Жизнь — краткое содержание с планом романа мопассана

Жизнь - краткое содержание с планом романа Мопассана

Жанна и ее мать вскоре знакомятся с виконтом в церкви, он производит на обеих самое приятное впечатление. Барон и баронесса начинают постоянно приглашать Жюльена в гости, девушка охотно проводит с ним время, постоянно ожидая признания в любви. Наконец молодой аристократ действительно делает ей предложение.

После венчания виконт спрашивает у Жанны, желает ли она быть его женой. Девушка неясен смысл этого вопроса, ведь она уже является законной супругой. Вечером мать новобрачной оказывается не в силах объяснить ей, что должно произойти далее. Пожилой барон вынужден поговорить с дочерью сам, но Жанна не совсем понимает, что имеет в виду отец.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Вечером Розали помогает молодой жене раздеться, при этом она горько плачет, но ничего не отвечает госпоже на ее расспросы.

Первая интимная близость оказывается для Жанны неожиданной и болезненной, но затем, в период свадебного путешествия на остров Корсика, она постепенно привыкает к своему новому положению замужней женщины.

В то же время Жанны быстро разочаровывается в муже, видя алчность, чванливость и полнейшую заурядность Жюльена.

По возвращении в Тополя муж фактически перестает обращать на жену внимание, Жанна все больше тоскует, к тому же ее служанка Розали, прежде всегда пребывавшая в хорошем настроении, теперь постоянно расстроена и подавлена. Внезапно Розали рожает мальчика, находясь непосредственно в комнате молодой хозяйки.

Жанна старается поддержать несчастную женщину, ведь они являются молочными сестрами и знают друг друга с детства. Она уговаривает Розали разыскать отца новорожденного и готова помочь заставить его жениться, однако Жюльен настаивает на изгнании из дома служанки вместе с незаконнорожденным ребенком. В то же время он по каким-то причинам снова возвращается к интимным отношениям с супругой.

Однажды ночью Жанна, которая неважно себя чувствует, зовет на помощь Розали, но та не откликается. Молодая женщина идет в комнату служанки и застает ее в постели с Жюльеном. Выясняется, что супруг Жанны сблизился с этой девушкой с первого же визита в Тополя, и после возвращения молодоженов с Корсики связь продолжилась.

Жанна в течение некоторого времени находится в ужасном состоянии, женщину терзает горячка, и врач обнаруживает, что она ожидает малыша.

В ситуацию вмешивается деревенский священник, которому удается найти для Розали неплохого мужа.

Ситуация в семье становится более спокойной и стабильной, у Жанны рождается мальчик, и любовь к новорожденному Полю оказывается для матери на первом месте, все остальное перестает ее интересовать.

Жизнь оказывается достаточно суровой к супруге виконта де Ламара, умирает ее мать, Жюльен снова заводит интрижку на стороне с симпатичной графиней Жильбертой, ревнивый муж которой обнаруживает их отношения и подстраивает гибель обоих. Когда Поль становится подростком, Жанна вынуждена отдать его на обучение в колледж, однако не находит себе места от тоски по сыну.

Став взрослым, сын Жанны начинает встречаться с женщиной не самого лучшего поведения, он постоянно вытягивает из матери деньги, старый барон вынужден заложить родовое имение, вскоре и он уходит из жизни. Розали, оставшаяся вдовой, снова возвращается к Жанне и заботится о ней, та совсем ослабела из-за многочисленных несчастий и не в силах принимать никаких решений.

После продажи поместья Жанна получает письмо от Поля о том, что его подруга родила дочь и находится на грани смерти. Когда Розали привозит к Жанне ее маленькую внучку, женщина чувствует, что ее существование все же еще не закончилось, считая справедливым замечание служанки относительно того, что жизнь не столь уж хороша, но вовсе не так уж и плоха, как полагают люди.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/04/pereskaz-romana-mopassana-zhizn.html

роман Жизнь. Содержание

Роман «Жизнь» – это первый роман, вышедший из-под пера Ги де Мопассана, который до этого писал лишь новеллы, прибегая к советам своего друга и наставника Гюстава Флобера.

Автор трудился над этим романом целых шесть лет, публикуя его отрывками в литературном издании «Жиль Блас», позже внося корректировки в зависимости от отзывов. Позднее роман был выпущен отдельной книгой.

Роман вызвал небывалый ажиотаж среди читателей, хотя критики встретили его не так восторженно, а привокзальные киоски, следуя правилам морали, в первое время даже отказывались его продавать, но в конечно счете, роман все-таки попал на прилавки.

Жизнь - краткое содержание с планом романа Мопассана

Боль обманутой женщины была знакома Ги де Мопассану не понаслышке. Его отец был повеса, который пропадал в игорных домах и увивался за красотками. Развод родителей стал для него первым жизненным потрясением.

Краткое содержание романа «Жизнь»

Главная героиня романа – Жанна, юная дочь барона, совсем недавно покинувшая застенки монастыря. Наконец, она почувствовала себя свободной и готовой схватить все блага жизни, о которых так долго мечтала, еще с 12 лет, когда, несмотря на слезы матери, была отдана на воспитание в монастырь, где содержалась в строгости и училась довольствоваться малым, живя добродетельной жизнью.

Она вышла оттуда наивной особой, лишенной способности видеть вещи в реальном свете. Вернувшись в имение Тополя в Нормандии вместе с родителями, Жанна знакомится с Жюльеном де Ламаром, разорившимся дворянином. Он производит самое приятное впечатление на юную девушку, равно как и на ее служанку Розали.

Вскоре отец сообщает ей, что Жюльен попросил ее руки. Она дает свое согласие. Молодая чета отправляется в свадебное путешествие на Корсику, где в Жанне пробуждается чувственность и женственность, делающие ее счастливой.

Однако ее несколько настораживает и смущает крайняя экономия, сродни скупости, проявляемая в путешествии ее супругом.

Жанна недолго наслаждалась своим семейным счастьем. По прибытии в свое родное имение Тополя, она замечает, как муж постепенно отдаляется от нее под предлогом хозяйственных дел.

Настоящим шоком станет для молодой женщины известие о том, что Жюльен с самых первых дней жизни в поместье изменял ей со служанкой Розали, которая к тому же родила от него ребенка. Жанна сильно переживает, ее бросает в жар.

Оправившись после недомогания, она пытается уехать от предателя-мужа в Руан, но родители уговаривают ее не спешить с таким решением. Узнав, что скоро станет матерью, Жанна решает остаться в имении.

После рождения сына Поля, молодая женщина перекладывает на него всю свою любовь и заботу, мало интересуясь делами мужа. Однажды героиня даже становится свидетельницей интрижки своего мужа с графиней Жильбертой де Фурвиль, но испытывает лишь презрение.

У нее больше не осталось прежних сильных чувств к мужу. Зато обманутый граф де Фурвиль, приходит просто в бешенство, узнав о тайной связи своей жены, а потому подстраивает им страшную смерть – сбросив в пропасть фургон на колесах, где неверные супруги предавались запретной страсти. Жанна, при виде изувеченного тела своего мужа, рожает мертвого второго ребенка.

Оставшись вдовой, Жанна посвящает всю свою жизнь своему единственному сыну. Тот, однако, доставляет своим родным множество хлопот. В колледже с трудом постигает науки. Вместо того чтобы учиться, ведет праздный образ жизни и забрасывает мать письмами с просьбами выслать еще денег, чтобы погасить многочисленные долги.

