Жизнь и творчество ремарка

???? Приветствую моих дорогих читателей! В статье «Эрих Мария Ремарк: биография, интересные факты» — главные этапы жизни выдающегося немецкого писателя.

Одним из популярных писателей Германской империи двадцатого века несомненно является Ремарк. Он представлял «потерянное поколение» — период, когда в восемнадцатилетнем возрасте совсем еще юных парней призывали на фронт, и они были вынуждены убивать. Это время в дальнейшем стало основным мотивом и идеей творчества писателя.

Биография Ремарка

В городе Оснабрюк Германской империи 22 июня (знак зодиака – Рак) 1898 года в многодетной семье родился будущий литературный гений — Эрих Пауль Ремарк.

Его отец трудился переплетчиком, поэтому их дом всегда был полон большим количеством книг. С ранних лет маленький Эрих увлекался литературой и читал с увлечением много и часто. Особенно его привлекало творчество Достоевского, Гете, Марселя Пруста.

В детстве он увлекался музыкой, любил рисовать, коллекционировал бабочек, камни и марки. С отцом отношения были сложные, они с ним имели разные взгляды на жизнь. С матерью все было иначе — он души в ней не чаял. Когда Эриху Паулю исполнилось девятнадцать лет, она умерла от рака.

Эрих тяжело переживал утрату. Эта трагедия подтолкнула его поменять свое имя Пауль на Мария (так звали его мать).

Учился Эрих Мария в церковной школе (1904 г.). По ее окончании потупил в католическую семинарию (1912 г.), затем последовали годы учебы в королевской учительской семинарии.

Здесь писатель становится членом одного из литературных кружков, где находит друзей и единомышленников. В 1916 г. Ремарк пошел на фронт. Спустя год, он получил пять ранений, и все остальное время он находился в госпитале.

Начало творчества

В доме своего отца Эрих оборудовал небольшой кабинет, где занимался музыкой, рисовал и писал. Именно здесь в 1920 г. было написано первое его произведение – «Приют грез». На протяжении года он работал учителем в Лоне, но позже отказался от этой профессии.

Жизнь и творчество Ремарка

Он сменил множество работ в своем городе прежде, чем стал зарабатывать на писательстве. Эрих подрабатывал бухгалтером, учил играть на фортепиано, работал в часовне органистом и даже был продавцом надгробных плит.

В 1922 он покидает Оснабрюк и отправляется в Ганновер, и начинает здесь работу в журнале «Эхо Континенталь». Он писал слоганы, пиарные тексты и различные статьи. Ремарк печатался также и в других журналах.

Работа в журнале «Спорт им бильд» открыла ему дверь в литературный мир. В 1925 г. он едет в Берлин и начинает работать редактором иллюстраций этого журнала. Здесь печатается его роман «Станция на горизонте».

В 1926 г. один из журналов публикует его романы «Из юношеских времен» и «Женщина с золотыми глазами». Это и стало началом его творческого пути. С того момента он не прекращал писать, создавая все новые шедевры.

Литературная карьера

В 1929 г. публикуется роман «На Западном фронте без перемен». Ремарк в нем описывал весь ужас и безжалостность войны глазами девятнадцатилетнего юноши. Произведение перевели на тридцать шесть языков, оно издавалось сорок раз.

В Германии книга произвела фурор. Более одного миллиона ее экземпляров продалось всего за один год.

В 1930 за эту книгу его кандидатуру выдвинули на получение Нобелевской премии. Однако немецкие офицеры были против этого, так как считали, что данное произведение оскорбило их армию. Поэтому предложение о получении премии было отклонено комитетом.

В этот же период по мотивам романа сняли фильм. Это позволило писателю разбогатеть, и он начал скупать картины Ренуара, Ван Гога и других художников. В 1932 г. он оставил Германию и поселился в Швейцарии.

В 1936 г. выходит еще одно произведение писателя, ставшее популярным – «Три товарища». Его издали на датском и английском языках. По роману «Время жить и время умирать» сняли кинокартину, в которой Эрих играет в одном из эпизодов. В 1967 г. за свои заслуги писатель был удостоен ордена ФРГ и медали Мезера.

Ремарк: личная жизнь

Первая супруга — Ильза Ютта Замбона была танцовщицей. Они изменяли друг другу, поэтому их брак длился всего четыре года. В 1937 г. у Ремарка начался страстный роман с популярной актрисой Марлен Дитрих.

Жизнь и творчество Ремарка

Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк

Она помогла писателю получить американскую визу, и он отправился в Голливуд. Здесь его жизнь была достаточно богемной. Много денег, алкоголя и разных женщин, в числе которых была и Грета Гарбо.

Жизнь и творчество Ремарка

Полетт Годдар и Эрих Мария Ремарк

В 1957 г. он заключил брак с актрисой Полетт Годдар, бывшей женой Чарли Чаплина, с которой оставался до смерти. Она действовала на супруга положительно, помогла восстановить силы и избавиться от депрессии.

Благодаря Полетт, он смог продолжать свою писательскую деятельность. Всего им было написано 15 романов, 6 рассказов, пьеса, киносценарий.

Умер литературный гений в возрасте семидесяти трех лет в 1970 году в Швейцарии, где и был похоронен. Полетт, умершая двадцать лет спустя, покоится рядом с ним.

Эрих Мария Ремарк: биография (видео)

???? Если вам понравилась статья «Эрих Мария Ремарк: биография, интересные факты», поделитесь в социальных сетях. Заходите за новыми историями!

МирТесен

Источник: https://damy-gospoda.ru/erih-mariya-remark-biografiya/

Эрих Мария Ремарк, биография, история жизни, книги

Эрих Пауль Ремарк родился  жарким днем 22 июня 1898 года, в городе Оснабрюк, в то время являвшимся частью Прусского королевства. Французскую фамилию Ремарк он унаследовал от прадеда – коренного француза, женившегося на немке.

Отец будущего писателя — Петер Франц – так же взял в жены немецкую красавицу Анну-Марию Шталькнехт, которая была моложе его на 4 года. Отец семейства зарабатывал на жизнь переплетая книги, которых в доме было огромное количество.

С самого юношества Эрих Пауль вдохновлялся произведениями величайших писателей, таких как Достоевский, Гёте, Манн и другие.

В семье Ремарков было пятеро детей, Эрих Пауль был вторым по старшинству. В 1901 году случилось несчастье: самый старший — Теодор Артур – отличавшийся с самого рождения слабым  здоровьем, скончался.

