Детство никиты — краткое содержание повести толстого

Толстой Алексей Николаевич

Детство Никиты

Толстой А.Н.

ДЕТСТВО НИКИТЫ

СОЛНЕЧНОЕ УТРО

Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза. Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светила солнце. Свет в комнате был снежно-белый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене.

  • Открыв глаза, Никита вспомнил, что вчера вечером плотник Пахом сказал ему:
  • — Вот я ее смажу да полью хорошенько, а ты утром встанешь,- садись и поезжай.
  • Вчера к вечеру Пахом, кривой и рябой мужик, смастерил Никите, по особенной его просьбе, скамейку. Делалась она так:

В каретнике, на верстаке, среди кольцом закрученных, пахучих стружек Пахом выстрогал две доски и четыре ножки; нижняя доска с переднего края — с носа — срезанная, чтобы не заедалась в снег; ножки точеные; в верхней доске сделаны два выреза для ног, чтобы ловчее сидеть. Нижняя доска обмазывалась коровьим навозом и три раза поливалась водой на морозе,- после этого она делалась, как зеркало, к верхней доске привязывалась веревочка — возить скамейку, и когда едешь с горы, то править.

Сейчас скамейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой человек: «Если, говорит, что я сказал — закон, сделаю».

Никита сел на край кровати и прислушался — в доме было тихо, никто еще, должно быть, не встал. Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чищения зубов, то через черный ход можно удрать ня двор, А со двора — на речку. Там на крутых берегах намело сугробы,- садись и лети…

Никита вылез из кровати и на цыпочках прошелся по горячим солнечным квадратам на полу…

  1. В это время дверь приотворилась, и в комнату просунулась голова в очках, с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой. Голова подмигнула и сказала:
  2. — Встаешь, разбойник?
  3. АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ

Человек с рыжей бородкой — Никитин учитель, Аркадий Иванович, все пронюхал еще с вечера и нарочно встал пораньше. Удивительно расторопный и хитрый был человек этот Аркадий Иванович. Он вошел к Никите в комнату, посмеиваясь, остановился у окна, подышал на стекло и, когда оно стало прозрачное,- поправил очки и поглядел на двор.

— У крыльца стоит,- сказал он,- замечательная скамейка.

Никита промолчал и насупился. Пришлось одеться и вычистить зубы, и вымыть не только лицо, но и уши и даже шею. После этого Аркадий Иванович обнял Никиту за плечи и повел в столовую. У стола за самоваром сидела матушка в сером теплом платье. Она взяла Никиту за лицо, ясными глазами взглянула в глаза его и поцеловала.

— Хорошо спал, Никита?

Затем она протянула руку Аркадию Ивановичу и спросила ласково:

— А вы как спали, Аркадий Иванович?.

— Спать-то я спал хорошо,- ответил он, улыбаясь непонятно чему, в рыжие усы, сел к столу, налил сливок в чай, бросил в рот кусочек сахару, схватил его белыми зубами и подмигнул Никите через очки.

Аркадий Иванович был невыносимый человек: всегда веселился, всегда подмигивал, не говорил никогда прямо, а так, что сердце екало. Например, кажется, ясно спросила мама: «Как вы спали?» Он ответил: «Спать-то я спал хорошо»,- значит, это нужно понимать: «А вот Никита хотел на речку удрать от чая и занятий, а вот Никита вчера вместо немецкого перевода просидел два часа на верстаке у Пахома».

  • Аркадий Иванович не жаловался никогда, это правда, но зато Никите все время приходилось держать ухо востро.
  • За чаем матушка сказала, что ночью был большой мороз, в сенях замерзла вода в кадке и когда пойдут гулять, то Никите нужно надеть башлык.
  • — Мама, честное слово, страшная жара,- сказал Никита.
  • — Прошу тебя надеть башлык.
  • — Щеки колет и душит, я, мама, хуже простужусь в башлыке.
  • Матушка молча взглянула на Аркадия Ивановича, на Никиту, голос у нее дрогнул:
  • — Я не знаю, в кого ты стал неслухом.
  • — Идем заниматься,- сказал Аркадий Иванович, встал решительно и быстро потер руки, будто бы на свете не было большего удовольствия, как решать арифметические задачи и диктовать пословицы и поговорки, от которых глаза слипаются.