Перебирается в Лондон, где участвует в сомнительных сделках и связывается с женщиной легкого поведения. Постоянные переживания за непутевого внука доводят барона до удара, вслед за ним умирает и тетя Жанны – Лизон.

Героиня остается совсем одна, если не считать Розали, бывшую служанку, которая возвращается к ней, чтобы помочь справиться с горем.

Под конец романа мы видим героиню, в отчаянном положении, вынудившем ее продать имение и переехать в селение Батвиль. Вскоре она получает письмо от сына. Тот сообщает, что его жена находится при смерти после родов девочки.

Поль просит мать позаботиться о ребенке. Жанна с радостью соглашается.

Наблюдая за переменами в настроении своей хозяйки при появлении малютки, служанка Розали отмечает, что «жизнь не так хороша, но не так уж и плоха, как кажется».

Утраченные иллюзии в жизни

Картина жизни, нарисованная Ги де Мопассаном, выглядит мрачновато, порой, безрадостно и трагично, но всегда есть нечто, что удерживает героиню, дает ей силы жить дальше с верой в лучшее.

Муж не оправдал ее ожиданий, брак оказался большим разочарованием, сын, несмотря на всю материнскую любовь и заботу, оказался прожигателем наследства и искателем приключений, но роман заканчивается сценой, где Жанна держит на руках новую жизнь, – свою внучку. Значит, у нее еще есть надежда, есть для чего и кого жить…

Источник: https://alinec.ru/best-literature/zhizn-gi-de-mopassana.html

Жизнь — краткое содержание с планом романа Мопассана

  1. Знакомство с героями.

    Выход из монастыря

  2. Заключение брака
  3. Измены мужа и рождение ребенка
  4. Попытка родить второго ребенка
  5. Убийство супруга
  6. Воспитание ребенка
  7. Продажа имения
  8. Возвращение ребенка к матери

Жанна покидает стены монастыря второго мая 1819 года, ее забирает отец, который является бароном, у него достаточно чудаковатый характер, он привык следовать за Жан-Жаком Руссо и его жизненной философией. Поэтому он уверен, что дочку нужно воспитывать в целомудрии и доброте, а потом показать ей всю красоту мира, который его окружает. Девушка намерена провести лето в «Тополях», родовом поместье, которое расположилось у моря. С ней едет отец, матушка, горничная, Розали, которая была молочной сестрой, хозяйка по кухне и кучер. Девушка сразу погружается в мечты о любви, которые полностью завоевывают ее душу.

Находясь в поместье, девушка наслаждается жизнью, она проводит время за чтением, размышлениями и простым отдыхом. Сам баран развлекается экспериментами с земледелием и рыбачит, а баронесса перечитывает старые письма предаваясь воспоминаниям.

В скором времени приезжает аббат Пико, который является кюре прихода. Во время своего посещения он рассказывает о Виконте де Ламаре, который недавно похоронил отца, зарабатывает состояние и ищет себе невесту.

В воскресение женщины знакомятся с новым соседом, и с этого момента он становится постоянным гостем в поместье. Молодой человек делает Жанне предложение и только в этот момент она узнает его настоящее имя – Жюльен. Свадьбу они проводят скромно.

Первая брачная ночь становится для героини ужасом, она считает ласки супруга неприятными и не нужными.

В путешествие герои отправляются на Корсику, сам Жюльен постоянно со всеми торгуется и просит скидки. Только в поездке девушка начинает осознавать, насколько они разные в духовном плане, у них совершенно разные потребности и взгляд на жизнь.

Все удовольствие от телесных утех она познает только на лоне природы, когда с Жюльеном они путешествуют по диким скалам.

Когда они возвращаются домой, то осень и несбыточность мечты повергает Жанну в уныние, с которым она не может бороться. Супруг начинает терять к ней интерес, поэтому решает только вопросы по хозяйству и не следит за собой.

Из-за измены Жюльена девушка чуть не покончила жизнь самоубийством. Она заболевает и в этот момент узнает, что беременна. Все события приводят к тому, что она рожает преждевременно. Сыну дают имя Поль, а сама женщина не чает в нем души.

Супруги часто ездят в гости к Фурвилям, они весело проводят время и катаются на лошадях. Через некоторое время Жанна понимает, ее супруг имеет связь с Жильбертой де Фурвиль.

Возвращаются родители героини. Баронесса умирает, а девушка находит письма, которые ее мать писала своему лучшему другу, теперь она совершенно не верит окружающим людям.

Героиня грезит вторым ребенком, которого не хочет муж, но она фанатично добивается своего. Появляется новый кюре, который внушает необходимость церкви и того, что нужно обнажить грехи своего мужа. В этот момент Фурвиль узнает об изменах жены, поэтому сбрасывает любовников с обрыва, а ребенок Жанны рождается мертвым.

Героиня остается жить в поместье с папой и Лизон. В 12 лет Поля не допускают до причастия, поэтому вся общественность отворачивается от Жанны. В 15 лет его забирают в Гаврский колледж, а мать с трудом его отпускает.

Поль учится отвратно, играет в карты и из-за долга в 15 тысяч бросает учебу. Получив наследство от отца он проматывает его полностью.

Жанне нужно продать «Тополя» и переехать в маленький дом. Сама женщина страдает о том, как жила в прошлом и скучает по морскому берегу и сына. Она старается отыскать его в Париже, но находит кредитных работников.

Поль говорит о том, что у него родилась дочь, а супруга умерла. Он намерен вернуться к матери.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

← Пышка↑ МопассанОжерелье →

Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/mopassan/zhizn-roman

Ги де Мопассан — Жизнь

Семнадцатилетняя Жанна, дочь барона Ле Пертюи де Во, покидает монастырь, в котором прошли её отроческие годы, и возвращается вместе с родителями в имение Тополя, расположенное в Нормандии.

Здесь происходит её знакомство с сыном разорившегося дворянина Жюльеном де Ламаром.

Молодой человек щёгольской наружности производит приятное впечатление не только на Жанну, но и на служанку Розали, которая не может скрыть смятения при виде де Ламара.

Вскоре барон сообщает дочери, что Жюльен просит её руки; девушка отвечает согласием. После свадьбы молодая семья отправляется в путешествие на Корсику. Во время странствий Жанна привыкает к мужу, её женское естество пробуждается, и она чувствует себя счастливой. Единственное, что несколько омрачает дорожные впечатления, — это склонность Жюльена к экономии, граничащая со скаредностью.

Однако семейная безмятежность длится недолго: по возвращении в Тополя между супругами назревает отчуждение. Жюльен, занятый хозяйственными делами, перестаёт обращать внимание на молодую жену.

Настоящим потрясением для Жанны становится известие о том, что с первого дня пребывания в поместье де Ламар изменял ей с Розали и был отцом её ребёнка. Узнавшая об адюльтере Жанна долго пребывает в горячке.

Придя в себя, она пытается покинуть Тополя, уехать от мужа в Руан, однако родители убеждают её не торопиться. Свою лепту в сохранение семьи вносит и доктор, объявляющий о том, что Жанна скоро станет матерью.

Рождение сына Поля становится для Жанны столь важным событием, что дела и заботы мужа перестают её интересовать.

Оказавшись однажды невольным свидетелем любовной связи Жюльена и графини Жильберты де Фурвиль, она не испытывает ничего, кроме лёгкого презрения.

Зато граф де Фурвиль, застав жену с Жюльеном в небольшом фургоне на колёсах, устраивает неверным супругам страшную смерть. Когда тело погибшего Жюльена доставляют в Тополя, у Жанны, ожидавшей второго ребёнка, рождается мёртвый младенец.

