Жан-Жак Руссо на своем жизненном пути перепробовал множество различных занятий. Ему довелось быть гравером, переписчиком нот, секретарем и домашним учителем.
Систематического образования он не получил, поскольку в молодости постоянно странствовал по Италии, Франции и Швейцарии. Оказавшись в Париже, завязал знакомство с Д’Аламбером, Гольбахом, Дидро и другими просветителями. По приглашению Дидро, сотрудничал в «Энциклопедии».
Руссо являет собой любопытный пример человека, который всю жизни занимался самообразованием и познанием человеческой природы.
Широкую известность ему принесли его «Рассуждения о науках и искусствах» (1749-1750 гг.). В них Руссо дал отрицательный ответ на вопрос Дижонской Академии: способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов.
Он утверждал, что уход человека от естественного состояния принес ему громадный нравственный ущерб. Мол, общественный уклад находится в несоответствии с природой человека, который рождается добрым, счастливым и свободным.
Слава оригинального мыслителя пришла к нему после публикации «Рассуждения о происхождении неравенства между людьми» (Это была очередная конкурсная тема Дижонской Академии). Руссо утверждает, что человек создан природой на началах удивительной гармонии, но общество разрушает эту гармонию и приносит ему несчастья.
В 1762 году выходит в свет его «Общественный договор». Выводится теории о том, что развитие цивилизации приводит к социальному неравенству.
Феодальному обществу Руссо противопоставляет некое «идиалогическое общество», где люди были равны, но ради сохранения своей трудовой собственности они заключили «общественный договор», по которому передавали некоторые свои права или же выбирали власти, обязанные служить народу.
А теперь правитель (король) злоупотребляет оказанным ему доверием. Руссо утверждает, что власть, не отвечающая интересам народа, незаконна.
Его произведения «Юлия или Новая Элоиза» (1756-1762 гг.) и «Эмиль или о воспитании» представляют собой творческий взлет или венец творений Руссо. Эти труды возвещают о неизбежной и близкой гибели феодального абсолютистского режима.
В ответ на них, начинается бешеная травля Руссо. Спасаясь от преследований клириков и монархистов, он ищет и не находит приюта в разных концах Европы. Лишь в 1767 году (после пяти лет изгнания) возвращается во Францию, где завершает свои последние труды: «Исповедь» и «Прогулки одинокого мечтателя».
Источник: https://alinec.ru/great-people/tvorchestvo-zhan-zhaka-russo.html
Жан Жак Руссо: обзор творчества писателя
Жан Жак Руссо (1712—1778) — философ-просветитель, писатель и композитор, «гражданин Швейцарии», родился в семье часовщика, был лакеем и гувернером, учителем музыки в домах знати, домашним секретарем и переписчиком нот. Около двенадцати лет он провел в доме меценатки Л.
де Варанс, работал секретарем французского посла в Венеции. Плодотворным для него было участие в «Энциклопедии» Дидро, для которой писал статьи по музыке. Его сочинения против духовенства навлекли гнев церкви, принудив его скитаться по странам, долго жить в Швейцарии.
Последние месяцы жизни он провел во Франции.
Как оригинальный мыслитель Жан Жак Руссо задумывался об эволюции человечества от дикости до цивилизации, о политическом неравенстве и эксплуатации.
В трактате «О происхождении неравенства среди людей» Руссо подверг сомнению принцип собственности, обращая свой взор к незапамятным временам, когда первый человек огородил клочок земли и изрек «Это мое!», и никто не посмел разметать ограду и ответить: «Плоды принадлежат всем, а земля никому».
Руссо сожалел о том, что не нашлось в истории мудрого смельчака, чтобы отвратить многие поколения человеческого рода от ужасов преступлений, войн, бедствий, порожденных собственностью.
В трактате «Об общественном договоре» он выразил идеи народного суверенитета, обосновал право народа свергать тиранические режимы и устанавливать демократические республики на принципе всеобщего равенства, отвергал компромиссы с власть имущими и идею о просвещенном монархе.
Жан Жак Руссо писал также статьи по искусству, стихи, пьесы, либретто опер и музыку.
В 1756 г. Руссо сочинил философскую сказку «Королева Причудница» — о том, как близнецы — брат Разум и сестра Капризница, вопреки взбалмошной королевской воле родителей, были наделены волшебницей нужными качествами.
