Писатель юрий трифонов. жизнь и творчество

Подробности Категория: Писатели Опубликовано: 21.08.2017 14:40 Роман Просмотров: 1127 Писатель Юрий Трифонов. Жизнь и творчество

Трифонов Юрий Валентинович Родился: 28 августа 1925 Умер: 28 марта 1981 (55 лет)

Юрий Валентинович Трифонов — русский советский писатель, мастер «городской» прозы. Был одной из главных фигур литературного процесса 1960—1970-х годов в СССР.

Семья

Отец Юрия Трифонова — революционер, председатель Военной коллегии Верховного суда СССР Валентин Андреевич Трифонов; был расстрелян 15 марта 1938 года. Мать — зоотехник, затем инженер-экономист и детская писательница Евгения Абрамовна Лурье (1904—1975; литературный псевдоним — Е. Таюрина).

В 1937—1938 годах родители Юрия Трифонова были репрессированы. Вместе с сестрой Тингой (в замужестве Татьяной Валентиновной Трифоновой) будущий писатель воспитывался бабушкой, Татьяной Александровной Лурье (урожд.

Словатинской, 1879—1957), в молодости — профессиональной революционеркой, участницей Гражданской войны; в годы Великой Отечественной войны вместе с бабушкой и сестрой жил в эвакуации в Ташкенте.

Дед — меньшевик-подпольщик Абрам Лурье (1875—1924); его брат — Арон Лурия, публицист, один из организаторов социал-демократического «Рабочего знамени»; двоюродный брат — советский политический деятель Арон Сольц.

Дядя писателя по отцу — Евгений Трифонов (псевдоним — Е. Бражнов; 1885—1937); его сын (двоюродный брат Юрия Трифонова) — писатель-невозвращенец Михаил Дёмин (настоящее имя — Георгий Евгеньевич Трифонов; 1926—1984), автор нескольких поэтических сборников и автобиографической прозы.

Биография. Творчество

Ещё в школе заинтересовался литературой, был редактором классных газет, сочинял стихи и рассказы. В 1942—1945 годах работал на авиационном заводе сначала слесарем, затем диспетчером цеха. Там же вступил в ВЛКСМ. Весной-осенью 1945 года редактировал заводскую газету. В 1944—1949 годах учился в Литературном институте имени А.

М. Горького. Все годы учёбы посещал семинары заметившего его К. А. Федина, печатал рассказы в газете «Московский комсомолец». В 1948 году были напечатаны два рассказа молодого писателя — «Знакомые места» (в журнале «Молодой колхозник») и «В степи» (в альманахе «Молодая гвардия», № 2).

Дипломная работа Юрия Трифонова — написанная в манере традиционного соцреализма повесть «Студенты» (1950), опубликованная в ведущем литературном журнале СССР «Новый мир», удостоенная Сталинской премии третьей степени и сразу принёсшая автору широкую известность — была посвящена молодому послевоенному поколению.

Однако буквально через полгода после успеха дебюта Трифонов был едва не отчислен из института (точнее, едва не исключен из Комсомола, так как институт к тому времени он уже закончил; в результате он отделался лишь выговором — Ю. В. Трифонов, «Записки соседа», 1972) за то, что не указал в анкете факт ареста отца.

В дальнейшем сам автор отзывался о своей первой книге холодно, хотя и не отказывался от неё.

После успеха дебютной книги Трифонов начал было собирать материалы для её продолжения, однако радушный приём, который поначалу ему оказал в своем журнале Александр Твардовский, сменился холодностью: Твардовский посоветовал Трифонову заняться написанием рассказов.

Вторая половина 1950-х — начало 1960-х годов стали смутным временем в творческой биографии писателя.

В 1959 году вышел цикл рассказов и очерков «Под солнцем», а в 1963 году, после поездки в Туркмению, Трифонов опубликовал четырежды переделанный по требованию редакции роман «Утоление жажды», который, несмотря на то, что был выдвинут на Ленинскую премию, большим достижением писателя не стал.

Тогда же Трифонов публикует многочисленные рассказы на спортивные темы; в 1966—1969 годах — рассказы «Вера и Зойка», «В грибную осень» и др., повесть «Отблеск костра» (1967). В «Отблеске костра» Трифонов впервые затронул тему, затем ставшую одной из главных в его творчестве: осмысления революции и её последствий для страны и народа, хотя магистральным мотивом книги стало оправдание реабилитированного отца писателя.

В 1969 году выходит повесть «Обмен», затем «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной» (1970—1976). Неофициально они были объединены в цикл «Московские повести».

Действие «Обмена» и «Предварительных итогов» происходит в конце 1960-х годов, «Долгого прощания» — в начале 1950-х годов, в «Другой жизни» и «Доме на набережной» оно протянуто из 1930-х в 1970-е годы.

Повести фактически представили читателю нового Трифонова: мудрого, грустного, зорко видящего в обыденности и мелочах быта подлинные человеческие драмы, умеющего тонко передать дух и веяния времени.

Но самую большую славу писателю принес именно «Дом на набережной» — повесть описывала быт и нравы жителей правительственного дома 1930-х годов, многие из которых, вселившись в комфортабельные квартиры (в то время почти все москвичи жили в коммуналках без удобств, часто даже без туалетов, пользовались деревянным стояком во дворе), прямо оттуда попадали в сталинские лагеря и были расстреляны.

Семья писателя тоже проживала в этом же доме. Но в точных датах проживания есть разночтения. «В 1932 семья переехала в знаменитый Дом Правительства, который через сорок с лишним лет стал известен всему миру как „Дом на набережной“ (по названию повести Трифонова)». В дневниковых записях Юрий Трифонов неоднократно упоминает своего друга детства Лёву Федотова, жившего также в этом знаменитом доме.

В 2003 году на доме установлена мемориальная доска: «Выдающийся писатель Юрий Валентинович Трифонов жил в этом доме с 1931 по 1939 год и написал о нём роман „Дом на набережной“».

Проза Трифонова зачастую автобиографична. Главная её тема — судьба интеллигенции в годы правления Сталина, осмысление последствий этих лет для нравственности нации. Повести Трифонова, почти ничего не говоря напрямую, открытым текстом, тем не менее с редкой точностью и мастерством отразили мир советского горожанина конца 1960-х — середины 1970-х годов.

Книги писателя, издававшиеся небольшими по меркам 1970-х годов тиражами (30—50 тысяч экземпляров), пользовались ажиотажным спросом, на журналы с публикациями его повестей читатели записывались в очередь в библиотеках. Многие книги Трифонова фотокопировались и распространялись в самиздате. Практически каждое произведение Трифонова подвергалось пристальной цензуре и с трудом разрешалось к публикации.