Дальнейшая жизнь Жанны связана только с сыном.

Поль доставляет родным много хлопот: отправленный в Гаврский коллеж, он с трудом осваивает науки; затем начинает отправлять матери письма с просьбой прислать денег на погашение многочисленных долгов; позже, связавшись с женщиной лёгкого поведения, переезжает в Лондон и втягивается в сомнительные сделки. Переживания за внука доводят барона до апоплексического удара; следом за ним уходит из жизни тётя Лизон. В тот момент, когда Жанна остаётся совершенно одна, к ней возвращается Розали, берущая на себя все заботы о своей прежней хозяйке.

В финале романа к Жанне, вынужденной продать Тополя и перебраться в селение Батвиль, приходит письмо от Поля. Сын сообщает, что его жена родила девочку и сейчас находится при смерти. На просьбу забрать ребёнка Жанна откликается с готовностью. Наблюдая за её радостным волнением, Розали замечает, что жизнь «не так хороша, да и не так уж плоха, как думается».

Источник: https://KnigoPoisk.org/books/gi_de_mopassan_zhizn

Краткое содержание: Жизнь

Северо-западная часть Франции. Руан. Тихое майское утро 1819 года. Жанна — прелестная девушка с белоснежными волосами и глазами краше голубых агат, являясь дочерью барона ЛеПертьи де Во, самостоятельно укладывает вещи в крупные чемоданы. Ее взгляд то и дело устремляется в окно. Так хочется покинуть это место, жаль только, что дождь и не думает утихать.

С двенадцати лет Жанну окружали приспешники монастыря, строго воспитывающие ее ровно до того, как она вернулась домой. Наконец, ей даровали настоящую свободу и она, только что начав жить, тут же уезжает с родителями в «Тополя» — прекрасный замок ее рода, расположенный у берега моря, в котором она властна провести все лето! Несмотря на дождливую погоду, они уезжают.

Экипаж ведет добрейшей души отец, мамочка, значительно прибавившая в весе и Розали — молоденькая служанка. Дворец, расположенный в «Тополях», был весьма стар, однако, отец привел его в полный порядок. Правда, для этого ему пришлось продать одну из своих ферм. Тем более, что этот замок отныне принадлежал Жанне.

Она непременно поселится там, когда выйдет замуж, а пока, это всего лишь чудесное место для летнего отдыха.Замок оказался довольно просторным и уютным местом, но, несмотря на это, в нем царил беспорядок. Комод в стиле Людовика XIV окружали два вполне примечательных кресла.

Несмотря на слегка угнетающую обстановку, Жанна чувствовала себя полностью свободной, ведь впереди ее ожидала целая жизнь, наполненная неумолимыми страстями и, конечно, любовью. Осталось только найти Того единственного, кто навсегда разбудит ее спящее сердце.

Местный кюре, аббат Пико за обедом в «Тополях» припомнил, вкушая восхитительный десерт, что у него есть виконт де Лямар — новый прихожанин и интереснейшая личность по мнению аббата. Де Лямар был очень порядочным и скромным, однако восхищал своей очаровательностью. В воскресный день Жанна в компании с баронессой знакомятся с прекрасным юношей.

Вскоре он радует новых гостей своим визитом и, благодаря прекрасным манерам заслуживает приглашение на обед, который должен состоятся на следующей неделе. Казалось ничего особенного не произошло за этой светской трапезой. Только черные глаза де Лямара, сдобренные с легким бархатным оттенком, продолжают смотреть на Жанну.

Именно в эти минуты и свершается настоящая драма, которая не видна ни барону с баронессой, ни самой Жанне, ни даже нашему глубокоуважаемому читателю.С этого момент виконт — частный гость в их доме. Он смог зарекомендовать себя в качестве незаменимого помощника для всей семьи. Жюльен, так зовут де Лямара и Жанна во главе с отцом устраивают небольшую морскую прогулку.

Конечно, Жанна уже тогда ожидала того самого признания и Жюльен делает ей предложение.В скором времени был совершен обряд. Жанна никак не могла поверить, что за какие-то минуты она вдруг станет женой…женщиной. Жульен нежно нашептывает ей, что она вечером она станет только его. Вечером мамочка, не в силах справится с нахлынувшей сентиментальностью, прибегает к помощи главы семейства.

Отец с полной серьезностью и ответственностью проводить все необходимые наставления дочери.Раздевая Жанну, служанка Розали, проливает реки слез, однако Жанна не замечает этого. Она все ждет чего-то особого, пока сама не знает чего…И это случается в волшебную ночь.Позже случилось свадебное путешествие.

Катаясь по Корсике, Жанна, уже полноценная женщина, замечает, что чем дальше она познает Жюльена, тем отчетливее замечает его трусость, обыденность, жадность и неумолимое чванство.По возвращении в «Тополя» в первую ночь он остается у себя в комнате, и отыграв роль любящего супруга, совсем не наделяет Жанну своим бесценным вниманием.

Жюльен перестает бриться, носит старую рваную куртку и уж в значительной мере забывается за дегустацией коньяка, только что отведав завтрак. Жанну одолевает нестерпимая тоска, к тому-же Розали крайне изменилась и заболела. Поутру она медленно заправляет охладевшую постель Жанны и тут….В комнате у своей госпожи, находясь прямо на ее постели, верная служанка родила мальчика.

Взволнованность Жанны не знает границ. Она всей душой хочет помочь Розали, которая приходится ей молочной сестрой. Следует как можно быстрее отыскать отца ее ребенка и заставить вступить в брак. Но Жюльен принимает решение выгнать Розали вместе с незаконно рожденным! Жанна одолевать Розали своими расспросами, однако служанка лишь проливает слезы.

Супруг, несмотря на злость, возвращается к своим «обязанностям».Зима. Во дворец врывается холод. Вопреки плохому самочувствию Жанны, Жюльен требует любви. Она требует отложить его визиты в спальню хотя бы на дня два. Ночью Жанне стало особенно плохо: ее бил озноб. Она зовет на помощь служанку, но та не откликается. Жанна босыми ногами спускается к ней в комнату, но находит лишь пустые подушки.

Чувствуя непреодолимый холод и боль, она решается разбудить супруга, но натыкается на Розали, спящую c Жульеном в одной постели.Вскоре выяснилось, что виконт, поражающий всех своим идеальным воспитанием, еще когда впервые побывал в «Тополях» после обеда не ухал, а направился н чердак и искусил Розали.Жанна чудом выжила, а врач обнаружил у нее беременность.

Вскоре она родила мальчика, которого назвали Полем. Любовь к сыну заменила Жанне все, к тому-же деревенский кюре, нашедший для Розали супруга, устроил для всех почтенное примирение.Вскоре умирает матушка Жанны, а Жюльен, прослывший в округе, как ветреный ловелас, заводит роман с графиней де Фурвиль, жившей по соседству. Ревнивый граф тут же узнает об измене и убивает обоих любовников, подстроив дело так, будто все случилось, как несчастный случай. Поль тем временем достигает пятнадцати лет и отправляется на учебу в коллеж. Хорошее образование не помешало ему связаться с проституткой в 20 лет и сбежать от матери в Лондон. В конце концов он разоряет Жанну, ежедневно выпрашивая у нее определенные денежные суммы. Старый барон внезапно умирает, так и не пристроив имение в хорошие руки. Постаревшая Розали продолжает опекать Жанну.

