История создания
В своем творчестве композитор неоднократно обращался к историческому жанру. В 1869 году по совету критика Владимира Стасова он начинает работу над новым масштабным произведением. Задолго до этого Бородин искал новую тему.
Он обращался к сюжетам русских былин и к драме Льва Мея «Царская невеста». Однако только произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» вдохновило его на создание новой постановки.
Это эпическое произведение послужило основой для либретто.
Во время работы над произведением композитор побывал в окрестностях Путивля, где разворачивались события, изучал летописи и литературные источники, документальные исследования о половецких племенах, слушал старинную музыку. Неоценимую помощь ему оказал Стасов — большой знаток отечественной истории и древнерусской литературы.
Создание текста и музыки к опере велось одновременно, но в марте 1870 года композитор неожиданно прервал работу над произведением. Мотивов для прекращения было несколько:
- малый драматизм;
- эпичность действия, не устраивавшая композитора;
- отдаленность от современности.
В это время он начинает писать «Вторую Богатырскую симфонию». Погружение в былинный эпос заставили Бородина вновь вернуться к опере. Этому способствовала совместная работа с Римским-Корсаковым и Мусоргским над оперой-балетом «Млада», для которой Бородин предложил предварительные наброски, сделанные для оперы.
Работа над оперой «Князь Игорь» длилась в течение 18 лет, но произведение так и не было закончено. После смерти великого композитора Римский-Корсаков и Глазунов восстановили увертюру и дописали недостающую инструментальную часть.
Премьера оперы состоялась в 1890 году на сцене Мариинского театра.
Действующие лица
Главные герои музыкального произведения олицетворяют мужество, благородство русской души, верность и преданность. Опера воспевает защитников русской земли и людей, которые стойко переносят беду и радуются доброму и хорошему. Действующими лицами оперы Бородина являются:
- Игорь Святославович — князь, правитель Северских земель;
- Ярославна — жена Игоря во втором браке, ждавшая возвращения мужа;
- Владимир Игоревич — княжич, сын Игоря, влюбленный в Кончаковну;
- Владимир Ярославович — брат Ярославны, князь Галицкий;
- Кончак — половецкий хан;
- Кончаковна — дочь Кончака, в будущем жена Владимира Игоревича;
- Овлур — половчанин, принявший христианство, который помог Игорю совершить побег;
- Гзак — половецкий хан, совершивший поход на Путивль и привезший много пленных;
- няня Яровлавны;
- Скула и Ерошка — гудошники, трусы и предатели;
- подруги Кончаковны;
- бояре и боярыни;
- старцы;
- дружинники;
- плененные русские ратники;
- народ
Образы Игоря и Ярославны красивы и гармоничны. Они соединяют большую любовь друг к другу и патриотизм. В пьесе Игорь показан не только как любящий супруг, но и как воин.
Ярославна безраздельно предана своему мужу и тревожится за судьбу родного города. Она горюет при виде разоренной земли и смело противостоит князю Галицкому, защищая обездоленную девушку.
Автор непросто создал описанные в «Слово о полку Игореве» образы, но и развил их и наполнил новыми красками.
Светлые образы раскрываются в прологе в хоре бояр, передающим тревогу и чувство надвигающейся опасности, а также в песнях поселян. Жителям Путивля противостоят темные силы:
- половецкий хан Кончак;
- князь Галицкий;
- Ерошка и Скула
Для композитора образ Владимира Галицкого стал символом усобиц, насилия, предательства и измены. Веселый пир в его доме — это показательная сцена обличающее его пренебрежение чистотой и достоинством, и имеющая политический подтекст.
Бородин противопоставляет Игоря, Ярославну и русскую дружину восточному миру, который полон не только страсти. Неги и любви, но и жесткости, коварства и воинственности.
Образ хана Кончака стал новаторским в русском музыкальном искусстве. Автор не ограничился созданием отрицательного персонажа. Кончаку присущи такие человеческие качества, как благородство и уважение к плененному противнику.
Краткое содержание
Действие происходит в 1185 году в Путивле. Во дворе княжеского дома народ славит Владимира. Их веселят Ерошка и Скула. Галицкий любит повеселиться. Но ему не хватает власти и богатства. Он мечтает занять место Игоря. Пьяная челядь решают помочь князю и замышляют мятеж.
Ярославну тревожит долгое отсутствие вестей от мужа. Она полна тяжелых предчувствий. Княгиня очень любит Игоря. Ее сердце сжимают тоска и печаль.
Бояре приносят княгине дурную весть: дружина Игоря разбита, а Игорь и Владимир попали к половцам в плен. В это время половецкое войско приближается к городу. Начинается сильный пожар.
Жители города готовы встать на его защиту и сражаться до последнего.
Девушки стараются развлечь песнями и танцами дочь хана — Кончаковну. Ее мысли заняты плененным молодым княжичем. Она с нетерпением ожидает встречи с ним. Под покровом ночи влюбленные признаются друг другу в своих чувствах и мечтают о будущем.
Князь Игорь томится в плену. Он тяжело переживает поражение. Его тревожат мысли о родной земле, порабощенной врагом и гибнущей в огне пожаров. Князь уверен, что сможет вновь собрать дружину и дать отпор половцам. С большой нежностью он вспоминает свою жену.
Тайком к князю пробирается Овлур. Половчанин предлагает ему совершить побег из плена. Гордость не позволяет Игорю бежать, и он отказывается от помощи.
Из похода возвращается Гзак. Он привез много сокровищ. За ним идут плененные русские. Половцы приветствуют его восторженными криками. Пленники рассказывают о разоренном Путивле. Они уговаривают Игоря бежать. Овлур приводит лошадей.
В этот момент появляется Кончаковна. Девушка умоляет Владимира остаться или забрать ее с собой. В отчаянии она поднимает тревогу. Игорь и Овлур успевают скрыться.
Половцы требуют смерти для Владимира, но мудрый хан отдает ему в жены свою дочь.
В Путивле Ярославна оплакивает своего мужа. Сколько времени прошло, она не верит в его спасение. С тоской княжна смотрит на сожженную землю, разоренные села и заброшенные земли. Вдруг вдали показываются два всадника. В одном из них она узнает своего любимого. Ерошка и Скула, боясь наказания за предательство, колокольным звоном созывают народ, который приветствует князя.
Краткое содержание оперы «Князь Игорь» можно использовать для читательского дневника или сообщения.
Особенности музыкального сопровождения
Литературное произведение, положенное в основу оперы, повествует о походе князя Игоря Святославовича на половцев. Он хотел добиться победы без помощи других князей, но потерпел поражение. Автор «Слова» призывал русских правителей к прекращению кровопролитных междоусобных войн и объединению земель для борьбы с общим врагом.
