Главная » Блог » Отношение к себе » Эмоции в нашей жизни
Эмоции делают нашу жизнь более яркой, живой, интересной и насыщенной разными красками. Но точно так же они могут сделать её тяжёлой и даже разрушить.
На консультации мы работаем с теми или иными ситуациями. Потому что проблема, с которой человек пришёл на консультацию, возникла не сама по себе. Она берёт своё начало в какой-то ситуации.
И не важно – была эта ситуация в этой жизни или в прошлой. Важно, что от прошлых событий в физическом теле и в тонких телах человека (в частности, в эмоциональном) остались неприятные чувства или эмоции.
Эти «застрявшие» эмоции и притягивают теперь, как магнит, определённых людей и определённые обстоятельства, которые создают похожую проблему.
Т.е., в очень упрощённом варианте: была ситуация → мы её оценили: «хорошая» или «плохая» она для нас → появились мысли о ситуации: «хорошие» или «плохие» → от мыслей возникли эмоции → эти эмоции отпечатались в тонком теле.
Если эти эмоции хорошие, положительные – они делают нашу жизнь радостной и наполненной.
Если эти эмоции отрицательные – они притягивают к нам негативные, по нашей оценке, события.
Хорошие и плохие эмоции
На самом деле ведь нет хороших и плохих эмоций. Все наши жизненные опыты – нейтральны. И только наш ум, наши мысли об этих опытах, наше личное отношение к ним придают им оттенок «+» или «-».
Каждая наша эмоция или чувство, если их проанализировать, помогают нам:
- глубже познать себя
( Как и какой своей стороной мы проявляем себя в этом мире?) - увидеть и понять свои истинные желания
(Чего я хочу на самом деле? – Чего я не хочу?).
Хорошие эмоции – это приятные для нас эмоции, они радуют и вдохновляют нас. Только в таком состоянии принимайте важные решения, стройте отношения, ставьте цели и воплощайте идеи.
Плохие эмоции – истощают нас, лишают сил и энергии. Такое состояние непродуктивно для нас.
Но – они помогают нам отследить у себя негативные, не полезные для нас программы и установки! И за это им огромная благодарность ))
- Мы воплощаемся в физическом мире по разным причинам и с разными целями. Одна из них – испытать весь спектр земных эмоций :))
- И вполне нормально на Земле реагировать – раздражением на то, что раздражает; гневом – на то, что злит; печалью и грустью – на то, что расстраивает.
- Вопрос в другом:
- Насколько глубоко вы погружаетесь в не полезные эмоции?
- Как долго вы собираетесь в них находиться?
Ощущения в теле
Эмоции проявляются в теле разными ощущениями. От радости весело стучит сердце. От любви и счастья по всему телу разливается тепло. От печали и обиды сжимается и сдавливается грудь. От страха болит живот и подкашиваются ноги.
Негативные эмоции, когда начинаешь с ними работать, могут ощущаться как боль, как напряжение, как сдавливание, как покалывание и т.д. в разных частях тела.
Из опыта знаю, что так происходит тогда, когда возникшие негативные эмоции были просто подавлены, не проявлены, не приняты.
В нашем обществе существуют моральные правила и условности: стыдно и некрасиво проявлять открыто гнев, злость, раздражение, недовольство и т.д.
В результате эти эмоции сознательно подавляются и «запихиваются» глубоко внутрь, «прописываются» в физическом или в тонких телах.
Так происходит каждый раз в неприятных для нас ситуациях. Представьте, какие «залежи» накапливаются в теле человека на протяжении жизни.
Как это происходит
ПРИМЕР из КОНСУЛЬТАЦИИ
Одна семья жила в коммунальной квартире. Папа ушёл к другой женщине. Через время у мамы появился новый мужчина.
Когда он приходил в гости, девочку часто просили выйти из комнаты погулять. В один из таких дней маленькая девочка зашла в общую кухню и услышала разговор двух соседок, которые готовили обед.
– Опять к В… ухажёр пришёл, дочку выгнала в коридор.
– Да… бедное дитя, не нужна она ей…
Казалось бы, посудачили две соседки, что тут такого? Но у маленькой девочки от услышанных слов неосознанно прописалось убеждение, что её никто не любит, что она никому не нужна, прописались обида на маму, недовольство собой, нелюбовь к себе.
Ситуация забылась, девочка выросла, стала взрослой женщиной. И не понимала, почему у неё с мамой отношения не складываются?
Почему она чувствует себя не нужной?
Почему и откуда в её жизни эти негативные программы и убеждения?
Вибрации эмоций
Всё в нашем мире имеет свою вибрацию (колебание). И каждая эмоция имеет свою вибрацию.
Мы все, как энергетические существа, реагируем на вибрации. Например, в определённых местах и в присутствии определённых людей мы чувствуем себя комфортно и уютно.
А есть места, откуда хочется быстрее уйти. И есть люди, от которых хочется бежать. Это и есть наша реакция на их вибрации.
Точно так же мы излучаем свои личные вибрации. Они могут меняться в зависимости от нашего внутреннего состояния и настроения. Но есть основные вибрации, некая постоянная величина на данный момент жизни.
