О дивный новый мир — краткое содержание романа хаксли

Чтобы понять, насколько глубок смысл того или иного прозаического творения, предварительно стоит изучить краткое содержание произведений. «О дивный новый мир» — роман с глубоким смыслом, написанный автором с особым мировоззрением. Олдос Хаксли писал замечательные эссе, в основе сюжета которых было развитие научных технологий. Его скептический взгляд на всё шокировал читателей.

Когда волей событий его философия привела его в тупик, Хаксли увлёкся мистицизмом и изучал учения восточных мыслителей. Особо его интересовала идея воспитать человека-амфибию, приспособленного к существованию во всех возможных природных условиях.

На закате своей жизни он сказал фразу, которая по сей день заставляет задумываться каждого о том, как правильно нужно жить.

Об этом в некоторой степени и повествует роман Хаксли «О дивный новый мир», краткое содержание которого раскрывает основной смысл произведения.

О дивный новый мир - краткое содержание романа Хаксли

Хаксли неустанно пытался найти смысл существования, обдумывая при этом основные проблемы человечества. В результате он пришёл к выводу, что нужно просто быть добрее друг к другу. Именно это он посчитал единственным ответом на все вопросы земного существования.

Биографический очерк

Родился Олдос Леонард Хаксли в городе Годалмине графства Суррей (Великобритания). Семья его была зажиточной и принадлежала к среднему сословию. Великий гуманист Мэтью Арнольд приходился ему родственником по материнской линии.

Леонард Хаксли, отец будущего писателя, был редактором, писал биографические и стихотворные произведения. В 1908 году Олдос поступил на учёбу в колледж Итон графства Беркшир и проучился там до 1913 года. В 14 лет он перенёс первую серьёзную трагедию – смерть матери.

Это было не единственное испытание, которое приготовила для него судьба.

О дивный новый мир - краткое содержание романа Хаксли

Когда ему исполнилось 16 лет, он переболел кератитом. Осложнения были серьёзные – почти на 18 месяцев полностью исчезло зрение. Но Олдос не сдавался, он изучил шрифт Брайля, а потом после усиленных занятий смог читать в специальных очках.

Благодаря силе воли он продолжил своё обучение, и в 1916 году ему была присуждена степень бакалавра гуманитарных наук Оксфордского колледжа Балиола. Состояние здоровья писателя не позволяло ему продолжать научную деятельность. Пойти воевать он тоже не мог, поэтому Хаксли решил стать литератором.

В 1917 году он получил работу в лондонском военном министерстве, а позже стал преподавателем в колледжах Итон и Рептон. Двадцатые годы были ознаменованы дружбой с Д. Г. Лоренсом и их совместным путешествием по Италии и Франции (дольше всего он пробыл в Италии).

Там же он написал уникальное произведение, в котором представлено воплощение мрачной жизни общества будущего. Понять смысл, который вложил автор в свое творение, поможет его краткое содержание. «О дивный новый мир» можно назвать романом-призывом ко всему человечеству.

Пролог

О дивный новый мир - краткое содержание романа ХакслиО дивный новый мир - краткое содержание романа Хаксли

Подобострастие перед высшими кастами и пренебрежение к низшим кастам воспитывается в людях с самого появления на свет, сразу после Раскупорки. Понять, как автор смотрит на мир, поможет краткое содержание. «О дивный новый мир» — роман, написанный Хаксли много лет назад, — рисует события, которые сегодня происходят в реальном мире.

Цивилизация глазами Хаксли

Главное для общества Мирового Государства – это стремление к стандартизации. Девиз звучит так: «Общность. Одинаковость. Стабильность». Фактически с младенчества жители планеты привыкают к истинам, по которым потом всю оставшуюся жизнь и живут.

Истории для них не существует, страсти и переживания – тоже ненужная чушь. Семьи нет, любви нет. Уже с раннего детства детей обучают эротическим играм и приучают к постоянной смене партнёра, ведь согласно подобной теории каждый человек полностью принадлежит остальным.

Искусство уничтожено, но активно развивается сфера развлечений. Всё электронное и синтетическое. А если вдруг взгрустнулось, все проблемы решит пара граммов сомы – безобиднейшего наркотика. Краткое содержание романа О.

Хаксли «О дивный новый мир» поможет познакомиться читателю и с главными персонажами произведения.

Главные герои романа

Бернард Маркс — выходец из касты альфа. Он нетипичный представитель своего общества. В его поведении много странностей: он часто думает о чём-то, предаётся меланхолии, его даже можно считать романтиком. Это ключевой образ романа «О дивный новый мир».

Краткое содержание произведения поможет немного понять образ мыслей героя. Говорят, что в зародышевом состоянии, когда он ещё находился в инкубаторе, вместо заменителя крови ему ввели спирт, и от этого все его странности. Линайна Краун относится к касте бета.

Привлекательная, фигуристая, одним словом, «пневматичная». Ей интересен Бернард тем, что он не такой, как все. Необычной для неё является его реакция на её рассказы про увеселительные поездки. Её привлекает путешествие с ним вдвоём в заповедник Нью-Мексико.

Мотивы действий героев можно проследить, прочитав краткое содержание. «О дивный новый мир» — роман, насыщенный эмоциями, поэтому лучше прочесть его полностью.

Развитие сюжета

Главные герои романа решили ехать в этот таинственный заповедник, где жизнь диких людей сохранилась в том виде, какой была до Эры Форда. Индейцы рождаются в семьях, воспитываются родителями, испытывают полную гамму чувств, верят в прекрасное.

В Мальпараисо они знакомятся с непохожим на всех остальных дикарём: он блондин и говорит на старинном английском языке (как оказалось потом, он выучил книгу Шекспира наизусть). Оказалось, что родители Джона – Томас и Линда – так же когда-то отправились на экскурсию, но во время грозы потеряли друг друга.

Томас вернулся назад, а Линда, которая была беременной, родила сына здесь, в индейском посёлке.

О дивный новый мир - краткое содержание романа Хаксли

Её не приняли, потому что привычное для неё отношение к мужчинам считалось здесь развратным. Да и из-за отсутствия сомы она стала употреблять слишком много индейской водки – мескаля. Бертран принимает решение перевезти Джона и Линду в Заоградный мир.

