Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Н.М. Карамзина. Но для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный Нестор Летописец (ок. 1056–114) — монах Киево-Печерской Лавры, отец русской истории.
9 ноября отмечается день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на XI столетие.
Для него буквально недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого чуда. Но уже настигли Русь междоусобицы, нападения внешних врагов.
Потомки князя Владимира не смогли или не захотели быть едиными, с каждым десятилетием возрастали междоусобные распри среди князей.
Ученый монах Нестор
Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.
), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей.
К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых и мог учиться Нестор.
В то время, по словам преподобного Нестора
чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные варёное зелье, другие — только сырое.
Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании.
И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим».
В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения.
Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.
Первые литературные труды Нестора Летописца
Первым по времени был труд Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда».
В нём присутствуют высокая молитвенность, точность описания, нравоучительность. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией.
В словах летописца просматривается тяжкая печаль о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:
Между тем как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Исусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия.
Второй, и не менее интересный и значимый труд летописца — «Житие преподобного Феодосия Печерского». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного, и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно.
Цель моя, — пишет Нестор, — чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой муж и угодник Божий.
Несторова летопись «Повесть временных лет»
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет».
Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. «Повесть временных лет» дошла до нас в составе более поздних сводов:
- Лаврентьевской летописи (1377 г.)
- Первой Новгородской летописи (XIV в.) и
- Ипатьевской летописи (XV в.).
Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093–1095).
В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы.
Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.
«Повесть временных лет» — великое создание отца русской истории. Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».
История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её.
Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью.
Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.
Летопись Нестора «Повесть временных лет» нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени.
Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа — русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед Нестором.
«Повесть временных лет». Исследования
Первым исследователем «Повести временных лет» стал российский историк и географ В. Н. Татищев. Немало интересного о летописи удалось выяснить археографу П. М. Строеву. Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет», как на свод нескольких более ранних летописей, и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.
Известный русский филолог и историк конца XIX–XX вв. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных сводов — это историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Историю летописи он связал с историей всей страны. Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908 год) и «Повесть временных лет» (1916 год). По версии Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. В 1118 г. была составлена третья редакция «Повести временных лет» по поручению, или даже политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича.
Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30–40-е годы XI века по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.
Александр Сергеевич Пушкин, создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов» (1824–1825 гг., опубликована в 1831 г.), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому-то и не нравится, ничуть «не украшает пишущего».
Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни.
Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря; игумен Моисей, продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий — автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года.
Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель — и как писатель, и как молитвенник.
Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской Лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории при Киевском университете» оковало серебром раку преподобного.
Вниманию всех любителей русской истории Лицевой летописный свод →
Читать онлайн
Русская летописная история — это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире. В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII–XVI века).
Источник: https://ruvera.ru/articles/marina_voloskova_nazvannyiy_otcom_istorii_drevneiy_rusi
Сокращенно "Повесть временных лет" Нестора Летописца
Было три брата: старшего звали Кий, среднего – Щек, а самого младшего – Хорив. Братья имели прекрасную сестру, имя которой было Лыбедь. И сидели братья на трех горах. Кий сидел на той, что есть сейчас Боричев спуск.
Гора, на которой сидел Щек сейчас зовется Щекавица, а место, где сидел младший брат – Хоревицей. Вот однажды решили они основать большой город, а название ему дали в честь старшего брата. Следовательно, город стал называться Киев.
Возле него находился лес, где хорошо ловился разнообразный зверь.
Много кто утверждает, что Кий – это перевозчик. Но он не может им быть хотя бы потому, что он ходил в Царьград. Кий был князем киевским, и сам греческий царь очень любил его визиты, так как относился к царя очень уважительно. Возвращаясь обратно в Киев, на его пути встретилось такое место, что находилось на реке Дунай.
Очень пришлось по душе Кию это место, поэтому он решил основать здесь городок и стать его князем. Но племена не дали князю осуществить его мечту. Поэтому и до сих пор это место называют Киевец, как память о том, что Кий когда-то хотел здесь остаться. Однако он все же вернулся к основанному им городу, где и умер.
А за ним умерли его два брата и сестра.
Иллюстрация к «Повести временных лет» |
После того, как умерли старшие братья Кий, Щек и Хорив, а вместе с ними еще и сестра их Лыбедь, поляны начали испытывать огромных притеснений со стороны других народов. К таким народам следует отнести древлян, хазар и других. Но самыми смелыми оказались хазары. Они начали требовать у полян дани.
Те, недолго думая, решили отдать им дань в виде мечей, которые они собрали с каждого дома полянина. Хазары, собрав дань, понесли мечи до своих обладателей, чтобы показать достижения. Обладатели спросили у своего хазарского народа о том, откуда они принесли дань.
На что те указали на место, которое находилось в горах у могучей реки Днепр.
Эти мечи пришлись не по нраву обладателям хазар, ибо оружие полян было острым с двух сторон и это означало, что они вернутся за своей данью, да еще и за большей. Так оно и случилось: обладают поляны над хазарами и до сих пор.
После того, как муж Ольги умер от рук древлян, осталась она сама в Киеве со своим маленьким сыном Святославом. Но древлянам смерти князя киевского было мало, и они потребовали несколько большего.
Поэтому они решили захватить еще и Ольгу для того, чтобы их князь Мал имел возможность жениться на ней. А с сыном княгини они решили делать все, что захотят.
Поэтому отправили древляне лучших мужей, которых было двадцать, для осуществления этого позорного намерения.
И сразу же Ольгу оповестили, как только древляне оказались на землях киевских. Она вышла к ним с вопросом: «Чего пришли к нам, гости дорогие?» А древляне говорят: «Приплыли мы, княгиня, на лодках к тебе. Убили мы твоего мужа, ибо грабил и издевался он над народом нашим. А тебе предлагаем стать дружной князя Мала, потому что он добрый и народ у него хороший».
Умная княгиня Ольга сказала, что ей нравятся слова древлян, и поэтому приказала им идти отдыхать в лодках. Сама же видала распоряжение, чтобы на тюремном дворе начали копать большие и глубокие ямы. Настало утро, и княгиня позвала гостей.
