Абрамов Федор Александрович – писатель, публицист и литературовед советского периода. Был одним из ярчайших представителей «деревенской прозы» — очень популярного направления 60-80 годов ХХ века. Многие рассказы автора вошли в круг детского чтения и стали частью школьной программы.
Семья и детские годы
Родился будущий писатель Федор Абрамов в деревеньке Веркола Архангельской области 29 февраля 1920 года.
Он появился на свет в бедной и большой крестьянской семье. Отца звали Александром Степановичем, мать – Степанидой Павловной. У четы было пятеро детей, Федя оказался последним. Время было неспокойное, шла Гражданская война. Семья сильно нуждалась, у них не было даже целой одежды и обуви. В 1921 году глава семейства скончался от простуды.
Теперь вести хозяйство пришлось Степаниде Павловне вместе со старшими детьми. Соседи считали, что семья погибнет. Но через 10 лет Абрамовы уже обзавелись своим хозяйством и давно забыли про голодное время.
Благополучие далось нелегко. Михаилу, старшему сыну, пришлось устроиться на работу и стать для младших наставником. Федор позднее писал о нем как о «брате-отце».
Но и младшим приходилось непросто – будущий писатель научился косить уже в 6 лет.
В этом же возрасте маленький Федя пошел в школу. Учился на отлично, в 3 классе даже получил премию – ткань для пошива рубашки и брюк.
Лучший ученик
В 1932 году Федор Абрамов, биография которого представлена здесь, окончил начальную школу. Он хотел пойти в семилетку, недавно открывшуюся, но его не взяли. В первую очередь принимали детей из бедных семей. Федя очень любил учиться и страшно был расстроен этим событием.
К зиме, к счастью, ситуация прояснилась, и ребенка приняли в школу. Из-за сложностей дома Федя вскоре переехал жить в семью брата Василия, который впоследствии помог ему получить высшее образование.
Будущий писатель и в старшей школе продолжал учиться на отлично. Не раз его награждали премией, которая была хорошей помощью семье.
В 1938 году Абрамов окончил школу и был без экзаменов принят в Ленинградский университет на филологическое отделение.
Военное время
Как и многие другие, Федор Абрамов, ученик третьего курса, в 1941 году отправляется на фронт, вступив в народное ополчение. Юношу направили в артиллерийско-пулеметный батальон, где он уже в сентябре получил ранение и был отправлен в тыл на лечение. Травма оказалась неопасной, и через несколько месяцев он вернулся в строй.
И сразу же попал в бой – пришел приказ о прорыве. Солдаты должны были проделать брешь в заграждении противника, укрываясь за телами товарищей, которые пойдут впереди.
Абрамову выпало идти во втором десятке. В нескольких метрах от цели ему автоматной очередью перебило ноги.
Уже вечером похоронная бригада нашла его совершенно случайно – один из солдат пролил ему на лицо воду, и раненый застонал.
Так Абрамов оказался в госпитале блокадного Ленинграда. В 1942 его эвакуировали с другими раненными по «Дороге жизни». После окончания лечения он получил трехмесячный отпуск.
Это время писатель провел в родном краю, работая учителем в карпогорской школе. В тылу оказалось не легче, чем на войне.
Здесь было много тяжелой мужской работы, которую приходилось выполнять женщинам и детям, но страшнее всего были голод и постоянные похоронки.
Летом 1942 он возвращается в армию и попадает в нестроевую часть – ранение не позволило вернуться на фронт. Через год оказывается в отделе контрразведки СМЕРШ, служба идет хорошо. В 1944-м Абрамов становится старшим следователем.
Высшее образование
В ноябре 1944 Федор Абрамов решает возобновить обучение и просит разрешения поступить на заочное отделение Архангельского педагогического института. Также он просит прислать документы из ЛГУ о том, что он окончил три курса филфака.
Однако ректор не согласился с таким решением и просил демобилизовать Абрамова для продолжения обучения. В 1948 писатель оканчивает филфак и поступает в аспирантуру.
Личная жизнь и ополчившиеся критики
Во время учебы Абрамов Федор Александрович встречает свою будущую жену. Она также училась на филфаке, звали девушку Людмилой Крутиковой. Поженились молодые люди в 1951 году. Их первым домом стала небольшая коммунальная комната со скудной обстановкой. В этом же году произошло еще одно знаменательное событие — Абрамову удалось защитить кандидатскую диссертацию.
https://www.youtube.com/watch?v=I71kt7T7lbE
В 1954 году писатель опубликовал статью, которая вызвала множество нападок со стороны критиков и общественности. Она была опубликована в «Новом мире» и носила название «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе».
В ней автор нещадно критиковал собратьев по перу, лауреатов Сталинской премии, которые в своих произведениях не писали всей правды. Абрамов без прикрас, с подробностями описал тяжелый труд крестьянской жизни, изобразил картины голода и болезней, показал, насколько тяжки налоги.
Для того времени это было невероятно откровенно и резко.
Вскоре после публикации статьи был снят главный редактор «Нового мира», которым тогда был А. Т. Твардовский. Официальная критика набросилась на Абрамова, он оказался в опале. Зато среди студентов и передовой молодежи писатель стал настоящим героем.
Вскоре Абрамова вынудили уступить и признать, что в статье он допустил ошибки. Ему угрожали исключением из партии и увольнением с работы. Сдаться вынудила еще и необходимость опубликовать новый роман «Братья и сестры», который мог попасть под запрет.
Успех в Европе
До 1960 г Федор Абрамов работал в университете, но затем решил посвятить все свое время писательской карьере.
В 1963 выходит новая повесть писателя – «Вокруг да около». Это произведение подверглось нападкам цензуры, хотя редакция пыталась схитрить, разместив его в разделе «Очерков и публикаций». Никакие меры не помогли, повесть официально была названа «идейно порочной», а произведения Абрамова запрещали печатать еще несколько лет.
Вскоре «Вокруг да около» публикуют на английском языке в Лондоне, затем она появляется в ФРГ, США, Франции и других странах. Абрамову даже предложили приехать в Великобританию с лекциями, но в то время выезд из СССР был невозможен.
