Толстой Алексей Николаевич
Детство Никиты
Толстой А.Н.
ДЕТСТВО НИКИТЫ
СОЛНЕЧНОЕ УТРО
Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза. Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светила солнце. Свет в комнате был снежно-белый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене.
- Открыв глаза, Никита вспомнил, что вчера вечером плотник Пахом сказал ему:
- — Вот я ее смажу да полью хорошенько, а ты утром встанешь,- садись и поезжай.
- Вчера к вечеру Пахом, кривой и рябой мужик, смастерил Никите, по особенной его просьбе, скамейку. Делалась она так:
В каретнике, на верстаке, среди кольцом закрученных, пахучих стружек Пахом выстрогал две доски и четыре ножки; нижняя доска с переднего края — с носа — срезанная, чтобы не заедалась в снег; ножки точеные; в верхней доске сделаны два выреза для ног, чтобы ловчее сидеть. Нижняя доска обмазывалась коровьим навозом и три раза поливалась водой на морозе,- после этого она делалась, как зеркало, к верхней доске привязывалась веревочка — возить скамейку, и когда едешь с горы, то править.
Сейчас скамейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой человек: «Если, говорит, что я сказал — закон, сделаю».
Никита сел на край кровати и прислушался — в доме было тихо, никто еще, должно быть, не встал. Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чищения зубов, то через черный ход можно удрать ня двор, А со двора — на речку. Там на крутых берегах намело сугробы,- садись и лети…
Никита вылез из кровати и на цыпочках прошелся по горячим солнечным квадратам на полу…
- В это время дверь приотворилась, и в комнату просунулась голова в очках, с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой. Голова подмигнула и сказала:
- — Встаешь, разбойник?
- АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Человек с рыжей бородкой — Никитин учитель, Аркадий Иванович, все пронюхал еще с вечера и нарочно встал пораньше. Удивительно расторопный и хитрый был человек этот Аркадий Иванович. Он вошел к Никите в комнату, посмеиваясь, остановился у окна, подышал на стекло и, когда оно стало прозрачное,- поправил очки и поглядел на двор.
— У крыльца стоит,- сказал он,- замечательная скамейка.
Никита промолчал и насупился. Пришлось одеться и вычистить зубы, и вымыть не только лицо, но и уши и даже шею. После этого Аркадий Иванович обнял Никиту за плечи и повел в столовую. У стола за самоваром сидела матушка в сером теплом платье. Она взяла Никиту за лицо, ясными глазами взглянула в глаза его и поцеловала.
— Хорошо спал, Никита?
Затем она протянула руку Аркадию Ивановичу и спросила ласково:
— А вы как спали, Аркадий Иванович?.
— Спать-то я спал хорошо,- ответил он, улыбаясь непонятно чему, в рыжие усы, сел к столу, налил сливок в чай, бросил в рот кусочек сахару, схватил его белыми зубами и подмигнул Никите через очки.
Аркадий Иванович был невыносимый человек: всегда веселился, всегда подмигивал, не говорил никогда прямо, а так, что сердце екало. Например, кажется, ясно спросила мама: «Как вы спали?» Он ответил: «Спать-то я спал хорошо»,- значит, это нужно понимать: «А вот Никита хотел на речку удрать от чая и занятий, а вот Никита вчера вместо немецкого перевода просидел два часа на верстаке у Пахома».
- Аркадий Иванович не жаловался никогда, это правда, но зато Никите все время приходилось держать ухо востро.
- За чаем матушка сказала, что ночью был большой мороз, в сенях замерзла вода в кадке и когда пойдут гулять, то Никите нужно надеть башлык.
- — Мама, честное слово, страшная жара,- сказал Никита.
- — Прошу тебя надеть башлык.
- — Щеки колет и душит, я, мама, хуже простужусь в башлыке.
- Матушка молча взглянула на Аркадия Ивановича, на Никиту, голос у нее дрогнул:
- — Я не знаю, в кого ты стал неслухом.