Мать Джона вызывает у всех цивилизованных отвращение, а его самого нарекают Дикарём. Он влюблён в Линайну, которая стала для него воплощением Джульетты.

И как же больно становится ему, когда она, в отличие от героини Шекспира, предлагает заняться «взаимопользованием».

О дивный новый мир - краткое содержание романа Хаксли

Дикарь, пережив смерть матери, решает бросить вызов системе. То, что для Джона является трагедией, здесь – привычный процесс, объясняемый физиологией.

Ещё совсем маленьких детей учат привыкать к смерти, специально отправляют на экскурсии в палаты смертельно больных и даже веселят и кормят в такой обстановке. Поддерживают его Бертран и Гельмгольц, за что потом поплатятся ссылкой.

Дикарь пытается убедить людей отказаться от употребления сомы, за что все трое попадают к фордейшеотпу Мустафе Монду, который является одним из десяти Главноуправителей.

Развязка

Мустафа Монд признаётся им, что когда-то сам был в похожей ситуации. В молодости он был хорошим учёным, но, поскольку общество не терпит инакомыслящих, его поставили перед выбором. От ссылки он отказался, так и стал Главноуправителем.

По прошествии всех этих лет он даже с какой-то завистью говорит о ссылке, потому что именно там собраны самые интересные люди их мира, имеющие свой взгляд на всё. Дикарь тоже просится на остров, но из-за эксперимента он вынужден остаться здесь, в цивилизованном обществе. Дикарь сбегает от цивилизации на заброшенный авиамаяк.

Живёт в одиночестве, как настоящий отшельник, купив на последние деньги самое необходимое, и молится своему богу. На него приезжают посмотреть как на диковинку. Когда он исступлённо бил себя бичом на холме, то в толпе увидел Линайну.

Он не может этого стерпеть и бросается с бичом на неё, крича: «Распутница!» Сутки спустя очередная молодая пара из Лондона приезжает на маяк на экскурсию. Они обнаруживают труп. Дикарь не вынес сумасшествия цивилизованного общества, единственно возможным протестом для него стала смерть. Он повесился.

На этом заканчивается увлекательная история романа «О дивный новый мир» Хаксли Олдос. Краткое содержание — это только предварительное знакомство с произведением. Для того чтобы глубже проникнуть в его суть, следует прочесть роман полностью.

Что хотел сказать автор?

О дивный новый мир - краткое содержание романа Хаксли

Мир действительно вскоре может прийти к такому развороту событий, которые описывает Хаксли. Понять это можно, даже если прочитать только краткое содержание. «О дивный новый мир» — роман, который заслуживает особого внимания. Да, жизнь стала бы беззаботной и беспроблемной, но жестокости в этом мире не стало бы меньше. В нём нет места тем, кто верит в человека, в его разумность и предназначение, а самое главное – в возможность выбора.

Вывод

Предварительно ознакомиться с идеей произведения позволит краткое содержание романа «О дивный новый мир». Олдос Хаксли в своей работе пытался создать картину утопического общества. Но это стремление к идеальному устройству сродни безумию. Казалось бы, проблем нет, царит закон, но вместо победы добра и света все пришли к полнейшей деградации.

Источник: https://autogear.ru/article/254/867/o-divnyiy-novyiy-mir-kratkoe-soderjanie-o-divnyiy-novyiy-mir—roman-oldosa-haksli/

Краткое содержание романа «О дивный новый мир» О. Хаксли

Роман антиутопия переносит читателя в мировое государство. В этом мире правит форд, которого жители считают богом. Дети в этом мире не рождаются, а выращиваются в пробирках, а затем проходят процедуру раскупорки. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «О дивный новый мир» Хаксли для читательского дневника или подготовки к уроку литературы.

В этом романе показана жизнь идеального государства, без войн, терактов и конфликтов. Однако жизнь, несмотря ни на что, не стала более привлекательной. Хаксли учит читателей быть индивидуальностью и жить так, как кажется правильно именно каждому человеку отдельно.

«О дивный новый мир» О. Хаксли краткое содержание:

Действие этого романа-антиутопии происходит в вымышленном Мировом Государстве. Идёт 632‑й год эры стабильности, Эры Форда. Форд, создавший в начале двадцатого века крупнейшую в мире автомобильную компанию, почитается в Мировом Государстве за Господа Бога. Его так и называют — «Господь наш Форд». В государстве этом правит технократия.

Дети здесь не рождаются — оплодотворённые искусственным способом яйцеклетки выращивают в специальных инкубаторах. Причём выращиваются они в разных условиях, поэтому получаются совершенно разные особи — альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны. Альфы как бы люди первого сорта, работники умственного труда, эпсилоны — люди низшеи касты, способные лишь к однообразному физическому труду.

Сначала зародыши выдерживаются в определённых условиях, потом они появляются на свет из стеклянных бутылей — это называется Раскупоркой. Младенцы воспитываются по-разному. У каждой касты воспитывается пиетет перед более высокой кастой и презрение к кастам низшим. Костюмы у каждой касты определённого цвета. Например, альфы ходят в сером, гаммы — в зелёном, эпсилоны — в чёрном.

Стандартизация общества — главное в Мировом Государстве. «Общность, Одинаковость, Стабильность» — вот девиз планеты. В этом мире все подчинено целесообразности во благо цивилизации.

Детям во сне внушают истины, которые записываются у них в подсознании. И взрослый человек, сталкиваясь с любой проблемой, тотчас вспоминает какой-то спасительный рецепт, запомненный во младенчестве.

Этот мир живёт сегодняшним днём, забыв об истории человечества. «История — сплошная чушь».

Эмоции, страсти — это то, что может лишь помешать человеку. В дофордовском мире у каждого были родители, отчий дом, но это не приносило людям ничего, кроме лишних страданий. А теперь — «Каждый принадлежит всем остальным».

Зачем любовь, к чему переживания и драмы? Поэтому детей с самого раннего возраста приучают к эротическим играм, учат видеть в существе противоположного пола партнёра по наслаждениям.

И желательно, чтобы эти партнёры менялись как можно чаще, — ведь каждый принадлежит всем остальным.

