Путь исканий пьера безухова в романе война и мир толстого сочинение

Путь исканий Пьера Безухова в романе Война и мир Толстого сочинение

Лев Николаевич Толстой – величайший классик второй половины 19 века. И, несомненно, лучшим его произведением является роман-эпопея «Война и мир».

Особенностью Толстого, как литератора, является тот аспект, что всех своих персонажей он делит на любимых и нелюбимых. Логично, что любимые герои описываются Львом Николаевичем максимально подробно. Одним из таких любимых героев является Пьер Безухов.

Вся жизнь Пьера – это путь духовного становления.

Читатель встречается с ним на первых страницах в салоне Анны Павловны. Внешность его неоднозначна – она не поражает внешней красотой. Даже складывается впечатление, что Пьер неповоротлив и неуклюж. Но Толстой верен своим традициям – за неповоротливостью скрыта чистая и благородная душа.

Обратите внимание

Понятно, что Пьер неизбалован замашками светского общества, и на первых порах в компании легкомысленных «мажоров» предается развлечениям. Пьянство и разврат быстро ему надоедают, и он пытается найти для себя занятие по душе.

У него появляется единственный настоящий друг – Андрей Болконский и только с ним Пьер может быть самим собой.

Толстой всех своих любимых героев ведет тернистым путем. Так и с Пьером. Вот на его жизненном пути возникает пустая красавица Элен. Пьер доверчив – и поэтому он становится ее «добычей». Под напором князя Курагина Пьер женится на его дочери, и только спустя время, понимает, что им нужен не он, а его богатство. Поэтому брак с Элен уходит в небытие.

Пьер продолжает искать себя. Он увлекается масонством. Это для него ложный путь совершенствования. Масонам не важны духовные ценности. Для них идеал – это деньги. Таким образом, пойдя по пути масонства, Пьер заходит в тупик.

Время идет и начинается война 1812 года. Это историческое событие стало знаковым для Пьера. Он оставляет личные терзания и идет защищать Отечество. Он настолько ненавидит врага, чт решает убить Наполеона. Эта идея не реализована, а Пьер попадает в плен.

Именно время плена становится решающим для Пьера. У него достаточно времени, чтобы взвесить все «за» и «против» в своей жизни. Он лишен благ, к которым привык, и это приводит к тому, что Пьер понимает и принимает законы простой жизни. Этим законам научил его Платон Каратаев.

Платон для Пьера – это мудрый учитель. Они похожи. Поэтому, можно сделать вывод, что единение с Каратаевым стало для Пьера единственно верным ориентиром в жизни. Безухов понял, что «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом».

После того, как Пьер освобожден, он осознает и ощущает себя новым человеком. Он теперь твердо знает, что необходимо ему, чтобы быть поистине счастливым.

Важно

Пьер решает свои бытовые дела и понимает, что пришло время предложить руку и сердце Наташе Ростовой. Пьер осознает, что Наташа – именно та, кого он искренне любит и будет с ней счастлив до конца дней своих.

В эпилоге романа Толстой показывает читателю Пьера – хорошего семьянина, самодостаточную личность. Он активный общественный деятель. На первое место выходят его душевные качества, как то, доброта, порядочность, проницательность. Смысл жизни для Пьера – любимая Наташа, дети, друзья, работа.

Герой, наконец, достиг «успокоения, согласия с самим собой»

Путь Пьера Безухова в романе Война и мир сочинение

Через образ незаконнорожденного князя Пьера Безухова автор показывает эпоху и тот временной отрезок, который включает в себя исторические события и те человеческие испытания, воздвигнутые на его пути. Впервые читатели знакомятся с ним, попадая в салон Анны Шерер. Он никому еще неизвестен.

Знают о нем лишь, что он получил хорошее образование за границей, и недавно вернулся в Россию. Применение своим знаниям он еще не нашел, а под влиянием бездельников из «светской молодежи» участвовал в кутежах и гулянках. За это его выслали из Петербурга. Но такая жизнь не устраивает и самого Пьера. Он лишен лицемерия и мелочности.

Он мягкий и добрый человек, который легко поддается под чужое влияние. После смерти отца он наследует и его титул и богатство.

Все семейства Москвы, у которых дочери на выданье, стремятся заполучить его. Он женится на Элен Курагиной. Брак этот был несчастливым, так как очень скоро Пьер понял, что жена его не любит. Она коварна и лжива, изменяет ему.

Пьер вызывает на дуэль Долохова, потому что не может стерпеть предательства. Молодого Безухова все чаще посещают мысли о смысле его жизни. Он не умеет ни хитрить, не притворяться, и жизнь в светском обществе, далека от него. Он много думает. Увлекается масонством.

Символы и правила другого мира увлекают его. Он расстается с Элен, оставив ей большую часть своего состояния.

Пьер Безухов много читает, изучает разные прожекты. У него появляется мысль сделать что-нибудь, чтобы изменить жизнь крестьян. Его мало кто понимает и поддерживает. Он разочаровывается в своих идеях и находит спасение в возвышении пришедшего, в это время к власти, Наполеона.

Совет

Пьер его боготворит. Восхищается его успехами и победами. Но война французского императора против России многое меняет в мировоззрении Безухова. У него появляется идея убить своего бывшего кумира.

Многие события, которые встретились на пути Пьера, помогли стать ему по- настоящему зрелым человеком.

Духовные искания Пьера Безухова в романе Война и мир сочинение

Молодого Пьера Безухова Л. Н. Толстой показывает нам впервые в салоне Анны Павловны Шерер, восхваляющего идеи французской революции и Наполеона. В отличие от Андрея Болконского Пьер глядит в будущее с надеждой, верит, что у них еще все впереди.

После получения богатств отца, все начинают льстить ему. Пьер чувствует, что что-то не так в отношениях с его женой. Позже Пьер разводится с женой, оставляет ей значительную часть своих владений и уезжает в Петербург.

На одной из станций к нему подсел старик под предлогом помочь Пьеру. Как оказалось, этот старик был масоном. Он начал спрашивать Пьера о духовности и том, доволен ли Пьер своей жизнью.

Это производит огромное впечатление на Безухова, искренне надеявшегося найти новые идеалы и смысл жизни. Но со временем Пьер разочаровывается в масонстве, хотя он и подчерпнул много моральных устоев из этого периода своей жизни.

Из-за этого герой слегка потерян в мире, в жизни.

Пьер принимает участие и в таком важном событии как Бородинское сражение. Это один из основных моментов романа, через этот эпизод мы понимаем, что старые устои Пьера пали, он понял смысл подвига солдат, понял то, что несмотря на все ужасы войны, они все также способны улыбаться и смеяться.

Позже он задумывает убить некогда своего кумира Наполеона. Оставшись в Москве, Пьер бродит по улочкам, ищет Наполеона. В итоге спасает девочку из пожара, но его берут в плен.

 В плену же он встречается с Платоном Каратаевым, человек раскрывшим ему многие тайны жизни. Он приобщился к народу через общение с Платоном, освободился духовно, так как вопрос о смысле жизни был для него решен.