Композитор не акцентирует внимание на политическом подтексте. Для него важно эпическое содержание. Образы русских князей он приближает к былинным русским богатырям. Им противопоставлен князь Галицкий, который является символов княжеских раздоров и междоусобиц.
Очень часто оперу называют народной. По духу она близка к произведению Глинки «Руслан». Эпичность образа северского князя складывается в неторопливом былинном действии, масштабных формах, богатырском музыкальном образе.
Особое внимание следует уделить развитию музыкального сопровождения сюжета. Главная увертюра, в основе которой лежат мелодии всей оперы, противопоставляет характеры русских и половцев.
Хор пролога напоминает древние песнопения. Он обрамляет оркестровое исполнение в сцене затмения и делает образы испуганных бояр, встревоженной Ярославны, сильного и мужественного Игоря более яркими.
С ним контрастирует ария Галицкого и хор разгулявшейся челяди. В этом действии музыка похожа на русскую пляску и песни скоморохов, а песни девушек схожи с жалобными причитаниями.
Картины, посвященные половецкому стану, наполнены призывами Кончаковны и любовной неги. Исполнение партии Владимира передает очарование юношеской любовью и прелесть южной ночи.
Хан Кончак предстает перед зрителем властным и великодушным. При изображении половцев автор на первое место ставит их жесткость и воинственность.
В заключительном действии музыка развивается от трагически-скорбной к глубокой и ликующей. Народный плач в песне поселян сменяется торжественным финальным хором.
Кратко анализ музыкальных особенностей произведения можно использовать для доклада о творчестве композитора.
Интересные факты
Опера является достоянием национальной классической музыки. С ее созданием связано несколько интересных фактов:
- Александр Порфирьевич Бородин, обладая композиторским талантом, по образованию был врачом и химиком. Он написал более 40 научных работ по химии. Одна из химических реакций носит его имя.
- Партии князя Игоря и хана Кончака неоднократно исполнял великий русский певец Федор Шаляпин. Благодаря своему мастерству он создал уникальные и неповторимые образы.
- Для попевок оперы Бородин переработал русскую народную песню «Горы Воробьевские».
- Записи половецких песен композитор получил от путешественника и исследователя П. Хунвальди. В настоящее время они считаются утраченными.
- «Слово о полку Игореве» не содержит народных сцен, но подразумевает мысль о народе. Бородин выводит на первое место поселян. Для этого он использует большое количество хоровых сцен.
Музыкальное произведение, созданное в народно-эпическом жанре, посвящено страницам русской истории. Его отличает масштабность, красочность и неповторимый национальный колорит. Несмотря на то что опера написана более века лет назад, она интересна зрителю и сегодня.
Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/knyaz-igor.html
Опера "Князь Игорь": краткое содержание
Великий русский музыкант Бородин был еще и талантливым ученым-химиком. Ему удавались различные жанры. Он стал автором многих прекрасных произведений. У гениального ученого и композитора был литературный дар.
Идею написания композитору предложил критик Стасов в 1869 году. Бородин с интересом принялся за работу. Однако в 1870 творчество прервал. Он понял, что не сможет завершить написание столь значительного произведения, так как совмещал работу с научной деятельностью и преподаванием. Уже написанные материалы частично были включены в его «Богатырскую симфонию».
Вновь к созданию оперы Бородин вернулся в 1874. Сюжетом знаменитой оперы стало «Слово о полку Игореве», образец древнерусского литературного творчества. В нем повествовалось о неудачном походе Игоря Святославовича против половцев.
Желая полностью ощутить старину, композитор отправился в расположенный под Курском Путивль. Он долго изучал там старинные летописи и повести, читал исследования о половцах, слушал их музыку, эпос.
Бородин самостоятельно написал либретто сочинения одновременно с созданием музыки к нему. Акцент автор сделал на народно-эпических аспектах. В результате образ Игоря максимально приблизился к былинно-богатырским.
На создание оперы ушло восемнадцать лет. Работу прервала внезапная кончина автора. Завершали его творение Римский-Корсаков и Глазунов. Партитура была дописана на основе оставшихся рабочих материалов Бородина. В 1890 прошла премьера грандиозного произведения.
Начинается сочинение с интродукции. Из русских князей в 1185 году остался один Игорь. Он собирает в родном Путивле рать, желая защитить родную землю от вражеских набегов, идет походом на половцев.
Своего правителя торжественно проставляет народ и величает княжича, его сына Владимира. В путь Игоря провожают добрыми пожеланиями скорейшего возвращения домой с победой.
Супруга князя Ярославна умоляет мужа об изменении времени выступления. Однако полководец решил продолжить начатое. Он поручает заботу о жене ее брату, князя Галицкому, Владимиру.
Неожиданно все вокруг темнеет, земля окутывается мглой. Начинается солнечное затмение. Народ считает происходящее дурным знамением.
Получив благословение Старца, Игорь с войском выступает в поход. Незаметно из войска выходят двое ратников. Это дезертировавшие Ерошка и Скула. Они бегут, решив служить князю Галицкому.
Новый князь пирует. За уставленными кушаньями столами сидит он вместе с раздухарившейся свитой. Вместе с ним и перебежчики Ерошка со Скулой. Двое бывших ратников шутовскими выходками потешают присутствующих и всячески превозносят нового повелителя.
Владимир мечтает о власти, ее расширении. Он решает навсегда избавиться от Игоря, прочно заняв его место правителя. Взволнованные девушки, появившиеся во дворе, умоляют князя освободить их похищенную его дружинниками подругу. Однако просящих под хохот хмельной толпы выгоняют прочь.
Дезертиры Скула с Ерошкой замышляют поднятие мятежа против Игоря. В тереме Ярославны начинается следующая картина. У княгини тревожно на душе, ей тяжело. Дурные предчувствия постоянно беспокоят преданную супругу. Ей снятся страшные сны. От князя давно нет никаких вестей.
Вокруг княгини сплошные волнения. Враждебности по отношению к ней не скрывает даже родной брат. От горестных мыслей княгиню отвлекают вошедшие в горницу девушки. Она просят Ярославну о защите. Однако сама княгиня здесь бессильна. Она обращается к Галицкому, пытаясь призвать к ответу. Тот дерзит сестре и угрожает ей расправой. Разгневаннная княгиня прогоняет брата.
С неутешительными вестями приходят к ней бояре. В это же время Галицкий поднимает мятеж. Половецкие войска приближаются к Путивлю. Бояре готовятся отстоять город.
