Роман представляет собой сборник тетрадей, обнаруженных в бумагах тридцатилетнего историка Антуана Рокантена. Записи были начаты в первых числах января 1932 года. Герой начинает вести дневник для того, чтобы понять, что изменилось в окружающем мире и почти сразу же приходит к мысли, что изменился он сам.
По признанию Рокантена, он – человек, в котором новое копится годами, а потом прорывается наружу, полностью меняя всю его жизнь.
30 января герой сидит в кафе “Мабли”. Хозяина заведения, мсье Фаскеля, он характеризует как человека, засыпающего наедине с самим собой. Посетители кафе, по его мнению, стараются держаться кучно для того, чтобы “существовать”.
Он сам – бесконечно одинок: живет один, ни с кем не разговаривает и даже с Франсуазой, хозяйкой кафе “Приют путейцев”, занимается любовью практически без слов. При этом влиться в общество, где все думают одно и то же, герой уже не может.
В дневниковых записях главный герой “Тошноты” рассуждает о своей книге о маркизе де Рольбоне и задается вопросом: принимал ли последний участие в убийстве Павла I? Изучая свое отражение в зеркале, герой понимает, что его лицо лишено всякого выражения.
Оно сродни растительному миру, но не человеческому. Не застав Франсуазу в кафе, на героя накатывает Тошнота. Отступает она только с погружением Рокантена в музыку.
Из “Приюта путейцев” герой выходит на пустынный бульвар Нуара, где видит страдающую от горя женщину и завидует силе ее чувств.
Сам он больше похож на чистый холод, струящийся по улице.
Работая над книгой в библиотеке, Рокантен встречает Самоучку – человека, уже семь лет занимающегося самообразованием и перечитывающего для этого все книги в алфавитном порядке. Необычный ученик приходит к герою посмотреть фотографии, сделанные Рокантеном во время поездок, и наталкивает последнего на мысль о том, что в его жизни не было ни одного приключения.
Воскресным днем Бувиль наполняется толпой отдыхающих – рабочих и горожан. Богатое население города гуляет по центральной улице Турнебрид, заполненной роскошными магазинами.
Во второй половине дня разные социальные слои Бувиля смешиваются между собой и начинают жить сообща. Антуан Рокантен не чувствует своей принадлежности к ним.
Он гуляет по молу и ожидает приключения, которое оказывается ощущением необратимости времени.
Периодически в своих записях герой вспоминает Анни – женщину, которую он когда-то очень любил и не видел пять лет. В канун поста он получает от нее письмо с просьбой встретиться. Оно пробуждает в нем воспоминания о былом.
В одном из кафе он встречает мсье Ахилла – такого же одиночку, как и он, и доктора Роже – состоявшегося в жизни человека.
Туман. Рокантену кажется, что хозяин “Мабли”, мсье Фаскель умер. Это сводит его с ума и не дает работать. На следующий день герой узнает, что у мсье Фаскеля грипп.
В музее Рокантен смотрит на портреты родоначальников Бувиля и понимает, что он – никто: ни дед, ни отец, ни супруг, ни избиратель, ни налогоплательщик.
В очередной раз берясь за книгу, герой осознает, что маркиз де Рольбон был нужен ему, чтобы не чувствовать своего существования. Мысли о том, что он есть, сводят Рокантена с ума. Сейчас он живет только ради встречи с Анни.
В один из дней герой обедает с Самоучкой. Он впервые за много лет так долго общается с другим человеком. Самоучка признается в том, что он – социалист.
Раньше он тоже был одиночкой, но в концентрационном лагере, в плену, оказавшись запертым среди людей в сарае, он вдруг понял, что любит все человечество.
Самоучка пытается привлечь Рокантена на гуманистическую сторону, но из этого ничего не выходит. В процессе спора главный герой чуть не вонзает в собеседника фруктовый ножик.
Затем он сбегает из кафе, садится в трамвай и понимает, что вещи утратили свои названия.
В парке Рокантен приходит к мысли о том, что все существующие предметы мешают друг другу, они, как и он, – лишние. Вся абсурдность жизни встает перед персонажем во всей своей полноте и именно это и есть Тошнота.
