Иван Алексеевич Бунин
Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Бывало, раздевает няня И полушепотом бранит, А сладкий сон, глаза туманя, К ее плечу меня клонит. Ты перекрестишь, поцелуешь, Напомнишь мне, что он со мной, И верой в счастье очаруешь… Я помню, помню голос твой! Я помню ночь, тепло кроватки, Лампадку в сумраке угла И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?
Иван Бунин покинул родовое поместье в 17 лет, пытаясь таким образом не только отстоять собственные взгляды, но и доказать родителям, что он уже может позаботиться о себе самостоятельно.
Этот поступок был продиктован и противоречиями, которые возникли с родителями, желающими видеть сына ученым. Конечно, будущий литератор затаил в душе обиду на самых близких людей.
Однако это не мешало ему с нежностью вспоминать о детских годах и посвящать удивительно нежные стихи собственной матери, которую Иван Бунин действительно боготворил.
Людмила Александровна Чубарова (Бунина), мать поэта
В 1906 году он сделал черновой набросок стихотворения под названием «Матери», которое было отредактировано и опубликовано лишь в 1911 году.
В этом произведении автор вновь вспоминает свое детство, в которое ему хочется возвращаться вновь и вновь. Все дело в том, что самостоятельная жизнь потребовала от Бунина ответственности, которую он еще не готов был взять на себя.
Именно по этой причине у него не сложились отношения с Варварой Пащенко, на которой поэт так и не отважился жениться.
В. В. Пащенко, 1886 г. и И. А. Бунин, 1890 г.
Мысленно переносясь в прошлое, он отмечает: «Я помню спальню и лампадку, игрушки, тёплую кроватку». Эти простые, но очень дорогие для Бунина образы становятся той путеводной звездой, которая не дает ему сбиться с дороги жизни.
Безмятежность детства уже не вернуть, и это расстраивает молодого пота, который втайне мечтает однажды проснуться в собственной детской комнате, чтобы вновь испытать то удивительное чувство безмятежности, которое сопровождало его до 17 лет.
Обращаясь к матери, поэт с ностальгией вспоминает: «Ты перекрестишь, поцелуешь… Я помню, помню голос твой!».
Каждое мгновение той счастливой и полной открытий жизни представляет для Бунина неоспоримую ценность. «Я помню ночь, тепло кроватки, лампадку в сумраке угла», — отмечает автор, хотя многие образы со временем блекнут и становятся настолько размытыми, что автор уже не может понять, где правда, а где вымысел.
«Не ты ли ангелом была?», — обращается он к матери, но знает, что уже не сможет получить ответа на этот вопрос. Тем не менее, поэт действительно счастлив, что у него остались детские воспоминания, которые полны теплоты, нежности, тихой радости и легкой грусти.
Ведь в прошлое нет возврата, а будущее представляется Бунину хоть и весьма привлекательным, но достаточно сумбурным, неопределенным и лишенным очарования детства, в котором он был по-настоящему счастлив.
Покинув родовое гнездо в 17 лет, И.А.Бунин хотел доказать родным, что литература это не дурачество. Родители хотели, чтоб поэт стал ученым. Он обижался на близких людей из-за этого. Тем не менее, он с нежностью и любовью вспоминает детские годы.
Стихотворение долго подвергалось редакции, опубликовано было спустя пять лет после создания. Поэт вновь хотел возвращаться в детство. Бунин переносится в прошлое, ему дороги обычные вещи «игрушки, детская лампадка».
После отъезда ему пришлось привыкать к самостоятельной жизни, это было поэту непросто.
В стихотворении он мысленно переносится в свою постель, в то время, когда ненужно было ни о чем думать, время безмятежности, что его сопровождало до 17 лет.
Он очень любил мать, вспоминает «ты перекрестишь, поцелуешь…». Мать поэта заботилась о нем и оберегала. Он сравнивает ее с ангелом, хотя мама всегда говорила ему, что ангел-хранитель за ним. Бунин уже не помнит всех образов, он не понимает где правда, а где фантазия.
Его воспоминания пропитаны теплотой, нежностью и грустью. В этом стихотворении автор грустит о прошлом, возможно, потому что в настоящем жить так непросто. Поэт счастлив, что воспоминания его не оставили.