С отцом у мальчика складывались непростые отношения, мать же по большей степени уделяла все свободное время болезненному Теодору, а позже новорожденным детям. Эрих Пауль чаще всего проводил время в кружении книг.

Жизнь и творчество Ремарка

Обучение и служба в армии

В школу Эрих пошел в возрасте 6 лет. Проучившись 4 года в народной школе, в 1908 году он перешел в школу в Йоханнисшуле, по окончанию которой продолжи обучение.

Он хотел стать учителем, а потому выбрал для себя сначала в католическую семинарию (1912-1915 гг.), а после и королевскую. Обучаясь в последней, Ремарк окончательно влюбился в литературную деятельность.

У него появилось множество друзей и знакомых, среди которых были Фриц Хёрстемайер, Эрика Хаузе, Бернхард Ноббе и другие.

В июне 1916 года мир увидела первая небольшая публикация Ремарка, а в конце ноября этого же года  молодой человек был призван на срочную службу в армию.

Во время службы на Западном Фронте, куда он был отправлен в июне 1917 года, он получил три серьезнейших ранения:  разорвавшийся снаряд задел руку, ногу, и – что самое страшное – шею.

Лечение и восстановление Ремарка происходило в госпиталях Торхаута и Дуйсбурга. На фронт он больше не вернулся – еще до выписки молодой человек был переведен в канцелярию.

Этот период был довольно сложным в жизни Ремарка. Едва начав оправляться от тяжелых ранений, он потерял мать, которая скончалась от рака (сентябрь, 1917 г.

), а в начале марта 1918-го он лишился и близкого друга — Фрица Хёрстермайера.

Эрих, испытывавший самые нежные чувства к матери, долго не мог смириться с утратой, а потому практически сразу после ее кончины он сменил свое второе имя на второе имя родительницы.

В конце октября Ремарк окончательно встал на ноги – его выписали из госпиталя и перевели в родной Оснабрюк, где советом рабочих и солдат города было решено вручить ему Железный Крест I степени. Однако Эрих – теперь уже Мария – отказался от награды. Более того, он оставил армию и вернулся в семинарию, решив довести начатое до конца.

Учительская деятельность и первые шаги в литературе

В 1919 году, Эрих Мария Ремарк, получивший заветную квалификацию преподавателя, вышел на свою первую работу в качестве учителя. В 1920 году широкой общественности был представлен первый роман писателя «Мансарда снов» («Приют грёз»).

Творение было написано им в отцовском доме, где молодой человек обосновал себе кабинет, в котором всецело отдавался творчеству: писал, музицировал, рисовал.

Роман был издан одним из дрезденских издательств, а сам Ремарк, неизвестно по каким причинам стыдившийся этого творения, даже пытался скупить остатки тиража.

Что касается учительской карьеры, то она была относительно недолгой. Ремарк часто сменял место работы, руководство его открыто недолюбливало, а сам он не чувствовал себя нужным во всем этом. Однако жить за что-то нужно было, и прежде чем прийти к писательству, Эрих Мария попробовал себя в качестве торговца надгробиями, учителя игры на пианино, бухгалтера и не только. Но все было не то!

Журналистское дело

Примерно с марта 1921 года Ремарк стал пытать счастья на журналистском поприще.

Первыми изданиями, в которых он выступил в роли театрального критика стали изданиях «Оснабрюкер Ландесцайтунг» и «Оснабрюкер Тагеблат», в это же время он стал сотрудничать и с изданием «Эхо Континенталь», где впервые использовал псевдоним Erich Maria Remarquе, написанный на французском.

В апреле 1922 года писатель переехал в Ганновер, где с легкостью влился в богемное общество: женщины, алкоголь, светские рауты – все это стало неотъемлемой частью его жизни. В это же время писатель начал активную работу на романом «Гэм», параллельно возглавляя редакцию «Эхо Континенталь».

В 1924 году Ремарк познакомился с дочкой одного влиятельного человека в издательском мире. Девушка по имени Эдит была наследницей Курта Дьерри – основателя и владельца довольно популярного издания «Спорт в иллюстрациях».

Отношения с юной особой продлились недолго – родители девушки были против их брака, а вот стать редактором издания ее отца молодому человеку все же удалось.

Несколькими годами позже, в средине 28-го Ремарк стал «у руля» издания – теперь он лично отвечал за все публикации, появлявшиеся на печатных страницах.

В это же время он получил несколько отказов от издательств, не захотевших выпускать «На западном фронте без перемен», которые открыто говорили о том, что читать о немецкой войне вряд ли кто-то захочет. Удача все же улыбнулась ему в лице главы издательства «Ульштайн». Однако сразу было поставлен условие – если роман «провалится» автор должен будет отработать все затраты.

Жизнь и творчество Ремарка

Однако волновались все зря — роман стал настоящей сенсацией. Выпущенный изначально в газетном варианте (1928 г.), а позже и в книжном (1929 г.

), он разошелся рекордным количеством – полтора миллиона экземпляров всего за год! В этом же году по инициативе Бьёрншерна Бьёрнса Эрих Мария Ремарк был выдвинут на Нобелевскую премию.

Всего роман был издан 43 раза, переведен на 36 языков, а в 35-ом году был экранизирован.

С этого времени имя Ремарка было на слуху, причем не всегда в позитивном ключе. Сам Гитлер назвал писателя «французским евреем», а берлинская надзорная кинокомиссия запретила его рассказ «Враг». В 1931 году Ремарк снова был выдвинут в качестве кандидата на соискание Нобелевской премии мира. В этот раз протест высказала Лига офицеров Германии.

В 1931 году роман «Возвращение», ранее издаваемый в газетном варианте, был представлен в Берлине.

Эмиграция

В 1932 году Ремарк попадает в немилость немецких властей, которые изымают банковские сбережения писателя в размере 20 тысяч рейхсмарок. Он переезжает в Порто Ронко, а тем временем разбирательства по его делу продолжаются.

Итогом становится штраф «за незаконные валютные операции» в размере 30 тысяч рейхсмарок, который он выплачивает. Ремарк активно работает над романом «Пат» (Три товарища»), а в Германии его книги уже числятся в категории запрещенных.

Читайте также:  Лобо - краткое содержание рассказа сетон-томпсона

Он подавлен и находится в депрессии: много пьет, ни с кем не общается. Выбор германским народом Гитлера его окончательно угнетает.