По ее приказу, занесли киевляне врагов своих на лодках вплоть до ям, куда и бросили их. Стали молить они о спасении своем, тогда Ольга приказала им выбрать лучших мужей и прислать к ней, ибо без этого киевляне не позволят ей стать женой их князя. Этих лучших мужей она закрыла в печи, где они и умерли.
Летом в 946 году Ольга собрала лучших воинов, чтобы те убили древлян. И встретились два народа на поле боя.
Киевский народ был сильнее врагов, поэтому и одержал победу над ними. Ольга пошла к Искоростень, потому что именно здесь умер ее муж. Долго она не могла взять этот город.
Но потом обратилась к жителям города со следующими словами: «За мужа я своего уже отомстила. Теперь я хочу от вас лишь дани».
Но в них не было чем платить, поэтому хитрая княгиня попросила в качестве дани воробьев и голубей.
Древляне очень обрадовались этому и начали собирать. К птичкам Ольга приказала привязать трут. Вечером птички вернулись до своих родных мест, и тогда весь Искоростень покрылся огнем. Вот так отважная княгиня отомстила за смерть любимого.
Источник: https://www.lang-lit.ru/2017/01/kratkoe-soderzhanie-povest-vremennykh-let.html
«Повесть временных лет» кратко
«Повесть временных лет» – свод сказаний или исторический источник?
Монах сидел за столом в отведенном для него месте библиотеки Киево-Печерского монастыря. За окном вечерело и мела поземка. Сегодня вернулись братья из Византии, привезли книги из Константинопольской библиотеки, которые надо внимательно изучить. Монах зажег свечу и дрожащими от волнения руками открыл первую книгу. На дворе стоял 1110 год от рождества Христова. Монаха звали Нестор.
Кто они – авторы летописи?
На картинах художников Тарасевича и Васнецова изображен древний старец. Он сидит за столом и разбирает рукопись. Тот же старец представлен в камне скульптора Антокольского.
Таким образом, художники и скульптор в разные века увековечили имя монаха Нестора, летописца, изложившего события по заказу князя Святополка, тем самым положившим начало «Повести временных лет».Впервые имя Нестора упоминается в переписке монаха Поликарпа с архимандритом Акиндином.
Также в «Житие святого Антония», составленного со слов монахов-черноризцев Печерского монастыря есть имя Нестора.Нестор пользовался для составления летописи источником, который до сих пор не найден. Ярослав Мудрый отправил монахов из Киево-Печерского монастыря в Константинополь, чтобы они привезли оттуда византийские книги.
Среди них мог попасться более древний свод. Древнейший свод писали и дополняли монах Никон, игумен Иоанн. Но Нестор не опирался на данные из свода. Никаких упоминаний об античности, кроме имени Арматола.
Нестор — автор начальной части повести, умер в 1114 году, потом был канонизирован и занесен в книгу «Жития святых».
Кроме Нестора епископ Симон Суздальский внес в повествование свои изменения. Другой автор — монах Сильвестр. Он начал вносить изменения в летопись с 1093г., но не продолжил летопись ни на один год, оставаясь в тех же временных рамках, что и Нестор, и внес указание на авторство киево-печерского монаха.
Летопись – собрание исторических материалов и противоречий
Всего сохранилось пять списков летописи:
Лаврентьевский (1377);Радзивилловский (конец 15 в.); Московско-Академический (кон. 15 в.), Ипатьевский (начало 1420-х гг.); Хлебниковский (1550-е – 1560-е гг.).
Скорее всего, это переписанная копия Радзивиловской рукописи, так как ни одного оригинального документа не сохранилось. Всего редакций повести, по мнению историков, три. Ни в одной из них нет сведений, где конкретно заканчивается повесть.
Летопись начинается описанием событий с 852 года и заканчивается серединой 12 века. Согласно мифу о сотворении мира, которое было установлено библией, Иисус Христос родился в 5508 году. Это летоисчисление было принято на Руси с конца 10-го века по 1700 год.
Поэтому в повести присутствуют две даты – от начала мира и от рождества Христова.
Повесть состоит из вводной и аналитической частей. Вводная часть полностью посвящена дохристианской истории и состоит, в основном, из переведенных источников, в частности, византийского материала. С греческого языка переведены тексты русско-византийских договоров, содержащихся в статьях 907, 912, 945 и 971 годов.
Даты в этой части летописи не проставлены.Далее идут описания жизнедеятельности русских князей, воинские походы против печенегов, былины и сказания. Собраны образцы русского эпоса в рассказах о смерти Олега, о мести княгини Ольги за убийство мужа князя Игоря, как был осажден печенегами Белгород, как бился в поединке юноша-кожемяка.
Хронология событий начинает выстраиваться в повести к концу 11 века. Описания становятся подробнее, встречаются не только погодные, но и даты по дням и даже по часам. Вставляются рассказы очевидцев событий.
Особенно ярко освещены сцены ослепления князя Василько Ростиславича, убийства святых Бориса и Глеба, подавления восстания волхвов в Ростовской земле, а также истории Киево-Печерского монастыря.
По записям в летописи можно было отследить, какая погода была в то или иное лето, была ли засуха, хороший урожай, или, наоборот, лето было дождливое, разливы рек, начало зимы, когда был голод.
В повести поражает несоответствие событий, изложенных далеко не в хронологическом порядке. Это не художественное произведение, а описание, составленное по годам.
По мнению академика Лихачева, даты в летописи проставлял другой автор, не Нестор.
Идея избранности русской земли Богом
Историческое повествование перекликается в летописи назиданием и комментарием библейских цитат, раскрывающим событийное развитие, как проявление воли Бога. Воспевая княжение первых русских властителей, летописец через весь текст проносит идею избранности русской земли Богом. Народ он называет новые люди-христиане.
Все битвы, в которых русское войско понесло поражение, — казни людей, посылаемые Богом для испытания их веры и духа.
В описании истории русской земли проводится параллель с библейскими событиями.
Так статья 966 года повествует о речи Владимира Святославича, который при освящении Десятинной церкви произносит слова царя Соломона при освящении Иерусалимского храма.
