Бег — краткое содержание пьесы булгакова

«Бег» – пьеса, написанная М. Булгаковым в 1926-1927 гг. По этой пьесе создавалось множество спектаклей, которые, к сожалению, были поставлены уже после смерти автора, потому что Сталин запретил все репетиции.

Первый спектакль прошел в 1957 году в Сталинградском театре. А вот в 1970 году был снят великолепный фильм «Бег» режиссеров А. Алова и В. Наумова. Сюжет затрагивает время Гражданской войны после Октябрьской революции, где оставшиеся войска Белой армии ведут отчаянное сопротивление и воюют с красными на Крымском перешейке.

Бег - краткое содержание пьесы Булгакова

«Бег» – пьеса, которая по задумке автора состоит из четырех действий и восьми снов. Почему сон? Потому что сон – драматургическая условность, представляющая что-то нереальное и неправдоподобное, во что очень сложно поверить. Таким образом сам автор выразил свое отношение к происходящему тогда с Россией: все как страшный сон.

Судьба русской интеллигенции

На основе воспоминаний своей второй жены Л. Е. Белозерской об эмиграции и написал свой «Бег» Булгаков. Анализ биографии этой женщины показывает, что тогда она бежала со своим первым мужем в Константинополь, а потом жила в Париже, Марселе и Берлине. Писатель также использовал воспоминания белого генерала Я. А. Слащева.

Михаил Булгаков «Бег» посвятил судьбе русской интеллигенции, которую считал лучшим слоем России. Она была вынуждена покинуть страну и жить в эмиграции. Писатель пытался рассказать о том, что большинство эмигрантов желало жить в России, но им надо было найти консенсус с большевиками и даже отказаться от борьбы с ними, но не поступаясь нравственными принципами.

Классик даже написал письмо по этому поводу самому Сталину. Он хотел показать, что он выше белых и красных, но в итоге его посчитали врагом-белогвардейцем. Поэтому публикации «Белой гвардии» не случилось при жизни писателя, как не увидел сцены и «Бег».

Булгаков спектакль «Дни Турбиных» смог поставить только после двухлетнего запрета, когда получил личное распоряжение от Сталина.

Бег - краткое содержание пьесы Булгакова

«Бег». Булгаков. Краткое содержание

Итак, октябрь 1920 года. Северная Таврия. Идет бой между красными и белыми. Молодой питерский интеллигент Голубков скрывается от шальных пуль и гранат в притворе монастыря с Серафимой Корзухиной, дамой из Петербурга. Вместе с ним она бежит в Крым, чтобы там встретиться со своим мужем. Голубков недоумевает, откуда красные в этой местности, ведь она вся была в руках белых.

Тут в монастырь заехал отряд кавалеристов Буденного, чтобы проверить у людей документы. Священники и монахи молились перед образами, в церкви находилось много и другого люду, среди них и беременная Баранбанчикова, у которой внезапно начались схватки.

Когда обитель покинули красные, за ними следом появились солдаты во главе с белым командиром Де Бризаром и Люська, походная жена генерала Чарноты. Как оказалось потом, в образе беременной дамы скрывался сам генерал Чарнота, который, услышав голоса своих, не передать словами как обрадовался.

Он обнял их всех и стал рассказывать, как вместо поддельных документов его друг Барабанчиков в спешке все перепутал и подсунул ему документы беременной жены.

Теперь все они начинают обсуждать план побега, предложенный Чарнотой. Но вскоре обнаруживается, что у Серафимы начинается тиф, и Голубков от нее не отходит. Все разъезжаются.

Бег - краткое содержание пьесы Булгакова

Хлудов

Ноябрь 1920 г., Крым. В зале станции расположен штаб белогвардейцев. Буфет стал командным пунктом генерала Хлудова. Он постоянно дергается и явно чем-то болен.

Тут появляется муж Серафимы, Корзухин, товарищ министра торговли, и просит Хлудова помочь отправить составы с контрабандным товаром в Севастополь. Но тот приказывает все сжечь. Появляются Серафима, Голубков и Крапилин, вестовой Чарноты.

Серафима нападает на Хлудова, что ему бы только людей вешать, но ее тут же принимают за коммунистку. Увидев мужа, Серафима кидается к нему, но тот делает вид, что не знает ее, боясь реакции генерала.

В этом эпизоде еще одной трагедией наполняет свой «Бег» Булгаков. Краткое содержание продолжается тем, что постовой Крапилин, находясь в диком трансе от всего происходящего кругом, тоже обвиняет Хлудова в зверствах, а потом, придя в себя, встает перед ним на колени, но генерал приказывает его повесить.

Арест

Голубков попадает на допрос в контрразведку начальника Тихого, который вынуждает подписать документ, уверяющий, что Серафима — коммунистка. Тихий с напарником хотят заработать на шантаже ее мужа Корзухина.

Серафима на допросе видит показания Голубкова, выбивает окно кабинета и зовет на помощь. Под окнами в это время шла конница Чарноты, который появился с револьвером и освободил Серафиму.

Между тем происходит разговор Хлудова с главкомом, которого он ненавидит за то, что тот вовлек его в бессмысленное дело. После всех выяснений они расстаются. У Хлудова наблюдается психическое расстройство, он постоянно видит призрак повешенного им бойца Крапилина. Но тут входит Голубков, который в панике из-за ареста Серафимы и хочет, чтобы генерал помог освободить ее.

Хлудов приказывает своему адъютанту, есаулу Головану, доставить к нему Серафиму и тут же добавляет, что, возможно, ее уже расстреляли. Тот через некоторое время возвращается и докладывает, что она находится у Чарноты, который увез ее в Константинополь. Хлудова уже тоже ждут на корабле. К нему периодически приходит призрак вестового.

Голубков умоляет его взять с собой, чтобы найти Серафиму.

Бег - краткое содержание пьесы Булгакова

Эмиграция

Лето 1921 г., Константинополь. Не заканчивает на этом пьесу «Бег» Булгаков. Краткое содержание дальше рассказывает, как на одной из улиц Константинополя пьяный и безденежный Чарнота хочет сделать ставку в кредит в тараканьих бегах.

Артур Артурович по кличке Тараканий царь отказывает ему. Чарнота тоскует по России, он торгует на улице игрушками и серебряными газырями. В итоге он все ставит на главного фаворита, таракана Янычара. В разгар состязания выясняется, что Артур опоил Янычара.

Началась драка.

Бег - краткое содержание пьесы Булгакова

Люся и Чарнота

Чарнота возвращается домой и ссорится с Люсей, потому что врет ей, что ящик с игрушками и газырями у него украли. Она понимает, что на бегах он проиграл последнее. С ними живет и Серафима. Люська признается ему, что вынуждена заниматься проституцией из-за того, что им уже нечего есть и нечем платить за комнату.

Она упрекает его за то, что тот разгромил штаб контрразведки, потом сбежал из армии и теперь они живут в нищете далеко от России. Чарнота же постоянно возражал и оправдывался тем, что спасал Серафиму. И тут вдруг Люся заявляет, что уезжает с одним знакомым французом в Париж.

Серафима же, услышав же весь этот разговор, решается больше не сидеть ни у кого на шее, а тоже идти зарабатывать на панель.

В этот же день Чарнота на улице встречает Голубкова, играющего на шарманке. Он ищет Серафиму, которая уже нашла себе клиента-грека и идет с ним в номер. За ними следом вбегают Чарнота и Голубков и прогоняют грека. Голубков признается в любви Серафиме, но она отказывает ему, так как не хочет портить ему жизнь.

