Эта знаменитая пьеса рассказывает о трагической любви двух юных сердец, погибших из-за вражды их родов. Представляем краткое содержание произведения «Ромео и Джульетта».
Действующие лица
Героями пьесы Уильяма Шекспира являются жители двух итальянских городов – Вероны и Мантуи. Перечислим главные действующие лица данного произведения:
- Ромео – наследник рода Монтекки, возлюбленный младшей дочери Капулетти;
- Джульетта – 13-летняя девушка, любимая Ромео, в дальнейшем ставшая его женой;
- супруги Капулетти и Монтекки – представители враждующих родов;
- Тибальт – кузен Джульетты;
- Лоренцо – монах из города Мантуи, духовный отец и покровитель Ромео;
- кормилица Джульетты;
- Меркуцио – близкий друг Ромео;
- Парис – граф, которого супруги Капулетти выбрали в мужья дочери.
Тезисный пересказ
Вражда двух знатных семейств из Вероны приводит к печальным событиям. Юные Ромео и Джульетта, случайно встретившиеся на балу, узнают, что они являются представителями противоборствующих сторон.
Но это не мешает молодой паре влюбиться друг в друга. Ромео уговаривает Лоренцо, своего духовника, обвенчать их.
Священник, понадеявшийся, что брак молодых людей смягчит сердца родителей и положит конец вражде, соглашается.
Монах, духовный отец влюбленного юноши, предлагает Джульетте выпить снотворный настой, чтобы имитировать собственную смерть. Юноша, посчитавший, что любимая действительно умерла, является в склеп и выпивает яд. Проснувшаяся девушка пронзает грудь кинжалом.
Горе объединяет враждующие семьи. Они клянутся больше никогда не воевать между собой и ставят на площади города памятник влюбленным.
Краткое содержание
Пролог
На сцену выходит хор. Он рассказывает слушателям о том, что им будет представлена трагедия о любви и гибели юных существ. Их судьба была разрушена из-за непримиримой вражды двух итальянских родов.
Акт 1
Опишем краткое содержание трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» по главам и по актам. Первый из них состоит из 5 сцен, описывающих один день из жизни враждующих семейств и их окружения.
Сцена 1
На городскую площадь в Вероне выходят два слуги семейства Капулетти – Самсон, Грегори. Первый проклинает семью Монтекки и мечтает сразиться с любым из представителей этого рода. Грегори уговаривает его не ввязываться в конфликт – ведь враждуют их хозяева, слугам же это ни к чему.
Самсон провоцирует ссору со слугами семейства Монтекки, пришедшими на площадь. В драку вступают сторонники враждующих домов. Прибывший князь Вероны приказывает остановить бойню. Появившийся на площади Ромео рассказывает другу Бенволио о том, что влюбился. Тот высмеивает юношу и советует ему обратить взор не только на Розалину, но и на других красавиц.
Сцена 2
На улице города появляется глава семейства Капулетти со слугой, а также граф Парис. Они обсуждают драку на площади. Парис просит Капулетти в ближайшее время отдать ему в жены дочь Джульетту. Но тот считает, что ей еще рано замуж и предлагает выждать еще пару лет.
После их ухода на сцене появляются Бенволио и Ромео. Слуга из дома Капулетти показывает им список приглашенных на праздник. Бенволио уговаривает Ромео отправиться на этот бал, чтобы сравнить Розалину с другими красавицами.
Сцена 3
Разговор в доме Капулетти между матерью Джульетты и кормилицей. В комнате появляется Джульетта. Родительница сообщает ей о сватовстве графа Париса и советует присмотреться к нему на балу.
Сцена 4
Три друга, Ромео, Меркуцио и Бенволио, одевши маски, вместе с 5-6 ряжеными проникают на бал. На пороге враждебного ему дома Ромео охватывают дурные предчувствия. Юноше кажется, что этот праздник станет началом каких-то страшных событий, которые укоротят его жизнь.
Сцена 5
В зале Ромео видит Джульетту и понимает, что «не знал доныне» настоящей красоты. Ее двоюродный брат узнает голос представителя враждующей стороны и хватается за шпагу. Хозяин дома уговаривает смутьяна не портить праздник. Ведь юноша из рода Монтекки, известный своим благородством, держится достойно. Ромео и Джульетта от кормилицы поочередно узнают, что они являются детьми заклятых врагов.
Акт 2
Сюжет разворачивается сразу в двух местах: в поместье Капулетти в Вероне и монастыре города Мантуи, где находится духовный отец влюбленного юноши.
Сцена 1
Основное действие происходит в саду Капулетти. Бенволио и Меркуцио пытаются остановить перелезающего стену Ромео. Таким образом он хочет пробраться к балкону возлюбленной и еще раз ее увидеть. Так и не дозвавшиеся Ромео друзья решают, что не стоит беспокоить того, кто не хочет никого видеть.
Сцена 2
Джульетта появляется на балконе и видит Ромео. Тот обращается к ней с пламенной речью, сравнивая глаза девушки с «яркими звездочками». Он рассказывает о том, что мечтает стать хотя бы «перчаткой на ее руке». Молодые решают тайно обвенчаться. Джульетта обещает утром отправить к юноше посланника, чтобы узнать время и место встречи.
Джульетта на балконе
Сцена 3
Юноша отправляется к своему духовному отцу и умоляет обвенчать его с возлюбленной. Монах рад, что молодой человек больше не тоскует о пустышке Розалине. Лоренцо дает согласие исполнить обряд, считая, что венчание поможет примирению враждующих сторон.
Сцена 4
Друзья влюбленного юноши, Бенволио и Меркуцио, на улице обсуждают неожиданное исчезновение Ромео из дома ближайшей ночью.
Бенволио повествует о том, что племянник Капулетти Тибальт отправил письмо младшему из рода Монтекки с вызовом на бой. Появившийся Ромео объясняет друзьям, что очень занят.
Разыскавшая юношу кормилица, посыльная Джульетты, получает от него информацию о том, что исповедь и венчание состоятся «к полудню».
Сцена 5
Кормилица спешит передать радостную весть своей подопечной. В саду она кратко описывает ей разговор с юношей и спрашивает, готова ли она к сегодняшней исповеди. Получив положительный ответ, кормилица предлагает девушке бежать в келью к монаху и обвенчаться с любимым.
Сцена 6
Ромео и Лоренцо ждут Джульетту. Юноша, предчувствующий смерть, рассуждает вслух, что будет лишь ликовать. Ведь он сможет хотя бы на минуту назвать девушку своей. Подоспевшая Джульетта обращается со страстной речью к любимому. Монах начинает подготовку к обряду венчания.
Акт 3
Продолжаем читать краткое содержание трагедии. В данном акте, состоящем из 5 сцен, описывается гибель Меркуцио и Тибальта, а также единственное свидание новобрачных.
Сцена 1
На площади вместе со слугами и пажами появляются Меркуцио и Бенволио. Последнего мучают предчувствия, и он предлагает другу уйти. На сцену выходит Тибальт. Меркуцио провоцирует неприятеля на схватку.
Бенволио хочет сгладить конфликт, предлагает спокойно обсудить спор и разойтись. Завидевший Ромео Тибальт, полный негодования, называет юношу мерзавцем.
