Художественные приёмы в литературе

Изобразительно-выразительные средства русского языка — это художественные приемы, создающие образность повествования. Именно благодаря им русский язык неповторим, колоритен и поэтически ярок.

Какие бывают изобразительно-выразительные средства языка

Все изобразительно-выразительные средства подразделяются на:

  • лексические (специальные: тропы, неспециальные: синонимы, антонимы и др.)
  • синтаксические (стилистические фигуры речи);
  • фонетические.

Лексические изобразительно-выразительные средства языка — тропы — это слова и выражения, употребляемые в переносном смысле, с целью создания эмоционального образа при описании какого-либо явления. Тропы дают возможность не только понять, но и почувствовать то, что описано или сказано словами.

Синтаксические изобразительно-выразительные средства — фигуры речи — это особое построение слов для усиления эмоционального воздействия от текста. Фигуры речи заставляют сильнее прочувствовать те моменты, на которых автором сделан акцент.

Художественные приёмы в литературе

В свою очередь, тропы и фигуры речи имеют свою классификацию:

Художественные приёмы в литературе

Основные элементы — тропы

  • Итак, ниже перечислим основные элементы лексических изобразительно-выразительных средств — троп.
  • Эпитет — это художественно-образная характеристика явления: статные осины, могучий дуб, томительный свет.
  • Метафора — это скрытое сравнение: крыло самолета, лунный серп, костер заката.

Художественные приёмы в литературе

Метонимия — это переименование предмета или явления на основании близких, легко понимаемых связях между заменяемыми словами. Например, лес поет (вместо “птицы в лесу поют”); город спит (вместо “жители города спят”); чайник кипит (вместо “вода в чайнике кипит”).

Синекдоха — это название целого через его часть и наоборот. Например, береги копейку (деньги); волнуется зритель (зрители).

Гипербола — это художественное преувеличение: океан любви; бесконечная равнина; не видеться сто лет.

  Как развить красноречие: простые советы и упражнения

Литота — это художественное преуменьшение: жизнь, как один миг; мужичок с ноготок; дюймовочка.

Перифраза — это иносказание, когда название предмета заменяется образным оборотом. Например, черное золото (нефть); царь зверей (лев); погрузиться в сон (заснуть).

Художественные приёмы в литературе

Сравнение — это создание образа через сопоставление объектов. Например, нахмурился, словно туча; в море, как в зеркале, отражается луна.

Олицетворение — это изображение предметов или явлений живыми, наделенными способностью чувствовать, мыслить, говорить. Например, из-за туч выглянуло солнышко; лес настороженно молчит.

Основные элементы — фигуры речи

А теперь, основные элементы синтаксических изобразительно — выразительных средств — фигур речи.

Риторическое обращение — это условное обращение для усиления выразительности сказанного, для создания разных оттенков настроения. Например, “Беларусь моя, как я тебя люблю!” или “Послушай, будь другом.”

Риторический вопрос — это вопрос, не требующий ответа, иначе говоря вопрос-утверждение. Например, “Быть или не быть?” или “Любите ли вы море, как люблю его я?”

Анафора — это единоначалие, повторение звуков и слов в начале каждого высказывания отдельно взятого отрывка речи. Например, “Пусть придет зима, пусть ляжет снег, пусть завьюжит, заметет — пора бы уж.”

Художественные приёмы в литературе

Парцелляция — это интонационное деление фразы на фрагменты-самостоятельные предложения. Например, “Светила полная луна. Завораживала. Пленяла.”

Градация — это такой порядок слов, когда их значение постепенно усиливается, повышая эмоциональное восприятие высказывания. Например, “Дождь царапал, стучал, барабанил в окно и не давал спать.”

Инверсия — это перестановка слов в предложении. Например, “Нашла вчера книгу я”.

Параллелизм — это схожая конструкция соседних отрезков речи. Например, “Не сияет на небе красно солнышко, не поют ему песни птицы певчие.”

Антитеза — это противопоставление контрастных понятий для создания образа. Например, “Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт.”

