Анализ стихотворения крещенская ночь бунина 11 класс

Философская лирика Бунина – это всегда особенное настроение и идеи, но даже в ряду таких произведений “Ночь” занимает особенное место. Краткий анализ “Ночь” по плану раскроет перед учениками 11 класса совершенно новый мир. Материал может быть использован на уроке литературы для углубленного разъяснения темы.

Анализ стихотворения Крещенская ночь Бунина 11 класс

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Бунина «Помню — долгий зимний вечер…»
  • Анализ стихотворения Бунина «Забытый фонтан»
  • Анализ стихотворения Бунина «Ещё и холоден и сыр…»
  • Анализ стихотворения Бунина «Святогор»
  • Список стихотворений:

    1.  Иван Бунин — Вечер

    2. Иван Бунин — Розы

    3. Иван Бунин — Первый снег

    4.  Иван Бунин — Матери

    5. Иван Бунин — Осень

    6. Иван Бунин — Родине

    7. Иван Бунин — Поэт

    8. Иван Бунин — Последний шмель

    9. Иван Бунин — Полевые цветы

    10.  Иван Бунин — Одиночество

    11. Иван Бунин — Не видно птиц

    12. Иван Бунин — Ночь

    13. Иван Бунин — На пруде

    14.  Иван Бунин — Листопад

    15. Иван Бунин — Крещенская ночь

    16.  Иван Бунин — За рекой луга зазеленели

    17.  Иван Бунин — Детство

    18. Иван Бунин — Деревенский нищий

    19. Иван Бунин — Высоко полный месяц стоит

    20.  Иван Бунин — Слово

    21. Иван Бунин — Собака

    Анализ стихотворений Бунина: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

    Это интересно: 276,Анализ стихотворения Бунина Фонтан

    Анализ стихотворения Бунина «Ночь»

    Анализ стихотворения Крещенская ночь Бунина 11 класс

    15 октября 2012

    Великий поэт Бунин всю свою жизнь писал стихи. Ему очень хорошо удавалось выразить всю свою огромную любовь ко всему живому, к природе, малейшие оттенки человеческих чувств. Поэзию Бунина с прозой объединяет точность образов, ясность, удивительная мелодичность, напряженное чувство жизни, выпуклость описаний, особенно природы.

    Стихотворение «Ночь» было написано в 1952 году. Оно очень лаконичное и легко читается на одном дыхании, но в нем нет той привычной чувственности, романтической страсти, сладости любовного свидания.

    От этого стихотворения создается очень трагическое, мрачное впечатление. Пейзаж, вызывает у читателя унылое настроение. Это удается сделать Бунину с помощью эпитета «ледяная ночь» и слова «мистраль». Не зря это слово в стихотворении повторяется в начале и конце. Также трагический эффект подчеркивается с помощью эпитетом «нагих» – создание впечатления простора и пустоты.

    В стихотворении «Ночь» автор пишет о спрятанной «от всех» печали.

    Если на протяжении всей жизни писатель постоянно признавался в любви, пусть трагической и неразделенной, но возвышающей страсть к жизни, к миру, то здесь эта страсть в его душе угасает.

    Герой не может больше ощутить радость жизни, он носит «мертвую печаль» в своей душе и сам становится живым мертвецом. Полностью все стихотворение пропитано ощущением смерти.

    Нагнетается атмосфера мертвенного покоя чередованием образов ледяной ночи, сильного и холодного ветра, земного одиночества. Кажется, что сам Господь Бог тоскует над ледяной равниной. И даже он не может пообещать герою после смерти избавления от печали, ведь герой уже почти мертв. Как от ночи неотделим день, от луны неотделим лунный блеск, а печаль неотделима от миропонимания Бунина.

    История создания

    Ивана Алексеевича Бунина считают главным певцом ночи в русской поэзии, что только подтверждает написанное в 1901 году стихотворение “Ночь”. Это произведение создано в полном соответствии с русской классической традицией, так как поэт всегда был далек от модернистских тенденций.

    Тоскуя по суровым и прекрасным пространствам, автор произведения воплощал свои романтические мечтания в поэтической форме.

    Ночь

    Из опыта анализа поэтического текста на уроках в 11-м классе

    При всём обилии в литературоведении различных вариантов анализа стихотворений всё же нет чётких его канонов. Цель анализа поэтического текста — понять замысел, идею автора, прийти к ней через осознание необходимости применения автором тех или иных художественных средств в конкретном стихотворении.

    Утвердившийся в своё время традиционный подход к анализу поэтического текста требует от учащихся умения в самом начале анализа называть тему стихотворения и его идею, основываясь на собственных читательских ощущениях.

    И, сформулировав идею и тему, ребята начинают посредством анализа художественных средств доказывать ЭТУ идею, СВОЮ, возможно, и не совпадающую с идеей автора.

    Даже если и поможет им острое читательское чутьё абсолютно точно определить авторский замысел, то всё равно — зачем тогда весь дальнейший анализ текста? Ради чего? Ведь вслед за автором они уже сказали главное, то, ради чего и само стихотворение, и художественные особенности!

    Знаниевый подход к изучению литературы не даёт возможности учащимся целостно воспринимать поэтический текст.

    Все составные части анализа стихотворения остаются для них скучными и зачастую непонятными тропами, фигурами, размерами… А главное — творческая деятельность здесь уже и не нужна, потому что нет места для интуиции, фантазии и вопроса: “Зачем автору понадобилось именно это средство, что он хотел этим сказать?”

    Семилетняя работа с учениками по программе А.Г. Кутузова (с 5-го по 11-й класс) помогла мне ещё раз убедиться, что только деятельностный подход к изучению предмета может максимально развить у школьников необходимую компетентность.

    В рамках такого подхода у нас с ребятами выработался определённый алгоритм анализа стихотворения. Ученик, осваивающий такой алгоритм, начинает осознавать, что анализ поэтического текста — не цель, а увлекательный путь к постижению авторской истины.

    В индивидуальной и групповой деятельности открываются для него новые уровни авторского замысла, новые грани поэтического текста, богатые возможности художественных средств.

    Самый главный вопрос, который я ставлю перед учениками, — ЗАЧЕМ? Зачем автору понадобились именно эти художественные средства, именно такая композиция и именно такая система стихосложения? Какой глубинный смысл таится за каждым элементом стиха? Какая самая главная авторская мысль постепенно открывается нашему пониманию?

    Поиск ответов на эти вопросы сначала лучше делать коллективно, вместе с учителем, затем — в группах или индивидуально. Групповая работа позволяет ребятам не только полно ответить на вопрос, но и научиться эффективно взаимодействовать в процессе общения.

