Чайка — краткое содержание пьесы чехова

Чайка - краткое содержание пьесы Чехова
«Актриса в своей гримерке».
Художник Эдгар Дега

Пьеса «Чайка» является одним из самых известных драматических произведений великого русского писателя и драматурга А. П. Чехова. В этой статье представлено краткое содержание пьесы «Чайка» Чехова по действиям: краткий пересказ произведения.
Смотрите:
Краткий пересказ пьесы «Чайка»
Все материалы по пьесе «Чайка»
Все материалы по творчеству Чехова Действие пьесы происходит в Российской Империи в конце XIX века.

Действие первое

Отставной чиновник Петр Николаевич Сорин живет в своем провинциальном имении. У него в имении живет его племянник Константин Треплев. Здесь же гостит сестра Сорина и мать Константина, Ирина Николаевна Аркадина — 43-летняя известная актриса, ведущая бурную светскую жизнь. Аркадина состоит в отношениях с известным писателем Тригориным, который значительно младше нее.

Константин Треплев — 25-летний начинающий писатель. Он не одобряет образа жизни своей матери-актрисы, ее вкусы и взгляды. Константин влюблен в молодую девушку Нину Заречную, и та отвечает ему взаимностью. Нина мечтает стать актрисой и добиться славы.

Усадьбой Сорина управляет господин Шамраев. Дочь управляющего Маша безответно влюблена в Константина. В свою очередь в Машу так же безответно влюблен учитель Медведенко. Жена управляющего Полина Андреевна влюблена во врача Дорна и изменяет с ним мужу. Женщина готова оставить мужа ради этой связи, но 55-летний Дорн не хочет что-либо менять. 

Однажды влюбленные Нина и Константин устраивают в усадьбе любительский спектакль по пьесе самого Константина. Нина считает пьесу слабой, но все же решается играть. Перед спектаклем девушка признается Константину, что ее тянет к нему, как чайку.

На спектакль собираются все упомянутые выше персонажи. Начинается спекталь. Госпожа Аркадина критикует постановку прямо во время действия. Это обижает самолюбивого Константина, и он прерывает спектакль. Аркадина не понимает, почему сын обижается, ведь пьеса действительно слаба.

Действие второе

Спустя некоторое время Нина и Константин Треплев снова встречаются. Константин кладет к ногам девушки убитую им чайку. Он говорит, что готов лишить себя жизни из-за того, что Нина охладела к нему. Константин подозревает, что причина охлаждения в его плохой пьесе и в том, что он не является известным писателем — в отличие от Тригорина. Нина смущается и не знает, что ответить. Треплев уходит. Тут же к Нине подходит писатель Тригорин. Девушка расспрашивает его о том, как ему живется в качестве знаменитого писателя. Нина мечтает о славе и успехе, поэтому знаменитый Тригорин восхищает ее.

Действие третье

Константин Треплев тяжело переживает охлаждение Нины и ее увлечение Тригориным. Сам Тригорин тоже влюбляется в Нину и признается в этом госпоже Аркадиной (с которой живет). Женщина приходит в отчаяние и на коленях упрашивает его не бросать ее. Тригорин соглашается остаться с ней. Однако перед отъездом он тайно договоривается с Ниной о том, как они встретятся в Москве. На прощание Тригорин и Нина целуются. 
Тем временем Маша, страдая от безответной любови к Константину Треплеву, решает выйти замуж за учителя Медведенко.

Действие четвертое

Проходит два года. Константин Треплев становится известным писателем. Он живет в имении вместе с дядей. Маша и Медведенко уже женаты, у них есть ребенок. Маша по-прежнему безответно любит Треплева. Девушка надеется, что, когда мужа переведут в другое место службы, ее любовь к Треплеву пройдет.

О Нине Заречной известно, что она уехала в Москву и вступила в отношения с писателем Тригориным. Нина стала актрисой, однако не добилась славы: Тригорин критиковал ее, из-за чего девушка потеряла веру в себя.

От связи с Тригориным у Нины родился ребенок, который вскоре умер. Затем Тригорин разлюбил Нину и оставил ее. Девушка по-прежнему работает актрисой и живет довольно скромно.

5 дней назад Нина приехала в город и живет в гостинице, но отказывается принимать кого-либо, даже Треплева. 

Тем временем госпожа Аркадина все с тем же Тригориным приезжает в имение, чтобы навестить больного брата. В имении собирается обычное общество, чтобы развлекаться.

В тот же вечер Нина тайно приезжает к Треплеву. Она в слезах признается, что избегала его, боясь, что он ее ненавидит. Нина говорит, что завтра едет в Елец, чтобы работать всю зиму в местном театре.

Треплев признается ей, что все еще любит ее, и просит остаться или взять его с собой. Нина отвечает, что по-прежнему любит Тригорина и любит сильнее прежнего.

Она сравнивает себя с чайкой, которую случайный человек погубил от нечего делать. Нина уезжает. 

В тот же вечер, когда в доме еще находятся гости, Константин кончает жизнь самоубийством.  

Источник: https://www.literaturus.ru/2018/04/kratkoe-soderzhanie-chajka-chehov-po-dejstvijam-pereskaz.html

«Чайка» А. П. Чехов Кратко

Мастер короткого рассказа, русский писатель Антон Павлович Чехов, немалого добился и в драматургии. По крайней мере, его пьесы включаются в репертуары не только отечественных театров, но и многих зарубежных.

Вершиной творчества драматурга по праву считается пьеса «Чайка». Возможно, британский писатель Ричард Бах при написании произведения под названием «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» вдохновлялся обозреваемым шедевром.

Краткий пересказ книги «Чайка» Чехова

В усадьбе Петра Николаевича Сорина гостит его сестра, актриса Ирина Аркадина. Ее сопровождает приятель, писатель-беллетрист по имени Борис Тригорин. Здесь же, у дяди, проживает сын Аркадиной – Константин Треплев. Юноша мечтает о славе литератора и влюблен в дочь соседского помещика – Нину Заречную.

Девушка же грезит о сцене. Специально для нее Треплев пишет пьесу и устраивает постановку в домашнем импровизированном театре. Спектакль проваливается, и не выдержав позора, Константин удаляется прочь. Нина влюбляется в Тригорина и договаривается с ним о тайном свидании в столице.

Маша, дочь управляющего имением, не дождавшись ответных чувств от любимого ею Треплева, выходит замуж за сельского учителя. Нина выступает на столичных подмостках, но славы не добивается. Тригорин сначала живет с ней, а потом, после смерти их ребенка, покидает ее.

Не добившись ответных чувств от любимой девушки, Треплев стреляется.

