Жизнь и творчество салтыкова-щедрина

САЛТЫКОВ Михаил Евграфович, псевд. Н. Щедрин (15.1.1826, с. Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губ. — 28.4.1889, Петербург) — писатель, публицист, редактор.

10 фото Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина

Смотреть фотогалерею 10 фото

из

  • Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина
  • Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина
  • Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина
  • Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина
  • Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина
  • Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина
  • Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина
  • Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина
  • Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков родился 15(27) января 1826 года в старинной дворянской семье, в имении родителей, в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова (1776—1851). Мать писателя, Ольга Михайловна Забелина (1801—1874), была дочерью московского дворянина Михаила Петровича Забелина.

В 1830 О. М. Салтыкова приобрела село Заозерье в Угличском уезде Ярославской губернии.

В детстве будущий писатель подолгу жил в имении, приезжал сюда и подростком, из Царскосельского лицея, где учился, нередко проводя в Заозерье летние каникулы. (По наблюдениям краеведа и писателя А. В.

Прямкова, Салтыков-Щедрин бывал в Заозерье более 6 раз, в Угличе — 4, в Ярославле и Ростове — по 3 раза, в Рыбинске — 1, в Карабихе, у Некрасова — дважды).

Первым учителем М. Е. Салтыкова был крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии. Десяти лет от роду он поступил в Московский дворянский институт, а два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, казённокоштным воспитанником в Царскосельский лицей.

В 1844 году Михаил окончил лицей по второму разряду (с чином X класса). Ещё во время учёьы он начал сочинять стихи. Несколько его стихотворений было помещено в «Библиотеке для чтения» 1841 и 1842 годов; некоторые были позднее напечатаны в «Современнике» (ред. Плетнёва) в 1844 и 1845 годах.

В августе 1845 года Михаил Салтыков был зачислен на службу в канцелярию военного министра и только через два года получил там первое штатное место — помощника секретаря.

Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлекаясь в особенности Жорж Санд и французскими социалистами, но и писал — сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках» 1847), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март 1848).

28 апреля 1848 года Салтыков, «в наказание за вольнодумие», был выслан в Вятку и 3 июля определён канцелярским чиновником при Вятском губернском правлении. В ноябре того же года он был назначен старшим чиновником особых поручений при вятском губернаторе, затем два раза занимал должность правителя губернаторской канцелярии, а с августа 1850 года был советником губернского правления.

В этот период он занимался переводами из Токвиля, Вивьена, Шерюеля. Для сестёр Болтиных, дочерей вятского вице-губернатора, из которых одна (Елизавета Аполлоновна) в 1856 году стала его женой, он составил «Краткую историю России».

В ноябре 1855 года Салтыкову разрешено было, наконец, покинуть Вятку (откуда он до тех пор только один раз выезжал); в феврале 1856 года он был причислен к Министерству внутренних дел, в июне того же года назначен чиновником особых поручений при министре и в августе командирован в губернии Тверскую и Владимирскую для обозрения делопроизводства губернских комитетов ополчения (созванного, по случаю Восточной войны, в 1855 году).

Вернувшись из Вятки, Салтыков возобновил литературную деятельность. С 1856 года под псевдонимом Николай Щедрин он публикует в «Русском вестнике» свои «Губернские очерки», сразу ставшие очень популярными.

В марте 1858 года Михаил Салтыков был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 года переведён на ту же должность в Тверь.

В 1859 году при разделе имущества село Заозерье было передано в совместное владение братьев Михаила и Сергея Салтыковых. В 1866 писатель помог организовать для крестьянских детей Заозерья одну из первых в Ярославской губернии земских школ. В 1876 имение с земельными угодьями было продано крестьянскому первому Заозерскому обществу.

С конца 1850-х гг. Михаил Евграфович писал очень много, сначала публиковался в разных журналах (в «Атенее», «Современнике», «Библиотеке для чтения», «Московском вестнике»), но с 1860 года — почти исключительно в «Современнике». Из написанного им между 1858 и 1862 годами составились два сборника — «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе».

В феврале 1862 года Салтыков в первый раз вышел в отставку.

Он хотел поселиться в Москве и основать там двухнедельный журнал; когда ему это не удалось, он переехал в Петербург и с начала 1863 года стал фактически одним из редакторов «Современника».

В течение двух лет он помещает в нём беллетристические произведения, общественные и театральные хроники, московские письма, рецензии на книги, полемические заметки, публицистические статьи.

Стеснения, которые «Современник» на каждом шагу встречал со стороны цензуры, побудили Михаила Евграфовича опять поступить на службу. В ноябре 1864 года он был назначен управляющим Пензенской казённой палатой, два года спустя переведён на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867 года — в Рязань.

Как только «Отечественные записки» перешли (с 1 января 1868 года) под редакцию Н.А. Некрасова, Михаил Евграфович стал одним из их самых усердных сотрудников, а в июне 1868 года окончательно покинул службу и занял должность одного из главных сотрудников и руководителей журнала, официальным редактором которого стал десять лет спустя, после смерти Некрасова.

Пока существовали «Отечественные записки», то есть до 1884 года, М. Е. Салтыков работал исключительно для них.

Большая часть написанного им в это время вошла в состав сборников «Признаки времени», «Письма из провинции», «История одного города», «Помпадуры и Помпадурши», «Господа Ташкентцы», «Дневник провинциала в Петербурге», «Благонамеренные речи», «В среде умеренности и аккуратности», «Господа Головлёвы», «Убежище Монрепо», «Круглый год», «Современная идиллия», «За рубежом», «Письма к тётеньке», «Недоконченные беседы», «Пошехонские рассказы».

«Сказки», изданные особо в 1887 году, появлялись первоначально в «Отечественных записках», «Неделе», «Русских ведомостях» и «Сборнике литературного фонда».

После запрета «Отечественных записок» Михаил Салтыков помещал свои произведения преимущественно в «Вестнике Европы»; отдельно «Пёстрые письма» и «Мелочи жизни» были изданы при жизни автора, «Пошехонская старина» — уже после его смерти, в 1890 году.

Проза Салтыкова-Щедрина проникнута историческими, биографическими, географическими аллюзиями и литературными реминисценциями. Очевидно, географическое Заозерье Угличского уезда можно рассматривать как прообраз литературного Заболотья («Пошехонская старина»).

Однако необходимо учитывать, что за социальной и биографической конкретикой в произведениях писателя возникает иной план художественной реальности, ориентированный на постижение глубинных закономерностей национальной жизни.

Таков всеобщий российский город Глупов — вне времени и пространства («История одного города»), призрак головлевской семьи, исключающей родство («Господа Головлевы»), загадочное Пошехонье («Пошехонские рассказы», «Пошехонская старина»).