На грани философско-педагогического трактата и романа он написал книгу «Эмиль, или О воспитании» (1762), где изображен дворянский отпрыск, целенаправленно формирующийся в скромного, честного, трудолюбивого человека с ясной душой. Он переселяется с возлюбленной из провинции в Париж, город с развращенными нравами, где разбивается его безмятежное счастье, а сам после разных приключений попадает в плен к пиратам.
Для своего эпистолярного романа «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) Руссо взял имя возлюбленной средневекового писателя Абеляра, тем самым как бы подчеркнув, что лирическая тема имеет тираноборческий подтекст.
В письмах главных персонажей романа раскрывается история любви аристократки Юлии д’Этанж и молодого учителя Сен-Пре, любви, погубленной консервативными сословными предрассудками несправедливого общественного строя.
Пафос естественного чувства и естественного долга, благородство героев, тонкий психологический рисунок, «красноречие сердца» — все это делает произведение Руссо классическим образцом сентиментального романа.
Разрыв любовных отношений Юлии и Сен-Пре приводит к замужеству девушки с Вольмаром, владельцем поместья — своего рода утопии естественности, где царят патриархальные отношения благополучия и согласия. Юноше после отказа от личного счастья ничего не остается, как предаться моральному самообузданию, воспитанию детей Юлии.
Друг Сен-Пре, отказавшийся от брака, отдавшийся целиком политической деятельности, — центральный персонаж новеллы «Любовная история милорда Эдуарда Бомстона».
Руссо «распахнул окно» затхлых аристократических салонов и впустил «струю свежего воздуха» крестьянских пейзажей.
Над «Исповедью» Руссо работал в 1766—1769 гг.
Он попытался создать автопортрет человека, который беспощаден к себе, спорит с самим собой, не скрывает своих субъективных пристрастий, не боится обнажить и дурные черты своего характера, чтобы утвердить в конце концов ценность душевной жизни, индивидуальной значимости человеческого достоинства.
Глубокие раздумья и потрясающие откровения наполняют повествование духом поэзии, превращающей документ в художественную прозу. К своей «Исповеди» Руссо написал дополнения: «Диалоги: Руссо судит Жан Жака» (1776) и «Прогулки одинокого мечтателя» (1778), исполненные симпатии к народу и стремления к взаимопониманию и контакту с людьми.
Многогранное творчество Руссо послужило истоком идейно-художественного комплекса «руссоизма», повлиявшего на развитие философии, этики, эстетики, педагогики, искусства и художественной литературы.
Высокая патетика сочинений Руссо вдохновляла Марата на их громкое чтение на улицах Парижа под громкие аплодисменты восставшего народа.
Образ провозвестника народовластия, безумца и чудака, каким писатель казался в его последние годы, «врожденной доброты человека», проницательного критика общественных пороков предстает со всеми человеческими слабостями в романе Л. Фейхтвангера «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо».
Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века — М.: Кн. палата, 1991
Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/zhan_zhak_russo_obzor_tvorchestva_pisatelja/62-1-0-2641
Руссо, Жан Жак
(1712-1778) французский философ, писатель, композитор
Жизнь Жан Жака Руссо была настолько переполнена событиями, что могла бы стать содержанием многотомного романа. Несмотря на постоянные перемещения, лишения и материальные проблемы, он создал целый ряд выдающихся произведений, став одним из основоположников психологического направления в литературе.
Отец Жана Руссо был часовщиком, очень искусным в своем ремесле, мать происходила из пасторской семьи. Но Руссо не довелось ее узнать: она умерла при родах.
Поэтому отец баловал своего сына и много занимался с ним. Но в десять лет старший Руссо повздорил с неким французским капитаном, местным видным землевладельцем.
Чтобы сохранить честь и свободу, он был принужден бежать из Женевы и на всю жизнь оставить родину.
С тех пор Жану пришлось жить в людях, служить то помощником клирика, то учеником гравера, то лакеем, то гувернером, то учителем музыки в домах знати, домашним секретарем и переписчиком нот. Встретив случайно госпожу де Варенс, Жан Руссо поступает к ней в услужение и двенадцать лет проводит в ее доме. Это было самое спокойное время в его жизни.
