О романе «В лесах» я писала два месяца назад. Это двухтомник русского писателя-реалиста Павла Мельникова. Написан в 19 веке, посвящен древлеправославию, купечеству, русской деревне, обрядам. У книги есть продолжение — роман «В лесах». Вместе они составляют дилогию.
Сперва ко мне в библиотечку попал «На горах», но узнав, что ему предшествует «В лесах», я чтение отложила, хотя сейчас, когда оба романа прочитаны, понимаю, что их можно читать отдельно, но конечно это будет не так интересно, ведь во втором романе мы встречаемся со многими персонажами из первого, по которым успели соскучиться, и читая по порядку, подробно узнаем историю каждого персонажа.
Почему «На горах» и «В лесах»? Названия идут от наименований местностей: «Горами» звался отрезок по правую сторону Волги, «Лесами» — по левую.
Оба романа примерно одинаковы по объему. Мои книги 77-78 гг, выпущены Волго-Вятским книжным издательством.
А вообще, переиздавались романы не раз и в букинистических магазинах я постоянно встречаю разные старые издания. Ну и новые книги тоже доступны. Кому же бумага не важна, могут запросто найти книгу в электронном варианте на просторах интернета как онлайн, так и файлами для скачивания. Я же тяготею к книге живой и, если уверена, что произведение мне понравится, всегда приобретаю на бумаге.
Итак, аннотация.
По традиции вызвать интерес к книге я пытаюсь не только потоком собственных мыслей, но и фотографией первой страницы:
Как и в романе «В лесах, в «На горах» главный герой — купец, старовер. Марко Данилыч Смолокуров, рыбник, наживший миллион (по тем временам невероятно богатый человек).
Человек он умный, гордый, спесивый, хитрый и невероятно жадный. Любого приятеля способен надуть и даже когда тот поймет, что его обвели вокруг пальца, Смолокуров продолжает ему улыбаться и ведет себя как ни в чем не бывало. Наемным работникам жмет любую копейку. Это абсолютнейший антипод главному герою предыдущего романа — купцу-тысячнику Патапу Максимычу Чапурину. Поступками Чапурина я любовалась. Он для меня — образец идеального русского человека: прямой, честный, открытый, добрый и щедрый. Его уважают все: и собственная семья, и самый мелкий работник. К Смолокурову же у меня с первых страниц появилось отвращение. Даже момент появления этого чувства помню: эпизод, в котором Марко Данилыч умело поворачаивает ситуацию с наемными работниками собственных барж в свою сторону так, что люди, которые ни в чем не виноваты и ждут расчет, ещё и дураками оказываются. Прегадкий человек, в общем.
У этого жадного барыги есть лишь одна любовь и близкая душа в жизни — юная дочь Дуня.
А Дуня, не в пример отцу, девушка добрая, честная, открытая, строгая, любознательная и нежадная. Она воспитана в строгости, религиозна, живет словно затворница, т. к. в окрестностях нет девушек её круга. Потому все друзья её — отец, вырастившая ее Дарья Сергеевна, редко наезжающая подруга Груня да книги.
Вокруг этого семейства и закручивается сюжет. Со страниц романа мы узнаем, как велись дела купеческие, где и какое дело и товар пользовались спросом, как купцы кредитовались, как сильны были традиции старины даже в торговом деле, как в штыки воспринималось все новое и что делают деньги с глупым и жадным человеком.
Мы увидим быт городских домов и крестьянских изб, роскошь и убогую нищету.
Как и в первом романе, снова окажемся в старообрядческих скитах на Керженце, встретимся с игуменьей Манефой и Фленушкой,
старицами и белицами, столкнемся с силой веры и мирским убежденьем, что все грехи можно замолить, были бы деньги да усердие келейниц.
Тема веры в красках описана на страницах, посвященных вере хлыстов — это одна из старейших русских внецерковных сект. Когда я читала о них, на ум невольно приходили свидетели Иеговы, хотя и много у них расхождений, но и общего немало.
