Меню статьи:
Анну Ахматову литературный мир знает с разных сторон. Муза русского Серебряного века? Подруга Амедео Модильяни? Интеллигентная, утонченная женщина, перу которой принадлежат элегантные поэзии о любви.
Однако есть у писательницы и патриотические произведения, например, текст под названием «Не с теми я, кто бросил землю…». Поэтесса приняла непростое и очень храброе решение, когда в Российской империи разразилась революция, а после – Гражданская война.
Творческая интеллигенция (в большинстве своем) предпочитала покидать Российскую империю.
Стихотворение Анны Ахматовой “Мужество” – пример гражданских мотивов в поэзии автора. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения
Представители интеллигенции опасались, что их жизням угрожает опасность. Но Ахматова искренне любила свою страну, поэтому расценивала бегство как настоящее предательство. Советские власти понимали важность и значимость людей, подобных Ахматовой. Поэтому советское правительство предлагало писательнице беспрепятственный отъезд из страны. Но Ахматова раз за разом отказывалась.
Наконец, настал печальноизвестный 1922 год. В этот год из Советского Союза отправился корабль, названный «философским пароходом». Это была последняя возможность для эмигрантов уехать из страны. Ахматова в том же 1922 году пишет по этому случаю стих. Начинается произведение красноречиво – «Не с теми я, кто бросил землю…».
Образы ахматовского стихотворения
Ахматовой проводится резкая черта между своей персоной и людьми, которые проявили страх, малодушие, покинув свою родину. Из-за трусости и опасения за собственную шкуру такие люди массово уезжали из страны, оставляя Россию на поругание врагам.
Поэтому Ахматова словно выделяет несколько категорий людей: предатели и верные душой Российской империи. Поэтесса, впрочем, не наивна: Ахматова остается в своей стране, осознавая будущие сложности своей жизни.
У писательницы нет иллюзий и пустых надежд, что советская власть падет. Ахматова хочет только одного – остаться здесь, на родной земле, в такое тяжелое для России время.
Этот период – этап самых крупных испытаний, горестей и бед.
У Ахматовой явно негативное отношение к предателям. Впрочем, есть такие трусы и в категории людей, оставшихся на территории России. Это люди, изменившие своим взглядам и принципам, подпавшие под идеологию советского режима.
Разумеется, речь идет не о тех, кто искренне разделяет эту идеологию, но о тех, кто делает это из страха. Ахматова осталась на территории СССР, зная, что ее ожидает непрекращающаяся критика, гонения и беды.
Но поэтесса твердо и несмотря ни на что отстаивала свою позицию.
Чувства Ахматовой
В произведении слышится несколько настроений. Во-первых, Ахматовой жаль тех, кто покидает свою родину. Но, во-вторых, писательница ощущает к этим людям презрение. Ахматова понимает, что чужбина не бывает благосклонной к чужакам, к приезжим. У эмигранта судьба не менее тяжелая, чем у человека, оставшегося в сложный период на родной земле.
Судьба несчастных изгоев, предателей – вот, что ждет русских в далеких странах. И, действительно, Ахматова оказалась права. Лишь немногим из эмигрантов удалось занять достойные позиции в чужих краях. Множество русских, принадлежавших к высшим классам, превратились в представителей иностранного низшего класса.
Бывшие генералы пополнили ряды шоферов, бывшие аристократки и великосветские дамы – проституток.
С другой стороны, Ахматова гордится теми, кто решился остаться в СССР. Что ожидало этих людей? Ежеминутное пребывание на границе существования и смерти, бесконечные и ужасные страдания. Оставшиеся люди понимали, что у них не будет возможности знать: завтрашний день наступит.
Эта жизнь приравнивалась к вечной подвешенности на волоске от смерти. При этом для этих людей была характерна невероятная храбрость, потому что они не ждали от своих врагов мягкости. Происходящее воспринималось как наказание, как возмездие.
Стоит отметить, что к такому способу восприятия событий располагало и православие, ведь религиозный аспект всегда имел огромную важность в России.
Ахматова знает, что в будущем потомки поймут ее поступки и справедливо их оценят. Писательница рассказывает, какие глубокие, неизгладимые следы оставили в ее душе эти кровавые времена. Но поэтесса не жалеет о пережитом, потому что испытания закаляют характер, дают силы на выживание. Что произошло с Ахматовой дальше известно очень хорошо.
Писательнице суждено пережить тяжелые утраты, потери самых близких людей, а преследования и гонения будут продолжаться до конца жизни Ахматовой. Но в этой тяжелой ситуации поэтесса все равно не открестилась от своих идеалов.
Для литературоведов и исследователей творчества Ахматовой это произведение выглядит как пророческий манифест, как кредо, которому писательница следовала до самого конца.
Патриотическая литература в контексте ахматовского творчества
Фигура Ахматовой в буре времен
Ахматову называли красавицей, «нежной европиянкой», которая получила свою славу, когда вышел ее первый лирический сборник. Писательница была избалована восторгом публики. Поклонники и друзья уделяли поэтессе внимание и бурно восхваляли ее. Ахматова привыкла к среде талантливых людей, интеллигенции, богемы – петербургской и парижской.
Ахматова была моделью и музой для художников, а писатели и поэты сочиняли в честь нее стихи. Русская писательница отличалась даже излишней самобытностью, уверенностью в себе и своих силах. Да, Ахматова была неудобным человеком. С Ахматовой было сложно расправиться.
Поэтессу нельзя было просто убить, учитывая популярность, известность и яркость Ахматовой в литературном мире.
Произведения Ахматовой отказывались печатать, а сама фигура писательницы постоянно поливалась грязью. Своим упрямством, неуступчивостью поэтесса вызывала раздражение у бюрократов. Ахматова упрямо не желала приспосабливаться. В этот период писательницу именовали «камерной поэтессой», и это было далеко не худшим из определений Ахматовой.
