Эрнст Теодор Амадей Гофман, с краткой биографией которого интересующийся читатель может ознакомиться на страницах сайта, является ярким представителем немецкого романтизма.
Разносторонне одаренный, Гофман известен и как музыкант, и как художник, и, конечно же, как литератор.
Произведения Гофмана, в большинстве своем непонятые современниками, после его смерти вдохновляли таких великих писателей, как Бальзак, По, Кафка, Достоевский, и многих других.
Детство Гофмана
Родился Гофман в Кёнигсберге (Восточная Пруссия) в 1776 году в семье адвоката. При крещении мальчика назвали Эрнстом Теодором Вильгельмом, но позже, в 1805-м, он сменил имя Вильгельм на Амадей – в честь своего музыкального кумира Вольфганга Амадея Моцарта. После развода родителей трехлетний Эрнст воспитывался в доме своей бабушки по матери. Большое влияние на становление мировоззрения мальчика, которое отчетливо проявляется в дальнейших вехах биографии и творчества Гофмана, оказал его дядя. Как и отец Эрнста, он был юристом по профессии, человеком талантливым и умным, склонным к мистицизму, однако, по мнению самого Эрнста, ограниченным и чрезмерно педантичным. Несмотря на сложные отношения, именно дядя помог Гофману раскрыть свои музыкальные и художественные таланты, способствовал его образованию в этих областях искусства.
Юношеские годы: обучение в университете
По примеру дяди и отца Гофман решил заниматься юриспруденцией, однако приверженность семейному делу сыграла с ним злую шутку. Блестяще окончив Кёнигсбергский университет, молодой человек покинул родной город и несколько лет служил судейским чиновником в Глогау, Познани, Плоцке, Варшаве. Однако, как и многие талантливые люди, Гофман постоянно ощущал неудовлетворенность тихой мещанской жизнью, пытаясь вырваться из затягивающей рутины и начать зарабатывать на жизнь музыкой и рисованием. С 1807 по 1808 год, живя в Берлине, Гофман зарабатывал на жизнь частными уроками музыки.
Первая любовь Э. Гофмана
Во время обучения в университете Эрнст Гофман зарабатывал на жизнь уроками музыки. Его ученицей стала Дора (Кора) Хатт – прелестная молодая женщина 25 лет, супруга торговца винами и мать пятерых детей.
Гофман видит в ней родственную душу, понимающую его стремление сбежать от серых монотонных будней.
После нескольких лет отношений по городу поползли сплетни, а после рождения шестого ребенка Доры родственники Эрнста решают отослать его из Кёнигсберга в Глогау, где жил еще один его дядя. Периодически он возвращается, чтобы повидаться с возлюбленной.
Последняя их встреча состоялась в 1797 году, после чего их пути навсегда разошлись – Гофман, с одобрения родственников, заключил помолвку со своей кузиной из Глогау, а Дора Хатт, разведясь с мужем, снова выходит замуж, на этот раз за школьного учителя.
Начало творческого пути: музыкальная карьера
В этот период начинается карьера Гофмана как композитора. Свои музыкальные произведения Эрнст Амадей Гофман, биография которого служит доказательством высказывания о том, что «талантливый человек талантлив во всем», писал под псевдонимом Иоганна Крейслера. Среди наиболее известных его произведений – множество сонат для фортепиано (1805–1808 гг.), оперы «Аврора» (1812 г.) и «Ундина» (1816 г.), балет «Арлекин» (1808 г.). В 1808 году Гофман занимает пост театрального капельмейстера в Бамберге, в последующие годы служит дирижером в театрах Дрездена и Лейпцига, однако в 1814 году ему приходится вернуться на государственную службу.
Также Гофман проявил себя как музыкальный критик, причем интересовали его как современники, в частности, Бетховен, так и композиторы прошлых веков. Как было сказано выше, Гофман глубоко почитал творчество Моцарта. Подписывал свои статьи он также псевдонимом: «Иоганн Крейслер, капельмейстер». В честь одного из своих литературных героев.
Женитьба Гофмана
Рассматривая биографию Эрнста Гофмана, нельзя не обратить внимания на его семейную жизнь. В 1800 году, после сдачи третьего государственного экзамена, его переводят в Познань на должность асессора в Верховном суде. Здесь молодой человек знакомится со своей будущей женой – Михаэлиной Рорер-Тжчиньской. В 1802 г.
Гофман разрывает помолвку с кузиной, Минной Дерфер, и, приняв католичество, женится на Михаэлине. О своем решении писатель впоследствии не жалел никогда. Эта женщина, которую он ласково называет Мишей, до конца жизни во всем поддерживала Гофмана, была его надежным жизненным партнером в трудные времена, каких в их жизни было немало.
Можно сказать, она стала его тихой гаванью, которая была так необходима истерзанной душе талантливого человека.
Литературное наследие
Первое литературное произведение Эрнста Гофмана – новелла «Кавалер Глюк» – увидело свет в 1809 году в лейпцигской Всеобщей музыкальной газете. Далее последовали новеллы и очерки, объединенные главным героем и носящие общее название «Крейслериана», которые вошли позднее в сборник «Фантазии в манере Калло» (1814–1815 гг.).
Период 1814–1822 гг., отмеченный возвращением писателя к юриспруденции, известен как время его расцвета в качестве писателя. В эти годы написаны такие произведения, как роман «Эликсиры сатаны» (1815 г.), сборник «Ночные этюды» (1817 г.
), повести-сказки «Щелкунчик и Мышиный король» (1816 г.), «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1819 г.), «Принцесса Брамбилла» (1820 г.), сборник новелл «Серапионовы братья» и роман «Жизненные убеждения кота Мурра» (1819–1821 гг.
), роман «Повелитель блох» (1822 г.).
Болезнь и смерть писателя
В 1818 г. самочувствие великого немецкого сказочника Гофмана, биография которого изобилует взлетами и падениями, начинает ухудшаться. Дневная работа в суде, требующая значительного умственного напряжения, за которой следовали вечерние встречи с единомышленниками в винном погребке и ночные бдения, во время которых Гофман стремился записать все пришедшие в голову днем мысли, все фантазии, порожденные разгоряченным винными парами мозгом – такой образ жизни значительно подорвал здоровье писателя. Весной 1818 года у него развивается болезнь спинного мозга.
В это же время осложняются отношения литератора с властями.
В своих поздних произведениях Эрнст Гофман высмеивает полицейский произвол, шпионов и доносчиков, деятельность которых так поощрялась прусским правительством.
Гофман даже добивается отставки начальника полиции Кампца, чем настроил против себя все полицейское ведомство. Кроме того, Гофман защищает некоторых демократов, которых по долгу службы обязан привлекать к суду.
В январе 1822 г. состояние здоровья писателя резко ухудшается. Болезнь достигает кризиса. У Гофмана развивается паралич. Через несколько дней полиция конфискует рукопись его повести «Повелитель блох», в которой прототипом одного из персонажей как раз является Кампц. Писателя обвиняют в разглашении судебной тайны.
Благодаря заступничеству друзей, судебное разбирательство удалось отложить на несколько месяцев, и 23 марта, уже прикованный к постели Гофман, диктует речь в защиту самого себя. Расследование было прекращено при условиях правки повести в соответствии с требованиями цензуры. «Повелитель блох» выходит этой же весной.
Паралич писателя быстро прогрессирует и 24 июня достигает шеи. Умер Э.Т.А. Гофман в Берлине 25 июня 1822 г., не оставив в наследство жене ничего, кроме долгов и рукописей.
