Жизнь и творчество виктора розова

Жизнь и творчество Виктора Розова

Одним из культовых фильмов ХХ
века была признана кинокартина «Летят журавли», вышедшая на экраны в 1957 году.
Но мало кто знает, что поставлена она была по пьесе драматурга и юбиляра августа
Виктора Сергеевича Розова.

О его жизни и творчестве
рассказывает зав.библиотекой №10 «Радуга» Нина Кондрашина.

Розов прожил долгую и
насыщенную жизнь. Родился в 1913 году. После окончания учёбы в 1929 году начал
работать на текстильной фабрике в Костроме. В том же году стал
актёром-любителем в костромском Театре юного зрителя. В 1934 году поступил в
училище при Театре Революции в Москве (класс М. И.

 Бабановой),
по окончании которого был принят в труппу театра. Во время войны принимал
участие в военных действиях, после ранения возглавил фронтовую агитбригаду. Позже работал актёром и режиссёром в театре при
Центральном доме культуры железнодорожников С перерывом обучался в Литературном институте имени М.

Горького
в Москве, и здесь же с 1958 года руководил семинаром по драматургии (с 1973
года – профессор).

Жизнь и творчество Виктора Розова

С 1949 года в различных театрах ставились его пьесы.
Поставленная в 1949 году Центральном
детском театре пьеса «Её друзья» едва не была запрещена. Она была
оценена, как «слишком сентиментальная».

В Розове нашли своего драматурга:

Анатолий Эфрос. В ЦДТ он поставил спектакли «В добрый час!», «В
поисках радости», «В день свадьбы» и «Перед ужином».

Жизнь и творчество Виктора РозоваЖизнь и творчество Виктора Розова

Олег Ефремов: в 1956 году пьесой Розова «Вечно живые» открыл театр
«Современник», в котором
позже ставились и другие пьесы Розова: «В поисках радости», «В день свадьбы»,
«Традиционный сбор», «С вечера до полудня».

В театре им.Вахтангова шли постановки «Ситуация»,
«Гнездо глухаря», в театре им. Моссовета – «В дороге», «Затейник».

Жизнь и творчество Виктора Розова

Пьесы Розова
неоднократно экранизировались. Всемирный успех выпал на долю вышеназванного
фильма «Летят журавли», поставленного режиссёром М.К. Калатозовым по пьесе автора
«Вечно живые». В 1958 году фильм получил главный приз Международного
кинофестиваля в городе Канны.

Жизнь и творчество Виктора Розова

События
происходят в семье врача Фёдора
Ивановича Бороздина. Его сын Борис и племянник Марк любят одну и ту же девушку
Веронику. Но Вероника отвечает взаимностью только Борису. Молодые люди собираются
пожениться. Во время последнего свидания они гуляют по Москве и любуются
журавлиным клином, пролетавшим над городом.

А утром начинается война, и Борис
добровольцем уходит на фронт. Марк обманным путём получает бронь и, будучи
очень настойчивым, всё-таки женится на Веронике. Этот союз приносит девушке
только страдания, она продолжает ждать своего Бориса, ждать и верить, что он
вернётся. И надеется на прощение.

Фильм заканчивается сценами победного
возращения солдат, но среди них нет Бориса. А на экране снова летящий клин
журавлей.

Жизнь и творчество Виктора Розова

Жизнь и творчество Виктора Розова

В пьесе
«В поисках радости» основные действующие герои тоже представители молодёжи.
Противник мещанской семейной жизни пятнадцатилетний Олег делится с братом
своими размышлениями:

Жизнь и творчество Виктора Розова

Жизнь и творчество Виктора Розова

Олег
(говорит, как на исповеди). Я… вот этого никто не знает… ужасно влюбчивая
натура. Да, да!.. И давно!.. В четвертом классе мне одна нравилась, Женька
Капустина… Хотел ее имя ножом на руке вырезать, да не получилось – больно.
Прошло… В шестом классе – Нинка Камаева…

Я ее из жалости полюбил – забитая
такая была, тихая… Потом она в комсорги пролезла – горластая стала – жуть! – разлюбил.
А сейчас – двоих… Да; да! Ну вот что такое – сам не пойму. Мучаюсь ужасно!..
Верку Третьякову и Фирку Канторович… Верка – каштановая, а Фирка – черная…

У нее глаза, знаешь, огромные и темно-претемно-синие… Я в Парке культуры
анютины глазки такого цвета видел… Ну вот, клянусь тебе, наглядеться не могу!
А у Верки – коса толстая и до подколенок, а на кончике завивается. Как она ее
носить не боится?.. Еще отрежут хулиганы на улице.

Коля.
Они знают?

Олег.
Что?

Коля.
Ну, что ты влюблен в них?

Олег.
Откуда же?

Коля.
Не говорил?

Олег.
Что ты! Так я им и скажу!.. Мучаюсь я очень… Как это у меня получилось –
сразу двоих, – не пойму! Вот ты ведь одну любишь? Одну? Да?

Коля
(нехотя). Одну.

Олег.
Видишь, нормально! Я вот что придумал: напишу записку.

Коля.
Кому?

Олег.
Одной из них.

Коля.
И что напишешь?

Олег.
Не скажу.

Коля.
А другой?

Олег.
А другой ничего не напишу. Только я не решил, которой из них написать. Это,
знаешь, самое сложное. Но решу я сразу, категорично… и никаких!

Коля.
А на другой что – жениться собираешься?

Олег.
Я никогда не женюсь. Это-то решено твердо. Вон Федька наш женился – вижу я!
Вечером, когда ты ушел, тут опять чуть свара не поднялась.

Коля.
Ругались?

Олег.
Не очень. Я читал на диване, а они пили чай… Купила она шоколадных конфет,
так мне только одну швырнула, как собаке. Хотел я эту конфету выбросить к
черту, да не выдержал, съел…

Сидят они за столом, и она его точит, точит…
Все деньги в уме какие-то подсчитывает, о шкафах, о кушетках, о стульях
разговаривает… Федьке ведь это неинтересно, а она его пилит, пилит!..

А он
только: «Леночка, хорошо! Леночка, сделаю!» Тьфу!

Коля.
Что особенного? Федор квартиру получает – вот они и думают, как ее обставить.
(Начинает снимать ботинки.)

Олег.
А ты на Марине тоже жениться будешь?

Коля.
Ну, спи!

Олег.
Колька, не женись! Ну кому это вообще надо?! Занимались бы, понимаешь, люди делом,
а то женятся, ругаются, пузатые буфеты покупают – разве это жизнь?!

Кинокартина,
поставленная по этой пьесе, называется «Шумный день» и шум в семействе
разгорелся именно из-за «пузатых буфетов».

