История создания
Стих был написан 24 ноября 1903 года. Это время стало кризисным для России. Интеллигенция понимала, что существующий строй несостоятелен. Люди осознавали необходимость перемен, но не знали, какие именно нужны изменения. Проблемы назревали, и Блок не мог остаться в стороне. Стихотворение «Фабрика» вошло в сборник «Распутье».
Работу можно считать переломной в творчестве Александра Александровича. Он отошел от бытовой лирики и переключился на новые темы. Молодой поэт был пленен революционными идеями и быстро стал одним из тех, кто выступает за социальную справедливость.
Анализ «Фабрики» Блока показывает, что Александр Александрович поднимал непростую тему. Он рассказывал о жизни обычных рабочих. Расслоение общества только приведет к бунту, но пока это время еще не наступило. Низший слой обеспечивает жизнь высшему и это приведет к революции.
Кратко о сюжете
Стих состоит из четырех четверостиший. Композиция выглядит немного запутанной, но при внимательном чтении все становится ясно. В первом четверостишии лирический герой описывает обычный вечер, когда люди идут на фабрику. Ворота еще заперты и некто неясный подсчитывает пришедших рабочих.
В третьем четверостишии герой рассказывает, как ему слышится голос надзирателя. Тот призывает людей согнуть спины и начать работать.
В конце стиха рабочие покорно заходят внутрь, наваливают кули на спину и приступают к своим обязанностям. Только богачи смотрят в окна и смеются над тем, как они ловко провели нищих.
Каждая деталь стихотворения позволяет лучше понять атмосферу произведения. Черный человек выражает тревогу, опасность, катастрофу. На улице темно и только свет в окнах освещает улицу. Только богатые люди не работают и это подчеркивает их возвышение над рабочими людьми.
Художественные приемы
Блок был приверженцем символизма, поэтому в стихотворении он рисует некое чудовище, описывает согнутые спины рабочих и желтые окна, в которых видны смеющиеся люди. В работе присутствует таинственность и недосказанность. Текст обезличен и это позволяет лучше передать атмосферу фабрики.
Поэт не использовал много средств выразительности. В тексте присутствуют только эпитеты:
- Болты стали задумчивыми.
- Спины измученные.
- Голос стал медным и т. д.
Все это позволяет передать негативное отношение лирического героя к происходящему. Жанр стихотворения — философская лирика. Для гражданской оно не дотягивает, так как в нем нет четкой общественной позиции. Но при внимательном чтении уже становится очевидной точка зрения автора.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, и это позволяет создавать четкий ритм, который напоминает марш рабочих. Они покорно идут работать на фабрику и над ними смеются богачи.
При чтении стихотворения могут возникать сложности с проставлением ударений. Необходимо обратить внимание на следующие слова:
Можно послушать аудиозапись чтения стихотворения — это позволит лучше почувствовать атмосферу произведения.
Выучить стихотворение можно с помощью плана:
- Приход людей к фабрике.
- Подсчет рабочих.
- Призыв трудиться.
- Начало смены и торжество богачей.
Запомнить текст легко, так как он небольшой по объему. Стихотворение «Фабрика» наполнено скрытыми символами, каждая строчка таит в себе особый смысл и это делает работу одной из лучшей в творчестве Блока.
Источник: https://nauka.club/literatura/fabrika.html
Анализ стихотворения «Фабрика» Блока
Стихотворение “Фабрика”, хоть и написано в ранний период, наполнено важными уже для позднего периода творчества Блока мотивами. Понять их поможет краткий анализ “Фабрика” по плану, который может использоваться для объяснения материала на уроке литературы в 11 классе.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фабрика.
История создания – стихотворение написано в 1903 году, известен даже точный день – 24 ноября. Позже оно вошло в цикл “Распутья”.
- Тема стихотворения – город и жизнь в нем простых людей.
- Композиция – одночастная, с запутанным сюжетом.
- Жанр – философская лирика.
- Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
- Эпитеты – “задумчивые болты”, “измученные спины”, “медный голос”.
Блок написал “Фабрику” в 1903 году, 24 ноября. Для понимания ее смысла очень важно осознавать, что тот период был переломным для России: очень многие люди, в том числе интеллигенция, осознавали несостоятельность существующего строя. Тогда еще не было до конца понятно, какие перемены ждут общество, но большинство уже осознавало их необходимость.
Эти проблемы волновали и Александра Александровича, который обратился к ним еще в раннем творчестве. “Фабрика” считается первым его произведением которое наполнено предчувствием революции. Впоследствии оно вошло в сборник под названием “Распутье”. Молодой поэт был пленен революционными идеями и быстро стал одним из тех, кто выступает за социальную справедливость.
Свое стихотворение автор посвящает простой на первый взгляд теме, рассказывая о жизни обычных рабочих в городских условиях. Но в данном случае важна не столько тема, сколько идея: Блок показывает расслоение общества, которое в конечном итоге приведет к бунту, показывает жизнь низших слоев, которые своей работой обеспечивают хорошую жизнь высшему классу.
Именно с “Фабрики” начинается переход поэта от романтических произведений к бытовым, революционным. В ней уже видно, как именно он относится к классовому неравенству. В произведении ощущаются первые ростки восторга, с которым он примет революционные идеи.
Композиционно этот стих достаточно несложен, несмотря на запутанность сюжета. Автор показывает отдельные картинки быта рабочих, которые как будто мелькают перед взором читателя.
Он показывает жизнь, которую ведут простые люди: они еще затемно бредут к воротам фабрики, которая призывает из звуком колокола, их пересчитывает некая безликая фигура и все, что происходит вокруг, не способствует выражению свободной воли, оно буквально сгибает и без того измученные спины рабочих.
