Ни один анализ литературного произведения не может быть сделан без знания реалий, окружавших автора в его частной жизни, без понимания предпосылок к возникновению лирических образов, послуживших вдохновению поэта. Проникновение в замысел — начало познания. Анализ стихотворения Блока «Россия» тоже начнётся с этого.
Ближайшее окружение
Что же происходило с поэтом такое странное, полное предчувствий, неясных намёков, иносказаний в первом десятилетии двадцатого века? Он уже пережил одну революцию, полюбил две Любови (Менделееву и Дельмас), встретил тёплый и талантливый круг символистов, ставших его верными друзьями.
Много лет перед написанием этого стихотворения ему улыбались музы: он стал известным поэтом, профессионалом, даже платоновский мир идей ему, казалось бы, покорился. Насколько интереснее становится анализ стихотворения Блока «Россия», история создания которого раскрывается перед читателем.
Одна за другой выходили его книги. Тема любви к Прекрасной Даме тесно сплеталась с любовью к России настолько, что иногда невозможно было разделить их в поэтической ткани.
Скорее всего, Россия и была для Блока той самой Незнакомкой, что дышала туманами, где веяли древними поверьями упругие шелка, траур перьев на шляпе и узкая рука в кольцах.
Долго и много он писал о России иносказательно: невеста, жена, мать — все они были поэту Родиной.
Примеры мастерства
Анализ стихотворения Блока «Россия» после всего вышесказанного приобретает особый характер, ведь здесь нет ни мистики, казалось бы, ни иносказаний. Но, перечитывая каждую строку медленно, обдумывая каждое слово, можно понять главное: и мистика здесь есть, а уж иносказаний более, чем в стихах о Незнакомке.
В первом катрене ясно слышится аллюзия на поэтичнейшее гоголевское «Эх, птица-тройка!»: в строках Блока треплются три стёртые шлеи, спицы расписные вязнут в разбитой дороге (расхлябанные колеи). Даже пересказывая стихотворение прозой, видишь ту же самую картину: необгонимая тройка понеслась.
Это ли не аллюзия? Именно с нее начинается анализ стихотворения Блока «Россия». Средства выразительности, использованные автором, аллюзиями, разумеется, не исчерпываются: здесь, в коротком стихотворении, присутствуют чуть ли не все виды тропов.
Например, Блок напоминает нам о каких-то золотых годах (напоминает, потому что употребил слово «опять»). Золотые годы, золотой век. Может быть, автор отсылает нас к времени Пушкина.
Второй катрен: нищая Россия, серые избы, ветровые песни и любовь. Сразу вспоминается Лермонтов со странной любовью к Отчизне. Это очень характерно и для русской поэзии вообще, и для русского человека в частности — любить вопреки.
За что любить Родину
Чтобы сделать полный анализ стихотворения Блока «Россия», нужно двигаться именно так, почти наощупь, словно в темноте, потому что здесь образ России не менее укрыт тайной, чем образ Незнакомки в упругих шелках.
Александр Александрович Блок написал это стихотворение 18 октября 1907 года, когда осень уже почти потеряла свою «разбойную красу». Именно в этот период поэтом создавался цикл стихов под названием «Родина», который вошёл в третий том «Трилогии вочеловечения».
Переосмысление
Первейший, самый жизненный вопрос — стихи о России. Блок постепенно осознавал важность этой темы для своего творчества. Он даже сознавался, что все его стихи — о России, а вовсе не о женщинах, что он решил посвятить Родине всю свою жизнь. Анализ стихотворения Блока «Россия» целиком и полностью подтверждает эти слова.
Первая публикация была более упрощённой, хотя четверостиший впоследствии поуменьшилось. Поэт переосмыслил свои ощущения и перестал заземляться в попытках ответа на вопрос, за что же можно любить эту нищую Родину, которая никогда тебя не приголубит и ничем не порадует.
Блок подумал и во второй редакции убрал всё, что касалось обетованной щедрости родного края и богатств, лежащих в недрах.