Люди из советского прошлого помнят,
как трудно было достать какую-либо мебель, можно сказать, она добывалась в
«боях и страданиях», если не было блата. И на такой остродефицитный столик Олег
пролил чернила, за что поплатился аквариумом, выброшенным пострадавшей стороной
из окна.

Но на этом сыр-бор не закончился. А что было дальше, может узнать
каждый, прочитавший пьесу или получивший удовольствие от старого доброго
фильма.

Этапным произведением
Розова стала пьеса «В день свадьбы». Здесь автор
впервые отказывается от изображения своих любимых юных мечтателей. В центре
внимания драматурга взаимоотношения трех главных героев – Нюры Саловой, Михаила
Заболотного, Клавы Камаевой.

Казалось бы, всё замечательно в жизни Нюры
Саловой. Она определила свое место в жизни, трудится на заводе в маленьком
приволжском городке, ведет активную общественную работу: “Извертелась я в
завкоме-то.

Тому путевку, этому пособие, тем ребенка в детский сад, тут на
похороны подавай, пятым квартиру вынь да положь… Помочь-то всем охота, всем
надо”. И в личной жизни всё сложилось, она любит Михаила, и вот уже свадьба.

Но
неожиданно, в день свадьбы Нюры и Михаила в городке появляется его прежняя
незабытая любовь – Клава Камаева. И Нюра, помня, что «на чужом несчастье
счастья не построишь», решает «отпустить» жениха.

“Нюра.
Люблю тебя, Миша!! Не могу твою свободу брать… Не хочу… Видела я, как ты свой
смертный-то приговор подписывал… и глаза у тебя совсем спокойные стали, ровные…
Люблю же ведь я тебя, Мишенька! Тебя люблю, не себя…

Майя.
Да ты опомнись… что город-то говорить будет!..

Нюра.
Ну уж если я все это пережить собираюсь, то город как-нибудь переживет!.. Иди,
Миша, иди!.. Миша мой! Не могу! (Снимает фату, кричит.) Отпускаю!!”

Пьеса вышла в 1963
году. Другое время, другие нравы. Поступки героев кажутся наивными,
идеализированными. Но во все времена… всякое в жизни бывает.

В.С. Розов
за свои заслуги был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени,
двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов,
Отечественной войны I степени, орденом Русской Православной Церкви «За
милосердие» и многими медалями России и зарубежных стран. Он – лауреат
Государственной премии СССР и премии президента РФ.

  • Пьесы
    В.Розова
  • • «Вечно живые» (1943)
  • • «Её друзья» (1949)
  • • «Страница жизни (Твой путь)»
    (1953)
  • • «В добрый час!» (1955)
  • • «В поисках радости» (1958)
  • • «Вольные мастера» (1959)
  • • «Неравный бой» (1960)
  • • «В дороге» (1962)
  • • «Перед ужином» (1962)
  • • «В день свадьбы» (1964)
  • • «Затейник» (1966)

• «Обыкновенная история» (1966, по
И. А. Гончарову)

  1. • «Традиционный сбор» (1967)
  2. • «На беговой дорожке» (1968)
  3. • «С вечера до полудня» (1970)
  4. • «Мальчики (Брат Алёша)» (1971, по
    роману Ф. Достоевского «Братья Карамазовы»)
  5. • «Ситуация» (1973)
  6. • «Четыре капли» (1974)

• «Всадники со станции Роса» (1978,
по. В. Крапивину)

  • • «Гнездо глухаря» (1979)
  • • «Хозяин» (1982)
  • • «У моря (Кабанчик)» (1986)
  • • «Дома (Возвращение)» (1989)
  • • «Скрытая пружина» (1989)
  • • «Любкин» (1991, по роману Н.
    Нарокова «Мнимые величины»)
  • • «Гофман» (1996)

Спрашивайте пьесы В.Розова в
библиотеках города Челябинска!

Нина Кондрашина, зав. библиотекой №10 «Радуга»

Источник: http://vokrugknig.blogspot.com/2018/08/blog-post_21.html

Виктор Розов. Подробная биография

Жизнь и творчество Виктора Розова

Виктор Сергеевич Розов родился 8 (21) августа 1913 года в Ярославле в семье бухгалтера.

В г. Костроме окончил школу, работал на местной текстильной фабрике, учился в индустриальном техникуме, но после 1-го курса ушел из него. Увлечение театром привело юного Розова на сцену Костромского ТРАМа (Театр рабочей молодежи), затем ТЮЗа (Театр юного зрителя), где он сыграл несколько главных ролей (Фигаро, Скапена).

В 1934 поступил в училище при московском Театре Революции (класс М.И. Бабановой), по окончании которого стал актером этого театра. В начале войны ушел в народное ополчение Красной Пресни, был тяжело ранен и отправлен на длительное лечение в тыл.

Год, проведенный в госпиталях Владимира и Казани, обогатил Розова ценными встречами и наблюдениями, знанием многих людских судеб и жизненных ситуаций. Тогда же созрело и его окончательное решение о выборе литературному пути.

После выздоровления Розов поступил на заочное отделение Литературного института им. М. Горького в Москве и по свежим впечатлениям фронта написал первую пьесу «Семья Серебрийских» (1943). Попытка предложить ее передвижному театру, где работал Розов, не дала результата.

13 лет пьеса оставалась неизвестной для читателя и зрителя. Впервые она была опубликована в 1956 под названием «Вечно живые». В конце войны Розов оказался в Алма-Ате, куда был приглашен Наталией Сац в качестве режиссера и актера созданного ею Казахского театра для детей и юношества.

Здесь он поставил 2 спектакля («Осада Лейдена» и «Снежная королева»), а также инсценировал («для себя») роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история».

Спустя много лет эта инсценировка легла в основу спектакля театра «Современник» (1966; реж. Г. Волчек), удостоенного Государственной премии СССР.

Дебют Розова как театрального автора состоялся в 1949 с появлением пьесы «Ее друзья». Создавалась она на основе газетного очерка о судьбе молодой студентки, которая потеряла зрение, но благодаря самоотверженной помощи своей подруги сумела окончить институт.

Пьеса, действие которой автор перенес из студенческой среды в школьную, была поставлена в ЦДТ (1949; реж. О.И. Пыжова и Б.В. Бибиков), положив начало длительному и плодотворному сотрудничеству драматурга с этим театром.

Следующая его пьеса — «Страница жизни», представленная в качестве дипломной работы по окончании Литературного института, также появилась на сцене ЦДТ (1953; реж. М.О. Кнебель).

Названные пьесы не свободны от назидательности, свойственной драматургии конца 1940-х — начала 1950-х, но в них уже проглядывало нечто «розовское». В частности, образ Кости Полетаева («Страница жизни»), сыгранный О. Ефремовым, вобрал в себя некоторые типичные черты молодого героя Розова.