Он так наивно пишет «и верой в счастье очаруешь…» эта вера не покидает Бунина на протяжении всей жизни.
Счастье всегда ассоциировалось у него с мамой, теплой постелью и сказочным погружением в сон. Тогда у него была опора на мамино плечо, он мог расслабиться и жить в мире своих неугомонных фантазий. Только эти детские воспоминания переносили его в атмосферу тепла и уюта настоящего домашнего очага.
Мать для поэта была божественным созданием и идеалом женщины. Может поэтому он так и не осмелился жениться на Варваре Пащенко. С ней у Бунина не сложились отношения. Он так и не смог взять ответственность, которую требовала у него самостоятельная взрослая жизнь.
Всех женщин поэт сравнивал с мамой, но его воспоминания детства сложно было превзойти. Бунин всегда ощущал рядом своего ангела-хранителя «напомнишь мне, что он со мной…». Видимо поэту было непросто, а в воспоминаниях он думает об отдыхе «а сладкий сон, глаза туманя…». В нашей памяти детство навсегда останется как беззаботное время безграничного счастья.
Анализ стихотворения Ивана Бунина «Мать»
И.А.Бунин поздно уехал из родительского дома. До 17 лет он проживал с родителями. Мать для поэта имела большое значение, он ее считал идеалом. Может, из-за этого ему тяжело было решиться на женитьбу. В стихотворении «Мать» автор в образе матери воплощает защитницу от всех невзгод. Возможно, и сам И.А.Бунин нуждался в такой защите.
После отъезда из дома ему сложно было жить самостоятельно. Родители мечтали о его карьере ученого. Поэт хотел доказать, что литература не просто увлечение.
В этом произведении он показывает силу матери, которая может не спать ночами ради своего ребенка «И, положив дитя к плечу, все напевала и ходила…». Сопоставив страшную бурю и трепетную уставшую мать, поэт показывает невероятную силу женщины.
Вероятно, автор считал мать своим ангелом, он таким произведением воздвигает свою маму на уровень божества.
Горевшая свеча символизирует жизнь, она мерцала из-за непогоды и мать оберегает этот огонь. «Она мерцавшую свечу старинной книгой заслонила…». У И.А.Бунина сложно складывалась самостоятельная жизнь. Он так и не осмелился жениться на Варваре Пащенко.
Идеалом женщины была для него мама, всех женщин он сравнивал с ней. Непогода и буря символизирует жизненные невзгоды, которые случаются с каждым человеком.
Скорее всего, автор в образе ребенка показывает совсем не младенца. Поэт, таким образом, показывает, что для матери ее ребенок всегда останется маленьким и беззащитным.
Она бы и около взрослого тоже не спала ночь и охраняла его сон. И ночь тянулась «без конца».
Автор говорит, что матери тоже тяжело, она устала и из последних сил держится. Ночь ей кажется бесконечной, а буря никогда не закончится. И сама она как будто сдается, на глазах слезы.
И только взгляд маленького сынишки придает ей сил. Она и сама испытывает страх. Ветер так бушевал, что едва дом уцелел. Матери страшно, но она не оставляет свой пост и охраняет сон своего ребенка.
Женщина готова на все, даже сражаться с бураном она бы смогла.
И.А.Бунин, испытывая сложности, ждал, что его так же защитят, как мама в стихотворении. Он сам на себе ощутил бушующие бураны судьбы и шум злой вьюги. Поэт очень любил свою маму и посвятил ей ни одно стихотворение.
Образ Богородицы в стихотворении И.А. Бунина «Мать»
Портретные изображения в произведениях И.А.Бунина — это не столько описание внешности, так или иначе характеризующей героя, это не только отражение его внутреннего мира, — это прежде всего результат работы над внутренним миром. Это запечатленная духовная динамика.
Поэтому активное использование иконописных образов и сюжетов в творчестве И.А.
Бунина вполне логично (стихотворения: «Мать», «Новый храм», «Гробница Рахили», «Иерусалим», «Саваоф», «Михаил», «Бегство в Египет», «Канун Купалы»; рассказы: «Святитель», «Ночь отречения», «Преображение», «Прекраснейшая солнца» и т.д.). Образ Богородицы в этом перечне занимает особую нишу: И.А.