Позже, в 1935 году Ремарк получает предложение от правительства Германии о возвращении на родину, от которого, не раздумывая, отказался.

В 1939 году писатель уезжает в США, где через 8 лет получает гражданство. На вторую родину – в Швейцарию – Ремарк возвращается лишь в 1958 году. Здесь он проживает до конца своих дней.

Жизнь и творчество Ремарка

Личная жизнь

Первой и единственной официальной женой писателя была  Ильза Ютта (Жанна) Замбона, с которой они поженились в 1925 году. Девушка стала прообразом для некоторых персонажей Ремарка. Продлилась семейная идиллия чуть больше 4 лет – супруги, постоянно изменявшие друг другу, развелись в 1930 году. Но это не помешало Эриху забрать с собой бывшую жену во время переезда в Швейцарию .

Однако судьбоносная встреча только предстояла писателю. В 1936 году, на венецианском побережье, он знакомится с Марлен Дитрих, между молодыми людьми мгновенно вспыхивает страсть.

  Даже повторный брак с Ильзой Юттой не мешает развитию их отношений. Дитрих во многом поспособствовала переезду Ремарка в США, в том числе с оформлением визы.

Писатель пользуется популярность в Штатах, особенно среди женщин, что приближает момент их с Марлен расставания.

Последней любовью писателя стала еще одна актриса, на этот раз Полетт Годар. Встретил он ее уже в солидном возрасте – в 53 года, а ради брака с красавицей даже наконец-то развелся с Юттой, не поскупившись на огромную финансовую компенсацию. Полетт была рядом с Ремарком до последнего вздоха, пока в 1970 году сердце писателя не остановилось.

Интересные факты

  • В 1967 году, уже по окончанию травли писателя, немецкий посол в Швейцарии наградил Ремарка орденом ФРГ, при этом гражданство, которого он ранее был лишен, так и не вернули.
  • Писатель пробовал себя так же в качестве актера – он сыграл небольшую роль в фильме «Время любить и время умирать», являвшимся экранизацией его же романа «Время жить и время умирать».
  • На похороны писателя Марлен Дитрих прислала красивый букет роз, однако Полетт отказалась их принимать и класть на гроб – чувства обеих женщин были слишком сильны даже после смерти Ремарка.
  • Существует версия, что Гитлер и Ремарк встречались во время войны, и, возможно, даже были знакомы. Основой для таких суждений является фото молодого Адольфа в окружении еще двух парней в венной форме. Один из них похож на Ремарка. Никаких более достоверных подтверждений нет.
  • Считается, что именно Дитрих послужила вдохновением для образа Жоан Маду, героини «Триумфальной арки».

Источник: https://theperson.pro/ehrih-mariya-remark/

Эрих Мария Ремарк — биография, информация, личная жизнь

Жизнь и творчество Ремарка

Эрих Мария Ремарк (Erich Maria Remarque, урождённый Эрих Пауль Ремарк — Erich Paul Remark). Родился 22 июня 1898 (Оснабрюк) — умер 25 сентября 1970 (Локарно). Видный немецкий писатель XX века, представитель потерянного поколения. Его роман «На Западном фронте без перемен» входит в большую тройку романов «потерянного поколения», изданных в 1929 году, наряду с работами «Прощай, оружие!» Эрнеста Хемингуэя и «Смерть героя» Ричарда Олдингтона.

Эрих Пауль Ремарк был вторым из пяти детей книжного переплётчика Петера Франца Ремарка (1867-1954) и Анны Марии Ремарк, в девичестве Шталькнехт (1871-1917).

В юности Ремарк увлекался творчеством Стефана Цвейга, Томаса Манна, Ф. Достоевского, Марселя Пруста и Иоганна Вольфганга Гёте. В 1904 году поступил в церковную школу, а в 1915 — в католическую учительскую семинарию.

21 ноября 1916 года Ремарк был призван в армию, а 17 июня 1917 года направлен на Западный фронт. 31 июля 1917 года был ранен в левую ногу, правую руку, шею. Остаток войны провёл в военном госпитале Германии.

После смерти матери, в её честь Ремарк сменил своё второе имя. В период с 1919 сначала работает учителем. В конце 1920 года меняет множество профессий, в том числе работает продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных. Эти события впоследствии легли в основу романа писателя «Чёрный обелиск».

В 1921 году начинает работать редактором в журнале Echo Continental, в это же время, как свидетельствует одно из его писем, берёт псевдоним Erich Maria Remarque.

В октябре 1925 года женился на Ильзе Ютте Замбона, бывшей танцовщице. Ютта в течение многих лет страдала от чахотки. Она стала прообразом для нескольких героинь произведений Ремарка, в том числе и Пат из романа «Три товарища». Брак продлился чуть более 4 лет, после чего супруги развелись.

Впрочем, в 1938 году Ремарк снова заключил с Юттой брак — чтобы помочь ей выбраться из Германии и получить возможность жить в Швейцарии, где в то время жил он сам. Позже они вместе уехали в США. Официально развод был оформлен лишь в 1957 году.

Писатель до конца жизни выплачивал Ютте денежное пособие, а также завещал ей 50 тысяч долларов.

С ноября 1927 по февраль 1928 года его роман «Станция на горизонте» публикуется в журнале Sport im Bild, в котором он в то время работал.

В 1929 году вышел в свет роман «На Западном фронте без перемен», описывающий жестокость войны с точки зрения 20-летнего солдата. Затем последовали ещё несколько антивоенных сочинений: простым и эмоциональным языком в них реалистично описывалась война и послевоенный период.

На основе романа «На Западном фронте без перемен» был снят одноимённый фильм, вышедший в 1930 году.

Прибыль от фильма и книги позволила заработать Ремарку приличное состояние, заметную часть которого он потратил на покупку картин Сезанна, Ван Гога, Гогена и Ренуара.

За этот роман его выдвинули на Нобелевскую премию по литературе 1931 года, но при рассмотрении заявки Нобелевский комитет это предложение отклонил.

С 1932 года Ремарк оставил Германию и поселился в Швейцарии.

В 1933 году нацисты запретили и сожгли произведения Ремарка. Сожжение книг студенты-нацисты сопровождали речёвкой «Нет — писакам, предающим героев Мировой войны. Да здравствует воспитание молодёжи в духе подлинного историзма! Я предаю огню сочинения Эриха Марии Ремарка».