    Группоцентрированный подход, используемый учителем, позволяет ученикам ощущать себя главными участниками учебного процесса, распределять деятельность и ответственность членов группы между собой, давая возможность всем в группе быть эффективными и успешными.

    Каждая группа выполняет определённый объём задания, касающийся части анализа текста. Постепенно на доске выстраивается общая таблица, которую заполняют группы по мере готовности у них материала, выписывая из него в эту таблицу краткую информацию.

    В левую колонку таблицы помещается собственно анализируемый текст, а в правую — всё то, что определяет истинный, глубинный смысл произведения; причём чем ближе ученик подходит к истинному замыслу поэта, тем чаще будут повторяться фразы и предложения в правой колонке, и ученику легче будет определить идею автора.

    Частично группа может подготовиться дома, если задание слишком объёмно и необходимо поработать с источниками. Конечно, и состав групп, и задания постоянно меняются.

    Работа каждой группы оценивается ребятами всех групп по критериям, определённым учителем и (или) учениками, критерии могут добавляться и усложняться по мере овладения учениками определёнными знаниями.

    Одним из важных критериев оценки выступления группы считаю критерий “единый текст”: приобретается навык соединения всей информации в логичный текст. А это одна из самых трудных задач в процессе работы над поэтическим текстом.

    Сочинение по теме «Анализ поэтического текста» — венец многолетней работы учителя и ученика, сплетённый из понимания, ощущений, интуиции и логики.

    Приведу пример коллективной работы одиннадцатиклассников над анализом стихотворения И.А. Бунина «Ночь» (1901) и текст сочинения ученицы 11-го класса школы № 17 г. Дальнегорска Приморского края Ухановой Натальи.

    Задания группам

    1-я группа. Название стихотворения. Образ лирического героя.

    2-я группа. Композиция стихотворения. Сюжет. Образная система.

    3-я группа. Тропы и фигуры, используемые в тексте.

    4-я группа. Историко-географический антураж. Ассоциации.

    5-я группа. Метрика. Рифма.

    6-я группа. Фоника. Интонация.

    Литературное понятие и его роль в стихотворении

    I. Название стихотворения

    Ночь — 1. Часть суток от вечера до утра (по толковому словарю). 2. Самая таинственная часть суток, время загадок, тайн и любви.

    Зачем? (Вывод)

    Таинственность, неизвестность, угасание дня, время перед рождением нового.

    II. Лирический герой ищет “сочетанья прекрасного и вечного”. Его глаза, как и “мирьяды глаз” других людей, следят за вечными звёздами. Вспоминает о ночи любви, “когда весь мир любил я для одной!”

    Зачем?

    Человек, познающий любовь, понимает, что она — часть вселенской любви. Истинная Любовь — это прикосновение к вечности.

    • III. Композиция стихотворения
    • Композиция стихотворения кольцевая; первая и последняя строфы обрамляют стихотворение.
    • В кульминационной строфе (5-я: “Вот снова ночь…”) свет “столпом стеклянным” пронизывает вечность.
    • Хронотоп стихотворения: от настоящего — к прошлому — и опять к настоящему; в центре прошлого — мгновение настоящего.
    • Зачем?

    В кольце вечности всё повторяется, всё выходит на круги своя. И что-то в виде “светлой полосы” пронизывает вечность, как луч света; тот стержень, на котором держится мир.

    Время не имеет чётких границ, оно переплетено: прошлое существует в нашей памяти в виде реальности. Но есть что-то, что всегда истинно, то есть настоящее.

    IV. Сюжет

    Лирический сюжет стихотворения отражает поиски лирическим героем “прекрасного и вечного”.

    “Мирьяды глаз” смотрели на царственные звёзды, пытаясь познать мир. Во все века влюблённые обращали свой взор к вечным звёздам. И всё то, что было когда-то центром цивилизации, исчезает, превращаясь в “пески среди молчанья”.

    Лирический герой, рассуждая о бренности земного мира, понимает, что только любовь “связует нас с отжившими”, только она вечна и всегда жива.

    Зачем?

    Всё на земле преходяще, всё умирает, рождая новое. И только одно — любовь — живёт вечно, на ней держится Вселенная.

    V. Образная система

    Образ лирического героя гармонично сочетается с элементами образной системы стихотворения:

    • тихой, тайной ночью;
    • царственными звёздами, несущими тайную информацию;
    • зеркалом воды;
    • влюблёнными, наблюдающими за вечными звёздами.

    Зачем?

    Во все времена человек пытался понять смысл вселенской жизни, свою причастность к истине. Человек — это часть мироздания, но он одинок в своём познании любви.

    VI. Тропы

    Сравнения:

    • “Столпом стеклянным светит полоса”
    • “Как письмена, мерцают в тверди синей

    Плеяды, Вега, Марс и Орион”

    • “Как ныне я, мирьяды глаз следили

    Их древний путь”

    • Все… исчезли в ней, как след среди песков”
    1. Зачем?
    2. Звёзды — носители манящих тайн вечности.
    3. Человек, чувствуя свою причастность к вечному, пытается разгадать его сущность.
    4. Всё в мире преходяще.
    5. Метафора:
    6. Зачем?
    7. Символ вечности; мироздание, глядящее в себя.
    • “их теченье над пустыней”
    • “море… сыплет… пыль”
    • Зачем?
    • Звёздные реки как реки жизни.
    • Всё в мире исчезает, превращаясь в пыль и песчинки, маленькие частички общего.
    • Метонимия:
    • Зачем?
    • Во все века заворожённые взгляды людей следили за звёздами.
    • Эпитеты:
    • “царственных имён”
    • “…нежных и любивших,

    И девушек, и юношей, и жён”

    • “над бледной сталью”
    • “ночи звёздной”
    • “туманной и обманчивой мечтой”
    1. Эпитетов в тексте немного, но все они точные, чёткие, звучные, подчёркивающие основные признаки сущего.
    2. Зачем?
    3. Это мечта о любви.
    4. VII. Фигуры
    5. Синтаксический параллелизм:
    • “Пусть я живу мечтою бесполезной,

    Туманной и обманчивой мечтой…”

    • “Ищу я в этом мире сочетанья

    Прекрасного и тайного, как сон…”

    • “Люблю её за счастие слияния

    В одной любви с любовью всех времён!”

    • Зачем?
    • Смысл жизни для лирического героя — поиск “прекрасного и вечного” — любви.
    • Повторение:
    • “Ищу я в этом мире сочетанья

    Прекрасного и вечного”

    • “Ищу я в этом мире сочетанья

    Прекрасного и тайного, как сон”

    Читайте также:  Пума - сообщение доклад

    (Начало и завершение стиха.)