Основанная на воспроизведении библии и провидения Бога, повесть несет в себе много идейных несовпадений или противоречий. Например, путешествие апостола Андрея Первозванного по пути из варяг в греки, установку крестов в Новгороде и на Киевских горах.
По тексту летописи, крещение Руси произошло гораздо раньше 988 года первым апостолом и учеником Иисуса Христа.Вздохнув, летописец отложил в сторону перо. За окном была глубокая ночь. Монах понимал, что при жизни свои записи он не успеет закончить.
«Повесть временных лет», скорее всего, расширенное повествование о начале и становлении христианства и письменности на Руси, в дальнейшем исправленное и дополненное несколькими переписчиками. Нестор передал в общем контексте формирование русской земли, переработав сказания, легенды, жития.
С этой точки зрения летопись является памятником русской культуры, а не документом с хронологически изложенными событиями. Впрочем, с этим можно поспорить.
Рейтинг: Навигация сайта
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14984-povest-vremennyh-let-kratko.html
Повесть временных лет
Повесть временных лет – древнерусская летопись, созданная в начале 12 века. Повесть представляет собой сочинение, которое рассказывает о событиях, произошедших и происходящих на Руси в тот период.
Повесть временных лет была составлена в Киеве, позднее переписывалась несколько раз, однако была не сильно изменена. Летопись охватывает период с библейских времен вплоть до 1137 года, датированные статьи начинаются с 852 года.
Все датированные статьи представляют собой сочинения, начинающееся со слов «В лето такое-то…», что означает, что записи в летопись добавлялись каждый год и рассказывали о произошедших событиях. Одна статья на один год.
Это отличает Повесть временных лет от всех хроник, которые велись до этого. Текст летописи также содержит сказания, фольклорные рассказы, копии документов (например, поучения Владимира Мономаха) и выписки из других летописей.
Свое название повесть получила благодаря своей первой фразе, открывающей повествование — «Повесть времянных лет…»
История создания Повести временных лет
Автором идеи Повести временных лет считается монах Нестор, живший и работавший на рубеже 11 и 12 веков в Киево-Печерском монастыре. Несмотря на то, что имя автора появляется только в более поздних копиях летописи, именно монах Нестор считается первым летописцем на Руси, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью.
Самый древний вариант летописного свода, дошедший до современности, датирован 14 веком и является копией, сделанной монахом Лаврентием (Лаврентьевская летопись). Изначальная редакция создателя Повести временных лет — Нестора утрачена, сегодня существуют только доработанные версии от разных переписчиков и поздних составителей.
Сегодня существует несколько теорий относительно истории создания «Повести временных лет». Согласно одной из них, летопись была написала Нестором в Киеве в 1037 году.
Основой для нее послужили древние предания, народные песни, документы, устные рассказы и документы, сохранившиеся в монастырях.
После написания эта первая редакция несколько раз переписывалась и перерабатывалась разными монахами, в том числе самим Нестором, который добавил в нее элементы христианской идеологии. Согласно другим сведениям, летопись была написана гораздо позже, в 1110 году.
Жанр и особенности Повести временных лет
Жанр Повести временных лет определяется специалистами как исторический, однако ученые утверждают, что летопись не является ни художественным произведением, ни историческим в полном смысле этого слова.
Отличительная особенность летописи в том, что она не истолковывает события, а лишь рассказывает о них. Отношение автора или переписчика ко всему, о чем рассказывается в летописи определялось лишь наличием Божьей Воли, которая и определяет все. Причинно-следственные связи и интерпретация с точки зрения других позиций была неинтересна и не включалась в летопись.
Повесть Временных лет имела открытый жанр, то есть могла состоять из совершенно разных частей – начиная от народных сказаний и заканчивая записками о погоде.
Летопись в древние времена имела также юридическое значение, как свод документов и законов.
Содержание Повести временных лет
Изначальная цель написания Повести временных лет – исследование и объяснение происхождения русского народа, происхождение княжеской власти и описание распространения христианства на Руси.
Начало повести временных лет – рассказ о появлении славян. Русские представляются летописцем, как потомки Иафета, одного из сыновей Ноя. В самом начале повествования приведены рассказы, повествующие о жизни восточнославянских племен: о князьях, о призвании Рюрика, Трувора и Синеуса для княженья и о становлении династии Рюриковичей на Руси.
- Основную часть содержания летописи составляют описания войн, легенды о временах правления Ярослава Мудрого, подвигах Никиты Кожемяки и других героев.
- Заключительная часть состоит из описаний сражений и княжеских некрологов.
- Таким образом, основу Повести временных лет составляют:
- Предания о расселении славян, призвании варяг и становлении Руси;
- Описание крещения Руси;
- Описание жизни великих князей: Олега, Владимира, Ольги и других;
- Жития святых;
- Описание войн и военных походов.
Значение Повести временных лет трудно переоценить – именно она стала первым документов, в котором была записана история Киевской Руси с самого ее становления. Летопись позднее послужила основным источником знаний для последующих исторических описаний и исследований. Кроме того, благодаря открытому жанру, Повесть временных лет имеет высокое значение, как культурный и литературный памятник.
Источник: https://historykratko.com/povest-vremennyh-let
Повесть временных лет краткое содержание и правда о летописи
Повесть временных лет была создана в 12-м веке и представляет собой наиболее известную древнерусскую летопись. Сейчас она входит в школьную программу — вот почему читать или слушать это произведение приходится каждому ученику, желающему не осрамиться на уроках.
…
- Вконтакте
- Google+
- Мой мир
Оглавление:
- Что такое «Повесть временных лет» (ПВЛ)
- Повесть временных лет: характеристика летописи
- История создания
- Повесть временных лет: краткое содержание
- Начало летописи. О славянах. Первые князья
- Когда правили знаменитые князья — Вещий Олег, князь Игорь и Ольга, Святослав
- Русь после крещения
Что такое «Повесть временных лет» (ПВЛ)
Эта древняя летопись представляет собой свод текстов-статей, рассказывающий о событиях в Киеве, со времен описанных в Библии, вплоть до 1137 года. При этом сама датировка начинается в произведении 852 годом.
