Сергей Есенин – личность магическая.
Выходец из крестьянской семьи, он был не только знатоком народной души, но и удивительно тонким лириком, пропустившим через своё сердце главную свою любовь – к Родине, которую застал в один из самых переломных моментов её истории. Тема статьи – «Письмо к женщине» Есенина, анализ которого будет состоять из трёх аспектов: историко-биографического, лингвистического и литературоведческого.
Сведения об авторе, история создания
В стихотворении переплелось личное, почти интимное, и общественное – осмысление отношения к Советской власти и новым временам. Литературоведы часто называют произведение поэмой, столь большую нагрузку несёт оно по значимости в творчестве поэта.
Год его написания – 1924-й.
Это произошло незадолго до смерти (1925), когда Сергей Есенин уже впитал в себя трагическое мироощущение имажинистов и сумел передать как душевное смятение, так и изменение своего восприятия перемен в стране, называя себя «попутчиком» нового строя.
Анализ стиха «Письмо к женщине» невозможен без понимания, к кому обращается поэт. Большинство исследователей творчества Есенина считают адресатом Зинаиду Райх, единственную женщину, которую тот искренне любил.
Она была его венчанной женой, с ней он официально расстался в 1921 году. Но фактически оставил её уже в конце 1919-го ради нового увлечения. В то время, когда актриса ждала его второго ребёнка – сына Константина.
В 1922-м Райх вышла замуж за режиссёра, чьё имя известно каждому любителю театра – Всеволода Мейерхольда. Тот взял на себя все заботы о детях Есенина. Через два года поэт пытается разобраться в случившемся и словно просит прощения у женщины. Когда-то Зинаида Райх бросила поэту, что того ждёт смерть «в пьяном угаре». Его стихи – это ответ той, чьё пророчество, по его мнению, не сбылось.
Жанр и тематика произведения
Открытое письмо как форма поэтического произведения – это жанр, характерный для Серебряного века. Великий А. Пушкин писал посвящения, С.
Есенин – обращение, назвав его «письмом» и ведя диалог с некогда любимой женщиной. Аналогичный приём использовал В. Маяковский, чуть позже – А. Вознесенский.
Это привносит в произведение лиризм и позволяет автору раскрыть читателю свою душу, передать мироощущение.
Анализ «Письма к женщине» позволяет увидеть, что стихи начинаются с воспоминаний и носят очень личный характер. По сути, это поэтическое покаяние. Сцена расставания является отправной точкой, а вопрос автора начинается с того, помнит ли это событие любимая женщина. И сам же утвердительно отвечает, что, конечно, да. Слишком много страданий это принесло обоим.
Но за лирическим произведением виден мощный пласт общественных событий. Поэт говорит о России в эпоху грандиозных революционных перемен, сравнивая её с морским кораблём, испытывающим сильную качку. Во время таких переломных моментов более всего страдают люди, которые не всегда выдерживают проверку на прочность. Эта линия относит произведение к лучшим образцам гражданской лирики.
Сюжет и композиция
Не все лирические произведения имеют сюжетную линию. Здесь же она чётко просматривается. Все события выстраиваются в два временных блока: «тогда» и «теперь». Анализ стихотворения Есенина «Письмо к женщине» требует знания содержания. Краткий перечень описываемых событий предлагается далее:
- Расставание. Причём инициатором была женщина, бросавшая резкие слова в адрес поэта, стоявшего у стены. Этот факт вызвал у ряда исследователей сомнения, что стихи посвящены Зинаиде Райх. Ведь всем известно, что инициатором разрыва был сам Есенин. Но стихи не являются автобиографическим фактом. Это, скорее, эмоциональное восприятие пережитых событий.
- Ответ поэта на предъявленные обвинения в «шальной жизни». Объяснения касаются душевного разлада и той трагедии, которая случилась в стране: известная и понятная Родина ушла в безвозвратное прошлое, а на её место пришло нечто новое и неизведанное. Россию поэт сравнивает с кораблём во время качки, а себя – с лошадью, «загнанной в мыле».
- Горестные размышления о том, что женщина не понимала его, а значит, не любила по-настоящему. Именно тревожные события загнали поэта «в трюм», или в кабак, где он решил сгубить себя «в угаре пьяном».
- Осознание произошедших перемен. Теперь поэт в ином возрасте, когда всё чувствует и понимает по-другому. Он приветствует изменения в стране и словно отчитывается перед любимой женщиной, утверждая, что её страшные предсказания не сбылись. С новой властью он готов идти «до Ла-Манша».
- Финальная часть – очень личная. Она напоминает пушкинские строки «Я вас любил…», ибо поэт просит прощения у любимой женщины. Он принимает, что у неё другая жизнь, серьёзный муж, а он отныне стал для неё просто знакомым.
Лирический герой, настроение
Анализ стихотворения «Письмо к женщине» требует понимания, кто является лирическим героем произведения. Можно ли полностью идентифицировать его с личностью Есенина, несмотря на то, что тот подписывает текст своим именем.
Нет никакого упоминания о том, что автор «Письма» – поэт или же имеет хоть какое-то отношение к творчеству. «Роковые» события застают его уже сложившейся личностью, в то время как самому Есенину на момент революционных перемен было всего 22, а произведение написано в 29 лет.
Это позволяет прийти к пониманию, что перед нами не сам поэт, а некое эпическое воплощение человека, ищущего свой путь на переломе исторических свершений.
У героя тонкая душа, не выдержавшая проверку на прочность. Он проходит через мучения, но «избегает падения с кручи». Настроение его меняется со временем, когда общественные преобразования становятся понятны.
Главный лейтмотив гражданской лирической темы – тот факт, что всегда большое видится на расстоянии и принимается людьми спустя время. Находясь вдали от Родины, поэт сумел понять перемены.
Но называя себя «попутчиком» Советской власти, автор подчёркивает свою некую отстранённость и даже чужеродность происходящим событиям. В этом есть определённая самоирония и политическая незрелость.
Изобразительные средства
Анализ «Письма к женщине» раскрывает необычность построения стихотворения. Это несколько вольный ямб, создающий впечатление сиюминутного рассуждения автора.
Читатель словно присутствует при непосредственном написании героем письма, когда тот не слишком заботится о форме изложения.