Влюбленный молодой человек пытается помириться с будущим родственником, но в ответ получает лишь оскорбления.
Тибальт обнажает шпагу. Пытаясь выбить из рук дерущихся оружие, он случайно убивает Меркуцио. Ромео, посчитавший, что он является невольной причиной смерти друга, убивает Тибальта.
На площадь выходят князь Вероны и представители враждующих семейств. Правитель города считает, что Ромео должен быть строго наказан за убийство Тибальта.
Сцена 2
Джульетта находится в саду своего дома. Она ждет возлюбленного. Появившаяся кормилица сбивчиво ведет рассказ о смерти «болезного».
Джульетта, решившая, что погиб Ромео, мечтает быть с ним похороненной «в одном гробу». Узнав, что ее муж жив, но должен отправиться в изгнание, приходит в отчаяние.
Она передает кормилице кольцо и просит отнести его возлюбленному, передав, чтобы он пришел к ней рано утром проститься.
Сцена 3
Разговор между монахом Лоренцо и Ромео происходит в келье. Духовный отец объявляет юноше княжеское решение. Убийце Тибальта предстоит отправиться в ссылку. Его высылают из Вероны. Для юноши изгнание страшнее смерти – ведь он не сможет видеть возлюбленную, с которой обвенчался всего час назад.
Монах предлагает Ромео отравиться к жене ночью на свидание. Он предупреждает юношу, что вернуться ему следует до обхода стражи. Иначе не получится попасть в Мантую. Лоренцо уверен, как только появится возможность рассказать о браке враждующим семьям, наступит примирение. Кормилица передает кольцо юноше и отправляется к новобрачной с вестью о ночном свидании.
Сцена 4
Встреча родителей Джульетты с Парисом в доме Капулетти. Супруги рассказывают графу о трауре, смерти Тибальта и о том, что обвенчаться с их дочерью он сможет лишь спустя три дня, в четверг. Капулетти предлагает жене отправиться к дочери и объявить о предстоящей церемонии.
Сцена 5
Возлюбленные находятся в комнате Джульетты. Девушка сетует, что Ромео приходится уходить так рано, ведь «еще не расцвело». Но она понимает, что задержка может привести к беде. Ведь юношу могут схватить. Кормилица просит их поторопиться. Молодой человек обещает любимой при первой же возможности посылать «с чужбины вести».
Слышен голос леди Капулетти. Она, считая, что дочь тоскует о Тибальте, называет подлецом убийцу и мечтает его отравить. Испуганная Джульетта заявляет, что сама найдет человека, который сможет расправиться с Ромео. Мать объявляет дочери о готовящемся венчании с графом Парисом.
В комнату Джульетты входит отец. Дочь умоляет хотя бы отсрочить церемонию. Кормилица заявляет, что новый брак будет выгодней предыдущего. Ведь Парис «милочка», а ее настоящий муж «мелюзга». Девушка пытается обмануть няню и заявляет, что принесет Лоренцо покаяние и объявит о послушании отцу.
Акт 4
Сцена 1
В келье монаха происходит встреча между Лоренцо и Парисом. Священнослужитель спрашивает, что думает сама невеста о предстоящем браке. Парис отвечает, что та лишь оплакивает Тибальта и ни о чем больше пока слышать не хочет.
Вошедшая Джульетта просит монаха об уединении. Парис удаляется. Лоренцо передает ей склянку со снадобьем, которое поможет ей уснуть на несколько дней.
Состояние будет сходно со смертью, и родные поместят девушку в склеп, откуда ее вызволит Ромео.
Сцена 2
Разговор между супругами Капулетти в зале их дома. Они обсуждают свадьбу. Описание Джульетты встречи с Лоренцо успокаивает родителей. Они верят, что дочь смирилась. Хотя венчание запланировано на четверг, Капулетти заявляет, что поженит молодых завтра. Он спешит к Парису, чтобы объявить, что упрямство дочери сломлено, и она согласна со свадьбой.
Сцена 3
Джульетта просит кормилицу уйти из комнаты. Оставшись одна, девушка начинает рассуждать вслух: «Вдруг напиток не подействует?». Решает подстраховаться и кладет рядом кинжал. Она очень боится проснуться одна в склепе, но все же выпивает приготовленное снадобье.
Сцена 4
Кормилица и мать Джульетты находятся в зале. Сеньора Капулетти предлагает вошедшему мужу лечь спать пораньше, чтобы наутро не выглядеть больным. Сеньора, кормилица уходят.
Появляются слуги с дровами, вертелами и иной утварью. Хозяин дома, озабоченный предстоящей свадьбой, просит их подобрать дрова посуше. Светает.
Сеньор Капулетти зовет кормилицу, чтобы та помогла Джульетте нарядиться к предстоящему венчанию.
Сцена 5
Вошедшая в комнату девушки кормилица видит, что Джульетта недвижимо лежит на кровати, одетая в платье, и решает, что та умерла. Подоспевшие родители оплакивают дочь. Появившимся монаху, Парису и музыкантам сеньоры объявляют о смерти Джульетты. Брат Лоренцо предлагает обрядить девушку в подвенечный наряд, украсить тело розмарином и перенести его для отпевания в церковь.
Акт 5
Сцена 1
Ромео, идущий по улице Мантуи, рассуждает вслух о странном сне, в котором Джульетта нашедшая его умершим, разбудила любимого поцелуем. Слуга Бальтазар приносит ему печальные вести из Вероны. Ромео решает умереть вместе с Джульеттой. Он идет к аптекарю, живущему поблизости, за смертельным ядом. Получив желаемое, юноша отправляется в Верону.
Сцена 2
В келью монаха Лоренцо входит брат Джованни. Он сообщает, что не смог попасть в Мантуи и доставить Ромео послание. Лоренцо, понимая, что может случиться беда, отправляется в склеп.
Сцена 3
В склеп входят Парис и его паж, а затем Ромео и Бальтазар. Граф, считая, что юноша, виновный в гибели брата невесты, должен умереть, вызывает его на бой.
Завершается трагедия Шекспира печально. Получив смертельный удар шпагой, Парис умирает. Ромео выпивает смертельный яд. Подоспевший Лоренцо, опасаясь сказать пробудившейся Джульетте страшную правду, решает увести ее из склепа.
Но девушка, увидев мертвого возлюбленного, пронзает себя кинжалом. Вошедшие Монтекки и Капулетти оплакивают погибших детей и дают друг другу клятву больше не враждовать. На могиле влюбленных они решает установить золотые статуи.
Юноша считает, что его возлюбленная умерла
Основная идея пьесы
Даже ознакомившись с кратким пересказом произведения Шекспира «Ромео и Джульетта», можно сделать вывод, что в нем воспевается любовь – сильнейшее чувство, которое может сломить любые преграды. Ему автор противопоставляет вражду и ненависть – разрушительные силы, способные привести лишь к краху и потерям.
Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/shekspir/romeo-i-dzhuljetta.html
«Ромео и Джульетта» У. Шекспир Кратко
Уже пять веков волнует сердца людей трагичная история двух юных сердец из древней Вероны. Несложный сюжет о судьбах людей, чья любовь противостоит целому миру, достаточно часто встречается в литературе эпохи Возрождения. Но, со школьной скамьи каждый из нас помнит — «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».