Отец когда-то научил его читать, и теперь юноша получает возможность заняться самообразованием, прочитать Рабле, Вольтера, Локка, других гуманистов и просветителей. Руссо даже пробует сочинять музыкальные произведения и разрабатывает новую систему записи нот с помощью цифр. Ведь некоторое время ему удалось посещать музыкальную школу при соборе.
Позже он издаст специальную книгу по данному предмету.
С 1741 года начинается период странствий Жана Жака Руссо. Он переезжает в Париж, где ему удается устроиться секретарем французского посольства в Венеции. Он сближается с виднейшими просветителями — Дидро, д'Аламбером — и получает предложение написать ряд статей для музыкального раздела создаваемой ими «Энциклопедии». Их публикация сразу же принесла Жану Жаку Руссо известность.
В начале пятидесятых годов он становится известным как философ, приняв участие в конкурсе философских работ, объявленном Дижонской Академией на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов».
В трактате «Рассуждение о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые поставил задачу изучения человека и познания его природы, его обязанностей и предназначения.
Продолжением этой работы стали трактаты «Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми» (1755) и «Об общественном договоре» (1762), в которых Руссо говорил о том, что изначально все люди были равны, а цивилизация привела к расслоению общества, политическому неравенству и эксплуатации народов. Так была заложена основа идеального устройства общества, основанного на правах естественного человека, равенства между людьми и демократической формы правления в виде всеобщего собрания.
Свои идеи естественного воспитания он изложил и в художественной форме — в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Любимой книгой Жана Руссо на всю жизнь остался «Робинзон Крузо» Даниель Дефо, поэтому и в «Эмиле» он прославляет физический труд как основу обучения и воспитания.
Не скрывая своих взглядов, Жан Жак Руссо отстаивает «религию сердца», выступив тем самым против официальной религии. Вероятно, писатель считал вероисповедание внешней оболочкой, поэтому легко перешел из католичества в кальвинизм. Для него важнее было внутреннее содержание.
Но церковники не приняли доктрину Руссо, «Эмиль» был сожжен рукой палача сначала в Париже, а затем и противниками французских католиков швейцарскими протестантами.
Спасаясь от преследований, писатель перебирается из Франции в Швейцарию, а Ватикан вносит «Эмиля» и «Об общественном договоре» в список запрещенных книг.
Потом Жан Руссо уезжает в Англию, где живет у философа Д. Юма. Он приехал по его приглашению и даже получал пенсию в 100 фунтов от короля Георга III. Некоторая стабильность позволяет ему продолжить работу над своими мемуарами, получившими характерное название «Исповедь». Они были опубликованы в 1782—1789 годах.
Главным художественным произведением Жана Жака Руссо является роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), где выведен совершенно новый тип героя, не знатного и не богатого, но наделенного богатым духовным миром и способного на глубокие душевные переживания. До Руссо литература не знала такой глубины чувств и страстей, смерть героини заставляла читателей проливать слезы по поводу ее безвременной кончины. Не случайно, что в течение XVIII века роман выдержал семьдесят изданий.
Верный себе, Жан Руссо проводит здесь значимую для себя мысль — каждое чувство должно быть взаимным, поскольку нельзя противиться зову природы, нужно любить и быть счастливым. Даже в наши дни такая откровенная декларация чувств звучит необычно.
Последнее произведение Жана Жака Руссо — «Исповедь» — также поразило читателей. Хотя автор и остановился на 1765 годе и не смог писать о годах нового изгнания, он воссоздал душевный мир человека, жившего в сложную, неоднозначно оцениваемую сегодня эпоху.
Руссо открывает перед нами сам процесс рождения собственных чувств, переживаний, настроений. Иногда он беспощадно откровенен, иногда явно умалчивает о некоторых моментах своей жизни.
В его произведении был сделан шаг к созданию психологической прозы последующих столетий.
Дополняя «Исповедь», Жан Жак Руссо пишет «Диалоги: Руссо судит Жан Жака» (1775—1776) и «Прогулки одинокого мечтателя» (1777—1778), где хотел подвести итоги своей жизни, создав образ одинокого человека, мечтающего о покое и единении с дикой и романтической природой.