Тут появляется Хлудов. Его разжаловали из армии, и теперь ему поручается смотреть за Серафимой. Он дает Голубкову медальон и две лиры, потому что тот отправляется в Париж, чтобы просить денег у Корзухина, у которого больная жена. Чарнота решает ехать с ним.

Бег - краткое содержание пьесы Булгакова

Корзухин

Осень 1921 г., Париж. Голубков появляется на пороге квартиры Корзухина и просит дать ему тысячу долларов в долг. Но тот уверяет, что у него нет никакой жены, и отказывается давать деньги. Вдобавок он заявляет, что хочет жениться на своей секретарше.

Голубков обвиняет его в бездушии. Однако тут в дело встревает Чарнота и, увидев у Корзухина на столе карты, предлагает ему сыграть и ставит медальон Хлудова. В итоге он выигрывает у Корзухина 20 тысяч долларов и за 300 долларов выкупает у него обратно медальон.

Корзухин пьян и вне себя от ярости, он кричит и требует полицию. Наступает кульминационный момент. Из комнаты на крик выбегает секретарша (ею оказалась Люська). Она, сообразив в чем дело и увидев Чарноту, говорит Корзухину, что деньги им уже не вернуть, так как они проиграны. На прощанье она просит Голубкова беречь Серафиму.

Надо отметить, что «Бег» (произведение Булгакова) с необычайной трогательностью и пониманием рассказывает о каждом герое.

Бег - краткое содержание пьесы Булгакова

Серафима

В Константинополе Хлудов по-прежнему в психическом расстройстве и часто общается с призраком вестового. Входит Серафима и признается ему, что готова принять предложение Хлудова и вернуться с ним в Питер.

Хлудов говорит, что тоже вернется в Россию даже под своей фамилией. Тут появляются долгожданные и уже разбогатевшие Голубков и Чарнота.

Последний понимает, что воевать он уже с большевиками не хочет и ненависти к ним у него нет, поэтому он остается и бежит к Тараканьему царю Артуру.

Развязка

Серафима и Хлудов возвращаются на родину. Хлудов остается в комнате один и, подойдя к окну, застреливается.

Вот так закончил свою трагическую пьесу «Бег» Булгаков. Краткое содержание ее – это всего лишь небольшая часть всех событий, поэтому лучше все же прочитать пьесу в оригинале.

А для лучшего представления всех событий, пережитых русской интеллигенцией и вообще русским народом, желательно посмотреть эту пьесу, потому что пьесы лучше всего именно смотреть, а не читать.

Однако, если нет такой возможности, лучше всего обо всем расскажет великолепный фильм «Бег» (1970 г.).

Источник: https://autogear.ru/article/243/922/beg-bulgakov-kratkoe-soderjanie-istoriya-sozdaniya-glavnyie-geroi/

Краткое содержание Булгаков Бег

Сон 1. В Северной Таврии, окт. 1920-го г. Общение нескольких людей в церкви. Приход, проверка буденновцами их документов удивило Голубкова, интеллигента из Питера. Тут же находится Серафима Корзухина, тоже из Питера, направляющаяся с нии в Крым, дабы встретить мужа.

Барабанчикова, будущая мать, притворяется генералом Чарнота перед командиром де Брезара. Пара из Питера направляется в повозку. Все уходят. Сон 2. В Крыму, нояб. 1920-го г. Командующий Хлудов сжигает ценный товар. Прибывают главнокомандующий, Серафима, которая обвиняет командующего в бездеятельности. Крапилина приказали отвести к виселице. Сон 3.

В Крыму, нояб. 1920-го г. Прибывает Тихий, стремясь обвинить Серафиму. Она ломает окно, просит помочь генерала Чарноту, который вскоре помогает ей. Сон 4. В Крыму, нояб. 1920-го г. Хлудов общается с приведением, поэтому пугает Голубкова. Ему докладывают об ожидании Корзухиной и генерала на судне. Далее темно. Сон 5. В Константинополе, лето 1921-го г.

Тараканьи бега вынудили генерала сделать ставку на Янычара. После начала обнаруживается обман Артура, он напоил Янычара, став жертвой нападения. Сон 6. В Константинополе, лето 1921-го г. Люся ссорится с Чарнотой. Он с Голубковым вышвыривают грека, сопровождавшим Серафиму. Второй говорит ей о своих чувствах. Все скучают по России. Сон 7.

В Париже, осень 1921-го г. Корзухин спустил большую сумму Черноте в карты и вернул трофей командующего. А Голубков счастлив, что имеет средства для поддержки Серафиме. Сон 8. В Константинополе, осень 1921-го г. Командующий беспокоится по поводу человека, которого повесил, вызывая жалость Серафимы к нему, решившей поехать в Питер.

Прибывают генерал с Голубковым. Голубков с Корзухиной обмениваются взаимной любовью. Командующий пускает себе пулю в голову. Далее тьма.

  • Пьеса показывает читателю, что бегство ни к чему хорошему не приведет и Родина является частью души человека.
  • Можете использовать этот текст для читательского дневника

Булгаков. Все произведения

Бег. Картинка к рассказу

Бег - краткое содержание пьесы Булгакова

Сейчас читают

  • Краткое содержание Дама с камелиями Дюма
    События книги разворачиваются в доме умершей мадам Готье. За ненадобностью многие из её вещей выставлены на аукцион, для оплаты накопившихся за жизнь долгов. Некий мужчина, оказавшийся в доме, изъявляет желание приобрести книгу «Манон Леско»
  • Краткое содержание Лондон Костер
    День был холодным и снежным. Взобравшийся на крутой подъем человек остановился для кратковременного отдыха. Оглянувшись, он видел метровую толщу льда, занесенную таким же слоем снега.
  • Краткое содержание Андреев Жизнь Человека
    Во время всего действия пьесы на сцене будет находиться одна странная личность, одетая во все серое. И именно эта личность будет как бы держать всю жизнь человека, самого обычного, в своих руках – и это в прямом смысле.
  • Краткое содержание Милый друг Мопассана
    С первых страниц произведения перед нами предстает главный герой обаятельный молодой Жорж Дюруа, который пользуется огромным успехом у женской половины человечества. На данный момент у него совсем нет денег
  • Краткое содержание книги Толкина Властелин Колец по частям
    Эта история относится к интереснейшей форме сказок — фэнтези. Хронологически автор определил отсчёт всех событий от некоторой второй эпохи. Тогда магический народ эльфов умел ковать Кольца власти.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/bulgakov/beg

Театр, которого не было: «Бег» Михаила Булгакова во МХАТе

Бег - краткое содержание пьесы Булгакова

Музей МХАТ

Среди советских театральных авторов Михаил Булгаков, вероятно, пострадал от цензуры больше всех, а история уничтожения «Бега» — своего рода концентрированная драма взаимоотношений автора, театра и государственной власти. Правда, парадоксальным образом, пьеса эта не только жертва советской цензуры, но и в некотором роде ее порождение.

Еще в 1926 году МХАТ собирался ставить повесть Булгакова «Собачье сердце» — автору заказали инсценировку и выплатили аванс. Однако повесть была запрещена, постановку пришлось отменять, выданный аванс нужно было либо возвращать, либо отрабатывать каким-то другим текстом.

В качестве замены Булгаков начал работать над новой пьесой, поначалу она называлась «Рыцарь Серафимы (Изгои)», от работы над этой версией ничего не сохранилось, но 1 января 1928 года Булгаков заключает с МХАТом новый договор, в котором уже фигурирует название «Бег».

Читайте также:  Доклад на тему пингвины сообщение

То есть «Бег» — это своего рода побочный эффект запрета «Собачьего сердца».