Игорь тем временем томится во вражеском плену. Второе действие начинается в покоях дочери хана Кончака. Девушки пытаются развеселить ее, отвлечь своими танцами и песнями от грустных мыслей. Но Кончаковна не может забыть о плененном княжиче Владимире.
Девушка с тревогой ждет свидания с возлюбленным. Появляется влюбленный в царевну Владимир. Оба мечтают о скорейшей свадьбе. Хан согласен выдать любимую дочь за русского княжича. Об этом, однако, его отец, князь Игорь, и слышать не желает. Он не может уснуть.
Правитель тяжело переживает собственное поражение, не в силах смириться с мыслями о захвате родины врагами, думает о любимой супруге. Он поет «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Эта ария признана самой лучшей в опере. Половец Овлур предлагает князю организовать побег. Однако его предложение гордый Игорь отвергает: князя прекрасно принял его победитель.
Гостю Кончак обещал свободу за то, что побежденный не поднимет меч против половцев в будущем. Однако предложение недруга князь не может принять. Он решительно и твердо заявляет о своем намерении начать новый поход сразу после получения свободы. Честность и храбрость пленника вызывают в хане восхищение. В честь благородного гостя тот устраивает шумные пляски с песнями.
Собравшиеся половцы ожидают прибытия хана Гзака. Он появляется вместе с войском и приводит плененных противников, приносит богатую добычу. Его встречает сам Кончак. Стоящие поодаль Игорь с Владимиром и другими пленниками наблюдает с горечью за происходящим. Победителей прославляет половецкий марш.
Словно подчеркивая драматизм, звучит гордо распеваемая Кончаком песня. Новые пленники горестно сообщают, что город разграблен, села пожжены, а дети и жены во власти победителей. Вместе с княжичем плененные умоляют князя бежать с Овлуром для спасения страны. Игорь соглашается на побег.
Овлур приводит подготовленных лошадей для князя с сыном и для себя. Владимира молит остаться с ней Кончаковна, успевшая перед самым их отправлением. Она сообщает возлюбленному, что отец милостливо настроен к нему и согласен принять в зятья. Княжич колеблется.
Девушка поднимает тревогу, зовет половцев. Овлур с Игорем успевают скрыться, Владимир схвачен. Половцы требуют его казни, но Кончак решил ускорить свадьбу. Об этом он сообщает пленнику.
Действие начинается в Путивле. Ярославна страдает, думая, что больше никогда не увидит супруга. Она оплакивает его. Княгиня обращается к силам природы с просьбой вернуть ей любимого. С плачем Ярославны сливается горестная песнь поселян.
Неожиданно появляются Овлур с Игорем. Нет предела счастью княгини. В это время ни о чем не подозревающие Ерошка со Скулой высмеивают князя. Они не знают, что повелитель вернулся. Внезапной встречей с правителем оба изумлены.
Они поспешно бьют в колокола, возвещая о прибытии князя. Оба желают этим избежать заслуженного наказания, отвлекая всеобщее внимание от своего предательства. Игоря и других правителей с радостью встречает народ.
Идею создания грандиозного эпического произведения Александра Порфирьевича Бородина, завершенного Глазуновым и Римским-Корсаковым, поддержали все отечественные композиторы, входящие в состав «Могучей кучки».
Либретто создавал сам композитор. Произведение включает четыре части. В интродукции, первом и четвертом действиях события разворачиваются в древнерусском городе Путивле. Второе и третье происходят в половецких владениях, где главенствуют герои враждебной Игорю стороны.
Первая постановка прошла на сцене Мариинского театра Петербурга с огромным успехом. Публика очень тепло приняла оперу.
Источник: https://kakprosto.ru/kak-968398-opera-knyaz-igor-kratkoe-soderzhanie-
Краткое содержание оперы "Князь Игорь" А. П. Бородина
Сюжетом для оперы композитора А. П. Бородина «Князь Игорь» послужил памятник древнерусской словесности «Повесть о полку Игореве».
Князь Игорь на площади Путивля собирает рать для похода на половцев. Бояре и народ славят князя, его сына и дружину. Все надеются на скорую победу над ненавистными врагами. Неожиданно начинается солнечное затмение. Народ в страхе. Все советуют князю отложить начало похода.
Выходят боярыни во главе с Ярославной. Княгиня тоже пытается уговорами остановить супруга. Но Владимир непреклонен. Долг князя и честь воина – вот что заставляет его идти на врагов. Заботу о Ярославне он поручает ее брату, князю Галицкому. Из Храма выходит Старец, который благословляет войско идти в поход. Войско во главе с Игорем отправляется путь.
Во время отсутствия князя брат Ярославны, Владимир Ярославович бражничает и пирует. Он лелеет мечту о княжеском троне в Путивле, а Ярославну, свою сестру, задумывает отправить в монастырь. Для своих утех он выкрал простую девушку, которую держит взаперти.
Вбегают подруги пленницы. Они умоляют князя Галицкого вернуть им девицу. Самодовольный князь прогоняет просительниц. Приближенные князя льстят ему и поддерживают его в мыслях о княжеском троне Игоря. Ведь пока Путивль без князя, можно занять его место.
В тереме тоскует по супругу Ярославна. Она давно уже не получала вестей о муже. К Ярославне на поклон приходят девушки и рассказывают, какую подлость совершил с их подругой князь Галицкий. Девушки просят справедливости. Появляется Владимир Галицкий.
Он выслушивает упреки Ярославны в его бесчинствах, но заявляет, что сам будет править в Путивле. Хотя затем пытается перевести свои слова в шутку. Владимир высказывает сомнения в верности Ярославны ее мужу Игорю. Ярославна возмущена.
Она напоминает брату, что пока еще она в Путивле является правительницей и требует освободить украденную девушку. Князь отвечает, что он сам решает, что ему делать. Если он захочет, то отпустит одну, но украдет другую.
После этого Владимир удаляется, а Ярославна признается, что у нее нет больше сил бороться с обнаглевшим братом. Она молит небеса о скорейшем возвращении Игоря.
Появляются бояре. Они принесли Ярославне жуткую весть. Войско Игоря разбито, а сам князь пленен половцами. Бояре клянутся в верности своей княгине и обещают не покидать ее в случае нападения врагов на Путивль.
Тем временем князь Игорь с сыном томятся в половецком плену. Во Владимира влюбляется прекрасная Кончаковна, дочь хана. Княжич отвечает ей взаимностью. Ночью происходит их свидание, они исполняют страстный дуэт. Кончак согласен отдать в жены Владимиру дочку, но Игорь не желает этого. Пока они в плену, свадьба не должна состояться. Игорь исполняет арию «Ни сна, ни отдыха…».