Эти основные вибрации сложились в результате наших мыслей + наших эмоций, чувств + наших действий и поступков. Мы их излучаем во Внешний мир. И теперь они привлекают в нашу жизнь соответствующие им по вибрациям события и людей.
На картинке ниже представлена шкала вибраций наших эмоций. По ней можно сделать самодиагностику – по преобладающей у Вас в настоящий момент эмоции определить, на какой отметке вы находитесь сейчас. И принять решение для себя – на какой отметке Вы хотели бы находиться.
Связь эмоций с болезнями
Наши эмоции – это мост между умом и телом. При помощи эмоционального тела мы как Душа исследуем жизнь в физическом мире.
И по некоторым данным, 90% всех физических болезней берут своё начало в эмоциональном теле. Очень подробно и понятно об этом говорит Китайская медицина.
Жизненная энергия не может течь в те участки тела, где «застряли» эмоции. В таких местах образуются энергетические блоки. Чаще всего это происходит с внутренними органами и в голове. Реже – в руках и ногах.
Постепенно органы, находящиеся в этих участках тела, ослабевают и начинают неправильно функционировать. Большинство хронических болезней – всегда результат проблем в эмоциональном теле.
На картинке ниже показана взаимосвязь органов тела между собой и характерные для них эмоции.
По ней также можно отследить, какая основная эмоция (или её отсутствие) стоит за имеющимся у Вас заболеванием.
Кроме того, сильный эмоциональный всплеск лишает нас энергии. Вы, наверное, замечали, что после конфликтных ситуаций нет сил, хочется спать. И не важно – кричали вы в этой ситуации или молча испытывали гнев – выплеск энергии всё равно был.
Когда мы занимаемся своим развитием, работаем над собой, общаемся с Тонким Миром и Наставниками, у нас энергии становится больше. И вместо того, чтобы направить её на дальнейший свой рост, мы через эмоции выплёскиваем её вовне, просто отдаём.
Кому? Всегда найдётся тот, кому она нужна ))
Такой выплеск энергии происходит не только с негативными эмоциями. С положительными – та же история. Неконтролируемая, слишком бурная радость также приводит к сильному выплеску энергии. Поэтому учение Дзен призывает к гармонии и балансу во всём.
Благодаря разнообразным эмоциям и чувствам мы ощущаем себя Живыми Существами. Но как они повлияют на нашу жизнь – это зависит только от нас, от нашего выбора в каждой ситуации.
Что же делать, если захлёстывают негативные эмоции?
Об этом мы поговорим в следующей статье ))
P.S. Напишите в х, замечаете ли Вы влияние эмоций на Вашу жизнь?
Источник: https://tatianaskliarova.com/emotsii-v-nashey-zhizni/
Эмоции в жизни человека
Эмоции в жизни человека, играют ключевую роль в общении и познании окружающего мира. По сути, с помощью эмоций каждый из нас познает этот прекрасный и удивительный мир. Благодаря эмоциям человек может дать почувствовать своему собеседнику то, что у него на душе. Когда мы счастливы или печальны, наше состояние чувствуют окружающие нас люди.
Эмоциональное состояние, проявляется в мимике лица, в жестах. Также эмоции окрашивают содержание наших мыслей, слов и поступков.
Эмоции в жизни человека – это неизведанная область человеческих отношений. Знания о своей эмоциональной природе позволяют понять себя и свою роль в окружающем нас мире.
При помощи эмоций, человек может созидать и разрушать. Заключенная сила в эмоциях, позволяет каждому из нас влиять на себя, на своих собеседников, и на окружающий мир.
Воспринимая окружающий мир, мы на него реагируем. Каждый предмет, попавший в поле внимания человека, получает свою эмоциональную оценку, реакцию. Нам может, понравиться фильм или не понравиться, и мы выразим свое отношение в эмоциях.
Эмоциональная реакция может быть настолько сильна, что человек подпадает под ее влияние, он буквально сливается с эмоцией. В этом состоянии человеку практически невозможно управлять собой, своими мыслями, словами и поступками.
Когда человек находится в приподнятом настроении, переживает эмоции радости и счастья, он веселиться, душа его поет, хочется творить добро, все его существо настроено на созидание.
Переживая позитивные эмоции, мы активируем силы созидания, которые позволяют нам гармонизировать нашу жизнь и жизнь окружающих нас людей. Мы впускаем в свою жизнь здоровье, удачу и гармонию.
Находясь под влиянием гнева или других отрицательных эмоций, ум человека затуманивается, осознанность тускнеет, человек находится в состоянии безумия. Негативные мысли толкают на необдуманные поступки, о которых человек потом сожалеет.
Отрицательные эмоции активируют в нас силы разрушения, которые разрушают нашу жизнь, делают нас несчастными, забирают наше здоровье и силы. В таком состоянии, человек также негативно влияет на окружающих его людей и мир в целом.
Эмоции в жизни человека — видео
- Эмоциональное состояние человека определяет качество его жизни, наличие здоровья, счастья и благополучия или присутствие болезней, несчастья и неудач.