В Париже Рокантен встречается с Анни. Она изменилась – располнела, перестала искать совершенные мгновения и стала испытывать страх перед миром вещей. Она поняла, что все и все вокруг – одинаковое, а сама она – живой мертвец. Бывшим возлюбленным больше нечего сказать друг другу.
На следующий день Анни уезжает с другим мужчиной в Египет. Рокантен понимает, что ему больше не для чего жить.
Он прощается с Бувилем. В библиотеке он видит, как Самоучка пристает к мальчикам-лицеистам. Слушая в последний раз в кафе Франсуазы старую пластинку, герой понимает: выйти за пределы существования можно с помощью творчества, создав Книгу о чем-то “прекрасном и твердом как сталь”.
(2 votes, average: 3.00
Источник: https://soch.biographiya.com/toshnota-kratkoe-soderzhanie-romana-sartra/
Тошнота жан-поль сартр краткое содержание
Этот роман повествует о разных человеческих чувствах и эмоциях, который испытывает каждый человек, в определенный этап своего взросления. Главный герой все чаще замечает, что изменяется и духовно и физически. Жизнь кажется ему тусклой и нудной, герой испытывает тошноту к своем существованию.
Важной сюжетной линией произведения является любовь главного героя к женщине по имени Анни, с которой он расстался 6 лет назад.
Женщина пишет письмо о ом, что хочет увидеть своего бывшего возлюбленного, что запускает определенные механизмы в жизни Рокантена.
Он едет в Париж, чтобы увидеть свое прошлое, но встречает совершенно изменившеюся женщину. Герой понимает, что их роман уже завершен, и отпускает Анни с другим мужчиной.
В жизни героя постоянно возникают разные люди, которые дают ему определенный опыт и знание. Но главное все эти люди заставляют его испытывать невероятное чувство обреченности. Только музыка помогает справляться с этой серой волной уныния.
Искусство часто спасает героя от страшных образов, которые его преследуют.
Искусство представляется истинным эталоном жизни, которое помогает справиться с жизнью, которая уничтожает все хорошее, что есть в человеке. В романе присутствует линия понимания, что такое жизнь.
Так о смысле жизни Рокантен спорит за обедом с Самоучкой (человек из библиотеки). Самоучка рассказывает, что смысл жизни – это любовь к людям.
Но с этим Антуан Рокантен не согласен. По сути его тошнота связана с тем, что он не видит цели своего существования, но в конце романа он понимает, что если он сможет оставить о себе хоть что-то, какой-то труд, который вызовет у одного человека положительные эмоции, то он будет счастлив.
Читать краткое содержание Сартр — Тошнота. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Картинка или рисунок Сартр — Тошнота
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Весна. Одна из русских деревень занята немецкими солдатами. Медленно сходит снег, и начинают появляться трупы, смешанные с водой и грязью. Ранним утром немцы поведут на расстрел партизан, схваченных накануне. Среди захваченных есть женщина.
У героя рассказа Дениса Кораблева был трехколесный велосипед, когда мальчик был еще совсем маленьким. Денис научился на нем кататься как настоящий мастер спорта: без рук, задом наперед, крутить педали руками
16 ноября 1905 года в селе Ново-Спасское на свет появился Гавриил.. Семья была многодетной. Его отец работал в церкви. Троепольский окончил сельскохозяйственное училище в 1924 году.
Тоскующая Людмила ждёт своего возлюбленного, гадая, может, разлюбил он её и поэтому покинул, или вовсе погиб. Вдруг у горизонта она видит облака пыли, и до неё доносятся лошадиное ржание и топот копыт
Роман построен по принципу дневниковых записей главного героя Антуана Рокантена, объездившего Центральную Европу, Северную Африку, Дальний Восток и уже три года как обосновавшегося в городе Бувиле, чтобы завершить свои исторические изыскания, посвящённые маркизу де Рольбону, жившему в XVIII в.
В начале января 1932 г. Антуан Рокантен вдруг начинает ощущать в себе изменения. Его захлёстывает некое неведомое до сих пор ощущение, похожее на лёгкий приступ безумия. Впервые оно охватывает его на берегу моря, когда он собирается бросить в воду гальку. Камень кажется ему чужеродным, но живым.
Все предметы, на которых герой задерживает взгляд, кажутся ему живущими собственной жизнью, навязчивыми и таящими опасность.