В то же время строфы разбиваются лесенкой, позволяющей выделять ключевые слова и концентрировать внимание на значимых моментах: «любимая», «Земля – корабль», «простите мне», «лицом к лицу лица не увидать».
Поэт использует яркие сравнения, метафоры, позволяющие придать произведению максимальную выразительность: «кабак – трюм», «быт, развороченный бурей», лирический герой – «загнанная лошадь».
Красочные эпитеты словно рисуют картинку происходивших событий: «шальная жизнь», «яростный попутчик», «пьяный угар», «светлый труд».
Но даже в этом примере видно, какими разными красками поэт рисует время «тогда» и «теперь».
Для передачи болезненного состояния людей, которые попали в «шторм» революционных перемен, автор использует просторечия и вульгаризмы. Наиболее яркие – «блевал», «людская рвота», «сонмище людское». Анализ «Письма к женщине», как и любого другого произведения, требует личного отношения читателя к литературному труду.
В заключение
Время перемен – это всегда проверка на прочность. Её не выдерживают многие, а наблюдать человеческую слабость очень непросто. Лирический герой, человек тонкой душевной организации, запутался в происходящих революционных переменах, спрятавшись в кабаке.
Анализ «Письма к женщине» приводит к пониманию, что любимая не приняла и не поняла его состояния, она выбрала иной путь. В этом её право. Но именно перед ней отчитывается герой, который пережил метания и принял новую жизнь. Он не «сорвался с кручи», но всё равно вызывает искреннее сочувствие, потому что у любимой им женщины другая жизнь, новый муж.
У них нет совместного будущего, и это вызывает лёгкую грусть. Большие события стали причиной ещё одной разбитой судьбы.
Источник: https://www.syl.ru/article/319207/analiz-pisma-k-jenschine-sergeya-esenina
Письмо к женщине
По мнению литературных критиков и поклонников творчества Сергея Есенина, стихотворение «Письмо к женщине» находится на вершине списка лирических работ, так как произведение буквально цепляет за душу. Написаны строки в виде письма, обращённого к женщине. В нём автор описывает момент расставания и даёт объяснение, почему не сложились между ними отношения. Есть место и видению мира, где по сюжету Земля представлена в виде корабля, плывущего по штормовому морю.
Кому посвящено
Споры о том, кому посвящено это стихотворение не утихают до сих пор, автор не сказал в открытую, кто героиня строк. Между тем с большой долей вероятности можно сказать, что стихотворение Есенин посвятил, так как она оставили в его сердце самый большой след за последние годы.
- Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое
- В лицо бросали мне.
Начинается стихотворение со сцены, где между влюблёнными происходит размолвка. Женщина взволнованно ходит по комнате и что-то резкое говорит, буквально, бросает в лицо герою.
Она повторяет и повторяет, что ей надоела такая жизнь, что ей пора приниматься за дело, а герою одна дорога – катиться вниз.
В этой сцене хорошо просматривается характер Айседоры Дункан, мало кто из других женщин мог так говорить с Сергеем.
Что прячет Есенин между строк
Анализ стиха на будет полным, если мы не заглянем между строк, где автор часто прячет самое ценное. В стихотворении несколько раз повторяется фраза:
Куда несет нас рок событий.
Это не случайно, так как в произведении тонко переплетается личное и общественное, любовь и революция, белое и красное.
Автор пишет, что любовь к женщине ему доставалась дорогой ценой, так как он похож на загнанную лошадь, которая пришпорена «смелым ездоком».
В ездоке просматривается революция, не даром советская власть пыталась из стихотворения сделать ещё один свой рупор. Для этого из стиха выдергивались нужные фразы, а остальное отправлялось на свалку истории.
Большое видится на расстоянье. Когда кипит морская гладь — Корабль в плачевном состоянье. Земля — корабль! Но кто-то вдруг За новой жизнью, новой славой В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.
Тут легко заметить, что Есенин видит, что землю-корабль берёт под управление советская власть и только так он может выйти целым из шторма мирового капитализма. Небольшой отсыл к мировым вопросам не позволяет оценить, настолько сам Есенин верит в него, зато части стихотворения, написанные нотами вульгаризма, позволяют лучше его понять.
Автор пишет, что на корабле-земле во время шторма плохо на палубе тем, кто не имеет опыта. Опытные в качке остаются крепкими, остальные от волнения моря блюют. Под остальным Есенин видит и себя. Он спускается с палубы в трюм, чтобы не видеть людскую блевотину, а в трюме находится кабак.
Спустился в корабельный трюм, Чтоб не смотреть людскую рвоту.
Отличное описание своих слабостей – поэт не ходил в кабаки, а просто уходит с палубы вниз и оказывался в храме зелёного змия.
- Тот трюм был — Русским кабаком. И я склонился над стаканом, Чтоб, не страдая ни о ком, Себя сгубить
- В угаре пьяном.
Дальше Есенин снова обращает к любимой и просит у неё прощения за скандалы, которые неотрывно идут с ним по жизни. И тут опять повторяется фраза:
Куда несет нас рок событий.
Она во второй раз переводит стрелки на дороге стихотворения с личного на общественное. Сергей пишет, что не понимает куда несёт рок событий и страдает из-за этого, ища выход в трёх стихиях – любви, поэзии и кабаке.
Стихи и советская власть
Советская власть часто выдергивала из произведения строку:
Понятно кто под рулевым подразумевался, а остальное, например, неуверенность в будущем и справедливости сегодня, покрывалась занавеской забвения. Также часто выпячивались строки:
Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик.
Но что имел в виду Есенин под словом «яростный»? Он не писал «преданный». Буквально сразу за этим:
- За знамя вольности И светлого труда
- Готов идти хоть до Ла-Манша.
Подчеркнём за знамя вольности, это немного не то направление, куда вела советская власть. Это ближе к имажинизму.
Заканчивается стихотворение ещё одним обращением к даме. Он пишет, что просит прощения и отпускает её. Пусть она живёт с умным, серьёзным мужем, а он как был, так и останется Есениным со всеми своими слабостями и романтизмом.
В предпоследней строчке поставлена точка в отношениях:
Это финал, всё высказано, прощение попрошено и женщина отпущена на волю из своего сердца.
