После одобрения императора, автор лично начал вносить корректировки в игру, чтобы она была реальной и красивой.
В последний раз пьеса была отредактирована в 1842 году. В этом виде она предывает до сих пор.
Как видно, Николай Васильевич Гоголь плотно занимался как написанием комедии, так и ее постановкой, что конечно же обсуждалось в его окружении. С уверенностью можно сказать лишь одна, если пьеса сейчас считается классикой и ее читают до сих пор — значит она хороша.
Сочинение на тему История создания Ревизора Гоголя
Н.В.Гоголь в период работы над произведением «Мертвые души» задумал создать пьесу, которая бы отразила все отрицательные стороны российской действительности того времени. Писателю приходит идея написать комедию. Так появляется бессмертное и актуальное поныне творение писателя «Ревизор».
В 1935 году Гоголь в своем письме к А.С.Пушкину пишет, что страстно желает написать комедию, в которой бы он обозначил все насущные проблемы России: коррупцию, взяточничество и кумовство. Гоголь просит Пушкина подсказать ему интересный сюжет, который бы вдохновил его на создание столь масштабного произведения.Поэт ра
ссказывает Гоголю интересный случай из жизни, когда его ошибочно приняли за ревизора. По другой версии, в основе сюжета пьесы лежит реальная история некоего редактора газеты Свиньина, который во время своей поездки по Бессарабии был принят за чиновника.Ра
ботая на «Ревизором» Гоголь, прежде всего, стремился высмеять несправедливость, которая происходила в российской глубинке. К сожалению, даже коллеги Гоголя не уловили в его творении глубокого смысла, который он хотел передать. Пьеса была воспринята как качественная, но обычная «комедия положений».
Первая постановка комедии пришлась на 1836 год. В Александрийском театре собрались сливки общества: чиновники, помещики, предприниматели.
К большому разочарованию Гоголя актеры на сцене играли так, словно не прочувствовали сатирической направленности произведения.
Несмотря на то, что пьеса получилась примитивно-юмористической, некоторые госслужащие поняли смысл комедии. Обрушив вал критики на писателя, «большие люди» объявили комедию фарсом.
Существует мнение, что на премьере спектакля присутствовал сам император Николай I. Несмотря на то, что «Ревизор» обличает всю систему от царя до рядового чиновника, спектакль пришелся государю по душе. После дебютной постановки, создание пьесы в её итоговом варианте продолжалось не один год и завершилось только в 1842 году.
История создания «Ревизора» показывает насколько нелегко пришлось Гоголю в написании комедии. Многие знаменитости, такие как Пушкин, Белинский положительно высказывались о детище Николая Васильевича. Сегодня «Ревизор» — это великое сатирическое произведение, занимающий достойное место среди шедевров классической русской литературы.
Краткое содержание о главном
История создания Ревизора Гоголя
Сейчас читают:
- Сочинение по картине Пластова Сенокос 5, 6 класс
Сегодня в школе мой учитель рассказывал классу о творчестве А.А. Пластова. Народный художник был уверен в том, что он будет священником. Его отец заставлял ежедневно посещать церковную школу, где А.А. Пластов учился три года. Повзрослев, - Сочинение по картине Над вечным покоем Левитана 4, 5, 8 класс
В картине Левитана «Над вечным покоем» мы видим, раскинувшийся во всем своем величии пейзаж, далеко уходящий вдаль. Большая часть холста отведена под небо и водную гладь, от чего как будто захватывает дух. - Легко ли быть молодым? сочинение-рассуждение 8 класс
Жизнь полна сложностей и препятствий, и люди в любом возрасте сталкиваются с трудностями, которые преодолевают с большим или меньшим успехом. Очень часто взрослые считают, что тем, кто моложе их, живётся гораздо легче. Юноши и девушки, - Сочинение Якутск — мой город
Якутск — самый крупный город в мире, который построен на вечной мерзлоте. До полярного круга всего 450 км. Это столица Республики Саха. Площадь Якутии больше площади любого государства Европы, больше, - Сочинение Нам не нужна война 4 класс
С детства я слышал много рассказов прадеда о войне. Он прошел всю Великую Отечественную войну, дошел до Берлина и вернулся победителем. Прадед с дрожью в голосе рассказывал, как мать провожала его на фронт, рассказывал о первом бое (самом страшном). - Сочинение по картине Левитана Тихая обитель 4 класс
Этот известных художник, является непревзойденным мастером пейзажного жанре, так как большинство его работ выполнена этом виде, но нужно отметить, что основное место в его работах занимает церковная тематика. Карина «Тихая обитель»,
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/istoriya-sozdaniya-revizora-gogolya
Ревизор — история создания комедии Гоголя
Действия, описанные в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», происходят в небольшом уездном городе России. Мелкого петербургского чиновника Хлестакова местные власти принимают за ревизора из столицы. Герой же смог обернуть случившееся с ним недоразумение в свою пользу. Комедия Гоголя интересна тем, что в основу ее сюжета лег реально произошедший случай.