«Тополя» продают. Жаль, что другого выхода так и не нашлось. Жанна и Розали проживают в уютном, но скромном доме. От Поля приходит письмо. Он извещает о том, что его возлюбленная родила прекрасную девочку, но умерла.

От былых страстей у Жанны остаются лишь короткие обрывки воспоминаний. Она замечает, что жить вовсе не такая прекрасная, как говорила Розали, но и не мрачная, как ее считает большинство.

Вместе с ней Жанна вспоминает тот дождь, вовремя которого они приехали в «Тополя».

Краткое содержание романа «Жизнь» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Жизнь». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: https://biblioman.org/shortworks/mopassan/zhizn/

Ги де Мопассан — Жизнь

Госпоже Бренн

дань уважения преданного друга и в память о друге умершем.

Ги де Мопассан. «Скромная истина»

Уложив чемоданы, Жанна подошла к окну; дождь не переставал.

Всю ночь стекла звенели и по крышам стучал ливень. Нависшее, отягченное водою небо словно прорвалось, изливаясь на землю, превращая ее в кашу, растворяя, как сахар. Порывы ветра дышали тяжким зноем. Рокот разлившихся ручьев наполнял пустынные улицы; дома, как губки, впитывали в себя сырость, проникавшую внутрь и проступавшую испариной на стенах, от подвалов до чердаков.

Выйдя накануне из монастыря и оставив его навсегда, Жанна жаждала наконец приобщиться ко всем радостям жизни, о которых так давно мечтала; она опасалась, что отец будет колебаться с отъездом, если погода не прояснится, и в сотый раз за это утро пытливо осматривала горизонт.

Затем она заметила, что забыла положить в дорожную сумку свой календарь. Она сняла со стены листок картона, разграфленный на месяцы, с золотою цифрою текущего 1819 года в виньетке. Она вычеркнула карандашом четыре первых столбца, заштриховывая все имена святых вплоть до 2 мая – дня своего выхода из монастыря.

  • Голос за дверью позвал:
  • – Жанетта!
  • Жанна ответила:
  • – Войди, папа.
  • И в комнату вошел ее отец.

Барон Симон Жак Ле Пертюи де Во был дворянином прошлого столетия, чудаковатым и добрым. Восторженный последователь Жана Жака Руссо, он питал нежность влюбленного к природе, лесам, полям и животным.

  1. Аристократ по рождению, он инстинктивно ненавидел девяносто третий год; но, философ по темпераменту и либерал по воспитанию, он проклинал тиранию с безобидной и риторической ненавистью.
  2. Его великой силой и великой слабостью была доброта, такая доброта, которой не хватало рук, чтобы ласкать, раздавать, обнимать, – доброта творца, беспорядочная и безудержная, подобная какому-то омертвлению волевого нерва, недостатку энергии, почти пороку.
  3. Человек теории, он придумал целый план воспитания своей дочери, желая сделать ее счастливой, доброй, прямодушной и нежной.
  4. До двенадцати лет она жила дома, а потом, несмотря на слезы матери, была отдана в монастырь Сакре-Кёр.

Там отец держал ее в строгом заключении, взаперти, в безвестности и в полном неведении дел людских. Он желал, чтобы она возвратилась к нему семнадцатилетней целомудренной девушкой, и собирался затем сам погрузить ее в источник поэзии разумного, раскрыть ей душу и вывести из неведения путем созерцания наивной любви, простых ласк животных, ясных законов жизни.

Теперь она вышла из монастыря сияющая, полная сил и жажды счастья, готовая ко всем радостям, ко всем прелестным случайностям жизни, которые представлялись ее воображению в дни праздности, в долгие ночи.

Она походила на портрет Веронезе своими блестящими белокурыми волосами, как бы обесцветившимися на ее коже, аристократической, чуть розоватой коже, оттененной легким пушком, который напоминал бледный бархат и был чуть заметен под ласкою солнца. Глаза Жанны были синие, той темной синевы, какою отличаются глаза голландских фаянсовых фигурок.

Около левой ноздри у нее была маленькая родинка; другая была справа на подбородке, где вилось несколько волосков, до того подходивших к цвету ее кожи, что их с трудом можно было различить.

Она была высокого роста, с развитой грудью и гибкой талией. Ее чистый голос казался иногда чересчур резким, но искренний смех разливал кругом нее радость.

Нередко привычным движением она подносила руки к вискам, как бы желая пригладить прическу.

Она подбежала к отцу, обняла его и поцеловала.

– Ну что же, едем? – спросила она.

  • Он улыбнулся, тряхнул довольно длинными, уже седыми волосами и протянул руку к окошку:
  • – Неужели тебе хочется отправиться в путь в такую погоду?
  • Но она молила его ласково и нежно:

– Поедем, прошу тебя, папа. После полудня погода разгуляется.

  1. – Но мама ни за что не согласится.
  2. – Согласится, обещаю; я беру это на себя.
  3. – Если тебе удастся ее уговорить, я не возражаю.

И она стремглав бросилась в комнату баронессы. Ведь этого дня отъезда она ждала со все возрастающим нетерпением.

С минуты поступления в Сакре-Кёр она не покидала Руана, потому что отец не разрешал ей никаких развлечений раньше установленного им срока. Только два раза возили ее на две недели в Париж, но это был опять-таки город, а она мечтала лишь о деревне.

Теперь ей предстояло провести лето в их поместье «Тополя», в старом фамильном замке, стоявшем на скалистом побережье близ Ипора, и свободная жизнь на берегу моря сулила ей бесконечные радости. Кроме того, было решено подарить ей этот замок, чтобы она постоянно жила в нем, когда выйдет замуж.

Дождь, ливший непрерывно со вчерашнего вечера, был первым большим горем в ее жизни.

Но через три минуты она выбежала из комнаты матери, крича на весь дом:

– Папа, папа! Мама согласна; вели запрягать.

Ливень не прекращался; он даже, пожалуй, усилился, чуть только карета подъехала к крыльцу.

Жанна собиралась уже сесть в экипаж, когда с лестницы спустилась баронесса, поддерживаемая с одной стороны мужем, а с другой – рослою горничной, хорошо сложенной и сильной, как парень.

Это была нормандка из Ко; на вид ей можно было дать по меньшей мере двадцать лет, а ей еще только что минуло восемнадцать.

В семье барона с ней обращались почти как со второй дочерью, потому что она была молочной сестрой Жанны. Ее звали Розали.

  • Главная обязанность Розали состояла в уходе за ее госпожой, непомерно располневшей за последние годы из-за расширения сердца, на которое она постоянно жаловалась.
  • Баронесса, сильно задыхаясь, сошла на крыльцо старого особняка, взглянула на двор, по которому стремительно текла вода, и заметила:
  • – Право же, это неразумно.
  • Муж, по обыкновению улыбаясь, ответил:
  • – Но ведь вы так пожелали, мадам Аделаида.
  • Баронесса носила пышное имя Аделаиды, и муж прибавлял к нему всегда «мадам» с оттенком чуть насмешливого уважения.

Она снова двинулась вперед и с трудом поднялась в экипаж, рессоры которого сразу осели. Барон поместился рядом с нею, а Жанна и Розали уселись на скамейке напротив.

Вслед за ворохом накидок – отъезжающие прикрыли ими себе колени – кухарка Людивина принесла две корзины и поставила их в ногах; затем она вскарабкалась на козлы рядом с дядей Симоном и укуталась большим пледом, совершенно ее закрывшим. Привратник с женою подошли проститься, захлопнули дверцу кареты и получили последние приказания по поводу багажа, который надлежало отправить следом на тележке; после этого тронулись в путь.