Текст стихотворения
Вы помните,Вы всё, конечно, помните,Как я стоял,Приблизившись к стене,Взволнованно ходили вы по комнатеИ что-то резкоеВ лицо бросали мне.
Вы говорили:Нам пора расстаться,Что вас измучилаМоя шальная жизнь,Что вам пора за дело приниматься,А мой удел -Катиться дальше, вниз.Любимая!Меня вы не любили.Не знали вы, что в сонмище людскомЯ был как лошадь, загнанная в мыле,Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,Что я в сплошном дыму,В развороченном бурей бытеС того и мучаюсь, что не пойму -Куда несет нас рок событий.Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.Когда кипит морская гладь -Корабль в плачевном состоянье.Земля — корабль!Но кто-то вдругЗа новой жизнью, новой славойВ прямую гущу бурь и вьюг
- Ее направил величаво.
- Ну кто ж из нас на палубе большойНе падал, не блевал и не ругался?Их мало, с опытной душой,
- Кто крепким в качке оставался.
- Тогда и я,Под дикий шум,Но зрело знающий работу,Спустился в корабельный трюм,
- Чтоб не смотреть людскую рвоту.
- Тот трюм был -Русским кабаком.И я склонился над стаканом,Чтоб, не страдая ни о ком,Себя сгубить
- В угаре пьяном.
Любимая!Я мучил вас,У вас была тоскаВ глазах усталых:Что я пред вами напоказСебя растрачивал в скандалах.Но вы не знали,Что в сплошном дыму,В развороченном бурей бытеС того и мучаюсь,Что не пойму,
Куда несет нас рок событий…
Теперь года прошли.Я в возрасте ином.И чувствую и мыслю по-иному.И говорю за праздничным вином:Хвала и слава рулевому!Сегодня яВ ударе нежных чувств.Я вспомнил вашу грустную усталость.И вот теперьЯ сообщить вам мчусь,Каков я был,
И что со мною сталось!
Любимая!Сказать приятно мне:Я избежал паденья с кручи.Теперь в Советской сторонеЯ самый яростный попутчик.Я стал не тем,Кем был тогда.Не мучил бы я вас,Как это было раньше.За знамя вольностиИ светлого трудаГотов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне…Я знаю: вы не та -Живете выС серьезным, умным мужем;Что не нужна вам наша маета,И сам я вамНи капельки не нужен.Живите так,Как вас ведет звезда,Под кущей обновленной сени.
С приветствием,Вас помнящий всегдаЗнакомый ваш
Сергей Есенин.
Предлагаем в финале послучать это стихотворение в имполнении С Безрукова.
Источник: https://stihirus24.ru/izbrannye-i-redkie-stikhi-sergeya-esenina/303-pismo-k-zhenshchine.html
Анализ стихотворения «Письмо к женщине» (С. Есенин) | Литерагуру
Guru · 13.03.2018
Известное широкому кругу читателей произведение С.А. Есенина «Письмо к женщине» цитируется везде и всюду: его то и дело декларируют наизусть блогеры, читают и наслаждаются им разбитые сердца, находя в поэтическом тексте отражение своих неимоверных страданий.
Пожалуй, разве что только «Я покинул родимый дом» является более популярным и обгоняет «Письмо…» по рейтингу читателей, однако ж уступает по рейтингу цитирования… На данном этапе встает вопрос о том, почему именно это стихотворение было, есть и, скорее всего, будет одним из самых любимых у поклонников творчества Есенина.
История создания
Произведение создано в 1924 году и, как считают многие литературоведы, относится к новому этапу творчества поэта, в котором Есенин переосмысливает свои идеи посланий-произведений, в которых скрыты взгляды на будущее страны.
В период написания этого стихотворения поэт переживает разрыв со своей бывшей супругой – Зинаидой Райх, которой и посвящено данное произведение. Однако же отсылка – не только к горе-возлюбленной. Есть и иные коннотации, связанные с более глобальными вещами, о которых я расскажу подробнее далее.
Жанр, размер и направление
Жанр «Письма» был крайне популярен среди писателей, а в особенности сделался он известным в период Серебряного века поэзии, коему и принадлежит творчество Сергея Александровича. И, безусловно, «Письмо к женщине» является, пожалуй, одним из самых популярных «Писем» нашего 21 века, хотя написано оно в 1924 году.
Произведение Есенина имеет размер вольного или же разностопного ямба, создающего впечатление мерного рассуждения. Любопытно, что самые длинные предложения в каждой строфе расставляют нужные акценты, т.е. произносятся с некой выделительной интонацией. Эта интонация не восклицание и даже не вопрос: она по-своему, мысленно и интуитивно, заостряет внимание именно на данном месте в строфе.
Главные герои и их характеристика
Главных героев автор подразумевает в течение обращения: это сама женщина, которой посвящено стихотворение, и, безусловно, поэт, посвящающий произведение бывшей возлюбленной.
Однако ж при том, что четко обозначенных характеристик личности читатель проследить не может, писатель все-таки акцентирует внимание на своем «буйном» нраве и весьма вспыльчивом характере: «И я склонился над стаканом, чтоб, не страдая ни о ком, себя сгубить в угаре пьяном». Или же:
Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Одновременно с показательной вспыльчивостью выявляется далеко не шумный нрав героини, но кроткий и смиренный:
Я знаю: вы не та —
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Временами – единожды в начале стихотворения – поэт говорит о доведенной до исступления женщине: «Что-то резкое в лицо бросали мне». Но, по всей видимости, творец творил эти строки в горящей обиде на самого себя, так как по сути сам явился причиной раздора между супругами: его вольный и ветреный нрав давал о себе знать.
В то же время герой чувствует себя довольно-таки подавленным, говоря, что он «как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым ездоком». Отчаяние, граничащее с буйностью характера, порождает в стихотворении внутреннюю тревогу, хоть и выше упомянутые черты являются нам в благообразии степенного рассуждения.
Темы и проблемы
- Любовь и разлука. Лирический герой сожалеет об утраченном чувстве, горько сетует на то, что стал «ни капельки не нужен», что она и не любила его, и не осознавала, как он страдает за судьбу отечества. Ему и обидно, и больно, потому что он осознает свою вину перед дамой сердца, которая покинула его, основываясь на несходстве их характеров. Они были противоположны, причем настолько, что после неудачного романа с поэтом красавица предпочла «серьезного и умного мужа». Однако такой страсти в ее жизни уже не будет, она от нее устала, как и тот, кто посвящает ей прощальные строки.