В большой пустой и белой комнате, где на стене висела карта двух полушарий, Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах. Аркадий Иванович раскрыл задачник.

— Ну-с,- сказал он бодро,- на чем остановились? — И отточенным карандашиком подчеркнул номер задачи.

«Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна…» — прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника.

Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший.

Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежали два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми, неживыми глазами на Никиту.

— Ну, что же ты думаешь, Никита? — спросил Аркадий Иванович.- Всего купец продал восемнадцать аршин. Сколько было продано синего сукна и сколько черного?

Никита сморщился, купец совсем расплющился, оба куска сукна вошли в стену, завернулись пылью…

Аркадий Иванович сказал: «Аи-аи!» — и начал объяснять, быстро писал карандашом цифры, помножал их и делил, повторяя: «Одна в уме, две в уме». Никите казалось, что во время умножения — «одна в уме» или «две в уме» быстро прыгали с бумаги в голову и там щекотали, чтобы их не забыли. Это было очень неприятно. А солнце искрилось в двух морозных окошках классной, выманивало: «Пойдем на речку».

Наконец с арифметикой было покончено, начался диктант. Аркадий Иванович заходил вдоль стены и особым, сонным голосом, каким никогда не говорят люди, начал диктовать:

— «…Все животные, какие есть на земле, постоянно трудятся, работают. Ученик был послушен и прилежен…»

Высунув кончик языка, Никита писал, перо скрипело и брызгало.

Вдруг в доме хлопнула дверь и послышалось, как по коридору идут в мерзлых валенках. Аркадий Иванович опустил книжку, прислушиваясь. Радостный голос матушки воскликнул неподалеку:

  1. — Что, почту привезли?
  2. Никита совсем опустил голову в тетрадку,- так и подмывало засмеяться.
  3. — Послушен и прилежен,- повторил он нараспев,- «прилежен» я написал.
  4. Аркадий Иванович поправил очки.

— Итак, все животные, какие есть на земле, послушны и прилежны… Чего ты смеешься?.. Кляксу посадил?.. Впрочем, мы сейчас сделаем небольшой перерыв.

Читайте также:  Анализ стихотворения я вас любил. любовь ещё... бродского

Аркадий Иванович, поджав губы, погрозил длинным, как карандаш, пальцем и быстро вышел из классной. В коридоре он спросил у матушки:

— Александра Леонтьевна, что — письмеца мне нет?

Никита догадался, от кого он ждет письмецо. Но терять времени было нельзя. Никита надел короткий полушубок, валенки, шапку, засунул башлык под комод, чтобы не нашли, и выбежал на крыльцо.

Конец ознакомительного отрывка Детство Никиты - краткое содержание повести Толстого Вы можете купить книгу и

Прочитать полностью

Хотите узнать цену? ДА, ХОЧУ

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/56093-aleksey-tolstoy-detstvo-nikity.html

Толстой Алексей “Детство Никиты” Читательский дневник

  • Толстой Алексей.
  • Название: «Детство Никиты».
  • Жанр: повесть.
  • Тема произведения: детство.
  • Число страниц: 320.
  • Главные герои и их характеристика
  1. Никита. Мальчик девяти лет.

    Живой и подвижный.

  2. Александра Леонтьевна. Его мать. Добрая и
    любящая.
  3. Лиля Бабкина. Девочка девяти лет. Подружка
    Никиты, добрая и красивая.
  4. Аркадий Иванович. Учитель Никиты. Строгий,
    справедливый.
  5. Стёпка и Мишка. Деревенские дети, товарищи
    Никиты.

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)

В повести рассказывается о последнем годе детства мальчика
Никиты, который тот проводит в своём имении под Самарой. Но детство
заканчивается и начинается учеба в гимназии.