Источник: https://libking.ru/books/foreign-love/586504-gi-de-mopassan-zhizn.html

Ги де Мопассан «Жизнь»

«Жизнь» – подлинный шедевр Мопассана, роман, завораживающий читателя глубиной проникновения в женскую душу и яркостью реалистичного, бесстрастного, а порой беспощадного авторского взгляда на извечное «бремя страстей человеческих».«Жизнь» – это история утраченных иллюзий, несбывшихся надежд и преданных чувств. Не трагедия, но – тихая, незаметная драма человеческой жизни…

Первый роман Мопассана появился в газете «Жиль Блас» фельетонами, печатавшимися с 27 февраля по 6 апреля 1883 года. В том же году роман был издан Аваром отдельной книгой.

Оллендорф выпустил новые издания этого романа в 1891 и 1893 годах.

В первоначальном издании роман имел эпиграф «Скромная истина» и посвящение г-же Брэнн; по неизвестным причинам и эпиграф и посвящение исчезли в последующих переизданиях.

Экранизации:

— «Жизнь» / «Une vie» 2016, Франция, Бельгия, реж: Стефан Бризе

 1893 г. 1956 г. 1958 г. 1960 г. 1970 г. 1975 г. 1977 г. 1980 г. 1981 г. 1983 г. 1986 г. 1992 г. 1992 г. 1992 г. 1993 г. 1995 г. 2003 г. 2003 г. 2004 г. 2004 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. 2011 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. 2019 г. 2006 г.

Доступность в электронном виде:

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Шербетун, 3 декабря 2014 г.

«И вопросы: зачем, за что погублено это прекрасное существо? Неужели так и должно быть? сами собой возникают в душе читателя и заставляют вдумываться в значение и смысл человеческой жизни» (Л.Н.Толстой о романе «Жизнь»)

Вокруг нас столько обычных людей со своими простыми историями жизни, которые мы просто не замечаем. Мопассан дает возможность читателю взглянуть на незатейливое обыденное существование человека, осмыслить собственную жизнь, подумать насколько правильно живет он сам и предупредить возможные ошибки.

«Бесхитростная правда» — так называл свой первый роман Мопассан. Это рассказ об одной жизни, преисполненной несбывшихся надежд и мечтаний о счастье, разочарований, боли, предательства.

Главная героиня Жанна, представительница провинциального дворянства, предстает перед читателем семнадцатилетней наивной девушкой с открытым миру сердцем. Она воспитана в монастыре, полна жажды романтического счастья, чудес, любви, живет в розовом мире грез и видит в каждом мужчине своего единственного.

Им оказывается обольстительный обедневший дворянин Жюльен, женящийся на деньгах Жанны и ищущий плотских наслаждений на стороне. Вся жизнь несчастной Жанны с момента замужества превращается в череду испытаний и разочарований.

И уже на закате ее дней, Жанна, отчаявшаяся, запершаяся в своей раковинке, получает подарок судьбы, свою надежду – внучку…

Автор строит повествование на контрастах, тщательно изображает социальную среду с ее неумолимыми законами, определяющую характер и поступки героев, показывает в динамике человеческую жизнь, драму незаметного человека.

Мопассан чутко передает все оттенки чувств Жанны, вместе с ней грустит о ее разрушенной жизни и одиночестве.

Все взаимосвязано, и все происходящее в душе героини находит отражение в описании поместья Тополя и природы Нормандии.

Наверное, каждый, прочтя роман, найдет в портрете Жанны какую-то свою черточку, а в ее жизни увидит момент своей жизни или жизни знакомца…

Мопассан в финале произведения подводит итог незамысловатыми словами служанки и подруги героини:

«Жизнь, что ни говорите, не так хороша, но и не так плоха, как о ней думают».

Тиань, 1 октября 2015 г.

«Иллюзии свои оплакивать порой так же горько, как покойников».

Так и провела свою жизнь героиня романа — в погоне за иллюзиями и в оплакивании их крушения. При том воспитании, которое девушка получила, иллюзорным являлось все: семейная жизнь, материнство, поместье и состояние.

Будучи специально ограждаема от практических знаний о мире, взаимоотношениях людей, делах семьи, Жанна развила в себе болезненную мечтательность и поразительную способность не думать. Поспешный брак вполне объясним — когда девушке семнадцать, она готова излить свои чувства на любого хоть сколько-нибудь симпатичного молодого человека.

Но разочарование замужеством и экзальтированное материнство уже несколько за гранью, это результат воспитания, когда чрезмерно развивают чувства в ущерб уму.

В результате банальная, в общем-то, неверность супруга становится для Жанны трагедией всей жизни. И это тоже понятно. Рухнула главная иллюзия — любовная.

Смысл жизни виделся в счастливом браке, а брак получился обычным для ее круга, когда супруги живут каждый сам по себе, сохраняя видимость добрых отношений для посторонних и постепенно включая в число этих посторонних самих себя.

Так жили родители Жанны, для которых игра в благополучную семью была естественной и в какой-то момент органично слилась с реальной жизнью. Во всяком случае, они любили свою дочку и в отношении друг к другу проявляли теплоту. Они приняли правила игры, приспособились и строили свою жизнь по велению рассудка.

А научить этому свою девочку не смогли. Любили дочку, да, а вот воспитание предпочли препоручить монастырю и сами очень постарались соответствовать сложившейся у девочки иллюзии счастливого семейства. Впрочем, не исключено, что барон и баронесса действительно были счастливы, как счастливы люди, живущие в мире с самими собой.

У Жанны же так не получилось. Она не смогла примириться с изменами и холодностью супруга, не научилась компенсировать недостаток эмоций на стороне, как это делала ее мать, не научилась притворятся, как положено в ее кругу. Монастырское воспитание в данном случае оказалось на редкость эффективным.

В результате материнство стало для нее еще одной иллюзией. Она ухватилась за сына, как за спасательный круг от одиночества, не думая о нем, о его жизни, о его потребностях и будущем. Превратив мальчика в свою игрушку, она не озаботилась дать ему приличное образование, не научила ничему полезному, не подготовила к самостоятельной жизни.

Жанна мечтала видеть сына рядом с собой всегда, воспитать его сельским жителем, помещиком, но и в этом оказалась беспомощна, поскольку ей даже в голову не приходило, что помещик должен уметь вести дела своего поместья, а это требует знаний, навыков, систематичности, то есть обучения и воспитания.

Роль матери для нее оказалась такой же недоступной, как роль жены. И здесь мечтания главенствовали, рассудок же спал.

В результате вырвавшийся из под опеки взрослый недоросль очень быстро пустил под откос и свою собственную жизнь, и жизнь матери. Бедная женщина потеряла последнюю иллюзию — незыблемость своего статуса хозяйки родового поместья. Осталась последняя иллюзия — сама жизнь, проходящая в полусне на попечении бывшей горничной.

Казалось бы — это конец. Жанне осталось только окончательно превратиться в растение и тихо угаснуть. Но в финале в ее иллюзорную жизнь внезапно ворвалась жизнь реальная — маленький ребенок, внучка.

Жанна в своем материнском эгоизме не желала делить сына с невесткой и, соответственно, в ее мечтах не было такого персонажа, как внучка. Девочка пришла в сонное существование женщины из реального мира.