Лирический герой наблюдает эту картину, но не отстраненно, а с глубоким сочувствием к тем нищим, над которыми смеются довольные богачи.
Жанр этого произведения определяется как философская лирика: в нем много символизма и еще не до конца обозначилась общественная позиция Блока, чтобы отнести его к лирике гражданской. И в то же время оно является предвестником столь характерного для Александра Александровича переживания революции.
Написано стихотворение четким четырехстопным ямбом, который также используется поэтом как символ: это маршевый ритм, под который угнетаемые рабочие строем идут на фабрику. Таким образом автор делает стихотворный размер еще одним символическим слоем произведения.
Чтобы не отвлекать читателя от богатства символики, Блок использует всего несколько тропов, и все это – эпитеты: “задумчивые болты”, “измученные спины”, “медный голос”. Этих средств выразительности достаточно для того, чтобы показать печальное и негативное отношение лирического героя к созерцаемой им картине.
Средняя оценка: 4.8. Всего получено оценок: 36.
Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/blok/fabrika.html
Анализ стихотворения «Фабрика» А.А. Блока | Литерагуру
Фабрика стоит в стороне от всех стихотворений Александра Блока. Оно не похоже на излюбленную возвышенную лирику поэта. Стихотворение больше напоминает короткометражный фильм о тяжком труде угнетённых слоёв общества.
История создания
Стихотворение было написано в 1903 году, в период раннего творчества Александра Александровича Блока. Замыслы о революции уже витали в воздухе. Автор, как и многие представители интеллигенции, мечтал о грядущих переменах.
И вот за два года до самой Октябрьской революции он пишет стихотворение «Фабрика», которое включил в цикл «Распутья». Произведение стало своего рода криком молодой души поэта. Им Блок хотел открыть глаза общественности на тяжкое положение обычного рабочего класса.
Жанр, направление и размер
«Фабрика» по жанру близко к элегии. Автор выказывает своё недовольство по поводу острой социальной проблемы, именно этот факт позволяет назвать стихотворение элегическим. Четырёхстопный ямб позволяет создать необходимый ритм. Рифма перекрёстная.
Без сомнения, направлением стихотворения является символизм. Мрачность, символическое столкновение «страшного мира» и души человека, образы-символы – все это является составляющими данного литературного течения.
Образы и символы
Главными символами стихотворения стали цвета, а именно: сочетание жёлтого, черного и медного цветов («окна желты» и «чёрный кто-то», «медный голос»).
Жёлтый, как символ обмана, указывает на то, что бедный доверчивый народ гнёт свои спины на смех «чёрных» угнетателей. Кроме того, чёрный цвет – это цвет скорби. Скорбят здесь обманутые.
Также стоит отметить, что жёлтый у Блока является и символом обогащения капиталистов, их пошлости. Медный цвет в контексте стихотворения означает страх, поскольку «медный голос гнёт измученные спины».
Лирический герой стоит над ситуацией и является рассказчиком. Он делит свою повесть на две части: описание мирка угнетённых рабочих и мира капиталистов за «жёлтыми» окнами.
Темы и настроение
Основная тема «Фабрики» — социальное расслоение на капиталистов и рабочий класс.
Описание жизни простых рабочих подводит к бытовой теме: жизнь простого люда полна убожества и голой нищеты, зато богачи живут праздно и сытно, их роскошь бесполезна и нарочито бестактна рядом с теми, кто отдает лучшие годы жизни за кусок хлеба.
Также мы видим в произведении проблему социального неравенства, разделения мира на бедных и богатых, господ и рабов. Рано или поздно в этой реальности неизбежно наступит решающий конфликт, острая кровавая драма, нерв которой чувствуется уже сегодня.
Стихотворению присущ суровый стиль. Мрачные картины, цвета и ритм, похожий на марш, создают пессимистичный настрой. Впечатление замкнутости и потерянности преследуют читателя до последнего слова.
Основная идея
Несправедливость затрагивает сердце того, кто хочет её искоренить. Александр Александрович Блок был как раз тем человеком, которого волновали любые социальные проблемы: «Одно только делает человека человеком: знание о социальном неравенстве». В этом страстном призыве распахнуть веки навстречу знанию о подлинной жизни виднеется смысл стихотворения.
Фабрика, по мнению автора, производит не только кирпич и прочий материал, она штампует несправедливость, обман, боль и угнетение. Однако стоит заметить, что лирический герой стоит отдельно от всего: «Я слышу всё с моей вершины».
Он не может «подойти к воротам» и остановить этот адский механизм фальши. В этом и заключается главная мысль: осознание проблемы одним человеком не искоренит её.
Это должен понять каждый, даже «кто-то чёрный, смеющийся в жёлтых окнах».
Средства художественной выразительности
Стихотворение не изобилует средствами художественной выразительности. Но всё же Александр Александрович, благодаря нескольким эпитетам (задумчивые болты, медный голос, измученные спины), детально описывает непосильный труд народа.
Также можно рассмотреть метафору (чёрный кто-то). Именно благодаря этому скрытому сравнению читатель представляет реального угнетателя рабочих масс.
Ксения Митрошина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-fabrika-a-a-bloka/
Анализ стихотворения «Фабрика» (А. Блок) | Литрекон
Сын Родины. Глашатай революции. Февраль. Радость и волнение. Город. Люди. «Фабрика». Александр Блок. Великая сила существительных. Александр Александрович Блок – яркий поэт Серебряного века, известный каждому особенной, авторской любовью к Родине.
Гражданская лирика была, есть и будет отдельным особняком в творчестве любого скульптора слова, а если речь идет о бунте, переменах, предчувствии чего-то нового и долгожданном прозрении народа, мастер Ренессанса своего времени чувствует себя как никогда нужным и вдохновленным.