- Революция. Страну Есенин сравнивает с кораблем: народу он определил место в трюме (кабаке), рулевой и матросы – «крепкие» люди, видимо, большевики, захватившие власть и направившие страну «в гущу бурь и вьюг» (в гражданскую войну, надо полагать). Он же не знает, куда ему примкнуть, в этом и причина его внутреннего кризиса. Он, видимо, из тех, кто «крепок в качке оставался», раз не хочет «смотреть людскую рвоту», то есть самому ему на палубе не плохо, но видеть то, как тяжело другим, он не в силах. В кабаке он пытается забыться, как и многие потерянные сами для себя люди, не нашедшие правды ни на одной из воюющих сторон.
- Новая власть. «Лошадь, пришпоренная смелым ездоком» — это прямое указание на давление, которое испытывает поэт в новой России. Чиновники стремились подмять искусство под свою идеологию, и Есенин чувствовал это принуждение на себе, когда начала заявлять о себе «линия партии», когда появилась цензура, когда стихотворения и поэмы стали делаться «на заказ» в канун праздников и памятных дат. Не случайно он называет себя «попутчиком» и с иронией сообщает, что воздает хвалу рулевому. В такой ситуации Сергей Александрович осознавал свою беспомощность и заливал это осознание алкоголем. «Шальная жизнь» облегчала его груз ответственности: с балагура и пьяницы власти и спросить было нечего. Отсюда его упреки в адрес возлюбленной: она не знала, каково ему выносить этот гнет. Даже свою критику власти он глубоко упрятал в любовное послание – настолько закрутились гайки к 1924 году.
Смысл
Произведение делится на две части, противоположные по временным рамкам: ушедшие воспоминания и настоящие впечатления. Одновременно воспоминания перекликаются и с весьма насыщенным прошлым России: с революцией.
Любопытна параллель: борьба Есенина со своим экзальтированным и вспыльчивым темпераментом сопоставляется с буйными событиями 1917 года. В данном контексте крайне важно отметить: любовь для поэта – война.
Безжалостная и безрассудная, но абсолютно бесполезная: в конечном итоге оба проиграли.
В стихотворении закладывается и смысл сожаления о потерянном: он и вправду виноват перед бывшей супругой, будучи чрезмерно скандальной личностью. Есенин винит себя и никого иного.
Таким образом, параллель прослеживается и здесь: доподлинно известно, что писатель – выходец из простой крестьянской семьи, один из тысячи крестьян, примкнувших в некотором числе к пролетариату и так яро вставших на защиту вождя революции в роковой день… Винит ли он каждого в свершении данного события? Возможно. И вполне вероятно, что поэт вкладывает эту коннотацию в строфы своего детища.
Средства выразительности (тропы)
Стихотворение «Письмо к женщине» — квинтэссенция различных средств выразительности, так как поэт применяет выше упомянутые для умножения напряжения и внутренней тревоги рассуждения.
Ярчайшим примером является употребление грубых и весьма кричащих слов: «блевал», «пьяный угар», «рвота».
Также Есенин применяет метафоры для более экспрессивного воздействия на представление его читателем: «Я был будто лошадь…»
Более того, в стихотворении используются открытые сравнения, такие как: «Земля – корабль!», а далее – сравнение является больше метафорой, воплощающей революционные события прошедших лет: «…в прямую гущу бурь и вьюг ее направил величаво».
Олицетворения – неотъемлемая часть системы средств выразительности в любом художественном произведении. Так, Есенин использует выше упомянутое в данном случае: «Куда несет нас рок событий». «Рок событий» несет нас в переносном смысле, направляя и задавая траекторию движения в течение жизненного пути. Однако ж «нести на руках» нас он ни в коем случае не может.
Критика
По моему мнению, стихотворение Есенина и вовсе является поэмой, написанной в период прискорбной грусти. Его утрата сродни падению царской России – невосполнимая и, возможно, канувшая в лету.
Разруха в послереволюционной России – опустошение духовного спектра поэта, события – борьба с нерадивым «Я», следствием которого является распад семейной целостности.
Быть может, стихотворение чересчур самовыразительно и интимно, но только лишь подобным образом мы познаем истинную сущность поэтических идей: мы узнаем музу – первейший источник вдохновения, смысл последних лет и жизненные взгляды, которыми Есенин жил.
Стихотворение гениально по своей сути: оно комбинирует настроения, передающие как общеупадническое состояние народа, к которому причастен поэт, так и собственно-личное в связи с разрывом. Глубокая эмоциональность обрисовывается степенным раздумьем над своими необдуманными и резкими действиями, породившими хаос в душе.
На мой взгляд, произведение – ярчайшая и точнейшая карта, на которой представлены самые потаенные закрома поэта: его переживания, взгляды и темперамент, его семейные проблемы и духовные поражения.
Оно общедоступно и ясно: не написано белой рифмой и не образует бесконечного числа аллегорий на тему революции. Стихотворение пронизано метафорами, которыми можно и нужно мыслить. Метафорами, идущими из лично-интимных воспоминаний и покаяний. Таким образом, С.А.
Есенин мыслит народ как целое, а себя как его неотъемлемую часть, вертящуюся в круговерти событий.
Софья Ткаченко
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-pismo-k-zhenshhine-s-esenin/
Анализ стихотворения «Письмо к женщине» (С. А. Есенин) | Литрекон
Самый Зелёный · 28.02.2019
Сергей Александрович Есенин знаком многим почитателям лирических стихотворений. Творчество одного из самых ярких поэтов 20 века широко обсуждалось и современниками автора, и их потомками.
Драма в его жизни, экспрессия в стихотворениях, беспокойный поиск счастья – все это любимо, прожито, понято нами. «Письмо к женщине» — это одно из самых знаменитых, автобиографичных и чувственных стихотворений в копилке русской литературы.
Его разбор и предлагает Вам Многомудрый Литрекон.
История создания
Кто бы мог подумать, что простой рубаха-парень из села Константиново сможет покорять сердца городских красавиц, жениться на знаменитой иностранной танцовщице и стать одним из самых «скандальных» людей своего времени? Безукоризненный талант и огромное обаяние молодого человека сделали свое дело — Есенин прогремел на всю Россию.