В гротесковой топонимике Салтыкова-Щедрина это образы высокой степени условности, своего рода художественная рефлексия писателя по поводу государства, семьи, народа в атмосфере всемогущего «пошехонского волшебства».

Михаил Евграфович умер 28 апреля (10 мая) 1889 года и погребён 2 (14) мая, согласно его желанию, на Волковском кладбище, рядом с И. С. Тургеневым.

Источник: https://yarwiki.ru/article/938/saltykov-cshedrin-mihail-evgrafovich

Михаил Салтыков-Щедрин – биография, фото, личная жизнь, сказки, книги

Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина

Михаил Салтыков-Щедрин: биография

Михаил Салтыков-Щедрин – известный русский писатель, журналист, редактор, государственный чиновник. Его произведения входят в обязательную школьную программу. Сказки писателя не зря именуются так – в них не только карикатурное высмеивание и гротеск, тем самым автор подчеркивает, что человек является вершителем собственной судьбы.

Детство и юность

Гений русской литературы родом из дворянской семьи. Отец Евграф Васильевич был на четверть века старше супруги Ольги Михайловны.

Дочь московского купца вышла замуж в 15 лет и уехала за мужем в деревню Спас-Угол, которая тогда располагалась в Тверской губернии. Там 15 января 1826 года по новому стилю родился младший из шести детей – Михаил.

Всего в семье Салтыковых (Щедрин – часть последовавшего со временем псевдонима) росли три сына и три дочери.

Ландшафтный дизайн для занятых, красивый сад и огород без хлопот

Учебный курс для тех, кто хочет сделать свою дачу красивой и предпочитает разумно тратить время, силы и деньги.

Специальное предложение! Скидка 50%! Проведи самоизоляцию с пользой!

₽ 1200.00 ₽ 600.00

Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина

По описаниям исследователей биографии писателя, мать, со временем превратившаяся из веселой девушки во властную хозяйку поместья, делила детей на любимчиков и постылых.

Маленький Миша был окружен любовью, но и ему иногда попадало розгами. Дома постоянно стоял крик и плач.

Как писал Владимир Оболенский в мемуарах о семье Салтыкова-Щедрина, в беседах писатель описывал детство в мрачных красках, однажды произнес, что ненавидит «эту ужасную женщину», ведя речь о матери.

Салтыков знал французский и немецкий языки, получил блестящее начальное домашнее образование, позволившее поступить в Московский дворянский институт.

Оттуда мальчик, проявивший недюжинное прилежание, попал на полное государственное обеспечение в привилегированный Царскосельский лицей, в котором образование приравнивалось к университетскому, а выпускникам присваивались чины согласно Табели о рангах.

Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина

Оба учебных заведения славились тем, что выпускали элиту русского общества. Среди выпускников — Александр Пушкин, князь Михаил Оболенский, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Пущин.

Однако, в отличие от них, Салтыков из чудного умного мальчика превратился в неопрятного, сквернословящего, часто сидящего в карцере парнишку, у которого так и не появилось близких друзей.

Неспроста Михаила однокашники прозвали «Сумрачным лицеистом».

Атмосфера в стенах лицея способствовала творчеству, и Михаил в подражание предшественникам начал писать стихи вольнодумского содержания. Такое поведение не осталось незамеченным: выпускник лицея Михаил Салтыков получил чин коллежского секретаря, хотя за успехи в учебе ему светил ранг повыше — титулярного советника.

Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина

По окончании лицея Михаил устроился служить в канцелярию военного ведомства и продолжил сочинять. Кроме этого, увлекся произведениями французских социалистов. Темы, поднятые революционерами, нашли отражение в первых повестях «Запутанное дело» и «Противоречия».

Вот только с источником публикации начинающий писатель не угадал. Журнал «Отечественные записки» в то время находился под негласной политической цензурой, считался идейно вредным.

Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина

По решению надзорной комиссии Салтыкова отправили в ссылку в Вятку, в канцелярию при губернаторе.

В ссылке, помимо служебных дел, Михаил изучал историю страны, переводил сочинения европейских классиков, много ездил и общался с народом.

Салтыков чуть было не остался насовсем прозябать в провинции, пусть и дослужившись до советника губернского правления: в 1855-м на императорский трон был коронован Александр II, и о рядовом ссыльном попросту забыли.

На помощь пришел Петр Ланской, представитель знатного дворянского рода, второй муж Натальи Пушкиной. При содействии его брата, министра внутренних дел, Михаила вернули в Петербург и дали место чиновника особых поручений в этом ведомстве.

Литература

Михаил Евграфович считается одним из самых ярких сатириков русской литературы, виртуозно владеющий эзоповым языком, романы и рассказы которого не утратили злободневности.

Для историков произведения Салтыкова-Щедрина – это источник познания нравов и обычаев, распространенных в Российской империи 19 века.

Перу писателя принадлежат такие термины, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость».

Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина

По возвращении из ссылки Салтыков переработал опыт общения с чиновниками русской глубинки и под псевдонимом Николай Щедрин опубликовал цикл рассказов «Губернские очерки», воссоздав характерные типажи жителей России.

Сочинения ждал большой успех, имя автора, впоследствии написавшего немало книг, в первую очередь будут связывать с «Очерками», исследователи творчества писателя назовут их знаковым этапом в развитии русской литературы.

В рассказах с особой теплотой описываются простые люди-работяги. Создавая образы дворян и чиновников, Михаил Евграфович вел речь не только об основах крепостного права, но и акцентировал внимание на моральной стороне представителей высшего сословия и нравственных основах государственности.

Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина

Вершиной творчества русского прозаика считается «История одного города». Сатирический рассказ, полный аллегории и гротеска, современники оценили не сразу. Более того, автора поначалу обвинили в том, что он насмехается над обществом и пытается очернить исторические факты.

В главных героях-градоначальниках показана богатая палитра человеческих характеров и общественных устоев – взяточники, карьеристы, равнодушные, одержимые абсурдными целями, откровенные глупцы. Простой же народ выступает как слепо подчиняющаяся, готовая все стерпеть серая масса, которая действует решительно, только оказавшись на краю гибели.

Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина

Такое малодушие и трусость Салтыков-Щедрин высмеял в «Премудром пискаре». Произведение, несмотря на то, что именуется сказкой, адресовано вовсе не детям. Философский смыл повествования о рыбе, наделенной человеческими качествами, заключен в том, что одинокое существование, замкнутое только на собственном благополучии – ничтожно.

Еще одна сказка для взрослых – «Дикий помещик», живое и веселое произведение с легким налетом цинизма, в котором простой народ-труженик открыто противопоставляется самодуру-помещику.

Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина

Литературное творчество Салтыкова-Щедрина получило дополнительную подпитку, когда прозаик начал работать в редакции журнала «Отечественные записки». Общее руководство изданием с 1868 года принадлежало поэту и публицисту Николаю Некрасову.

По личному приглашению последнего Михаил Евграфович возглавил первый отдел, занимающийся публикацией беллетристики и переводных произведений. Основная масса собственных сочинений Салтыкова-Щедрина также вышла на страницах «Записок».

Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина

В их числе — «Убежище Монрепо», по словам литературоведов – калька семейной жизни писателя, ставшего вице-губернатором, «Дневник провинциала в Петербурге» — книга о не переводящихся на Руси авантюристах, «Помпадуры и помпадурши», «Письма из провинции».

В 1880-м отдельной книгой опубликован эпохальный остросоциальный роман «Господа Головлевы» — повествование о семье, в которой главная цель – обогащение и праздный образ жизни, дети давно превратились в обузу для матери, в целом семья живет не по закону божьему и, не замечая того, движется к самоуничтожению.

Читайте также:  Доклад про агнию барто (сообщение)

Личная жизнь

С супругой Елизаветой Михаил Салтыков познакомился в вятской ссылке. Девушка оказалась дочерью непосредственного начальника писателя, вице-губернатора Аполлона Петровича Болтина. Чиновник делал карьеру в сфере образования, хозяйственном, военном и полицейском ведомствах. Поначалу опытный служака опасался вольнодумца Салтыкова, но со временем мужчины подружились.

Михаил Салтыков-Щедрин и его жена Елизавета

В семье Лизу звали Бетси, девушка называла писателя, который был старше ее на 14 лет, Мишелем. Однако вскоре Болтина перевели по службе во Владимир, и семья уехала за ним. Салтыкову же запретили покидать пределы Вятской губернии. Но, по преданию, он дважды нарушал запрет, чтобы повидать возлюбленную.

Категорически воспротивилась браку с Елизаветой Аполлоновной мать писателя, Ольга Михайловна: мало того, что невеста слишком молода, так еще и приданое за девушкой дают не солидное. Разница в годах вызвала сомнение и у владимирского вице-губернатора. Михаил согласился подождать один год.

Дети Михаила Салтыкова-Щедрина

Молодые люди поженились в июне 1856-го, мать жениха на венчание не приехала.

Отношения в новой семье складывались сложно, супруги часто ссорились, сказывалась разница характеров: Михаил — прямой, вспыльчивый, в доме его боялись.

Елизавета же, наоборот, мягкая и терпеливая, не обремененная знаниями наук. Салтыкову не нравились жеманство и кокетство жены, он называл идеалы супруги «не весьма требовательными».

По воспоминаниям князя Владимира Оболенского, Елизавета Аполлоновна в разговор вступала невпопад, делала замечания, не относящиеся к делу. Произносимые женщиной глупости ставили собеседника в тупик и злили Михаила Евграфовича.

Комната в доме Михаила Салтыкова-Щедрина

Елизавета любила красивую жизнь и требовала соответствующего финансового содержания.

В этом муж, дослужившийся до звания вице-губернатора, еще мог поспособствовать, но постоянно влезал в долги и называл приобретение собственности безалаберным поступком.

Из произведений Салтыкова-Щедрина и исследований жизни писателя известно, что он играл на фортепиано, разбирался в винах и слыл знатоком ненормативной лексики.

Тем не менее, Елизавета и Михаил прожили вместе всю жизнь. Жена переписывала произведения мужа, оказалась хорошей хозяйкой, после смерти писателя грамотно распорядилась наследством, благодаря чему семья не испытывала нужду. В браке родились дочь Елизавета и сын Константин. Дети никак не проявили себя, чем огорчали знаменитого отца, безгранично их любившего. Салтыков писал:

«Несчастливы будут мои дети, никакой поэзии в сердцах, никаких радужных воспоминаний».

Смерть

Здоровье немолодого писателя, страдавшего от ревматизма, сильно подорвало закрытие «Отечественных записок» в 1884-м. В совместном решении министерства внутренних дел, юстиции и народного просвещения издание было признано распространителем вредных идей, а сотрудники редакции – членами тайного общества.

Могила Михаила Салтыкова-Щедрина

Последние месяцы жизни Салтыков-Щедрин провел в постели, гостям просил передать: «Я очень занят – умираю». Умер Михаил Евграфович в мае 1889 от осложнений, вызванных простудой. Согласно завещанию писателя похоронили рядом с могилой Ивана Тургенева на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.

Интересные факты

  • К аристократическому боярскому роду Салтыковых, по одним данным, Михаил Евграфович не относится. По другим, его семья — потомки нетитулованной ветви рода.
  • Михаил Салтыков – Щедрин придумал слово «мягкотелость».
  • Дети в семье писателя появились спустя 17 лет брака.

Памятник Михаилу Салтыкову-Щедрину в поселке Лебяжье

  • Существует несколько версий происхождения псевдонима Щедрин. Первая: в поместье Салтыковых жило много крестьян с такой фамилией. Вторая: Щедрин – фамилия купца, участника раскольнического движения, дело которого писатель расследовал в силу служебных обязанностей. «Французская» версия: один из вариантов перевода слова «щедрый» на французский язык – libéral. Именно излишнюю либеральную болтовню изобличал писатель в своих произведениях.

Библиография

  • 1857 – «Губернские очерки»
  • 1869 – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
  • 1870 – «История одного города»
  • 1872 – «Дневник провинциала в Петербурге»
  • 1879 – «Убежище Монрепо»
  • 1880 – «Господа Головлевы»
  • 1883 – «Премудрый пискарь»
  • 1884 – «Карась-идеалист»
  • 1885 – «Коняга»
  • 1886 – «Ворон-челобитник»
  • 1889 – «Пошехонская старина»

Фото

Источник: https://biografii.net/znamenitosti/mikhail-saltykov-shchedrin.html

Биография Салтыкова Щедрина: кратко самое главное простыми словами

Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин – это известный на весь мир русский писатель и критик. Он родился в 27 января 1826 года в селе с названием Спас-Угол в Тверской губернии. Его родители происходили из старых дворянских семей. Начальное образование получал именно в домашних условиях. С ним занимались самые различные люди, начиная с обычной гувернантки, и заканчивая сестрой, а также крепостным живописцем. В дальнейшем он учился в Дворянском институте Москвы. Также закончил Царскосельский лицей.

Что известно о личной жизни и творчестве Салтыкова-Щедрина?

После окончания лицея юноша поступил на военную службу в местную канцелярию. В этот период времени подросток сильно был увлечен разнообразными французскими социалистами. Им создаются повести и наиболее разнообразные заметки на эту тему.

