— Родился в 1510 году.
В старой Москве в Кремле стояла замечательная церковь – в честь иконы святителя Николая Чудотворца, прозванной Гостунской.
Слава образа святителя Николая Чудотворца облетела Россию и оказалась столь велика, что в июне 1506 года по приказу великого князя Василия III чудотворная Гостунская икона была перенесена в Москву.
Храм каменный на месте деревянного выстроили всего за 9 недель, а чудотворный образ украсили золотом, драгоценными каменьями и жемчугом.
- — Учился в Краковском университете, где получил учёную степень бакалавра.
- Иван Федоров учился в Краковском университете в 1529—1532 годах — в «промоционной книге» последнего есть запись о том, что в 1532 году степени бакалавра был удостоен «Johannes Theodori Moscus».
В 1550-х годах Иоанн Феодоров удостоился чести служения дьяконом в этой церкви, где хранилось множество славянских и греческих книг. Служителей сюда брали особо грамотных. Это был главный Никольский храм в Кремле.
Его очень чтили и государи, и простые москвичи. Цари присутствовали здесь за литургией, а на престольные праздники в нем всегда служили митрополиты и патриархи с обязательной раздачей милостыни. Известно, что царь Иоанн Грозный очень чтил Гостунский образ святителя Николая и часто молился перед ним.
— В 1563 году открылась первая типография в Москве, созданная по благословению святителя Макария и датированная из царской казны.
Новый этап в развитии русского книгопечатания начался в 1563 году, когда на выданные из царской казны деньги в Москве была создана «штанба» (типография). Во главе ее встали опытные мастера Иван Федоров и Пётр Мстиславец.
- — 1 марта 1564 года совместно с Петром Мстиславцем напечатал первую точно датированную русскую книгу «Апостол»
— шедевр типографского искусства. До наших дней сохранился 61 экземпляр этого шедевра книжного дела. В послесловии, написанном самим Иваном Федоровым, рассказывалось о создании типографии, учрежденной повелением царя Ивана IV «от своея царския казны», указывались имена «делателей» и цели издания – выпуск «праведных» печатных книг.
— В 1565 году издал «Часовник» — основную учебную книгу на Руси, сохранившуюся в 7-ми экземплярах.
Ручной труд переписчика книг был на Руси весьма доходным делом и многие переписчики книг проявляли недовольство, их труды обесцениваются с выходом печатных книг.
Но печать книг давала просвещение Руси в её народе более широкому кругу людей, о чём не мог не думать Иван Фёдоров. Вскоре умирает митрополит Макарий. Труды по производству книг в Москве обрываются.
По всей видимости, всё это и послужило причиной поджога типографии.
В 1566 году, под давлением общественного мнения мастера уехали в Литву, увезя с собой и часть купленного на казенные деньги типографского инвентаря. Вряд ли такое могло произойти без воли царя.
Косвенным подтверждением тому являются последующие откровения Ивана Федорова, писавшего, что изгнан он был «не от самого того государя, но от многих начальник, и священноначальник, и учитель».
Их типография, на западно-русский манер, получившая название друкарня, разместилась в городе Заблудове во владениях литовского гетмана Григория Ходкевича,
- известного покровителя православного просвещения в Речи Посполитой.
- — В марте 1569 года Федоровым и Мстиславцем в Заблудове было напечатано «Учительное Евангелие».
Эта книга стала последним совместным произведением первопечатников. Вскоре после этого Петр Мстиславец переехал в столицу Литвы Вильну, где основал собственную друкарню. Оставшись один, Иван Федоров не пал духом и стал готовить издание новой книги.
— В 1570 году вышла «Псалтырь с Часословцем».
Несомненно, первопечатника переполняли новые замыслы, но состарившийся гетман Григорий Ходкевич закрыл заблудовскую друкарню. В награду за труды гетман подарил оставшемуся без работы мастеру небольшое имение Мизяково под Винницей.
— Осенью 1572 года он уже обосновался в городе Львове,
где стал готовить новое издание «Апостола», которое было напечатано в феврале 1574 года огромным по тем временам тиражом — 3000 экземпляров. Книга быстро разошлась.
— Воодушевленный успехом, Федоров в 1574 году издал первую русскую «Азбуку».
Открывали «Азбуку» 45 букв кириллического алфавита, расположенные сначала в прямом, а затем в обратном порядке, собственно азбуку дополняли различные примеры и грамматические конструкции, учебные тексты, а также молитвы, послания, притчи. Это была полноценная учебная книга, которая шла нарасхват и зачитывалась буквально до дыр. Единственный дошедший до нас экземпляр «Азбуки» Федорова находится сегодня в библиотеке Гарвардского университета в США.
Вскоре Иван Федоров поступил на службу к одному из самых богатых магнатов Речи Посполитой князю Константину Константиновичу Острожскому,
владевшему сотнями городов и сел. Первое его назначение у нового хозяина не было связано с издательской деятельностью. Федоров стал управителем Дерманского Свято-Троицкого монастыря на Волыни. Лишь потом ему удалось убедить князя основать собственную друкарню.
— Четвертая по счету типография Федорова работала в городе Остроге на рубеже 1570-1580 годов.
Здесь были выпущены «Азбука», «Новый завет с Псалтырью», а также «Книжка, собрание вещей нужнейших вкратце скорого ради обретения в книзе Нового завета» — своеобразный алфавитно-предметный указатель к Евангелию.
Наконец, именно в Остроге Федоровым была напечатана и первая полная славянская Библия. Специалистам она хорошо известна под названием «Острожской Библии».
Издание Библии, широко разошедшейся по всем славянским землям, стало одним из главных деяний бурной жизни Ивана Федорова.
— Умер Иван Федоров во Львове 5 декабря 1583 году.
Похоронили его на кладбище при Онуфриевском монастыре. В конце XVIII века останки Федорова, как человека особо выдающегося, были перенесены в саму церковь и перезахоронены в притворе близ главных дверей. На надгробном камне была сделана надпись: «Друкарь книг пред тем невиданных».