История создания пьесы начинается с 1835 года. Николай Васильевич Гоголь решает написать комедию, в которой хочет показать в сатиричной форме несправедливости российской действительности. В основу сюжета комедии лег случай, рассказанный писателю А.С.Пушкиным.
Какой-то мелкий чиновник, бывший проездом в городе Устюжна Новгородской губернии, выдал себя за ревизора и обобрал местных жителей. Этот случай был неединственным.
Так, к примеру, в Нижнем Новгороде самого Пушкина приняли за ревизора, когда он собирал информацию в архивах о восстании Пугачева.
С идеей отобразить чисто «русский анекдот», писатель приступил к созданию комедии. На написание произведения у Гоголя ушло около двух месяцев. Неоднократно писатель хотел оставить замысел, но Пушкин настаивал на том, чтобы Гоголь закончил работу над произведением.
Уже в январе 1836 года Николай Васильевич зачитал комедию на литературном вечере у В.А.Жуковского. Произведение Гоголя получило неоднозначные оценки среди слушателей.
Так Пушкину, Тургеневу, Жуковскому пьеса очень понравилась, но нашлись и те, кто недооценил творческого замысла писателя.
Впервые пьеса «Ревизор» была показана в Петербурге в 1836 году. Изначально Николай 1 был против допущения пьесы к показу, однако Жуковскому удало убедить императора в благонадежности комедии.
В период постановки пьесы на сцене Гоголем были внесены в текст существенные изменения, таким образом, работа над комедией продолжилась. И закончилась она лишь в 1842 году.
Работая над комедией «Ревизор», Гоголь старался довести ее до совершенства, постоянно переделывал текст.
Последний измененный вариант пьесы, знакомый современному читателю, был опубликован в 1842 году. Написание комедии далось Гоголю нелегко, на работу над произведением у него ушло около 6 лет.
Писатель детально прорабатывал образы героев пьесы, чтобы передать их точный характер и сюжетный замысел произведения. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» была воспринята современниками писателя неоднозначно.
Но все же произведение Николая Васильевича смогло найти своих ценителей в среде просвещенных и думающих людей того времени.
`
Популярные сочинения
Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/gogol/revizor-istoriya-sozdaniya
Ревизор — история создания
События, описанные в пьесе, происходят в уездном городе N, куда судьба занесла одного пройдоху, которого ошибочно местные чиновники приняли за ревизора, а он, не растерявшись, сумел воспользоваться сложившейся ситуацией себе во благо.
История создания комедии Гоголя «Ревизор» для многих покрыта завесой тайны, окружавшей не только личную жизнь писателя, но и все его творчество в целом.
Точной информации о начале написания комедии так и нет, одни предположения и догадки, что еще больше подогревает интерес читателя к данному произведению.
Замысел
Идея написать злободневную комедию крутилась в голове писателя давно, но собрать мысли воедино не удавалось. С просьбой подкинуть сюжет будущей комедии Николай Васильевич обращается к другу.
Гоголь точно знал, что комедия будет в пяти актах. Каждый из них смешнее предыдущего. Письмо А.С. Пушкину было следующего содержания:
«…хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами… Сделайте милость, дайте сюжет…»
Пушкин моментально среагировал на призыв о помощи. Вернувшись недавно из Михайловского, он поведал Гоголю историю, в свое время взволновавшую его до глубины души. Это было в октябре 1835 года. Этот период времени считается стартовым в написании «Ревизора».