- Совершенно очевидно, что само обладание таким орудием созидания и разрушения, возлагает на человека ответственность за свои поступки.
Только нам самим решать, в какую сторону направлять свои эмоции, созидать или разрушать нашу жизнь
- © «Элатриум» — пространство гармонии и процветания.
- Статья « Эмоции в жизни человека» подготовлена специально для elatriym.com
- Копирование статьи (частично или целиком) возможно лишь с указанием ссылки на источник и с сохранением целостности текста.
- Ссылка для указания источника https://elatriym.com/upravlenie-emocijami/emocii-v-zhizni-cheloveka
Источник: https://elatriym.com/upravlenie-emocijami/emocii-v-zhizni-cheloveka
Чувства и эмоции (школьное сочинение)
Люди часто говорят: «Я чувствую…». Например, я чувствую любовь к своей девушке, я чувствую злость на хама, чувствую грусть, когда друзья долго не звонят и не пишут. Это так, для примера – обычно друзья всегда звонят мне вовремя или я сам им звоню. Просто чувств так много, они настолько разнообразны!
Что же такое чувства? Чувство, как я вычитал в словаре, это эмоциональный процесс, это субъективное отношение человека к другому человеку, к предмету, к объекту. Чувства не управляются сознанием, разумом. Как часто мы сталкиваемся с тем, что разум подсказывает нам одно, а чувства – совсем другое.
Например, видно, что эта девушка – самовлюбленная лгунья, которую интересуют только походы в рестораны и дискотеки, а парень все равно ее любит. Часто люди разрываются между логичными доводами разума и сильными чувствами. До сих пор каждый выбирает сам, к чему прислушиваться – к чувствам или к логике. И нет универсального рецепта, как поступать.
Чувства бывают сильными и слабыми, бывают положительными, нейтральными и отрицательными. Любовь и ненависть – это самые сильные чувства, которые бывают у человека. Сильное чувство, которое кто-то испытывает, влияет даже на тело этого человека. От любви и радости сияют глаза, распрямляется осанка, светится лицо. От злости и гнева черты лица искривляются. Уныние опускает плечи.
Тревога собирает на лбу морщины. Страх заставляет дрожать руки, гореть щеки. За несколько дней радости и счастья человек будто преображается. А если взглянуть на человека, который долгое время испытывал ненависть, зависть, ревность – и какое жуткое впечатление он произведет. Будто душа у него скрючилась.
Как различить чувства и эмоции, ведь эти два эмоциональных процесса так тесно связаны между собой? Эмоции, в отличие от чувств, не имеют объекта. Например, я боюсь собаку – это чувство, а просто страх – это эмоция. Наверное, поведение человека больше зависит от чувств, чем от его разумных соображений. Не зря так часто нам советуют не поддаваться своим чувствам и эмоциям.
Мы стараемся подавить их, если они отрицательны, но они все равно прорываются на свет. То они управляют нами, то мы управляем ими, претворяя злость в раскаяние, ненависть в любовь, зависть в восхищение.
Великим человеком может быть и благодаря своим чувствам – не только уму (по произведениям Б.Екимова, А.Алексина)
«Великим человеком может быть и благодаря своим чувствам – не только уму». (Теодор Драйзер)
«Великим человеком может быть и благодаря своим чувствам – не только уму», — утверждал Теодор Драйзер. Действительно, не только ученого или полвководца можно назвать великим. Величие человека может быть заключено в светлых помыслах, стремлении творить добро.
Такие чувства, как милосердие, сострадание, способны подвигнуть нас на благородные поступки. Прислушиваясь к голосу чувств, человек помогает окружающим людям, делает мир лучше и сам становится чище. Попытаюсь подтвердить свою мысль литературными примерами.
В рассказе Б.Екимова «Ночь исцеления» автор повествует о мальчике Борьке, который приезжает на каникулы к бабушке. Старушка часто видит во сне кошмары военного времени, и это заставляет ее кричать по ночам.
Мать дает герою разумный совет: «Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали». Борька так и собирается поступить, но происходит неожиданное: «сердце мальчика облилось жалостью и болью», едва он услышал стоны бабушки.
Он уже не может следовать разумному совету, им властвует чувство сострадания. Борька успокаивает бабушку до тех пор, пока она не засыпает спокойно. Он готов делать это каждую ночь, чтобы к ней пришло исцеление.
Автор хочет донести до нас мысль о необходимости прислушиваться к голосу сердца, поступать в согласии с добрыми чувствами.
Об этом же повествует А.Алексин в повести «А тем временем где-то…» Главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании у того бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и разум подсказывает ему просто вернуть ей ее письмо и уйти.
Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его пренебречь доводами рассудка. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Да, конечно, поездка на море обещает быть увлекательной.
Да, можно написать Нине Георгиевне и убедить ее, что она должна поехать в лагерь с ребятами, где ей будет хорошо. Да, можно пообещать приехать к ней на зимних каникулах. Но чувство сострадания и ответственности берут в нем верх над этими соображениями. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Сергей едет сдавать билет на море.