Новая слабенькая еще жизнь нарушила сонное угасание, заполняя собой все пустоты в сердце немолодой уже женщины, снова давая ей мотивацию жить.

https://www.youtube.com/watch?v=6xelDTOn7eU

До появления малышки все соприкосновения с реальностью для Жанны оборачивались трагедией: грубость и измены мужа, несвятость матери и отца, лицемерие соседей-аристократов, отвернувшихся от нее после конфликта с кюре, долговая бездна, в которой жил ее сын — все это заставляло женщину лишь глубже прятаться в свои страдания, поскольку она не обладала практической смекалкой, не умела разбираться в проблемах и решать их, она лишь переживала, страдала и жалела себя. Девочка стала первым положительным опытом столкновения с реальной, не выдуманной жизнью. Ее не ждали и не хотели, но она появилась и заставила стареющую женщину почувствовать себя живой, нужной и приобщенной к жизни.

«Вот видите, какова она, жизнь: не так хороша, но и не так уж плоха, как думается». — Так завершается роман, давая героине еще один шанс стать кем-то настоящим, на этот раз бабушкой.

И ведь на самом деле жизнь Жанны сложилась не так уж плохо. В самый критический момент, когда она потеряла все, Розали подхватила сломленную женщину и взяла ее под свою опеку из чувства благодарности за поддержку, некогда оказанную ей старым бароном, уже покойным отцом Жанны.

В жизни Жанны всегда были люди, которым она была не безразлична: сначала родители и тетушка, потом Розали. Она горевала, но не оставалась совсем одна со своим горем. Жизнь ее действительно была не так уж плоха, как ей самой думалось.

Просто она сама старательно пряталась от этой жизни, не имея смелости участвовать в ней на равных с другими людьми.

Жизнь — она такая: в юности манит иллюзиями, потом отнимает их одну за другой, многое дает, потом забирает частями, но пока она есть, перемены к лучшему возможны, если не думать о том, что именно тебе достались все несчастья мира, и руководствоваться в своих поступках не только чувствами, но и разумом, чтобы беспомощной крохе было где преклонить головку и повзрослеть, а блудным сыновьям было, куда возвращаться…

Across, 28 января 2013 г.

Роман оставляет невероятно гнетующее впечатление по прочтении. Настолько отвратительно и безысходно суметь описать жизнь провинциального дворянства- это тоже надо уметь. Мопассан блестяще с этим справился. Если угодны параллели с кино, то это чем-то похоже на творения М.Ханеке, только «Жизнь» еще сильнее.

Фактически, достоинства романа на этом и заканчиваются — в нем нет ни захватывающего сюжета, ни каких-то интересных философских мыслей, скорее он сам по себе одна философская, очень мрачная мысль.

Подписаться на отзывы о произведении

Источник: https://fantlab.ru/work269187

Читать

Ги де Мопассан

Жизнь

I

Бесхитростная правда Жанна уложила чемоданы и подошла к окну; дождь все не прекращался.

Ливень целую ночь стучал по стеклам и крышам. Низкое, набухшее дождем небо как будто прорвало, и оно изливалось на землю, превращая ее в месиво, распуская, точно сахар. Порывы ветра обдавали душным зноем. Журчание воды в затопленных канавах наполняло безлюдные улицы, а дома, точно губки, впитывали сырость, которая проникала внутрь и проступала на стенах, от погреба до чердака.

Жанна вчера лишь вышла из монастыря, наконец-то очутилась на воле, стремилась навстречу всем долгожданным радостям жизни, а теперь боялась, что отец не захочет ехать, пока не прояснится, и в сотый раз за это утро вглядывалась в даль.

Но тут она заметила, что забыла уложить в саквояж свой календарь. Она сняла со стены кусочек картона, разграфленный по месяцам и украшенный посредине виньеткой, где золотыми цифрами был обозначен текущий тысяча восемьсот — девятнадцатый год. Она перечеркнула карандашом четыре первых столбца и вымарала имена святых вплоть до второго мая, дня ее выхода, из монастыря.

  • За дверью послышался голос:
  • — Жаннета!
  • Жанна откликнулась:
  • — Войди, папа.
  • И на пороге показался ее отец.

Барон Симон-Жак Ле Пертюи де Во был аристократ прошлого столетия, человек чудаковатый и добрый. Восторженный последователь Жан-Жака Руссо, он питал любовную нежность к природе, к полям, лесам, животным.

  1. Как дворянин по рождению, он чувствовал инстинктивную вражду к тысяча семьсот девяносто третьему году, но, как философ по характеру, а по воспитанию — либерал, он ненавидел тиранию безобидной, риторической ненавистью.
  2. Великой его силой и великой слабостью была доброта, — та доброта, которой не хватало рук, чтобы ласкать, чтобы раздавать, обнимать, — доброта зиждителя, беспредельная, безудержная, какой-то паралич задерживающих центров, изъян воли, чуть ли не порок.
  3. Будучи теоретиком, он задумал целый план воспитания своей дочери, желая сделать ее счастливой, доброй, прямодушной и любящей.
  4. До двенадцати лет она жила дома, а затем, несмотря на слезы матери, ее отдали в Сакре-Кер.

Там он держал ее взаперти, в заточении, в безвестности и в неведении житейских дел. Он хотел, чтобы ему вернули ее целомудренной в семнадцать лет и чтобы сам он приобщил ее к поэзии природы, разбудил ее душу, рассеял ее неведение на лоне плодоносной земли, среди полей, хотел, чтобы она, увидев естественную любовь и безыскусные ласки животных, поняла гармоничность законов жизни.

И вот теперь она вышла из монастыря, сияющая, полная юных сил и жажды счастья, готовая ко всем радостям, ко всем чудесным случайностям, мысленно уже пережитым ею в одиночестве праздных дней и долгих ночей.

Она напоминала портреты Веронезе золотисто-белокурыми волосами, которые словно бросали отблеск на ее кожу, кожу аристократки, чуть тронутую розовой краской, затененную легким и светлым бархатистым пушком, заметным только в те мгновения, когда ее ласкал солнечный луч. Глаза у нее были голубые, темноголубые, как у человечков из голландского фаянса.

У нее была маленькая родинка на левом крыле носа, а другая справа, на подбородке, и на ней вилось несколько волосков, почти под цвет кожи, а потому незаметных.

Роста она была высокого, с развитой грудью, с гибким станом. Звонкий голос ее иногда становился резким, но простодушный смех заражал окружающих весельем.

Она часто привычным жестом подносила обе руки к вискам, словно поправляя прическу.

Жанна подбежала к отцу, обняла его и поцеловала.

— Ну, что же, едем? — спросила она.

  • Отец улыбнулся, покачал головой, украшенной длинными седеющими кудрями, и показал рукою на окно:
  • — Как же ехать по такой погоде?
  • Но она упрашивала нежно и вкрадчиво:

— Ну, папа, ну, поедем, пожалуйста. После обеда прояснится.

  1. — Да ведь мама ни за что не согласится.
  2. — Согласится, ручаюсь тебе.
  3. — Если ты уговоришь маму, я возражать не буду.

Тогда Жанна стремительно бросилась в спальню баронессы. Ведь этого дня, дня отъезда, она ждала со все возраставшим нетерпением.

Со времени поступления в Сакре-Кер она ни разу не выезжала из Руана, так как отец не допускал для нее до определенного возраста никаких развлечений. Ее только дважды возили на две недели в Париж; но то был город, а она мечтала о деревне.

Теперь ей предстояло провести лето в их имении Тополя, старинном родовом поместье, расположенном на горной гряде близ Ипора; и она предвкушала всю радость привольной жизни на берегу океана. Кроме того, решено было подарить ей это имение, чтобы она жила в нем постоянно, когда выйдет замуж.

