Ю́рий Ио́сифович Кова́ль (9 февраля 1938, Москва — 2 августа 1995, там же) — советский и российский детский писатель и поэт, а также сценарист мультфильмов и фильмов для детей, художник и скульптор, автор-исполнитель песен.
Его книги многократно переиздавались и переиздаются. За свои произведения он был удостоен премии Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей (1971), почётного диплома им. А. П.
Гайдара (1983), «Андерсеновского диплома» — почётного диплома Международного совета по детской и юношеской литературе (1986), премии Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу (1987), премии «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов (1996, посмертно).
Юрий Коваль — один из самых известных и любимых детских писателей России.
Книги Юрия Коваля переведены на несколько европейских языков, на китайский и японский. По многим его произведениям сняты и продолжают сниматься художественные фильмы и мультфильмы.
В 2008 редакция журнала «Мурзилка» учредила ежегодную премию имени Юрия Коваля за лучшее литературное произведение для детей (её итоги будут подводиться в день рождения писателя).
Детство и учёба
Юрий Коваль родился в Москве 9 февраля 1938 года в семье работника милиции и писателя Иосифа Яковлевича Коваля. Его отец имел украинские корни и был начальником уголовного розыска города Курска.
Во время Великой Отечественной войны он работал в Москве в отделе по борьбе с бандитизмом («Отец всю войну прошёл в Москве, тем не менее был многократно ранен и прострелен»), а потом был назначен начальником уголовного розыска Московской области.
Мать, по специальности врач-психиатр, работала главным врачом психиатрической больницы в Поливаново под Москвой. В Поливаново Юрий Коваль провёл бо́льшую часть своего довоенного детства.
Во время войны семья некоторое время жила в эвакуации в Саранске. В Москве Ковали до войны жили на Цветном бульваре, после войны — у Красных ворот, в доме по Хоромному тупику. В 1945 году Юрий Коваль поступил в 657-ю школу на улице Чаплыгина
Первые рассказы Коваля «Зайцы» и «Дождь» были опубликованы в институтской газете «Ленинец» в 1956 году, причём за них автору даже была присуждена премия в размере 50 рублей. » width=»640″>
В 1955 году Коваль поступил в Московский государственный педагогический институт им.
Ленина, на факультет русского языка и литературы (он закончил этот факультет в 1960 году, когда тот назывался уже историко-филологическим).
Первые рассказы Коваля «Зайцы» и «Дождь» были опубликованы в институтской газете «Ленинец» в 1956 году, причём за них автору даже была присуждена премия в размере 50 рублей.
В институте Коваль получил диплом учителя русского языка, литературы и истории, а также диплом учителя рисования. Как художник он проявил себя не менее ярко, чем как писатель, поскольку ещё в конце 1950-х гг. стал заниматься в мастерской скульпторов-монументалистов Владимира Лемпорта, Вадима Сидура и Николая Силиса и в студии их общ его учителя Бориса Петровича Чернышёва.
Юрий Коваль интересовался рисунком, живописью, мозаикой, фреской, и впоследствии не раз экспонировался как на совместных выставках, так и на персональных, а также выступал в качестве иллюстратора к своим (и не только своим) книгам.
Диктанты для учеников также иногда составлялись в стихотворной форме, наиболее известно следующее четверостишие (на правописание шипящих): На полу сидела мышь . Вдруг вбегает грозный муж И, схватив огромный нож , К мыши он ползёт, как уж. » width=»640″>
Начало литературной деятельности
После института Юрий Коваль был послан по распределению в село Емельяново Лаишевского района Татарской АССР. Там он до 1963 года работал в школе, был преподавателем различных предметов: русского языка и литературы, географии, истории, пения и др.
Тогда же, в начале 1960-х, он стал более активно писать стихи и рассказы, многие из которых, впрочем, так и не были опубликованы.
Диктанты для учеников также иногда составлялись в стихотворной форме, наиболее известно следующее четверостишие (на правописание шипящих):
- На полу сидела мышь .
- Вдруг вбегает грозный муж
- И, схватив огромный нож ,
- К мыши он ползёт, как уж.
Уже будучи в Москве, Коваль познакомился с Юрием Домбровским, которому показал рассказ «Октябрьские скоро». Домбровскому так понравился рассказ (прозу Коваля он даже назвал «жёстким рентгеном»), что он отнёс его в «Новый мир», где, однако, рассказ не приняли. По воспоминаниям самого Коваля, именно в то время определился его выбор как детского писателя.
В 1963 году Коваль снялся в небольшом эпизоде в художественном фильме Теодора Вульфовича «Улица Ньютона, дом 1» по пьесе Эдварда Радзинского — в фильме они с Юлием Кимом поют под гитару на молодёжной вечеринке.
В эти годы опубликованы первые детские книжки стихов Коваля. В 1964 году вышел небольшой сборник стихов «Что я знаю», в котором были преставлены два стихотворения Коваля («Метели» и «Дождик»), а также стихи Б. Козлова и И. Мазнина.
В 1966 году вышли две книжки стихов, написанные совместно с Леонидом Мезиновым) — «Сказка о том, как строился дом» и «Сказка про Чайник».
Затем у Коваля выходили и другие сборники детских стихов — «Станция „Лось“» ( 1967 ) и «Слоны на Луне» ( 1969 год).
До 1966 году Юрий Коваль работал преподавателем русского языка и литературы в школе рабочей молодёжи № 114. Затем он поступил на работу в журнал «Детская литература», однако через полгода был уволен.
В 1968 году Коваль получил от журнала «Мурзилка» командировку к пограничникам, впечатления от которой легли в основу повести «Алый» и рассказов «Козырёк», «Особое задание», «Елец» и «Белая лошадь».
Следующей удачей стал сборник рассказов «Чистый Дор» (1970 год), посвящённый жизни одноимённой вологодской деревни.
Творчество 1970—1980-х гг.
В жанре юмористического детектива была написана повесть «Приключения Васи Куролесова» (1971 год), по которой впоследствии был снят мультфильм (1981 год). Во многом она была основана на рассказах отца писателя о работе в милиции (например, фамилии сыщиков Болдырев и Куролесов были не вымышленными, а относились к реальным милиционерам).