Существует легенда о том, что нацисты объявили: Ремарк (якобы) является потомком французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово «Ремарк» наоборот). Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств.

Согласно данным, полученным из Музея писателя в Оснабрюке, немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка никогда не вызывали сомнений. Пропагандистская кампания против Ремарка основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque.

Этот факт использовался для утверждений, что человек, меняющий немецкое правописание на французское, не может являться настоящим немцем.

В 1937 году писатель познакомился со знаменитой актрисой Марлен Дитрих, с которой у него завязался бурный и мучительный роман. Многие считают Марлен прообразом Жоан Маду — героини романа Ремарка «Триумфальная арка».

В 1939 году Ремарк отправился в США, где в 1947 году получил американское гражданство.

Жизнь и творчество Ремарка

Его старшая сестра Эльфрида Шольц, оставшаяся в Германии, была арестована в 1943 году за антивоенные и антигитлеровские высказывания. На суде она была признана виновной и 16 декабря 1943 года казнена (гильотинирована).

Существуют свидетельства, что судья ей объявил: «Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но вам не уйти». О гибели сестры Ремарк узнал лишь после войны, и посвятил ей свой роман «Искра жизни», вышедший в 1952 году. 25 лет спустя именем сестры Ремарка назвали улицу в её родном городе Оснабрюке.

В 1951 году Ремарк познакомился с голливудской актрисой Полетт Годдар (1910-1990), бывшей женой Чарли Чаплина, которая помогла ему прийти в себя после разрыва с Дитрих, излечила от депрессии и вообще, как говорил сам Ремарк, «действовала на него положительно». Благодаря улучшению душевного здоровья, писатель смог закончить роман «Искра жизни» и продолжать творческую деятельность до конца своих дней.

В 1957 году Ремарк наконец развёлся с Юттой, а в 1958 году он и Полетт поженились. В тот же год Ремарк вернулся в Швейцарию, где и прожил остаток жизни. Он оставался вместе с Полетт вплоть до своей смерти.

В 1958 году Ремарк сыграл эпизодическую роль профессора Польмана в американском фильме «Время любить и время умирать» по собственному роману «Время жить и время умирать».

В 1964 году делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967 году, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (ирония заключается в том, что несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство ему так и не вернули).

В 1968 году, к 70-летнему юбилею писателя, швейцарский город Аскона (в котором он жил) сделал его своим почётным гражданином.

Умер Ремарк 25 сентября 1970 года в возрасте 72 лет в городе Локарно, и похоронен на швейцарском кладбище Ронко в кантоне Тичино. Полетт Годдар, скончавшаяся двадцать лет спустя, похоронена рядом с ним.

Эрих Мария Ремарк отнесён к писателям «потерянного поколения».

Это группа «рассерженных молодых людей», прошедших ужасы Первой мировой войны (и увидевших послевоенный мир вовсе не таким, каким он виделся из окопов) и написавших свои первые книги, так шокировавшие западную публику. К таким писателям, наряду с Ремарком, относились Ричард Олдингтон, Джон Дос Пассос, Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд.

Интересные факты Эриха Марии Ремарка:

Существует версия, что Эрих Ремарк и Адольф Гитлер неоднократно встречались во время войны (оба служили на одном направлении, хотя и в разных полках) и, возможно, были знакомы.

В подтверждение этой версии часто приводится фотография, на которой изображены молодой Гитлер и ещё двое мужчин в военной форме, один из которых имеет некоторое сходство с Ремарком.

Тем не менее у этой версии нет иных подтверждений.

Таким образом, знакомство писателя с Гитлером не доказано.

На момент середины 2009 года произведения Ремарка были экранизированы 19 раз. Из них больше всего «На Западном фронте без перемен» — трижды. Также Ремарк консультировал авторов сценария военного эпика «Самый длинный день», повествующего о высадке войск союзников в Нормандии.

Фраза «Одна смерть — это трагедия, тысячи смертей — статистика», ошибочно приписываемая Сталину, на самом деле вырвана из контекста романа «Чёрный обелиск», но писатель, в свою очередь, по некоторым данным позаимствовал её у публициста времен Веймарской республики Тухольского.

Полностью цитата выглядит так: «Странно, думаю я, сколько убитых видели мы во время войны — всем и известно, что два миллиона пали без смысла и пользы, — так почему же сейчас мы так взволнованы одной смертью, а о тех двух миллионах почти забыли? Но, видно всегда так бывает: смерть одного человека — это трагедия, а смерть двух миллионов — только статистика».

  • В произведении Ремарка «Ночь в Лиссабоне», у героя Иосифа Шварца по паспорту дата рождения совпадает с датой рождения писателя — 22 июня 1898 года.
  • Библиография Эриха Марии Ремарка:
  • Романы Эриха Марии Ремарка:

Приют грёз (вариант перевода — «Мансарда снов») (нем. Die Traumbude) (1920) Гэм (нем. Gam) (1924) (опубликовано посмертно в 1998) Станция на горизонте (нем. Station am Horizont) (1927) На Западном фронте без перемен (нем. Im Westen nichts Neues) (1929) Возвращение (нем.

Der Weg zurück) (1931) Три товарища (нем. Drei Kameraden) (1936) Возлюби ближнего своего (нем. Liebe Deinen Nächsten) (1941) Триумфальная арка (нем. Arc de Triomphe) (1945) Искра жизни (нем. Der Funke Leben) (1952) Время жить и время умирать (нем.

Zeit zu leben und Zeit zu sterben) (1954) Чёрный обелиск (нем. Der schwarze Obelisk) (1956) Жизнь взаймы (нем. Der Himmel kennt keine Günstlinge) (1959) Ночь в Лиссабоне (нем. Die Nacht von Lissabon) (1962) Тени в раю (нем. Schatten im Paradies) (опубликовано посмертно в 1971 году.