С другой стороны, Трифонов, считаясь крайне левым флангом советской литературы, внешне оставался вполне преуспевающим официально признанным литератором. В своем творчестве он никоим образом не покушался на устои советской власти. Так что относить Трифонова к диссидентам было бы ошибкой.

Манера письма Трифонова — неторопливая, рефлектирующая, он часто пользуется ретроспективой и сменой перспективы; основной упор писатель делает на человеке с его недостатками и сомнениями, отказываясь от какой бы то ни было чётко выраженной общественно-политической оценки.

— В. Казак «Лексикон русской литературы XX века»

В 1973 году вышел роман о народовольцах «Нетерпение», в 1978 году — роман «Старик». Их можно объединить в условную трилогию, начало которой положил «Отблеск костра».

«Старик», герой которого, старый участник Гражданской войны, заново переосмысливает молодость и подводит итоги жизни, стал одним из наиболее значительных художественных произведений советской литературы о первых послереволюционных годах.

Как всегда у Трифонова, история в «Старике» тысячами незримых нитей связана с современностью, повествование незаметно и свободно «соскальзывает» в разные временные пласты.

В 1981 году Трифонов закончил сложный, многоплановый роман «Время и место», структура которого была подробно проработана писателем ещё в 1974 году. Эта книга, одна из наиболее автобиографичных у прозаика, получила прохладные оценки критики тех лет: автора обвиняли в «недостаточной художественности», повторении пройденного.

В то же время «Время и место» по праву может быть назван итоговым романом Трифонова, подводящим итоги его творчества, прощанием с юностью, трезвым взглядом в лицо собственным иллюзиям и надеждам, жёстким, порой даже жестоким самоанализом.

Действие романа происходит на протяжении четырёх десятилетий — 1930-е, 1940-е, 1950-е и 1970-е годы.

В 1987 году был посмертно издан роман «Исчезновение». Юрий Трифонов умер 28 марта 1981 года от тромбоэмболии лёгочной артерии. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Ко времени выхода из-под его пера в 1970-е годы главных работ связывают и появление «трифоновской школы». Он опекал литературную молодёжь, в частности, его влияние на себя подчёркивал Александр Проханов.

Личная жизнь

Первая жена Юрия Трифонова (1949—1966) — оперная певица (колоратурное сопрано), солистка Большого театра Нина Нелина (настоящее имя — Нинель Алексеевна Нюренберг; 1923—1966), дочь известного художника Амшея Нюренберга (1887—1979), племянница художника Давида Девинова (настоящее имя — Давид Маркович Нюренберг; 1896—1964). В 1951 году у Юрия Трифонова и Нины Нелиной родилась дочь Ольга — в замужестве Ольга Юрьевна Тангян, кандидат филологических наук, ныне живущая в Дюссельдорфе.

Вторая жена (с 1968 года) — редактор серии «Пламенные революционеры» Издательства политической литературы ЦК КПСС Алла Пастухова.

Третья жена (с 1975 года, фактический брак — писательница Ольга Мирошниченко (род. 1938; её первый муж — переводчик с эстонского Геннадий Муравин, второй — писатель Георгий Берёзко). Их сын — Валентин Юрьевич Трифонов (род. 1979).

Библиография

Собрание сочинений в четырёх томах. — М.: «Художественная литература», 1985—1987. Избранные произведения в двух томах. — М.: «Художественная литература», 1978. Студенты. — М.: «СП», 1951; Магадан, 1952; Курск, 1952; «СП» и «МГ», 1953; Омск, 1954; М., 1956; М., 1960. Под солнцем. Рассказы. — М.: «Советский писатель», 1959. В конце сезона.

Рассказы. — М.: «Физкультура и спорт», 1961. Утоление жажды. — М.: «Художественная литература», 1963; 1964; 1965; 1967; 1970; «Профиздат», 1979. Костры и дождь. Рассказы. — М.: «Советская Россия», 1964. Факелы на Фламинио. Рассказы и очерки. — М., 1965. Отблеск костра. Документальный очерк. — М.: «Советский писатель», 1966. Кепка с большим козырьком.

Рассказы. — М.: «Советская Россия», 1969. Игры в сумерках. Рассказы и очерки. — М.: «Физкультура и спорт», 1970. Рассказы и повести. — М.: «Художественная литература», 1971. Долгое прощание. Повести и рассказы. — М.: «Советская Россия», 1973. Нетерпение. — М.: « Политиздат», 1973; 3-е изд. — 1974; 4-е изд. «Советский писатель», 1988.

Продолжительные уроки. — М.: «Советская Россия», 1975. Другая жизнь. — М.: «Советский писатель», 1976. Обмен. Пьеса. — М., 1977. Повести. — М.: «Советская Россия», 1978. Другая жизнь. Повести и рассказы. — М.: «Известия», 1979. Старик. — М.: «Советский писатель», 1979. Старик. Другая жизнь. — М.: «Советский писатель», 1980. Нетерпение. Старик. — М.

: «Известия», 1983. Другая жизнь. Отблеск костра. — М.: «Советский писатель», 1983. Как слово наше отзовётся. Публицистика. — М.: «Советская Россия», 1985. Вечные темы. Романы, повести и рассказы. — М.: «Советский писатель», 1985. Время и место. Романы и повесть. — М.: «Известия», 1988. Исчезновение. Старик. Отблеск костра.

— М, : «Московский рабочий», 1988. Отблеск костра. Исчезновение. — М.: «Советский писатель», 1988. Бесконечные игры. Киноповесть, рассказы, очерки, статьи. — М.: «Физкультура и спорт», 1989. Отблеск костра. Старик. — М.: «Известия», 1989. Исчезновение. Время и место. Старик. Романы. — М.: «Современник», 1989.

Сталинская премия третьей степени (1951) — за повесть «Студенты» (1950) орден «Знак Почёта» (1975) медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» 1966 — Утоление жажды (Туркменфильм; реж.