Основные особенности творчества Э.Т.А Гофмана
Период литературного творчества Гофмана приходится на эпоху расцвета немецкого романтизма.
В произведениях писателя можно проследить основные черты Йенской школы романтизма: реализация идеи романтической иронии, признание цельности и многогранности искусства, воплощение образа идеального художника. Э.
Гофман также показывает конфликт между романтической утопией и реальным миром, однако, в отличие от Йенских романтиков, его героя постепенно поглощает материальный мир. Писатель иронизирует над своими романтическими персонажами, стремящимися найти свободу в искусстве.
Музыкальные новеллы Гофмана
Все исследователи сходятся в том, что биография Гофмана и его литературное творчество неразделимы с музыкой. Эту тему наиболее ярко можно проследить в новеллах писателя «Кавалер Глюк» и «Крейслериана».
Главный герой «Кавалера Глюка» – музыкант-виртуоз, современник автора, почитатель творчества композитора Глюка.
Герой создает вокруг себя атмосферу, окружавшую «того самого» Глюка, в попытке отрешиться от суеты современного ему города и обывателей, среди которых модно считаться «ценителем музыки».
Пытаясь сохранить музыкальные сокровища, созданные великим композитором, неизвестный берлинский музыкант как будто сам становится его воплощением. Одной из главных тем новеллы является трагическое одиночество творческого человека.
«Крейслериана» – серия очерков на разную тему, объединенных общим героем, капельмейстером Иоганнесом Крейслером.
Среди них есть как сатирические, так и романтические, однако красной нитью через каждый проскальзывает тема музыканта и его места в обществе. Иногда эти мысли высказываются персонажем, а иногда – напрямую автором.
Иоганн Крейслер – признанный литературный двойник Гофмана, его воплощение в музыкальном мире.
В заключение можно отметить, что Эрнст Теодор Гофман, биография и краткое содержание некоторых работ которого представлены в этой статье, является ярким примером человека незаурядного, всегда готового идти против течения и бороться с жизненными невзгодами ради высшей цели. Для него эта цель была искусством, цельным и неразделимым.
Источник: https://www.syl.ru/article/331499/skazochnik-gofman-biografiya-i-tvorchestvo
Такой разный Гофман
Эрнст Теодор Амадей Гофман
Крупный писатель-прозаик, Гофман открыл новую страницу в истории немецкой романтической литературы. Велика его роль и в области музыки как зачинателя жанра романтической оперы и особенно – как мыслителя, впервые изложившего музыкально-эстетические положения романтизма. В качестве публициста и критика Гофман создал новый художественный вид музыкальной критики, развитый затем многими крупными романтиками (Вебер, Шуман, Лист, Берлиоз и другие). Псевдоним в качестве композитора — Иоганн Крайслер.
Жизнь Гофмана, его творческий путь — это трагическая история выдающегося, разносторонне одаренного художника, непонятого современниками.
Биография Теодора Гофмана
Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776—1822) родился в Кенигсберге, в семье королевского адвоката. После смерти отца Гофман, которому тогда было всего лишь 4 года, воспитывался в семье дяди. Уже в детские годы проявилась любовь Гофмана к музыке и живописи.
Э.Т.А. Гофман – юрист, мечтавший о музыке, и ставший известным в качестве писателя
В период пребывания в гимназии он сделал значительные успехи в игре на фортепиано и в рисовании. В 1792—1796 годы Гофман прошел курс наук на юридическом факультете кёнигсбергского университета. С 18 лет он начал давать уроки музыки. Гофман мечтал о музыкальном творчестве.
«Ах, если бы я мог действовать согласно влечениям своей природы, я непременно стал бы композитором, — писал он одному из своих друзей.— Я убежден, что в этой области я мог бы быть великим художником, а в области юриспруденции всегда останусь ничтожеством»
После окончания университета Гофман занимает незначительные судейские должности в небольшом городке Глогау. Всюду, где жил Гофман, он продолжал заниматься музыкой и живописью.
Важнейшим событием в жизни Гофмана было посещение Берлина и Дрездена в 1798 году. Художественные ценности картинной галереи Дрездена, а также разнообразные впечатления концертной и театральной жизни Берлина произвели на него огромное впечатление.
Гофман верхом на коте Мурре сражается с прусской бюрократией
В 1802 году за одну из своих злых карикатур на высшее начальство Гофман был смещен с должности в Познани и отправлен в Плоцк (отдаленная прусская провинция), где находился, по существу, в изгнании. В Плоцке, мечтая о поездке в Италию, Гофман изучал итальянский язык, занимался музыкой, живописью, карикатурой.
К этому времени (1800—1804) относится появление первых крупных его музыкальных произведений.
В Плоцке были написаны две фортепианные сонаты (f-moll и F-dur), квинтет c-moll для двух скрипок, альта, виолончели и арфы, четырехголосная месса d-moll (в сопровождении оркестра) и другие произведения.
В Плоцке же была написана первая критическая статья о применении хора в современной драме (в связи с «Мессинской невестой» Шиллера, напечатана в 1803 году в одной из берлинских газет).
Начало творческой карьеры
В начале 1804 года Гофман получил назначение в Варшаву
Провинциальная атмосфера Плоцка угнетала Гофмана. Он жаловался друзьям и стремился выбраться из «гнусного местечка». В начале 1804 года Гофман получил назначение в Варшаву.
В крупном культурном центре того времени творческая деятельность Гофмана приняла более интенсивный характер. Музыка, живопись, литература овладевают им все в большей степени. В Варшаве были написаны первые музыкально-драматические произведения Гофмана. Это зингшпиль на текст К.
Брентано «Веселые музыканты», музыка к драме Э. Вернера «Крест на Балтийском море», одноактный зингшпиль «Непрошенные гости, или Миланский каноник», опера в трех актах «Любовь и ревность» на сюжет П.
Кальдерона, а также симфония Es-dur для большого оркестра, две фортепианные сонаты и много других произведений.
Возглавив Варшавское филармоническое общество, Гофман в 1804—1806 годы выступает дирижером в симфонических концертах, читает лекции о музыке. Одновременно он осуществил живописную роспись помещения Общества.
В Варшаве Гофман познакомился с произведениями немецких романтиков, крупных писателей и поэтов: Авг. Шлегеля, Новалиса (Фридриха фон Харденберга), В. Г. Ваккенродера, Л. Тика, К. Брентано, оказавших большое воздействие на его эстетические взгляды.
Гофман и театр
Интенсивная деятельность Гофмана была прервана в 1806 году вторжением в Варшаву войск Наполеона, уничтожившего прусскую армию и распустившего все прусские учреждения. Гофман остался без средств к существованию.
Летом 1807 года с помощью друзей он переехал в Берлин, а затем в Бамберг, где прожил до 1813 года. В Берлине Гофман не нашел применения своим разносторонним способностям. По объявлению в газете он узнал о месте капельмейстера в городском театре Бамберга, куда переехал в конце 1808 года.
Но не проработав там и года, Гофман оставил театр, не желая мириться с рутиной и угождать отсталым вкусам публики.
Как композитор, Гофман взял себе псевдоним — Иоганн Крайслер
В поисках заработка в 1809 году он обратился к известному музыкальному критику И. Ф. Рохлицу — редактору «Всеобщей музыкальной газеты» в Лейпциге — с предложением написать ряд рецензий и новелл на музыкальные темы.
Рохлиц предложил Гофману в качестве темы историю гениального музыканта, дошедшего до полной нищеты.