Сюжет – краткое содержание

  1. Никита живёт в деревне и ведёт обычную
    деревенскую жизнь, играет и учится.
  2. На Рождество Никита знакомится с девочкой Лилей,
    влюбляется в неё и дарит кольцо.
  3. Девочка уезжает, а Никита помогает в поле отцу,
    занимается хозяйственными делами.
  4. Мальчик весело проводит лето, приручает скворца
    и не отвечает на письмо Лили.
  5. На зиму семья переезжает в Самару, где Никита
    вновь встречает Лилю и мирится с девочкой.
  6. Мальчик поступает во второй класс, и счастливая
    пора детства заканчивается.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод со скворцом Желтухиным. Мальчик
подобрал его на аллее, принёс домой и долго приручал. Скворец боялся, что
мальчик съест его, но когда тот прогнал кота, понял, что сильнее Никиты зверя
нет, и стал уважать мальчика.

План произведения для пересказа

  1. Учитель Аркадий Иванович.
  2. Начало зимы.
  3. Рождество.
  4. Знакомство с Лилей.
  5. Найденное кольцо.
  6. Разлука.
  7. Грачи прилетели.
  8. Возвращение отца.
  9. Полевые работы.
  10. Желтухин.
  11. Ярмарка.
  12. В Самаре.
  1. Главная мысль
  2. Детство – самая счастливая пора жизни человека, когда он ещё
    не обременён заботами и когда может жить в своё удовольствие.
  3. Чему учит эта книга

Повесть учит любить детей, не баловать их, но и не держать в
строгости. Учит любить природу и всех животных. Учит честности, доброте,
благородству. Учит осознавать свои ошибки и уметь их исправлять. Учит
ответственности.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, моё отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта повесть, и особенно мальчик
Никита. Никита был добрым мальчиком, он никого не обижал, хотя и любил
подраться. Но эти драки были просто играми, принятыми среди деревенских детей.
Зато Никита любил животных и всегда трогательно о них заботился.

  • Новые слова и выражения
  • Людская – комната для слуг в господском доме
  • Ломберный столик – прямоугольный столик для игры в карты.
  • Амазонка – костюм для верховой езды.
  • Пословицы к произведению
  • Детство – время золотое.
  • Добро того учить, кто слушает.
  • Усы пробиваются, а он с детством не прощается.
  • Овощи видно по рассаде, человека с детства.
  • Яблоко от яблони недалеко падает.
  • Назад к содержанию

Похожее

Источник: https://pushkinsdelal.ru/tolstoy-aleksey-detstvo-nikity-chi/

Краткое содержание Детство Никиты Толстой для читательского дневника

Год: 1922      Жанр: рассказ

Главные герои: Никита — первоклассник, его друзья Мишка и Степка

Никита в огромном четырёхэтажном деревянном доме. Он очень крепко привязан с живой природой. Для мальчика нет лучшего места на свете, чем местность около речки, собственный сад и все остальные уголки природы, окружающей дом.

Частью счастливых детских воспоминаний является детских учитель Никиты. Прекрасны мгновения, проведенные с детскими друзьями мальчика — Мишкой Коряшонком и Степкой Карнаушкином.

Все это очень прекрасно, но кончается, когда Никита поступает во второй класс и уезжает из поместья.

Главная мысль. Рассказ воспевает прекрасные и беззаботные детские годы, детские воспоминанья, которые навсегда остаются в памяти взрослого человека как нечто прекрасное и волшебное.

Краткое содержание Толстой Детство Никиты 4 класс

Учителем Никиты был Аркадий Иванович. Он был невыносимым человеком. У него была манера говорить не прямо все как есть, а намеками. Правда, он никогда не рассказывал о шалостях Никиты, на него не жаловался матушке, но ему удавалось так говорить с родителями о Никите, что бедному мальчику всегда приходилось внимательно прислушиваться к словам учителя.

Никита не любил учиться. Мальчику всегда казалось, что во время занятий солнышко и природа зовут его на улицу погулять у речки, повеселиться в местах, которые были его любимыми развлечениями.