контекст «Багровый остров» режиссер А. Таиров Камерный театр, Москва

Еще одна пьеса Михаила Булгакова, которая стала жертвой цензуры,— спектакль Таирова в роскошной конструктивистской декорации Вадима Рындина был снят после 60 показов.

«Клоп» режиссер Вс. Мейерхольд ГосТИМ, Москва

Сатирический спектакль по пьесе Маяковского с Игорем Ильинским в главной роли пользовался таким успехом у публики, что до закрытия сезона его показывали почти ежедневно.

«Квадратура круга» режиссер Н. Горчаков МХАТ, Москва

Выпущенный в параллель с репетициями «Бега» (и тоже не без проблем с цензурой) водевиль Валентина Катаева за первые полгода был сыгран около 100 раз — и стал в следующие годы одной из самых репертуарных пьес СССР.

Во МХАТе новую пьесу Булгакова очень ждали,— ждали после феноменального успеха «Дней Турбиных» 1926 года.

«Турбины», постановка о застрявших в Киеве белых офицерах, стала «новой «Чайкой»» для второго великого поколения МХАТа — поколения Михаила Яншина, Николая Хмелева, Бориса Добронравова, Марка Прудкина, Виктора Станицына.

Упрощая, можно сказать, что Булгаков стал для МХАТа связующим звеном с великими чеховскими спектаклями ранней поры, он как бы дописывал за Чехова жизнь и судьбу русских офицеров, интеллигентов, идеалистов в эпоху революции и Гражданской войны.

МХАТ рассчитывал на своего автора и держался за него, несмотря на его тяжелые отношения с цензурой. Интересно, что в случае Булгакова отношения эти выяснялись сразу же на самом высоком уровне.

Вопрос о допустимости белогвардейских офицеров на советской сцене в 1925–1926 годах вызвал ожесточенный раскол и в партии, и в правительстве, и у партийной прессы, и у партийных же литераторов.

«Турбиных» разрешали на один сезон только для МХАТа, но при всем их успехе цензура привязывалась регулярно, формально и неформально: спектакль то приказывали снять с афиши, то вполголоса позволяли вернуть.

Цитата «Бег» — великолепная вещь, которая будет иметь анафемский успех, уверяю вас Максим Горький

И тут появляется вторая пьеса, где эти же белогвардейцы — и в главных, и во второстепенных ролях. А единственный представитель «народа», вестовой, как выясняется, мертв и является главному герою призраком, грубо попирая все законы материализма.

«Бег», пьеса в «восьми снах»,— история отщепенцев, сначала бегущих через фронт Гражданской войны в Стамбул, а затем в этом самом Стамбуле сходящих с ума по утраченной родине.

И военные — Чарнота и Хлудов, и гражданские — Серафима Корзухина, предающий ее муж, влюбленный в нее интеллигент-идеалист Голубков — однозначно «бывшие» люди, если бы не Гражданская война, советская власть от них все равно рано или поздно избавилась бы, не «философским пароходом», так пулей в лоб. Их уход в изгнание — знак трагического разлома, раскола страны, причем раскола и внутреннего тоже.

Эпоха нэпа заставила многих думать, что найден какой-то, пусть кривой, но все же режим сосуществования, что в новом государстве есть место не только абсолютным приверженцам новой власти или абсолютно безмолвному большинству.

Что есть какой-то вариант примирения и воссоединения даже с людьми, покинувшими страну. Но к концу 1920-х тема «размежевания», идеологической изоляции вышла на новый уровень. Страна начинала заново искать врагов — новых и старых.

В этом контексте судьба героев «Бега» и судьба самого «Бега» были частью одной и той же проблемы. Равно как и судьба автора пьесы, и судьба Художественного театра. Все они были для СССР — потенциально — чужие, существование их держалось на сложных и зыбких договоренностях.

Цитата Постановка «Бега» в театре, где уже идут «Дни Турбиных» (и одновременно с однотипным «Багровым островом»), означает укрепление в Художественном театре той группы, которая борется против революционного репертуара Платон Керженцев, заместитель заведующего отделом агитации и пропаганды ЦК ВКП(б)

Поздняя судьба «советизированного» МХАТа затмевает важное обстоятельство: изначально перспективы Художественного театра в советской реальности никоим образом не были ясны.

В годы Гражданской войны, с 1919-го по 1922-й, часть труппы, «группа Качалова», провела фактически в странствиях и в полуэмиграции, из которой некоторые актеры не вернулись.

В 1922 году значительная часть труппы во главе со Станиславским уехала в двухгодичный гастрольный тур по Европе и Америке — и тоже вернулась с потерями.

В 1925-м вместе с Музыкальной студией уехал в долгие заграничные гастроли Немирович-Данченко, а в 1926-м он попросил у правительства СССР разрешения отправиться в продолжительный отпуск, который провел главным образом в Голливуде, безрезультатно пытаясь преуспеть здесь как сценарист. В СССР Немирович вернется лишь в начале 1928-го. Через несколько месяцев он начнет репетировать «Бег».

Планировалось, что Немирович станет руководителем, куратором этой работы, а ставить будет Илья Судаков, постановщик «Дней Турбиных». В той постановке, правда, окончательный «блеск» наводил Константин Станиславский, но в «Беге» у него, похоже, были другие планы и интересы.

Сохранился рисунок Станиславского, изображающий сцену допроса интеллигента Голубкова в контрразведке. Историк МХАТа Ольга Радищева подметила, что у испуганной стоящей фигуры с всклокоченными волосами — характерные мешки под глазами, которыми К.С. отмечал свои автопортреты.

Стало быть, 65-летний Станиславский думал о том, чтобы сыграть Голубкова. Правда, в подписи актера Николая Подгорного, вероятно, ошибка: на обороте листа помечено: «2/I 1928 Нарисовано К.С. Станиславским на чтении пьесы Булгакова «Бег». Большое фойе».

Не исключено, что рисунок отражает впечатления не от читки, а от более раннего замысла, январь — слишком ранняя дата.

Подробность В описании Художественного («Независимого») театра в булгаковском «Театральном романе» важное место занимает конфликт молодой части труппы и «стариков», которые по-прежнему хотят играть главные роли и, слушая читку пьесы «Черный снег» литератора Максудова, примеряют все молодые характеры на себя. Комичная параллель этому эпизоду случилась на читке «Бега», о которой вспоминал актер Евгений Калужский. Две гранд-дамы труппы, Книппер-Чехова и Лилина, очень оживились, услышав о женской фигуре, некоей Барабанчиковой, которая, казалось, идеально подходила обеим, по крайней мере по возрасту. «Как только автор прочел, что Барабанчикова, лежавшая в начале пьесы укрытая с головой попоной, на церковной скамейке, «шевельнулась и простонала”, Ольга Леонардовна и Мария Петровна многозначительно переглянулись и обе замерли в ожидании дальнейшего. После первой ее реплики они пришли в восторг и стали перешептываться». Обеих ждало ужасное разочарование — Барабанчикова оказалась вымышленным персонажем, вернее, переодетым в женское платье генералом Чарнотой. Впрочем, реальные актрисы были великодушнее персонажей романа: обеим пьеса очень понравилась, и обе со смехом рассказывали, как уже репетировали в воображении роль «Барабанчиковой».

Пьесу драматург сдал в театр 16 марта. В план на следующий сезон ее включили 16 апреля.

А 9 мая постановку «Бега» запретил Главрепертком, и в конце июня пресса сообщила, что решение о запрете утверждено коллегией Наркомпроса.