Приверженцы секты зовут себя людьми Божьими, не признают церковной обрядности, а их богослужения (раденья) проходят в плясках, кружении, самобичевании. Они доходят до экстаза, орут не своими голосами, падают в обмороки и когда с ними случаются припадки, начинают «пророчествовать»: считается, что говорит это не человек, а святой дух и информация эта необычайно ценна.
Мое издание богато иллюстрировано работами Ю. Боярского и это здорово: читаешь и вот тебе словно ожившие образы перед глазами. Знаю, что по мотивам обоих романов снят сериал, но меня хватило минуты на три просмотра.
После того, как я увидела, как отецкая дочь из приличной семьи Настя Чапурина, ослушавшись мать, побежала на супрядки, я выключила фильм. Фиг с ними, с несоответствиями по тексту, с тем, что актеры подобраны непохожие на образы, созданные писателем, но дух и порядки того времени рушить не стоит.
Не могла приличная девушка из богатой семьи идти на посиделки, как бы ни хотела. Это был позор для семьи. Короче, комедь какая-то, а не кино. Я не стала портить впечатление о книгах.
Ну а книга прекрасна. Повествование неспешное, но незатянутое. Есть даже остросюжетный эпизод. Каждый герой описан подробно, так что ни один персонаж не забывается и, встречаясь с ним через сотню страниц, не приходится лихорадочно вспоминать, а кто это вообще.
Авторский слог не тяжел, но непримитивен, богат устаревшими словами и выражениями. В отличие от первого романа, в «На горах» нет того обилия описаний обрядов, песен, плачей. Нет тут также и отступлений, которые бы делали роман скучным. Я немного зевала, читая хлыстовские сказки, потому что чушь это полная, но они недолги и читаются быстро.
Под конец, как и во многих других книгах, сюжет кажется скомканным. Знаете, когда сначала повествование неспешно, а потом что ни страница, то событие, два, как будто автор торопился закончить книгу. Но в принципе, ответы на все вопросы Мельников дает и мы знаем, что ожидает каждого персонажа.
Подобно киноляпам в фильмах, в конце книги я нашла две смысловые ошибки. Сперва решила, что это неточности наборщиков, хотя вроде бы к изданию книг в те годы подходили ответственно, но сверившись с двумя текстами в интернете, поняла, что это, скорее всего, авторские ошибки.
Вот здесь перепутано имя:
а тут автор ошибся на год:
Внимательному читателю понять, что имелось ввиду на самом деле, не составит труда, так что это мелочи.
В остальном же, книга хороша. Это тот случай, когда переворачиваешь последнюю страницу и словно с добрым другом расстаешься. На моей виртуальной полочке книг «В лесах» и «На горах» теперь в числе любимых и я очень рекомендую прочитать эти романы вам.
Спасибо за внимание. Хороших всем книг!
Источник: https://irecommend.ru/content/prodolzhenie-romana-v-lesakh-neskuchnaya-klassika
Мальчик на вершине горы — краткое содержание романа Бойна
В одной из парижских семей живет счастливый мальчик Пьеро. Его окружают заботой и любовью отец и мать, есть добрые друзья и верный пес. Лучший друг Пьеро – глухой мальчик Аншель с еврейскими корнями.
На смену счастливой жизни Пьеро приходит черная полоса в жизни. Он лишается родителей и попадает в детский приют для сирот. Из жалости к мальчику его тетя Беатрис забирает Пьеро жить к себе. Женщина живет в Австрии в горных Альпах и работает служанкой в доме у богатых людей, где теперь и предстоит жить осиротевшему Пьеро.
В новом доме у мальчика появляется новое имя Петер. Он достаточно быстро находит общий язык с жильцами дома и обретает нового друга в лице хозяина дома Фюрера.
Немного странный мужчина с короткими усиками пугает всю прислугу. В доме также живет его жена Ева и любимая овчарка Блонди.
В стенах этого дома и в окружении Фюрера Петер быстро забывает своих родителей, своего глухого друга, который хотел стать писателем, забывает он и о родном Париже.