В 1971 году повесть была удостоена третьей премии на Всесоюзном конкурсе на лучшую детскую книгу.
Кроме того, её заметил и перевёл на немецкий язык известный переводчик Ханс Бауманн, и на Франкфуртской ярмарке книгу приобрели сразу несколько издательств, она была переведена на разные языки и издана в Европе и на других континентах.
Позже Коваль написал продолжение приключений Васи Куролесова — повести «Пять похищенных монахов» (1977 год) и «Промах гражданина Лошакова» (1989), причём по первой из них в 1991 году был снят художественный фильм.
В 1972 году Юрий Коваль становится членом Союза писателей СССР. В конце 1980-х гг. по сценариям Коваля были сняты
- несколько
- мультфильмов по
- произведениям Шергина
- и Писахова. (Встречам
- с Шергиным посвящён
- также его рассказ
- «Веселье сердечное».)
Во время поездки на Урал со скульптором Николаем Силисом брат Силиса Вадим однажды привёл их на звероферму, где показал им песцов. Из этого эпизода родилась известная повесть Коваля «Недопёсок» (1975 год) о приключениях молодого песца, сбежавшего из своей клетки.
Юрий Коваль любил путешествовать, особенно в глухие уголки и маленькие деревни Урала и русского Севера, где он порой жил неделями и месяцами. Автомобильные и пешие путешествия по Вологодчине и жизнь на Цыпиной горе возле Ферапонтова монастыря сформировали интерес писателя к традиционному деревенскому и особенно северному русскому быту и языку.
В конце 1970-х по произведениям Коваля снимают сразу два фильма — «Недопёсок Наполеон III» (1978) и «Пограничный пёс Алый» (1979 год), в обоих за кадром звучат его песни.
Творчество 1990-х годов
В последние годы жизни Юрий Коваль заканчивает своё главное (и крупнейшее по объёму) произведение — «Суер-Выер».
«Суер-Выер» был целиком опубликован лишь после смерти писателя — до этого фрагменты выходили в журналах «Огонёк», «Столица», «Русская Виза», «Уральский следопыт», а в конце 1995 — журнальный вариант в «Знамени».
В 1996 за это произведение Юрию Ковалю была посмертно присуждена премия «Странник». Международного конгресса писателей-фантастов.
Впоследствии было создано несколько аудиоверсий романа, по нему был также поставлен одноимённый спектакль в Театре «Эрмитаж» (2004).
После «Суер-Выера» Юрий Коваль написал несколько сказок («Сказку про Зелёную Лошадь» и др.).
Юрий Коваль умер дома в Москве 2 августа 1995 от обширного инфаркта. Он похоронен на Лианозовском кладбище рядом с родителями.
Работа Ю.И.Коваля
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/tvorchiestvo-iuriia-kovalia.html
Биография Юрия Коваля
Коваль Юрий (09.02.1938 – 02.08.1995) – советский, российский писатель, поэт, автор детских произведений. Художник, автор песен, сценариев для мультипликационных фильмов. Неоднократно награждался премиями крупных конкурсов.
Юные годы
Юрий Иосифович появился на свет в Москве в семье милиционера и врача. Его отец руководил столичным розыском, мать трудилась главным врачом подмосковной клиники для психических больных. У Юрия был старший брат Борис, детские годы в основном прошли в Поливаново, где работала его мать.
Уже в школе в качестве развлечения мальчик начал сочинять стихотворения вместе с одноклассниками. В 1955 году поступил в пединститут в Москве на литературное отделение, которое впоследствии переименовали в историко-филологическое.
Во время учебы среди его приятелей были Ю. Визбор, Ю. Ким, П. Фоменко и др. Студентом стал писать рассказы.
Первые из них, «Дождь» и «Заяц», в 1956 году оказались на страницах вузовской газеты «Ленивец», автор получил за свои труды премию.
Коваль в 60-х годах
Окончив вуз, стал дипломированным преподавателем русского языка, истории, литературы и изобразительного искусства. По распределению был направлен в деревню Емельяново Татарской республики. Проработал в местной школе до 1963 года, обучал детей разным предметам, помимо своего профиля преподавал также географию и пение.
Расцвет литературного творчества приходится на начало 60-х годов. Тогда из-под пера Коваля вышло достаточно много рассказов и стихотворений, так и неопубликованных впоследствии. Юрий Иосифович использовал свой дар на школьных уроках, например, придумавал диктанты по русскому языку в форме забавных стихов.
Ю. Коваль поет в эпизоде картины «Улица Ньютона, дом 1», 1963
По возвращении в Москву познакомился с Ю. Домбровским и показал ему свой рассказ. Тот был настолько впечатлен, что сразу отправил его в журнал «Новый мир», однако там публиковать его отказались.
С этого времени Коваль и определился с детским направлением своего творчества. Впервые его детские стихи в 1966 году были опубликованы в двух книгах.
В 1967 и 1969 годах вышли еще два сборника стихотворений.
Поначалу в столице он работал учителем школы, после в течение полугода в издании «Детская литература». Прозаические произведения начал писать, находясь в поездке за границу от издания «Мурзилка». К этому времени относятся рассказы «Алый», «Елец» и др. В 1970 году вышел сборник его рассказов «Чистый дор» о жизни в любимом писателем селе Вологодской области.
Литературное творчество в 1970-1980 годы
После выхода «Чистого дора» Коваль решил каждый раз писать произведение в новом жанре. К примеру, «Приключения Васи Куролесова» 1971 года изложены в юмористическом стиле. В этот детектив писатель вложил служебный опыт своего отца. «Приключения» были отмечены премией конкурса на лучшую книжку для детей и изданы на нескольких языках мира.
В 1972 году Коваль вступил в Союз писателей. Позже в командировке на Урал он посетил звериную ферму с песцами и написал рассказ «Недопесок».
Уже не впервые произведение Юрия Иосифовича встретило сопротивление редактора, заподозрившего в образе песца, бегущего на Северный полюс, еврея, устремившегося в Израиль. В 1975 году повесть все-таки опубликовали, но наложили запрет на публикацию следующего произведения.
Вместе с таким же образом пострадавшим Э. Успенским Коваль обратился в ЦК КПСС, где они добились разрешения опубликовать свои рассказы.