Настоящее рождение Розова как драматурга произошло в комедии «В добрый час!» (поставлена в ЦДТ, 1954; реж. А.В. Эфрос). Незамысловатый рассказ о том, как вчерашние десятиклассники поступают в вузы, автор превратил в реальное нравственное испытание их характеров. Проблема «кем быть?» по ходу действия вытеснялась другой, гораздо более важной — «каким быть?».

Облик ее главного героя Андрея Аверина получился неоднозначным, но он покорил сердца зрителей своей жизненной узнаваемостью, неподдельностью. Мера доверия и откровенности, с какой автор пьесы вел разговор с современником, была не совсем обычна для драматургии тех лет. По словам постановщика спектакля А.

Эфроса, пьеса Розова внесла в литературу для театра «что-то более интимное, непосредственное, сердечное» (Театр. 1983. №9. С. 117). Стало ясно, что в драматургию пришел новый и своеобразный талант, в отношении формы «воинствующе немодный» (Ефремов О. // Там же. С. 118), мастерство которого «как бы незаметное, упрятанное вглубь» (Анастасьев А. — С. 133).

Читайте также:  Русская духовная музыка - доклад сообщение

Появление его приветствовали своими статьями такие опытные мастера драмы, как Н. Погодин и А. Крон. Четкая нравственная программа, впервые заявленная в «Добром часе», нашла свое продолжение и в более поздних пьесах Розова — «Затейник» (1964), «Традиционный сбор» (1966), где обнажается драматическое несоответствие между человеком и его делом.

Нарушение этой гармонии оборачивается кризисным состоянием души героя (Сергей Сорокин из «Затейника», Агния Шабина из «Сбора» и др.).

Комедия «В поисках радости» (поставлена в ЦДТ, 1956; реж. А.В. Эфрос) открыла сквозную для творчества Розова тему борьбы с «вещизмом», с псевдоинтеллигентным мещанским бытом, внутренне опустошающим человека. В этом смысле он предшественник Юрия Трифонова с его известным циклом повестей «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание».

Образ Леночки из «Поисков радости» написан драматургом с едким юмором, граничащим с сатирой. Розов намеренно пошел на заострение, создав необычную по силе обобщения метафору — отцовская сабля, которой Олег Савин рубит новомодную мебель.

Недаром «розовские мальчики», протестующие против чрезмерной родительской опеки, рвущиеся к самостоятельной жизни из ненавистного им «показушного» мира обывателей и приспособленцев, стали одним из символов эпохи второй половины 1950-х. Их роли исполняли на сцене О. Ефремов, О. Табаков, Г. Бортников и др.

, выросшие в профессиональном (да и не только в профессиональном) отношении на пьесах Розова. Как и в случае с «Добрым часом», тема «Поисков радости» получила развитие в последующих пьесах Розова: «Неравный бой» (1960), «В дороге» (1962), «Перед ужином» (1963), «Гнездо глухаря» (1978).

Их сближает единая авторская мысль о том, что взрослые люди, зачастую не сознавая этого, «ведут неравный бой… против естества, против законов жизни и, желая добра своим детям, делают их духовно горбатыми и хромыми».

Публикация драмы «Вечно живые» (1956), написанной еще в период войны, явилась как бы вторым «открытием» Розова-драматурга (до этого его первым по времени произведением считалась пьеса «Ее друзья»).

«Вечно живые» стали не просто началом, но и творческим манифестом Московского театра-студии «Современник» под руководством О. Ефремова. Эстетика писателя с его интересом к «скромному, но честному реализму» (К. Рудницкий) совпала с эстетикой нового, только что родившегося театра.

Не менее важна была и этическая основа для их сближения: драма Розова на примере судеб Бориса, Вероники, Владимира утверждала действенность понятий долга и чести для того поколения «40-х роковых», молодость которого пришлась на годы войны.

На основе пьесы Розова создал сценарий одного из лучших советских фильмов — «Летят журавли» (1956; реж. М.К. Калатозов), получившего международное признание (Золотая пальмовая ветвь на Каннском кинофестивале).

Новое направление поисков Розова обозначилось в драме «В день свадьбы», напечатанной в «Новом мире» А.Т. Твардовского (1964. №3). В отличие от прежних его пьес, здесь нет открытого поединка между персонажами. Борьба происходит между правдой и ложью в душе человека.

Спектаклями «В день свадьбы», «Традиционный сбор», «Обыкновенная история» Розов укрепил свою творческую связь с театром «Современник». Последним произведением писателя, поставленным в этом театре, была пьеса «С вечера до полудня» (1968).

Прототипом одного из основных ее персонажей — писателя Жаркова, автора некогда популярных «производственных» романов, безуспешно пытающегося угнаться за временем, послужил В.Н. Ажаев.

Поворот драматургии в начале 1970-х к «производственной» теме отчасти затронул и Розова. Обращение писателя к жизни заводского коллектива, этике трудовых отношений (комедия «Ситуация», 1973) не принесло ему удачи, несмотря на то, что пьесу ставили такие мастера, как М.А.

Ульянов в Театре им. Е. Вахтангова и А.В. Эфрос в Театре на Малой Бронной. Основная коллизия ее (борьба вокруг премии, заработанной Виктором Лесиковым) не обрела в итоге четкого жанрового решения: вместо комедии получилась скорее бытовая драма.

Не стала достижением Розов и комедия «Четыре капли» (1974), где он пытался найти новую для себя драматургическую форму, введя «голос автора», разъясняющий читателю и зрителю вполне понятные, очевидные вещи.

Учительство Розова, являясь сильной и органичной чертой его таланта, может оборачиваться, однако, и излишней дидактичностью, наставительностью.

С годами позиция Розова-драматурга становилась жестче, что влекло за собой характерные внутрижанровые сдвиги. Еще в комедии «Неравный бой» обнаружилось, что «мягкий, деликатный Розов, оказывается, может быть злым и гневным».

Новым подтверждением тому явилась его пьеса «Гнездо глухаря» (1978), неожиданно натолкнувшаяся на цензурные препятствия. Опубликованная через год после ее написания (Театр. 1979.

№2), она с большим трудом пробивалась на сцену, но в итоге стала одной из популярных современных пьес. Сам факт ее постановки в Московском театре сатиры (1980; реж. В.Н. Плучек) свидетельствовал о том, что в разнообразной палитре Розова-драматурга имеются и сатирические краски.

Центральную роль Судакова, добытчика материальных благ, охраняющего «престижное» положение и быт своей разваливающейся семьи, сыграл в этом спектакле А.Д. Папанов.

Нелегкая судьба ожидала и драму Розова «Кабанчик». Написанная в «доперестроечный» период (1983), она из-за препятствий, чинимых перестраховщиками, смогла появиться в печати и на сцене лишь в 1987. По определению А.

