Анализ стихотворения тютчева осенний вечер 8, 10 класс

Анализ стихотворения Тютчева Осенний вечер 8, 10 класс

Пейзажная лирика всегда углубляет читателя в мир грез, надежд, созидательности и грусти. Именно такое произведение Федора Тютчева «Осенний вечер». Из самого названия уже понятно, что произведение об осеннем пейзаже, о прекрасной поре увядания природы.

В самом начале автор показывает как восхитительны осенние пейзажи, все спокойно и умиротворенно, покой и прелесть, тишина и таинственный свет заката.

Немного позже настроение не только читателя, но и поэта меняется, появляется тревога, в свете заката, который падает на упавшую листву, а в легком осеннем воздушном движении, кажется везде таится какая-то угроза.

Дальше снова в душе поселяется тишина, покой, некая завораживающая неподвижная картина. Заход солнца, а на смену заката приходит лазурь и крайние солнечные лучики скрывает некая туманная дымка, тоска, грусть, расставание с солнцем и теплом, это все как сама жизнь для него.

Вдруг, внезапные сильные порывы ледяного ветра, вестники неминуемой зимы, он грустит от окончания осени, волнуется и теряет спокойствие. Само произведение читается достаточно спокойно и не имеет резких эмоциональных скачков.

Прочитав стихотворение «Осенний вечер», кажется будто все человечество, сам автор и природа стали одним целым, бессмертным, ведь на смену одному времени года придет другое, на смену одному жизненному циклу придет другой, точно так, как за днем наступает ночь.

Перекрестная рифма, написанная пятистопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. С точки зрения синтаксиса – это произведение сплошное сложное подчиненное предложение. Использование множества троп, метафор, сравнений, с эмоциональными эпитетами, сильными образами, емким глубоким философским смыслом, неким внутренним душевным движением.

В таком маленьком стихотворении, столько человеческого чувства, столько образов, мыслей, и все это ни в коем случае не перегружает композицию.

Сам автор это лирический герой своего же произведения. Воздушное, легкое стихотворение читается на одном дыхании и оставляет грустный и некий романтический настрой в душе у читателя.

8 класс, 10 класс

Анализ стихотворения Осенний вечер Тютчева

Федор Тютчев – человек, который недаром занимает место, и очень достойное, в русской литературе 19 века. Так как именно этот человек смог описать все достоинства природы и красоту ее, и не просто это сделать, но к тому же соединить традиции европейской и российской литературы.

Стихотворение «Осенний вечер» Федора Тютчева очень красиво, но не слишком большого размера. Оно состоит из двенадцати предложений, и не разделено на строфы. И это все создает эффект интересный и подробный. Именно это стихотворение Тютчева критики считают символом самого классического романтизма в литературе, и, конечно, не только в русской. 

Оно написано в 1830 году. Тогда, в то время, как было написано это произведение, Тютчев находился в Мюнхене, а потому, понятно, почему в его произведение такой необычный настрой. Ведь осень, да еще и в чужой стране, навевала на него такие печальные и тоскливые воспоминания и просто мысли. Тоска по родине может быть трагичной, но вместе с тем  романтичной?

Октябрьский вечер, погода дождливая, серое небо, ветер холодный – прекрасный фон для написания именно такого прекрасного и в какой-то степени, даже уютного стихотворения.  Такая погода сильно повлияла на поэта, или же тоска по родине, но произведение – вышло прекрасным, и читается символом романтики, именно классической в литературе.

Осень, сама по себе, как пора года, связана с тем, чтобы делать людей сумрачными, но она может помочь создать такое прекрасное произведение. Тютчев прекрасно использовал как время, так и место. Кроме того, поэт все-таки находит в такой погоде какую-то свою своеобразную прелесть.

И это подчеркивает в начале произведения своего. Что даже такая пора года, и особенно ее тоскливая середина, может обладать своей необъяснимой манящей красотой и уютностью. Светлые осенние вечера – что может быть прекраснее для уставшей души, как себя тогда чувствовал на чужбине автор.

Анализ стихотворения Осенний вечер по плану

Анализ стихотворения Тютчева “Осенний вечер

Анализ стихотворения Тютчева Осенний вечер 8, 10 класс

Пейзажная лирика поэта Федора Тютчева по праву занимает достойное место в русской литературе 19 века. И это неудивительно, так как автор многочисленных стихов о красоте природы сумел органично соединить в своих произведениях традиции российской и европейской литературы.