    Зачем?

    Человек всегда находится в поиске того “прекрасного и вечного”, без чего жизнь не имеет смысла. Но даже познанная любовь остаётся для него тайной. Начало и завершение жизни — в познании любви.

    1. VIII. Историко-географический антураж
    2. Ночей и звёзд, прозрачно-серебривших
    3. Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!”
    • “Над бледной сталью Понта

    Юпитер озаряет небеса…”

    Евфрат и Нил — реки жизни.

    Мемфис и Вавилон — древние столицы великих государств.

    Зачем?

    Звёзды всегда освещали великие земные дела. Творение рук человека — не вечно, вечно лишь то, что принадлежит вечности.

    IX. Ассоциации — тот приём в данном стихотворении, на котором построен весь текст.

    • Ассоциативные ряды:
    • Поиски прекрасного и вечного — вижу ночь: пески и звёзды — глаза влюблённых всегда следили за звёздами в ночи — и снова ночь — была такая же ночь, ночь любви — вечная мечта о любви.
    • Зачем? (Вывод)
    • Смысл жизни — в любви, в счастье “слиянья // В одной любви с любовью всех времён!”
    • “Прекрасное и вечное” — это любовь.
    • X. Метрика
    • Стихотворение написано чётким, торжественным пятистопным ямбом с пиррихием:

    Ищу я в этом мире сочетанья Прекрасного и вечного. Вдали Я вижу ночь: пески среди молчанья

    И звёздный свет над сумраком земли.

    Источник: https://school1208.ru/raznoe/286-analiz-stihotvoreniya-i-bunina-noch.html

    Анализ стихотворения И. А. Бунина «Крещенская ночь»

       И. А. Бунин – не только великий прозаик, но и замечательный поэт. Он оставил нам в наследство стихотворения, которые писал и в России, и в эмиграции. По своим художественным достоинствам поэтические произведения Бунина нисколько не уступают его прозе.

         Ярким тому примером является замечательное стихотворение «Крещенская ночь» (1886 — 1901).     Известно, что Крещение – один из важнейших христианских праздников. Когда-то, много сотен лет назад, в этот день Иисус Христос крестился в реке Иордан. Тем самым он показал, что каждый христианин находится под защитой Господа.

    Это великое таинство, в полной мере непостижимое для человека. Ему остается лишь одно – верить в Чудо.     Композиционно данное стихотворение можно разделить на три части. Первая часть – это пять первых четверостиший. В них описывается ночь в зимнем лесу. Основные настроения этой части – покой, величие, ощущение красоты природы.

         В первой части сильны сказочные мотивы, ведь природа в Крещенскую ночь, по мнению Бунина, волшебна:

        Темный ельник снегами, как мехом, 

        Опушили седые морозы,     В блестках инея, точно в алмазах,     Задремали, склонившись, березы.

        Или

        Замело чащи леса метелью, —

        Только льются следы и дорожки,     Убегая меж сосен и елок,    Меж березок до ветхой сторожки. 

        В первой части природа превращается в живое таинственное существо со своими законами и сама становится наблюдателем: «…полный месяц глядит с небосклона. Высоко он поднялся над лесом, В ярком свете своем цепенея…»

        Данного эффекта Бунин добивается при помощи такого художественного приема, как олицетворение: «…задремали, склонившись, березы.», «…и причудливо стелются тени…», «Спят таинственно стройные чащи…» и т.д.    Вторая часть достаточно резко контрастирует с первой. В ней настроение меняется: возникает ощущение напряженности, тревожного ожидания. Например:

        Тишина, — а, быть может, он близко…

        И стою я, исполнен тревоги,     И гляжу напряженно на чащи,     На следы и кусты вдоль дороги,..

        Именно в этой части и появляется многоточие, которое усиливает напряжение и неопределенность. Также это настроение особо сильно передается в последнем четверостишии второй части:

        Огонек из лесной караулки

        Осторожно и робко мерцает,    Точно он притаился под лесом    И чего-то в тиши поджидает.

        Стоит обратить внимание на чередование гласных о и у. Этот ассонанс помогает автору показать напряженность и таинственность. Также это чередование помогает передать фольклорные мотивы.

        Возвращаясь к содержанию второй части, стоит заметить, что и напряжение и тревожность свойственны только человеку. Природа же остается спокойной в своем царственном величии. Человек же, не доверяя мудрости Бога и не сливаясь с природой, постоянно чего-то боится: «А, быть может, за этим оврагом // Пробирается волк по сугробам…», «Все мне чудится что-то живое, // Все как будто зверьки пробегают».     Но над всем сущим стоит высшая мудрость. Этому и посвящена третья часть, состоящая из двух последних четверостиший. Здесь настроение вновь меняется на торжественное, величественное. В этой части опять появляется состояние покоя, утерянное в предыдущей. Я считаю, что последние два четверостишия можно назвать своеобразным итогом всего стихотворения. В них выражается авторская позиция.     После тягостного ожидания «у трона господня» взошла звезда. Символ звезды, на мой взгляд, здесь не случаен. Ведь по самой яркой звезде люди узнали о рождении Иисуса Христа и о своем спасении. Также самая яркая звезда является путеводной. Она возвещает всем людям о надежде и обещает покой и защищенность. Неслучайно в этой части говорится о «дивном покое». Это божественное спокойствие, покой уверенности.    Данное стихотворение писалось на протяжении пятнадцати лет. Видимо, Бунин неоднократно к нему возвращался. Поэтому мы можем понять, что эта тема была важна для Бунина. Благодаря «Крещенской ночи» мы можем понять взгляды И.А.Бунина на очень важные философские вопросы.

    Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/bunin-i-a/raznoe/1755-analiz-stikhotvoreniya-i-a-bunina-kreshchenskaya-noch

    И. А. Бунин "Крещенская ночь"

    • Крещенская ночь
    • Темный ельник снегами, как мехом,
      Опушили седые морозы,
      В блестках инея, точно в алмазах,
    • Задремали, склонившись, березы.

    Неподвижно застыли их ветки,
    И меж ними на снежное лоно,
    Точно сквозь серебро кружевное,
    Полный месяц глядит с небосклона.

    Высоко он поднялся над лесом,
    В ярком свете своем цепенея,
    И причудливо стелются тени,
    На снегу под ветвями чернея.
    Замело чащи леса метелью, —
    Только льются следы и дорожки.
    Убегая меж сосен и елок,
    Меж березок до ветхой сторожки.
    Убаюкала вьюга седая
    Дикой песнею лес опустелый,
    И заснул он, засыпанный вьюгой,
    Весь сквозной, неподвижный и белый.

