Анализ стихотворения есенина черемуха 5 класс

     Данная презентация была предложена учащимся 5 класса Государственного образовательного учреждения Тульской области «Суворовская  школа  для обучающихся  с ограниченными возможностями  здоровья».

     Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности.  Поэтому данная презентация позволяет повысить  интерес к уроку; активизирует познавательную деятельность учащихся.

  •  Цель данного урока: выработать навыки выразительного чтения стихотворения.
  •     Задачи урока:
  • развитие навыков правильного беглого чтения;
  • формирование навыков  анализа стихотворения;
  • формирование целостного восприятия литературного произведения и развитие способности эмоционального выражения  собственного отношения к нему; 
  • корригирование  недостатков познавательной деятельности и личностных  качеств учащихся;
  • воспитание нравственных чувств, стремления бережного отношения к природе, любви к родному краю;
  • воспитание положительной мотивации к процессу обучения.

Анализ стихотворения Есенина Черемуха 5 класс

  1. Государственное образовательное учреждение Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  2. Презентация к уроку чтения
  3. и развития речи (5 класс)
  4. Тема: «С. Есенин «Черёмуха»
  5. Подготовила и провела учитель русского языка

и литературы Ключникова М.В.

Анализ стихотворения Есенина Черемуха 5 класс

Цель урока: выработать навыки выразительного чтения стихотворения.

Задачи урока:

  • развитие навыков правильного чтения бегло, целым словом трудные по структуре слова в соответствии с нормами орфоэпического произведения;
  • формирование навыков анализа стихотворения,
  • формирование целостного восприятия литературного произведения и развитие способности эмоционального выражения собственного отношения к нему.
  • корригирование недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учащихся;
  • воспитывать нравственные чувства, стремления бережного отношения к природе, любви к родному краю;
  • воспитание положительной мотивации к процессу обучения.

Анализ стихотворения Есенина Черемуха 5 класс

  • Проверка домашнего задания
  • Отгадайте загадку:
  • Снег чернеет на полянке,
  • С каждым днем теплей погода.
  • Время класть в кладовку санки.
  • Это, что за время года?
  • Чтение стихотворения «Крупный дождь…» И.Бунина

Анализ стихотворения Есенина Черемуха 5 класс

  1. Отгадайте ещё одну загадку:
  2. Будто снежный шар бела,
  3. По весне она цвела,
  4. Нежный запах источала.
  5. А когда пора настала,
  6. Разом сделалась она
  7. Вся от ягоды черна .

Анализ стихотворения Есенина Черемуха 5 класс

  • Сергей
  • Александрович
  • Есенин
  • (1895 – 1925)
  • «Черёмуха»

Анализ стихотворения Есенина Черемуха 5 класс Анализ стихотворения Есенина Черемуха 5 класс

Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

Анализ стихотворения Есенина Черемуха 5 класс

  1. Физкультминутка
  2. Наклонились, ну-ка, ну-ка!
  3. Распрямились, потянулись,
  4. А теперь назад прогнулись
  5. (наклоны вперёд и назад)
  6. Разминаем руки, плечи,
  7. Чтоб сидеть нам было легче,
  8. И совсем не уставать.
  9. (рывки руками перед грудью)
  10. Голова устала тоже,
  11. Так давайте ей поможем!
  12. Вправо-влево, раз и два.
  13. Думай, думай голова!
  14. (вращение головой)
  15. Хоть зарядка коротка,
  16. Отдохнули мы слегка.

Анализ стихотворения Есенина Черемуха 5 класс

Словарная работа

  • роса медвяная – ароматная с запахом мёда;
  • зелень пряная – с острым ароматным запахом;
  • проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля;
  • волна гремучая – издающая громкие звуки;
  • вкрадчиво – осторожно.

Анализ стихотворения Есенина Черемуха 5 класс

Повторное чтение. Соблюдай эти правила:

  • правильно ставь ударение;
  • соблюдай паузы;
  • выбери силу голоса;
  • определи темп;
  • читай эмоционально;
  • покажи интонацией своё отношение к произведению.

Внимательно слушай своих товарищей!

Словесное иллюстрирование

Подумайте, какие иллюстрации (картины) вы бы нарисовали к этому стихотворению?

Домашнее задание:

Выучить стихотворение С.Есенина «Черёмуха» наизусть.

Спасибо за урок

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/priezientatsiia-k-uroku-chtieniia-i-razvitiia-riechi-5-klass-tiema-s-iesienin-chieriomukha

Есенин С. "Черемуха"

Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения «Черемуха» и их характеристика

  1. Черемуха. Красивое весеннее дерево.
  2. Ручей. Веселый, поющий.

План пересказа стихотворения «Черемуха»

  1. Расцвела черемуха
  2. Золотистые кудри
  3. Роса медвяная
  4. Серебро
  5. Маленький ручей
  6. Солнце и зелень
  7. Волна гремучая
  8. Песни ручья

Главная мысль стихотворения «Черемуха»
Вся природа радуется приходу весны.