Это состояние часто мешает Рокантену работать над его историческим трудом о маркизе де Рольбоне, который был видной фигурой при дворе королевы Марии Антуанетты, единственным наперсником герцогини Ангулемской, побывал в России и, по всей видимости, приложил руку к убийству Павла I.
Похмелье как избавиться в домашних условиях быстро и тошнит
Десять лет назад, когда Рокантен только узнал о маркизе, он в него в буквальном смысле влюбился и после многолетних путешествий почти по всему земному шару три года назад решил обосноваться в Бувиле, где в городской библиотеке собран богатейший архив: письма маркиза, часть его дневника, разного рода документы. Однако с недавних пор он начинает ощущать, что маркиз де Рольбон ему смертельно надоел. Правда, на взгляд Рокантена, маркиз де Рольбон является единственным оправданием его собственного бессмысленного существования.
В дневные часы Антуан Рокантен часто работает в читальном зале бувильской библиотеки. В 1930 г. там же он познакомился с неким Ожье П., канцелярским служащим, которому дал прозвище Самоучка, потому что тот проводил в библиотеке все своё свободное время и штудировал все имеющиеся здесь книги в алфавитном порядке.
Этот Самоучка приглашает Рокантена пообедать с ним, ибо, судя по всему, собирается поведать ему нечто очень важное. Перед закрытием библиотеки на Рокантена вновь накатывает Тошнота.
Он выходит на улицу в надежде, что свежий воздух поможет ему от неё избавиться, смотрит на мир, все предметы кажутся ему какими-то зыбкими, словно обессилевшими, он ощущает, что над городом нависла угроза.
Насколько хрупкими кажутся ему все существующие в мире преграды! За одну ночь мир может измениться до неузнаваемости, и не делает этого только потому, что ему лень. Однако в данный момент у мира такой вид, будто он хочет стать другим. А в этом случае может случиться все, абсолютно все.
Рокантену чудится, как из маленького прыщика на щеке ребёнка вылупляется третий, насмешливый глаз, как язык во рту превращается в чудовищную сороконожку. Рокантену страшно. Приступы ужаса накатывают на него и в своей комнате, и в городском саду, и в кафе, и на берегу моря.
Рокантен идёт в музей, где висят портреты известных всему миру мужей. Там он ощущает свою посредственность, необоснованность своего существования, понимает, что уже не напишет книги о Рольбоне. Он просто не может больше писать.
Перед ним внезапно встаёт вопрос, куда же ему девать свою жизнь? Маркиз де Рольбон был его союзником, он нуждался в Рокантене, чтобы существовать, Рокантен — в нем, чтобы не чувствовать своего существования. Он переставал замечать, что сам существует; он существовал в обличье маркиза.
А теперь эта накатившаяся на него Тошнота и стала его существованием, от которого он не может избавиться, которое он принуждён влачить.
Вскоре в библиотеке происходит скандал. Один из служителей библиотеки, давно следящий за Самоучкой, подлавливает его, когда тот сидит в обществе двух мальчуганов и гладит одного из них по руке, обвиняет его в низости, в том, что он пристаёт к детям, и, дав ему в нос кулаком, с позором выгоняет из библиотеки, грозя вызвать полицию.
Заехав в Бувиль, чтобы собрать вещи и расплатиться за гостиницу, Рокантен заходит в кафе, где прежде проводил немало времени. Его любимая песня, которую он просит поставить ему на прощание, заставляет его подумать о её авторе, о певице, которая её исполняет.
Он испытывает к ним глубокую нежность. На него словно бы находит озарение, и он видит способ, который поможет ему примириться с собой, со своим существованием. Он решает написать роман.
Если хоть кто-нибудь в целом мире, прочитав его, вот так же, с нежностью, подумает о его авторе, Антуан Рокантен будет счастлив.
Поверхностный гастродуоденит симптомы лечение
Герой как-то получил письмо от Анни, с которой расстался 6 лет назад. В нем она сообщила, что будет проездом в Париже и хочет увидеться. С этой женщиной Рокантен прожил 3 года и знал ее хорошо.