Так возникли гениальная «Крейслериана» — серия очерков о капельмейстере Иоганнесе Крейслере, музыкальные новеллы «Кавалер Глюк», «Дон-Жуан» и первые музыкально-критические статьи.
В 1810 году, когда во главе бамбергского театра оказался старый друг композитора Франц Гольбейн, Гофман возвратился в театр, но теперь уже в качестве композитора, художника-декоратора и даже архитектора. Под влиянием Гофмана в репертуар театра были включены произведения Кальдерона в переводах Авг. Шлегеля (незадолго до этого впервые опубликованные в Германии).
Музыкальное творчество Гофмана
В 1808-1813 годы было создано много музыкальных произведений:
- романтическая опера в четырех актах «Напиток бессмертия»
- музыка к драме «Юлий Сабин» Содена
- оперы «Аврора», «Дирна»
- одноактный балет «Арлекин»
- фортепианное трио E-dur
- струнный квартет, мотеты
- четырехголосные хоры а cappella
- Miserere с сопровождением оркестра
- много произведений для голоса с оркестром
- вокальные ансамбли (дуэты, квартет для сопрано, двух теноров и баса и другие)
- в Бамберге Гофман начал работу над своим лучшим произведением — оперой «Ундина»
Когда в 1812 году Ф. Гольбейн покинул театр, положение Гофмана ухудшилось, и он вынужден был снова искать себе должность. Отсутствие средств к жизни заставило Гофмана вернуться к юридической службе.
Осенью 1814 года он переехал в Берлин, где с этого времени занимал разные должности по министерству юстиции. Однако душа Гофмана по-прежнему принадлежала литературе, музыке, живописи… Он вращается в литературных кругах Берлина, встречается с Л.
Тиком, К. Брентано, А. Шамиссо, Ф. Фуке, Г. Гейне.
Лучшим произведением Гофмана была и остается опера «Ундина»
Одновременно возрастает известность Гофмана-музыканта. В 1815 году в Королевском театре в Берлине была исполнена его музыка к торжественному прологу Фуке. Через год, в августе 1816 года, в том же театре состоялась премьера «Ундины». Постановка оперы отличалась необыкновенной пышностью и была встречена публикой и музыкантами очень тепло.
«Ундина» явилась последним крупным музыкальным произведением композитора и одновременно сочинением, открывшим новую эпоху в истории романтического оперного театра Европы. Дальнейший творческий путь Гофмана связан главным образом с литературной деятельностью, с его наиболее значительными произведениями:
- «Элексир дьявола» (роман)
- «Золотой горшок» (сказка)
- «Щелкунчик и мышиный король» (сказка)
- «Чужое дитя» (сказка)
- «Принцесса Брамбилла» (сказка)
- «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (сказка)
- «Майорат» (повесть)
- четыре тома рассказов «Серапионовы братья» и другие…
Статуя, изображающая Гофмана с его котом Мурром
Литературное творчество Гофмана завершилось созданием романа «Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах» (1819—1821).
В 1820 году Гофман был назначен членом правительственной комиссии по расследованию политических преступлений. Такое назначение глубоко противоречило всему демократическому настрою мировоззрения Гофмана.
В своей сказке «Повелитель блох» («Мейстер Фло») он вывел остро сатирический образ юридического советника Кнаррпантп, в котором современникам легко было узнать председателя комиссии Г. фон Кампца. Об этом стало известно в министерстве юстиции. Рукопись конфисковали.
Против Гофмана было возбуждено судебное дело. Все это совпало с резким ухудшением состояния здоровья писателя.
25 июня 1822 года Гофман скончался.
(2
Источник: https://ProPianino.ru/takoj-raznyj-gofman
Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776—1822)
«Чудным, великим гением» назвал Эрнста Теодора Амадея Гофмана русский критик В. Г. Белинский в одном из писем 1840 г. С начала 20-х гг. XIX в.
и на протяжении ста с лишним лет новеллы, повести и романы немецкого писателя пользовались в России и в других европейских странах необыкновенным успехом — большим даже, чем на его родине! Само понятие «романтическое» в значительной степени стало ассоциироваться с его именем.
Фронтиспис собрания сочинений Э. Т. А. Гофмана. Издание 1841 г. Париж
Гофман родился и вырос в Кёнигсберге (ныне Калининград), здесь же окончил юридический факультет университета. Затем служил следователем в Глогау, в государственных судах Берлина и Познани, в Плоцке и в Варшаве (в то время значительная часть Польши входила в состав Прусского королевства). И одновременно сочинял музыку.
Всё изменилось в ноябре 1806 г., когда наполеоновские войска вступили в Варшаву; прусская администрация была распущена, и Гофман на долгие годы оказался почти без средств к существованию. Осенью 1808 г.
вместе с женой он переезжает в Бамберг, где получает место капельмейстера в театре. Скудное жалованье, редкие гонорары вынуждают его стать учителем пения.
И здесь будущего писателя подстерегает самое главное испытание в жизни: он страстно влюбляется в свою пятнадцатилетнюю ученицу Юлию Марк Любовные страдания приводят его на грань безумия. В 1812 г.
, когда накал любви к Юлии достигает предела, Гофман записывает в дневнике: «…теперь наступило время серьёзно поработать in litteris (в литературе. — Прим. ред.)». Так из великой неразделённой любви, обычно делающей людей поэтами, родился Гофман-прозаик.
Титульный лист первого издания «Фантазий в манере Калло». 1814 г. Бамберг
Он предстал перед публикой тогда, когда немецкий романтизм как литературное движение уже завершал свой путь. «Фантазии в манере Калло» — первая книга Гофмана — увидели свет в 1814—1815 гг. А вскоре был окончательно разгромлен Наполеон.
Через Германию волна наполеоновского нашествия прокатилась дважды, и в душах измученных войной обывателей крепла тоска по размеренной, упорядоченной жизни, пусть без «высших» целей, но и без тревог и волнений, жизни простой, со скромным достатком и тихими семейными радостями. Из этой тоски родился стиль жизни и стиль искусства, который называют «бидермейер», что в переводе с немецкого означает «обыватель» (расцвет искусства бидермейера пришёлся на 20—40-е гг. XIX в.). В творчестве Гофмана теряющий позиции романтизм и нарождающийся бидермейер сошлись лицом к лицу.
Любовь к книгам Гофмана передавалась в России из поколения в поколение. Автором «Золотого горшка» и «Житейских воззрений кота Мурра» восхищались и многое у него заимствовали русские прозаики — от Н. В. Гоголя до М. А. Булгакова. Последний балет П. И. Чайковского — «Щелкунчик» (1892 г.) — написан по мотивам сказки Гофмана
Автопортрет Э. Т. А. Гофмана на одной из его рукописей
Если многие поздние романтики воспевают трагическое одиночество бунтаря, непризнанного гения среди толпы, во всём ищущей собственный интерес и не желающей никаких перемен, то в основе мироощущения Гофмана лежит стремление к диалогу с реальным миром.
Молодые герои новелл-сказок и сказочных повестей Гофмана не только поэты и дети в душе, но и хорошие люди, для которых блаженство сосредоточено в голубых глазах девиц, в конечном счёте становящихся их жёнами. При этом автор снисходительно, но по-доброму посмеивается над обретённым ими «блаженством».
Именно такой смех преобладает в прозе Гофмана. Бывает смех язвительно-иронический, возвышающий смеющегося над миром и человечеством. Его часто называют «романтической иронией». Приступами такого иронического, несмешного смеха страдает любимый герой Гофмана — Иоганнес Крейслер.