Стихи Федора Тютчева выдержаны в духе классических од, как по стилю, так и по содержанию, однако имеют куда более скромные размеры. Вместе с тем, в них присутствует европейский романтизм, что связано с увлечением Тютчева творчеством таких поэтов, как Генрих Гейне и Уильям Блейк.

Литературное наследие Федора Тютчева невелико и насчитывает порядка 400 произведений, так как всю свою жизнь автор посвятил дипломатической государственной службе, выкраивая для творчества редкие свободные часы. Тем не менее, великолепным образцом классического романтизма является его стихотворение “Осенний вечер” , написанное в 1830 году.

В это время Федор Тютчев находился в Мюнхене, остро ощущая не только одиночество, но и тоску по родине.

Поэтому обычный октябрьский вечер навеял на поэта не только грустные воспоминания, но и настроил на лирико-романтический лад, что, в свою очередь, подтолкнуто к написанию очень изящного, волнующего и наполненного глубоким философским смыслом стихотворения под название “Осенний вечер”.

Казалось бы, сама по себе осень навевает ощущение тоски, котороеподсознательно связано с угасанием жизни, завершением еще одного цикла, который делает человека старее. Примерно такие же чувства вызывает вечерний сумрак, который у символистов ассоциируется со старостью и мудростью.

Однако во времена Тютчева в литературе не принято было изъясняться посредством символов, поэтому автор попытался найти в заведомо печальном сочетании осени и вечера позитивные моменты, с первых строчек стихотворения подчеркнув, что “светлость осенних вечеров” обладает особой, неизъяснимой прелестью.

Читайте также:  Яма - краткое содержание повести куприна

Наблюдая за тем, как на “грустно-сиротеющую землю” опускаются осенние сумерки, поэт сумел уловить тот момент, когда последние лучи света дотронулись до разноцветных крон деревьев, вспыхнув в яркой листве. И это восхитительное по красоте явление Федор Тютчев сравнил с “кроткой улыбкой увяданья” природы.

И – тут же провел параллель с людьми, отметив, что у разумных существ подобное состояние зовется “божественной стыдливостью страданья”.

Примечательно то, что в стихотворении “Осенний вечер” поэт не разделяет такие понятия, как живая и неживая природа, справедливо считая, что все в этом мире взаимосвязано, и человек зачастую копирует в своих жестах и поступках то, что видит вокруг.

Поэтому осень в творчестве Федора Тютчева ассоциируется с духовной зрелостью, когда человек осознает истинную цену красоты и сожалеет, что уже не может похвастаться свежестью лица и чистотой взгляда.

И тем больше он восхищается совершенством природы, в которой все процессы цикличны и при этом имеют четкую последовательность. Огромный механизм, запущенный неведомой силой, никогда не дает сбоев.

Поэтому к легкой грусти, которая навеяна сбрасывающими свою листву деревьям, ранними вечерами и порывистым холодным ветром, примешивается чувство легкости и радости. Ведь на смену осени придет зима, а после окружающий мир вновь переменится до неузнаваемости и запестреет сочными весенними красками.

  • А человек, пройдя очередной жизненный цикл, станет чуточку мудрее, научившись находить чувственное удовольствие в каждом прожитом мгновении и ценить любое время года все зависимости от капризов природы, собственных предпочтений и предрассудков.

Источник: https://storm24.media/news/51358

TESTSOCH.RU

         Мастер лирических пейзажей, Фёдор Иванович Тютчев создал большое множество поэтических «полотен», изображающих неповторимую, удивительную красоту окружающей нас природы. Его произведения полны художественной тонкости и спокойного взгляда, среди которых «Осенний вечер» не исключение.

        Стихотворение «Осенний вечер» предстаёт пред нами цельной лирической зарисовкой, не разделённой на строфы,  уходящего осеннего дня, когда сумрак и туман вечера уже спускаются на землю.

Мы видим холодные солнечные отливы на листьях разноцветных деревьев, будто бы «седую» лазурь неба, усиливающую чувство прохлады над уставшей природой. Мы слышим шелест листьев, похожий на печальный шёпот увядающей красы, чувствуем порывы ветра, безжалостно напоминающего о приближении ледяной поры.

И замечаем на всём живом отпечаток грусти, тоски по ушедшей «молодости» природы. Поэт называет это «кроткой улыбкой увяданья» и «божественной стыдливостью страданья».