По истечению трех лет в его жизни наступает продолжительный период ссылки. Он был отправлен в Вятку. А основная причина этого явления – это вольнодумие. В этом месте мужчине пришлось пробыть целых 8 долгих лет.

Там первоначально он являлся обычным канцелярским чиновником. В дальнейшем его назначили советником в местном губернском правлении. Периодически, писатель отправлялся и в командировки.

Именно в этот самый период он и занимался сбором самой разнообразной информации, которая касалась провинциальной жизни собственных произведений.

В жизни писателя не обошлось и без государственной деятельности. Этот период припал как раз именно на зрелое творчество. Возвратившись из ссылки, он в очередной раз поступил на службу. В этой ситуации, речь уже идет именно о МВД.

На протяжении последующих лет он публиковал собственные «Губернские очерки». После этого писатель был назначен и самым настоящим вице-губернатором. Это произошло в Рязани. Естественно, параллельно он печатался и в местных журналах.

Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина

Карьера и писательство

Все это время, больше всего его биография напрямую связана именно с его карьерой. Творчество, как бы находилось на втором плане.

Это продолжалось до того момента, пока ему не удалось покинуть собственную государственную службу. В результате этого, изменилось и место жительства. Писатель отправился в Петербург и устроился там.

В этом городе ему была доверена такая замечательная должность, как управляющий местной казенной палаты.

В 68 году Салтыкову-Щедрину пришлось покинуть собственное место работы. Он ушел в отставку. После этого писатель активно начал заниматься собственной литературной деятельностью.

Он становится редактором такого известного в те времена издания, как «Отечественные записки». В дальнейшем им было создано и наиболее известное произведение.

Там освещается популярная в те времена тема, которая касается отношений между властью, и самим народом. Вскорости издаются и другие сборники, а также полноценный роман.

По истечению некоторого количества лет, журнал, где писатель работал редактором, был закрыт. Поэтому он начинает публиковать собственные произведения в таком издании, как «Вестник Европы».

Самые известные произведения:

  • «Губернские очерки» (1856 г.—1857 г.г.);
  • «Помпадуры и помпадурши» (1863 г.—1874 г.г.);
  • «Пошехонская старина» (1887 г.— 1889 г.г.);
  • «Сказки» (1882 г.—1886 г.г.);
  • «Господа Головлёвы» (1875 г. —1880 гг.);
  • «Истории одного города» (1861 г. —1862 г.г.).

Какие существуют интересные факты в его биографии?

  • В период обучения в лицее, писателем были опубликованы первые собственные стихотворения. Хот в дальнейшем он очень быстро разочаровался во всем этом. Поэтому такое занятие, как поэзия, было оставлено, как говорится, навсегда.
  • Как сатирик выделялся еще и тем, что он социально-сатирические сказки в те времени сделал наиболее популярным, а также распространенным литературным жанром. А вот сами произведения в данной ситуации направлялись именно на то, чтобы разоблачить наиболее разнообразные пороки людей.
  • Одним из наиболее поворотных моментов в жизни писателя принято считать и его непосредственную ссылку в Вятку. Именно там он и познакомился с собственной будущей женой. В дальнейшем он прожил с ней на протяжении целых 33 лет.
  • В период пребывания писателя в выше обозначенной ссылке, он занимался переводами произведений остальных достаточно известных писателей. Естественно, не обошлось и без составления собственного завещания. Согласно этому, писатель в конце концов был похоронен вблизи могилы самого Тургенева.

Таким образом, биография Салтыкова-Щедрина действительно считается достаточно насыщенной. Им была написана огромнейшая численность наиболее разнообразных произведений. В любой ситуации, писатель считался и самым настоящим сатириком. Также его можно назвать и хорошим критиком. А родился он в достаточно богатой семье помещика. Дополнительно стоит отметить и получение хорошего образования.

Источник: https://vzyat-zajm.ru/biografiya-saltykova-shhedrina-kratko-samoe-glavnoe-prostymi-slovami/

Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина Михаила Евграфовича. Салтыков Щедрин Михаил Евграфович биография кратко. М Е Салтыков Щедрин краткая биография

Родился 15 января (27 н.с.)1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин. Детские годы прошли в родовом имении отца в «…годы… самого разгара крепостного права», в одном из глухих углов «Пошехонья». Наблюдения за этой жизнью найдут впоследствии отражение в книгах писателя.

Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина

Отец Салтыкова, Евграф Васильевич, столбовой дворянин, служил коллежским советником. Происходил из старинного дворянского рода. Мать, Ольга Михайловна, урожденная Забелина, москвичка, купеческая дочь. Михаил был шестым из девяти ее детей.

Первые 10 лет своей жизни Салтыков живет в родовом имении отца, где получает начальное домашнее образование. Первыми учителями будущего писателя были старшая сестра и крепостной живописец Павел.

В 10 лет Сатлыков был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года. В 1838, как один из отличнейших учеников, был переведен казеннокоштным воспитанником в Царскосельский лицей.

В лицее начал писать стихи, но позднее понял, что не обладает поэтическим даром и оставил поэзию. В 1844 окончил курс в лицее по второму разряду (с чином X класса) и поступил на службу в канцелярию Военного министерства.

Первое штатное место, помощника секретаря, получил только через два года.

Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлекаясь в особенности Жорж Санд и французскими социалистами (блестящая картина этого увлечения нарисована им тридцать лет спустя в четвёртой главе сборника «За рубежом»), но и писал — сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках» 1847), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март 1848).

За вольнодумие в 1848 году в биографии Салтыкова-Щедрина состоялась ссылка в Вятку. Там он служил канцелярским чиновником, там же во время следствий и командировок собирал информацию для своих произведений.

В 1855 году Салтыкову-Щедрину наконец разрешили покинуть Вятку, в феврале 1856 он был причислен к Министерству внутренних дел, а затем назначен чиновником особых поручений при министре. Возвратившись из ссылки, Салтыков-Щедрин возобновляет литературную деятельность.

Написанные по материалам, собранным за время пребывания в Вятке, «Губернские очерки» быстро завоевывают популярность у читателей, имя Щедрина становится известным. В марте 1858 Салтыков-Щедрин был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 переведён на ту же должность в Тверь.

В это время писатель много работает, сотрудничая с различными журналами, но в основном – с «Современником».

В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала «Современник», который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание уделял ежемесячному обозрению «Наша общественная жизнь», которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.

Весьма вероятно, что стеснения, которые «Современник» на каждом шагу встречал со стороны цензуры, в связи с отсутствием надежды на скорую перемену к лучшему, побудили Салтыкова опять вступить на службу, но по другому ведомству, менее прикосновенному к злобе дня. В ноябри 1864 г.