Есть у Гофмана и сатирико-обличительный смех. Но не им определяется тональность его произведений, а светлой праздничной весёлостью.
Гофман адресовал свои книги не «посвящённым», а широкой публике, от которой требовалась лишь настроенность на праздник Без неё не почувствовать той атмосферы душевной приподнятости, освобождённое™ от повседневного, ожидания тайны и волшебства, которой веет со страниц его сочинений. Недаром многие истории Гофмана связаны с праздниками: например, «Щелкунчик» (1816 г.
) и «Повелитель блох» (1822 г.) — с Рождеством, а повесть «Принцесса Брамбилла» (1820 г.) — со знаменитым римским карнавалом.
И как Сервантес пародировал рыцарские романы, не уничтожая духа рыцарства, так Гофман пародирует столь популярные в XVIII столетии «сказки о феях», «Тысячу и одну ночь» и псевдонаучные трактаты о «духах стихий», сохраняя загадочную притягательность «вымыслов чудесных».
Романтизм и бидермейер соотносятся так же, как понятия «музыкант» и «хороший человек» в рассуждениях героя «Житейских воззрений кота Мурра» Иоганнеса Крейслера: «…я разделил, как верховный судья, всё племя человеческое на два разных разряда: один из них состоял из хороших людей, которые являются плохими музыкантами или вовсе не являются музыкантами, а другой разряд составляют собственно музыканты. Но… все должны… обрести блаженство, хотя и на разный лад…». Жизнь как единая и неделимая ценность объединяет у Гофмана «небесный» мир гармонических созвучий и «земной» мир практической жизни
* * *
Возможно, Гофман окончательно определился в собственном писательском призвании, именно создав первую новеллу-сказку — «Золотой горшок» (1814 г.). Повествование в «Золотом горшке» проходит по едва различимой грани, разделяющей мир вымысла и мир реальности, сна и яви, поэтического воображения и житейской прозы.
События разворачиваются в Дрездене. В светлый праздник Вознесения бедный студент Ансельм отправляется весело провести время в излюбленном месте отдыха горожан — Линковых купальнях.
По дороге Ансельм теряет деньги, припасённые на пиво и кофе с ромом, и вместо кофейни ему приходится довольствоваться отдыхом под бузинным кустом на берегу Эльбы.
Иоганнес Крейслер — гениальный композитор и великий «иронист», личная маска писателя, его второе «я», в котором, в конце концов, сосредоточились и музыкальность Гофмана, и его житейская неустроенность, и неприятие официального, упорядоченного строя жизни. Этот персонаж проходит через всё творчество писателя, начиная с «крейслерианы» — цикла статей и «бессвязных мыслей» о музыке, входящих в первые два тома «Фантазий в манере Калло» (они приписаны Иоганну Крейслеру). Ему же Гофман передоверил свою трагическую любовь к Юлии Марк, то и дело отзывающуюся в его произведениях
То ли во сне, то ли наяву он слышит звон хрустальных колокольчиков и видит среди ветвей бузины золотисто-зелёную синеглазую змейку Серпентину, дочь стихийного духа Саламандра. Любовь к Серпентине заставляет Ансельма забыть о приглянувшейся ему дочери чиновника Паульмана — голубоглазой Веронике.
Сам же Саламандр, изгнанный князем духов Фосфором из волшебной страны Атлантиды, живёт среди людей в обличье архивариуса Линдхорста. Поступив к нему на службу переписчиком, Ансельм проходит через чудесные превращения и испытания.
Он видит во сне, что ему предстоит стать мужем Серпентины и получить в приданое золотой горшок с растущими из него огненными лилиями.
Как подтверждение достоверности происходящего с ним рукописи на непонятных языках, которые должен переписывать Ансельм, проводящий всё время в грёзах наяву, чудесным образом оказываются действительно переписанными! В финале новеллы Ансельм женится на Серпентине. Но это происходит в сновидении автора. Голубоглазая Вероника между тем выходит замуж за получившего чин приятеля Ансельма — таким образом сбываются и её грёзы.
А. Костин. Иллюстрация к новелле Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек»
Счастливый конец сказки о золотом горшке глубоко ироничен, как и её стиль. Переписчик Ансельм ничего нового не создаёт — ни в жизни, ни на бумаге: он — копиист. Копиями копий являются и его сказочные сновидения.
Сказочный план «Золотого горшка» частично повторяет, частично пародирует «сказки» Новалиса и других писателей-романтиков и предромантиков. Гофман искусно смешивает эту цветистую пародию с изображением повседневной жизни обыкновенных людей.
Мир сказки и мир быта гротескно дополняют друг друга (как прилагательное и существительное в словосочетании «золотой горшок»), позволяя читателю иронически дистанцироваться и от одного и от другого, насладиться игрой их взаимных отражений.
Тема двойничества, образы двойников характерны для творчества Гофмана. «Вот тут-то я и испытал совершенно своеобразное ощущение: моё „я» было решительно чуждо моему истинному „я», но и в то же время вернейшим образом отображало некие затаённые порывы моего сокровеннейшего ,,я»», — исповедуется в своих записках учёный кот Мурр, рассказывая, как съел селёдочную головку, которой хотел угостить свою мамашу. В исповеди Мурра пародийно, но очень точно воссоздан процесс рождения гофмановских героев-двойников
Вслед за «Золотым горшком» Гофман принимается за большой роман ужасов «Эликсиры дьявола» (1816 г.). Это жизнеописание-исповедь монаха Медарда, испившего сатанинского эликсира и оказавшегося во власти дьявола.
Сбежавший из монастыря Медард невольно совершает множество преступлений. Им движет роковая любовь к юной баронессе Аврелии (отголосок несчастной любви Гофмана).
Аврелия погибает в момент пострижения в монахини от руки безумного графа Викторина — зловещего двойника Медарда.
Карикатура Э. Т. А. Гофмана. Он сам, верхом на коте Мурре, сражается с бюрократией в лице полицай-директора фон Камптца
В «Эликсирах дьявола» перед читателем предстаёт, казалось бы, совсем не «праздничный» писатель, а продолжатель традиции, восходящей к английским готическим романам.
Новелла Гофмана «Мадемуазель (1819 г.) считается одним из первых образцов детективного жанра в мировой литературе. Её героиня, французская писательница XVII в., разгадывает тайну «серийных», как теперь сказали бы, убийств, происходящих в Париже, «Мадемуазель де Скюдери» вошла в самое обширное собрание новелл Гофмана «Серапионовы братья», созданное по образцу «Декамерона» Д. Боккаччо (четыре тома «Серапионовых братьев» выходили с 1819 ПО 1821 г.)
Это — куклы, автоматы, искусственные подобия живых существ, играющие в художественном мире немецкого писателя исключительную роль.
С одной стороны, кукла — воплощение механического, враждебного жизненной органике начала: такова Олимпия из «Песочного человека», с её заученными движениями и безжизненным взглядом, в которую, на свою беду, влюбляется Натанаэль, приняв за обыкновенную девушку.
Олимпия — кукла-подлог, коварно занимающая чужое место, место возлюбленной Натанаэля Клары. С другой стороны, кукла — это существо, на которое могут быть перенесены человеческие чувства и свойства. Любовь человека к кукле оживляет её, вдыхает в неё жизнь.