Но 1928 год все же не 1938-й. Официальный запрет, как это ни странно, пока еще не равен запрету реальному.

В июле за «Бег» вступился Максим Горький, один из апологетов идеи примирения с эмиграцией. Стоит напомнить, что и сам Горький, при всем своем влиянии и авторитете, в этот момент тоже был наполовину эмигрантом, его возвращение в СССР еще не состоялось.

Горький самолично прочитал пьесу Алексею Рыкову, председателю Совнаркома, который переправил мнение Горького Луначарскому.

Луначарский в принципе был защитником творцов и их заступником перед советской властью — и имел соответствующую заслуженную репутацию.

«Турбиных» Луначарский, правда, не принял, но традиционно считалось, что, прочитав «Бег», он изменил свое отношение к автору. Но никогда прежде не публиковавшееся письмо его к Рыкову доказывает совсем обратное: нарком резко выступает против пьесы.

Цитата «Но, несмотря на всяческие мои старания всегда ослаблять цензурную придирчивость, я должен сказать, что у меня создается впечатление полной недопустимости сценической постановки “Бега”. Нельзя же позволять этому господину, который потом нагло хвастает этим, продолжать обманывать нас, как будто издеваясь над нашей наивностью. Человек он, конечно, талантливый, но сознательный, откровенный враг большевиков. Ему доставляет какое-то озорное удовольствие эта возможность, живя в Москве, публично в наших театрах ставить пьесы, о которых потом вся белогвардейская печать говорит как о восстановлении попранной справедливости, о голосе мировой правды и т. д. Я постараюсь лично прочесть эту пьесу, но я очень хотел бы, чтобы в данном случае ни Алексей Максимович, ни высшие инстанции не препятствовали бы новому нашему Реперткому, составленному из очень интеллигентных, очень осторожных людей, ставить известные препятствия на более или менее тонкую, но весьма злобную контрабанду, которой занимается Булгаков и ему подобные» Из письма А. В. Луначарского А. И. Рыкову, 17 июля 1928, ГАРФ Публикуется впервые, публикатор Сергей Конаев

Горький, однако же, своего добился — при его поддержке запрет Главреперткома был фактически дезавуирован: 4 и 5 октября артисты МХАТа расписались в получении тетрадок с ролями, а 9 октября в театре состоялось обсуждение «Бега».

Все участники более или менее в открытую обсуждают, как обезопасить себя от цензуры, как обойти, обхитрить уже сформулированные претензии. Тон задает Горький. Он резко выступает против концепции Ильи Судакова — и Судаков в результате в постановке не участвует.

Судаков видел в конфликте героев с наступающей советской действительностью трагическую непреодолимость, «грехи» их перед народом и революцией непростительны, они находятся в безвыходном тупике.

Версия Горького гораздо более «заземленная»: для него Чарнота — это комическая роль, Хлудов — больной человек, а вся пьеса — «превосходнейшая комедия». Выступление Немировича во многом вторит горьковскому.

Он говорит о комедийности коллизий и героев, сравнивает их с гоголевскими, соглашается с тем, что Хлудов «болен», называет фигуру повешенного вестового «пересолом» и советует режиссуре этот мотив смягчить, исправить — вероятно, чтобы не вызывать упреки в мистицизме.

Он же говорит про Голубкова и Серафиму, которые возвращаются в Россию, что они «опасны»,— не как враги советской власти, разумеется, а как персонажи, чьи мотивы требуют обоснования. Вообще центральный пункт споров на этом собрании — стремление героев вернуться в Россию. Оно должно быть объяснено.

Немирович резюмирует: надо подчеркнуть интерес эмигрантов к тому, что у нас делается. И он, и Горький, при всех возможных расхождениях, сходятся в том, что эмиграция, разрыв связей, раскол — вещь комическая, нелепая. То есть преодолимая, если не для конкретных людей, то в целом.

Репетиции начались 10 октября 1928 года и продолжались до 25 января 1929-го. Согласно журнальной сводке 1938 года, всего состоялась 61 репетиция. Поражает их регулярность и то, что они как будто никак не соотносятся с внешним развитием событий. Оно было сначала просто неблагоприятным, а потом быстро стало угрожающим.

13 октября Горький уехал из Москвы. 14-го, после юбилейного вечера МХАТа, Станиславский перенес тяжелый инфаркт. Официальная и полуофициальная активность на высочайшем уровне вокруг «Бега» сразу же приобретает новый накал и размах.

22 октября последовало очередное официальное подтверждение запрета Главреперткома. 13 ноября на заседании московского комитета партии по вопросам искусства к атаке на «Бег» подключился Платон Керженцев, заместитель заведующего отделом агитации и пропаганды ЦК ВКП(б). И там, и там ставили не на примирение, а на обострение классовой борьбы.

Цитата Все запрещено: я разорен, затравлен, в полном одиночестве. Зачем держать писателя в стране, где его произведения не могут существовать? Прошу о гуманной резолюции — отпустить меня Михаил Булгаков, из письма М. Горькому, 3.09.1929

Но театр еще отталкивался в своих ожиданиях от опыта «Турбиных».

Как уже говорилось, в 1929 году опубликованный запрет Главреперткома имел де-юре меньшую силу, чем известные очень узкому кругу партийного руководства разрешительные постановления ЦК ВКП(б).

Активизация Керженцева и рапповцев у политбюро ЦК ВКП(б) пока что большого восторга не вызывала, немедленного хода их инициативам не давали. Вопрос о «Беге» оказался подвешен и решался весь январь.

За это время в окончательный расклад добавились два обстоятельства.

11 января в Москве был застрелен генерал Яков Слащев — прототип генерала Хлудова, офицер царской армии, прославившийся своей жестокостью во время Гражданской войны, покинувший Россию, но затем покаянно вернувшийся, прощенный и взятый на службу в новую Красную армию. Застрелил его курсант Лазарь Коленберг, который сообщил после ареста, что мстил за своего брата, казненного в свое время по приказу Слащева за сочувствие революции и большевикам. Коленберга признали невменяемым и выпустили.

Это, так сказать, обстоятельство частное, связь его с историей «Бега» вероятна, но едва ли доказуема. Но было и бесспорное. На запрете «Бега» (как и «Дней Турбиных») резко настаивали украинские коммунисты — их совершенно не устраивал образ революционной Украины в обеих пьесах.

В январе 1929-го решено было сделать тактическую уступку (в 1933 году, когда украинизация на Украине была свернута, а ее прежнее партийное руководство разгромлено и репрессировано, был снят и запрет с «Дней Турбиных», а у МХАТа и у Булгакова вновь возникла надежда на продолжение работы над «Бегом» — но ей не суждено было сбыться при жизни автора).

В любом случае судьба пьесы решилась на высшем уровне. 30 января 1929 года комиссия политбюро ЦК ВКП(б) в составе Ворошилова, Кагановича, Смирнова и Томского окончательно признала постановку «Бега» нецелесообразной (вычеркнув из резолюции эпитет «политически»).

Читайте также:  Анализ стихотворения жуковского песня сочинение

Сам Булгаков, затравленный рапповской прессой, в это время мечтал только об одном — повторить судьбу своих героев в первой ее части: он разослал умоляющие письма тем, от кого эта судьба, по его мнению, могла зависеть, от Горького до Сталина. Во всех этих письмах, с небольшими вариациями звучит одна просьба-мольба: «Отпустите меня!» Автор «Бега», великой пьесы о тоске по родине, умолял партию и правительство разрешить ему эмиграцию. Но и эта просьба была тщетной.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4111670

Бег

В келье монастырской церкви идёт беседа. Только что пришли будённовцы и проверили документы. Голубков, молодой питерский интеллигент, удивляется, откуда взялись красные, когда местность в руках белых.