Краткий пересказ сюжета трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта»
В Вероне между знатными семьями Монтекки и Капулетти давняя вражда. Даже старшие из представителей родов не помнят причин её возникновения, но никто не желает сделать первый шаг к примирению.
Тем временем самые юные представители родов, Ромео и Джульетта, встретившись лишь единожды влюбляются друг в друга. Они заключают тайный брак и очень счастливы. Но уже на следующий день в очередной стычке погибает лучший друг Ромео Меркуцио.
Тому виной — Тибальт, кузен Джульетты. Ромео убивает его. За содеянное его приговаривают к изгнанию.
Первая брачная ночь тайных молодоженов становится прощальной. Джульетта в отчаянии, она узнаёт, что её выдают замуж за Париса. Девушка молит о помощи Лоренцо, монаха, что обвенчал её с Ромео.
Лоренцо придумывает план спасения влюблённых и даёт Джульетте склянку с сильнодействующим препаратом, который погрузит её в глубочайший сон, похожий на смерть, на два дня.
Ромео же должен получить письмо и скрытно явиться к склепу, чтобы забрать с собой «воскресшую» супругу и уже больше никогда не разлучаться.
Но гонец, назначенный Лоренцо не смог доставить письмо. Ромео узнал о «смерти» Джульетты и примчался к семейному склепу Монтекки. Возле склепа он встретил и в драке убил Париса, страдающего от внезапной потери невесты. А затем выпил яд возле тела возлюбленной. Джульетта, проснувшись, увидела бездыханного Ромео и убила себя его кинжалом. Семьи, объединенные общим горем, примиряются.
Список героев трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» и их краткое описание
Основные персонажи трагедии «Ромео и Джульетта»
- Ромео — младший представитель рода Монтекки. Главный герой произведения. Горяч и влюбчив, честолюбив, любим друзьями, хороший боец. Ради любви и любимой был готов на любые жертвы.
- Джульетта — единственная дочь четы Капулетти. Главная героиня произведения. Юная, наивная, чистая девушка 13-ти лет. Джульетта полюбила впервые и рассталась с жизнью по собственной воле, понимая, что без любимого не сможет существовать.
Второстепенные персонажи трагедии «Ромео и Джульетта»
- Меркуцио — близкий друг Ромео
- Бенволио — двоюродный брат и приятель Ромео
- Тибальт — кузен Джульетты
- Кормилица — нянька Джульетты
- Враждующие супруги Капулетти и Монтекки
- Лоренцо — монах
- Парис — граф, выбранный в женихи Джульетте
Эпизодические персонажи трагедии «Ромео и Джульетта»
- Принц Эскал — князь, судействующий в Вероне
- Розалина — первая возлюбленная Ромео
- Бальтазар, Пьетро, Абрам, Самсон, Джиованни, паж Меркуцио — слуги
А также в трагедии присутствуют:
- Аптекарь
- Дядя Капулетти
- Паж Меркуцио
- Гости на званном вечере
- Хор
- Музыканты
- Сторожа
- Пристав
- Ряженные
- Факельщики
- Мальчик с барабаном
Краткое содержание трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» по актам и сценам
Италия: Верона, Мантуя.
Пролог
Хор готовит слушателей, зрителей или читателей к тому, что для них будет поведана печальная история о судьбах детей из враждующих семей.
Акт I. Знакомство Ромео и Джульеты
Сцена 1. Площадь
Происходит стычка между слугами семей Монтекки и Капулетти: Бальтазаром, Абрамом и Грегори, Самсоном. Бенволио пытается разнять «разбушевавшееся» мужичьё, но за это его оскорбляет Тибальт, назвав трусом. Теперь дерутся и господа. Появляются муж и жена Капулетти, за ними — Монтекки. Сеньоры тоже готовы схлестнуться, но их дамы категорически против.
Только появление разъярённого князя Эскала прекращает заварушку. Все уходят, кроме четы Монтекки и их племянника Бенволио. Родители Ромео рассказывают, что беспокоятся за него. Он очень печален. Бенволио уверяет их, что узнает в чём тайна юноши. Монтекки уходят. Приходит их сын. Выслушав его, Бенволио догадывается, что его друг влюблён.
Сцена 2. Улица
К Джульетте сватается Парис. И хотя она очень молода, её отцу такая партия кажется весьма достойной. Но что на это скажет Джульетта? Капулетти решают устроить торжественный приём, чтобы молодые люди могли там встретиться.
О готовящемся празднике узнают Ромео и Бенволио. Они решают пробраться «на вражескую территорию», чтобы Ромео мог увидеть Розалину, которая приглашена на вечер. Именно о ней всё это время так грустит юноша.
Сцена 3. Дом Монтекки
Джульетте сообщают, что у неё появился жених. Девушка замуж не спешит, но присмотреться к Парису обещает.
Сцена 4. Улица
Среди других ряженных Ромео, Меркуцио и Бенволио проникают в дом давних врагов.
Сцена 5. Дом Монтекки
Бал. Ромео заметил девушку, красота которой его сразила наповал. Ему удаётся поговорить с прелестной незнакомкой и даже поцеловать её.
Хотя Ромео скрыт под костюмом, его узнаёт Тибальт. Он в ярости, так как расценивает этот визит без приглашения как оскорбление.
От кормилицы Ромео и Джульетта узнают, что полюбили друг друга напрасно. Ведь они принадлежат к враждующим сторонам.
Акт II.Тайный сговор и венчание влюблённых
Сцена 1. Возле стены аада Капулетти
Ромео перепрыгивает стену, ограждающую сад Капулетти, чтобы скрыться от товарищей и ещё хоть раз взглянуть на новую возлюбленную.
Сцена 2. Сад Капулетти
Джульетта выходит на балкон. Ромео заговаривает с ней. Молодые люди признаются друг другу в любви. Их чувства так сильны, что они решают соединить свои судьбы.
Ромео спешит к монаху Лоренцо. Он надеется на его помощь.
Сцена 3. Келья
Ромео рассказывает монаху, что между ним и Джульеттой Капулетти вспыхнула любовь. Они хотят пожениться. Монаху нравится эта идея, ведь брак может, наконец, примирить давно враждующие семьи.
Сцена 4. Улица Вероны
Тибальт направляет Ромео письмо. Друзья Ромео боятся, что там приглашение на дуэль. Но Ромео слишком занят, все его мысли о предстоящем тайном бракосочетании.
Ромео уверяет кормилицу Джульетты, что он настроен серьёзно. Он говорит ей, что Джульетта должна явиться в нынешний полдень на исповедь. Тогда-то их и обвенчают.
Сцена 5. Сад Капулетти
Кормилица рассказывает Джульете о плане Ромео.
Сцена 6. Келья
Ромео и Джульетта венчаются.
Акт III. Смерть Меркуцио и Тибальта
Сцена 1. Пощадь
Бенволио и Меркуцио. Кругом снуют и Капулетти. Тибальт начинает перебранку. Появляется Ромео, который больше уже не желает ссор. Он был бы рад подружиться и прощает Тибальту оскорбления в свой адрес. Меркуцио не выдерживает этого «позора» и вынимает шпагу. Ромео пытается остановить дерущихся. Тибальт из-под его руки смертельно ранит Меркуцио и убегает. Друг Ромео умирает.