Любовь Мари к несчастному и отважному Щелкунчику расколдовывает его, превращает в юного Дроссельмейера. Щелкунчик и его войско, как и весь создаваемый крёстным Дроссельмейером кукольный мир, — уменьшенная копия реальных людей и вещей.
В последней повести Гофмана «Повелитель блох» (1822 г.) место кукол и оловянных солдатиков занимают полчища едва видимых человеческому глазу подданных Мастера-блохи.
Один из героев повести, Перегринус Тис, унаследовав от родителей изрядное состояние, продолжает и во взрослой жизни играть в куклы и солдатики.
Покупая самому себе игрушки накануне Рождества, он случайно спасает Повелителя блох, которого преследуют двое естествоиспытателей — Левенгук и Сваммердам.
Жившие в XVII—XVIII вв., эти учёные вошли в историю как изобретатели микроскопа. У Гофмана они восстают из гроба и ведут по видимости вполне обычную жизнь: Левенгук разъезжает по городам Европы с аттракционом — демонстрирует дрессированных, наряженных в мундирчики и сафьяновые сапожки блох, Сваммердам снимает квартиру в доме Тиса.
И хотя у Гофмана они символизируют науку, посягающую на власть над живым миром, оба естествоиспытателя не столь зловещи, сколь комичны: чего стоит их дуэль на подзорных трубах! Мастер-блоха одаряет Перегринуса волшебной линзой; вставив её в глаз, герой получает возможность читать мысли других людей.
Это спасает его от коварных чар принцессы цветов Гамахеи, а главное, помогает выйти в «большой», взрослый мир, где он находит своё счастье.
Люди, цветы, блошиные армии — всё смешалось на страницах повести, как на праздничной площади. Но в эту весёлую фантасмагорию вторгается персонаж из совсем другого, официального мира — тайный советник Кнаррпанти.
Он сажает Перегринуса в тюрьму по обвинению в преступлении, которого тот не совершал. Современный инквизитор руководствуется двумя принципами. Первый: «…важно…
найти злодея, а совершённое злодеяние уже само собой обнаружится».
Второй: «Думание… само по себе, как таковое, есть опасная операция, а думание опасных людей тем более опасно». Гофман, служивший в конце 10-х — начале 20-х гг.
XIX столетия в Берлине в министерстве юстиции, «срисовал» Кнаррпанти с полицай-директора фон Камптца.
Поэтому рукопись повести была арестована, а всё, касающееся Кнаррпанти, в первом и последующих изданиях вплоть до 1908 г. из неё вырезали.
* * *
Стремясь вовлечь читателя в мир игры и детской фантазии, Гофман тем не менее видит, что «застревание» взрослого человека в этом мире — такой же повод для смеха, как и обывательская рассудительность или естественно-научные сражения на подзорных трубах.
Впрочем, тяга к страшному существует в детском «я» любого человека — где-то рядом со сказкой и любовью к рождественской ёлке. Так в прозе Гофмана с рождественским «Щелкунчиком и Мышиным королём» органично соседствует новелла ужасов «Песочный человек».
Её герой Натанаэль встречается во взрослой жизни с материализовавшимся героем своих детских ночных страхов — «песочным человеком», сходит с ума и погибает.
Что же общего у этой истории с историей юной Мари, находящей счастье в своих детских сновидениях?
В «Житейских воззрениях кота Мурра с присовокуплением макулатурных листов из биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера» (1820—1822 гг.) великовозрастный наследный принц Игнатий, играющий в разноцветные чашечки, изображён просто кретином.
Повествование в романе ведётся в двух планах. Первый занимает назидательное жизнеописание-автобиография кота Мурра, «мурриана», как называют её критики по аналогии с «крейслерианой». Так издавна строились плутовские романы.
Этот приём использован и любимым писателем Гофмана Сервантесом в «Новелле о беседе собак», где пёс Берганса рассказывает своему товарищу Сципиону историю собственной бродяжьей жизни. Ранее Берганса уже фигурировал в одной из новелл, вошедших в «Фантазии в манере Калло».
В «Житейских воззрениях» Гофман заимствует у Сервантеса не героя, а повествовательную модель, заменяя псов на котов.
Обложка романа Э. Т. А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». Издание 1822 г.
Смех Гофмана универсален. В жизнеописании кота в травестированном (сниженном) варианте предстают все этапы жизни молодого «интеллигентного» современника Гофмана, человека, т. е. кота, без роду без племени.
Со всеми его слабостями и недостатками, с любовью к вкусным косточкам и мягкой постельке (кот-филистер — одна из граней образа Мурра), с готовностью идти навстречу житейским соблазнам и демагогическим призывам.
В то же время, живя подле учёного и музыканта Абрагама Лискова, Мурр приобщается к «высшей культуре», что даёт возможность Гофману спародировать (не значит высмеять и полностью отвергнуть!) все её крайние, оторваннные от жизни проявления — просветительскую веру в разум, романтические порывы, раннебуржуазные теории построения общества на «взаимной выгоде» и т. д.
Другой герой «Житейских воззрений» — друг маэстро Абрагама Иоганнес Крейслер, отдельные эпизоды из биографии которого случайно попали в рукопись кота.
Так читатель из плана комического «животного эпоса» то и дело переходит в иной план — авантюрно-любовного романа, с двойным, музыкальным и сатирическим, подтекстом.
Сатира Гофмана, как всегда, направлена на официально-государственную жизнь, на быт маленького немецкого княжества, существующего только в воображении князя Иринея и его подданных (княжество давно присоединили к другому государству, но все делают вид, что ничего не изменилось).
На фоне ничтожных, иллюзорных интриг и вполне реальных кровопролитий в «Житейских воззрениях» разворачивается повесть о неземной влюблённости капельмейстера Крейслера в дочь советницы Бенцон — Юлию. В эту историю Гофман вложил пережитую им в Бамберге «всеистребляющую боль жизни».
Гофман скончался в Берлине через семь месяцев после того, как разослал друзьям шутливое и печальное извещение о смерти своего любимого кота — прототипа героя, чьё имя вынесено в заглавие романа.
Поделиться ссылкой
Источник: https://SiteKid.ru/literatura/vsemirnaya_literatura/ernst_teodor_amadej_gofman_17761822.html
Эрнст Гофман — биография, факты, фото
Эрнст Гофман – немецкий писатель-романтик, художник, юрист и композитор. Был очень разносторонней личностью. За свою биографию ему удалось создать множество гениальных произведений в области литературы и музыки.
В биографии Гофмана много драматических моментов, о которых мы вам расскажем. Но обо всем по порядку.
Итак, перед вами краткая биография Гофмана.
Биография Гофмана
Эрнст Теодор Амадей Гофман родился 24 января 1776 года в Кенигсберге (Восточная Пруссия). Он рос в семье юриста Кристофа Людвига.
Детство и юность
Когда Эрнсту исполнилось 3 года, его родители решили развестись. В связи с этим его воспитанием занималась бабушка по матери и дядя, который работал адвокатом.
Стоит заметить, что дядя Гофмана был весьма умным и творческим человеком, проявлявшим интерес к фантастике и мистике. Именно он побудил мальчика связать свою жизнь с юриспруденцией.
Кроме этого, дядя помог ему развить способности к художественному и музыкальному творчеству.
Образование
В 1800 г. Гофман успешно окончил курс юридических наук в Кенигсбергском университете.
Получив диплом, он несколько лет работал судейским чиновником, однако профессия юриста никогда не вызывала у него особого интереса. Вместо этого он хотел зарабатывать на жизнь искусством.