  • Чему учит стихотворение «Черемуха»
  • Отзыв на стихотворение «Черемуха»
  • Анализ стихотворения «Черемуха»
  • Средства художественной выразительности в стихотворении «Черемуха»

Стихотворение учит любить красоту природы и любоваться ею. Учит мыслить образно, пробуждает воображение, фантазию.

Это очень красивое стихотворение о ранней весне. Словно наяву видишь цветущую черемуху и поющий ручей. Стихотворение дарит ощущение радости и даже немного счастья.

Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1915 году.
По жанру это пейзажная лирика.
Стихотворение посвящено не просто цветущему дереву, черемухе, но весне. Поэт использует красивейшие эпитеты и с их помощью создает удивительную картину пробуждения природы.
Стихотворение написано от третьего лица и позволяет читателю своими глазами увидеть и оценить описанную в нем картину.
Стихотворный размер ямб, рифмовка перекрестная.

Эпитеты: душистая черемуха, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная, маленький серебряный ручей, зелень золотистая, волной гремучею.
Метафоры: роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит.
Сравнения: ветки что кудри.
Олицетворения: бежит ручей, вкрадчиво поет.

Пословицы к стихотворению «Черемуха»

Цветы тому не милы, у кого очи гнилы.
Чист источник, чист и ручей.
Весна красна цветами, а осень плодами.
Матушка весна — всем красна.
Весна отмыкает ключи и воды Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Черемуха»
Весной расцвела душистая черемуха. Ее ветки завились кудрями, а по коре текла медвяная роса. А под стоящим в серебре деревом бежит ручей. Черемуха стоит развесившись, а ее зелень горит на солнце. Ручей обдает волной все ветки дерева и поет черемухе песни.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Черемуха»

Анализ стихотворения Есенина Черемуха 5 класс

Читать стихотворение «Черемуха»
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Источник: https://coolchtivo.blogspot.com/2020/02/blog-post13.html

Краткий анализ стихотворения Есенина «Черемуха» по плану

1. История создания

Стихотворение «Черемуха» – блестящий образец раннего творчества Есенина.

Предположительно, поэт написал его зимой 1915 года, потому что уже в мартовском выпуске популярного тогда литературного журнала «Мирок» это небольшое, но проникновенное творение Сергея Александровича было напечатано.

2. Литературное направление

Без сомнения, «Черемуха» относится к имажинизму с некоторыми признаками романтизма.

3. Род

По родовой принадлежности это лирика.

4. Жанр

Жанр можно определить как пейзажная лирика (стихи о природе).

5. Проблематика

Стихотворение не поднимает никаких животрепещущих проблем того непростого времени. Оно просто описывает красоту цветущего дерева.

6. Тематика

Его основой является тема любви к родине, к простой русской природе.

Однако литературоведы просматривают и еще один, скрытый, пласт: поэтическое повествование о любви. О том светлом чувстве, которое рождается между стройной девушкой-черемухой и веселым, беззаботным парнем-ручейком.

7. Идея

Автор написал это стихотворение, чтобы передать свои чувства читателю, рассказать ему о том, какой прекрасно может быть природа.

8. Пафос

Произведение проникнуто высокими, светлыми эмоциями. Мы чувствуем восхищение автора, его восторг пейзажем, любование лесной картиной. В груди рождается некий трепет, радость.

9. Система образов

В центре повествования два образа – девушки-черемухи, которая расцвела весной и стала прекрасней всего вокруг, и журчащего парня-ручейка, проникшегося светлым чувством к дереву. Он струится у ее ног и поет вкрадчивые песенки, а она слушает и хорошеет день ото дня.

Тут автор вводит интересные характеристики: если черемуху он рисует, используя слово «золотистые», то ручей – «серебряный». Герои произведения дополняют друг друга, как и два этих драгоценных металла.

Перед нами – художественно изображенное зарождение любви, описанное в свойственной Есенину манере оживления окружающей природы.

10. Центральные персонажи

Тут два центральных персонажа – черемуха и ручей. Именно за ними наблюдает автор, а вместе с ним и читатель этого удивительного стихотворения.

11. Лирический герой

Как такового, лирического героя тут нет.

12. Сюжет

Сюжет произведения, очень прост. Сначала автор рисует черемуху, описывая ее, как настоящую девушку – кокетливую, красивую. Затем в ткань повествования вплетается ручей, который бежит у ее ног и поет ей песенки.

Мир вокруг чист и прекрасен, и благодаря удивительному таланту автора, мы переносимся в это волшебное место, становимся его частью.

13. Композиция

Автор слегка закольцевал композицию, начав и закончив произведение с описания золотистой зелени черемухи. Такое описание звучит рефреном в стихотворении. В целом, можно сказать, что это обычная линейная композиция с кольцевым элементом.

Выраженных точек действия нет. Просто описывается уголок природы, где вся природа едина, прекрасна и наделена человеческими качествами.

14. Художественное своеобразие произведения

Поэт использует простую, бытовую лексику без каких-либо сложных слов или конструкций. Его язык максимально приближен к народному, певуч и нежен.

Можно сказать, что, хоть произведение и авторское, но в нем явно ощущаются фольклорные корни.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано двустопным ямбом.