Идея создания
Версий по поводу создания «Ревизора» существует немало. Чаще всего в статьях фигурирует имя А.С. Пушкина. Именно он подтолкнул Гоголя к написанию комедии. У Пушкина была наготове история, вполне годившаяся для будущего сюжета. Речь шла о Павле Петровиче Свиньине.
Во время путешествия по Бессарабии данный товарищ выдал себя за высокопоставленное лицо, за чиновника из Петербурга. Быстро освоившись на новом месте и войдя в роль ревизора, Павел Петрович чувствовал себя вполне комфортно, пока его не поймали за руку на прошениях.
На этом вольготной жизни пришел конец.
Существовала и другая версия создания пьесы. Некоторые смели предположить, что Пушкину самому пришлось оказаться в роли ревизора. Когда Пушкин гостил в нижегородской области, собирая информацию о пугачевском бунте для «Капитанской дочки», генерал Бутурлин принял писателя за важного чиновника, визита которого в их края ожидали со дня на день.
Какая из двух версий является настоящей уже не узнать. Тем не менее сходство Хлестакова со Свиньиным весьма очевидно. Это подметили многие литераторы, анализируя письма Пушкина и текст «Ревизора». Споры возникли по другому поводу.
Как можно за пару месяцев написать далеко немаленькое по объему произведение. По словам исследователя А.С. Долинина черновые наброски Гоголю всегда давались легко. Этого не отнять. Больше всего времени у него уходило на доработку материала.
Исходя из этого, он предположил, что сюжет будущего произведения Гоголь получил от Пушкина гораздо раньше, чем в октябре 1835.
Жанр «Ревизора» общественная комедия. Гоголь пытался отразить в ней
«…все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Работа над «Ревизором» постоянно переделывалась. Гоголь старался довести текст до совершенства. Загвоздка состояла в детальном описании характеров героев. Художественные образы дались ему сразу, но передать точный характер главных персонажей с первого раза не получалось. Шесть раз приходилось редактировать «Ревизора» пока он не получил то, что хотел. Это было в 1842 году. После постановки на сцене комедия имела неоднозначную реакцию. Ее хвалили и ругали одновременно. У некоторых она вызвала глубокое недоумение. Гоголь был расстроен. Не такого эффекта он ожидал от публики. Людям не удалось до конца понять смысл пьесы. Ни один из зрителей во время просмотра даже не догадался переложить сюжет на себя и хоть на минуточку представить, что все описанное может произойти с каждым из нас. В любом городе, в любом месте, в любое время.
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1441-revizor-istoriya-sozdaniya.html
История создания “Ревизора” Гоголя
План
Сюжет, подсказанный Пушкиным Первая премьера “Ревизора” Авторский комментарий к комедии Заключение
История создания “Ревизора” Гоголя начинается в 1830-х гг.
В этот период автор работал над поэмой “Мертвые души”, и в процессе прописывания утрированных черт русской действительности у него появилась идея отобразить эти черты в комедии; “рука дрожит написать… комедию”. Ранее Гоголь уже успешно дебютировал в этом жанре с пьесой “Женитьба”, в которой уже наметились и характерные для автора комические
приемы, и свойственная последующим произведениям реалистическая направленность.
В 1935 году он пишет Пушкину: “Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее черта”.
Сюжет, подсказанный Пушкиным
История, предложенная Пушкиным Гоголю в качестве сюжета, в действительности произошла с издателем журнала “Отечественные записки” П. П. Свиньиным в Бессарабии: в одном из уездных городков он был принят за правительственного чиновника.
Был похожий случай и с самим Пушкиным: его приняли за ревизора в Нижнем Новгороде, куда он отправился собирать материал о пугачевском бунте. Словом, это был тот самый “русский чисто анекдот”, который требовался Гоголю для воплощения его замысла.
Работа над пьесой заняла всего два месяца – октябрь и ноябрь 1835 г. В январе 1836 г. автор зачитал готовую комедию на вечере у В. Жуковского в присутствии многих известных литераторов, в том числе и подсказавшего идею Пушкина. Почти все присутствующие были в восторге от пьесы. Однако история “Ревизора” была еще далека от завершения.
“В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем” – так отзывался Гоголь о своей пьесе; именно такое предназначение он для нее видел – беспощадной насмешки, очищающей сатиры, орудия борьбы с мерзостями и несправедливостями, царящими в обществе. Однако почти никто, даже среди его коллег-литераторов, не увидел в “Ревизоре” ничего больше добротной, качественной “комедии положений”. К постановке пьеса была допущена далеко не сразу и лишь после того, как В. Жуковскому лично пришлось убеждать императора в благонадежности комедии.