Бунин прямо или опосредованно, используя ассоциативный ряд, вводит образ покровительницы, Матери всего мира, подарившей человечеству Спасителя и спасение, мудрость и надежду. Поэт верит в Божественное сострадание Человеку на его бесконечно сложном жизненном пути.
И.А. Бунин не дидактичен в создании иконописных образов, часто они и не заявлены как библейские ни в названии, ни в сюжете произведения.
Однако автор так воплощает их, что становится очевидным: художественное содержание имеет непосредственную связь со Священным Писанием.
Так, в стихотворении «Мать» (1893) перед читателем открывается ночная картина бурана, затерянного в степи хуторка, мертвого дома, образ матери, укачивающей ребенка на руках.
И дни и ночи до утра В степи бураны бушевали, И вешки снегом заметали, И заносили хутора. Они врывались в мертвый дом – И стекла в рамах дребезжали,
Кружился в сумраке ночном.
- Но был огонь — не угасая, И мать всю ночь ходила там, Глаз до рассвета не смыкая. Она мерцавшую свечу Старинной книгой заслонила И положив дитя к плечу,
- Все напевала и ходила…
- Бытовая, на первый взгляд зарисовка, обрастая символическими деталями, в контексте стихотворения превращается в обобщенную философскую картину мироздания, в которой материнское сострадание своему ребенку передано как заступничество Богоматери за весь род человеческий, попавший в бесконечный жизненный буран.
- Когда ж буран в порыве диком Внезапным шквалом налетал,– Казалось ей, что дом дрожал,
- В степи на помощь призывал.
Описание бурана, мертвого дома, плачущей матери с ребенком на руках, стремящейся сохранить огонь свечи и старинную книгу — все эти мотивы соединяются в драматический сюжет, максимально обобщенный, передающий картину мира и определяющий место человека в нем.
Тема мировой катастрофы, мирового страха перед угрозой гибели, перед всеобщим бураном и материнское заступничество Богородицы за всех живущих достаточно представлена в поэзии И.А. Бунина («Мать» (1893), «Канун Купалы» (1903), «Бегство в Египет» (1915) и др.).
Используя канву евангельских сюжетов, а порой иконописное изображение, автор тем самым не столько отражает эпохальные апокалиптические настроения, сколько подчеркивает веру в спасение, в божественное покровительство.
Бунин последовательно подчеркивает, что Богородица, оберегая и спасая Младенца, спасает Мир.
Особо отметим роль анафоры и многоточий, которые вместе с многочисленными глаголами несовершенного вида («бушевали», «заметали», «заносили», «врывались» и т.д.
) создают неограниченное временное пространство в произведении: как бесконечна смена дня и ночи («и дни и ночи»), так бесконечен жизненный буран, так верна, хрупка, и в то же время абсолютно надежна в нем «мерцающая свеча», дающая веру и надежду на защиту и покровительство в этом сумрачном мире.
Показательно, что в тексте один единственный глагол употреблен в совершенном виде, и это глагол «заслонила». Таким образом, И.А. Бунин подчеркивает изначальное, несомненное, абсолютное заступничество Божьей Матери.
Отсюда и интонационное противопоставление: нарочитая анафора первой строфы (подчеркивающая и будто повторяющая завывание ветра) вдруг обрывается противительным союзом «но» и почти библейским оборотом «но был огонь — не угасая…» (Ср. с текстом Евангелия: И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:5)).
Как мы видим, образы дома, книги и свечи имеют особое значение для понимания текста. Безусловно, свеча — символ веры, «старинная книга» имеет достаточно прозрачную аллюзию на Книгу Книг, а образ дома ассоциируется с понятием души человека; и спасти этот дом может лишь «мерцающая свеча» — вера в Божественное сострадание.
Особую эмоциональную нагрузку несет строфическое оформление текста. Стихотворение состоит из 3 строф: в первых двух строфах по 8 строк, в последней — 13. В заключительной строфе между двумя рифмованными катренами пятистишие, в котором конкретное вырастает до размеров вселенского, приобретает максимальное философское обобщение и перерастает в кульминационный момент произведения.
