Пер гюнт — краткое содержание романа ибсена по действиям

Эдвард Григ «Пер Гюнт»

Пер Гюнт - краткое содержание романа Ибсена по действиям

Музыкальное сопровождение к театральному спектаклю, а впоследствии и две сюиты «Пер Гюнт» по праву входят в золотую коллекцию шедевров мирового искусства. Сотрудничество известного поэта и драматурга Генрика Ибсена с Эдвардом Григом принесло миру не только удивительную постановку, но и превосходную музыку.

Узнать историю создания «Пер Гюнта» Грига, прочитать интересные факты и сюжет, послушать композиции в исполнении лучших музыкантов современности, а также изучить музыкальную характеристику наиболее известных номеров можно на нашей странице.

История создания

В 1870 году мир узнал нового писателя. Генрик Ибсен, родившийся и выросший в Норвегии, прославился на весь мир благодаря сочинению двух пьес «Брандт» и «Пер Гюнт». В этих пьесах противопоставлены образы человека и его стремления в жизни.

Один из героев старается найти истинный жизненный путь, а другой буквально убегает от проблем и ничего не хочет менять. Пер Гюнт, как литературный персонаж представлял собой достаточно актуальную для всех времен психологическую модель.

Он не хотел менять себя, не хотел искать смысл, он хотел, чтобы его принимали таким, какой он есть.

Пер Гюнт - краткое содержание романа Ибсена по действиям

Работа над пьесой продолжалась на протяжении 1867 года. Осенью, когда писатель находился в Сорренто он окончательно закончил работу над сочинением, состоящим из 5 актов, и не делящегося на картины.

За основу был взят герой из народного фольклора Норвегии, при этом Ибсен постарался наполнить его характерными качествами романтика, который находится в постоянных странствиях, поисках, и упускает в своей жизни по-настоящему важное чувство.

Тем не менее, главными качествами Пер Гюнта можно считать отважность, смелость и желание совершать отчаянные поступки.

В конце 1873 года началась редакция произведения для постановки. Ибсен был очень внимательным к каждой детали, особенно важную роль для него играла музыка.

Писатель подумал, что никто лучше не справится с задачей сочинить такое музыкальное сопровождение, которое могло бы передать атмосферу действия, чем Эдвард Григ. В те времена композитор был известен на весь мир.

До этого Григ не единожды писал романсы на стихи Ибсена, поэтому музыкант охотно согласился на сотрудничество. При этом писатель точно знал, какую музыку хочет для конкретного акта.

Пер Гюнт - краткое содержание романа Ибсена по действиям

Творческому человеку, имеющему собственный взгляд и представление, достаточно сложно писать музыку, придерживаясь строгих рамок и авторских указаний. Возможно, именно по этой причине работа над сочинением музыки шла долго.

Лирическая музыка, с использованием народных норвежских мотивов была закончена первой, остальная танцевальная часть представляла сложность.

В первый срок постановки работа была не закончена, осенью композитор отправился в поездку по Европе, но и там продолжал активно сочинять новые номера и оркестровать уже готовые. Весной 1875 года партитура была полностью завершена.

Премьера спектакля состоялась в феврале следующего года, успех был ошеломительный. За сезон спектакль был поставлен 36 раз. Ибсен и Григ – это творческий союз, который сумел создать по-настоящему интересное театральное представление.

Спустя 10 лет, в Копенгагене состоялась повторная премьера, для которой композитор полностью переоркестровал музыкальный материал. Вновь успех и положительные рецензии, как театральных, так и музыкальных критиков.

Пер Гюнт - краткое содержание романа Ибсена по действиям

В дальнейшем из наиболее ярких и самостоятельных номеров композитор создал две потрясающие сюиты. Первая сюита op.46 была полностью закончена в 1888 году, вторая сюита была составлена спустя три года.

Музыка была узнаваема, поэтому многие дирижеры того времени мгновенно включили произведения в собственный репертуар.

На сегодняшний день музыка не теряет собственной актуальности, она по-прежнему отражает национальный норвежский колорит, свойственный творчеству Эдварда Грига.

Пер Гюнт - краткое содержание романа Ибсена по действиям Пер Гюнт - краткое содержание романа Ибсена по действиям

Пер Гюнт - краткое содержание романа Ибсена по действиям Пер Гюнт - краткое содержание романа Ибсена по действиям

Интересные факты

  • Из музыки к спектаклю в дальнейшем композитор создал две сюиты, в них вошли по четыре номера из двадцати трех композиций.
  • В 2015 году на музыку был поставлен балет «Пер Гюнт» в 2 актах. Либретто было составлено Эдвардом Клюгом.
  • При сочинении пьесы писатель обращался к отечественному норвежскому фольклору. Так, имя литературного персонажа было позаимствовано из сборника сказок, собранных Петером Кристенсем Асбьернсоном и Йоргеном Му.
  • Для постановки в Копенгагене Эдвард Григ полностью переделал оркестровку.
  • Полная партитура состоит из 23 номеров, среди которых танцевальные вставки и вступления к каждому акту.