Источник: https://ankovo.cerkov.ru/pervopechatnik-ivan-fyodorov/
Иван Федоров первопечатник краткая биография
Биография Ивана Федорова, как человека, упомянутого в источниках в качестве самого первого мастера книгопечатания на землях славянских народов, не может оставить равнодушными тех, кто интересуется историей становления и развития не только книжного дела в частности, но и информационных технологий в целом. Ведь «кто владеет информацией, тот владеет миром». Мы совершенно точно знаем, кому должны быть благодарны за становление и развитие книгопечатания. В первом случае среди отцов-основателей можно назвать Роберта Элиота Кана и Винтона Серфа. Во втором – Йогана Гуттенберга, а для России – Ивана Федорова. Последний жил в исторически неспокойное и даже бурное время. Поэтому дальнейшее повествование о нем придется пропускать сквозь призму интриг и политических событий, которые стали причинами очень многих бед в жизни этого человека, вынудили его покинуть Родину и никогда больше туда не возвращаться.
Кто же он – Федоров или Москвитин?
Точная дата и место рождения первого славянского книгопечатника не известны. Равно как и нельзя доподлинно установить факт того, что он действительно носил такую фамилию. Все дело в том, что биография Ивана Федорова охватывает середину 16-го века. Родился, ориентировочно, в 1510 году в не столь отдаленном на тот момент, а ныне и тем более в ближайшем Подмосковье – на территории современного Дзержинского района. При этом разные источники дают разброс времени его рождения с 1510-го по 1530-й гг. А умер он в 1583 году во Львове. Так вот в то время фамилии в привычном для нас формате еще не стали столь широко употребляться, как это делается сейчас. Таким образом могло быть дано указание на отчество, и в наше время его бы звали Иваном Федоровичем.
В некоторых документах упоминается еще одна вероятная фамилия этого человека – Москвитин, но и она весьма спорна, поскольку он стал именовать себя так только лишь после того, как покинул Москву. Вероятно, что тем самым просто подчеркивалось, где находится его Родина.
Стоит отметить, что существует несколько вариантов написания представленных фамилий. Однако точно установить, что какой-то из них – единственно верный, не является возможным. Поэтому в ходе дальнейшего повествования будет использоваться уже устоявшийся и общепринятый – Иван Федоров.
О детстве и отрочестве Ивана практически ничего невозможно рассказать. Известно лишь то, что с 1529-го по 1532 годы он обучался в Ягеллонском университете города Кракова.
По окончании данного учебного заведения его рукополагают в дьяконский сан и назначают место службы – располагавшийся на территории современного Московского Кремля храм Николы Гостунского.
Эта церковь была снесена в 1817 году в ходе реконструкции Ивановской площади.
Биография Ивана Федорова: Московский период в жизни
Свою деятельность Федоров начал при Московской типографии, построенной по приказу Ивана Грозного. Решение о ее организации царь принял в 1552 году. Следует сразу же оговориться, что это была уже далеко не первая попытка самодержца создать печатное дело. Предыдущие не выдавали ожидаемого от их реализации результата, поскольку печать чаще всего получалась некачественной.
Сам Грозный был человеком достаточно просвещенным. Даже имел собственную библиотеку, состоявшую из многих сотен ценных томов и фолиантов. Ту самую, которую до сих пор никто никак не может найти!
Однако потребность в печатном слове обосновывалась не только нуждами царя, как личности, и также не только стремлением выпускать церковные книги на понятном для местного населения языке.
Хотя это действительно было необходимо, поскольку Церковь того времени занималась еще и просветительской деятельностью.
Прежде всего такие приказы диктовались необходимостью приобретения духовной автономии от Вселенского Патриарха, поэтому возможность публикации и дальнейшего использования книг соответствующего содержания максимально точно способствовала достижению поставленных задач.
К слову сказать, практически на этот же самый исторический отрезок приходятся перипетии, связанные с получением Московской митрополией Томоса, т.е. разрешения на самоуправление. Чуть менее, чем через 4 десятилетия после описываемых событий, а именно в 1589 году, требуемая автокефалия была предоставлена.
Возвращаясь назад, к событиям 1552 года, следует сообщить, что для реализации царской задумки был нанят известный в то время датский специалист – Ганс Мессингейм. Фактически все строительные работы для будущей типографии проходили под его началом.
Именно он стал тем самым наставником, который широко распахнул перед Иваном Федоровым двери в мир книгопечатания. В тот же год из Польши были завезены типографские станки и литеры.
Впрочем, чуть позже последние были заменены изделиями нижегородского мастера Васюка Никифорова, ставшего фактически первым русским гравером.
Серьезные успехи, достигнутые Иваном Грозным благодаря становлению типографского дела, побудили его отдать приказ об открытии в 1563 году Московского печатного двора.
Данное заведение щедро спонсировалось из царской казны, и уже практически через год в свет вышли печатные варианты «Апостола» и «Часослова». В их создании Иван Федоров принимал самое непосредственное и активное участие.
Выходные данные этих изданий являются ярким тому подтверждением.
Несмотря на высокое покровительство, история становления и развития печатного двора была достаточно тернистой. Несколько раз он даже горел из-за поджогов, вину в которых похаживавшие в те времена слухи возлагали на монахов-переписчиков. Те, в свою очередь, стремились избавиться от более успешных конкурентов.
Причины, побуждавшие их к таким преступным действиям, имели под собой вполне реальное обоснование.
Все дело в том, что набиравшее обороты печатание книг, давало возможности копировать гораздо больше текстов с несоизмеримо меньшим количеством ошибок, чем если бы все производилось по старинке, т.е. вручную.
Фактически эти монахи таком вот образом лишались своего куска хлеба или, по крайней мере, размеры данного «куска» существенно сокращались.
Но прогресс, как известно, не остановить. И постепенно печатная форма распространения информации полностью вывела из оборота рукописные книги.
Жизненный путь Ивана Федорова на чужбине
Иван Федоров вместе со своим соратником Петром Мстиславцем были вынуждены покинуть Москву и перебраться в Великое княжество Литовское.