Когда ж буран в порыве диком Внезапным шквалом нарастал, — Казалось ей, что дом дрожал, Что кто-то слабым, дальним криком
В степи на помощь призывал.
Драматическая динамика стихотворения, переданная через описание пейзажа, внутреннее движение сюжета, направлена на создание поэтизированного иконописного образа. Само изображение дается последними 4 строками (как развязка сюжета), в которых образ Богородицы с младенцем становится очевидным.
В этой связи особое обобщенно-символическое значение приобретает название стихотворения. Мать как заступница всех попавших в жизненный буран и нуждающихся в сострадании.
Иконописное изображение, подготовленное динамикой и драматизмом сюжета, дается не только как вывод произведения, не только как живописное подтверждение сказанному, не только как запечатленный драматический сюжет, но и как открытие, как озарение для заблудившихся в буране жизни, как необходимый для спасения духовный маяк.
Динамика стихотворения внезапно сменяется лаконичным описанием портрета матери с ребенком на руках. Причем передано изображение двумя штрихами, а именно: взгляды матери и ребенка вдруг обращаются к читателю. Этого оказывается достаточно, чтобы в контексте стихотворения портрет преобразился в иконописный лик:
- И до утра не раз слезами Ее усталый взор блестел, И мальчик вздрагивал, глядел
- Большими темными глазами…
- Так, эпический сюжет в поэтическом тексте в сочетании с пейзажной зарисовкой, рядом символических деталей и образов, особых интонационно-синтаксических конструкций и оборотов оказывается средством создания не просто конкретно очерченного портрета героини, а служит для воссоздания и как бы «оживления» иконописного образа, переданного в движении, в динамике.
Таким образом, в стихотворении «Мать» И.А.
Бунин раскрывает не только тему Апокалипсиса и заступничества Богородицы за род людской, а путем преобразования драматичного лирического сюжета в живописное портретное изображение, он воссоздает иконописный сюжет, и тем самым конкретный лирический образ женщины превращается в образ Богоматери — заступницы всех страждущих, Матери мира, которая слышит всех и плачет обо всех заблудившихся. Так предельно конкретно-бытовая сюжетная коллизия преобразуется в портретную зарисовку, а затем, путем волшебного художественного слова, вырастает до максимальной степени обобщение и символического толкования.
Иван Бунин — Я помню спальню и лампадку (Матери)
Ya pomnyu spalnyu i lampadku,Igrushki, tepluyu krovatkuI mily, krotky golos tvoy:
«Angel-khranitel nad toboy!»
Byvalo, razdevayet nyanyaI polushepotom branit,A sladky son, glaza tumanya,K yee plechu menya klonit.Ty perekrestish, potseluyesh,Napomnish mne, chto on so mnoy,I veroy v schastye ocharuyesh. Ya pomnyu, pomnyu golos tvoy!Ya pomnyu noch, teplo krovatki,Lampadku v sumrake uglaI teni ot tsepey lampadki.
- Ne ty li angelom byla?
- Z gjvy/ cgfkmy/ b kfvgflre,Buheirb, ntgke/ rhjdfnreB vbksq, rhjnrbq ujkjc ndjq:
- «Fyutk-}
Источник: https://alluz.ru/obrazovanie-i-obuchenie/analiz-stihotvoreniya-bunina-mat.html
"Стыдится матери своей": пронзительное стихотворение Бунина
Когда Иван Алексеевич Бунин писал это стихотворение, он, конечно, не думал о том, как по разному могут откликаться в душе человека эти строки. Какие мысли и воспоминания они могут вызвать.
Бывает так, что стихотворение невольно напоминает о какой-нибудь жизненной истории, связывается с сюжетом книги или фильма…Что ж, человеку свойственно примерять все к собственному опыту.
Таким вот странным образом, одно бунинское произведение наложилось на одну мою грустную и постыдную историю.