Так, из пейзажа постепенно вырисовывается настоящий портрет девушки-красавицы, которая с робкой улыбкой стыдится своей увядающей красоты, зная, что там вскоре сменится совсем другого рода красотой. Такое перевоплощение усиливает мистическое чувство своеобразно-прекрасной осенней природы.

        Настроение стихотворения лишено каких-то ярких всплесков отрицательных или положительных эмоций.

Оно спокойно, в нём есть и мягкая улыбка, и лёгкая печаль, тихая тоска и чуть поддёрнутое тревожностью ожидание чего-то другого, пока не знакомого скромной и яркой одновременно осенней красавице.

Она не боится своей метафорической смерти, но стыдится старости, хоть и такой пёстрой, ведь часто девицы-красавицы мечтают никогда не стареть.

        Стихотворение наполнено множеством выразительных средств, которые помогают передать гамму эмоций, заложенных в этом прекрасном поэтическом мире.

Эпитеты («умильная прелесть», «томный шелест», «грустно-сиротеющая земля»), сравнение («ветр, как предчувствие сходящих бурь»), метафора («на всём улыбка увяданья») и мн.др.

Аллитерация («с») и ассонанс («э») в первой строке стихотворения «Есть в светлости осенних вечеров…» передают хрустальную, волшебную, спокойную и тонкую атмосферу тихого осеннего вечера. Стихотворный размер произведения – пятистопный ямб, использована перекрёстная мужская и женская рифмы.

        Читая стихотворение «Осенний вечер» Ф.И. Тютчева, погружаешься в волшебный и тихий миг осенней поры, когда ещё не одолевают ноябрьские холода, но дарит свою прощальную спокойную улыбку уставшая природа. Её краски также радую глаз, но мы чувствуем, что весь мир уже готовится к чему новому и оттого становится немного грустно, и всё же светло.

Анализ стихотворения Тютчева Осенний вечер 8, 10 класс

Источник: https://testsoch.ru/analizy-stihotvoreniy/tyutchev/analiz-stixotvoreniya-fi-tyutcheva-osennij-vecher.html

Краткий анализ стихотворения Ф И. Тютчева «Осенний вечер»

1. История создания

Стихотворение «Осенний вечер» появилось на свет в октябре 1830 года.

Находясь далеко от Родины, Ф. И. Тютчев скучал по дому. Осень в далеком Мюнхене, где поэт занимал пост атташе при дипломатической миссии, навевала воспоминания о России. Ностальгические настроения нашли отражение в стихах.

2. Литературное направление

В стихотворении поэт придерживается романтического направления, в котором присутствуют элементы реализма.

Одухотворенная природа оживает под пером мастера. Загадочная красота осеннего вечера сменяется вполне реальным предвестником зимы «порывистым холодным ветром».

3. Род

Произведение относится к роду лирики.

4. Жанр

Жанр стихотворения: пейзажная лирика, наполненная философскими размышлениями автора о взаимосвязи человека и природы.

5. Проблематика

Проблемы, которые поднимает Ф. И. Тютчев в стихотворении «Осенний вечер», будто проникают одна в другую:

  • проблема влияния красоты природы на человека тесно связана с осознанием неизбежности течения и изменения жизни;
  • проблема кроткого смирения природы перекликается с умением переносить страдания с «божественной стыдливостью».

6. Тематика

Тема стихотворения — рассказ о наступившей осени.

Последний всплеск ярких красок окутан печалью увядания природы. Но это не мешает лирическому герою насладиться всей прелестью осеннего вечера.

7. Идея

Связь между явлениями природы и человеческой жизнью неразрывна. Все в этом мире развивается, изменяется и движется по одним и тем же законам, воспринимать которые надо со смирением, улыбкой и надеждой.

8. Пафос

В стихотворении Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» звучит пафос грусти и печали, который связан с наступлением осени.

9. Система образов

Образный ряд стихотворения состоит из главного символического образа осени и множества деталей.

Мы видим «пестроту дерев», «туманную лазурь». Слышим «легкий шелест» «багряных листьев». Чувствуем «порывистый холодный ветр».

Эпизодические образы – являются неотъемлемой частью осеннего вечера.

Читайте также:  Сибирочка - краткое содержание повести чарской

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж произведения — осень, которая предстает перед читателем в облике осеннего вечера. В образе соединяются грусть и очарование.

Природа, чувствуя приближение зимних бурь, наполняется «зловещим блеском» и яркими красками. Буйство красок органично вписывается в печальную картину угасающего дня.