Борьба с цензурой
Произведения Федора Абрамова, несмотря на продолжающиеся нападки, продолжают сохранять свою злободневность и резкость. Такими были романы «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья» и повести «Пелагея», «Деревянные кони», «Алька».
Все эти произведения ждала очень нелегкая судьба. Их не принимали в печать и запрещала цензура, из некоторых текстов вырезались целые главы. Только в урезанном виде произведения пускали в печать, остальное оказывалось в мусорной корзине редакций.
Тем не менее популярность Абрамова у читателей только росла.
Последние годы
В 1980 году к Абрамову наконец-то приходит признание правительства и цензуры, он получает орден Ленина. Произведения писателя активно печатаются в газетах и журналах.
В последние годы своей жизни Федор Абрамов активно путешествовал. Так, в 1977 году он побывал в Германии, однако поездку омрачили воспоминания о Великой Отечественной. Затем были путешествия в Финляндию, которую он посещал несколько раз и был в восторге от местного гостеприимства, и США, где его многое поразило и огорчило.
Мало кто знал, но Абрамов был тяжело болен, здоровье писателя было значительно подорвано, кроме того, с годами сказались на нем и его фронтовые раны. В 1982 году писатель перенес тяжелую операцию, через год была назначена вторая. К сожалению, 14 мая 1983 Абрамов скончался от сердечной недостаточности.
19 мая писатель был похоронен в Верколе, на своей родине, недалеко от дома, который он сам когда-то построил.
«Братья и сестры»
Этот роман был напечатала в журнале «Нева» в 1958 году. В течение шести лет писались «Братья и сестры» Федора Абрамова. Он выкраивал для написания ежедневно по несколько часов в перерывах между лекциями и тратил на роман все свое свободное время.
Произведение было высоко оценено критикой и читателями. Оно было посвящено описанию жизни деревни в послевоенные годы. Писатель правдиво и достоверно изложил все, что видел сам. Роман несколько раз переиздавался, даже был опубликован в Чехословакии.
Однако сам писатель считал, что произведение еще не завершено и требует продолжения.
«Две зимы и три лета»
Этот роман и стал продолжением «Братьев и сестер». Он был опубликован в 1968 году в «Новом мире». Это стало началом цикла «Пряслины».
Однако эта книга уже не была так благодушно встречена цензурой. Редакция журнала «Звезда», куда Абрамов отнес произведение, отказалась его печатать в предложенном виде. Тогда «Две зимы и три лета» отправился в «Новый мир», где тут же был опубликован.
Читатели приняли роман с восторгом, однако критика отреагировала не так однозначно – вышло несколько уничтожающих статей. Издать произведение одной книгой не получилось, зато редакция «Нового мира» выдвинула его на соискание Государственной премии.
«О чем плачут лошади»
Это самый большой сборник рассказов Абрамова, предназначенный для среднего школьного возраста и входящий в список рекомендованной литературы для детей.
Включает произведения, описывающие сельскую местность, жизнь ее обитателей, тяготы и невзгоды. «О чем плачут лошади» — прекрасный образец не только произведений Абрамова, но и классической деревенской прозы.
Немаловажен и тот факт, что писатель старался быть максимально правдивым. Это делает его рассказы историчными.
Венец творения
Самым лучшим романом автора считается «Дом», который завершает цикл «Пряслины». Произведение свидетельствует о том, что Федор Абрамов, книги которого представлены здесь, значительно вырос как писатель. Если обычно в своем творчестве он обращался главным образом к социальным вопросам, то в «Доме» значительно расширил проблематику. Теперь его интересуют и философско-нравственные темы, касающиеся человеческого бытия и мироздания.
Над романом Абрамов работал в течение пяти лет – с 1973 года по 1978-й. Произведение казалось писателю готовым уже в 1977 году, но в последний момент он передумал и решил его полностью переработать, на что ушел еще целый год.
Однако печатать «Дом» в полном варианте цензура запретила, поэтому роман имел много правок и даже дописок корректоров. Эти изменения никак не согласовывались с автором. Но и в таком виде произведение произвело ошеломляющий эффект и вызвало восторг у читателей.
Подводя итоги, можно сказать, что жизнь Абрамова не была легка. Писателю приходилось постоянно бороться с цензурой, терпеть нападки критиков и давление со стороны партии. Тем не менее он не желал отступать от правды и до последнего продолжал описывать настоящую жизнь, не приукрашивая ее в угоду правительству.
Источник: https://www.syl.ru/article/304596/f-dor-abramov-pisatel-biografiya-tvorchestvo
Абрамов Федор Александрович биография кратко
Федор Александрович Абрамов, известный русский советский писатель, родился в 1920 году в деревне Веркола, что на 50 километров выше по течению Пинеги от Карпогор, в крестьянской семье.
Федор Абрамов относился к так называемым представителям «деревенской прозы», так как родился он в деревне, был потомственным крестьянином и знал эту жизнь не понаслышке, сумел прочувствовать все тяготы крестьянского бытия. Жизненный его путь неотделим от жизни всей страны. Он был воистину сыном своего века, сыном России, вошедшей в советскую эпоху, но не забывшей своих корней.
Потомственный крестьянин
В последний день зимы в високосный 1920 год 29 февраля появился на свет в семье Абрамовых мальчик Федор, пятый ребенок в семье. Времена были тяжелые, голодные, шла Гражданская война. Отец его, занимавшийся в Архангельске извозом, умер от простуды в 1921 году, и детей пришлось поднимать матери — Степаниде Павловне, происходившей из крестьянской староверской семьи. Десять лет спустя никто уже не вспомнил бы, как туго приходилось им поначалу. Но, оставшись без отца, все принялись трудиться в меру своих сил. Отца младшим заменил Михаил — старший брат. Федор позднее называл его «брат-отец». Уже в шесть лет он — маленький Федя — выходил на покос, тоже трудился. В тот же год он пошел в школу, где учился на «отлично».
В 1932 году Федор, окончив начальную школу, хотел было поступить в семилетку, но его не взяли, так как семья Абрамовых оказалась вдруг слишком «зажиточной».