он был назначен управляющим пензенской казенной палатой, два года спустя переведен на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867 г. — в Рязань.

Читайте также:  Сообщение выбор профессии доклад

Эти годы были временем его наименьшей литературной деятельности: в продолжение трех лет (1865, 1866, 1867) в печати появилась только одна его статья.

После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переехал в Петербург, принял приглашение Н.

Некрасова стать соредактором журнала «Отечественные записки», где работал в 1868 — 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность.

В 1869 году пишет «Историю одного города» — вершину своего сатирического искусства.

В 1875-м, будучи во Франции, встретился с Флобером и Тургеневым. Большинство произведений Михаила того времени были наполнены глубочайшим смыслом и непревзойденной сатирой, кульминация которой достигла своего апогея в гротеске под названием «Современная идиллия», а также «Господа Головлевы».

В 1880-е годы сатира Салтыкова достигает кульминации в своем гневе и гротеске: «Современные идиллии» (1877-1883); «Господа Головлевы» (1880); «Пошехонские рассказы» (1883-1884).

В 1884 правительство запретило издание «Отечественных записок». Закрытие журнала Салтыков-Щедрин пережил тяжело. Он вынужден был печататься в чуждых ему по направлению органах либералов — в журнале «Вестник Европы» и газете «Русские ведомости».

Несмотря на свирепую реакцию и тяжёлую болезнь, Салтыков-Щедрин создал в последние годы такие шедевры, как «Сказки» (1882—86), в которых сжато отражены почти все главные темы его творчества; исполненные глубокого философского историзма «Мелочи жизни» (1886—87) и, наконец, широкое эпическое полотно крепостной России — «Пошехонскую старину» (1887—1889).

10 мая (28 апреля) 1889 года – Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин умирает. По собственному завещанию похоронен на Волковом кладбище в Петербурге рядом с И.С. Тургеневым.

Источник: http://tvorilife.com/saltykov-shchedrin-mihail-evgrafovich-biografiya.html

Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина

Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина
Салтыков-Щедрин

Блестящий сатирик второй половины XIX века, «Человек необычайной веселости», «мастер уникального смеха, смеясь которым человек становился мудрее» (В. Луначарский). М. Салтыков-Щедрин писал, действительно, очень остроумно. Д. Писарев даже упрекал его за это, дескать, ему бы «ракету пустить да смех произвести». Салтыков-Щедрин сумел продолжить в русской литературе традиции Ф. Рабле и Дж. Свифта, указать путь А. Чехову, М. Булгакова, И. Ильфа и Е. Петрова, А. Платонова, М. Зощенко. Писатель смог соединить журналистику и беллетристику, заставил литературу стать злободневной сатирой.

Будущий писатель родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии. Он был шестым ребенком в семье. Отец его принадлежал к древнему, но обедневшему роду Салтыковых, а мать была купеческой дочерью. Именно она, властная, думавшая только о доходах, сумела сохранить и приумножить состояние семьи, но о детстве писатель вспоминать не любил.

Первое свое произведение писатель написал еще 6 лет на французском языке — это было поздравление отца в день его рождения. Уже в юном возрасте Михаил свободно владел французским и немецким, а русскому языку немного позже его обучил крепостной живописец Павел.

В 1836 году Салтыков успешно сдает экзамены и поступает на полный пансион сразу в третий класс дворянского Московского института. Где он пытался заняться переводами из В. Гюго, Г. Гейне, успешно сдает экзамены за третий класс, но из-за малолетства его оставляют на второй год.

В 1838 году, как лучшего ученика его переводят в Царскосельский лицей, что сильно огорчило Михаила, желавшего поступить в Московский университет. В лицее он стал лучшим учеником, пишет стихи. Первая публикация датируется мартом 1841 года: в журнале «Библиотека для чтения» напечатано стихотворение «Лира» за подписью «С-в 1841 г.».

Но творчество уже не поощрялось в Царском Селе, и будущий писатель, несмотря на блестящие знания, был выпущен из лицея в низком чине и переведен на службу в военное ведомство. Как воспитанник лицея на казенные средства он должен был отработать шесть лет во благо государства.

Живя в Петербурге, Салтыков занялся написанием рецензий для местного издательства «Современник», публикует несколько своих повестей: «Противоречия» (1847, «Отечественные записки», псевдоним М.

Непанов) и «Запутанное дело» (1848, там же за подписью «М. С.»). Первую работу В. Белинский назвал «идиотской», а вторую комитет цензуры признал «вредным» сочинением.

По личному распоряжению Николая І писателя «немедленно» отправили в Вятку под надзор местного губернатора.

«Вятский плен» продлится неполные восемь лет. За это время Салтыков освоил неплохую карьеру (от низшего чиновника до советника губернаторского правления), вблизи ознакомился с бюрократической системой, обыденным укладом жизни помещиков, крестьян — все это станет материалом для его произведений.

Лишь после кончины Николая І Салтыков смог вернуться в Петербург. Сразу начата работа над «Губернскими очерками» (1856-1857), подписанными псевдонимом Н. Щедрин и принесшими автору признание и популярность. Ему пророчат славу, называю будущим Гоголем.

Писатель одновременно сотрудничает с несколькими издательствами, оставаясь при этом на государственной службе: в 1858 году назначен вице-губернатором в Рязань, но из-за постоянных баталий с губернатором Н. Муравьевым переведен в Тверь.

На службе Салтыкову пришлось трудно: не занимался коррупцией, судил помещиков, стоял за крестьян. За это и получил прозвище «вице-Робеспьер».

В 1862 году писатель смог выйти ненадолго в отставку и заняться исключительно литературой. Вернувшись в Петербург, Щедрин сразу же возобновляет сотрудничество с «Современником», который оказался в тот момент без ведущих критиков. За 1863-1864 годы он опубликовал в «Современнике» 68 произведений, среди которых находились первые рассказы из цикла «Помпадуры и помпадурши» (1863—1874), и знаменитый сатирический роман «История одного города» (1869-1870). Однако в 1864 году материальные трудности вынудили Щедрина вновь вернуться на службу — начальником Казенной палаты в Пензе, что повлекло за собой два года творческого молчания. Только в 1868 году в ранге действующего статского советника Салтыков уйдет на заслуженный отдых навсегда (его даже не наградят орденом, как было принято в таких случаях). В этом же году он стал редактором «Отечественных записок» и до закрытия журнала в 1884 году печатается только там. Щедрин возглавит это издание после смерти Н. Некрасова в 1877 году, опубликует пьесы А. Островского, роман «Подросток» Ф. Достоевского, рассказы В. Гаршина, Д. Мамина-Сибиряка и др.