Потому что родину он любил не за что-то, даже не за красоту, а просто так, просто потому что Родина: разбойная краса, бессмертная, непропадающая, с мгновенным строгим староверческим взглядом (платок до бровей), полным возможной невозможности.
Вот такая должна быть любовь. Очень мудр поэт Александр Блок. Анализ стихотворения «Россия» настолько же труден по этой причине.
Россия была ему суждена
Любить за богатство, говорят, легче. Но любовь ли это? Не расчёт ли? Анализ лирического стихотворения Блока «Россия» показывает, что для поэта не важны причины, по которым появляется любовь. Она просто есть, пусть в нищете, даже в унижении, обманутая и оскорблённая. Свет любви озаряет и наполняет смыслом всё, на что падают его лучи: смыслом и красотой.
Как слёзы первой любви — серые избы. До 1917 года была другая орфография: как слезы (не слёзы) первыя любви. И ещё необходимо разобрать подробно фразу последнего катрена, не слишком понятная современности: тоской острожной звенит глухая песня. Что за оксюморон? Тенор был у ямщика или бас-профундо?
Стилистические приёмы
Необходимо быть исследователем, чтобы осилить анализ стихотворения Блока «Россия». Метафоры здесь звенят, как комариный рой на рассветной рыбалке. Рассмотрим эти две строки внимательнее. Словесный ряд раскрывается в широкую живописную картину: звон, тоска, острог, глухая песня, ямщик.
Так и хочется воскликнуть: глухомань! А ямщик наверняка поёт хорошо, иначе в стихотворении музыка бы не звучала, и картина не вставала бы перед глазами так ярко. И ещё одна ассоциация в третьем катрене: нести свой крест. Что значит — покориться судьбе, смириться, верить Богу, Он спасёт, поможет, выведет. А тут поэт не просто покорился, он так глубоко верит, что бережно несёт свой крест.
Слияние образов
Все помнят знаменитый плакат «Родина-мать». Традиция таких ассоциаций уходит очень глубоко в древность. Образ Родины и образ матери необыкновенно близки и понятны друг другу, практически они тождественны. В лирике Блока торных дорог нет. Образ Родины у него редко ассоциируется с образом матери. Для него Родина — жена.
Как было сказано чуть выше, Блок крепко подружился с символистами. Именно у них поэт научился видеть Родину так.
А они научились у Владимира Соловьёва — философа, чья идея Вечной Женственности вдохновила не одно поколение поэтической молодёжи. У Блока Россия такая, какая есть.
Она единственная вечная жена, которую неизбежно придётся любить, пусть горько, но самоотверженно, с предчувствиями трагических событий, пророчествуя об этом с уверенностью, что всё окончится хорошо.
Невозможное возможно
Наибольшая притягательность этого стихотворения в том, что образ России не прямолинеен, он широкий, многоплановый. Внешние серость, расхлябанность, нищета и огромная внутренняя сила в строках, которые равны бессмертию. Невозможное возможно. Сколько веры в чудо, в мощнейший скрытый потенциал, в духовное откровение. Тоже аллюзия: Тютчев, «Умом Россию не понять…»
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Средства художественной выразительности используются самые разные: разбойная краса, годы золотые (эпитеты); как слезы первыя любви (сравнение), никакой инверсии здесь быть не может.
Образом дороги, который окольцевал это произведение, можно закончить анализ стихотворения Блока «Россия». Кольцевая композиция — очень понятный символ: вечное движение. Россия не свернёт с пути и не остановится.
Ненужное дополнение
Анализ стихотворения Блока «Россия», средства выразительности в котором многообразны, нужно закончить именно указав тропы и стилистические фигуры. Начнём.
Тропы — неожиданные повороты в речи, обороты в переносном значении, иносказания.
В этом стихотворении, как уже было отмечено, их масса. Наиболее яркий из тропов — аллюзия. Это намёки на определённые общеизвестные, вполне реальные факты, где связь между предметами (сказанным и подразумевающимся) очень тесна.