Работая в зале бувильской библиотеки Рокантен познакомился с неким Ожье и дал ему прозвище Самоучка за то, что мужчина все свое свободное время проводил в библиотеке. Ожье приглашает героя на обед с ним, желая что-то рассказать. На Рокантена опять накатывает тошнота и начинаются галлюцинации, а потом и ужасы. Он направляется в музей и понимает, что не напишет книги о Рольбоне.
Во время обеда с Самоучкой Рокантен спорит о понимании жизни. По словам Самоучки смысл жизни – это любовь к людям. Он даже рассказывает случай из своей жизни, когда он проникся любовью к мужчинам в бараке.
На Рокантена опять напала Тошнота. Он вел себя странно, чем напугал и Самоучку, и всех посетителей кафе. Еле выбрался на улицу.
В библиотеке разразился скандал, потому как Самоучку подловил служитель библиотеки, как тот гладил мальчика по руке.
Рокантен встречается с сильно изменившейся Анни. Раньше она стремилась создавать совершенные мгновения, теперь считает себя живым мертвецом. Рокантен понимает, что возобновить отношения с этой женщиной не получится. Она уезжает с мужчиной, у которого находится на содержании.
Чувствуя себя лишним в этом мире, Рокантен решает переехать в Париж. Перед этим он заезжает в Бувиль с целью собрать вещи и оплатить проживание в гостинице. Зайдя в кафе, где он часто сиживал, он услышал свою любимую песню. По его просьбе эту песню ставят.
Слушая ее, Рокантен думает об авторе этого произведения, об исполнительнице. Его охватывает нежность, потом он понимает, что способ примирения с самим собой существует. Необходимо написать роман.
И если хоть один человек в мире после прочтения сможет подумать с такой же нежностью об авторе, он, Антуан Рокантен будет считать себя счастливым человеком.
Главный герой произведения Антуан Рокантен ведет дневник, с помощью которого он надеется докопаться до истины, разобраться в изменениях, происходящих в мире и в нем самом. Осознание мира дается герою нелегко, его постоянно преследует тошнота. Это реакция на окружающих людей и город, в котором он обитает.
Рокантен не считает себя частью социума, он часто наблюдает за людьми, видит их пустыми и жалкими. О себе он не лучшего мнения. Антуан думает о людях, которые спешат на работу, а самому ему спешить некуда: у него нет ни графика, ни расписания. Он свободен, но эта свобода его угнетает, мучает.
Он завидует страдающей от горя женщине, потому что та испытывает настоящие чувства. Лицо же Антуана не выражает ничего, оно лишено эмоций.
Рокантен мечтает о настоящей, полной приключений жизни. Несколько лет назад он побывал во многих странах, а потом поселился во французском городке Бувиль, чтобы написать книгу об одном историческом персонаже. В библиотеке Бувиля хранятся документы, содержащие сведения о маркизе, а также его письма и дневники.
Однако приступы тошноты мешают ему сосредоточиться над своим произведением. Когда-то персона маркиза де Рольбена всецело поглотила Антуана, но со временем маркиз ему надоел. Все чаще на него накатывает тошнота. Вскоре осталось мало мест, где Антуан может укрыться от неприятных ощущений, которые его преследуют.
От тошноты спасает только любимая музыка в кафе, которое он часто посещает.
Главный герой мало общается с людьми, ему не с кем поговорить, не с кем поделиться своими мыслями. Все это приносит Антуану страдания, однако он не спешит обзавестись друзьями, а оберегает свое одиночество. Однажды в библиотеке Антуан познакомился с Самоучкой, который решил прочесть все книги по алфавиту.
Но их взгляды на жизнь совершенно противоположны. Самоучка видит смысл жизни в любви к людям, он обожает все человечество, Антуан же считает жизнь лишенной всякого смысла. От горячих споров на эту тему Рокантена еще больше одолевает тошнота.
Вскоре Самоучку с позором выгоняют из библиотеки за приставания к гимназистам.
Сниженная кислотность желудка симптомы
С тех пор как Антуан начал испытывать приступы тошноты, его часто посещали мысли об Анни, его прежней любви. Они не виделись много лет, и вдруг Анни назначает ему встречу в Париже. Письмо любимой женщины несколько взволновало Рокантена, он с нетерпением ждет свидания.