Мальчик очень хотел учиться, поэтому сильно был огорчен тем, что в учебе ему было отказано. Но к зиме в школу его все же приняли. Потом Федору пришлось переехать жить к брату Василию, который помог получить ему высшее образование.
В 1938 году юноша поступил на филологический факультет Ленинградского университета без экзаменов.
Испытания
В 1941 году, когда началась война, Федор Абрамов, третьекурсник, вступил в народное ополчение и уехал на фронт. Несколько раз он был ранен. Второй раз, когда автоматная очередь перебила ему ноги, казалось, жизнь его кончена. Но его спасли солдаты из похоронной команды, которые нашли раненого Федора. Полноценно восстановиться после такого ранения молодому человеку не удалось, поэтому на театр боевых действия он больше не вернулся, а был назначен следователем в отдел контрразведки СМЕРШа.
После войны молодой человек демобилизовался и вернулся к учебе, в 1948 году окончил филфак и поступил в аспирантуру. Затем женился на Людмиле Крутиковой, защитил кандидатскую диссертацию и, казалось, жизнь его начала налаживаться. Но воспоминания о своих корнях, семье, деревенской жизни не давали ему покоя.
В 1954 году Абрамов написал и опубликовал статью под названием «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе». В этой статье он критиковал тех писателей, которые приукрашивали жизнь крестьян в своих произведениях и не писали правды о тяжком труде, о голоде и болезнях, обо всех тех сторонах жизни в советской деревне, которые были, но которые как будто не существовали в действительности.
За эту статью Абрамов был подвергнут резкой критике со стороны официальных властей, его вынудили отступиться от своих слов, признать, что он допустил ошибки в своей статье, грозили исключением из партии и увольнением. В результате Федор Александрович отступил.
Но сделал он это еще и потому, что собирался опубликовать свой первый роман «Братья и сестры», посвященный как раз крестьянской жизни.
«Братья и сестры» — первый роман Федора Абрамова
Первый роман писателя, вышедший в 1958 году, был посвящен жизни крестьян в период Великой Отечественной войны. В нем описывается великий подвиг русской женщины, открывшей «второй фронт» в помощь русскому солдату. Этот роман открыл цикл произведений: «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом». Абрамову хотелось показать, что русская деревня вовсе не такой благополучный край, каким он представляется в произведениях писателей-современников.
Федор Александрович в своих книгах рассказывал, как были пережиты годы лихолетья, как не пришло облегчение для крестьян и после войны.
Общая цель «братьев и сестер» — победить врага -осталась в прошлом, а новая жизнь была полна такими событиями, которые разъединяли людей.
Тут и тяжелый труд, и бытовая неустроенность, и голод, и непосильные обязательства, которые государство наложило на крестьян. Как дальше жить? Куда податься? Вот какие вопросы задает главный герой романа «Две зимы и три лета» Михаил Пряслин.
В 1950-е годы то, что крестьянин не мог пользоваться плодами своего труда, отучило его работать. Были подорваны и духовные основы жизни сельчан. Об этом роман «Пути-перепутья». Роман «Дом» уже посвящен деревне 1970-х годов. Абрамов писал о неблагополучии современной ему жизни, но и сохранял надежду на то, что русский характер возродится, что «дом» не погибнет.
Трудный путь
Такая откровенность в высказываниях, правдивость в описании жизни, разумеется, все чаще и чаще вызывали критику и цензурные запреты.
Порою, чтобы опубликовать повесть или роман, приходилось калечить произведение, выбрасывать из него целые куски. А вот на западе, в Европе, произведения Абрамова получили довольно широкое признание и известность.
Писателя даже приглашали выступить с лекциями в Великобританию, но, конечно, тогда это было совершенно невозможно осуществить.
Упорство правдолюбца и писательский талант дали свои результаты, к 1980 году Федора Александровича признало даже партийное руководство, наградив его орденом Ленина. Его произведения издавались и отдельными книгами, и публиковались в журналах.
Писателю даже удалось попутешествовать. В 1977 году он отправился в Германию, впервые после того, как побывал там солдатом в годы войны. Должно быть, это была нелегкая поездка.
Несколько раз был Абрамов и в Финляндии, которая очень ему понравилась, и в США.
Последней работой писателя стал роман «Чистая книга» — итог размышлений над судьбой России. В 1981 году он много странствовал по родному Архангельскому краю, работал в архиве.
Абрамову хотелось создать масштабное произведение, которое охватывало бы огромный период времени в истории его малой родины, а прототипом одного из основных персонажей нового произведения должна была стать Мария Дмитриевна Кривополенова, знаменитая пинежанская сказительница.
Федор Александрович не успел до конца осуществить свой замысел, остались лишь первые главы и наброски. Но и в таком виде книга была издана благодаря вдове писателя — Людмиле Владимировне.
Писатель скончался в 1982 году, после тяжелой болезни и был похоронен в Верколе, на родине. Его не стало, но слово его не забыто.
«Надо быть не правдоискателем, а правдоустроителем», — говорил он, и этот его завет, мы верим, не пропал втуне, а перешел к потомкам, к его нравственным наследникам.
Источник: https://posmotrim.by/article/abramov-fedor-aleksandrovich-biografiya.html
Фёдор Абрамов. Подробная биография
Фёдор Александрович Абрамов родился 29 февраля 1920 года в д. Веркола Пинежского уезда Архангельской губернии в многодетной крестьянской семье. С малых лет испытал все тяготы и радости крестьянского труда, единство, взаимопомощь братьев и сестер, оставшихся без отца в 1921. Трудолюбие, воля, мужество будущего писателя — от тех детских лет. А душу формировали суровая требовательная мать и особенно — добрейшая набожная тетушка Иринья.
От нее получил Абрамов «первые уроки доброты, сердечности, первые нравственные уроки». Навсегда поразил мальчика местный святой — отрок Артемий Праведный, во имя которого был создан Веркольский монастырь в XVII в.
Начальную школу в Верколе Абрамов окончил первым учеником, но в 5-й класс его долго не принимали как сына середняка.