Здесь нет искусства, есть только индустрия развлечении.

Синтетическая музыка, электронный гольф, «синоощущалки — фильмы с примитивным сюжетом, смотря которые ты действительно ощущаешь то, что происходит на экране.

Читайте также:  Анализ стихотворения сонеты солнца бальмонта

А если у тебя почему-то испортилось настроение — это легко исправить, надо принять лишь один-два грамма сомы, лёгкого наркотика, который немедленно тебя успокоит и развеселит. «Сомы грамм — и нету драм».

Бернард Маркс — представитель высшего класса, альфа-плюсовик. Но он отличается от своих собратьев. Чересчур задумчив, меланхоличен, даже романтичен. Хил, тщедушен и не любит спортивных игр. Ходят слухи, что ему в инкубаторе для зародышей случайно впрыснули спирт вместо кровезаменителя, поэтому он и получился таким странным.

Линайна Краун — девушка-бета. Она хорошенькая, стройная, сексуальная (про таких говорят «пневматичная»), Бернард ей приятен, хотя многое в его поведении ей непонятно.

Например, её смешит, что он смущается, когда она в присутствии других обсуждает с ним планы их предстоящей увеселительной поездки.

Но поехать с ним в Нью-Мексико, в заповедник, ей очень хочется, тем более что разрешение попасть туда получить не так-то просто.

Бернард и Линайна отправляются в заповедник, туда, где дикие люди живут так, как жило все человечество до Эры Форда. Они не вкусили благ цивилизации, они рождаются от настоящих родителей, любят, страдают, надеются.

В индейском селении Мальпараисо Бернард и Линайна встречают странного дикаря — он непохож на других индейцев, белокур и говорит на английском — правда, на каком-то древнем.

Потом выясняется, что в заповеднике Джон нашёл книгу, это оказался том Шекспира, и выучил его почти наизусть.

Оказалось, что много лет назад молодой человек Томас и девушка Линда поехали на экскурсию в заповедник. Началась гроза.

Томас сумел вернуться назад — в цивилизованный мир, а девушку не нашли и решили, что она погибла. Но девушка выжила и оказалась в индейском посёлке.

Там она и родила ребёнка, а забеременела она ещё в цивилизованном мире. Поэтому и не хотела возвращаться назад, ведь нет позора страшнее, чем стать матерью.

В посёлке она пристрастилась к мескалю, индейской водке, потому что у неё не было сомы, которая помогает забывать все проблемы; индейцы её презирали — она, по их понятиям, вела себя развратно и легко сходилась с мужчинами, ведь её учили, что совокупление, или, по-фордовски, взаимопользование, — это всего лишь наслаждение, доступное всем.

Бернард решает привезти Джона и Линду в Заоградныи мир. Линда всем внушает отвращение и ужас, а Джон, или Дикарь, как стали его называть, становится модной диковиной. Бернарду поручают знакомить Дикаря с благами цивилизации, которые его не поражают.

Он постоянно цитирует Шекспира, который рассказывает о вещах более удивительных. Но он влюбляется в Линайну и видит в ней прекрасную Джульетту. Линайне льстит внимание Дикаря, но она никак не может понять, почему, когда она предлагает ему заняться «взаимопользованием», он приходит в ярость и называет её блудницей.

Бросить вызов цивилизации Дикарь решается после того, как видит умирающую в больнице Линду.

Для него это — трагедия, но в цивилизованном мире к смерти относятся спокойно, как к естественному физиологическому процессу.

Детей с самого раннего возраста водят в палаты к умирающим на экскурсии, развлекают их там, кормят сладостями — все для того, чтобы ребёнок не боялся смерти и не видел в ней страдания.

После смерти Линды Дикарь приходит к пункту раздачи сомы и начинает яростно убеждать всех отказаться от наркотика, который затуманивает им мозги. Панику едва удаётся остановить, напустив на очередь пары сомы. А Дикаря, Бернарда и его друга Гельмгольца вызывают к одному из десяти Главноуправителей, его фордейшеству Мустафе Монду.

Он и разъясняет Дикарю, что в новом мире пожертвовали искусством, подлинной наукой, страстями ради того, чтобы создать стабильное и благополучное общество.

Мустафа Монд рассказывает о том, что в юности он сам слишком увлёкся наукой, и тогда ему предложили выбор между ссылкой на далёкий остров, где собирают всех инакомыслящих, и должностью Главноуправителя.

Он выбрал второе и встал на защиту стабильности и порядка, хотя сам прекрасно понимает, чему он служит. «Не хочу я удобств, — отвечает Дикарь. — Я хочу Бога, поэзию, настоящую опасность, хочу свободу, и добро, и грех».

Гельмгольцу Мустафа тоже предлагает ссылку, добавляя, правда, при этом, что на островах собираются самые интересные люди на свете, те, кого не удовлетворяет правоверность, те, у кого есть самостоятельные взгляды. Дикарь тоже просится на остров, но его Мустафа Монд не отпускает, объясняя это тем, что хочет продолжить эксперимент.

И тогда Дикарь сам уходит от цивилизованного мира. Он решает поселиться на старом заброшенном авиамаяке. На последние деньги он покупает самое необходимое — одеяла, спички, гвозди, семена и намеревается жить вдали от мира, выращивая свой хлеб и молясь — Иисусу ли, индейскому ли богу Пуконгу, своему ли заветному хранителю орлу.

Но как-то раз кто-то, случайно проезжавший мимо, видит на склоне холма страстно бичующего себя полуголого Дикаря. И снова набегает толпа любопытных, для которых Дикарь — лишь забавное и непонятное существо. «Хотим би-ча! Хотим би-ча!» — скандирует толпа. И тут Дикарь, заметив в толпе Линайну, с криком «Распутница» бросается с бичом на неё.

На следующий день пара молодых лондонцев приезжает к маяку, но, войдя внутрь, они видят, что Дикарь повесился.

Это было краткое содержание «О дивный новый мир» О. Хаксли для читательского дневника.