Сюжет «Пер Гюнта»

Пер Гюнт - краткое содержание романа Ибсена по действиям

В сюжетную линию Генрик Ибсен искусно вплетает скандинавские мифы и легенды, так, история приобретает черты волшебной сказки с моралью.

 Пер Гюнт — необычный парнишка из деревни, сын человека, который был богат по наследству, но не сумел удержать деньги и обанкротился.

Все что было потеряно отцом Пер Гюнт хочет восстановить, он постоянно хвалится, что станет таким же богатым, но его поступки не подкрепляются действием и люди смеются над ним. Герой ввязывается в драку с кузнецом.

На свадьбе в Хэгстеде, он знакомится с Сольвейг, похищает невесту Ингрид. На Пер Гюнта открывается охота, его разыскивают, но он отправляется с тремя пастушками в горы. Тролли окружают парнишку, их король заклинает его «будь всегда собой доволен». Сольвейг остается жить в их избушке на окраине леса.

Проходит время, мать Пер Гюнта Озе умирает. Оставив отчий дом и Сольвейг, герой отправляется в путь, за синее море. Его ждут приключения в разных странах. Всю жизнь герой странствовал, менял профессии, пока не состарился.

 Все это время верная Сольвейг ждала и верила, что Пер Гюнт вернется. Она молилась за него, и ее молитва оберегала и спасала путешественника. После стольких лет Пер Гюгт возвращается в родное место и встречает ту, что провела всю жизнь в ожидании.

Для нее он всегда будет оставаться самим собой.

Содержание

Музыка к спектаклю «Пер Гюнт» отличается колористичностью и красочностью. Отдельные номера, которые вошли в сюиты, представляют собой законченные музыкальные композиции.

В каждом номере передается продуманная до мелочей атмосфера, композитор сумел проиллюстрировать самобытность других стран, использовав ряд профессиональных приемов, характерных для музыки иных национальностей.

Рассмотрим музыкальную характеристику наиболее известных композиций.

Утро

С восходом солнца в сердце к тому, кто верит приходит надежда на лучшее. Новый день позволяет начать все по-другому. Возникает вопрос: можно ли изменить мир, не меняя себя.

Как по завету горного короля и троллей: «всегда быть довольным собой?».

И сколько преград нужно преодолеть, чтобы понять, что истинное счастье всегда находится ближе, чем кажется, и не нужно отправляться за три девять земель, чтобы обрести его.

Пер Гюнт - краткое содержание романа Ибсена по действиям

Природа Норвегии, ощущение пространства дарит слушателю чувство спокойствия. Все бури улягутся сами собой, преграды будут преодолены, лишь бы был тот, кто верит и ждет, несмотря ни на что.

Выразительные средства, к которым обращается композитор – это пентатоника, чистая прозрачная гармония и тембры флейты, гобоя. Все это создает пасторальность картины «Утро», пейзажность и живописность. Покой утренней природы – вот, что нужно, чтобы прийти к гармонии.

«Утро» (слушать)

Смерть Озе

Невероятно лиричный и трагичный номер. В нем Григу удается передать целую палитру чувств от сосредоточенности до отчаяния и безудержного порыва к осуществлению дальнего путешествия. Постепенно эмоциональная температура нарастает и доходит до кульминации с использованием хорала, как символа смерти и конечности человеческого пути.

Но вдруг наступает тишина, сменяющаяся на тихую и удивительно светлую музыку. Струнные инструменты позволяют передать теплоту момента прощания матери и сына. Лишь хроматические интонации, как символы болезни, омрачают музыкальный материал.

Сочинение поражает сдержанностью и лаконичностью и вместе с тем, чувственностью и возвышенной лирикой.

Танец Анитры

Иллюстрация сцены танцующей Анитры, дочери шейха, сопровождается оригинальным танцем. Номер контрастен по сравнению с предыдущими сценами, связанными с норвежским колоритом. Гибкость, грациозность мелодии, и ее восточная красота подчеркивают ориентальный образ героини, сочетающей в себе пленительность и коварство. В качестве украшений композитор использует звенящие трели.

«Танец Анитры» (слушать)

В пещере горного короля

Мрачное царство Доврского деда озвучено в тембрах низких струнных и фагота. Постепенно звучность приобретает все большую насыщенность и динамику. Мелодия немного примитивна, напоминает смесь шотландских мотивов и марша.

С каждым тактом он набирает обороты, что приводит к кульминационному построению. Весь оркестр грохочет и поражает мощью и величественной полнотой звучания. Изумительна оркестровка «В пещере горного короля».

Особенно выделяются ударные инструменты, создающие не только ритмическую поступь, но и динамическую лавину, завершающую первую сюиту.

  • «В пещере горного короля» (слушать)
  • Жалоба Ингрид

Яркая многохарактерная зарисовка открывается небольшим эпизодом в стремительном темпе. Использование всех инструментов, за исключением тяжелой меди позволяет сразу привлечь внимание. Это гнев похищенной невесты.

Продолжает миниатюру тема, имеющая прямое отношение к норвежскому фольклору, а именно свадебный народный танец.

Секундовые интонации – это изображение плача невесты, продолжаются протяжной мелодией и завершается неистовым материалом вступления.