Война в жизни Ахматовой
Ахматовой исполнилось двадцать пять лет. И вот, эта изысканная, молодая, красивая, окруженная любовью женщина ощутила присутствие в своей жизни войны.
Произведение «Реквием» создавалось Анной Ахматовой на протяжении 1938–1940 годов. Изначально поэтесса планировала создать совершенно иной текст. Что побудило ее изменить решение, читатели узнают, ознакомившись с описанием этой поэмы.
До войны Ахматова знала лишь литературу, была окрылена своей верностью Музе. В 1914 году писательница скажет, что в одно мгновение люди постарели на сотню лет. Эти слова прозвучали в произведении под названием «Памяти 19 июля 1914 года»:
Из памяти, как груз отныне лишний, Исчезли тени песен и страстей. Ей – опустевшей – приказал Всевышний
Стать страшной книгой грозовых вестей…
Ахматова описывает происходившие вокруг события:
Над ребятами стонут солдатки, Вдовий плач по деревне звенит…
Роли Ахматовой
Ахматова не только поэт. Она была настоящей женщиной. Художница, жена, мать – вот роли поэтессы. В газетах восхваляют героизм, подвиги, славу, но разве кто-то сможет понять лучше, чем Ахматова, чувства женщин, которые потеряли своих мужей и сыновей? Ведь и сама писательница пережила этот ужасный опыт. Весь героизм, патриотизм отходит на второй план перед материнской болью.
Для того ль тебя носила Я когда-то на руках… …Без недели двадцать лет
Он глядел на Божий свет…
Революция остро поставила вопрос об эмигрантах. Родные пенаты покинули друзья, близкие товарищи Ахматовой. Писательница ощущала амбивалентные чувства. Горечь, тоска, злость – потому что этих людей поэтесса считала предателями. Но в целом Ахматова чувствовала себя осиротевшей – так же, как осиротела Россия, русская литература, русский язык:
Мне голос был. Он звал утешно. Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух. Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух…
Реакция эмиграции на творчество поэтессы
Конечно же, в среде эмигрантов ахматовские произведения заметили достаточно быстро. Реакция на патриотическую лирику писательницы оказалась двоякой.
Большинство эмигрировавших соотечественников осыпали Ахматову упреками, считая, что писательница служит советской власти.
И правда, как еще расценить отказ Ахматовой уехать? Эмигранты расценивали этот жест не как акт верности родной земле, но как прогиб под новое советское правительство. Ахматова считала эмигрантов предателями, а те, в свою очередь, тоже видели в писательнице изменницу.
Но для поэтессы наивысшей изменой было решение бросить родные земли, чтобы враги мучили и терзали Россию. Именно строку «на растерзание врагам» литературные критики считают центром этого ахматовского произведения. Да и в целом патриотического творчества писательницы:
Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой…
Верность поэтессы
Ахматова дает обещание не отдавать врагам своих песен. И следует заметить: писательница сдерживает свое слово. Можно только вообразить, насколько мужественным, храбрым человеком должна была быть Ахматова. Ведь поэтесса не побоялась противостоять советской власти.
Жизнь Ахматовой стала сплошным, тотальным преследованием. Прошла революция, и на голову поэтессы посыпались несчастья. Расстреляли бывшего мужа писательницы – Гумилева. Товарищи, друзья, коллеги массово эмигрировали из страны, опасаясь за свои жизни.
Другие – умирали, исчезали… Когда умер Николай Гумилев, Ахматова заметила: Россия любит кровь.
1925 год. Произведения поэтессы выходят все реже и реже. Ахматова уже определилась со своей позицией. Это была позиция неучастия. Да, произведения не печатают, но никто не может запретить писать, называть вещи истинными именами. Ахматова углубляется в изучение Библии, авторов древности. В этот период поэтессу интересует Шекспир и Пушкин. Ахматова – не конъюнктурная писательница.
На этом несчастья для Ахматовой не заканчиваются. Сын поэтессы – Лев – попадает в тюрьму. Полтора года страдающая мать ждет сына, выстаивает очереди в тюрьме, пишет – и письма, и художественные тексты. Эти строки в будущем лягут в основу ахматовского «Реквиема».
Ахматова вспоминает некий случай, когда в очередной тюремной очереди она встретила женщину. Та не знала, кто такая Ахматова. Однако попросила поэтессу описать увиденное. Так Ахматова стала своеобразным хроникером этих тягостных для России событий.
Пожалуй, в каком-то смысле роль летописца давала Ахматовой силы жить и творить.
На пороге Великой Отечественной Войны
Действительно, писать такие произведения в столь страшное время мог себе позволить только очень смелый человек. Более того, Ахматова не писала свои тексты «в стол». Писательница зачитывала написанное знакомым, коллегам – тем немногим людям, которые тоже остались в России.
Если бы на такие читки кто-то донес, Ахматову немедленно бы расстреляли. Как и ее слушателей. Но ни один человек из аудитории поэтессы не сказал властям ни слова. Официальной прессы не замечались ахматовские произведения, либо же тексты поэтессы критиковались за «камерный» характер.
Шедевры писательницы переписывали вручную, учили наизусть, читали в узких кругах…
И даже в тюрьмах. Искренние, глубокие произведения ценили читатели. Популярность ахматовских текстов была выше, чем «образцовые» официальные поэзии.
Но вскоре развернулись события Великой Отечественной Войны.
В это время поэтесса находилась в Петербурге. Теперь Ахматова утратила все шансы покинуть территорию России. Но писательница и не стремилась бросать отечество в такой сложной исторической ситуации.
Заказов на тексты не было. Все произведения писались лишь от души, от сердца, и сразу же становились всенародно известными.
В атмосфере бомбежек и страха тексты Ахматовой начинают печатать даже газеты, вроде «Правды»:
Не страшно под пулями мертвыми лечь. Не горько остаться без крова, – И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово, Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!..