Музыка
В период биографии 1807-1808 гг. Гофман жил в Берлине. В это время он зарабатывал репетиторством, преподавая уроки музыки.
Однако этих денег совершенно не хватало даже не скудное существование, в результате чего он часто испытывал серьезные материальные трудности.
Тем не менее, Гофман продолжал увлекаться искусством, поскольку только в нем видел смысл жизни. Со временем он открыл в себе талант композитора.
В течение нескольких лет он написал немало музыкальных произведений, в числе которых оперы «Аврора» и «Ундина», балет «Арлекин» и сонаты для фортепиано.
В 1808 г. Гофман работал театральным капельмейстером. После этого он дирижировал в немецких театрах.
Интересен факт, что когда ему было около 30 лет, он сменил имя «Вильгельм» на «Амадей», поскольку был большим почитателем Моцарта. Справедливо отметить, что он прекрасно проявил себя и в качестве музыкального критика.
Биографы Гофмана сходятся во мнении, что его литературные произведения неразделимы с музыкой. Это прекрасно прослеживается в новеллах – «Кавалер Глюк» и «Крейслериана».
В 1815 г. Гофман потерял место капельмейстера, в связи с чем был вынужден вновь вернуться на службу, которую так ненавидел. Тем не менее, работа юристом позволяла ему быть финансово независимым и оставляла много времени для творчества.
Произведения Гофмана
В 1809 г. Эрнст Гофман опубликовал новеллу «Кавалер Глюк», ставшую первым произведением в его творческой биографии. После этого он написал еще немало новелл, которые были позже объединены в сборник «Фантазии в манере Калло».
За свою жизнь Гофман сочинил десятки сказок, повестей и романов. По его произведениям снято немало мультипликационных и художественных фильмов. Кроме этого во всем мире ставятся спектакли по пьесам драматурга.
В качестве писателя Гофман более всего реализовал себя в последнее десятилетие своей биографии. Наибольшую популярность ему принесли следующие труды:
- «Эликсиры сатаны»;
- «Повелитель блох»;
- «Жизненные убеждения кота Мурра»;
- «Щелкунчик и Мышиный король»;
- «Серапионовы братья».
Личная жизнь
За свою биографию Гофман неоднократно влюблялся в женщин. Будучи еще студентом он несколько лет встречался с молодой девушкой Дорой. Однако он не мог ей сделать предложение, поскольку она была замужем и имела пятерых детей.
В 1800 г. Гофман познакомился с Михаэлиной Рорер-Тжчиньской. Молодые люди часто общались и находили между собой много общего. Спустя 2 года он понял, что влюблен в девушку.
По этой причине Гофман разорвал помолвку с двоюродной сестрой Минной Дерфер, чтобы жениться на Михаэлине. Интересен факт, что ради будущей супруги он принял католичество.
Гофман никогда не жалел о своем решении. Он до беспамятства любил жену, которая всячески поддерживала его и была для него надежной опорой.
Смерть
С 1818 г. состояние здоровья Гофмана начало постепенно ухудшаться. Этому способствовали проблемы на работе, а также злоупотребление алкоголем. В скором времени у него обнаружили болезнь спинного мозга.
Помимо этого, у писателя были натянутые отношения с представителями властей. В своих произведениях он неоднократно критиковал и высмеивал полицейских, доносчиков и шпионов, находящихся в почете у прусского правительства.
Ему даже удалось добиться увольнения начальника полиции, в связи с чем он вызвал к себе ненависть со стороны всего полицейского ведомства.
В начале 1822 г. самочувствие Гофмана резко ухудшилось. Вскоре у него развился паралич, который постоянно прогрессировал и не давал ему полноценно заниматься творчеством. За день до кончины паралич достиг шеи композитора.
Эрнст Теодор Амадей Гофман умер 25 июня 1822 года в возрасте 46 лет.
Если вам понравилась краткая биография Эрнста Гофмана – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще и интересные истории из их жизни в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Источник: https://interesnyefakty.org/ernst-gofman/
Эрнст Гофман: биография, творчество, интересные факты
???? Приветствую моих дорогих читателей! В статье «Эрнст Гофман: биография, творчество, интересные факты» — о жизни известного немецкого писателя-романтика. Годы жизни: 1776-1822. В конце статьи видео.
Многие люди, услышав имя знаменитого немецкого писателя Эрнста Теодора Гофмана, сразу вспомнят прекрасный балет Чайковского «Щелкунчик». Эта рождественская сказка стала визитной карточкой Гофмана.
Великий романтик, будучи от природы одарен многими талантами, написал еще множество блистательных произведений. Это был не только замечательный писатель, но и композитор, и художник, а также известный юрист.
Эрнст Гофман
Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился в Кенигсберге 24 января 1776 г. в семье очень успешного адвоката Кристофа Гофмана и Луизы (Дёрфер). Их союз был некрепким, хотя в семье к тому времени было уже трое детей. В 1779 г. они разъехались.
При разводе старшие дети остались с отцом. Эрнст вместе с матерью уехал в отчий дом Луизы Альбертины, там же проживал ее родной брат Отто. В семье Дёрфер все были юристами, и Отто взял на себя воспитание своего племянника.
К счастью, дядя, будучи довольно известным юристом, в свободное время увлекался музыкой самых разных жанров и мистическими учениями. Это было модным в то время в высшем обществе Германии.
Дядя с самых ранних лет внушал мальчику, что мужчины в их роду должны продолжать семейную традицию и быть хорошими юристами. Но его увлечения серьезно повлияли на дальнейшую жизнь подростка.
Возможно благодаря этому, умный и наблюдательный мальчик с живым воображением, прекрасно успевал по всем школьным предметам. К 12 годам Эрнст играл на многих музыкальных инструментах и хорошо рисовал.
Эрнст, влюбленный в музыку Амадея Моцарта, захочет называться Амадеем. Позже он изменит имя на Эрнст Теодор Амадей.
По традициям семьи, любые таланты, кроме как в юриспруденции, могли быть хороши только для отдыха и в качестве увлечения. Главное в жизни – это настоящее дело, приносящее солидный доход. Юноша, который метался между любимой музыкой и рисованием, все-таки поступил на юрфак Кенигсбергского университета.
Постигая юридические науки, он успевает серьезно заниматься рисованием, сочинять красивые мелодии и очень много читать. На прикроватной тумбочке всегда можно было найти томики Стерна, Руссо и Шекспира. Он пробует себя в литературе.
О личной жизни
А еще он влюблен в симпатичную Дору Хатт. Она на девять лет старше его и уже давно замужем. Роман длился почти все годы обучения, но по окончании университета родные отослали юношу в Глогау, где необходимо было сдать еще один госэкзамен.
Оказалось, что у дяди из Глогау есть дочка на выданье, и вся его семья питает надежду, что кузина ему понравится. Действительно, Эрнст прошел обряд обручения, сдал экзамен и был назначен в Берлин.
Спустя два года, Эрнст, сдав еще один госэкзамен, назначен на хорошую должность в Познани. Там он встречает очаровательную польку Михалину Тжчиньскую. Молодой юрист, разрывая помолвку, делает предложение руки и сердца Михалине.
Этот брак продлится более двадцати лет. Михалина прощает любимому мужу все: острую нехватку денег, довольно тяжелый характер и даже увлечение другой.
Гофман пережил много тяжелых моментов. Лишился должности. Некоторое время был без средств к существованию, оплакивал смерть своей двухлетней дочурки.