Обратите внимание

В эпилоге мы видим, как Пьер уже идет не Каратаевским путем, а своим, потому что жить без поисков это явно не для него. Окончательно же духовную гармонию постигает Пьер уже в браке с Наташей Ростовой. Наконец он чувствует себя счастливым.

Таким образом, автор показывает, как складывается жизнь и внутренний мир человека на протяжении всей жизни. Пьер Безухов из ярого поклонника Наполеона и всех его идей превратился в спокойного домашнего человека.

Каждый этап в его жизни он проходит в поиске смысла жизни, ответов на вечные вопросы, в поиске самого же себя. И нельзя сказать, что он ничего не извлек.

  • Наоборот, каждый этап оставил в нем заметный след, Пьер сумел вынести самое главное из каждого момента жизни и стать тем, кем он хотел быть всю жизнь – счастливым человеком.
  • Путь исканий Пьера Безухова в романе Война и мир
  • Сейчас читают:
  • У природы нет плохой погоды сочинение-рассуждение
    Как точно автор одной старой песни подметил “каждая погода благодать”. И это правда, ведь у природы действительно нет плохой погоды. На протяжении целого года люди созерцают удивительную красоту природы, сталкиваются с погодными условиями каждый день,
  • Сочинение на тему Моя мама (описание внешности)
    Практически каждый из нас может сказать, что его мама самая лучшая. Ведь именно мама для нас самый близкий и родной человек. Моя мама всегда вызывает у меня восхищение.
  • Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание сочинение
    В произведении Достоевского, которое называется «Преступление и наказание», у главного героя (Раскольникова) есть несколько двойников. Главная фигура романа – Родион Раскольников. Фамилия персонажа говорит сама за себя. Образ этого персонажа противоречив.
  • Кладовая солнца Человек и природа сочинение
    Безусловно, никто не станет спорить с тем, что с самого первого дня зарождения человечества и всего живого на Земле, природа очень тесно взаимодействовала с ним.
  • Сочинение на тему Подвиг 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение
    Подвиг, как слово и определенное действие, несет очень серьезную смысловую нагрузку, так как под этим понятием можно понимать многие героические действия, которые присущи не только человеку, так как случаются случаи героизма и подвига,
  • Сочинение по картине Взятие снежного городка Суриков 3 класс
    Великолепное произведение искусства, которое передает очень хорошо все происходящее и любитель искусства может полностью вжиться в данный праздничный день, который отображен на этой уникальной картине.

Жизненный путь пьера безухова в романе «война и мир»

Путь исканий Пьера Безухова в романе Война и мир Толстого сочинение

Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез.

Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских кокеток… Во время проживания во Франции он проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел единомышленников, что с их помощью он сможет изменить мир к лучшему.

Но вскоре он все же разочаровался в масонстве, хотя, его желание равенства среди людей и справедливости во всем было неискоренимо.

Пьер Безухов ещё очень молод и неопытен, он ищет цель своей жизни и бытия в целом, но, к сожалению, приходит к выводу, что ничего нельзя изменить этом мире и попадает под дурное влияние Курагина и Долохова. Пьер начинает попросту «прожигать жизнь», тратит свое время на балы и светские вечера.

Курагин женит его на Элен. Безухов был окрылен страстью к Элен Курагиной, самой первой светской красавице, он радовался счастью жениться на ней. Но спустя некоторое время Пьер заметил, что Элен всего-навсего красивая кукла с ледяным сердцем, нарисованной улыбкой и жестоким лицемерным нравом.

Брак с Элен Курагиной принес Пьеру Безухову только боль и разочарование в женском поле. Устав от разгульной жизни и бездействия душа Пьера рвется к работе.

Он начинает проводить в своих землях реформы, пытается дать крепостным свободу, но, что очень прискорбно, люди его не понимают, они настолько уже привыкли к рабству, что даже не представляют как без него можно жить. Люди решают, что Пьер с «причудами».

Когда началась война 1812 года Пьер Безухов, хотя и не был военным, отправился на фронт, чтобы посмотреть, как воюют люди за свое Отечество. Находясь на четвертом бастионе, Пьер видел настоящую войну, он видел как страдают люди из-за Наполеона.

Важно

Безухова поразил и воодушевил патриотизм, рвение и самопожертвование простых солдат, ему стало больно вместе с ними, Пьер проникся лютой ненавистью к Бонапарту, он захотел лично его убить.

К сожалению, ему это не удалось, и вместо этого он попал в плен. В тюрьме Безухов провел месяц. Там он познакомился с простым «солдатиком» Платоном Каратаевым. Это знакомство и пребывание в плену сыграли значительную роль в жизненных поисках Пьера.

Он наконец-то понял и осознал ту истину, которую давно искал: что каждый человек имеет право на счастье и должен быть счастливым. Пьер Безухов увидел истинную цену жизни.

Пьер обрел свое счастье в браке с Наташей Ростовой, она была для него не только женой, матерью его детей и любимой женщиной, она была большим – она была другом, поддерживающим его во всем.

Безухов, как и все декабристы, боролся за правду, за свободу народа, за честь, именно эти цели послужили причиной его вступления в их ряды. Долгий путь скитаний, иногда ошибочных, иногда смешных и нелепых, все же привел Пьера Безухова к истине, которую он должен был понять, пройдя трудные испытания судьбы.

Можно сказать что, не смотря ни на что конец жизненных исканий Пьера хороший, ведь он достиг той цели, которую преследовал изначально. Он попытался изменить этот мир к лучшему. И каждый из нас должен также стремиться к этой цели, ведь дом состоит из маленьких кирпичиков, а они из мелких песчинок, а песчинки – это наши добрые и справедливые поступки.

Источник: https://2pct.ru/jiznennyi-pyt-pera-bezyhova-v-romane-voina-i-mir-dyhovnyi-pyt-iskanii-istoriia-jizni-etapy-biografii/

Путь исканий Пьера Безухова в романе Война и мир сочинение

Лев Николаевич Толстой – величайший классик второй половины 19 века. И, несомненно, лучшим его произведением является роман-эпопея «Война и мир».

Особенностью Толстого, как литератора, является тот аспект, что всех своих персонажей он делит на любимых и нелюбимых. Логично, что любимые герои описываются Львом Николаевичем максимально подробно. Одним из таких любимых героев является Пьер Безухов.

Вся жизнь Пьера – это путь духовного становления.

Читатель встречается с ним на первых страницах в салоне Анны Павловны. Внешность его неоднозначна – она не поражает внешней красотой. Даже складывается впечатление, что Пьер неповоротлив и неуклюж. Но Толстой верен своим традициям – за неповоротливостью скрыта чистая и благородная душа.

Понятно, что Пьер неизбалован замашками светского общества, и на первых порах в компании легкомысленных «мажоров» предается развлечениям. Пьянство и разврат быстро ему надоедают, и он пытается найти для себя занятие по душе.

У него появляется единственный настоящий друг – Андрей Болконский и только с ним Пьер может быть самим собой.