Среднюю школу окончил с отличием в Карпогорах в 1938 и сразу поступил на филологический факультет ЛГУ.
С первых дней Великой Отечественной войны уходит добровольцем в народное ополчение защищать Ленинград. Дважды тяжело ранен, второй раз чудом избежал гибели. Чудом уцелел в блокадном госпитале и при переправе по «Дороге жизни» через Ладогу.
Весной 1942 после долечивания в госпиталях вернулся на родную Пинегу, где ему открылась еще одна народная трагедия — «бабья, подростковая и стариковская война в тылу», когда голодные, разутые дети, бабы и старики сражались в поле, в лесу, на сплаве.
Эти впечатления легли в основу первого романа «Братья и сестры» (1958).
В апреле-июле 1942 — учитель средней школы в Карпогорах.
Снова призван в армию как нестроевик: служил заместителем политрука роты запасного стрелкового полка, был курсантом военно-пулеметного училища. В апреле 1943 направлен в контрразведку «Смерш». Впечатления от работы следователем контрразведки отражены в неоконченной повести «Кто он?».
После демобилизации (октябрь 1945) — учеба в университете, аспирантура при кафедре советской литературы, защита кандидатской диссертации по творчеству М. Шолохова, работа на кафедре советской литературы (1951-1958) — старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой.
В 1949 не по своей воле, а по решению партбюро филологического факультета он подписал (в соавторстве с Н. Лебедевым) не им написанную статью «В борьбе за чистоту марксистско-ленинского литературоведения», посвященную итогам борьбы с космополитизмом. Сам Абрамов на собраниях выступал более мягко, не «громил» профессоров Б. Эйхенбаума, В. Жирмунского, И. Ямпольского, Г.
Гуковского, как иные партийные деятели, а ограничивался критикой реальных недостатков лекционных курсов, за подобный «либерализм» подвергался внушениям по партийной линии.
В середине XX в. он познал новые беды и трагедии народные — не только крестьянские, но и городские, драмы недоверия и подозрительности к военнопленным, к находившимся в оккупации. Его возмущал анкетный подбор кадров, когда люди с «чистой» биографией получали незаслуженные привилегии.
Его продолжало мучить бесправие крестьян, лишенных паспорта и права передвижения, плативших непомерные налоги. Он увидел резкое несоответствие народных бед и литературы, киноидиллии, где царила атмосфера всеобщего благополучия и ликующих празднеств («Кавалер Золотой Звезды», «Кубанские казаки»).
В 1954 Абрамов опубликовал в журнале «Новый мир» статью «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», где восстал против лакировочной и тенденциозно идиллической литературы о деревне, против сглаженных конфликтов и упрощенных характеров, ратовал за подлинную, неприкрашенную правду.
Статья прогремела на всю страну, а автора обвинили в нигилизме, антипатриотизме, критиковали в печати, на партийных собраниях, чуть не лишили работы.
Почти каждое произведение Абрамов, кроме первого романа, проходило трудно: «бои» в редакциях и цензуре, атаки проработочной критики.
Особенно разносной была критика повести «Вокруг да около» (1963): озлобленный клеветник, очернитель, смакует недостатки, искажает жизнь.
Было сочинено обвинительное письмо от имени односельчан «Куда зовешь нас, земляк?» Абрамов был исключен из состава редколлегии журнала «Нева».
Повесть принесла Абрамову мировую известность. Она была переведена в Англии под названием «Хитрецы», затем издана во многих странах. Ее ставили в один ряд с рассказом А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Тетралогия Абрамов, названная по первому роману, — «Братья и сестры» (1958), «Две зимы и три лета» (1968), «Пути-перепутья» (1973), «Дом» (1973) — значительное произведение второй половины XX в. — по охвату событий, по глубине и сложности проблематики, по многообразию характеров.
Объединенные общими героями и местом действия (северное с. Пекашино) романы Абрамова повествуют о 30-летней судьбе русского крестьянства, начиная с военного 1942.
Первый роман «Братья и сестры» стал выражением любви, сострадания и восхищения северными крестьянами, Абрамов не скрывал бед и трагедий (голод, холод, похоронки). Роман противостоял потоку лакировочных произведений и шел в русле мужественных книг В. Овечкина, В. Дудинцева, Г. Троепольского, В. Тендрякова, А. Яшина.
Роман «Две зимы и три лета» долго и трудно проходил в печать. Отклоненный журналом «Звезда», он опубликован в «Новом мире» после сражений в цензуре. Но сразу появились разносные, уничтожающие статьи («Огонек», «Литературная Россия»). В защиту романа выступил критик Б. Панкин в «Комсомольской правде» — «Живут Пряслины!».
Восторженными были многочисленные отклики читателей. Действие романа происходит в послевоенные годы (1947-48). Снова царят голодные дни, займы, налоги, лесозаготовки, труд на земле, за который ничего не платили. День Победы, подписка на заем и свадьба Лизы — центральные главы романа.
Исчезает былое единодушие сельчан, исчезает трудовой энтузиазм, каждый пытается выжить на особицу.
Третий роман — «Пути-перепутья» — не разрешает возникших вопросов, а умножает и обостряет их. «Пути-перепутья» — самый социальный и публицистически страстный роман Абрамова. Народ и власть, экономика, политика, человек, совесть, долг, самосознание и фанатизм, демагогия, приспособленчество, цинизм. Трагедия народа, страны, личности. Таков круг жгучих проблем, поставленных в романе.
События разворачиваются в начале 1950-х — это время дальнейшего разъединения и даже ожесточения людей, все еще полуголодных и охваченных страхом.
«Дом» — лучшая книга Абрамова. События в романе происходят в 1972, через 20 лет после ареста Лукашина. Отстроилось, обновилось Пекашино. Лучше, зажиточнее стали жить люди. И Михаил появляется как довольный хозяин в своем новом доме.
Но лучше ли стали люди при материальном достатке? Абрамов не идеализировал ни народ, ни русский характер, у него нет однолинейных героев. В каждом персонаже — сплав достоинств и недостатков, высоких устремлений и заблуждений.