В конце 1860-х — начале 1870-х годов в совершенстве сформируется индивидуальный стиль писателя, образованный на большом задействование иносказания, которое и поможет писателю обойти цензуру. После Щедрин создаст еще множество циклов. В этих произведениях сатирически отражена картина современной России, в ней высмеяны общественные пороки, описана типичная бюрократия и реакционеры.

Особое место в наследии Салтыкова-Щедрина занимают «Сказки» (1869-1886). Они повествуют о народной жизни, об интеллигенции, о правительстве и помещиках, о нравственных проблемах. Сказки сатирического направления Салтыкова-Щедрина имеют много общего с народной сказкой, хотя автор обходится без прямых сюжетных заимствований из народного устного творчества.

Он плотно использует фольклорные элементы (зачины, троекратное повторение, присказки, пословицы и поговорки). В основу его сказок легло общественное мировое понимание, а герои имеют такие же понимания о добре и зле, что и фольклорные персонажи, хотя в щедринских финалах не обязательно добро должно победить зло.

Язык, переданный в сказках близок народному, ведь они предназначены для простого люда.

Итоги своего жизненного пути автор подводит в последних произведениях — цикле «Мелочи жизни» (1868-1887) и книге «Пошехонская старина» (1887-1889). Писатель готовит 10-томное издание своих сочинений. Жизнь М. Салтыкова-Щедрина остановилась 28 апреля (10 мая) 1889 года. По личному желанию его похоронили на Волковском кладбище в Петербурге рядом с И. Тургеневым.

Unknown

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/01/zhizn-i-tvorchestvo-saltykova-shchedrina.html

Михаил Евграфович Салтыков Щедрин — биография и творчество | Узнай Москву

Родился в состоятельной семье Евграфа Васильевича Салтыкова, потомственного дворянина и коллежского советника, и Ольги Михайловны Забелиной.

Получил домашнее образование – его первым наставником был крепостной художник Павел Соколов. Позднее образованием юного Михаила занимались гувернантка, священник, студент семинарии и его старшая сестра.

В 10 лет Михаил Салтыков-Щедрин поступил в Московский дворянский институт, где продемонстрировал большие успехи в учебе.

В 1838 году Михаил Салтыков-Щедрин поступил в Царскосельский лицей. Там он за успехи в учебе был переведен на обучение за государственный счет. В лицее он начал писать «вольные» стихи, высмеивающие окружающие недостатки. Стихи были слабые, скоро будущий писатель перестал заниматься поэзией и не любил, когда ему напоминали о поэтических опытах юности.

  • В 1841 году было напечатано первое стихотворение «Лира».
  • В 1844 году, окончив лицей, Михаил Салтыков поступает на службу в канцелярию военного министерства, где он пишет вольнодумные произведения.
  • В 1847 году была напечатана первая повесть «Противоречия».

28 апреля 1848 году за повесть «Запутанное дело» Михаил Салтыков-Щедрин отправляется в служебный перевод в Вятку – подальше от столицы в ссылку. Там он имел безупречную рабочую репутацию, не брал взяток и, пользуясь большим успехом, был вхож во все дома.

В 1855 году, получив разрешение оставить Вятку, Михаил Салтыков-Щедрин уехал в Санкт-Петербург, где через год становится чиновником особых поручений при министре внутренних дел.

В 1858 году Михаил Салтыков-Щедрин назначается вице-губернатором в Рязань.

В 1860 году его перевели в Тверь в должности вице-губернатора. В этот же период он активно сотрудничает с журналами «Московский вестник», «Русский вестник», «Библиотека для чтения», «Современник».

В 1862 году Михаил Салтыков-Щедрин вышел в отставку и попробовал основать журнал в Москве. Но издательский проект не удался и он переехал в Санкт-Петербург.

  1. В 1863 году он стал сотрудником журнала «Современник», но из-за микроскопических гонораров вынужден был снова вернуться на службу.
  2. В 1864 году Михаил Салтыков-Щедрин был назначен председателем Пензенской казенной палаты, позднее был переведен в Тулу в той же должности.
  3. В 1867 году в должности главы Казенной палаты переведен в Рязань.
  4. В 1868 году он снова вышел в отставку в чине действительно статского советника и написал свои главные произведения «История одного города», «Пошехонская старина», «Дневник провинциала в Петербурге» «История одного города».

В 1877 году Михаил Салтыков-Щедрин становится главным редактором «Отечественных записок». Он путешествует по Европе и знакомится с Золя и Флобером.

В 1880 году напечатан роман «Господа Головлевы».

В 1884 году журнал «Отечественные записки» закрывается правительством и состояние здоровья Михаила Салтыков-Щедрина резко ухудшается. Он продолжительно болеет.

В 1889 году вышел роман «Пошехонская старина».

В мае 1889 года Михаил Салтыков-Щедрин заболел простудой и скончался 10 мая. Он был похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Источник: https://um.mos.ru/personalities/35651/

Читать онлайн Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова Щедрина страница 1. Большая и бесплатная библиотека

Материалы для выставки в школе и детской библиотеке, посвященные жизни и творчеству Салтыкова-Щедрина. В книге много репродукций иллюстраций к его сатирическим произведениям, фотоиллюстраций.

  • М. Горячкина
  • Материалы для выставки в школе и детской библиотеке
  • Оформление Г. Ордынского

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Творчество великого русского сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина явление знаменательное, порожденное особыми историческими условиями в России 50–60 годов XIX века.

Писатель, революционный демократ, Щедрин яркий представитель социологического течения в русском реализме и вместе с тем глубокий психолог, по характеру своего творческого метода отличный от современных ему великих писателей-психологов.

Продолжив и революционно углубив традиции гоголевской сатиры, Щедрин создал высокохудожественные сатирические хроники и романы, в которых подверг уничтожающей критике не только государственное устройство России второй половины XIX века, но и основы эксплуататорского общества в целом. Ни один писатель России и Западной Европы второй половины XIX века не нарисовал таких страшных картин крепостнического и буржуазного хищничества, как Салтыков-Щедрин.

От первых повестей «Противоречия» и «Запутанное дело» до сатирических романов «История одного города», «Современная идиллия» и последних романов-хроник «Господа Головлевы» и «Пошехонская старина» идейное развитие Салтыкова-Щедрина шло по восходящей линии — от утопического социализма к социализму научному. Он стал одним из предшественников русской социал-демократии, одним из тех великих художников-мыслителей, которые подготовили пролетарский этап революционной борьбы в России. Роль Щедрина в деле пробуждения политического сознания народных масс огромна.

И не случайно В. И. Ленин так часто обращался к его творчеству, видя в нем единомышленника в борьбе с эксплуататорским социальным строем.

Читайте также:  Экологические проблемы - сообщение доклад (4, 9 класс. окружающий мир)

Велико значение Щедрина и для развития демократической литературы 70 80-х годов XIX века.