Автор показывает, что порой продиктованные чувством милосердия поступки могут помочь человеку.
Таким образом, мы приходим к выводу: большое сердце так же, как и большой ум, может привести человека к подлинному величию. Хорошие поступки и чистые помыслы свидетельстуют о величии души.
(390 слов)
Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти? (по произведениям А.Алексина, А.Лиханова)
Пример сочинения на тему: «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти». (Шамфор)
«Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти», — утверждал Шамфор. И действительно, случается горе от ума. Принимая разумное на первый взгляд решение, человек может ошибиться. Это случается, когда ум с сердцем не в ладу, когда все его чувства протестуют против избранного пути, когда, поступив в соответствии с доводами разума, он чувствует себя несчастным.
Обратимся к литературным примерам. А.Алексин в повести «А тем временем где-то…» рассказывает о мальчике по имени Сергей Емельянов. Главный герой случайно узнает о существовании бывшей жены отца и о ее беде. Когда-то ее покинул муж, и это стало тяжелым ударом для женщины. Но теперь ее ожидает куда более страшное испытание.
Приемный сын решил оставить ее. Он нашел своих биологических родителей и выбрал их. Шурик не хочет даже попрощаться с Ниной Георгиевной, хотя она воспитывала его с самого детства. Уходя, он забирает все свои вещи.
Он руководствуется, разумными, казалось бы, соображениями: не хочет расстраивать приемную мать прощанием, считает, что его вещи будут только напоминать ей о ее горе. Он осознает, что ей тяжело, но разумным считает жить с недавно обретенными родителями.
Алексин подчеркивает, что своими поступками, столь обдуманными и взвешенными, Шурик наносит жестокий удар женщине, которая его беззаветно любит, причиняет ей невыразимую боль. Писатель подводит нас к мысли, что порой разумные поступки могут стать причиной горя.
Совсем иная ситуация описана в повести А.Лиханова «Лабиринт». Отец главного героя Толика увлечен своей работой. Ему нравится проектировать детали машин. Когда он рассказывает об этом, у него блестят глаза. Но в то же время он мало зарабатывает, а ведь может перейти в цех и получать более высокую зарплату, о чем ему беспрестанно напоминает теща.
Казалось бы, это более разумное решение, ведь у героя есть семья, есть сын, и он не должен зависеть от пенсии пожилой женщины — тещи. В конце концов, уступая давлению семьи, герой приносит чувства в жертву разуму: он отказывается от любимой работы в пользу заработка. К чему же это приводит? Отец Толика чувствует себя глубоко несчастным: «Глаза больные и будто зовут.
На помощь зовут, будто страшно человеку, будто раненный он смертельно».
Если раньше им владело светлое чувство радости, то теперь – глухая тоска. Не о такой жизни мечтает он. Писатель показывает, что не всегда разумные на первый взгляд решения являются верными, порой, прислушиваясь к голосу разума, мы обрекаем себя на нравственные страдания.
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что человек, следуя советам разума, не будет забывать и о голосе чувств.
(398 слов)
Источник: https://infopedia.su/14x14a5d.html
Эмоции: научно-популярное эссе
- Словарик (глоссарий)
- Психический процесс (познавательный, эмоциональный, волевой) – это психическое явление в динамике: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление, речь, внимание, эмоции, чувства и произвольное (волевое) и непроизвольное внимание, произвольное и непроизвольное действия.
- Психическое состояние – это психическое явление в статике: активность, бодрость, пассивность, усталость, тревожность и др.
- Психическое свойство – это психическое явление субъекта: характер, темперамент, способности, качества личности и другие свойства индивида.
Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщением и опосредованным отражением деятельности. Основные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) рассматриваются формальной логикой.
Физиология изучает мозговые механизмы, с помощью которых реализуются акты мышления.
Психология изучает мышление как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности. Различают следующие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное.
Мышление часто развертывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования.
Знания – результаты мыслительной деятельности. Мышление имеет явные и скрытые формы. Скрытые (латентные) формы мышления проявляются при превышении порога значимости для субъекта полученной и обработанной информации в таком виде, как интуиция, инсайт и тревожность. Предпороговое ощущение значимости информации проявляется в виде необоснованной тревоги и беспокойства.
Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Ум – обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли). В более узком смысле – индивидуально-психологическая характеристика мыслительных способностей человека.
Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание имеет такие характеристики непрерывность, субъективность, активность.
Нервная система – совокупность нервных образований у животных и у человека, с помощью которых осуществляется восприятие действующих на организм раздражителей, отработка возникающего при этом возбуждения, формирование ответных реакций. Благодаря нервной системе обеспечивается функционирование организма как единого целого.
Центральная нервная система– состоит из нервной ткани головного и спинного мозга, основными элементами которой являются нервные клетки – нейроны.
Периферическая нервная система – представлена афферентными (чувствительными) нервами, передающими импульсы от рецепторов (образований, служащих для превращения световой, механической, химической и термической энергии агентов внешней и внутренней среды в нервные импульсы) к цнс и эфферентными (двигательными ) нервами, передающими импульсы от цнс к скелетным мышцам.