    Спят таинственно стройные чащи,
    Спят, одетые снегом глубоким,
    И поляны, и луг, и овраги,
    Где когда-то шумели потоки.
    Тишина, — даже ветка не хрустнет!
    А, быть может, за этим оврагом
    Пробирается волк по сугробам
    Осторожным и вкрадчивым шагом.
    Тишина, — а, быть может, он близко…

    И стою я, исполнен тревоги,
    И гляжу напряженно на чащи,
    На следы и кусты вдоль дороги,
    В дальних чащах, где ветви и тени
    В лунном свете узоры сплетают,
    Все мне чудится что-то живое,
    Все как будто зверьки пробегают.
    Огонек из лесной караулки
    Осторожно и робко мерцает,
    Точно он притаился под лесом
    И чего-то в тиши поджидает.

    Бриллиантом лучистым и ярким,
    То зеленым, то синим играя,
    На востоке, у трона господня,
    Тихо блещет звезда, как живая.
    А над лесом все выше и выше
    Всходит месяц, — и в дивном покое
    Замирает морозная полночь

    1. Я хрустальное царство лесное!
    2. Анализ

    Стихотворение Бунина «Крещенская ночь» относится к раннему периоду творчества поэта. (1886 — 1901) Первый раз написал на Украине, вспоминал Орловское имение, праздник 19 января, изменял 15 лет. Картину видим глазами одинокого человека.

    Тема: красота и величие природы, одухотворенной человеком и замыслом Бога. Сочетание христианского видения мира и крестьянского, народного восприятия природы.

    Композиция — три части. Первая часть – это пять первых четверостиший. В них описывается ночь в зимнем лесу. Основные настроения этой части – покой, величие, ощущение красоты природы. В первой части сильны сказочные мотивы, ведь природа в Крещенскую ночь, волшебна.

    В первой части природа превращается в живое таинственное существо со своими законами и сама становится наблюдателем: «…полный месяц глядит с небосклона. Высоко он поднялся над лесом, В ярком свете своем цепенея…» Олицетворение: «…задремали, склонившись, березы.», «…и причудливо стелются тени…», «Спят таинственно стройные чащи…» и т.д.

    В том, как поэт описывает сугробы («снежное лоно»), можно почувствовать отголоски крещенских поверий, в которых так много места уделяется снегу. Так, в некоторых деревнях в крещенскую ночь собирали снег со стогов, полагая, что только он может как следует выбелить холсты.

    Некоторые верили, что если в крещенский вечер на поле собрать снег и высыпать его в колодец, то в колодце весь год будет вода. Этот снег имел, по поверью, и целительные свойства.

        Вторая часть достаточно резко контрастирует с первой. В ней настроение меняется: возникает ощущение напряженности, тревожного ожидания. 

        Именно в этой части и появляется многоточие, которое усиливает напряжение и неопределенность    Стоит обратить внимание на чередование гласных о и у. Этот ассонанс помогает автору показать напряженность и таинственность. Также это чередование помогает передать фольклорные мотивы.
        Возвращаясь к содержанию второй части, стоит заметить, что и напряжение и тревожность свойственны только человеку. Природа же остается спокойной в своем царственном величии. Человек же, не доверяя мудрости Бога и не сливаясь с природой, постоянно чего-то боится: «А, быть может, за этим оврагом // Пробирается волк по сугробам…», «Все мне чудится что-то живое, // Все как будто зверьки пробегают». 

        Но над всем сущим стоит высшая мудрость. Этому и посвящена третья часть, состоящая из двух последних четверостиший. Здесь настроение вновь меняется на торжественное, величественное. В этой части опять появляется состояние покоя, утерянное в предыдущей. В них выражается авторская позиция. 

        После тягостного ожидания «у трона господня» взошла звезда. Символ звезды, на мой взгляд, здесь не случаен. Ведь по самой яркой звезде люди узнали о рождении Иисуса Христа и о своем спасении. Также самая яркая звезда является путеводной. Она возвещает всем людям о надежде и обещает покой и защищенность. Неслучайно в этой части говорится о «дивном покое». Это божественное спокойствие, покой уверенности.  «Ветхая сторожка» — символ одинокой человеческой жизни.

    • Бунин начинает описание крещенской ночи, не связывая ее с религиозным праздником. Кажется, это просто ночь в зимнем лесу, полная поэзии и очарования: 
    • Тёмный ельник снегами, как мехом,
      Опушили седые морозы, 
      В блестках инея, точно в алмазах,
    • Задремали, склонившись, березы. 
    • Перед нами тихая и торжественная картина, космос замершего пространства: 
    • Неподвижно застыли их ветки,
      А меж ними на снежное лоно, 
      Точно сквозь серебро кружевное 
    • Полный месяц глядит с небосклона.

    В том, как поэт описывает сугробы («снежное лоно»), можно почувствовать отголоски крещенских поверий, в которых так много места уделяется снегу.

    Так, в некоторых деревнях в крещенскую ночь собирали снег со стогов, полагая, что только он может как следует выбелить холсты.

    Некоторые верили, что если в крещенский вечер на поле собрать снег и высыпать его в колодец, то в колодце весь год будет вода. Этот снег имел, по поверью, и целительные свойства. 

    1. Замело чащи леса метелью, — 
      Только вьются следы и дорожки, 
      Убегая меж сосен и елок, 
    2. Меж березок до ветхой сторожки. 
    3. Здесь впервые в стихотворении мы ощущаем присутствие человека — одинокого человека, который коротает предпраздничную ночь в глухом лесу и следит издалека за огнями чужого жилья. Это его глазами мы видим заснеженный лес: 
    4. Спят таинственно темные чащи, 
      Спят, одетые снегом глубоким, 
      И поляны, и луг, и овраги, 
    5. Где когда-то шумели потоки. 
    6. За приподнятостью поэтической интонации словно скрывается давний страх человека перед тайнами дикой природы. Бесконечное одиночество человека наполняет его душу вполне земным страхом перед лесным зверьем: 

    Тишина, — даже ветка не хрустнет!
    А быть может, за этим оврагом 
    Пробирается волк по сугробам 
    Осторожным и вкрадчивым шагом. 
    Тишина, — а быть может, он близко… 
    И стою я, исполнен тревоги,
    И гляжу напряженно на чащи,

    Читайте также:  А тем временем где-то - краткое содержание повести алексина

    На следы и кусты вдоль дороги. 