«Дом» — книга эпохальная, книга о поисках нового сознания, новых путей в развитии страны, человека и человечества.
Не уступают романам повести, рассказы, публицистика Абрамова. В них тоже — не только скорбь и плач о России, о народе, но и поиски истины, путей возрождения России, здоровых сил нации. О том — лучшие повести «Пелагея» (1969), «Алька» (1972), «Деревянные кони» (1970) (по этим трем повестям реж. Ю.
Любимовым в 1974 был создан спектакль в Театре на Таганке), «Мамониха» (1980), не опубликованная при жизни писателя «Поездка в прошлое». В рассказах тоже встает многоликая Русь с ее разнообразными характерами и судьбами, зачастую рассказывают о себе сами герои, преимущественно русские женщины, много пережившие на своем веку.
Лучшие из них — «Пролетали лебеди» (1964), «Из колена Аввакумова», «Сказание о великом коммунаре», «Слон голубоглазый» (1979), «Бабилей» (1981), «Куст рукотворный» (1982), цикл «Трава-мурава» (1955-83), а также «Старухи» (1969) и «Франтик» (1984), увидевшие свет только в 1987.
Публицистика Абрамова, его статьи, выступления на съездах, юбилеях, на встречах с читателями пронизаны страстью проповедника, стремлением призвать читателя и слушателя к прозрению, самоочищению, к активным действиям во имя возрождения России, народа, человека. Таковы его новгородские очерки в соавторстве с А.
Чистяковым «Пашня живая и мертвая» (1978), «От этих весей Русь пошла…
» (1979-80), «На ниве духовной» (1980-81), статья «В краю родникового слова» (1983); выступления на писательских съездах «О хлебе насущном и хлебе духовном» (1976), «Слово в ядерный век» (1981); выступление в Останкино «Самый надежный судья — совесть» (1981) и др. Особенно нашумело знаменитое письмо Абрамова землякам «Чем живем-кормимся» (1979). Обращенное непосредственно к веркольцам, опубликованное впервые в районной газете «Пинежская правда», оно получило широкую огласку.
В архиве Абрамова сохранилось много незавершенных произведений. Самые значимые из них — повести о войне («Белая лошадь», «Кто он?»), статья «Так что же нам делать?», путевые заметки о пребывании во Франции, Германии, Финляндии, Америке, роман «Чистая книга».
Тысячи страниц с наблюдениями, прозрениями и предостережениями.
В путевых заметках Абрамов постоянно сравнивал экономику и духовное состояние общества в передовых странах с Россией и провидчески предупреждал об опасностях однобокой буржуазной цивилизации, когда наряду с высоким уровнем жизни, успехами в технике господствуют зачастую прагматизм, эгоизм, бездуховность.
Лучшим и главным своим произведением Абрамов считал роман «Чистая книга», материалы к которому он собирал 25 лет. Задуманная эпопея представляла Россию за четверть века (1905-30), все социальные слои общества, людей разных верований и убеждений.
Самая яркая фигура в книге — Махонька (прототип ее — великая пинежская сказительница Кривополенова). Такой великой и самобытной личности не было еще в литературе. В ней увидел Абрамов безграничные возможности человека, силу духа, нравственную чистоту, умение нести свет и добро людям.
Она равнодушна к богатству, ибо уверена: богатство человека в самом человеке. «Будить Человека в человеке» — главное кредо Абрамов Лучшие произведения Абрамов были инсценированы во многих театрах страны (Москва, Ленинград, Архангельск, Саратов, Новгород, Ярославль, Нальчик, Фрунзе, Алма-Ата, Кишинев).
Самые успешные и долговечные постановки — «Братья и сестры», «Дом» — принадлежат ленинградскому режиссеру Л. Додину.
Абрамов награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», лауреат Государственной премии СССР (1975, за трилогию «Пряслины»).
Фёдор Александрович Абрамов умер 14 мая 1983 года в Ленинграде.
В 1987 в веркольской школе создан Литературно-мемориальный музей Абрамова. Именем Абрамова названы улицы в Верколе, Карпогорах, Архангельске. Имя Абрамова носит школа в Верколе, библиотеки в Карпогорах и Санкт-Петербурге. В 2000 в Архангельске учреждена Всероссийская литературная премия им. Фёдора Абрамова. Имя Абрамова присвоено малой планете № 3409.
Биография
Произведения
- Деревянные кони
- Надежда
- Последний старик деревни
Критика
Ключевые слова: Фёдор Абрамов,биография Фёдора Абрамова,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 в.,русские писатели 20 в.,жизнь и творчество Фёдора Абрамова
Источник: https://md-eksperiment.org/post/20170411-biografiya-fyodora-abramova
Биография Ф.А. Абрамова — Архангельский краеведческий музей
Федор Александрович Абрамов родился 29 февраля 1920 года в северной деревне Верколе Пинежского уезда Архангельской области. Отец — Александр Степанович — скончался очень рано, оставив многодетную семью. Маленькому Федору было два года, старшему Михаилу не было семнадцати, когда главой семьи стала мать писателя — Степанида Павловна, которая воспитывала детей в труде и строгости.
Детство и юность были нелегкими. В 1928 году Федор Абрамов поступил в Веркольскую единую трудовую школу I ступени. В пятый класс его, первого ученика, не приняли: в первую очередь брали детей бедняков, красных партизан, а его сочли сыном середнячки.
По словам самого писателя, «это была страшная, горькая обида ребенку, для которого ученье — все». Позднее Федор Абрамов с болью вспоминал, как пережил это испытание. Поддержала и утешала юного Федора это время тетушка Иринья — «великая праведница.
Единственная, может быть, святая, которую он в своей жизни встречал на Земле». В пятом классе полгода учился в Кушкопальской школе, затем в Карпогорской школе колхозной молодежи.
В 1938 году, отлично закончив Карпогорскую среднюю школу, Абрамов поступил в один из лучших вузов страны — Ленинградский государственный университет. Поскольку интерес к литературе у него был с самого детства, он решил поступать на филологический факультет.
В первые дни Великой Отечественной войны ушел добровольцем в народное ополчение защищать Ленинград. Был дважды тяжело ранен, чудом остался жив.