Салынского, эта пьеса о том, «как грехи отцов тяжким бременем ложатся на души детей». Показательна она и в отношении того, как изменился эмоциональный колорит драматургии Розова. Ушел в прошлое светлый, обаятельный мир юности, наполнявший его произведения 1950-60-х.

Воинствующих «розовских мальчиков» сменил молодой герой (Алексей Кашин), который стал жертвой неправедной жизни своих высокопоставленных родителей.

Его «Кабанчик» напоминает о том, что оружием гласности следует пользоваться осторожно, ибо у публично разоблачаемых преступников тоже имеются дети, которым бывает не по силам пережить обрушившуюся на них правду. Постановку пьесы осуществил Театр им. Е. Вахтангова (1987; реж. А. Шапиро).

В конце 1980-х Розов опубликовал драму «Дома» (о судьбе молодых воинов, вернувшихся из Афганистана), комедию «Скрытая пружина» (о нравах, царящих ныне в творческой среде). Обе пьесы тесно связаны с раздумьями писателя о современной действительности, многие стороны которой вызывают у него чувство разочарования и горечи.

Автобиографическая (Путешествие в разные стороны. М., 1987) и мемуарная (Удивление перед жизнью. М., 2000) книги Розова вместили в себя многие события его личной жизни, историю создания и постановки отдельных пьес, впечатления от зарубежных поездок, портреты актеров и режиссеров, современников драматурга.

Виктор Сергеевич Розов умер 28 сентября 2004 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Биография

Произведения

  • В добрый час
  • В поисках радости
  • Вечно живые

Критика

Ключевые слова: Виктор Розов,биография Виктора Розова,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 в.,русские писатели 20 в.,жизнь и творчество Виктора Розова

Источник: https://md-eksperiment.org/post/20170413-biografiya-viktora-rozova

Исследовательская работа
Тема: «Вечно живой» Виктор Розов. (Современность творчества)

  •                                                                                                                Администрация Великолукского района Псковской области                                                                                       
  •                           МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  •                                  «БУЛЫНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
  • Исследовательская работа
  • Тема:   «Вечно живой» Виктор Розов.
  • (Современность творчества)
  • Выполнила  Афанасьева Анастасия,
  • ученица 10 класса
  • Руководитель – Николаева Любовь Семёновна,
  • учитель русского
  • языка и литературы высшей категории
  • 2013 —  2014 учебный год

Тема моей работы – «Вечно живой Розов». Она посвящена творчеству талантливого драматурга современности Виктора Сергеевича Розова, которому 21 августа этого года исполнилось бы 100 лет. Он скончался в 2004 году, оставив большое литературное наследие. Его пьесы «Вечно живые», «В дороге», «Традиционный сбор», «В добрый час», «В день свадьбы», «Гнездо глухаря», «Кабанчик» и  другие широко шли на подмостках театров нашей страны и за рубежом, многие драмы экранизированы, а фильм «Летят журавли», поставленный по его пьесе «Вечно живые»,- великое творение киноискусства, которое получило мировое признание в 60е  годы прошлого века, став лауреатом международных кинофестивалей.

Имя Виктора Розова, я уверена, остается в русской литературе прежде всего потому, что большинство его пьес посвящено вечной теме искусства – теме семьи, теме отцов и детей.

Мой интерес к драматургу вызван тем, что Виктор Сергеевич Розов большую часть своих тревог и писательского таланта отдал проблеме молодежи.

Его образ в истории нашей культуры до сих пор ассоциируется с образом учителя, в высоком смысле этого понятия, когда на аудиторию обрушивают не занудные проповеди, а человеческие чувства, страсти, подкрепленные мудростью и честностью, когда автора ведет желание «достучаться до совести, до сердца, до души».

Драматург родился в 1913 году, до войны закончил школу-студию при Московском Театре Революции. Был актером. В 1941 году ушел на фронт, после ранения уже в мирное время занялся режиссурой, драматургией. Отличительная особенность творчества Розова – интерес к проблемам семьи. Семья – это зеркало общества в целом.

  1. Как же в произведениях Розова решается проблема «отцов и детей»?
  2. Старшему поколению памятны «розовские мальчишки» 50х годов прошлого века.
  3. Максималисты, борцы за справедливость, они преподносили взрослому окружению уроки независимости в мыслях, доброты и человеколюбия и противостояли тому, что порабощало в них личность.

Одним из них был Андрей Аверин, герой пьесы «В добрый час! «, который не пожелал идти в институт по блату, «с черного хода», и решил самостоятельно искать свое место в жизни.

Олег Савин из пьесы «В поисках радости»- романтик, «плывущий по облакам», и невесомый, и крылатый – в свои 15 лет отвергает мещанскую психологию жены старшего брата Леночки, и когда она выбросила в окно его банку с рыбками, не выдерживает и сорванной со стены отцовской саблей неистово рубит новую мебель. В мире вещей нет места живым рыбкам и живым чувствам. И Олег не в силах смириться с этим.

По этой пьесе был поставлен фильм «Шумный день», в котором блистательно исполнил главную роль Олег Табаков.

Эти герои поражали и привлекали своим романтическим бесстрашием и чистотой мыслей в неравном бою со злом.

«Ну разве это самое важное, кем я буду? Каким буду – вот главное»,- этот мотив звучит во всем творчестве драматурга.

Но шли годы, менялась жизнь, время ожесточалось. Повзрослели и даже постарели те «розовские мальчишки», и появились новые, совсем другие. Возникло поколение, которое включилось в какое-то безумное соревнование – кто богаче, кто больше купит дорогих вещей.

Встревоженный крутыми переменами в жизни, драматург задумывался о том, чтобы написать о семье, в которой дети знают, что отец богатеет нечестным путем. Розов ставит перед собой творческую задачу исследовать, что творится в душах детей в таких семьях.

Так была создана пьеса «Кабанчик».

Критики заметили интересную особенность творчества Виктора Розова. Она заключается в том, что с самой первой пьесы он брал проблему «на вырост». То есть, явление жизни, мало заметное сегодня, вдруг разрасталось завтра.

Пьеса «Кабанчик» была написана в начале 80х годов, но опубликована в 1987 году, в перестроечное время.

Самое сокровенное для писателя – возвращение к судьбе подростка, молодого человека, и превращениям, происшедшим в его характере в новых жестоких жизненных условиях.

На хрупкие плечи 18-летнего Алексея Кашина свалилась почти невыносимая тяжесть прозрения, осознания зла, среди которого он, не задумываясь, жил до сих пор.

Детство его отца прошло рядом с чистыми душой «розовскими мальчишками», но отец выбрал для себя другие жизненные ценности: карьеру, успех. Он многого достиг, поднимаясь к вершинам власти, богатству.

Но судьба сыграла с ним злую шутку, так как он арестован и стал «героем» шумного процесса о крупных хищениях, взятках.