    В этом ожидании человека — не только страх перед лесным зверем, но и какое-то древнее родство с ним. Оба они вынуждены таиться в лесу от чужого глаза. Однако человека от зверя отличает не только страх перед природой, перед тайнами леса, но и робкое ожидание какого-то чуда в крещенскую ночь:

    • Огонек из лесной караулки 
      Осторожно и робко мерцает, 
      Точно он притаился под лесом 
    • И чего-то в тиши поджидает. 
    • Этот огонек — точно заблудшая человеческая душа, которая жаждет спасения и надеется на милость Бога. Стремление к Богу звучит в высоком и торжественном описании звезды:
    • Бриллиантом лучистым и ярким, 
      То зеленым, то синим играя, 
      На востоке, у трона господня, 
    • Тихо блещет звезда, как живая. 

    Хотя дело происходит в крещенскую ночь, мы невольно вспоминаем о звезде рождественской, загоревшейся, когда родился Спаситель.

    С Крещением связана еще одна примета: если в крещенскую ночь особенно ярко блестят и горят звезды, то родится много ягнят (ягненок — символ Иисуса Христа).

    Звезда Господня, сияющая над миром, уравнивает живое и неживое, грешное и праведное, посылая миру покой и утешение:

    1. А над лесом все выше и выше
      Всходит месяц, — и в дивном покое
      Замирает морозная полночь
    2. И хрустальное царство лесное!

    Здесь Бунин говорит о знаменитом крещенском морозе, когда от холода все кажется звонким и хрупким, когда полночь кажется каким-то таинственным переломным моментом — к теплу, лету, журчащим в оврагах ручьях. Стихотворение «Крещенская ночь» было написано почти одновременно с рассказами «Мелитон» и «Сосны». Поэтому между ними немало общего.

    И в стихотворении, и в рассказах суровое и прекрасное лесное пространство словно поглощает человека. В «Мели тоне» и в «Крещенской ночи» описывается затерявшаяся в могучем лесу «ветхая сторожка» — символ одинокой человеческой жизни. А в «Соснах» и в стихотворении является сквозным образ звезды.

    В рассказе «звезда на северо-востоке кажется звездой у Божьего трона». Эти выразительные зрительные образы служат общей цели раскрыть неземное величие неба над тленным миром людей. Поэтому в стихотворении описывается, что внизу, под звездой, «огонек из лесной караулки осторожно и робко мерцает».

    Причем, в отличие от рассказа «Мелитон», в «Крещенской ночи» это — безличный огонек, намек на человеческую малость и одиночество перед лицом природы и Бога. 

    В стихотворении «Крещенская ночь» сочетаются христианское видение мира и крестьянское, народное восприятие природы. Бунин показывает нам красоту и величие природы, одухотворенной человеком и замыслом Бога. 
     

    Источник: https://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/i_a_bunin_kreshhenskaja_noch/85-1-0-969

    Анализ стихотворения Бунина «Крещенская ночь»

    Работая корректором в орловской газете, Иван Бунин очень много путешествует. Его маршруты пролегают, в основном, по ближайшим лесам, так как начинающий литератор обожает охоту и все свободное время предпочитает проводить на лоне природы.

    Он настолько влюбляется в орловские чащи, так трепетно и восторженно относится к заливным лугам и полям, что, сам того не замечая, начинает воссоздавать их образ в своих произведениях. Стоит отметить, что изначально Иван Бунин писал лишь стихи, считая, что проза скучна для восприятия.

    Однако даже после эмиграции в Париж автор до мельчайших подробностей помнит, как выглядят его любимые поляны и перелески на Орловщине, воссоздавая их образы в своих повестях и рассказах.

    В 1896 году накануне одного из самых значимых православных праздников Иван Бунин начал работу над стихотворением «Крещенская ночь».

    Со стороны может сложиться впечатление, что автор действительно провел ее в заснеженном лесу, наблюдая, как преображается мрачный ельник вод воздействием лютых морозов.

    Однако дневники поэта указывают на обратное: Крещение Бунин встретил на Украине, сожалея о том, что о снеге и морозе ему приходится лишь мечтать.

    Однако под воздействием нахлынувших воспоминаний автор написал несколько строк будущего стихотворения «Крещенская ночь», мысленно перенесших его в орловские леса, где «темный ельник снегами, как мехом, оглушили седые морозы». Фантазии литератора хватило ненадолго, и вскоре он отложил рукопись, довершив образ зимнего леса березами, украшенными инеем, словно алмазами.

    Вернулся к этому стихотворению поэт спустя 5 лет, когда в незадолго до Крещения ему довелось побывать в лесу.

    После неудачного второго брака и разрыва отношений с Анной Цакни Бунин возвратился из Одессы в Москву, и накануне нового, 1901 года, решил навестить престарелых родителей.

    Его путь пролегал через такие знакомые и любимые орловские леса, и поэт не смог отказать себе в удовольствии побродить ночью по чаще, припорошенной снегом. Именно после этой поездки было дописано стихотворение «Крещенская ночь», ставшее настоящим гимном зимнему лесу.

    Примечательно, что о приближающемся Крещении в этом произведении нет ни слова. Но каждая строчка этого произведение дышит ощущением праздника: зимний лес, украшенный снегом и инеем, словно драгоценностями, замер в ожидании чуда, и является для автора настоящем воплощением забытой сказки.

    Действительно, убаюканный седой вьюгой, лес предстает перед Буниным загадочным и восхитительно-прекрасным. Он щедро облит мягким лунным светом, пустынен и неподвижен, кругом царит «тишина, — даже ветка не хрустнет!». Однако автор знает, что она обманчива, и лесная чаща по-прежнему таит в себе угрозу для одинокого путника, которому чудятся тени диких животных.

    Вместе с тем, даже перспектива встретиться с волком не может заставить Бунина покинуть это царство снега, таинственное и манящее, которое освещает одинокая звезда, зажегшаяся «на востоке, у трона господня». Созерцание природы настолько увлекает автора, что он просто не в состоянии продолжить свое путешествие.

    Бунин не только наслаждается полночной тишиной, вдыхая колючий морозный воздух, но и ассоциирует себя с частью этого мира, утверждая: «Я хрустальное царство лесное!». Этой фразой поэт подчеркивает, что считает себя частью природы, ее сыном, который по недоразумению вынужден был покинуть родину.

    Однако скитания на чужбине позволили ему понять, что именно является самым ценным и догорим в его жизни, которая вряд ли будет счастливой без этого заснеженного леса, обжигающего мороза и ясного звездного неба.

    Источник: https://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/blog/analiz_stikhotvorenija_bunina_kreshhenskaja_noch/2015-08-08-1005

    Анализ стихотворения Бунина «Крещенская ночь»

    Стихотворение Бунина «Крещенская ночь» относится к раннему периоду творчества поэта. Стихотворение окончательно было завершено в 1901 году.