Тяжелое время осени и зимы 1941–1942 годов он находился в блокадном госпитале, а весной 1942 года Федора Александровича вывезли по Дороге жизни на Большую землю, после чего он долечивался в тыловых госпиталях Вологодской и Архангельской области. В апреле Абрамов получает отпуск по ранению и едет на Пинежье.
Три месяца Федор Александрович преподавал в Карпогорской школе. В родных краях ему открылась народная трагедия — «бабья, подростковая и стариковская война в тылу». Эти впечатления легли в основу его первого романа «Братья и сестры».
С июля 1942 года Абрамов возвращается в армию на службу в нестроевых частях: вернуться на фронт не позволяют ранения. С февраля 1943 года по октябрь 1945 года писатель был заместителем роты в 33-м запасном стрелковом полку Архангельского военного округа, затем помощником командира взвода Архангельского военно-пулеметного училища.
В апреле 1943 года его переводят в отдел контрразведки «СМЕРШ», где он начинает службу с должности помощника оперативного оперуполномоченного резерва, уже в августе становится следователем, а в июне 1944 года — старшим следователем отделения отдела контрразведки.
За боевые заслуги был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».
После демобилизации продолжил учебу в университете и, получив диплом с отличием, поступил в аспирантуру. Критик Абрамов работает над диссертацией по «Поднятой целине» М.А. Шолохова, публикует статьи и рецензии в газетах. В студенческие годы ведет большую общественную и научную работу, получает стипендию имени Сталина.
В 1951 году защитил кандидатскую диссертацию, работал на кафедре советской литературы, в последние годы был заведующим кафедрой.
В апреле 1954 года журнал «Новый мир» печатает статью Абрамова «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе». Официальный литературный мир разразился критикой в адрес автора, имя Абрамова упоминалось в негативном контексте. Именно в то время Абрамов сформулировал свое писательское кредо, которого придерживался всю свою жизнь: писать и говорить правду, какой бы горькой она ни была.
В 1960 году увольняется из университета и переходит на профессиональную писательскую работу, в октябре того же года Федора Абрамова принимают в члены Союза писателей СССР.
Роман «Братья и сестры» печатает журнал «Нева» в 1958 году. Критика приняла роман хорошо: к тому времени уже появилась литература, рассказывающая достаточно правдиво о жизни деревни в военные и послевоенные годы.
Негативные стороны жизни деревни со всей остротой показаны в романах «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973).
Правду о жизни в деревне Абрамов показывал в рассказах, повестях «Безотцовщина», «Вокруг да около» (принесшая автору в 1963 году мировую известность), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972).
В 1975 году за трилогию «Пряслины» Федор Александрович Абрамов был удостоен Государственной премии СССР. Трилогию — а в последствии и другие повести и рассказы Абрамова — переводили и издавали во многих странах: ГДР, Финляндии, Польше, Японии, Норвегии, Чехословакии, Англии, Франции, США, Китае и других.
В 1978 году вышел в свет роман «Дом» — венец тетралогии, произведение, заставляющее задуматься не только над социальными проблемами, но и над философско-нравственными, над основами бытия и мироздания. Эта книга по праву считается лучшим романом Федора Абрамова.
В 70-е годы Федор Абрамов много ездил по России. Почти каждый год выезжал в творческие командировки по приглашениям различных организаций и издательств в зарубежные страны, вел путевые дневники, которые позднее опубликовала Л.В. Крутикова-Абрамова.
В 1979 году 18 августа в «Пинежской правде» было опубликовано открытое письмо Федора Абрамова к землякам «Чем живем-кормимся?» Письмо родилось после долгих мучительных раздумий: безразличие к общественному хозяйству, равнодушие к родной земле, пассивность, нежелание противостоять злу. Позднее письмо было перепечатано в газете «Правда» с сокращениями и изменениями без ведома автора, но и в таком виде оно вызвало широкий резонанс: затронутые в нем проблемы были актуальными в масштабах всей страны.
Публицистика Абрамова не утратила своей просветительской и провидческой силы и в наши дни.
Названия статей и выступлений Абрамова весомы и значимы: «О хлебе насущном и хлебе духовном», «Пашня живая и мертвая», «От этих весей Русь пошла», «На ниве духовной», «Слово в ядерный век», «Самый надежный судья — совесть», «Так что же нам делать?». «Они взывают читателя и слушателя к прозрению, самоочищению, активному действию во имя возрождения России, народа и человека».
В 1980 году Федор Абрамов отмечает свое шестидесятилетие: торжества в Ленинграде, награждение орденом Ленина, встречи с читателями, поздравления, отклики: в эти дни писатель получил 350 телеграмм, более 200 писем — от организаций, журналов, друзей, собратьев по перу и читателей.
По воспоминаниям Людмилы Владимировны Крутиковой-Абрамовой, этот день рождения «был одним из счастливейших дней в жизни Федора Абрамова… в день своего шестидесятилетия он наконец с радостью убедился: я писатель, меня знают и любят».
В журналах по-прежнему появляются рассказы и повести Абрамова. Над любимым циклом «Трава-мурава» писатель трудится с 1955 по 1982 год.
В 1982 году в журнале «Новый мир» печатается цикл «Куст рукотворный» и несколько рассказов, в том числе «Франтик», который ранее не пропускала цензура. Это были последние рассказы, опубликованные при жизни писателя.
Произведения Федора Абрамова были инсценированы во многих театрах страны. Самый лучший и долговечный спектакль «Братья и сестры» в Малом драматическом театре — театре Европы в постановке режиссера Льва Додина в Санкт-Петербурге.
Последние годы Федора Абрамова были посвящены работе над произведением «Чистая книга», материал для которого писатель собирал 25 лет. Федор Абрамов считал роман главным в своем творчестве.
Замысел охватывал период от начала 20 века до 30-х годов, главной героиней романа должна была стать гениальная пинежская сказительница М.Д. Кривополенова — Махонька. 18 глав романа Абрамов успел написать набело. «Чистая книга» была подготовлена Л.В.