В 1978 и 1979 годах вышли два фильма по мотивам произведений «Недопесок» и «Алый», в кинокартинах также звучали песни Коваля. Юрий Иосифович много путешествовал, особенно любил сельские районы Урала и Севера. Там он мог проводить целые месяцы, начал строительство дома в Вологодской области, но не закончил. Позже поселился в деревне Тверской области.
Рисунок Ю. Коваля
В повести 1984 года «Самая легкая лодка в мире» он отразил свой опыт путешествий по северным рекам. Через два года произведение удостоили диплома Международного совета по детской литературе.
Во второй половине 80-х годов Коваль стал автором сценариев для нескольких мультфильмов по мотивам произведений Шергина, Писахова.
Своими трудами эти три писателя пробудили интерес населения к северным краям.
В 1987 году Коваль пишет «Полынные сказки», основанные на жизни и воспоминаниях его матери. Издание было признано лучшей детской книжкой 1987 года в стране. По нескольким сказкам были выпущены мультфильмы. В конце 80-х писатель начал проводить семинары для начинающих авторов детских произведений при редакции журнала «Мурзилка».
Последние годы жизни
В свои последние годы писатель завершил работу над самым масштабным произведением «Суер-Выер», которую начал еще в 1955 году. Его он считал главным своим детищем. Полностью оно было опубликовано посмертно, ранее выпускались лишь выдержки на страницах журналов.
В 1996 году произведению была присвоена международная премия «Странник». После написал сказки, но не успел завершить книгу «Куклакэт». В планы писателя также входило написание воспоминаний о своем друге А. Тарковском. Скончался Юрий Иосифович у себя дома в Москве от инфаркта.
Писатель дважды был женат, имел дочь и сына.
Коваль в своей мастерской
За свою жизнь Юрий Иосифович создал обширную библиографию. В 2008 году журналом «Мурзилка» была учреждена премия имени Коваля. По его произведениям до сих пор снимают фильмы. Сам писатель участвовал в качестве актера в двух кинофильмах, написал 13 сценариев.
О его жизни вышли три документальных картины. Кроме того, Коваль был талантливым художником. В конце 50-х годов он занимался в скульптурной мастерской и в художественной студии Б. Чернышева. Не единожды работы Коваля участвовали в выставках, были и персональные выставки.
Нередко Юрий Иосифович иллюстрировал книги.
Источник: https://stories-of-success.ru/yuriya-kovalya
Юрий Коваль: биография и творческая деятельность писателя
Юрий Иосифович Коваль рожден в трудное предвоенное время, 9 февраля 1938 года. Семья жила в Москве. Мать работала врачом-психиатром, а отец – в милиции, в отделе уголовного розыска. Его детские годы пришлись на войну. Холод и голод того периода нанесли непоправимый вред здоровью: Коваль страдал хроническим туберкулезом костей.
Любовь к книгам и писательству юному Юрию привил его школьный учитель литературы Владимир Протопопов. Позже он напишет о нем в своей автобиографической повести «От Красный Ворот».
Протопопов уже тогда смог разглядеть в Ковале талантливого человека. Чтобы развить его способности, он заставлял будущего писателя сочинять стихи.
В старших классах Коваль с друзьями даже создали что-то вроде тайного союза писателей.
После школы Юрий становится студентом педагогического института.
На параллельном курсе с ним учились Юлий Ким и Юрий Визбор, которые впоследствии стали известными бардами, а также будущий театральный режиссер Петр Фоменко. В студенческие годы Коваль был балагуром и душой компании.
Он увлекался не только литературой, но и спортом. Коваль с удовольствием играл в настольный теннис, пел песни под гитару, ходил в дальние походы.
В годы учебы в пединституте Юрий пишет довольно много рассказов. Их с охотой публикуют в институтской газете. Однако самому Ковалю они не нравятся. Тогда он решил переключиться на другое свое давнее увлечение – живопись. Коваль в институте закончил курс изобразительного искусства. Получив право преподавать рисование, он начал готовить себя к карьере художника.
После окончания института Коваль год отработал в одной из сельских школ Татарии (ныне – Татарстан). Вернувшись в Москву, он привез не только рассказы для взрослых, но и серию написанных маслом полотен. Рассказы он так и не решился опубликовать, а вот картины выставил на суд зрителей. Они были высоко оценены его друзьями художниками.
После возвращения из Татарии Коваль устроился учителем в школу рабочей молодежи. Параллельно он работал литсотрудником в тогда новом журнале «Детская литература». В то время он периодически размещал на его страницах свои рассказы, написанные совместно с однокурсником Леонидом Мезиновым. Друзья публиковали свои работы под псевдонимом Фим и Ам Курилкины.
С 1966 года он начинает писать один. Первая детская книжка Коваля увидела свет в 1967 году – «Станция Лось». Вскоре вышла и вторая – «Слоны на Луне».
В 1968 году Юрий поехал в командировку на погранзаставу по заданию детского журнала «Мурзилка». Ему предстояло написать стихи о границе. В Москву он вернулся с рассказом «Алый». Именно он и принес ему первый громкий успех.
В 1971 году Юрий публикует еще одно знаковое произведение – пародийный детектив «Приключения Васи Куролесова». Героев и сюжет он взял из рассказов своего отца, который работал в милиции. Год спустя повесть была признана лучшей детской книгой на Всесоюзном конкурсе.
В 1974 году Коваль выпустил сборник «Кепка с карасями». Через год он публикует повесть «Недопесок», в которой рассказывается о приключениях молодого песца, сбежавшего из клетки. Впоследствии по ней был снят фильм.
Юрий Коваль делал переводы книг зарубежных детских писателей на русский язык. Также он снимался в кино и выступал в роли сценариста фильмов для детей.
Последней работой Коваля стала повесть «Суер-Выер». Она была выпущена уже после его смерти. Сам писатель ушел из жизни 2 августа 1995 года.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-963323-yuriy-koval-biografiya-i-tvorcheskaya-deyatelnost-pisatelya
Юрий Коваль
Юрий Иосифович Коваль родился 9 февраля 1938 в Москве. Его отец служил в уголовном розыске, а мать была главным врачом психиатрической больницы в Поливанове. Детство, пришедшееся на войну, эвакуация, голод и холод тех лет отозвались в его жизни костным туберкулёзом.