Арабский танец

Жара аравийской пустыни. Пер Гюнт бродит, проходя сквозь зыбучие пески. Он слышит изломанную мелодию в исполнении высоких духовых инструментов. Чёткий ритм большого барабана заставляет буквально пускаться в пляс. Постепенно извилистая мелодия переходит в партию струнных инструментов, воссоздавая ориентальность восточной музыки.

Возвращение Пера Гюнта

Годы странствий наложили видимый след на Пер Гюнта, и вот, он решил вернуться обратно. Но и здесь его ждут трудности. Море неспокойно, стихия бушует, волны вздымаются все выше и выше. Это стихийное бедствие использовано, как аллегория личной трагедии. Жизнь прожита зря, скитания не принесли ничего, кроме морщин на лице. Номер можно считать не только смысловой, но и трагической кульминацией.

Песня Сольвейг

Лирическая песня Сольвейг завершает сюиту. Двое на пустой дороге встретились спустя десятилетия. Они уже не молоды, годы никого не щадят. Но верная Сольвейг всегда знала, что дождется Пер Гюнта.

Читайте также:  Сочинение примеры драгоценных книг из жизни

Изящная, нежная музыка, наполнена искренностью. В ее образе композитор хочет воплотить черты родины, поэтому использует подлинную народную мелодию.

Чистота, мудрость и поэтичность – вот, что характеризует героиню.

Музыка «Пер Гюнта» в кинематографе

Утро  Счастье (2017)
 Австралийский ниндзя (2017)
 Мальчики и девочки (2017)
Книга жизни (2014)
 Семейка Крудс (2013)
В пещере горного короля  Мерли (2016)
 Американская семейка (2013)
 Агент Джонни Инглиш: Перезагрузка (2011)
 Социальная сеть (2010)
Смерть Озе  Неруда (2016)
 Доверие (2016)
Песня Сольвейг  Угли (2015)
 Рыцарь кубков (2015)
Танец Анитры  В Филадельфии всегда солнечно (2012)
 Идеальный хозяин (2010)
 Она – мужчина (2006)

Богатство образов, стилистическое разнообразие, использование необычных художественных приемов делают музыку по-настоящему уникальной и неповторимой. Эдварду Григу удалось воплотить в жизнь музыкальные образы и подчеркнуть характеры, прописанные Генриком Ибсеном. Мастерство и талант помогли возвысить театральную музыку, дав ей право на самостоятельное существование.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вернуться назад

Эдвард Григ «Пер Гюнт»

Источник: https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/edvard-grig-per-gyunt

Краткое содержание Пер Гюнт Генрик Ибсен

Генрик Ибсен

Пер Гюнт

Действие поэмы охватывает время от начала до 60-х гг. XIX в. и происходит в Норвегии , на марокканском побережье Средиземного моря, в пустыне Сахара, в сумасшедшем доме в Каире, на море и снова в Норвегии, на родине героя.

Молодой деревенский парень Пер Гюнт дурачится, обманывая мать Осе. Он рассказывает ей историю об охоте на прыткого оленя.

Раненый олень взвивается с оседлавшим его Пером на вершину хребта, а потом прыгает с высоты в кристально чистое, как зеркало, озеро, устремляясь к собственному отражению. Затаив дыхание, Осе слушает.

Она не сразу спохватывается: эту историю она знает – Пер лишь слегка переиначил старинное предание, примерив его на себя.

Порванная одежда сына объясняется другим – он подрался с кузнецом Аслаком.

Задирают Пера окрестные парни часто: он любит пофантазировать, а в мечтах видит себя героем сказок или легенд – принцем или королем, окружающие же считают его истории пустым хвастовством и вздором.

Вообще, Пер слишком заносчив! Еще бы, ведь он – сын капитана, пусть даже спившегося, промотавшего состояние и бросившего семью. И еще одно – Пер нравится девушкам.

По этому поводу мать сетует: что бы ему не жениться на Ингрид, дочери богатого хуторянина? Тогда бы были у них и земля, и поместье! А ведь Ингрид заглядывалась на Пера. Жаль!

Как раз вечером играют ее свадьбу, Ингрид выходит замуж за Маса Мона.

За Маса Мона? Тюфяка и простофилю? Этому не бывать! Пер идет на свадьбу! Пытаясь отговорить сына, Осе угрожает – она пойдет с сыном и перед всеми его ославит!

Ах, так! Пер, смеясь и играючи, сажает мать на крышу чужого дома: пусть посидит тут, покуда ее не снимут, а он пока сходит на праздник.

На свадьбе незваного гостя встречают в штыки. Девушки не идут танцевать с ним. Пер сразу отличает среди них Сольвейг, дочь крестьянина-сектанта из переселенцев. Она так прекрасна, чиста и скромна, что даже ему, лихому парню, боязно к ней подступиться.

Пер приглашает Сольвейг несколько раз, но всякий раз получает отказ. В конце концов девушка признается ему: ей стыдно идти с подвыпившим. Кроме того, она не хочет огорчать родителей: строгие правила их религии ни для кого исключений не делают.