В гости к хозяину дома часто приходит много разных посетителей. Чаще всего они разговаривают о превосходстве Германии над другими государствами. Главная идея этих людей такая, что Германия должна доминировать над всем миром.
Парень становится старше и единственный друг Фюрер становится для него кумиром. Он с восторгом слушает все его выступления и безоговорочно следует всем советам. Юноше пришлась по душе его новая форма одежды, новые приветствия.
Петер стал разделять людей на две категории: свои и чужие. Новая форма и опека Фюрера придают решительности парню, появляется ощущение власти над остальными людьми. Но цена такой жизни – предательство всех близких людей.
Жертвами его измены становятся и любящая тетя, и одноклассница, не смотря на то, что Петер любил ее, и прислуга. Еврейская нация теперь для него злейший враг.
В течение некоторого времени маленький милый Пьеро превращается в ожесточенного Петера. Но война подходит к концу и к главному герою приходит осознание всех ужасных поступков, виновником которых стал его кумир. Юноша раскаивается в своих поступках.
Главной целью произведения стало то, что важно различать, где добро, а где зло, важно научиться делать правильный выбор. Не предавать близких людей ради своих интересов и власти.
← Балаганчик
← Сенека — Федра↑ РазныеПеннак — Собака Пес →
Адамович — Немой →
- Холстомер — краткое содержание повести Толстого
Главным героем произведения является старый конь пегой окраски, в прошлом являющийся прекрасным рысаком, но при этом имеющим тяжелую судьбу. - Эмиль, или О воспитании — краткое содержание книгиРуссо
Произведение является романом-трактатом, представляющим собой педагогическое сочинение, основной тематикой которого становятся проблемы воспитания. - Плаха — краткое содержание романа Айтматова
Действие происходит в заповеднике. Здесь живут разные животные, в том числе и волки. Волки Ташчайнар и Акбара недавно родили волчат. Однако, в заповедник явились охотники. Изначально - Перед восходом солнца — краткое содержание повести Зощенко
Несмотря на то, что Зощенко был хорошим писателем, вся его жизнь проходила в борьбе с собой, со своими страхами, которые постоянно мучили его. В повести каждая глава – это рассказ о трудных моментах жизни.
Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/pereskaz/malchik-na-vershine-gory-roman
Павел Иванович Мельников — автор романа "В лесах", "На горах"
compmasterekb
Роман — дилогия об укладе русской жизни 19 века в Заволжье. В том числе о купцах и деловых людях того времени.Писатель в одном ряду с тяжеловесами: Л. Н. Толстой, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Тургенев, Островский, Гончаров.
В «лесах и горах» по объему как «Война и мир». Сейчас когда духовные ориентиры потеряны, его книги возвращают русский народ к своим корням. Проамериканизм в России с 1990-х годов за 20 лет внедрился, но глубоко не прижился.
- Па́вел Ива́нович Ме́льников (псевдоним: Андре́й Пече́рский), также известен как Ме́льников-Пече́рский (25 октября (6 ноября) 1818, Нижний Новгород — 1 (13) февраля 1883, Нижний Новгород) — русский писатель, этнограф-беллетрист.
Павел Мельников происходил из старинного, обедневшего дворянского рода. Окончил словесный факультет Казанского университета.
Был чиновником особых поручений министерства внутренних дел по искоренению церковного раскола. Он принимал непосредственное участие в преследованиях, в том числе в разорении старообрядческих скитов и молелен. Вышел в отставку в 1866 году в чине действительного статского советника.——Он был очень рьяным чиновником и мочил раскольников,старообрядцев,скиты жестко жестоко.
Он был №1 в России по прессованию людей старой веры и обращения их в православие. Отец его был начальником жандармской команды. Но затем он понял что люди имеют право жить как им нужно. Это роман раскаяние,покаяние. Он с уважением в конце жизни успел описать быт и уклад жизни старообрядцев. Это роман о вере.
—— Писал под псевдонимом Андрей Печерский, придуманном в 1850 году В. Далем. Многими воспринимается как один из авторитетных авторов в области старообрядчества. По мнению старообрядцев, ввиду его должности многие сделанные им описания старообрядческой среды и нравов носят тенденциозный характер, что отражено в ряде архивных и филологических исследований.