Рифмовка перекрестная по типу АБАБ, много приблизительных рифм: душистая – золотистые, коре – серебре, проталинки – маленький и т.д.

Написано все одной строфой, состоящей из двадцати стихов. Такая форма делает произведение более целостным, плавным.

16. Средства художественной выразительности

Автор рисует идеалистическую картину русской природы, используя много:

  • эпитетов («черемуха душистая», «ветки золотистые», «роса медвяная», «серебряный ручей»),
  • метафор («зелень пряная сияет в серебре», «зелень золотистая на солнышке горит»).

Стихотворение построено на развернутом олицетворении: здесь черемуха воспринимается как живая девушка-невеста, а ручей – как влюбленный в нее парень-жених.

Читайте также:  Робинзон крузо - краткое содержание романа дефо

Кроме того, Есенин описывает женский персонаж, используя сравнения с золотом, а мужской – с серебром. Такой прием характерен для русского народного творчества.

Связь с фольклором усиливается, благодаря множеству инверсий, на которых построен текст: «черемуха душистая», «ветки золотистые», «бежит ручей».

17. Значение произведения

Произведение помогает понять, насколько ярок, самобытен и необычен был талант Есенина-имажиниста, в каких красочных и живых образах он умел видеть окружающий мир.

«Черемуха» стала одним из самых первых его творений, раскрывающих всю силу гения народного поэта.

18. Актуальность

Видеть мир сказочным и необычным – великое умение, которое всегда будет актуальным, а особенно, в современном обществе, отошедшем от родной природы. Такие стихи восхищают людей и заставляют их поверить в волшебство, которое живет совсем рядом.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение своей чудесной поэтикой и теми прекрасными картинами, которые оно рисует перед моим мысленным взором.

20. Чему учит

Оно учит с любовью относиться к окружающему миру, видеть необычное в природе и восхищаться той красотой, которую нам дарят родные пейзажи.

Источник: https://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-esenina-cheremuha-po-planu/

«Черемуха» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – художественные приемы, тема, идея — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Стихотворение “Черемуха” наполнено тем особенным светом, который умел создавать только Есенин. Он умело погружал читателя в мир природы и показывал ему красоту этого мира. Краткий анализ “Черемуха” по плану поможет ученикам 3 класса оценить прелесть есенинской поэзии. Использовав его на уроке литературы, можно легко объяснить материал программы.

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Черемуха.
  • История создания – Есенин написал “Черемуху” в 1915 году, а читатель смог познакомиться с ним уже в мартовском номере журнала “Мирок”.
  • Тема стихотворения – рассказ о черемухе.
  • Композиция – одночастная линейная.
  • Жанр – пейзажная лирика.
  • Стихотворный размер – двухстопный ямб с перекрестной рифмой.
  • Эпитеты – “душистая черемуха”, “ветки золотистые”, “роса медвяная”, “серебряный ручей”, “золотистая зелень”.
  • Метафоры – “зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке”.
  • Сравнение – “что кудри”.
  • Олицетворение – “черемуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”.

История создания

Сергей Есенин написал “Черемуху” в ранний период своего творчества – в 1915 году, причем можно даже приблизительно определить месяца – это январь-февраль. Дело в том, что в мартовском номере журнала “Мирок” это стихотворение уже было напечатано, а значит, оно написано до того.

Тема

Произведение описывает черемуху, что и является основной его темой. Автор создает удивительно живой образ, включая в картину не только дерево, но и окружающую его природу. Он показывает мир и в красках, и в звуках, используя богатый литературный арсенал для того, чтобы сделать свое описание неповторимым.

Есть и второй слой произведения: Есенин как будто рассказывает историю любви, которая только зарождается между юной девушкой (черемухой) и молодым парнем (ручьем).

Композиция

В этом стихе нет лирического героя – поэт просто делится своими впечатлениями о мире, показывает, как он прекрасен. Для этого замечательно подходит простая линейная композиция с небольшим кольцевым элементом: стоит обратить внимание на рефрен первой строки.

Чтение этот стихотворения помогает читателю почувствовать себя частью окружающего мира. Есенин сначала показывает читателю черемуху, которая расцветает благодаря весеннему теплу, потом переключает его внимание на бучей, бегущий между ее корней, а потом снова возвращает к черемухе. Как умелый художник, он показывает и общую картину, и формирующие ее детали.

Жанр

Это классика пейзажной лирики, одно их самых известных произведений поэта. Оно очень характерно для его раннего творчества, где он поэтизировал родную природы, показывал ее самые прекрасные стороны.

Автор использовал для написания этого стихотворения простой двустопный ямб и перекрестной рифмой. Конкретного разделения на строфы при этом нет, но условно можно назвать его пятистрофным.

Средства выразительности

Как и в других произведениях, относящихся к ранней лирике, в “Черемухе” использованы самые разнообразные художественные средства, такие, как:

  • Эпитеты – “душистая черемуха”, “ветки золотистые”, “роса медвяная”, “серебряный ручей”, “золотистая зелень”.
  • Метафоры – “зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке”.
  • Сравнение – “что кудри”.
  • Олицетворение – “черемуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”.