Как только Тибальт возвращается, Ромео убивает его. Маркуцио отомщён. Бенволио убеждает Ромео поскорее уйти. Стягиваются горожане. Князь Эскал в бешенстве, ведь убитый Меркуцио приходится ему роднёй. Убийца уже наказан — сам убит. Ромео за убийство Тибальта приговаривают к изгнанию из Вероны.
Сцена 2. Сад Капулетти
Джульетта ждёт Ромео, но появляется кормилица и рассказывает о случившемся несчастье. Бедная девушка не знает от чего ей горче: от безвременной смерти кузена или от того, что её муж изгнан из города. Кормилица обещает найти Ромео и уговорить его прийти проститься с Джульеттой.
Сцена 3. Келья
Ромео узнаёт, что его изгнали из города. Он в отчаянии. приходит кормилица и просит Ромео прийти в комнату Джульетты под покровом ночи, чтобы проститься. Лоренцо считает, что Ромео не должен сетовать на судьбу, а должен — набраться терпения. Ведь после открытия правды о его браке с Джульеттой, его могут простить и вернуть.
Сцена 4. Дом Капулетти
Парис и супруги Монтекки назначают день бракосочетания — через два дня и только в кругу самых близких из-за траура по Тибальту. Мадам Капулетти отправляется к дочери с новостью.
Сцена 5. Спальня Джульетты
Ромео всё ещё тут, он не хочет уходить, а Джульетта его отпускать. Кормилица спешит сообщить о приближении мадам, чтобы влюблённые поторопились.
Во время беседы мать сообщает дочери о свадьбе и говорит, что намерена отравить Ромео на чужбине, чтобы отомстить за смерть племянника.
Джульетта не хочет замуж, она ведь уже тайно обручена и любит своего супруга. Родители настаивают. Кормилица считает, что с Парисом брак выгоднее. Джульетта решает умолять помощи у Лоренцо.
Акт IV
Сцена 1. Келья
Парис обсуждает с Лоренцо свадьбу. Появляется Джульетта. Парис рад ей, а она желает остаться наедине с монахом. Когда Парис уходит, Джульетта говорит Лоренцо что согласна на всё лишь бы не выходить за Париса.
Монах, чтобы спасти девушку от позора, даёт ей средство, после принятия которого последует крепкий сон на два дня. Лоренцо придумал план. Джульетту примут за мёртвую и отнесут в склеп, туда явится Ромео и заберёт её, а после они как-нибудь объяснят всё родным.
Сцена 2. Дом Капулетти
Все готовятся к свадьбе. Приходит Джульетта, просит прощения у родителей, соглашается на брак. Довольный отец решает обвенчать жениха с невестой на следующее утро.
Сцена 3. Спальня Джульетты
Девушка-невеста просит оставить её одну. Ей страшно, но она принимает данное монахом средство и падает замертво, забывшись крепчайшим из снов.
Сцена 4. Дом Капулетти
Идёт бурная подготовка к свадьбе. Кормилицу отправляют будить невесту.
Сцена 5. Спальня Джульетты
Кормилица находит Джульетту мёртвой. В дом приходит жених, музыканты и монах. Но свадьбы не будет — невеста скончалось. Все придаются горю, только Лоренцо считает, что Джульетта на небе и счастлива. Он велит одеть на неё подвенечное платье и отнести в склеп.
Акт V. Трагичная развязка
Сцена 1. Улица Мантуи
Ромео снился сон, что он умер, но его оживил поцелуй Джульетты. Потом он встретил Бальтазара, который рассказал ему о смерти Джульетты. Убитый горем юноша принял решение срочно вернуться в Верону и отравиться у ложа покойницы ядом. Яд Ромео купил у аптекаря.
Сцена 2. Келья
Лоренцо узнаёт, что письмо к Ромео не доставлено. Он спешит в склеп, так Джульетта вот-вот очнётся.
Сцена 3. Кладбище, склеп
К месту погребения Джульетты приходит её несостоявшийся жених Парис, но заметив людей, он прячется. Поняв, что перед ним Ромео и его слуга, Парис решает, что враги рода пришли осквернить покой его невесты и её кузена.
Ромео пытается переубедить Париса, но тщетно — начинается поединок. Ромео убивает Париса и кладёт его тело в склеп, так как знает, что его противник тоже любил Джульетту.
Затем Ромео обращается к возлюбленной с прощальными словами, целует её и выпивает яд.
К склепу спешит Лоренцо. Он видит кровь, результат битвы Париса и Ромео, а после находит их обоих в склепе уже мёртвыми. Тут просыпается Джульетта и зовёт мужа. Лоренцо сообщает ей о несчастье и хочет увести девушку с собой, чтобы укрыть в святой обители. Но Джульетта отказывается. Она целует Ромео и убивает себя его кинжалом.
Появляется стража. Вызывают Эскала и семьи Монтекки и Капулетти. Рыдающий Лоренцо рассказывает горькую правду, Бальтазар подтверждает его слова. Семьи сражены общим несчастьем, они примиряются.
Кратко о истории создания трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»
Трагедия «Ромео и Джульетта» родилась из-под пера Шекспира в 1594-1595 годах. Первую публикацию относят к 1597 году. Это произведение относится к литературному направлению романтизм.
В основе его сюжета весьма распространённая «формула»: гибель любящих сердец в борьбе с целым миром. Но историки и исследователи пребывают в уверенности, что «печальная повесть» Шекспира, действительно, списана с реальной жизненной истории.
Множество вариаций и интерпретаций подобного сюжета существуют и сейчас.
Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/shekspir/romeo-and-juliet
Ромео и Джульетта
Краткое содержание трагедии Шекспира ‹‹Ромео и Джульетта›› по актам и сценам поможет понять общую линию произведения. Главные герои Ромео и Джульетта готовы на все ради своей любви, переступая через преграды и стремясь навстречу друг другу. Их разделяет слишком многое, чтобы быть вместе. Молодых людей загнали в тупик из которого был только один выход – смерть.
https://www.youtube.com/watch?v=g0X7msTTDdI
Главные герои
- Джульетта – принадлежит к знатному клану Капулетти. Возлюбленная Ромео.
- Второстепенные персонажи
- Тибальт – двоюродный брат Джульетты, племянник Капулетти.
Акт 1
Сцена первая
На торговую площадь Вероны входят слуги Капулетти, Самсон и Грегорио. Мужчины ведут оживленный разговор темой которого стала семья Монтекки.
Самсон готов весь их род стереть с лица земли, в отличие от Грегорио, считающего, что лучше не вмешиваться в войну между кланами. На площадь выходят Абрам и Бальтазар, слуги Монтекки.
Самсон, увидев их, начинает грызть ноготь на пальце, заявляя Абраму, что служит у лучших хозяев, чем тот. Между слугами двух семейств завязывается драка.
Бенволио, увидев драку, пытается разнять слуг. Тибальт мешает этому, высмеивая его, что он связался с простыми мужиками. Теперь уже Тибальт и Бенволио вцепились друг в друга. К ним присоединяются жильцы соседних домов.