После всех испытаний Гофману предлагают должность театрального капельмейстера. И он полностью отдается музыке! Этот период его жизни — один из блистательных и плодотворных. Он сочиняет музыкальные композиции для театральных спектаклей, дает уроки. В 1809 г. был напечатан небольшой рассказ «Кавалер Глюк».
Гофман преподает музыку хорошенькой 13-летней Юлии Марк, обладательнице чудесного голоса. Гофману исполнилось 33 года, и он ясно понимает, что вновь влюблен. Это чувство продлится более четырех лет.
Гофмана терзают страдания, он пьет много вина и пишет в дневнике о своих чувствах. Приходят мысли о самоубийстве. И вот конец всему. Юлия выходит замуж за богатого торговца, а Гофман уезжает из города.
Эрнст Гофман был парализован весной 1822 года. Скончался 25 июня в возрасте 46 лет. Похоронен в Берлине на Иерусалимском кладбище.
У произведений Гофмана всегда было немало поклонников. Его творчеству давали высокую оценку самые знаменитые классики мировой литературы.
Видео
В этом видео дополнительная информация по теме «Эрнст Гофман: биография»
Источник: https://damy-gospoda.ru/ernst-gofman-biografiya/
Биография Эрнста Гофмана кратко
Э.Т.А. Гофман – немецкий писатель, который создал несколько сборников новел, две оперы, балет и много небольших музыкальных произведений. Именно благодаря ему в Варшаве появился симфонический оркестр. На его надгробье высечены слова: «Он был одинаково выдающимся юристом, поэтом, музыкантом и живописцем».
Родился Гофман в 1776г. в городе Кенигсберг в обеспеченной семье. Отец его был адвокатом королевского суда. Через несколько лет после рождения мальчика родители развелись. Эрнст остался жить с матерью.
Детство и юность Гофмана прошли в доме бабушки. Он рос замкнутым, часто был предоставлен самому себе. Из взрослых членов семейства о нём проявляла заботу только тётушка.
Мальчик любил рисовать, подолгу музицировал. В двенадцатилетнем возрасте он уже свободно играл на разных музыкальных инструментах и даже изучал теорию музыки. Основное же образование получил в лютеранской школе, а после её окончания поступил в Кенигсбергский университет, где занимался изучением юриспруденции.
Став дипломированным юристом, занял должность асессора в городе Познань. Однако вскоре его уволили из-за карикатуры, которую он нарисовал на своего начальника. Юноша переезжает в Плоцк, где тоже устраивается работать чиновником. В свободное время пишет, рисует и занимается музыкой, поскольку мечтает о славе композитора.
В 1802г. женился, а в 1804г. был переведён в Варшаву. После того, как войска Наполеона заняли город, всех прусских чиновников уводили. Гофман остался без средств к существованию. В 1808г. ему удалось устроиться капельмейстером в театре. Даёт частные уроки. Пробует свои силы в роли дирижёра, но этот дебют нельзя назвать удачным.
В 1809г. публикуется его произведение «Кавалер Глюк». В 1813г. Гофман получает наследство, а в 1814г. он принимает предложение от министерства юстиции Пруссии и переезжает жить в Берлин. Там он посещает литературные салоны, завершает начатые ранее произведения и задумывает новые, в которых часто мир реальный переплетается с миром фантастическим.
Вскоре к нему приходит популярность, однако ради заработка Гофман продолжает ходить на службу. Постепенно становиться завсегдатаем винных погребков, а вернувшись домой садится за стол и пишет ночи напролёт. На выполнении функций чиновника пристрастие к вину никак не отражается и его даже переводят на место с большим окладом.
В 1019г. он заболел. Лечится в Силезии, но недуг прогрессирует. Гофман уже не может сам писать. Однако даже лёжа в постели продолжает творить: под его диктовку записывается новелла «Угловое окно», рассказ «Враг» и т.д.
В 1822г. гениальный писатель умер. Похоронен в Берлине.
Биография 2
Амадей Гофман – прекрасный писатель, композитор и талантливый художник, который написал, как и множество замечательных оркестровых партий, так и большое множество разнообразных картин. Человек поистине очень разносторонний, с множество различных талантов и интересов, результатами которых он с радостью делился с миром.
Родился Амадей, но при рождении ему было дано имя Вильгельм, которое он впоследствии поменял, в Кёнисберге в 1776 году. Однако в самом детстве с мальчиком произошло несчастье – его родители решили развестись, так как попросту не могли больше быть вместе, мальчику на тот момент было три года, и впоследствии его воспитывал его дядя.
С самого детства мальчик был окружён любовью и заботой, из-за чего вырос слегка хамоватым эгоистичным человеком, однако без сомнения талантливым в области живописи и музыки. Совмещая две данные отрасли искусства молодой человек добился достаточно хорошей репутации в кругах искусствоведов и прочих деятелей высокого.
По наставлению дяди юноша решил начать изучать юриспруденцию в местном университете, а позже блестяще сдав экзамен ему было предложено рабочее место в городе Познань, где его талант принял с радушием.
Однако в данном городе юное дарование так рано пристрастилось к кутежам, что после нескольких его выходок его решили отправить в Полоцк, предварительно выругав, и понизив его в должности. Там же он знакомится со своей будущей женой, женится на ней, и начинает вести более осмысленную жизнь.
Однако из-за того что способов заработать для юного таланта не было, семья его бедствовала. Он работал дирижёром, а также писал статьи о музыке в журналы, которые не пользовались особой популярностью.
Но во время своего бедствование он также открыл новое направление в музыке, а именно прославленный романтизм, согласно которому, музыка это выражение чувственной эмоциональности человеческой души, которая испытывая те или иные переживания создаёт такую прекрасную вещь как музыка.
Это в своей мере также принесло ему некую популярность, после чего его заметили, и в 1816 году он получил место в Берлине и стал советником юстиций, что дало ему стабильно высокий доход. И прожив так свою жизнь он умер в 1822 году в городе Берлине от старости.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
- Тютчев Федор Иванович
Появился на свет писатель 23 ноября 1803 года в Орловской губернии. Семья была дворянская. У Тютчева был его любимый учитель-наставник Егор Ранч - Михаил Михайлович Зощенко
Михаил Михайлович Зощенко — известный советский писатель. Он родился в городе Санкт-Петербурге, где вырос и провёл в основном всю свою жизнь. В большинстве его сатирических произведениях мы можем увидеть борьбу - Вольтер
Вольтер – один из выдающихся деятелей эпохи Просвещения. Писатель, философ, публицист, которого во Франции считают национальной гордостью. Настоящее его имя – Франсуа-Мари Аруэ. - Елена Васильевна Глинская
Великая княгиня московская Елена Васильевна Глинская родилась в Москве в 1508 году в семье царя Василия II, также известного по прозвищу «Тёмный». Она росла умной и смышленой девушкой, учила иностранные языки, увлекалась живописью и искусством. - Алигьери Данте
Знаменитый поэт, автор всем известной «Божественной комедии» Алигьери Данте родился во Флоренции 1265 года в дворянской семье. Существует несколько версий истинной даты рождения поэта, но подлинность ни одной из них не установлена.
Источник: https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/ehrnst-teodor-amadej-gofman
Эрнст Т. А. Гофман
Литературная жизнь Эрнста Теодора Амадея Гофмана (Ernst Theodor Amadeus Hoffmann) была короткой: в 1814 году вышла в свет первая книга его рассказов — «Фантазии в манере Калло», восторженно встреченная немецкой читающей публикой, а в 1822 году писателя, давно страдавшего тяжелой болезнью, не стало.