С их помощью Есенин погружает читателя в мир звуков, ароматов и красок, который и создает замечательное поэтическое полотно. Богатый язык и умелое пользование тропами позволяли поэту писать действительно прекрасные пейзажные стихотворения, которые не теряют своего очарования и прелести даже спустя более чем сто лет.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38896-cheremyha-analiz-stihotvoreniia-esenina-po-plany-kratko-hydojestvennye-priemy-tema-ideia.html

Анализ стихотворения «Черемуха» (А.С. Есенин) | Литрекон

Самый Зелёный · 06.07.2019

Находясь вдали от дома, каждый из нас начинает испытывать неизбежное чувство ностальгии. Ощущения зачастую возникают весьма противоречивые: иногда чувства, будоражащие старые воспоминания, о которых размышляешь лишь с улыбкой на лице, иногда – пропитанные болью и разъедающие изнутри.

Зависит это от того, устраивает ли тебя нынешняя жизнь. Как нам известно, поэты выражают свои эмоции посредством стихотворений. Чтобы читателю понять, какие настроения хотел передать автор, необходимо уметь читать между строк. Сегодня мы попытаемся разобраться со стихотворением Сергея Есенина «Черемуха».

Многомудрый Литрекон предлагает Вам свой разбор произведения.

История создания 

Стихотворение «Черемуха» было написано Есениным в 1915 году, и относится оно к раннему творчеству поэта. Весенняя цветущая тематика выбрана автором не случайно. Она переплеталась с состоянием поэта на тот момент. Сергей испытывал поэтический подъем, переехав в Москву, он был полон сил и надежд.

Однако чувство ностальгии никто не отменял, и Есенин нередко посвящал свои стихотворения любимому селу Константиново, по которому он частенько скучал. Стихотворение «Черемуха» точно передает его ощущения, которые скорее наполнены теплотой и радостью.

Читатель сумел познакомиться с произведением в том же году, в мартовском номере журнала «Мирок». 

Деревенские пасторали и цветущие луга пришлись по нраву жителям столицы. Есенин довольно быстро обрел успех в литературном мире.

На руку было и происхождение героя, подчеркивающее искренность и естественность его творчества.

Все-таки поэт-крестьянин был новинкой на литературном рынке, и многие издатели почувствовали в нем ту самую крестьянскую хватку, которая позволяет людям из низких сословий сворачивать горы и забираться на самый верх.

Жанр, направление, размер

  • Жанр – пейзажная лирика. Красной нитью проходит пейзажная лирика через большую часть раннего творчества Сергея Есенина. Она тонко передавала чистоту и искренность отношения поэта к родным краям. 
  • Направление – новокрестьянская лирика. Есенин входил в число русских поэтов серебряного века крестьянского происхождения. Молодой Сергей стремился показать читателю удивительный мир русской природы в его первозданном виде. 
  • Размер – двустопный ямб. Рифма – перекрестная. 

Образы и символы

На первый взгляд, центральным образом является «черемуха душистая». Да, это, действительно, так. Однако черемуха предстает не просто как цветущее дерево, а в облике прекрасной девушки, которая подобно черемухе, преображающейся с приходом весны, завивает кудри. Волшебной красотой любуется молодой юноша – «серебряный ручей».

Выглядывая из-за травы, он напевает ей мелодичные «песенки». «Вкрадчивое» пение ручья напоминает читателю проникновенное признание в любви. Таким образом, в стихотворении появляется влюбленная пара, которая делает картину более живой, а также является неким символом счастья и любви.

 Дополняют стихотворение различные цвета, звуки и даже запахи. 

Особенностью данного текста является отсутствие лирического героя. Фигура наблюдателя только предполагается. Сергей Есенин позволяет читателям взглянуть на необыкновенную картину собственными глазами. 

Темы и настроение

  • Темой произведения выступает, в первую очередь, природа. Поэт любуется красой родной земли и видит в ней не только поле и ручей, а целую историю. Немаловажно заметить, что сюжеты в стихотворении «Черемуха» как бы накладываются друг на друга. С одной стороны, это описание цветущей природы во всей ее красе, а с другой – трепетная история любви двух влюбленных. 
  • Есенин раскрывает тему любви, которая нашла отражение в весеннем пейзаже. Речей и черемуха — это красивая молодая пара, и весна становится началом их чувства.
  • Любовь к родине также прослеживается в строках автора. Каждый образ русской природы вызывает в его сердце трепет.
  • Тема деревни — сквозной мотив в творчестве Есенина. Он с ностальгией и светлой грустью вспоминает о расцвете своей малой родины, которая способна удивить внимательного и чуткого зрителя.

Основная идея

Есенин учит читателя обращать внимание на детали. Подобно проводнику, поэт показывает читателю черемуху, которая расцветает благодаря весеннему теплу, потом переключает его внимание на ручей, бегущий между ее корней, а потом снова возвращается к черемухе.

Автор это делает для того, чтобы люди смогли обратить внимание на детали и в отношениях между собой, так как это играет очень важную роль в жизни каждого человека. Нельзя забывать о чувствах, эмоциях, переживаниях и настроениях ни при каких условиях.