Вегетативная нервная система – обслуживает мышцы внутренних органов и железы. Деятельность нс подчиняется рефлекторному принципу.
Рефлекс – реакция на возбуждение рецепторов. Рефлексы на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные в индивидуальной жизни).
Мозг –центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики. Интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат непосредственного усмотрения.
Эмоции (от лат.
потрясаю, волную) – это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений. Чувствами или эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.
Эмоции – это более простое непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях. Эмоции — то, что связано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека – как простейших, органических, так и потребностей, обусловленных его общественным бытием, — вызывает у него положительные эмоции (удовольствие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь).
- Эмоции — то, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции (неудовольствие, горе, страх, ненависть, отвращение, гнев, печаль, ненависть).
- Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им жизненных целей.
- Чувства: сильные, слабые, устойчивые, неустойчивые, глубокие, поверхностные (увлечения).
Виды эмоциональных состояний: настроение, страсть, воодушевление и аффект. По преобладающему настроению людей называют веселыми, задумчивыми, злыми, грустными, активными, лентяями, спокойным … Первичный признак чувств является приятное и неприятное.
Интеллектуальное чувство – умственная деятельность. Моральное (нравственное) чувство – выполнение или нарушение людьми социальных норм и правил морали.
Эстетическое чувство – связанные с восприятием красоты. Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающаяся на деятельности, поведении.
Аффект –это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.
Страсть – это длительное, устойчивое, глубокое чувство, ставшее характеристикой человека. страсть связана с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет все помыслы и действия человека.
Стрессовые состояния – рационально-эмоциональные состояния. Субъективный характер эмоций. Полярность эмоций – удовлетворение – неудовлетворение потребностей.
- Фазность эмоций напряжение-разрядка и возбуждение-успокоение (торможение).
- Функции эмоций
- 1. регуляция гомеостаза и вегетативных функций
- 2. эмоциональная регуляция поведения
- 3. коммуникативная функция эмоций
Это эссе написано для вводной информации на группе. Глоссарий обычно размещается в конце, но я решил поместить его в начале, так как некоторые понятия в самом эссе будут рассмотрены более широко или под другим углом зрения.
Прежде чем мы начинаем работать над собой в группе, хотя слово «работа» мне не совсем нравится, а заменить его в данном контексте («работы над собой») нечем подходящим. Хотя попробуем поразмышлять, ведь наша задача на группе научиться понимать себя. Что значит понимать себя? Это быть с собой в согласии. Понимаю – значит, — соглашаюсь – вот критерий понимания.
Я понимаю, но не согласен – такое выражение можно перевести как «Я пытаюсь понять тебя, но мне трудно, может долго разбираться в этом, может, при понимании всплывают мои внутренние конфликты, которые закрыты психологической защитой (психологические защиты – это свойства психики пропускать вне сознания дискомфортные состояния, связанные с изменениями образа мира, ниже коснусь этого вопроса), поэтому я согласен на компромисс».
Для понимания мы дифференцируем свои чувства и мысли. Проясняем для себя свои темные пятна. Исследуем себя в обстановке социального взаимодействия, то есть в условиях изменчивой окружающей среды, но защищены тем, что мы доверяем друг другу.
Наши созданные нами условия позволяют нам обратить внимание на себя поглубже, чем обычно, ломать какие-то стереотипы поведения, мышления, чувствования.
Кроме того, наши условия, с одной стороны, как бы искусственные, потому что учебные, с другой стороны, мы не просто ученики, а ученики – психологи, поэтому мы можем покопаться в себе с целью разминировать свои блоки, которые выстроены, чтобы защитить наш образ мира от резких изменений.
Действительно, природе все равно, какой образ мира у нас есть, главное, что мы живы и поэтому природа в виде каких-то внутренних психологических и нервных структур противостоит изменениям. Это и есть психологическая защита.
Так что наша работа называется раскопками, разминированием, разблокировкой, исследованием, освобождением, выйти из плена собственных мыслей, которые замешаны на предубеждениях, предрассудках, иллюзиях. Но само выражение «исследовать себя» не очень опять же звучит по-русски. Может, кто поделится своими соображениями на эту тему.
Теперь вернемся к нашим исследованиям или разборкам-сборкам. В основе, нашего стремления к благополучию лежат эмоции. На первый взгляд, конечно, как психологи, будущие психологи, мы должны это понимать. Когда мы стремимся к собственному пониманию? Тогда, когда нам плохо.
Эмоционально плохо. Мы дальше разберемся с этими плохими эмоциями. Сначала мы продифференцируем собственно эмоции. Итак, крайняя точка эмоционального реагирования – аффект, это сильная эмоция. Она просто может вырубить наше сознание и наши поступки могут нас очень расстроить.
На самом деле, нами будут руководить внутренние установки и инстинкты. Можно их простить за грубое реагирование на шоковую ситуацию.