Некоторые исторические источники утверждают, что поездка была обусловлена вовсе не гонением и даже не тем, что овдовевший Федоров, как представитель белого духовенства, по правилам того времени был обязан принять монашеский постриг и уйти в монастырь, но не сделал этого. Здесь побудительным мотивом к такому путешествию, скорее всего, стала политическая целесообразность.
Грозный отправил в соседнюю страну самого талантливого своего книгопечатника в виду постоянно нараставшей необходимости поддерживать православие в других государствах. В самой же Москве книгопечатание после этого не остановилось. Дело возглавил Андроник Невежа. Он руководил Московской типографией еще более 30 лет, вплоть до собственной смерти в самый разгар Смутного времени.
Литовский период жизни Ивана Федорова и Петра Мстиславца начался достаточно неплохо. Их обоих радушно принял в своем родовом имении Заблудове Гроднянского повета гетман Ходкевич.
Он помог организовать на новом месте типографию, и уже в 1568 году из ее стен вышла книга под названием «Учительное Евангелие», которая представляла собой сборник бесед на богословскую тематику и толкований евангельских текстов.
Спустя 2 года здесь же были изданы и «Псалтырь» с «Часословом».
Впрочем, успешная деятельность православных книгопечатников продолжалась, к сожалению, недолго.
Все те же самые, уже упомянутые в этой статье, политические ветра полностью «выдули» из души и ума их литовского временного покровителя желание и далее способствовать в столь тяжелом, но при этом благородном деле.
Дошло даже до того, что Ходкевич не в очень-то лицеприятной форме посоветовал Федорову и Мстиславцу бросить все и заняться земледелием, на что, последние, разумеется, не могли согласиться.
Было решено перебраться во Львов. Однако для продолжения собственного дела на новом месте понадобились большие деньги. Плюс к тому же столярный львовский цех наложил запрет на использовании столяров в типографском деле.
За помощью в решении денежных проблем Иван Федоров обратился к богатым православным купцам, но ни один из них не откликнулся на его призыв, боясь навлечь на себя и свой бизнес гнев властей. Поэтому нужные средства небольшими партиями периодически поступали от отдельных горожан и местных священников.
Ситуация стала меняться в лучшую сторону, когда в дело вмешались краковские типографы, под давлением которых городской совет поспособствовал выдаче Федорову разрешения на использование труда столяров.
По правде сказать, книгопечатная деятельность не очень-то задалась во Львове. Так же, как и в Москве, здесь пришлось прочувствовать на себе всю тяжесть недобросовестной конкуренции со стороны многочисленных переписчиков книг.
В 1579 году ввиду постоянных финансовых затруднений типография была заложена Израилю Якубовичу под 411 польских злотых.
История умалчивает, был ли этот залог в последствии успешно погашен или же все имущество все-таки перешло в ведение нового владельца.
Тем не менее именно в этом городе было опубликовано второе издание «Апостола», которое, в отличие от первого, содержало в себе написанное самим Федоровым послесловие.
В нем рассказывалось о тех гонениях, которые пришлось пережить в Москве.
Особо упоминалось, что не лично царь был виной тем нападкам, а его приближенные чиновники и высокопоставленное, а точнее сказать, рукоположенное, духовенство.
Еще одно знаменитое творение великого книгопечатника, «Острожская Библия», было уже создано в городе Острог, куда его пригласил князь Константин Острожский. Это первое, совершенно полное, издание библейских текстов на церковно-славянском языке.
Последний этап жизненного пути
Следует отметить, что Иван Федоров, равно как и все гениальные люди, был разносторонним человеком. Наряду с книгопечатанием он постигал азы литейного дела.
При этом несмотря на то, что на протяжении определенного периода жизни имел духовный сан, он отливал пушки и даже изобрел многоствольную мортиру, состоящую из отдельных частей, которые по мере износа или из-за поломок можно было бы заменять на новые.
Разработка оружия показалась ему настолько перспективным делом, что в 1583 году он решился на поездку по всей Европе с презентационными представлениями собственного уже далеко не мирного детища.
Историки утверждают, что в этот период Федоров посещал такие города, как уже давно ставший для него родным Краков, Вену и Дрезден. Везде он старался встречаться с именитыми людьми и рекламировал собственное изобретение. При этом вел беседы и переписки с умнейшими и просвещенными людьми своего времени. В частности, с курфюрстом саксонским Августом.
К сожалению, не сохранилось данных, насколько это путешествие было экономически успешным. Одно точно – именно оно подкосило здоровье и без того престарелого книгопечатника.
Иван Федоров скончался 5 (или 15 по новому стилю) декабря 1583 года. Был похоронен на кладбище Свято-Онуфриевского монастыря во Львове. К сожалению, место его точного захоронения на территории этой обители было утрачено еще в конце 19-го века и вплоть до наших дней по-прежнему остается загадкой.
Политическая целесообразность Ивана Федорова при жизни и после смерти
Политическая целесообразность – вот тот самый бич, который преследовал Ивана Федорова на протяжении всей его жизни. С одной стороны, благодаря ей этот человек получил уникальный шанс заниматься любимым делом. С другой – вероятно, что из-за нее ему пришлось покинуть, как оказалось, навсегда свою любимую Родину.
По этой же самой причине Федорову и его соратнику сперва благоприятствовали и даже способствовали в организации печатного дела на чужбине, а затем полностью отказали в помощи. Из-за этой же самой политической целесообразности Федоров не нашел материальной поддержки в те моменты своей жизни, когда остро в этом нуждался.
Она же привела в самом конце жизни под крыло облагодетельствовавшего его князя Острожского.
Казалось бы, политические проблемы Ивана Федорова должны были уйти с его смертью в небытие. Однако события уже наших дней не дают возможности покоиться с миром праху этого по истине достойного и талантливого человека.
Его личность могла бы стать одним из объединяющих начал для трех народов: русского, украинского и белорусского. Один из Президентов современной Украины даже присягал на Острожской Библии во время собственной инаугурации.