Булат Мансуров) — одноимённый роман

1977 — О чём не узнают трибуны (альманах короткометражных киноновелл: «Алёшино знакомство», «Телеграмма», «Победа присуждается…»; Киностудия им. М. Горького; реж. Яков Базелян) — по мотивам рассказов

1977 — Обмен (Литовская киностудия; реж. Раймондас Вабалас) — одноимённая повесть 1982 — Прозрачное солнце осени (Ленфильм; реж. Виктор Бутурлин) — одноимённый рассказ 1985 — Вера и Зойка (Свердловская киностудия, ВКСР; реж. Александр Наговицын) — одноимённый рассказ 1989 — Свой крест (Киностудия «Глобус»; реж. Валерий Лонской) — повесть «Другая жизнь» 2004 — Долгое прощание 2007 — Дом на набережной

Читайте также:  Краткое содержание буссенар капитан сорви-голова

Источник: https://biography.su/pisateli/trifonov-yurij-valentinovich

Юрий Трифонов, русский советский писатель, мастер "городской прозы"

Городская проза — это произведения, в которых город занимает важнейшее место и определяет сюжет, проблематику и тематику, выступая в качестве условного фона, специфического исторического и литературного колорита, существующих условий жизни. В современной литературе определение «городская проза» носит условный характер и не является научным термином.

Детство и юность Ю. В. Трифонова

Одним из первооткрывателей и признанных мастеров «городской прозы» является русский советский писатель Юрий Валентинович Трифонов. Родился писатель в августе 1925 года в Москве.

Отец Юрия Валентиновича, Валентин Андреевич Трифонов, был революционером, председателем Военной коллегии Верховного суда СССР.

Мать писателя, Евгения Абрамовна Лурье, работала зоотехником, затем инженером-экономистом, была детской писательницей.

Валентин Андреевич Трифонов был отлично знаком с Иосифом Джугашвили, они знали друг друга еще с царских времен. Практически все родственники писателя имели склонность к литературе. Мать под псевдонимом Е.

Таюрина писала произведения для детей, отец в 1936 году написал книгу под названием «Контуры грядущей войны», в которой предсказал нападение Германии на СССР.

Брат отца писал произведения о Гражданской войне, а Георгий Трифонов, ровесник писателя, его двоюродный брат, стал известен как поэт и автор автобиографической прозы Михаил Демин.

Писатель Юрий Трифонов. Жизнь и творчество

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Когда Юрию Трифонову исполнилось семь лет, семья переехала в дом, построенный для советских и партийных руководителей. В школьные годы Юрий Валентинович писал стихи и был редактором стенгазеты, а отец писателя, Валентин Трифонов, руководил становлением советской юриспруденции.

В 1937 году Валентина Андреевича Трифонова арестовали, а в 1938 – расстреляли. Мать будущего писателя тоже была репрессирована. Аресту матери Юрий Валентинович посвятил еще неумелое, но поражающее своей пронзительностью, стихотворение.

Через старые связи бабушка писателя сумела добиться смягчения участи дочери, но из дома семья была выселена. После начала Великой Отечественной войны будущий писатель с сестрой и бабушкой был эвакуирован в Ташкент, но в скором времени вернулся в Москву и стал работать на оборонном заводе.

В это же время будущий писатель вступил в комсомол.

Юрий Трифонов считал, что его призвание в поэзии, поэтому подал документы на поэтическое отделение литературного института.

Однако приемная комиссия жестко раскритиковала стихи начинающего писателя, но благосклонно отнеслась к его рассказам. Трифонов поступил в отделение прозы и к поэзии больше не возвращался.

В дипломной работе, конъюнктурной повести «Студенты», Юрий Трифонов резко обличает космополитов. Это произведение было удостоено Сталинской премии.

Творчество Юрия Трифонова

Часто критики обвиняли Юрия Валентиновича в бытописательстве.

В одном из своих последних произведений, рассказе «Вечные темы», писатель объяснил свою тягу к точной прорисовке житейских ситуаций, бытовых деталей и душевных переживаний маленького советского человека.

Как правило, действие в произведениях Трифонова разворачивается в Москве. Из повести «Обмен» и рассказа «Верка и Зоя» читатели узнают не только о событиях из жизни героев, но и процессе жилищного строительства.

Замечание 1

Проблема нравственного выбора красной нитью проходит чрез произведения Трифонова.

Эта проблема присутствует и в книге «Дом на набережной» — главном произведении писателя, и в исповедальном романе «Время и место», и в повести «Другая жизнь». Часто в цитатах угадываются этические метания автора-интеллигента.

Целый ряд произведения Юрия Трифонова посвящен истории. Например, в романе «Старик» писатель рассказывает о том, как устанавливалась советская власть на Дону. В произведении «Нетерпение» речь идет о Желябове и других народовольцах.

В момент выхода «Нетерпения» в Европе проблема терроризма встала особенно остро, и на этой волне интереса к людям, которые во имя идеи способны пойти на убийство, произведения Юрия Трифонова обрели популярность и за рубежом.

Замечание 2

В 1980 году Трифонов был выдвинут на соискание Нобелевской премии по литературе.

В марте 1981 года писатель скончался. Причиной смерти стала легочная тромбоэмболия.

Анализ творчества Ю. В. Трифонова

Юрий Трифонов стал первооткрывателем городской прозы. В повестях писателя «Обмен», «Другая жизнь», «Долгое прощание», «Предварительные итоги» изображается повседневная жизнь московской интеллигенции.

В произведениях Трифонова не происходит каких-либо сильных потрясений, крупных общественных событий, душераздирающих трагедий – кажется, что автор сосредоточен исключительно на бытовой стороне жизни. Однако это впечатление обманчиво.

Нравственность простого человека проходить испытания именно на обыденном семейном уровне, и выдержать это испытание совсем не легче, чем экстремальные ситуации.

Все герои Трифонова мечтают об идеале, и на пути к нему возникают всякого рода мелочи, которые уводят в сторону от цели и затрудняют путь. И именно эти мелочи устанавливают истинную ценность персонажей произведений.

Например, в произведении «Обмен» речь идет об инженере Дмитриеве, который решил обменять жилплощадь для того, чтобы съехаться со своей больной материю. Однако на деле оказалось, что он предал мать. Обмен в этом случае произошел, главным образом, в духовном плане – Дмитриев обменял свою порядочность на подлость.

В произведении «Предварительные итоги» писатель исследует распространенную психологическую ситуацию, когда неудовлетворенный прожитой жизнью человек намеревается с завтрашнего дня начать жизнь заново. Однако у героя произведения Геннадия Сергеевича эти предварительные итоги становятся окончательными. Герой повествования сломлен, он больше не в силах бороться за себя и за свои идеалы.

Героине повести «Другая жизнь» тоже не удается начать новую жизнь. В этих произведениях Трифонов использовал прием несобственно-прямой речи, который позволил создать внутренний монолог героя, отразить его духовные поиски. Именно через преодоление мелкой житейской суеты ради поставленной высокой цели может быть реализована мечта о новой жизни.