Аффект возникает на такие ситуации, которые встречаются редко: угроза жизни или целостности тела, угроза жизни близких, катастрофы, аварии, стихийные бедствия, военные действия.
Чаще всего с нами живет эмоция, как положительная, так и отрицательная. Она постоянно с нами присутствует, даже если мы ее не ощущаем.
Если вы посмотрите в моей книге «Современное человековедение», в которой приведены многие эмоциональные и чувственные состояния человека, то вы сможете обнаружить у себя не меньше десятка эмоций и состояний, хотя, на первый взгляд, казалось, что ничего не чувствуется.
Обычно я в этом месте делаю экскурс в эволюционное развитие человека. Отрицательные эмоции помогли нам выжить. Страх, гнев, ярость являлись способом выживания.
В наше время актуальность этих чувств достаточно принизилась и выживание, наоборот, все больше связано с положительными эмоциями и пройдет несколько сотен лет и мы спокойнее будем реагировать на разные социальные процессы, может всегда с улыбкой. Ведущая роль положительных эмоций будет проявляться все больше и больше с каждым поколением.
Человечество даже придумало психологов, которые работают, как специалисты по эмоциям. А среди них появляются позитивные и прогрессивные психологи, которые являются авангардом всех психологов в том направлении, к которому и движется логически эволюция.
Итак, эмоции присутствуют всегда. И их количество определяют наше настроение. Настроение – это такой эмоциональный фон, который сопутствует нам продолжительное время. Аффект, эмоция, настроение. И теперь, такое эмоциональное состояние, как чувство.
Перед ним, перед чувством можно назвать менталитет, хотя я еще до конца не пришел к определенному выводу, но думаю, что менталитет отражает как общечувственную составляющую настроения и чувств определенной категории людей, объединенных как территориально так и идеологически. Мы вернемся к этому попозже.
Чувство – это более продолжительное эмоциональное состояние, которое может длиться всю жизнь. Чем крепче наши чувства, тем больше они влияют на наше настроение и наши эмоции, которые более поверхностны и более изменчивы. Смена эмоции может произойти за одну секунду, а настроение может поменяться от часа и более.
Изменчивость настроения, его перепады могут служить сигналом об усталости или расстройстве нервной системы.
Какие вы чувства знаете? Например, любовь, чувство долга, уважение, честь, патриотизм, если брать социальные чувства мы можем выйти на определенный менталитет. Чем крепче наши чувства, чем они актуальнее, тем больше влияния они оказывают на наш эмоциональный фон.
Чувства определенно влияют наше настроении, поведение, мысли и возникает вопрос: что первично наши эмоции, наши поступки, наши мысли. Чтобы прояснить и понять этот вопрос, мы должны обратиться к филогенезу человека и определить, какие функции выполняют эмоции.
Первая функция понятна всем психологам мира – заряд энергии для достижения удовлетворения потребности.
Эмоции являются регулятором нашего движения к потребности, чем ближе мы к удовлетворению потребности, тем нам приятнее, чем дальше или вырисовывается перспектива, что потребность не будет удовлетворена, тем хуже у нас настроение.
Если нам кажется, что наше настроение внезапно изменилось, то скорее всего, поступила какая-то информация об удовлетворении или неудовлетворении актуальной потребности.
Психолог Симонов вывел такую формулу эмоций Э = П × (Ин — Ис), где Э — эмоция (её сила, качество и знак); П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени. Из формулы хорошо видно, что при ИсИн — положительный, т.е в зависимости от того, какой информацией мы располагаем по отношению к актуальной потребности, такая у нас эмоция и есть. Если информация конечная перспективная больше, чем первоначальная, то у нас отрицательная эмоция.
На первый взгляд, все понятно, кроме того, если бы мы не были психологами. У нас закономерно возникнет вопрос, как так, разве информация может быть обработана эмоцией? Нет! Значит, обработка произошла с помощью мышления. И психологи в середине прошлого века доказали, что существует такой процесс, как когнитивная оценка ситуации.
Какой вывод: мышление первично по отношению к эмоциям. Вроде у нас хорошие были мысли, но настроение поменялось. Как так получилось. Оказывается у человека есть латентное скрытое мышление, которое мы называем интуицией.
Актуальная ситуация, в которой мы находимся постоянно для нашего сознания, но в то же время идет скрытое когнитивное сканирование ситуации на основе поступающих сигналов из окружающей среды, чтобы оценить ситуацию и среагировать на нее.
Оценка идет постоянно и если она не угрожает или приближает нас к тому, чего мы хотим, но настроение ровное, если мы отходим или приближаемся, то когнитивная оценка автоматически дает нам эмоциональный сигнал и наступает быстрая перестройка организма в зависимости от информации. Мы чувствуем радость или внезапно ни с того ни с чего изменилось настроение.
Отсюда настройка организма или на какие-то мышечные напряжения или на успокоение. Понятно, что энергия может быть и в положительную и отрицательную сторону: нападать, убегать, прыгать от счастья.
Вторая функция эмоций – коммуникативная. Люди могут владеть собой до определенной степени, не будем брать шпионов, разведчиков или просветленных. Обычный среднестатистический человек в определенной ситуации будет поступать так и так, что и должно отразиться на его мимике и пантомимике.