Толстой всех своих любимых героев ведет тернистым путем. Так и с Пьером. Вот на его жизненном пути возникает пустая красавица Элен. Пьер доверчив – и поэтому он становится ее «добычей». Под напором князя Курагина Пьер женится на его дочери, и только спустя время, понимает, что им нужен не он, а его богатство. Поэтому брак с Элен уходит в небытие.

Читайте также:  Анализ стихотворения блока в ресторане

Пьер продолжает искать себя. Он увлекается масонством. Это для него ложный путь совершенствования. Масонам не важны духовные ценности. Для них идеал – это деньги. Таким образом, пойдя по пути масонства, Пьер заходит в тупик.

Время идет и начинается война 1812 года. Это историческое событие стало знаковым для Пьера. Он оставляет личные терзания и идет защищать Отечество. Он настолько ненавидит врага, чт решает убить Наполеона. Эта идея не реализована, а Пьер попадает в плен.

Именно время плена становится решающим для Пьера. У него достаточно времени, чтобы взвесить все «за» и «против» в своей жизни. Он лишен благ, к которым привык, и это приводит к тому, что Пьер понимает и принимает законы простой жизни. Этим законам научил его Платон Каратаев.

После того, как Пьер освобожден, он осознает и ощущает себя новым человеком. Он теперь твердо знает, что необходимо ему, чтобы быть поистине счастливым.

Пьер решает свои бытовые дела и понимает, что пришло время предложить руку и сердце Наташе Ростовой. Пьер осознает, что Наташа – именно та, кого он искренне любит и будет с ней счастлив до конца дней своих.

В эпилоге романа Толстой показывает читателю Пьера – хорошего семьянина, самодостаточную личность. Он активный общественный деятель. На первое место выходят его душевные качества, как то, доброта, порядочность, проницательность. Смысл жизни для Пьера – любимая Наташа, дети, друзья, работа.

Герой, наконец, достиг «успокоения, согласия с самим собой»

Путь Пьера Безухова в романе Война и мир сочинение

Через образ незаконнорожденного князя Пьера Безухова автор показывает эпоху и тот временной отрезок, который включает в себя исторические события и те человеческие испытания, воздвигнутые на его пути. Впервые читатели знакомятся с ним, попадая в салон Анны Шерер. Он никому еще неизвестен.

Знают о нем лишь, что он получил хорошее образование за границей, и недавно вернулся в Россию. Применение своим знаниям он еще не нашел, а под влиянием бездельников из «светской молодежи» участвовал в кутежах и гулянках. За это его выслали из Петербурга. Но такая жизнь не устраивает и самого Пьера. Он лишен лицемерия и мелочности.

Он мягкий и добрый человек, который легко поддается под чужое влияние. После смерти отца он наследует и его титул и богатство.

Все семейства Москвы, у которых дочери на выданье, стремятся заполучить его. Он женится на Элен Курагиной. Брак этот был несчастливым, так как очень скоро Пьер понял, что жена его не любит. Она коварна и лжива, изменяет ему.

Пьер вызывает на дуэль Долохова, потому что не может стерпеть предательства. Молодого Безухова все чаще посещают мысли о смысле его жизни. Он не умеет ни хитрить, не притворяться, и жизнь в светском обществе, далека от него. Он много думает. Увлекается масонством.

Символы и правила другого мира увлекают его. Он расстается с Элен, оставив ей большую часть своего состояния.

Пьер Безухов много читает, изучает разные прожекты. У него появляется мысль сделать что-нибудь, чтобы изменить жизнь крестьян. Его мало кто понимает и поддерживает. Он разочаровывается в своих идеях и находит спасение в возвышении пришедшего, в это время к власти, Наполеона.

Пьер его боготворит. Восхищается его успехами и победами. Но война французского императора против России многое меняет в мировоззрении Безухова. У него появляется идея убить своего бывшего кумира.

Многие события, которые встретились на пути Пьера, помогли стать ему по- настоящему зрелым человеком.

Духовные искания Пьера Безухова в романе Война и мир сочинение

Молодого Пьера Безухова Л. Н. Толстой показывает нам впервые в салоне Анны Павловны Шерер, восхваляющего идеи французской революции и Наполеона. В отличие от Андрея Болконского Пьер глядит в будущее с надеждой, верит, что у них еще все впереди.

После получения богатств отца, все начинают льстить ему. Пьер чувствует, что что-то не так в отношениях с его женой. Позже Пьер разводится с женой, оставляет ей значительную часть своих владений и уезжает в Петербург.

На одной из станций к нему подсел старик под предлогом помочь Пьеру. Как оказалось, этот старик был масоном. Он начал спрашивать Пьера о духовности и том, доволен ли Пьер своей жизнью.

Это производит огромное впечатление на Безухова, искренне надеявшегося найти новые идеалы и смысл жизни. Но со временем Пьер разочаровывается в масонстве, хотя он и подчерпнул много моральных устоев из этого периода своей жизни.

Из-за этого герой слегка потерян в мире, в жизни.

Позже он задумывает убить некогда своего кумира Наполеона. Оставшись в Москве, Пьер бродит по улочкам, ищет Наполеона. В итоге спасает девочку из пожара, но его берут в плен.

 В плену же он встречается с Платоном Каратаевым, человек раскрывшим ему многие тайны жизни. Он приобщился к народу через общение с Платоном, освободился духовно, так как вопрос о смысле жизни был для него решен.

В эпилоге мы видим, как Пьер уже идет не Каратаевским путем, а своим, потому что жить без поисков это явно не для него. Окончательно же духовную гармонию постигает Пьер уже в браке с Наташей Ростовой. Наконец он чувствует себя счастливым.

Таким образом, автор показывает, как складывается жизнь и внутренний мир человека на протяжении всей жизни. Пьер Безухов из ярого поклонника Наполеона и всех его идей превратился в спокойного домашнего человека.

Каждый этап в его жизни он проходит в поиске смысла жизни, ответов на вечные вопросы, в поиске самого же себя. И нельзя сказать, что он ничего не извлек.

Наоборот, каждый этап оставил в нем заметный след, Пьер сумел вынести самое главное из каждого момента жизни и стать тем, кем он хотел быть всю жизнь – счастливым человеком.