К этому циклу повестей примыкает и роман «Время и место», изданный в 1981 году. главным героям произведения – писателю Антипову и рассказчику удается прожить свою жизнь достойно, невзирая на то, что трудное, мрачное время скорее способствовало к деградации личности.

Другие произведения Юрия Трифонова:

  • «Под солнцем»
  • «В конце сезона»
  • «Утоление жажды»
  • «Отблеск костра»
  • «Долгое прощание»
  • «Опрокинутый дом»
  • «Исчезновение» (посмертное издание).

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/yuriy_trifonov_russkiy_sovetskiy_pisatel_master_gorodskoy_prozy/

Юрий Трифонов

Юрий Валентинович Трифонов (1925–1981) — — советский писатель, мастер «городской» прозы, одна из главных фигур литературного процесса 1960-х—1970-х годов в СССР. Родился 28 августа 1925 в Москве.

Отец Юрия Трифонова — революционер, председатель Военной коллегии Верховного суда СССР Валентин Андреевич Трифонов (1888—1938). Мать — зоотехник, затем инженер-экономист и детская писательница Евгения Абрамовна Лурье (1904—1975; литературный псевдоним — Е. Таюрина).

В 1937—1938 годах родители Юрия Трифонова были репрессированы.

Вместе с сестрой Тингой (в замужестве Татьяной Валентиновной Рейзнер) будущий писатель воспитывался бабушкой, Татьяной Александровной Лурье (урожд.

Словатинской, 1879—1957), в молодости — профессиональной революционеркой, участницей Гражданской войны; в годы Великой Отечественной войны вместе с бабушкой и сестрой жил в эвакуации в Ташкенте.

Ещё в школе Юрий Трифонов заинтересовался литературой. Был редактором классных газет, сочинял стихи и рассказы. В 1942—1945 годах работал на заводе сначала слесарем, потом — диспетчером цеха. Весной—осенью 1945 года редактировал заводскую газету. В 1944—1945 годах учился в Литературном институте имени А. М. Горького.

В 1948 году были напечатаны два рассказа молодого писателя — «Знакомые места» (в журнале «Молодой колхозник») и «В степи» (в альманахе «Молодая гвардия», № 2).

Дипломная работа Юрия Трифонова — написанная в манере традиционного соцреализма повесть «Студенты» (1950), опубликованная в ведущем литературном журнале СССР «Новый мир», удостоенная Сталинской премии третьей степени и сразу принёсшая автору широкую известность — была посвящена молодому послевоенному поколению.

Однако буквально через полгода после успеха дебюта Трифонов был едва не отчислен из института за то, что не указал в анкете факт ареста отца. В дальнейшем сам автор отзывался о своей первой книге холодно, хотя и не отказывался от нее.

После успеха дебютной книги Трифонов начал было собирать материалы для ее продолжения, однако радушный прием, который поначалу ему оказал в своем журнале Александр Твардовский, сменился холодностью: Твардовский посоветовал Трифонову заняться написанием рассказов.

Вторая половина 1950-х — начало 1960-х стали смутным временем в творческой биографии писателя.

В 1959 году вышел цикл рассказов и очерков «Под солнцем», а в 1963-м, после поездки в Туркмению, Трифонов опубликовал четырежды переделанный по требованию редакции роман «Утоление жажды», который, несмотря на то, что был выдвинут на Ленинскую премию, большим достижением писателя не стал.

Тогда же Трифонов публикует многочисленные рассказы на спортивные темы; в 1966—1969 годах — рассказы «Вера и Зойка», «В грибную осень» и др., повесть «Отблеск костра» (1967). В «Отблеске костра» Трифонов впервые затронул тему, затем ставшую одной из главных в его творчестве: осмысления революции и её последствий для страны и народа, хотя магистральным мотивом книги стало оправдание реабилитированного отца писателя.

В 1969 году выходит повесть «Обмен», затем «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной» (1970—1976). Неофициально они были объединены в цикл «Московские повести».

Действие «Обмена» и «Предварительных итогов» происходит в конце 1960-х годов, «Долгого прощания» — в начале 1950-х, в «Другой жизни» и «Доме на набережной» оно протянуто из 1930-х в 1970-е.

Повести фактически представили читателю нового Трифонова: мудрого, грустного, зорко видящего в обыденности и мелочах быта подлинные человеческие драмы, умеющего тонко передать дух и веяния времени.

Но самую большую славу писателю принес именно «Дом на набережной» — повесть описывала быт и нравы жителей правительственного дома 1930-х годов, многие из которых, вселившись в комфортабельные квартиры (в то время почти все москвичи жили в коммуналках без удобств, часто даже без туалетов, пользовались деревянным стояком во дворе), прямо оттуда попадали в сталинские лагеря и были расстреляны. Семья писателя тоже проживала в этом же доме. Но в точных датах проживания есть разночтения. «В 1932 семья переехала в знаменитый Дом Правительства, который через сорок с лишним лет стал известен всему миру как „Дом на набережной“ (по названию повести Трифонова)». В дневниковых записях Юрий Трифонов неоднократно упоминает своего друга детства Лёву Федотова, жившего также в этом знаменитом доме.

В 2003 году на доме установлена мемориальная доска: «Выдающийся писатель Юрий Валентинович Трифонов жил в этом доме с 1931 по 1939 год и написал о нём роман „Дом на набережной“».

Проза Трифонова зачастую автобиографична. Главная её тема — судьба интеллигенции в годы правления Сталина, осмысление последствий этих лет для нравственности нации. Повести Трифонова, почти ничего не говоря напрямую, открытым текстом, тем не менее с редкой точностью и мастерством отразили мир советского горожанина конца 1960-х — середины 1970-х годов.

Книги писателя, издававшиеся небольшими по меркам 1970-х гг.

тиражами (30-50 тысяч экземпляров), пользовались ажиотажным спросом, на журналы с публикациями его повестей читатели записывались в очередь в библиотеках.

Многие книги Трифонова фотокопировались и распространялись в самиздате. Практически каждое произведение Трифонова подвергалось пристальной цензуре и с трудом разрешалось к публикации.

С другой стороны, Трифонов, считаясь крайне левым флангом советской литературы, внешне оставался вполне преуспевающим официально признанным литератором. В своем творчестве он никоим образом не покушался на устои советской власти. Так что относить Трифонова к диссидентам было бы ошибкой.

В 1973 году вышел роман о народовольцах «Нетерпение», в 1978 году — роман «Старик». Их можно объединить в условную трилогию, начало которой положил «Отблеск костра».

«Старик», герой которого, старый участник Гражданской войны, заново переосмысливает молодость и подводит итоги жизни, стал одним из наиболее значительных художественных произведений советской литературы о первых послереволюционных годах.