В 1955 году Юрий Коваль поступил в Московский государственный педагогический институт имени Ленина, который закончил в 1960 году, получив специальность преподавателя русского языка и литературы, истории и рисования.
В институте он открыл в себе способности к рисованию, скульптуре, занимался игрой на пианино, банджо, гитаре, сочинял стихи и прозу для институтской газеты. Вместе с ними учились Визбор, Ким, Ада Якушева, Петр Фоменко, Юрий Ряшенцев.
После института отработал год в сельской школе в Татарии и оттуда привез в Москву несколько взрослых рассказов, и целую серию живописных полотен. Рассказы не были опубликованы.
Несколько лет, вплоть до 1966 года, работал учителем в школе рабочей молодежи, литсотрудником в только что созданном журнале «Детская литература», иногда печатаясь вместе с однокурсником Леонидом Мезиновым под псевдонимом Фим и Ам Курилкины, а в 1966 году навсегда ушел «на вольные хлеба» и опубликовал первую повесть для детей «Сказка о том, как строился дом».
В 1968 году по заданию журнала «Мурзилка» отправился в командировку на погранзаставу и вернувшись в Москву написал рассказ «Алый», принесший первый громкий успех. Кинорежиссёр Юлий Файт снял по сценарию писателя художественный фильм. После «Алого» Коваль продолжал писать и публиковать рассказы из «пограничной» серии, но не был ими доволен.
Тогда он принял решение не работать долго в одном жанре, менять его практически в каждом новом произведенииСо школьных лет Юрий Коваль увлекся охотой, и в институтские годы был уже заядлым охотником и рыболовом.
Регулярными стали его поездки в глухие уголки и маленькие деревни Урала и русского Севера, автомобильные и пешие путешествия-все это сформировало интерес писателя к традиционному деревенскому и особенно северному русскому быту и языку. Коваль вел свои дневники поездок в огромных альбомах, называл их «Монохрониками».
На основе этих записей позже было написано и опубликовано «Веселье сердечное» («Новый мир», 1988 №1) — повествование о старшем друге Коваля самобытном писателе — сказочнике Борисе Шергине. Еще 4 рассказа, привезенные из путешествий, легли в основу книги «Чистый Дор» (1970).
В 1971 году вышел в свет пародийный детектив «Приключения Васи Куролесова». Герои и сюжетная канва были взяты из рассказов отца писателя – начальника Уголовного розыска.
В 1972 году повесть «Приключения Васи Куролесова» победила во Всесоюзном конкурсе на лучшую детскую книгу.
Далее последовал цикл коротких рассказов о природе «Листобой» и сборник «Кепка с карасями» — итог десяти лет работы в детской литературе.
После небольшого эпизода — посещения зверофабрики Коваль написал повесть «Недопесок» (1975 год). По этой повести кинорежиссер Эдуард Бочаров снял фильм, а артист и сказочник Владимир Литвинов поставил радиоспектакль, для которого Коваль написал и исполнил несколько песен.
В 80-90-е годы на первый план вышли взрослые рассказы, вошедшие в книгу «Когда-то я скотину пас» (1990) и рассказы-миниатюры для шести книг, написанных в соавторстве с художницей Татьяной Мавриной.
Книга «Самая легкая лодка в мире» была удостоена Почетного диплома Международного совета по литературе для детей и юношества.
В конце 80-х годов в журнале «Мурзилка» Юрию Ковалю предложили поработать с семинаром начинающих писателей, и он вёл его долгие годы.
Последние годы жизни Юрий Коваль работал над романом «Суер-Выер», первые слова, которого были написаны еще в далеком 1955. Посмертно в 1996 году за это произведение, посвященное Белле Ахмадулиной, ему была присуждена премия «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов.
Умер Юрий Коваль в Москве 2 августа 1995 года.
Фантастическое в творчестве.
К фантастическим произведениям относится роман «Суер-Выер» — итоговое и крупнейшее по объёму произведение Юрия Коваля, рассказывающее о фантастическом плавании фрегата «Лавр Георгиевич» под командованием капитана Суера-Выера к Острову Истины. Как правило, жанр произведения обозначается как роман, хотя авторское определение жанра — «пергамент». Кроме того, к фантастическим произведениям можно отнести и повесть «Самая лёгкая лодка в мире».
Источник: https://fantlab.ru/autor2250
К 80-летию юрия коваля, одного из любимейших моих писателей
Александр Етоев
Писатель, певец, гитарист, поэт, художник, скульптор, сценарист, актер, охотник, рыбак Юрий Коваль… Фото из книги Юрия Коваля «Кепка с карасями» |
В московском издательстве «Престиж Бук» выходит собрание сочинений Юрия Коваля (1938–1995), приуроченное к юбилею писателя. В трехтомник, как сказано в издательской аннотации, вошли все (или почти все) художественные произведения Юрия Иосифовича, в том числе не опубликованные в авторских сборниках. Сегодня мы предлагаем фрагменты предисловия к собранию сочинений.
Писатель чрезвычайной необходимости
Юрий Коваль – писатель нужный, чрезвычайно необходимый. Скажу иначе: Коваль – писатель чрезвычайной необходимости. Так весомей звучит, необходимей, чрезвычайней.
Необходимый он даже не потому, что написал «Недопеска» – «одну из лучших книг на земле», как назвал ее поэт Арсений Тарковский. А потому, и это в первую очередь, что он знает все звериные языки Земли – кошачий, собачий, птичий, – включая языки экзотические, такие как пчелиный и черепаший.
Коваль вообще знал много чего. Например, способ, как не заблудиться в лесу. Оказывается, все просто. Надо снять с себя куртку, свитер, тельняшку. Вывернуть тельняшку наизнанку, потом надеть. В голове что-то перевернется, и дорога к дому отыщется.
Лес в приведенном примере можно воспринимать как метафору. Например, если вы, читатель, захотите вдруг переквалифицироваться в писатели и однажды, сочиняя рассказ, обнаружите, что заблудились в словах, поступайте в точности так же: разденьтесь, выверните тельняшку – тут-то нужные слова и найдутся.
Книги Коваля (каждая!) такие же чудесные, как Жар-птица.