Художественные приёмы в литературе

Оксюморон — это сочетание двух взаимоисключающих понятий: немой крик, безмолвный разговор.

Эллипсис — это намеренный пропуск слов, которые легко восстанавливаются из контекста. Например, “С вокзала он прямо сюда.”

Фонетические и другие средства

Ну, и фонетические изобразительно-выразительные средства:

Художественные приёмы в литературе

И это еще не все. Со школы всем нам хорошо известны антонимы, синонимы, омонимы, неологизмы, фразеологизмы, диалектизмы, жаргонизмы.

И если они используются с целью усилить эмоциональное воздействие на слушателя или читателя, то тоже являются изобразительно-выразительными средствами речи. Они относятся к лексике, и то, что они есть и их много, лишний раз доказывает, что русский язык богат и необъятен.

Роль изобразительно-выразительных средств в литературе и не только

Как много инструментов для того, чтобы создать образ, донести мельчайшие оттенки настроения, передать атмосферу, вызвать эмоции, отразить всю палитру красок жизни и надолго остаться в памяти!

Великий и могучий русский язык по праву считается таковым именно из-за того, что дает возможность выражать свои чувства, делать общение живым, душевным.

Художественные приёмы в литературе
Художественные приёмы в литературе

Средства художественной изобразительности используются не только в литературе. Они украшают и нашу разговорную, повседневную речь.

Мы, не задумываясь, употребляем образно-выразительные слова: “васильковые глаза”, “слепой дождь”, “золотые руки”, “блестящий ум”, “душа поет”, “голова гудит”, “напугал до смерти”, “сто лет тебя знаю”, “кот наплакал”, “погода шепчет” и прекрасно понимаем, о чем идет речь.

Важная таблица и перечень литературы

  1. Для тех, кто хочет сделать свою речь насыщенной и яркой, для удобства восприятия материала все термины сведены в таблицу, из которой можно увидеть, как называется языковое средство, его значение и примеры употребления художественно-изобразительного средства в литературе:
  2. Художественные приёмы в литературе
  3. А если вы хотите “поглубже окунуться в эту тему”), вот перечень словарей, в том числе и изобразительно-выразительных средств русского языка:
  4. И настраивающее на поэтический лад видео об изобразительно-выразительных средствах языка:

Заключение

Русский язык красив и мелодичен. И художественным словом с огромным разнообразием смысловых оттенков, и интонацией, и синтаксическими конструкциями, способными создавать настроение.

Давайте учиться жить душой и разговаривать на ее языке!

Источник: https://KakGovorit.ru/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva

Для чего нужны художественные приемы в литературе — Сайт поэта Юрия Минералова

22/08/2014

Художественные приёмы в литературе

Что отличает художественную литературу от других типов текстов? Если вы думаете, что это сюжет, то ошибаетесь, потому что лирика – принципиально «бессюжетная» область литературы, да и проза нередко бессюжетна (например, стихотворение в прозе). Изначальная «развлекательность» — тоже не критерий, так как в различные эпохи художественная литература выполняла функции, весьма далёкие от развлекательности (и даже противоположные ей).

«Художественные приёмы в литературе – вот, пожалуй, основной атрибут, характеризующий художественную литературу».

Для чего нужны художественные приёмы?

Приёмы в литературе предназначены для того, чтобы придать тексту

  • различные экспрессивные качества,
  • своеобразие,
  • выявить отношение автора к написанному,
  • а также чтобы передать некие скрытые смыслы и связи между частями текста.
  • При этом внешне никакой новой информации в текст как будто не вводится, ибо главную роль играют различные способы сочетания слов и частей фразы.
  • Художественные приёмы в литературе принято делить на две категории:
  • Троп – это использование слова в иносказательном, переносном смысле. Самые распространённые тропы:
  • метафора,
  • метонимия,
  • синекдоха.

Фигурами называют способы синтаксической организации предложений, отличающиеся от стандартного расположения слов и придающие тексту то или иное дополнительное значение. Примерами фигур могут служить

  • антитеза (противопоставление),
  • внутренняя рифма,
  • изоколон (ритмическое и синтаксическое подобие частей текста).