Без метафор речи не бывает, тем более поэтической: шлеи пресловутые треплются, или тёмные личности, у которых кипит работа. Искать метафоры у Блока — всё равно что изюминку в мешке с изюмом.
Метонимию можно поискать (забота затуманит). Да и на каждом шагу в этом стихотворении можно о метонимию спотыкаться. Фразеологизмы настолько заполонили язык, настолько стали расхожими выражениями, что размечать метафоры и метонимии в стихах Блока — просто переписать слова. Это же касается и олицетворения.
Синекдохи здесь, пожалуй, нет, а вот аллегории — сколько угодно. Россия — дева, плат узорный.
Анафора с антитезой до этого стихотворения, к счастью, не добрались. Даже любимое Блоком бессоюзие здесь не поместилось: «Ночь.Улица. Фонарь. Аптека». И снова треплются шлеи. Нет бессоюзия, как и многосоюзия. Очень простым языком написано стихотворение.
Градация не явная. Стремление к кульминации есть в каждом произведении, даже в прозаическом. Отсутствие инверсии и присутствие закольцованности уже отмечалось. Оксюморона хоть и нет в этом стихотворении, но упомянут был.
Источник: https://www.syl.ru/article/212482/new_polnyiy-analiz-stihotvoreniya-bloka-rossiya
Стихотворение Блока «Россия». Анализ
Стихотворение создано в 1908 году и входит в блоковский сборник стихов о Родине (1916). Как и большинство стихотворений Блока этого периода, оно написано любимым размером поэта – ямбом с перекрестной рифмовкой.
Образ России в стихотворении
Начинается произведение как путевая заметка, зарисовка впечатления от дороги: «три стертых треплются шлеи», то есть бежит тройка лошадей, и это, видимо, напоминает поэту о юных, более безмятежных в политическом смысле годах его жизни, когда он так же держал путь по сельским неровным дорогам, и Россия казалось спокойной, в воздухе еще не веяло революцией…
Но «годы золотые» — это и аллюзия на начало 19 века. В любом случае мы видим уверенность поэта в том, что с давних пор ничего не изменилось: все так же «вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи».
Старая изношенная упряжка для лошадей, плохая колея – все это быстро и точно передает образ России, которая была нищей как в «годы золотые», так остается ею и сейчас.
Что же тогда придает очарования этой стране? С ней, с родиной, связаны все лучшие чувства лирического героя. Об этом мы узнаем из второй строфы:
Россия, нищая Россия,Мне избы серые твои,Твои мне песни ветровые, — Как слезы первые любви!
От избытка чувств автор повторяет название страны: «Россия, нищая Россия!» Он не боится такого повтора, в его искреннем стихе он вовсе не кажется пустым или банальным. С этим настойчивым повтором лирический герой обращается непосредственно к самой стране.
Так со второй строфы стихотворение превращается из путевой зарисовки в живой, эмоциональный разговор с ней, со своей возлюбленной, которая сумела породить в поэте первые слезы любви. Эта страна пробудила душу поэта к настоящему чувству, и более того — к осознанию своей миссии – воспевать любимое существо.
Именно поэтому Россия так дорога поэту. Она для него не просто родина (место рождения, место для жизни, которое можно и поменять). Она – необходимый, живой образ, неразрывно связанный теперь с душой и с самим смыслом жизни. И поэтому уже неважно, «серые» ли у нее избы, «расхлябанные» ли колеи, «глухие» ли песни.
Она всегда будет самой прекрасной несмотря ни на что.
С третьей строфы заявлено слияние судьбы поэта с судьбой России:
Тебя жалеть я не умеюИ крест свой бережно несу…Какому хочешь чародеюОтдай разбойную красу!
Почему поэт «не умеет» жалеть свою родину? Потому что жалеют того, кого в каком-то смысле покидают, мимо кого проходят мимо, живя в общем своей отдельной жизнью. И даже жалость к себе — она о том же. Жалость даже к себе возникает лишь у тех, кто недостаточно любит и ценит себя.