Послевоенное время
В послевоенные годы поэтесса часто бывала на митингах, а также посещала литературные вечера. Ахматову любила публика. Учитывая слишком заметную популярность поэтессы, власти не трогали Ахматову. Однако переломным стал 1946 год.
Ахматову объявили персоной non grata в литературных кругах. Писательницу исключили из Союза писателей. Естественно, Ахматовой было запрещено печатать свои тексты.
Но это не удивило поэтессу, потому что такое случалось уже не в первый раз:
Забудут? – вот чем удивили!, Меня забывали не раз. Сто раз я лежала в могиле, Где, может быть, я и сейчас. А муза и глохла и слепла, В земле истлевала зерном, Чтоб после, как .Феникс из пепла,
В эфире восстать голубом…
На первый план вышел круг «народных поэтов», которые издавали свои произведения «гражданского» характера. В этих текстах прославлялась генеральная партийная линия. Жизнь Ахматовой полнилась тягостными лишениями, утратами, вечным ожиданием перемен… Поэтесса говорила о себе так:
Я была тогда с моим народом Там, где мой народ, к несчастью, был…
Ахматова как народная поэтесса
Известностью в народе, тяжелой жизнью, твердостью позиции Ахматова завоевала признание широких масс. Писательница стала настоящей народной поэтессой – по сути, а не по ярлыку. Ахматова осталась верной – мировоззрению, таланту, принципам, людям, которых любила. В 1959-м из-под пера Ахматовой выходят такие строки:
Из-под каких развалин говорю, Из-под какого я кричу обвала, Как в негашеной извести горю
Под сводами зловонного подвала…
Заканчивает писательница не менее символично. В этих строках читатель понимает: несмотря на все трудности, поэтесса верит в лучшее будущее:
И все-таки узнают голос мой, И все-таки опять ему поверят…
Ахматову волнует судьба любимой родины, любимых людей. Однако поэтесса не тревожится о собственной судьбе. В 1950-е и 1960-е годы поэтесса занимается созданием мемориала – памятника людям, пострадавшим от репрессий сталинского периода. Официально – учитывая гражданскую позицию поэтессы – Ахматова не могла называться «народным» деятелем. Вот, например, строки из текста «Поэма без героя»:
И проходят десятилетья, Пытки, ссылки и смерти…
Петь я В этом ужасе не могу…
Завершим излюбленной, программной фразой Ахматовой:
Поэт – это тот, кому ничего нельзя дать и у кого ничего нельзя отнять.
Источник: https://r-book.club/shkolnoe/stihi/ne-s-temi-ya-kto-brosil-zemlyu.html
Анализ стихотворения Ахматовой Не с теми я, кто бросил землю…
С первой строки стихотворения Ахматова отделяет себя от «тех». Автор принципиально не с ними. А кто же они? Это те, кто не просто оставил Родину, но оставил её врагам на растерзание. Страшная картина нарисована уже в самом начале стихотворения.
Далее, поэтесса говорит о тех предателях, что им она не отдаст свои песни, то есть не будет сочинять стихов, которые выразили бы какую-то их идею. Ведь даже предательство Родины можно было бы оправдать красивыми словами.
И Ахматова не слушает грубую лесть, хотя, понятно, что они пытаются талантливую поэтессу заманить на свою сторону.
Речь, конечно, о революционных событиях в России. Когда кто-то согласился с Советами, перешел на сторону красных большевиков.
Во второй строфе говорится о тех, кто остался с другой «белой» стороны. Здесь речь об иммигрантах, об интеллигенции, которым сочувствовала Ахматова. Конечно, судьба изгнанника незавидна. Его сравнивает поэтесса с заключенным, с больным, странником. Для описания его пути используется эпитет «темный», а его хлеб вдруг горько пахнет полынью.
Но вот автор говорит о себе и таких, как она. Они не предатели, но и не изгнанники. Они остались в чаду, сравнение которое показывает адский огонь гражданской войны. Слова о погубленном остатке юности намекают на то, что сподвижники Ахматовой уже не юноши, но ещё и не совсем взрослые люди, но беспечности они предпочли борьбу. Так они не отклонили ни одного удара, то есть не испугались.
В последней строфе Ахматова говорит, что позже их оценят – каждый их час. Сразу героев настоящих не видно… И в самом финале строки, которые станут эпиграфом к стихотворению «Родная земля». Строки о бесслезных людях. И контраст в конце: надменные и простые одновременно они. Надменны, видимо, они во всем трусам и предателям.
Это стихотворение об избранности и героизме.
Анализ стихотворения Не с теми я, кто бросил землю… Ахматовой
Стихотворения поэтессы Ахматовой Анны многих людей просто покорили, ведь ее произведения написаны от души. Свои мысли она показывала в своих же простых, но даже в какой-то степени – сложных стихотворениях.
Именно это стихотворения Ахматова написала в тот сложный моменты, когда ей нужно было решаться, что выбрать – спасение, но подлость для своей души, или же – быть верной самой себе, но вместе с тем – это опасно. Вот такие размышления были в тот момент у поэтессы в голове.
И дело было в том, что была революция. И когда она прошла, можно было уезжать из России, которая была разграбленной и разрушенной, так как в тот момент там было особенно трудно жить и существовать. Именно потому большинство людей собирались и уезжали.
Но Анна Ахматова сделала свой выбор, ее совесть осталась чиста. Она осталась вместе со своим сыном в России. Она не боялась репрессий и голода, она была сильной женщиной.
Это стихотворение считается критиками – патриотичным. Ведь в своих первых строках стихотворения поэтесса пишет о том, что она не с теми, кто предал, таким образом, свою страну. К тому же, Ахматова не представляла себя вне своей страны. Так как всегда любила и уважала родину. Поэтесса даже поставил на кон – свою карьеру.