Это интересно: Роман Купера о смелых индейцах «Зверобой, или Первая тропа войны» впервые опубликован в 1841 году. Именно, благодаря этому произведению, имя одного из главных героев Чингачгук стало нарицательным. Краткое содержание романа «Зверобой» для читательского дневника расскажет историю, полную приключений, войны и любви о жизни индейских племен.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/o-divnyy-novyy-mir.html

Краткое содержание романа «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли

Действие романа одного из великих английских писателей 20-го века Олдоса Хаксли разворачивается в вымышленном обществе, которое именуется Мировое Государство, в 632-ом году эры Форда (создателя крупнейшей в мире автомобильной компании, который почитается как божество), идет эра стабильности. Общественный строй данного общества – технократия, в котором главенствует технический процесс, который успел проникнуть абсолютно во все сферы человеческой жизни, даже самые сокровенные, интимные.

Даже дети здесь уже не появляются естественным путем, а выращиваются из искусственно оплодотворенных яйцеклеток в оборудованных инкубаторах. При этом их рост и развитие происходит абсолютно при различных условиях, из-за чего получаются отличные друг от друга особи, разделенные при рождении на касты, соответствующие буквам латинского алфавита – беты, альфы, дельты, эпсилоны, гаммы.

Альфы относятся к высшему сорту, готовы заниматься трудом умственным, а эпсилоны же – представители низшей касты, приспособленные только к труду физическому.

Новорожденные получают различное кастовое воспитание, при котором формируется неприязнь к представителям каст низших и уважение вплоть до заискивания к кастам более высокого порядка. Одежда у разных каст разного цвета.

Главным лозунгом этого общества является общность, одинаковость, стабильность, все в данном мире подчинено общему благу и процветанию цивилизации, а эмоции и страсти заглушаются, их причисляют к ненужным пережиткам прошлого.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Бернард Маркс относится к представителям наивысшего класса альфа, хотя и несколько не похож на своих собратьев. Линайна Краун принадлежит к классу бета, она очень хороша собой, сексуальна.

Они вдвоем отправляются в Заповедник, место, где люди дикие предаются естественному течению жизни, такому же, как до эпохи стабильности, где продолжают любить, надеяться и страдать, рождаются не из пробирок, а от настоящих отца и матери.

Тут они встречают странного дикаря Джона, которого решают привезти в свой цивилизованный мир, где он превращается во всеобщую диковинку. Джон влюбляется в Линайну.

Он пытается убедить ее, а также других цивилизованных людей отказаться от наркотика сомы, с помощью которого им затуманивают мозги, но так и остается не услышанным.

И тогда Джон покидает цивилизованный мир, поселяется в заброшенном маяке, где его донимают любопытные, для которых он всего лишь забава. Однажды утром Дикаря находят повешенным в своем маяке.

Источник: https://sochinyalka.ru/2014/03/o-novyj-divnyj-mir-aldous-huxley.html

Краткое содержание романа «О дивный новый мир» по главам (Олдос Хаксли) | Литрекон

В 1932 году Олдос Хаксли написал одну из самых известных сейчас антиутопий «О дивный новый мир».

Её сюжет выделяется среди других представителей этого жанра тем, что здесь утопическому обществу счастливых, вечно молодых и довольных своей жизнью людей противопоставляется общество «естественное», с болезнями, антисанитарией и неприглядной старостью.

По такому описанию можно подумать, что основные события будут убеждать читателя в необходимости прогресса и отказа от традиций, но это не так. Давайте разберёмся почему, ознакомившись с кратким пересказом романа от Многомудрого Литрекона. Антиутопия рассказывается в сокращении, чтобы Вы смогли понять и осмыслить нетривиальный сюжет.

1 глава

Первые страницы романа знакомят с самой важной технологией мира «Эры Форда» (Примерно 26 век н.э.) ‒ выращиванием людей из бутылок. Директор Инкубатория и воспитательного центра проводит по этому учреждению экскурсию для студентов и рассказывает о том, как и зачем людей выращивают искусственным путём.

Дело в том, что каждому человеку в этом мире предназначена своя судьба, а чтобы он был ею доволен, нужно влиять на его мозг и психику ещё до рождения. В итоге выращиваются представители пяти каст: альфы, беты, гаммы, дельты и полукретины эпсилоны.

Первые две ‒ общественная элита предназначенная для умственного труда и руководства (альфы) или для работы техниками или медсёстрами (беты). Остальным остаётся тяжелый физический труд (гаммы и дельты, не сильно отличающиеся друг от друга) и самая унизительная и грязная работа (эпсилоны) труд.

Последние три касты выращиваются «методом Бокановского» ‒ почкованием клетки на ранних этапах и получение десятков одинаковых особей. Одинаковые люди, выполняющие одинаковую работу, призваны сохранять главный принцип планеты Эры Т.: «Общность. Одинаковость. Стабильность».

К экскурсии присоединятся ещё один работник инкубатория Генри Фостер. Он по просьбе Директора рассказывает студентам, как именно выращиваются разные типы людей. Например, зародышей низших каст держат в условиях кислородного голода, в следствие чего их мозг не развивается до нормального уровня.   

Фостер договаривается о встрече с медсестрой Ленайной Краун, проводящей зародышам инъекции от брюшного тифа и сонной болезни.  

Глава 2

В «младопитомнике» Директор показывает студентам, как ещё с рождения детям  прививается идеология общества и их каст. Восьмимесячным дельтам дают яркие книги и красивые цветы, а, когда дети начинают играть, включают сирену и пускают по полу ток.

Так им прививается отвращение к книгам и цветам, поскольку то и другое будет лишь отнимать у них время, не принося пользы обществу.

Вместо этого детей приучат к спорту, требующему постоянной покупки инвентаря и выезда за город, а следовательно, экономически выгодному для общества.  

На другом этаже воспитательного центра детям постарше с помощью гипнопедии во сне внушают «нравственное воспитание». Это включает основы половой жизни и кастовое самосознание. Детей приучают любить свою касту, уважать старшую касту и презирать низшую. Гипнопедические знания поверхностны и не требуют вдумчивости. Это лишь повторение складных фраз, которые на всю жизнь въедаются в сознание: 

Покуда, наконец, все сознание ребёнка не заполнится тем, что внушил голос, и то, что внушено, не станет в сумме своей сознанием ребёнка. И не только ребёнка, а и взрослого на ‒ всю жизнь. Мозг рассуждающий, желающий, решающий ‒ весь насквозь будет состоять из того, что внушено.