Повесть «Алый», с которой все началось и простой человек Коваль превратился в писателя Коваля. После «Алого» – «Чистый Дор», «Приключения Васи Куролесова», «Листобой», «Недопесок», «Пять похищенных монахов», «Кепка с карасями». «Самая легкая лодка в мире», «Полынные сказки», «Шамайка»… Плюс большой роман для взрослых с загадочным названием «Суер-Выер».
Еще он пел, играл на гитаре, сочинял песни, стихи, рисовал, лепил, резал по дереву, писал сценарии для фильмов и для мультфильмов, сам снимался в кино, воспитывал детей и животных, путешествовал, был охотником, рыбаком – каких дел он только не переделал за отпущенный ему в жизни срок.
Лично мне, когда я грущу, а такое со мной иногда бывает, достаточно открыть наугад любую книгу Юрия Коваля, на любой странице, и грусть проходит, начинается радость.
«Отложил я весло, хотел закурить. Шарь-пошарь – нету махорки. Только что в кармане шевелилась – теперь нету. Вдруг стемнело над рекой. Солнце-то, солнце за тучку ушло! Куда ж это я забрался? Лес кругом страшный, корявый, черный, вода в реке черная, и стрекозы над ней черные…»
«Он вышел на крыльцо, и тут же под ступеньками что-то затрещало, зашуршало, и оттуда выскочил рыжий пес. Вид у него был неважный. Одно ухо стояло, другое висело, третьего, как говорится, вообще не было…»
Я нарочно не говорю, откуда эти цитаты, потому что цитировать Коваля, проговаривать его строчки вслух – уж не знаю, как для других, а для меня это чистое удовольствие.
Искусство
«Мы в Москву ездим за вологодским маслом. Там есть магазин на Преображенке. Я пачку масла ем два месяца. А Троцкого убили кирпичом».
Такую речевую цитату приводит Коваль в своих «Монохрониках». Автор фразы наукой не установлен, так что можно сказать – народ.
Вы спросите, а при чем тут искусство?
А при чем в приведенной цитате Троцкий?
На самом деле все в мире взаимосвязано. И Троцкий, и вологодское масло, и даже пятна на Солнце, про которые все мы знаем, но которых никто не видел. Всё это кубики и детальки, тот знаменитый сор, из которого и делается искусство.
Так, Юрий Иосифович? Я правильно говорю?
Охота
Есть любительская видеозапись: идет молодой Коваль по лесу – светлая куртка, кепка на голове, за плечом ружье, во рту папироса… Весенний это сезон охоты или осенний – не знаю, я не охотник, но, судя по природе – осенний. Пушкин из меня никакой, но что-то во мне вдруг щелкнуло, и получилось это:
- Осень, влажная натура,
- небо серое, жнивье,
- Вологодчина плюс Юра,
- папироса плюс ружье.
- Сапоги, скрипит резина:
- «Топь болотная, уйди!»
- Там волнушка, здесь осина,
лес мохнатый впереди…
На лесе и осине я понял, что надо остановиться, потому что Коваль про осину уже написал, и про себя-охотника уже написал, и про ружье написал, и даже про бутерброд с лососиной, который он жевал под осиной, написал тоже:
…и его персонажи. Иллюстрация Ивана Иванова из собрания сочинений Юрия Коваля |
- Под старой осиной,
- Корявой осиной,
- Охотник жевал
- Бутерброд с лососиной.
- И вдруг из сосенок,
- Зеленых сосенок,
- На просеку вышел
- Веселый лосенок.
- И солнце светило,
- Синица свистела,
- Ружье на сучке
- Преспокойно висело.
- Охотник жевал бутерброд,
- Улыбался,
- Смотрел на лосенка,
- На лес любовался.
- Наверно, приятно
- Сидеть под осиной,
- Сидеть и жевать
- Бутерброд с лососиной.
- Я и остановился.
P.S. Коваль вообще много чего описал в стихах, ведь стихами человек разговаривает, когда влюблен – в дерево, в человека, в солнышко на закате и на заре, во всякую тварь божию на земле и в небе – от ангелов до последнего паучка, дремлющего на лесной паутинке, – в жизнь, одним словом.
Маленький Пушкин
«Плоха та детская книга, которая интересна одним лишь детям». Это сказал не я, это сказал английский писатель Клайв С. Льюис, открывший знаменитую Нарнию – страну, не обозначенную на карте, но существующую реально в пространстве сказки, как существуют в нем Швамбрания и Гель-Гью, Страна чудес и свифтовская Лапута, Цветочный город, что на Огурцовой реке, и провалившаяся в океан Атлантида.
Слова Льюиса перевел Коваль, и у него получилось вот что: «Писать для детей надо так, будто пишешь для маленького Пушкина».
Лично я развил бы мысль моего уважаемого учителя: «Писать надо с видом на то, что тебя, возможно, будет читать Пушкин». То есть нужно трижды перечитать написанное, прежде чем отдать роман-повесть-рассказ-поэму-стихотворение на читательский суд. Ибо читатель – существо вредное.
Найдет он в книге, скажем, этакое скопище слов: «Показ Пушкиным поимки рыбаком золотой рыбки, обещавшей при условии ее отпуска в море значительный откуп, не использованный вначале стариком, имеет важное значение.
Не менее важна реакция старухи на сообщение ей старика о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и понудивших его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте» – и всё, и пиши пропало.
Под лежащее сказуемое вода не течет. Слово не должно лежать в художественном тексте (слава богу, вышеприведенный образец не художественный) колодой, слово должно играть, подпрыгивать, веселиться, вставать с ног на голову, не давать читателю заскучать. Чтобы под ним, словом, бежала речка с живой водой. Для чего иначе литература? Для эпитафий?
Чувство смешного
Были раньше такие люди – милиционеры.
В народе они считались образцом тупости. Анекдоты о них ходили – вот, например. Сколько нужно милиционеров, чтобы ввернуть лампочку? Правильный ответ: шесть. Один милиционер стоит на табуретке и держит в патроне лампочку, четверо крутят его вместе с табуреткой по часовой стрелке, еще один, с рацией, стоит рядом, чтобы в случае чего вызвать подмогу.
Потом милиционеры исчезли, место их заняли полицейские, про этих анекдотов уже не рассказывали.