Общепризнанно влияние Руссо на французскую литературу, в частности, на творчество таких писателей, как Л. Мерсье, Н. Ретиф де Бретони и Ж. Бернардеп де Сен-Пьер, на немецких поэтов «Бури и натиска», о чем свидетельствуют юношеские драмы Иоганна Гёте и Фридриха Шиллера, а также на английских писателей О. Голдсмита, Роберта Бёрнса и Джеймса Купера.
Известно, что молодой Л. Толстой прочитал все двадцать томов французского издания сочинений Руссо. Кстати, практически сразу же после публикации произведения писателя становились известными в России.
Уже в 1761 году в книжной лавке Московского университета можно было купить первое издание романа «Юлия, или Новая Элоиза». Известна отрицательная оценка книг Руссо, Екатериной II.
Но тем не менее героиня Александра Пушкина, Татьяна увлекалась именно первым романом Жана Жака Руссо.
Кроме прозаических произведений, он писал стихи и поэмы, которые, как и его комедии, не отличаются живостью характеров и потому не имели особого успеха.
Больше удались Руссо его драматические опыты: созданная им как поэтом и композитором музыкальная пастораль «Деревенский колдун» была поставлена в 1752 году и в следующем году опубликована. Она приятно разнообразила слух слушателей на фоне тяжеловесной классической оперы.
Известно, что она была представлена в Фонтенбло перед Людовиком XV. Пьеса Руссо «Пигмалион», которая была поставлена в 1770-м и опубликована в 1771 году, по отзыву И. Гёте, «сделала эпоху», став первой музыкальной мелодрамой.
В жизни Жан Жак Руссо был сложным и непредсказуемым человеком. Годы скитаний наложили отпечаток на его характер: он был эгоистичен, чувствителен и сентиментален, полагая лучшим представителем человечества самого себя.
Педантизм Руссо обусловил четкий почерк, а мания величия и мания преследования привели к тому, что он отказывался читать письма, если ему был незнаком почерк отправителя.
Даже своих собак он называл необычно — Герцог и Султан (всего у Руссо одно время было семь животных).
Сохраняя личную независимость, только в 1769 году он узаконил свои отношения с неграмотной парижской горничной Терезой Левассёр. Под влиянием идей Платона, изложенных в «Республике», своих пятерых детей он отдал в формировавшийся госпиталь.
Жан Жак Руссо обожал играть на спинете — предке фортепиано — и собирать растения.
Источник: https://biografiivsem.ru/russo-zhan-zhak
Руссо Жан-Жак
«Всё выходит хорошим из рук Творца, всё вырождается в руках человека» Первая строчка из Книги I «Эмиль, или О воспитании»
Жан-Жака Руссо
- «С человека теперь спрашивают не порядочности, а таланта…»
- Жан-Жак Руссо
- Французский мыслитель.
- Его фраза: «Свобода, равенство, братство» — стала лозунгом французской революции.
- И именно Жан-Жак Руссо сделал качественный скачок и провозгласил знаменитый педагогический тезис, заключающийся в том, что «ребёнок не есть маленький взрослый».
Его произведения были неугодны властям, как во Франции, так и в Швейцарии. Женевское правительство запретило автору появляться в пределах Женевского округа.
В 1762 году малый совет Женевской республики принял такое постановление о произведениях Жан-Жака Руссо «Эмиль» и «Общественный договор»: «…разорвать их и сжечь…
перед ратушей, как сочинения дерзкие, постыдно-скандальные, нечестивые, направленные к разрушению христианской религии и всех правительств».
Цитируется по по книге: Жан- Жак Руссо, Трактаты, М., «Наука», 1969 г., с. 664.
Ж.-Ж. Руссо о мышлении: «Протестанты обычно более образованны, чем католики. Это и понятно: учение первых требует обсуждения, учение вторых — подчинения. Католик должен подчиняться решениям, которые ему сообщают, протестант должен научиться решать сам».
Жан-Жак Руссо, Исповедь. М., «Аст»; «Полиграфиздат», 2011 г., с. 70.
Последние годы Жан-Жака Руссо протекали более размеренно: «Жизнь его была распределена точно и равномерно. Утренними часами он пользовался для переписки нот и сушки, сортировки и наклеивания растений.