Читайте также:  Сатиры кантемира - краткое содержание

Глава 3

Во дворе, где дети играли в развивающие и эротические игры, один мальчик не хотел принимать в этом участие.

Это всерьёз обеспокоило воспитательницу, и она повела его к психологу на проверку «ненормальностей».

Видя это, Директор стал рассказывать студентам, что раньше сексуальное развитие человека сдерживалось институтом брака и общественным порицанием. Для студентов это звучит дико и ненормально. 

К группе подходит Мустафа Монд, Главноуправитель Западной Европы. Он рассказывает об ужасах жизни в семье и о нерациональности института брака: «В безнадёжной разобщённости и обособленности ‒ какая уж могла быть речь о стабильности?». Теперь же все люди принадлежат обществу, нет старости,  а благодаря особому наркотику, не вызывающему болезни ‒ соме ‒ все счастливы.

Бернард Маркс, альфа плюсовик, специалист по гипнопедии едет в лифте с Генри Фостером и Помощником предопределителя. Генри с приятелем подчёркнуто презрительно не замечают Бернарда, известного своей дурной репутацией. Они обсуждают Ленайну Краун. Марксу противен их разговор, ему кажется, что они говорят о предмете его вожделения, как о куске мяса.

Ленайна в раздевалке разговаривает со своей подругой Фанни. Та упрекает Ленайну в постоянстве и говорит, что общение с одним только мужчиной, Генри, не доведёт до добра, и вообще, это неприлично. Тогда девушка решает, что поедет в резервацию индейцев с Бернардом. Это тоже не радует Фанни, так как Маркс выглядит скорее как гамма из-за своего маленького роста и неприглядной внешности. 

Глава 4

В лифте, забитом альфами, Ленайна соглашается ехать с Бернардом. Это его крайне смущает, и он просит обсудить этот вопрос наедине. Краун недоумевает, так как уединение в их обществе считается моветоном, и она решительно не видит ничего смущающего в своих действиях.

Бернард летит к своему другу Гельмгольцу Уотсону. Это очень красивый мужчина, настоящий альфа-плюсовик. Он работал лектором-преподавателем, сочинял сценарии и легко придумывал гипнопедические стишки.

Однако его таланты заставляли его отдаляться от общества так же, как Бернарда — внешность.

Гельмгольц чувствует какую-то умственную неудовлетворённость, ищет средство самовыражения, что невозможно в мире, загоняющем всех людей в жёсткие рамки стандартов.

Глава 5

Генри и Ленайна танцуют в Вестминтерском аббатстве вместе с остальными парами под воздействием сомы и генерированной музыки. Это называется актом единения, напоминает сбор адептов из самой обыкновенной секты: люди под воздействием особого вещества поют и танцуют, наслаждаясь обществом друг друга.

Бернард идет на сходку единения, обязательную для посещения раз в две недели. Однако даже сома и песни единения не доводят его до состояния «слияния» с ближними.

Глава 6

После поездки в Амстердам Бернард и Ленайна летят обратно в Лондон на вертоплане. Мужчина пребывал в плохом настроении и отказывался принимать сому. Вдруг он заставил вертоплан зависнуть прямо над бушующим Ла-Маншем. Он хотел стать с Ленайной ближе в этой бушующей стихии, но только зря напугал её. 

Когда Бернард брал разрешение на поездку в резервацию Нью-Мехико, Директор неожиданно рассказал, как потерял там свою тогдашнюю подругу. 

В Нью-Мехико Бернард уговаривает Ленайну не лететь с ним в резервацию, а остаться в отеле. Он считает, что девушка не перенесёт отсутствия цивилизации, но она не соглашается с этим. Ради поездки она и согласилась ехать с Бернардом.

После звонка Гельмгольцу Маркс узнаёт, что Директор хочет отправить его на остров, в Исландию. Там располагается особая резервация для инакомыслящих, которые угрожают стабильности. Бернард в ужасе от одной этой мысли. Он протестует только в рамках приличий и не хочет покидать столь ненавидимое им общество.

Глава 7

Жизнь индейцев вызывает у туристов шок и отвращение. Даже Бернард, хотя и пытался сдерживаться, продвигать свои «еретические» мысли, был ошеломлён нечистотами, старостью и живорождением. Дикие племена жили как встарь: никаких технологий, минимум лекарств, общество основывалось на религиозных догматах и патриархате.

Проводник показывает им площадь, на которой проводится кровавый ритуал с избиением плетьми молодого парня. От мыслей об этом ужасном зрелище их отрывает молодой человек, который выглядит как европеец и говорит на правильном английском. Из расспросов Бернард понимает, что это живорождённый сын той самой девушки, которую директор потерял здесь много лет назад. 

Глава 8

Джон вспоминает своё детство. Он рос изгоем в индейском обществе из-за своего происхождения и из-за того, что Линда спала со всеми мужчинами деревни. Чаще всего к ней приходил Попе и приносил вонючий «мескаль», которым она заменяла себе сому. Однажды деревенские женщины избили её плетьми за распутство. Джону, который бросился её защищать, тоже досталось пара ударов. 

Линда много рассказывала сыну о «заоградном» мире, и представления о нём смешались у мальчика с индейскими верованиями. Ещё она научила Джона читать, что позволяло ему хоть чем-то гордиться перед индейскими мальчишками. В тринадцать лет он узнал Шекспира и безмерно его полюбил. В дальнейшем он часто будет цитировать классика.

В пятнадцать лет Джон начал обучаться гончарному мастерству у деревенского старейшины Митсимы. Однако другими знаниями индейцы делиться с чужаком не хотели и прогнали юношу с обряда становления мужчиной.  

Понимая, что это его шанс на спасение, Бернард обещает Джону и даже его матери Линде, превратившейся в мерзкую грязную старуху, возвращение в Лондон. Джон  в восторге восклицает: «О дивный новый мир, где обитают такие люди. Немедля же в дорогу» («Буря», Шекспир). 