В 1859 году издавал и редактировал газету «Русский дневник» издававшуюся в Санкт-Петербурге.
Самые известные произведения: дилогия «В лесах» (1871—1874) и «На горах» (1875—1881) в которых детально описан быт и обычаи нижегородских купцов-старообрядцев и Комаровского скита.
«Красильниковы» — рассказ о характере русского купца. Рассказ наполняет масса деталей из реальной жизни, которые могут быть интересны этнографам и фольклористам. На интересном диалекте говорит девка-чернавка купца Красильникова: «Лыска! Лыска! Цыма-те! Экой пострел, кабан проклятой!» Красильников это новый русский купец середины 19 века.
Его апартаменты обставлены роскошно, но он не считает роскошь функциональной в своём быту. Сам живёт в маленькой комнатушке, где спит, ест и работает. Он интересуется политикой, мыслит масштабно. Вся цель его жизни деньги, и это прежде всего пагубно влияет на его сына Дмитрия, талантливого мальчика. Печерский признаёт за такими купцами силу.
В 50-е годы Мельников-Печерский пишет рассказы «Дедушка Поликарп», «Поярков», «Медвежий угол», «Непременный». В этих рассказах писатель обличает нравы и порядки николаевского режима.
Герои рассказов губернские и уездные чиновники различных рангов. Они занимаются взяточничеством, вымогательством, грабежом. Мельников, пройдя долгую службу чиновником, досконально изучил тип государственных стяжателей.
Именно по причине коррупции в государстве страдает беззащитный народ
В 1867 году начал своё главное произведение романную дилогию «В лесах» и «На горах». Последние главы Мельников диктовал жене, будучи уже тяжело больным. Перед смертью он задумал несколько исторических романов («В пещерах» и д-р). Последние 10 лет прожил в Нижнем Новгороде, уезжая летом в своё имение, где с увлечением занимался садоводством.
Дилогия Мельникова повествует о старообрядческом Заволжье середины 19 века, об обычаях местного населения, скитах и тайных сектах, о заготовке леса, о старообрядческих обычаях и верованиях, о хлебной торговле, о монастырских нравах, о поверьях, легендах, о еде.
В центре романов жизнь нескольких купеческих семей в переломный исторический момент, когда торговое сословие обрело в русском обществе реальную силу. Судьбы персонажей так или иначе связаны с проникновением в патриархальную среду денежных отношений. Сразу в нескольких сюжетных линиях раскрывается власть алчности и стяжательства.
Поначалу привлекательный, Алексей Лохматый в погоне за материальной наживой теряет в себе всё человеческое, губит полюбившую его Настю. Гаврила Залётов продаёт единственную дочь богатому старику. Показана в дилогии жестокость религиозного фанатизма, который ломает судьбы Манефы и её дочери Флёнушки.
Автор показывает и поэтические черты русской жизни. В купечестве он находит верность здоровым устоям народной нравственности, предлагает яркую концепцию национального характера. Мельникова привлекает исключительно богатый этнографический и фольклорный материал, он реконструирует мотивы славянской языческой мифологии.
- Романом «На горах» завершилась литературная деятельность Мельникова.
- В 1881 Мельников переехал на постоянное жительство в Нижний Новгород: там он и умер в 1883 году, и был похоронен на Покровском кладбище в фамильном склепе.
Источник: https://compmasterekb.livejournal.com/172140.html
Читать
Павел Мельников-Печерский
На горах. Книга первая.
МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ, Павел Иванович [1818-1883]
«На горах» [1875-1881]
Собр. соч. в 8 т., Москва 1976.
Все примечания принадлежат автору.
Часть первая
Глава первая
От устья Оки до Саратова и дальше вниз правая сторона Волги «Горами» зовется. Начинаются горы еще над Окой, выше Мурома, тянутся до Нижнего, а потом вниз по Волге. И чем дальше, тем выше они. Редко горы перемежаются — там только, где с правого бока река в Волгу пала. А таких рек немного.