В стане Кончака живет крещеный половчанин Овлур. Он предлагает Игорю помочь совершить побег.
Хан с уважением относится к своим пленникам и с сожалением поет о том, что не является союзником Игорю. Кончак приказывает своим воинам и девушкам повеселить князя. Начинаются «Половецкие пляски».
Ночью Овлур пригоняет коней для совершения побега. Князь готов бежать, но появляется Кончаковна. Она умоляет Владимира Игоревича не уходить из половецкого стана.
И тогда княжич после угроз Кончаковны поднять на ноги весь стан, остается, а Игорь убегает. После сообщения Кончаковны своему отцу о побеге князя, Кончак приказывает не снаряжать погоню.
Он признается, что на месте Игоря поступил бы также.
На городской стене в Путивле горюет и плачет Ярославна. И вдруг видит вдали двух всадников. Это Игорь с Овлуром! Ярославна и Игорь бросаются в объятия друг к другу, звучит их дуэт, исполненный любви. Звонит колокол. На площади собирается народ. Все величают Игоря, Ярославну и славят Великую Русь.
Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/kratkoe-soderzhanie-opery-knyaz-igor-a-p-borodina/
Опера Князь Игорь – краткое содержание: кто написал либретто и каков сюжет произведения
Произведение – великий вклад в отечественную музыкальную сокровищницу. Многие фрагменты из него находятся у всех на слуху, стали народным достоянием. Опера «Князь Игорь» написана композитором Александром Бородиным, краткое содержание, а также история написания великого произведения будут изложены ниже.
Несколько слов о создателе
Александр Бородин появился на свет 12 ноября (по новому стилю) 1833 года. Он был внебрачным княжеским сыном, поэтому его записали как ребенка крепостных крестьян. Из-за своего происхождения мальчик не мог учиться в гимназии, потому получал домашнее образование.
Саша с детства был музыкально одаренным мальчиком, научился играть на флейте, виолончели и рояле. В самом раннем возрасте написал свои первые музыкальные произведения.
Одновременно мальчика привлекала химия, по достижении соответствующего возраста Александр поступил в Медицинскую академию, увлеченно занимался химией. В 24 года молодой медик познакомился с великим русским композитором Мусоргским, который по стечению обстоятельств находился у него на лечении.
Это интересно! Роман Евгений Онегин: читаем краткий пересказ
Это знакомство оказало существенное влияние на будущего композитора. Также способствовала музыкальному развитию встреча с будущей женой, Екатериной Сергеевной, тоже лечившейся у него от легочной болезни. Девушка прекрасно играла на разных инструментах и познакомила своего доктора с творчеством многих известных композиторов.
В 1862 году знакомство с М. Балакиревым привело Бородина в «Могучую кучку» — музыкальный кружок, куда входили многие известные композиторы того времени (Мусоргский, Балакирев, Римский-Корсаков, Кюи). Под влиянием этого коллектива произошло становление Бородина, как композитора.
Он написал множество симфонических произведений, романсов, концертов. В творчестве появилась народно-эпическая тематика. Самым выдающимся творением композитора является опера «Князь Игорь».
Но немногим известно, что тот, кто написал это произведение, являлся профессором медицины, академиком, основателем Русского химического общества и Высших женских курсов.
Этот человек был необычайно талантливым и многосторонне развитым. Такие люди рождаются нечасто, и, хотя его жизнь оборвалась рано, в расцвете сил и творчества, он оставил нам немалое наследие.
История написания
Однажды на одном из музыкальных вечеров Бородину предложили идею написания оперы. Сюжет ее изложен в произведении 12-го века «Слово о полку Игореве». Содержание оперы, как и самого литературного произведения, известно многим.
Это интересно! Читаем краткий пересказ повести Бедная Лиза
Драматургия оперы раскрывает героизм русского народа, стремление к свободе, победе над врагами. Эпическая тема так близка была композитору, что он с большим воодушевлением взялся писать эту оперу. Говорят, что автор перед началом написания оперы отправился специально в Путивль с целью изучить быт простых людей, местный говор, манеры и обычаи. Материалы легли в основу сюжета произведения.
Работа над произведением длилась около девятнадцати лет. Были написаны почти все действия, композитор не раз демонстрировал фрагменты перед своими коллегами. Но внезапно жизнь оборвалась.
Встал вопрос: кто же закончит такой великий труд. Коллеги и друзья не смогли допустить, чтобы единственное крупное произведение рано ушедшего композитора, труд почти всей его жизни, пропал даром.
Многие знали содержание, основных действующих лиц, кроме того, сохранился черновик.
Выяснилось, что некоторые сцены не были оркестрованы. Тогда русские композиторы Глазунов и Римский-Корсаков принялись за дело. С их помощью произведение было закончено, полностью оркестровано, была дописана партитура, завершены некоторые сцены.
Важно! Премьера состоялась в конце 1890 года на сцене Петербургского оперного театра. Драматургия понравилась многим, удачное либретто, красота и одновременно народная простота мелодий, их широта, красота внутреннего мира действующих лиц были оценены по достоинству как профессионалами, так и простыми зрителями.
Сцена половецких плясок (которую закончили друзья композитора) имела наибольшую популярность. Особенно хор пленниц «Улетай на крыльях ветра» сразу и навсегда поселился в сердцах российских зрителей.
Эта мелодия популярна до сих пор, ее исполняют профессиональные певцы и напевают люди, далекие от искусства.
Многие даже не подозревают о том, что это – фрагмент оперы Бородина. Эта мелодия давно уже стала народной. Интересно, что ноты этого хора были увековечены на лицевой стороне памятника композитору на его могиле в Питерском некрополе.
Это интересно! Константин Паустовский – Телеграмма: читаем краткое содержание
Краткое содержание
Либретто написал искусствовед Владимир Стасов. В создании также участвовал и сам композитор. Краткое содержание оперы немного отличается от литературного источника. Например, в опере Игорь и Ярославна состоят во втором браке, когда в первоисточнике сказано, что это их единственный брак. Также и Владимир по действию оперы – сын от первого брака, в чем тоже состоит отличие.
Действующие лица оперы:
- Князь Северский — Игорь Святославич (его исполняет баритон или высокий бас);
- Ярославна — жена Игоря (исполняет сопрано);
- Владимир, княжеский сын от первой жены (тенор);
- Владимир – князь Галицкий, брат Ярославны (бас-баритон);
- Кончак – хан половецкий (бас);
- Кончаковна – дочь хана (контральто);
- Гзак – хан половецкий (бас);
- Овлур – крещеный половчанин (тенор);
- Скула (бас);
- Ерошка (тенор).