Но Анни сильно изменилась, и Антуан с тоской и разочарованием осознает, что прошлого уже не вернуть. Герой надеялся спастись с помощью возлюбленной, но оказалось, что спасать нужно ее саму. И хотя они оба считают себя «живыми мертвецами», возобновить отношения не получается. Тем более, что у Анни есть другой мужчина.
Рокантен страдает от одиночества еще больше, его вновь мучают приступы тошноты. Он намерен навсегда переехать в Париж.
Со временем Антуан приходит к выводу, что он лишний на этой планете, он бесполезен и всерьез задумывается о самоубийстве. Но смерть лишнего человека неизбежно приведет к появлению лишнего трупа. Выход из тупика приходит неожиданно. Перед отъездом в Париж Антуан посещает кафе и просит поставить любимую песню.
Она навевает нежность, и Рокантен понимает, что он должен написать роман, создать нечто потрясающее. Если читатели будут испытывать такую же нежность к его произведению, значит, в его жизни был смысл. Вместо скучной биографии исторического персонажа, он напишет роман о маркизе де Рольбоне, прекрасный и гармоничный.
Книга учит тому, что человеческая жизнь может быть полна абсурда, страха, отчаяния и безысходности, но со всем этим человек может справиться. Не следует жить прошлым. Жизнь имеет смысл и очень важно его найти. Чтобы стать по-настоящему свободным и счастливым, нужно действовать, нужно творить.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сартр — Тошнота. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Через призму восприятия событий, происходящих в России, юными студентами — Саней и Котей — читателю предоставляется возможность окунуться в десятые годы прошлого столетия. Двое молодых людей отправляются добровольно на Первую Мировую войну
- В доме Шабловых живет сама хозяйка дома, двое ее сыновей, адвокат Маргаритов и его дочь Людмила. В то время как младший из братьев трудится писцом у Маргаритова, старший Николай гуляет и проигрывает деньги в трактире
- Основным персонажем произведения является молодая женщина по имени Татьяна, живущая в одном из московских арбатских переулков.
Рассказ о жизни советских людей в 1960-70 годах. Сельский водитель грузовика Илья Снегирев, проживает в доме вместе с матерью. Всю зиму он работает в селе, а весной решает снова поехать на заработки в Сибирь
Антип Калачиков был редкой профессии – шорник. С утра до вечера шил он конские сбруи и уздечки. Работал по указке жены, Марфы. Очень уж она любила копить деньги. Сам же Антип предпочитал играть на балалайке и делал бы это целый день
Источник: https://moy-zheludok.ru/simptomy/toshnota-zhan-pol-sartr-kratkoe-soderzhanie
Жан Поль Сартр Тошнота Роман (1938)
Роман построен по принципу дневниковых записей главного героя Антуана Рокантена, объездившего Центральную Европу, Северную Африку, Дальний Восток и уже три года как обосновавшегося в городе Бувиле, чтобы завершить свои исторические изыскания, посвященные маркизу де Рольбону, жившему в XVIII в.
В начале января 1932 г. Антуан Рокантен вдруг начинает ощущать в себе изменения. Его захлестывает некое неведомое до сих пор ощущение, похожее на легкий приступ безумия. Впервые оно охватывает его на берегу моря, когда он собирается бросить в воду гальку. Камень кажется ему чужеродным, но живым.
Все предметы, на которых герой задерживает взгляд, кажутся ему живущими собственной жизнью, навязчивыми и таящими опасность.
Это состояние часто мешает Рокантену работать над его историческим трудом о маркизе де Рольбоне, который был видной фигурой при дворе королевы Марии Антуанетты, единственным наперсником герцогини Ангулемской, побывал в России и, по всей видимости, приложил руку к убийству Павла I.
Десять лет назад, когда Рокантен только узнал о маркизе, он в него в буквальном смысле влюбился и после многолетних путешествий почти по всему земному шару три года назад решил обосноваться в Бувиле, где в городской библиотеке собран богатейший архив: письма маркиза, часть его дневника, разного рода документы. Однако с недавних пор он начинает ощущать, что маркиз де Рольбон ему смертельно надоел. Правда, на взгляд Рокантена, маркиз де Рольбон является единственным оправданием его собственного бессмысленного существования.
Все чаще и чаще его настигает то новое для него состояние, которому больше всего подходит название «тошнота». Она накатывает на Рокантена приступами, и все меньше и меньше остается мест, где он может от нее скрыться. Даже в кафе, куда он часто ходит, среди людей ему не удается от нее спрятаться.