Появляются супруги Монтекки и Капулетти. Мужчины пытаются встрять в драку, но жены останавливают их. Услышав шум, выходит разъяренный князь. Он приказывает всем разойтись. На площади остаются только Монтекки и Бенволио.
Леди Монтекки обеспокоена поведением сына. Ромео постоянно грустит. Гуляет в одиночестве, сидит в своей комнате и ни с кем не общается. С ним явно что-то происходит. Бенволио обещает выяснить у Ромео причину его грусти.
Супруги Монтекки покидают площадь. Появляется Ромео. Он признается Бенволио, что влюблен, но его девушка дала обет безбрачия и он не знает как быть. Друг советует ему присмотреться к другим кандидатурам и забыть о своей любви навсегда.
Сцена вторая
Парис решил сосвататься к Джульетте, но Капулетти старший заявил потенциальному жениху, что его дочь слишком юна для замужества, ведь ей нет еще четырнадцати лет. Он предлагает Парису немного подождать со свадьбой. Если он хочет увидеть невесту и пообщаться с ней один на один, то при желании может прийти на ежегодный праздник, устраиваемый в их доме.
Бенволио зовет Ромео с собой на праздник к Капулетти. Ведь там будут самые лучшие красавицы Вероны и как знать, может быть именно там он встретит свою судьбу. Понимая, что никто не пустит в дом одного из Монтекки, Бенволио предлагает Ромео переодеться в ряженых.
Сцена третья
Джульетта узнает от матери, что к ней сватался граф Парис. Она просит дочь приглядеться к нему на празднике повнимательнее. Девочка была слишком юна, чтобы помышлять о браке, но чтобы не обидеть мать, она обещает присмотреться к жениху.
Сцена четвертая
Ромео в компании Бенволио и Меркуцио в образе ряженых идут на бал. У него нехорошие предчувствия. Он рассказывает друзьям, что накануне видел дурной сон. На балу во тьме зародится то, что значительно укоротит его жизнь. Меркуцио успокаивает его, говоря, что не стоит верить сновидениям.
Сцена пятая
Бал в самом разгаре. Тибальт среди гостей слышит голос Ромео. Он пытается отыскать его в толпе. Как посмел в их дом явиться враг семьи. Он готов убить его на месте, но Капулетти останавливает его, говоря что драке не место в их доме. Пусть гости и дальше наслаждаются праздником. Не стоит им мешать.
Ромео обращает внимание на девушку невиданной красоты. Он очарован юным ангелом. Подойдя поближе, Ромео просит у девушки разрешения поцеловать ей руку. Они целуются. Его обходительность и учтивые манеры очень симпатичны Джульетте. Кормилица отзывает девушку в сторону, ее хочет видеть мать.
Ромео узнает чья Джульетта дочь. Он в спешке покидает бал. Кормилица сообщает Джульетте, что юноша, поцеловавший ее принадлежит к роду Монтекки, их заклятым врагам. Девушка обескуражена.
Акт 2
Сцена первая
Все мысли Ромео посвящены ей, Джульетте, очаровавшей его на балу. Юноша мечтает о встрече с ней. Он решается на отважный поступок перелезая через забор сада Капулетти. Друзья пытаются остановить безумца, но его только и видели.
Сцена вторая
В саду Ромео видит стоящую на балконе Джульетту. Девушка услышала его голос и вышла на свежий воздух. Молодые люди признаются друг другу в любви.
Они счастливы и готовы всю жизнь прожить вместе, пройдя через все горести и испытания на своем пути. Джульетта просит Ромео обвенчаться как можно скорее, если он настроен по отношению к ней серьезно.
Утром к нему должен прийти посыльный от нее, чтобы узнать дату и время венчания.
Сцена третья
Ромео поджидает Лоренцо у него в келье. Он рассказывает духовнику о встрече с Джульеттой и обращается к нему с просьбой обвенчать их. Лоренцо удивлен такому решению. Слишком быстро Ромео забыл Розалинду, увлекшись другой. С другой стороны может это и к лучшему. Возможно с венчанием детей прекратится война между семьями Монтекки и Капулетти.
Сцена четвертая
Бенволио и Меркуцио разыскивают Ромео, а между делом обсуждают полученное письмо от Тибальда, в котором по их предположению речь шла о возможной дуэли. Появляется Ромео.
Он сообщает друзьям, что у него появилось важное дело. Джульетта поручает кормилице отыскать Ромео. Ромео через нее просит сообщить Джульетте, что все в силе. В полдень она должна быть на исповеди у Лоренцо.
После чего он их обвенчает.
Сцена пятая
Джульетта нервничает. Слишком долго нет кормилицы. Наконец она появляется с хорошими новостями от Ромео. Завтра они должны обвенчаться. Джульетта счастлива как никогда.
Сцена шестая
Лоренцо ведет молодых на венчание, но при этом предупреждает Ромео, чтобы он поумерил пыл страстей своих. Во всем должна быть мера.
Акт 3
Сцена первая
На площади полно Капулетти. Бенволио просит Меркуцио уйти отсюда. Бенволио усмехается над опасениями друга. Неожиданно появляется Тибальт. Между ним и друзьями Ромео затевается ссора. Тибальт обзывает Ромео мерзавцем. Ромео снисходительно отнесся к его оскорблениям. Ему совсем не хотелось ссориться.
Меркуцио ответ Ромео не понравился. Он сам бросается в драку с Тибальтом. Ромео пытался разнять их, но не успевает. Тибальт ранит шпагой Меркуцио и сбегает с места происшествия. Бенволио увел раненого Меркуцио, но спасти его не удалось. Он умирает. Нанесенная рана оказалась смертельной.
Тибальт где-то отсидевшись вновь возвращается на площадь. Ромео вступает с ним в схватку и убивает его. Бенволио настаивает на том, чтобы Ромео бежал. На площади появляются семьи Монтекки и Капулетти вместе с князем. Бенволио рассказывает ему, как было дело и что Ромео не виноват в драке. Зачинщиком ссоры был сам Тибальт, но князь не верит ему. Он приказывает изгнать Ромео из города.
Сцена вторая
Джульетта вся в радостном предвкушении встречи с мужем, ведь сегодня их первая брачная ночь. Приходит кормилица с плохими новостями, сообщая, что Ромео убил Тибальта и за это изгнан из города.
Джульетта осыпает мужа проклятиями, но вскоре успокаивается, ругая себя за то, что позволила себе вылить гнев на любимого.
Кормилица признается, что знает, где скрывается Ромео и обещает привести его к Джульетте, чтобы они имели возможность попрощаться.
Сцена третья
Лоренцо сообщает Ромео, что его за убийство изгнали из города. Юноша в отчаянии. Он не может перенести разлуки с женой. Они должны быть вместе.
Входит кормилица. Она сообщает Ромео, что Джульетта простила его за смерть брата и ждет встречи с ним. В подтверждение своих слов она передает ему кольцо от нее.
Священник советует ему на время пожить в соседнем городе. Пройдет время, страсти улягутся и тогда он сможет вернуться обратно. А он тем временем попробует поговорить с каждым членом враждующих кланов и попытается примирить их.