Путь исканий Пьера Безухова в романе Война и мир Толстого сочинение Путь исканий Пьера Безухова в романе Война и мир

Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Маковского Свидание (3, 4, 7 класс)
    В.Е. Маковский – прекрасный русский художник, живописец и график. Время расцвета художника приходится в 80-е и 90-е годы. Художник в данном промежутке освоил стиль живописи, благодаря которому его картины стали намного выразительнее,
  • Сочинение на тему Друзья и враги Жилина в повести Кавказский пленник (Толстой)
    В исторической были «Кавказский пленник», Лев Толстой, величайший прозаик, сам участник этих событий, повествует о военных буднях действующей русской армии 19 века. Главный герой истории, Жилин,
  • Сочинение на тему Земля рассуждение 15.3 9 класс
    Далеко в небе вращаются вокруг Солнца большие и маленькие планеты. Одна из них, которая сформировалась из газовых и пылевых облаков, наша Земля. Когда она остыла и покрылась твердой каменной коркой, на ней стала появляться жизнь.
  • Сочинение Воронеж — мой город
    Город расположился на берегу одноимённой реки, недалеко от того места, она впадает в Дон. Он возник благодаря Петру Первому. Там были судостроительные верфи. У нас проживает более 1 млн. человек. Скоро будут строить метро.
  • Сочинение Якутск — мой город
    Якутск — самый крупный город в мире, который построен на вечной мерзлоте. До полярного круга всего 450 км. Это столица Республики Саха. Площадь Якутии больше площади любого государства Европы, больше,
  • Сочинение Почему Мцыри бежал из монастыря с цитатами
    Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказывает о грузинском мальчике, которого взяли в плен, но из-за болезни оставили на попечение монахам. Тогда ему было шесть лет, сейчас он вырос, и не видит ничего кроме стен монастыря

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/put-iskanij-pera-bezuhova-v-romane-vojna-i-mir

Путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир» — сочинения для 10 класса

  1. Любимый герой
  2. Странная внешность
  3. Заблуждения Пьера
  4. Забавы светской молодёжи
  5. Роковая любовь
  6. Увлечение масонством
  7. Героический порыв
  8. Жизненный опыт
  9. Настоящая жизнь
  10. Счастливый итог

Лев Николаевич Толстой подробно описывает путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир». Пьер Безухов – один из главных героев произведения. Он относится к любимым героям автора и поэтому описывается более подробно. Читателю предоставляется возможность проследить, как из молодого наивного юноши формируется умудрённый жизненным опытом мужчина. Мы становимся свидетелями ошибок и заблуждений героя, его мучительных поисков смысла жизни, постепенного изменения его мировоззрения. Толстой не идеализирует Пьера. Он честно отображает его положительные черты и слабости характера. Благодаря этому молодой человек кажется ближе и понятнее. Он будто оживает на страницах произведения.

Духовным исканиям Пьера в романе отведено немало страниц. Пьер Безухов – внебрачный сын богатого петербургского вельможи, один из главных претендентов на миллионное наследство.

Недавно приехавший из-за границы, где получал образование, Пьер не может определиться с выбором дальнейшего жизненного пути.

Неожиданное наследство и высокий графский титул сильно осложняет положение юноши и доставляет ему много хлопот.

Странная внешность

Примечательная внешность героя вызывает улыбку и недоумение. Перед нами «массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде…».

Он не умеет общаться с дамами, правильно вести себя в светском обществе, быть вежливым и тактичным.

Его несуразную внешность и отсутствие хороших манер компенсируют добрая улыбка и наивный виноватый взгляд: «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный». За массивной фигурой срывается чистая, честная и благородная душа.

Заблуждения Пьера

Забавы светской молодёжи

Приехав в столицу, главный герой попадает в компанию легкомысленной золотой молодёжи, которая бездумно предаётся пустым развлечениям и забавам.

Шумные пирушки, хулиганские выходки, пьянство, разврат занимают всё свободное время Пьера, но не приносят удовлетворения. Только в общении с единственным другом Андреем Болконским он становится искренним и открывает душу.

Старший друг пытается уберечь доверчивого юношу от роковых ошибок, но Пьер упорно идёт собственным путём.

Роковая любовь

Одним из главных заблуждений в жизни героя становится увлечение пустой и развратной красавицей Элен. Доверчивый Пьер – лёгкая добыча для членов алчной семьи князя Курагина.

Он безоружен против обольстительных уловок светской красавицы и напором бесцеремонного князя. Терзаемый сомнениями Пьер, вынужден сделать предложение и стать супругом первой красавицы Петербурга.

Довольно скоро он понимает, что для жены и её отца он является только денежным мешком. Разочаровавшись в любви, Пьер разрывает отношения с супругой.

Увлечение масонством

Идейные искания Пьера Безухова продолжаются в духовной сфере. Он увлекается идеями масонского братства.
Желание творить добро, трудиться на благо общества, самосовершенствоваться заставляют героя пойти по ложному пути.

Он пытается облегчить участь своих крепостных крестьян, начинает строить бесплатные школы и больницы. Но его снова ждёт разочарование. Деньги разворовываются, братья масоны преследуют свои корыстные цели. Пьер оказывается в жизненном тупике.

Нет семьи, нет любви, нет достойного занятия, нет цели в жизни.

Героический порыв

Состояние мрачной апатии сменяется благородным патриотическим порывом. Отечественная война 1812 года отодвинула на задний план все личные проблемы героя. Его честную и благородную натуру волнует судьба Отечества.

Не имея возможности встать в ряды защитников своей страны, он вкладывает средства в формирование и обмундирование полка. Во время Бородинского сражения находится в самой гуще событий, пытаясь оказать посильную помощь военным. Ненависть к захватчикам толкает Пьера на преступление.

Он решается убить главного виновника происходящего императора Наполеона. Героический порыв молодого человека закончился внезапным арестом и долгими месяцами плена.

Жизненный опыт

Одним из самых важных этапов жизни Пьера Безухова становится время, проведённое в неволе. Лишённый привычного комфорта, сытой жизни, свободы передвижения, Пьер не ощущает себя несчастным.

Он получает удовольствие от удовлетворения естественных человеческих потребностей, «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым тщетно стремился прежде».

Оказавшись во власти врага, он не решает сложные философские вопросы бытия, не думает об измене жены, не разбирается в кознях окружающих. Пьер живёт простой и понятной жизнью, которой научил его Платон Каратаев. Мировоззрение этого человека оказалось близко и понятно нашему герою.

Общение с Платоном Каратаевым сделало Пьера мудрее и опытнее, подсказало правильную дорогу в дальнейшей жизни. Он узнал «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом».

Настоящая жизнь

Освободившись из плена, Пьер Безухов чувствует себя другим человеком. Он не мучается сомнениями, хорошо разбирается в людях и знает теперь, что необходимо ему для счастливой жизни.

Неуверенный в себе запутавшийся человек становится сильным и мудрым. Пьер занимается восстановлением дома и делает предложение Наташе Ростовой.

Он отчётливо понимает, что именно её он по-настоящему любил всю свою жизнь и именно с ней он будет счастлив и спокоен.

Счастливый итог

В финале романа мы видим любимого героя Л. Н. Толстого примерным семьянином, увлечённым человеком, нашедшим себя. Он занимается общественной деятельностью, встречается с интересными людьми. Его ум, порядочность, честность и доброта теперь востребованы и полезны обществу.

Любимая и преданная жена, здоровые дети, близкие друзья, интересная работа – составляющие счастливой и наполненной смыслом жизни Пьера Безухова. В сочинении на тему «Путь исканий Пьера Безухова» дан подробный анализ нравственных и духовных поисков честного и благородного человека, который путём проб и ошибок находит свой смысл существования.

Герой, наконец, достиг «успокоения, согласия с самим собой».

Путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир» сочинение по теме | источник

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/put-iskanij-pera-bezuxova-v-romane-vojna-i-mir-sochineniya-dlya-10-klassa.html

Путь нравственных исканий Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В романе «Война и мир» мы видим описание жизни и деятельности большого количества людей, но лишь немногие из них проходят путь своего нравственного роста, духовной эволюции. К таким героям принадле­жит любимый персонаж Толстого Пьер Безухов, чей жизненный путь был сложен и труден, полон разоча­рований, потерь, но, вместе с тем и открытий, обрете­ний истинных ценностей человеческих.

Выросший за границей, незаконный сын видного екатерининского вельможи, он привез в Россию усво­енные им свободолюбивые идеи французских просве­тителей, которые не имеют ничего общего с русской действительностью.

Оттого в отношении к нему свет­ского общества сквозит недоверие и насторожен­ность, которые лишь усиливаются при каждом про­ступке наивного, непосредственного Пьера. В жизни каждого человека имеют место свои ошибки и заблу­ждения.

Молодой граф Безухов, не видя цели в жиз­ни, предаётся кутежам и бесчинствам в кружках Ку-рагина и Долохова, идет на поводу у плотских жела­ний и не сопротивляется ловко обустроенной князем Василием женитьбе на красавице Элен. Этот брак по расчету стал причиной глубочайших разочарований Пьера, усилив его смятение.

Граф осознает всю бес­смысленность своего существования, лишенного идеалов, веры, надежды. И начинается мучительный поиск того, что могло бы стать смыслом жизни, дать новые силы. «Что дурно? Что хорошо? Что надо лю­бить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? », — спрашивает себя Пьер и не находит ответы на эти вопросы.

Читайте также:  Комедия ошибок - краткое содержание пьесы шекспира

В таком состоянии душевного смятения он вступил в одну из масонских лож. В религиоз­но-мистических откровениях масонов Безухова заин­тересовала их заповедь о надобности «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире». Бу­дучи человеком увлекающимся, Пьер активно вклю­чается в новую для него деятельность.

Он создает про­ект преобразования ордена масонов, где призывает к деятельности во благо человека, вносит предложения о практической помощи ближнему. Встретив протест со стороны членов масонской ложи, Безухов понима­ет, что истинные взгляды масонов на жизнь расходят­ся с теми, что они высказывают на, проповедях. И здесь, как в светском обществе, от которого он бежал, преследуются те же цели наживы, карьеризма и соб­ственной выгоды во всем.

Как почти любого человека его времени, Пьера Бе­зухова интересовал образ Наполеона — сильного че­ловека, непобедимого полководца, идущего напро­лом. Но Отечественная война 1812 года становится этапом переосмысления взглядов и убеждений графа. Он видит, что его кумир — эгоистичный деспот, про­ливающий кровь миллионов людей ради утвержде­ния своего мирового господства.

Решающее значение в формировании взглядов Пьера сыграло сближение его с народом, с русскими солдатами. Он восхищается их мужеством, безогляд­ной смелостью, истинным патриотизмом, живущим в их душах. Находясь под впечатлением от увиденного героизма русских людей, Безухов принимает реше­ние участвовать в Бородинском сражении.

Весьма показательно описание пейзажа Бородин­ского поля перед началом битвы — «крепительная свежесть утреннего заморозка», «волшебно-хру­стальный блеск», и даже неприглядные картины в этой атмосфере казались «чем-то успокоительно-пре­красным». По своему обыкновению, Толстой раскры­вает настроение героя через восприятие им красоты и величественности природы. Именно картина пейзажа помогает Пьеру осознать величие и значительность происходящего.

Переломным этапом в судьбе Пьера Безухова ста­новится встреча его с Платоном Каратаевым, который показался Пьеру олицетворением духа простоты и правды, что для Безухова, в этот момент особенно же­лающего цельности и гармонии в своей жизни, яви­лось откровением.

«Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу… для других, только теперь понял счастье своей жизни». По словам Наташи Ростовой, увидевшей Пьера после долгой раз­луки, «он сделался какой-то чистый,., свежий; точно из бани… морально из бани».

Пьер не стал приверженцем непротивленческой философии Каратаева, но общение с ним послужило толчком для дальнейшего нравственного развития ге­роя.

Он находит свой путь нравственного обновления как себя, так и общества, погрязшего в пороке и зле.

Выйти из духовного кризиса человеку, стране, по мысли Пьера, помогут единые усилия честных людей: «Ежели люди порочные связаны между собой и со­ставляют силу, то людям честным надо сделать толь­ко то же самое».

Даже счастливая семейная жизнь с Наташей Рос­товой не останавливает деятельность Пьера на благо общества. Он верит в возрождение России, верит в силу народную. И видит смысл жизни только в безза­ветном служении отчизне, своему народу.

Это о нем и о таких, как он, Толстой сказал: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, оши­баться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойст­вие— душевная подлость».

Источник: http://5litra.ru/soch/165-put-nravstvennyh-iskaniy-pera-bezuhova-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir.html

Сочинение на тему “Путь исканий Пьера Безухова”

Практически все в салоне снисходительно, а скорее даже пренебрежительно относятся к этому «медведю», «не умеющему жить». Лишь князь Андрей по-настоящему рад встрече с Пьером, которого называет единственным «живым» среди этого общества.

Не знающий законов высшего света Безухов чуть было не становится жертвой козней князя Василия и сводной сестры, не желающих признания Пьера законным сыном старого графа и всячески старающихся помешать этому. Но Пьер побеждает своей добросердечностью, и граф, умирая, оставляет наследство своему любимому сыну.

После того как Пьер становится наследником огромнейшего состояния, он не может не бывать в свете. Будучи наивным и недальновидным, он не может противостоять интригам князя Василия, направившего все усилия на то, чтобы выдать свою дочь Элен за богатого Пьера.

Нерешительный Безухов, лишь подсознательно чувствуя отрицательную сторону отношений с Элен, не замечает, как все больше и больше запутывается в сети обстоятельств, так или иначе подталкивающих его к женитьбе. В результате, руководствуясь этикетом, его буквально женят на Элен, фактически без его на то согласия.

Жизни молодоженов Толстой не описывает, давая нам понять, что это не заслуживает внимания.

Вскоре в обществе поползли слухи о любовной связи Элен и До-лохова, бывшего приятеля Пьера. На вечере, устроенном в честь Багратиона, Пьер был доведен до бешенства уже далеко не двусмысленными намеками на связь Элен на стороне.

Он вынужден вызвать Долохова на дуэль, хотя сам не желает этого: «Глупо, глупо: смерть, ложь…» Толстой показывает абсурдность этой дуэли: Безухов не хочет даже защититься рукой от пули, а сам тяжело ранит Долохова, не умея даже стрелять.

Не желая больше так жить, Пьер решает порвать с Элен. Все эти события накладывают глубокий отпечаток на мировосприятие героя. Он чувствует, что «в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь». После разрыва с женщиной, на которой он женился без любви, которая опозорила его, Пьер находится в состоянии острого душевного кризиса.