Повесть временных лет: характеристика летописи
Особенности произведения таковы:
- Место, где произведение написали, – Киев.
- Переписывалась несколько раз, поэтому и авторов и произведения, по большому счету, несколько. При этом фундаментальных изменений не производилось.
- Каждая статья имеет одинаковое начало – в лето (и указан конкретный год). Это означает, что все описанные в статье события произошли именно в течение данного года.
- В тексте нередки фольклорные элементы: сказания, предания, песни. Также встречаются фрагменты Поучения Владимира Мономаха и других, менее известных летописей.
Все это выделило Повесть временных лет из числа прочих древнерусских произведений. Жанр нельзя назвать ни историческим, ни литературным, летопись лишь рассказывает о произошедших событиях, не пытаясь сделать их оценку. Позиция авторов проста – на все воля Божья.
История создания
В науке монах Нестор признается основным автором летописи, хотя было доказано, что произведение имеет нескольких авторов. Однако именно Нестора нарекли первым на Руси летописцем.
Есть несколько теорий, объясняющих, когда написали летопись:
- Написана в Киеве. Дата написания – 1037 год, автор Нестор. За основу взяты фольклорные произведения. Неоднократно переписывалась различными монахами и самим Нестором.
- Дата написания – 1110 год.
До наших дней дошел один из вариантов произведения, Лаврентьевская летопись – копия Повести временных лет, исполненная монахом Лаврентием. Изначальная редакция, к сожалению, утрачена.
Повесть временных лет: краткое содержание
Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием летописи по главам.
Начало летописи. О славянах. Первые князья
Когда закончился Всемирный потоп, умер создатель ковчега Ной. Его сыновьям выпала честь разделить землю между собой по жребию. Север и запад достался Иафету, Хаму – юг, Симу – восток.
Разгневанный Бог разрушил величественную Вавилонскую башню и в наказание возгордившимся людям делит их на народности и наделяет разными языками. Так и образовался славянский народ — Русичи, которые расселились по берегам Днепра.
Постепенно и русичи разделились:
- По полям стали проживать кроткие мирные поляне.
- В лесах – воинственные разбойники древляне. Им не чуждо даже людоедство.
Путешествие Андрея
Далее в тексте можно прочитать о странствиях апостола Андрея в Крыму и по Днепру, везде он проповедовал христианство.
Здесь же рассказывается о создании Киева, великого города с благочестивыми жителями и обилием церквей. Об этом апостол говорит своим ученикам.
Потом Андрей возвращается в Рим и рассказывает о словенах, которые строят деревянные дома и принимают странные водные процедуры, называемые омовением.
Кий
Правили полянами три брата. По имени старшего, Кия, и был наречен великий город Киев. Два других брата – Щек и Хорив. В Царьграде Кию была оказана великая честь здешним царем. Далее путь Кия лежал в город Киевец, привлекший его внимание, но местные жители не дали ему здесь осесть. Вернувшись в Киев, Кий и его братья продолжают здесь жить до смерти.
Хазары
Братьев не стало, и Киев атаковали воинственные хазары, заставив мирных добродушных полян платить им дань. Посовещавшись, жители Киева решают дать дань острыми мечами. Старейшины хазар видят в этом дурной знак – племя не всегда будет покорно. Грядут времена, когда сами хазары будут платить дань этому странному племени. В дальнейшем это пророчество сбудется.
Название Русской земли
В византийской летописи есть информация о походе на Царьград некой «руси», страдающей от междоусобиц: на севере русские земли платят дань варягам, на юге – хазарам.
Избавившись от гнета, северные народы начинают страдать от постоянных конфликтов внутри племени и отсутствия единой власти. Чтобы решить проблему, они обращаются к бывшим своим поработителям – варягам, с просьбой дать им князя.
Пришли три брата: Рюрик, Синеус и Трувор, но когда младшие братья умерли, Рюрик стал единственным русским князем. А новое государство получило название Русская земля.
Дир и Аскольд
С разрешения князя Рюрика, два его боярина, Дир и Аскольд, предприняли военный поход в Царьград, по пути встретив полян, платящих дань хазарам. Бояре решают обосноваться тут и править Киевом. Их поход на Царьград оказался полностью провальным, когда все 200 кораблей варягов были уничтожены, многие воины утонули в водной пучине, мало кто вернулся домой.
После смерти князя Рюрика престол должен был перейти его малолетнему сыну Игорю, но покуда князь еще младенец, править стал наместник, Олег. Именно он узнал о том, что Дир и Аскольд незаконно присвоили себе княжеский титул и правят в Киеве. Хитростью выманив самозванцев, Олег устроил над ними суд и бояре были убиты, поскольку не будучи княжеского рода, взошли на престол.
Когда правили знаменитые князья — Вещий Олег, князь Игорь и Ольга, Святослав
Олег
В 882-912 гг. наместником киевского престола был Олег, он строил города, покорял враждебные племена, так, именно ему удалось завоевать древлян.
С огромным войском Олег приходит к воротам Царьграда и хитростью пугает греков, которые соглашаются платить Руси огромную дань, и вешает свой щит на ворота покоренного города.
За необычайную прозорливость (князь понял, что преподнесенные ему яства отравлены) Олега нарекают Вещим.
Долгое время царит мир, но, увидав на небе недоброе предзнаменование (звезду, напоминающую копье), князь-наместник зовет к себе предсказателя и спрашивает, какая смерть его ожидает. К удивлению Олега, тот сообщает, что смерть князя ждет от его любимого боевого коня.
Чтобы пророчество не сбылось, Олег велит кормить любимца, но больше к нему не подходит. Спустя несколько лет конь умер и князь, придя проститься с ним, изумляется ошибке пророчества.
Но увы, предсказатель был прав – из черепа животного выползла ядовитая змея и укусила Олега, он в муках умер.
Гибель князя Игоря
События в главе происходят в 913-945 годах. Вещий Олег умер и княжение перешло Игорю, который уже достаточно повзрослел. Древляне отказываются платить дань новому князю, но Игорь, как и Олег ранее, сумел их покорить и обложил еще большей данью.