В такой ситуации остается только надеяться на то, что уже в обозримом будущем все изменится в лучшую сторону и биография Иван Федорова не будет больше использоваться в политической борьбе.
Нельзя сказать, какой период его жизни был наиболее значимым: московский, литовский или последний, проведенный во Львове и Остроге? Наконец, есть стремление полагать, что об Иване Федорове снова вспомнят, как о человеке, который сделал, прежде всего, огромный вклад в развитие просвещения и науки на славянских землях!
- О роли информационной войны в жизни Федорова смотрите в следующем видеоролике:
- Возможно вам также будет интересно узнать, как заработать в интернете.
- Alexandra Druzhinina
Источник: https://RTP-news.com/biografija-ivana-fedorova/
Иван Фёдоров первопечатник — биография и жизнь основателя русского книгоиздания
Однако дело мастера живет до сих пор: он работал в первой русской типографии, трудился над книгами несмотря на трудности. Выпущенная им «Островская Библия» долгое время оставалась официальной редакцией на славянском языке.
Происхождение и юность
Точная дата рождения Ивана Фёдорова не установлена, даже год остается загадкой. Ученые считают, что он родился между 1510 и 1530 годами. Место рождения также неизвестно, однако сам Ваня всегда подписывался «москвитин» и писал, что родился и жил в Москве.
- Определенные проблемы возникли даже с определением фамилии, поскольку на тот момент в нашем понимании она еще не существовала.
- В разных документах первый русский первопечатник подписывался по-разному:
- Иван (Иоанн в греческих текстах) Фёдоров — указано на московском «Апостоле», с добавлением «из Москвы» — на Острожской Библии. Это традиционное наименование по роду: Фёдоров — сын Фёдора.
- Иван Федорович Московский (Москвитин) — можно увидеть на других книгах, например, на Псалтыре 1570 года и в латинских документах.
На надгробной плите указан Иоанн Федорович друкарь (печатник) Москвитин. По всей видимости, у Ивана была только одна жена, с которой он завел нескольких детей.
Известно имя только старшего сына — Ивана Друкаревича (сына друкаря), который именуется в документах старшим.
Сын умер в 25 лет (через 3 года после отца) вскоре после помещения в долговую тюрьму при таинственных обстоятельствах.
Он был женат на Татьяне, с которой прожил последние 6 лет, и по всей видимости не имел детей, так как наследником стала жена. По непроверенным сведениям, у печатника также был сын Демьян.
Книгопечатание в России началось в 1552 году, когда царь Иван Грозный посоветовался с митрополитом Макарием и решил начать выпуск российских книг. Для этого он обратился к королю Дании и Норвегии Кристиану III с просьбой прислать специалистов. Последний отправил в Россию датчанина Ганса Миссингейма (Бокбиддера), из Польши были выписаны буквы и печатный станок.
Король Кристиан прислал также лютеранскую Библию и 2 катехизиза. Он предлагал духовенству рассмотреть возможность перевода и распространения этих книг в количестве нескольких тысяч экземпляров, если монарх сочтет их полезными для общества. Иван IV отказался от этого, но в благодарность позволил лютеранам построить собственную церковь.
Первые книги в 1550-х годах выходили без каких-либо выходных сведений, а потому опознать, кто был печатником и где они выпущены, практически невозможно.
Историки считают, что руководил «анонимной» мастерской сам Мессингейм, хотя в 1556 году царь отправил в Новгород мастера Марушу Нефедьева (его имя упоминается в сопроводительном письме к дьякам).
Последний должен был привести в Москву резчика Васюка Никифорова, который стал первым русским гравером.
Считается, что в этой типографии в качестве ученика работал сам Иван Фёдоров.
Работа в Москве
В 1563 году был организован Печатный двор в Москве. Первой русской книгой стал «Апостол», работа над которым велась в период с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564. Кроме того, в экземпляре впервые появились выходные сведения: были указаны год и фамилии работавших над ним мастеров (Федорова и его сподвижник Петра Мстиславца).
Сама книга была в разы лучше предыдущих анонимных: улучшился как текст, так и полиграфические характеристики. Она была украшена 22 буквицами и 46 орнаментами в виде виноградных лоз и шишек, выпущена в 2 цветах. Мастер хотел, чтобы его творение было похоже на рукописный вариант, ему вполне это удалось. На следующий год был выпущен «Часовник».
Иван Фёдоров является изобретателем пробела между словами, также он ввел несколько новых букв и слов. Будучи довольно грамотным человеком, Москвитин желал нести просвещение в народ, способствовать его развитию и духовности (неслучайно первыми книгами стали религиозные тексты).
Однако вскоре печатник вынужден был уехать в Литву из родной России, забрав с собой гравировальные доски и шрифты.
Существует 2 объяснения:
- Нападки духовенства на мастерскую и ее поджог. Об этом писали сам Иван и английский дипломат того времени. Однако версия вызывает некоторые сомнения: например, специалисты отрицают сожжение мастерской, поскольку Федоров смог вывезти инструменты. Возможно, речь шла о прошлой, «анонимной» мастерской. Причины для вражды также называют разные. Дипломат считал, что священники не хотят обнаружить собственное невежество. Другой вариант выглядит более убедительно: переписывающие вручную книги монахи начали терять деньги, что вызвало их недовольство.
- Академик Тихомиров считает, что версия с враждой неправдоподобна, поскольку изначально Печатный двор был открыт с благословения митрополита, а дипломат писал спустя несколько лет и основывался на слухах. По его мнению, Федоров был уволен, так как принадлежал к белому духовенству и после смерти жены пренебрег правилами и не постригся в монахи.
В пользу последней версии говорит следующий факт: книгопечатание с отбытием Федорова не прекратилось, а руководить мастерской с 1568 года стал его ученик Андроник Невежа.
Впрочем, Иван Федоров придерживался первой версии: в послесловии к Львовскому Апостолу (1574) он писал о притеснениях со стороны не царя, а священников и начальников, которые якобы завидовали ему и хотели уничтожить печатное дело.