Земля обетованная (нем. Das gelobte Land) (опубликовано посмертно в 1998 году. Это последний, неоконченный роман писателя)

Рассказы Эриха Марии Ремарка:

Сборник «История любви Аннеты» (нем. Ein militanter Pazifist) Враг (нем. Der Feind) (1930-1931) Безмолвие вокруг Вердена (нем. Schweigen um Verdun) (1930) Карл Брегер во Флери (нем. Karl Broeger in Fleury) (1930) Жена Йозефа (нем. Josefs Frau) (1931) История любви Аннеты (нем. Die Geschichte von Annettes Liebe) (1931)

  1. Странная судьба Иоганна Бартока (нем. Das seltsame Schicksal des Johann Bartok) (1931)
  2. Другие произведения Эриха Марии Ремарка:

Последний акт (нем. Der letzte Akt) (1955), пьеса Последняя остановка (нем. Die letzte Station) (1956), киносценарий Будьте бдительны!! (нем. Seid wachsam!!) (1956) Эпизоды за письменным столом (нем. Das unbekannte Werk) (1998)

Скажи мне, что ты меня любишь… (нем. Sag mir, dass du mich liebst…) (2001)

Источник: https://stuki-druki.com/authors/Remark.php

Ремарк: биография, фото, личная жизнь

Ремарк — писатель, цитаты из книг которого не теряют актуальности уже более полувека. В юности ему пришлось воевать на фронтах Первой мировой войны, что легло в основу многих бессмертных романов. Эпоха так называемого потерянного поколения нашла отражение в творчестве Ремарка, произведения которого никого не оставляют равнодушным.

gettyimages.com

Эрих Мария Ремарк: биография писателя

Родился Эрих Мария Ремарк в Оснабрюке (Германия) в 1898 году. Книгами он был окружен с детства, так как отец работал переплетчиком. Эрих проводил в обществе лучших мировых произведений дни напролет. Его любимыми писателями стали Достоевский, Пруст и Гете.

Кроме того, среди его увлечений были музыка, рисование, коллекционирование. Мальчик с особым теплом относился к матери, которая ушла из жизни, когда ему было 19 лет. Общий язык с отцом Эриху найти не удалось.

После церковной школы юноша учился в католической семинарии, а позднее — в королевской учительской семинарии. Именно здесь он начал посещать литературный кружок. Будущее представлялось безоблачным и счастливым, но все мечты и планы Ремарка, как и многих его сверстников, изменила война.

gettyimages.com

На фронт Эрих отправился в 1916 году. Через год, получив пять ранений, оказался в стенах госпиталя, откуда вернулся домой. В отцовском доме Ремарк написал свой первый роман «Приют грез».

Его писательская карьера только начиналась, и надо было зарабатывать на жизнь. Дольше всего Эрих работал школьным учителем — в течение года. Потом испытал на себе профессии бухгалтера, репетитора, органиста и даже торговца надгробными плитами.

В 1922 году из Оснабрюка он уехал в Ганновер, где приступил к журналистской деятельности. Работал в журналах «Эхо Континенталь» и «Спорт им бильд». Спустя три года переехал в Берлин.

gettyimages.com

Все это время Эрих Мария Ремарк продолжал работать над своими будущими шедеврами. В 1926 году в журналах были опубликованы произведения «Из юношеских времен» и «Женщина с золотыми глазами». Далее романы следовали один за другим. Они и их автор обрели популярность и известность. Книги Ремарка начали переводить на иностранные языки и экранизировать.

Тем временем в Германии к власти пришел Адольф Гитлер. Ремарку посоветовали покинуть страну, что он и сделал, — отправился в Швейцарию. И как раз вовремя, так как в 1933 году его книги начали публично сжигать.

Из Швейцарии писатель переехал в США. Здесь он продолжил писательскую карьеру, а также попал в водоворот светской жизни и омут любви. Ушел из жизни Эрих Мария Ремарк в сентябре 1970 года в Швейцарии, где и был похоронен.

gettyimages.com

Эрих Мария Ремарк: книги лучшие

Эрих Мария Ремарк, книги которого заслуженно отмечены как лучшие произведения мировой литературы, создал более десяти романов. Все они достойны внимания читателя и посвящены вечным темам литературы — жизнь и смерть, дружба и предательство, любовь и разлука. Красной линией сквозь его творчество прошла тема войны.

Что прочесть из произведений, которые написал Ремарк? Книги, которые считаются непревзойденными таковы:

«На Западном фронте без перемен» (1929)

изд-во АСТ

Этот пронзительный роман красочно описывает все ужасы войны. Главный герой, Пауль Боймер, попадает на фронт буквально со школьной скамьи. Хвалебные речи и патриотизм уходят на второй план, когда он сталкивается лицом к лицу с убийствами и смертью. Дома обстановка оказывается не лучше. Повсюду бедность и нищета.

Роман был переведен на 36 языков, переиздавался 40 раз. В Германии в течение года был продан 1 млн экземпляров книги, а в 1930-х по ее мотивам создали фильм.

«Три товарища» (1936)

изд-во АСТ

Одно из самых известных произведений, которые написал Ремарк — «Три товарища» — повествует о тяжелом послевоенном периоде.

Трое друзей, которые вместе прошли войну, Роберт Локамп, Отто Кестер и Готтфрид Ленц изо всех сил стараются наладить работу автомастерской, найти средства к существованию, а также отыскать потерянный смысл жизни. Роберт находит его в любви к загадочной девушке по имени Патриция. Однако их истории суждено закончиться трагически.

«Триумфальная арка» (1945)

изд-во АСТ

Роман увидел свет в 1946 году в Цюрихе. На этот раз писатель сосредоточился на теме любви и в основу произведения положил собственные сложные отношения с легендарной Марлен Дитрих.

Действие происходит накануне Второй мировой войны в Париже, где ищут спасения от нацистов главные герои. Доктор Равик находится на нелегальном положении и одержим жаждой мести к тем, кто разрушил его жизнь. Однажды ночью он спасает женщину, которая хотела прыгнуть с моста. Так среди будней рождается новая любовь.

«Искра жизни» (1952)

изд-во АСТ

Это один из немногих романов писателя, который он создал, не основываясь на личном опыте. Ремарк начал писать книгу, когда фашисты убили его сестру Эльфриду Шольц.

Взяв за основу архивные документы, он воссоздал ужасную атмосферу немецких концлагерей, где человеческая жизнь не стоила ничего. Такой была еще одна сторона ужасной войны.

«Ночь в Лиссабоне» (1962)

изд-во АСТ

В своем последнем произведении Эрих Мария Ремарк коснулся темы беженцев из фашистской Германии. Тысячи людей в преддверии и во время войны скитались по Европе в поисках пристанища и мечтали отправиться в США. Мало кому это удавалось. Обо всех сложностях и перипетиях этого пути писатель рассказал необычайно ярко и достоверно.