Никита особенно обрадовался во время первого снега. Все везде было покрыто белоснежной пеленой. Мальчик положил на плечо скамейку, взял лопатку и побежал играться на свежем зимнем морозном воздухе, который ничуть не смущал мальчика.

Никита вырыл в снегу себе норку, зашел в нее и затащил туда свою скамейку, заложив снежными комами изнутри проход в пещеру. Домик казался мальчику чудесным замком, который есть только у него.

Одна огромная часть воспоминаний детских дней Никиты связана со старым деревянным четырёхэтажным домом. Каждый уголок дома, каждая доска имеет место в его светлых и ярких воспоминаниях.

Никита много времени проводит со своими двумя близкими друзьями Мишкой Коряшонком и Степкой Карнаушкином.

Никита впервые слабо узнает о том, что такое настоящая любовь. Он очень трепетно и особо нежно относится к своей сестре Лиле. Она для юного Никиты является воплощением всего красивого и прекрасного на свете.

Никита с Лилей находят в забытой комнате огромного дома забытое всеми кольцо, которое когда-то принадлежало прабабушке детей.

Для детей это кольцо имело особое значение, поскольку они знали о несчастной любви прадедушки Африкана Африканыча.

Прекрасные воспоминания о детстве кончаются с получением известия о поступлении Никиты во второй класс. В результате чего мальчик был вынужден покинуть этот излюбленный край.

  • 4 класс, 5 класс.
  • Читательский дневник для 4 класса

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/tolstoj-a-n/detstvo-nikity

Краткое содержание повести «Детство Никиты» А. Н. Толстого

Повесть А. Н. Толстого «Детство Никиты», написанная в 1922 году, воспевает прекрасные и беззаботные детские годы, детские воспоминанья, которые навсегда остаются в памяти взрослого человека как нечто прекрасное и волшебное. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Детство Никиты», которое можно использовать для читательского дневника или подготовки к уроку литературы.

Повесть имеет автобиографический характер и основана на воспоминаниях автора о собственном детстве. Повествование ведётся от третьего лица.

А. Н. Толстой «Детство Никиты» краткое содержание повести:

Зимой Никите сделали скамейку для катания с горы, и мальчик с утра хотел убежать к крутым речным берегам, но его поймал учитель Аркадий Иванович, «удивительно расторопный и хитрый» человек. Никите пришлось умыться, позавтракать и заниматься сперва арифметикой, потом — чистописанием.

Во время чистописания Никите повезло — привезли почту. Аркадий Иванович, который ждал письма, отвлёкся, и мальчик улизнул. Подойдя к реке Чагре, Никита увидел своих приятелей — мальчишек с «нашего конца» деревни Сосновки. Чуть дальше виднелись их враги, «кончанские» — ребята с дальнего конца деревни.

Накататься вдосталь Никите не удалось — его быстро настиг Аркадий Иванович и сообщил, что пришло письмо от отца из Самары. Он обещал прислать Никите подарок настолько большой, что для него потребуется отдельная подвода, а на Рождество к ним приедет подруга матушки Анна Аполлосовна Бабкина с детьми. Аркадий Иванович тоже получил письмо от своей невесты — самарской учительницы.

Никита попытался разузнать о подарке у своего приятеля из людской. Мишка Коряшонок ничего не знал, зато сообщил о предстоящей битве между «нашими» и «кончанскими». Никита обещал участвовать.

Ночью Никите приснилось, что кот хочет остановить маятник больших часов, висевших в зале на летней половине дома. Мальчик знал: если маятник остановится, «всё треснет, расколется, зазвенит и, как пыль, исчезнет», но пошевелиться не мог.

Вдруг Никита совершил отчаянное усилие воли и взлетел.

Он увидел, что на футляре часов стоит бронзовая вазочка, и хотел взять то, что там лежит, но злая старушка с портрета схватила его худыми руками, а злой старичок с соседней картины ударил длинной курительной трубкой по спине.