История создания
«Распутья» — последний цикл первого тома лирики А. Блока. Его основные темы: нежелание мира понять поэта и маленького человека и истинный смысл бытия в целом. С помощью «Распутий» автор показывает читателю спектр остросоциальных проблем со всеми его мрачными оттенками.
Стихотворение «Фабрика» (точная дата написания – 24 ноября 1903 года, опубликовано в 1904) стало олицетворением общественной правды под царской властью. В России – первые революционные ветры, на душе у Александра – «радостное волнение» пред грядущими событиями. «Фабрика» — творческий катарсис поэта, переход от романтики к злобе дня.
Жанр, направление и размер
Общепризнанным является определение произведения как образец философской лирики. Нет весомых причин приписывать его к гражданской: взгляды Блока не сформированы окончательно, до революции 1905 года еще целых 24 месяца.
Однако, на мой взгляд, эти два жанра не могут существовать отдельно друг от друга, ведь судьба народа и государства всегда зависит от философов.
Серебряный век знаменит культурными деятелями, параллельно интересующимися общественной жизнью.
Будто утомленные рабочие идут на ненавистную работу, ритмом марша читаются строки стихотворения. Такое настроение создает размер – четырехстопный ямб.
Образы и символы
Абстрактность – основа «Фабрики». Автор не использует конкретные образы. На мой взгляд, иронично показана забавная традиция вешать на стену портрет политических лидеров. Власть — причина беспорядка. Черный – цвет тайны, тьмы.
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то.
- Тот, кто следит за жертвами рабочего класса. Тот, чье имя нам не известно. Тот, кто не один в своем роде. Тот, кто вызывает у лирического героя ненависть и разочарование. Это представитель действующей власти, который, купаясь в роскоши, следит за нищетой и угнетением своих рабов, на которых держится его благополучие.
- Лирический герой абстрагируется от происходящего. Есть капиталисты, есть рабочие, а есть он. Отдельная фигура, смотрящая на всех со «своей вершины».
- Образ желтых окон. Цвет тепла и уюта в контексте стихотворения превращается в меланхоличное бюрократическое пятно. Желтые окна – символ тогдашних офисов. Очевидно, там сидят тучные бухгалтеры, начальники, бесхребетные и недалекие секретари – все те, кто по сей день нагло обманывают простых людей, «смеются, провожая нищих».
- Образ рабочих — самый мрачный в стихотворении. Народ гнет «измученные спины», идет на работу как скот на бойню. Настроение этой изможденной толпы — предначертание неминуемого социального взрыва.
Темы и проблемы
Социальная стратификация и губительное влияние власти, народная «слепота» и апатия, желание что-то изменить и одновременная неизбежность. Эти темы и проблемы поднимает А. А. Блок в произведении.
- Жизнь рабочего класса — основная тема стихотворения. Поэт в присущей ему символистской манере описывает тяжелую службу рабочих, которые наваливают на измученные спины кули и разбредаются по территории фабрики. Они обречены на нездоровье и раннюю смерть, их условия жизни и труда не идут ни в какое сравнение с тем, как живут те, за желтыми окнами. Начальство никогда не унизится до подобной работы, никогда не спустится из своей башни из слоновой кости. Оно наблюдает свысока.
- Социальная несправедливость — основная проблема стихотворения. Автор сталкивает два мира: люди перед глухо запертыми воротами и господа за желтыми окнами. Им не суждено смешаться при существующем укладе, они идут параллельно и не пересекаются. Одни вверху, другие внизу, и так с рождения до самой смерти. Каждый человек является заложником своей касты и не может покинуть ее, как бы ни старался. Даже тяжелый труд не является условием карьерного роста. Только происхождение поможет занять место за желтым окном.
Основная идея
«Фабрика» — пролог новой главы в истории России. Проникновенными строками автор боролся за справедливость, равенство, торжество гуманизма.
Страшно осознавать, но хочется верить, что это одновременно и эпилог, ведь описываемые события, образы существуют сегодня.
Они продолжат иметь место в государстве, пока народ спит духом и довольствуется тем, что ему дают. Это и есть главная мысль стихотворения «Фабрика».
Борьба! Борьба за свободу, права и человечество. Вот к чему призывает читателя автор строками в готическом стиле. Описывая четкое разделение между холопами и господами, трудом и праздностью, свободой и рабством, он с горькой усмешкой показывает, что сильные мира сего плевать хотели на нищих. Тогда какой же смысл проливать пот и кровь, надрывать спину ради их выгоды?
Средства художественной выразительности
Когда описываешь жизнь простого народа, не нужно эпитетов в стиле Барокко и нарочито торжественных метафор. Прямолинейные высказывания не отвлекают от истины и не создают ложных представлений.
Метафора «черный кто-то» олицетворяет надзирателя. Несколько эпитетов (задумчивые болты, медный голос, измученные спины) помогают художнику нарисовать происходящее и передать атмосферу в нужных оттенках.
Также автор для концентрации читательского внимания использует лексические повторы: «по вечерам — по вечерам»; «а на стене — а на стене».
Екатерина Вострикова
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/fabrika-blok/
Фабрика Анализ стихотворения Блока | Инфошкола
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ СТИХОТВОРЕНИЯ «ФАБРИКА»
⦁ Показаны два мира — богачей и простых людей.
⦁ Нет чёткого сюжета, есть недосказанность.
⦁ Лирический герой сочувствует рабочим, но его образ как бы надмирен: «Я вижу всё с моей вершины … »
- ⦁ Лирический герой ужасается покорности людей: « … Навалят на спины кули».
- ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема: «страшный мир».
Идея: показать классовое расслоение общества, угнетение и презрение низших слоёв.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
Эпитеты: задумчивые болты, измученные спины.
Повторы: по вечерам — по вечерам, а на стене — а на стене.