Он просит официантку поставить пластинку с его любимой песней «Some of these days». Музыка ширится, нарастает, заполняет зал своей металлической прозрачностью, и Тошнота исчезает. Рокантен счастлив.
Он размышляет о том, каких вершин смог бы он достичь, если бы тканью мелодии стала его собственная жизнь.
Рокантен часто вспоминает о своей возлюбленной Анни, с которой расстался шесть лет назад. После нескольких лет молчания он вдруг получает от нее письмо, в котором Анни сообщает, что через несколько дней будет проездом в Париже, и ей необходимо с ним увидеться.
В письме нет ни обращения, например «дорогой Антуан», ни обычного вежливого прощания. Он узнает в этом ее любовь к совершенству. Она всегда стремилась воплощать «совершенные мгновения». Некие мгновения в ее глазах обладали скрытым смыслом, который надо было «вылущить» из него и довести до совершенства.
Но Рокантен всегда попадал впросак, и в эти минуты Анни его ненавидела. Когда они были вместе, все три года, они не позволяли ни единому мгновению, будь то моменты горести или счастья, отделиться от них и стать минувшими. Они все удерживали в себе.
Вероятно, и расстались они по обоюдному согласию из-за того, что груз этот стал слишком тяжел.
В дневные часы Антуан Рокантен часто работает в читальном зале бувильской библиотеки. В 1930 г. там же он познакомился с неким Ожье П., канцелярским служащим, которому дал прозвище Самоучка, потому что тот проводил в библиотеке все свое свободное время и штудировал все имеющиеся здесь книги в алфавитном порядке.
Этот Самоучка приглашает Рокантена пообедать с ним, ибо, судя по всему, собирается поведать ему нечто очень важное. Перед закрытием библиотеки на Рокантена вновь накатывает Тошнота.
Он выходит на улицу в надежде, что свежий воздух поможет ему от нее избавиться» смотрит на мир, все предметы кажутся ему какими-то зыбкими, словно обессилевшими, он ощущает, что над городом нависла угроза.
Насколько хрупкими кажутся ему все существующие в мире преграды! За одну ночь мир может измениться до неузнаваемости, и не делает этого только потому, что ему лень. Однако в данный момент у мира такой вид, будто он хочет стать другим. А в этом случае может случиться все, абсолютно все.
Рокантену чудится, как из маленького прыщика на щеке ребенка вылупляется третий, насмешливый глаз, как язык во рту превращается в чудовищную сороконожку. Рокантену страшно. Приступы ужаса накатывают на него и в своей комнате, и в городском саду, и в кафе, и на берегу моря.
Рокантен идет в музей, где висят портреты известных всему миру мужей. Там он ощущает свою посредственность, необоснованность своего существования, понимает, что уже не напишет книги о Роль-боне. Он просто не может больше писать.
Перед ним внезапно встает вопрос, куда же ему девать свою жизнь? Маркиз де Рольбон был его союзником, он нуждался в Рокантене, чтобы существовать, Рокантен — в нем, чтобы не чувствовать своего существования. Он переставал замечать, что сам существует; он существовал в обличье маркиза.
А теперь эта накатившаяся на него Тошнота и стала его существованием, от которого он не может избавиться, которое он принужден влачить.
В среду Рокантен идет с Самоучкой в кафе обедать в надежде, что на время сумеет избавиться от Тошноты. Самоучка рассказывает ему о своем понимании жизни и спорит с Рокантеном, уверяющим его в том, что в существовании нет ни малейшего смысла.
Самоучка считает себя гуманистом и уверяет, что смысл жизни — это любовь к людям. Он рассказывает о том, как, будучи военнопленным, однажды в лагере попал в барак, битком набитый мужчинами, как на него снизошла «любовь» к этим людям, ему хотелось их всех обнять.
И каждый раз, попадая в этот барак, даже когда он был пустым, Самоучка испытывал невыразимый восторг. Он явно путает идеалы гуманизма с ощущениями гомосексуального характера, Рокантена вновь захлестывает Тошнота, своим поведением он даже пугает Самоучку и остальных посетителей кафе.
Весьма неделикатно откланявшись, он спешит выбраться на улицу.