И даже когда была блокада, поэтесса ни разу за то время не пожалела о своем решении. Но самое большое огорчение и трагическое событие заставили написать женщину это стихотворение. Так как вскоре ее мужа, Николая Гумилева, расстреляли, после того, как арестовали. Но, как ни странно, Ахматову даже это не остановило.
Она все равно не стала предательницей родины.
Также, поэтесса пишет о том, что не признает новой власти, так как их лесть – настолько груба, что это явно видно и настолько фальшиво, что становиться просто грубостью.
К тому же, Ахматова отмечает, подчеркивая, что никогда не получат они ее произведения, которые она писала от души своей.
Получается так, что Ахматова отказывается от предложения писать стихи, которые восхваляли бы новое правительство. Так как для нее – это малодушие и ложь.
В стихотворение идет речь о тех людях, которые оказались трусами и уехали за границу. Автор пишет о своей жалости к ним, и выражает мысль, что они пошли не той дорогой. Ахматова не боится, она пишет, гордясь, о том, что ни единый удар не был отклонен. В стихотворении Ахматова выражает уверенность, что каждому воздастся по заслугам.
Анализ стихотворения Не с теми я, кто бросил землю… по плану
- Анализ стихотворения Есенина Мелколесье степь и дали 6 класс
Это стихотворение Есенина своими строфами напоминает сборник частушек, которые соединены общим сюжетом, идеей, стилем. Впрочем, в самих четверостишьях бывает не всегда различима логическая связь - Анализ стихотворения Зима Апухтина
Произведение является одним из стихотворений поэта, написанных в жанре философско-психологической лирики. Ключевая тематика стихотворения представляет собой авторские размышления о смысле человеческой жизни, ее скоротечности и необратимости - Анализ стихотворения Какое счастие: и ночь, и мы одни! Фета
В центре событий герой фетовской лирики, который старается найти гармонию, а она вечно от него ускользает. Он старается быть уверенным, что чудо может существовать совершенно рядом с наблюдателем - Анализ стихотворения Ахматова Сжала руки под темной вуалью…
Стихотворение является ярким примером творчества великой русской поэтессы. Здесь Анна Ахматова, как всегда, красочно передала внутреннее состояние главного героя всего лишь в нескольких строках, при этом наделив каждого из них неповторимым набором качеств - Анализ стихотворения Во всем мне хочется дойти Пастернака
Стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути» является известным творением русского поэта Бориса Пастернака. Оно написано в тяжелое время для поэта. Все коллеги Пастернака пошли на него войной и стали главными врагами.
Источник: https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatova/ne-s-temi-ya-kto-brosil-zemlyu
Не с теми я, кто бросил землю
В 1922 году Ахматова окончательно решает не уезжать из России, оставаясь в стране, несмотря на крайне тяжёлую ситуацию и полыхающие по Отчизне пожары. В год принятия решения оставаться и пишется стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю». В нём видны причины и переживания поэтессы, принявшей решение и поставившей на кон не только собственное счастье, но и жизнь.
Фон стихотворения
Что произошло между революцией и 1922 годом в жизни автора строк? За границей оказался муж, русский офицер Николай Гумилёв, в Европу уехало много друзья и коллег по литературному цеху. Анна Андреевна также могла до 1922 года покинуть СССР – дорога до этого момента была открыта.
Ахматова принимает тяжёлое решение остаться, не обращая внимание на начало гонений среди творческой интеллигенции и членов семей белогвардейцев. Вместе с тем, Анна понимает эмигрантов, глядя на них с чувством жалости:
Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной.
Горечь выбора
По мнению поэтессы, чужой хлеб может пахнуть только полынью, дорога того, кто покинул Родину темна, он ходит по ней, как заключённый по камере. Автор строк предпочитает есть полынь вместо хлеба, но оставаться на своей земле. Она не хочет оторваться от корней и стать странником.
Важно обратить внимание на два момента, без которых анализ строк будет поверхностным. Во-первых, до 22 года Ахматова могла уехать без препятствий, во-вторых, поэтесса не была поклонником Советской власти.
Это открывает нам очевидные вещи – выбор Анны добровольный и остаётся она в России не ради идеалов социализма. При этом автор строк понимает, что оставаясь в СССР она просто губит остаток молодости и принимает на себя все удары, которые валятся на новую-старую страну:
А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя…
Пряник или соль
Анна Андреевна не видит себя вне Родины, понимая под словом «Родина» не власть, а саму землю русскую. Поэтесса готова перенести всё, что уготовано ей судьбой, но не готова поменять временное лучшее, сахарный пряник изгнания, на соль русской земли.
Даже много лет спустя Анна Андреевна ни разу не сожалела о своём выборе, хотя в СССР она долго не писала, её не публиковали, про неё забыли.
Принимая решение остаться на Родине, Ахматова понимала, на что она себя обрекает, но и знала, что от этого получит.
Обречение на десятилетия презрения – это ничто за право ходить по родной земле и дышать тем воздухом, которым дышали наши деды и прадеды.
Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю» — это яркий образец настоящего патриотизма, когда любовь в Родине перевешивает унижения, оскорбления и даже возможную смерть. Заметим, что речь идёт о настоящем патриотизме, а не о его бульварно-искусственном собрате, вскормленном золотой грудью гнилого тела властолюбия.
- Не с теми я, кто бросил землюНа растерзание врагам.Их грубой лести я не внемлю,
- Им песен я своих не дам.
- Но вечно жалок мне изгнанник,Как заключенный, как больной.Темна твоя дорога, странник,
- Полынью пахнет хлеб чужой.
- А здесь, в глухом чаду пожараОстаток юности губя,Мы ни единого удара
- Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке позднейОправдан будет каждый час…Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Июль 1922
Читает стихотворение Елена Демидова. Слушая строки их проще понять и легче запомнить.