Символика цвета: жёлтый — страх, отвращение, чёрный — насилие, жестокость.
Блок 24 ноября 1903 года создаёт стихотворение «Фабрика». В стихотворении «Фабрика» ознаменовалось новое видение мира. Если в «Стихах о Прекрасной Даме» взгляд поэта был устремлён ввысь к церковному своду, небу, то в «Фабрике» он смотрит вокруг себя («В соседнем доме окна жолты … »] И даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности («Я слышу всё с моей вершины … »).
Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой гаммы («жолты», «чёрный кто-то») стихотворения. Эпитет «желтый» привносит в создаваемую картину ассоциации болезненности. нездоровой лихорадочности, а благодаря необычному написанию приобретает значение символа некой зло вещей силы.
Написание слова «жолты» отражает особенности орфографии Блока, таким образом он хотел подчеркнуть символическое, а не только цветовое значение слова. С миром зла связан другой образ — «недвижный кто-то, чёрный кто-то», являющийся символом некого мирового, мистического зла.
Называя жертв этого зла «людьми», «народом», «нищими», Блок не видит в них «рабочих». Так, обращаясь в конце первого тома к социальной действительности, поэт не даёт её явлениям социальных, реалистических мотивировок.
Стихотворение «Фабрика» — символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла, воцарившейся в мире.
Образ фабрики-тюрьмы в стихотворении Блока вызывает у читателей ассоциации с образами брюсовского стихотворения «Каменщик» («Каменщик, каменщик в фартуке белом … » (16 июля 1901).
Герой Брюсова, в отличие от блоковских фабричных «людей», «нищих», осознаёт своё социальное положение — положение бесправного рабочего, вынужденного зарабатывать себе на жизнь не только каторжным трудом, но и трудом неблагородным, ибо тюрьма, которую он строит, предназначена для таких же, как он, рабочих.
Жанр: лирическое стихотворение (вид лирики — гражданская, символическая).
Источник: https://info-shkola.ru/fabrika-analiz-stixotvoreniya-bloka/
Анализ стихотворения Блока «Фабрика»
Короткое и емкое произведение Александра Блока «Фабрика», состоящее всего из четырех четверостиший, было создано в 1903 году и впоследствии вошло в цикл «Распутье». На первый взгляд, оно описывает ничем не примечательные будни обычных работяг, которые вынуждены зарабатывать себе на жизнь тяжким трудом.
Однако не стоит забывать, что Россия начал 20 века походила на бурлящий котел, и очень многие слои общества, включая и некоторых аристократов, мечтали о переменах.
Революционные идеи уже носились в воздухе и, естественно, пленили молодого поэта, который очень скоро стал одним из сторонников свержения существующего строя.
Впоследствии революционные события, повлекшие за собой не только падение царского режима, но и развязавшие гражданскую войну, вызвали у Александра Блокав последние месяцы жизни глубокое отвращение.
Но до этого момента было еще без малого два десятилетия, поэтому стихотворение «Фабрика» стало олицетворением того бедственного положения, в котором веками находилось самое низшее сословие царской России – рабочие и крестьяне.
Само произведение построено на контрасте цветов, где черный отождествляет беспросветный мрак и ужас жизни для трудящихся фабрики, а желтый символизирует тепло, сытость и достаток, в котором пребывают владельцы предприятия. Черное – это грязь, страх и безысходность, желтое – звон золотых монет, который дозволено слышать лишь избранным.
Идея этого произведения проста и доступна, она заключается в том, чтобы показать, что рядом соседствует два совершенно разных мира, которые практически никогда не пересекаются. Хотя населяющие их люди прекрасно осведомлены о существовании друг друга.
Однако в первом случае рабочие не смеют восставать против существующего порядка и вынуждены безропотно подчиняться своим хозяевам.
Они вынуждены «согнуть измученные спины», чтобы хоть что-то заработать себе на пропитание, но вряд ли еще осознают, что получают лишь ничтожные крохи с барского
стола. В то же время правящая элита очень хорошо представляет, как именно должен оплачиваться труд рабочих, и радуется тому, что пока еще есть возможность обманывать «этих нищих», попутно набивая собственные карманы деньгами.
В стихотворении автор занял позицию стороннего наблюдателя, подчеркнув, что прекрасно понимает, что же происходит на самом деле, однако не считает возможным вмешиваться в ситуацию.
Собственно говоря, Александр Блок в момент написания «Фабрики» был весьма трезвомыслящим 23-летним молодым человеком и прекрасно понимал, что до тех пор, пока низшие слои общества будут мириться с действительностью, они так и останутся рабами.
Однако они также отдавал себе отчет в том, что народные массы еще не готовы к свержению существующего общественно-политического строя, так как в подавляющем большинстве и рабочие, и крестьяне являются людьми неграмотными, привыкшими довольствоваться малым. И поэтому между строчек в стихотворении «Фабрика» читаются боль, отчаяние и невозможность что-либо исправить.
Однако данное произведение трудно назвать простой констатацией факта, потому как построенное на контрасте произведение вызывает вполне определенные чувства – сопереживание тем, кто вынужден работать за гроши, и ненависть в отношении сытых и лживых фабрикантов, которые получают наслаждение, нагло обманывая рабочих.
Стремление показать обе стороны медали и заставить людей впервые осмыслить собственную жизнь, беспросветную и лишенную какой-либо надежды воплотились в стихотворении «Фабрика». И на тот момент это было самое большое, что мог сделать поэт для своей страны, погрязшей в насилии и бесправии, которые ознаменовались попыткой перехода общества от феодализма к капитализму.
Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…»
Любовная лирика Александра Блока весьма спорна и противоречива. До сих пор исследователи творчества поэта пытаются разобраться в сложных взаимоотношениях автора с супругой Любовью Менделеевой, которая являлась музой Блока. Тем не менее, их брак не был счастливым, и через несколько лет после замужества Менделеева ушла к поэту Александру Белому.