Первая премьера “Ревизора”
Премьера пьесы в первой редакции состоялась в 1836 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге.
Гоголь был разочарован постановкой: актеры либо не поняли сатирической направленности комедии, либо побоялись играть в соответствии с ней; спектакль получился чересчур водевильным, примитивно-комическим. Лишь И. И.
Сосницкий, исполнявший роль Городничего, сумел передать авторский замысел, привнести в образ сатирические ноты.
Однако исполненная даже в таком, весьма далеком от авторского желания виде, комедия вызвала бурную и неоднозначную реакцию.
“Верхи” общества, обличаемые Гоголем, все же почувствовали насмешку; комедия была объявлена “невозможностью, клеветою и фарсом”; по неподтвержденным данным, сам Николай I, присутствовавший на премьере, высказался: “Ну, и пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех”. Даже если эти слова и не были сказаны в действительности, это хорошо отражает, как публика восприняла смелое творение Гоголя.
И, тем не менее, самодержцу пьеса пришлась по душе: рискованную комедию допустили к дальнейшим постановкам.
Учитывая собственные наблюдения за игрой, а также замечания актеров, автор неоднократно вносил в текст правки; создание пьесы ” Ревизор ” Гоголем в ее окончательном варианте продолжалось еще много лет после первой постановки.
Последняя редакция пьесы относится к 1842 году – это и есть тот вариант, который известен современному читателю.
Авторский комментарий к комедии
Долгая и непростая история создания комедии “Ревизор” неотделима от многочисленных статей и комментариев Гоголя к своей пьесе.
Непонимание замысла публикой и актерами заставляло его снова и снова писать в попытках разъяснить свой замысел: в 1842 году, после постановки комедии в окончательной ее редакции, он публикует “Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует “Ревизора”, затем “Театральный разъезд после представления новой комедии”, позже, в 1856 году – “Развязка “Ревизора”.
Заключение
Как видим, история создания пьесы “Ревизор” свидетельствует о том, что написание этого произведения далось автору не так-то легок, отняв у него немало как сил, так и времени.
И, тем не менее, комедия нашла своих ценителей в среде просвещенных и думающих людей. У многих передовых критиков “Ревизор” снискал очень высокие оценки; так, В.
Белинский в своей статье пишет: “В “Ревизоре” нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое…”.
Подобного мнения придерживались и многие другие представители просвещенного общества, несмотря на поток критики в адрес комедии и самого автора. На сегодняшний день пьеса “Ревизор” занимает заслуженное место в ряду шедевров русской классической литературы и является блестящим образцом социальной сатиры.
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/istoriya-sozdaniya-revizora-gogolya/
"Ревизор": история создания, жанр и сюжет комедии
В письме к Пушкину от 7 октября 1835 года Гоголь пишет: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию».
И через несколько строк, заканчивая письмо, Гоголь повторяет просьбу: «Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее чёрта». Содержание этого письма показывает, что Гоголь уже размышлял о будущей комедии и, возможно, делал наброски к ней.
Пушкин, вернувшись в Петербург из Михайловского 23 октября, в один из ближайших дней рассказал Гоголю сюжет возможной комедии, в котором фигурировал мнимый ревизор. Таким образом, октябрь 1835 года следует считать началом активной работы Гоголя над «Ревизором».
Тем не менее неверно полагать, что заслуга появления сюжета с мнимым ревизором принадлежит исключительно Пушкину. Во-первых, ко времени написания «Ревизора» существовали произведения с подобным сюжетом: «Провинциальные актёры» (1835) А.Ф. Вельтмана и «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» (1827) Г.Ф. Квитки-Основьяненко.
Кроме того, подобного рода шутка или розыгрыш встречались в реальной жизни, да и сама ситуация ложной личности всегда была популярной. И всё же тесные творческие отношения двух великих русских писателей в первой половине 1830-х годов приносили богатые плоды.
Общение с Пушкиным, безусловно, вдохновляло Гоголя, может быть, поэтому уже в декабре 1835 года комедия была закончена.