11. Лирический герой

Чувства лирического героя созвучны авторским переживаниям. Печальная картина осени осознается им как неизбежность, с которой следует смириться, наслаждаясь «умильной таинственной прелестью», и надеяться на возрождение.

12. Сюжет

В произведении отсутствует сюжетная линия в обычном понимании этого слова. Перед читателем статичная картина осеннего вечера.

Природа будто замерла в «предчувствии сходящих бурь». Жизнь на «грустно – сиротеющей» земле готовится к долгому периоду покоя и оцепенения.

13. Композиция

Произведение воспринимается как целостная пейзажная зарисовка. Оно не подразделяется на привычные строфы, состоит из одного предложения, протяженностью в двенадцать стихотворных строк.

Условно «Осенний вечер» можно разделить на три смысловые части, три четверостишия:

  • Описание «светлости осенних вечеров».
  • «Предчувствие холодных бурь».
  • Природа уподобляется «существу разумному».

14. Художественное своеобразие

Строки стихотворения великого поэта наполнены необычными противопоставлениями и оксюморонами:

  • «улыбка увядания» и «божественная стыдливость страдания», «изнеможение»;
  • «тихая лазурь» и надвигающаяся буря;
  • светлость вечеров;
  • «прелесть осенних вечеров» и «грустно – сиротеющая земля».

Взаимоисключающие понятия и образы, дополняя друг друга, создают сложную картину целостного окружающего мира.

15. Размер, рифма, строфика

Произведение не делится на строфы, состоит из одного сложного предложения.

Для его создания поэт использует пятистопный ямб и перекрестный способ рифмовки (АБАБ) с чередованием мужской и женской рифмы.

16. Средства художественной выразительности

Передать глубокий философский смысл произведения, отобразить очаровательную прелесть осенней природы автору помогают необычные средства художественной выразительности:

  • эпитеты, органично вплетенные в олицетворения, оживляют явления природы, подчеркивая связь с человеческой жизнью: «зловещий блеск дерев», «томный легкий шелест» листьев, «грустно — сиротеющая земля», «кроткая улыбка увяданья»;
  • точные метафоры заставляют работать воображение: «божественная стыдливость страданья», «светлость осенних вечеров»;
  • сравнение «ветр, как предчувствие сходящих бурь» заставляет вернуться к реальности и почувствовать приближение зимы.

Каждый из тропов несет в себе большую смысловую нагрузку необыкновенную образность и символичность.

17. Значение произведения

Стихотворение «Осенний вечер» побуждает читателя задуматься о быстротечности жизни. Погрузившись в волшебный мир осеннего вечера, начинаешь ценить каждое мгновение, которому никогда не суждено повториться.

18. Актуальность

Природа мудра, совершенна и вечна. Поэтому человек никогда не перестанет наслаждаться ее красотой, учиться у нее философскому отношению к жизни и смерти.

19. Мое отношение

Я не люблю осень, но стихотворение Ф. И. Тютчева завораживает и заставляет переосмыслить свое отношение к этому грустному времени года. Печальные строки рождают в душе неизведанное чувство терпеливой покорности вечным законам бытия.

20. Чему учит

«Кроткая улыбка увядания» природы учит человека с достоинством воспринимать жизненные испытания и надеяться на счастливое будущее.

Источник: http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-f-i-tjutcheva-osennij-vecher/

Анализ стихотворения Тютчева "Осень"

Анализ стихотворения Тютчева «..Есть в осени первоначальной»

Описание: В статье подробно (до последних многоточий) разбираются: основные темы, идеи автора, а также рассматривается композиция стихотворения.

Детально изучив лирику Тютчева, внимательный взор сумеет отыскать ряд тем, значимых для поэта и повторяемых им в течение всей его жизни. В его творчестве заметно выделяется образ осени. Несмотря на то, что Тютчев ее недолюбливал, осень является для него временем творческого подъема и одной из основных тем во всем творчестве.

Недаром во времена глубокой осени поэт впервые написал свое знаменитое: ”Умом Россию не понять…”

Тютчев написал стихотворение во время дорожной поездки из родного села Овстуга в Москву в 1875 году. Но впервые опубликовано оно было лишь год спустя в отечественном журнале “Русская беседа”.

Стоит отметить, что произведение относится к последнему третьему периоду творчества Тютчева 1850-1870х годов.