Неудивительно, что у поэта было четыре жены. Скоротечные романы вспыхивали и проходили: Есенин не отличался постоянством. Однако именно «Письмо к женщине» — одно из самых эмоциональных стихотворений — было посвящено второй жене, Зинаиде Николаевне Райх.
Они расстались в 1921 году, когда Есенин оставил Райх ради мимолетной страсти. На тот момент Зинаида ждала их второго ребенка, которого, в последствии Есенин назвал «черненьким» и сказал, что «Есенины черные не бывают».
Женщина не разделяла его веселости и очень тяжело переживала развод, близкие семьи рассказывали, что ей даже пришлось лечиться в клинике для душевнобольных. Есенин же отрекался от этого брака, как только мог, — он обратился к своему другу Анатолию Мариенгофу, чтобы тот объяснил Зинаиде, что у Сергея есть другая женщина.
Покинутая и оскорбленная женщина уехала в родной город Орел, где ей пришлось в одиночестве справляться с бытовыми проблемами и растить двух детей.
В 1924 году Сергей Есенин пишет свое знаменитое стихотворение «Письмо к женщине». Когда Зинаида устроила личную жизнь, создала семью с Всеволодом Мейерхольдом, бывший муж осознал, что потерял единственную избранницу.
По словам современников поэта, Есенин ненавидел Зинаиду, а значит — по-настоящему любил.
Поводом для такого отношения к бывшей супруге послужил ее поступок, который глубоко задел бы любого мужчину: перед тем, как выйти за Есенина, Зинаида сказала будущему мужу, что он у нее — первый, а это оказалось неправдой. Райх подорвала доверие супруга, поэтому в своем стихотворении он пишет:
Любимая! Меня вы не любили…
Однако в данном произведении затронута не только любовная тема. Автор наполнил его едкими намеками на существующую политическую ситуацию, в которой он почувствовал неправоту и несправедливость.
Он горячо обиделся на революцию, которая обманула его светлые ожидания.
К ней он относился теперь так же, как к лживой женщине, от которой остаётся одна дорога – в кабак навстречу собственному разочарованию.
Жанр, направление, размер
Произведение написано в жанре лирического стихотворения, оно относится к интимной лирике, где поэт отображает свои чувства и мысли, связанные с любовными переживаниями. «Письмо», написанное автором, помогает лучше донести до слушателя экспрессию его израненной души.
Сергей Александрович Есенин был известным представителем имажинизма. Это литературное течение конца 1910 — 1920-х гг. Группа имажинистов была образована С. А. Есениным, В. Г. Шершеневичем и А. В. Мариенгофом в 1918 году.
Идея этого течения заключается в подчиненности содержания художественной форме. Особенности такой поэзии — это метафорические образы, основанных на сопоставлении непохожих явлений, предметов и понятий.
Однако к моменту сочинения стихотворения автор уже отделился от этой группы и был самобытен. Все же отдельные черты имажинизма остались.
«Письмо к женщине» написано разностопным ямбом, который создает впечатление рассуждения. Стихотворение написано так, что оно само задает тон и интонации, с которыми его нужно читать.
Образы и символы
Лирический герой стихотворения «Письмо к женщине» — точное отражение самого Сергея Есенина, на что указывают автобиографические подробности из его жизни, упомянутые в тексте: отношение к революции, пьянство, личная история любви.
Он как будто пишет к своей возлюбленной письмо, где просит прощения за свои поступки, подводит итог беспечной юной страсти.
Он осознает, что его разгульная, шальная жизнь ранила чувства женщины, и дает себе безжалостную оценку, которую он, должно быть, имеет в глазах возлюбленной:
А мой удел — катиться дальше, вниз.
В то же время он оправдывается и пытается объяснить свое состояние, которого не знала и не видела его избранница: он не понимал, что происходило с его жизнью, был «в сплошном дыму». Не имея ориентира, лирический герой не знал, на что опираться в ежедневном быту, не чувствовал, что окружающие его люди могут страдать из-за «метаний» молодого поэта.
Постоянно прячась в кабаках, губя себя в «пьяном угаре», он пытался абстрагироваться от навалившихся на него обстоятельств и ответственности, ведь нес знамя крестьянского поэта, но принял революцию, которая обернулась травлей крестьян (продотряды совсем задушили деревню).
Поэтому, когда лирический герой спешит рассказать в письме об изменениях, которые произошли с ним в годы разлуки, он саркастически и зло признает, что теперь благоразумно кричит: «Хвала и слава рулевому». Он стал заложником той системы, которую принял, и разочарование изводит его.
Рассказчик неслучайно называет себя «яростным попутчиком», то есть он идет с советской властью до первого поворота, но не ассоциирует себя с нею. Поэтому цинично и насмешливо звучат слова:
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Образ женщины – это отражение Зинаиды Райх. Разгульная жизнь поэта губила Зинаиду (он избивал ее даже тогда, когда она была беременной), в стихотворении она представлена как взволнованная, измученная женщина с тоской в глазах, уговаривавшая поэта расстаться с ней.
Это не муза и не Прекрасная Дама, а образ, который поэт с болью выдрал из своего сердца, где все еще таится тяжкая ненавидящая любовь.
Причина разлуки заключается в том, что ей надоело безответственное поведение мужчины, но в этой усталости он находит место другим мотивам: «Вам пора за дело приниматься» — здесь звучит намек на алчные и расчётливые планы героини выгодно устроить свою жизнь. Также подобная реплика из уст дамы указывает на ее высокомерие.
Значит, бывший возлюбленный все еще с обидой пишет о ней, хоть и лицемерно пытается уверить ее и читателя в обратном. Он признает свою вину, но в оттенках слов сожаления и самих признаний читатель ощущает злобу, неутоленную ревность, что особенно точно подтверждают последние строки, где рассказчик противопоставляет ненужного и шального себя серьезному и умному мужу любимой женщины.
Образ женщины противоречив и написан неровным почерком взволнованного человека. Так, героиню можно понять, так как возлюбленный мучал ее. Но ведь и она не любила, не видела, что поэт находился на распутье, в тряске, где его разрывали чувства.