Это отмечали и современники великого сатирика. «Знаете, что мне иногда кажется: что на его плечах вся наша литература теперь лежит. Конечно, есть и кроме него хорошие, даровитые люди, но держит литературу он», — писал И. С. Тургенев.

«Прокурором русской общественной жизни и защитником России от врагов внутренних» называла его революционно-демократическая печать еще при жизни («Искра», 1873).

И это определение, пожалуй, точнее других характеризует жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Существует аллегорический портрет писателя, созданный малоизвестным художником Д. Брызгаловым. Щедрин изображен на нем выходящим из леса, кишащего ядовитыми гадами и хищными зверями, одетыми в форму царских жандармов и чиновников. В 1883 году Щедрин писал издателю Н. П.

Орлову, что портрет этот «так сходственно и с обстоятельством дела согласно изображает существо веществ». Аллегория художника была глубоко правдивой, ибо вся жизнь Щедрина — это ожесточенное сражение за счастье народа России со злыми силами его угнетателей.

В конце своей жизни писатель имел полное право заявить, что «погибает на службе обществу».

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН В ЛЕСУ РЕАКЦИИ.

Аллегорическая картина Я. Брызгалова. 1883

  1. ЗНАЧЕНИЕ ЕГО САТИРЫ ОГРОМНО, КАК ПО I ПРАВДИВОСТИ ЕЕ, ТАК И ПО ТОМУ ЧУВСТВУ ПОЧТИ ПРОРОЧЕСКОГО ПРЕДВИДЕНИЯ ТЕХ ПУТЕЙ, ПО КОИМ ДОЛЖНО БЫЛО ИДТИ И ШЛО РУССКОЕ ОБЩЕСТВО…
  2. М. Горький
  3. ХОРОШО БЫ ВООБЩЕ ОТ ВРЕМЕНИ ДО ВРЕМЕНИ ВСПОМИНАТЬ, ЦИТИРОВАТЬ И РАСТОЛКОВЫВАТЬ В «ПРАВДЕ» ЩЕДРИНА И ДРУГИХ ПИСАТЕЛЕЙ «СТАРОЙ» НАРОДНИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ.

В. И. Ленин. «Письмо в редакцию газеты «Правда»

КРЕПОСТНИЧЕСКОЕ ГНЕЗДО

Личная биография Щедрина, в сущности, кончается его юностью. Далее идут годы самоотверженного служения обществу. Об этом хорошо сказал В. Короленко: «Был он писатель в большей мере, чем все другие писатели.

У всех, кроме писательства, есть еще личная жизнь, и, более или менее, мы о ней знаем. О жизни Щедрина за последние годы мы знаем лишь то, что он писал.

Да едва ли и было что узнавать: он жил в «Отечественных записках»… Болело V него то, что болело у русской печати и общества».

Щедрин много лет был редактором революционно-демократического журнала «Отечественные записки», закрытого правительством в 1884 году за революционную пропаганду.

В конце своей жизни, задумав написать автобиографическое произведение, Щедрин признавался в том, что его личная жизнь, не связанная с общественной борьбой, малоинтересна: «…автобиографический материал очень скуден и неинтересен, так что необходимо большое участие воображения, чтоб сообщить ему ценность». Взяв за основу свое трудное и горькое детство, обобщив жизненные факты и события, свойственные социальному строю России 30-40-х годов XIX века, Щедрин создал роман-хронику «Пошехонская старина». В ней не только раскрываются условия формирования реакционеров и человеконенавистников, но и звучит призыв к воспитанию человека будущего.

Родился Михаил Евграфович Салтыков 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в семье богатых помещиков. «Детство и молодые годы мои были свидетелями самого разгара крепостного права.

Оно проникало не только в отношения между поместным дворянством и подневольною массою — к ним, в тесном смысле, и прилагается этот термин, — но и во все вообще формы общежития… С недоумением спрашиваешь себя: как могли жить люди, не имея ни в настоящем, ни в будущем иных воспоминаний и перспектив, кроме мучительного бесправия, бесконечных терзаний поруганного и ни откуда не защищенного существования?»

Огромный неуютный дом, похожий на серую коробку, стоял почти на голом месте. К нему лепились многочисленные строения для дворовых, для скота, погреба и клетушки для многолетних хозяйственных припасов. За барским имением на многие версты тянулась болотистая равнина, покрытая хвойным лесом. Местность эта, по словам писателя, «самой природой предназначена была для мистерий крепостного права».

В доме полновластно господствовала мать — Ольга Михайловна, вышедшая из богатой купеческой семьи, «кулак-баба», по выражению Щедрина. Она не только поставила на ноги оскудевшее, разорившееся поместье мужа, но и в короткий срок удесятерила состояние семьи. Жестокость помещицы-крепостницы сочеталась в ее характере с умелой хваткой буржуа-накопителя.

Щедрин так характеризовал своих родителей: «Отец был по тогдашнему времени порядочно образован; мать — круглая невежда; отец вовсе не имел практического смысла и любил разводить на бобах, мать, напротив того, необыкновенно цепко хваталась за деловую сторону жизни, никогда вслух не загадывала и действовала молча и наверняка… В семействе нашем царствовала не то чтобы скупость, а какое-то упорное скопидомство».

Мать, как и отец — Евграф Васильевич, воспитанием детей не утруждала себя, все ее силы были направлены на приобретательство. «Она являлась между нами только тогда, когда, по жалобе гувернанток, ей приходилось карать. Являлась гневная, неумолимая, с закушенною нижнею губою, решительная на руку, злая».

Дети в семье Салтыковых делились на «постылых» и «любимчиков». Маленький Михаил в раннем возрасте был «любимчиком», но это не мешало матери применять к нему те же методы воспитания, что и к «постылым».

Когда он стал взрослым, рассказывал: «Помню, что меня секут, кто именно, не помню, но секут как следует, розгою, а немка, гувернантка старших моих братьев и сестер, заступается за меня, закрывает ладонью от ударов и говорит, что я слишком мал для этого.

Было мне тогда, должно быть, года два, не больше».

Внешне Салтыков был похож на мать: неуклюжий высокий мальчик со строгим лицом, на котором выделялись большие, выпуклые, не по-детски суровые глаза под густыми бровями.

Он то замыкался в себе, то поражал всех необычайной живостью и бесшабашным озорством. В такие минуты даже угрозы матери не могли остановить его.

Братья и сестры не очень любили маленького Мишу за прямоту и резкость суждений о них, за смелость и независимость — характера.

Крепостническое «гнездо» Салтыковых было как бы прообразом крепостнической России в миниатюре. Здесь были угнетатели и угнетаемые, здесь шла жестокая борьба за собственность и за привилегии. Рабская психология складывалась не только у крепостных, но и у членов семьи.