Премьера «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836 года в Александринском театре, в Петербурге. Главные роли исполняли лучшие актёры того времени: Иван Сосницкий (Городничий) и Николай Дюр (Хлестаков). Пьеса получила на премьере высочайшее одобрение, в театре присутствовали Николай I с наследником.
Император много смеялся и высказал своё мнение так: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» Гоголь же был разочарован, потому что актёры, как ему показалось, не поняли своих ролей, недостаточно хорошо уяснили идею самого произведения.
Особенно не понравилось Гоголю исполнение роли Хлестакова: по его мнению, Хлестаков был сыгран как один из «водевильных шутов».
В дальнейшем автор неоднократно объяснял свою комедию и в специально написанной для этого пьесе «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1836-1842), и в своего рода наставлении актёрам «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора»» (1846), и в разъяснении финала комедии — «Развязка „Ревизора»» (1846). Приведённые примеры ярко характеризуют Гоголя как неравнодушного, взыскательного художника, на которого возложена высокая ответственность «сказать слово правды», как декларирует это сам Гоголь в поэме «Мёртвые души».
Жанр «Ревизора» как общественной комедии определился благодаря глубоко продуманному социальному сюжету.
Свой общий замысел Гоголь выразил в известном высказывании: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» («Авторская исповедь», 1847). Местом действия Гоголь выбрал уездный город, структура власти в котором легко проецируется на любой другой город России, а нравы жителей — на всё население страны. В фокус сатирического изображения попали чиновники, злоупотребляющие своим положением. При этом преступное поведение чиновничества города изображено с такой убедительностью, что даже не возникает мысли об их исключительности — так происходит везде, различия лишь в масштабе злоупотреблений и характере их проявления.
Образ уездного города — собирательный. Помимо чиновников, он складывается из портретов городских помещиков, купечества, мещанства, слуг. Большую роль в изображении городских нравов играют женские образы. Сюжет «Ревизора» формируют темы провинциального российского города, чиновничества и гражданства.
В основе сюжета лежат две ситуации: уездный город, живущий привычной для него жизнью (главный герой в этой сюжетной ситуации — городничий), и уездный город, в котором оказывается мелкий петербургский чиновник, мнимый ревизор (она получила название «миражной» ситуации или «ситуации заблуждения», и главный герой в ней — Хлестаков).
Конфликт в комедии возникает не в результате столкновения этих ситуаций — конфликт в том, что они отражают, хотя и по-разному, неправедное отношение людей к жизни, долгу, обязанностям, их преступное или безнравственное поведение. Проблематика произведения формируется по мере раскрытия конфликта в сюжете комедии.
В «Ревизоре» два плана проблематики — общественная и нравственная. Общественная проблематика проявляется при изображении социальных преступлений и нарушений, нравственная — моральных пороков и недостатков.
Своеобразие социального и нравственного пластов произведения можно выразить следующим образом: то, что в социальной жизни преступление, в нравственной — грех.
Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/gogol_n_v/revizor_istorija_sozdanija_zhanr_i_sjuzhet_komedii/35-1-0-1971
«Ревизор» краткое содержание — история создания, главные герои
«Ревизор» – наиболее узнаваемая, переведенная на множество языков, пьеса Гоголя. Это не просто комедия, это – сатира, больно ударившая по самолюбию чиновничьего аппарата, а потому получившая противоречивые отзывы.
https://youtube.com/watch?v=rn3Sp0iSan4
В ней, по признанию самого автора, собрано все дурное, низкое, несправедливое, творящееся в российской глубинке. Примечательно, что среди персонажей нет абсолютно положительной личности, а классическая структура, где добро побеждает зло, отсутствует.
Кратчайшее содержание «Ревизора»
Все описанные в комедии «Ревизор» события происходят в начале 19-го века. Чиновники города N узнают о предстоящем приезде ревизора. Они в панике, поскольку прекрасно осознают все свои грехи, начиная от обмана и мошенничество и заканчивая казнокрадством.
После этого в город приезжает неизвестный господин, которого все приняли ошибочно за ревизора. Чиновники в страхе преклоняются перед ним, всячески стараются угодить, выполняют все его капризы.
Хлестакову понравилось в роли мнимого ревизора, у него даже нет желания разбираться в чем собственно дело. Он закрутил роман с женой и с дочерью городничего, а потом уехал.