Никита упал и проснулся — его разбудил Аркадий Иванович и сообщил, что с сегодняшнего дня начинаются рождественские каникулы.

«На Никиту свалилось четырнадцать его собственных дней, — делай, что хочешь».

В тот же день состоялся бой между «нашими» и «кончанскими». Под напором «кончанских» «наши» дрогнули и побежали. Никите стало обидно, и он изо всех сил ударил главаря «кончанских» Стёпку Карнаушкина, у которого, как утверждал Мишка, был заговорённый кулак.

Это переломило ход боя — «наши» кинулись на «кончанских» и гнали их пять дворов. Стёпка так зауважал Никиту, что предложил ему «дружиться», и бывшие неприятели обменялись ценными подарками.

Вечером было скучно. На чердаке выл ветер. Никита представлял, как Ветер, «мохнатый, весь в пыли и паутине, сидит смирно» и воет от скуки. Тоску прервал приезд Анны Аполлосовны с сыном Виктором, учеником второго класса гимназии, и необычайно хорошенькой девятилетней дочкой Лилей.

Никита был очарован красотой Лили. Когда утром на гуляющих во дворе мальчиков напал бык Буян, Виктор упал от страха на землю, а Никита остановил свирепое животное. За этим подвигом в окно наблюдала Лиля, что очень обрадовало мальчика.

Через день в усадьбу пришёл обоз, в котором был обещанный Никите подарок — двухвёсельная лодка. Несколько вечеров перед Рождеством дети клеили из цветной бумаги украшения для ёлки. Потом в гостиной поставили огромное, до потолка, дерево и украсили его звёздами, пряниками, яблоками и свечами.

Вечером Никиту, Виктора, Лилю и детей из Сосновки впустили в гостиную к ёлке.

«Она стояла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами. Свет от неё шёл густой, тёплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками».

Дети разобрали подарки, и праздник начался. Никитина мама Александра Леонтьевна играла на рояле, а Аркадий Иванович водил с детьми хороводы вокруг ёлки. Во время этой суеты Никита ухитрился остаться с Лилей наедине и поцеловать её. После чая Никита пошёл провожать довольных и уставших гостей. На душе у него было легко и счастливо.

Никита предпочитал сидеть дома с Лилей, Виктор же сдружился с Мишкой Коряшонком. Они построили на канаве за прудом снежную крепость и вызвали «кончанских» на бой. Стены из снега не помогли: «кончанские» пошли на приступ, и вскоре «защитники крепости побежали через камыши по льду пруда».

Никита не понимал, почему ему скучно играть с мальчишками. Глядя на Лилю, он чувствовал счастье, «будто где-то внутри у него вертится, играет нежно и весело музыкальный ящичек».

Мальчик рассказал Лиле свой сон, и девочка захотела узнать, есть ли на самом деле на часах бронзовая вазочка, и что в ней лежит. На часах красного дерева в дедушкином кабинете действительно стояла вазочка, в которой Никита нашёл «тоненькое колечко с синеньким камешком». Мальчик немедленно надел это колечко на пальчик Лили.

Гости собрались уезжать. Лиля обещала писать, а Никите казалось, «что всему на свете конец», и он больше никогда не увидит тень от огромного Лилиного банта на стене комнаты.

После отъезда Бабкиных каникулы у Никиты кончились. Аркадий Иванович ввёл новый предмет — алгебру, которая оказалась скучнее и суше арифметики. Отец мальчика, Василий Никитьевич, ожидавший в Самаре получения наследства, написал, что дело задерживается, ему придётся «поехать в Москву хлопотать» и дома он будет только к великому посту.

Письмо расстроило Александру Леонтьевну. Василий Никитьевич давно не был дома, и она боялась, что Никита окончательно забудет отца. Никита же знал, что всегда будет помнить этого весёлого, краснощёкого человека, немного беспечного и легкомыс­ленного. Увлекаясь, Василий Никитьевич мог потратить последние деньги на совершенно ненужную вещь, чем иногда доводил жену до слёз.