Источник: https://stihirus24.ru/anna-akhmatova/273-ne-s-temi-ya-kto-brosil-zemlyu.html
«Не с теми я, кто бросил землю…», анализ стихотворения Ахматовой
«Не с теми я, кто бросил землю…» — одно из самых известных и цитируемых стихотворений Ахматовой, относящееся к гражданской лирике.
Краткая история создания
Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» датировано июлем 1922 года и входит в сборник «Anno Domini MCMXXI». Велика вероятность, что создавалось оно под впечатлением от событий, происходивших в то время с советской интеллигенцией.
В мае 1922 года Ленин отправил Дзержинскому записку, в которой говорилось о подготовке к высылке «писателей и профессоров, помогающих контрреволюции». Уже в июне за границу отправили первых двух человек.
16 июля появилось письмо Ленина, адресованное Центральному комитету и предлагающее арестовать, а затем выслать несколько сотен представителей интеллигенции, причем без объяснения причин. Впоследствии планы эти начали реализовываться.
Если Ахматова знала о намерениях Ленина, что вполне допустимо, то стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» — реакция на действия властей. Если не знала, то произведение, скорей всего, посвящено людям, уехавшим из России после падения царского режима.
Тематика, сюжет, композиция
Сюжета у стихотворения нет. Внимание читателей сосредоточено на мыслях и чувствах лирического героя. Принято полагать, что основная тема произведения – тема эмиграции. «Не с теми я, кто бросил землю…» часто рассматривают в качестве жесткого высказывания, направленного против людей, покинувших Россию после Великой Октябрьской революции.
Доля изгнанника в стихотворении – это тяжелая доля. Хлеб эмигранта пахнет полынью, дорога его темна. Тем, кто остался на родине, тоже приходится трудно – пребывающая в «глухом чаду пожара» Россия опасна. Им остается только надеется на то, что время расставит все по местам, что впоследствии «оправдан будет каждый час».
Композиционно произведение строится на антитезе – уехавшие противопоставляются оставшимся.
Существует и другое толкование стихотворения. Например, поэт Дмитрий Бобышев, в начале 60-х годов входивший в ближайший круг общения Ахматовой, считал, что не эмиграция – главная тема.
По его мнению, упомянутые в произведении люди, бросившие землю на растерзание врагам, — это те, кто подписал Брестский мир в 1918 году, ознаменовавший выход Советской России из Первой мировой войны и поражение в ней.
При таком толковании грубая лесть, которой не внемлет лирическая героиня, исходит не от эмигрантов, а от представителей новой власти. Если принять эту трактовку, то по-другому начинает звучать вторая строфа.
Получается, она рассказывает о тех, кого советская власть изгнала из страны, а не о тех, кто сам уехал, и к ним героиня действительно испытывает жалость. В таком случае смысловая оригинальность заключается в том, что речь в стихотворении идет о противостоянии властям, о людях, которых вынудили покинуть родную землю, и об оставшихся, на чью долю в дальнейшем также выпадет немало испытаний.
Лирический герой
Восприятие образа лирического героя практически полностью обусловлено выбранной трактовкой стихотворения. Впрочем, есть и некоторые общие черты. В независимости от толкования произведения понятно, что его лирическая героиня – сильная личность, способная стойко переносить трудности, не желающая поступаться своими моральными принципами и готовая к борьбе.
Размер, рифмы, тропы
Стихотворение написано ямбом. Рифмовка использована перекрестная, рифмы есть как мужские, так и женские.
Среди средств художественной выразительности, встречающихся в произведении, — эпитеты («грубая лесть», «глухой чад»), сравнение (изгнанники сопоставляются с заключенными, больными), аллитерация на «р» (первые две строчки).
Кроме того, важную роль играет сочетание «высокой» лексики («не внемлю», «растерзание») с бытовой («хлеб чужой»).
- «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
- «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
- «Сжала руки под темной вуалью…», анализ стихотворения Ахматовой
- «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
- «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой
- «Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой
- «Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой
- «Родная земля», анализ стихотворения, сочинение
- «Вечером», анализ стихотворения Ахматовой
- «Гость», анализ стихотворения Ахматовой
- «Мне голос был», анализ стихотворения Ахматовой
- «Белой ночью», анализ стихотворения Ахматовой
- «Смятение», анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение
- «Уединение», анализ стихотворения Ахматовой
- «Поэма без героя», анализ произведения Ахматовой
- По произведению: «Не с теми я кто бросил землю…»
- По писателю: Ахматова Анна Андреевна
Источник: https://goldlit.ru/ahmatova/1165-ne-s-temi-ya-analiz
«Не с теми я, кто бросил землю…» А. Ахматова
- «Не с теми я, кто бросил землю…» Анна Ахматова
- Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю, - Им песен я своих не дам.
- Но вечно жалок мне изгнанник
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью па?хнет хлеб чужой.
- А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара - Не отклонили от себя.
- И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей безслёзней, - Надменнее и проще нас.
После революции Анна Ахматова оказалась перед весьма непростым выбором – остаться в разграбленной и разрушенной России или же эмигрировать в Европу. Многие ее знакомые благополучно покинули родину, спасаясь от голода и предстоящих репрессий. У Ахматовой также была возможность вместе с сыном уехать за границу.
Сразу после революции во Франции оказался ее супруг, поэт Николай Гумилев, и, воспользовавшись этим, Ахматова могла беспрепятственно уехать. Но она отказалась от такой возможности, хотя и предполагала, что отныне жизнь в мятежной России обещает превратиться в настоящий кошмар.
Вплоть до начала массовых репрессий поэтессе неоднократно предлагали покинуть страну, но каждый раз она отказывалась от столь заманчивой перспективы.
В 1922 году, когда стало ясно, что границы закрыты, а внутри страны начались гонения на неугодных власти людей, Ахматова пишет стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…», исполненное патриотизма.