Пер огорчен. Воспользовавшись моментом, парни предлагают ему выпить, чтобы потом над ним посмеяться. Пера к тому же злит и раззадоривает неумеха жених, не знающий, как надо обращаться с невестой…

Неожиданно даже для самого себя Пер хватает невесту под мышку и, “как свинью”, по выражению одного из гостей, уносит ее в горы.

Страстный порыв Пера недолог, он почти сразу отпускает Ингрид на все четыре стороны: ей далеко до Сольвейг! Разъяренная Ингрид уходит, а на Пера устраивают облаву.

Он прячется в глубине леса, где его привечают три пастушки, отвергающие ради его любви своих дружков-троллей.

Здесь наутро Пер встречает Женщину в Зеленом Плаще, дочь Доврского короля – правителя обитающей в лесу нечисти – троллей, кобольдов, леших и ведьм.

Пер хочет Женщину, но еще больше ему хочется побыть настоящим принцем – пусть даже лесным! Условия Доврский дед ставит жесткие: тролли исповедуют “почвеннические” принципы, они не признают свободного выезда за пределы леса и довольствуются только домашним – едой, одеждой, обычаями. Принцессу отдадут замуж за Пера, но прежде ему следует надеть хвост и выпить здешнего меду . Покривившись, Пер соглашается и на то и на другое.

Все во дворце Доврского деда выглядит заскорузлым и безобразным, но это, как объясняет Доврский дед, лишь дефект человеческого взгляда на жизнь.

Если, сделав операцию, перекосить Перу глаз, он тоже будет видеть вместо белого черное и вместо безобразного прекрасное, то есть приобретет мировоззрение истинного тролля.

Но на операцию Пер, готовый ради власти и славы почти на все, не идет – он был и останется человеком!

Тролли наваливаются на него, но, услышав звуки церковного колокола, отпускают.

Пер – в обморочном состоянии между жизнью и смертью. Невидимая Кривая обволакивает его путами и скликает для расправы крылатых демонов. Пер спотыкается и падает, но опять слышно церковное пение и звон колоколов.

С криком: “Смерть мне, бабы у него за спиной!” – Кривая отпускает Пера.

Его находят в лесу мать и Сольвейг. Осе сообщает сыну: за похищение Ингрид он теперь объявлен вне закона и может жить только в лесу. Пер строит себе избушку.

Уже выпал снег и дом почти готов, когда к нему на лыжах прибегает Сольвейг: она ушла от строгих, но любимых ею родителей, решив остаться с ним навсегда.

Пер не верит своему счастью. Он выходит из избушки за хворостом и неожиданно встречает в лесу сильно подурневшую Женщину в Зеленом с уродцем, которого она представляет Перу как его сынка – тот, кстати, встречает отца не слишком приветливо . Троллиха требует от Пера, чтобы он прогнал Сольвейг! Или, может быть, они заживут в его доме втроем? Пер в отчаянии, его тяготит тяжелое чувство вины.

Он страшится запачкать Сольвейг своим прошлым и не хочет ее обманывать. Значит, он должен от нее отказаться! Попрощавшись, он уходит из избушки якобы на минуту, но в действительности навсегда.

Перу не остается иного, как бежать из страны, но он не забывает о матери и посещает ее. Осе больна, ей помогает соседка; нехитрое имущество в доме описано судебным приставом. В несчастье матери, конечно, виноват сын, но Осе оправдывает его, она считает, что сам по себе ее Пер неплох, его сгубило вино.

Старуха чувствует, жить ей осталось недолго – мерзнут ноги, царапает дверь кот . Пер садится на кровать и, утешая мать, рассказывает ей нараспев сказку. Они оба приглашены в волшебный замок Суриа Муриа. Вороной уже запряжен, они едут по снежному полю, по лесу. Вот и ворота!

Их встречает сам святой Петр, и Осе, как важной барыне, подносят кофе с пирожным. Ворота позади, они – у замка. Пер хвалит мать за ее веселый нрав, за терпение и заботливость, он не ценил их раньше, так пусть же за доброту ей воздаст хозяин волшебного замка! Искоса взглянув на Осе, Пер видит, что она умерла.

Не дожидаясь похорон , он уезжает “за море, чем дальше, тем лучше”.

Проходит много лет. Перу Гюнту под пятьдесят. Ухоженный и преуспевающий, он принимает на средиземноморском берегу Марокко гостей. Рядом в море стоит его яхта под американским флагом.

Гости Пера: деловитый мастер Коттон, глубокомысленно многозначительный фон Эберкопф, бомондный мосье Баллон и немногословный, но пылкий Трумпетерстроле – превозносят хозяина за гостеприимство и щедрость.

Как удалось человеку из народа сделать такую блестящую карьеру! В осторожных выражениях, стремясь не задеть либерально-прогрессистских взглядов гостей, Пер Гюнт говорит им правду: он спекулировал в Китае церковным антиквариатом и занимался работорговлей в южных штатах в Америке.

Сейчас он на яхте направляется в Грецию и может предложить друзьям дело.

Превосходно! Они с удовольствием помогут грекам-повстанцам в их борьбе за свободу! Вот, вот, подтверждает Гюнт, он хочет, чтобы они раздували пламя восстания как можно сильнее. Тем больше будет спрос на оружие.