Сцена четвертая
Парис настаивает на свадьбе, несмотря на траур в семье Капулетти. Ему удается получить согласие от Капулетти старшего. Свадьба состоится через три дня. На праздничное мероприятие будет приглашено всего несколько человек, самых близких их семье. Капулетти просит жену поставить в известность Джульетту о скором замужестве. Пусть девочка готовится.
Сцена пятая
Влюбленные никак не могут проститься друг с другом. Джульетта убита горем от предстоящего расставания. Кормилица предупреждает девушку, что к ней для серьезного разговора идет мать. Леди Капулетти сообщает дочери о скорой свадьбе с Парисом. Так она отомстит Ромео за смерть Тибальта. Джульетта категорически против свадьбы с нелюбимым.
Она высказывает матери все что думает по этому поводу. Входит отец, слыша последние слова дочери. Он в гневе. Капулетти ставит Джульетте условие, если она хочет считаться его дочерью, то она выйдет замуж. Джульетта вся в слезах. Она просит совета у кормилицы. Женщина становится на сторону отца Джульетты, считая, что пока Ромео в изгнании, то вполне можно выйти замуж и за Париса.
Джульетта идет за советом к отцу Лоренцо.
Акт 4
Сцена первая
Парис и Лоренцо обсуждают детали предстоящей свадьбы. Входит Джульетта. Она сама не своя. Свой визит объясняет желанием исповедоваться. На жениха Джульетта не обращает никакого внимания. Парис уходит, оставляя ее наедине со священником.
Джульетта в отчаянии. Она сообщает Лоренцо, что у нее не осталось надежд. Девушка просит у монаха помощи. Она готова на все, лишь бы избежать ненавистного ей брака. Лоренцо советует ей идти домой и сказать отцу, что свадьба состоится. Он успокоится и не сможет сорвать им план, который он придумал.
Лоренцо пообещал дать ей снадобье от которого она на несколько дней погрузится в сон. Все окружающие будут считать ее мертвой. Настолько реалистично все будет выглядеть. Зелье ей необходимо выпить перед самой свадьбой.
Родственники, приняв ее за умершую отнесут ее тело в фамильный склеп. Тем временем Лоренцо должен привезти в склеп Ромео. Джульетта очнется и они беспрепятственно смогут покинуть Верону.
Девушка дает свое согласие, забирает склянку с зельем и уходит домой.
Сцена вторая
В доме полным ходом идут приготовления к свадьбе. Осталось найти поваров и дело сделано. Джульетта с порога заявляет отцу, что согласна на свадьбу с Парисом. Отец рад. Дочь взялась за ум. Он спешит поделиться хорошей новостью с женихом.
Сцена третья
Джульетта обращается с просьбой к матери и кормилице оставить ее в ночь перед свадьбой в полном одиночестве. Женщины покидают комнату невесты. Она в сомнениях пить или не пить напиток монаха. Все страхи отошли на задний план, когда она подумала о Ромео. Девушка залпом выпивает содержимое склянки и падает на кровать.
Сцена четвертая
В доме суета. Подготовка к свадьбе в самом разгаре. Парис ждет невесту, которая слишком долго не просыпается. Капулетти посылает кормилицу разбудить засоню.
Сцена пятая
Кормилица начинает будить Джульетту, но замечает, что она никак не реагирует на ее прикосновения. Женщина понимает, что ее подопечная умерла. Сбегаются все родственники вместе с женихом. Все скорбят по-разному. Лоренцо просит их не грустить. Душа девушки попала в рай. Ей там хорошо и спокойно. Он просит унести ее тело в склеп и похоронить прямо в подвенечном платье, как невесту.
Акт 5
Сцена первая
Ромео прогуливаясь по улицам Мантуе размышляет об увиденном накануне сне. Ему приснилось, что он мертв, но любимая смогла оживить его поцелуем.
Бальтазар, приехавший из Вероны, прервал ход его мыслей, сообщив о смерти Джульетты. Ромео в полном отчаянии. Он больше не хочет жить.
Юноша идет в аптечную лавку с просьбой продать ему сильнодействующий яд, чтобы потом выпить его у тела супруги.
Сцена вторая
В келью брата Лоренцо входит Джованни. Брат Джованни сообщает о причинах задержки с поездкой в Мантуе. Там разыгрался карантин и все дороги перекрыты. Лоренцо понимает, что Ромео ничего не знает о Джульетте, ведь письмо до него не дошло. Он пишет второе послание, где еще раз описывает в подробностях их план с Джульеттой.
Опасаясь, что к моменту пробуждения Ромео не успеет приехать, Лоренцо решает ночью вскрыть гробницу. Он заберет Джульетту и приютит у себя в келье, пока за ней не приедет Ромео.
Сцена третья
На кладбище появляется Парис с букетом цветов. Он пришел проститься с несостоявшейся женой. Не желая привлекать к себе внимание, Парис просит своего пажа постоять на улице и покараулить. Если кто пойдет из людей, то он должен сразу дать ему знак.
Раздается свист пажа. Парис понимает, что к склепу направляются люди. Они прячутся в кустах, оттуда наблюдая за происходящим.
Появляется Бальтазар в компании Ромео. Ромео передает ему письмо, адресованное его отцу, которое он должен передать ему утром. Он просит оставить его одного, запрещая Бальтазару приближаться к гробнице. Бальтазар не стал уходить. Он тоже спрятался в кустах, чтобы наблюдать, что будет дальше. Слишком страшен был вид Ромео, чтобы оставлять его совсем одного.
Ромео открывает гробницу. К нему подлетает Парис и просит его удалиться отсюда, чтобы не осквернять своим присутствием склеп. В темноте Ромео не сразу узнал его.
Ромео пытается объяснить, что пришел сюда с целью убить себя, но Парис не верит ему. Между молодыми людьми завязывается драка. Ромео смертельно ранит соперника. Парис умирает. Его тело Ромео кладет в склеп.
После этого Ромео произносит слова прощания любимой, и выпивает яд.
К склепу спешит Лоренцо. На входе его встречает Бальтазар. Он говорит монаху, что Ромео слишком долго отсутствует. Войдя в склеп Лоренцо видит ужасающую картину. Два тела лежат рядом с гробом Джульетты.
В этот момент просыпается Джульетта. Она хочет видеть мужа. Лоренцо сообщает ей, что Ромео и Парис мертвы. Он просит девушку уйти вместе с ним, но она отказывается. Лоренцо уходит один. Джульетта целует его в губы, надеясь, что отравится ядом, но видимо этого ей показалось недостаточно. Она берет кинжал и вонзает его себе в грудь.
К склепу приближается стража. Вместе с ней идут Монтекки и Капулетти. Пришел на кладбище и князь. Лоренцо рассказывает ему, как все произошло на самом деле. Главы семейств впервые узнают, что их дети успели обвенчаться. Князь зачитывает вслух письмо Ромео к отцу, которое подтверждает все слова монаха, сказанные им ранее.
Князь указывает им на совершенную ими ошибку. Сраженные общим горем, враждующие кланы мирятся. Капулетти жмет руку Монтекки. Монтекки прилюдно обещает, что установит золотую статую Джульетте. На что Капулетти в ответ обязуется установить рядом с Джульеттой статую Ромео.
Источник: https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/2318-romeo-i-dzhuletta.html
Краткое содержание «Ромео и Джульетта»
Действие трагедии охватывает пять дней одной недели, в течение которых происходит роковая череда событий.