Он делал это очень аккуратно и с величайшей тщательностью; приготовленные таким образом листы он вставлял в рамки и дарил тем или другим из своих знакомых. Он стал снова заниматься и музыкой и сочинил в эти годы множество небольших песенок на данные тексты; он назвал этот сборник «Песни утешения в горестях моей жизни».
После обеда он отправлялся в какое-нибудь кафе, где читал газеты и играл в шахматы, или делал большие прогулки в окрестностях Парижа; он до конца оставался страстным любителем прогулок пешком».
Генриетта Роланд-Гольст, Жан Жак Руссо: его жизнь и сочинения, М., «Новая Москва», 1923 г., с. 267-268.
«Один из величайших людей человечества — французский философ Жан-Жак Руссо, бесспорно, величайший человек, и то, что он много раз говорил противоречия, ошибался, иногда даже говорил просто глупости, это его не унижает. Он был и оставался великим человеком.
Я думаю, что каждый из нас был бы счастлив один раз в жизни быть так глуп, как Руссо. Руссо одну из своих книг (потрясающую книгу, такой книги, собственно говоря, в истории человечества нет) посвятил рассказу о себе.
Но мало ли, вы скажете, книг, где люди рассказывают о себе? Сколько людей пишет автобиографии! А что значит писать автобиографию? Перед Руссо встал вопрос, который перед людьми мелкими не возникает: о чём я не буду говорить? И он ответил: я буду обо всём говорить, я расскажу самые стыдные свои поступки — не большие преступления, в которых легко признаться даже с гордостью, не великую добродетель, а мелкие гадости, выйду — как он написал в виде эпиграфа — «без кожи и в коже», то есть сдеру кожу и покажу всё».
Лотман Ю.М., Человек и искусство / Воспитание души, СПб, «Искусство-СПб», 2003 г., с. 526.
«Он первый из крупных мыслителей XVIII века порывает с рационализмом и по принципу и по форме самого философствования. На место разума он решительно ставит непосредственное свидетельство чувства и внутренний голос совести.
«Чувство» приобретает у него значение гносеологического критерия истинности и источника нравственного законодательства.
По остроумному выражению Рассела, Руссо стал вдохновителем систем мышления, которые «выводят не относящиеся к человеку факты из человеческих чувств (which infer non-human facts from human emotions)».
Руководящую роль чувства Руссо распространил на весь мир социальных и этических отношений. Тем самым он ополчился и против феодального религиозного мировоззрения, и против схоластики богословия, и против односторонней рассудочности боровшихся с нею новаторов науки и философии».
Асмус В.Ф., Жан Жак Руссо / Историко-философские этюды, М., «Мысль», 1984 г., с. 135.
«Как литератор он считал своим учителем Торквато Тассо. По словам Вольтера, Руссо был сумасшедшим, и сам всегда сознавался в этом. То же самое Вольтер мог сказать о Тассо, если бы интересовался им. Душевнобольной, критически оценивающий своё состояние, — не такой уж частый случай, особенно до появления психотропных лекарственных средств».
Ерышев О.Ф., Спринц А.М., Личность и болезнь в творчестве гениев, СПб, «СпецЛит», 2015 г., с. 38.
Источник: https://vikent.ru/author/272/
Руссо Жан-Жак
Человек очень силен, когда довольствуется тем, что он есть, и очень слаб, когда хочет подняться выше человечества. Жан-Жак Руссо |
Жан Жак Руссо — французский писатель и философ, представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость в сочинениях «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…» (1755), «Об общественном договоре» (1762).
Ж. Ж. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей.
Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), а также «Исповедь» (издание 1782-1789), ставящие в центр повествования «частную», духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе.
«Пигмалион» (издание 1771) — ранний образец мелодрамы.
Наследие Руссо необычайно по своему разнообразию и по степени оказанного им влияния, хотя его воздействие в немалой степени определялось неверным восприятием или же тем обстоятельством, что идеи, характерные для одного произведения, считали представляющими его учение в целом.
Как просветители, так и немецкие авторы, принадлежавшие к движению «Буря и натиск», приняли его бунт против условностей и поверхностных суждений за неприятие цивилизации и законности как таковых. «Благородный дикарь», нигде у Руссо не упомянутый (и, разумеется, не превозносимый), долгое время ошибочно считался воплощением его идеала.