Потом молодой князь собирает большое войско и идет походом на Царьград, но терпит сокрушительное поражение: греки используют огонь против кораблей Игоря и уничтожают почти всю армию. Но молодому князю удается собрать новое большое войско, и царь Византии, решив избежать кровопролития, предлагает Игорь богатую дань взамен на мир.
Князь совещается с дружинниками, которые предлагают принять дань и не вступать в бой.
Но жадным дружинникам этого оказалось мало, спустя некоторое время они буквально вынуждают Игоря вновь идти к древлянам за данью. Жадность погубила молодого князя – не желая платить больше, древляне убивают Игоря и хоронят неподалеку от Искоростеня.
Ольга и ее месть
Убив князя Игоря, древляне решают выдать его вдову замуж за своего князя Мала. Но княгиня хитростью сумела уничтожить всю знать непокорного племени, закопав их живьем. Потом умная княгиня вызывает сватов – знатных древлян и сжигает их живьем в бане. А потом ей удается сжечь Искоростень, привязав горящий трут к лапкам голубей. Княгиня устанавливает древлянским землям огромную дань.
Ольга и крещение
Княгиня показывает свою мудрость и в другой главе Повести временных лет: желая избежать брака с царем Византии, она принимает крещение, становясь его духовной дочерью. Пораженный хитростью женщины, царь отпускает ее с миром.
Святослав
Следующая глава описывает события 964-972 годов и войны князя Святослава. Он стал править после смерти матери, княгини Ольги. Это был мужественный воин, который сумел победить болгар, спасти Киев от атаки печенегов и сделать столицей Переяславец.
С войском всего 10 тысяч воинов отважный князь нападает на Византию, выставившую против него стотысячное войско. Вдохновляя свою армию идти на верную смерть, Святослав говорил, что смерть лучше позора поражения. И ему удается победить. Царь византийский платит русскому войску хорошую дань.
Погиб отважный князь от руки князя-печенега Кури, напавшего на ослабленное голодом войско Святослава, идущего в Русь на поиски новой дружины. Из его черепа делают чашу, из которой коварные печенеги пьют вино.
Русь после крещения
Крещение Руси
В этой главе летописи рассказывается о том, что Владимир, сын Святослава и ключницы, стал князем и выбрал единого бога. Идолы были низвергнуты, а Русь приняла христианство. Сначала Владимир жил во грехе, у него было несколько жен и наложниц, а его люди приносили жертвы богам-идолам. Но приняв веру в единого бога, князь становится благочестивым.
О борьбе с печенегами
В главе рассказывается о нескольких событиях:
- В 992 году начинается борьба войска князя Владимира с напавшими печенегами. Те предлагают провести бой лучших бойцов: если победит печенег, война будет три года, если русич – три года мир. Победил русский юноша, на три года установили мир.
- Через три года печенеги вновь нападают и князю чудом удается спастись. В честь этого события была возведена церковь.
- Печенеги атаковали Белгород, в городе начался страшный голод. Жителям удалось спастись лишь хитростью: по совету мудрого старика они выкопали колодцы в земле, в один поставили чан с овсяным киселем, во второй – с медом, а печенегам сказали, что земля сама дает им пищу. Те в испуге сняли осаду.
Расправа с волхвами
В Киев приходят волхвы, начинают обвинять знатных женщин в том, что они утаивают пищу, вызывая голод. Хитрецы убивают множество женщин, забирая их имущество себе. Разоблачить волхвов удается лишь Яну Вышатичу, киевскому воеводе.
Он приказал горожанам выдать ему обманщиков, пригрозив, что в противном случае, будет жить у них еще год. Беседуя с волхвами, Ян узнает, что поклоняются они антихристу.
Воевода приказывает людям, родные которых погибли по вине обманщиков, убить их.
Ослепление
Эта глава описывает события 1097 года, когда произошло следующее:
- Княжеский совет в Любиче для заключения мира. Каждый князь получил свою опричнину, они заключили договор не воевать друг с другом, сосредоточившись на изгнании внешних врагов.
- Но не все князья довольны: князь Давыд почувствовал себя обделенным и заставил Святополка перейти на свою сторону. Они сговорились против князя Василька.
- Святополк обманом приглашает к себе доверчивого Василька, где ослепляет его.
- Остальные князья в ужасе от того, как братья поступили с Васильком. Они требуют от Святополка изгнания Давыда.
- Давыд умирает в изгнании, а Василько возвращается в родной Теребовль, где княжит.
Победа над половцами
Последняя глава Повести временных лет рассказывает о победе над половцами князей Владимира Мономаха и Святополка Изяславича. Половецкие войска были повержены, а князь Белдюзя казнен, русичи вернулись домой с богатой добычей: скотом, рабами и имуществом.
На этом событии завершается повествование первой русской летописи.
Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/povest-vremennyh-let-kratkoe-soderzhanie.html
Краткое содержание летописи «Повесть временных лет» Нестор
Книга «Повесть временных лет» относится к наиболее ранним древнерусским летописным сводам, дошедшим до нас. Была написана в Киеве в XII веке, предположительно, монахом Киево-Печорского монастыря Нестором.
Рекомендуем прочитать краткое содержание «Повесть временных лет» по главам для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Свод вобрал в себя большое количество сказаний, легенд, преданий о различных событиях и исторических лицах.
Основные персонажи летописи
Главными героями произведения являются князья династии Рюриковичей: Рюрик, Олег, Игорь, Святослав, Владимир, Борис, Святополк, Мстислав, Глеб, Ярослав, Изяслав, Всеволод.
«Повесть временных лет» очень краткое содержание
- Летопись «Повесть временных лет» краткое содержание для читательского дневника:
- В летописи византийцев упоминается о походе на Царьград какой-то «руси», чья земля охвачена междоусобицами: северные, включая новгородских словен, народы под данью варяг, южные, вместе с полянами, — под властью хазар.
- Северные племена сбрасывают захватчиков за Балтийское море, и решают позвать от других варягов, народ которых звался «русью», себе единого князя.