Он продаст его Турции, а прибыль они вместе поделят. Гости смущены. Им стыдно и одновременно жаль упускаемой прибыли. Фон Эберкопф находит выход – гости отнимают у Гюнта яхту и уплывают на ней.

Проклиная несостоявшихся компаньонов, Пер грозит им вслед – и чудо! – груженная оружием яхта взрывается! Бог хранит Гюнта для дальнейших свершений.

Утро. Гюнт прячется от хищных зверей на пальме, но и здесь попадает в общество… обезьян. Мгновенно сориентировавшись, Пер приспосабливается к законам стаи. Приключение заканчивается благополучно.

Соскочив с дерева, герой бредет по пустыне дальше, осуществляя в воображении величественный проект орошения Сахары. Пер Гюнт превратит пустыню в идеальную страну – Гюнтиану, он расселит в ней норвежцев и будет поощрять их занятия науками и искусствами, которые расцветут в столь благодатном климате. Единственное, чего ему сейчас не хватает… это коня.

Удивительно, но Гюнт тут же его получает. Коня и драгоценные одежды прятали за барханом воры, которых спугнула разыскивавшая их стража.

Облачившись в восточные одежды, Гюнт отправляется далее, и в одном из оазисов арабы принимают его за важную персону – как считает сам Гюнт, за пророка. Новоявленный пророк не на шутку увлекается прелестями местной гурии – Анитры, но она обманывает его – ей нужна не душа , а драгоценности Гюнта. Роль пророка ему тоже не удалась.

Читайте также:  Сочинение оправдывает ли цель средства?

Следующая остановка Пера в Египте. Рассматривая Сфинкса и статую Мемнона, Пер воображает себя знаменитым историком и археологом. Мысленно он строит грандиозные планы путешествий и открытий, но… лицо Сфинкса ему кого-то напоминает?

Кого же? Не Доврского ли деда? Или загадочной Кривой?

Пер делится своими догадками с неким Бегриффенфельдом, и тот, очень заинтересованный собеседником, обещает познакомить его со своими каирскими друзьями. В доме с зарешеченными окнами Бегриффенфельд под страшным секретом сообщает: буквально час назад преставился Абсолютный разум – они в сумасшедшем доме.

Бегриффенфельд, директор его, знакомит Пера с больными: Гуту – поборником возрождения древнего языка индийских обезьян, Феллахом, считающим себя священным быком древних египтян Аписом, и Гуссейном, вообразившим себя пером, которое требуется немедленно очинить, что он и делает сам, перерезая себе горло перочинным ножом.

Вся эта фантастическая сцена была хорошо понятна современникам Ибсена, в ней на “египетском” материале зашифрованы выпады против национального норвежского романтизма: Гуту, как предполагают, это Ивар Осен, создатель лансмола, искусственного языка, составленного из крестьянских диалектов , феллах – это норвежский бонд , “священная корова” и идеал норвежских романтиков, Гуссейн – министр иностранных дел Мандерстрем, предавший во время датско-прусского военного конфликта в 1864 г. идеалы скандинавизма: он подменил конкретные действия Швеции и Норвегии в защиту Дании писанием бесчисленных нот протеста, за что и был прозван Ибсеном в газетной статье “способным пером”. Ошалев от атмосферы безумия и совершившегося на его глазах самоубийства, Пер падает в обморок, а безумный директор желтого дома садится на него верхом и венчает его голову соломенным венком дурака.

Проходит еще много лет. Совершенно седой Пер Гюнт возвращается на родину. Его корабль тонет у берегов Норвегии, но Гюнту, зацепившемуся за выброшенную в море лодку, удается спастись.

На борту судна Пера преследовал Неизвестный Пассажир, тщетно выпрашивавший у него его тело “для целей науки” – ведь Пер, по его мнению, непременно скоро умрет.

И этот же Пассажир появляется в море снова и цепляется за перевернутую лодку; на прямой вопрос, не Дьявол ли он, Пассажир отвечает уклончиво и казуистически вопросом на вопрос, в свою очередь обличая Пера как человека, не слишком стойкого духом.

Пер благополучно добирается до родной местности.

Он случайно попадает на кладбище, где выслушивает хвалебное слово священника над гробом одного поселянина – человека, отхватившего себе во время войны серпом палец .

Этот человек всей жизнью и, главным образом, своим неустанным трудом искупил свое малодушие и заслужил уважение общества. В словах священника Перу слышится упрек – ведь он не создал ни семьи, ни дома.

В своей бывшей деревне на похоронах Ингрид Пер встречает много состарившихся до неузнаваемости давних знакомых. Да и сам он остается неузнанным, хотя люди о нем помнят – местный полицмейстер, например, вспоминая о Пере, называет его поэтом, верившим в выдуманную им сказочную реальность. Зато Пера сразу узнает в лесу Пуговичник, уже давно его разыскивавший.

Время Гюнта на земле закончилось, и Пуговичник намерен тут же на месте перелить его душу в пуговицу – ведь ни в Рай, ни в Ад душа Пера не попадет, она годна лишь на переплавку.