Краткое содержание оперы таково: Игорь собирается в поход на половцев. С ним едет старший сын Владимир. Внезапно в небе все видят затмение солнца. По некоторым свидетельствам историков – это было предзнаменование того, что Игорь задумал не совсем добрый поступок и предостережение. Ведь этот поход предпринимался ради собственной славы.
Действие произведения разворачивается в Путивле и стане половцев, где находился в плену Игорь. Княжеский сын влюбился в дочку половецкого хана, девушка отвечала ему взаимностью.
Этой особенностью музыкальное произведение отличается от литературного. Из плена им помог бежать Овлур — крещеный половчанин.
Это музыкальное произведение состоит из четырех действий, включает увертюру и пролог.
Надо сказать, что увертюру полностью написал Глазунов. Остальные сцены были созданы самим композитором, а оркестрованы многие из них Глазуновым, Римским-Корсаковым и Лядовым. Например, сцена Половецких плясок.
Пора приступить к подробному описанию содержания оперы.
Пролог
Начинается действие с прославления Игоря, который собирает своих воинов в поход. Внезапно на небе является грозное знамение солнца.
Жена князя Ярославна начинает уговаривать своего супруга не ходить на войну, видя в этом предостережение Божие. Но супруг непреклонен, оставляет жену на попечение ее брата — князя Галицкого.
Два музыканта — Ерошка и Скула — изменяют своему господину и переходят на службу к Галицкому, надеясь на веселую и беззаботную жизнь. Дружина отправляется в путь с благословения старца.
Это интересно! Грибоедов Горе от ума – краткое содержание и характеристика по главам
Действие 1
Первая картина начинается с веселого пира у князя Галицкого в тереме, хозяин дома в арии раскрывается как любитель гуляний, завистливый и злой человек, мечтающий занять пост правящего князя, а его жену сослать в монастырь.
Внезапно появляются несколько девушек, которые умоляют его вернуть подругу, которую Галицкий украл. Им отказывают и выгоняют прочь. Заходят музыканты Ерошка и Скула, поют шуточную песню о веселом житии у князя Галицкого. Заговорщики размышляют, как князю Галицкому занять трон князя Игоря.
Во второй картине Ярославна печалится о муже, что от него нет никаких известий. Появляются девушки и жалуются на князя Галицкого, просят защиты.
Она утешает их, обещает помочь. Однако тот не поддается на уговоры, утверждает, что если девушку и выпустит, то украдет другую. При этом оскорбляет сестру, подозревая ее в измене мужу.
Оскорбленная Ярославна говорит, что скоро муж вернется и обо всем узнает. Приходят бояре и приносят скорбное известие о том, что муж оказался в плену.
Действие 2
В половецком стане Кончаковна ждет встречи с княжеским сыном. Приходит возлюбленный, они исполняют дуэт, в котором клянутся в любви друг ко другу, хотят пожениться, но отец не дает благословение, пока не выйдут из плена.
Игорь исполняет свою известную арию, в которой сетует на заточение и просит свободы. Олувр уговаривает пленника бежать, но тот не хочет обидеть хана Кончака, который настроен к нему дружелюбно.
Хан исполняет свою арию, в которой называет Игоря своим гостем, а не пленником. Кончак готов отпустить Игоря в обмен на обещание больше не нападать на половцев, тот не дает согласие.
Хан решает смягчить его сердце, предложив ему послушать песни и посмотреть пляски.
Действие 3
Приходит хан Гзак и приводит с собой пленных, его встречает Кончак. Все ложатся спать, Овлур предлагает побег Игорю. Тот соглашается, Кончаковна уговаривает Владимира остаться, но получает отказ.
Тогда дочка хана ударяет в било с целью поднять всех. Становится известно о побеге, половчане отправляются вдогонку. Кончаковна уговаривает воинов не убивать Владимира.
Действие 4
Княгиня грустит о супруге и исполняет свой знаменитый плач. Тут возвращается Игорь и кидается к ней в объятия. Звучит дуэт о взаимном счастье. Супруг уверяет Ярославну, что пойдет опять на половцев.
Это интересно! Михаил Зощенко рассказ Елка: краткое содержание
Хитрецы Скула и Ерошка решают звонить в колокол, чтобы загладить вину и всех оповестить о том, что князь вернулся. Пришедшие люди прощают их по причине великой радости. Все восхваляют правителя.
Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/knyaz-igor.html
Князь Игорь
ПРОЛОГ
На площади в Путивле дружина и рать, готовые к выступлению в поход против половцев, ожидают князя Игоря. Народ величает Игоря, князей, ратников и желает им победы. Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Все испуганы этим «божьим знамением» и советуют Игорю отложить поход. Однако Игорь уверен в правоте своего дела — он идет защищать Русь. В этом его долг, долг всех русских воинов.
Незаметно из строя выходят два ратника — Скула и Ерошка, они бросают доспехи и убегают. У Игоря их ждут битвы, опасности и, может быть, смерть. Они ищут нового хозяина и направляются к дому Галицкого. Приходят попрощаться княгиня и боярыни.
Ярославна бросается к мужу и просит его не ходить в поход: её тоже волнуют недобрые предчувствия. Но князь ласково утешает её, убеждает не беспокоиться и ждать с победой. Князь просит Владимира Галицкого, брата Ярославны, позаботиться о ней. Простившись с княгиней, Игорь во главе дружины вступает в поход.
Торжественно, величавой «Славой» провожает народ князя и его рать.
Симфонический антракт «Поход Игоря против половцев».
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
В половецком стане девушки развлекают песнями и танцами дочь хана Кончаковну. Однако, её мысли поглощены пленным юношей юным княжичем Владимиром Игоревичем. Она с нетерпением ожидаем часа свидания с ним. Вечереет, русские пленники возвращаются с тяжелой работы и наступает ночь.
Радостно встречаются влюбленные — Владимир и Кончаковна. Они нежно и пылко признаются друг другу в любви и мечтают о счастье. Молодым влюбленным половецкая ночь казалась волшебной. Но томящемуся в неволе князю вечер приносит лишь муку и страдание.
Игорь страстно жаждет свободы, тогда он сможет собрать новую рать, разбить половцев и освободить Русь.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина первая
Во дворе князя Галицкого гуляет пьяный сброд, здесь же Скула и Ерошка. От песен дрожат хоромы. Тут же Скула и Ерошка веселят всех шутовскими выходками. Галицкий любит пображничать и пошуметь, однако ему не хватает власти и богатства. Он так разохотился, что видит себя князем в Путивле.