Поэт же «не умеет» жалеть Россию, потому что он полностью принял на себя ее крест, он несет его вместе с ней. И именно этот крест дает ему отныне осознание полноты своей жизни. Несение креста не вызывает ассоциации с жалостью, здесь есть скорее религиозная вера в воскресение после любой гибели, любой самой позорной казни.
В этом смысле строки автора – абсолютно пророческие. Россия будет обманута, отдаст свою «разбойную красу», погибнет, но воскреснет.
Очень интересный эпитет употребляет автор для описания образа России – «разбойная». Это аллюзия на революционное, бунтарское начало в родине, начиная с «разбойника» Емельяна Пугачева и заканчивая деятелями Революции. Народное слово «краса» вместо литературного «красота» тоже характерно для Блока, этот прием делает образ России максимально простым, крестьянским.
И в то же время «разбойная краса» явно противопоставлена «серым» избам. Расписные спицы, «плат узорный» – дополняют образ нищей страны яркими красками. Возникает контрастный образ России: это не только серость изб, это и блестящий мгновенный взгляд «разбойной красы»… А черты ее прекрасны:
Пускай заманит и обманет, — Не пропадешь, не сгинешь ты,И лишь забота затуманитТвои прекрасные черты…
Стихотворение выражает пророческую веру в огромную мощь и жизнеспособность своей страны:
Ну что ж? Одной заботой боле —Одной слезой река шумнейА ты все та же — лес, да поле,Да плат узорный до бровей…
Композицию стихотворения можно назвать кольцевой, так как в конце его автор возвращается к начальной теме путевой зарисовки:
И невозможное возможно,дорога долгая легка,когда блеснет в дали дорожноймгновенный взор из-под платка,когда звенит тоской острожнойглухая песня ямщика!.
- Особенности жанра
- Стихотворение представляет собой любовное послание в обрамлении путевой зарисовки, то есть сплав двух лирических жанров: обращение к возлюбленной и краткий путевой пейзаж, зарисовка.
- Лирический герой
Такой нежной, глубокой и волнующей любви к своей стране мы, пожалуй, еще не видели в русской поэзии, и словно вся она подготавливала приход такого страстно влюбленного в Россию поэта, как Блок.
И увидим ли еще подобное?
Слушать стихототворение в прекрасном исполнении В. Татарского
Слушать романс О.Погудина на стихи Блока
Источник: https://literatura-prosto.site/11-klass/stihotvorenie-bloka-rossiya-analiz
Анализ стихотворения А. Блока «Россия»
В стихотворении «Русь» образ родины, России, видится Блоку в былинно-сказочном ореоле. Это древняя, нетронутая цивилизацией страна, напоминающая исторические картины В.М. Васнецова и И.С. Горюшкина-Сорокопудова:
Русь опоясана реками
И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна.
Эти дебри населяют не реальные люди, а колдуны и ворожеи… Русь видится поэту в каком-то дивном полусне.
Но вот в другом стихотворении, «Россия», написанном два года спустя, Блок решает эту тему в ином ключе. Колдуны и ворожеи уступают место реальным людям: крестьянке в платке и ямщику с его тоскливой, берущей за душу «глухой песней». В стихотворении «Россия» ощущается боль поэта за страдания родины. Он знал Россию не только светской, с богатой утонченной культурой, но и деревенской, нищей. И такую Русь Блок тоже знал и тоже любил:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви.
Начинается стихотворение с реалистической картины проселочной дороги:
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи…
Дорога — это символ какого-то обновления жизни, стремления двигаться вперед, искать смысл бытия.