Места на «Горах» ни дать ни взять окаменелые волны бурного моря: горки, пригорки, бугры, холмы, изволоки грядами и кряжами тянутся во все стороны меж долов, логов, оврагов и суходолов; реки и речки колесят во все стороны, пробираясь меж угорий и на каждом изгибе встречая возвышенности.
По иным местам нашей Руси редко такие реки найдутся, как Пьяна[1], Свияга да Кудьма. Еще первыми русскими насельниками Пьяной река за то прозвана, что шатается, мотается она во все стороны, ровно хмельная баба, и, пройдя верст пятьсот закрутасами да изворотами, подбегает к своему истоку и чуть не возле него в Суру выливается.
Свияга — та еще лучше куролесит: подошла к Симбирску, версты полторы до Волги остается, — нет, повернула-таки в сторону и пошла с Волгой рядом: Волга на полдень, она на полночь, и верст триста реки друг дружке навстречу текут, а слиться не могут.
Кудьма, та совсем к Оке подошла, только бы влиться в нее, так нет, вильнула в сторону да верст за сотню оттуда в Волгу ушла. Не захотелось сестрицей ей быть, а дочерью Волгиной.
Так говорят… И другие реки и речки на Горах все до единой извилисты.
Издревле та сторона была крыта лесами дремучими, сидели в них мордва, черемиса, булгары, буртасы и другие языки чужеродные; лет за пятьсот и поболе того русские люди стали селиться в той стороне.
Константин Васильевич, великий князь Суздальский, в половине XIV века перенес свой стол из Суздаля в Нижний-Новгород, назвал из чужих княжений русских людей и расселил их по Волге, по Оке и по Кудьме.
Так летопись говорит, а народные преданья вот что сказывают:
«На горах то было, на горах на Дятловых[2]: мордва своему богу молится, к земле-матушке на восток поклоняется… Едет белый царь по Волге реке, плывет государь по Воложке на камешке.
Как возговорит белый царь людям своим: «Ой вы гой еси, мои слуги верные, слуги верные, неизменные, вы подите-ка, поглядите-ка на те ли на горы на Дятловы, что там за березник мотается, мотается-шатается, к земле-матушке преклоняется?»…
Слуги пошли, поглядели, назад воротились, белому царю поклонились, великому государю таку речь держат: «Не березник то мотается-шатается, мордва в белых балахонах богу своему молится, к земле-матушке на восток преклоняется».
Вопросил своих слуг белый русский царь: «А зачем мордва кругом стоит и с чем она богу своему молится?» Ответ держат слуги верные: «Стоят у них в кругу бадьи могучие, в руках держит мордва ковши заветные, заветные ковши больши-набольшие, хлеб да соль на земле лежат, каша, яичница на рычагах висят, вода в чанах кипит, в ней говядину янбед[3] варит».
Как возговорит белый русский царь: «Слуги вы мои, подите, дары от меня мордве отнесите, так ей на моляне[4] скажите: „Вот вам бочонок серебра, старики, вот вам бочонок злата, молельщики“. На мордовский молян вы прямо ступайте, мордовским старикам сребро, злато отдайте».
Верные слуги пошли царский дар старикам принесли, старики сребро, злато приняли, сладким суслом царских слуг напояли; слуги к белому царю приходят, вести про мордву ему доводят: «Угостили нас мордовски старики, напоили суслом сладким, накормили хлебом мягкиим».
А мордовски старики, от белого царя казну получивши, после моляна судили-рядили: что бы белому царю дать, что б великому государю в дар от мордвы послать. Меду, хлеба, соли набрали, блюда могучие наклали, с молодыми ребятами послали. Молодые ребята приуставши сели: мед, хлеб-соль поели, «старики-де не узнают».
Земли да желта песку в блюда накладали, наклавши пошли и белому царю поднесли. Белый русский царь землю и песок честно принимает, крестится, бога благословляет: Слава тебе, боже царю, что отдал в мои русские руки мордовску землю».