Эрих Мария Ремарк: книги, которые стоит прочитать

Личная жизнь Ремарка

Впервые Ремарк влюбился в 1925 году в Берлине. Тогда он уже работал редактором журнала, но семья девушки оказалась против свадьбы.

Вскоре после этого супругой будущего писателя стала танцовщица Ильза Ютте Замбоне. Стройная красавица с большими глазами была женой и музой и вдохновила Ремарка создать, к примеру, образ Пат Хольман из романа «Три товарища». Но через четыре года брак распался.

В 1938 году Ремарк заключил его вновь, чтобы Ютта смогла выехать из Германии. Второй официальный развод произошел только в 1957 году.

Во время первого брака Эрих вел светскую жизнь и даже приобрел титул барона. Он стремился к роскоши и красоте. Продолжая этот путь после разрыва отношений с Юттой, он и встретил Марлен Дитрих.

gettyimages.com

Эксцентричная кинозвезда стала для писателя источником бури ощущений — от невероятно радостных переживаний до самых горьких разочарований. Ей он также уделил место в своих романах. Актриса Жоан Маду из «Триумфальной арки» писалась с Марлен.

Ремарк называл ее Пума и вынужден был наблюдать за многочисленными связями и романами возлюбленной. После долгих лет мучений он все же решил расстаться с ней и уехал в Нью-Йорк.

Еще одной страницей личной жизни писателя стала Наташа Пале (Браун). Русская княгиня казалась Ремарку спасением от наваждения по имени Марлен. Но отношения развивались по похожему сценарию. Спустя десять лет пылкой любви и громких ссор писатель расстался с Наташей.

В 1951 году в Нью-Йорке он познакомился с Полетт Годдар. Очаровательная номинантка на премию «Оскар» и бывшая супруга Чарльза Чаплина стала для Ремарка надежной и верной спутницей жизни. Именно после знакомства с ней писатель решил официальной развестись с Юттой, а в 1958 году женился снова.

gettyimages.com

Пара прожила вместе 12 лет. Две последние зимы писатель провел с Полетт в Риме. Годдар пережила второго мужа на 20 лет. Вначале она продолжала вести его дела, занималась издательской деятельностью и театральными постановками произведений Ремарка. Но затем заболела, переехала в Швейцарию, где скончалась в 1990 году.

Жизнь Эриха Марии Ремарка стала источником создания бессмертных романов. Читать их сложно, трудно поверить в то, что все это происходило на самом деле. Тем важнее, чтобы новые поколения знакомились с их содержанием и не повторяли ошибок предков.

Интересные книги для чтения современные

Источник: https://www.nur.kz/1811528-remark-biografia-foto-licnaa-zizn.html

История немецкой литературы. Эрих Мария Ремарк (Erich Maria Remarque, 1898—1970)

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
  • Эрих Мария Ремарк
  • (Erich Maria Remarque, 1898—1970)
  • Творчество Ремарка пользуется широкой популярностью у современного читателя.

Ремарк родился в Оснабрюке (Вестфалия) в семье переплетчика и владельца небольшой книжной лавки. Сразу же после окончания школы в 1916 г. он добровольцем отправился на Западный фронт. В 1918 гг. был ранен. Переживания на фронте определили характер литературного творчества Ремарка, путь к которому оказался долгим и трудным.

Первое послевоенное десятилетие он провел в нелегких поисках своего жизненного призвания. Первые книги не приносят Ремарку ни малейшего признания, и он вынужден перепробовать самые разнообразные профессии. Был бухгалтером, торговым служащим, коммивояжером, органистом и учителем, журналистом и редактором рекламных и спортивных газет.

Выход романа «На Западном фронте без перемен» (Im Westen nichts Neues, 1929) принес Ремарку сразу мировую известность. Произведение стало самым популярным антивоенным романом 20-х гг.

Одновременно оно навлекло на писателя преследования милитаристских и реваншистских кругов, и в 1932 г. Ремарк вынужден был покинуть Германию и проживал во Франции и Швейцарии.

Фашисты, придя к власти, лишили писателя немецкого гражданства, а книги его сожгли.

Первый роман Ремарка написан с позиций «потерянного поколения», испытавшего ужасы первой мировой войны. «Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, — заявил писатель в эпиграфе к роману, — о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов». Рассказ о трагической судьбе поколения потрясает своей суровой и беспощадной правдивостью.

Ремарк показал войну во всех ее страшных проявлениях: картины атак, артиллерийских дуэлей, множество убитых и искалеченных в этой адской мясорубке.

Юноши вначале верили всему, чему их учили в школе, в семье, о чем они читали в газетах. Однако жестокая и бессмысленная война сразу рассеяла их иллюзии, показала пустоту и фальшь высокопарных слов о долге, справедливости, гуманизме.

Но отказываясь верить шовинистической пропаганде, вчерашние школьники не понимают смысла происходящего. Им непонятно, почему люди разных национальностей должны убивать друг друга. «Я вижу, что кто-то натравливает один народ на другой, и люди убивают друг друга», — говорит Пауль Боймер, один из главных героев романа.

И Боймеру, и другим солдатам так до конца и останется неясным, кому нужна эта бойня.

Стремясь быть максимально объективным и прямо не выражать своего отношения к изображаемому, автор косвенно дает почувствовать читателю свою глубокую заинтересованность в судьбах героев.

В коротком лирическом монологе Боймера ясно звучит боль писателя: «Я молод — мне двадцать лет, но все, что я видел в жизни, — это отчаяние, смерть, страх и сплетение нелепейшего, бездумного прозябания с безмерными муками».

Книга Ремарка имела трагическое звучание. Гибнут многие юноши, так и не узнав настоящей жизни. Нелепо гибнет и сам Пауль Боймер в один из дней затишья, о которых в военных сводках лаконично сообщается: «На фронте без перемен».

В своем романе Ремарк искренне и взволнованно поведал правду о войне, и до настоящего времени это одна из наиболее гярких антивоенных книг. Но пацифистские иллюзии помешали '»автору глубоко раскрыть социальный смысл происходящего.

Читайте также:  Анализ стихотворения есенина весенний вечер

В этом отношении Анри Барбюс в романе «Огонь» сказал большую правду о войне.

Он показал, как под влиянием пережитого на войне росло сознание солдат, приходивших к пониманию социальных причин войны и к мысли о необходимости ее революционного преодоления.