    Название его связано с православным праздником Крещения Господня, который отмечается 19 января по новому стилю. Но с этим праздником были связаны и многие народные предания и приметы.

    Например, считалось, что если в крещенскую ночь сильные морозы, то год будет плодородным. Эти приметы были, несомненно, знакомы поэту, который провел детство в своем имении. Но Бунин начинает описание крещенской ночи, не связывая ее с религиозным праздником.

    Кажется, это просто ночь в зимнем лесу, полная поэзии и очарования:

    • Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы.
    • Перед нами тихая и торжественная картина, космос замершего пространства:
    • Неподвижно застыли их ветки, А меж ними на снежное лоно, Точно сквозь серебро кружевное Полный месяц глядит с небосклона.

    В том, как поэт описывает сугробы («снежное лоно»), можно почувствовать отголоски крещенских поверий, в которых так много места уделяется снегу.

    Так, в некоторых деревнях в крещенскую ночь собирали снег со стогов, полагая, что только он может как следует выбелить холсты.

    Некоторые верили, что если в крещенский вечер на поле собрать снег и высыпать его в колодец, то в колодце весь год будет вода. Этот снег имел, по поверью, и целительные свойства.

    1. Замело чащи леса метелью, — Только вьются следы и дорожки, Убегая меж сосен и елок, Меж березок до ветхой сторожки.
    2. Здесь впервые в стихотворении мы ощущаем присутствие человека — одинокого человека, который коротает предпраздничную ночь в глухом лесу и следит издалека за огнями чужого жилья. Это его глазами мы видим заснеженный лес:
    3. Спят таинственно темные чащи, Спят, одетые снегом глубоким, И поляны, и луг, и овраги, Где когда-то шумели потоки.
    4. За приподнятостью поэтической интонации словно скрывается давний страх человека перед тайнами дикой природы. Бесконечное одиночество человека наполняет его душу вполне земным страхом перед лесным зверьем:

    Тишина, — даже ветка не хрустнет! А быть может, за этим оврагом Пробирается волк по сугробам Осторожным и вкрадчивым шагом. Тишина, — а быть может, он близко… И стою я, исполнен тревоги, И гляжу напряженно на чащи, На следы и кусты вдоль дороги.

    В этом ожидании человека — не только страх перед лесным зверем, но и какое-то древнее родство с ним. Оба они вынуждены таиться в лесу от чужого глаза. Однако человека от зверя отличает не только страх перед природой, перед тайнами леса, но и робкое ожидание какого-то чуда в крещенскую ночь:

    • Огонек из лесной караулки Осторожно и робко мерцает, Точно он притаился под лесом И чего-то в тиши поджидает.
    • Этот огонек — точно заблудшая человеческая душа, которая жаждет спасения и надеется на милость Бога. Стремление к Богу звучит в высоком и торжественном описании звезды:
    • Бриллиантом лучистым и ярким, То зеленым, то синим играя, На востоке, у трона господня, Тихо блещет звезда, как живая.

    Хотя дело происходит в крещенскую ночь, мы невольно вспоминаем о звезде рождественской, загоревшейся, когда родился Спаситель.

    С Крещением связана еще одна примета: если в крещенскую ночь особенно ярко блестят и горят звезды, то родится много ягнят (ягненок — символ Иисуса Христа).

    Звезда Господня, сияющая над миром, уравнивает живое и неживое, грешное и праведное, посылая миру покой и утешение:

    А над лесом все выше и выше Всходит месяц, — и в дивном покое Замирает морозная полночь И хрустальное царство лесное!

    Здесь Бунин говорит о знаменитом крещенском морозе, когда от холода все кажется звонким и хрупким, когда полночь кажется каким-то таинственным переломным моментом — к теплу, лету, журчащим в оврагах ручьях.

    Стихотворение «Крещенская ночь» было написано почти одновременно с рассказами «Мелитон» и «Сосны». Поэтому между ними немало общего. И в стихотворении, и в рассказах суровое и прекрасное лесное пространство словно поглощает человека.

    В «Мели тоне» и в «Крещенской ночи» описывается затерявшаяся в могучем лесу «ветхая сторожка» — символ одинокой человеческой жизни.

    А в «Соснах» и в стихотворении является сквозным образ звезды. В рассказе «звезда на северо-востоке кажется звездой у Божьего трона». Эти выразительные зрительные образы служат общей цели раскрыть неземное величие неба над тленным миром людей.

    Поэтому в стихотворении описывается, что внизу, под звездой, «огонек из лесной караулки осторожно и робко мерцает».

    Причем, в отличие от рассказа «Мелитон», в «Крещенской ночи» это — безличный огонек, намек на человеческую малость и одиночество перед лицом природы и Бога.

    В стихотворении «Крещенская ночь» сочетаются христианское видение мира и крестьянское, народное восприятие природы. Бунин показывает нам красоту и величие природы, одухотворенной человеком и замыслом Бога.

    Источник: https://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-bunina-kreshhenskaya-noch/

    «Крещенская ночь» стихотворный анализ И.А. Бунина

    Иван Алексеевич Бунин в литературе 20 века стал продолжателем традиций русской классической поэзии.

    Творчество Пушкина, Тютчева, Фета, Майкова, Полонского было для Бунина частью окружающего мира. Именно эта поэзия переводила на язык искусства те впечатления, которые получал молодой тогда поэт.

    Поэтический консерватизм уберег его от модных «болезней» времени: имажинизма, символизма и др.

    При этом поэзия Бунина не лишена взволнованности, особого лиризма. Строгая поэтическая система творчества Бунина, как продолжателя традиций, позволило ему обращаться к вечным темам и не искать мотивы своей поэзии в железном веке повседневности. Универсализм Бунина-художника позволил ему ярко проявить себя и как прозаика, и как поэта, и как переводчика.

    Читайте также:  Анализ стихотворения на смерть князя мещерского державина

    В лирическом творчестве Бунина практически невозможно выделить чисто пейзажную, любовную или философскую лирику. Это помогло Бунину поэтически осмыслить различные и противоречивые аспекты человеческого существования.

    Его поэзия поднимет темы, которые волновали человека во все времена. Так, в стихотворении «Крещенская ночь» говорится о человеке, «исполненном тревоги». Он один оказался в «опушенном седыми морозами» лесу в крещенскую ночь.

    В начале произведения Бунин описывает пейзаж зимнего леса. Поэт подчеркивает особую тишину, похожую на сон. С помощью олицетворения художник слова передает спокойствие и безмятежность природы:

    • Убаюкала вьюга седая
    • Дикой песнью лес опустелый,
    • И заснул он, засыпанный вьюгой,
    • Весь сквозной, неподвижный и белый.