Крутиковой к публикации в 2000 году, к 80-летию писателя, и опубликована в журнале «Нева».
14 мая 1983 года Федор Абрамов скончался в Ленинграде.
19 мая Федора Абрамова похоронили в Верколе, на его любимом угоре, возле дома, в котором он жил. Это были всенародные похороны — проститься с писателем приехало очень много людей. И даже птицы прощались — две пары журавлей покружились над могилой, будто уносили светлую душу Федора Абрамова высоко-высоко в небо.
Земной путь великого русского писателя Федора Абрамова начался и завершился в Верколе, которая была источником его вдохновения и трудов.
Источник: https://kraeved29.ru/abramov/biografiya/
Русский писатель Федор Абрамов: биография, творчество и книги
Родился Федор Александрович в 1920 году в селе Веркола Архангельской области. С детства он узнал, что такое физический труд — когда мальчику исполнилось шесть лет, умер его отец, и многие заботы легли на плечи Федора. Крестьянский быт в то время был тяжелым, и Федя все эти тяготы испытал на себе.
https://www.youtube.com/watch?v=18Qo0YlAm1U
Их семья считалась «середняками», поэтому из начальной школы в среднюю его взяли не сразу. Тогда середняки считались неблагонадежными, и их детям не разрешали давать образование. Однако он был способным учеником, и позже его все же перевели в следующий класс.
Уже в школе Федя начал писать стихи, а первое стихотворение опубликовали, когда ему исполнилось 17 лет. Может быть, именно тогда ему пришла мысль посвятить себя литературе. Через год, в 1938-м, он стал студентом филологического факультета в Ленинградском университете.
Однако через три года он бросил учебу, потому что началась Великая Отечественная война – Абрамов ушел добровольцем на фронт. Он был дважды ранен, и после второго ранения был признан непригодным к службе в боевых частях. Однако он оставался на фронте – был заместителем политрука роты, проходил обучение на пулеметчика, служил в контрразведке СМЕРШ.
После окончания войны Абрамов окончил университет и стал аспирантом. Его кандидатской стала работа о творчестве Михаила Шолохова. Позже он стал преподавателем Ленинградского университета, заведовал кафедрой советской литературы. В соавторстве с В. В. Гурой написал книгу «М. А. Шолохов. Семинарий», посвященную творчеству знаменитого писателя.
Писательское творчество Федора Абрамова тесно связано с местом, где он родился. Он всегда был в курсе дел своих односельчан, часто ездил в родное село, знал все его проблемы и радости. В большинстве произведений Федор Александрович рассказывает о жителях села Пекашино, прототипом которой была его малая родина.
Он задумал создать что-то вроде художественной хроники жизни села Пекашино и его жителей, и воплотил эту задумку в цикле произведений «Братья и сестры». Благодаря этой хронике имя Абрамова стоит в ряду самых значимых в литературе СССР 1960-70-х годов. В своих произведениях он предложил новый взгляд на историю России, на деревню и жизнь в ней.
В раскрытии этой темы он был близок к таким писателям, как В. Распутин, Е.Носов, С. Залыгин, В.Афанасьев. Свой цикл произведений писатель создал с целью опровергнуть точку зрения о деревне как о райском месте, в котором все радостно трудятся и пользуются всеми благами своего труда. Он знал неприкрытую правду о жизни колхозников, и описывал ее реально.
Иногда такая позиция Абрамова не признавалась цензурой, как это было с очерком «Вокруг да около». За размещение этого очерка главный редактор литературного журнала «Нева» был уволен с должности.
В 1968 году выходит новый роман Абрамова — «Две зимы и три лета». Здесь автор описывает послевоенную жизнь в Пекашино, новые проблемы и боли сельских жителей. В 1973 году выходит роман «Пути-перепутья», в котором Абрамов критикует законы, заставляющие сельских жителей подаваться в город, потому что в селе нет смысла работать – колхозники не могут воспользоваться результатами своего труда.
В романах, рассказах и очерках Федора Абрамова один главный герой – сельский житель. Он талантлив, трудолюбив, стремится к правде и справедливости. Иногда он заблуждается и попадает в сложные ситуации, однако главное то, что он ищет и находит ответы на вопросы времени, принимает его вызовы, старается познать смысл бытия.
В 1981 году Федор Александрович начинает работу над последним своим произведением – романом «Чистая книга». В нем писатель планировал описать размышления о судьбах Родины. Он работает в архангельских архивах, собирает материал для книги, однако скоротечная болезнь не дает завершить этот труд.
В мае 1983 года Федора Абрамова не стало, его похоронили в родном селе – Верколе.
Людмила Владимировна Крутикова – первая и единственная жена Федора Абрамова. Они познакомились после войны, и не расставались до самой смерти Федора Александровича.
В их жизни был период, когда Абрамов увлекся другой женщиной и начал часто уезжать в Москву «по делам». Людмила не подавала вида, но очень страдала.
А однажды, когда скрывать связь на стороне стало невозможно, она сказала мужу: «Дописывай свой роман и уходи». Он промолчал, но она поняла, что Федор остается в семье. Так и случилось.
После смерти мужа Людмила Владимировна провела огромную работу – она дописывала и издавала незаконченные произведения Федора Абрамова
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-958288-russkiy-pisatel-fedor-abramov-biografiya-tvorchestvo-i-knigi—
Высокая грамота Фёдора Абрамова
Фёдор Александрович Абрамов
Близится 100-летие Фёдора Абрамова… И я перечитываю его романы и повести, очерки и дневниковые записи…
Тревожить души людей – не в этом ли призвание литературы? А русской литературы – не в высшей ли степени?..
Выдающийся русский писатель Федор Абрамов родился 29 февраля 1920 года в деревне Веркола Архангельской области.
Крестьянская многодетная семья, забота о хлебе насущном, тяжкий сельский труд, а потом учеба в Ленинградском университете, война, ранения, блокадный госпиталь, обжигающая правда «бабьей, подростковой и стариковской войны в тылу», которую увидел, приехав на побывку из госпиталя в 1942 году…Все это позднее отозвалось в его творчестве.