- На зов откликнулись три брата:
- Рюрик, ставший княжить у словен в Новгороде;
- Синеус, — у весей в Белозерске;
- Трувор, — у кривичей в Изборске.
Через два годя, в связи со смертью младших братьев, Рюрик становится единым князем, передавая в управление варягам-руси города. Так, новое государство, в честь правителей, стало зваться «Русской землею».
Два боярина Рюрика, с его позволения, отправились с военным походом в Царьград, по дороге попав в государство покойных Кия, Щека и Хорива. Поход окончился полным поражением: по молитвам византийского царя буря разбила двести кораблей Аскольда и Дира.
Умирает Рюрик, оставляя малолетнего Игоря. Наместник Олег узнает о незаконном княжении Аскольда и Дира в Киеве, судит их с дружиной и убивает.
Игорь провозглашает «Киев будет матерью Российским городам!», пленяет древлян и княжит в Киеве, и облагает данью Царьград. Но вещему Олегу предсказано погибнуть от своего любимого коня. Конь давно умер, и Олег, смеясь над пророчеством, ногой толкает его череп. Змея выползает из останков, и смертельно жалит князя.
Игорь обложил древлян еще большей данью, и идет на Царьград дважды. Во второй раз Византия дает Игорю богатую дань, но алчные дружинники надоумливают Князя совершить еще один поход на древлян. Возмущенные жители Искоростеня убивают Игоря вместе с дружиной.
Древляне, став свободными, решили княгиню Ольгу сделать женой своего князя Мала. Однако мстя за смерть мужа, Ольга убивает всю знать, приехавшую в Киев на сватовство, и с помощью птиц сжирает город Искоростень. Язычница Ольга принимает крещение от византийского царя в Царьграде, избежав, таким образом, свадьбы с ним.
Неподкупный и суровый сын Ольги ведет много завоевательских войн, снискав уважение и признание греков. Возвращаясь домой, Святослава с остатками дружины осаждают печенеги: весной князь преодолевает осаду, но погибает от князя Кури.
Сын Святослава, Владимир, становится князем Киева. Он отказывает магометянам из-за запрета их религии есть свинину и пить вино. Также отказывает католикам и иудеям. Владимир все оттягивает крещение, пока не теряет зрение. Чудесно исцелившись, он принимает христианство и крестить Русь.
Белгород, осажденный печенегами, вот-вот сдастся из-за голода. Старцы варят овсяный кисель, и разыгрывают перед печенегами чудесное превращение воды в колодцах в пищу. Изумленные печенеги снимают осаду.
Воевода Киевского князя, Ян Вышатич, расправляется с волхвами, убивающими и издевающимися над народом. Владимир Мономах со Святославом Изяславичем идут на половцев, убегающих в страхе от дружин русичей. Владимир казнить клятвопреступника, — князя половцев Белдюзя.
Иаков Черноризец написал «Сказание о Борисе и Глебе» в 11 веке. Это один из памятников древнерусской литературы. Краткое содержание «Сказание о Борисе и Глебе» можно прочитать на нашем сайте.
Содержание «Повести временных лет» по главам
Краткое содержание «Повесть временных лет» с описанием каждой главы:
«Так начнем повесть сию…»
После потопа трое сыновей Ноя – Сим, Хам и Иафет – разделили землю, и договорились не нарушать границы владений друг друга. Симу «достался восток», Хаму отошли земли на юге, а «Иафету же достались северные страны и западные».
Когда численность людей заметно увеличилась, было принято «создать столп до неба». Увидев это, бог разрушил высокую башню, разделил народы и «рассеял по всей земле».
Одним из народов оказались славяне, занявшие земли потомков Иафета. Многие из них осели на берегах Днепра: поляне жили в полях, древляне обитали в лесу.
Апостол Андрей, брат Петра, распространял учение о Христе на берегах Черного моря. Однажды он отправился вверх по течению Днепра, чтобы добраться в Рим. Во время стоянки он увидел живописное место с высокими холмами. Андрей взошел «на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу», сказав, что здесь появится великий город.
Среди полян жили «три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь». На том месте, что благословил апостол Андрей, был ими построен город и назван в честь старшего брата Кия – Киевом.
После смерти братьев поляне оказались во власти хазар, которые потребовали платить им дань. Поляне передали им с каждого дома по мечу. Увидев столь необычную дань, старейшины хазар предсказали, что поляне в будущем будут сами собирать дань с других народов.
О названии «Русская земля» 852−862 гг.
Начиная с 852 года «стала прозываться Русская земля». Многочисленные племена, устав от постоянных междоусобиц и войн, порешили между собой выбрать одного общего князя, который управлял бы ими и судил по единым законам. Им стал князь Рюрик, представитель варягов, что «назывались русью». Обосновался Рюрик в Новгороде.
Два боярина Рюрика – Аскольд и Дир – с его позволения отправились с «войной на греков». Поход их окончился сокрушительным поражением – византийский правитель всю ночь молился, и неожиданно началась сильнейшая буря, сокрушившая корабли противника. Лишь немногим из них «удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».
В 879 году умер Рюрик, передав княжение своему родственнику Олегу до тех пор, пока не повзрослеет его малолетний сын Игорь. Олег переселился в Киев, провозгласив его столицей. Он «начал ставить города и установил дани» с большого количества племен, а также покорил Царьград. После своей блестящей победы он получил прозвище – Вещий.
Со временем Олег стал спокойно княжить в Киеве, «мир имея со всеми странами». Помня о предсказании, согласно которому смерть настигнет его от любимого коня, князь приказал больше не приводить его. Конь давно умер, и Олег, смеясь над пророчеством, пнул ногой его череп. Из него выползла ядовитая змея, от укуса которой и скончался князь Олег.
После смерти Олега в 913 году «стал княжить Игорь». Древляне отвернулись от нового князя, но он пошел на них с свойском и обложил еще большей данью. Игорь отправился на Византию, где потерпел поражение. Укрепив свой флот, он вновь отправился к грекам, чтобы отомстить за свой позор.