Дальнейшая судьба отца остается «за кадром», драматурга волнует духовный мир сына – Алексея Кашина.

Алексей – смертельно раненное существо, он нервозен, резок, сосредоточен на себе. Он понимает, что спрашивать теперь надо с себя, и бежит от мира, прислонившись на первое время к бывшему шоферу своего отца, который знал и любил его с детства. Но бросается прочь и от него, когда тот невольно выдает его тайну.

Читайте также:  Хронологическая таблица ивана крылова (жизнь и творчество)

Название пьесы «Кабанчик» метафорично, иносказательно. В охоте опытных «стрелков» за всеми возможными благами безжалостно убиваются души юных.

Из памяти Алексея не выветривается страшный образ убитого им во время отцовской охоты маленького кабанчика. Теперь он сам вроде загнанного кабанчика.

В этой пьесе Розов впервые вплотную подходит к трагедии и не сулит счастливого конца. Возникают мотивы, близкие к пророчеству из библии: «Грехи отцов падут на детей»

Пьеса имеет открытый финал. И здесь Розов остается верен правде. На протяжении всего действия автор дает почувствовать, несмотря ни на что, что Алексею нужно время, чтобы все перегорело в душе.

Из школьной программы мне известно, какой прочной бывает связь известных драматургов со свои любимым театром.

Малый театр называют Домом Александра Николаевича Островского. Московский художественный театр – это театр Антона Павловича Чехова и Алексея Максимовича Горького.

Домом Розова стал Московский Центральный детский театр – и это тоже символично, получилось, что драматург работал на будущее.

Виктор Сергеевич Розов стал в 60-е годы и одним из родоначальников нового театра, ныне прославленного театра «Современник».

И все же на протяжении 40 лет его оплотом был ЦДТ (Центральный детский театр), и Розов, как когда-то Островский, писал пьесы для конкретных актеров.

 Но пьесы Розова широко ставили многие театры, и мне захотелось узнать, обращался ли к его творчеству Великолукский драматический театр.

Удалось собрать материалы о 3-х спектаклях на его сцене. Выяснилось, что первая пьеса Виктора Розова «Ее друзья», написанная в 1949 году, была поставлена в нашем театре в 1954 году. Город Великие луки был тогда центром области, а театр назывался Великолукским областным драматическим театром.

У меня в руках программка спектакля «Ее друзья», которой больше 50 лет.

Спектакль  о том, как слепнет девушка, как за нее борются ее друзья, как она прозревает. Быть может, сегодня пьеса кажется в чем-то наивной, но тогда она с трудом пробивала себе путь на сцену, театральные чиновники ее запрещали. Главной идеей пьесы была идея добра. Как она нужна была в послевоенное время душам, опаленным войной

На этой фотографии запечатлен зрительный зал нашего театра той поры. Мне кажется, когда я вглядываюсь в лица, что на спектакль пришли не искушенные театром, а обычные люди с улицы, но их всех объединила атмосфера сочувствия человеку в беде – это традиция русской драматургии, которую перенял Розов у своих великих предшественников.

Проходили десятилетия, Розов стал маститым драматургом, и великолукские зрители приобщились к творчеству талантливого и мудрого учителя. Большой интерес у театральной        общественности вызвал спектакль «Гнездо глухаря», который показали актеры Челябинского областного драматического театра во время гастролей в нашем городе в июле 1986.

И в этой пьесе Розов остается верен себе, обратившись к теме семьи.

На этот раз «сверхблагополучная» семья Степана Алексеевича Судакова. Глава семьи – бывший чиновник – сейчас занимает большой и ответственный пост.

Но, решая глобальные проблемы  в сфере защиты мира, он не замечает, что мир в его семье рушится именно по его вине.

Судаков не видит, как мечется его сын Пров, совсем юный человек, ищущий ответа на вопросы жизни, не замечает, как несчастна его дочь Искра, связавшая жизнь с его подчиненным, негодяем и карьеристом.

В прозрении Судакова в конце пьесы – большая человеческая трагедия. Драматург не пытается обелить Судакова или как-то уменьшить его драму.

Пристальнее вглядываться в людей, находящихся рядом с тобой, слушать «голос сердца», а не только разума призывает Розов.

Об этом и был спектакль Челябинского областного драматического театра на нашей сцене в 1986 году.

В 90-е годы и в начале ХХI века Розов писал мало. Он объяснял это так: «Сегодня героя нет…, потому что у государства нет идеи». Конфликт между утробой и душой стал особенно актуальным. «Смотреть на торжество хамства и разврата непереносимо… Что рубить, я уже и не знаю, — говорил писатель, — наверное, виллы и мерседесы нуворишей. «

И сам же он давал ответы на эти больные вопросы: «Не ожесточайтесь. Надо и это вытерпеть… Нужно одинаково достойно пройти испытание бедностью и богатством».

 И пьеса Розова снова взволновала и тронула сердца великолуксих зрителей.

Это произошло в 2005 году, в год 60-летия Великой Победы, уже после смерти  замечательного драматурга. Наш театр поставил спектакль «Вечно живые».

 Постановку осуществил главный режиссер театра Павел Петрович Сергеев.

  Спектакль вызвал живой отклик зрителей и прессы. В премьерный день зрительский зал был представлен не одним поколением людей.

В городских газетах «Новый день» за 23 февраля 2005 г. и «Великолукская правда» от 10 марта 2005 г. были напечатаны рецензии на спектакль.

В них отмечалось, что пьеса выдержала испытание временем, ей внимают, затаив дыхание, сопереживают героям уже не только дети, внуки, но даже правнуки первых зрителей «Вечно живых». Теперь это произведение по праву считается классическим.

Таким образом, драматург востребован жизнью, так как современны его герои, они «вечно живые».

 Литература

  1. В. Розов. Моя вина перед современниками. Литературная Россия. 2001 №46, с 3.
  2. Громова М.И. Русская современная драматургия. М. 2002. С 51-59.
  3. Учительская газета. 1998 №42 с 24.
  4. Современная драматургия. 1987 №1, 1990 №3.
  5. Великолукская правда. 2005, 10 марта.
  6. Новый день. 2005, 23 февраля.
  7. Литература в школе. 2007 №12

Файлы:

Источник: http://o55.pskovedu.ru/page/6691444a-3e2f-48cd-baae-4a990a45028f

Розов, Виктор Сергеевич — это… Что такое Розов, Виктор Сергеевич?

Ви́ктор Серге́евич Ро́зов (8 [21] августа 1913, Ярославль, — 28 сентября 2004, Москва) — русский советский драматург. Лауреат Государственной премии СССР (1967).

Автор более 20 пьес и 6 киносценариев, в том числе пьесы «Вечно живые» и на её основе — сценария фильма «Летят журавли». Академик Российской академии словесности.