Необходимо начать с композиции целого стихотворения. В нем сочетаются строки с различным количеством стоп (разностопный ямб) Рифма мужская и женская. Перекрестная в первых четверостишьях, а в последнем опоясывающая.Тютчев максимально разнообразил стихотворение, чтобы через него передать изменчивость самой жизни.

Здесь всего 3 четверостишия.

Изначально кажется, что они совсем не связаны между собой и можно раздробить стихотворение на три отдельных кусочка. Это неверно. Пейзажной лирике Тютчева свойственна философская направленность. Лишь сложив четверостишия и прочитав все целиком можно понять подлинный смысл и идею произведения.

Становится заметно, что автор в произведении озвучивает ряд проблем, таких как:

• Круговорот жизни во времени• Нелегкий труд крестьянина, рабочего• Неизменность течения жизни, но невозвратность событий уходящего года.Признавая наличие живой души в природе, он подобным же образом отражал ее и в описании пейзажа в определенное время года: живо, ярко, патетично. Обычно осень – дождливая пора неизбежного увядания всего живого. .Но у Тютчева эта “дивная пора” становится легкой и наполняется пустотой, возносясь над всем бренным и земным (“день хрустальный”, “лучезарны вечера”) Поэт воспевает хрупкое недолговременное спокойствие ранней осени:Недаром автор сравнивает прозрачный день с хрусталем. Ведь в следующих строках он напоминает нам, что ничто не вечно. В жизни неумолимо происходят изменения, и это становится видно по окружающей обстановке. Там где раньше «…серп гулял и…» под рукою человека «..падал колос» теперь лишь висит одиноко тонкий волос паутины.Золотая осень превращается у Тютчева в нечто большее, чем просто сезон преображения природы. Под красивыми эпитетами (“бодрый серп“, ”на праздной борозде”) в стихотворении скрывается мирообразующая функция, показывающая нам саму человеческую жизнь и ее неразрывную связь с окружающей природой.Наиболее яркое олицетворение во втором четверостишии (“…серп гулял», «колос падал») передает определенный импульс, интенсивность человеческого труда.Осень – время истинного покоя. Это хорошо заметно в третьем четверостишии, где показано “отдыхающее поле” после сбора урожая. Поэт будто бы подводит итог всей проделанной за год людской работе. После длительного рутинного труда все затихает, смолкает, и “птиц не слышно боле”. Сама природа чутко реагирует и подстраивается под течение жизни:Летом зной, солнце палит и иссушает все вокруг, из-за раскаленного воздуха становится трудно дышать. Осенью же наконец наступает ожидаемая прохлада. Теперь на землю льется лишь “чистая и теплая лазурь”(это метафора, причем удачно подобранная)

Читайте также:  Сочинение описание бала (рассказ после бала толстого)

В завершение отдельно стоит указать на многоточия. Существует много мнений, указывают ли они на недосказанность автора или на глубину его размышлений. Скорее всего, это определит сам читатель.

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/14259-analiz-stihotvorenija-tjutcheva-osen.html

Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» и А.А. Фета «Осень»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Какая она, осень?.. Что скрывается за тенью грусти, тоски, холода? Тайное тепло, огонь, ещё не открытый взрыв эмоций и чувств? Не каждый может постичь тебя, открыть неоткрытое и навсегда сохранить прелесть узнанного.

Стихотворения Ф.И. Тютчева “Осенний вечер” и А.А. Фета “Осень” – это два разных виRдения, понимания осени.

Какова же эмоциональная оценка осени Ф.И. Тютчевым? Поэт словно оживляет её, образно наделяет осень присущими только человеку чертами и свойствами. Рассказывая нам о своей осени, он заостряет внимание на таинственной красоте осеннего вечера. Именно вечером осень воспринимается им как божественное, трогательное, бездонное творение:

…на всёмТа кроткая улыбка увяданья,Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

Глубокое, необыкновенно насыщенное по своей окраске стихотворение Ф.И. Тютчева переполнено чувством безысходной грусти, искреннего страдания, сожаления… Авторское “я” мы чувствуем в прекрасном описании природы, в переживаниях лирического героя, который словно жалеет о чём-то, нехотя расстаётся с каждой ноткой шелеста “багряных листьев”, с каждой маленькой частичкой его осени.

Он не хочет расставаться даже с мельчайшей, совсем незаметной, но милой для него деталью: “умильная, таинственная прелесть” осенних вечеров, “грустно-сиротеющая” земля, “туманная и тихая лазурь” – всё дорого, всё необыкновенно, всё таинственно!.. По принципу мозаики, одно дополняет другое.