Но чёткой границы между фигурами и тропами нет. Такие приёмы, как

  • сравнение,
  • гипербола,
  • литота и др.

относят и к первой категории, и ко второй.

Литературные приёмы и появление литературы

Художественные приёмы в литературе

Большинство художественных приёмов вообще берет своё начало из первобытных

  • религиозных представлений,
  • примет,
  • суеверий.

Это же можно сказать и о литературных приёмах. И здесь разграничение тропов и фигур приобретает новый смысл.

Тропы имеют прямое отношение к древним магическим представлениям и обрядам. В первую очередь это наложение табу на

  • наименование предмета,
  • животного,
  • произнесение имени человека.

Считалось, что при обозначении медведя его прямым наименованием можно навлечь его на того, кто произносит это слово. Так появились

(медведь – «бурый», «морда», волк – «серый» и т. д.). Таковы эвфемизмы («пристойная» замена непристойному понятию) и дисфемизмы («непристойное» обозначение нейтрального понятия).

Первое также связано с системой табу на некоторые понятия (например, обозначение половых органов), а прообразы второго употреблялись первоначально с целью избежать сглаза (согласно представлению древних) или чтобы этикетно принизить называемый объект (например, себя перед божеством или представителем более высокого сословия).

С течением времени религиозные и социальные представления «развенчались» и подверглись своеобразной профанации (то есть снятию сакрального статуса), а тропы стали играть исключительно эстетическую роль.

Фигуры, по-видимому, имеют более «приземлённое» происхождение. Они могли служить целям запоминания сложных речевых формул:

  • правил,
  • законов,
  • научных определений.

До сих пор подобные приёмы используются в детской обучающей литературе, а также в рекламе. А наиболее важная их функция – риторическая: обратить повышенное внимание публики на содержание текста путём нарочитого «нарушения» строгих речевых норм. Таковы

  • риторические вопросы,
  • риторические восклицания,
  • риторические обращения.

”Прообразом художественной литературы в современном понимании слова были молитвы и заклинания, обрядовые песнопения, а также выступления античных ораторов”.

Прошло много столетий, «магические» формулы потеряли свою силу, однако на подсознательном и эмоциональном уровне они продолжают воздействовать на человека, используя наше внутреннее понимание гармонии и упорядоченности.

Читайте также:  Без языка - краткое содержание рассказа короленко

Видео: Изобразительно-выразительные средства в литературе

Источник: https://mineralov.ru/dlya-chego-nuzhny-hudozhestvennye-priemy-v-literature.html

Классические и авторские приемы в художественной литературе

Художественный стиль произведения подразумевает красоту, выразительность, образность. Писатель при создании своего художественного произведения использует приемы, которые позволяют проникать в суть создаваемого образа, в самую глубину мысли.

Поэтому использования только поверхностного значения слова, либо только «сухого» слога для произведений художественной литературы недостаточно.

Для привлечения читателя, для того, чтобы вызвать у него интерес к произведению, писатели используют различные приемы.

Замечание 1

Художественные средства (тропы) являются не только незаменимыми элементами общей картины произведения, они еще выполняют роль авторской оценки. Тропы создают общий фон произведения.

Существует большое количество классических средств художественной литературы. Самыми популярными из них являются:

  • метафора,
  • сравнение,
  • эпитет.

Эпитет называют королем описания. Без этого приема невозможно представить ни одно описание, будь то портрет, пейзаж или интерьер.

Художественные приёмы в литературе

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Эпитет – это слово, которое определяет предмет или действие, при этом подчеркивая его особенность. Эпитет позволяет придать выражению новый оттенок, представить его более ярким и красочным.

Часто эпитет, правильно подобранный автором, важнее целого абзаца, который был создан для уточнения.

Эпитет, как правило, это имя прилагательное либо причастие. Эпитет наделяет образ дополнительными свойствами либо характеристиками. При этом, нельзя путать эпитет и определение. Основной задачей эпитета является указание на то, что скрыто от первичного осмотра. Например, «глаза бездонные, лукавые».