Также интересны символы, за которыми скрываются новые смыслы.
- Корабль – образ России, которая попала в шторм революции. На палубе «падали, ругались и блевали» люди, которых безжалостно штормило новое время войн и переворотов.
- Рулевой – В. Ленин, глава партии большевиков, который изменил курс корабля и направил его в «гущу бурь и вьюг».
- Трюм-кабак – символ побега от реальности, эскапизма. Скрываясь от ужасного зрелища и тряски, герой ушел в себя и сдобрил поход алкоголем.
- Падение с кручи – проигрыш в идеологической и гражданской войне. Многие деятели искусства пали жертвой политической чистки.
- Загнанная лошадь – образ, который открывает биографические подробности работы поэта при революции и советской власти: он много ездил, выступал и писал, став одним и из певцов революции.
Темы и проблемы
«Письмо к женщине» имеет не одну тему и проблему. В центре внимания находится проблематика новой власти и пришедшей революции и тема поэта и поэзии, а также острой, ранящей, не щадящей любви.
- Тема любви – основная тема в данном произведении. Поэт рассказывает о переосмыслении лирическим героем своего чувства. Он горько сожалеет о прошлом, в котором вел разгульную жизнь и обесценивал свои отношения с Зинаидой. Он поздно понял, что любил женщину, которую «мучил» своими выходками. Лирический герой с грустью и злостью вспоминает образ любимой, оправдывает и тут же вновь винит ее в разлуке, и сам не осознает, любит он ее или ненавидит, прощает или обличает? Значит, противоречивые чувства еще живы в его душе, он все тот же: мечется, ищет, но не находит.
- Тема поэта и поэзии раскрывается весьма нетипично. Автора революция запрягает как лошадь, доводит его до крайности, а после он пытается сгубить себя в кабаке, усыпляя чувства вином. Но вот проходит бурное время, начинается рутинная жизнь, и тот же мученик революции сидит за столом и хвалит рулевого – вот цена того, что он не упал с кручи. Однако перед нами не певец нового строя, а его притворно «яростный» попутчик. Очевидно, что поэта используют в целях пропаганды, а он уже ничего не может сделать, кроме как горько усмехнуться.
- В стихотворении поднимается и проблема новой власти. Именно из-за нее поэт был «в сплошном дыму». В то время представители интеллигенции не понимали, куда именно повернется новая политика пришедшей власти. Сергей Есенин сравнивает себя с лошадью, которую пришпорил «смелый ездок». «Корабль», которым он называет Россию, направили в совершенно другом направлении, на пути которой «гущи бурь и вьюг». За новой жизнью, к которое идет корабль, поэт сразу же упоминает «новую славу» — люди, пришедшие к власти, стремятся реализовать свои амбиции, войти в историю, а народ лишь безвольно качается на палубе.
- Проблема революции также обескураживает поэта. Атмосферу революции он описывает как кипящую «морскую гладь», а положение страны, по его мнению, находится «в плачевном состоянье». Сергей Есенин не понимает, что случится на следующий день, он обеспокоен неизвестностью и туманной, дымной судьбой России. Он осознает, что события вышли из-под контроля рулевого, и ими управляет рок – слепая и непредсказуемая сила.
Основная идея
Смысл стихотворения заключается в том, чтобы передать сокровенные мысли поэта о его состоянии после разлуки, которое перекликается с положением России после революции. Крестьянский поэт ассоциирует себя с землей, перепаханной бурями и вьюгами скандалов, которые на уровне России приобретают масштабы войн. Описывая любовные муки, он говорит больше о стране, чем о себе.
Стоит отметить, что стихотворение интонационно поделено на две части: в первой поэт сожалеет о свое прошлом, а во второй он пишет бывшей супруге, что у него «все наладилось».
Вторая часть «Письма» — это горькое сожаление обо всем – и о разлуке, и о революции – прикрытое невидимой насмешкой и злой иронией.
Главная мысль заключается в том, чтобы убедить женщину, которая и сейчас его не понимает, что он отпустил воспоминание о ней, не таит обиды, но читателю обращен иной смысл, который прослеживается в интонации хитросплетенных слов: он все тот же, чувства те же, но теперь он подавлен и загнан в угол праздничного стола, где надо хвалить рулевого, желать любимой счастья с умным мужем и улыбаться. Двуличие стало нормой его пропащей жизни, и автор мастерски изобразил его в саркастических, полных затаенной боли строках.
Стихотворение, написанное в жанре письма, заставляет читателя еще больше проникнуться откровенными эмоциями автора. Есенин будто приоткрывает для него дверь в свою жизнь. Грустный тон, с которым написан текст, побуждает читателя к сочувствию и жалости. Поэт действительно осознал свои прошлые ошибки, но ничего исправить уже не мог.
Средства выразительности
Стихотворение «Письмо к женщине» изобилует различными средствами выразительности.
- Нередко автор использует сравнение: «Я был, как лошадь».
- Имеет место быть развернутая метафора: «Земля — корабль!» — и дальше все события разворачиваются на представленной нами палубе.
- Также мы можем заметить и олицетворение, которое позволяет представить изображаемую картину с большей живостью: «Куда несет нас рок событий».
- Помимо этого, Сергей Есенин использует грубые выражения и жаргонизмы, чтобы усилить экспрессивность своих внутренних переживаний и эмоций: «блевал», «людская рвота», «пьяный угар».
- Также присутствует большое количество эпитетов, которые помогают украсить стихотворение: «взволнованно», «шальная», «величаво», «яростный», «смелым» и др.
- Антитеза: «шальная жизнь» человека, растачивающего себя в скандалах, противопоставлена серьезности и уму нового мужа героини.
- Гипербола: «За знамя вольности и светлого труда готов идти хоть до Ла-Манша».
- Ирония: «Сегодня в ударе нежных чувств».
- Сарказм: «яростный попутчик».
Маргарита Старкина
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/pismo-k-zhenshhine-s-a-esenin/
«Письмо к женщине» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – кому посвящено, образы, жанр — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
По мнению литераторов «Письмо к женщине» можно без преувеличения назвать ярчайшим примером любовной лирики Сергея Есенина. Стихотворение звучит как покаяние, обращённое к любимой. Но кроме наболевшего в его строках отражена увлечённость поэта судьбой родной страны.