Византийский царь, оценив военную мощь князя Игоря, предложил ему богатую дань. Посоветовавшись с боярами, князь согласился. Алчные дружинники Игоря надоумили его взять еще дань с древлян, но те взбунтовались и убили князя.
После смерти Игоря осиротела его жена Ольга и маленький сын Святослав. Древляне хотели выдать ее в жены своему князя. Однако женщина не только не допустила этого, но и отомстила убийцам мужа, уничтожив их.
Начало княжения Святослава, сына Игорева
В 955 году «отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду». Царь Константин, восхищенный ее красотой и острым умом, решил сделать ее свой женой. Ольга призналась, что является язычницей. Византийский царь и патриарх окрестили ее. Став крестной дочерью Константина, она избежала замужества с ним и вернулась в Киев.
Повзрослев, Святослав, собрал большое войско и начал вести войны. Он прославился как сильный, выносливый и неприхотливый воин, который неизменно одерживал победы.
Святослав сообщил матери и боярам, что намерен княжить не в Киеве, а в Переяславце на Дуне, поскольку «туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».
После 28‑и лет правления Святослав был убит печенежским князем Курей, который сделал из его черепа чашу и пил из нее вино.
После смерти законных сыновей Святослава, править Киевом стал его сын Владимир, рожденный от связи с ключницей. Возле своего терема он установил языческих идолов, которым регулярно приносили жертвы. У Владимира было четыре жены и несколько сотен наложниц.
К Владимиру «пришли болгары магометанской веры», и предложили принять их веру. Узнав, что ислам запрещает свинину и вино, он отказался. Владимир всерьез задумался над тем, какую веру ему принять. Спустя время, изучив все существовавшие тогда вероисповедания, он остановился на христианстве. Поспособствовал тому и брак с христианкой – сестрой византийских царей.
Владимир распорядился уничтожить всех идолов, а на их местах воздвигнуть церкви. Он приказал всем своим поданным явиться к реке, чтобы провести обряд крещения – так Русь стала православной.
Спокойно править Владимиру мешали печенеги, которые регулярно устраивали набеги. Победа оказывалась то на одной, то на другой стороне, пока однажды князь обманом не отвадил печенегов от своих земель.
Он приказал выкопать в земле два колодца, куда были поставлены котлы: в одном варился пшеничный кисель, в другом – медовый узвар.
Владимир пригласил печенегов убедиться, что еду им дает сама земля, и никто и никогда их не одолеет.
Об убиении Бориса
После смерти Владимира княжеский престол занял Святополк. Он принялся щедро одаривать своих поданных, «но сердце их не лежало к нему» – простой люд и войско стояло за другим сыном Владимира, Борисом. «Дружина отцовская» предложила ему силой взять власть, однако наследник не посмел поднять руку на старшего брата.
Однако Святополк ненавидел Бориса и решил «как-нибудь его погубить». Он приказал своим воинам ночью напасть на брата и заколоть его. После смерти Бориса Святополк задумался над тем, «как бы убить Глеба» – другого брата. Обманом он заманил его и так же безжалостно убил, как и Бориса. Святополк решил перебить всех своих братьев, чтобы одному «владеть Русскою землею».
Узнав о бесчинствах брата, Ярослав собрал всю свою новгородскую дружину, войско варягов и отправился в Киев, чтобы отомстить Святополку за смерть братьев.
Начало княжения Ярослава в Киеве
В 1016 году Ярослав, одолев Святополка в честном бою, стал княжить в Киеве. Спустя четыре года у него родился сын Владимир, однако Ярослав не ведал спокойной жизни – досаждали ему постоянные княжеские междоусобицы. Лишь в 1026 году Киевскому князю удалось заключить мирный договор с братом Мстиславом, разделив «по Днепру Русскую землю: Ярослав взял эту сторону, а Мстислав ту».
После смерти Мстислава в 1036 году «завладел всем его владением Ярослав и стал самовластцем в Русской земле». Он посадил своего старшего сына Владимира в Новгороде.
В годы правления Ярослава стала «вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться». Кроме того, он всячески развивал книжное учение, заложив, таким образом, основы просвещения.
Перед смертью князь Ярослав дал наставление своим сыновьям жить в любви и мире промеж собой. Киевский престол он оставил Изяславу, не обидел и других сыновей, честно разделив между ними города и «запретив им переступать пределы других братьев и изгонять их».
Начало княжение Изяслава в Киеве
После смерти Ярослава было «знаменье на западе, звезда великая, с лучами как бы кровавыми», предвещавшая многочисленные войны. Так и случилось, и с тех пор «были усобицы многие и нашествие поганых на Русскую землю».
В 1068 году прибыло огромное войско половцев. Изяслав с братьями вышли ему навстречу, однако были вынуждены в страхе бежать. Киевляне решили еще раз дать отпор половцам, но Изяслав их не послушал. Его поданные подняли бунт, и князь был вынужден покинуть Киев. Когда же он вернулся с войском, то жестоко наказал зачинщиков бунта, и полностью восстановил свою власть.
«Однажды во время неурожая в Ростовской области» в 1071 году явились два волхва, заявившие, будто знают, по чьей вине нет хлеба.
Они принялись путешествовать по волостям и обвинять в голоде зажиточных женщин.
Обманом они внушали голодающим людям вину этих несчастных, после чего женщин убивали, а все их имущество волхвы присваивали себе. Справиться с мошенниками удалось воеводе Киевского князя – Яну Вышатичу.
Изяслав, сын Ярослава, был убит в 1078 году.
Начало княжения Всеволода в Киеве
«Всеволод же сел в Киеве, на столе отца своего и брата своего, приняв власть над всей Русской землей». В течение многих лет он участвовал в кровных междоусобицах, пытаясь удержать свою власть любой ценой. Он продолжил великое дело князя Ярослава, и заложил в городах немало православных церквей.
В 1093 году «преставился великий князь Всеволод, сын Ярославов, внук Владимиров». Он вошел в историю как справедливый, истинно верующий правитель, который «воздерживался от пьянства и похоти».
Сын Всеволода, Владимир, решил встретиться со Святополком, который также претендовал на Киевский престол, и уладить все споры миром.