Список действующих лиц и характеристика героев пьесы «Чайка»

Представляем вашему вниманию главных и второстепенных персонажей пьесы:

  • Ирина Николаевна Аркадина – известная актриса, талантливая и умная женщина.
  • Константин Треплев – главный герой, болезненно самолюбивый, но способный молодой человек, сын Аркадиной.
  • Петр Сорин – статский советник, брат Ирины Николаевны, мягкий бесхарактерный мужчина.
  • Нина Михайловна Заречная – дочь соседского помещика, мечтающая о сцене.
  • Илья Афанасьевич Шамраев – управляющий в имении Сорина, бывший военный, человек без сантиментов.
  • Полина Андреевна – супруга Шамраева, состоит в тайных любовных отношениях с доктором Дорном.
  • Маша – дочка Шамраевых, безответно влюбленная в Треплева.
  • Борис Алексеевич Тригорин – писатель, возлюбленный Аркадиной, безвольный и трусоватый человек.
  • Евгений Сергеевич Дорн – доктор, приятель Сорина, милый и привлекательный.
  • Семен Семенович Медведенко – бедный сельский учитель, симпатизирующий Маше и, в конце концов, женившийся на ней.

Краткое содержание пьесы «Чайка» по действиям

Действие 1

Чайка - краткое содержание пьесы Чехова

Помимо вышеупомянутых персонажей на представлении находятся учитель Медведенко, доктор Дорн, а также управляющий имением, отставной офицер Шамраев, его супруга – Полина Андреевна и их дочь Маша. Медведенко безнадежно влюблен в Машу. Он искренне завидует любви Треплева и Заречной. Попытка объясниться с Машей ни к чему не приводит – та давно любит Константина.

У большей части зрителей сюжет и само выступление Нины вызывает недоумение, а Аркадина и вовсе критикует увиденное и услышанное. Раздосадованный едкими замечаниями, Константин прерывает представление и уходит. Нина остается со всеми и выслушивает комплименты в свой адрес от Тригорина.

Действие 2

Через два дня на площадке для крокета Дорн читает вслух Ирине Николаевне и Маше, а Тригорин рыбачит рядом в купальне. У Сорина намечаются именины, и по этому случаю в имение прибывает Нина. Она с интересом наблюдает за действиями знаменитостей и удивляется, что и они подвержены обычным человеческим страстям.

Молодая дама влюбляется в Тригорина и охладевает к Треплеву. Константин уверен – черствость любимой связана с провалом его пьесы. Он подносит Нине убитую им чайку и уверяет, что вскоре также покончит собой. На Нину это не возымеет должного воздействия, она увлечена Тригориным.

Ей нравится его незатейливая проза, а манера Константина выражать свои мысли символами глубоко безразлична.

Тригорин также интересуется молоденькой девушкой, хочет разузнать, чем она живет и что чувствует. Сам писатель тяготится своей славы и обязанности постоянно творить на потребу невзыскательному читателю.

При виде убитой чайки Тригорин придумывает и записывает в свой блокнот сюжет для рассказа. В нем будет повествоваться о девушке,  живущей на побережье озера. Она счастлива и свободна.

Но некий человек пришел и погубил ее, как чайку.

Действие 3

Спустя неделю Треплев совершает неудачную попытку самоубийства. Его мать уверена, что причиной послужила элементарная ревность. Она решает уехать в Москву и увезти с собой Тригорина. Сорин жалеет племянника с его несчастной любовью, но уверен, что это не единственная причина депрессии Константина, и просит сестру помочь Треплеву деньгами. Аркадина отзывается.

За уехавшими в столицу Аркадиной и Тригориным собирается отправиться и Нина. Она не расстается с мыслью устроиться в театр и выступать на сцене.

Тригорин вдруг ощущает, что нашел настоящую любовь, просит Аркадину отпустить его к Нине. Но та не уверена в серьезности увлечения, и все-таки убеждает Тригорина отказаться от девушки.

Перед отъездом писатель сталкивается с Ниной и договаривается о тайном свидании в Москве.

Маша, понимая, что ее любовь не нужна Треплеву, дает согласие выйти замуж за Медведенко.

Действие 4

Минует два года. Сорин стар, тяжело болен, однако жизнелюбие его не ослабевает. У супругов Медведенко родился ребенок, но счастливым этот брак не назовешь.

Треплев делится с Дорном сведениями о Нине Заречной. Она сошлась с Тригориным, родила от него, дитя вскоре скончалось. Беллетрист разругался с ней и вернулся к Аркадиной. На сцене у Нины не сложилось, играла она грубо и безвкусно. В письмах Треплеву она никогда не жаловалась на судьбу и подписывала их словом Чайка.

Когда Константин и Нина все-таки встречаются, пылкий юноша вновь объясняется в любви и готов ей все простить. Нина не может ответить взаимностью, она до сих пор любит Тригорина и не скрывает этого. Покидая обескураженного мужчину, приглашает поглядеть на ее игру в театре, когда она прославится.

После ухода Заречной влюбленный Треплев рвет свои рукописи, а затем уходит в другую комнату. В оставленном им помещении собираются на застолье Аркадина, Тригорин, Дорн и прочие гости. Вдруг раздается выстрел. Дорн предполагает, что это лопнула его пробирка и уходит. Возвратившись, он, чтобы не услышала Аркадина, отводит Тригорина в сторону и говорит ему, что Константин застрелился.

Кратко об истории создания произведения «Чайка» Чехова

Пьеса была опубликована в журнале «Русская мысль» в 1896 году. Тогда же состоялась премьера спектакля на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. Постановка провалилась.

Режиссер, актеры и особенно публика не поняли замысла произведения. Через год «Чайка» была с успехом сыграна Художественным театром под руководством Станиславского и Немирович-Данченко.

МХАТ становится «театром Чехова», а чайка – его эмблемой.

Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/chekhov/chajka

Чехов «Чайка» – краткое содержание по действиям — Русская историческая библиотека

[См. полный текст «Чайки» на нашем сайте.]

В поместье пожилого отставного чиновника Петра Сорина приезжает его сестра, известная театральная актриса Ирина Аркадина с любовником – писателем Тригориным.

Здесь же живёт сын Аркадиной, Константин Треплев, нервный честолюбивый юноша, который завидует популярности матери. Желая прославиться не меньше её, Константин начинает писать пьесы в модном символистско-декадентском стиле. После приезда матери он пробует поставить при ней одну из них в импровизированном парковом театре.

Главную роль исполняет дочь владельца соседней усадьбы, Нина Заречная, которую Треплев страстно любит. Но писательские таланты Константина невелики, и постановка с треском проваливается. Высмеиваемый матерью Треплев в отчаянии убегает.

Юная Нина тоже мечтает об успехе и славе, хочет блистать на сцене театра. Константин обожает её, однако Нина относится к нему довольно холодно. Её гораздо больше привлекает весьма популярный литератор Тригорин. По завершении любительского спектакля в саду Аркадина знакомит Заречную с ним.

Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Чайка», действие 1 – краткое содержание.

«Чайка», спектакль. Действия 1-2. Постановка Олега Ефремова

«Чайка», действие 2 – кратко

Константин замечает тягу Нины к Тригорину и начинает устраивать ей сцены ревности. Один раз он кладёт у ног Заречной случайно убитую на охоте чайку, говоря, что от её нелюбви скоро так же убьёт и себя.

Читайте также:  Сказание о граде китеже и деве февронии - краткое содержание оперы римского-корсакова

После ухода Треплева Нина встречает идущего с рыбалки Тригорина и впервые заводит долгий разговор с ним, выражая горячее преклонение перед творческим даром писателей. Тригорин, литератор хотя и более одарённый, чем Константин, но далеко не гениальный, отвечает Заречной скептически. Писательство для него – не упоение, а нелёгкое ремесло.

Оно перешло в навязчивую привычку постоянно подмечать вокруг себя мелкие жизненные детали и развивать из них темы для произведений. Заметив убитую чайку, брошенную Треплевым, Тригорин говорит, что ему пришёл в голову неплохой сюжет: на берегу озера живет молодая девушка, вроде Нины. Она любит озеро, как чайка, счастлива и свободна, как чайка.

Но случайно приходит человек и, увидев её, от нечего делать губит – как вот эту лежащую птицу.

Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Чайка», действие 2 – краткое содержание.

Утратив любовь Нины, Константин Треплев делает неудачную попытку самоубийства, а потом собирается вызвать Тригорина на дуэль. Сближение Тригорина с Заречной замечает и Аркадина. Она решает побыстрее увезти любовника из деревни в город.

Между ней и сыном напоследок происходит резкая ссора: возбуждённый Треплев обвиняет мать и Тригорина в бездарности, в желании душить новые формы искусства и уверяет, что он талантливее их.

Мать в ответ называет Константина приживалом и оборвышем, неспособным написать даже водевиля.

Нина дарит Тригорину медальон, на котором выгравированы название его книги – «Дни и ночи» – и надпись: «страница 121, строки 11 и 12».

Заглянув на эту страницу, Тригорин видит, что эти строки гласят: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее». Тригорин хочет остаться в поместье, но Аркадина почти насильно увозит его.

Улучив минуту, писатель встречается с Заречной прямо перед отъездом. Нина тоже едет в Москву – поступать в актрисы. Тригорин уговаривается с ней о встрече там.

Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Чайка», действие 3 – краткое содержание.

«Чайка», фильм-спектакль, 1974

«Чайка», действие 4 – кратко

4-е действие пьесы происходит через два года после 3-го. За прошедшее время Нина в Москве сходилась с Тригориным и родила от него ребёнка, но писатель вскоре бросил её и вернулся к Аркадиной. Театральная карьера Заречной совершенно не сложилась. Её игра была преувеличенно-экспрессивной и безвкусной.

Нине пришлось переехать из Москвы в провинцию, участвовать в дешёвых труппах. Отец, владелец усадьбы, узнав, что дочь ушла в актрисы, отказался от неё и бросил прозябать в нищете.

Треплев, продолжая любить Нину, пытался ездить за ней, но она из стыда уклонялась от встреч, хотя писала Константину письма, где подписывалась «Чайкой».

4-е действие открывается тёмным ветреным вечером в той же усадьбе Сорина, где происходили три первых. Аркадина вместе с Тригориным приезжает к тяжело заболевшему брату. Константин Треплев живёт в дядином поместье, печатает в журналах свои произведения, но без особого успеха – они похожи на странноватый бред, где нет ни единого живого лица.

Аркадина, Тригорин и чета управляющих имением садятся играть в лото. Константин уходит в соседнюю комнату и играет на фортепиано меланхолический вальс. Внезапно он слышит стук в окно и видит на террасе Нину Заречную.

Нина недавно приехала в соседний город. Перед отбытием на всю зиму во второсортный елецкий театр она всё же решила повидаться с Треплевым. Нина плачет на груди у Константина и рассказывает: Тригорин поступил с ней, «как с чайкой». Треплев уговаривает Нину остаться с ним, но она убегает, порывисто обняв его напоследок.

В комнате, где Аркадина с друзьями играет в лото, слышится выстрел. Это покончил с собой Константин.

Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Чайка», действие 4 – краткое содержание.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.

На нашем сайте вы можете также прочитать краткие содержания пьес «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры» и краткую биографию Антона Павловича Чехова. Другие статьи о творчестве писателя — см. ниже в блоке «Ещё по теме…»

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3206-chekhov-chajka-kratkoe-soderzhanie-po-dejstviyam

Краткое содержание «Чайка»

Действие происходит в усадьбе Петра Николаевича Сорина.

Его сестра, Ирина Николаевна Аркадина, — актриса, гостит в его имении вместе со своим сыном, Константином Гавриловичем Треплевым, и с Борисом Алексеевичем Тригориным, беллетристом, довольно знаменитым, хотя ему нет еще сорока.

О нем отзываются как о человеке умном, простом, несколько меланхоличном и очень порядочном. Что же касается его литературной деятельности, то, по словам Треплева, это «мило, талантливо […] но […] после Толстого или Золя не захочешь читать Тригорина».

Сам Константин Треплев также пытается писать. Считая современный театр предрассудком, он ищет новые формы театрального действа. Собравшиеся в имении готовятся смотреть пьесу, поставленную автором среди естественных декораций.

Играть в ней единственную роль должна Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатых помещиков, в которую Константин влюблен.

Родители Нины категорически против ее увлечения театром, и поэтому она должна приехать в усадьбу тайно.

Константин уверен, что его мать против постановки пьесы и, еще не видев, горячо ненавидит ее, так как беллетристу, которого она любит, может понравиться Нина Заречная. Ему также кажется, что мать его не любит, потому что своим возрастом — а ему двадцать пять лет — он напоминает ей о собственных годах.

К тому же Константину не дает покоя тот факт, что его мать — известная актриса. Ему думается, что поскольку он, как и его отец, ныне покойный, киевский мещанин, то его терпят в обществе знаменитых артистов и писателей только из-за матери.

Он страдает также из-за того, что его мать открыто живет с Тригориным и ее имя постоянно появляется на страницах газет, что она скупа, суеверна и ревнива к чужому успеху.

Обо всем этом в ожидании Заречной он и рассказывает своему дяде. Сам Сорин очень любит театр и литераторов и признается Треплеву в том, что сам когда-то хотел стать литератором, да не получилось. Вместо этого он двадцать восемь лет прослужил в судебном ведомстве.