Барабанчикова, беременная, лежащая тут же, объясняет, что генерал, которому прислали депешу о том, что красные в тылу, отложил расшифровку. На вопрос, где штаб генерала Чарноты, Барабанчикова не даёт прямого ответа.

Серафима Корзухина, молодая петербургская дама, которая бежит вместе с Голубковым в Крым, чтобы встретиться с мужем, предлагает вызвать акушерку, но мадам отказывается. Слышны цокот копыт и голос белого командира де Бризара. Узнав его, Барабанчикова сбрасывает тряпье и предстаёт в виде генерала Чарноты.

Он объясняет де Бризару и вбежавшей походной жене Люське, что его друг Барабанчиков в спешке дал ему документы не свои, а беременной жены. Чарнота предлагает план побега. Тут у Серафимы начинается жар — это тиф. Голубков уводит Серафиму в двуколку. Все уезжают.

Продолжение после рекламы:

Сон 2. Крым, начало ноября 1920 г

Зал станции превращён в штаб белых. Там, где был буфет, сидит генерал Хлудов. Он чем-то болен, дёргается. Корзухин, товарищ министра торговли, муж Серафимы, просит протолкнуть в Севастополь вагоны с ценным пушным товаром. Хлудов приказывает сжечь эти составы. Корзухин спрашивает о положении на фронте. Хлудов шипит, что красные завтра будут тут.

Корзухин обещает всё доложить главнокомандующему. Появляется конвой, за ним — белый главнокомандующий и архиепископ Африкан. Хлудов сообщает главкому, что большевики в Крыму. Африкан молится, но Хлудов считает, что Бог отступился от белых. Главком уходит. Вбегает Серафима, за ней — Голубков и вестовой Чарноты Крапилин. Серафима кричит, что Хлудов ничего не делает, а лишь вешает.

Штабные шепчут, что это — коммунистка. Голубков говорит, что она бредит, у неё тиф. Хлудов зовёт Корзухина, но тот, учуяв ловушку, отрекается от Серафимы. Серафиму и Голубкова уводят, а Крапилин в забытьи называет Хлудова мировым зверем и говорит о войне, которой Хлудов не знает. Он возражает, что ходил на Чонгар и ранен там дважды.

Крапилин, очнувшись, молит о пощаде, но Хлудов приказывает повесить его за то, что «начал хорошо, кончил скверно».

Брифли существует благодаря рекламе:

Сон 3. Крым, начало ноября 1920 г

Начальник контрразведки Тихий, угрожая смертоносной иглой, вынуждает Голубкова показать, что Серафима Корзухина состоит в компартии и приехала с целью пропаганды. Вынудив написать показание, Тихий отпускает его.

Служащий контрразведки Скунский оценивает, что Корзухин даст 10 000 долларов, чтобы откупиться. Тихий показывает, что доля Скунского — 2000. Вводят Серафиму, она в жару. Тихий даёт ей показание. За окном с музыкой идёт конница Чарноты.

Серафима, прочитав бумагу, выбивает локтем оконное стекло и зовёт на помощь Чарноту. Он вбегает и с револьвером отстаивает Серафиму.

Сон 4. Крым, начало ноября 1920 г

Главком говорит, что уже год Хлудов прикрывает свою ненависть к нему. Хлудов признается, что он ненавидит главкома за то, что его вовлекли в это, что нельзя работать, зная, что все напрасно. Главком уходит. Хлудов один говорит с призраком, хочет его раздавить… Входит Голубков, он пришёл жаловаться на преступление, совершенное Хлудовым. Тот оборачивается.

Голубков в панике. Он пришёл рассказать главкому об аресте Серафимы и хочет узнать её судьбу. Хлудов просит есаула доставить её во дворец, если она не расстреляна. Голубков в ужасе от этих слов. Хлудов оправдывается перед призраком-вестовым и просит его оставить его душу.

На вопрос Хлудова, кто ему Серафима, Голубков отвечает, что она — случайная встречная, но он любит её. Хлудов говорит, что её расстреляли. Голубков в бешенстве, Хлудов бросает ему револьвер и говорит кому-то, что душа его двоится. Входит есаул с докладом, что Серафима жива, но сегодня Чарнота с оружием отбил её и увёз в Константинополь. Хлудова ждут на корабле.

Голубков просит взять его в Константинополь, Хлудов болен, говорит с вестовым, они уходят. Тьма.

Продолжение после рекламы:

Сон 5. Константинополь, лето 1921 г

Улица Константинополя. Висит реклама тараканьих бегов. Чарнота, выпивший и мрачный, подходит к кассе тараканьих бегов и хочет поставить в кредит, но Артур, «тараканий царь», отказывает ему. Чарнота тоскует, вспоминает Россию.

Он продаёт за 2 лиры 50 пиастров серебряные газыри и ящик своих игрушек, ставит все полученные деньги на фаворита Янычара. Собирается народ. Тараканы, живущие в ящике «под наблюдением профессора», бегут с бумажными наездниками. Крик: «Янычар сбоит!» Оказывается, Артур опоил таракана.

Все ставившие на Янычара бросаются на Артура, тот зовёт полицию. Проститутка-красавица подбадривает итальянцев, которые бьют англичан, ставивших на другого таракана. Тьма.

Сон 6. Константинополь, лето 1921 г

Чарнота ссорится с Люсей, врёт ей, что ящик и газыри украли, она понимает, что Чарнота деньги проиграл, и признается, что она — проститутка. Она упрекает его, что он, генерал, разгромил контрразведку и вынужден был из армии бежать, а теперь нищенствует. Чарнота возражает: он спас Серафиму от гибели. Люся упрекает в бездействии Серафиму и уходит в дом.

Во двор входит Голубков, играет на шарманке. Чарнота уверяет его, что Серафима жива, и объясняет, что она пошла на панель. Приходит Серафима с греком, увешанным покупками. Голубков и Чарнота кидаются на него, он убегает. Голубков говорит Серафиме о любви, но она уходит со словами, что погибнет одна. Вышедшая Люся хочет открыть свёрток грека, но Чарнота не даёт.

Люся берет шляпу и сообщает, что уезжает в Париж. Входит Хлудов в штатском — он разжалован из армии. Голубков объясняет, что нашёл её, она ушла, а он поедет в Париж к Корзухину — он обязан ей помочь. Ему помогут перейти границу. Он просит Хлудова беречь её, не дать уйти на панель, Хлудов обещает и даёт 2 лиры и медальон. Чарнота едет с Голубковым в Париж.

Они уходят. Тьма.

Брифли существует благодаря рекламе:

Сон 7. Париж, осень 1921 г

Голубков просит у Корзухина 1000 долларов взаймы для Серафимы. Корзухин не даёт, говорит, что женат он не был и хочет жениться на своей русской секретарше.

Голубков называет его страшным бездушным человеком и хочет уйти, но приходит Чарнота, который говорит, что записался бы к большевикам, чтобы его расстрелять, а расстреляв, выписался бы.

Увидев карты, он предлагает Корзухину сыграть и продаёт ему за 10 долларов хлудовский медальон. В итоге Чарнота выигрывает 20 000 долларов, выкупает за 300 медальон. Корзухин хочет вернуть деньги, на его крик прибегает Люся. Чарнота поражён, но не выдаёт её.

Люся презирает Корзухина. Она уверяет его, что он сам проиграл деньги и их не вернуть. Все расходятся. Люся в окно тихонько кричит, чтобы Голубков берег Серафиму, а Чарнота купил себе штаны. Тьма.