Первый акт начинается с потасовки слуг, которые принадлежат к двум враждующим семьям — Монтекки и Капулетти. Неясно, что послужило причиной вражды, очевидно лишь, что она давняя и непримиримая, втягивающая в водоворот страстей и молодых, и старых.
К слугам быстро присоединяются знатные представители двух домов, а затем и сами их главы. На залитой июльским солнцем площади закипает настоящий бой. Горожанам, уставшим от розни, с трудом удается разнять дерущихся.
Наконец прибывает верховный правитель Вероны — князь, который приказывает прекратить столкновение под страхом смерти, и сердито удаляется.
На площади появляется Ромео, сын Монтекки. Он уже знает о недавней стачке, но мысли его заняты другим. Как и положено в его возрасте, он влюблен и страдает.
Предмет его неразделенной страсти — некая неприступная красавица Розалина. В разговоре с приятелем Бенволио он делится своими переживаниями.
Бенволио добродушно советует обратить взор на прочих девушек и посмеивается над возражениями друга.
В это время Капулетти наносит визит родственник князя граф Парис, который просит руки единственной дочери хозяев. Джульетте ещё не исполнилось и четырнадцати, но отец соглашается на предложение. Парис знатен, богат, красив, и о лучшем женихе нельзя мечтать.
Капулетти приглашает Париса на ежегодный бал, который они дают в этот вечер. Хозяйка отправляется в покои дочери, чтобы предупредить Джульетту о сватовстве. Втроем — Джульетта, мать и кормилица, вырастившая девочку, — они живо обсуждают новость.
Джульетта пока безмятежна и послушна родительской воле.
На пышный бал-карнавал в доме Капулетти под масками проникают несколько молодых людей из вражеского лагеря — в том числе Бенволио, Меркуцио и Ромео. Все они горячи, остры на язык и ищут приключений. Особенно насмешлив и речист Меркуцио — ближайший друг Ромео.
Сам Ромео охвачен на пороге дома Капулетти странной тревогой. «Добра не жду. Неведомое что то, / Что спрятано пока ещё во тьме, / Но зародится с нынешнего бала, / Безвременно укоротит мне жизнь / Виной каких-то странных обстоятельств.
/ Но тот, кто направляет мой корабль, / Уж поднял парус…».
В толчее бала, среди случайных фраз, которыми обмениваются хозяева, гости и слуги, взгляды Ромео и Джульетты впервые пересекаются, и, подобно ослепительной молнии, их поражает любовь.
Мир для обоих моментально преображается. Для Ромео с этого мгновенья не существует прошлых привязанностей: «Любил ли я хоть раз до этих пор? / О нет, то были ложные богини.
/ Я истинной красы не знал отныне…» Когда он произносит эти слова, его по голосу узнает двоюродный брат Джульетты Тибальт, немедленно хватающийся за шпагу. Хозяева упрашивают его не поднимать шум на празднике.
Они замечают, что Ромео известен благородством и нет беды, даже если он побывал на балу. Уязвленный Тибальт затаивает обиду.
Ромео тем временем удается обменяться с Джульеттой несколькими репликами. Он в костюме монаха, и за капюшоном она не видит его лица.
Когда девушка выскальзывает из зала на зов матери, Ромео от кормилицы узнает, что она — дочь хозяев.
Через несколько минут Джульетта делает такое же открытие — через ту же кормилицу она выясняет, что Ромео — сын их заклятого врага! «Я воплощенье ненавистной силы / Некстати по незнанью полюбила».
Бенволио и Меркуцио уходят с бала, не дождавшись друга. Ромео в это время неслышно перелезает через стену и прячется в густом саду Капулетти. Чутье приводит его к балкону Джульетты, и он, замирая, слышит, как она произносит его имя. Не выдержав, юноша отзывается.
Разговор двух влюбленных начинается с робких восклицаний и вопросов, а заканчивается клятвой в любви и решением немедля соединить свои судьбы. «Мне не подвластно то, чем я владею. / Моя любовь без дна, а доброта — как ширь морская.
/ Чем я больше трачу, тем становлюсь безбрежней и богаче» — так говорит Джульетта о поразившем её чувстве. «Святая ночь, святая ночь… / Так непомерно счастье…» — вторит ей Ромео.
С этого момента Ромео и Джульетта действуют с необычайной твердостью, отвагой и вместе с тем осторожностью, полностью подчиняясь поглотившей их любви. Из их поступков непроизвольно уходит детскость, они вдруг преображаются в умудренных высшим опытом людей.
Их поверенными становятся монах брат Лоренцо, духовник Ромео, и кормилица, наперсница Джульетты. Лоренцо соглашается тайно обвенчать их — он надеется, что союз юных Монтекки и Капулетти послужит миру между двумя семьями. В келье брата Лоренцо совершается обряд бракосочетания. Влюбленные переполнены счастьем.
Но в Вероне по-прежнему жаркое лето, и «в жилах закипает кровь от зноя». Особенно у тех, кто и без того вспыльчив как порох и ищет повода показать свою храбрость. Меркуцио коротает время на площади и спорит с Бенволио, кто из них больше любит ссоры. Когда появляется задира Тибальт с приятелями, становится ясно, что без стычки не обойтись. Обмен едкими колкостями прерван приходом Ромео.
«Отстаньте! Вот мне нужный человек, — заявляет Тибальт и продолжает: — Ромео, сущность чувств моих к тебе вся выразима в слове: ты мерзавец». Однако гордец Ромео не хватается в ответ за шпагу, он лишь говорит Тибальту, что тот заблуждается. Ведь после венчанья с Джульеттой он считает Тибальта своим родственником, почти братом! Но никто этого ещё не знает.
А Тибальт продолжает издевательства, пока не вмешивается взбешенный Меркуцио: «Трусливая, презренная покорность! / Я кровью должен смыть её позор!» Они дерутся на шпагах. Ромео в ужасе от происходящего бросается между ними, и в эту минуту Тибальт из-под его руки ловко наносит удар Меркуцио, а затем быстро скрывается со своими сообщниками. Меркуцио умирает на руках у Ромео.
Последние слова, которые он шепчет: «Чума возьми семейства ваши оба!».
Ромео потрясен. Он потерял лучшего друга. Мало того, он понимает, что тот погиб из-за него, что Меркуцио был предан им, Ромео, когда защищал его честь… «Благодаря тебе, Джульетта, становлюсь я слишком мягок…» — бормочет Ромео в порыве раскаянья, горечи и ярости.
В этот миг на площади вновь появляется Тибальт. Обнажив шпагу, Ромео налетает на него в «огненнооком гневе». Они бьются молча и исступленно. Через несколько секунд Тибальт падает мертвым. Бенволио в страхе велит Ромео срочно бежать.
Он говорит, что смерть Тибальта на поединке будет расценена как убийство и Ромео грозит казнь. Ромео уходит, подавленный всем происшедшим, а площадь заполняют возмущенные горожане.
После объяснений Бенволио князь выносит приговор: отныне Ромео осужден на изгнанье — в противном случае его ждет смерть.