Вскоре в библиотеке происходит скандал. Один из служителей библиотеки, давно следящий за Самоучкой, подлавливает его, когда тот сидит в обществе двух мальчуганов и гладит одного из них по руке, обвиняет его в низости, в том, что он пристает к детям, и, дав ему в нос кулаком, с позором выгоняет из библиотеки, грозя вызвать полицию.
В субботу Рокантен приезжает в Париж и встречается с Анни. За шесть лет Анни очень пополнела, у нее усталый вид. Она изменилась не только внешне, но и внутренне. Она больше не одержима «совершенными мгновениями», ибо поняла, что всегда найдется кто-то, кто их испортит.
Раньше она считала, что существуют некие эмоции, состояния: Любовь, Ненависть, Смерть, которые порождают «выигрышные ситуации» — строительный материал для «совершенных мгновений», а теперь поняла, что эти чувства находятся внутри нее.
Теперь она вспоминает события своей жизни и выстраивает их, кое-что подправляя, в цепочку «совершенных мгновений». Однако сама она не живет в настоящем, считает себя «живым мертвецом».
Надежды Рокантена на возобновление отношений с Анни рушатся, она уезжает в Лондон с мужчиной, у которого находится на содержании, а Рокантен намерен насовсем переселиться в Париж. Его все еще терзает ощущение абсурдности своего существования, сознание того, что он «лишний».
Заехав в Бувиль, чтобы собрать вещи и расплатиться за гостиницу, Рокантен заходит в кафе, где прежде проводил немало времени. Его любимая песня, которую он просит поставить ему на прощание, заставляет его подумать о ее авторе, о певице, которая ее исполняет.
Он испытывает к ним глубокую нежность. На него словно бы находит озарение, и он видит способ, который поможет ему примириться с собой, со своим существованием. Он решает написать роман.
Если хоть кто-нибудь в целом мире, прочитав его, вот так же, с нежностью, подумает о его авторе, Антуан Рокантен будет счастлив.
Источник: https://megaobuchalka.ru/4/19986.html
35)Конфликт в романе Сартра «Тошнота»
35)Конфликт
в романе Сартра «Тошнота»
Жан-Поль
Сартр (1905-1980) приобрел известность после
публикации романа «Тошнота» (1938). До
этого времени он изучал и преподавал
философию, публиковал первые свои
философские работы — и усиленно трудился
над романом, считая это занятие главным
для себя.
Сартровский
роман «Тошнота» стал своего рода
образцом и символом экзистенциалистской
литературы. Он написан в форме дневника,
якобы принадлежавшего историку Антуану
Рокантену, который приехал в приморский
городок, в библиотеку, где хранился
архив французского вельможи конца XVIII
— начала XIX в.
Жизнь и судьба маркиза де
Рольбона поначалу заинтересовали
Рокантена. Но вскоре авантюрные
приключения маркиза (кстати, по
историческому сюжету он бывал в России
и даже участвовал в заговоре против
Павла I) перестают интересовать Рокантена.
Он пишет дневник — со смутной надеждой
разобраться в обуревающих его тревожных
мыслях и ощущениях.
Рокантен уверен : в
его жизни произошло радикальное
изменение. Ему еще неясно, в чем оно
состоит. И он решает, что будет описывать
и исследовать состояния мира, разумеется,
как они даны, преобразованы его, Рокантена,
сознанием, а еще более сами эти состояния
сознания. По смыслу здесь есть родство
с гуссерлевскими феноменами.
Но если
Гуссерль
выделяет, описывает феномены сознания,
чтобы зафиксировать их безличные
всеобщие структуры, то Сартр — в духе
Ясперса, Хайдеггера, Марселя — использует
описание феноменов сознания для анализа
таких экзистенциальных состояний как
одиночество, страх, отчаяние, отвращение
и других поистине трагических мироощущений
личности.
Поначалу они фиксируются под
единым сартровским экзистенциальным
символом. Это ТОШНОТА,
причем тошнота скорее не в буквальном,
а именно в экзистенциальном смысле.
Смысл
философский приобретает существование
Антуана Рокантена, обыкновенное
существование обыкновенного, первого
встречного человека. Состояние тошноты
обозначает появление такого смысла,
знаменует начало превращения «просто
человека» в экзистенциалистского героя.