Дождь, не перестававший со вчерашнего вечера, был первым большим огорчением в ее жизни.

Но не прошло и трех минут, как она выбежала из спальни матери, крича на весь дом:

— Папа, папа! Мама согласна; вели закладывать.

Ливень не утихал; когда карету подали к крыльцу, он даже, пожалуй, усилился.

Жанна уже ждала возле кареты, когда баронесса спустилась с лестницы; с одной стороны ее поддерживал муж, а с другой горничная, статная девушка, ростом и силой не уступавшая мужчине. Это была нормандка из Ко, на вид ей казалось лет двадцать, хотя на самом деле было не дольше восемнадцати. В семье ее считали почти что второй дочерью, так как она была молочной сестрой Жанны. Ее звали Розали.

  • Главной ее обязанностью было водить под руку баронессу, непомерно растолстевшую за последние годы вследствие расширения сердца, на которое она без конца жаловалась.
  • Баронесса, тяжело дыша, добралась до сеней, вышла на крыльцо старинного особняка, взглянула на двор, где струились потоки воды, и пробормотала:
  • — Право же, это безумие.
  • Муж отвечал ей с неизменной улыбкой:
  • — Это была ваша воля, мадам Аделаида.
  • Она носила пышное имя Аделаида, и муж всегда предпосылал ему обращение «мадам»с оттенком насмешливой почтительности.

Она двинулась дальше и грузно опустилась на сиденье экипажа, отчего заскрипели все рессоры. Барон уселся рядом. Жанна и Розали разместились на скамеечке напротив.

Кухарка Людивина принесла ворох теплого платья, которым покрыли колени, затем две корзинки, которые запрятали под ноги, наконец сама она вскарабкалась на козлы рядом с дядюшкой Симоном и закуталась с головы до пят в попону. Привратник и его жена попрощались, захлопывая дверцу, выслушали последние распоряжения относительно багажа, который надлежало отправить следом в тележке, и наконец экипаж тронулся.

Кучер дядюшка Симон, прячась от дождя, пригнул голову, поднял плечи и совсем потонул в своей ливрее с тройным воротником. Выл порывистый ветер, ливень хлестал в стекла и заливал дорогу.

Лошади крупной рысью плавно вынесли дормез на набережную, и он покатил вдоль длинного ряда кораблей, мачты, реи, снасти которых тоскливо поднимались к ненастному небу, точно оголенные деревья; дальше карета выехала на широкую аллею, проложенную по Рибудетскому холму.

Затем дорога пошла лугами, и время от времени сквозь водяную пелену смутно возникала мокрая ива, беспомощно, как мертвая, свесившая свои ветви. Копыта лошадей чавкали, и колеса разбрызгивали круги грязи.

Все молчали; казалось, умы отсырели так же, как земля. Маменька откинулась на подушки экипажа и закрыла глаза. Барон хмуро глядел на однообразный пейзаж, на затопленные водой поля. Розали, держа на коленях узел, застыла в тупой полудреме, свойственной простонародью.

Только Жанна, казалось, оживала под этим летним ливнем, как тепличный цветок, вынесенный на свежий воздух; радость, точно густая листва, защищала ее сердце от печали.

Хотя она молчала, ей хотелось петь, хотелось протянуть наружу руку, собрать воды и напиться; ей приятно было ощущать быструю рысь лошадей, видеть вокруг безотрадный, поникший под дождем ландшафт и сознавать, что она укрыта от этого потопа.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=20066&p=1

Образы – символы в романе мопассана «жизнь»

ОБРАЗЫ – СИМВОЛЫ В РОМАНЕ МОПАССАНА «ЖИЗНЬ»

Пащенко Елена Николаевна

бакалавр, НПУ им. М.П. Драгоманова, г. Киев

Е-mail: helenka_first@mail.ru

Исследования образов-символов, имеющихся в романе Ги де Мопассана «Жизнь», позволят еще глубже понять проблематику романа и осуществить более детальный анализ внутреннего мира главной героини произведения и то, какой именно автор хотел показать ее читателю.

Юрий Данилин и Василий Пащенко, говорят о том, что образами-символами являются сами герои романа. Так, например, образ мужа главной героини романа, виконта Жюльена де Ламара, символизирует приход нового, буржуазного общества, его обычаев и поведения.

В этом образе автор воплотил все худшие черты тогдашнего буржуазного общества — скупость, тщеславие, раболепия перед людьми выше происхождению или положению в обществе. Все его поступки, мысли и намерения говорят о ненавистное автору буржуазное общество, которое своим приходом ознаменовало распад, моральную и экономическую деградацию дворянства.

В отличие от Жульена где Ламара образ главной героини Жанны де Во и ее семьи, особенно ее отца («Барон Симон-Жак Ле Пертюы де Во Был аристократ прошлого столетия, человек чудаковатый и добрый. Восторженный последователь Жан-Жака Руссо, он питал любовную нежность к природе, к полям, лесам, животным» [3, с.

 25]), символизирует деградацию аристократии в условиях нового времени под влиянием буржуазного общества, которое быстро развивается.

В своих работах Юрий Данилин обращает внимание не только на главных героев, но и особую роль пейзажа, который отражает внутреннее состояние главной героини, ее чувства и переживания, т. е.

становится средством психологического анализа: «Жанне казалось, что сердце ее ширится, наполняется шепотом, как эта ясная ночь.

Какое-то сродство было между ней и этой живой поэзией, и в теплой белизне летнего вечера ей чудились неземные содрогания, трепет неуловимых надежд, что-то близкое к Дуновение счастья. И она стала мечтать о любви» [3, с. 34].

Образ восходящего солнца, символизирует начало нового дня, новой жизни, расцвет надежд главной героини: «Это было ее солнце! Ее заря! Начало ее жизни! Утро ее надежд! Они протянул руки к просветлевшим далями, словно порываясь обнять самое солнце» [3, с. 35].

Большое количество образов-символов непосредственно связаны с главной героиней. Они указывают на ее внутреннее состояние, чувства и надежды, которыми она живет, остальные дают читателю информацию о том, что ждет главную героиню в ее дальнейшей жизни.

Для начала, назовем и охарактеризуем образы-символы, которые дают читателю, при более детальном анализе, информацию о главной героине романа Жанну де Во.

Обратим внимание на описание комнаты Жанны, в которой читатель встречает достаточно детальное описание ее кровати: «При виде кровати Жанна вскрикнула от восторга. Четыре птицы из черного дуба, навощеного до глянца, поддерживали постель с четырех концов и, казалось, охраняли ее.

По бокам тянулись широкие резные гирлянды цветков и фруктов; а четыре искусно выточенных колонки с коринфскими капителями подпирали низ из переплетенных роз и купидонов. Ложе было монументальное, но при этом очень изящное, невзирая на суровый вид дерева, потемневшего от времени. Покрывало на постели и драпировки полога сияли, как два небосвода.

Они были из тяжелого синего шелка с вытканными золотом крупными геральдическими лилиями ».

Птицы являются символом непереходного, символом духа, души, божественного проявления, духов воздуха, возможности общаться с богами. Также птица символизирует мечту. Как мифологический символ птица очень часто связывается с серьезными изменениями (угроза несчастье).

Цветы и фрукты символизируют любовь и дружбу, достаток, процветание, земные радости и желания. Купидон —сын богини любви Венеры и является символом любви, а розы, с которыми переплетаются купидоны также является символом страстной любви. Также, кроме того.