С другой стороны, его «Общественный договор» было принято трактовать как предвосхищение идеологии тоталитарных режимов. Но Руссо как апологет тоталитаризма – такой же миф, что и Руссо-пропагандист опрощения. Сам он неизменно подчеркивал единство своей доктрины: человек, который по природе добр, должен познать эту природу и довериться ей.
Подобное невозможно в обществе, где верховное значение придают рациональности и умственным выкладкам. Ранние трактаты Руссо при всех их крайностях и бросающейся в глаза односторонности проторяют путь к его зрелым сочинениям.
Руссо неизменно выступает как демократ: разумным и правильным является лишь такое общество, все члены которого участвуют в создании законов, т.е. обладают важнейшим из прав.
Прямые формы демократического устройства Руссо предпочитал принципу представительного правления, подобного английскому, однако его писания, посвященные Польше и Корсике, показывают, что он отдавал себе отчет в необходимости разных политических институтов для разных типов общества.
Совершенно ясно, что общество, как его представлял себе Руссо, способно функционировать только при том условии, что граждане, являющиеся и законодателями, осознают и принимают свои гражданские обязанности. Общество истинных граждан выражает истинные общественные интересы, выражая «общую волю» этих граждан.
Вопреки бытующему мнению, Руссо не хотел всемогущего государства, видя в государстве только инструмент для осуществления целей коллектива людей. Так, по убеждению Руссо, могло бы быть окончательно разрешено противоречие между свободой и властью.
Романтическое переживание мира составляет часть философии Руссо, однако его мысль носит более всеобъемлющий характер.
Он повсюду напоминает, что человек по природе добр, но развращен установлениями общества, и что он всегда ищет более высокого самосознания, которое обретет лишь в кругу свободных людей и посредством разумной религиозности. Совокупный комплекс идей, выраженных в творчестве Руссо, т.н.
«руссоизм», повлиял на развитие европейской мысли и литературы второй половины 18 – первой трети 19 в. (соответственно сентиментализм, предромантизм, романтизм).
Руссо: жизнь и творчество
Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.
Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712, Женева. Скончался 2 июля 1778, в Эрменонвиле.
Мать Жана Руссо, урожденная Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла через несколько дней после рождения Жан-Жака, а отец — часовщик Изак Руссо — в 1722 был вынужден уехать из Женевы.
1723-24 Руссо провел в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву он некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера.
Не стерпев тирании хозяина, юный Руссо в 1728 покинул родной город.
В Савойе Жан Жак Руссо познакомился с Луизой-Элеонорой де Варанс, оказавшей значительное влияние на всю его последующую жизнь.
Привлекательная 28-летняя вдова из старинного дворянского рода, новообращенная католичка, она пользовалась покровительством церкви и герцога Виктора-Амедея Савойского, ставшего в 1720 королем Сардинии.
Поддавшись влиянию этой дамы, Руссо отправился в Турин в обитель Святого Духа. Здесь он принял католичество, утратив тем самым женевское гражданство.
В 1729 Руссо поселился в Аннеси у мадам де Варанс, которая решила продолжить его образование. Она побудила его поступить в семинарию, а затем в хоровое училище.
В 1730 Жан Жак Руссо возобновил свои странствия, однако в 1732 вновь вернулся к мадам де Варанс, на сей раз в Шамбери, и стал одним из ее любовников. Их связь, продолжавшаяся до 1739, открыла Руссо путь в новый, прежде недоступный мир.
Отношения с мадам де Варанс и посещавшими ее дом людьми улучшили его манеры, привили вкус к интеллектуальному общению.
Благодаря своей покровительнице он получил в 1740 место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли, старшего брата известных философов-просветителей Мабли и Кондильяка. Хотя воспитателя детей Мабли из Руссо не вышло, приобретенные связи помогли ему по приезде в Париж.
В 1742 Жан Жак Руссо переселился в столицу Франции. Здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой им реформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей.
Руссо выступил с докладом на заседании королевской Академии наук, а затем апеллировал к публике, издав «Диссертацию о современной музыке» (1743).
К этому времени относится и его встреча с Дени Дидро, в котором он сразу распознал светлый, чуждый мелочности ум, склонный к серьезным и независимым философским раздумьям.