Лишившись хоть одной частички, картина тютчевской осени уже не смотрится, теряет былую привлекательность.

В осени Фета мы слышим отголоски человеческой души. Стихотворение состоит из трёх частей – это три ступени, три этапа, три возраста. Осень, как и человек, способна жить (“…в крови золотолиственных уборов”), любить (“…

Горящих осень ищет взоров // И знойных прихотей любви”), стареть и умирать (“…И, замирающей так пышно, // Ей ничего уже не жаль”)… Лейтмотив стихотворения А.А.

 Фета – одухотворённость природы, переплетающейся, связанной с человеком сложностью и неповторимостью жизненных ощущений.

В первой части (первом четверостишии) стихотворения с помощью необыкновенно точно подобранных эпитетов и метафор (“сумрачные дни… беззвучной осени и хладной”, “истомой безотрадной”) автор создаёт впечатление одиночества, полной тишины, интимности.

Во второй части (втором четверостишии) осень оживляется, расцветает, наполняется светом и теплом. Для усиления смысловой и поэтической значимости этой части А.А. Фет использует приём градации (“…золотолиственных уборов… горящих взоров… и знойных прихотей любви…”).

Эти метафоры являются в стихотворении контекстуальными синонимами, а сочинительный союз и здесь обозначает завершение эмоционального поиска автора: в словах “знойных прихотей любви” скрыта вся насыщенность цветовой и смысловой гаммы осени, её завораживающего очарования.

В третьей части (третьем четверостишии) эмоции стихают и приобретают умеренный, степенный ритм. Нет больше ярких красок, движения, есть только “стыдливая печаль” пышно замирающей осени.

В стихотворении “Осенний вечер” Ф.И. Тютчева трудно выделить части.

Да и нужно ли это? Для Тютчева весь фетовский колорит слился в одну фразу, в одно предложение – и это только один вечер, один вздох,одно воспоминание…

Нет “беззвучной” и “хладной”, горящей и знойной, стыдливой и пышно замирающей осени – есть только один осенний вечер, “таинственный” и “божественный”.

Тютчевское представление осени основано на приёме синтаксического сгущения.

В тексте сливаются воединоразличные средства художественной выразительности: эпитеты – синтетические (“зловещий блеск и пестрота дерев”), сложные (“грустно-сиротеющей землёю”), цветовые (“багряных листьев”); метафоры (“божественной стыдливостью страданья”); олицетворения (“томный” шелест листьев); градация (“ущерб, изнеможенье”). Особенно сильно отражает состояние природы и лирического героя, сопереживающего ей, используемый Ф.И. Тютчевым приём аллитерации. Мы слышим песню падающих листьев:

Багряных листьев томный, лёгкий шелест, –

пронизывающее дыхание ветра:

И, как предчувствие сходящих бурь,Порывистый, холодный ветр порою… –

и – самое главное – тишину (вслушайтесь! Разве вы её не слышите?):

Есть в светлости осенних вечеровУмильная, таинственная прелесть…

Более глубокого понимания стихотворений мы можем достичь, обратившись к их конструкционным особенностям. Оба произведения написаны ямбом (у А.А.

 Фета – четырёхстопным, у Тютчева – пятистопным), но насколько разные настроения они передают! Рифма “Осеннего вечера” – перекрёстная (в стихотворении действительно происходит постоянная борьба, скрещение неба и земли, тьмы и света, бури и тишины), закрытая (не правда ли, создаётся впечатление завершённости мысли, успокоения, конца какого-то долгого и утомительного пути?). У Фета же рифма кольцевая, открытая (она соответствует вечному, нескончаемому природному циклу: рождение – жизнь – смерть).

Глубокая, неисчерпаемая проблематика стихотворений позволяет нам ещё и ещё раз окунуться, заглянуть в светлый и сумрачный, холодный и знойный, увядающий и горящий мир осени, снова и снова попытаться разгадать её тайну.

Какая она, осень?.. Что скрывается за тенью грусти, тоски, холода? Тайное тепло, огонь, ещё не открытый взрыв эмоций и чувств?

Осень! Неразгаданная, непостижимая, бесконечно прекрасная осень, обволакивающая весь мир своей тайной, магической силой…

Какая ты, осень?..

Источник: http://litera865.blogspot.com/2013/12/blog-post_8349.html

Ссылка на основную публикацию