Среди ожидающих спектакль также Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина; его жена — Полина Андреевна и его дочь Маша; Евгений Сергеевич Дорн, доктор; Семен Семенович Медведенко, учитель. Медведенко безответно влюблен в Машу, но Маша не отвечает ему взаимностью не только потому, что они разные люди и друг друга не понимают. Маша любит Константина Треплева.

Наконец приезжает Заречная. Она сумела вырваться из дома только на полчаса, и потому все спешно начинают собираться в саду. На эстраде декораций нет никаких: только занавес, первая кулиса и вторая кулиса. Зато открывается великолепный вид на озеро. Над горизонтом стоит полная луна и отражается в воде.

Нина Заречная, вся в белом, сидя на большом камне, читает текст в духе декадентской литературы, что тут же отмечает Аркадина. Во время всей читки зрители постоянно переговариваются, несмотря на замечания Треплева. Вскоре ему это надоедает, и он, вспылив, прекращает представление и уходит. Маша спешит за ним, чтобы отыскать его и успокоить.

Тем временем Аркадина представляет Нине Тригорина, и после недолгого разговора Нина уезжает домой.

Пьеса не понравилась никому, кроме Маши и Дорна. Ему хочется наговорить Треплеву побольше приятного, что он и делает. Маша же признается Дорну, что любит Треплева, и просит совета, но Дорн ничего не может ей посоветовать.

Проходит несколько дней. Действие переносится на площадку для крокета.

Отец и мачеха Нины Заречной уехали в Тверь на три дня, и это дало ей возможность приехать в имение Сорина, Аркадина и Полина Андреевна собираются в город, однако Шамраев отказывается предоставить им лошадей, мотивируя это тем, что все лошади в поле на уборке ржи.

Происходит маленькая ссора, Аркадина чуть было не уезжает в Москву. По дороге в дом Полина Андреевна почти признается Дорну в любви. Их встреча с Ниной у самого дома дает ей ясно понять, что Дорн любит не ее, а Заречную.

Нина ходит по саду и удивляется тому, что жизнь знаменитых актеров и писателей точно такая же, как жизнь обыкновенных людей, со своими бытовыми ссорами, перепалками, слезами и радостями, со своими хлопотами.

Треплев приносит ей убитую чайку и сравнивает эту птицу с собой. Нина же говорит ему, что почти перестала понимать его, так как он стал выражать свои мысли и чувства символами.

Константин пытается объясниться, но, увидев показавшегося Тригорина, быстро уходит.

Нина и Тригорин остаются вдвоем. Тригорин постоянно записывает что-то в записную книжку. Нина восхищается тем миром, в котором живут, по ее представлению, Тригорин и Аркадина, восхищается восторженно и считает, что их жизнь наполнена счастьем и чудесами.

Тригорин же, напротив, рисует свою жизнь как мучительное существование. Увидев убитую Треплевым чайку, Тригорин записывает в книжечку новый сюжет для небольшого рассказа о молодой девушке, похожей на чайку.

«Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее».

Проходит неделя. В столовой дома Сорина Маша признается Тригорину, что любит Треплева и, чтобы вырвать эту любовь из своего сердца, выходит замуж за Медведенко, хотя и не любит его. Тригорин собирается уезжать в Москву вместе с Аркадиной.

Ирина Николаевна уезжает из-за сына, который стрелялся, а теперь собирается вызвать Тригорина на дуэль. Нина Заречная собирается тоже уезжать, так как мечтает стать актрисой. Она приходит попрощаться (в первую очередь с Тригориным). Нина дарит ему медальон, где обозначены строки из его книги.

Открыв книгу на нужном месте, тот читает: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее». Тригорин хочет последовать за Ниной, так как ему кажется, что это то самое чувство, которое он искал всю жизнь. Узнав об этом, Ирина Аркадина на коленях умоляет не покидать ее.

Однако, согласившись на словах, Тригорин договаривается с Ниной о тайном свидании по дороге в Москву.

Проходит два года. Сорину уже шестьдесят два года, он очень болен, но также полон жаждой жить. Медведенко и Маша женаты, у них есть ребенок, но счастья в их браке нет. Маше отвратительны и муж, и ребенок, а сам Медведенко очень от этого страдает.

Треплев рассказывает Дорну, который интересуется Ниной Заречной, ее судьбу. Она убежала из дома и сошлась с Тригориным. У них родился ребенок, но вскоре умер. Тригорин уже разлюбил ее и опять вернулся к Аркадиной. На сцене у Нины все складывалось, кажется, еще хуже.

Играла она много, но очень «грубо, безвкусно, с завываниями». Она писала Треплеву письма, но никогда не жаловалась. В письмах подписывалась Чайкой. Ее родители знать ее не хотят и не пускают к дому даже близко. Сейчас она в городе. И обещала прийти.

Треплев уверен, что не придет.

Однако он ошибается. Нина появляется совершенно неожиданно. Константин в который раз признается ей в любви и верности. Он готов все ей простить и всю жизнь посвятить ей. Нина не принимает его жертвы. Она до сих пор любит Тригорина, в чем и признается Треплеву. Она уезжает в провинцию играть в театре и приглашает Треплева взглянуть на ее игру, когда она станет великой актрисой.

Треплев после ее ухода рвет все свои рукописи и бросает их под стол, затем уходит в соседнюю комнату. В покинутой им комнате собираются Аркадина, Тригорин, Дорн и другие. Собираются играть и петь. Раздается выстрел.

Дорн, сказав, что это, очевидно, лопнула его пробирка, уходит на шум. Вернувшись, он отводит Тригорина в сторону и просит его увести куда-нибудь Ирину Николаевну, потому что ее сын, Константин Гаврилович, застрелился.

Источник: https://all-the-books.ru/briefly/chehov-anton-chayka/

Сокращенно — ЧАЙКА — АНТОН ЧЕХОВ — 10 КЛАСС — Все произведения школьной программы в кратком изложении. Мировая литература. 5-11 классы — сокращенные произведения 2014 год — зарубежная литература

  • 10 КЛАСС
  • АНТОН ЧЕХОВ
  • ЧАЙКА
  • Пьеса в четырех действиях
  • Действующие лица:
  • Ирина Николаевна Аркадина, актриса
  • Константин Гаврилович Треплєв, сын Ирины Николаевны, молодой человек
  • Петр Николаевич Сорин, брат Ирины Николаевны
  • Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатого помещика
  • Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина
  • Полина Андреевна, жена Шамраева
  • Маша, их дочь
  • Борис Алексеевич Тригорин, беллетрист
  • Евгений Сергеевич Дорн, врач
  • С е м е н Семенович Медведенко, учитель
  • Яков, работник Повар
  • Домработница
  • Действие происходит в имении Петра Николаевича Сорина.
  • Действие первое
Читайте также:  Анализ стихотворения есенина поет зима – аукает

Часть парка в имении Сорина. Широкая аллея, ведущая от зрителей в глубину парка к озеру, — загорожена эстрадой. Слева и справа от эстрады кустарник. Несколько стульев, столик.