Потом вернулась, раскаявшись в совершенной ошибке, и – вновь завела новый роман, от которого родила сына. Сам Блок в этот период тоже пережил несколько романтических увлечений. Супруги могли месяцами не видеть друг друга, так как Любовь Менделеева была актрисой и часто уезжала на гастроли.
Но они по-прежнему оставались друзьями по настоянию поэта, который считал, что духовная близость гораздо важнее физической.
Тем не менее, Блок очень тяжело переживал проблемы в семейной жизни. И в 1908 году, когда Любовь Менделеева сошлась с Александром Белым, написал свое знаменитое стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», в котором рассказал о своих переживаниях. И признался в том, что сумел побороть в себе болезненную страсть к женщине, по воле судьбы сыгравшей роковую роль в судьбе поэта.
Действительно, многие очевидцы вспоминали, что в жизни Блок относился к Менделеевой не как к жене, а как к музе. И, вспоминая расставание с ней, написал в своем стихотворении, что «слезы лил, но ты не снизошла».
Символом любви к Менделеевой для поэта стало «лицо в простой оправе» — портрет жены, который после свадьбы всегда стоял на столе поэта. И это тоже было своеобразным символом, которому Блок придавал особое значение.
Он был убежден, то именно этот портрет помогает ему в творчестве, не обращая при этом никакого внимания на жену, которая могла стоять у него за спиной. В результате поэт констатирует неизбежное: «Ты в синий плащ печально завернулась, в сырую ночь из дому ты ушла».
Примечательно, что Любовь Менделеева являлась для поэта не только символом духовной чистоты, но и ассоциировалась у него с молодостью. Поэтому автор отмечает, что ее уход ознаменовал окончание беззаботной юности. И сам себе отвечает, что это действительно так.
Женщина, которую поэт боготворил, унесла с собой не только ощущение легкости и беззаботности, присущее молодости, но и вдохновение. Однако Блок все же сумел справиться со своими чувствами, поэтому написал: «Твое лицо в простой оправе своей рукой убрал я со стола».
Поэт даже не мог предположить, что судьба навсегда связала его с этой женщиной. Она уходила и возвращалась. Блок даже согласился признать ее сына собственным ребенком, но при этом сам заводил романы на стороне. Однако до самой смерти считал, что Любовь Менделеева — это «святое место души».
Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…»
Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной…» было написано в 1915 году, в котором отражается любовная тонкость этой поэтессы. Эти строки были посвящены незаконному мужу ее сестры Анастасии, Маврикию Александровичу Минцу, который при встрече с Мариной был ею восхищен как ее творчеством, так и очень обольстительной женщиной.
Да, Цветаева отличалась способностью очень быстро влюбляться и отдаваться по максимуму своим чувствам, то есть окуналась в омут с головой. Конечно, она очень любила свою сестру и никогда в жизни бы не смогла ее предать и сделать больно, ведь это ее родной человечек, который ей очень дорог.
Очень часто в жизни самой писательницы происходили романы с разными мужчинами, которые приводили ее к разочарованию, поэтому она настрадалась вдоволь, и пролила немало слез.
Вот поэтому и звучат такие строчки, как «Мне нравится, что вы больны не мной…», то есть она уже смирилась со всем, что происходит и ее вспыхивающие эмоции внутри себя стали обычным привычным делом.
Как в жизни часто бывает, когда один человек любит, а другой пользуется этой любовью, так и она согласна с этими мыслями, он ей ничего не должен и она ничего не должна, с обеих сторон равенство, вполне разумное.
В своих строках она выражает достоинства безответного влечения в таких фразах, как можно быть распущенной и смешной, не играя словами и другие, которые отражают тот же смысл. Ее вроде и гложет неразделенность душевного порыва, а вроде как даже и лучше, что все так обернулось по отношению к ней, она свободна и может позволять себя вести как ей
заблагорассудится. Но в ее сердце проскальзывает тот момент, что она могла бы соединить свою судьбу с ним, когда пишет о венчании в церкви, которого никогда не состоится из-за его несвободного взаимоотношения с другой женщиной.
В конце стихотворения мелькают слова Цветаевой о том, что она испытывает отчаяние и уныние от того, что все-таки не окунулась в водоворот бурной страсти с этим человеком.
Но может быть это и к лучшему, чтобы в итоге не страдать и не мучиться, так как страсть съедает и «убивает» человека изнутри.
Ее сестра откровенно знала о заинтересованности в своем муже и посчитала это проявлением благородности и великодушия с ее стороны.
Стихотворение Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной..» было поручено в исполнении Аллы Пугачевой и очень часто мы слышим эти строки в фильме «Ирония судьбы», которые запомнились многим и оставили в душе след об обычном женским покаянии в своих самых глубоких переживаниях, которые творятся в ее душе.
Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…»
Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной…» было написано в 1915 году, в котором отражается любовная тонкость этой поэтессы. Эти строки были посвящены незаконному мужу ее сестры Анастасии, Маврикию Александровичу Минцу, который при встрече с Мариной был ею восхищен как ее творчеством, так и очень обольстительной женщиной.
Да, Цветаева отличалась способностью очень быстро влюбляться и отдаваться по максимуму своим чувствам, то есть окуналась в омут с головой. Конечно, она очень любила свою сестру и никогда в жизни бы не смогла ее предать и сделать больно, ведь это ее родной человечек, который ей очень дорог.
Очень часто в жизни самой писательницы происходили романы с разными мужчинами, которые приводили ее к разочарованию, поэтому она настрадалась вдоволь, и пролила немало слез.