Мое мнение насчет пресловутой (очень мне нравится это слово, потому и курсив) милиционерской тупости с народным мнением расходится: не потому милиционеры шуток не понимали, что все тупые.
Им по должности своей не положено было быть (такое сочетание мне тоже нравится, потому опять же курсив) на равных с потенциальным правонарушителем. Ведь каждый из нас в глазах милиционера потенциальный правонарушитель. Поставьте себя на место стража правопорядка.
Стоит только тебе, стражу, улыбнуться или ответить на шутку шуткой, как ты, страж, автоматически уравниваешься с человеком, вызвавшим в тебе, страже, чувство смешного, а человек этот, возможно, преступник.
Это как в бане – все голые, погоны и ордена сданы под номерок гардеробщику и кто есть кто, непонятно. Юмор сближает людей, уравнивает их, вызывает сочувствие, а сочувствие и правопорядок – две вещи несовместные. Не правда ль, Моцарт?
Вася Куролесов, любимый мой ковалиный герой, кстати, тоже милиционер. И капитан Болдырев, улавливающий запах укропа в любых немыслимых обстоятельствах. И Иосиф Яковлевич Коваль, начальник уголовного розыска города Курска, отец писателя. Но я сейчас не о них, я – о чувстве смешного.
Мой критерий при чтении: если на первых 8–11 страницах я ни разу не улыбнулся, для меня это тревожный сигнал. Стоит ли читать дальше? Я люблю веселые книги.
Не в смысле «сатира-юмор», где автор смешит намеренно, чтобы выдоить из читателя смех, не только, где всё веселое – герои, ситуации, разговоры, – хотя такое очень люблю.
Но где веселая сама проза, где слова играют друг с другом, подмигивают тебе со страницы: давай включайся в игру, подыгрывай, коли ты не совсем зануда и не член партии некрофилов.
Вот, скажем, неулыбчивый Юрий Казаков пишет о северных работягах-пьяницах. Серьезно пишет, но читаешь его, и делается весело, даже самому с ними выпить охота. А, например, писатель Сигизмунд Кржижановский, открытый для читателя в перестройку, меня лично в тоску вгоняет, несмотря на все свое мастерство.
Коваль – писатель из богоданных, тех, кому Бог дал все и, главное, волшебную авторучку (помнит кто-нибудь такой бытовой предмет?) – только кончик ее прикоснется к листу бумаги, как на бумаге образуется что-то вроде:
«– Не надо его на ферму, мам, – сказала Вера. – Пускай он у нас поживет. Будет как собачка. Давай мы его пригреем.
– Куда я, Клав, теперь поеду, – поддержал Веру плотник. – Разве я проеду по такому снегу? К тому же задняя ось, похоже, треснула.
– У тебя я знаю, где треснуло, – сказала мамаша Меринова, недовольно поглядевши плотнику в глаза. – Ты скажи-ка лучше, что это ты у магазина делал?
- Плотник Меринов смешался, закашлялся, вытащил из-под крыльца какую-то веревку и пошел за калитку, сказавши загадочно:
- – Схожу за жердями».
- Таких, как Коваль, немного, почему-то добрый Господь не отпускает им долгих лет.
- Слава
Есть писатели славы громкой. Как колокол. Или как медный таз. И есть писатели тихой славы.
Слава громкая – часто слава короткая: грохнет в потолок пробкой в банкетном зале бывшего великокняжеского дворца, погуляет эхом по телеэкранам и уйдет, как уходит в форточку из курилки табачный дым. Тихая – слава долгая.
Поэтесса Татьяна Бек сказала о писателе Ковале: «Слово Юрия Коваля будет всегда, пока есть кириллица, речь вообще и жизнь на Земле».
Я давно люблю книги Юрия Коваля, лет уже без малого сорок. Изданные как детские, они написаны для всех читательских возрастов, все в них легкое и волшебное – и предметы, и голоса зверей, и деревья, и цветы полевые, и слова, которыми говорят звери и люди, птицы и дождевая вода.
Обыденность в его книгах объединилась с волшебной сказкой.
Вот топор, забытый в лесу, он не просто отыщется под кустами, а блеснет в тени, как глубинная рыба («Чистый Дор»). А сама глубинная рыба – ночная скользкая осенняя рыба налим – глянет на вас маленьким, как божья коровка, глазом, а потом ворочается всю ночь, никак не может уснуть, шевелит).
- Наверное, это и называется зрением художника – увидеть глаза налима, понять его ночную бессонницу.
- Наверное, это и называется читательским счастьем – знать, что есть на свете такие книги, к которым хочется всегда возвращаться.
- Клуб Юрий Иосичей
Каких только необычных клубов не бывает на белом свете. Клуб ветеранов Метростроя. Клуб поклонников Джона Леннона. Клуб любителей 13-го портвейна.
Но мало кто из современников знает, что существовал в недалеком прошлом клуб Юрий Иосичей. Основали его три человека, три «Иосича»: Юрий Иосифович Коваль, Юрий Иосифович Домбровский и Юрий Иосифович Визбор.
И тот, и другой, и третий ныне фактически уже классики, и говорить об их значении для русской культуры все равно что объяснять человеку в возрасте, кто такой, допустим, Юрий Гагарин.
Хотя, возможно, для юного поколения имеет смысл о них коротенько напомнить.
- О первом представителе клуба, Юрии Иосиче Ковале, вы уже кое-что узнали, добавлю только одно: это о нем сказал Ролан Быков, что таких писателей, как Юрий Коваль, надо срочно заносить в Красную книгу, пока не перевелись, не вымерли.
- Юрий Иосич Визбор – журналист, актер, классик авторской песни и вообще человек-легенда.
- И Юрий Иосич Домбровский – писатель, поэт, лагерник, автор «Хранителя древностей», «Факультета ненужных вещей», стихов и гениальных рассказов.
В клуб входил еще один Юрий Иосич, четвертый, который скромно оставался в тени; это был водитель такси, подвозивший однажды Юрия Коваля домой и тогда-то, в машине, обращенный в святое братство Юрий Иосичей. О нем история в дальнейшем умалчивает.
Наверное, это был очень веселый клуб, судя по тем талантам, которыми не обделил Господь Бог троицу его основателей. Жаль, что никто не вел хронику клубной жизни.