Развязкой комедии служит сцена, когда жандарм приносит новость о приехавшем по указу из Петербурга чиновнике. Прибыл настоящий ревизор.
Главная цель комедии – высмеять всю ту несправедливость и абсурдность русской действительности 19-го века. Бюрократию, невежество и беспринципные взгляды чиновников, отношение их исполнению закона и порядку в делах.
Надо отдать должное, писателю это удалось сделать прекрасно, применяя юмор и сатиру, как средство борьбы с существующими реалиями. Многие современники так и называют сатиру Гоголя «издевательской».
Писателем были затронуты самые важные вопросы общественности. Все образы не являются случайными, они являются типичными для тридцатых годов 19 века.
Было собрано все дурное и пороки общества, что было характерно для России того времени, воедино, и осмеяно в особом неординарном стиле, столько характерным для Гоголя. Прошел не один век, а затронутые вопросы остаются такими же актуальными.
Читая это произведение, очень многие могут узнать современные реалии, знакомые ситуации и поведение людей.
История создания
Общеизвестно, что идею «Ревизора» Гоголю подсказал Пушкин, обличив в форму анекдота реальную ситуацию. В уездном городке Устюжна задержался «проигравшийся до нитки» мелкий чиновник, которого приняли за столичного ревизора. Воспользовавшись ситуацией, он весомо пополнил собственный кошелек за счет местных казнокрадов.
История так вдохновила Гоголя, что осенью 1835 года он принялся за работу. Пьеса множество раз подвергалась редактированию. Неоднократно автор пытался бросить свое произведение, но Пушкин и Жуковский уговорили его довести начатое до конца.
Именно в доме Жуковского на одном из литературных вечеров в 1836 году Гоголь впервые представил свое творение на суд публике. Особое одобрение он получил от Тургенева, Вяземского, Пушкина. Однако не все критики приняли произведение с восторгом, многие называли пьесу «позором и поклепом на Россию».
Чтобы постановка увидела свет, Жуковский лично убеждал императора в отсутствии политической подоплеки. Николай I, посетив представление, заметил: «Досталось всем, а больше всего – мне». В дальнейшем «Ревизор» прочно вошел в театральный репертуар, как в классическом, так и в вольнодумном варианте.
Главные герои
Главное действующее лицо – лже-ревизор Хлестаков. Но Гоголь выделил прочих персонажей, заслуживающих особое внимание.
Хлестаков
Молодой, щеголеватого вида человек двадцати трех лет отроду. Стройный, манерный, любит азартные игры, кутежи и застолья. Сам автор описывает Хлестакова, как глуповатого, несдержанного на язык юношу, любящего почести и угодливое обращение. Имея низший канцелярский чин, часто стеснен в средствах.
Следуя в имение к отцу, Хлестаков начисто проигрался одному офицеру и оказался в незнакомом уездном городе без гроша в кармане. Неожиданно его принимают за важного питерского чиновника, прибывшего с инспекцией.
Пытаясь задобрить «высокого гостя», служащие городской управы всячески угождают юноше, снабжают деньгами, сосватывают дочь городничего.Поначалу, испугавшийся встречи с градоначальником, Хлестаков постепенно смелеет и принимает подношения и почести, как должное.
Сквозник-Дмухановский
Городничий – человек, начавший службу с самых низов. Весьма неглуп, солиден, речь образована. Сосредоточив городскую власть в своих руках, не стесняется брать взятки. Любое дело обставляет с выгодой для себя. На службе носит мундир и сапоги со шпорами.
Ляпкин-Тяпкин
Местный судья и начальник тюрьмы. Считается образованным человеком, поскольку прочитал с десяток книг. Слова выговаривает растянуто, придавая речи значительность и особый смысл. Считает, что ему-то ревизия не страшна, так как взятки он берет не деньгами, а борзыми щенками.
Хлопов
Смотритель учебных заведений – личность глуповатая, трусливая, не имеющая ни авторитета, ни уважения среди преподавателей и учеников. В подотчетном ему ведомстве царят хаос и беспорядок.
Земляника
В качестве попечителя богоугодных учреждений весьма успешно делит поступающие из казны деньги с городничим, судьей и прочими чиновниками. При этом не гнушается донести на «ближнего», если видит в этом свою выгоду.