Метафора – это скрытое сравнение. Метафора выражается именем существительным. Метафора используется автором тогда, когда нужно сравнить явления и объекты, при этом сделать это очень аккуратно, тактично, чтобы читатель не догадался о том, что автор навязывает этот образ. Например, в выражении «рассвет заалел пожаром» идет сравнение рассвета с пожаром.

Сравнение является наиболее простым приемом. Сравнение дается напрямую при помощи сравнительных союзов – будто, как, словно, точно, как будто.

Существует еще множество других приемом. Среди них:

  • антитеза,
  • инверсия,
  • гипербола.

Антитеза – это противопоставление. Антитеза может быть узкой, заключаться в пределах одного абзаца либо предложения, или развернутой – в этом случае она распространяется на несколько страниц или глав. Такой прием часто используется авторами классических произведений, когда возникает необходимость сравнения двух героев.

Гипербола – художественное преувеличение – часто применяется в сказках, балладах, былинах. Однако этот прием достаточно часто употребляется в любом другом произведении и в разговорной речи.

Такой прием в художественной литературе, как инверсия, используется тогда, когда необходимо придание дополнительной эмоциональности. Наиболее часто этот прием используется в поэзии, однако в прозе инверсия тоже является очень популярной.

Ирония, скрытая насмешка автора является еще одним приемом в художественной литературе. Конечно, серьезное произведение должно всегда оставаться серьезным.

Но скрытый подтекст, заложенный автором, только демонстрирует остроумие писателя и позволяет читателю немного отвлечься, перевести дух перед следующей, более напряженной, сценой или событием в произведении.

А в юмористическом произведении такой художественный прием, как ирония, является незаменимым.

Еще один прием автора для придания выразительности произведению – это сарказм. Сарказм выявляет недостатки и пороки, это недобрый смех, сарказм, в отличии от иронии, не создает светлую атмосферу.

Следующий художественный прием — олицетворение — позволяет демонстрировать жизнь окружающего мира. Например, ветер воет, снег танцует.

Олицетворение – это перенос свойств живых объектов на неодушевленные. Используется для того, чтобы создать нужное настроение читателя.

Оксюморон – это прием сочетания несочетаемого. Например, праведная ложь, горячий лед. Оксюморон, использование неожиданным образом подобранных слов, часто используется в философских трактатах, фантастических произведениях.

Еще одним приемом, которым пользуются авторы для придания произведению выразительности, является многосоюзие. Этот прием необходим для расширения диапазона повествования.

Такой прием, как риторические вопросы, тоже является очень популярным в произведениях художественной литературы. Риторические вопросы – это вопросы, которые не требуют ответа, но заставляют читателя задуматься. Например, знаменитые вопросы «Кто виноват?», «Что делать?», «Быть или не быть?».

Афоризм – еще один художественный прием для придания выразительности. Афоризмом называется емкая либо обобщенная мысль автора, которая заключает в себе глубокий философский смысл. Эта мысль выражается в лаконичной, простой, яркой форме. Отличительной особенностью афоризма является неожиданность вывода.

Часто писателями используется такой прием, как аллюзия – особая фигура речи, содержащая указание либо намек на другой факт, исторический, литературный, мифологический и т.д.

Использование параллельных конструкций позволяет создавать ассоциативную связь между двумя либо тремя объектами.

Авторские неологизмы

Приемы в художественной литературе, используемые авторами, не ограничиваются только перечисленными. На самом деле их гораздо больше, и каждый прием позволяет сделать стиль произведения более ярким, более выразительным, дает возможность автору наиболее точно передать свои мысли, настроение, переживания читателю, а читателю – лучше понять автора проникнуться событиями произведения.

Кроме перечисленных классических приемов в художественной литературе существуют еще авторские приемы – неологизмы. Обычно их создание связано с использованием словообразовательных ресурсов языка. Художественная и эстетическая ценность таких неологизмов зависит от умения автора применять стилистически оправданные краски словообразовательных моделей, а также от искусства автора в целом.