Был президентом Российской Академии театрального искусства и членом Союза писателей.

Биография

Виктор Розов родился в семье счетовода Сергея Фёдоровича Розова (впоследствии участника Первой мировой войны) и его жены Екатерины Ильиничны. Во время эсеровского мятежа 1918 года их дом сгорел, и семья бежала в Ветлугу. Там Виктор Розов окончил первые три класса школы. С 1923 жил и учился в Костроме.

В 1929 году не был принят в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию из-за отсутствия рабочего стажа, начал работать на текстильной фабрике в Костроме. В том же году стал актёром-любителем в костромском Театре юного зрителя. В 1932 году поступил в Костромской индустриальный техникум. В 1934 году поступил в училище при Театре Революции в Москве (класс М. И.

 Бабановой), по окончании которого был принят в труппу театра.

После начала войны, в июле 1941 года, Розов вступил в 8-ю дивизию народного ополчения Краснопресненского района. Осенью того же года был тяжело ранен. Выписавшись из госпиталя в середине 1942 года, возглавил фронтовую агитбригаду; одновременно учился на заочном отделении Литературного института.

После окончания войны, прервав занятия в институте, организовал Театр для детей и юношей в Алма-Ате.

Возвратившись в Москву, работал в Театре при Центральном Доме культуры железнодорожников в качестве актёра и режиссёра.

В 1953 году Розов окончил Литературный институт. С 1949 года в различных театрах ставились его пьесы. Поставленная в 1949 году Центральном детском театре пьеса «Её друзья» едва не была запрещена, как «слишком сентиментальная»[1].

В Розове нашли своего драматурга Анатолий Эфрос (в ЦДТ он поставил «В добрый час!», «В поисках радости», «В день свадьбы» и «Перед ужином») и Олег Ефремов: в 1956 году пьесой Розова «Вечно живые» открылся театр «Современник», в котором позже ставились и другие пьесы Розова: «В поисках радости», «В день свадьбы», «Традиционный сбор», «С вечера до полудня»[2].

Первой экранизацией пьесы Розова стал фильм Виктора Эйсымонта «В добрый час!» (1956). Широкое признание получил фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» — экранизация пьесы «Вечно живые».

В. С. Розов скончался в Москве в возрасте 91 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Семья

В. С. Розов был женат на Надежде Варфоломевне Козловой (1919 г. рожд.), их сын Сергей (1953 г. рожд.) — театральный режиссёр, дочь Татьяна (1960 г. рожд.) — актриса МХАТ им. Чехова. Внуки: Анастасия (1982 г. рожд.), Иван (1996 г. рожд.).

Творчество

«Всем пьесам Розова, — отмечал В. Казак, — свойственно реалистиче­ское изображение действительности, приоб­ретающее широкое, общечеловеческое значение.

Его персонажи живо и индивидуально проявляются в сжатом диалоге, говоря на языке повседневности; верность психологии (также детской), постоянный отзвук внутрен­них, скрытых пластов содержания сочетают­ся с отказом от прямых характеристик (оцен­ки должен вынести читатель и зритель)»[3].

Внимание драматурга всегда привлекали нравственные проблемы — тот выбор, который приходится делать в повседневной жизни «обыкновенным» людям[4]; действие его пьес чаще всего происходит в кругу семьи[3].

Непосредственно по поводу пьесы «Традиционный сбор» (в которой бывшие одноклассники, окончившие школу перед войной, встречаются во второй половине 60-х годов и подводят итоги прожитой жизни) и формулируя одновремнно основную тему драматургии Розова, М. Строева писала: «Кем бы человек ни стал — профессором или шофёром, писателем или счетоводом, — всё равно он всю жизнь держит экзамен на честность и стойкость. Каждый стоит перед выбором. Мелким или крупным, неважно. Важно — каким…»[5];

Пьесы

  • «Вечно живые» (1943)
  • «Страницы жизни» («Твой путь») 1953
  • «Её друзья» (1949)
  • «В добрый час»
  • «В поисках радости»
  • «В день свадьбы»
  • «Перед ужином»
  • «Неравный бой»
  • «Традиционный сбор» (1966)
  • «С вечера до полудня» (1970)
  • «Четыре капли»
  • «Гнездо глухаря»
  • «Кабанчик»

Фильмография

По сценариям В. С. Розова сняты фильмы:

Могила Виктора Розова на Ваганьковском кладбище

Награды

В июле 1999 года Институт прикладной астрономии РАН присвоил его имя одной из малых планет.

Примечания

  • Некролог на Реквием. Ru
  • В. Розов на Костромаг.ru

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/580182

Виктор Розов — 100 лет

?

Categories:

  • Театр
  • Россия
  • История
  • Cancel

100 лет назад родился известный драматург Виктор Розов — Лауреат Государственной премии СССР, автор более 20 пьес, многие из которых до сих пор идут в театрах России. По некоторым из них сняты фильмы, самый знаменитый из которых — «Летят журавли» по пьесе «Вечно живые»…

Виктор Розов родился 21 (8 — по ст. ст.) августа 1913 г. в Ярославле в семье счетовода Сергея Фёдоровича Розова (впоследствии участника Первой мировой войны) и его жены Екатерины Ильиничны. Последний мирный год Российской Империи…

Во время эсеровского мятежа 1918 года дом Розовых сгорел, и семья бежала в Ветлугу. Там Виктор Розов окончил первые три класса школы. С 1923 жил и учился в Костроме. В 1929 году не был принят в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию из-за отсутствия рабочего стажа, начал работать на текстильной фабрике в Костроме.

В том же году стал актёром-любителем в костромском Театре юного зрителя. В 1932 году поступил в Костромской индустриальный техникум. В 1934 году поступил в училище при Театре Революции в Москве (класс М. И. Бабановой), по окончании которого был принят в труппу театра.

После начала войны, в июле 1941 года, Розов вступил в 8-ю дивизию народного ополчения Краснопресненского района. Осенью того же года был тяжело ранен. Выписавшись из госпиталя в середине 1942 года, возглавил фронтовую агитбригаду; одновременно учился на заочном отделении Литературного института.

После окончания войны, прервав занятия в институте, организовал Театр для детей и юношей в Алма-Ате.Возвратившись в Москву, работал в Театре при Центральном Доме культуры железнодорожников в качестве актёра и режиссёра.В 1953 году Розов окончил Литературный институт. С 1949 года в различных театрах ставились его пьесы.

Поставленная в 1949 году Центральном детском театре пьеса «Её друзья» едва не была запрещена, как «слишком сентиментальная».