Негодяем Пера Пуговичник не считает, но ведь и хорошим человеком он тоже не был? Самое же главное, Пер Гюнт не выполнил на земле своего предназначения – он не стал самим собой , он лишь примерял на себя разные усредненно-стандартные роли.

Впрочем, об этом Пер знает и сам, разве недавно не он сам сравнивал себя с луковицей. Луковица тоже не имеет твердого ядра и состоит из одних шкурок.

Пер был и остался перекати-полем.

Пер Гюнт не на шутку напуган. Что может быть страшнее переплавки души – превращения ее в абсолютно аморфную безликую серость? Он просит у Пуговичника отсрочку, он докажет ему, что и в его натуре было нечто цельное!

Пуговичник отпускает Пера. Но встречи его с потерявшим былую мощь Доврским дедом и с Костлявым ничего определенного не дают, а Гюнту сейчас нужно именно это – определенное! Скитаясь по лесу, Пер выходит на построенную им когда-то избушку. На пороге его встречает Сольвейг, постаревшая, но счастливая от того, что увидела его снова.

Только теперь Пер Гюнт понимает, что он спасен. Даже под самыми разнообразными масками в течение всей его пестрой жизни он оставался самим собой – в надежде, вере и любви ждавшей его женщины.

Пуговичник отпускает Пера с предупреждением, что будет ждать его на следующем перекрестке. Они еще поговорят между собой.

Источник: https://goldsoch.info/kratkoe-soderzhanie-per-gyunt-genrik-ibsen/

Краткий пересказ сюжета пьесы Ибсена «Пер Гюнт»

Пьеса «Пер Гюнт» (1867) одна из самых известных пьес Ибсена. Хотя, с моей точки зрения, она не входит в число лучших его пьес, большая её часть малопонятна и неинтересна. Известна эта пьеса стала только благодаря тому, что на её сюжет (довольно сильно сокращённый) великий норвежский композитор Эдвард Григ написал прекрасную сюиту.

 Главный герой полная противоположность Бранду, Пер Гюнт как раз из тех, кого обличает Бранд. Он совершенно лишён цельности, труслив, главное его качество — беспринципность, он может совершить всё, что угодно, в том числе подлость, предательство, только чтобы ему было хорошо.

Он мечтает о славе и власти, соглашается жениться на дочери короля троллей и стать троллем, но не захотел, чтобы ему выкололи для этого глаз и сбежал.

Он без разбору вступал в связи с самыми разными девушками и существами женского пола, а когда он полюбил по-настоящему чистую и прекрасную Сольвейг, то оказалось, что он не может с ней жить, прошлые грехи не дают.

К нему пришла дочь короля троллей с сынком и предупредила, что не даст ему спокойно жить. И Пер Гюнт, как обычно, предпочитает не бороться с препятствиями, а просто сбежать. Он сказал Сольвейг, что пошёл за дровами, попросил её немного подождать, а сам уехал в другие страны.

В огромном 4 акте (самом неудачном) описаны довольно несуразные его приключения в Африке.

Через 50 лет старый Пер, потеряв все свои нечестно заработанные деньги, несолоно хлебавши возвращается в Норвегию, приходит к своей избушке и с ужасом видит, что на пороге сидит старая Сольвейг и ждёт его, и все эти 50 лет она ждала, верила в него. А он о ней забыл.

  • Один всё запомнил — другой всё забыл,
  • Один всё развеял — другой всё хранил.
  • Те годы, что прожил, назад не придут.
  • Как страшно! А царство моё было тут.

В конце Сольвейг, воплощающая абсолютную любовь и верность, прощает ему всё и принимает его таким, какой он есть.  Автор явно обвиняет героя в том, что он не реализовал своего призвания, тех хороших задатков, которые в нём были, у него была творческая фантазия, поэтический дар и т.д.

В пьесе много размышлений о том, что такое стать самим собой. Но они довольно туманны. Вообще пьеса полна каких-то сложных, умных, туманных намёков. Но без они непонятны, а нет.  В пьесе есть несколько красивых мест.

Например, объяснение Сольвейг в любви к Перу:

  • Сперва о тебе весть дала мне сестрёнка,
  • Мне весть подал ветер, смеявшийся звонко,
  • И мать мне твоя повстречалась в деревне,
  • И сон неотступный нёс весть о тебе мне,
  • Мне вести носили пустые недели
  • И вслед за тобой мне пуститься велели.
  • Вся жизнь без тебя потускнела в долине,
  • Ни смеха, ни слёз я не знала поныне,
  • К чему ты стремишься, мне не было вести,
  • Но знала я: быть нам положено вместе.
  • (Перевод П. Карпа)

Также замечательна сказка, которую Пер рассказывает больной умирающей матери, он как бы переселяется вместе с ней в сказочный мир, облегчая ей страдания. Но таких мест мало. Основная идея пьесы — разоблачение беспринципности, слабости и эгоизма — не кажется мне значительной и оригинальной.