Действительно, эта поэтесса неоднократно признавалась, что не представляет своей жизни вдали от родины. Именно по этой причине она поставила на кон собственную литературную карьеру и даже жизнь ради возможности остаться в любимом Петербурге.
Даже во время блокады она ни разу не пожалела о своем решении, хотя балансировала между жизнью и смертью. Что же касается самого стихотворения, то оно появилось на свет после того, как поэтесса пережила личную драму, связанную с арестом и расстрелом ее бывшего супруга Николая Гумилева.
Но даже этот факт не остановил Ахматову, которая не хотела становиться предательницей родины, считая, что это единственное, чего никто не сможет у нее отнять.
Поэтесса не питает иллюзий по поводу новой власти, отмечая: «Их грубой лести я не внемлю, им песен я своих не дам». То есть, оставаясь в СССР, Ахматова осознанно выбирает путь оппозиции и отказывается писать стихи, которые бы восхваляли построение нового общества.
При этом автор с огромным сочувствием относится к эмигрантам, которые проявили малодушие и вынуждены были уехать из России. Обращаясь к ним, поэтесса отмечает: «темна дорога твоя, странник, полынью пахнет хлеб чужой». Ахматова прекрасно осознает, что на родине ее поджидает гораздо больше опасностей и невзгод, чем в чужом краю.
Но принятое решение позволяет ей с гордостью заявить: «Мы не единого удара не отклонили от себя». Поэтесса предвидит, что пройдут годы, и события начала 20 века получат объективную историческую оценку. Каждому воздастся по заслугам, и в этом Ахматова не сомневается.
Но ей не хочется ждать, пока время расставит все по своим местам. Поэтому она выносит вердикт всем тем, кто не предал Россию и разделил ее судьбу: «Но в мире нет людей бесслезней, надменнее и проще нас». Действительно, испытания заставили вчерашних аристократов стать более жесткими и даже жестокими.
Но никому не удалось сломить их дух, их гордыню. А та простота, о которой говорит поэтесса, связана с новыми условиями жизни, когда быть богатым становится не просто зазорно, но и опасно для жизни.
Источник: https://pishi-stihi.ru/ne-s-temi-ya-kto-brosil-zemlyu-ahmatova.html
Анализ стихотворения Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…»
Стихотворение “Не с теми я, кто бросил землю…” было написано Анной Ахматовой в начале весны 1922 года. Первая строка произведения уже наводит читателя на определённые размышления.
Не с теми я, кто бросил землю
Данная строчка звучит патетически, и поначалу невозможно понять позицию самого автора.
То ли русская поэтесса сожалеет о том, что не уехала в своё время за рубеж, то ли осуждает тех поэтов и писателей, которые оставили Родину в тяжёлые в тяжёлые для неё времена, и как бы, отделяет себя от псевдопатриотов, тем самым разграничивая общество на две половины. Такие люди, по её мнению, предатели, поэтому они не могут проживать в России и пользоваться богатыми природными и духовными ресурсами этой великой страны.
Однако невозможно лишь отрицательно воспринимать точку зрения автора. Безусловно, она не одобряет поступка эмигрантов и считает, что навсегда оставить Россию – равносильно предательству. Но параллельно можно услышать также её оценку всему происходящему.
Ей горько и больно за родное государство и в то же время жалко соотечественников, вынужденных покинуть Родину.
В одной из строф она называет эмигрантов изгнанниками, которые вызывают жалость так же, как заключённые либо больные.
Анна Андреевна понимает, что люди, бежавшие из своей страны, не будучи репрессированными либо изгнанными в силу каких-то обстоятельств, всё-таки имели на это определённые причины.
Неспокойная обстановка в Российском государстве заставила их решиться на этот шаг. Однако, не смотря на свою жалость, поэтесса не видит их счастливого будущего, оно, скорее, кажется ей неопределённым. Ахматова считает, что никто на чужбине не сможет обрести счастье.
Соответственно этому наблюдается изменение ритма произведения: плавное течение вдруг резко убыстряется. И вот, кажется, следующие строки несут основную смысловую нагрузку в стихотворении, однако это ошибочное впечатление.
- А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара
- Не отклонили от себя.
Им, безусловно, присуща глубина, поскольку именно в этом месте автор показывает, как живётся в России после революции. Местоимением «мы» Анна Андреевна как бы объединяет всех, кто действительно предан своей Родине и готов её защищать. Это слово является плечами равновесия строфы. Автор рисует образ настоящего патриота.
Основной смысл заключается в последних строчках поэтического произведения. Вместе с заключением здесь звучит напоминание соотечественникам:
Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас.
А. Ахматова в своём стихотворении умело передала душевное состояние людей того времени. Её поэзия и по сей день учит истинной любви к Родине.
Источник: https://vip-gdz.ru/analiz-stihotvoreniya-ahmatovoj-ne-s-temi-ya-kto-brosil-zemlyu/
«Не с теми я, кто бросил землю…» (Патриотическая тема в лирике А.А. Ахматовой)
- Волею судьбы Ахматовой довелось стать «современником сложной и величественной эпохи»:
- Показать бы тебе, насмешницеИ любимице всех друзей,Царскосельской веселой грешнице,
- Что случится с жизнью твоей… («Реквием»).
Первый период поэтического творчества Ахматовой характеризуется сугубо личностной лирикой, основные проблемы которой касаются области человеческих чувств. Но «царскосельская весёлая грешница» постепенно превращается во «много чувствовавшего и много думавшего» поэта философского склада.
И все ярче начинают звучать в ее поэзии патриотические нотки. Уже в 1917 году Ахматова пишет стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…», в котором поэтесса выразила свою гражданскую позицию. Основной прием построения стихотворения – символ.