Сон 8. Константинополь, осень 1921 г

Хлудов один разговаривает с призраком вестового. Он мучается. Входит Серафима, говорит ему, что он болен, казнится, что отпустила Голубкова. Она собирается вернуться в Питер. Хлудов говорит, что тоже вернётся, причём под своим именем.

Серафима в ужасе, ей кажется, что его расстреляют. Хлудов рад этому. Их прерывает стук в дверь. Это Чарнота и Голубков. Хлудов с Чарнотой уходят, Серафима и Голубков признаются друг другу в любви. Хлудов и Чарнота возвращаются.

Чарнота говорит, что останется здесь, Хлудов хочет вернуться. Все отговаривают его. Он зовёт с собой Чарноту, но тот отказывается: у него нет ненависти к большевикам. Он уходит. Голубков хочет вернуть Хлудову медальон, но он дарит его паре, и они уходят.

Хлудов один пишет что-то, радуется, что призрак исчез. Подходит к окну и стреляет себе в голову. Темно.

Пересказала М. А. Соболева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.

Источник: https://briefly.ru/bulgakov/beg/

“Бег” краткое содержание по действиям пьесы Булгакова

Происходит в Северной Таврии в октябре 1920 года.

В монастырской келье идет разговор. Сюда недавно приходили буденовцы и у всех проверили документы.

Молодой питерский интеллигент Сергей Павлович Голубков не может понять: откуда взялись красные, если местность под властью белых.

Беременная Барабанчикова говорит, что генерал, которому пришла депеша о красных в тылу, отложил расшифровку. У Барабанчиковой интересуются, где находится штаб генерала Чарноты, но она уходит от ответа.

Молодая петербурженка Серафима Владимировна Корзухина, которая в компании интеллигента Голубкова бежала в Крым ради встречи с мужем, предлагает вызвать акушерку для беременной мадам, но та отказывается.

Слышится топот конских копыт и голос белого командира де Бризара. Барабанчикова узнает его и, сбросив с себя тряпки, превращается в генерала Григория Чарноту. Он объясняет де Бризару и своей походной супруге Люське, что его товарищ Барабанчиков очень спешил, поэтому вместо своих документов дал ему документы беременной жены.

Генерал Чарнота предлагает план побега. Но тут у Корзухиной поднимается температура – она больна тифом. Голубков ведет Серафиму в двуколку.

Все разъезжаются.

Сон второй

Происходит в начале ноября 1920 года в Крыму.

Из зала станции белогвардейцы сделали штаб. В том месте, где раньше был буфет, теперь сидит командующий фронтом Роман Валерьянович Хлудов. Он все время морщится и дергается.

Друг министра торговли и муж больной Серафимы Парамон Ильич Корзухин просит провезти в Севастополь вагоны с ценным товаром. Но Хлудов отдает приказ сжечь эти вагоны. На расспросы Корзухина о положении дел на фронте, Хлудов еще больше сердится и говорит, что красные завтра будут здесь.

Корзухин обещает все доложить главнокомандующему, который вскоре приходит вместе с архиепископом Африканом. Хлудов докладывает главному, что большевики в Крыму.

Архиепископ молится, но Хлудов считает, что зря. Бог, по его мнению, не на стороне белых. Главком уходит. Появляется Корзухина, а следом за ней Голубков и вестовой генерала Чарноты Крапилин. Серафима обвиняет Хлудова в бездействии.

Штабные перешептываются, они считают Корзухину коммунисткой. Голубков же уверен, что женщина бредит из-за тифа. Хлудов зовет мужа Серафимы, но тот чует ловушку и отрекается от жены.

Голубкова и Корзухину уводят.

Крапилин, находясь в забытьи, говорит, что Хлудов мировой зверь, обвиняет его в трусости и умении только вешать. Крапилин приходит в себя и начинает молить о пощаде, но Хлудов отдает приказ отвести вестового на виселицу. Тот, по мнению генерала, начал хорошо, а вот закончил плохо.

Действие второе

Сон третий

Происходит в начале ноября 1920 года в Крыму.

Начальник контрразведки по прозвищу Тихий принуждает Голубкова дать показания против Серафимы. Тихий угрожает питерскому интеллигенту смертоносной иглой. Голубков со страху рассказывает, что Серафима коммунистка и приехала сюда ради пропаганды.

После дачи показаний Голубкова отпускают.

Работник контрразведки Скунский сообщает Тихому, что Корзухин заплатит 10 000 долларов для откупа. Из этой суммы начальник готов “отстегнуть” Скунскому 2000 зеленых.

Заводят Корзухину, которая вся горит от температуры. Тихий дает ей прочесть показания Голубкова. За окном в это время проходит конница генерала Чарноты.

Серафима, прочитав показания, разбивает окно и зовет Чарноту на помощь. Тот врывается в комнату с револьвером и спасает Корзухину.

Сон четвертый

Происходит в начале ноября 1920 года в Крыму.

Главнокомандующий говорит, что в течение года Хлудов маскирует свою ненависть к нему. Роман Валерьянович этого не отрицает, он действительно ненавидит главкома. Из-за него Хлудов вовлечен в эту отвратительную и бесполезную работу.

Главком уходит. Хлудов ведет разговор с призраком. Входит интеллигент Голубков.

Он не узнает стоящего к нему спиной Хлудова и рассказывает о преступлениях, которые тот совершил. Голубков думает, что докладывает главкому. Хлудов поворачивается.

Интеллигент впадает в панику, но все же осмеливается рассказать об аресте Корзухиной и хочет узнать о ее судьбе.

Хлудов приказывает привести Серафиму во дворец, если ее еще не расстреляли. От таких слов Голубков приходит в ужас. Хлудов, потупившись, начинает лепетать оправдания призраку-вестовому и молит не забирать у него душу.

Хлудов спрашивает Голубкова, кем ему является Корзухина. Сергей Павлович признается, что она – случайная знакомая, которую он полюбил всем сердцем. Хлудов сообщает, что Серафима мертва.

Ее расстреляли. От такого известия Голубков приходит в бешенство.

Хлудов дает Голубкову револьвер и кому-то говорит, что его душа двоится. Заходит есаул и докладывает, что Серафима Корзухина жива. Сегодня генерал Чарнота забрал ее в Константинополь. Хлудова дожидаются на корабле. Голубков напрашивается вместе с ним в Константинополь.

Хлудов серьезно болен, он говорит с вестовым, и они уходят. Тьма.

Действие третье

Сон пятый

Происходит летом 1921 года в Константинополе.

На одной из улиц Константинополя висит плакат с рекламой тараканьих бегов. Мрачный генерал Чарнота подходит к кассе, где принимают ставки. Чарнота хочет сделать ставку в кредит, но “тараканий царь” Артур отказывает в просьбе. Генерал впадает в тоску и ностальгирует по России. Он решается и продает газыри из серебра и целый ящик своих игрушек.

Затем возвращается к кассе тараканьих бегов, где все деньги ставит на фаворита Янычара.

Народ собирается на зрелище. Тараканы, которые обитают в ящике под наблюдением профессора, выходят на бега с наездниками из бумаги. Слышится крик: “Янычар сбоит!” Как оказалось, “тараканий царь” Артур опоил фаворита. Каждый, кто поставил на Янычара, бросается на Артура, и тот вынужден звать полицию.

Красавица-проститутка подбадривает итальянцев, которые ставили не на Янычара. Тьма.

Сон шестой

Происходит летом 1921 года в Константинополе.