Глава 9

Пока Бернард договаривается с Главноуправителем о пропуске для Дикаря и его матери, Джон проникает в отель к Ленайне. Он находит вещи девушки, а затем и её саму, спящую на кровати. Поражённый красотой, он всё же не решается поцеловать Ленайну, считая себя недостойным.

Юноша представляет собой наивного, но возвышенного простачка, который жаждет отыскать в другом мире свое предназначение. 

Глава 10

Директор собирался прилюдно отчитать Маркса и с позором отправить в Исландию за антиобщественное поведение. Дело в том, что Маркс отличается ото всех альф потому, что в его пробирку случайно подмешали слишком много спирта. Гены испортились, как и внешность и характер их обладателя.

Но Бернард нарушил его планы, приведя с собой отвратительную Линду и Джона, бросившегося к Директору в ноги с неприличными выкриками «отец мой!». Отовсюду раздаётся унизительный хохот работников, и Директор бросается вон.

Глава 11

Вернувшись к цивилизации, Линда начала в неумеренных количествах принимать сому. Понимая, что это вскоре убьёт её, Джон пытался возражать, но всё было бесполезно.

Джон вместе с Бернардом изучает новое общество. Больше всего его поразили десятки абсолютно одинаковых близнецов. Они вызвали в нём ужас и отвращение.

Благодаря Дикарю, Бернард наконец-то приобретает уважение и значимость в обществе. Ему льстит успех среди женщин и благосклонность мужчин. Он даже ссорится с Гельмгольцем, обвинив его в зависти. 

Бернард отправляется на свидание с директрисой Итона, которую соблазнил обещанием поближе познакомить с дикарём. Джон остаётся на попечении Линайны, что очень её радует, ведь он ей очень нравится.

Они идут на ощущальный фильм, где можно почувствовать, то, что чувствуют герои. Так как фильм был эротическим, Джон считает его грязным и неприличным. Они летят к Линайне домой.

Девушка надеялась, что Дикарь останется с ней на ночь, но тот улетает, оставив её в полнейшем недоумении.

Глава 12

Дикарь не выходит навстречу к гостям Бернарда. Тот в ужасе, поскольку самые высокопоставленные гости оскорблены таким приёмом. Бернард — снова изгой в обществе, снова заговорили о спирте, подлитом в его бутыль при зачатии. В отчаянии Маркс летит к Гельмгольцу. Там он узнаёт, что друга тоже хотят сослать на остров за стих об уединении, который он прочёл на одной из лекций. 

Гельмгольц быстро подружился с Дикарём, чем вызвал ревность у Бернарда. Поэт пытается понять смысл и магию тех строк Шекспира, которые по памяти воспроизводит Дикарь.

Глава 13

Фанни уговаривает Ленайну не страдать понапрасну из-за одного единственного мужчины и действовать решительно, если Джон так уж ей необходим. Ленайна слушается совета подруги. 

Попытка соблазнить Джона оказывается провальной ‒ он не терпит такого безнравственного поведения и в ярости бросается на девушку. К счастью, она успевает запереться в ванной, а Джона отвлекает звонок из умиральни, сообщающий о скорой кончине его матери.  

Глава 14

Джон наблюдает за смертью Линды и страшно тоскует. Мать — единственное, что все еще связывало его с прошлым, в котором он был счастливее, чем в дивном и новом настоящем. Милые и тяжелые воспоминания о маме и их жизни в племени вновь тревожат его и наталкивают на невеселые размышления.

В палату, где она лежала, привели выводок близнецов-дельт для знакомства со смертью. Дети интересуются, почему эта женщина такая уродливая, задают неприятные Джону вопросы. Он не выдерживает и отталкивает одного ребёнка. Медсестра прогоняет его как нарушителя спокойствия.

Глава 15

На выходе из умиральницы Дикарь видит, как две группы близнецов Бокановского из обслуживающего персонала больницы получают дневную порцию сомы. Он пытается вразумить их, призывает обходиться без этой отравы. Потом начинает выкидывать сому в окно. Только вот искусственные люди не понимают восклицаний Джона. Они в панике пытаются отнять свою порцию у преступника. 

Гельмгольц, прибывший сюда вместе с Бернардом, радостно присоединяется к этому действу. Маркс в страхе пытается утихомирить приятелей. Начинается потасовка и троицу задерживает полиция. 

Глава 16-17

В кабинете Главноуправителя Бернард и Гельмгольц выслушивают приговор. Бернард бросается Монду в ноги, умоляя о пощаде. Его выставляют вон, вскоре уходит и Гельмгольц, с радостью принявший наказание. Мустафа Монд рассказывает, что раньше тоже был еретиком. Но ему предложили должность с последующим повышением до  главноуправителя.

Он согласился на это и вместо познания начал управлять общественным счастьем, оберегать его от посягательств прогресса. Только ограничение знаний и удовлетворение животных потребностей человека могут обеспечивать, по его мнению, общественное спокойствие. Джон просит отпустить его на остров вместе с друзьями, но получает отказ.

Такой буйный постоялец не нужен ни одному острову изгнания.

Джону не удается переспорить главноуправителя, но он отчаянно пытается защитить свое право жить по-человечески. Однако он лишь перечисляет цитаты из Шекспира, а Мустафа перекрывает их самыми разными выдержками из книг. Он, в отличие от других, имеет к ним доступ и может грамотно аргументировать любое утверждение.

Глава 18

После отъезда Гельмгольца и Бернарда, принявшего свою судьбу, Дикарь, не желает дальше участвовать в «эксперименте», где он сам был подопытным. Джон бежит за город и селится в заброшенном маяке, где пытается вести аскетичную жизнь и очищать душу через муки тела. 

Вскоре его заметили рабочие, проезжающие мимо. Дикарь избивал себя бичом. Спустя несколько дней налетели репортёры, которых Джон отгонял силой.

Теперь посмотреть на безумца приезжали толпы зевак, среди которых оказалась и Ленайна. В ярости Дикарь стал избивать девушку бичом, что вызвало всеобщий восторг и оргию единения. Вечером Джона нашли повешенным.

Он сдался, ведь в дивном и новом мире ему не нашлось подходящего места.