Голос, услышанный лирической героиней, относит читателя к христианской библейской традиции, когда Бог и ангелы лишь разговаривали с людьми, а не являли свой лик.
- Все стихотворение сюжетно делится на две части. В первой голос предлагает героине освободиться:
- …Оставь свой край глухой и грешный,Оставь Россию навсегда.Я кровь от рук твоих отмою,Из сердца выну черный стыд,Я новым именем покрою
- Боль поражений и обид.
- Во второй части лирическая героиня совершает свой нравственный выбор.
- Но равнодушно и спокойноРуками я замкнула слух,Чтобы этой речью недостойной
- Не осквернялся скорбный дух.
Итак, выбор сделан. Поэт остается со своим народом. Переворачивание символа голоса происходит именно во второй части. Сквозь него начинают проглядывать сатанинские мотивы, тема искушения.
«Недостойная речь» не может принадлежать Богу, скорее всего, именно дьявол зовет «утешно» лирическую героиню. Этот образ дьявола также чрезвычайно важен для понимания гражданственности стихотворения.
«Оставь Россию!» – такая мысль может быть только дьявольской, но не божьей.
Новый гражданский девиз Ахматовой прозвучал в стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…» Используя прием антитезы, автор строит стихотворение в форме обращения к людям, уехавшим из страны.
Противопоставляются беглецы и те, оставшиеся на Родине. Надо сказать, что Ахматова не кидает в лицо эмигрантам обвинения. Нет, ей «вечно жалок» «изгнанник, // Как заключенный, как больной».
Она прекрасно понимает, что покидать родную страну тоже тяжело, а чужой хлеб горек:
…Темна твоя дорога, странник,Полынью пахнет хлеб чужой.
Но все-таки выше и достойнее участь оставшихся. Ахматова верит, «что в оценке поздней, // Оправдан будет каждый час…» Девиз «Не с теми я, кто бросил землю…» – это гражданская и творческая позиция Ахматовой, чей поэтический взгляд «через призму живой истории» воплотился в голосе «стомильонного народа» («Реквием»).
Поэт, родина и народ неразрывно связаны («Я была тогда с моим народом, // Там, где мой народ, к несчастью, был»). В поэме «Реквием» гражданственность лирики Ахматовой доходит до высшей точки. Здесь поэт становится частью народа, а образ лирического героя расширяется до размеров нации.
В более позднем стихотворении 1962 года «Родная земля» также наблюдается расширение лирического героя до целого народа. То, что в произведении речь идет не только о личных переживаниях, а о драматическом историческом пути всего народа, подтверждают местоимения «мы» и «нас» и все глаголы во множественном числе.
Так трогательно, искренне и глубоко еще не было сказано о Родине в лирике Ахматовой. Основная тема – отсутствие спекуляции на понятиях «родины» и «родной земли». Поэтесса говорит про родную землю как простой человек. И насколько ее описание верно:
- В заветных ладанках не носим на груди,О ней стихи навзрыд не сочиняем,Наш горький сон она не бередит,Не кажется обетованным раем……Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
- О ней не вспоминаем даже.
- Но земля наша связана с нами другими, куда более глубокими нитями. Испокон веку на ней жили наши предки, и мы, по мнению Ахматовой, должны жить и умереть на своей земле:
- …Но ложимся в нее и становимся ею,Оттого и зовем так свободно – своею.
Ахматова не только гражданин, но и большой художник. Как добивается она такого сильного впечатления? Язык стиха прост и лаконичен. При всём лаконизме эти стихи просторны, в них есть глубина и высота, полёт духа, безупречный вкус.
Прозаизмы («грязь на калошах», «хруст на зубах», «предмет купли и продажи») не упрощают стихотворение, не принижают смысла, но подчёркивают подлинность, невыдуманность изображаемого.
Ахматова обыгрывает различные смысловые оттенки и многозначность понятия «родная земля»: это и земля в материалистическом понимании (почва, в которую превращается органическая материя), это и абстрактный символ родины, это земля, которую «носят в заветных ладанках» или горсть которой привозят на могилу, это то место на планете, где человек родился и где похоронены его предки. Ахматова не могла писать в безвоздушной высоте, в чуждом ей пространстве. Чтобы создавать стихи, ей необходимо было чувство «своей земли», воздух родины. Поэтому она не уехала из страны и разделила судьбу «родной земли» со своим народом.
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/akhmatova-a-a/865-ne-s-temi-ya-kto-brosil-zemlyu-patrioticheskaya-tema-v-lirike-a-a-akhmatovoj
Не с теми я, кто бросил землю..
ВВЕРХ
Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час… Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас.
Июль, Петербург
«Не с теми я, кто бросил землю…» — одно из самых известных и цитируемых стихотворений Ахматовой, относящееся к гражданской лирике.
Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» датировано июлем 1922 года и входит в сборник «Anno Domini MCMXXI». Велика вероятность, что создавалось оно под впечатлением от событий, происходивших в то время с советской интеллигенцией.
В мае 1922 года Ленин отправил Дзержинскому записку, в которой говорилось о подготовке к высылке «писателей и профессоров, помогающих контрреволюции». Уже в июне за границу отправили первых двух человек.
16 июля появилось письмо Ленина, адресованное Центральному комитету и предлагающее арестовать, а затем выслать несколько сотен представителей интеллигенции, причем без объяснения причин. Впоследствии планы эти начали реализовываться.
Если Ахматова знала о намерениях Ленина, что вполне допустимо, то стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» — реакция на действия властей. Если не знала, то произведение, скорей всего, посвящено людям, уехавшим из России после падения царского режима.
Сюжета у стихотворения нет. Внимание читателей сосредоточено на мыслях и чувствах лирического героя. Принято полагать, что основная тема произведения – тема эмиграции. «Не с теми я, кто бросил землю…» часто рассматривают в качестве жесткого высказывания, направленного против людей, покинувших Россию после Великой Октябрьской революции.