И поплыл тут белый царь по Волге реке, поплыл государь по Воложке на камешке, в левой руке держит ведро русской земли, а правой кидает ту землю по берегу… И где бросит он горсточку, там город ставится, а где бросит щепоточку, тамо селеньеце».
Таковы сказанья на Горах. Идут они от дедов, от прадедов, и у русских людей и у мордвы с черемисой о русском заселенье по Волге преданье одно.
Русские люди, чуждую землю заняв, селились в ней по путям, по дорогам. Вдаль они не забирались, чтоб середи враждебных племен быть наготове на всякий случай, друг ко дружке поближе. Путями, дорогами — реки были тогда. И доселе только по рекам приметны следы старорусского расселенья.
По Волге, по Оке, по Суре и по меньшим рекам живет народ совсем другой, чем вдали от них, — ростом выше, станом стройней, из себя красивей, силою крепче, умом богаче соседей — издавна обрусевшей мордвы, что теперь совсем почти позабыла и древнюю веру, и родной язык, и преданья своей старины.
Местами мордва сохраняет еще свою народность, но с каждым поколеньем больше и больше русеет. Так меж Сурой и Окой. Ниже Сурского устья верст на двести по обе стороны Волги сплошь чужеродцы живут, они не русеют: черемисы, чуваши, татары.
И ниже тех мест по нагорному берегу Волги встретишь их поселенья, но от Самарской луки вплоть до Астрахани сплошь русский народ живет, только около Саратова, на лучших землях пшеничного царства, немцы поселились; и живут они меж русских тою жизнию, какой живали на далекой своей родине, на прибрежьях Рейна и Эльбы… Велика, обширна ты, матушка наша, земля святорусская!..
Вволю простора, вволю раздолья!.. Всех, матушка, кормишь, одеваешь, обуваешь, всем, мать-кормилица, хлеба даешь — и своим, и чужим, и родным сынам, и пришлым из чужа пасынкам. Любишь гостей угощать!.. Кто ни пришел, всякому: «Милости просим — честь да место к русскому хлебу да соли!..» Ну ничего, нас не объедят.
В стары годы на Горах росли леса кондовые, местами досель они уцелели, больше по тем местам, где чуваши, черемиса да мордва живут.
Любят те племена леса дремучие да рощи темные, ни один из них без нужды деревца не тронет; ронить лес без пути, по-ихнему, грех великий, по старинному их закону: лес — жилище богов.
Лес истреблять — божество оскорблять, его дом разорять, кару на себя накликать. Так думает мордвин, так думают и черемис и чувашанин.
И потому еще, может быть, любят чужеродцы родные леса, что в старину, не имея ни городов, ни крепостей, долго в недоступных дебрях отстаивали они свою волюшку, сперва от татар, потом от русских людей… Русский не то, он прирожденный враг леса: свалить вековое дерево, чтобы вырубить из сука ось либо оглоблю, сломить ни на что не нужное деревцо, ободрать липку, иссушить березку, выпуская из нее сок либо снимая бересту на подтопку, — ему нипочем. Столетние дубы даже ронит, обобрать бы только с них желуди свиньям на корм. В старые годы, когда шаг за шагом Русь отбивала у старых насельников землю, нещадно губила леса как вражеские твердыни. Привычка осталась; и теперь на Горах, где живут коренные русские люди, не помесь с чужеродцами, а чистой славянской породы, лесов больше нет, остались кой-где рощицы, кустарник да ёрники… По иным местам таково безлесно стало, что ни прута, ни лесинки, ни барабанной палки; такая голь, что кнутовища негде вырезать, парнишку нечем посечь. Сохранились леса в больших помещичьих именьях, да и там в последни годы сильно поредели… Лесные порубки в чужих дачах мужиками в грех не ставятся, на совести не лежат. «Лес никто не садил, — толкуют они, — это не сад. Сам бог на пользу человекам вырастил лес, значит, руби его, сколько тебе надо».
Источник: https://litmir.me/br/?b=19566&p=1
Павел Мельников-Печерский: На горах
Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский)
На горах
От устья Оки до Саратова и дальше вниз правая сторона Волги «Горами» зовется. Начинаются горы еще над Окой, выше Мурома, тянутся до Нижнего, а потом вниз по Волге. И чем дальше, тем выше они. Редко горы перемежаются – там только, где с правого бока река в Волгу пала. А таких рек немного.