К Сорина, бывшего судебного чиновника, приехала сестра — известная актриса Ирина Николаевна Аркадина с сыном Константином Треплєвим, драматургом начинающим и известным писателем-белетристом Борисом Алексеевичем Тригоріним. Относительно творчества последнего Треплєв говорил так: «…талантливо… но… после Толстого или Золя не хочется читать Тригорина». Сам Константин Гаврилович находился в поисках новых форм театрального действа.

В этот день гости Сорина именно собирались посмотреть пьесу, которую Треплєв поставил среди естественных декораций.

Главную и единственную роль в нем играла Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатых помещиков, в которую влюблен Константин.

Нина мечтает стать актрисой, но ее родители категорически против того, чтобы дочь связала свою жизнь с театром. Но девушка не собирается оставлять любимое дело. В этот день она должна была приехать в имение Сорина тайно.

Константину кажется, что мать не любит его, потому что, по его мнению, двадцатипятилетний сын напоминает женщине о ее возрасте. К тому же он считает, что его принимают в высшем свете лишь потому, что Ирина Николаевна известная актриса. Недоволен Треплєв и связью матери с Тригоріним, и тем, что имя Аркадіної не сходит со страниц газет, что она суеверна, скупая, ревнивая к успеху других.

Встретившись со своим дядей, Константин рассказывает о том, что его тревожит. При этом сам Сорин признается племяннику в том, что очень привязан к театру, хотя и проработал в суде двадцать восемь лет.

Среди гостей Сорина были также Илья Афанасьевич Шамраев, управляющий Сорина, с женой и дочерью, врач Евгений Сергеевич Дорн и учитель Семен Семенович Медведенко.

Медведенко безответно влюблен в дочь Шамраева, Машу, но девушка не отвечает ему взаимностью: они очень разные люди и не могут найти общий язык. Сама Маша влюблена в Константина Треплева, но, не. чувствуя взаимности, грустит и ходит в черном.

Когда Медведенко спрашивает ее о причине — она отвечает, что носит траур по своей незадачливой жизни. И Медведенко не может понять, почему Маша несчастна: ведь у нее все есть.

Нина Заречная смогла вырваться из дома только на полчаса, поэтому после ее приезда все спешно начинают готовиться к спектаклю. Зрители собираются в саду. На эстраде нет никаких декораций: зато оттуда открывается удивительный пейзаж и озеро.

Полная луна отражается в воде. Актриса, вся в белом, сидя на большом камне, читает текст. Аркадина замечает, что этот текст написан в духе декадентства. Зрители постоянно разговаривают, хотя Треплєв делает им замечания.

Константина это начинает раздражать, и он уходит, прервав спектакль.

Пьеса почти никому не понравилась. Впрочем Дорн отмечает, что «в ней что-то есть», и говорит Треплєву, чтобы тот продолжал писать, но изображал лишь вечное и важное.

Маша повсюду преследует Константина, но его это раздражает, он называет девушку «несносным существом». Маша признается Дорну, что любит Треплева. Она обращается к врачу за помощью, потому что видит в нем родного человека.

Аркадина знакомит Тригорина с Ниной, после чего Заречная отправляется домой.

Действие второе

Площадка для крокета. В глубине — дом с террасой. Слева — озеро, в котором отражается солнце. Цветники. Полдень. Жара. Рядом с площадкой, в тени старой липы, сидят Аркадина. Дорн и Маша. Дорн держит открытую книгу.

Аркадина спрашивает у Дорна, кто из двух женщин выглядит моложе: двадцатидвухлетняя Маша, она, в два раза старше. Дорн говорит, что, конечно, Аркадина.

Ирина Николаевна говорит, что это потому, что она ведет насыщенную жизнь, постоянно чем-то занята, а Маша всегда сидит на месте, ничем не интересуется. Девушка рассказывает о своем ощущении: «…

у меня такое ощущение, что я родилась уже давно-давно; жизнь свою я тащу волоком, как бесконечный шлейф… И часто не бывает никакой охоты жить…» но потом она соглашается, что все это пустое, надо сбросить с себя все это.

Родители Нины поехали на три дня в Тверь. Заречная приезжает к Сорина.

В имении происходит маленькая спор из-за лошадей, которых Шамраев отказался дать Аркадиній и Полине Андреевне. Жена Шамраева влюблена в Дорна и почти признается ему в этом, но, встретившись возле дома с Ниной, понимает, что врач любит Зарєчну.

Нину Зарєчну удивляет тот факт, что в жизни известных актеров и писателей так же происходят ссоры и раздоры, как и у простых людей. Они так же плачут и смеются, так же ходатайствуют о разные мелочи. Треплєв приносит Нине убитую чайку и сравнивает эту птицу с собой. Нина не понимает его и говорит, что он очень часто разговаривает символами.

Константин пытается объяснить лучше, но появление Тригорина мешает ему. Треплєв идет. Нина остается наедине с Тригоріним, который все время что-то пишет в записной книжке. Заречная увлекается театром и тем миром, в котором живут актеры. Она говорит об этом Тригоріну, высказывая мнение о том, что эти люди очень счастливы, потому что их жизнь полна чуда.

Но Тригорин отрицает: по его мнению жизни писателей и актеров очень сложное. Борис Алексеевич видит убитого птицы и записывает новый сюжет. «Сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка, такая же, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка.

Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку».

Действие третье

Неделю назад. столовая в доме Сорина. Справа и слева двери. Буфет. Шкаф с лекарствами. Посреди комнаты стол. Чемодан и картонки, заметны приготовления к отъезду. Тригорин завтракает, Маша стоит у стола.

Маша говорит Тригоріну, что должен вырвать из своего сердца любовь к Константину. Именно поэтому она идет за Медведенко, не любя его. Свое решение она объясняет так: «Любить безнадежно, целые годы все ждать чего-то… А как выйду замуж, будет уже не до любви, новые заботы заглушат все старое. И все же, знаете, изменение».

Тригорин и Аркадина собираются ехать в Москву. Причиной отъезда является сын Ирины Николаевны, который пытался стреляться, а теперь вызывает Тригорина на дуэль. Нина Заречная, мечтающая стать актрисой, также собирается ехать. Девушка дарит Тригоріну медальон со строками из его книги.

Открыв книгу в нужном городе, он читает: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и нізьми его». Тригоріну кажется, что это настоящая любовь, и он хочет поехать за Ниной, и Аркадина умоляет его не оставлять ее. Тригорин соглашается, но только на словах.

Он договаривается о тайном свидании с Ниной.

Действие четвертое

Два года назад. Гостиная в доме Сорина, которую Константин Треплєв превратил в кабинет. Направо и налево двери, ведущие к внутренним комнат. Впереди стеклянные двери на террасу.