Неологизмы обладают яркой выразительностью либо выполняют смысловую функцию, когда называют предметы или понятия. Также во многих неологизмах могут быть скрыты классические средства выразительности – метафоры, эпитеты и т.д.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/hudozhestvennaya_literatura/klassicheskie_i_avtorskie_priemy_v_hudozhestvennoy_literature/

Средства художественной выразительности — — НЕ приговор!

Словарь художественно – изобразительных
 средства языка

Название Определение Примеры
Аллегория Иносказание: запечатление  идеи  в предметном образе. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы. Басенные образы.
Например, хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.
Аллитерация повторение   согласных звуков, придающих  стиху  особую выразительность. Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
(А.С.Пушкин)
Ассона́́нс Прием усиления изобразительности путем повторения гласных звуков Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен… (А.С.Пушкин)
Антитеза Резкое противопоставление образов и понятий, с помощью которого автор более чётко высказывает своё отношение к описанному явлению; часто основана на употреблении антонимов
  • Ты и убогая,
  • Ты и обильная,
  • Ты и могучая,
  • Ты и бессильная,
  • Матушка Русь!

(Н.А.Некрасов)

Анафора «единоначатие», повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…(А.С.Пушкин)
Анафора бывает:
−   лексическая (повторяются отрывки или слова без изменения)
  1. Клянусь я первым днём творенья,
  2. Клянусь его последним днём,
  3. Клянусь позором преступленья
  4. И вечной правды торжеством
−   синтаксическая (повторяются однотипные синтаксические конструкции) Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей
Бессоюзие Сказуемые в одном ряду разделяются запятой. Бессоюзие помогает автору передать быстро сменяющиеся действия. Швед, русский  —
Колет, рубит, режет.  (А.С.Пушкин)
Гипербола Художественное преувеличение свойств  предмета или явления. Я вас целую тысячу раз.
Гроте́ск Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
Градация (постепенность) – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин)
Градация бывает:
−   восходящая
Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид
−   нисходящая
  • Присягаю ленинградским ранам,
  • Первым разорённым очагам:
  • Не сломаюсь, не дрогну, не устану,
  • Ни крупицы не прощу врагам
Звукопись Прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине Соловей: «То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался»
(И.А.Крылов)
Звукоподражание Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы Когда гремел мазурки гром…
(А.С.Пушкин)
Инверсия Нарушение «естественного порядка»  слов с целью выделения слова во фразе, создания ритмико-мелодической организации речи.   Прилагательное, стоящее после существительного, к которому оно относится, усиливает значение определения, то есть характеристики предмета; сказуемое выносится в самое начало предложения, а подлежащее или определение  →  в конец
(гремят  раскаты  молодые).
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням. (А.С.Пушкин)
Ирония Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый Басенные образы:
Откуда, умная, бредешь ты голова?  (И.А.Крылов)
Лексический повтор Намеренное повторение в тексте одного и того же слова / слов.
  1. Как пошли наши ребята
  2. В красной гвардии служить –
  3. В красной гвардии служить –
  4. Буйну голову сложить (А.Блок)
Литота Троп, обратный гиперболе: намеренно неправдоподобное художественное  преуменьшение изображаемого. Мальчик с пальчик.
Мужичок с ноготок.
Многосоюзие намеренное использование одного и того же союза позволяет выделить (логически и интонационно) соединяемые ими члены предложения и усилить выразительность речи. Повторяющиеся союзы подчеркивают незаконченность ряда, выражают значение усиления Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… (А.С.Пушкин)
Метафора Скрытое сравнение (опущены сравнительные союзы). Перенос  значения с одного слова на другое по сходству признаков или по ассоциации.
Метафора  рассчитана  не  на  буквальное восприятие.
  • По небу ходят стада облаков.
  • «Трамвай с  разбега
  • Взметнул зрачки…»В.Маяковский
— Овеществление (перенос черт  неодушевлённого  предмета  на  человека). «Усилить бой бестрепетных сердец…» (А.Фет)
— Олицетворение (художественный приём, основанный на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами и чувствами.) Солнце медленно всплывает над узкой тучкой.