Если он так не поступает, то окружающие могут заподозрить неладное с ним. То есть когруэнтность вырабатывалась столетиями. И ее не соответствие считываются партнерами по общению. И наказывают или избегают.
Люди вообще не испытывающие эмоции, такие нарушения психики есть, или не показывающие свои эмоции, изгонялись из общества и погибали. Т.е. естественный отбор сделал такими, что эмоциональные проявления сложно поддаются контролю со стороны сознания.
Например, на востоке использовали такой детектор лжи как рис, горстка риса во рту не могла быть пережевана и проглочена если человек врал, так как у него пересыхало во рту.
Эмоциональная выраженность приветствуется социумом и поощряется, так как влезть в чужие мысли мы не можем, то по эмоциям мы можем определить хотя бы насколько эти мысли адекватны той ситуации, которая актуальна сейчас. Если горе, то человек горюет, значит его мысли все-таки понятны.
Меня волнуют сейчас несколько вопросов, связанных с практической психологией.
Теперь кратко скажу, что делать, если есть эмоциональное состояние, которое невыносимо или просто неприятно, т.е про эмоции, которые надо выражать или все-таки не стоит. Психологи в этом случае делятся на 3 лагеря.
Первые говорят о том, что сдерживание эмоций — занятие вредное и лучше выразить свою эмоцию, чем заталкивать ее в потайные уголки подсознания, из которых она может выскочить неожиданно и неприятно, или, в худшем случае, незаметно превратиться в напряжение организма, а дальше, где тонко тами рвется, недалеко и до психосоматики, т.е. приобретения болезни тела.
Вторые, которых раньше было много, потом они забылись и теперь снова появляются более широко. Они говорят о том, что эмоции надо сдерживать, управлять собой и, если не получается, то надо идти к психологу на консультирование или к психотерапевту на лечение.
Третьи, к которым я отношу и себя, обосновывают свои положения тем, что человек уникален, разносторонен и целостен и в любом вопросе требуется комплексный подход. Какие-то эмоции лучше сдерживать, какие-то лучше проявлять и главное в том, чтобы потом себя не обвинять в любом случае. Лучше потренироваться в тех ситуациях, когда надо сдержаться, а когда надо и дать волю своим чувствам.
Я решил провести такое теоретическое выступление перед началом группы, чтобы мы более продуктивно проводили время. Меняя свои мысли, свои чувства мы будем управлять своим эмоциональным состоянием. Вывод нет плохих эмоций – есть плохие мысли. Как изменить мысли. Поговорим об этом попозже.
Иван Котва, психолог
Источник: https://kotva.ru/2015/12/emocii-nauchno-populyarnoe-esse/
Итоговое сочинение — Эмоции могут вспыхнуть в любом человеке
Одним из ярких отличий человека от всех остальных представителей живого мира, является способность проявлять свои чувства. Однако способность не означает обязанность. Один сохраняет и перерабатывает свои эмоции в себе, другой при малейшем поводе любую эмоциональную тень выводит из себя, причем, подчас делает это с усиливающим эффектом. Таких так и называют – эмоциональный человек.
Эмоции могут вспыхнуть в любом человеке, но нужно ли их показывать?
Вместе с эмоциями из человека выходит негатив, внутреннее напряжение, ему становится проще жить или, если переходить на частности, переживать жизненные ситуации.
Но является ли это положительным качеством? Вопрос дискуссионный, ведь неаккуратно выплеснутая эмоция, может сама по себе задеть другого человека и по цепочке уже внутри него зародить вулкан страстей.
С другой стороны это позволяет оставаться спокойным внутри, когда ничто не разрывает и не кипятит.
Обратная сторона медали
Люди противоположного склада, склонны оставаться спокойными и внешне создавать впечатление беззаботности и счастья. При этом только им самим известно, что на самом деле происходит у них внутри.
Никто и никогда не сможет этого прочитать даже по пробежавшей по лицу тени. Таким живётся не просто. Сложно быть счастливым когда в сердце происходит ежеминутная борьба. И конца им не видно.
Но нужно обладать невероятной внутренней силой, чтобы вести эту борьбу и побеждать в ней, не срываться, не передавать негативных чувств другим людям.
Примеры последствий.
И в том и в другом случае, один из жизненных эпизодов может оказаться критичным и предопределить серьезные события. Например излишняя эмоциональность может привести к тяжёлым конфликтам. Вспомним пример Шекспира в его знаменитой сцене ревности.
Человек, предпочитающий до поры до времени сохранять роль прочного сундука с вулканом чувств, может попросту не справиться и тогда уж точно жди беды – крушить и ломать будет всё вокруг. как вариант, тихонечко сойдет с ума. Таких примеров тоже можно привести целый список.
как из литературы так и из истории.
По какому пути пойти
К сожалению в таком формате, как итоговое сочинение по ЕГЭ, довольно сложно широко раскрыть собственное мнение по глубоким вопросам.