Смысл стихотворения «Черемуха» — в вечной гармонии человека и природы, в том неуловимом, но четком ритме, в котором бьются сердца всех живых существ. 

Главная мысль стихотворения Есенина — показать весеннее пробуждение чувств, которое объединяет все живое и придает жизни радость.

Читайте также:  Жук-олень - сообщение доклад (2, 3, 7 класс окружающий мир)

Средства выразительности

  1. Описывая природу, невозможно обойтись без эпитетов: “душистая черемуха”, “ветки золотистые”, “роса медвяная”, “серебряный ручей”, “золотистая зелень”;
  2. Поэт использует прием олицетворения, на котором строится вся композиция стихотворения: “черемуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”; 
  3. Произведение изобилует также и метафорами: зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке”;
  4. Сергей Есенин использует сравнение: “что кудри”.

Алина Пак

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/cheremuha-esenin/

Анализ стихотворения «Черемуха» Есенина

Большая часть раннего творчества С. Есенина посвящена пейзажной лирике. Молодой крестьянский поэт стремился раскрыть перед читателями удивительный мир русской природы. Воспоминания о родном селе позволяли Есенину создавать очень чистые проникновенные произведения, который точно передавали его ощущения. Одним из них является стихотворение «Черемуха» (1915 г.).

В центре внимания восторженного наблюдателя находится «черемуха душистая». Обычное дерево совершенно преображается с наступлением весны. Черемуха предстает в облике молодой прекрасной девушки, которая завила свои кудри. Она осознает свою ослепительную красоту, что придает ей еще большее очарование.

Черемуха расцветает вместе со всей окружающей природой. Есенин использует богатую цветовую палитру в изображении пейзажа: «ветви золотистые», «зелень», «в серебре». Динамичность общей картине придает струящийся «серебряный ручей», который напевает черемухе «песенки». Тем самым изображение словно оживает, наполняется разнообразными звуками.

Черемуха и ручей могут символизировать собой двух влюбленных, чьи чувства пробудились впервые под влиянием весны. «Вкрадчивое» пение ручейка напоминает пылкое признание в любви молодого человека. Наделение растений и животных человеческими чертами вообще было излюбленным приемом Есенина, который не отделял человека от природы.

Характерной особенностью пейзажной лирики Есенина является отсутствие лирического героя. Фигура наблюдателя только предполагается. Поэт позволяет читателям своими глазами взглянуть на волшебную картину.

Произведение написано очень простым и понятным языком. Особую красоту и лиричность ему придают разнообразные эпитеты: «душистая», «медвяная», «гремучею».

Обычным приемом для ранней лирики Есенина является использование олицетворения: «роса… сползает», «ручей… поет». Также поэт применяет оригинальные метафоры: «зелень… на солнышке горит», «волной гремучею все ветки обдает».

Единственное сравнение («как кудри») станет традиционным для Есенина и впоследствии будет им очень часто применяться.

Весеннее преображение природы выбрано Есениным не случайно. Оно было очень близко его собственному состоянию в этот период. Молодой поэт недавно переехал в Москву. Он полон надежд и уверен в собственных силах.

Вхождение в поэтический мир Есенин связывал с началом новой жизни. Он находился в состоянии мощного духовного подъема.

Это ощущение стало «визитной карточкой» нового русского поэта, с помощью которой ему удалось покорить взыскательную московскую публику.

Источник: https://www.inpearls.ru/1149645

klassreferat.ru

Сергей Есенин стал знаменитым благодаря своей удивительной способности создавать неповторимый мир чувств, переживаний, красоты природы и животных. Автор рисует перед читателями яркие картины, пишет легко и понятно. А у читателей перед глазами возникаю живые образы растений, природы, животных.

В стихотворении «Черёмуха» поэту удаётся не просто изобразить растение, окружающую природу, как это мог бы сделать художник. Сергей Есенин использует все богатые средства языка.

Поэт отлично понимает, что только словом можно рассказать обо всём: заставить читателей увидеть черёмуху, услышать звук струящейся воды, почувствовать тонкий аромат, ощутить прикосновение горячей зелени и бегущей волны ручья.

Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1915-м году, в том же году произведение опубликовали в журнале «Мирок». Мартовский номер познакомил читателей, поклонников творчества поэта с его новым стихотворением о природе.

Окружающий мир передан здесь во всех оттенках, в красках и звуках, запахах, в движении. Произведение относят к «деревенскому» направлению. У Сергея Есенина достаточно много стихотворений, которые рассказывают читателям именно о природе, животных, неуловимой жизни чудесного многогранного окружающего мира, который чаще всего мы просто не замечаем.

Сюжет, композиция, рифмаВ стихотворении «Черёмуха» поэт делится собственными впечатлениями о природе. Однако образ лирического героя здесь не выписан. Стоит отметить, что в подобных стихотворениях, представляющих скорее лирические монологи Есенина о природе, животных, окружающем мире, чаще всего нет лирического героя.