Вот поэтому и звучат такие строчки, как «Мне нравится, что вы больны не мной…», то есть она уже смирилась со всем, что происходит и ее вспыхивающие эмоции внутри себя стали обычным привычным делом.
Как в жизни часто бывает, когда один человек любит, а другой пользуется этой любовью, так и она согласна с этими мыслями, он ей ничего не должен и она ничего не должна, с обеих сторон равенство, вполне разумное.
В своих строках она выражает достоинства безответного влечения в таких фразах, как можно быть распущенной и смешной, не играя словами и другие, которые отражают тот же смысл. Ее вроде и гложет неразделенность душевного порыва, а вроде как даже и лучше, что все так обернулось по отношению к ней, она свободна и может позволять себя вести как ей
заблагорассудится. Но в ее сердце проскальзывает тот момент, что она могла бы соединить свою судьбу с ним, когда пишет о венчании в церкви, которого никогда не состоится из-за его несвободного взаимоотношения с другой женщиной.
В конце стихотворения мелькают слова Цветаевой о том, что она испытывает отчаяние и уныние от того, что все-таки не окунулась в водоворот бурной страсти с этим человеком.
Но может быть это и к лучшему, чтобы в итоге не страдать и не мучиться, так как страсть съедает и «убивает» человека изнутри.
Ее сестра откровенно знала о заинтересованности в своем муже и посчитала это проявлением благородности и великодушия с ее стороны.
Стихотворение Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной..» было поручено в исполнении Аллы Пугачевой и очень часто мы слышим эти строки в фильме «Ирония судьбы», которые запомнились многим и оставили в душе след об обычном женским покаянии в своих самых глубоких переживаниях, которые творятся в ее душе.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/19_344073_analiz-stihotvoreniya-bloka-fabrika.html
"Фабрика" (Блок): анализ стихотворения
Книга «Стихов о Прекрасной Даме» состоит из шести циклов. Последний, седьмой, озаглавлен «Распутья» (1902— 1904).
В стихах этого цикла появляются живые картины реальности, иногда детали, звенья какого-то сюжета, который лишь угадывается. Стихотворение «Фабрика» (1903) из этого цикла — одно из ранних социальных произведений А. Блока.
Образы и настроения, отраженные в нем, навеяны впечатлениями от жизни на рабочей окраине Петербурга.
При первом чтении может показаться, что в стихотворении запечатлена какая-то фантасмагорическая картина.
Но если вчитаться и вслушаться в напряженно-грозную и грозящую интонацию стихов, войти в драматическую атмосферу происходящего, можно увидеть черты реального, услышать дыхание реальной жизни. Верхний, ясно считываемый слой картины — вечерняя смена рабочих идет на фабрику.
Но за банальной реальностью поэт прозревает нечто более существенное. Некая страшная, нечеловеческая сила («Недвижный кто-то, черный кто-то») стоит над людьми и приказывает им («Он медным голосом зовет») «Согнуть измученные спины». Но роковая сила имеет свое живое воплощение.
Это те, кто за «жолтыми» окнами. Они не только живут и пользуются результатами труда «собравшегося народа», но и смеются, «что этих нищих провели». Поэт говорит нам о цинизме хозяев жизни, которые сознательно обирают простых людей
Первая строка дает реальную зарисовку. Слово «соседний» сразу рождает ассоциацию, представление, что из дома напротив кто-то («Я») наблюдает за «жолтыми» окнами. Вторая строка с повтором «По вечерам — по вечерам» и создает настроение настороженного внимания, ожидания чего-то необычного, страшного.
Эта интонация подкреплена во второй строфе таким же повтором «А на стене — а на стене», предваряющим появление пугающего невидимки: «Недвижный кто-то, страшный кто-то». Вторая строфа завершается еще более устрашающим образом: этот «кто-то» не просто стоит на стене — он «Людей считает в тишине».
Так нам становятся ясны огромные обобщающие возможности символического образа, рисующего в зримых деталях реальную картину. Тонко разработанная интонация помогает расшифровать и этот намек, и авторскую мысль, и его отношение к показанному.
«Я слышу все с моей вершины» — многозначная строка, в которой открывается для читателя, что поэт, его лирический герой — как бы свидетель преступления. Он не только все видит, слышит и понимает смысл наблюдаемой картины.
Он проницательно улавливает нравственную сторону происходящего: цинизм хозяев, бесправие и «темноту» нищих тружеников. Гуманистическая позиция лирического героя не вызывает сомнения, хотя она и отвлеченно-обобщенная.
Источник: Русская литература: уч. пособие для 11 класса / Н.И. Мищенчук и др. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/blok_a_a/fabrika_blok_analiz_stikhotvorenija/33-1-0-821
Методическая разработка по литературе (8 класс): Город и обман в стихотворении А.А.Блока «Фабрика» | Социальная сеть работников образования
Общая тема: Об обманах и искушениях в лирике
Тема урока: Город и обман в стихотворении А.А.Блока «Фабрика»
- Тип урока: ознакомление с новыми знаниями урок-исследование
- Форма урока: групповая, фронтальная.
- Межпредметные связи – русский язык, история
- Цели урока для учителя:
1. Продолжить обучение приемам анализа поэтического текста: определение темы, идеи, композиции, выразительных средств в стихотворении.
2. Развивать у учащихся умение критически мыслить при знакомстве с текстом стихотворения, опираясь на их жизненный опыт и имеющиеся знания по предмету
3. Показать широкие воспитательные возможности текста: формировать представления о символистской лирике Блока, о социальных мотивах в его творчестве; воспитывать нравственные качества личности: сострадание к слабым, неприятие деспотизма во всех его проявлениях, гуманное отношение к человеку.
Цели урока для обучающихся:
Личностные цели:
развитие уважительного отношенияпрошлому страны, лирике А.А.Блока;
- развитие творческого мышления;
- воспитание чувства слова.