Автор словно иллюстрирует с помощью стихов одну из инновационных Доктрин Советского Союза — личное равно общественному. Достаточно внимательно прочитать краткий анализ «Письмо к женщине» по плану, чтобы выполнить разбор этого произведения на уроках литературы в 9 классе.
Краткий анализ
- Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Письмо к женщине.
- История создания: стихотворение написано в 1924 и является обращением к бывшей супруге поэта Зинаиде Райх
- Тема стихотворения: любовь к женщине и к родной стране
- Композиция: в стихотворении выделены и разделены отточием две эмоционально полярные части — «прошлое» и «настоящее»
- Жанр: письмо-поэма в стихах
- Стихотворный размер: вольный ямб
- Метафоры: «в ударе нежных чувств», «Земля (Россия) — корабль»
- Эпитеты: «грустная усталость», «яростный попутчик»
- Сравнения: «Я был, как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым ездоком»
- Повторы: «Но вы не знали, что в сплошном дыму…»
- Просторечия и вульгаризмы: «пьяный угар», «рвота»
История создания
Как и вся лирика Есенина, «Письмо к женщине» основано на реальных событиях и подразумевает обращение с исповедью к реальной женщине. Кому посвящено произведение, не для кого не секрет — Есенин писал к бывшей жене Зинаиде. В 1924 году она уже стала супругой Мейерхольда и была достаточно счастлива в браке.
Новый муж любил детей Есенина как своих. Поэт же продолжал испытывать чувство вины перед детьми и их матерью. В качестве поэтического покаяния появилось «Письмо к женщине», где «тогда», о котором говорится в первой части, относится к 1919 году, а «сейчас», описанное во второй, к 1924 году.
К этому же времени из творчества поэта постепенно пропали библейские образы.
Тема
Это поэтическое обращение филологи называют «поэмой» и причисляют его к качественно новому периоду литературной деятельности Сергея Есенина, когда он переосмыслил свои взгляды относительно будущего России.
Название стихотворения звучит интимно и, несмотря на то, что имя адресата в нём не озвучивается, очень персонально. Оно посвящено теме поиска себя, который происходит на фоне реформ и перелома в стране. Благодаря форме письма, произведение звучит очень искренне.
Поэт, он же лирический герой, обращается к некогда любимой женщине, при этом размышляет о прошлом, настоящем и будущем, своем собственным и своей Родины.
В стихотворении «Письмо к женщине» до последней строки идёт переплетение двух линий: взаимоотношения с женщиной и со своей родной страной. С женщиной, не желавшей понять и принять его бушующей души, поэт расстался. С обновившейся Родиной, напротив, стал находить «общий язык».
Главное, о чём хотел сказать поэт — он возмужал, признал свои ошибки в полной мере, раскаялся. Он просит прощения у женщины и признаёт свои заблуждения на общественном уровне: «Слава рулевому!»
Композиция
В стихотворении выделены 2 части. Поэт отделил их, противопоставил эмоционально и содержательно: «теперь» и «тогда». Между частями невооружённым взглядом можно заметить строгий контраст. В первой лирический герой скандалист, ведущий «шальную жизнь», а во второй он же, но преобразившийся, способный философствовать и размышлять о найденном смысле жизни.
Жанр
Стихотворение написано в жанре письма. Если для прозы такое построение в 20-м веке было не ново, то в поэзии письмо получило популярность как раз в период Серебряного века.
Есенин разностопным ямбом и перекрёстной рифмовкой добился ощущения прямого обращения и непосредственного рассуждения, а разделяя строфы лесенкой выгодно оттенил, подчеркнул ключевые слова.
Таким образом, ненавязчиво концентрируя внимание читателя на наиболее важных моментах.
Средства выразительности
В стихотворении «Письмо к женщине» кроме необычного построения, автор использовал различные средства выразительности:
- Для передачи настроения служат сравнения: «…Я был, как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым ездоком»;
- Метафоры: «Земля (Россия) — корабль», «в ударе нежных чувств»;
- И эпитеты: «грустная усталость», «прямая гуща», «яростный попутчик»;
- Болезненное состояния народа подчёркнуто вульгаризмами и просторечиями: «….Ну кто ж из нас на палубе большой, не падал, не блевал и не ругался?…», «пьяный угар», «рвота»;
- Важность и значимость определённых моментов выделены повторами: «Но вы не знали, что в сплошном дыму…» (дважды в тексте);
- В завершении своего послания поэт просит прощения и с горечью признаёт, что не нужен, той к которой писал, желает счастья и подписывается простым знакомым:
- «Вас помнящий всегда
- Знакомый ваш Сергей Есенин»
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38687-pismo-k-jenshine-analiz-stihotvoreniia-esenina-po-plany-kratko-komy-posviasheno-obrazy-janr.html
Краткий анализ стихотворения Есенина «Письмо к женщине» по плану
1. История создания
- Литературоведы считают произведение Есенина «Письмо к женщине» одним из самых ярких образцов любовной лирики этого поэта.
- С одной стороны, творение глубоко личное: автор обращается в нем не к какому-то обобщенному женскому образу, а к бывшей супруге Зинаиде Райх, брак с которой был тяжелым для обоих партнеров.
- С другой стороны, поэт затрагивает не только любовную тему, но и социальную, говоря про новую власть и ее особенности.
Произведение многопластовое, непростое. Написано было в 1924 году, когда автор переживал тяжелый душевный кризис.
По форме напоминает покаяние, в котором поэт признает собственные ошибки и понимает, что вернуть уже ничего невозможно.
2. Литературное направление
Литературное направление, к которому относится произведение, – имажинизм. Но также отчетливо слышны нотки реализма и романтизма.
3. Род
Данное произведение относится к лирике.
4. Жанр
Жанровая принадлежность – любовная лирика. Однако, учитывая явные эпистолярные признаки, многие литераторы определяют жанр более сложно: письмо-поэма в стихах.
5. Проблематика
- В произведении автор затрагивает проблему ушедшей любви, а также невозможности изменения прошлого, исправления совершенных ранее ошибок.
- Он честно говорит, что стал другим, успокоился, перестал вести разгульную жизнь, но на самом деле это мало что значит, потому что бывшая супруга уже счастлива с другим, «серьезным мужем».