    Противопоставление тишины зимнего леса человеку, исполненному тревоги, позволяет Бунину раскрыть в данном стихотворении традиционную для его лирики тему одиночества. Данный мотив понимается поэтом как чувство, которым наделен каждый человек вне зависимости от его временного и пространственного расположения. Именно чувство одиночества помогает человеку ощутить себя частью природы.

    Таким образом, Бунин раскрывает классическую тютчевскую тему одушевления природы, стремления человека проникнуть в потаенные миры, понять смысл существования рода людского. Если человек не может слиться с природой как герой стихотворения, которому все чудится «что-то живое», то он обречен на полное одиночество и страдания.

    В стихотворении есть еще одно символическое противопоставление леса и месяца. Лес рисуется поэтом погруженным в царство сна, в то время, как месяц восходит все выше и выше, живя при этом своей особенной таинственной жизнью. Но они оба одухотворены, и это их роднит. Месяц – символ начала жизни, хранителя «хрустального царства лесного».

    1. Центральным мотивом ощущения лирического героя является предвкушение, предощущения какой-то динамики, оживления, пробуждения ото сна. Ему все чудится, что:
    2. Пробирается волк по сугробам
    3. Осторожным и вкрадчивым шагом.
    4. Волк выступает здесь как символ опасности, которая грозит человеку в мире вселенского покоя.
    5. Человек оказывается вновь оторванным от мира, подверженным чарам «вьюги седой» в лесу, в котором:
    6. …даже ветла не скрипит,
    7. И поляны, и луг, и овраги,
    8. Где когда-то шумели потоки.

    Само заглавие стихотворения говорит об особой значимости момента. Ведь именно в крещенскую ночь по русским поверьям свершались особые чудеса. И поэт описывает их на примере пейзажа зимнего леса. Это помогает Бунину передать чувство взволнованности и тревоги.

    • В последнем четверостишии ощущение ожидания чуда достигает наивысшего накала, кульминации:
    • А над лесом все выше и выше
    • Всходит месяц, — в дивном покое
    • Замирает морозная полночь
    • И хрустальное царство лесное!

    Лексический рисунок стихотворения отличается активным использованием изобразительно-выразительных средств языка.

    Прием, положенный в основу всего стихотворения, олицетворение: «морозы опушили», «березы задремали», «месяц глядит», «замирает морозная полночь» и т.д.

    Множество эпитетов: «вкрадчивым шагом», «сквозной, неподвижный и белый» (лес), «дивный покой» и т.д. Преобладающие цвета в стихотворении – серебряный, белый и синий.

    Для творчества поэта характерно использование традиционных стихотворных размеров. Ритмическое движение слабо выражено. Звуковой рисунок скуп. Лексика в основном общеупотребительная, поэту чужды неологизмы и архаизмы. Все это позволяет поэту передать сдержанность и особую сосредоточенность эмоциональных переживаний.

    Это стихотворение выступает как лучший образец поэзии в ее классическом варианте.

    Источник: https://sochineniya-na5.ru/kreshhenskaya-noch-stixotvornyj-analiz-i-a-bunina/

    Стихотворение и.А. Бунина «крещенская ночь» (восприятие, истолкование, оценка)

    Когда задумываешься
    над поэзией Бунина, то перед глазами
    возникает то степной пейзаж, то расписной
    терем русского леса, то ароматный ландыш.
    Частые гости бунинских стихов – шмели,
    пчелы, осы, бабочки, жуки. Нерасторжимые
    нити связали поэзию Бунина с его родными
    местами.

    Как писал Бунин в своей
    автобиографии, «в глубочайшей полевой
    тишине, летом среди хлебов, подступавших
    к самым нашим порогам, а зимой среди
    сугробов, и прошло все мое детство,
    полное поэзии печальной и своеобразной».

    Впечатления детских лет и отразились
    впоследствии во многих стихах Бунина.

    В манере пейзажных
    зарисовок поэта чувствуется влияние
    Кольцова, любившего простой русский
    пейзаж, и Пушкина, опоэтизировавшего
    ранее не считавшиеся возвышенными
    обычные детали русской природы – лес,
    поле, иней и т.п. Вот и в стихотворении
    «Крещенская ночь» ярко проявляется
    живописно-описательный стиль поэта.

    Несомненно, что
    данное стихотворение относится к
    пейзажной лирике, особенность же
    бунинского стиля в том, что он не просто
    перечисляет объекты природы и характерные
    для них черты, он видит, чувствует,
    слышит, осязает и обоняет природу.

    Один из обязательных
    приемов создания образа природы в лирике
    Бунина – олицетворение. Его лес, поле,
    березы, месяц всегда одухотворены,
    наделены способностями живых существ.

    Вот и в данное произведении «месяц
    глядит», «цепенея» от холода крещенских
    морозов; тени как бы сами «стелются»;
    вьюга «убаюкала» лес, который в свою
    очередь «заснул»; так же «спят» чащи,
    поляны, луг, овраги.

    Вся природа замерла,
    оцепенела от холода, «неподвижно
    застыла». Везде покой, умиротворение и
    тишина.

    Слово «тишина»
    дважды начинает строфу в этом стихотворении.
    Наверное, это не случайно.

    Таким образом
    автор не только подчеркивает звуковую
    тишину в природе, но и показывает, что
    он ее услышал и наслаждается ею, боится
    нарушить.

    Недаром после этого слова
    стоит подчеркивающий важность
    пунктуационный знак – тире. Значит,
    состояние тишины очень важно для автора,
    это момент истины, первозданности,
    единства человека и природы, природы и
    бога.

    А то, что природа
    – создание бога, Бунин не сомневается:
    его «лучистая» и «яркая» заря играет
    то «зеленым», то «синим» «на востоке, у
    трона господня». Да и сам момент описания
    природы выбран, скорее всего, не случайно:
    крещенские ночи связаны не только с
    сильными морозами в сознании народном,
    но и с чем-то таинственным, что происходит
    в природе накануне таинства крещения
    господня.

    Вот и в стихотворении
    «Крещенская ночь» вся природа, да и сам
    автор ожидают рождения нового дня –
    великого христианского праздника
    Крещение, глядя «на восток», на «бриллиантом
    лучистым» играющую зарю, слившись в
    едином состоянии тишины и покоя, гармонии
    мира.

    Образ лирического
    героя, человека, наблюдающего и
    чувствующего природу, появляется лишь
    в середине стихотворения.