Ударили сильные морозы. Никиту редко выпускали во двор. Мальчик ходил скучный и вспоминал о Лиле. Заметив это, Александра Леонтьевна решила, что сын болен. Никите отменили занятия по алгебре, стали давать касторку и пораньше отправлять спать. Повеселел Никита через три недели, когда с юга подул сильный сырой ветер.

Вслед за ветром к старым гнёздам прилетели грачи, и началась весна. Никита ходил сонный, одурелый от ветра и крика грачей, его мучили зловещие предчувствия. Однажды, забравшись в плугарскую будку, Никита начал просить Бога, чтобы всё было хорошо, а ему снова стало легко. Молитва помогла: матушка взглянула на него не строго, как в последние дни, а нежно и ласково, как раньше.

Ночью прошёл сильный ливень, а на следующее утро начался весенний паводок. Днём Никиту напугало известие, что Василий Никитьевич тонет в заполненном талыми водами овраге.

Вечером счастливо спасённый Василий Никитьевичь пил дома чай и рассказывал, как добирался до дома на только что купленном породистом жеребце, не смог перебраться через заполненный водой овраг и действительно чуть не утонул, да мужики вовремя подоспели — вытащили и его, и коня. Александра Леонтьевна была так счастлива, что даже не стала сердиться на мужа за совершенно ненужную покупку.

Три дня у Василия Никитьевича был жар, но долго болеть было некогда — надо было готовиться к севу. Александра Леонтьевна затеяла в доме большую весеннюю уборку. Затем в усадьбе красили яйца и пекли куличи. За неделю родители Никиты так устали, что не поехали стоять великую заутреню, да и Аркадий Иванович, не получивший письма от невесты, пребывал в мрачном настроении.

Никиту отпустили к заутрене в Колокольцево одного, велев остановиться у старинного отцовского приятеля Петра Петровича Девятова. Никита быстро раззнакомился с шестью сыновьями и дочерью Петра Петровича. Братья наперебой жаловались Никите на сестру Анну — страшную ябеду.

После заутрени и пасхального угощения Анна ходила за Никитой по пятам. Мальчику было неудобно и стыдно, да и братья Девятовы начали над ним посмеиваться. Наконец, Никита понял: Анна чувствовала к нему то же самое, что и он к Лиле, но всё равно отверг дружбу девочки.

«Ни с кем, только с одной Лилей у него могли быть те странные слова, особенные взгляды и улыбки. А с другой девочкой — это уж было предательство и стыдно».

Пришла весна, между деревьями забегали чёрные дрозды, а в лесу закуковала кукушка. Однажды Василий Никитьевич спросил сына, какая лошадь из табуна ему более по душе. Никита указал на кроткого, тёмно-рыжего мерина Клопика и подумал, что этот разговор был неспроста.

В день рождения Никиты, одиннадцатого мая, на воду пруда была спущена новая лодка. Потом Василий Никитьевич провозгласил Никиту «лягушиным адмиралом» и поднял на флагштоке адмиральский штандарт с изображением стоящей на задних лапах лягушки.

Однажды Никита нашёл желторотого скворчонка, выпавшего из гнезда, и забрал его в дом. Мальчик назвал птенца Желтухиным, смастерил ему домик, кормил его червяками и защищал от домашнего кота. Сначала Желтухин боялся Никиту и думал, что тот его непременно съест, потом привык, научился летать и стал членом семьи наравне с котом Василием Васильичем и ежом Ахилкой.

Желтухин прожил у Никиты до осени и научился говорить по-русски. Весь день скворец летал по саду, а вечером возвращался в свой домик на подоконнике. Осенью Желтухина сманили в стаю перелётные скворцы.

Настали свободные дни между весенними полевыми работами и покосом. Мишку Коряшонка поставили пасти лошадей, и Никита уходил к нему на целый день — учился ездить верхом.

Александра Леонтьевна боялась, что сын переломает себе руки и ноги, но Василий Никитьевич не хотел, чтобы из сына вырос «какой-нибудь несчастный Слюнтяй Макароныч» и подарил ему Клопика.