Ярославну же решает отправить в монастырь. В это время в терем вбегают девушки, прося у князя защиты: слуги князя похитили их подружек. Но напрасны мольбы. Галицкий выгоняет плачущих девушек и уходит сам.
Разгулявшиеся бражники во главе со Скулой и Ерошкой, расхрабрившись, замышляют мятеж: «Мы Игоря сместим, Владимира посадим! Чего бояться нам?!».
Картина вторая
Ярославну томят мрачные мысли. Немало времени прошло с того дня, как муж и сын отправились в поход, но до сих пор о них нет никаких вестей. От горестных дум княгиню отвлекают девушки. Они жалуются на бесчинства Галицкого и просят освободить подругу. В этот момент в терем входит Галицкий. Увидев его, девушки в страхе разбегаются.
Галицкий держится с сестрой вызывающе, хвастливо заявляя, что займет княжеский престол и расправится со всеми непокорными. Появляются думные бояре. Они принесли недобрые вести: русская рать разбита, Игорь с сыном взяты в плен, на Русь движутся половецкие орды. Слышен набат, мечутся в окнах зловещие всполохи пожаров. Бояре твердо стоят на стороне Ярославны.
Все мужчины должны взяться за оружие и вместе защищать Путивль.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Картина первая
Половецкий стан. К князю Игорю подходит половецкий воин Овлур и предлагает ему устроить побег. Овлур уже давно принял христианство, и сердце влечет его не к хану-язычнику, а к православным русским. Пленный князь сначала гонит Овлура, ему претит мысль о побеге, но доводы Овлура оказываются сильнее. Овлур уходит, зная, что надежда и жажда свободы запали в душу плененного князя.
Половецкий хан Кончак ценит мужество, отвагу и честность русского князя, предлагая ему свою дружбу и союз. Но Игорь просит лишь дать ему свободу.
И не скрывает, что, получив ее, не будет союзником хану, но смертельным врагом. Эта откровенность не отталкивает хана. Наоборот, он ценит мужественную прямоту пленного князя.
Чтобы развеселить Игоря, Кончак сзывает воинов, девушек и приказывает им плясать. Половцы пляшут и славят хана Кончака.
Картина вторая
Городская стена в Путивле. Ярославна, потеряв надежду вновь свидится с мужем, оплакивает его. Слышится печальная песня. Это поселяне скорбят о разорениях, нанесенных вражеским нашествием. Ярославна замечает скачущих вдали всадников. В одном из них она узнает мужа. «Он, — мой сокол ясный! Лада мой желанный!», — восклицает Ярославна при встрече с мужем.
Скула и Ерошка, не зная о возвращении князя, глумятся над Игорем. Неожиданная встреча с князем ошеломляет их. Опасаясь возмездия, они решают схитрить — колокольным звоном сзывают народ и первыми сообщают радостную весть — вернулся князь. На зов колокола сбегается народ. Радостным ликованием приветствует он возвращение любимого князя.
Источник: https://chelopera.ru/plays/about/a-borodin-knyaz-igor/brief/
Ответы Mail.ru: Краткое содержание оперы Князь Игорь по действиям! кратко !
Астрея Высший разум (1411014) 2 года назад ПрологНа площади города Путивля, рать под предводительством князя Игоря готовится к сражению против половецкого войска. Бояре и простой люд оказывают почтение князю и его сыну Владимиру. Неожиданно начинается полное затмение солнца. В этом многие видят дурной знак.
Пора отправляться в поход, но местные гудошники, Скула и Ерошка, тихо сбегают, боясь сражений и смерти.Князь Игорь прощается с безутешной супругой Ярославной. Страшные предчувствия и просьбы жены не останавливают Игоря. Поручив Ярославну ее брату, князю Галицкому, Игорь с дружиной отправляется в поход.
1 действиеКартина перваяКнязь Галицкий шумно пирует, мечтая стать князем в Путивле, а сестру отправить в монастырь. Здесь же Скула и Ерошка.В терем приходят девицы, с просьбой вернуть подругу, которую похитили слуги Галицкого. Князь высокомерно прогоняет просительниц, а веселье продолжается своим чередом.
Картина втораяКнягиня полна тяжелых дум, ведь до сих пор нет вестей от мужа. От горестных мыслей Ярославну отвлекают девицы пришедшие жаловаться на беззакония князя Галицкого. Появляется Галицкий. Держа ответ перед сестрой, брат ведет себя вызывающе и уверенно, заявляя, что скоро захватит власть в Путивле.К княгине входят с плохими новостями думные бояре.
Дружина разбита, Игорь и сын в плену у половцев, а на Русь идут вражеские орды.2 действиеВ степи, в половецком стане, девушки нежными песнями и танцами услаждают взор Кончаковны, дочери хана Кончака. Сын Игоря, Владимир, с наступлением ночи спешит на свидание с прекрасной Кончаковной.
Но князю Игорю плен доставляет лишь страдание, ведь он мечтает поскорее освободить свой народ.К князю Игорю тайно обращается половец Овлур желая помочь в побеге. Половецкий хан Кончак, приглашает к себе князя Игоря, предлагая ему свою верность и дружбу, по достоинству оценив в бою смелость и честность князя. Но Игорь твердо отказывается от предложения.
Хан хорошо понимает князя и чтобы поднять настроение пленника, сзывает юношей и девушек для веселой безудержной пляски.3 действиеПоловцы встречают хана Гзака с добычей. Вид полоненных сородичей и разграбленного добра, становятся последней каплей терпения князя Игоря. Князь решается бежать с помощью Овлура. Появляется взволнованная Кончаковна.
Узнав о побеге, красавица молит Владимира остаться с ней. Князь Игорь вскочив на коня, бежит из плена, оставив влюбленного сына с дочерью хана.4 действиеГородская стена Путивля. Княгиня, оплакивает мужа и разоренную половцами землю. Тут Ярославна видит скачущих всадников, с радостью узнавая в одном из них любимого супруга.
Гудошники, еще не зная о прибытии князя, смеются над Игорем. Но приезд князя Игоря потрясает их. Чтобы избежать наказания, плутоватые Скула и Ерошка, решают бить в колокол, возвещая о появлении князя.На звон колокола сбегаются жители Путивля, шумно приветствуя любимого князя.
https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/opera-borodin-knyaz-igor-po-dejstviyam
Mr. Buster Просветленный (39476) 3 года назад Сергей Токмаков Знаток (310) 1 год назад ПрологНа площади города Путивля, рать под предводительством князя Игоря готовится к сражению против половецкого войска. Бояре и простой люд оказывают почтение князю и его сыну Владимиру. Неожиданно начинается полное затмение солнца. В этом многие видят дурной знак. Пора отправляться в поход, но местные гудошники, Скула и Ерошка, тихо сбегают, боясь сражений и смерти.Князь Игорь прощается с безутешной супругой Ярославной. Страшные предчувствия и просьбы жены не останавливают Игоря. Поручив Ярославну ее брату, князю Галицкому, Игорь с дружиной отправляется в поход.