- — Идем заниматься,- сказал Аркадий Иванович, встал решительно и быстро потер руки, будто бы на свете не было большего удовольствия, как решать арифметические задачи и диктовать пословицы и поговорки, от которых глаза слипаются.
В большой пустой и белой комнате, где на стене висела карта двух полушарий, Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах. Аркадий Иванович раскрыл задачник.
— Ну-с,- сказал он бодро,- на чем остановились? — И отточенным карандашиком подчеркнул номер задачи.
«Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна…» — прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника.
Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший.
Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежали два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми, неживыми глазами на Никиту.
— Ну, что же ты думаешь, Никита? — спросил Аркадий Иванович.- Всего купец продал восемнадцать аршин. Сколько было продано синего сукна и сколько черного?
Никита сморщился, купец совсем расплющился, оба куска сукна вошли в стену, завернулись пылью…
Аркадий Иванович сказал: «Аи-аи!» — и начал объяснять, быстро писал карандашом цифры, помножал их и делил, повторяя: «Одна в уме, две в уме». Никите казалось, что во время умножения — «одна в уме» или «две в уме» быстро прыгали с бумаги в голову и там щекотали, чтобы их не забыли. Это было очень неприятно. А солнце искрилось в двух морозных окошках классной, выманивало: «Пойдем на речку».
Наконец с арифметикой было покончено, начался диктант. Аркадий Иванович заходил вдоль стены и особым, сонным голосом, каким никогда не говорят люди, начал диктовать:
— «…Все животные, какие есть на земле, постоянно трудятся, работают. Ученик был послушен и прилежен…»
Высунув кончик языка, Никита писал, перо скрипело и брызгало.
Вдруг в доме хлопнула дверь и послышалось, как по коридору идут в мерзлых валенках. Аркадий Иванович опустил книжку, прислушиваясь. Радостный голос матушки воскликнул неподалеку:
- — Что, почту привезли?
- Никита совсем опустил голову в тетрадку,- так и подмывало засмеяться.
- — Послушен и прилежен,- повторил он нараспев,- «прилежен» я написал.
- Аркадий Иванович поправил очки.
— Итак, все животные, какие есть на земле, послушны и прилежны… Чего ты смеешься?.. Кляксу посадил?.. Впрочем, мы сейчас сделаем небольшой перерыв.
Аркадий Иванович, поджав губы, погрозил длинным, как карандаш, пальцем и быстро вышел из классной. В коридоре он спросил у матушки:
— Александра Леонтьевна, что — письмеца мне нет?
Никита догадался, от кого он ждет письмецо. Но терять времени было нельзя. Никита надел короткий полушубок, валенки, шапку, засунул башлык под комод, чтобы не нашли, и выбежал на крыльцо.
Конец ознакомительного отрывка Вы можете купить книгу и
Прочитать полностью
Хотите узнать цену? ДА, ХОЧУ
Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/56093-aleksey-tolstoy-detstvo-nikity.html
Толстой Алексей “Детство Никиты” Читательский дневник
- Толстой Алексей.
- Название: «Детство Никиты».
- Жанр: повесть.
- Тема произведения: детство.
- Число страниц: 320.
- Главные герои и их характеристика
- Никита. Мальчик девяти лет.
Живой и подвижный.
- Александра Леонтьевна. Его мать. Добрая и
любящая. - Лиля Бабкина. Девочка девяти лет. Подружка
Никиты, добрая и красивая. - Аркадий Иванович. Учитель Никиты. Строгий,
справедливый. - Стёпка и Мишка. Деревенские дети, товарищи
Никиты.
О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)
В повести рассказывается о последнем годе детства мальчика
Никиты, который тот проводит в своём имении под Самарой. Но детство
заканчивается и начинается учеба в гимназии.