Для
этого не нужны идеи и чрезвычайные
происшествия — нужно, например, не
отрываясь смотреть на пивную кружку,
что и делает Рокантен. Он внезапно
обнаружи-вает, что мир «есть», что он
«вне». «Повсюду вещи», в романе
осуществляется натуралистическая
каталогизация наличного существования
(«этот стол, улица, люди, моя пачка табака»
и т.п.).
Рокантен
избегает рассматривать кружку, ибо
испытывает непонятное беспокойство,
испытывает страх, испытывает тошноту.
Рокантен «подавился» вещами, очевидность
их существования наваливается на него
невыносимой тяжестью.
Существовать —
значит сознавать, сознавать наличие
вещей и присутствие собственного
сознания, которое обретает себя в этом
интенциональном акте.
Роман написан в
форме дневника, пространство книги —
пространство данного сознания, ибо все
«в перспективе сознания», все возникает
в процессе осознания.
Тошнота
возникает от того, что вещи «есть» и что
они не есть «я». И одновременно оттого,
что «я» не есть вещь, оно «ничто».
Существование предшествует сущности,
сознание «нигилирует» вещи, их
преодолевает, без чего оно и не может
быть собой. Рокантен улавливает и «бытие»
и «ничто», улавливает отсутствие смысла,
т. е.
абсурдность существования. Отсутствие
смысла влечет за собой неоправданность,
все начинает Рокантену казаться
«излишним»; обычные вещи преобразуются,
становятся неузнаваемыми, пугающими.
Бога не стало — воцарилась случайность
(Сартр задумывал роман о случайности),
может реализоваться любая сюрреалистическая
причуда.
Осознание
абсурдности создает условия для
противопоставления сознания миру вещей,
так как сознание — это «ничто», постоянный
свободный выбор.
Сознание — это и есть
свобода, тот тяжкий крест, который
взваливает на себя герой абсурдного
мира.
Свобода и одиночество: Рокантен
рвет все связи, расстается с любимой
женщиной, оставляет занятия историей,
покидает мир обывателей, которые не
живут, а «ломают комедию».
Эта
филиппика против вещей — не просто
описание состояний болезненного
сознания, в чем Сартр был великий мастер,
с потрясающей силой изображая разнообразные
оттенки смятения разума и чувств
одинокого, отчаявшегося человека.
Здесь
— корни той части сартровских онтологии,
гносеологии, психологии, концепции
общества и культуры, где зависимость
человека от первой и второй (т.е.
видоизмененной самим человечеством)
природы изображается в самом трагическом,
негативном свет Бунтом
против вещей — а заодно и против
благостно-поэтических изображения
природы вне человека — дело не заканчивается.
«Тошнота» и другие произведения
Сартра содержат выразительный, талантливо
исполненный обвинительный акт против
природных потребностей, побуждений
человека, его тела, которые в сартровских
произведениях часто предстают в самом
неприглядном, животном виде.
Не
лучше обстоит дело и с миром человеческих
мыслей. «Мысли — вот от чего особенно
муторно… Они еще хуже, чем плоть. Тянутся,
тянутся без конца, оставляя какой-то
странный привкус».
Мучительное
размежевание Рокантена с собственными
мыслями по существу переходит в обвинение
против декартовского cogito, которое
выписано как ощущение всяким человеком
неразрывности «я мыслю» и «я
существую», оборачивающееся, однако,
еще одним глубоким болезненным надрывом.
Сартр
употребляет все усилия своего блестящего
таланта, чтобы показать, что движение
рассуждения от «я мыслю» к «я
существую», да и вообще процессы
мышления могут стать настоящим мучением,
от которого человеку невозможно
избавиться.
В «Тошноте» и других
произведениях Сартр
подобным же образом испытывает на
прочность глубоко впитавшиеся в
европейскую культуру ценности — любовь,
в том числе любовь к ближнему, общение
и общительность.
Даже святые, на первый взгляд, отношения
детей и родителей, любящих мужчины и
женщины Сартр препарирует поистине
безжалостно, выставляя на свет божий
те скрытые механизмы соперничества,
вражды, измены, на которые сторонники
романтизации этих отношений предпочитают
не обращать внимания.
Источник: https://studfile.net/preview/3495511/