- Метапредметные цели:
- развитие умения отбирать и систематизировать материал на определенную тему, сохранять и передавать информацию в устной речи;
- развитие умения сотрудничать в группе.
- Предметные цели:
- формирование коммуникативной компетенции.
- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
- развитие умения владеть основными нормами русского литературного языка, соблюдать их в устных высказываниях.
- Формирование культуроведческой компетентности: формирование умения связывать содержание поэтического текста с событиями из исторического прошлого страны и биографией поэта.
- На уроке реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
- Развитие универсальных учебных действий (УУД):
- коммуникативные универсальные учебные действия: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
- познавательные универсальные учебные действия: анализировать поэтический текст, опираясь на личный читательский и жизненный опыт;
- регулятивные универсальные учебные действия: планировать последовательность действий, формулировать выводы.
- личностные универсальные учебные действия: формирование стремления к речевому самосовершенствованию.
- Оборудование:
- проектор, словари, портрет, справочники, презентация, справочная информация
- Ход урока
- Орг момент
- Актуализация, подготовка к восприятию нового материала, формулирование темы, целей
- — Посмотрите на доску и скажите, иллюстрации каких произведений вы видите, и что их объединяет? (тема обмана, искушения, ГОРОД)
- Эти произведения объединяет тема города.
- Посмотрите на экран. (слова Пушкина)
- Город пышный, город бедный,
- Дух неволи, стройный вид.
- Свод небес зелено-бледный,
- Скука, холод и гранит…
А.С. Пушкин.
Петербург-прекрасный город, он не оставляет равнодушным никого. Стройные набережные,пышное убранство дворцов. Все это нашло отражение в творчестве многих поэтов и писателей. Но помимо этой пышности писатели видели и ругой Петербург. Какой?
- — приглашаю вас к обсуждению в группах (время 2 мин.+ ответы 2)
- Задание 1
- Петербург Пушкина
- Вопросы для обсуждения:
- В чем двойственность образа Петербурга в творчестве Пушкина?
- В каких еще произведениях Пушкина появляется образ города? Каким предстает город в них?
- (Город дивной красоты и в то же время безумия)
- Задание 1
- Петербург Гоголя
- Вопросы для обсуждения:
- В чем особенность раскрытия образа города в творчестве Гоголя?
- В каких произведениях Гоголя раскрывается тема Петербурга.
Город –призрак, город мистики, фантастики, страданий, проклятий.
Оформление доски
автор | произведения | город |
Пушкин | ||
Гоголь | ||
? |
- К какому веку относятся все эти произведения?
- — А вот сегодня мы говорим о творчестве поэта начала ХХ века.
- — Кто это? (портрет Блока)
Когда Блок обратился к петербургской теме, у нее уже была своя длинная история. С самого начала, с Пушкина, эта тема пошла по двум противоположным путям: Пушкинский – гордый и прекрасный и Гоголевский – фантастический город, город страданий, город проклятий.
- Вы дома прочитали информацию в учебнике
- — Почему Блок писал о Петербурге? (ответы учеников)
- — Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (Город, обман)
Запишите тему урока. (пишу на доске Город и обман в стихотворении А.А.Блока «Фабрика»)
Что мы должны выяснить на уроке? какова будет цель урока?
- -Мы должны выяснить, продолжает он традиции Гоголя, Пушкина или является новатором.
- Что для этого нужно?
- (познакомиться со стихотворением, проанализировать его, …)
- Итак, цель нашего урока: выяснить, Блок — новатор или продолжатель традиций?
- Изучение нового материала.
Познакомьтесь со стихотворением про себя.
Даша выучила стихотворение наизусть и сейчас его прочтет для вас. Внимательно послушайте.
Чтение стихотворения наизусть (Даша Разумова).
Первичное восприятие стихотворения
? какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
?Какие картины вы представили?
?А где происходит действие?
Попробуем разобраться в стихотворении.
У каждого из вас есть листочки с таблицами. При обсуждении в группе заполните их . Дома вклеите в тетрадь по литературе.
Вопросы к группам (5 мин на обсуждение)+ 5 на доклад и оформление таблицы.
- Можно ли назвать мир, открывающийся перед вами, фантастическим?(и да и нет)
- Почему в картине нет подробных, детальных описаний?
- Какие образы в стихотворении связаны с миром зла? Блок пишет: «Недвижный КТО-ТО, черный КТО-ТО…» Кого напоминает этот «КТО-ТО»?
- Найдите антитезу.
Как названы в стихотворении фабричные рабочие? Почему Блок не в тексте слово «рабочие»
__________________________________________________
- Какими звуками наполнено пространство стихотворения?
- Звучание мира изменяется или остается таким же?
- Каким звуком представлен ассонанс? аллитерация? Какой ассоциативный ряд вызывают звуки Ж, З, С, М, Н, Т?
_________________________________________________
- Попробуйте представить цветовую гамму стихотворения.
Какие ассоциации вызывает эпитет «жолты»? В чем своеобразие его написания?
- Какой ассоциативный ряд рождают цвета? Попробуйте схематически изобразить картину. В какие цвета у вас получилось раскрасить ее?
- Какие тропы использовал Блок?
- Так что же такое фабрика?
Образы стихотворения | Звукопись | Цветопись | ТРОПЫ |
|
|
|
|
ЗАДАНИЕ:
В красках выразите своё видение города Блока и дайте ему словесное обоснование. Можно пользоваться и просто сочетаниями цветов, цветовыми пятнами
В группах были люди, которые изобразили, то, что они увидели в стихотворении.Послушаем их. (представляют работы)
Вывод
— Еще раз посмотрите на годы жизни Блока и назовите, каким событиям и переломным моментам в судьбе России был свидетелем А.Блок?