Что роза является символом любви, она также символизирует грусть по прошлому, по юности, которая прошла. Последний элемент кровати — полог с изображенными на нем лилиями.

Лилия является одним из наиболее неоднозначным символов среди цветов — отождествление с христианской религиозностью, чистотой души, невинностью.

С описанием ее постели мы встречаемся на первых страницах романа и через это описание мы видим мечтательную, молодую девушку, полную надежд на чистую, романтическую любвь. Однако птицы на которых держится это кровать говорят о разочаровании в будущей жизни, которые ожидают ее.

Следующий образ-символ —обои в ее комнате, а именно гобелен с изображением истории пирами и Пирам и Фисба. На этих обоях изображена история романтической любви между двумя молодыми людьми.

Жанна, глядя на эти обои лелеет надежду на то, что ее ждет прекрасная, чистая любовь, как и у этих молодых людей. Однако если прочитать роман мы видим, что на самом деле ее ждать трагический конец.

«Она долго лежала так, в тоске, скользя видом по обоям, по старинной любовной легенде, украшавшей стены ее комнаты». После первой брачной ночи Жанна понимает всю тщетность ее надежд на счастливое будущее и что ее история будет не романтичной, а трагической.

Лев, который стал косвенно причиной смерти любимых, символизирует сам по себе солнечную энергию, королевскую власть, сила, мудрость, справедливость, а также и жестокость, ярость и смерть.

Важное место в жизни Жанны занимают ее часы, которые неоднократно упоминаются на страницах романа. «Часы представляли собой бронзовый улей, стоявший на четырех мраморных колонках над садом из позолоченных цветов. Тонкий маятник спускался из продолговатого отверстия в улье и заставлял пчелку с эмалевыми крылышками вечно порхать над этим цветником».

Образ пчелы сам по себе символизирует бессмертие, возрождение и чистоту души с одной стороны, а с другой — в греческой, арийской, ближневосточной и исламской традициях пчелы были аллегорией души. Часы являются символом времени и движения, чего-то вечного, что имеет свой предел.

В греческой мифологии часы воплощал идеи продолжительности, неотвратимости и неумолимости жизни.

Это — символ скоротечности жизни, свидетельство трансформации физического состояния всего живого, перехода от детства к юности, затем до зрелого возраста, а после — по старости — до конечной точки — к смерти.

Образ часов появляется каждый раз, когда на главную героиню ждут важные события. Так, мы встречаем первый раз его описание когда Жанна только выходит из монастыря и приезжает домой.

В следующий раз, когда она встречает виконта Жюльена де Ламара и влюбляется в него —«Она взглянула на часы, подумала, что Пчелка будет Свидетельница всей ее жизни, будетсвоим частым и ровным тиканьем откликаться на ее радости и горе, и остановила позолоченную мушку, чтобы поцеловать ее крылышкы».

Далее появляется образ часов Жюльена, который он перед первой брачной ночью кладет на камин. Здесь часы символизирует переход героини от юности к зрелости (от юной девушки к замужней женщины).

В дальнейшем, когда Жанну преследуют неудачи ее замужней жизни вновь упоминается ее часы, все так же отсчитывает время, т. е. воплощает в себе эту самую неотвратимость и неумолимость жизни. «Вдруг взгляд ее упал на часы.

Пчелка по-прежнему так же быстро и размеренно порхала слева на право и справа на лево над позолоченнями цветами. И тут Жанну пронизал порыв величайшел нежности, глубочайшего умиления перед этим маленьким механизмом, который выпевал ей время и бился, как живое сердце».

Когда умирает ее мать, Жанна также слышит тиканье часов: «Ей стало слышно легкое тиканье каминных часов и другой слабый звук, вернее —еле слышный шорох. Это продолжали идти маменькины часики, забытые в платье». Часы продолжают идти, независимо от того, жив их владелец или нет.

В этом моменте часы символизирует переход от старости к смерти, конечности человеческой жизни, неотвратимости смерти. Часы просто отсчитывают время, оставшееся героям произведения.

Необходимо выделить такой образ-символ, который не раз встречается на страницах романа и являются очень интересным —образ-символ платана. «Два дерева-гиганта возвышались по обоим краям газона рядом с домом, с севера — платан, с юга — липа» [3, с. 33].

Образ платана является полисемантическим и амбивалентным. Во многих источниках —это символ милосердия, морального превосходства. Но в контексте этого романа возможным станет толкование этого символа как символ краха семейных отношений.

И действительно, именно под этим деревом происходит первая официальная встреча Жанна со своим будущим мужем —виконтом Жюльеном где Ламаром: «Он явился, как раз, когда обновляли широкую скамью, поставленную в то же утро под большим платаном напротив окон гостинной» [3, с.

 43], а затем, уже после того как виконт предлагает ей руку и сердце, уже помолвлены, они опять же встречаются под этим деревом. Зная из текста романа этот брак не принес девушке ничего кроме страдания и горького разочарования в любви и семейных отношениях вообще.

Под этим же деревом у Жанны начинаются роды: «Во вторник вечером, когда все сидели под платаном вокруг дощатого стола, на котором стояли две рюмки и графинчик с водкой, Жанна вдруг вскрикнула, страшно побледнела и прижала обе руки к животу» [3, с. 116].

Она рожает сына, на которого возлагает все свои надежды, надеется на то, что они будут жить счастливо и заботиться друг о друге. Однако и он не оправдает ее ожиданий и даже причинит ей еще больше боли чем его собственный отец.

В будущем он променяет ее на любовь к легкомысленной девушке и будет использовать ее только для того, чтобы получить деньги.

И последнее важное событие, происходящих под платаном — смерть матери Жанны: «Уже здали ей было видно, что под платаном толпится народ. Она бросилась туда, люди расступились, и она увидела, что маменька лежит на земле… Лицо у нее почернело, глаза закрыты, а грудь, тяжело вздымавшаяся двадцять лет, не шевелится» [3, с. 136].

Все эти приведенные выше события подтверждают, что автор использовал образ дерева платана именно как символ краха семейных отношений, надежд и потерю иллюзий. Неслучайно все судьбоносные события, связанные с Жанной происходят под ним.

В конце романа, после продажи имения «Тополь» Жанна прощается с платаном, он занимал в ее жизни важное место, выступал как свидетель ее жизни и всех тех событий, которые произошли с ней. «Сухой сучок упал ей на платье; Жанна подняла глаза: он упал с платана.

Она подошла к толстому стволу с гладкой и блеклой корой и погладила его, точно живое существо.

Нога ее натолкнулась в траве на кусок сгнившего дерева; это был остаток скамьи, где она так часто сидела со своими близкими, той скамьи, которую поставили в день первого визита Жульена» [3, с. 206].

Итак, роман Ги де Мопассана «Жизнь» насыщенный образами-символами, которые помогают раскрыть нам внутренний мир главной героини, готовят к событиям будущего. С их помощью Мопассан неоднократно изображает разрушение мечтаний и надежд Жанны и подчеркивает всю трагичность ее жизни.

Список литературы:

  1. Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. Изд. 2-е, дополненное. —М.: Худож. лит, 1968. —255 с.
  2. Данилин Ю. Мопассан. Критико-биографический очерк. —М.: Худож. Лит. 1957. —200 с.
  3. Мопассан Ги де. Сборник произведений. – М.: Худож. Лит. 1970. —792 с.
  4. Пащенко В.І. Гі де Мопассан: нарис життя і творчості. —К.: Дніпро, 1986. —230 с.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/vii/30960

Ссылка на основную публикацию