Как всегда у Трифонова, история в «Старике» тысячами незримых нитей связана с современностью, повествование незаметно и свободно «соскальзывает» в разные временные пласты.

Читайте также:  Горький - краткое содержание произведений

В 1981 году Трифонов закончил сложный, многоплановый роман «Время и место», структура которого была подробно проработана писателем ещё в 1974 году. Эта книга, одна из наиболее автобиографичных у прозаика, получила прохладные оценки критики тех лет: автора обвиняли в «недостаточной художественности», повторении пройденного.

В то же время «Время и место» по праву может быть назван итоговым романом Трифонова, подводящим итоги его творчества, прощанием с юностью, трезвым взглядом в лицо собственным иллюзиям и надеждам, жёстким, порой даже жестоким самоанализом.

Действие романа происходит на протяжении четырёх десятилетий — 1930-е, 40-е, 50-е, 70-е годы.

В 1987 году был посмертно издан роман «Исчезновение».

Юрий Трифонов умер 28 марта 1981 года от тромбоэмболии лёгочной артерии. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Восприятие прозы Трифонова в СССР и России со временем менялось. Начиная со второй половины 1980-х гг. он был практически забыт, однако в 2000-х гг. начался рост интереса к прозе Трифонова, которая ныне по праву считается классической.

Семья

Первая жена Юрия Трифонова (1949—1966) — оперная певица (колоратурное сопрано), солистка Большого театра Нина Нелина (настоящее имя — Неля Амшеевна Нюренберг; 1923—1966), дочь известного художника Амшея Нюренберга (1887—1979), племянница художника Давида Девинова (настоящее имя — Давид Маркович Нюренберг; 1896—1964). В 1951 году у Юрия Трифонова и Нины Нелиной родилась дочь Ольга — в замужестве Ольга Юрьевна Тангян, кандидат филологических наук, ныне живущая в Дюссельдорфе.

Вторая жена (с 1968 года) — редактор серии «Пламенные революционеры» Издательства политической литературы ЦК КПСС Алла Павловна Пастухова.

Третья жена (с 1975 года, фактический брак — писательница Ольга Мирошниченко (род. 1938; её первый муж — писатель Георгий Берёзко). Их сын — Валентин Юрьевич Трифонов (род. 1979).

Дед — меньшевик-подпольщик Абрам Лурье (1875—1924); его брат — Арон Лурия, публицист, один из организаторов социал-демократического «Рабочего знамени»; двоюродный брат — советский политический деятель Арон Сольц.

Дядя писателя по отцу — командарм Евгений Трифонов (псевдоним — Е. Бражнов; 1885—1937); его сын (двоюродный брат Юрия Трифонова) — писатель-невозвращенец Михаил Дёмин (настоящее имя — Георгий Евгеньевич Трифонов; 1926—1984), автор нескольких поэтических сборников и автобиографической прозы.

Источник: https://juriy-trifonov.ru/biografiya/

Юрий Валентинович Трифонов, краткая биография

Юрий Валентинович Трифонов родился 28 августа 1925 года в Москве. Отец писателя – Валентин Андреевич Трифонов, революционер, государственный и военный деятель, в период с 1923 по 1926 год занимал должность председателя Военной коллегии Верховного суда СССР. Мать – Евгения Абрамовна Лурье, которая была зоотехником, потом – инженером-экономистом, после этого – детской писательницей.

В 1932 году семья Трифонова поселилась в «Доме правительства», который позже станет широко известен как «Дом на набережной», благодаря одноименной повести Юрия Трифонова. В 1937-38 годах родители писателя были репрессированы. Отца расстреляли. Мать приговорили к восьми годам лагерей. На свободу она вышла в мае 1945 года.

Воспитание Трифонова и его сестры легло на плечи бабушки по материнской линии. Часть войны писатель провел в эвакуации в Ташкенте. После возвращения в Москву начал работать на авиационном заводе.

В 1944 году Трифонов, еще в школе увлекавшийся литературой, поступил в Литературный институт им. Горького на отделение прозы. Окончил вуз в 1949 году. В качестве дипломной работы выступала повесть «Студенты». Ее опубликовал журнал «Новый мир».

Произведение, посвященное молодому послевоенному поколению, принесло автору популярность и Сталинскую премию третьей степени.

Далее, по признанию самого Трифонова, последовал «изнурительный период каких-то метаний». В то время в его творчестве появилась спортивная тема. На протяжении 18 лет писатель был членом редколлегии журнала «Физкультура и спорт», корреспондентом этого издания и крупных газет на трех Олимпийских играх, нескольких чемпионатах мира по волейболу, хоккею.

В 1952 году Трифонов отправился в первую поездку в Туркмению, чтобы разобраться в самом себе и найти материал для новых произведений. Затем он ездил туда снова и снова, всего восемь раз в течение десяти лет.

Сначала писатель наблюдал за строительством Главного Туркменского канала, потом – Каракумского канала. Результатом этих поездок стали рассказы и очерки, объединенные в сборник «Под солнцем» (1959), а также роман «Утоление жажды», напечатанный в 1963 году.

Его экранизировали, не раз переиздавали, выдвинули на соискание Ленинской премии в 1965 году.

В конце 1960-х годов Трифонов начал работать над циклом так называемых московских повестей. Первая среди них – «Обмен» (1969). Следующие – «Предварительные итоги» (1970) и «Долгое прощание» (1971). Впоследствии к ним добавились «Другая жизнь» (1975) и «Дом на набережной» (1976). Именно «Дом на набережной» стал в итоге самым популярным произведением Трифонова.

В 1970-е годы Трифонов пишет два романа – «Нетерпение» о народовольцах и «Старик» о старом участнике гражданской войны. Их можно объединить в условную трилогию с созданной в 1967 году повестью «Отблеск костра», в которой Трифонов осмыслял революцию и ее последствия, а также пытался оправдать собственного отца, ранее реабилитированного.

Книги Трифонова издавались тиражами в 30-50 тысяч экземпляров – небольшое количество по меркам 1970-х годов. При этом они пользовались большим спросом. Чтобы почитать журналы с публикациями его произведений, в библиотеке приходилось записываться в очередь.

В 1981 году Трифонов завершил работу над романом «Время и место», который можно считать итоговым произведением писателя. Критика тех лет прохладно встретила книгу. В числе минусов называлась «недостаточная художественность».

Трифонов скончался 28 марта 1981 года. Причиной смерти стала тромбоэмболия легочной артерии. Могила писателя находится на Кунцевском кладбище. После смерти Трифонова, в 1987 году, был опубликован его роман «Исчезновение».