В 1743 Руссо получил назначение на должность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако, не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744). В 1745 он познакомился с Терезой Левассер, простой и многострадальной женщиной, ставшей спутницей его жизни. Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их было пятеро), Руссо отдавал их в воспитательный дом.
В конце 1749 Дени Дидро привлек Руссо к работе над «Энциклопедией» , для которой тот написал 390 статей, прежде всего, по теории музыки. Репутация Жан Жака Руссо как музыканта возросла после его комической оперы «Сельский колдун», поставленной при дворе в 1752 и в парижской опере в 1753.
В 1749 Руссо принял участие в конкурсе на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», организованном Дижонской Академией.
В «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии — конфликт между современным обществом и человеческой природой.
Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие.
Жан Жак Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса, считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Работа принесла ему победу на конкурсе, а также широкую известность.
В 1754 на второй конкурс Дижонской Академии Руссо представил «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755).
В нем он противопоставил так называемое первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному).
В 1750-х гг. Ж. Ж. Руссо все более отдалялся от парижских литературных салонов. В 1754 он побывал в Женеве, где вновь стал кальвинистом и восстановил себя в гражданских правах. По возвращении во Францию Руссо избрал уединенный образ жизни.
1756-62 годы он провел в сельской местности близ Монморанси (под Парижем).
Сначала жил в павильоне, отведенном ему мадам д'Эпине (подругой Фридриха Мельхиора Гримма, автора знаменитой «Литературной корреспонденции», с которым Руссо близко сошелся еще в 1749), затем в загородном доме маршала де Люксембурга.
Однако отношения Руссо с Дидро и Гриммом постепенно охлаждались. В пьесе «Побочный сын» (1757) Дидро высмеял отшельников, а Жан Жак Руссо воспринял это как личное оскорбление.
Затем Руссо воспылал страстью к невестке мадам д'Эпине, графине Софи д'Удето, которая была любовницей Жана-Франсуа де Сен-Ламбера, энциклопедиста, близкого друга Дидро и Гримма.
Друзья сочли поведение Руссо недостойным, а сам он не считал себя виновным.
Преклонение перед мадам д'Удето вдохновило его на «Новую Элоизу» (1761), шедевр сентиментализма, роман о трагической любви, воспевавший искренность в человеческих отношениях и счастье простой сельской жизни. Нараставшее расхождение Жан Жака Руссо с энциклопедистами объяснялось не только обстоятельствами личной жизни, но и различиями в их философских взглядах. В «Письме к Д'Аламберу
о спектаклях» (1758) Руссо утверждал, что атеизм и добродетель несовместимы. Вызвав возмущение многих, в том числе Дидро и Вольтера, он поддержал критиков статьи «Женева», опубликованной Д'Аламбером за год перед этим в 7 томе «Энциклопедии».
В педагогическом романе «Эмиль или о Воспитании» (1762) Жан Жак Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям.
В центре внимания самой известной работы Руссо — «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) оказалось общество. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования.
Обеспечение этой нравственной опоры власти Жан Жак Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели.
Таким образом, философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих его прежних друзей.
Проповедь Руссо была встречена одинаково враждебно в самых различных кругах. «Эмиль» был осужден Парижским парламентом (1762), автор был вынужден бежать из Франции. В Женеве были сожжены и «Эмиль» и «Общественный договор», а Руссо был объявлен вне закона.
В 1762-67 Жан Жак Руссо скитался вначале по Швейцарии, затем оказался в Англии. В 1770, достигнув европейской известности, Руссо вернулся в Париж, где ему уже ничто не угрожало.
Там он завершил работу над «Исповедью» (1782-1789).
Обуреваемый манией преследования, Руссо удалился в Эрменонвиль под Санлисом, где провел последние месяцы своей жизни на попечении маркиза де Жирардена, который и похоронил его на острове в собственном парке.
В 1794, в период Якобинской диктатуры, останки Жан Жака Руссо были перенесены в Пантеон. Якобинцы обосновали с помощью его идей не только культ Верховного Существа, но и террор.
Источники:
https://www.krugosvet.ru
https://taina.aib.ru
Источник: https://www.classs.ru/index.php?page=7311