Жизнь за границей
- По словам самого мастера, из России его и Петра Мстиславца выгнали в совершенно незнакомую Литву, где они были любезно приняты князем Сигизмундом II Августом.
- На деле принял печатников гетман Ходкевич, который и способствовал организации типографии в родовом имении Заблудове.
- На новом месте были выпущены 2 книги:
- В 1568 году «Учительное Евангелие» — сборник поучений и толкований евангельских текстов.
- В 1570 году «Псалтырь с Часословцем», который широко применялся для обучения грамоте.
Однако вскоре начались трудности. В 1569 году у Ходкевича началась болезнь головы. Вскоре он закрыл типографию, решив, что это совершенно ненужное дело, и предложил мастерам занятья земледелием. Фёдоров и Мстиславц уехали во Львов, где решили продолжить свое дело.
Но им необходимы были деньги. Печатники обратились к русским и греческим купцам, но получили отказ. Сумму собрали местные прихожане и небогатые священники. Вторая сложность состояла в запрете столярного цеха иметь при печатном цехе столяра, который был необходим при работе. Дело было решено только после разбирательства городского совета и поддержке краковских печатников.
В 1574 году был выпущен «Апостол», в послесловии которого Иван рассказывал об испытанных гонениях. В том же году выпущена азбука для первых классов — «Букварь». На сегодня найден всего 1 экземпляр. В 1578 увидели свет еще один «Букварь» и «Греко-русская книга для чтения на церковнославянском языке».
Однако на новом месте дела не шли гладко. Ему вновь пришлось конкурировать с переписчиками, не желавшими терять доход. Продажа книг производилась в Коломые, Львове и Кракове. В последнем городе Федоров благодаря доверию врача Сенека мог получать в кредит бумагу с местной фабрики.
Но все же мастер был вынужден заложить типографию со 140 книгами еврею Якубовичу за 411 золотых. Его сын остался торговать книгами, сам Федоров-Москвитин уехал в украинский Острог.
Важнейшая книга
В Острог мастера пригласил князь Константин Константинович Острожский, основатель местной типографии. В 1581 году, получив благословение игумена Иова, Иван Москвитин напечатал знаменитую «Острожскую Библию». Ее значение до сих пор огромно:
- Это было первое полное издание Библии на церковнославянском языке. Она включала в себя 76 книг Ветхого и Нового Заветов, в которые входило «Послание Иеремии» (6 глава «Книги пророка Варуха»).
- Среди источников указываются «Геннадиевская Библия» (конец XV века) и переводы Франциска Скорины.
- В ее издании принимал участие сам князь Константин и круг ученых Островской школы, предисловие написал писатель Герасим Смотрицкий, отец писателя Мелетия.
- Известно несколько экземпляров, которые датируются 12 июля 1580 года, хотя на всех известных книгах стоит дата «12 августа 1581 год». Ответ прост: некоторые исследователи считают, что это разные издания, другие — что из-за затянутых сроков и исправления ошибок часть листов перепечатывали, указав другую дату.
- Сама книга выполнена безупречно. Она набрана мелким, но удобным для чтения шрифтом, текст размещен в 2 колонки.
- Было напечатано от 1 до 1,5 тысяч экземпляров — для тех времен огромный тираж. Федоров забрал при отъезде 400 штук, по переписи его имущества, составленного через 2 года после смерти, имелись 120 полных экземпляров и 80 неполных (недостающие листы были допечатаны другим шрифтом).
- В литературе описаны около 450 Библий, из них сохранилось около 350. В то время книга имелась у многих ученых и деятелей разных стран, сегодня экземпляр находится в библиотеке Оксфорда.
Для своего времени «Библия» имела огромное значение. Она была распространена на территории России, Украины и Белоруссии, ее использование в образовании позволяло противостоять сильному влиянию католической церкви и связать верующих с православием.
Примечательно, что «Острожскую Библию» до сих пор используют старообрядцы, которые не признают исправленные тексты.
Смерть и место погребения
В 1575 году Иван был назначен управляющим украинского Дерманского монастыря, но продолжал работать. Помимо книгоиздания, мастер приобрел определенную известность как оружейник — он изобрел монтиру с несколькими стволами и взаимозаменяемыми частями, также занимался отливкой пушек.
В первой половине 1583 он отправился в Вену, где показал изобретение императору Священной Римской империи Рудольфу II.
На протяжении всего года печатник работал в Кракове и Вене, возможно, еще в Дрездене, поддерживал тесное общение с просвещенными европейцами.
Доказательством последнего факта служит письмо от 23 июля 1583 года к саксонскому курфюрсту Августу, которое свидетельствует о регулярной переписке.
Первый книгопечатник на Руси умер 15 декабря 1583 года после возвращения из трудной поездки. Смерть застала его подо Львовом, похоронен он был на кладбище Святоонуфриевского монастыря. Точное место его погребения было утеряно.
Даже после смерти мытарства печатника не закончились. Через некоторое время кладбищенские плиты в том числе Фёдорова принесли в храм и использовали для мощения пола. В конце XIX века при замене пола плита Ивана Москвитина была расколота и выброшена. Точное место его погребения было утрачено чуть раньше.
В 1977 году в храмовом дворе (на тот момент в монастыре был открыт музей Фёдорова) установили плиту и памятник Ивану и его ученикам Петру Мстиславцеву и Андронику Невеже.
В 1990-х музей был уничтожен при захвате храма монахами-базилианами. Последние выбросили на улицу все экспонаты в том числе уникальные книги, которые сильно пострадали из-за мокрого снега. Памятник пришлось перенести.
Сегодня он распложен перед зданием Музея искусства старинной книги Украины.
Типографское дело появилось в России при Иване Грозном в середине XVI века. Первым печатным мастером стал Иван Федоров. Его имя впервые появилось на выходных сведениях. Однако жизнь мастера сложила неудачно.
Он пережил несколько гонений, вынужден был часто переезжать и даже заложил типографию. Краткая биография первопечатника Ивана Фёдорова для детей позволяет увидеть в нем человека, делом жизни которого стало просвещение народа.