Кроме обычной гостиной, справа, в углу, стол, слева, возле двери турецкий диван, шкаф с книгами, книги на окнах, на стульях. Вечер. Горит одна лампа под колпаком. Полумрак.

Слышно, как шумят деревья и воет ветер в трубах.

Сорин тяжело болен, но все еще полон жажды жизни. Маша вышла замуж за Медведенко и родила ребенка. Но в этом браке нет счастья. Медведенко видит ненависть Маши к нему и к ребенку и из-за этого очень страдает.

Дорн интересуется судьбой Заречной, и Треплєв рассказывает, что Нина сбежала от родителей, сошлось с Тригоріним и родила от него ребенка. Но ребенок вскоре умер, а Тригорин снова вернулся к Аркадіної.

Не везло Зарєчній и на сцене. Она много играла, но играла «грубо, с завываниями». Женщина писала Треплєву письма, но никогда не жаловалась. Она ставила подпись «Чайка». Родители отказались от нее. Она обещала прийти к Треплева, но тот был уверен, что актриса не придет.

Впрочем Нина случайно появилась в доме Константина. Мужчина снова признается ей и уверяет, что готов все простить, но Нина не принимает такой жертвы. Она признается, что до сих пор любит Тригорина. Заречная уезжает в провинцию, чтобы играть в театре. Она приглашает Треплева посмотреть на ее игру, когда она станет известной актрисой.

После того, как Нина ушла, Треплєв порвал все свои рукописи. Вскоре в комнату входят Аркадина, Тригорин, Дорн и другие. Здесь собираются играть и петь. Но в это время раздался выстрел.

Сказав, что это, видимо, лопнула пробирка, Дорн выходит из комнаты.

Когда врач возвращается, он подходит к Тригорина и просит увести куда-нибудь Ирину Николаевну, потому что ее сын, Константин Гаврилович, застрелился.

Комментарий

«Чайку» А. П. Чехова называют первой пьесой новой российской драматургии.

Она появилась именно тогда, когда российский театр нуждался в обновлении, задыхаясь, по словам Немировича-Данченко, от отсутствия современных актуальных пьес, «написанных в соответствии с духовных изменений, которые произошли в людях и обществе». Сам драматург называл «Чайку» произведением, «написанным вопреки правилам драматургического искусства», она была новаторской с точки зрения и содержания, и поэтики.

Жизнь в пьесе показано как сложное переплетение человеческих судеб. Сюжетную основу составляет безответная любовь, но для Чехова важна не сама сюжетная ситуация, а то, как ведут себя в ней разные люди, что они чувствуют.

Чехов по-новому трактует природу конфликта в пьесе.

Между персонажами «Чайки» не возникает споров из-за разницы социальных статусов или мировоззренческих позиций, конфликт пьесы основан на единстве, общности персонажей, каждый из которых переживает свою драму: и любовь, и нездійсненість мечтаний, и бедность, и художественную несостоятельность, и потерянные судьбы.

Однако действующие лица остаются самостоятельными личностями, с собственной правдой, логикой и судьбой. У каждого из них свои противоречия, свои страдания, в каждом чувствуется напряженная внутренняя борьба.

Большинство героев считает, что они играют определенную роль в искусстве, но на самом деле с ними играется сама реальность, все, в конце концов, бессильны под давлением жизни. Все они держатся за остатки иллюзий, по словам В. Катаева, «все отношения героев освещенные единственным пониманием.

Дело не просто в новых акцентах, которые усложняют новый конфликт. Самый новый конфликт: видимая противоположность при спрятанной подобия». Повседневная жизнь героев, в котором царят лицемерие, пошлость, бездуховность, противостояние богатства и бедности и др., конфликтует с искусством, о котором они постоянно мечтают.

Таким образом писатель разоблачает смешное стремление людей жить вымышленным, искусственным, неестественным бытием. Большую роль в пьесе играет подтекст. Важным является не столько то, что говорят герои, а то, что скрывается за их словами. Подтекст раскрывает истинную духовную сущность героев и их поступков. Трагизм ситуации подчеркивается постоянным мотивом столкновения скрытых человеческих желаний с непониманием и равнодушием окружающих. Никто никому не нужен, и в то же время все стремятся к счастью и пониманию.

Особым символическим значением наделен образ чайки. С одной стороны, убитая птица является символом умирания жизни, затерянной судьбы, а с другой — символом стремления свободного жизни, цели, назначение.

Источник: http://zarlitra.in.ua/147-1.html

Краткие содержания произведений — а. п. чехов — чайка

Действие происходит в усадьбе Петра Николаевича Сорина. Его сестра, Ирина НиколаевнаАркадина, — актриса, гостит в его имении вместе со своим сыном, КонстантиномГавриловичем Треплевым, и с Борисом Алексеевичем Тригориным, беллетристом, довольнознаменитым, хотя ему нет еще сорока.

О нем отзываются как о человеке умном, простом, несколькомеланхоличном и очень порядочном. Что же касается его литературной деятельности,

то, по словам Треплева, это «мило, талантливо […] но […] после Толстого или Золяне захочешь читать Тригорина».Сам Константин Треплев также пытается писать.

Считаясовременный театр предрассудком, он ищет новые формы театрального действа. Собравшиесяв имении готовятся смотреть пьесу, поставленную автором среди естественных декораций. Игратьв ней единственную роль должна Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатыхпомещиков, в которую Константин влюблен.

Родители Нины категорически против ее увлечениятеатром, и поэтому она должна приехать в усадьбу тайно.Константин уверен, что его матьпротив постановки пьесы и, еще не видев, горячо ненавидит ее, так как беллетристу, которогоона любит, может понравиться Нина Заречная.

Читайте также:  Евгения гранде - краткое содержание романа бальзака

Ему также кажется, что мать его не любит, потому чтосвоим возрастом — а ему двадцать пять лет — он напоминает ей о собственныхгодах. К тому же Константину не дает покоя тот факт, что его мать — известная актриса.

Ему думается, что поскольку он, как и его отец, ныне покойный, киевский мещанин, то еготерпят в обществе знаменитых артистов и писателей только из-за матери. Он страдаеттакже из-за того, что его мать открыто живет с Тригориным и ее имя постояннопоявляется на страницах газет, что она скупа, суеверна и ревнива к чужому успеху.

Обовсем этом в ожидании Заречной он и рассказывает своему дяде. Сам Сорин очень любит театри литераторов и признается Треплеву в том, что сам когда-то хотел статьлитератором, да не получилось. Вместо этого он двадцать восемь лет прослужил в судебномведомстве.