Краткий анализ творчества

В произведениях Трифонов нередко обращался к прошлому. Правда, он проявлял интерес только к определенным временным периодам. Внимание писателя было сосредоточено на эпохах и явлениях, предопределивших судьбу его поколения, оказавших на него сильнейшее влияние.

Как отмечает литературовед Наталия Иванова, какие бы периоды Трифонов ни затрагивал – современность, 1870-е или 1930-е годы – он всегда исследовал проблему взаимоотношений общества и человека. По мнению писателя, личность ответственна за свои поступки, «из которых складывается история народа, страны».

Что касается общества, то оно не вправе «пренебрегать судьбой отдельного человека».

Зачастую проза Трифонова носит автобиографичный характер. Например, это касается «Дома на набережной». В частности, один из ее персонажей – Антон Овчинников, всесторонне развитый мальчик, которым восхищается главный герой – Глебов. Прототип Овчинникова – Лев Федотов. Он был другом детства Трифонова.

Для творчества Трифонова была характерна недоговоренность. Еще в 1959 году писатель отметил, что Чехов «совершил переворот в области формы», открыв «великую силу недосказанности». Впоследствии Трифонов назвал «пробелы» тем, что «необходимо прозе», так как в них рождается «еще одна тема, еще одна мысль».

По писателю: Трифонов Юрий Валентинович

Источник: https://goldlit.ru/trifonov-biography

А. Шитов. Юрий Трифонов. Хроника жизни и творчества. 1925—1981 — Журнальный зал

Высота таланта и высота струи

А. Шитов. Юрий Трифонов. Хроника жизни и творчества. 1925—1981. — Екатеринбург: Уральский университет, 1997. — 798 с.

В далеком разговоре с Трифоновым мне вспомнился эпизод школьных лет. Один из моих соучеников после уроков, на заднем дворе, накопив соответствующей жидкости, поднатужившись, давал струю до третьего этажа. Чем и выделялся среди сверстников…

У Трифонова сочетался интерес к всечеловеческим проблемам и к обиходным пустякам. Он мог часами просиживать в укромном архиве и — на спортивном стадионе среди обезумевших болельщиков. Довольствовался неприхотливой жизнью и радовался шумному застолью, стараясь скрыть смущенную, словно бы виноватую улыбку.

Я не принадлежал к близким друзьям Трифонова, мы познакомились в начале шестидесятых и поддерживали добрые отношения. Я пребывал более или менее в курсе трифоновских дел, личных катаклизмов, бывал в квартире на улице Георгиу Деж, где жила и его мама, вернувшаяся после восьми лет колымской ссылки.

“Хроника жизни и творчества…” убедила в мизерности собственных знаний, в иллюзорности иных представлений о Юрии Трифонове. “Хроника…”, составленная Александром Шитовым (главный консультант — сестра писателя Татьяна Валентиновна) — уникальное по нынешним временам издание.

Богатейший свод материалов — от детских фотографий и анкет до писем крупнейшим современным авторам и обычным читателям, до выдержек из мемуаров и статей. Проделана работа, поражающая скрупулезностью, объемом, великим уважением к Трифонову, пониманием своеобразного таланта, его места в русской литературе. Разумеется, составитель пристрастен.

Иным ему и быть не дано — литературовед и социолог, отдавший годы собиранию, исследованию документов, различных сведений, относящихся к жизни любимого писателя, сознающий, однако, необходимость объективного взгляда, отвергающего тенденциозность.

Оценка “Хроники…” — прерогатива читателя, впервые, пожалуй, увидевшего Юрия Трифонова в переплетении житейских, личных, творческих проблем. В обстоятельствах успеха, не всегда бесспорного, и побед, не защищавших от нападок.

Миссия составителя предельно проста и запредельно противоречива. Не судья, но и не нейтральный свидетель, сопровождающий творческий путь Ю. Трифонова. Крепким цитатам из разоблачений и уличений он предпочитает чей-то пересказ либо ограничивается ссылкой, не нуждающейся в комментарии. (На очередном писательском съезде Г. Марков разносит “Дом на набережной”. Это в порядке вещей.)

Составитель сознает неотвратимость тогдашних “наездов” на Трифонова и небеспочвенность иных критических претензий. (Это сознавал и сам писатель, пребывавший в достаточно сложных — могут ли они быть иными? — отношениях с критикой.)

Напряженность внутренней жизни Трифонова — это подтверждается “Хроникой…” — от неотступного стремления прийти к своим ответам едва ли не на самые мучительные вопросы, не отпускавшие его. Мучительные в буквальном смысле слова.

История переплеталась с личной участью отца, дополнялась утратой близких, разрушением отцовского мира — не чужого для раннего Трифонова, но все менее своего. Начиная советским писателем, он безотчетно, постепенно утрачивал сковывающий эпитет. Молодой советский писатель, по определению тяготеющий к простым решениям, написал повесть “Студенты” (1950 г.

), удостоился Сталинской премии, принесшей первую славу и — первые неприятности. Лауреат скрыл свое “враждебно-народное” происхождение. Подвергнутый остракизму, не принялся доказывать свою правоверность. Он вообще не из шарахающихся. Впрочем, и укорененность в единожды обретенном положении, неведение того, какое тысячелетие на дворе, не для него.

Внутренняя сосредоточенность на свой лад отражалась в насыщенности, “плотности” текста, в неторопливости слова (произнесенного или написанного). Даже в медлительности, подчас приторможенности движений.

Снабдив “Отблеск костра” — повесть не только об отце — эпиграфом “Нас еще судьбы безвестные ждут”, Трифонов имел в виду не столько поколение свершивших революцию и ею уничтоженных, сколько поколения предшественников и наследников.

Безвестность настаивала на вечных поисках.

Касалось ли то минувших эпох и наступивших, исторических потрясений и новой бытовой повседневности, касалось ли языка, композиции, будь то рассказ, документальный в значительной мере роман, “московские повести”.

Больше, нежели о ком-либо из современников, о нем, пожалуй, справедливо сказать: писательская судьба вобрала личную судьбу, судьбы близких да и не слишком близких людей, чтобы сфокусироваться в судьбе нового героя, продолжающего или отрицающего старого. Жители “Дома на набережной” вели подспудный спор со “Студентами”.

Народовольцы из “Нетерпения” по-своему оспаривали персонажей “московских повестей”. Но и сами в чем-то оспаривались Желябовым. Спор о терроре, начавшийся в семидесятые годы XIX века, продолжился спустя столетие, когда Ю.