Шпекин
Чиновник, возглавляющий почту и службу доставки – человек наивный со слабостью к чтению чужой корреспонденции. Именно он раскрывает грандиозный обман, распечатав письмо Хлестакова.
Бобчинский и Добчинский
Персонажи невероятно похожие друг на друга не только внешне, но и речью, движениями, поведением. Малообразованные, неуклюжие, но услужливые помещики первыми разглядели в приезжем «ревизора», о чем тут же донесли городничему.
Анна Андреевна
Жена городничего, моложавая, довольно привлекательная женщина. В пьесе представлена кокеткой, любительницей пышных туалетов, не лишенной тщеславия. Это поверхностная особа, завоевать расположение которой можно лишь упоминанием громких имен, чем и пользуется Хлестаков.
Другие персонажи
Не все упоминаемые персонажи появляются в пьесе лично, иные присутствуют в ней опосредованно, например, жандарм Прохоров. Но некоторые лица заслуживают особого внимания.
Осип
Слуга Хлестакова пожилых лет, ворчлив и немного ленив. В противопоставление своему барину гораздо умней и сметливей. Он быстро понимает, что произошла ошибка, но подыгрывает ситуации, ожидая своей выгоды.
Жалобщики
Слух о прибывшем с инспекцией ревизоре быстро разносится по городу. К Хлестакову с просьбой о заступничестве прибывает делегация купцов. Они составили письменную жалобу о бесчинствах городничего: притеснения, выдуманные налоги, отбирание товара даром.
Приема добилась слесарша Пошлепкина, ее мужа незаконно постригли в солдаты. Другая жалобщица – вдова унтер – офицера Иванова, которую арестовали и наказали розгами по ошибке.
Марья Антоновна
Дочь городничего, романтически настроенная восемнадцатилетняя девушка. В отличие от своей матери достаточно образована.
Тряпичкин
Не присутствует в пьесе лично, но именно ему Хлестаков описывает комичность ситуации, чтобы в последующем Тряпичкин смог написать веселую статью в газету.
Краткое содержание
Действие разворачивается в доме Сквозник-Дмухановского, где собираются чиновники, чтобы выслушать «пренеприятное известие». Городничий зачитывает письмо, полученное им от друга, в котором сообщается, что в город тайно прибывает ревизор с особым предписанием – осмотреть губернию.
Чиновники в панике. Они выдвигают версии, к чему бы такая инспекция: возможно Россия вступает в войну, может ищут изменников? Городничий отметает подобные подозрения, заключая: «Видно, судьба. До сих пор стороной обходило, пришла и наша очередь».
После первого потрясения городничий приходит в себя и начинает отдавать деловые поручения. Он отчитывает Хлопова за вольнодумство и странные поступки учителей. Землянике приказывает заменить колпаки его подопечных на чистые, а над кроватью каждого больного написать по-латыни поставленный диагноз.
Судье указывает на грязь и наличие домашней живности в присутственных местах. А вот о собственных грешках Антон Антонович не беспокоится, нет таких людей, говорит он, которые взяток не берут, так самим богом устроено.
Вскоре появляется встревоженный почтмейстер. Городничий просит его, во имя общей пользы, аккуратно вскрывать и читать письма, приходящие из Петербурга, чтобы вовремя распознать инкогнито. Шпекин не отказывается, тем более, что он занимается этим уже давно.
В гостиную вбегают Бобчинский и Добчинский. Они сообщают о молодом человеке очень приличной наружности, который находится в трактире уже две недели, не оплачивает проживание и не собирается съезжать. Все присутствующие уверились, что это и есть ревизор, прибывший тайно и наблюдающий жизнь в городе.
Антон Антонович немедленно требует повозку. Перед отъездом он отдает распоряжение о сломе старого забора перед площадью, что создаст видимость большой стройки.
Тем временем в трактирной комнате Осип, лежит на барской кровати и ворчит на молодого человека за то, что тот проигрался, оставшись без гроша в кармане.
Дольше кормить в долг барина и его слугу трактирщик отказывается, а двинутся в дорогу им не за что. Возвращается Иван Александрович Хлестаков. Он отправляет Осипа к хозяину заведения, выпросить обед. Слуга недоволен, но отправляется выполнять поручение.