Виктория Родионова

Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/o-divnyj-novyj-mir-oldos-haksli/

Разбор романа Олдоса Хаксли — «О Дивный Новый мир»

Представьте себе мир, в котором жизнь появляется в пробирке. На протяжении нескольких месяцев будущие общественные единицы (врядли их можно назвать детьми) развиваются в инкубаторе. Никакого равенства между ними нет. Судьба каждой единицы определена еще до ее рождения и формируется лишь из государственных нужд.

Читайте также:  Жизнь и творчество джанни родари

К примеру, государству нужны космонавты. Что в таком случае оно делает? Правильно, дает команду выращивать людей, которые уже адаптированы для будущих полетов в космос.

Такое осуществимо благодаря химическому вмешательству в развитие зародыша, из-за которого каждая особь рождается с определенными качествами. Те или иные качества зависят от касты, в которую определяют зародыша (о них поговорим чуть позже).

Наука и технологии в романе Олдоса Хаксли О Дивный Новый мир

Наука Нового мира продвинулась настолько, что старость и другие естественные человеческие недуги больше не тревожат людей. Достигнув возраста в 30 лет, человек просто перестает стареть. Он остается молодым и полным сил на всю жизнь, вплоть до своей смерти.

В мире больше нет места голоду, ведь появились синтетические продукты. Они богаты витаминами и прекрасно замещают прежнюю, натуральную пищу. Что касается натуральной пищи, то сельское хозяйство по-прежнему существует, но оно больше не выполняет свою главную задачу – кормить население. Это пережиток прошлого, который остался лишь для занятости населения и уменьшения процента безработицы.

Если же людям надоест тактильный кинотеатр, в котором зритель может почувствовать себя на месте героев, или же просмотр телевизора, то есть средство покруче – сома. Это наркотик в виде таблетки, который не наносит никакого вреда организму человека, но дает уйму незабываемых ощущений.

Он не вызывает привыкания, с него нет ломки и других печальных последствий. Выдается сома каждому человеку в течение дня в количестве 4 таблеток по половине грамма. Хоть печальных последствий и нет, больше этой нормы употреблять не рекомендуется. У населения есть даже свои девизы по поводу наркотика (естественно навязанные государством).

Сомы грамм — и нету драм. Лучше полграмма, чем ругань и драма.

Касты в романе О Дивный Новый мир

Население в Дивном Новом мире делится на 5 каст: альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны. Начнем с самой развитой и малочисленной, то есть с альф.

Альфы в романе Дивный Новый мир занимают самые высококвалифицированные должности: управленцы, директора, врачи, преподаватели и т.д. Наиболее интеллектуально развиты из всех каст и всегда ходят в одежде серого цвета. Чуть выше единиц из других каст.

 «451 градус по Фаренгейту — Рей Брэдбери»

Беты в этой пирамиде находятся на следующей ступеньке после альф. Интеллектуальный уровень чуть ниже, соответственно и занимают должности: заместителей, старших помощников, медсестер и т.д. Ходят в одежде яркого красного цвета.

Гаммы и дельты в романе О Дивный Новый мир– это две касты, которые не сильно-то и отличаются друг от друга своим умственным развитием. Ходят в зеленом и хаки соответственно (даже одежда похожих оттенков). Как правило, занимаются незамысловатой, но тяжелой работой (короче обычные работяги).

Ну, тут-то мы и подобрались к самой последней касте, на которой держится вся эта система. Эпсилонов сам Хаксли описывает как “обезьяноподобных полукретинов”. Это быдланы, которые не умеют читать, писать и тем более считать. Встретить эпсилонов можно разве что в шахтах или на каких-то жестких конвейерах.

Но у всех 5 каст есть парочка общих деталей:

  • Каждый член касты прославляет и восхваляет свою касту
  • Каждый человек восхищается вышестоящими и презирает нижестоящих
  • Склонности к роду деятельности прививаются во время развития зародыша
  • Каждому человеку с детства прививается культ потребления

Лучше новое купить, чем старое носить.

Прорехи зашивать — беднеть и горевать.

Основные герои антиутопии Хаксли О Дивный Новый мир

В романе есть 3 действующих лица, вокруг которых и крутится сюжет. Начнем с самого первого. Бернард Маркс – альфа-плюсовик, непохожий на своих товарищей по касте. Ростом он почти с дельту, очень замкнутый, проводит большую часть свободного времени в одиночестве, размышляя о бытие, из-за чего обладает не самой хорошей репутацией в коллективе.

Ходят слухи, что его внешние особенности связаны с инцидентом, который произошел во время его развития в бутыли. Кто-то ошибся, подумав, что он гамма, и влил ему спирта в кровезаменитель. По должности – специалист по гипнопедии (методика обучения во время сна). Бернарду симпатизирует лишь одна девушка по имени Ленайна.

Ленайна Краун – бета, которая работает медсестрой на конвейере по производству людей. Краун представляет из себя типичную и наивную бета-девушку за исключением одной детали: она состоит в связи лишь с одним мужчиной. Эта деталь вызывает вопросы как у ее подруг, так и у высших органов, ибо так не принято.

Ну, и последний герой о котором я скажу пару слов – парень по имени Джон, или как его называют в большей части романа “Дикарь”.

Почему же он получил такое прозвище? А дело в том, что Джон — это человек, который с момента своего естественного рождения проживает в так называемой резервации.

Это зона, которую государству просто невыгодно окучивать, ведь ее население ничтожно мало, а затраты потребуются колоссальные. Потому Дикарь – это обычный молодой человек, чем-то похожий на тебя и меня.

Это было мое небольшое введение в Дивный Новый мир. Надеюсь у тебя сложилась определенная картина этого мира и ты понял основные моменты.

Теперь скажу пару слов о сюжете, с которым у Хаксли довольно большие проблемы. Дело в том, что Хаксли сосредоточил все свои силы на описании самого Нового мира, нежели каких-то действиях.

Из-за этого сюжет в романе довольно банальный, а временами и скучный.

Сюжет в романе Олдоса Хаксли

После описания мира и знакомства с персонажами, а именно с Бернардом и Линайной, наконец начинается какой-то движ. Бернард Маркс едет на уик-энд в индейскую резервацию и, конечно, берет с собой Линайну.