На нём автор не делает акцент, поскольку мы, читая такие произведения, должны сами ощутить себя частью окружающего мира. Читатель переносится в конкретное пространство: здесь бежит ручей, пахнет черёмуха, нагревается на солнце зелень, скатывается по коре роса. Сергей Есенин создаёт настолько яркую, многогранную картину, что добивается настоящего эффекта присутствия.

Сюжета как такового в произведении нет, однако поэт с логической последовательностью рассказывает о природе, использует рефрены. Очень оригинальное решение, характерное для творчества поэта, – олицетворение растений, природных объектов.

Если внимательно прочесть стихотворение, можно смело сказать, что здесь Есенин раскрыл нам тайну зарождающейся любви прекрасной цветущей черёмухи и энергичного ручья, который вкрадчиво поёт ей песни, подобные серенадам.

Композиция произведения линейная, есть и элемент кольцевого построения, рефрен первой строчки. Написано произведение двустопным ямбом. Рифма перекрёстная: рифмуются вторая и четвёртая строчки, первая и третья. Стихотворение не разделено на строфы, хотя условно его можно поделить на пять строф по четыре строчки. Всего в произведении двадцать строчек средней длины.

Художественные средства в стихотворении «Черёмуха»В небольшом стихотворении богатый калейдоскоп художественных средств, которые мастерски использует Сергей Есенин.

В первых четырёх строках используются красочные эпитеты (душистая, золотистая), сравнение (ветки, что кудри), олицетворение (черёмуха завила). Деревце предстаёт юной девушкой с золотистыми душистыми ветками, которые она сама завивает. Это черёмуха в период её расцвета, когда наступает долгожданная весна.

В следующих четырёх строках Есенин рисует картину окружающего мира. В нём, точно в прекрасной раме, сияет черёмуха. Здесь используются красочные эпитеты (медвяная, пряная, сияет в серебре), сравнение (в серебре – в росе), олицетворение (сползает, будто роса намеренно медленно сползает по коре, а не просто стекает по ней).

Ощущается природу, пряный запах зелени.Далее поэт рассказывает о ручье – прекрасном соседе черёмухи. Всё происходит около дерева, черёмуха остаётся главной героиней, хотя о ней прямо и не говорится. Зелень была под черёмухой, ручей бежит рядом с ней.

В этих строках видно проталинку, траву и корни дерева, между которыми струится ручей. Он маленький, серебряный. Тут вновь используется эпитет, красочное прилагательное.В следующих строках автор возвращается к главной героине стихотворения и вновь повторяет первую строку.

Черёмуха стоит «развесившись», золотистая зелень горит, нагревается на солнышке. Завершается стихотворение описанием ручья, который обдаёт волной ветки черёмухи, поёт ей песни. Здесь мы видим экспрессивные определения (волной гремучею, вкрадчиво), олицетворение (ручей поёт песенки).

Так Сергей Есенин рассказал читателям о красоте ручья, весенней зелени, прекрасной черёмухи. В стихотворении слышен звук бегущей воды, чувствуется аромат зелени и черёмуховых веток, ощущается горение нагретой солнцем травы. Богатство языка Есенина, его умение мастерски использовать художественные средства, создавать запоминающиеся образы проявились здесь в полной мере.

Источник: https://klassreferat.ru/analiz-stikhotvoreniya/9071-cherjomukha-analiz-stikhotvoreniya-sergeya-esenina

Открытый урок литературного чтения С.А.Есенин «Черёмуха» 3 класс — начальные классы, уроки

Просмотрсодержимого документа

Открытый урок литературного чтения

С.А.Есенин «Черёмуха»

3 класс

Цели:   познакомить с творчеством С.А. Есенина;

  • учить анализировать лирическое произведение;
  • находить средства художественной выразительности, с помощью которых поэт выражает свои чувства любви к  Родине, природе родного края;
  • совершенствовать умение читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих чувствах, впечатлениях;
  • развивать речь, память, мышление; воспитывать любовь к Родине – России, к русской природе.
  • Ходурока.

1.Организационный момент.

Ребята, вы готовы к уроку? Я хочу, чтобы урок получился интересным и познавательным.

  1. По дороге к вам школьной спешила,
  2. Любовалась, как жизнь хороша,
  3. Солнце ласково в небе светило
  4. И моя улыбалась душа.
  5. Своё хорошее настроение я хочу передать всем вам и предлагаю начать урок с улыбки. Возьмите за руку своего соседа по парте, посмотрите ему в глаза и скажите: «Сегодня на уроке я желаю тебе…»
  6. Да, действительно на уроке нам понадобится терпение, внимание, умение слушать и слышать.

2.Речевая разминка.

  • Игра «Синонимы»
  • Учитель называет слово, а дети подбирают к нему синонимы.
  • -красивый – прекрасный, великолепный, восхитительный, живописный
  • -весёлый – радостный, жизнерадостный
  • -ласковый – любезный, нежный, приветливый
  • -душистый – пахучий, ароматный
  • -блестящий – яркий, светлый, лучистый
  • -белый – белоснежный, снежный, молочный
  • -зелёный – изумрудный
  • — жёлтый – соломенный, лимонный, золотой
  • -птичка – птаха, пичуга, пичужка
  • -родина – отечество, отчизна
  • -ключ – родник, источник
  • -май – травник, травень
  • -поэт – стихотворец, певец, трубадур
Читайте также:  Жизнь и творчество джанни родари

-половодье – разлив. Паводок, полая вода.