Фотография. И.А. Бунин
На дворе — самое начало 2000-х годов. У моей семьи — не лучшие времена. Совсем не лучшие. Маленький городок с двумя градообразующими предприятиями. Одно из которых закрылось, и мои бабушка и дед остались без работы. У меня есть мама — преподаватель в техникуме, и нет отца. В общем, бедность. Глухая и страшная. Из еды — то, что собрали на огороде. Из вещей — то, что связали.
При таком неутешительном раскладе, в школе я попадаю в «элитный» класс. Почему? Все просто.
К «приличным» детям — сыну директрисы, дочери начальника милиции, близнецам владельца самого крутого в городе ресторана и прочим «одного круга» ребятам, набрали для комплекта и нескольких нас — детей, живущих рядом со школой. Когда вам 8 лет, разница особенно не ощущается, когда 12 — уже сложнее, когда 14 — такое расслоение становится катастрофой.
Если то, что ты ешь картошку, а не масло с икрой, скрывать еще можно.
То кривоватые растянутые свитера, шитые-перешитые колготки, нелепо-короткие джинсы, из под которых торчат носки (не потому, что мода, а потому, что ты растешь быстрее, чем тебе покупают вещи), сбитые ботинки, которые носятся с сентября по апрель и с пятого по восьмой класс — все это не скроешь. А когда тебе 14 — это очень важно.
Из всего моего подросткового возраста больше всего я помню всепоглощающее чувство стыда. Постоянное. За свои ботинки. За свитера. За то, что я — бедная. Я понимала, что мама делала, что могла, но этого было так мало…
Наверное, это моя самая страшная вина перед мамой — мой жгучий подростковый стыд.
Когда-то тогда же попалось мне на глаза это стихотворение. И может от того, что перед одноклассниками мне было стыдно за себя и маму, а перед ней — за то, что я её стыжусь, оно как-то задело. Пассаж с Родиной не тронул, а вот эти отношения матери и её ребенка…
«Родине» («Они глумятся над тобою…»), автор — И. Бунин, 1891 г.Свой стыд я со временем переросла: перевелась в другую школу, где все были примерно одинаковы, прервала всю старую дружбу. Стало как-то проще и легче. А потом, к сожалению, с опытом, пришло понимание, что живые и здоровые близкие, куда важнее, чем новые джинсы.
Цените тех, кто рядом…И позвоните маме, ей будет приятно знать, что вы её любите.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d63d2a6118d7f00b661cf45/5e2dec8d16ef9000ad860f54
Иван Бунин — Матери: Стих читать онлайн бесплатно
- Бывало, раздевает няня И полушепотом бранит, А сладкий сон, глаза туманя,
- К ее плечу меня клонит.
- Ты перекрестишься, поцелуешь, Напомнишь мне, что он со мной, И верой в счастье очаруешь…
- Я помню, помню голос твой!
- Я помню ночь, тепло кроватки, Лампадку в сумраке угла И тени от цепей лампадки…
- Не ты ли ангелом была?
Анализ стихотворения «Матери» Бунина
Мама – самое теплое и нежное слово, олицетворяется с самым близким человеком на земле. Не удивительно, что многие поэты, писатели посвящают свои строки именно матери.
У каждого найдется, что сказать своей маме, особенно в конце жизни или после долгой разлуки. Мамам посвящается огромное количество произведений.
Сегодня подробнее хочется поговорить о произведении Ивана Алексеевича Бунина «Матери».
Прежде всего, это стихотворение-воспоминание. Бунин нежно, с трепетом вспоминает о своей матери. Просматривается особенное отношение к ней наряду с другими людьми из прошлого, в частности, о няне поэт вспоминает с легким равнодушием.
Из описания действий матери поэта ее можно охарактеризовать как, добрую, кроткую, набожную. «Ты перекрестишь, поцелуешь…» — строки говорят, как мать всецело любила своего сына.
«Напомнишь мне, что он со мной, и верой в счастье очаруешь» — строки, которые показывают безграничную доброту и любовь не только к своему сыну, а к богу и к миру.
Кроме того, это стихотворение-тоска по любимой матери с нотками сожаления о том, что то́ время прошло. Время, когда ему было хорошо, комфортно, тепло рядом с самым родным человеком. Поэт считает свою мать олицетворением чистоты и самым светлым человеком на земле. Об этом говорят строки «Не ты ли ангелом была?»