К этому времени Гофмана читали и почитали уже не только в Германии; в 20 — 30-х годах его новеллы, сказки, романы переводились во Франции, в Англии; в 1822 году журнал «Библиотека для чтения» опубликовал на русском языке новеллу Гофмана «Девица Скудери».
Посмертная слава этого замечательного писателя надолго пережила его самого, и хотя в ней наблюдались периоды спада (особенно на родине Гофмана, в Германии), в наши дни, через сто шестьдесят лет после его смерти, волна интереса к Гофману поднялась снова, он снова стал одним из самых читаемых немецких авторов XIX века, его сочинения издаются и переиздаются, а научная гофманиана пополняется новыми трудами. Такого поистине мирового признания не удостоился ни один из немецких писателей-романтиков, к числу которых принадлежал и Гофман.
История жизни Гофмана — это история непрестанной борьбы за кусок хлеба, за обретение себя в искусстве, за свое достоинство человека и художника. Отзвуками этой борьбы полны его произведения.
Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, сменивший впоследствии свое третье имя на Амадей, в честь любимого композитора Моцарта, родился в 1776 году в Кенигсберге, в семье адвоката. Родители его разошлись, когда ему шел третий год. Гофман рос в семье матери, опекаемый дядей, Отто Вильгельмом Дёрфером, тоже адвокатом.
В доме Дёрферов все понемногу музицировали, учить музыке стали и Гофмана, для чего пригласили соборного органиста Подбельского. Мальчик выказал незаурядные способности и вскоре начал сочинять небольшие музыкальные пьесы; обучался он и рисованию, и также не без успеха.
Однако при явной склонности юного Гофмана к искусству семья, где все мужчины были юристами, заранее избрала для него ту же профессию.
В школе, а затем и в университете, куда Гофман поступил в 1792 году, он сдружился с Теодором Гиппелем, племянником известного тогда писателя-юмориста Теодора Готлиба Гиппеля, — общение с ним не прошло для Гофмана бесследно.
По окончании университета и после недолгой практики в суде города Глогау (Глогув) Гофман едет в Берлин, где успешно сдает экзамен на чин асессора и получает назначение в Познань.
Впоследствии он проявит себя как превосходный музыкант — композитор, дирижер, певец, как талантливый художник — рисовальщик и декоратор, как выдающийся писатель; но он был также знающим и дельным юристом. Обладая огромной работоспособностью, этот удивительный человек ни к одному из своих занятий не относился небрежно и ничего не делал вполсилы.
В 1802 году в Познани разразился скандал: Гофман нарисовал карикатуру на прусского генерала, грубого солдафона, презиравшего штатских; тот пожаловался королю. Гофман был переведен, вернее сослан, в Плоцк, маленький польский городок, в 1793 году отошедший к Пруссии.
Незадолго до отъезда он женился на Михалине Тшциньской-Рорер, которой предстояло делить с ним все невзгоды его неустроенной, скитальческой жизни. Однообразное существование в Плоцке, глухой провинции, далекой от искусства, угнетает Гофмана. Он записывает в дневнике: «Муза скрылась. Архивная пыль застилает передо мной всякую перспективу будущего». И все же годы, проведенные в Плоцке, не потеряны зря: Гофман много читает — кузен присылает ему из Берлина журналы и книги; к нему в руки попадает популярная в те годы книга Виглеба «Обучение естественной магии и всевозможным увеселительным и полезным фокусам», откуда он почерпнет кое-какие идеи для своих будущих рассказов; к этому времени относятся и его первые литературные опыты.
Годы, проведенные Гофманом в старинном баварском городе Бамберге (1808 — 1813), — это период расцвета его музыкально-творческой и музыкально-педагогической деятельности. В это время начинается его сотрудничество с лейпцигской «Всеобщей музыкальной газетой», где он печатает статьи о музыке и публикует свою первую «музыкальную новеллу» «Кавалер Глюк» (1809).
Пребывание в Бамберге отмечено одним из самых глубоких и трагических переживаний Гофмана — безнадежной любовью к его юной ученице Юлии Марк. Юлия была хороша собой, артистична и обладала чарующим голосом. В образах певиц, которые создаст позднее Гофман, будут просматриваться ее черты. Расчетливая консульша Марк выдала дочь за состоятельного гамбургского коммерсанта.
Замужество Юлии и ее отъезд из Бамберга были для Гофмана тяжелым ударом. Через несколько лет он напишет роман «Эликсиры дьявола»; сцена, где многогрешный монах Медард неожиданно оказывается свидетелем пострижения страстно любимой им Аврелии, описание его мук при мысли, что любимую разлучают с ним навеки, останется одной из самых проникновенных и трагических страниц мировой литературы.
В тяжкие дни расставания с Юлией из-под пера Гофмана вылилась новелла «Дон-Жуан».
Образ «безумного музыканта», капельмейстера и композитора Иоганнеса Крейслера, второе «я» самого Гофмана, поверенный самых дорогих ему мыслей и чувствований, — образ, который будет сопутствовать Гофману на протяжении всей его литературной деятельности, также родился в Бамберге, где Гофман познал всю горечь судьбы артиста, вынужденного обслуживать родовую и денежную знать.
Он задумывает книгу рассказов «Фантазии в манере Калло», которую вызвался издать бамбергский вино- и книготорговец Кунц. Сам незаурядный рисовальщик, Гофман высоко ценил язвительно-изящные рисунки — «каприччо» французского графика XVII века Жака Калло, и, поскольку собственные его рассказы были также весьма язвительны и причудливы, его привлекла мысль уподобить их созданиям французского мастера.
Следующие станции на жизненном пути Гофмана — Дрезден, Лейпциг и снова Берлин. Он принимает предложение импресарио оперного театра Секонды, труппа которого играла попеременно в Лейпциге и Дрездене, занять место дирижера, и весной 1813 года покидает Бамберг. Теперь Гофман все больше сил и времени отдает литературе.
В письме к Кунцу от 19 августа 1813 года он пишет: «Не удивительно, что в наше мрачное, злосчастное время, когда человек едва перебивается со дня на день и еще должен этому радоваться, писательство так увлекло меня — мне кажется, будто передо мной открылось чудесное царство, которое рождается из моего внутреннего мира и, обретая плоть, отделяет меня от мира внешнего».
Политическая реакция, воцарившаяся в Европе после 1814 года, омрачила последние годы жизни писателя.
Назначенный в особую комиссию, расследовавшую дела так называемых демагогов — студентов, замешанных в политических беспорядках, и других оппозиционно настроенных лиц, Гофман не мог примириться с «наглым попранием законов», имевшим место во время следствия.
У него произошла стычка с полицей-директором Кампцем, и он был выведен из состава комиссии. Гофман рассчитался с Кампцем по-своему: увековечил его в повести «Повелитель блох» в карикатурном образе тайного советника Кнаррпанти.
Узнав, в каком виде изобразил его Гофман, Кампц постарался помешать изданию повести. Более того: Гофмана привлекли к суду за оскорбление комиссии, назначенной королем. Только свидетельство врача, удостоверявшее, что Гофман тяжело болен, приостановило дальнейшие преследования.
Гофман действительно был тяжело болен. Поражение спинного мозга привело к быстро развивавшемуся параличу. В одном из последних рассказов — «Угловое окно» — в лице кузена, «лишившегося употребления ног» и способного только наблюдать жизнь в окно, Гофман описал самого себя. 24 июня 1822 года он скончался.
Источник: https://fantlab.ru/autor1000