  1.   Из данных анаграмм составить фамилии известных вам людей.
  2.   ТВЕЧЮТ, ЕПВЕЩЕЛ, ТФЕ, НЕСЕИН.
  3.  (Тютчев, Плещеев, Фет, Есенин.)

  У. Что общего между этими фамилиями?

  Д. Это всё поэты, они писали стихи о природе.

  У. Молодцы! Хорошо поработали.

3.Актуализация знаний

 У. С одним из этих поэтов мы сегодня с вами встретимся. А вот с кем? Сейчас вы прослушаете стихи, которые мы уже с вами изучали. Вспомните автора этих стихов.

  1-ый ученик читает отрывок из стихотворения « Берёза»

  2-ой ученик читает отрывок из стихотворения «Поёт зима – аукает».

У. Кто автор этих стихов?

Д. Есенин Сергей Александрович.

У. Правильно. Молодцы!

4. Знакомство с биографией С. Есенина

 Портрет С. Есенина

Сергей Александрович Есенин (1895–1925) родился в селе Константиново (ныне Есенино) на берегу Оки. Среди ребятишек был заводилой и драчуном.

Бабушка нежно любила внука, рассказывала ему сказки, но сказки с плохими концами. Серёжа не любил их и переделывал на свой лад. Дед пел внуку песни старые.тягучие, заунывные, а по субботам и воскресеньям пересказывал ему содержание Библии. Читать Есенин научился в 5 лет, а к 9 годам начал писать стихи, подражая частушкам.

Когда Есенину исполнилось 17 лет, он уехал в Москву и поступил вольнослушателем в Университет Шанявского, но не закончил, а вернулся в деревню. “Учился много, но ничего не кончил”, – писал о себе поэт.

1918 г. началась скитальческая жизнь Есенина. И, наконец, в 1923 г. вернулся в Россию. 2 года спустя поэт трагически погиб в Ленинграде.

На родине поэта, в селе Константиново, Сергею Есенину поставлен памятник, а в его родном доме открыт музей. 

С большой любовью Есенин пишет о природе. Вспомните стихотворения «Поет зима, аукает», «С добрым утром», «Белая береза».

И вот перед нами очередное творение автора.

Загадка:

Будто снежный шар бела,По весне она цвела,Нежный запах источала.А когда пора настала,Разом сделалась онаВся от ягоды черна.

На этот раз его стихотворение посвящено черемухе.Докажите, что в загадке описывается черемуха.

Учитель: В самый разгар весны, когда солнце уже не скупится на тепло, расцветает черемуха. Ее душистые цветочки пышным белоснежным облаком

окутывают ветви. В таком наряде черемуха похожа на юную невесту, стыдливо прикрывшуюся фатой.

Первичное чтение произведения

5. Прослушивание стихотворения в аудиозаписи в исполнении актёра. Слушая стихотворение, постарайтесь представить себе картины нарисованные поэтом.

6. Беседа после первичного чтения

Беседа по вопросам.

1. Какие картины вы себе представили, слушая стихотворение?

2. Какие чувства при чтении стихотворения возникли у вас в душе?

3. Какие образы рисует в своём стихотворении С.Есенин?

4. Какие краски вы бы использовали для создания образа Черёмухи?

  • 7. Повторное чтение по частям и анализ каждой части
  • 1.Чтение первого четверостишия и беседа по вопросам:
  • 1) Как автор описывает черёмуху?

2) С кем сравнивает Черёмуху С.Есенин?

2.Чтение второго четверостишия и беседа по вопросам:

1) Какая картина предстаёт в вашем воображении?

2) Какое время суток отражено в стихотворении? Почему вы так думаете?

  1. 3) Объясните, что означает слово «пряная»?
  2. 3. Чтение третьего четверостишия и беседа по вопросам:
  3. 1) Какой ещё образ рисует поэт в стихотворении? (образ ручья)
  4. 2) Как вы понимаете слово «проталинка»?
  5. 3) Как вы себе представляете себе это место?
  6. 4. Чтение четвёртого четверостишия и беседа по вопросам:
  7. 1) Как вы понимаете выражение «развесившись стоит»?
  8. 2) Почему автор называет зелень «золотистой»
  9. 5. Чтение пятого четверостишия и беседа по вопросам:
  10. 1) Как вы понимаете выражение «волной гремучею»?
  11. 2) Найдите в словаре и объясните слово «вкрадчиво»
  12. Анализ произведения

8.Беседа о прочитанном.

— На какие картины можно разделить это стихотворение?

(Черёмуха, ручей, снова черёмуха, опять ручей).

— В стихотворении два героя – ручей и черёмуха. Черёмуха растёт на берегу ручья, и ветки её касаются воды.

— Мы знаем, что в стихах Есенина природа описывается, как живое существо.

— Прочитайте первые две строфы и скажите, какой характер у черёмухи в этом стихотворении? (Она спокойная, величественная, очень красивая).