1 действиеКартина перваяКнязь Галицкий шумно пирует, мечтая стать князем в Путивле, а сестру отправить в монастырь. Здесь же Скула и Ерошка.В терем приходят девицы, с просьбой вернуть подругу, которую похитили слуги Галицкого. Князь высокомерно прогоняет просительниц, а веселье продолжается своим чередом.
Картина втораяКнягиня полна тяжелых дум, ведь до сих пор нет вестей от мужа. От горестных мыслей Ярославну отвлекают девицы пришедшие жаловаться на беззакония князя Галицкого. Появляется Галицкий. Держа ответ перед сестрой, брат ведет себя вызывающе и уверенно, заявляя, что скоро захватит власть в Путивле.К княгине входят с плохими новостями думные бояре.
Дружина разбита, Игорь и сын в плену у половцев, а на Русь идут вражеские орды.2 действиеВ степи, в половецком стане, девушки нежными песнями и танцами услаждают взор Кончаковны, дочери хана Кончака. Сын Игоря, Владимир, с наступлением ночи спешит на свидание с прекрасной Кончаковной.
Но князю Игорю плен доставляет лишь страдание, ведь он мечтает поскорее освободить свой народ.К князю Игорю тайно обращается половец Овлур желая помочь в побеге. Половецкий хан Кончак, приглашает к себе князя Игоря, предлагая ему свою верность и дружбу, по достоинству оценив в бою смелость и честность князя. Но Игорь твердо отказывается от предложения.
Хан хорошо понимает князя и чтобы поднять настроение пленника, сзывает юношей и девушек для веселой безудержной пляски.3 действиеПоловцы встречают хана Гзака с добычей. Вид полоненных сородичей и разграбленного добра, становятся последней каплей терпения князя Игоря. Князь решается бежать с помощью Овлура. Появляется взволнованная Кончаковна.
Узнав о побеге, красавица молит Владимира остаться с ней. Князь Игорь вскочив на коня, бежит из плена, оставив влюбленного сына с дочерью хана.4 действиеГородская стена Путивля. Княгиня, оплакивает мужа и разоренную половцами землю. Тут Ярославна видит скачущих всадников, с радостью узнавая в одном из них любимого супруга.
Гудошники, еще не зная о прибытии князя, смеются над Игорем. Но приезд князя Игоря потрясает их. Чтобы избежать наказания, плутоватые Скула и Ерошка, решают бить в колокол, возвещая о появлении князя.
На звон колокола сбегаются жители Путивля, шумно приветствуя любимого князя.
Павел Стариков Знаток (314) 1 год назад ПрологНа площади города Путивля, рать под предводительством князя Игоря готовится к сражению против половецкого войска. Бояре и простой люд оказывают почтение князю и его сыну Владимиру. Неожиданно начинается полное затмение солнца. В этом многие видят дурной знак. Пора отправляться в поход, но местные гудошники, Скула и Ерошка, тихо сбегают, боясь сражений и смерти.Князь Игорь прощается с безутешной супругой Ярославной. Страшные предчувствия и просьбы жены не останавливают Игоря. Поручив Ярославну ее брату, князю Галицкому, Игорь с дружиной отправляется в поход.
1 действиеКартина перваяКнязь Галицкий шумно пирует, мечтая стать князем в Путивле, а сестру отправить в монастырь. Здесь же Скула и Ерошка.В терем приходят девицы, с просьбой вернуть подругу, которую похитили слуги Галицкого. Князь высокомерно прогоняет просительниц, а веселье продолжается своим чередом.
Картина втораяКнягиня полна тяжелых дум, ведь до сих пор нет вестей от мужа. От горестных мыслей Ярославну отвлекают девицы пришедшие жаловаться на беззакония князя Галицкого. Появляется Галицкий. Держа ответ перед сестрой, брат ведет себя вызывающе и уверенно, заявляя, что скоро захватит власть в Путивле.К княгине входят с плохими новостями думные бояре.
Дружина разбита, Игорь и сын в плену у половцев, а на Русь идут вражеские орды.2 действиеВ степи, в половецком стане, девушки нежными песнями и танцами услаждают взор Кончаковны, дочери хана Кончака. Сын Игоря, Владимир, с наступлением ночи спешит на свидание с прекрасной Кончаковной.
Но князю Игорю плен доставляет лишь страдание, ведь он мечтает поскорее освободить свой народ.К князю Игорю тайно обращается половец Овлур желая помочь в побеге. Половецкий хан Кончак, приглашает к себе князя Игоря, предлагая ему свою верность и дружбу, по достоинству оценив в бою смелость и честность князя. Но Игорь твердо отказывается от предложения.
Хан хорошо понимает князя и чтобы поднять настроение пленника, сзывает юношей и девушек для веселой безудержной пляски.3 действиеПоловцы встречают хана Гзака с добычей. Вид полоненных сородичей и разграбленного добра, становятся последней каплей терпения князя Игоря. Князь решается бежать с помощью Овлура. Появляется взволнованная Кончаковна.
Узнав о побеге, красавица молит Владимира остаться с ней. Князь Игорь вскочив на коня, бежит из плена, оставив влюбленного сына с дочерью хана.4 действиеГородская стена Путивля. Княгиня, оплакивает мужа и разоренную половцами землю. Тут Ярославна видит скачущих всадников, с радостью узнавая в одном из них любимого супруга.
Гудошники, еще не зная о прибытии князя, смеются над Игорем. Но приезд князя Игоря потрясает их. Чтобы избежать наказания, плутоватые Скула и Ерошка, решают бить в колокол, возвещая о появлении князя.
На звон колокола сбегаются жители Путивля, шумно приветствуя любимого князя.