Сюжет – краткое содержание
- Никита живёт в деревне и ведёт обычную
деревенскую жизнь, играет и учится. - На Рождество Никита знакомится с девочкой Лилей,
влюбляется в неё и дарит кольцо. - Девочка уезжает, а Никита помогает в поле отцу,
занимается хозяйственными делами. - Мальчик весело проводит лето, приручает скворца
и не отвечает на письмо Лили. - На зиму семья переезжает в Самару, где Никита
вновь встречает Лилю и мирится с девочкой. - Мальчик поступает во второй класс, и счастливая
пора детства заканчивается.
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод со скворцом Желтухиным. Мальчик
подобрал его на аллее, принёс домой и долго приручал. Скворец боялся, что
мальчик съест его, но когда тот прогнал кота, понял, что сильнее Никиты зверя
нет, и стал уважать мальчика.
План произведения для пересказа
- Учитель Аркадий Иванович.
- Начало зимы.
- Рождество.
- Знакомство с Лилей.
- Найденное кольцо.
- Разлука.
- Грачи прилетели.
- Возвращение отца.
- Полевые работы.
- Желтухин.
- Ярмарка.
- В Самаре.
- Главная мысль
- Детство – самая счастливая пора жизни человека, когда он ещё
не обременён заботами и когда может жить в своё удовольствие. - Чему учит эта книга
Повесть учит любить детей, не баловать их, но и не держать в
строгости. Учит любить природу и всех животных. Учит честности, доброте,
благородству. Учит осознавать свои ошибки и уметь их исправлять. Учит
ответственности.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, моё отношение к прочитанному
Мне очень понравилась эта повесть, и особенно мальчик
Никита. Никита был добрым мальчиком, он никого не обижал, хотя и любил
подраться. Но эти драки были просто играми, принятыми среди деревенских детей.
Зато Никита любил животных и всегда трогательно о них заботился.
- Новые слова и выражения
- Людская – комната для слуг в господском доме
- Ломберный столик – прямоугольный столик для игры в карты.
- Амазонка – костюм для верховой езды.
- Пословицы к произведению
- Детство – время золотое.
- Добро того учить, кто слушает.
- Усы пробиваются, а он с детством не прощается.
- Овощи видно по рассаде, человека с детства.
- Яблоко от яблони недалеко падает.
- Назад к содержанию
Похожее
Источник: https://pushkinsdelal.ru/tolstoy-aleksey-detstvo-nikity-chi/
Краткое содержание Детство Никиты Толстой для читательского дневника
Год: 1922 Жанр: рассказ
Главные герои: Никита — первоклассник, его друзья Мишка и Степка
Никита в огромном четырёхэтажном деревянном доме. Он очень крепко привязан с живой природой. Для мальчика нет лучшего места на свете, чем местность около речки, собственный сад и все остальные уголки природы, окружающей дом.
Частью счастливых детских воспоминаний является детских учитель Никиты. Прекрасны мгновения, проведенные с детскими друзьями мальчика — Мишкой Коряшонком и Степкой Карнаушкином.
Все это очень прекрасно, но кончается, когда Никита поступает во второй класс и уезжает из поместья.
Главная мысль. Рассказ воспевает прекрасные и беззаботные детские годы, детские воспоминанья, которые навсегда остаются в памяти взрослого человека как нечто прекрасное и волшебное.
Краткое содержание Толстой Детство Никиты 4 класс
Учителем Никиты был Аркадий Иванович. Он был невыносимым человеком. У него была манера говорить не прямо все как есть, а намеками. Правда, он никогда не рассказывал о шалостях Никиты, на него не жаловался матушке, но ему удавалось так говорить с родителями о Никите, что бедному мальчику всегда приходилось внимательно прислушиваться к словам учителя.
Никита не любил учиться. Мальчику всегда казалось, что во время занятий солнышко и природа зовут его на улицу погулять у речки, повеселиться в местах, которые были его любимыми развлечениями.
Никита особенно обрадовался во время первого снега. Все везде было покрыто белоснежной пеленой. Мальчик положил на плечо скамейку, взял лопатку и побежал играться на свежем зимнем морозном воздухе, который ничуть не смущал мальчика.