Еще это стихотворение можно назвать криком души. «Я помню, помню голос твой!» пишет Иван Алексеевич. Ощущение, что он хотел что-то сказать своей маме. Или как будто он не успел или не мог сказать всего, что хотел. Как отмечает супруга Бунина Вера Муромцева, многие считали поэта сухим и холодным.
«Но тот, кто его не знал до конца, и представить себе не мог, на какую нежность была способна его душа», — вспоминает она. Возможно, он не мог сказать матери напрямую, как он ее любит и ценит.
В стихотворении просматривается некоторая печаль, и возникает ощущение, что он очень долго не видел маму и сильно переживает по этому поводу.
А может быть это произведение было создано, когда он анализировал свою жизнь. Поэт хотел показать, как быстро закончилось детство. Ведь он рано ушел из дома, ему тогда не было и 18 лет.
Бунин пытался найти себя в литературе и доказать, что это дело его жизни. Семья навязывала любовь к науке, но он не изменил себе.
И всё, что он помнит о жизни в родном гнезде, он отразил в этом стихотворении.
Заключение
Как бы ни было, это легкое произведение никого не оставит равнодушным, начиная от детей младшего школьного возраста и заканчивая зрелыми состоявшимися людьми.
У детей это стихотворение будет откликаться с тем, что у них это всё еще есть, они пока рядом с мамой. У людей постарше стихотворение будет вызывать улыбку или тоску, если мамы нет рядом или нет в живых.
В любом случае, у каждого человека оно будет навевать какие-то личные воспоминания именно о его матери, самые сокровенные, самые теплые.
Источник: https://www.skazo4ka.ru/ivan-bunin-materi-stih/
Анализ стихотворения Бунина “Мать”
Тема матери, возникшая на этапе зарождения художественного слова, в русской традиции ассоциируется не только с реалиями быта.
Она существует в возвышенной версии, связанной с образом Богородицы-заступницы, и национальном варианте, отождествляясь с темой родины.
Перечисленные трактовки часто переплетаются: в некрасовском стихотворении “Баюшки-баю” мать, являющаяся лирическому герою во сне, обладает высшим знанием. Она предсказывает судьбу сыну и пророчит будущее родной земле.
Принято считать, что образ матери в ранней лирике Бунина
имеет автобиографическое начало. Это утверждение справедливо по отношению к стихотворению “Матери”, но встречается и другое видение “вечной темы”, примером которого служит произведение “Мать”.
Две первые строфы стихотворения создают картину зимней непогоды: снежные бури господствуют не только на степных просторах, они осмеливаются проникнуть в заброшенный дом, охарактеризованный сильным эпитетом “мертвый”. Постоянные повторения союза “и”, разбросанные по всему тексту, и обилие глаголов несовершенного вида “растягивают” время, порождая ощущение бесконечности природных
катаклизмов.
Третья строфа начинается противительным “но”. Что может дать отпор мощи холодных ветров? Неугасающий огонь свечи и бодрствующая по ночам мать, которая защитила неверный свет “старинной книгой”.
Оказывается, дом не совсем заброшен, и в его пристройке живут люди. Женщине страшно: при сильных порывах ветра ей чудится “слабый крик”, как будто зовет на помощь путник, затерявшийся в буране.
Утомленная и заплаканная героиня не смеет сомкнуть глаз, она несет свою ночную “вахту” до утра.
Философский смысл бытовой картины определяется знаковыми деталями-символами, важнейшие из которых – образы огня, книги, пустого дома. Православные трактовки этих символов несомненно были знакомы автору, сыну религиозной матери. Они обозначают соответственно веру, знание и заблудшую душу. Снежная буря становится выражением жизненных вихрей, которые несутся над степью, символизирующей Родину.
В философскую канву органично входит и образ бодрствующей матери, лаконичный портрет которой приобретает иконописные черты. Он ассоциируется с Матерью небесной, спасающей род человеческий. Милосердная заступница дарит надежду даже тем, чей внутренний мир похож на “мертвый дом”, освещенный слабым огоньком веры.
(1
Источник: https://ege-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-bunina-mat/