Романы «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом», многочисленные повести и рассказы Абрамова стали памятником северному крестьянину – труженику и воину. Особое место в его творчестве уделено простым русским женщинам, крестьянкам… «Встаньте, люди! Русская крестьянка идет с восьмидесятилетним рабочим стажем», — писал он в одном из рассказов…
Сходство личной и творческой судьбы сблизило Федора Абрамова с Александром Яшиным и Василием Беловым.
Как Яшина «били» за «Рычаги» и «Вологодскую свадьбу», так Абрамова «били» и травили «письмами земляков» за очерк «Вокруг да около» – оба первыми, открыто, честно, с сердечной болью подняли вопрос о сохранении деревни и крестьянства, традиционной народной нравственности. Именно эту линию их творчества продолжил и В. И.
Белов в публицистических повестях «Ремесло отчуждения» и «Раздумья на родине»… Именно творчество Федора Абрамова, Василия Белова, Валентина Распутина и создало феномен «деревенской прозы», явило вершины русского духа в мировой культуре в двадцатом веке…
Глеб Горышин, Фёдор Абрамов, Василий Белов
- … Передо мной на столе набор черно-белых открыток «Федор Абрамов», выпущенный в 1990 году: вот Абрамов-мальчик, вот студент, вот – уже известный писатель в родной Верколе, вот с другом и творческим собратом своим Василием Беловым… Русский, архангельский мужик, познавший и высшее образование, помнящий и родную северную избу, чутко глядящий в окружающий мир мыслитель… Он вывел и такую, простую, но емкую формулу: «Душа у человека – самая высокая грамота».
- На оборотных сторонах фотографий выдержки из рассказов и очерков Абрамова. Что-то вспоминаю, читал раньше, что-то читаю впервые…
- Федор Абрамов
«Почему деревня стала моей преобладающей темой? Я хотел бы, чтобы это понимали не в узком смысле. Деревня – мать наша, это нива, на которой всколосилась русская культура. Убежден: на примере жизни деревенской бабы, которая не выходила за околицу, можно дать не только историю всей страны, но историю человечества…
Моей, всей нашей болью в послевоенные годы была деревня, вопросы хлеба насущного, а значит, и хлеба духовного, ибо эти два сорта хлеба не существуют по отдельности…»
1982
«Не написать «Братья и сестры» я просто не мог… Летом сорок второго года, во время отпуска после второго ранения, я попал в родную деревню. И тогда мне въяве – в работе, в немыслимых лишениях и бедах, в невиданной героике и душевной стойкости – удалось увидеть родное Пинежье, русскую деревню.
И это осталось во мне на всю жизнь… Перед глазами стояли картины живой, реальной действительности, они давили на память, требовали слова о себе.
Великий подвиг русской бабы, открывшей в 1941 году второй фронт, фронт, может быть, не менее тяжкий, чем фронт русского мужика, – как я мог забыть об этом!»
1974
«Русская женщина давно уже стала и у нас, и за рубежом мерилом духовной силы. Нравственной красоты и чистоты.
- И все же, думаю, особой признательности заслуживает наша северная крестьянка, та самозабвенная труженица, которая веками наравне с мужчиной несла все тяготы нелегкой борьбы с суровой северной природой и которая при этом не утратила своей душевной щедрости, сердечности и жизнестойкости, своего исконно русского слова, способного и ободрить, и вдохновить затосковавшую душу, заклеймить зарвавшегося наглеца и многоцветным северным сиянием вспыхнуть в задорной частушке, пронзительной песне.
- Нет слов, чтобы сказать о подвижничестве русской северной бабы в тяжкую годину Великой Отечественной войны…»
- 1973
«… я везде, во всех своих сочинениях… прежде всего отдаю поклон русской женщине. И я не сомневаюсь, я уверен в этом, что придет время, когда одним из самых великолепных и удивительных памятников на Руси будет памятник, воздвигнутый в память о военном подвиге русской бабы и ее послевоенном подвиге».
1981
«Возрождение Нечерноземья, возрождение России – это задача номер один, это задача государственной важности… Нельзя допустить, чтобы продолжалось дальнейшее отставание русской центральной земли от окраинных республик.
Нельзя больше мириться с тем, что мы из года в год ввозим из-за океана хлеб. Россия должна вернуть славу хлебной державы мира, Россия должна завалить мировой рынок своим хлебом.
Это задача не деревенская, это задача не одногодовая, не однолетняя, это задача не только тех людей, которые сегодня трудятся в деревне. Это задача поистине всенародная».
1980
«Мы ничего не можем, ничего не решаем!» — это самый ненавистный мне образ мышления, с которым необходимо бороться, ибо многое на местах зависит от нашей собственной активности, от поведения каждого человека.
И мне кажется, что наиглавнейшая, общегосударственная задача сегодня – активизировать тех, кто погружен в болото равнодушия, безразличия и неверия в свои силы.
И все мои писания, все мои сочинения преследуют именно эту цель».
1980
«… социальная перестройка жизни, не подкрепленная душевной работой каждого, не может дать должных результатов.
Что я понимаю под душевной работой каждого? Это самовоспитание, строительство собственной души, каждодневный самоконтроль, каждодневная самопроверка высшим судом, который дан человеку, — судом собственной совести.
Совесть – это как раз та сила, которая помогает сдирать с человека коросту эгоцентризма, коросту всякой затхлости. Это та сила, которая выводит человека на пути широкого братства, требовательности к себе и людям».
1981
«Каковы же итоги? К чему же все-таки я пришел к своему шестидесятилетию? Чему я поклоняюсь? Какая моя вера? Что больше я ценю в своей жизни? И от чего получал радости больше всего?
Работа! Работа! Каждая хорошо написанная строчка, каждый хорошо написанный абзац, страница – это самое большое счастье, это самое большое здоровье, это самый лучший отдых для души, для ума, для сердца… Работа – это, вероятно, самая высокая любовь, любовь к своей семье, любовь к своему дому, любовь к Родине, любовь к народу…»
1980
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c7a657b4e3fa000af10e127/5d60c3c6c7e50c00ad932deb