Там они встречают Джона и из разговора выясняют одну важную деталь: Джон – это сын директора воспитательного центра, в котором наши два путешественника как раз и работают.

Зная это, Бернард решил забрать Джона в Лондон вместе с собой.

 «Повелитель мух — Уильям Голдинг»

Приехав в Лондон, Джон очень сильно удивился. Он представлял этот Дивный мир другим, нежели есть на самом деле. Вот на этом-то и строится основная задумка автора: показать этот Дивный Новый мир настоящему человеку, а затем на этом контрасте рисовать читателю “прекрасные” образы антиутопии.

Имена и отсылки в Дивном Новом мире

Героев своего романа Хаксли наделил именами, которые отсылают читателя к личностям, так или иначе повлиявшим на науку, экономику и технологии мира времен автора.

Так, главная героиня романа получила имя Линайна Краун (в оригинале Lenina Crowne), которое отсылает нас к Владимиру Ульяновичу. Имя же ее возлюбленного, Бернард Маркс, отсылает нас к философу Карлу Марксу (есть еще версия по поводу ирландского драматурга Бернарда Шоу).

У подруг Линайны имена — Фанни Краун и Полли Троцкая. Первая известна своим покушением на Ленина (Фанни Каплан). Второе же имя отсылает нас к революционеру Льву Троцкому.

В романе много и других имен-отсылок: Дарвин Бонапарт, Мустафа Монд, Джоанна Дизель, Генри Фостер, Примо Меллон (указал я не все, их много больше).

Проблема стандартизация общества в Дивном Новом мире

В романе все общество подгоняется под определенный стандарт человека. Этот человек ничего не создает, но зато активно потребляет. Ему чужды какие-то искренние чувства и эмоции.

Он не волнуется о завтрашнем дне, ведь завтра не принесет ничего нового. Все будет также стабильно и спокойно, как сегодня.

Жизнь человека из Нового мира как бы крутится по кругу: работа, сома, развлечения, сома, работа, сома и т.д.

И люди не хотят ничего менять. Правильнее сказать, они даже не знают о том, что есть какие-то альтернативные варианты к существованию. Хотя даже при осознании всей действительности, их дальнейшие действия остаются под большим вопросом.

В романе говорится, что в данных условиях можно сократить и так небольшой рабочий день с 6-7 часов до 3. Но в этом нет необходимости потому, что был уже такой опыт. Люди провели эксперимент, в котором реализовали 3-х часовой рабочий день.

И что ты думаешь? Члены всех каст просто не знали, чем занять себя в дополнительное свободное время (да-да). Более того, люди проводили демонстрации и различные митинги из-за своего безделья.

Так смысл государству создавать себе новые проблемы, если они уже вырастили население, которое все устраивает.

Конечно, общую идею хоть какую-то дать надо – для того, чтобы делали дело с пониманием, – но дать лишь в минимальной дозе, иначе из них не выйдет хороших и счастливых членов общества

Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл

В своем письме (21.10.1949) Джорджу Оруэллу, Хаксли признает роман Джорджа «1984» серьезным культурным явлением, но все таки вступит с ним в спор именно по проблеме реальных перспек­тив общества.

Если Дж. Оруэлл основную опасность для цивили­зации видел в формировании организованных систем подавления, то Хаксли считал, что достижения на­уки XX века делают возможной значительно менее гру­бую по своим внешним формам, но не менее эффективную массовую «стандартизацию человека». В этой связи Хаксли пишет:

«В реальности неограниченное осуществление политики «сапога на лице» представляется сомнительным. Я убежден в том, что правящая олигархия найдет менее трудный и требу­ющих меньших расходов путь управления и удовлетво­рения жажды власти и что это будет напоминать то, что описано мной в романе «О дивный новый мир».

Далее в этом письме Хаксли описывает достиже­ния науки, делающие возможным такой ход событий (от­крытия Фрейда, внедрение гипноза в психотерапевти­ческую практику, открытия барбитуратов и др). Почти в самом конце своего письма Хаксли говорит:

Уже при жизни следующего поколения правители мира поймут, что «адаптация в мла­денчестве» и гипноз, сопряженный с использованием наркотических средств, более эффективны как инстру­менты управления, чем клубы и тюрьмы, и что жажда власти может быть удовлетворена через внушение лю­дям любви к своему рабству в столь же полной мере, как и через бичевание и «вбивание» покорности.

 «1984 — Джордж Орулэлл»

Другими сло­вами, я чувствую, что кошмар «1984» обречен претво­риться в кошмар мира, имеющего больше точек сопри­косновения с тем, что я вообразил в романе «О дивный новый мир».

В своем эссе “Возвращение в дивный новый мир” Хаксли лишь убеждается, что “стандартизированное общество” не будет, в отличие от смоделированного Оруэллом, базироваться на непосредственном насилии. Это будет похоже на что-то вроде ненасильственного тоталитаризма, который даже сохранит внешние атрибуты демократии.

Все ли так плохо в романе Дивный Новый мир Олдоса Хаксли?

Пожалуй, главный вопрос, которой Хаксли задает своему читателю книгой: А чем плох-то этот мир? Ведь люди сыты, они больше не стареют, не умирают в войнах, да и вообще можно сказать, что они счастливы. Они получают все, что им надо, при чем без особых усилий.

И по этому вопросу может быть очень много мнений, ведь каждый видит свои плюсы и минусы Дивного мира. Найдутся люди, которые скажут: “Слушай, а на самом-то деле мир Хаксли не такой уж и плохой”, но в тоже время другие люди, по большей своей части, будут осуждать Новый мир.

И это вполне нормально.

По этой причине нельзя однозначно сказать: “Новый мир ужасен” или же “Новый мир прекрасен”. В этом-то как раз и заключалась задача автора: заставить общество говорить об этой проблеме. Ведь он поднял немаловажный вопрос: “А к чему же может привести такая желанная вами утопия?”.

Где полная удовлетворенность, там возбуждения уже нет.

Источник: https://bookbrain.ru/fantastika/divnyj-novyj-mir.html

Ссылка на основную публикацию