Мастера не следует путать с Иваном Евграфовичем Федоровым, советским летчиком.
Источник: https://nauka.club/biografii/pervopechatnik-ivan-fyedorov.html
Первопечатник Иван Федоров: краткая биография для детей и взрослых :
В начале XVI века люди только мечтали о том, чтобы книги были доступны всем и каждому. Процесс создания древней книги — это целое искусств. Нельзя найти двух одинаковых книг, так как каждая писалась и декорировалась вручную. Сегодня же книги стали общедоступными.
Они печатаются и перепечатываются сотни раз. Любой желающий может приобрести или напечатать собственную книгу. За это мы благодарны человеку, который внедрил и развил книгопечатанье в Российском государстве. Очень важна для детей краткая биография первопечатника Ивана Федорова.
Ведь именно он создал первый печатный станок и издал первую книгу на Руси.
Краткая биография первопечатника Ивана Федорова для детей
Точной информации о рождении и детстве Ивана Федорова нет.
Сведения о биографии первопечатника Ивана Федорова базируются на основании архивных документов, историки сделали предположение, что первопечатник родился в 1510 году в Великом княжестве Московском.
Он был человеком ученым. В 1529-1532 годах Федоров жил в Кракове (столица современной Польши) и обучался в Ягеллонском университете. Известно, что Иван имел диплом бакалавра.
Он служил в церкви Николы Гостунского в должности дьякона. Будучи священником, первопечатник Иван Федоров для детей преподавал грамоту.
Первая типография
Краткая биография Первопечатника Ивана Федорова для детей гласит, что во время церковной службы он познакомился с митрополитом Макарием, который был приближен к царю Ивану Грозному. Федоров был грамотным священником и служил государству верой и правдой. Поэтому Макарий именно его рекомендовал царю, когда тот принял решение о создании первой типографии на Руси.
В 1552 году Иван Грозный подписал указ о начале книгопечатанья на Руси. Для этого он вызвал мастера из Дании, завез станки из Польши и в 1563 году открыл Московский печатный двор. Тогда царь приказал Ивану Федорову приступить к выпуску первой в Москве печатной книги на церковнославянском языке.
Первая печатная книга «Апостол»
В 1564 году на Московском печатном дворе была выпущена первая печатная книга «Апостол». Федоров со своими помощниками Петром Мстиславцем и Марушей Нерефьевым готовились к этому событию больше года.
Появление первой печатной книги на славянском языке стало знаковым событием в истории русского народа и огромным шагом в деле просвещения и развития русского общества. Случилось это благодаря кропотливой работе и пылкому уму первопечатника Ивана Федорова.
Фото страниц древней книги представлено в статье.
К счастью, эта книга сохранилась до наших дней и является величайшим достоянием русского народа.
Выход «Апостола» подарил тысячелетнюю славу первопечатнику Ивану Федорову. Биография для детей зачастую на этом и оканчивается. Но стоит отметить, что вслед за «Апостолом» Федоровым был издан «Часослов» уже в двух экземплярах. Качество книг с каждым разом увеличивалось. А их общественное значение невозможно переоценить.
Гонения и скитания первопечатника Ивана Федорова
Однако такое развитие книгопечатанья устраивало не всех. Во-первых, переписчики теряли свою работу. Во-вторых, считалось, что рукописные книги, в отличие от печатных, обладают особой энергетикой, так как в их создание переписчики вкладывают душу. А печать на бездушном станке считалась чем-то нечистым.
В связи с этим Московский печатный двор неоднократно поджигали, монахи устроили гонения на печатников.
По указу царя в 1568 году Иван Федоров перебирается в Великое княжество Литовское. В 1569 году по просьбе военачальника Григория Ходкевичона он способствует открытию типографии в городе Заблудове.
После объединения Литвы и Польши в Речь Посполитую первопечатник направился во Львов. Он мечтал открыть там типографию, но местные богачи неохотно вкладывали деньги в дело развития книгопечатанья.
Тем не менее Федорову удалось организовать книгопечатанье, и вскоре он уже продавал книги во Львове, Кракове и Коломне. До конца своих дней Федоров продолжал открывать типографии и печатать церковные книги. Затем он передал управление типографией своему старшему сыну, а сам отправился в Европу делиться опытом.
Умер Иван Федоров в 1583 году, похоронен в Свято-Онуфриевском монастыре. Над его могилой лежит плита, на которой записано: «Друкарь (т. е. печатник) книг, пред тем невиданных».
В благодарность люди установили в Москве, Львове и других городах памятники первопечатнику Ивану Федорову. Фото такого памятника мы поместили в данную статью.
Невозможно переоценить тот вклад, который Федоров внес в развитие и просвещение общества.
На этом краткая биография Ивана Федорова-первопечатника для детей и взрослых не заканчивается. В архивных документах содержится еще много тайн и загадок, связанных с личностью Федорова.
Источник: https://www.syl.ru/article/394305/pervopechatnik-ivan-fedorov-kratkaya-biografiya-dlya-detey-i-vzroslyih
Иван Федоров — первопечатник (доклад, 3 класс) | ДоклаДики
Иван Федоров — первопечатник (доклад, 3 класс)
Современного человека не удивить обширной домашней библиотекой или богатым ассортиментом книжных полок в магазине. И, хотя в наши дни многие предпочитают печатным книгам и журналам их электронные версии, а новости узнают не из газет, а с новостных сайтов, обычные книги продолжают быть частью нашей жизни, ведь они не требуют батареек и доступа в интернет.
Всего несколько веков назад ситуация была иной. Книги были не печатными, а рукописными и насколько дорогими, что купить их могли только очень богатые люди. Только в 16 веке, когда царь Иван Грозный повелел наладить печатное дело на Руси, в стране появился первый печатный станок. Устройство позволяло многократно ускорить издание книг и положило начало российским традициям книгоиздательства.
У истоков печатного дела стоял дьякон Иван Федоров, который встал во главе первой российской типографии. К этому моменту дьякон уже был знаком с книгопечатанием.