Но ели ограничиться небольшим тезисом, то считаю, что не в силах человек встать утром и определить для себя: всё с сегодняшнего дня я не держу эмоций в себе. равно как и наоборот. Всё определяет характер темперамент.
Качества заложенные в детстве. Главное чтобы каждый чувствовал себя комфортно в своём состоянии.
Итоговые сочинения на другие темы
Героизм как высшее проявление разума
Есть ли право на бесчестье
Образы помещиков в произведении «Мертвые души» сочинение
Источник: https://RuMozg.ru/sochineniya/itogovoe-sochinenie/jemocii-mogut-vspyhnut-v-ljubom-cheloveke.html
Роль эмоций в жизни человека (стр. 1 из 3)
Содержание
Введение…………………………………………………………2
1. Понятие об эмоциях…………………………..……………3
2. Классификация эмоций.…………………………………….4
3.Роль эмоции………………………………………………….5
4. Эмоциональные состояния…………………………………8
5.Внешнее выражение эмоций, эмоциональные реакции…12
6.Управление эмоциями……………………………………..14
Заключение……………………………………………………17
Список литературы…………………………………………..19
Введение
Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики.
Эмоции (от лат. «emotion» — волнение) — это различные психические явления, выражающие в форме непосредственных переживаний значимость для индивида тех или иных предметов и ситуаций и являющиеся важным фактором регуляции его жизнедеятельности. Эмоции — это непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла, явлений и ситуаций.
Благодаря эмоциям мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуя речь, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.
В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы: понятие об эмоциях, роль эмоции в жизни человека, классификация эмоций, эмоциональные состояние, эмоциональные реакции.
Эмоции играют важную роль в жизни человека и различным образом влияют на его деятельность. Таким образом, цель работы рассмотреть роль эмоций в жизни человека.
1. Понятие об эмоциях
Эмоции – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.
Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент — переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.
Эмоции возникли в филогенезе как сигнал о биологическом состоянии организма после тех или иных воздействий на него и представляют собой сейчас форму видового опыта, позволяющую отдельным индивидам совершать, ориентируясь на них, необходимые действия, целесообразность которых для него неясна. Но эти действия обеспечивают удовлетворение жизненно важных потребностей. Так, негативные эмоции, сопровождающие чувство голода, заставляют нас искать способы удовлетворения этой потребности, что, в свою очередь, направлено на сохранение нормального функционирования организма.
Взависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.
Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты.
Под настроением понимают эмоциональное самочувствие человека, влияющие на его поведение, помыслы и переживания в течение более или менее длительного времени. В зависимости от обстоятельств настроение меняется.
В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов — аффект. Во время аффекта человек нередко теряет самообладание и совершает действия, в которых потом горько раскаивается. Аффекты редко приводят к достижению желаемой цели, потому что они совершаются необдуманно.
2. Классификация эмоций
1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые индивидом как положительные.
2. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность).
3. Классификация, предложенная В. Вундтом, предлагает характеризовать эмоции по трем направлениям:
- — удовольствие-неудовольствие;
- — напряжение-разряжение;
- — возбуждение-торможение.
4. Американский психолог К. Изард выделяет следующие фундаментальные эмоции:
- · интерес-волнение;
- · радость;
- · удивление;
- · горе-страдание;
- · гнев;
- · отвращение;
- · презрение;
- · стыд;
- · вина.
Все остальные эмоциональные реакции индивидов, по мнению Изарда, являются производными и комплексными, т.е. возникают на основе нескольких фундаментальных.
5. Отечественный психолог Б.Додонов предлагает еще более сложную классификацию эмоций:
- · альтруистические эмоции (желание помогать другим людям);
- · коммуникативные эмоции (возникающие при общении);
- · глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении);
- · праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности);
- · пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности, с потребностью рисковать);
- · романтические эмоции (стремление к необычайному, новому);
- · гностические эмоции (возникающие в познании);
- · эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства);
- · гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии, удобствах);
- · акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению, коллекционированию).
3. Роль эмоций
Эмоции – это особая форма отражения внешнего мира или внутреннего состояния человека, связанная с удовлетворением или неудовлетворением его органических или социальных потребностей, с осуществлением или утратой его жизненных целей. Эмоции в жизни человека выполняют следующие роли:отражательно-оценочная,защитную функцию, управляющая, мобилизующую функцию,компенсаторную функцию, сигнальная, дезорганизующая.
Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно.
Например, у болельщиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование, огорчение, у болельщиков же команды соперника — радость. А определенное произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные эмоции.
Недаром в народе говорят: «На вкус и цвет товарища нет».
Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться).
Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека действительности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических механизмов этого управления.
Ведь возникновение того или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека.
Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: защитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.
Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.
Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (спасении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость.
Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо.
Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придаст этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами.
Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.
Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компенсаторной функций делает возможнымпроявление и санкционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет).
Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии.
Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта.
Сигнальная функция эмоций часто сочетается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.
Источник: https://mirznanii.com/a/199449/rol-emotsiy-v-zhizni-cheloveka