Никита вырыл в снегу себе норку, зашел в нее и затащил туда свою скамейку, заложив снежными комами изнутри проход в пещеру. Домик казался мальчику чудесным замком, который есть только у него.
Одна огромная часть воспоминаний детских дней Никиты связана со старым деревянным четырёхэтажным домом. Каждый уголок дома, каждая доска имеет место в его светлых и ярких воспоминаниях.
Никита много времени проводит со своими двумя близкими друзьями Мишкой Коряшонком и Степкой Карнаушкином.
Никита впервые слабо узнает о том, что такое настоящая любовь. Он очень трепетно и особо нежно относится к своей сестре Лиле. Она для юного Никиты является воплощением всего красивого и прекрасного на свете.
Никита с Лилей находят в забытой комнате огромного дома забытое всеми кольцо, которое когда-то принадлежало прабабушке детей.
Для детей это кольцо имело особое значение, поскольку они знали о несчастной любви прадедушки Африкана Африканыча.
Прекрасные воспоминания о детстве кончаются с получением известия о поступлении Никиты во второй класс. В результате чего мальчик был вынужден покинуть этот излюбленный край.
- 4 класс, 5 класс.
- Читательский дневник для 4 класса
Источник: https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/tolstoj-a-n/detstvo-nikity
Краткое содержание повести «Детство Никиты» А. Н. Толстого
Повесть А. Н. Толстого «Детство Никиты», написанная в 1922 году, воспевает прекрасные и беззаботные детские годы, детские воспоминанья, которые навсегда остаются в памяти взрослого человека как нечто прекрасное и волшебное. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Детство Никиты», которое можно использовать для читательского дневника или подготовки к уроку литературы.
Повесть имеет автобиографический характер и основана на воспоминаниях автора о собственном детстве. Повествование ведётся от третьего лица.
А. Н. Толстой «Детство Никиты» краткое содержание повести:
Зимой Никите сделали скамейку для катания с горы, и мальчик с утра хотел убежать к крутым речным берегам, но его поймал учитель Аркадий Иванович, «удивительно расторопный и хитрый» человек. Никите пришлось умыться, позавтракать и заниматься сперва арифметикой, потом — чистописанием.
Во время чистописания Никите повезло — привезли почту. Аркадий Иванович, который ждал письма, отвлёкся, и мальчик улизнул. Подойдя к реке Чагре, Никита увидел своих приятелей — мальчишек с «нашего конца» деревни Сосновки. Чуть дальше виднелись их враги, «кончанские» — ребята с дальнего конца деревни.
Накататься вдосталь Никите не удалось — его быстро настиг Аркадий Иванович и сообщил, что пришло письмо от отца из Самары. Он обещал прислать Никите подарок настолько большой, что для него потребуется отдельная подвода, а на Рождество к ним приедет подруга матушки Анна Аполлосовна Бабкина с детьми. Аркадий Иванович тоже получил письмо от своей невесты — самарской учительницы.
Никита попытался разузнать о подарке у своего приятеля из людской. Мишка Коряшонок ничего не знал, зато сообщил о предстоящей битве между «нашими» и «кончанскими». Никита обещал участвовать.
Ночью Никите приснилось, что кот хочет остановить маятник больших часов, висевших в зале на летней половине дома. Мальчик знал: если маятник остановится, «всё треснет, расколется, зазвенит и, как пыль, исчезнет», но пошевелиться не мог.
Вдруг Никита совершил отчаянное усилие воли и взлетел.
Он увидел, что на футляре часов стоит бронзовая вазочка, и хотел взять то, что там лежит, но злая старушка с портрета схватила его худыми руками, а злой старичок с соседней картины ударил длинной курительной трубкой по спине.
Никита упал и проснулся — его разбудил Аркадий Иванович и сообщил, что с сегодняшнего дня начинаются рождественские каникулы.
«На Никиту свалилось четырнадцать его собственных дней, — делай, что хочешь».