Особенностям изготовления книг на печатных станках он учился у мастера из Дании, которого царь Грозный специально пригласил на русскую землю для обучения отечественных мастеров.
Федоров был не только способным учеником, но и, как сейчас говорят, «на все руки мастером».
Под руководством Ивана Федорова в 1564 году была издана первая книга московского Печатного двора – «Апостол». В «Апостоле» первопечатник постарался сохранить стиль и вид рукописных книг: шрифт был похож на рукописное письмо, а первая заглавная буква каждой главы выделялась красным цветом. Работники типографии трудились над ней почти год.
По второй книге Ивана Федорова, изданной на территории российского государства год спустя и называвшейся «Часовник», впоследствии в течение многих лет детей учили грамоте и письму.
Представители церкви были недовольны деятельностью Ивана Федорова, ведь на протяжении веков издание рукописных книг являлось работой особых монахов-переписчиков. С появлением метода быстрой и качественной печати их труд обесценивался. Гонения заставили Федорова уехать из Москвы в Литву, а затем на Украину.
Однако жизненные трудности не заставили его бросить печатное дело. За годы работы в типографиях под руководством Федорова изданы книги церковной, научной и образовательной направленности. Прекрасные образцы книгопечатной продукции этих старых типографий до наших дней хранятся в музеях страны.
Источник: https://dokladiki.ru/doklad/pervopechatnik-ivan-fedorov-doklad-3-klass
Доклад про Ивана Федорова
Иван Федоров — первопечатник России.
Биография Ивана Федорова с одной стороны известна, но с другой стороны, совершенно не изучена и полна противоречий.
Первым биографию Ивана Федорова описал в 1913 году русский археолог и филолог К. Ф.Калайдович. Но у него было очень мало материала на руках, даже дата смерти на тот момент не была известна.В Советское время изысканиями по этой теме занимался историк Е. Л. Немировский.
Изначально он пишет, что Иван Федоров родился в 1510, но затем находит документы об обучении такого человека с 1504 года в Краковском (Ягеллонском) университете. И так: Иван Федорович Москвитин, родился ориентировочно до 1510 года. Где и в какой семье — неизвестно.
Исследователи по его подписи Москвитин предполагают, что местом его рождения была Москва. Но судя по записям в метриках Краковского университета, который (как предполагают) он окончил, как Иван сын Федоров Москвитин (по актовым книгам) местом рождения могут быть и Петковичи (Белоруссия), Пйоннтковицы (Южная Польша). Но точное место так и не понятно.
И тоже точно не известно, он ли это. Увидев запись о наличие студента с таким именем и предположили, что это и есть Иван Федоров.В 1504 году поступил в Краковский университет на факультет «свободных искусств», и закончил его в 1506 году со степенью магистра (тут тоже есть расхождения с дальнейшими исследователями биографии Ивана Федорова.
Исследуя «промоционные книги» Краковского университета, книги, куда заносились имена студентов, получивших ученую степень, обнаружили запись о получении в 1532 году Иваном Федоровым Москвитиным степени бакалавра). Платил за обучение, платил за проживание в бурсе, явно не крестьянский сын.
Потом путешествовал по Европе, а по возвращении в Москву был назначен дьяконом главной Никольской церкви Кремля каменной построенной вместо деревянной на месте бывшего Ордынского подворья, в честь чудотворной иконы святителя Николая Чудотворца, прозванной в народе Гостунской, по месту ее обретения.
В этом храме хранились переписные книги, и сюда во служение брали образованных людей. Митрополит Макарий, покровительствовавший Федорову и назначил его это место для служения. Известно, что служа дьяконом Федоров так же еще преподавал грамоту.
В XV веке в Европе изобрели печатный станок, начали издаваться печатные книги, в XVI на Руси было издано несколько печатных книг, правда, неизвестно кем и когда, книги без пометки, кем печатаны, в 1563 году по указу царя Ивана IV (Грозного), как любителя всего нового, и с благословения митрополита Макария в Москве так же устраивается типография первая на Руси и управлять ею назначили Ивана Федорова (имевшего подходящее образование).Судя по всему Иван Федоров был талантливым инженером, владел специальностями гравера и литейщика, изобретатель — изобрел многоствольную мортиру.Первая типография в Москве поначалу печатала русские православные книги.
В 1564 году в этой типографии была издана первая официально документированная напечатная, а не переписная книга в России — «Апостол», имевшая 534 страницы по 25 строк с рисунками и орнаментом. Чтобы напечатать книгу, Иван Федоров пригласил в помощь Петра Мстиславца . Они сами изучали рукописные варианты книги, затем сами отливали шрифты и вырезали орнаменты на грушевых досках. Открывает книгу гравюра евангелиста Луки в триумфальной арке. Печать книги была осуществлена в 2-х цветах — красном и черном. Тираж, по оценке Немировского, составил 2 тысячи экземпляров. До наших дней дожили примерно 60 экземпляров. И известно, что из них 23 экземпляра находятся в Москве, 13 в Санкт-Петербурге, 3 в Киеве, остальные рассеяны по миру. Книга признана одним из шедевров книгопечатного искусства того времени.
Второй книгой, изданной в 1565 году типографии стал «Часовник». Это сборник молитв карманного формата. По нему читали молитвы и обучали грамоте детей, книга была очень популярна, до наших дней дошло только 6 экземпляров (по одному в Москве и Санкт-Петербурге), хоть книга и переиздавалась.
Но духовенство и чиновники взъелись на Ивана Федорова, предположительно, как считал он сам, что те ему попросту завидовали, есть и экономический вариант, мол переписные книги стоили очень дорого и монастыри на них хорошо зарабатывали, а Федоров с печатанием, подрывал их финансовое благополучие. Сам первопечатник писал в дальнейшем о людской зависти.
Но некоторые источники считают, что его выжили из Москвы невежественные опричники. Поэтому вместе с Петром Мстиславцем и малолетним сыном, супруга его к этому моменту скончалась, пришлось оставить типографию и уехать из Москвы.