 Трифонов среди считанных европейских писателей осмысливал проблему терроризма, ее далекие корни и окрашенные свежей кровью плоды.

“Моя задача, которую я ощущаю своей, состоит в том, чтобы не забывать даже самые суровые, трудные страницы и моменты нашей истории, которые находят отражение в нас самих… История входит в кровь и плоть человека.”

Читайте также:  Прометей прикованный - краткое содержание трагедии эсхила

Это слова писателя, не склонного к декларациям, они легли на бумагу в 1978 году, когда оставались позади не только “Отблеск костра”, “Нетерпение”, но и “Обмен”, “Предварительные итоги”, “Долгое прощание”, цикл “Московских повестей”. Только что завершен “Старик”. Впереди роман “Время и место”; последняя точка в нем будет поставлена за полгода до смерти.

История, входя в плоть и кровь людей, не лишает безвестности уготованное им будущее. Это подтверждено и годами, миновавшими после кончины Юрия Трифонова. Их ошеломляющей непредвиденностью.

На новом витке повторятся и старые пакости. Словно мало нахлебался Трифонов при жизни.

Подал голос переводчик Андрей Сергеев. Неожиданная Букеровская премия за его роман “Альбом для марок” произвела переворот в сознании лауреата.

Не ставлю под сомнение ни выбор жюри, ни жанровую принадлежность “Альбома…”. И, разумеется, чье-либо право на собственное мнение о тех или иных видных писателях. Но когда эти мнения суммируются, картина получается для А. Сергеева убийственная. Он, видите ли, не узрел принципиальной разницы между Г. Марковым и Ю. Трифоновым. “…Трифонов замечательно писал полуправду, то есть полуложь.”

Умников от литературы всегда хватало. Хотя им, казалось бы, должны быть известны азбучные истины. Об одной из них, относящейся к нашему разговору, напоминает Фазиль Искандер: всю правду, если кто-нибудь знает, то только Бог.

Истинно художественное произведение, давая правдивую картину сравнительно небольшого среза жизни, независимо от воли художника дает представление о всей жизни. “Если при диктатуре психологически правдиво написать жизнь уборщицы, то у читателя невольно возникает понимание жизни самого диктатора.

Мера грусти в романах Трифонова так велика, что намного превосходит меру неблагополучия его героев, и этот избыток грусти поневоле растекается и охватывает судьбу всей страны.”

Суждения А. Сергеева о Г. Владимове и Ю. Левитанском столь же спесивы и первозданны. Он глубоко презирает “эпигонский роман Владимова “Генерал и его армия”. Так в конце двадцатого века писать нельзя”.

Если Слава Зайцев утверждает: это сегодня не носят — надо прислушиваться. Однако литература отличается от моды на юбки и шляпки еще и тем, что всякий раз доказывает свою правомерность авторским талантом, но не соответствием той или иной модели. Владимов дорого оплатил право писать так, как полагает нужным. И его читают гораздо больше, чем А. Сергеева.

Юрий Левитанский не по душе А. Сергееву — с детских лет он покорен Бальмонтом, его “Безглагольностью”.

Ему не нравятся писатели, творившие в ту пору, когда он, забившись в угол, не пытался рисковать благополучием переводчика.

Они же не могли не писать и установили уровень, к сожалению, не достижимый для А. Сергеева. Не хочется его огорчать, но Юрий Трифонов, выдвинутый Г.

 Беллем на Нобелевскую премию 1981 года, имел реальные шансы стать лауреатом. Если бы не смерть. Умершим эту премию не присваивают.

При советской власти А. Сергеев не писал, поелику нельзя было выразить полную правду. Сейчас не хочет писать, поелику люди, выяснилось, не любят правду. “Пишу сугубо научную книгу о нумизматике, ибо считаю неэтичным унести с собой знания, которыми обладаю.

” Этично, видимо, поносить тех, кто, не пробавляясь переводами и коллекционированием монет, выполнял свой тяжкий писательский долг, побуждаемый к тому пеплом Клааса. Между нумизматикой и упомянутым пеплом нет ничего общего.

Предпочтение ей не требовало сенсационно-сомнительных откровений.

“Темечко не выдержало”, — говаривал в таких случаях А. Твардовский. Букеровский лауреат, потрясенный свалившейся на него премией и угрозой новой немоты, вознамерился обратить на себя внимание, дав высокую струю.

Источник: https://magazines.gorky.media/znamia/1998/10/a-shitov-yurij-trifonov-hronika-zhizni-i-tvorchestva-1925-1981.html

Биография Юрия Трифонова

Юрий Валентинович Трифонов-(28 августа 1925, Москва — 28 марта 1981, там же) — русский советский писатель; лауреат Сталинской премии третьей степени (1951), русский прозаик

  • Путь Трифонова:
  • 1942 – оканчивает среднюю школу в эвакуации в Ташкенте.
  • 1947 – начинает печататься.

1947 – получив необходимый рабочий стаж (как «сын врага народа» он после средней школы не может поступить ни в один вуз, поэтому после школы работает на авиационном заводе слесарем, диспетчером цеха, редактором заводской многотиражки), Трифонов поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1949.

1950 – выходит роман «Студенты» (Государственная премия СССР, 1951), принесший Трифонову известность.

1952 – уезжает в командировку в Каракумы, на трассу Главного Туркменского канала. На долгие годы писательская судьба Ю.Трифонова оказывается связанной с Туркменией.

  1. 1955 – реабилитация отца.
  2. 1959 – появляется цикл рассказов и очерков «Под солнцем».
  3. 1963 – опубликован роман «Утоление жажды» (одноимённый фильм, 1965), события которого развёртываются на строительстве Туркменского канала.
  4. 1965 – документальная повесть «Отблеск костра», созданная на основе сохранившегося архива отца.
  5. В 1966 — 69 пишет ряд рассказов — «Вера и Зойка», «В грибную осень» и др.
  6. 1969 – выходит первая повесть из цикла «городских» «Обмен», за нею следуют «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975), «Дом на набережной» (1976).
  7. 1970 – сборник «Игры в сумерках».
  8. 1973 – издан роман о народовольцах – «Нетерпение».

В последние годы были написаны: роман «Старик» о судьбах казачества во время Гражданской войны (1978), роман «Исчезновение» о репрессиях 30-х гг. (опубликован в 1987), роман «Время и место» (1980), цикл путевых очерков о заграничных поездках и воспоминаний «Опрокинутый дом» (1981).