Никита научился ухаживать за лошадью и с этого дня ездил только верхом.

Когда настало время созревать хлебам, в поместье пришла засуха. Родители Никиты ходили с озабоченными лицами.

«Ещё один день этого окаянного пекла, и — вот тебе голодная зима, тиф, падает скот, мрут дети» …

Аркадий Иванович тоже грустил — его невеста не смогла приехать в Сосновку из-за болезни матери и теперь увидится с женихом только осенью, в Самаре.

После обеда, когда родители Никиты прилегли отдохнуть, в комнату влетел Желтухин. Никита налил ему в блюдце воды, скворец напился, выкупался, а потом сел на барометр и сказал «нежным голосом»: «Бурря». И тут Никита увидел, как стрелка барометра с отметки «очень сухо» переместилась к надписи «буря». Вечером началась страшная гроза с проливным дождём. Урожай был спасён.

У Никиты появилась новая обязанность — ездить на Клопике в соседнее село за почтой. Злой пьяница-почмейстер никогда не отдавал газеты и журналы, пока сам их не прочтёт. Шесть раз в год он запивал, и тогда в почтовое отделение лучше было вовсе не входить.

В этот раз Никите снова достались только письма. Одно из них было от Лили. Девочка писала, что помнит Никиту и ещё не потеряла его колечко. На мальчика пахнуло воспоми­наниями о Рождестве и сердце его радостно забилось.

Уже три дня родители Никиты ссорились. Василий Никитьевич хотел поехать на ярмарку, чтобы продать норовистую кобылу, а Александра Леонтьевна не пускала мужа — боялась, что он потратит слишком много денег. Наконец, супруги пришли к соглашению: Василий Никитьевич пообещал жене «не тратить сумасшедших денег на ярмарке», для чего придумал продать там воз яблок.

В итоге яблоки так и остались непроданными, пришлось отдать их в придачу к кобыле. Василий Никитьевич, пряча глаза, сообщил Никите, что совершенно случайно и «страшно недорого» купил партию верблюдов, а завтра пойдёт смотреть тройку серых, в яблоках, лошадей — всё равно дома достанется на орехи.

Наступил август. Василий Никитьевич с сыном целые дни проводил на молотилке и сам подавал снопы в её «пыльные недра». Никите нравилось возвращаться домой на возу, полном свежей, золотистой соломы.

«Разостлался светящимся туманом Млечный Путь. На возу, как в колыбели, Никита плыл под звёздами, покойно глядел на далёкие миры».

Пришла осень. Василий Никитьевич снова уехал в Самару и через неделю сообщил, что «дело с наследством… не продвинулось ни на шаг». Он не хотел жить вторую зиму врозь, просил Александру Леонтьевну переехать в город и грозился купить «две изумительные китайские вазы».

Александра Леонтьевна не любила город, но известие о покупке никому не нужных ваз побудило её собраться за три дня. Аркадий Иванович, напротив, был рад и предвкушал встречу с невестой.

В белом одноэтажном доме Александру Леонтьевну ожидали две китайские вазы и Анна Аполлосовна, а Никиту — разгневанная Лиля. Она потребовала назад своё письмо, и Никита с ужасом вспомнил, что так и не ответил на него. Мальчик начал оправдываться, и Лиля на первый раз простила его.

Для Никиты кончилось деревенское раздолье и началась городская жизнь в семи необжитых и тесноватых комнатах. Мальчик чувствовал себя пленником — таким же, как Желтухинн в первые дни. Через неделю Никита сдал экзамены и поступил во второй класс гимназии.

Это было краткое содержание «Детство Никиты» Толстой с несколькими цитатами из произведения.

повесть «Детство» – первое произведение Льва Толстого. Впервые издано в 1852 году. Жанр: автобиографическая повесть. Для знакомства с героями и основными прочитайте краткое содержание «Детства» Толстого по главам. Основная идея – основа характера закладывается в детстве, человеку свойственно стремление к совершенствованию.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/detstvo-nikity.html

Ссылка на основную публикацию