Позднее родные — мать, братья, сестры, — а также знакомые помещики послужили Салтыкову-писателю прототипами многочисленных сатирических персонажей.

Так, братья Дмитрий и Илья явились прототипами Иудушки Головлева, брат Николай — прототипом Степана. Многие образы жестоких помещиц-накопительниц навеяны его матерью и знакомыми.

В произведениях Салтыкова изображены также те крепостные, в окружении которых проходило его детство.

Из архивных материалов видно, что трагедии живописца Павла, Мавруши-Новоторки, Бессчастной Матренки, Ваньки-Каина разыгрывались в поместье Салтыковых на глазах маленького Михаила.

Еще более страшный произвол наблюдал он в имении своей тетки Елизаветы Васильевны, выведенной в «Пошехонской старине» под именем Анфисы Порфирьевны, в имениях родственницы Бурнашевой и соседей — помещиков Барановых.

Источник: https://dom-knig.com/read_191957-1

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ

Салтыков; псевдоним Николай Щедрин.

Писатель-сатирик, журналист. Редактор журнала «Отечественные записки» (1878-1884).

Ранние годы. Семья

Принадлежал к дворянской семье Салтыковых. Отец – Евграф Васильевич, мать – Ольга Михайловна, в девичестве Забелина. В семье было шестеро детей, Михаил был самым младшим из них. Мать будущего писателя была женщиной властной, отношения с ней у Салтыкова-Щедрина были сложными.

Он получил хорошее домашнее образование, благодаря чему в 1836 году смог оказаться в Московском дворянском институте. За успехи в учебе в 1838 году был переведен в Царскосельский лицей.

Здесь увлекся поэзией, некоторые его стихи даже попали в «Современник», однако в более зрелом возрасте Салтыков о них вспоминать не любил. В лицее он часто наказывался за неподобающее поведение.

В 1844 году вышел из его стен в чине коллежского секретаря.

Начало государственной службы и творчества. Ссылка

С 1845 года Салтыков-Щедрин начал службу в канцелярии военного министерства, однако большую часть времени уделял литературе.

Он любил читать французских социалистов, сочинял свои первые произведения — повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848), увидевшие свет на страницах «Отечественных записок».

В них уже проявились присущие автору сарказм и ирония по отношению к российской действительности.

За это Салтыков весной 1848 года был отправлен в вятскую ссылку. В Вятке он должен был работать в канцелярии при местном губернском правлении. Здесь он даже продвинулся по службе, став через два года советником правления.

Кроме того, Михаил Евграфович занимался в ссылке переводами и даже составил «Краткую историю России». Здесь он познакомился со своей будущей женой Елизаветой Болтиной, дочерью вятского вице-губернатора. Молодые люди поженились летом 1856 года.

Отношения в браке складывались непросто, однако супруги прожили вместе всю жизнь. У них было двое детей: дочь Елизавета и сын Константин.

В 1855 году ссылка для Салтыкова закончилась. В следующем году он стал чиновником особых поручений при МВД.

Литература. «Отечественные записки».

Михаил Евграфович продолжил писать. В 1856 году он получил известность за свои «Губернские очерки», выдержавшие несколько изданий. С них, можно сказать, начался жанр обличительной литературы, с издевкой высмеивавшей злоупотребления властей и показывавшей всю неправду русской жизни.

Одновременно с занятием литературной деятельностью Салтыков-Щедрин продвигался по службе: в 1858-1860 годах он был рязанским, а с 1860 по 1862 год тверским вице-губернатором.

  В это время он писал для разных журналов, больше – для «Современника». Из созданного в этот период были составлены сборники «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе».

Тогда же в творчестве писателя появляется собирательный образ русского города – город Глупов с его пережитками и косными обывателями.

В 1862 году Михаил Евграфович вышел в отставку и переехал в Москву, замыслив издавать свой журнал. После неудачной попытки он перебрался в Санкт-Петербург, став в 1863 году одним из редакторов «Современника».

Через год писатель возобновил службу. С 1864 по 1868 год он был управляющим казенной палатой сначала в Пензе, затем в Туле и Рязани.

С начала 1868 года стал сотрудником некрасовских «Отечественных записок». Вскоре совсем оставил службу и сосредоточился на журналистике, став одним из руководителей журнала. Его он возглавил в 1878 году, заменив скончавшегося Некрасова. Был редактором «Отечественных записок» до 1884 года, когда журнал был закрыт.

Все, что Салтыков писал в это время, публиковалось в «Записках».

Написанное здесь вошло затем в  сборники «Признаки времени» и «Письма из провинции» (1870), «История одного города» (1870), «Помпадуры и помпадурши» (1873), «Господа Ташкентцы» (1873), «Дневник провинциала в Петербурге» (1873), «Благонамеренные речи» (1876), «Современная идиллия» (1877-1881), «В среде умеренности и аккуратности» (1878), «Господа Головлевы» (1880), «Круглый год» (1880), «За рубежом» (1880-1881), «Сборник» (1881), «Убежище Монрепо» (1882), «Письма к тетеньке» (1882), «Недоконченные беседы» (1885), «Пошехонские рассказы» (1886).

Помимо того, что вошло в сборники, в «Отечественных записках» появились произведения «Культурные люди» и «Итоги» (1876), «Сказки». Отдельно были изданы «Пестрые письма» (1886), «Мелочи жизни» (1887). В 1890 году, через год после смерти писателя, свет увидела «Пошехонская старина».

Смерть

Неутомимый редактор, Салтыков-Щедрин тяжело переживал запрет «Отечественных записок», который оторвал его от читателей. Несмотря на подорванное здоровье, сатирик продолжал творить до самого конца. Михаил Евграфович скончался весной 1889 года в результате простуды. Был похоронен на Волковом кладбище рядом с Иваном Сергеевичем Тургеневым. 

Литература

  • Барашев П.П., Демина Е.П., Прончев Г.Б. Знакомьтесь: М.Е. Салтыков-Щедрин. М., 2011.
  • Белова Т.В. Принципы изображения человека в русской литературе середины XIX века (М.Е. Салтыков-Щедрин и Ф.М. Достоевский). Тверь, 2013.
  • Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. М., 1976.
  • Макашин С.А. Салтыков-Щедрин: Биография. М., 1951.
  • М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. В 2-х т. М., 1975.
  • Никитина Н.С. И.С. Тургенев и М.Е. Салтыков-Щедрин: Творческий диалог. М., 2006.
  • Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: в 20 т. М., 1965-1977.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/saltykov_shchiedrin_mikhail_ievgrafovich

Ссылка на основную публикацию