И, хотя деревянная Русь со своими серыми избами, тоскливой ямщицкой песней, бездорожьем не вызывает радости, поэт далек от того, чтобы жалеть Русь, напротив, он гордится ею! Поэт признается: «Тебя жалеть я не умею…». Поэт гордится Русью, потому что никакие злые силы не в состоянии погубить ее:
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу… Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет, — Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты…
Все выстоит, выдюжит матушка-Русь, ведь столько бед выпадало ей на долю, столько раз топтали, били ее, а она – «все та же – лес да поле, да плат узорный до бровей».
И в этом стихотворении присутствуют элементы былинно-сказочные: Россия хороша «разбойной красой»; а злодеи захватчики, желающие покорить непокорную Русь, персонифицируются в образе «чародея». Да, «забота затуманит» «прекрасные черты» России, но она никогда не покорится:
- Не пропадешь, не сгинешь ты…
- На мой взгляд, глубокий смысл таится в последних строчках стихотворения:
- И невозможное возможно,
Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..
«Невозможное возможно», все по плечу России, пока душа этой многострадальной страны заключена в простых людях, тружениках, крестьянке в «узорном платке», лихом ямщике…
Можно расценить эти строчки и иначе. «Невозможное возможно» для лирического героя, когда с ним Россия. Ему все по плечу, если он видит вокруг себя то, что так любит: необъятные российские дали, деревенские избы, крестьян; общение с родиной делает его сильнее, мужественнее. В стихотворении звучит и мотив вольности, бунта. Не случайно красота матушки Руси – «разбойная»; не случайно ямщицкая песня «звенит тоской острожной». Кстати, мотив «тоски острожной» часто появляется в лирике Блока. Видимо, состояние гордой непокорности является свойством характера поэта. И в этом качестве свободолюбия, непокорности русского народа поэт видит позитивное начало. Облик России в этом стихотворении многоликий: Россия – это страна с лесами, полями, деревнями, проселками, огромная, необъятная; красавица-крестьянка «с мгновенным взором из-под платка»; в то же время, она «нищая», с «серыми избами», и все равно – красивая, величественная, сильная, могущественная.
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/blok-a-a/raznoe/1143-analiz-stikhotvoreniya-a-bloka-rossiya
Анализ стихотворения Блока "Россия" (1908 г.)
Стихотворение «Россия» Блока построено по принципу контраста, резкого столкновения идей и образов. Уже в первой строфе сопоставляются времена: «годы золотые» и современность — это сопоставление было очень актуально для России начала XX века, сотрясаемой войнами, революциями и социальными катастрофами:
Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи…
Три стёртых шлеи означают поэтическую аллюзию на образ Руси-тройки — символ «необгонимого» движения и мощи. Этот знаменитый образ был использован в конце поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Аллюзия значит намёк, указание, это приём, применяемый в литературном произведении.
Завершает контраст соединение образов: «спицы росписные», которые вязнут в непроезжей грязи дороги. Этот контраст повторяет мотивы дороги из гоголевской поэмы. Три стёртых шлеи представляют также почти ускользающий намёк на три исторических принципа русской государственности — православие, самодержавие, народность.
Так, в первой строфе символически передаётся сложная проблематика времени в её культурном и историческом освещении.
Вторая строфа развивает образы и идеи стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» (1841), в котором сопоставлены богатство, нищета и творчество русского народа:
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно…
Лирический герой Блока с глубокой печалью видит «нищую Россию», «серые избы», слышит надрывные «песни ветровые», однако для него эта печаль единоприродна самой сильной любви человека, которую он называет «слезами первыми любви». В стихотворении появляются мотивы любовной лирики, которые разовьются в следующих строфах в тему любви к России.
Ещё один важный для стихотворения «Россия» Блока художественный приём — олицетворение. В третьей — пятой строфах образ России-Родины приобретает черты женского образа. Вначале Россия изображена абстрактно:
- Какому хочешь чародею
- Отдай разбойную красу!
- Затем судьба России сопоставлена с судьбой женщины:
- Не пропадёшь, не сгинешь ты,
- И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Глагол «затуманит» вводит в стихотворение развёрнутое олицетворение, почти полное отождествление природных и человеческих черт и образов:
А ты всё та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
Лицо русской прекрасной женщины проступает в природном ландшафте родной земли.