Но вот ушли потихонечку один за другим – сначала Домбровский, потом Визбор, за ними – Коваль. Не стало их – не стало и клуба. Так всегда – любителей 13-го портвейна хоть пруд пруди, а талантливых Юрий Иосичей – раз, два, три и обчелся.
P.S. Сергей Андреев, большой знаток и кропотливый исследователь творчества Юрия Коваля, когда я опубликовал впервые эту заметку, меня поправил: «Александр Етоев немного ошибся. Юрий Иосичей в клубе было 5! Был еще поэт Юрий Иосич Коринец. А таксиста приняли последним. И привел его не Коваль, а Визбор».
- Моя ему благодарность за это.
- Река нашего сердца
У каждого человека, если он не житель пустыни, есть в жизни своя река. Нева, Днепр, Енисей, Темза, Миссисипи, Фонтанка – не важно, как она называется и на какое долгое расстояние нас с ней разлучает жизнь.
Она течет в нашей памяти, мы помним цвет ее, запах, линии берегов, деревья по берегам, листья, плывущие по воде осенью.
Себя помним на ее берегах, отражение наших счастливых лиц, когда дрогнет на воде поплавок или проплывет мимо нас на весенней льдине ленивая городская птица.
- Ковалю была подарена Яуза.
- Ограждена от нас гранитом,
- Как воробей, невелика,
- Под небом, осенью залитым,
- Течет забытая река.
- В ней отражаются антенны,
- Пустые окна, чердаки,
- В ней стынут хлопья мыльной
- пены,
Преображаясь в островки…
- Пишу осенью, в октябре.
- В глазах у меня Фонтанка, река моего сердца. В голове моей звучит песня Юрия Коваля про Яузу:
- На нашей набережной осень,
- За тополями старый дом,
- Дом двадцать семь, квартира
- восемь,
- В котором мы еще живем.
«В котором мы еще живем»…
- Грустно.
- Взятие Гаваны
- А грустно кончать не хочется.
- Коваль – человек веселый.
Расскажу-ка я на закуску историю о Сергее Михалкове, как он Гавану брал. Услышал я ее в телевизоре от художника Виктора Чижикова, письменный вариант рассказа найти не смог, хотя и перерыл весь Интернет.
Дело было в ЦДЛ, на очередном юбилее живого классика. Зал битком, кроме писателей, в нем представители братских литератур, делегаты от стран соцлагеря, и каждый обязан выйти к юбиляру с поздравительной речью.
Вот выходит на сцену представитель Болгарии, поздравляет.
– Как же, помню Болгарию, – дружелюбно говорит юбиляр. – Когда мы в сорок четвертом брали Софию… – и что-то говорит дальше.
Болгарина сменяет поляк. Цветы, поздравления.
– Да, Польша, – говорит Михалков. – Когда мы в сорок пятом брали Варшаву…
Поздравляет представитель Чехословакии.
Михалков:
– Конечно, помню Чехословакию. Когда мы брали Прагу…
- То же самое делегату от ГДР – про Берлин.
- Настал момент для представителя Кубы.
- Выходит кубинец, говорит речь.
- И тут из зала раздается голос Юрия Коваля:
– Когда мы брали Гавану…
По-моему, история замечательная. На ней я и ставлю точку в разговоре о Юрии Ковале.
P.S. ко всему
- написанному.
- Наверное, как велят правила, нужно было бы дать читателю биографию Юрия Коваля, раз уж я, грешный, взялся написать предисловие к этой книге.
- Каюсь, биографии я не дал.
Биография и много чего еще будет в серии «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия», в книге, которая непременно выйдет. Коваль – настолько замечательный человек, что более чем достоин отдельной о себе книги.
Источник: https://zotych7.livejournal.com/388192.html
Юрий Коваль. Рассказы и сказки для детей. Произведения и биография — Всё лучшее детям
Прочитайте рассказы Юрия Коваля, и тогда тот мир, в котором жил и творил этот талантливый писатель, станет и вашим миром. И уж поверьте, это – самое увлекательное и настоящее путешествие не только для детей, но и для взрослых!
Рассказы и сказки Ю.Коваля. Список произведений
Алый Елец Козырёк Белая лошадь Капитан Клюквин Серая ночь Лабаз Лесник Булыга Белозубка У кривой сосны Нулевой класс Чайник Фарфоровые колокольчики Воробьиное озеро Стеклянный пруд Картофельная собака Гроза над картофельным полем Листобой Сказка про тигрёнка на подсолнухе Сказка про жену Змея Горыныча Сказка про волка Евстифейку Сказка про рыжего братишку Сказка про зелёную лошадь
Читать рассказы других известных авторов Читать все рассказы и сказки Ю.Коваля.Список произведений
Юрий Коваль – писатель-художник, о котором знают все: и взрослые, и дети.
Он, как никто другой, показал, что детская литература – это глубокий и неисчерпаемый источник, из которого можно питаться такой необходимой для жизни энергией.
Творчество Юрия Коваля известно за пределами России, его произведения неоднократно переводились как на европейские, так и на китайский и японский языки. Кроме того, по мотивам его книг даже сегодня снимают оригинальные мультфильмы и кинокартины.
Юрий Коваль. Краткая биография
Юрий Иосифович Коваль родился 9 февраля 1938 в Москве. Юрий увидел мир в самый разгар лютых морозов, в феврале месяце 1938 года,в городе Москва.
В составе семьи писателя были отец (начальник уголовного розыска Московской области) и мать (главный врач психиатрической больницы в Подмосковье).
Коваль Юрий Иосифович, биография которого начинается именно с Подмосковья, провел в этом краю практически все довоенное детство.
После окончания войны семья переехала к Красным Воротам. Речь идет о районе города, о котором уже в зрелом возрасте было написано несколько биографических произведений. Здесь Юрий Коваль поступил в школу и заявил о себе как о будущем гении литературы. За школьной партой мальчик вместо математики занимался написанием стихов.
Это были и шуточные, и лирические строки, но уже настолько глубокие и проникновенные, что трогали за самые тонкие струны души. После школы Юрий Коваль поступил в Педагогический институт имени Ленина в Москве.