— Как живет человек?
-Что может чувствовать человек, живущий в это время?
– Смог ли А.Блок внести свое в раскрытие образа Петербурга? Он новатор или продолжает традиции? (социальные мотивы,свой Петербург,предчувствие надвигающихся перемен в обществе,осознание несправедливости.)
Учитель:
Не сложно сделать вывод о том, что чаще Блок пишет не о внешнем облике города, хотя и это есть, но о душе Петербурга
Петербург Блока — это “страшный мир”, полный острейших противоречий социального быта; это капиталистический город со всеми реально-историческими чертами своего облика. Это город, где “богатый зол и рад” и “унижен бедный”.
Рефлексия.
— Какую цель мы преследовали на уроке? Сколь успешны были наши действия в данном направлении?
О чем мы вспомнили?
У вас было задание составить синквейн. Давайте послушаем, что у вас получилось. Существтельное
- 2Прилагательное
- 3 глагола
- Фраза итог
- Оцените активность членов своих групп.
- Я оцениваю детей.
- Домашнее задание
- Самостоятельно познакомиться со стихотворением «Ты смотришь в очи ясным зорям», ответить на вопросы в конце стихотворения.стр172.
- Стихотворение «Фабрика» наизусть
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/06/26/gorod-i-obman-v-stihotvorenii-a-a-bloka-fabrika
“Фабрика” анализ стихотворения Блока
Произведение Александра Александровича Блока “Фабрика”, написанное в 1903 году, относится к циклу “Распутья”. Анализ его очень важен: в данном цикле впервые проявляется важная для позднего творчества писателя тема города и жизни простых людей в нем. Впоследствии она выльется в переживание революции, которая оказала на Блока очень серьезное влияние.
Сюжет “Фабрики” размыт. Мы можем представить только его отдельные, едва уловимые элементы: каждодневный тяжкий труд рабочих, их поход в потемках на фабрику, пересчет бедняков надсмотрщиком, сарказм более богатых горожан по отношению к беднякам. Идея стихотворения – показать расслоение классов и угнетение низших слоев.
Что интересно, лирический герой сочувствует рабочим, но не относит себя к ним (“Я вижу все с моей вершины”). Он выше этого, но данный факт вызывает у него дискомфорт и стыд.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, который символизирует маршевый шаг большой толпы людей, их поход на работу. Рифма перекрестная, с женским окончанием на нечетных строках и с мужским – на четных.
Что характерно, “Фабрика” не очень богата средствами выразительности: здесь нет ни сложных метафор, ни метонимий. Это вполне вписывается в идею автора создать образ простого народа, у которого нет иных целей и интереса, кроме работы. Эпитеты в стихотворении носят печальный оттенок – “задумчивые болты”, “измученные спины”.
При описании того, кто командует толпой, возникает холодный и явно негативный эпитет “медный голос”.
Таким образом, стихотворение А. Блока “Фабрика” является одним из поворотных произведений в его творчестве. Оно показывает смену фокуса писателя с романтической темы возвышенной любви на тему быта, жизни простых рабочих. Впоследствии Блок будет одним из немногих авторов, воспринявших революцию с восторгом, ведь благодаря перевороту народ смог освободиться от гнета.
Впрочем, еще позже и он разочаруется в результатах революции, но это уже тема позднего творчества.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://soch.biographiya.com/fabrika-analiz-stixotvoreniya-bloka/
Анализ стихотворения Блока «Фабрика»
Стихотворение “Фабрика”, написанное А.Блоком в 1903 году относится к циклу “Распутье” (1902-1904).
Автор отходит в своих произведениях от лирической темы, все больше его беспокоят темы социальные, классовое неравенство.
Он принимает участие в манифестациях рабочих, и хотя является представителем сытого дворянства, понимает, что на смену дворянам приходят новые люди и процесс этот неизбежен и логичен.
Таким смыслом пронизано стихотворение “Фабрика”. В нем описана обычная действительность – рабочие идут на фабрику, однако эта действительность ужасна – эти люди угнетены и измучены.
Их спины сгорблены, они обмануты. Однако автор не называет нам поработителей простых фабрикантов.
Он лишь описывает темную зловещую силу, пытается передать нам те эмоции и чувства, которые испытывает угнетенный люд.
Поднимающиеся из погребов новые люди должны вершить историю, они должны вершить справедливость, ведь они заслуживают быть услышанными, быть отмщенными.
Стихотворение насыщено такими эпитетами как “темный”, “глухо”, олицетворениями “задумчивые болты”,- данные приемы помогают нам почувствовать непередаваемое словами состояние смятения, растерянности, беспросветной, бесправной жизни рабочих.
Автор не увидел ни лиц, ни характеров рабочих фабрики, он лишь описал нам их страдания и муки. И мысль об этом Блока больше не покидала никогда.
Произведение было написано в преддверии революции, Блок был окрылен надеждами и мечтами в свете начавшейся революции 1904-1905 годов. Однако она потерпела неудачу. Революция подняла из глубин души поэта чувство незримой связи с народом, ответственности перед ним за то, что он писал.
Блок не потерял веры в революцию, с таким посылом в своих стихах он обращался ко всему трудовому народу в период контрреволюционного террора.
Автор глубоко проникся страданиями трудового народа, и хотя сам он не относился к пролетариату, всем сердцем и душой он болел за освобождение угнетенных тружеников.
Обо всем этом стих “Фабрика” – о нелегких трудовых буднях, о бессердечных, бессовестных поработителях и о будущем освобождении, оно призраком прослеживается в стихотворении, потому что такое жестокое и сильное угнетение людей людьми дольше длится не может.
(2 votes, average: 3.00
Источник: https://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-bloka-fabrika.html