В последней строфе стихотворения «Россия» Блока рядом поставлены противоположные, даже несовместимые идеи и образы: «невозможное» — «возможно», «дорога долгая» — «легка», «даль дорожная» — «мгновенный взор», «звенит» — «глухая песня».
Этот приём в поэзии называется оксюморон (от греч. oxymoron — остроумно-глупое) и заключается в соединении противоположных по смыслу понятий и определений, в результате чего возникают новые значения.
Так, поэтическая мысль последней строфы обобщает противоречивые состояния лирического героя, который скорбит о бедственном положении Родины и одновременно любит её непостижимой любовью, подобно лирическому герою Лермонтова в стихотворении «Родина».
Поэтому использование приёма оксюморон в финале произведения выражает непоколебимую веру в будущее России, несмотря на все её бедствия.
Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/blok_a_a/analiz_stikhotvorenija_bloka_rossija_1908_g/33-1-0-2055
Стихотворение Блока «Россия» (анализ) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
- Россия, нищая Россия,
- Мне избы серые твои,
- Твои мне песни ветровые –
- Как слезы первые любви!
Тема Родины – тема России – занимала особое место в жизни А. Блока, она была для него поистине всеобъемлющей. Он считал тему о России своей темой, которой сознательно посвящал жизнь.
У поэта с Россией образовалась явственная, кровная связь. Особое значение приобретают стихотворения, где поэт развертывает «широкоохватный» образ Родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней, с русской стариной, с русским пейзажем, фольклором, сказкой, песней…
Для А. Блока Россия – и мать, и жена, и невеста. Блоковские картины Руси ясно представляются, все они одушевлены, и в них словно поселяется сказка. В его стихах просматриваются лермонтовские традиции, например, в стихотворении «Осенняя воля»:
- Выхожу я в путь, открытый взорам,
- Ветер гнет упругие кусты,
- Белый камень лег по косогорам,
- Желтой глины скудные пласты.
Лирический герой сопричастен судьбе людей, сочувствует тем, кто «умирает не любя», но стремится к слиянию с Родиной. «Приюти же в далях необъятных!» – восклицает он. Автор показывает, что невозможно ни жить, ни плакать без России.
В 1915 г. выходит книга с названием «Стихи о России», названная автором «Роман в стихах», в ней есть цикл «Родина» (с 1907 по 1916 гг.).
Изначально Родина осознавалась в несколько мистическом плане:
- Дремно – и за дремотой тайна,
- И в тайне почивает Русь,
- Она и в снах необычайна,
- Ее одежды не коснусь.
В самом значительном стихотворении «Родина» отсутствует мистика, представлен вполне реальный образ.
Автор в этом стихотворении неоднократно обращает внимание на то, что, несмотря на годы, трудное время, положение, Россия «как в годы золотые» все та же «лес, да поле». Несмотря на нищету, А. Блок любит Россию и любит ее чистой, пронзительной, неистощимой любовью. Он верит в светлое будущее России – «не пропадешь, не сгинешь ты». Для поэта Родина дороже, милее, краше всего на свете.
Он видит красоту во всем, даже в слезах, говорит, что слезы России, слезы народа делают сильнее и крепче нашу нацию; зреет вера в то, что настанет новый день, несущий только радость и то, что многострадальный русский народ обретет покой, т. е. Блок рождает веру в светлое будущее.
Символом новой, долгой, длинной, лучшей жизни является образ «долгой дороги», что является актуальным для Блока.
С уверенностью можно сказать, что Блок – великий поэт, человек, страстно, нежно любящий Россию, посвящающий ей лучшие стихи. Блок – сын России, настоящий патриот. И нет ни одного другого поэта, кто мог бы так воспеть Россию, как это сделал Александр Блок.
Источник: https://resoch.ru/stixotvorenie-bloka-rossiya-analiz/