Однако их претензии на власть были остановлены огромным войском половцев, которые двинулись на Русь. В той битве потерпели князья великое поражение, и простые люди оказались пленниками половцев.
Лишь спустя несколько лет Святополку и Всеволоду удалось наказать половцев и спасти из плена свой народ.
Поучение
Владимир Мономах решил написать «грамотку» – отеческое наставление для потомков. Началом «всякого добра» он считал страх Божий и щедрость в подаянии милостыни. Он призывал – «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие».
Отрокам он советовал «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне».
А также уважительно относиться к ученым мужам старшим по возрасту, «с равными и младшими любовь иметь», избегать суеты, общения с «нелепыми женщинами», не лениться.
Продолжение по Ипатьевской летописи
Владимир Мономах и Святополк Изяславович решили «пойти на язычников весною». Узнав о предстоящем походе русичей, собрались было они дать отпор, но, увидев многочисленное войско, принялись в страхе отступать. В этой битве Владимиру и Мономаху удалось одержать громкую победу, и вернулись они домой «со славой великою, разнесшейся ко всем людям, так и по всем дальним странам».
После смерти Святополка в 1113 году жена его «щедро разделила богатство его по монастырям, и попам, и убогим». «После того на десятый день устроили киевляне совет» и попросили Владимира Мономаха занять престол Киевский.
Начало княженья Владимира, сына Всеволода
Владимир Мономах сел «на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады». Своих сыновей он поставил князьями в крупных городах.
Князь построил новую каменную церковь, куда со всеми почестями были перенесены мощи Бориса и Глеба. В тот день «было сошествие великое народа, сшедшегося отовсюду». По приказу князя было уготовано великое пиршество, были накормлены все нищие и странники. В том же 1115 году Владимир «построил мост через Днепр».
Заключение
Данное произведение, имеющее большое значение для русской литературы, было призвано передать потомкам традиции и обычаи того времени, увековечить идею могущества русского государства.
Это интересно: Поэма «Слово о полку Игореве» написана на древнерусском языке неизвестным автором, современником того времени. Для ознакомления с сюжетом и героями предлагаем прочитать краткое содержание «Слово о полку Игореве» по частям. В программу литературы 9 класса включен один из лучших переводов этого произведения, выполненный Николаем Заболоцким.
Источник: https://litfest.ru/shortwork/povest-vremennyh-let.html
Создание «Повести временных лет»
«Повесть временных лет» — древнерусская летопись, созданная монахом Нестором в начале 12-го в.
Повесть представляет собой крупное сочинение, которое описывает события, происходящие на Руси начиная с прихода первых славян и заканчивая 12-м в. Сама летопись не является цельным повествованием, она включает в себя:
- исторические записки;
- погодичные статьи (начиная с 852 г.); одна статья рассказывает о событиях, произошедших за один год;
- исторические документы;
- поучения князей;
- жития святых;
- народные сказания.
История создания «Повести временных лет»
До появления «Повести временных лет» на Руси существовали другие сборники сочинений и исторические записки, составляли которые в основном монахи. Однако все эти записи носили локальный характер и не могли представить полную историю жизни Руси. Идея создания единой летописи принадлежит монаху Нестору, жившему и работавшему в Киево-Печерском монастыре на стыке 11-го и 12-го вв.
Среди ученых существуют некоторые расхождения по поводу истории написания повести. Согласно общепринятой теории, летопись была написана Нестором в Киеве.
В основу первоначальной редакции легли ранние исторические записи, легенды, фольклорные рассказы, поучения и записи монахов.
После написания Нестор и другие монахи несколько раз перерабатывали летопись, а позднее сам автор добавил в нее христианскую идеологию, и уже эта редакция считалась окончательной. Что касается даты создания летописи, то ученые называют две даты — 1037 и 1110 гг.
Летопись, составленная Нестором, считается первой русской летописью, а ее автор — первым летописцем. К сожалению, до наших дней не дошло древних редакций, самый ранний вариант, который существует сегодня, датируется 14-м в.
Жанр и идея «Повести временных лет»
Основной целью и идеей создания повести было желание изложить последовательно всю историю Руси с библейских времен, а затем постепенно дополнять летопись, кропотливо описывая все происходящие события.
Что касается жанра, то современные ученые полагают, что летопись нельзя назвать чисто историческим или чисто художественным жанром, так как в ней присутствуют элементы и того и другого. Поскольку «Повесть временных лет» несколько раз переписывалась и дополнялась, то ее жанр открытый, о чем говорят порой не согласующиеся друг с другом по стилю части.
«Повесть временных лет» отличалась тем, что события, рассказанные в ней, не истолковывались, а просто пересказывались максимально бесстрастно. Задача летописца — передать все то, что происходило, но не делать выводов. Однако стоит понимать, что летопись создавалась с точки зрения христианской идеологии, поэтому и носит соответствующий характер.
Помимо исторического значения, летопись также была юридическим документом, так как содержала некоторые своды законов и наставления великих князей (например, «Поучение Владимира Мономаха»).
Содержание «Повести временных лет»
Повесть можно условно разделить на три части:
- в самом начале рассказывается о библейских временах (русские считались потомками Иафета), о происхождении славян, о призвании варяг для княжения, о становлении династии Рюриковичей, о Крещении Руси и становлении государства;
- основную часть составляют описания жизни князей (Олега, Владимира, княгини Ольги, Ярослава Мудрого и др.), описания жизни святых, а также истории о завоеваниях и великих русских героях (Никита Кожемяка и др.);
- заключительная часть посвящена описанию многочисленных походов, войн и сражений. Кроме того, в ней содержатся княжеские некрологи.
Значение «Повести временных лет»
«Повесть временных лет» стала первым письменным документом, в котором была систематически изложена история Руси, становление ее как государства. Именно эта летопись в дальнейшем легла в основу всех исторических документов и сказаний, именно из нее черпали и черпают свои знания современные историки. Кроме того, летопись стала литературным и культурным памятником русской письменности.
> Поделитесь с нами своим заданием!
Источник: https://historynotes.ru/istoriya-sozdaniya-povesti-vremennyh-let/