Первый роман Ремарка нашел свое продолжение в книге «Возвращение» (Der Weg zurück, 1931), в которой рассказывается о судьбе солдат, уцелевших на войне и вернувшихся на родину.

Измученные, изверившиеся во всем, они не могут найти себе места в жизни, ибо кругом видят только «фальшь, спесивое ничтожество и беспомощное самодовольство».

Кое-кто из них кончает самоубийством, сходит с ума, попадает в тюрьму.

Автор по существу оставляет без ответа вопросы о том, что же делать, где же искать выход. Отсутствие светлой перспективы придает роману пессимистическое звучание.

Замысел романа «Три товарища» (Drei Kameraden, 1938) также связан с темой послевоенной судьбы «потерянного поколения». Герои романа друзья Готфрид Ленц, Отто Кестер и Роберт Локамп — участники войны. По своим взглядам и жизненной судьбе они имеют много общего с героями первых двух романов.

Они также пережили горькое разочарование в шовинистических и националистических идеалах.

Четкая и выразительная характеристика умонастроений друзей да и всего «потерянного поколения» дана Локампом: «Мы хотели было воевать против всего, что определило наше прошлое,— против лжи и себялюбия, корысти и бессердечия; мы ожесточились и не доверяли никому, кроме ближайшего товарища, не верили ни во что, кроме таких никогда нас не обманывавших сил, как небо, табак, деревья, хлеб и земля; но что же из этого получилось? Все рушилось, фальсифицировалось и забывалось. А тому, кто не умел забывать, оставалось только бессилие, отчаяние, безразличие и водка. Прошло время великих человеческих и мужественных мечтаний. Торжествовали дельцы. Продажность. Нищета».

Хотя у героев Ремарка нет высоких идеалов, они не походят на героев декадентской литературы: им свойственно уважение к человеку, вера в товарищество, мужскую дружбу и любовь.

Ремарк рассказывает об их жизни в подчеркнуто объективной манере. Он не обвиняет и не оправдывает их, не скрывает их слабостей, их бесцельного существования. Друзья равнодушны к политике, не питают к ней доверия, а свободное время проводят за стойкой бара. Лишь один из них, Ленц, проявляет интерес к левым организациям.

Автор скептически относится к этому увлечению Ленца, в результате которого он был убит фашистским молодчиком. Не скрывая своей неприязни к людям в униформе, Ремарк, однако, не раскрывает социально-политической сущности фашизма. Для него это просто отвратительное проявление варварства и дикости.

И месть друзей за смерть Ленца —это не антифашистская борьба, а акт личной мести за убитого товарища.

В своих романах Ремарк часто показывает, как трагическое находится в жизни рядом с обыденным. В сознании друзей довольно часто встают кошмарные картины войны с ее бесчисленными жертвами и страшной жестокостью. Тяжелые воспоминания чередуются с картинами тусклого и бесцветного существования, которое ведут друзья, работающие в авторемонтной мастерской.

Душевная драма героев протекает в сугубо обыденной обстановке. Так, чтобы достать деньги на лечение своей возлюбленной Пат, Локамп вынужден подрабатывать тапером в ночном ресторане, увеселяя разгулявшихся толстосумов. Еще сильнее эта сторона творчества Ремарка зазвучит в романе «Триумфальная арка».

Своеобразна авторская манера письма. Ремарк пишет сжато, лаконично, просто, он скуп на детали, которые всегда несут большую смысловую нагрузку.

В произведениях 40—50-х гг. творческие горизонты Ремарка расширяются. Он выходит за рамки темы «потерянного поколения» и ставит острые проблемы социально-политической жизни Европы. В романе «Триумфальная арка» (Arc de Triumph, нем. Triumphbogen, 1946) изображена Франция накануне второй мировой войны, жизнь немецких беженцев и эмигрантов, оказавшихся в Париже.

Главный герой романа Равик — талантливый хирург, бежавший из фашистской Германии. В прошлом он участник мировой войны. Гитлеровцы арестовали его за то, что он помог скрыться двум антифашистам. В гестапо его пытали, требуя выдачи антифашистов. Но Равика не сломили. Ему удалось бежать из Германии за границу.

Позднее он окажется в рядах испанских республиканцев, сражавшихся с франкистами, но об этом в романе говорится мимоходом.

Ремарк не раскрывает мотивов, побудивших Раэика поехать в Испанию, наоборот, в романе подчеркивается, что герой предпочитал стоять в стороне от организованного политического движения,

В «Триумфальной арке» впервые в творчестве Ремарка ставится тема борьбы с фашизмом, которая станет в дальнейшем у него одной из главных. Но решается она очень противоречиво. Равик встречает в Париже гестаповца Хааке, истязавшего его в Германии. Он решает убить фашиста.

Но его мучают сомнения — изменится ли что-нибудь от этого. На место одного негодяя встанет другой, и все останется по-прежнему.

В то же время, в отличие от других героев Ремарка, Равик понимает, что пассивность и бездействие ничем не могут быть оправданы, что нацисты оттого особенно распоясались и обнаглели, что не получали настоящего отпора.

Писатель с большим искусством анализирует сложный и противоречивый духовный мир Равика, воля которого парализуется скептицизмом его взглядов.

В конце концов Равик убьет Хааке, но это не акт личной мести, как в «Трех товарищах», а борьба против фашизма, которую герой, правда, предпочитает вести в одиночестве, до конца оставаясь скептиком и индивидуалистом.

После убийства Хааке Равик спрашивает себя, что же делать дальше. Но этот вопрос, как и раньше, остается без ответа.

Противоречивость позиции Равика подчеркивается и фактом его дружбы с русским белоэмигрантом Борисом Морозовым, ненавидящим Советскую страну. Этих отверженных сближает индивидуализм, пессимизм и глубокий скептицизм.

Чувство безнадежности и бесперспективности усиливается к концу романа. В аллегорической форме это подчеркивается картиной Парижа, погруженного в глубокий мрак: «Нигде ни огонька. Площадь тонула во мраке… В кромешной тьме нельзя было разглядеть даже Триумфальную арку».

Образ Триумфальной арки, проходящий через весь роман, имеет глубоко символическое значение. Построенная в честь военных побед, она служит постоянным напоминанием о войнах, как бы предостерегает против новых военных авантюр.

Не случайно роман заканчивается объявлением второй мировой войны.

Глубокий пессимизм проявляется и в трактовке темы любви в романе. Если в «Трех товарищах» любовь и дружба показывались как единственное прибежище в жизни, то в «Триумфальной арке» герою суждено пережить разочарование и в любви.