Места на «Горах» ни дать ни взять окаменелые волны бурного моря: горки, пригорки, бугры, холмы, изволоки[1] грядами и кряжами тянутся во все стороны меж долов, логов, оврагов и суходолов[2]; реки и речки колесят во все стороны, пробираясь меж угорий и на каждом изгибе встречая возвышенности.
По иным местам нашей Руси редко такие реки найдутся, как Пьяна[3], Свияга да Кудьма. Еще первыми русскими насельниками[4] Пьяной река за то прозвана, что шатается, мотается она во все стороны, ровно хмельная баба, и, пройдя верст пятьсот закрутасами да изворотами, подбегает к своему истоку и чуть не возле него в Суру выливается.
Свияга – та еще лучше куролесит: подошла к Симбирску, версты полторы до Волги остается, – нет, повернула-таки в сторону и пошла с Волгой рядом: Волга на полдень, она на полночь, и верст триста реки друг дружке навстречу текут, а слиться не могут. Кудьма, та совсем к Оке подошла, только бы влиться в нее, так нет, вильнула в сторону да верст за сотню оттуда в Волгу ушла.
Не захотелось сестрицей ей быть, а дочерью Волгиной. Так говорят… И другие реки и речки на Горах все до единой извилисты.
Издревле та сторона была крыта лесами дремучими, сидели в них мордва, черемиса[5], булгары, буртасы[6] и другие языки чужеродные; лет за пятьсот и поболе того русские люди стали селиться в той стороне.
Константин Васильевич, великий князь Суздальский, в половине XIV века перенес свой стол из Суздаля в Нижний Новгород, назвал из чужих княжений русских людей и расселил их по Волге, по Оке и по Кудьме.
Так летопись говорит, а народные преданья вот что сказывают:
«На горах то было, на горах на Дятловых[7]: мордва своему Богу молится, к земле-матушке на восток поклоняется… Едет белый царь по Волге реке, плывет государь по Воложке на камешке.
Как возговорит белый царь людям своим: «Ой вы гой еси, мои слуги верные, слуги верные, неизменные, вы подите-ка, поглядите-ка на те ли на горы на Дятловы, что там за березник мотается, мотается-шатается, к земле-матушке преклоняется?»… Слуги пошли, поглядели, назад воротились, белому царю поклонились, великому государю таку речь держат: «Не березник то мотается-шатается, мордва в белых балахонах Богу своему молится, к земле-матушке на всток[8] преклоняется». Вопросил своих слуг белый русский царь: «А зачем мордва кругом стоит и с чем она Богу своему молится?» Ответ держат слуги верные: «Стоят у них в кругу бадьи могучие, в руках держит мордва ковши заветные, заветные ковши больши-набольшие, хлеб да соль на земле лежат, каша, яичница на рычагах висят, вода в чанах кипит, в ней говядину янбед[9] варит». Как возговорит белый русский царь: «Слуги вы мои, подите, дары от меня мордве отнесите, так ей на моляне[10] скажите: «Вот вам бочонок серебра, старики, вот вам бочонок злата, молельщики». На мордовский молян вы прямо ступайте, мордовским старикам сребро, злато отдайте». Верные слуги пошли, царский дар старикам принесли, старики сребро, злато приняли, сладким суслом царских слуг напояли: слуги к белому царю приходят, вести про мордву ему доводят: «Угостили нас мордовски старики, напоили суслом сладким, накормили хлебом мягким». А мордовски старики, от белого царя казну получивши, после моляна судили-рядили: что бы белому царю дать, что б великому государю в дар от мордвы послать. Меду, хлеба, соли набрали, блюда могучие наклали, с молодыми ребятами послали. Молодые ребята приуставши сели: мед, хлеб-соль поели, «старики-де не узнают». Земли да желта песку в блюда накладали, наклавши пошли и белому царю поднесли. Белый русский царь землю и песок честно принимает, крестится, Бога благословляет: «Слава тебе, Боже царю, что отдал в мои русские руки мордовску землю». И поплыл тут белый царь по Волге реке, поплыл государь по Воложке на камешке, в левой руке держит ведро русской земли, а правой кидает ту землю по берегу… И где бросит он горсточку, там город ставится, а где бросит щепоточку, тамо селеньице».