- Поэт просит прощения, но понимает, что все это напрасно.
6. Тематика
С первого взгляда кажется, что автор затрагивает только одну тему – ушедшей любви и покаяния, связанного с прошлыми ошибками. Но тут есть и еще один, не менее важный, пласт: любовь к родной стране.
И на фоне всего перечисленного особенно громко звучит тема поиска себя в этом кипящем котле общественных и личных перемен.
7. Идея
Автор написал это произведение, во-первых, чтобы рассказать о своих чувствах и о новом восприятии жизни. О том, что было тогда и что стало теперь. Ощущается истинное раскаяние, попытка объяснить свое внутреннее состояние в ту разгульную пору и в настоящее время, когда страсти улеглись.
Во-вторых, Есенин старался осмыслить и те социальные перемены, которые случились в жизни страны. Ведь поменялась власть, поменялось общество вокруг. Родились новые идеалы и взгляды.
Все это отражается в ткани произведения, где на основе личной трагедии автор раскрывает и то, что произошло в родной стране.
8. Пафос
Стихотворение наполнено грустью, но она светлая, с нотками сожаления о том, чего уже не вернуть.
Автор никого не обвиняет. Он честно рассказывает о том, что происходило с ним, и почему он себя так вел. Поэт просит прощения, и в этих словах слышится искренность без попытки оправдать себя.
9. Система образов
Главный образ произведения — это образ женщины — художественной проекции бывшей супруги поэта Райх, ведь именно к ней обращается Есенин.
Она рисуется холодной, не понимающей, и автор открыто говорит «меня вы не любили», хотя ее называет любимой. Мы понимаем, что речь идет о безответных чувствах и тяжелых отношениях, в которых не было счастья.
Однако стихотворение наполнено и другими образами, иначе это был бы не имажинизм. Перед нами предстает корабль, попавший в бурю. Это и сам Есенин, не знающий и не понимающий, куда ведет его рок, и стремительно меняющаяся страна, охваченная революцией.
- Автор рисует и образ загнанной лошади, с которой сравнивает самого себя – вот такой он был, ничего не понимающий, спешащий любить и чувствовать.
- Есенин проводит невероятные сравнения, описывая свою жизнь как корабельный трюм, куда он спустился, чтоб не видеть кошмара и грязи происходящего наверху.
- Вообще, все стихотворение – это один большой развернутый образ того, что происходило с автором в последние несколько лет.
10. Центральные персонажи
Мы видим два центральных персонажа. Это женщина, к которой в своем письме обращается автор, и лирический герой, крутящийся в вихре перемен.
Однако можно говорить и о третьем персонаже, который важен ничуть не меньше. Это Родина, тоже пережившая невероятные потрясения, изменившаяся, но выстоявшая.
11. Лирический герой
Есенин пишет о самом себе, о том, что происходило лично с ним. Поэтому лирический герой данного произведения – сам поэт, а точнее, его художественная проекция.
12. Сюжет
Сюжет построен на рассказе о прошлом и анализе того, что происходит теперь.
Автор пытается объяснить любимой женщине, ушедшей от него, что он всегда пытался найти себя, не мог понять, что происходит вокруг – оттого и вел разгульный образ жизни, пропадая в кабаках.
Он сравнивает себя с кораблем, мечущимся в волнах бури. Но этот образ гораздо более глубок. Ведь и вся страна, подобно кораблю, переживала такой же мощный шторм.
Любимая женщина и Родина – две составляющие сюжета, тесно переплетенные друг с другом. И если с первой, не желавшей его понимать и принимать, лирический герой разорвал отношения, то со второй, такой же непредсказуемой и в чем-то неверной, он пытается примириться.
У женщины поэт искренне просит прощения, раскаиваясь и признавая ошибки. У Родины прощения не просит, но признает, что все перемены были правильными, и это выражается в восклицании «Слава рулевому!».
13. Композиция
В композиции мы видим столкновение и противопоставление прошлого и настоящего. Четко выделяются две части: то, что было «тогда» и то, что стало «теперь».
В прошлом лирический герой предстает неким скандалистом, бунтарем, тем самым «гулякой», о котором писал сам Есенин.
А в настоящем он совсем иной: сдержанный, уверенный, признавший ошибки и спокойный. Герой повзрослел, осознал себя и научился смотреть на жизнь по-иному.
14. Художественное своеобразие произведения
Произведение написано очень живым, эмоциональным языком. Автор рисует настолько четкие, красочные картины, что они в мельчайших деталях предстают перед нами.
В то же время лексика простая, преимущественно бытовая, без каких-либо высокопарных слов или выражений.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано вольным ямбом.
Формально выделяются восемь строф, но они все разные по количеству стихов.
16. Средства художественной выразительности
Автор использует множество средств художественной выразительности:
- эпитетов : «шальная жизнь», «людское сонмище».
- метафор: «развороченный бурей быт», «морская гладь».
- сравнение: «как лошадь, загнанная в мыле».
Также поэт использует прием антитезы, ярко противопоставляя первую часть стихотворения второй.
Чтобы подчеркнуть глубину морального падения лирического героя, Есенин использует такие просторечные слова и выражения, как «пьяный угар», «рвота». Это добавляет произведению эмоциональности.
17. Значение произведения
Произведение, по мнению многих критиков, открывает новый этап творчества поэта, четко выделяет его поменявшиеся взгляды, отношение к жизни.
Оно очень важно для понимания того, что именно происходило в душе Есенина: конец смятению и ясное осознание происходящего вокруг.
18. Актуальность
Произведение актуально до сих пор, потому что в жизни практически каждого человека наступает тот переломный момент, когда он переходит от юношеской беззаботности к более осознанной зрелой жизни. Стихотворение помогает понять и осмыслить эти изменения.
19. Моё отношение
Мне нравится данное стихотворение своей честностью, открытостью и смелостью. Автор не боится признать ошибки и покаяться в них.
20. Чему учит
Оно учит пониманию и принятию себя самого, необходимости признания собственных ошибок, осознанию своего места в жизни, а также правильному отношению к любым переменам, в том числе и политическим или социальным.
Источник: https://hronika.su/analiz-stihotvoreniya-esenina-pismo-k-zhenshhine-po-planu/