— Да, она гордится своей красотой. Это подчёркивается ритмом. Какой здесь ритм? (плавный, размеренный).

— Как вы думаете, черёмухе хочется, чтобы её заметили, обратили внимание на её красоту, любовались ею? Докажите текстом. (Черёмуха «завила» свои ветки «что кудри», она хочет стать ещё краше, она источает аромат – «черемуха душистая»; «зелень пряная»,  «роса медвяная» —  привлекает к себе внимание).

-Прочитайте эти строфы так, чтобы передать характер черёмухи, показать, что она переполнена красотой и ей хочется порадовать кого-нибудь. (Выразительное чтение).

— Прочитайте третью строфу. Что происходит с ритмом? Меняется ли он? (Да, ритм меняется.Он становится сбивчивым).

— Как это смог показать Есенин? (Почти после каждого слова стоит запятая, обозначающая паузы в середине строки).

— Почему изменился ритм? Чей характер передаётся с помощью ритма в третьей строфе? (Характер ручья – маленького, непоседливого, находящегося в постоянном движении).

  • — Что помогает увидеть такой ритм?
  • — Какими ещё средствами пользуется автор, чтобы помочь нам представить яркую картину дня?
  • — Найдите в тексте эпитеты. (медвяная, душистая, золотистая)
  • — Какие ещё средства? (Метафора)

— Что такое метафора? (Слова, употребленные в переносном значении.)

  1. — Найдите метафоры. («И ветви золотистые, Что кудри завила»)
  2. Работа над выразительностью:
  3. -Как мы будем читать строчки о черёмухе? (медленно и тихо, чтобы показать, как она прекрасна и величава)

-Какие слова выбирает поэт, чтобы вы услышали, как поёт ручей? Какой звук преобладает в этих словах?

  • (А Рядом у пРоталинки, в тРаве между коРней,
  • Бежит, стРуится маленький сеРебРяный Ручей…) (Р)
  • -Если черёмуха – это образ девушки, то ручей олицетворяет образ кого? (юноши, который пытается вкрадчиво вызвать расположение девушки-черёмухи)
  • -Как вы думаете, о чём поёт ручей? (о красоте, о любви, о весне)
  • 9. Работа с эпитетами

Обратите внимание, что каждому предмету автор дает характеристику. Черёмуха – душистая, ветки – золотистые, роса – медвяная, зелень – пряная. Одно единственное прилагательное, а как тонко подмечены качества. В итоге получается цельная картинка пейзажа. Такие слова называются эпитетами..

Учитель: Что такое эпитет?

Предполагаемый ответ: Эпитет – образное определение предмета. Они помогают описать внешний вид предмета, передать его цвет, состояние, а также выразить чувства, настроение.

  1. Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.
  2. Учитель: Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха?
  3. Добиваюсь ответа учеников: Пушистая, белоснежная, веселая, весенняя.

Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет? (Наступила весна и черемуха расцвела).

  • Вывод: цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.
  • 10. Закрепление пройденного
  • • Давайте попробуем самостоятельно подыскать эпитеты к слову «черёмуха».
  • (белая, пушистая, ароматная, душистая, раскидистая, веселая, юная, стройная).
  • • Найдите в тексте цветовые эпитеты. (серебряный ручей, зелень золотистая)

Есенин рисует весну в золотых и серебряных красках. Это помогает создать особую картину природы – нежную, тонкую и невероятно богатую.

• Найдите в стихотворении эпитеты, подчеркивающие качества предмета

(роса медвяная, зелень пряная, черемуха душистая)

Посмотрите, из всего многообразия слов, автор выбрал те, которые подчеркивают запахи. И таким образом наша картина наполняется не только цветом, но и ароматом природы.

• На кого похода черемуха? С кем автор сравнивает ее? Почему вы так думаете?

(с молодой девушкой.Она «ветки золотистые, что кудри завила»)

• А на кого тогда похож ручей? Почему?

  1. (на юного парня.Он «вкрадчиво ей песенку поет»)
  2. • Что значит «вкрадчиво»
  3. (тихо, доверчиво)
  4. • Какой прием помогает автору изобразить черемуху и ручей как живых людей? (Олицетворение)
  5. • Найдите подтверждения в тексте.

А) Работа в группах. Для каждой группы подготовлена раскраска с изображением черемухи и ручья. Учащиеся должны раскрасить рисунок, выбирая те краски, которые указал автор. Во время работы можно включить музыкальную запись А. Вивальди «Времена года. Весна».

Б) Объясните свой выбор цветов. Подберите эпитеты к словам: ручей, черемуха, трава, небо.

  • 11. Выразительное чтение стихотворения
  • 12. Рефлексия
  • • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • • Какое настроение подарила вам поэзия Есенина?
  • • Что еще вы хотите узнать о поэте?
  • 13. Выставление оценок и домашнее задание

Придумайте сказку про ручей и черемуху. Старайтесь употребить в тексте эпитеты. Придуманные примеры запишите в тетрадь.

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/otkrytyy-urok-literaturnogo-chteniya-s-a-esenin-cheremuha-3-klass-86578.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]