«Что дурно? Что хорошо?» — вот вопросы, волнующие героя.

Именно в этот период поиска ответов на поставленные вопросы он встречает Баздеева — члена братства свободных каменщиков, благодаря чему проникается идеей изменения жизни к лучшему и по-настоящему верит в возможность этого: «Он всею душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни».

Результатом явилось вступление Безухова во франкмасонскую ложу. «Перерождение» Пьер начал с того, что решил провести преобразования в деревне, но ловкий управляющий быстро нашел способ не использовать деньги незадачливого Пьера по назначению. Сам же Пьер, успокоенный видимостью деятельности, вел все тот же разгульный образ жизни.

Заехав к своему другу князю Андрею в Богучарово, Пьер высказывает ему свои мысли, проникнутые верой в необходимость стремления человека к добродетели, и для Андрея это свидание с Безухо-вым «было эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

В 1808 году Пьер становится главой петербургского масонства. Он давал свои деньги на устройство храмин, на свои средства поддерживал дом бедных.

  • В 1809 году на торжественном заседании ложи 2-го градуса Пьер произносит речь, которая не была воспринята с энтузиазмом, ему лишь сделали «замечание о его горячности».
  • Обстоятельства, а также «первые правила масона» вынуждают Пьера помириться с женой.
  • В конце концов Пьер понимает, что для многих масонство — это не стремление служить великой идее добродетели, а лишь способ завоевать место в обществе, и, разочаровываясь, он отходит от масонства.

Приехав в Москву и увидев Наташу, Безухов понял, что любит ее. Он помог вывести Анатоля Курагина на чистую воду, тем самым предотвратив распространение в свете слухов о связи Анатоля и Наташи.

Пьеру захотелось приехать на место предстоящего сражения в Бородино.

После сражения по дороге обратно он ест вместе с солдатами «кавардачок», который казался ему вкуснее всего на свете, и думает, что хотел бы «скинуть с себя все это лишнее, дьявольское» и быть «просто солдатом». Это момент настоящего духовного единения героя с народом.

Он пытается разгадать тайну солдатского характера. Почему солдаты спокойно идут на смерть, не боясь быть убитыми? «Кто не боится ее, тому принадлежит все». С такими мыслями Безухов возвращается в Москву.

В то время, когда французы почти достигли квартала, в котором жил Пьер, он находился «в состоянии, близком к сумасшествию». Пьера давно занимала мысль о предопределенности его судьбы, о его высшем назначении убить Наполеона; в нем жило «чувство потребности жертвы и страдания».

Проснувшись однажды, он взял пистолет, кинжал и вышел из дома с намерением совершить наконец то, для чего он родился, а на самом деле только для того, чтобы доказать самому себе, что он «не отрекается» от своего намерения.

На улице Пьер встретил женщину, умолявшую спасти ее ребенка. Он бросился искать девочку, но, когда нашел ее, золотушную, чувство омерзения уже готово было возобладать над душевной потребностью быть нужным. Но все-таки он берет ее на руки и после долгих попыток отыскать ее родителей отдает девочку армянам. Пьер попадает в плен, вступившись за армянскую женщину.

Во время казни пленных Пьер испытывает страшное чувство крушения всех жизненных убеждений: ничто не было значимо перед лицом смерти. Он не знал, как жить дальше.

Но знакомство с Каратаевым помогло ему возродиться. Любовное отношение Каратаева к жизни научило Пьера ценить то малое, что дает ему судьба. После освобождения Пьер дрлго болел, но был полон радости жизни. Он сдружился с княжной Марьей, у которой встретил Наташу» и давно зажегшееся пламя его любви разгорелось с новой силой.

В эпилоге мы встречаем Пьера, живущего спокойной, счастливой жизнью: он уже 7 лет муж Наташи и отец четверых детей.

Споря с Николаем, Пьер отстаивает идеи революционеров — необходимость преобразований. Таким образом, мы видим, что Толстой подводит своего героя к началу пути лишений в борьбе за народное счастье, пути Петра Лобазова, декабриста, который должен был быть изначально героем романа Толстого.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-put-iskanij-pera-bezuhova/

Путь исканий Пьера Безухова (по роману «Война и мир») – сочинение по “Война и мир” Толстой Л. Н

Высшие духовные нравственные ценности, осознание которых ведет героев к гармонии с миром, — вот что утверждает русская классическая литература XIX века. В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой на примере Пьера Безухова показывает человека, который ищет истину и делает это не умом, а сердцем.

На мой взгляд, писатель не случайно обращается в своем произведении к 1812 году. События этого времени сказались на людях разных сословий, заставили их поновому осмыслить жизнь, понять, что в ней является самым ценным и дорогим.

То есть сама героическая эпоха 1812 года помогает человеку прийти к полному согласию с жизнью, найти ее смысл.

Пьер Безухов — один из самых любимых и дорогих Толстому героев. Писатель показывает его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии.

Толстой прослеживает, как меняется характер Пьера Безухова, формирует мировоззрение передового человека эпохи — декабриста. Но жизненный путь Пьера, полный открытий и разочарований, это не типичный путь декабриста, а только особая, толстовская версия этого пути.

В начале романа перед нами предстает толстый, массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом.

Пьер Безухов эмоционален, мягок, податлив, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой.

Сначала Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, желает то “произвести республику в России, то самому быть Наполеоном…

” Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, а изза своей наивности, доверчивости, неумения разбираться в людях совершает ошибки. Мне кажется, что одной из таких ошибок была его женитьба на Элен Курагиной.

Этим необдуманным поступком Пьер лишает себя всякой надежды на счастье. Он осознает, что настоящей семьи у него нет. В Пьере растет недовольство самим собой.

Он расходится с женой, отдает ей значительную долю своего состояния, после чего стремится найти применение своим силам и способностям в других сферах жизни.

Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, дожидаясь на станции в Торжке лошадей, задает себе нелегкие вопросы: “Что дурно?

Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я…” Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам.

Он страстно желает “переродить порочный род человеческий”. В учении масонов Пьера привлекают идеи “равенства, братства и любви”, оно дает герою веру в то, что в мире должно быть царство добра и правды, а высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их достижению.

Поэтому Пьер Безухов начинает поиски возможностей для воплощения справедливых и гуманных идей в конкретное дело. Прежде всего он решает облегчить участь крепостных.

Он сочувствует им и заботится о том, чтобы наказания были только увещательными, а не телесными, чтобы мужики не были отягощены непосильной работой, а в каждом имении были учреждены больницы, приюты и школы.

Ему кажется, что он нашел наконец цель и смысл жизни: “И только теперь, когда я… стараюсь… жить для других, только теперь я понял все счастье жизни”. Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в его дальнейших исканиях.

Но скоро наступает разочарование и в масонстве, так как республиканские идеи Пьера не разделялись его “братьями”, и к тому же Пьер видит, что и в среде масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это приводит Пьера к разрыву с масонами и к тому, что он попадает в жизненный тупик и погружается в состояние безысходной тоски и отчаяния. “К чему?