Содрогаясь от мук, побежала  над морем зарница.
развернутая метафора:
иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.
  1. Со снопом волос твоих овсяных
  2. Отоснилась ты мне навсегда.
  3. (С.Есенин)
Метонимия Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами либо явлениями. Я три тарелки съел…(И.А.Крылов)
Эта связь может быть между:
содержимым и содержащим
автором и его произведением Белинского и Гоголя с базара понесёт
действием и орудием этого действия Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам
предметом и материалом, из которого предмет сделан Не то на серебре – на золоте едал
местом и людьми, находящимися на этом месте Всё поле охнуло
Оксюморон Сжатая антитеза: необычное соединение несовместимых по значению слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга. Л.Н. Толстой «Живой труп» Ю.Бондарев «Горячий снег»
Параллелизм Сходное расположение элементов  текста, которые соотнесены  по  смыслу и создают единый  поэтический  образ. Пела, пела пташечка и затихла;
Знало сердце радости и забыло…
(А.А.  Дельвиг)
синтаксический параллелизм:
приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…
(М.Ю.Лермонтов)
Парцелляция Декламационная фигура, при которой слова грамматически являются членами единого предложения, а интонационно выделяются как самостоятельные предложения: И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Перифраз(а) Одно понятие выражается с помощью нескольких Создатель всего сущего  (Бог); погрузился в сон   (заснул);
автор «Героя нашего времени» (вместо М. Ю. Лермонтов); творец «Макбета» (Шекспир).
Повтор Повтор слов подряд, в начале (анафора) или в конце (эпифора) отрезков текста. На заре ты её не буди,
На заре  она сладко так спит…      (А.А. Фет)
Риторический вопрос, восклицание, обращение Приемы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задается не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие Как он мог?!
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов…
(М.Ю.Лермонтов)
Символ Многозначный иносказательный образ, в основе которого – сходство или общность предметов и жизненных явлений. Образ Незнакомки в одноимённом стихотворении А. Блока.
Синекдоха Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе:
— целое заменяется названием его части
«А в двери – бушлаты, шинели, тулупы…»   (В.Маяковский)
— единственное число употребляется
вместо множественного
Всё спит – и человек, и зверь, и птица.
−   мн. число вместо единственного Мы все глядим в Наполеоны
−   часть вместо целого Имею нужду в крыше для моего семейства
−   родовое название вместо видового Ну что ж, садись, светило – вместо солнце
−   видовое название вместо родового Пуще всего береги копейку – вместо деньги
Сравнение Сопоставление предметов  и явлений по их сходству.  Сравнение может пред­ставлять собой сравнительный оборот отражались, как в зеркале;
как птица, нырнул он между ветвями.
Убавление Пропуск  союзов (бессоюзие).
Пропуск  подразумеваемого  слова (эллипсис).
Швед, русский колет, рубит, режет …(А.С.Пушкин)
Умолчание Фигура, предоставляющая слушателю самому  догадываться и размышлять, о чем пойдет речь во внезапно прерванном высказывании
  • Поедешь скоро ты домой:
  • Смотри ж… Да что?
  • Моей судьбой,
  • Сказать по правде, очень

Никто не озабочен. (М.Ю.Лермонтов)

Элипсис Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. Тире в неполном предложении придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи. Мы сёла – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги.
(В.А.Жуковский)
Эпитет Художественное определение, позволяющее более ярко характеризовать свойства  и  качества предмета  или  явления  и обогатить  содержание высказывания. Эпитет чаще выражен прилагательным  или наречием. Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
(С.А.Есенин)
Гордо реет Буревестник…
Эпифора
(или концовка)
Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Источник: https://www.sites.google.com/site/ogeneprigovor/teoreticeskie-materialy/sredstva-hudozestvennoj-vyrazitelnosti

Художественные приемы (тропы)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ   ПРИЕМЫ (ТРОПЫ).

Эпитет
— художественное определение, чаще всего признак какого-то предмета. Это
определение, которое не только определяет предмет, но и изображает его (“…весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера…”).

Сравнение
— это слово или выражение, обозначающее предметы или явления, сопоставляющиеся
друг другу на основании какого-то сходства (“Буревестник,
как стрела, вылетел между туч”.)