Генерал Чарнота поссорился с Люсей. Та догадывается, что генерал деньги проиграл и открывает свои карты, говорит, что она – проститутка. А еще Люся упрекает Чарноту в том, что он разрушил контрразведку и вынужден был бежать из армии, а теперь ведет жизнь нищего. Чернота возражает, он спас Корзухину от смерти.

Люся обвиняет Серафиму в бездействии, а затем уходит в дом.

Во двор заходит Голубков. Генерал Чарнота убеждает интеллигента, что Корзухина жива и пошла на панель. Серафима приходит вместе с каким-то греком, у которого в руках много покупок.

Чарнота с Голубковым бросаются на иностранца, и тому приходиться бежать.

Сергей Павлович начинает говорить Корзухиной о своих чувствах, но она разворачивается и уходит. На прощание бросает фразу, что предпочитает погибнуть сама.

Люся хочет развернуть сверток, который оставил грек, но генерал не дает ей это сделать. Красавица забирает шляпу и говорит, что уедет в Париж. Заходит Хлудов в штатском. Его разжаловали из армии. Голубков утверждает, что поедет в Париж к мужу Серафимы, чтобы помочь женщине.

Он уверен: ему обязательно помогут перейти границу. Голубков умоляет Хлудова беречь Серафиму и не позволить ей уйти на панель. Хлудов обещает интеллигенту присмотреть за Серафимой и дает две лиры и медальон.

Читайте также:  Примеры мечты из литературы для сочинения

Чарнота отправляется с Голубковым в Париж. Темнота.

Действие четвертое

Сон седьмой

Происходит осенью 1921 года в Париже.

Голубков приезжает в Париж, находит мужа Корзухиной и просит у него тысячу долларов для Серафимы. Тот отказывает, мотивируя свой поступок тем, что на Серафиме он не был женат, а в скором времени собирается предложить руку и сердце своей русской секретарше. Голубков говорит Корзухину, что он бездушный человек. Сергей Павлович уже собирается уйти, но в этот момент заходит генерал Чарнота.

Он сообщает Корзухину, что с радостью бы записался к большевикам, чтобы расстрелять его.

Чарнота видит карты и предлагает Корзухину сыграть. Он продает сопернику медальон Хлудова за десять долларов. После игры генерал становится обладателем 20 000 долларов. За 300 он выкупает медальон назад. Корзухин хочет вернуть все проигранные деньги.

Он кричит от досады, и на его рев выбегает Люся. Генерал в шоке, но не выдает, что знаком с проституткой. Люся презирает мужа Серафимы.

Она считает, что Корзухин сам виноват в проигрыше.

Все расходятся. Люся высовывается в окно и тихонько говорит Голубкову, чтобы он берег Корзухину, а генерал, наконец-то купил себе новые штаны. Темнота.

Сон восьмой и последний

Происходит осенью 1921 года в Константинополе.

Хлудов ведет разговор с призраком вестового. Заходит Серафима Корзухина и доказывает Хлудову, что тот сильно болен. Еще она кается, что отпустила Голубкова.

Корзухина собирается вернуться в Петербург. Хлудов объявляет, что тоже хочет вернуться туда под своим именем. Серафима приходит в ужас, если Хлудов поступит так неосмотрительно, его сразу убьют.

Но генерал рад такому итогу.

Беседу прерывает стук в дверь. Пришли Голубков и Чарнота. Корзухина с Сергеем Павловичем признаются друг другу в любви.

Чарнота хочет остаться здесь, а Хлудов намерен вернуться. Он уговаривает Чарноту ехать вместе, но тот не хочет: генерал нормально относится к большевикам и не испытывает ненависти к ним. Голубков хочет отдать Хлудову медальон, но тот возвращает его паре, после чего Корзухина и Голубков уходят.

Хлудов сидит один и что-то пишет. Он очень рад, что призрак исчез и не беспокоит его. Затем Хлудов встает, подходит к окну, приставляет револьвер к виску и нажимает на курок.

Темнота.

Источник: https://studentguide.ru/kratkie-soderzhaniya/beg-kratkoe-soderzhanie-po-dejstviyam-pesy-bulgakova.html

Анализ произведения «Бег» (М. А. Булгаков) | Литрекон

Такое масштабное событие первой половины двадцатого века, как гражданская война в России, не могло не породить огромного количества соответствующей литературы, в рамках которой писатели рассматривали эту войну со многих сторон, рассуждали о её роли для России и всего русского народа. Одним из таких деятелей был Михаил Булгаков, написавший пьесу «Бег», в которой показал читателю судьбу русской интеллигенции, дворянства и белого офицерства в конце гражданской войны, а после в эмиграции. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ пьесы «Бег» по плану.

История создания

Булгаков начал работу над пьесой в 1926 году. В основу сюжета легли воспоминания его второй жены – Любви Белозерской и генерала Якова Слащева, который в девятнадцатом и двадцатых годах руководил обороной Перекопа.

Булгаков переживал непростой период своей жизни. Его нигде не печатали, его пьесы не ставили, он испытывал серьёзные финансовые затруднения. В двадцать седьмом году он заключил договор с МХАТом.

Тогда пьеса носила название «Рыцарь Серафимы». В двадцать восьмом году пьеса была закончена и получила своё окончательное название «Бег», но так и не была поставлена при жизни писателя.

В ней он вновь «героизировал противников советской власти», как и в романе «Белая гвардия». 

Отчасти пьеса «Бег» была воплощением замысла писателя о масштабной трилогии, посвященной событиям гражданской войны. Она должна была стать своеобразным реквиемом для интеллигенции. Но из-за болезней, проблем на службе и в семье автор не смог реализовать свой замысел в полной мере.

Направление и жанр

Пьеса «Бег» была создана в рамках реалистического направления в литературе. Писатель стремится к достоверному изображения действительности. Созданные им образы, персонажи, их слова и поступки весьма натуральны и естественны. Читатель может поверить в то, что описанные в пьесе события могли произойти на самом деле.

Жанр этого произведения можно определить, как драму. Это литературное произведение предназначено для показа на театральной сцене. Композиция и метод изложения (диалоги) лишний раз подтверждают, что перед нами именно пьеса. Сюжет носит повседневный, бытовой характер.

Суть: о чём?

Повествование в пьесе «Бег» начинается в монастырской келье. Интеллигент Сергей Голубков сопровождает Серафиму Корзухину в Крым, к её мужу – Парамону Корзухину, который занимает значимый пост в белом правительстве Врангеля. Тут они впервые встречаются с белым генералом и лихим кавалеристом Чарнотой.

Нас переносят в штаб командующего фронтом Хлудова, который явно физически и душевно болен. Красные ведут наступление и уже совсем скоро займут полуостров.

Появляется муж Серафимы – Корзухин и просит и Хлудова пропустить в Севастополь вагоны с ценными товарами, но тот, чтобы освободить дорогу для беженцев и отступающих войск, и не желая участвовать в обогащении Корзухина, приказывает эти вагоны сжечь. В этот момент на станции появляются Серафима и Голубков, рассудок Корзухиной помутнён из-за тифа и пережитых трудностей.

Она кричит на командующего, обвиняя его в бездействии. Женщину вместе с Голубковым собираются арестовать, Корзухин имеет возможность спасти свою жену, но, не желая рисковать, оставляет её на произвол судьбы.

Начальник контрразведки белых, Тихий сначала, угрожая пытками, принуждает Сергея Голубкова дать показания против Корзухиной. Тихий надеется получить с мужа несчастной щедрый откуп. Однако сама Серафима во время допроса вырывается и зовёт на помощь Чарноту, который как раз проезжал мимо. Генерал врывается в здание контрразведки и, угрожая револьвером, спасает Корзухину.