В тот же день состоялся бой между «нашими» и «кончанскими». Под напором «кончанских» «наши» дрогнули и побежали. Никите стало обидно, и он изо всех сил ударил главаря «кончанских» Стёпку Карнаушкина, у которого, как утверждал Мишка, был заговорённый кулак.
Это переломило ход боя — «наши» кинулись на «кончанских» и гнали их пять дворов. Стёпка так зауважал Никиту, что предложил ему «дружиться», и бывшие неприятели обменялись ценными подарками.
Вечером было скучно. На чердаке выл ветер. Никита представлял, как Ветер, «мохнатый, весь в пыли и паутине, сидит смирно» и воет от скуки. Тоску прервал приезд Анны Аполлосовны с сыном Виктором, учеником второго класса гимназии, и необычайно хорошенькой девятилетней дочкой Лилей.
Никита был очарован красотой Лили. Когда утром на гуляющих во дворе мальчиков напал бык Буян, Виктор упал от страха на землю, а Никита остановил свирепое животное. За этим подвигом в окно наблюдала Лиля, что очень обрадовало мальчика.
Через день в усадьбу пришёл обоз, в котором был обещанный Никите подарок — двухвёсельная лодка. Несколько вечеров перед Рождеством дети клеили из цветной бумаги украшения для ёлки. Потом в гостиной поставили огромное, до потолка, дерево и украсили его звёздами, пряниками, яблоками и свечами.
Вечером Никиту, Виктора, Лилю и детей из Сосновки впустили в гостиную к ёлке.
«Она стояла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами. Свет от неё шёл густой, тёплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками».
Дети разобрали подарки, и праздник начался. Никитина мама Александра Леонтьевна играла на рояле, а Аркадий Иванович водил с детьми хороводы вокруг ёлки. Во время этой суеты Никита ухитрился остаться с Лилей наедине и поцеловать её. После чая Никита пошёл провожать довольных и уставших гостей. На душе у него было легко и счастливо.
Никита предпочитал сидеть дома с Лилей, Виктор же сдружился с Мишкой Коряшонком. Они построили на канаве за прудом снежную крепость и вызвали «кончанских» на бой. Стены из снега не помогли: «кончанские» пошли на приступ, и вскоре «защитники крепости побежали через камыши по льду пруда».
Никита не понимал, почему ему скучно играть с мальчишками. Глядя на Лилю, он чувствовал счастье, «будто где-то внутри у него вертится, играет нежно и весело музыкальный ящичек».
Мальчик рассказал Лиле свой сон, и девочка захотела узнать, есть ли на самом деле на часах бронзовая вазочка, и что в ней лежит. На часах красного дерева в дедушкином кабинете действительно стояла вазочка, в которой Никита нашёл «тоненькое колечко с синеньким камешком». Мальчик немедленно надел это колечко на пальчик Лили.
Гости собрались уезжать. Лиля обещала писать, а Никите казалось, «что всему на свете конец», и он больше никогда не увидит тень от огромного Лилиного банта на стене комнаты.
После отъезда Бабкиных каникулы у Никиты кончились. Аркадий Иванович ввёл новый предмет — алгебру, которая оказалась скучнее и суше арифметики. Отец мальчика, Василий Никитьевич, ожидавший в Самаре получения наследства, написал, что дело задерживается, ему придётся «поехать в Москву хлопотать» и дома он будет только к великому посту.
Письмо расстроило Александру Леонтьевну. Василий Никитьевич давно не был дома, и она боялась, что Никита окончательно забудет отца. Никита же знал, что всегда будет помнить этого весёлого, краснощёкого человека, немного беспечного и легкомысленного. Увлекаясь, Василий Никитьевич мог потратить последние деньги на совершенно ненужную вещь, чем иногда доводил жену до слёз.
Ударили сильные морозы. Никиту редко выпускали во двор. Мальчик ходил скучный и вспоминал о Лиле. Заметив это, Александра Леонтьевна решила, что сын болен. Никите отменили занятия по алгебре, стали давать касторку и пораньше отправлять спать. Повеселел Никита через три недели, когда с юга подул сильный сырой ветер.