В 1875 году Ибсен написал стихотворение «Письмо в стихах», где описано европейское общество в виде большого, комфортабельного парохода, где всё идёт прекрасно, никаких неполадок, но почему-то вдруг людей на нём начинает что-то угнетать, они лишились веселья, энергии, уверенности. Возникает слух, что в трюме спрятан труп. Это символ скрытого неблагополучия, гниения.

В реалистических пьесах проблема столкновения нравственности и человечности поставлена столь же остро, но уже с другой точки зрения, чем в «Бранде». Теперь главный герой поднимает бунт против общепринятых правил нравственности, которые оказываются бесчеловечными, заявляет о своей свободе от них.

 «Кукольный дом» (1879) — одна из самых популярных, интересных пьес Ибсена. В ней впервые женщина в мировой литературе заявила, что у неё кроме обязанностей матери и жены «есть и другие, столь же священные обязанности» — «обязанности перед самой собой».

Главная героиня Нора заявила: «Я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и что говорится в книгах. Мне надо самой подумать об этих вещах». Она хочет пересмотреть всё — и религию, и нравственность.

Нора фактически утверждает право отдельной личности создавать свои собственные нравственные правила и представления о жизни, отличные от общепринятых и традиционных. То есть, Ибсен опять утверждает относительность нравственных норм.

Читайте также:  Краткое содержание произведений гранина

Источник: https://schooltask.ru/kratkij-pereskaz-syuzheta-pesy-ibsena-per-gyunt/

Сюита "Пер Гюнт" Эдварда Грига

Пер — это имя, Гюнт — фамилия одного норвежского крестьянского паренька.

Драма- литературное произведение для постановки на сцене.

Краткое содержание драмы «Пер Гюнт».Герой драмы- крестьянский паренек Пер Гюнт. Однажды,наслаждаясь красотой утра, он долго бродил в горах, пока какие- то тени не стали обступать его. Они дробились, превращались в крылатых зверей. Перу стало страшно, он пытался бежать, но не тут- то было! Нечисть не пускала его.

И сам горный король сделал Перу предложение- вступить в мир троллей, заглушить в себе все человеческое и жениться на его дочери. Взамен горный король обещает Перу несметные богатства. О, нет, даже такой беспечный сумасброд, как Пер, не согласен на это, ведь у него уже есть невеста — красавица Сольвейг. Разъяренные тролли хотят разорвать Пера в клочья.

И если бы не раздавшийся звон церковного колокола, кто знает, что бы произошло!Краткое содержание драмы «Пер Гюнт».

Герой драмы- крестьянский паренек Пер Гюнт. Однажды,наслаждаясь красотой утра, он долго бродил в горах, пока какие- то тени не стали обступать его. Они дробились, превращались в крылатых зверей. Перу стало страшно, он пытался бежать, но не тут- то было! Нечисть не пускала его.

И сам горный король сделал Перу предложение- вступить в мир троллей, заглушить в себе все человеческое и жениться на его дочери. Взамен горный король обещает Перу несметные богатства. О, нет, даже такой беспечный сумасброд, как Пер, не согласен на это, ведь у него уже есть невеста — красавица Сольвейг. Разъяренные тролли хотят разорвать Пера в клочья.

И если бы не раздавшийся звон церковного колокола, кто знает, что бы произошло!В поисках счастья и богатства главный герой отправляется в дальние страны.

Прошло сорок лет. Все эти годы Пер Гюнт побывал в разных странах. Он торговал, богател, научился хитрить и обманывать, стал дельцом и торговцем.. Однажды, встречая восход солнца в Египте, Пер Гюнт вдруг вспомнил Норвегию и решил вернуться. Его не узнали на Родине.

Лишь только Сольвейг, его невеста, поняла, кто перед ней стоит. Она ждала Пера все сорок лет, и возлюбленный остался для нее прежним — смелым и добрым. Она верила ему, была счастлива своей любовью. И встретив обессиленного, умирающего Пера на пороге избушки, ослепшая Сольвейг поет ему песню.

И он впервые ясно понял всю пустоту и никчемность своей долгой жизни.И вот Генрик Ибсен попросил своего друга композитора Эдварда Грига сочинить музыку к этой драме. И Григ сочинил.

Людям, посещавшим театр, так понравилась эта музыка, что наиболее полюбившиеся музыкальные картины Григ объединил в сюиту. Сюита № 1, соч. 46

  • 1. Утреннее настроение
  • 2. Смерть Озе
  • 3. Танец Анитры
  • 4. В пещере горного короля
  • Сюита № 2, соч. 55
  • 1. Плач Ингрид
  • 2. Арабский танец
  • 3. Возвращение Пер Гюнта
  • 4. Песня Сольвейг

Источник: https://infourok.ru/syuita_per_gyunt_edvarda_griga-470737.htm

Краткое содержание «Пер Гюнт» Генрика Ибсена

Пер Гюнт хвастается перед матерью Осе охотой на необычного оленя. Будто он поймал его, оседлал и прыгнул на нем в волшебное озеро. Мать завороженно слушает его, но немного погодя понимает – Пер изменил старую легенду и представил героем себя, чтобы оправдать порванную после драки одежду.