Отпущенный на свободу Сергей не знает об освобождении Серафимы. Он случайно снова сталкивается с Хлудовым, который на этот раз проявляет благоразумие и приказывает освободить Корзухину и доставить её к нему, но к тому моменту Чарнота уже увёз её в Стамбул. Хлудов берёт с собой Голубкова и тоже покидает обречённый Крым.

Проходит год. В Стамбуле Чарнота и Серафима живут в нищете, белый генерал проигрывает свои серебряные газыри в тараканьи бега. Серафима в отчаянии идёт на панель, но в этот момент появляется Голубков и спасает её. Оставив Корзухину на попечение Хлудова, Чарнота и Сергей отправляются в Париж, чтобы найти мужа Корзухиной.

Тот, однако, оказывается равнодушным к судьбе Серафимы, он снова женился при ещё живой жене, живёт в достатке и не знает печали. Однако Чарнота, пользуясь пристрастием негодяя к азартным играм, выигрывает у того в карты двадцать тысяч долларов.

В Стамбуле тем временем душевное здоровье Хлудова становится всё хуже и хуже, он хочет вернуться в Россию, чтобы погибнуть там. В этот момент Голубков и Чарнота возвращаются из Парижа. Серафима и Сергей признаются друг другу в любви. Хлудов остаётся в полном одиночестве, после чего стреляется из револьвера.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика героев в пьесе «Бег» умещаются в таблице. Если ее нужно дополнить, сообщите об этом Многомудрому Литрекону.

Серафима Владимировна Корзухина Симпатичная молодая дама. Достаточно смелая, благородная и гордая женщина, на ее долю выпадает множество тяжёлых испытаний. В итоге она смогла сохранить своё человеческое достоинство даже в нищете и позоре.
Сергей Павлович Голубков интеллигентный молодой человек. Сын профессора. Трусоватый, но благородный мужчина, который сохраняет свои идеалы, несмотря на многочленные мытарства. Всей душой предан старым порядкам и скучает по царскому времени. 
Григорий Лукьянович Чарнота Отважный белый генерал. Мужчина средних лет. Запорожец. Опытный военный и умелый боец, но в быту оказывается совершенно потерянным и никому не нужным. Склонен к азартным играм. Постоянно выигрывает в карты.
Роман Валерьянович Хлудов Белый офицер. Мужчина средних лет. На момент начала пьесы находится в упадочном состоянии духа, поняв бессмысленность своей борьбы, из-за это искренне ненавидит белых, которые, по его мнению, втянули его в эту войну. Жесток, способен без малейшего колебания отправить человека на смерть, но всё-таки сохранил в себе остатки благородства и милосердия. К концу повествования окончательно отчаивается и начинает искать смерти, в итоге заканчивая жизнь самоубийством.
Парамон Ильич Корзухин Муж Серафимы. Картёжник и аферист. Меркантильный и циничный негодяй, превыше всего ценящий собственный достаток. Дважды предаёт свою супругу, в первый раз, когда позволяет Хлудову арестовать её, во второй раз, когда женится на другой, оставляя Серафиму на произвол судьбы.

Темы

Тематика пьесы «Бег», безусловно, интересна, но описывать ее в полной мере нет необходимости… Или есть? Если есть, то напишите об этом Многомудрому Литрекону в х. 

  1. Любовь – Булгаков показывает нам, что во времена исторических катаклизмов и тяжелейших испытаний только настоящая любовь способна удержать человека от падения в пропасть, дать ему новую цель в жизни и силы для её достижения.
  2. Патриотизм – мы видим людей, которые искренне верили, что сражались ради блага и процветания своей страны, но в итоге оказались выброшенными на обочину истории. Их страна изменилась до неузнаваемости и отвергла их, и они остались в полном одиночестве в чуждом и непонятно им новом мире.
  3. Семья – на примере Корзухина писатель демонстрирует разложение семьи в русском обществе, в котором люди не живут, а борются за выживание, и в этой борьбе человек готов на самые низкие поступки, даже предательство родных и близких людей.
  4. Дружба – несмотря на подлость людей, показанную в пьесе, писатель говорит о том, что даже в самые тяжёлые времена ещё можно найти благородных товарищей, которые могут стать настоящей опорой и соратниками для брошенного всеми человека.
  5. Доброта – мир, изображённый в пьесе, кажется жестоким и злым, но вопреки всему в нём ещё остаются люди, способные на сострадание и милосердие.

Проблемы

Проблематика пьесы «Бег» тоже может быть дополнена, если Вы напишите Многомудрому Литрекону в х:

  1. Война – писатель показывает войну, как нечто страшное и бессмысленное, не несущее людям ничего, кроме страданий и смерти, оставляющее глубочайшие раны в душах выживших.
  2. Революция – никак не оценивая саму революцию, Булгаков показывает её печальные последствия для той части общества, которая оказалась не на той стороне и потеряла всё, что ценила.
  3. Эмиграция – Булгаков показывает трагедию русских эмигрантов, которые вынуждены были уехать из страны, и вести зачастую бедственное существование за рубежом, где многие из них так и не смогли вернуться к полноценной жизни.
  4. Анархия – последние дни существования Белого движения показывают нам анархию, царящую в стране, где каждый борется только за своё выживание и готов пойти на что угодно ради своих целей.
  5. Социальная несправедливость – на примере Корзухина Булгаков показывает, что негодяи и мерзавцы уехали из России богатыми и обеспеченными, а по-настоящему благородные люди, целиком отдавшие себя борьбе, остались ни с чем.

Основная идея

Пьеса «Бег» представляет собой зарисовку о жизни представителей реакционной части интеллигенции и офицерства в последние месяцы гражданской войны и первые годы эмиграции.

Трагедию той части общества, которые не смогла защитить свои идеи на родине и найти себя вне её.

В этом и состоит смысл пьесы «Бег»: тараканьи бега (азартная игра, популярная среди беженцев) становятся символом бессмысленности и ничтожности жизни самих эмигрантов, которые бегут от судьбы наперегонки друг с другом. 

Булгаков отказывается от какой-либо идеализации, или, наоборот, очернения этих людей. Они способны как на благородные, так и на самые омерзительные поступки, потому что они не карикатуры, а живые несовершенные люди, которые просто хотят быть счастливыми. Но главная мысль пьесы «Бег» состоит в том, что они не могут быть счастливы вне прежней России.

Чему учит?

Несмотря на довольно пессимистичный настрой пьесы, читатель может вынести из неё и полезные нравственные уроки о том, что в любой ситуации у человека остаётся надежда на то, что всё изменится к лучшему.

Теряя ее, мы обрекаем себя на проигрыш, хотя бой еще не закончен. Вывод автора прост: бег от родины и от себя не ведет к счастью, но все же является жизнью, противопоставленной смерти, войне и вездесущей подлости.

Булгаков осуждает жадность, подлость и эгоизм, превознося преданность, милосердие и доброту. Такова мораль пьесы «Бег».

Критика

Пьеса, хоть и не увидела сцены при жизни Булгакова, не была не замечена и попала на стол даже Иосифу Сталину, который остался не доволен тем, что писатель не показал классовую природу гражданской войны, эксплуататорскую суть интеллигенции и офицерства.

Противоположное мнение было у Максима Горького, который очень симпатизировал Булгакову. Он считал, что пьеса представляет из себя сатирическую комедию, которая через образы Чарноты и Хлудова жестоко высмеивает Белое движение.

Михаил Щепин

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/beg-bulgakov/

Ссылка на основную публикацию