Среди ожидающих спектакль также Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке,

управляющий у Сорина; его жена — Полина Андреевна и его дочь Маша; Евгений СергеевичДорн, доктор; Семен Семенович Медведенко, учитель. Медведенко безответно влюблен в Машу,

но Маша не отвечает ему взаимностью не только потому, что они разные люди и друг другане понимают. Маша любит Константина Треплева.Наконец приезжает Заречная. Она сумелавырваться из дома только на полчаса, и потому все спешно начинают собираться в саду.

На эстраде декораций нет никаких: только занавес, первая кулиса и вторая кулиса. Затооткрывается великолепный вид на озеро. Над горизонтом стоит полная луна и отражаетсяв воде.

Нина Заречная, вся в белом, сидя на большом камне, читает текст в духедекадентской литературы, что тут же отмечает Аркадина. Во время всей читки зрители постояннопереговариваются, несмотря на замечания Треплева.

Вскоре ему это надоедает, и он, вспылив,

прекращает представление и уходит. Маша спешит за ним, чтобы отыскать его и успокоить. Темвременем Аркадина представляет Нине Тригорина, и после недолгого разговора Нина уезжаетдомой.Пьеса не понравилась никому, кроме Маши и Дорна. Ему хочется наговорить Треплевупобольше приятного, что он и делает. Маша же признается Дорну, что любит Треплева,

и просит совета, но Дорн ничего не может ей посоветовать.Проходит несколько дней.

Действие переносится на площадку для крокета. Отец и мачеха Нины Заречной уехали в Тверьна три дня, и это дало ей возможность приехать в имение Сорина, Аркадина и ПолинаАндреевна собираются в город, однако Шамраев отказывается предоставить им лошадей,

мотивируя это тем, что все лошади в поле на уборке ржи. Происходит маленькая ссора, Аркадиначуть было не уезжает в Москву. По дороге в дом Полина Андреевна почти признается Дорнув любви. Их встреча с Ниной у самого дома дает ей ясно понять, что Дорн любитне ее, а Заречную.

Нина ходит по саду и удивляется тому, что жизнь знаменитыхактеров и писателей точно такая же, как жизнь обыкновенных людей, со своими бытовымиссорами, перепалками, слезами и радостями, со своими хлопотами. Треплев приносит ей убитуючайку и сравнивает эту птицу с собой.

Нина же говорит ему, что почти перестала пониматьего, так как он стал выражать свои мысли и чувства символами. Константин пытаетсяобъясниться, но, увидев показавшегося Тригорина, быстро уходит.Нина и Тригорин остаютсявдвоем. Тригорин постоянно записывает что-то в записную книжку.

Нина восхищается теммиром, в котором живут, по ее представлению, Тригорин и Аркадина, восхищаетсявосторженно и считает, что их жизнь наполнена счастьем и чудесами. Тригоринже, напротив, рисует свою жизнь как мучительное существование. Увидев убитую Треплевым чайку,

Тригорин записывает в книжечку новый сюжет для небольшого рассказа о молодой девушке,

похожей на чайку. «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубилее».Проходит неделя. В столовой дома Сорина Маша признается Тригорину, что любитТреплева и, чтобы вырвать эту любовь из своего сердца, выходит замуж за Медведенко, хотяи не любит его. Тригорин собирается уезжать в Москву вместе с Аркадиной.

ИринаНиколаевна уезжает из-за сына, который стрелялся, а теперь собирается вызвать Тригоринана дуэль. Нина Заречная собирается тоже уезжать, так как мечтает стать актрисой. Она приходитпопрощаться (в первую очередь с Тригориным). Нина дарит ему медальон, где обозначены строкииз его книги.

Открыв книгу на нужном месте, тот читает: «Если тебе когда-нибудь понадобитсямоя жизнь, то приди и возьми ее». Тригорин хочет последовать за Ниной, так как емукажется, что это то самое чувство, Которое он искал всю жизнь. Узнав об этом, Ирина Аркадинана коленях умоляет не покидать ее.

 Однако, согласившись на словах, Тригориндоговаривается с Ниной о тайном свидании по дороге в Москву.Проходит два года.

Сорину уже шестьдесят два года, он очень болен, но также полон жаждой жить. Медведенкои Маша женаты, у них есть ребенок, но счастья в их браке нет. Маше отвратительныи муж, и ребенок, а сам Медведенко очень от этого страдает.

Треплев рассказываетДорну, который интересуется Ниной Заречной, ее судьбу. Она убежала из дома и сошласьс Тригориным. У них родился ребенок, но вскоре умер. Тригорин уже разлюбил ее и опятьвернулся к Аркадиной.

На сцене у Нины все складывалось, кажется, еще хуже. Играла она много,

но очень «грубо, безвкусно, с завываниями». Она писала Треплеву письма, но никогдане жаловалась. В письмах подписывалась Чайкой. Ее родители знать ее не хотяти не пускают к дому даже близко. Сейчас она в городе. И обещала прийти. Треплев уверен,

что не придет.Однако он ошибается. Нина появляется совершенно неожиданно. Константинв который раз признается ей в любви и верности. Он готов все ей простить и всюжизнь посвятить ей. Нина не принимает его жертвы. Она до сих пор любит Тригорина, в чеми признается Треплеву.

Она уезжает в провинцию играть в театре и приглашает Треплевавзглянуть на ее игру, когда она станет великой актрисой.Треплев после ее ухода рветвсе свои рукописи и бросает их под стол, затем уходит в соседнюю комнату. В покинутойим комнате собираются Аркадина, Тригорин, Дорн и другие.

Собираются играть и петь.

Раздается выстрел. Дорн, сказав, что это, очевидно, лопнула его пробирка, уходит на шум.

  • Вернувшись, он отводит Тригорина в сторону и просит его увести куда-нибудь ИринуНиколаевну, потому что ее сын, Константин Гаврилович, застрелился.
  • См. также:
  • Морис Дрюон Сильные Мира Сего, Г Э Лессинг Минна Фон Барнхельм, Или Солдатское Счастье, Владимир Одоевский Русские Ночи, Мережковский Дс Христос И Антихрист, И В Фон Гёте Гец Фон Берлихинген С Железною Рукою, Давыдовюв Глухая Пора Листопада

Источник: http://www.terminy.info/literature/summary-of-works/a-p-chehov-chayka

«ЧАЙКА» ЧЕХОВА КАК КОМЕДИЯ

Негромкий чеховский смех начинается с первых завываний Нины Заречной, наверняка по-любительски декламирующей слова безымянной пьесы: «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом, – словом, все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли…» Конечно, это смешно – перед нами Гоголь в описании Сорочинской ярмарки: «Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки»; это самые пафосные строки из всего, что Чеховым написано, в чьём творчестве этот самый пафос отсутствует принципиально. Далее ещё смешнее: следует истеричная реакция автора пьесы Треплева на реплику матери – по сути, сам автор глупо срывает собственную постановку, и, что следует из дальнейшего действия, навсегда теряет так любимую им Нину. Смешно, но не очень: просто следует понимать, что смех Чехова здесь имеет иную природу – юмор Антоши Чехонте эволюционировал от комичных рассказов в сто строк до пьес, написанных с мрачной обречённостью смертельно больного писателя. Однако, комичность «Чайки» в другом – в мастерски выстроенном сюжете, а не в игривости актёров, как, к примеру, в постановке Андрея Кончаловского [1].