Вслед за ветром к старым гнёздам прилетели грачи, и началась весна. Никита ходил сонный, одурелый от ветра и крика грачей, его мучили зловещие предчувствия. Однажды, забравшись в плугарскую будку, Никита начал просить Бога, чтобы всё было хорошо, а ему снова стало легко. Молитва помогла: матушка взглянула на него не строго, как в последние дни, а нежно и ласково, как раньше.
Ночью прошёл сильный ливень, а на следующее утро начался весенний паводок. Днём Никиту напугало известие, что Василий Никитьевич тонет в заполненном талыми водами овраге.
Вечером счастливо спасённый Василий Никитьевичь пил дома чай и рассказывал, как добирался до дома на только что купленном породистом жеребце, не смог перебраться через заполненный водой овраг и действительно чуть не утонул, да мужики вовремя подоспели — вытащили и его, и коня. Александра Леонтьевна была так счастлива, что даже не стала сердиться на мужа за совершенно ненужную покупку.
Три дня у Василия Никитьевича был жар, но долго болеть было некогда — надо было готовиться к севу. Александра Леонтьевна затеяла в доме большую весеннюю уборку. Затем в усадьбе красили яйца и пекли куличи. За неделю родители Никиты так устали, что не поехали стоять великую заутреню, да и Аркадий Иванович, не получивший письма от невесты, пребывал в мрачном настроении.
Никиту отпустили к заутрене в Колокольцево одного, велев остановиться у старинного отцовского приятеля Петра Петровича Девятова. Никита быстро раззнакомился с шестью сыновьями и дочерью Петра Петровича. Братья наперебой жаловались Никите на сестру Анну — страшную ябеду.
После заутрени и пасхального угощения Анна ходила за Никитой по пятам. Мальчику было неудобно и стыдно, да и братья Девятовы начали над ним посмеиваться. Наконец, Никита понял: Анна чувствовала к нему то же самое, что и он к Лиле, но всё равно отверг дружбу девочки.
«Ни с кем, только с одной Лилей у него могли быть те странные слова, особенные взгляды и улыбки. А с другой девочкой — это уж было предательство и стыдно».
Пришла весна, между деревьями забегали чёрные дрозды, а в лесу закуковала кукушка. Однажды Василий Никитьевич спросил сына, какая лошадь из табуна ему более по душе. Никита указал на кроткого, тёмно-рыжего мерина Клопика и подумал, что этот разговор был неспроста.
В день рождения Никиты, одиннадцатого мая, на воду пруда была спущена новая лодка. Потом Василий Никитьевич провозгласил Никиту «лягушиным адмиралом» и поднял на флагштоке адмиральский штандарт с изображением стоящей на задних лапах лягушки.
Однажды Никита нашёл желторотого скворчонка, выпавшего из гнезда, и забрал его в дом. Мальчик назвал птенца Желтухиным, смастерил ему домик, кормил его червяками и защищал от домашнего кота. Сначала Желтухин боялся Никиту и думал, что тот его непременно съест, потом привык, научился летать и стал членом семьи наравне с котом Василием Васильичем и ежом Ахилкой.
Желтухин прожил у Никиты до осени и научился говорить по-русски. Весь день скворец летал по саду, а вечером возвращался в свой домик на подоконнике. Осенью Желтухина сманили в стаю перелётные скворцы.
Настали свободные дни между весенними полевыми работами и покосом. Мишку Коряшонка поставили пасти лошадей, и Никита уходил к нему на целый день — учился ездить верхом.
Александра Леонтьевна боялась, что сын переломает себе руки и ноги, но Василий Никитьевич не хотел, чтобы из сына вырос «какой-нибудь несчастный Слюнтяй Макароныч» и подарил ему Клопика.
Никита научился ухаживать за лошадью и с этого дня ездил только верхом.