жмот жмотов Ученик (178) 6 месяцев назад На площади города Путивля собрано войско под предводительством князя Игоря, которое готовилось отправиться «на брань с врагом Руси». Не только бояре, но и простой народ выказывал почтение князю и его сыну Владимиру, всячески подбадривая его перед грандиозной битвой. Князь Игорь был уверен в победе, поскольку шел со своей ратью сражаться «за веру, за Русь, за народ».Неожиданно началось солнечное затмение – «средь бела дня зажглися звезды». Среди собравшихся начались волнения – многие видели в затмении дурной знак. Князь Игорь принялся успокаивать подданных, уверяя, что «судьбы своей никто не обойдет». Он стал прощаться со своей супругой Ярославной, которая пыталась отговорить любимого мужа от опасного похода. Однако князь был непоколебим в своем решении, и вместе с дружиной покинул город.Действие первоеКартина перваяБрат Ярославны, князь Галицкий, едва дождавшись ухода князя Игоря, устроил шумный пир. Он мечтал занять княжеский трон в Путивле, а сестру заточить в монастыре. К нему присоединились Скула и Ерошка, которые втихомолку оставили войско князя Игоря.Во время пиршества к князю Галицкому вбежала толпа девушек, которые стали плакать, причитать, и жаловаться князю на его слуг, которые «выкрали девоньку» – их подругу. Но князь Галицкий высокомерно прогнал просительниц, и пиршество продолжилось своим чередом.Картина втораяМеж тем княгиня Ярославна полна тяжким дум – давно не было гонцов от князя Игоря, и ей казалось, что «сердце весть недобрую несет». От горестных мыслей ее отвлекли девицы, которые пришли пожаловаться на беззакония князя Галицкого.Вскоре у Ярославны появился и брат. Он вел себя излишне вызывающе и самоуверенно, и не постеснялся заявить, что вскоре станет полноправным правителем в Путивле.К княгине пришли бояре с дурными известиями. Они поведали, что «костьми полегла вся рать», князь с сыном Владимиром и братом Всеволодом взяты в плен, а к Путивлю свое войско «ведет половецкий хан Гзак».Действие второеВ половецком стане, раскинувшемся посреди степи, девушки развлекали песнями и плясками прекрасную дочь хана Кончака – Кончаковну. Сын Игоря, Владимир, влюбился в принцессу и спешил на свидание в ней, в то время как князь Игорь всем сердцем страдал в плену, мечтая лишь о скором освобождении своего народа.На заре к князю подкрался половчанин Овлур, который дал ему понять, что «и для Руси заря настанет». Он искренне желал помочь князю выбраться из плена, но это было ниже достоинства Игоря, который находился «у хана на поруках».Между тем хан Кончак, который высоко ценил смелость и честность князя Игоря, делал все возможное, чтобы пленник чувствовал себя комфортно. Он предлагал князю богатые подарки, невольниц, хотел быть его «союзником верным», другом, братом, но Игорь Святославович твердо отказался от этого заманчивого предложения.Действие третьеПоловцы встретили хана Гзака с добычей. Глядя на разграбленное добро, на измученных русичей, взятых в плен, князь Игорь не выдержал и решился на побег при содействии Овлура. Красавица Кончаковна принялась умолять Владимира остаться с ней, и тот согласился. Князь Игорь сбежал из плена, оставив влюбленного сына.Действие четвертоеКнягиня оплакивала судьбу свою и своего народа. Заметив скачущих всадников «в одежде половецкой», она не сомневалась, что вновь нагрянули половцы. Каково же было ее удивление и радость, когда в одном из всадников она узнала оплакиваемого мужа. Князь поведал, что сбежал для того, «чтоб край спасти и кликнуть клич по всей Руси» собирать войска против общего врага.
Ерошка и Скула, все эти дни хулившие князя, узнали о его возвращении. Чтобы избежать наказания за свое предательство, они принялись бить в колокол, извещая народ о возвращении Игоря Святославовича. На звон колокола сбежались все жители Путивля, которые принялись шумно
Источник: https://otvet.mail.ru/question/195347858
Краткое содержание: Александр Порфирьевич Бородин. Князь Игорь
КНЯЗЬ ИГОРЬ
Опера в четырех актах с прологом
Либретто А. П. Бородина
Действующие лица:
|
|
||
Кончак Гзак | } | половецкие ханы | бас без речей |
Кончаковна, дочь хана Кончака Овлур, крещеный половчанин | контральто тенор | ||
Скула Ерошка | } | гудочники | бас тенор |
Няня Ярославны Половецкая девушка | сопрано сопрано |
Русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы,
русские ратники, девушки, народ. Половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы
(чаги) хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые.
- Действие происходит: в прологе, в первом и четвертом актах
— во городе Путивле, во втором и третьем актах — в половецком стане. - Время: 1185 год.
- СЮЖЕТ
В древнем русском городе Путивле князь Игорь
собирается с дружиной в поход на половцев. Народ торжественно славит князя.
Внезапно землю окутывает мрак — начинается солнечное затмение.
Видя в этом
недоброе предзнаменование, народ и бояре отговаривают Игоря; умоляет князя
остаться и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен.
Поручив заботы о жене ее
брату Владимиру Галицкому, он ведет дружшу на битву с врагом.
Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Вместе с
челядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие
гудочники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий лелеет мечту
сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив
девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить об ее освобождении.
Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны.
Но, несмотря на всю свою решительность и твердость, княгиня не в силах
справиться с братом. Бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся
рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища
половцев. Слышен тревожный набат, возвещающий о вражеском нашествии.
Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и
плясками развлекают дочь хана Кончаковну Но лишь радостное свидание с
полюбившимся ей княжичем Владимиром развеяло грусть красавицы. В тяжком
раздумье Игорь. Верный Овлур предлагает ему побег. Игорь мечтает вырваться из
плена, но колеблется — не пристало русскому князю бежать тайно.
Его
благородством и отвагой восхищен воинственный хан Кончак. Он принимает Игоря
как почетного гостя. Хан готов даже отпустить его, если Игорь даст слово не
поднимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу,
он снова соберет на хана полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит
невольницам петь и плясать.
С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав
от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег и, когда
стражи засыпают, договаривается с Овлуром.
Кончаковна, подслушавшая этот
разговор, умоляет Владимира не покидать ее. Но любовь борется в душе княжича с
чувством долга. Тогда Кончаковна будит спящий стан и задерживает Владимира;
Игорю удается бежать.
Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак
объявляет Владимира своим зятем.
Ранним утром в Путивле на городской стене горько
плачет Ярославна. Она обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей
милого Игоря. В отдалении показываются всадники. Это Игорь, сопровождаемый
Овлуром.
Их видят ошеломленные Скула и Ерошка. Изворотливый Скула предлагает
ударить в колокол, чтобы первыми оповестить народ о возвращении князя. Хитрость
удается. На радостях гудочники прощены.
Вместе с народом они приветствуют
Игоря.
Источник: https://vsekratko.ru/opera/078.html