Доля изгнанника в стихотворении – это тяжелая доля. Хлеб эмигранта пахнет полынью, дорога его темна. Тем, кто остался на родине, тоже приходится трудно – пребывающая в «глухом чаду пожара» Россия опасна. Им остается только надеется на то, что время расставит все по местам, что впоследствии «оправдан будет каждый час».
Композиционно произведение строится на антитезе – уехавшие противопоставляются оставшимся.
Существует и другое толкование стихотворения. Например, поэт Дмитрий Бобышев, в начале 60-х годов входивший в ближайший круг общения Ахматовой, считал, что не эмиграция – главная тема.
По его мнению, упомянутые в произведении люди, бросившие землю на растерзание врагам, — это те, кто подписал Брестский мир в 1918 году, ознаменовавший выход Советской России из Первой мировой войны и поражение в ней.
При таком толковании грубая лесть, которой не внемлет лирическая героиня, исходит не от эмигрантов, а от представителей новой власти. Если принять эту трактовку, то по-другому начинает звучать вторая строфа.
Получается, она рассказывает о тех, кого советская власть изгнала из страны, а не о тех, кто сам уехал, и к ним героиня действительно испытывает жалость. В таком случае смысловая оригинальность заключается в том, что речь в стихотворении идет о противостоянии властям, о людях, которых вынудили покинуть родную землю, и об оставшихся, на чью долю в дальнейшем также выпадет немало испытаний.
Восприятие образа лирического героя практически полностью обусловлено выбранной трактовкой стихотворения. Впрочем, есть и некоторые общие черты. В независимости от толкования произведения понятно, что его лирическая героиня – сильная личность, способная стойко переносить трудности, не желающая поступаться своими моральными принципами и готовая к борьбе.
Стихотворение написано ямбом. Рифмовка использована перекрестная, рифмы есть как мужские, так и женские.
Среди средств художественной выразительности, встречающихся в произведении, — эпитеты («грубая лесть», «глухой чад»), сравнение (изгнанники сопоставляются с заключенными, больными), аллитерация на «р» (первые две строчки).
Кроме того, важную роль играет сочетание «высокой» лексики («не внемлю», «растерзание») с бытовой («хлеб чужой»).
на русском языке Публикация стихотворений онлайн. Poesy.site@2017-2019
Источник: https://poesy.site/poems/1034-ne-s-temi-ja-kto-brosil-zemlyu.html
Сочинение Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю» А.А. Ахматовой. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю. . . » было написано А. А. Ахматовой в 1922 году. Оно вошло в сборник «Anno Domini». Произведение относится к гражданской лирике.
Построено оно на основе противопоставления эмигрантов, людей, бросивших Россию, и людей, оставшихся верными своей Отчизне в непростые для нее времена. Основная тема стихотворения – Родина, патриотизм, трагическая судьба человека, переживающего трудные минуты вместе со своей страной.
Уже первая строфа построена по принципу антитезы. Поэт отделяет себя от «изгнанников», людей, «бросивших землю». И здесь звучит мотив искушения.
Причем понятие «враг» у Ахматовой символически расширяется: она подразумевает не только защитников советского, бесчеловечного режима, палачей, отравивших «воду», но и демона-искусителя, вносящего в сердце поэта дух сомнения, скептицизма:
Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам.
Тот же самый мотив искушения звучит у Ахматовой в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно. . . », написанном в 1917 году:
Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда.
Однако лирическая героиня в этом стихотворении преодолевает искушение, предпочитая остаться на Родине. Этот же мотив звучит и в новом стихотворении.
«Изгнанники» у поэтессы не только несчастны и их дорога «темна», они – «жалки».
Несмотря на то, что в русской поэзии образ изгнанника, странника часто опоэтизирован, у Ахматовой он теряет весь свой романтический ореол. По ее мнению, изгнанничество лишь унижает человека.
Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой.
- Следующая строфа рассказывает о непростой судьбе тех, кто остался на Родине и разделил с ней ее беды, трудности, трагедии:
- А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя.
- В последней строфе поэт как бы прозревает грядущий смысл этой трагической судьбы целого поколения:
И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час. . .
И здесь Ахматова перекликается с Ф. И. Тютчевым, с его стихотворением «Цицерон». «Лирическая героиня. . . , не отклоняя от себя «ни единого удара» судьбы, становится участницей трагедии, полной высоких страстей и самопожертвования»[1]. Однако тютчевская патетика, возвышенность, торжественность сменяются у поэтессы простотой, когда трагедия становится реальностью:
Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас.
Таким образом, в основе композиции стихотворения лежит принцип антитезы. В первой строфе лирическая героиня словно обозначает резкую границу между собой и «бросившими землю». Вторая строфа посвящена «изгнанникам».
Третья и четвертая строфы – трагической судьбе своего поколения и великому смыслу, значительности этой жизни. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная.
Ахматова использует скромные средства художественной выразительности: Метафору («кто бросил землю На растерзание врагам»), эпитет («грубой лести», «в глухом чаду»), ряды однородных членов, морфологический неологизм и оксюморон («Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас»).
В стихотворении встречается «высокая» лексика («не внемлю», «изгнанник», растерзание») и «сниженная», бытовая («грубая лесть», «хлеб чужой»), аллитерации («кто бросил землю На растерзание врагам»).
Таким образом, в сборнике «Anno Domini» поэтесса выходит за грань тематики интимных, глубоко личностных переживаний. Лирическая героиня ее глубоко переживает происходящие в мире события, разделяя трагическую судьбу страны.
. Найти или скачать Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю» А.А. Ахматовой. Восприятие, толкование, оценка
Источник: https://cwetochki.ru/post-Stihotvorenie-Ne-s-temi-ya-kto-brosil-zemlyu-AA-Ahmatovoy-Vospriyatie-tolkovanie-otzenka-22882.html