В Розове нашли своего драматурга Анатолий Эфрос (в ЦДТ он поставил «В добрый час!», «В поисках радости», «В день свадьбы» и «Перед ужином») и Олег Ефремов: в 1956 году пьесой Розова «Вечно живые» открылся театр «Современник», в котором позже ставились и другие пьесы Розова: «В поисках радости», «В день свадьбы», «Традиционный сбор», «С вечера до полудня».

Интересна история создания пьесы «Вечно живые» — Розов написал её в Костроме, где находился в отпуске после ранения. В это время Розов начал заочно учиться в Литературном институте. И темой его первой пьесы стал тот нравственный выбор, перед которым оказывались все в ситуации военных лишений.Первоначально пьеса называлась «Семья Серебрийских».Розов вспоминал:

«Я отнес пьесу в ЛИТ, где получил милый отказ. Старичок — работник ЛИТа — сказал: „Читал, товарищ Розов, вашу пьесу, плакал, но запрещаем“. Я ушел довольный, так как старичок плакал».

Читайте также:  Хронологическая таблица лермонтова (основные даты жизни и творчества)

Первую постановку пьесы, оставшуюся незамеченной, осуществил Костромской театр. А в 1956 году пьесой «Вечно живые» в постановке Олега Ефремова открылся в Москве театр «Современник». Здесь «Вечно живые» пережили своё второе рождение…Для этой постановки Розов немного переработал пьесу, сняв мелодраматические акценты, оказавшиеся неуместными в театре Ефремова.

Слова Бориса Бороздина: «Если я честный, я должен» — стали девизом и нового театра, и поколения «шестидесятников»Первой экранизацией пьесы Розова стал фильм Виктора Эйсымонта «В добрый час!» (1956).Широкое признание получил легендарный фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» — экранизация пьесы «Вечно живые».По пьесе Виктора Розова «В поисках радости» был снят совместно режиссёрами Георгием Натансоном и Анатолием Эфросом фильм «Шумный день». Герой, которого играет совсем еще юный Олег Табаков, рубит отцовской шашкой полированный шкаф, заполнивший все жизненное пространство и символизировавший пошлость советского мещанства… Пьеса и фильм стали символом молодежного движения 60-х гг, выражением бунтарского духа театра «Современник».Виктор Розов — академик Российской академии словесности. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, Отечественной войны I степени, орденом Русской Православной Церкви «За милосердие» и многими медалями России и зарубежных стран. В июле 1999 года Институт прикладной астрономии АН России в Санкт-Петербурге присвоил одной из малых планет его имя.В. С. Розов скончался в Москве в возрасте 91 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.Олег Табаков сказал, отдавая дань памяти драматургу:

«Виктор Сергеевич выразил в своих пьесах время и все повороты его и ступени развития, то есть он делал то, что и великий русский классик Александр Островский. Я бы назвал его произведения летописью российской жизни и показом русских характеров.

Так случилось, что вся моя жизнь на сцене и первые мои успехи связаны именно с этим замечательным драматургом, да и не только моя жизнь. На 50 лет Виктор Сергеевич дал «кусок хлеба» трем поколениям русских артистов, и долги наши сообразны этому, и память о нем будет вечна».

Источник: https://tverdyi-znak.livejournal.com/1332537.html

Келья Зачатьевского монастыря: где рождалась слава Ефремова и Табакова

Эксклюзивное интервью с сыном знаменитого драматурга Виктора Розова Сергеем Розовым – только для EG.RU

21 августа исполняется 105 лет со дня рождения Виктора Сергеевича Розова. В его спектаклях и фильмах становились знаменитыми Олег Ефремов, Олег Табаков, Татьяна Самойлова и другие.

Скульптурная композиция, установленная на ул. Чаплыгина в Москве, во дворе театра «Табакерка». Скульптор А.С. Чаркин, архитектор И.И. Саутов. Изображены (слева направо): Александр Володин, Александр Вампилов, Виктор Розов. Источник: wikipedia.org, автор снимка: Bogdanov-62

За что драматург извинялся перед Самойловой, как его чуть не засудила Наталья Сац, какую неприятную новость Розов сообщил Табакову, и о многом другом рассказывает сын Виктора Сергеевича режиссер и театральный педагог Сергей Розов.

Сергей Розов. Источник: vg.mskobr.ru

 «Я рыдал, но я запрещаю»

 — Сергей Викторович, ваш отец писал «Вечно живые» во время войны. На первой же странице читаем: не включай радио, в сводках все равно врут. Как Розов мог в те годы такое написать?

Драматург Виктор Розов. Фото Игоря Зотина (Фотохроника ТАСС)

— Сразу хочу сказать, что в опубликованных воспоминаниях об отце и в моих воспоминаниях могут встречаться разночтения по датам, но за эмоциональную, атмосферную правду я ручаюсь.

Действительно, отец, который начинал как актер, очень быстро получил на фронте тяжелое ранение, ему едва не ампутировали ногу. И он на костылях руководил фронтовой театральной бригадой, которая выступала в его родном Поволжье, и параллельно, поняв, что актер хромым быть не может, поступил заочно в Литинститут и начал потихоньку создавать пьесы.

Кадр из фильма-спектакля «Вечно живые», 1976 г. В ролях Бориса и Вероники – Олег Даль и Марина Неелова

«Вечно живые» сначала назывались «Семья Бороздиных». И эта семья, если внимательно вчитаться, как сейчас сказали бы, практически диссиденты. Там нет никакого восхищения Сталиным, никаких лозунгов. Так было и в самой семье отца. Они искренне верили в социализм и в советскую власть, но не преклонялись перед вождями.

В пьесе много такого, о чем тогда не говорили. Но отец счел нужным, потому что сам был на войне и знал, как это было. То, что Борис пошел добровольцем, сейчас мы воспринимаем как само собой разумеющееся. А ведь Вероника упрекает его, говорит, мол, героем стать захотелось,  заводской «броней» не воспользовался.

Действительно, тогда старались приберечь лучших, получалось, что под ружье должны вставать не такие умные, не такие полезные. И, конечно, то, что Вероника не дождалась Бориса, вышла замуж за его двоюродного брата, — об этом тоже лучше было не говорить. Ее образ вообще был новаторским: человек, который вроде бы кругом неправ, вызывал такое огромное сочувствие и симпатию.

Надежда Козлова. Фото из личного семейного архива

У отца, как у драматурга, было такое качество: он долго «заволакивает» интригу, идут разговоры, и только потом, из глубины, наплывает конфликт. А тогда было принято сразу обозначать конфликт и строить всё вкруг него.

Одни из-за этого сравнивали отца с Чеховым, другие ругали. В общем, когда отец отнес пьесу в Главлит (орган цензуры – прим. ред.

), редактор сказал: «Я плакал над этим, но я ее запрещаю».

Виктор Сергеевич еще до войны познакомился с вашей мамой Надеждой Варфоломеевной, красавицей, учившейся на актрису, добивался ее с 1935 года, 10 лет. Правда ли то, что «неположительная» Вероника – это отчасти она?