Метафора
— это усеченное сравнение, это слово или выражение, употребленное в переносном
значении на основании сходства между предметами для более яркого изображения (“…хоть каплю жалости храня…”)

Олицетворение
— это слово или выражение, обозначающее признак живого существа, но относится к
неодушевленному предмету, как бы оживляет его (“Ночевала тучка золотая…”)

Метонимия
– это замена одного слова другим на основании смежности двух предметов, понятий
и т.д. («Читаю Пушкина» — имеется в
виду, что читают произведение Пушкина.)

Синекдоха
— это разновидность метонимии. Это тоже переименование, слово или выражение,
которое обозначает единственное число, а употребляется для множественного;
может обозначать часть предмета, а употребляться для всего предмета (“Все флаги в гости будут к нам…”
– подразумевается, что представители различных государств приедут.)

Перифраз
— выражение с переносным значением; переименование какого-то предмета, но
вместо слова обозначается описательное выражение (Вместо названия города — “столица нашей Родины”; “герой
Полтавы”
— вместо Петра Первого (у Пушкина)).

Ирония
— слово или выражение, употребленное в значении, противоположном его обычному
смыслу (“Откуда, умная, бредешь
ты, голова” — говорят ослу (у Крылова))
.

Сарказм
— это злая, обличающая ирония (“Премудрый
пескарь” С.-Щедрина).

Аллегория
— иносказательное слово или выражение, широко используется в устном народном
творчестве (“Волк и ягненок” Крылова —
подразумеваются люди).

Гипербола
— художественное преувеличение 
(“В 140 солнц закат пылал…”)

Литота
— художественное преуменьшение (Дюймовочка).

Оксюморон
– фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятие, при этом
получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность («убогая роскошь наряда», страшно красивый,
холодный кипяток).

Каламбур
 
— фигура, основанная на
звуковом сходстве  слов или сочетаний
слов, совершенно различных по значению, игра слов. Обычно создает в тексте
комический эффект.(Молодой – серьги под
ушки, а старой – подушки
.)

Источник: https://oksabryanseva.blogspot.com/p/blog-page_717.html

25 средств художественной выразительности

Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.

Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.

Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:

  • фонетические;
  • лексические;
  • синтаксические.

Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.

Виды средств выразительности

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

  • А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:
  • Одна ты несёшься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.
  • Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.
  • Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.
  • Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии.  «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

Повтор В начале, конце, на стыке предложений Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы
Антитеза Противопоставление. Часто используются антонимы. Волос длинный – ум короткий
Градация Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления Тлеть, гореть, пылать, взрываться
Оксюморон Соединение противоречий Живой труп, честный вор.
Инверсия Изменения порядка слов Пришел он поздно (Он поздно пришел).
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
Эллипсис Пропуск подразумевающегося слова За шапку и в дверь (схватился, вышел).
Парцелляция Разделение единого по смыслу предложения на отдельные И думаю я снова. О тебе.
Многосоюзие Соединение через повторяющиеся союзы И я, и ты, и все мы вместе
Бессоюзие Исключение союзов Ты, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. Используются для усиления чувств Какое лето!
Кто, если не мы?
Слушай, страна!
Умолчание Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексика Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Тест «Средства художественной выразительности»

  1. Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.
  2. Прочитайте следующий отрывок:
  3. «Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

  • Швед, русский – колет, рубит, режет.
  • Бой барабанный, клики, скрежет,
  • Гром пушек, топот, ржанье, стон,
  • И смерть и ад со всех сторон.
  • А.Пушкин

Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.

Ответ на тест

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/eloquence/talk/sredstva-hudozhestvennoj-vyrazitelnosti.html

Как использовать литературные приемы для создания хорошего текста

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.

6. Отзыв – место для ваших впечатлений

Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте [email protected].

7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов

В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке.

Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить».

Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.

8. Мы уважаем законы РФ

Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.

Источник: https://AST.ru/news/kak-ispolzovat-literaturnye-priemy-dlya-sozdaniya-khoroshego-teksta/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]