Читать дальше
Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/klassicheskaya-proza/143519-pavel-melnikov-pecherskij-na-gorah.html
В лесах и на горах, мир мельникова-печерского аудиокнига слушать онлайн vse-audioknigi.ru
Установить таймер сна
В лесах и на горах, мир Мельникова-Печерского — описание и краткое содержание, исполнитель: Светлана Шешунова, слушайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Vse-audioknigi.ru
Чиновник, который прославился как краевед. Дворянин, который реабилитировал в литературе мир купечества. Автор отчета министерства внутренних дел, подтолкнувшего реформы Александра II. Автор романной дилогии «В лесах» и «На горах», которую называли настольной книгой для исследователей русской народности. Всё это – Павел Иванович Мельников-Печерский. Широкие этнографические познания, богатейший язык, поэзия традиционного быта соединяются в его творчестве с вечными духовными вопросами: какие подмены подстерегают искателя праведности и как в своей повседневной жизни быть христианином.Автор цикла лекций доктор филологических наук Светлана Всеволодовна Шешунова также записала на радио «Град Петров» циклы лекций, посвященные биографиям А.И. Солженицына, И.С. Шмелева, Д.Р.Р. Толкина, К.С. Льюиса и отдельные передачи о писателях (топонимы в честь писателей, советские писатели — белогвардейцы, английские писатели (Агата Кристи, Редьярд Киплинг) и др.).Романом А. Мельникова-Печерского зачитывались. Он открыл салонным дамам «окно с видом на Волгу», среди чиновников и правительства он породил много неоднозначностей и толков, а в среде молодежи и студентов роман будил бурные обсуждения и неистовые порывы. Особенное влияние на молодые умы имел роман в среде творческой молодежи. Зачитывался им и студент художественного училища Михаил Нестеров.Так родился «Роман в красках» — знаменитый цикл картин Михаила Нестерова из жизни заволжских староверов.Два самостоятельных романа, написанных талантливыми авторами, которые так ярко воспроизводят целую эпоху.В музыкальном оформлении использовано вступление к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже».
В лесах и на горах, мир Мельникова-Печерского — слушать аудиокнигу онлайн бесплатно, автор Светлана Шешунова, исполнитель Светлана Шешунова
Светлана Шешунова
Светлана Шешунова — все книги автора в одном месте слушать по порядку полные версии на сайте онлайн аудио библиотеки Vse-audioknigi.ru
Отзывы слушателей о книге В лесах и на горах, мир Мельникова-Печерского, исполнитель: Светлана Шешунова. Читайте комментарии и мнения людей о произведении.
Уважаемые читатели и просто посетители нашей библиотеки! Просим Вас придерживаться определенных правил при комментировании литературных произведений.
- 1. Просьба отказаться от дискриминационных высказываний. Мы защищаем право наших читателей свободно выражать свою точку зрения. Вместе с тем мы не терпим агрессии. На сайте запрещено оставлять комментарий, который содержит унизительные высказывания или призывы к насилию по отношению к отдельным лицам или группам людей на основании их расы, этнического происхождения, вероисповедания, недееспособности, пола, возраста, статуса ветерана, касты или сексуальной ориентации.
- 2. Просьба отказаться от оскорблений, угроз и запугиваний.
- 3. Просьба отказаться от нецензурной лексики.
- 4. Просьба вести себя максимально корректно как по отношению к авторам, так и по отношению к другим читателям и их м.
Надеемся на Ваше понимание и благоразумие. С уважением, администратор Vse-audioknigi.ru.
Источник: https://vse-audioknigi.ru/audio-19591-v-lesakh-i-na-gorakh-mir-melnikova-pecherskogo