Сначала его факультет готовил специалистов по русскому языку и литературе, а когда Коваль заканчивал его, то это уже был историко-филологический факультет. В институте писатель познакомился с огромным количеством известных людей и продолжал с ними дружбу практически всю жизнь.
Первые произведения автора были напечатаны именно в институтской газете, здесь и началась творческая деятельность будущего гения литературы. Из института Юрий Коваль вышел с двумя дипломами: русского языка и литературы, истории и рисования. Общество узнало о Ковале-художнике не намного меньше, чем о Ковале-писателе.
Он интересовался особенностями живописи, мозаики, фрески, неоднократно принимал участие в выставках и даже сам иллюстрировал свои книги. Первые произведения автора были напечатаны именно в институтской газете, здесь и началась творческая деятельность будущего гения литературы.
Из института Юрий Коваль вышел с двумя дипломами: русского языка и литературы, истории и рисования. Общество узнало о Ковале-художнике не намного меньше, чем о Ковале-писателе.
Он интересовался особенностями живописи, мозаики, фрески, неоднократно принимал участие в выставках и даже сам иллюстрировал свои книги. Жизнь этого человека была невероятно насыщенной. Разносторонней личностью был
Юрий Коваль, биография которого рассказывает нам о том, что первые шаги его как педагога стали многообещающи. Он начал свою педагогическую деятельность в селе Емельяново. Преподавал русский язык, литературу, географию, историю, пение и другие предметы. В этот момент деятельность Коваля как писателя активизировалась, но, к сожалению, не все произведения были опубликованы.
Именно в тот период Юрий Коваль определил, что хочет заявлять о себе как о детском писателе. «Взрослая» литература была слишком перенасыщена для него. Там не было и никогда не будет той непосредственности и непринужденности, как в детской. Именно поэтому Коваль Юрий Иосифович выбрал путь детского литератора.
Первые детские произведения были опубликованы в соавторстве с Леонидом Мезиновым в 1966 году («Сказка о том, как строился дом», «Сказка про чайник»). Преподавательскую деятельность Коваль сменил на работу в журнале «Детская литература», потом «Мурзилка». В эти годы автор опубликовал биографические произведения «Алый» и «Чистый Дор».
Писатель Юрий Коваль в это время определил свой жизненный и творческий девиз, который говорил о том, что нельзя постоянно работать в одном и том же жанре. Нужно чаще изменяться и осуществлять все новые и новые поиски. Работал автор и в жанре юмористических детективов, по мотивам которых вскоре были сняты мультфильмы.
Это хорошо известная как взрослым, так и детям повесть «Приключения Васи Куролесова».
За это произведение автор был удостоен третьей премии на Всесоюзном конкурсе детских книг. Франкфуртская ярмарка признала книгу одной из лучших во всем мире, после чего повесть перевели на несколько языков и издали во многих странах Европы. После огромнейшего успеха «Приключений Васи Куролесова» писатель издал продолжение истории: «Пять похищенных монахов» и «Промах гражданина Лошакова».
Невероятный успех произведений Юрия Коваля позволил ему стать членом Союза писателей (благодаря рекомендациям Шергина Б. В. и Писахова С. Г. – авторитетных членов Союза писателей СССР). В благодарность за оказанное доверие Коваль печатает на страницах журнала «Мурзилка» сказки Шергина, а вскоре пишет сценарии и способствует съемкам мультфильмов по мотивам этих сказок.
Биография этого выдающегося человека рассказывает читателю о многочисленных поездках на Урал, где писатель черпал идеи для своего творчества. Повесть «Недопесок» была написана именно по мотивам тех впечатлений, которые произвели на автора песцы со зверофермы на Урале. Но эта повесть не была принята миром, и после ее выхода в свет следующие произведения писателя не печатались. Но вместе с Эдуардом Успенским, писателем, которого постигла та же участь, Коваль обжаловал решение о запрете, и тиражирование их повестей было восстановлено.
Вскоре по мотивам произведений Юрия Коваля снимают фильмы: «Недопесок Наполеон III», «Пограничный пес Алый». За кадром фильмов звучат песни авторства Коваля, немного позже он и сам играет роль в «Марке страны Гонделупы».
Невероятная творческая активность и стремление к совершенству – вот что двигало Юрия Коваля постоянно вперед.
Как уже говорилось, писатель был неравнодушен к путешествиям: Урал, Север, Вологда, центр городской суеты и невероятная глушь поселка – все это описывалось в том или ином сочинении.
Почетный диплом Международного совета литературы для детей и юношества был вручен Ковалю за повесть «Самая легкая лодка в мире». Он стал гением литературы для детей.
Никто не мог так тонко и проникновенно почувствовать детскую психологию и тем более описать ее.
«Полынные сказки» — истории немножко из уст мамы, немножко выдуманные, но настолько правдивые, что читаешь и веришь каждому слову.
За эти сказки Юрий Коваль получил первую премию на Всесоюзном конкурсе детской книги. Планировалось победить и в Государственном, но не получилось.
Благодаря огромному опыту писателя с 20-летним стажем Коваль имел честь проводить семинар для молодых детских писателей, организованный журналом «Мурзилка». Сначала занятия проводились в помещении издательства, а потом в мастерской самого Юрия Коваля.
Это были последние годы жизни писателя. Он успел закончить свое самое главное и крупное произведение — «Суер-Выер». Это не роман, не повесть, это – «пергамент».
Сам Коваль оценил произведение достаточно высоко, как вскоре и его критики. Посмертно за «Суер-Выер» писателя удостоили премии Международного конгресса писателей-фантастов под названием «Странник».
Издано небольшое количество аудиоверсий романа и поставлен спектакль «Суер-Выер» в «Эрмитаже».
Смерть застала Юрия Коваля неожиданно, в 57 лет. Умер он от обширного инфаркта и похоронен рядом с родителями на Лианозовском кладбище. На творчестве этого человека выросло несколько поколений детей во всем мире, а книги его до сих пор ждут новых маленьких читателей. ——————————————————— Юрий Коваль.Рассказы и сказки для детей. Читаем бесплатно онлайн
Читать рассказы других известных авторов Читать все рассказы и сказки Ю.Коваля.Список произведений
Источник: https://slovobelova.ru/yurij-koval