Зачем? Что такое творится на свете?” — эти вопросы не переставали тревожить Безухова.

Эта не прекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное возрождение в дни Отечественной войны 1812 года.

Не будучи военным, как Андрей Болконский, желая разделить судьбу страны, выразить свою любовь к отечеству, Пьер принимает участие в Бородинском сражении.

Он формирует на свои средства полк, берет его на обеспечение, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона как главного виновника народных бедствий.

И именно здесь мы видим, как раскрывается в полной мере доброта Пьера.

Он не может видеть многочисленные человеческие драмы, оставаясь при этом пассивным свидетелем, и поэтому, не думая о собственной безопасности, защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка.

На его глазах чинят насилие и произвол, казнят людей, обвиненных в поджогах, которых они не совершали. Все эти жуткие и тягостные впечатления еще больше усугубляются обстановкой плена, где происходит крушение веры Пьера в справедливое устройство мира, в человека и Бога.

Но в убогом бараке происходит его встреча с Платоном Каратаевым, которая сблизила героя с простыми людьми. Этот солдат заставляет Пьера опять светло и радостно посмотреть на мир, поверить в добро, любовь, справедливость.

В результате общения с Платоном Каратаевым Пьер обретает “то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”, он “… узнал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей…

Читайте также:  Сочинение на тему мой любимый фильм

” Пьер Безухов всегда искал ответ на вопрос: “В чем смысл жизни?” “Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе.

Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его”.

Герой закономерно приходит к идеям декабристов, вступает в тайное общество, чтобы вести борьбу со всем тем, что мешает жить, унижает честь и достоинство человека.

В финале романа мы видим счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в “Войне и мире” духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой. Проблемы, поднятые Толстым в романе “Война и мир”, имеют общечеловеческое значение.

Его роман, по словам Горького, — “документальное изложение всех исканий, которые предприняла в XIX веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело…”

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/put-iskanij-pera-bezuxova-po-romanu-vojna-i-mir-sochinenie-po-vojna-i-mir-tolstoj-l-n/

Духовные искания Пьера Безухова

Статья для подготовки к сочинению на тему: «Духовные искания Пьера Безухова»

Пьер Безухов, как и Андрей Болконский, совершает духовный путь поиска и обретения истины, постепенно освобождаясь от веры в ложные идеалы и в великих людей, ставших его кумирами. В начале романа в салоне А. П. Шерер еще молодой и наивный Пьер Безухов, желая поразить присутствовавших на вечере гостей парадоксальностью своих суждений, выступает горячим защитником Наполеона.

Его симпатии на стороне французского императора, который «велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати – и только потому приобрел власть».

Даже казнь герцога Энгиенского без суда и следствия, по мнению Пьера, была государственной необходимостью, и совершивший ее Наполеон продемонстрировал величие своей души, не побоявшись принять на себя ответственность за этот поступок. В то время Пьер был готов простить своему кумиру все, подыскав оправдания его преступлениям, потому что он еще не понимал сущности Наполеона.

Однако жизнь, проводя героя через новый опыт, разрушает его сложившиеся представления. Жизненные неурядицы, несчастья, страдания, через которые проходит Пьер Безухов, разбивают его прежние убеждения и заставляют искать новые, более совершенные, которые дают ему гармонию, смысл и радость жизни.

В этом заключается духовное движение человека, его возможность приблизиться к истине через сомнения, разочарования и отчаяние. Дуэль с Долоховым, разрыв с женой были для Пьера крахом его надежд, его счастья. Он потерял интерес к жизни, и весь мир казался ему бессмысленным и безобразным. Найти счастье – значит снова обрести гармонию и связь с миром.

И Пьер ищет спасение от горя, боли и страдания. Оказавшись на одной из станций по дороге из Москвы в Петербург, он напряженно размышляет о смысле жизни. Однако он уже не увлекается мыслью так, как это было на приеме у Анны Павловны Шерер, не хочет никого удивить или поразить своими взглядами, а думает так настойчиво и упорно, как борются за жизнь.

В этот момент Пьеру нужны были ответы на самые простые и насущные вопросы, решением которых люди занимались и будут заниматься вечно.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чегр жить, и что я такое? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивал он себя». Пока Пьер не найдет ответа на эти вопросы, ему будет казаться, что жить не для чего.

Он доходит в своем мышлении до последней черты, до осознания того, смерть обессмысливает и обесценивает жизнь.

Однако с таким итогом он не может примириться. Для того чтобы жить дальше, ему нужно ощущать свою связь с бесконечностью или стремиться обрести ее. Цель жизни – радость, которую дает человеку внутреннее согласие и гармония с миром.

В несчастье человек всегда в разладе с миром. «Все в нем, – пишет Толстой о Пьере, – и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным».

Можно сказать, что герои «Войны и мира» ищут истину, которая даст им радость существования, возможную только в согласии с миром.

Истина для Пьера – это путь, ведущий через череду кризисов и возрождений, состоящий в последовательности потерь и обретений.

На станцию Пьер приехал несчастным, не видящим в жизни смысла, а покидал ее радостным, обретшим цель жизни человеком. На станции он встречается со старым масоном Баздеевым, который, зная о его несчастьях, предлагает свою помощь.

Однако, не веря в Бога, Пьер сомневается в том, что его собеседник может облегчить его состояние.

Убежденный в истинности и неопровержимости своих атеистических взглядов, Безухов сталкивается в разговоре со своим попутчиком с неожиданным и сильным аргументом. «Вы не знаете Его, государь мой, и оттого вы очень несчастны…

Ежели бы Его не было, – сказал он тихо, – мы бы с вами не говорили о Нем, государь мой».

Неожиданно для себя Пьер услышал ответ, поражающий глубиной мысли: откуда и каким образом явилась в сознании человека идея Бога? И Пьер не нашел, что возразить.

Вера, которой учил Баздеев, не соответствовала представлению Пьера о религии и требовала от человека постоянной духовной работы, самосовершенствования и «внутреннего очищения».

Оказывается, что для постижения духовной истины необходимы не только интеллектуальные, но и духовные усилия, по мере которых человек становится способным в своем понимании приближаться к истине Бога.

Поэтому наставник Пьера предупреждает его, что Бог «не постигается умом, а постигается жизнью». Жизнь постоянно приносит человеку новый опыт, который и позволяет ему лучше понимать мир и себя.

Первым и еще самым легким испытанием новых убеждений Пьера стал его спор с князем Андреем, в котором он выступает как человек, знающий смысл жизни, а его друг как разуверившийся в нем. Пьер пытается убедить князя Андрея, что делать людям добро «есть единственное верное счастие жизни».

Он рассказывает о преобразованиях в своих деревнях, облегчивших жизнь крестьян. Князь Андрей соглашается лишь с тем, что дело Пьера – добро для него самого, но не для крестьян.

Опять оказывается, что нет однозначного ответа на вопросы: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Потому что герои Толстого жаждут истины, которая была бы достоверной и неизменной. Решением может быть только одно – существование Бога, олицетворяющего высшую справедливость и истину.

«Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, любить, надо верить, – говорил Пьер, – что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем (он указал на небо)».

И все же этот разговор о вечности, о назначении человека, о Боге, который затеял вдохновленный своими новыми убеждениями Пьер, вернул скептически настроенного князя Андрея к жизни. То, что герои Толстого обретают, вовсе не оказывается для них совершенно новым, о чем они никогда не слыхали ранее.

Пьер и Андрей ищут то, что жило глубоко в их душах, чем они были пронизаны изнутри. Они жаждут обрести вечность, неизменную истину среди меняющегося мира. Их не может устроить временное: ни жизнь, ни истина.

Если бы они отказались от вечности и признали временное за истинное, тогда бы они изменили духу христианства.

И убеждает их не чье-нибудь учение, а сама жизнь и смерть. Человек не обязан постижением этой истины другому человеку и потому он независим и свободен. Высшую истину никто, кроме Бога, ему не может предписать.

Ее главным проводником является то, что сопутствует каждому человеку на жизненном поприще: смерть, рождение, любовь, природа.

Небо Аустерлица, звезды, распускающийся дуб, рождение ребенка, угроза смерти – вот, что оказывает сильнейшее влияние на героев, меняет их жизнь и открывает нечто новое, несомненное, твердое.

Человек у Толстого всегда может спастись, но также в любой момент может и потерять свою веру. Это дважды происходит с Пьером. В первый раз любовь, а во второй раз смерть не оставили камня на камне от его убеждений, подтвердив истинность слов Андрея Болконского: «жизнь и смерть, вот что убеждает»… и разубеждает.

Жизнь не подтвердила веру Пьера в то, что делать людям добро «есть единственное верное счастие жизни». Когда он после сватовства князя Андрея к Наташе без всякой очевидной причины вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь, это означало, что вера Пьера рухнула, обнаружив свою неподлинность.

Счастье Андрея и Наташи открыло Пьеру неполноту его жизни, лишенной любви и семейного счастья. И опять с новой силой Пьеру открывается зло и бессмысленность жизни. Но в этот раз он не находит решения проблемы, его ничто не спасает: ни религия, ни масонство, ни идея самосовершенствования.

И Пьер сдается, прекращает борьбу и смиряется со своим несчастьем, принимая «зло и ложь жизни» за истину. Но жить с таким взглядом человек не может, потому что жизнь – это любовь.

Чтобы жить, Пьеру надо не видеть действительности, вызывающей в нем отвращение, для чего он прибегает к забвению во всех доступных ему формах, от вина до книг.

«Слишком страшно было быть под гнетом этих неразрешимых вопросов жизни, и он отдавался первым увлечениям, чтобы только забыть их. Он ездил во всевозможные общества, много пил, покупал картины и строил, а главное читал».

В глазах Пьера любое занятие было средством забвения, нужным только для того, чтобы не видеть ужаса жизни.

Все представлялись ему людьми, «спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картинами, кто писанием законов, кто женщинами, кто игрушками, кто лошадьми, кто политикой, кто охотой, кто вином, кто – государственными делами».

Состояние человека, уверенного в безнадежной сущности жизни. Толстой называл болезнью, которая проявляется не «резкими припадками» «отчаяния, хандры», а постоянно присутствует в жизни.

Если прежде острые проявления «болезни» заставляли Пьера отчаянно искать и в конце концов находить спасение, то теперь болезнь «была вогнана внутрь». В дальнейшем Пьера спасают не мысли, а любовь к Наташе, преобразившая его.

Именно благодаря ей он снова обрел смысл и радость существования.

Но на этом его испытания не кончились. Ему предстоит еще раз пережить сильнейшее разочарование в жизни, уже во время войны. Зрелище расстрела французскими солдатами мирных русских жителей разрушило его веру. Страшная картина насильственной смерти ни в чем не повинных людей обессмыслила мир в глазах Пьера.

Он увидал страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать. И в душе его как будто вдруг была выдернута та пружина, на которой все держалось и представлялось живым. И все завалилось в кучу бессмысленного сора. Хотя «он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога».

Мир всегда кажется человеку бессмысленным и хаотичным в момент отчаяния.

Однако такое представление носит временный характер и преодолевается героями Толстого. Мир опять обретает для них свою гармонию, величие и красоту, несмотря на разрушающие их человеческие пороки, несправедливость, зло, страдания, смерть.

Преодолевает и Пьер свое отчаяние и вновь обретает веру в Бога и возможность жизни. Эта вера та же и в то же время другая.

По содержанию она не изменилась, но стала глубже и прочнее, а мир, в представлении Пьера, стал величественнее и прекраснее.

Это произошло благодаря тому, что Пьер встретился в бараке для пленных с Платоном Каратаевым, который помог ему возвратиться к вере в жизнь. Платон становится для Пьера «непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды».

Благодаря общению с простым русским солдатом, речь которого состояла в основном из поговорок и пословиц, Пьер почувствовал, что «прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, двигался в его душе».

Простота, то, что окружает человека постоянно, к чему он привык и чему не придает значения, и составляет сущность жизни. Поэтому простое, чем часто пренебрегают люди, есть необходимый признак истины и красоты. Однако осознание этого не стало итогом всех исканий Пьера.

Пьер признает, что счастье человека не может быть только в удовлетворении естественных потребностей, но он также испытывает чувства совсем иного порядка, приводящие его к самым возвышенным мыслям.

Помимо земных, повседневных забот о пище, крове, человек обращается и к небу, которое всегда было символом вечности.

В «Войне и мире» небо можно назвать полноправным персонажем книги. В жизни лучших героев Толстого оно появляется в звездный час их судьбы, напоминая им об их причастности к высшему, божественному началу.

Так было с князем Андреем, когда он раненый лежал на Аустерлицком поле, так было с Пьером в плену, когда он неожиданно для всех расхохотался от мысли, что французы держат в плену его бессмертную душу.

Изображая это небо. Толстой передает не просто мысль о бессмертии души, а живое, рождающееся чувство.

Во время разговора на переправе Пьер убеждал своего друга в том, что «живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно…».

И вот Пьер не просто узнал, не только поверил, а пережил чувство бессмертия своей души. Там были слова о бессмертии, а здесь присутствует оно само как несомненная реальность.

Пьер живо осознает, переживает свою сопричастность к бесконечности, его чувство преображает мир, и в природе он находит отклик и подтверждение своим чувствам. «Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали.

И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я!» – думал Пьер».

Это та вершина, которой достиг в своем жизненном восхождении герой Толстого. Пережитое им в плену вело его к вершине бессмертия. И «впоследствии и во всю свою жизнь, Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена, о тех невозвратимых, сильных и радостных ощущениях…

» В плену он нашел гармонию с самим собой и с миром, увидел смысл своей жизни.

Источник: https://primersoch.ru/analiz-teksta/222-duhovnye-iskanija-pera-bezuhova.html

Ссылка на основную публикацию