Пер часто фантазирует и рассказывает небылицы, задирается. Он хвастается тем, что его отец – капитан, хоть тот давно спился и бросил их, местные парни его недолюбливают. Пер красив и пользуется популярностью у женщин. Мать советует взять в жены Ингрид, дочку местного богача, но Пер упускает такую возможность.

Вечером она должна обвенчаться.

Пер недоволен таким поворотом событий и хочет идти на свадьбу. Осе пытается отговорить сына и даже угрожает осмеять его перед народом, но он легко от нее избавляется.

Нам свадьбе ему не рады. Среди гостей он видит Сольвейг, дочку сектанта. Ее красота и скромность задевают Пера, он приглашает ее на танец, но получает отказ. Огорченный Пер напивается, его злит отказ Сольвейг, сама свадьба и жених – неумеха. Внезапно он решает похитить невесту и улучив момент, совершает кражу.

После похищения Пер быстро осознает, что Ингрид ему не нужна и он отпускает ее. Она уходит, но на Пера начинается охота. Он скрывается в лесу, где знакомится с Женщиной в Зеленом Плаще. Он узнает, что это наследница короля.

Доверский дед, ее отец, правит лесной нечистью Пер желает взять ее в жены, чтобы стать принцем, хоть и лесным. Чтобы это сделать ему нужно соблюдать условия, поставленные королем – он не должен выходить за окраину леса, принимать еду, одежду и обычаи кроме лесных.

Также перед свадьбой он должен выпить помет и обзавестись хвостом, и Пер дает согласие. Ему не нравится дворец короля, все убогое и страшное. Доверский дед предлагает ему операцию, после которой его взгляд изменится. Белое станет черным, а страшное – красивым.

Пер отказывается, его желание остаться человеком перевешивает. Тролли хотят его убить, но их отпугивает звон колокола.

Пер бежит от них и теряется в лесу. После долгих попыток его находят Осе и Сольвейг. За то, что он похитил Ингрид, власти объявили его вне закона, теперь он обречен вечно скитаться в лесу. К зиме он выстаивает себе домик и Сольвейг, оставив любимых родителей, переезжает к нему.

Их счастье длится недолго. Однажды в лесу Пер встречает принцессу, на которой чуть было не женился. Вместе с ней он видит страшного карлика, которого она представляет как его сына. Сынок не рад встрече с папой и грозится его убить, а женщина говорит ему выгнать Сольвейг и жить с ней или втроём, если он за нее не боится. Пер не хочет втягивать в это Сольвейг и однажды просто сбегает.

Перед отъездом Пер заглядывает к матери. Она умирает в нищете и голоде, и он винит в этом себя. Осе все же считает его хорошим сыном, просто вставшим на опасный путь.

Мать чувствует, что кончина близко, и чтобы порадовать Осе перед смертью, Пер рассказывает ей очередную выдуманную историю. В сказке они едут в волшебный замок, где все относятся к Осе как к госпоже, а Пер благодарит ее за заботу и веселость.

Когда рассказ окончен Осе умирает. Пер решает уехать за море, так как здесь жизнь его в опасности.

Через много лет богатый Пер живет в Марокко. Он собирает у себя важных гостей и предлагает провернуть дело по продаже оружия в Греции. Гости весьма деловиты и разрываются между жаждой наживы и доходом, от столь прибыльного дельца. В итоге они решают управиться без Пера, угоняют его яхту с оружием, но яхта взрывается, а герой чудом остается в живых.

Впереди Пера Гюнта ждет множество приключений. Он попадает в обезьянью стаю и мгновенно приспосабливается.

Уйдя в пустыню, он задумывает сделать из нее волшебную страну – Гюнтиану и поселить там норвежцев. За барханом он находит коня и восточную одежду.

Переоблачившегося Пера арабы принимаю за пророка, он сходится прекрасной Анитрой, но она грабит его. После разоблачения он отправляется в Египет.

После просмотра пирамид Пер знакомится с Бегриффенфельдом и идет к нему в гости, но на самом деле попадает в сумасшедший дом. Его новый знакомый оказывается в нем директором. По очереди он представляет Перу своих подопечных, они просто безумны, а один из них прямо на глазах у героя перерезает себе горло. Бедный Пер падает в обморок, а бесноватый директор нарекает его дураком.

Через много лет герой решает вернуться в родные края. Он чуть не погибает во время шторма, во время которого сам дьявол говорит ему о его нестойком духе.

Вернувшись домой он встречает на кладбище священника, который сетует ему, что Пер не выполнил своего предназначения. Окружающие не узнают его, он стал старым и дряхлым.

Теперь можно остаться в родной деревне, но в лесу он встречает Пуговичника.

Пуговичник говорит ему, что жизнь его подошла к концу. Он был не хорошим и не плохим человеком, всегда скрывался под масками, а потому ни рай ни ад его не примут. Его душа после смерти перельется в пуговицу.

Такой исход не устраивает Пера, он понимает, что Пуговичник прав, но хочет найти себя. В лесу он натыкается на свой старый дом, где его встречает Сольвейг.

Она ждала его все эти годы и он наконец находит себя истинного в вере этой женщины.

(4 votes, average: 4.00

Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-per-gyunt-genrika-ibsena.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]