Равик думает, что любовь к красивой Жоан принесет ему счастье. Но эгоистичная Жоан обманула его надежды, хотя по-своему и любила Равика.

Из-за безволия, нравственной и душевной опустошенности она не смогла стать верной подругой Равика и принесла ему новые мучения и разочарования.

Роман «Время жить и время умирать» (Zeit zu leben und Zeit zu sterben, 1954) —один из лучших в творчестве Ремарка, знаменующий собой новый этап в идейно-художественном развитии писателя.

В этом произведении дано гневное осуждение фашизма, покрывшего себя бесчисленными преступлениями. Автор показал, как гитлеровцы несли смерть и разрушение народам нашей страны, привели к национальной катастрофе Германию.

Писатель ставил вопрос об ответственности фашистов за их преступления.

Главный герой романа Эрнст Гребер — качественно новый для Ремарка персонаж. От героев предыдущих романов его отличают активные поиски правды, истинного пути в жизни. Убедившись в преступности фашизма, он упорно ищет ответа на вопрос «что же делать?»

Гребер — солдат гитлеровской армии, воевавший в ее рядах в ряде стран Европы, пока судьба не забросила его на советско-германский фронт. Образ его дан автором в развитии.

Вначале Гребер ничем не отличается от других солдат, оболваненных нацистской пропагандой: «Осенью 1941 года фюрер заявил, что с ними (русскими. — И. Ш.) покончено. Казалось, так оно и есть.

Осенью 1942 года он заявил это вторично, и тогда еще все казалось, что так оно и есть. Но потом произошло что-то необъяснимое…»

Под влиянием поражений на Восточном фронте Гребер постепенно начинает прозревать. В конце концов он приходит к выводу о неизбежности поражения гитлеровской армии, ее ответственности за совершенные злодеяния и своей собственной причастности к этим преступлениям.

Ремарку удалось нарисовать широкую и разностороннюю картину Германии периода второй мировой войны, ее армии и тыла. Писатель глубже, чем в предыдущих романах, проникает в суть ряда важнейших социально-политических процессов этой эпохи.

Когда-то в своем первом романе Ремарк писал о фронтовой дружбе солдат первой мировой войны. Сейчас он более трезво показывает гитлеровскую армию в условиях отступления. Среди солдат наблюдаются острые противоречия и разногласия.

Рядом с профашистски настроенными солдатами писатель показывает и таких, которые больше не верят Гитлеру или начали прозревать, как Гребер.

Среди солдат есть коммунист Иммерман, связанный с антифашистским подпольем, солдат Фрезенбург, который помогает Греберу понять обреченность гитлеризма.

Свою ненависть к фашизму писатель вложил в образы гитлеровцев, действующих в армии и в тылу. Приехав в отпуск, Гребер встречает бывшего школьного товарища Биндинга, ставшего видным нацистом. В то время как кругом голодают, кладовые Биндинга полны награбленного добра и продуктов.

Особенно резко очерчен фашист Штейнбреннер, «девятнадцатилетний юноша с лицом готического ангела». За красивой внешностью этого человека скрывается извращенная душа убийцы и шпиона.

Он подслушивает разговоры солдат и доносит об этом начальству. Несколько раз он доносил на Иммермана. Кое-кто из солдат уже поплатился за излишнюю откровенность.

Штейнбреннер жесток и беспощаден, особенно с пленными, которых он всегда расстреливает.

На романе «Время жить и время умирать» видно, как изменилось отношение писателя к войне. Оно перерастает рамки пацифистского отрицания ее. Ремарк осуждает разбойничью войну фашистов, оправдывая во многом освободительную борьбу русского народа.

Поиски Гребером ответа на вопрос «что делать?» приводят его к решению убить Штейнбреннера. В конце романа показано, как этот фанатик пытается расстрелять арестованных партизан.

Гребер воспротивился этому и застрелил Штейнбреннера, одновременно освободив партизан. Но сам Гребер был убит одним из освобожденных им партизан.

В этом эпизоде снова проявились противоречивость и ограниченность писателя, оставшегося в плену философии скептицизма и индивидуализма, не видевшего истинных путей борьбы с фашизмом.

Вышедший посмертно роман Ремарка «Тени в раю» (Schatten in Paradies, 1971) посвящен тяжелой судьбе немецких эмигрантов в Соединенных Штатах Америки. Американский «рай» встретил их неприветливо.

Порой «тени» прибывали в Америку, не зная ее языка, не имея надлежащих документов, и жизнь их здесь была очень трудной.

Нелегкой оказалась она и у одного из главных героев Роберта Росса, которому угрожает высылка (он приехал в США с временной визой).

Образ Росса, человека одинокого и неприкаянного, типичен для Ремарка. Он презирает мир собственников, но его положительные взгляды крайне расплывчаты и неопределенны.

Больше всего его привязывает к жизни любовь к Наташе Петровой, тоже одинокой и несчастной эмигрантке. После окончания войны Роберт решает вернуться в Германию.

Но что он будет там делать, какой будет его позиция — все это остается неясным.

Американские бизнесмены пользуются трудным положением многих эмигрантов и бессовестно эксплуатируют их. Так, один из прожженных дельцов Силверс с большой выгодой для себя использует познания Росса в искусстве.

Сам Силверс мало понимает в картинах, равнодушен к ним. Для него предметы искусства — очень ходкий и прибыльный товар, при продаже которого он не гнушается самых жульнических приемов.

При изображении американской действительности Ремарк верен традициям критического реализма.

Трагически завершается жизнь Кана, единственного из эмигрантов, кто активно борется против фашизма. Но Кан при всем его мужестве и отчаянной смелости типично ремарковский герой.

Он внутренне опустошен и не верит в силу организованного антифашистского движения. Он предпочитает бороться в одиночестве.

Под видом испанского дипломата Кан совершает ©о Франции ряд смелых операций против гитлеровцев и гибнет.

В романе «Тени в раю» Ремарк повторяет отдельные мотивы «Трех товарищей», «Триумфальной арки», «Времени жить и времени умирать».

Сильные стороны творчества Ремарка — в гуманистическом осуждении фашизма и войны, в мастерском изображении душевного мира простого человека.

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Источник: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/istoriya-nemeckoj-literatury/erih-mariya-remark.htm

Ссылка на основную публикацию