Мстиславец отбыл в Вильно, а Федоров переехал в город Забудув в Великое Княжество Литовское, под покровительство гетмана Хоткевича, который и помог организовать небольшую типографию на новом месте в своем имении, где и была напечатана еще одна книга «Псалтирь» в 1570 году.
Затем Федоров перебирается во Львов и работает в типографии при Онуфриевском монастыре и в 1574 году печатает »Азбуку», как считается — первый русский печатный учебник. Много книг еще успел напечатать Иван Федоров.Умер во Львове в 1583 году (кажется единственная точно известная дата его жизни, да, и то уже не жизни), и был похоронен в том же Онуфриевском монастыре.
Многие ученые интересовались местом захоронения Ивана Федорова. Зарисовка надгробной плиты, выполнена этнографом Кнеппеном и отослана им в письме Калайдовичу была напечатана в журнале «Вестник Европы».
При перестройке монастыря в 1903 году могила первпечатника была уничтожена, плита с могилы замурована в полу нового храма, но сохранились обмеры надгробной плиты с выбитыми надписями, выполненные Императорской археологической экспедицией. Был сделан гипсовый слепок с плиты.
Который передали на хранение в библиотеку Синодальной типографии в Москве, пропавший в дальнейшем в горниле революции.На месте предполагаемого захоронения позднее был найден костяк старого человека, а рядом — молодого (сына). Кости оттуда хранились в фондах Музея искусства древней Украинской книги.
И есть легенда, что в день перед кончиной первопечатника сотрудники музея слышали в фонде хранения вздохи, тяжелые шаги, и с полки всегда падал «Требник» книга об основных таинствах в христианстве, открываясь постоянно на разделе «Чин погребения», последовательности отпевания в христианской службе.
И так продолжалось до 2014 года, когда в 440 юбилей Украинской книги останки первопечатника были захоронены в храме Успения Пресвятой Богородицы во Львове. Примерно так можно описать биографию Ивана Федорова, но жизнь его еще ждет своих исследователей. Множество белых пятен не заполнено. И многие «факты» не подтверждены пока документально. Иван Федоров ждет своих биографов.
Доклад про Ивана Федорова (вариант 2)
Рейтинг: Навигация сайта
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/14293-doklad-pro-ivana-fedorova.html
1164,Доклад про Ивана Федорова — выкладываем суть
Иван Федоров (между 1510 и 1530 – 1583), урожденный Иван Федорович Московитин, является одним из первых распространителей книгопечатания в России и Украине. Издал первую в Русском царстве датированную печатную книгу под названием «Апостол», основал типографию в Русском воеводстве Польского королевства.
Иван Федоров краткая биография
Иван Фёдоров — один из первых русских книгопечатников, а также гравер, инженер, литейщик. Некоторое время занимал должность диакона церкви Николая Гостунского. Занимался преподаванием грамоты. Окончил Краковский университет и имел диплом бакалавра.
Точной даты рождения нет, она варьируется от 1510 до 1530 года. Закончив Краковский университет в 1532 году, он познакомился с митрополитом Макарием, который был приближен к царю Ивану Грозному. Благодаря его ходатайству в 1550 годах было начата работа по строительству типографии в Москве. С особым вниманием подбирались шрифты и оборудования. К этому делу был привлечен и Федоров.
В 1564 году выходит первая русская печатная книга «Апостол». По приказу Ивана Грозного было напечатано еще одну печатную книгу богослужебного характера «Часослов» в двух экземплярах, которая учила сочинительству. Бояре и высшее духовенство обвинили Федорова и его помощника Мстиславца, что заставило их покинуть Москву.
Обосновавшись в Заблудове они соорудили типографию на средства Ходкевича, где было выдано «Учительное Евангелие» в 1569 году. Эта книга была настоящим шедевром печатного искусства — мастерская отделка и оформления просто завораживало. Там же был издан «Псалтырь». Со временем Ходкевич закрыл типографию, дав совет Федорову — заняться земледелием.
В поисках лучшей судьбы, Федоров едет во Львов. При содействии Львовского братства, он организовал собственную типографию. В феврале 1573 были напечатаны первый Львовский «Апостол» и «Букварь» — первое печатное пособие в Украине для обучения писательству. Книги были украшены заставками, гравюрами, резьбой и гербами Львова и автора.
В 1575 году он передает типографию во Львове под управление своему сыну и поступает на службу к Константину Острожскому. В Остроге он также основал типографию при содействии князя. Именно здесь было выдано выдающуюся книгу богословского характера — «Острожскую Библию», первую полную Библию на церковнославянском языке, в 1581 году.
Последнее издание Федорова — «Хронология» Андрея Рымши 1581. После окончания службы в К. Острожского, Федоров все время находится в разъездах. Известно, что он посетил Краков и Вену. Там он показал императору Рудольфу 2 свое изобретение — многоствольную пушку со сменными стволами.
Умер Иван Федоров 15 декабря 1583 во Львове.
Происхождение
Точное место рождения Ивана Федорова и даже дата его появления на свет исследователям не известны. Они могут только делать предположения, исходя из отрывочных сведений, найденных в различных исторических документах.
Так, велика разбежка лет, в которые мог родиться книгопечатник, однако историки склоняются все-таки ближе к 1510 году. Что касается родины, то сам Федоров своим отечеством называет Москву.
Проведенные исследования его типографского знака говорят о том, что он мог находиться в родстве с древним белорусским шляхетским родом Рагоза.
Конкретным местом чаще всего называют Дзержинский и Вилейский районы Минской области.
Согласно версиям некоторых ученых, Иван Федоров был зачислен в студенты Краковского университета и записан как «Johannes Theodori Moscus» и обучался там с 1529 по 1532 год. Это очень похоже на правду, особенно учитывая совпадение имен.
В начале 1530-х годов Федоров служит под началом московского митрополита Макария в должности диакона.
Источник: https://school1208.ru/raznoe/1164-doklad-pro-ivana-fedorova.html