  • 1981 – Юрий Трифонов умер в Москве.
  • Основные произведения:
  • Романы:
  • «Студенты» (1950; Государственная премия СССР, 1951)
  • «Утоление жажды» (1963) исторический роман «Нетерпение» (1973)
  • Документально-мемуарная книга «Отблеск костра» (1965)
  • Повести:
  • «Обмен» (1969)
  • «Предварительные итоги» (1970)
  • «Долгое прощание» (1971)
  • «Другая жизнь» (1975)
  • «Дом на набережной» (1976)
  • «Старик» (1978)
  • «Время и место» (1981).

Источник: https://mirznanii.com/a/135034/biografiya-yuriya-trifonova

Трифонов Юрий Валентинович

Известный русский прозаик Трифонов Юрий Валентинович был рожден 28 августа 1925 года, в Москве. Его отец — партийный работник, во времена революции 1905 года начавший свою активную деятельность, а после Октябрьской революции 1917 года ставший одним из организаторов Красной Армии. Ровно через двадцать лет его революционная деятельность окончилась репрессией.

Детская биография Трифонова Ю.В., непосредственно связанная с семьей, воплощена во многих его художественных произведениях, в частности в его документальной повести «Отблеск костра» (1965) и в романе «Дом на набережной», написанном в 1976 году.

В 1942 году, находясь в Ташкенте в эвакуации, Трифонов окончил среднюю школу. Когда возвратился в Москву пошел работать на авиационный завод. А в 1944-м решил поступать в Литературный институт имени А.М. Горького, который через пять лет успешно окончил.

Юрий Трифонов начал публиковать свои рассказы еще, будучи студентом. После окончания института он опубликовал роман «Студенты», который принес молодому прозаику известность.

Кроме того, за этот роман он был награжден Государственной премией, на что, конечно, обратила внимание московская литературная критика.

Название романа говорит само за себя — Трифонов написал в нем о жизни своих ровесников-студентов.

После такого успеха, писатель долго не мог определиться с темой для своей прозы, он хотел выработать собственное видение жизни. Трифонов начал писать рассказы самого разнообразного стилевого и тематического направления, а в 1963 году опубликовал свой очередной роман «Утоление жажды», который затронул тему строительства оросительного канала в пустыне.

Абсолютно новым этапом в творческой жизни Трифонова были повести, входящие в так называемый «московский цикл», в котором анализировалась жизнь столичной интеллигенции, а также шла речь о сохранении человеческой чести в условиях всеобъемлющей повседневности. Первым произведением этого цикла была повесть «Обмен», увидевшая свет в 1969 году.

Главный герой — инженер Дмитриев, который мучился от необходимости сделать решительный моральный выбор: остаться жить в коммунальной квартире или переехать к больной матери, для которой его переезд и обмен жилплощади свидетельствовали о том, что ее дни сочтены.

В итоге Дмитриев выбрал улучшение условий проживания, подтверждая мнение сестры о том, что сам он уже давно обменял все лучшее, что было в его душе на элементарные житейские удобства.

Повесть под названием «Предварительные итоги», вышедшая в 1970 году обозначила своеобразный тип повествования. Главный герой повести — переводчик Геннадий Сергеевич, который приближается к промежуточной моральной границе, перейдя за которую его жизнь должна серьезно измениться.

Изначально Трифонов имел намерение сделать предварительные итоги жизни главного героя завершающими, т.е. переводчик должен был умереть. Но во время работы над повестью его замысел изменился. Так Геннадий Сергеевич остался жив, более того в своем отношении к жизни он стал весьма благополучен, но взамен автор лишил его способности к внутреннему росту.

Попросту говоря, его жизнь сконцентрировалась исключительно на поддержании физического существования.

Практически аналогичная история происходит с героиней повести Трифонова «Долгое прощание» (1971). Актриса Ляля, вспоминая те времена, когда ее жизнь была достаточно трудна, но душевно наполнена, испытывает лишь мимолетное сжатие сердца, от того, что все это было с ней прежде.

В повести «Другая жизнь» (1973) Трифонов описывает одну из столичных супружеских пар — историк Сергей Троицкий и его жена Ольга. Их взаимопониманию препятствует душевная глухота.

Непростая внутренняя жизнь мужа, его несостоявшиеся надежды и разочарования в исследованиях Ольга приняла лишь после его кончины.

Более того, это осознание было дано ей как дар, а не как результат логического человеческого понимания.

Некоторые критики говорили, что «московский цикл» чересчур наполнен «бытовизмом». Однако для самого Трифонова быт не является угрозой для нравственности, он скорее ее проявление. Критик А. Бочаров отмечал, что Трифонов, вводя своих героев в условия быта и повседневности, выявляет всю многосложность человеческой натуры.

Кроме тем, связанных с повседневностью, писателя всегда интересовала историческая тема. Особо отчетливо она проявилась в романе «Нетерпение» (1973). В нем автор затрагивает противоречивые образы террористов-добровольцев.

Но, следует заметить, что тема истории не покидала и повести «московского цикла», в них исключительно чувствуется взгляд автора на повседневность под призмой истории. Наиболее ярко это выражено в романе «Старик» (1978).

В нем Трифонов абсолютно четко показал переплетение прошлого и будущего на примере пожилого революционера Летунова и его семьи, который на склоне своих лет рассуждает о своем участи в расказачивании и о жизненной неопределенности своих детей.

Корень своего отношения к истории и повседневности он искал в определении жизни. По его мнению, жизнь является некой системой, где ничто не исчезает само собой, переплетается и вертится по кругу.

В этом романе повторяются мысли историка Троицкого, героя повести «Другая жизнь», о том, что человек — это нить, которая тянется из прошлого в будущее, и по ней можно определить уровень нравственности в обществе.

Последним романом «московского цикла» стал «Дом на набережной», вышедший в 1976 году. Его публикация стала настоящим событием в рамках литературной и общественной жизни.

В нем описывается судьба одного из жильцов престижного московского дома, в котором проживали семьи работников партии (в нем некогда жила и семья самого Трифонова).

На примере этого дома писатель показывает системность формирования общественного сознания в условиях конформизма.

Жизненная история успешного критика Глебова, который когда-то даже не попытался отстоять честь своего преподавателя-профессора, стала в рамках романа примером внутреннего самооправдания совершенного предательства. В отличие от своего героя, Трифонов не мог оправдывать предательство, ссылаясь на жестокость исторических обстоятельств 30-40-х годов.

Все творчество Юрия Трифонова, включая посмертно опубликованный роман «Время и место» (1981), посвящено поиску воплощения того самого времени во всем — сюжете, характере, стиле.

Скончался Трифонов 23 марта 1981 года в Москве.

Источник: https://biblioman.org/authors/trifonov/

Ссылка на основную публикацию