    Помимо
    перечисленных выше качеств он наделен
    автором и чувством естественного
    необъяснимого человеческого страха
    перед чем-то таинственным, непостижимым,
    прекрасным.

    С одной стороны, он боится
    волка, который «пробирается по сугробам
    осторожным и вкрадчивым шагом» там, «за
    этим оврагом».

    Но тут же осекается
    в своих фантазиях: «А быть может, он
    близко…». Даже многоточие передает
    страх и трепет в душе человека, не
    знающего, что ожидать от застывшей
    природы в этот момент. Во всяком случае,
    это явно не царь природы стоит, исполненный
    «тревоги», которому «чудится что-то
    живое», «как будто зверьки пробегают».

    Недаром в конце
    произведения стоит восклицательный
    знак, утверждающий и восславляющий
    «дивное» «царство лесное».

    Оценивая поэзию
    Бунина, А. Блок писал: «Так знать и любить
    природу, как умеет Бунин, – мало кто
    умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит
    зорко и далеко, и красочные и слуховые
    впечатления богаты». Такое художественное
    восприятие природы, мира, человека
    станет впоследствии отличительной
    особенностью не только поэзии, но и
    прозы Бунина.

    Источник: https://studfile.net/preview/8112927/page:2/

    Стихотворение И. А. Бунина «Крещенская ночь» (восприятие, истолкование, оценка)

    Сочинение по произведению на тему: Стихотворение И. А. Бунина «Крещенская ночь» (восприятие, истолкование, оценка)

    И. А. Бунин – поэт от Бога. В его творчестве сочетаются традиции и новаторство. Используя лучшие достижения поэтов – классицистов, романистов, он в начале двадцатого века создает свою, неповторимую, поэзию. Проза Бунина так же лирична, как и его стихи.

    Большое место в творчестве Бунина-поэта занимает пейзажная лирика. Любимое время суток – ночь. Именно ночью природа замирает, кажется волшебной, таинственной. У поэта много лирических стихотворений, передающих именно ночные впечатления.

    Стихотворение «Крещенская ночь» наполнено яркими эпитетами, метафорами-олицетворениями. С помощью выразительных средств Бунину удается нарисовать застывшую картину зимней морозной ночи. Природа в его изображении живая, поэт часто использует олицетворения, чтобы подчеркнуть это:

    • Темный ельник снегами, как мехом,
    • Опушили седые морозы,
    • В блестках инея, точно в алмазах,
    • Задремали, склонившись, березы.
    • Неподвижно застыли их ветки,
    • А меж ними на снежное лоно,
    • Точно сквозь серебро кружевное,
    • Полный месяц глядит с небосклона.

    Лесная сказка замерла, застыла, сравнения подчеркивают красоту и воздушность этого ночного пейзажа. Месяц, как живое существо, как божество, наблюдает за этой застывшей картиной.

    1. Глаголы со значением действия здесь единицы: «шумели», «пробегают», «убегая», в основном они подчеркивают не динамику, а статичность: «убаюкала», «заснул», «спят»:
    2. Спят таинственно стройные чащи,
    3. Спят одетые снегом глубоким,
    4. И поляны, и луг, и овраги,
    5. Где когда-то шумели потоки.
    6. Спокойствие, сон, окутавший лес, подчеркивается и другим повтором:

    Тишина – даже ветка не хрустнет!…

    • Тишина…
    • Однако дальше настроение меняется, лирического героя охватывает страх, приближение опасности:
    • А, быть может, за этим оврагом
    • Пробирается волк по сугробам
    • Осторожным и вкрадчивым шагом.
    • И возникает антитеза: «Тишина – а быть может он близко».
    • Тревожные образы и мечты не покидают лирического героя, повторы подчеркивают это:
    • Все мне чудится что-то живое,
    • Все как будто зверьки пробегают.

    Тишина настораживает, потому что это не обычная ночь, а крещенская. В такую ночь возможны чудеса. Застывшая картина ночи для Бунина словно живая, и ее озаряет звезда:

    На востоке, у трона господня,

    Тихо блещет звезда, как живая.

    Звезда – символ вечности, единения человека с Богом. В эту ночь лирический герой будто бы спрашивает Всевышнего: «Что готовит мне Судьба?». Последнее четверостишие вновь возвращает его в застывший зимний лес:

    1. А над лесом все выше и выше
    2. Всходит месяц – и в дивном покое
    3. Замирает морозная полночь
    4. И хрустальное царство лесное!

    Восклицательное предложение подчеркивает настроение: лирический герой восхищен и «дивным покоем», и «хрустальным лесным царством». Это и есть основная мысль стихотворения, а тему определяет название.

    Стихотворение написано трехстопным анапестом. Трехсложный размер всегда придает особенную выразительность, музыкальность.

    В изображении природы Бунин близок к таким поэтам, как Фет и Жуковский.

    И Фету, и Бунину ближе ночная природа, с помощью ярких выразительных средств они изображают ее живой и одновременно застывшей, уснувшей.

    А тайна, недосказанность, причудливые образы роднят поэзию Бунина с поэтами-романтиками XIX века. У Жуковского с Буниным общие родственные корни, возможно, это также объединяет их творчество.

    Кроме обилия выразительно-изобразительных средств, можно отметить и особое фонетическое оформление стихотворения – аллитерацию.

    Например, повторение шипящих звуков: «опушили», «неподвижно», «склонившись», «снежное», «кружевное» и свистящих: «снежное», «застыли», «небосклона» и т. д.

    Такое сочетание «ш», «ж» и «з», «с» передает тишину, спокойствие. Настроение тревожности подчеркивает звук «р»:

    Пробирается волк по сугробам

    Осторожным и вкрадчивым шагом.

    В некоторых строках можно найти и ассонанс. Например, «Высоко он поднялся над лесом».

    Звук «о» придает плавность, напевность, величественность. Песню вьюги подчеркивает гласный «у» («ю»): «Убаюкала вьюга седая…»

    Фонетика, соединяясь с ритмом трехсложного размера, делает стиль Бунина неповторимым.

    Мне очень понравилось это стихотворение. Богатое использование выразительных средств помогает читателю ярко представить красоту зимней ночи.

    Поэт это делает настолько живописно, что стихотворение напоминает полотно художника.

    «Искусство – это упорядоченная художником действительность, несущая на себе печать его темперамента, который проявляется в стиле», — это цитатой А. Моруа можно охарактеризовать все творчество И. А. Бунина.

    bunin/raznoe_43/

    Источник: https://www.testsoch.info/stixotvorenie-i-a-bunina-kreshhenskaya-noch-vospriyatie-istolkovanie-ocenka/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]