С пререканием и недовольством трактирщик все же подал кой-какую еду, пригрозив Хлестакову жалобой за неуплату. Молодой барин, ругая поданное кушанье, съедает его полностью.
В этот момент входит Осип с сообщением о приезде городничего.
Иван Александрович пугается, неужели его заберут в острог за неуплату? С первых минут знакомства он начинает оправдываться, обвиняя капитана, обыгравшего его в дороге.
Городничий считает, что гость специально придумал историю, чтобы сохранить инкогнито. Хлестаков распаляясь жалуется на непочтительное обращение со стороны трактирщика: еда невкусная, кровать с клопами, в комнате темно.
Пришла очередь Антона Антоновича испугаться. Он оплачивает все долги лже-ревизора и приглашает его жить в свой дом.
Хлестаков в восторге. Его приглашают осмотреть богоугодные заведения Земляники, где досыта кормят обедом. Тем временем Добчинский спешит к жене городничего с запиской о скором приезде гостя с указанием подготовить комнату, лучшие яства и вино. Мнимый ревизор остается доволен поездкой, а городничий расположением «чиновника».
В доме Сквозник-Дмухановского молодой барин знакомится с его женой и дочерью. Рисуясь, он рассказывает о своих государственных подвигах, о своей важности в решении стратегических проблем.
Зарвавшись, Хлестаков сообщает, как играл в карты с послами иностранных государств. Что находится он «на короткой ноге с Пушкиным» и сам пишет стихи и прозу.
Перебрав вина лже-ревизор с трудом удерживается на ногах и его препровождают в комнату на отдых.
Городничий остается в гостиной, размышляя. Если даже половина того, что рассказал гость правда, ему, городничему, несдобровать, а значит надо задобрить инспектора. В комнату входит Осип, и обе женщины приступают к нему с расспросами, что нравится его хозяину: какой цвет, какие глаза, какие женщины. Осип отвечает уклончиво, но со своей выгодой. Ему дают денег на чай с баранками и отпускают.
Посовещавшись, чиновники решают умилостивить «ревизора» взяткой. Первым выступил Ляпкин-Тяпкин. Не зная, как предложить деньги, он случайно роняет их возле стула, смущается, отказывается от них. Но Хлестаков предлагает дать ему эту сумму взаймы.
Судья радостно соглашается и покидает комнату. Далее по очереди входят Шпекин, хлопов, Земляника, Добчинский и Бобчинский. Лже-ревизор сначала стесняется, постепенно смелеет, наконец прямо требует дать ему взаймы. Все посетители охотно делятся деньгами. Мнимый инспектор получает более тысячи рублей.
Хлестаков, осознавая комичность ситуации, описывает ее своему товарищу – питерскому журналисту в письме. Его отвлекает шум за окном, пришли просители и жалобщики. Он впускает их, выслушивает, обещает свое заступничество, принимает подарки. Осип торопит барина с отъездом, дабы не вскрылся их обман.
Встречая в гостиной Марью Антоновну Хлестаков встает перед ней на колени, рассказывая о ее достоинствах. В это время входит Анна Андреевна, и дочь, смутившись, убегает в слезах.
Так как в глазах молодого повесы обе женщины привлекательны, от встает на колени перед женой городничего, признается в поразивших его чувствах. В гостиную возвращается Марья Антоновна. Чтобы избежать скандала, Хлестаков просит руки девушки. Вошедший городничий узнает радостную новость, со слезами благословляет молодых.
«Ревизор» отпрашивается на один день, посетить богатого дядю, а по возвращении обещает жениться. Повозка скрывается из виду. Городничий с женой счастливы, они грезят о жизни в столице.
Приходят гости, они поздравляют Сквозник-Дмухановского с удачно обставленным делом, просят не забывать их после обустройства в Петербурге. Врывается запыхавшийся почтмейстер с вскрытым письмом.
Он зачитывает вслух все, что написал своему другу Хлестаков, не постеснявшийся наградить нелестными эпитетами каждого из присутствующих. Городничий в неистовстве. Чиновники возмущены. В поисках виноватых все взоры устремились на Бобчинского и Добчинского.
В этот момент входит жандарм. Он сообщает, что прибывший из столицы ревизор, остановился в гостинице и немедленно собирает всех чиновников.
Оцепенение и молчание.
Источник: https://logoprav.ru/literatura/revisor-kratko