Когда настало время созревать хлебам, в поместье пришла засуха. Родители Никиты ходили с озабоченными лицами.
«Ещё один день этого окаянного пекла, и — вот тебе голодная зима, тиф, падает скот, мрут дети» …
Аркадий Иванович тоже грустил — его невеста не смогла приехать в Сосновку из-за болезни матери и теперь увидится с женихом только осенью, в Самаре.
После обеда, когда родители Никиты прилегли отдохнуть, в комнату влетел Желтухин. Никита налил ему в блюдце воды, скворец напился, выкупался, а потом сел на барометр и сказал «нежным голосом»: «Бурря». И тут Никита увидел, как стрелка барометра с отметки «очень сухо» переместилась к надписи «буря». Вечером началась страшная гроза с проливным дождём. Урожай был спасён.
У Никиты появилась новая обязанность — ездить на Клопике в соседнее село за почтой. Злой пьяница-почмейстер никогда не отдавал газеты и журналы, пока сам их не прочтёт. Шесть раз в год он запивал, и тогда в почтовое отделение лучше было вовсе не входить.
В этот раз Никите снова достались только письма. Одно из них было от Лили. Девочка писала, что помнит Никиту и ещё не потеряла его колечко. На мальчика пахнуло воспоминаниями о Рождестве и сердце его радостно забилось.
Уже три дня родители Никиты ссорились. Василий Никитьевич хотел поехать на ярмарку, чтобы продать норовистую кобылу, а Александра Леонтьевна не пускала мужа — боялась, что он потратит слишком много денег. Наконец, супруги пришли к соглашению: Василий Никитьевич пообещал жене «не тратить сумасшедших денег на ярмарке», для чего придумал продать там воз яблок.
В итоге яблоки так и остались непроданными, пришлось отдать их в придачу к кобыле. Василий Никитьевич, пряча глаза, сообщил Никите, что совершенно случайно и «страшно недорого» купил партию верблюдов, а завтра пойдёт смотреть тройку серых, в яблоках, лошадей — всё равно дома достанется на орехи.
Наступил август. Василий Никитьевич с сыном целые дни проводил на молотилке и сам подавал снопы в её «пыльные недра». Никите нравилось возвращаться домой на возу, полном свежей, золотистой соломы.
«Разостлался светящимся туманом Млечный Путь. На возу, как в колыбели, Никита плыл под звёздами, покойно глядел на далёкие миры».
Пришла осень. Василий Никитьевич снова уехал в Самару и через неделю сообщил, что «дело с наследством… не продвинулось ни на шаг». Он не хотел жить вторую зиму врозь, просил Александру Леонтьевну переехать в город и грозился купить «две изумительные китайские вазы».
Александра Леонтьевна не любила город, но известие о покупке никому не нужных ваз побудило её собраться за три дня. Аркадий Иванович, напротив, был рад и предвкушал встречу с невестой.
В белом одноэтажном доме Александру Леонтьевну ожидали две китайские вазы и Анна Аполлосовна, а Никиту — разгневанная Лиля. Она потребовала назад своё письмо, и Никита с ужасом вспомнил, что так и не ответил на него. Мальчик начал оправдываться, и Лиля на первый раз простила его.
Для Никиты кончилось деревенское раздолье и началась городская жизнь в семи необжитых и тесноватых комнатах. Мальчик чувствовал себя пленником — таким же, как Желтухинн в первые дни. Через неделю Никита сдал экзамены и поступил во второй класс гимназии.
Это было краткое содержание «Детство Никиты» Толстой с несколькими цитатами из произведения.
повесть «Детство» – первое произведение Льва Толстого. Впервые издано в 1852 году. Жанр: автобиографическая повесть. Для знакомства с героями и основными прочитайте краткое содержание «Детства» Толстого по главам. Основная идея – основа характера закладывается в детстве, человеку свойственно стремление к совершенствованию.
Источник: https://litfest.ru/shortwork/detstvo-nikity.html