По сути, это «Гамлет» наоборот.

Ссылка на шекспировский сюжет тонко задана с самого начала пьесы, в первом акте, где Аркадина комично цитирует датскую королеву: «Мой сын! Ты очи обратил мне внутрь души, и я увидела ее в таких кровавых, в таких смертельных язвах – нет спасенья!» Треплев ей тут-же подыгрывает: «И для чего ж ты поддалась пороку, любви искала в бездне преступленья?» Комизм переклички «Чайки» с пьесой Шекспира усиливает Маша Шамраева, мрачный персонаж, по-гамлетовски одетый в чёрное и по-гамлетовски в жизни разочарованный. Этот Гамлет в юбке нюхает табак и уже за завтраком прикладывается к бутылке: конечно, «Чайка» – это комедия! Ещё одна цитата из Шекспира присутствует во втором действии – Треплев, видев Тригорина, принца прозы, который появляется на сцене, занятый чтением книги, реагирует на это так:

– Вот идет истинный талант; ступает, как Гамлет, и тоже с книжкой. (Дразнит.) «Слова, слова, слова…»

На самом деле, Гамлет – это он сам.

Потому как главное действующее лицо «Чайки» – вовсе не Нина Заречная, 17-летняя барышня, подавшаяся в актёрки. Да, она считает себя несчастной, однако девушка получает именно то, к чему стремилась: она хотела стать актрисой – она ею стала.

Другое дело, что цена вопроса оказалась иной, чем ей казалось в начале: умерший ребёнок от Тригорина, на какое-то время ушедшего к ней от Аркадиной, приставания «образованных» купцов, подписанный ангажемент на зиму в провинциальном Ельце – жизнь удалась.

Главный персонаж «Чайки» – это Константин Треплев, сын Аркадиной.

Все самые значимые события происходят именно вокруг автора провалившейся пьесы (ещё одна перекличка с «Гамлетом» – пьеса внутри пьесы) и вне сценического действия «Чайки»: по сути, её самый главный акт Чеховым намеренно не написан.

Он гениально выброшен, ведь между вторым и третьим действием «Чайки» пропущена целая недели, на которую приходятся самые важные и драматические события и зритель вынужден их домысливать по намёкам, разбросанным в репликах самых разных персонажей.

Из этой реконструкции получается, что имел место вызов Треплевым на дуэль Тригорина, чему наверняка предшествовала ссора между ними, о которой в тексте пьесы вообще не имеется ни единого упоминания.

После чего Треплев предпринимает попытку самоубийства, и эта попытка самоубийства – симуляция: в третьем акте «Чайки» мы видим, что у него перебинтована голова, что смешно до колик: как можно стрелять себе в голову из пистолета и промахнуться?

На самом деле, это крик о помощи.

На который никто не отзывается: у Аркадиной по-матерински нежная смена повязки на голове сына кончается отвратительной с ним ссорой, ей самой и спровоцированной; её упрёки сыну: «Оборвыш!» комичны, потому что укор следует обратить на себя саму. В причину попытки самоубийства сына она не пытается даже вникнуть: «Вот уеду, так и не буду знать, отчего стрелялся Константин». Эгоизм, самолюбование, рубль чаевых на трёх слуг; из того, что написано её сыном, она не прочла ни строчки.

Какова реакция Нины, прежде в Треплева влюблённой? Она его бросает ради посредственности, именно так модный прозаик Тригорин выглядит в глазах Треплева. Написанная самим Треплевым пьеса (как знать, возможно, она гениальна) летит в огонь.

Что потом? Между первым и последним действием «Чайки» проходит два года, после чего все действующие лица собираются в том же составе. Зачем? Это становится понятно из реплики Сорина, брошенной врачу Дорну между прочим: «Если вы нашли нужным выписать сюда сестру, значит, я опасно болен. (Помолчав.

) Вот история, я опасно болен, а между тем мне не дают никаких лекарств».

«А чего вы хотите? Валериановых капель? Соды? Хины?»

Валерьянка с содой – это лекарства? понятно, что Петр Николаевич (он старше Аркадиной на семнадцать лет) смертельно и безнадёжно болен – по сути, это прощание. Которое Треплев мелодраматично превращает в собственные похороны, на этот раз стреляясь по-настоящему.

Это финальное самоубийство полностью смещает прежние акценты пьесы именно на этот персонаж, в момент опускания МХАТовского занавеса с чайкой делая его центральным.

И это самоубийство Чехов подаёт комично ­– доктор Дорн, мгновенно поняв, что произошло, уверяет, что в его походной аптеке что-то лопнуло:

– Так и есть. Лопнула склянка с эфиром. (Напевает.) «Я вновь пред тобою стою очарован…» И сообщает Тригорину, что Константин Гаврилович застрелился.

Всё не так, как кажется.

Вспомним, что Чехов словами своего персонажа Тригорина как-бы расшифровывает, почему пьеса носит такое название: «Так, записываю… Сюжет мелькнул… (Пряча книжку.

) Сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка, такая, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка.

Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку».

Это – литературный штамп, Тригорин и вправду пошляк и посредственность, а сам Чехов, признанный мастер короткого рассказа, ничего подобного не написал-бы! Антон Павлович из-за кулис иронично смеётся над зрителем: чайка в пьесе – это не Нина Заречная.

  • Треплев, убив эту птицу, тем самым убивает самого себя: в последнем действии пьесы появляется чучело, изготовленное из убитой им птицы – и за сценой тут-же раздаётся выстрел.
  • Finita la commedia.
  • …и я скажу незнающему свету, как всё произошло.

Имеется и вторая причина, почему пьесы Чехова именуются им комедиями – это обычная путаница в терминах.

Водевиль как её разновидность восторжествовал именно во времена Чехова, да и нынешняя комедия как жанр – это, как правило, комизм внешний.

Между тем, в чеховском подзаголовке «комедия», присутствующим на обложках его последних пьес, использовано его истинное, первозданное и античное определение комедии как вида искусства – это высмеивание.

В конце концов, схождение в ад Данте тоже назвал комедией.

_____________________________

[1] «Чайка». Государственный академический театр им. Моссовета. Режиссер: Андрей Кончаловский , 2007 год

Источник: https://hanzzz-muller.livejournal.com/116787.html

Ссылка на основную публикацию