— Да, мама совершенно не интересовалась политикой, была довольно легкомысленной. И могла, наверное, как Вероника, летом 41-го считать, что главное – это ее день рождения и подарок от жениха.

«Аванс назад и под суд»

— С «Вечно живых» в постановке Ефремова начался «Современник», фильм «Шумный день» по пьесе «В поисках радости» — знаменитая роль молодого Табакова, «Летят журавли» — открытие Самойловой и главный приз Каннского фестиваля. По сути, ваш отец зажигал звезды.

— Никогда он не считал, что кого-то «возвеличил». Наоборот, был очень рад, что такие замечательные актеры и режиссеры играли и ставили его пьесы. Ефремов как актер дебютировал в отцовской пьесе «Ее друзья» в Центральном детском театре (ныне РАМТ). Честно говоря, папа относил к этой пьесе без придыхания. А появилась она вообще в трагикомических обстоятельствах.

Во время войны его бригада выступала в том числе на строительстве Рыбинского водохранилища, где работали заключенные. После концерта из толпы зэков выходит этакая царственная особа, на которой даже ватник сидел, как мантия, и строго спрашивает: «Кто тут режиссер?». Отец вышел на костылях. Она заявляет «Я Наталия Сац».

Наталья Сац. Источник: wikimedia.org

Она и до войны была очень известна: дочь знаменитого «мхатовского композитора» Ильи Саца, создательница первого детского театра. И вдруг неизвестно куда Сац исчезла из Москвы. Отец даже не знал, что с ней.

Оказалось, ее арестовали из-за репрессированного мужа. И вот Сац перед ним и очень властно заявляет: «Я освобождаюсь в начале 45-го, получаю театр в Алма-Ате, и вы поставите у меня первую пьесу».

Розов это воспринял как наваждение посреди войны.

После победы, когда фронтовые театры стали не нужны, денег не было. И вдруг в его огромную коммуналку, которая располагалась в Зачатьевском монастыре, принесли правительственную телеграмму, от Натальи Сац. Так она его вызвала на постановку «Снежной королевы». И, главное, прислала аванс.

Отец поехал, поставил. Сац сразу заметила, что перед ней пишущий человек, предложила написать пьесу и опять дала аванс! Отец, радостный, уехал в Москву и забыл напрочь. А потом снова пришла правительственная телеграмма с напоминанием и угрозой: если в 3 недели не будет пьесы, мы подадим в суд.

Отец в ужасе стал искать сюжет. И вдруг увидел заметку об ослепшей девочке, которой весь класс помогал сдавать экзамены. Это был, конечно, чересчур мелодраматический ход. На худсовете Сергей Михалков, заикаясь, сказал: «Нну, Розов, ты ддаешь, пприменил запрещенный пприем – и победил».

«Розов неуправляем»

-А как складывались отношения с Ефремовым и Табаковым?

— В Ефремова он был просто влюблен как в актера. Когда позже в «Современнике» у Ефремова-режиссера что-то не шло, отец безапелляционно заявлял: «Потому что вы должны играть главную роль».

Знаете, я был знаком со многими «шестидесятниками», для них обычно существовало два мнения: свое и неправильное. Отец был таким.

Его однажды не сделали главредом важного журнала, наверху сказали: «Розов – неуправляем!».

Олег Ефремов в роли доктора Бороздина в фильме-спектакле «Вечно живые», 1976 г.

Однажды это проявилось с Ефремовым. В 90-е годы возникло много театральных фестивалей, премий, и отец был председателем какого-то жюри. Очень долго спорили о том, кому вручить приз за исполнение главной мужской роли. Одним из соискателей был Ефремов, даже не скажу, за что, — он в те годы уже был сильно болен. В общем, определили победителя.

И вот отец выходит вручать приз и объявляет фамилию…Ефремова. А диплом выписан на другого человека. Скандал был страшный.

При этом отец редко, но признавал свои ошибки. Когда снимали «Журавлей», он не принял Татьяну Самойлову еще на пробах, видел в этой роли красавицу славянской внешности, наверное, типаж мамы. Но, посмотрев фильм, сказал «Таня, вы меня победили».

Татьяна Самойлова в фильме «Летят журавли», 1957 г.

У нас дома была чуть ли не драма, когда Ефремов ставил отцовскую пьесу «Традиционный сбор» в «Современнике». Отец был уверен, что главную роль будет играть «сам». Но Ефремов отдал ее Евстигнееву. Мама не спала несколько ночей и плакала. А Евстигнеев сыграл гениально, и только потом мама и отец поняли, насколько прав был Олег Николаевич.

К Табакову он относился прекрасно, но Олег намного младше. Табаков был всю жизнь благодарен отцу за такой момент. Когда Олег Павлович пробивал открытие «Табакерки», он просил похлопотать известных людей.

Многие сразу же ушли в сторону, потому что театр открывать не разрешали, а отец ходил до последнего.

И даже вроде Табаков сам рассказывал, что в тот момент пришел к нему Розов и сказал: «Да-а, не ожидал я, что столько людей в Москве вас не любят!».

 «Ты испортил мой день»

Кадр из фильма «С вечера до полудня», снятого по одноименной пьесе Виктора Розова, 1981 г. В роли Кима Жаркова – Леонид Филатов. В роли его сына Альберта – Сергей Федоров

— Как уживались ваши родители, такие разные?

— Я вообще не помню, чтобы они ссорились, хотя вели себя и воспитывали нас с сестрой (Татьяна Розова – актриса МХТ им. Чехова, прим. ред.) каждый своим способом. От отца было самое страшное – услышать: «Ты испортил мой день», и больше ни слова. С мамой в любом возрасте мы могли поругаться вдрызг и не то что не извиниться, а вообще забыть об этом сразу же.

Конечно, они очень любили дуг друга, только у отца эта была любовь с довоенного времени, с первого взгляда. А мама сама признавалась, что к ней чувство пришло намного позже, но зато навсегда.

— А как они оказались в этом монастыре?

— Там оказался отец, когда до войны приехал в Москву, спал на скамейках, на вокзалах,  потом пожилая женщина сдала ему коечку в 10-метровой келье, Монастырь был превращен в скопище коммуналок. Когда хозяйка заболела, папа за ней ухаживал, и она в благодарность «отписала» ему комнату.

А отдельную квартиру мы получили только в 1960-м. И знаете, возможно, жизнь в этой келье повлияла на отца. В юности он был непримиримым атеистом, а позже в его пьесах явно появились христианские ценности.

Источник: https://www.eg.ru/culture/601216-kelya-zachatevskogo-monastyrya-gde-rojdalas-slava-efremova-i-tabakova-056012/

Ссылка на основную публикацию