Джульетта узнает о страшной новости от кормилицы. Сердце её сжимается от смертной тоски. Скорбя о гибели брата, она тем не менее непреклонна в оправдании Ромео. «Супруга ль осуждать мне? / Бедный муж, где доброе тебе услышать слово, / Когда его не скажет и жена на третьем часе брака…».
Ромео в этот миг мрачно выслушивает советы брата Лоренцо. Тот убеждает юношу скрыться, подчинившись закону, пока ему не будет даровано прощение. Он обещает регулярно посылать Ромео письма. Ромео в отчаянье, изгнанье для него — та же смерть. Он изнывает от тоски по Джульетте.
Лишь несколько часов удается провести им вместе, когда ночью он тайком пробирается в её комнату. Трели жаворонка на рассвете извещают влюбленных, что им пора расставаться. Они никак не могут оторваться друг от друга, бледные, терзаемые предстоящей разлукой и тревожными предчувствиями.
Наконец Джульетта сама уговаривает Ромео уйти, страшась за его жизнь.
Вошедшая в спальню дочери леди Капулетти застает Джульетту в слезах и объясняет это горем из-за смерти Тибальта. Известие, которое сообщает мать, заставляет Джульетту похолодеть: граф Парис торопит со свадьбой, и отец уже принял решение о венчанье на следующий день. Девушка молит родителей обождать, но те непреклонны.
Или немедленная свадьба с Парисом — или «тебе тогда я больше не отец». Кормилица после ухода родителей уговаривает Джульетту не переживать: «Твой новый брак затмит своими выгодами первый…» «Аминь!» — замечает в ответ Джульетта. С этой минуты в кормилице она видит уже не друга, а врага. Остается единственный человек, кому ещё может она доверять, — брат Лоренцо.
«И если не поможет мне монах, / Есть средство умереть в моих руках».
«Всему конец! Надежды больше нет!» — безжизненно говорит Джульетта, когда остается наедине с монахом. В отличие от кормилицы Лоренцо не утешает её — он понимает отчаянное положение девушки. Всем сердцем сочувствуя ей и Ромео, он предлагает единственный путь к спасению.
Ей надо притвориться покорной воле отца, готовиться к свадьбе, а вечером принять чудодейственный раствор. После этого она должна погрузиться в состояние, напоминающее смерть, которое продлится ровно сорок два часа. За этот срок Джульетту погребут в фамильном склепе.
Лоренцо же даст знать обо всем Ромео, тот прибудет к моменту её пробуждения, и они смогут исчезнуть до лучшей поры… «Вот выход, если ты не оробеешь / Или не спутаешь чего-нибудь», — заключает монах, не утаивая опасности этого тайного плана.
«Дай склянку мне! Не говори о страхе», — обрывает его Джульетта. Окрыленная новой надеждой, она уходит с флаконом раствора.
В доме Капулетти готовятся к свадьбе. Родители счастливы, что дочь больше не упрямится. Кормилица и мать нежно прощаются с ней перед сном. Джульетта остается одна. Перед решающим поступком её охватывает страх.
Что, если монах обманул её? Или эликсир не подействует? Или действие будет иным, чем он обещал? Что, если она проснется раньше времени? Или ещё хуже — останется жива, но потеряет рассудок от страха? И все-таки, не колеблясь, она выпивает флакон до дна.
Утром дом оглашает истошный вопль кормилицы: «Джульетта померла! Она скончалась!» Дом охватывает смятение и ужас. Сомнений быть не может — Джульетта мертва. Она лежит в постели в свадебном наряде, окоченевшая, без кровинки в лице.
Парис, как все прочие, подавлен страшной вестью. Музыканты, приглашенные играть на свадьбе, ещё неловко топчутся, ожидая приказов, но несчастная семья уже погружается в безутешный траур.
Пришедший Лоренцо произносит слова сочувствия близким и напоминает, что покойницу пора нести на кладбище.
…«Я видел сон: ко мне жена явилась. / А я был мертв и, мертвый, наблюдал. / И вдруг от жарких губ её я ожил…» — Ромео, который скрывается в Мантуе, ещё не подозревает, каким пророческим окажется это видение. Пока он ничего не ведает о случившемся в Вероне, а лишь, сжигаемый нетерпением, ждет вестей от монаха. Вместо посыльного появляется слуга Ромео Балтазар.
Юноша кидается к нему с расспросами и — о горе! — узнает ужасную весть о смерти Джульетты. Он отдает команду запрягать лошадей и обещает: «Джульетта, мы сегодня будем вместе».
У местного аптекаря он требует самого страшного и скорого яда и за пятьдесят дукатов получает порошок — «в любую жидкость всыпьте, / И будь в вас силы за двадцатерых, / Один глоток уложит вас мгновенно».
В это самое время брат Лоренцо переживает не меньший ужас. К нему возвращается монах, которого Лоренцо посылал в Мантую с тайным письмом. Оказывается, роковая случайность не позволила выполнить поручение: монах был заперт в доме по случаю чумного карантина, так как его товарищ перед тем ухаживал за больными.
Последняя сцена происходит в гробнице семьи Капулетти. Здесь, рядом с Тибальтом, только что положили в усыпальнице мертвую Джульетту. Задержавшийся у гроба невесты Парис забрасывает Джульетту цветами. Услышав шорох, он прячется. Появляется Ромео со слугой.
Он отдает Балтазару письмо к отцу и отсылает его, а сам ломом открывает склеп. В этот момент Парис выступает из укрытия. Он преграждает Ромео путь, грозит ему арестом и казнью. Ромео просит его уйти добром и «не искушать безумного». Парис настаивает на аресте. Начинается поединок.
Паж Париса в страхе бросается за помощью. Парис гибнет от шпаги Ромео и перед смертью просит внести его в склеп к Джульетте. Ромео наконец остается один перед гробом Джульетты, Он поражен, что в гробу она выглядит как живая и так же прекрасна.
Проклиная злые силы, унесшие это совершеннейшее из земных созданий, он целует Джульетту в последний раз и со словами «Пью за тебя, любовь!» выпивает яд.
Лоренцо опаздывает на какой-то миг, но он уже не в силах оживить юношу. Он поспевает как раз к пробуждению Джульетты. Увидев монаха, она немедленно спрашивает, где её супруг, и заверяет, что все отлично помнит и чувствует себя бодрой и здоровой.
Лоренцо, боясь сказать ей страшную правду, торопит её покинуть склеп. Джульетта не слышит его слов. Увидев мертвого Ромео, она думает лишь о том, как скорее умереть самой. Она досадует, что Ромео один выпил весь яд. Зато рядом с ним лежит кинжал. Пора.
Тем более что снаружи уже слышны голоса сторожей. И девушка вонзает себе в грудь кинжал.
Вошедшие в усыпальницу нашли мертвых Париса и Ромео, а рядом с ними ещё теплую Джульетту. Давший волю слезам Лоренцо поведал трагическую историю влюбленных. Монтекки и Капулетти, забыв о старых распрях, протянули руки друг другу, безутешно оплакивая мертвых детей. Решено было поставить на их могилах по золотой статуе.
Но, как верно заметил князь, все равно повесть о Ромео и Джульетте останется печальнейшей на свете…
Источник: https://all-the-books.ru/briefly/shekspir-uilyam-romeo-i-dzhuletta/