Анализ стихотворения край ты мой заброшенный есенина

Стихотворение Сергея Есенина изучается на уроках литературы в 6 классе. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом “Край ты мой заброшенный” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Край ты мой заброшенный.

История создания – стихотворение написано в 1914 году, опубликовано несколькими годами позже. Оно рознится со стихами этого периода, тревога за судьбу села стала главной проблематикой произведения.

Тема стихотворения – тема малой родины, деревни, её запустения, заброшенности и разрушения.

Композиция – состоит из пяти строф (четверостиший). В первых четырёх присутствует описание заброшенного деревенского пейзажа, в последнем риторический вопрос, философский взгляд на будущее деревни.

Жанр – пейзажное лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – стихотворение написано хореем, поэтому звучит мягко и напевно. Рифмовка перекрёстная.

Метафоры – “солома-риза”, “рукав черёмухи”, “избы забоченились”, “ветер…плесень окропил”.

Эпитеты – “край заброшенный”, “сизая плесень”.

Литота – “Избы забоченились, а и всех-то пять”. Село из пяти домов – не село, а нечто вымирающее, поэтому автор сознательно использует преуменьшение, чтобы создать правдивую картину обречённости.

Сравнение: “как метель, черёмуха машет рукавом”

Поэтический синтаксис: обращение (“Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь”.), риторический вопрос (уж не сказ ли в прутнике жисть твоя и быль, что под вечер путнику нашептал ковыль?).

История создания

Написанное в 1914 году стихотворение отличается от других, относящихся к этому периоду. Прекрасные светлые стихи о красоте деревенской природы и быта, ни с чем несравнимые пейзажи, колоритная лексика, радостные, яркие мотивы.

Это стихотворение проникнуто грустью, чувством безысходности, беспокойством за будущее деревни. После войны, без мужской руки деревня ослабла и обветшала, чувствуется отсутствие хозяина. Есенин, выросший в деревне, долго верил в её расцвет и надеялся, что новая власть поспособствует этому.

Но письма родных говорили об обратном, жизнь в деревне становилась сложнее с каждым годом.

Тема

Тематика стихотворения – тревога о судьбе деревни, страх за её будущее. Проблематика – плачевное состояние русских деревень. Тема деревни – основная в ранней лирике Есенина, эти стихи уникальны и неповторимы.

Есенин искренне тосковал по своей малой родине, всё его существо тянулось к простой, понятной, родной деревенской жизни. Городская реальность разительно отличалась от искренности и простоты села, ужиться в чуждом для него окружении поэт пытался всю жизнь.

Тоской и унынием проникнуто стихотворение, особенно жутко и безысходно звучат строки:

“В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черемуха

Машет рукавом”.

Перед глазами встают печальные картины: заброшенные дома, нескошенные поля, безлюдные, покинутые места. В последней строфе звучат слова сомнения, была ли она когда-то живой или это просто сон, потерянный, забытый, нереальный.

Образ избы – это философский символ определённого уклада, быта, образа мыслей, мировоззрения. Изба – отдельная жизнь, правильная, мудрая, настоящая, – этот образ у Есенина параллелен образу русской женщины, хозяйки, труженицы.

Традиционно черёмуха у Есенина – красавица-невеста, молодая девушка, нарядная и весёлая. В стихотворении “Край ты мой заброшенный” черёмуха – “холодный” образ, автор сравнивает её с метелью, лепестки цветов – со снегом. Эта картина скорее унылая, чем радостная, дополняет общее настроение стихотворения.

Оно оказалось пророческим, как и многие другие. Родное село Константиново изменилось за годы разлуки настолько, что поэт при встрече с ним потерял ощущение родины, уюта и гармонии.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф (четверостиший). В первых четырёх присутствует описание заброшенного деревенского пейзажа, в последнем риторический вопрос, философский взгляд на будущее деревни. Стихотворение написано в форме обращения лирического героя к своей родной деревне. Он смотрит на неё хозяйским глазом, подмечая все детали, говорящие о “безпризорности” села.

Жанр

Это лирическое стихотворение с пейзажной тематикой. Написано хореем с перекрёстной рифмовкой. Для есенинского стиха характерны различные стихотворные размеры, рифма богата и разнообразна, звучание искусно проработано и отточено.

Традиции устного народного творчества оказали огромное влияние на формирование стиля “последнего поэта деревни”.

Его деревенские корни, привязанность к земле, свой особый взгляд на мир обозначили индивидуальность автора, стали визитной карточкой.

Средства выразительности

Об увлечении автора церковной тематикой свидетельствует лексика третьей строфы (риза, окропил). Очень гармонично сочетается в стихотворении просторечная лексика(сказ, жисть, забоченились) и возвышенная (окропил, заревая).

Есенин больше склонен к метафорам, хотя и эпитеты (“край заброшенный”, “сизая плесень”) в его стихотворении занимают значимую роль.

Интересны и необычны метафоры “солома-риза”, “рукав черёмухи”, “ветер окропил мох”.

Они оживляют пейзаж и придают ему таинственность и загадочность.

Ассонанс в первой строфе – звук “ы” придаёт строкам настроение пустынное и печальное. В третьей строфе – аллитерация со звуком “с” также создаёт эффект шелеста, пустынности, гуляющего ветра.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38409-krai-ty-moi-zabroshennyi-analiz-stihotvoreniia-esenina-po-plany-kratko-tema-ideia-epitety.html

Краткий анализ стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Край ты мой заброшенный…» написано в 1914 году и опубликовано в 1916 году.

Оно отличается по тематике и настроению от прочих благостных стихотворений Есенина этой поры. Поэта тревожит будущее деревни, он не может не видеть, что небесная Русь, созданная силой его поэтического воображения, находится на грани гибели.

Стихотворение «Край ты мой заброшенный…» можно назвать пророческим.

2. Литературное направление

В период написания стихотворения Есенин увлекался поисками новой образности. Её истоки он видел в народной речи.

Произведение написано в традициях реализма и сочетает черты бытописательства с мотивами религиозного поиска.

3. Род

Стихотворение «Край ты мой заброшенный» — это пример пейзажной и философской лирики.

4. Жанр

Перед нами лирическое стихотворение со всеми присущими ему атрибутами: присутствием лирического героя, раздумчивым настроением, описанием происходящего сквозь призму личного восприятия.

5. Проблематика

Поэт затрагивает проблему оскудения русского пространства. Он предвидит кризис и последующую гибель деревни, а вместе с ней – старой традиционной культуры.

6. Тематика

Стихотворение посвящено судьбам Родины и овеяно печальным осознанием того, что её бытие не вечно.

7. Идея

Идея стихотворения в том, что время меняет облик земли; люди уходят в города, а деревни пустеют.

Вместе с деревнями умирает народная культура, родовая память, родная история. «Уж не сказ ли в прутнике // Жить твоя и быль»? – спрашивает поэт.

Может быть, прежние времена – это только сон, сказка, а всё, что есть – лишь шёпот ковыля и хлопанье рассохшихся ставень?

8. Пафос

Стихотворение наполнено тревогой и тоской. Поэт сожалеет о том, что его родной край заброшен. Некому косить сено, чинить крыши домов.

Речь идёт не о родном селе Константиново, которое и по сей день крепко стоит на земле, а скорее о собирательном образе пошатнувшейся в духовном и историческом плане русской деревни.

9. Система образов

Стихотворение рисует образ вымирающей русской деревни.

Поэт перечисляет приметы запустения: «край заброшенный», «сенокос некошеный», «избы подбоченились», «крыши их запенились», «ветер плесень сизую солнцем окропил», «ворон бьёт крылом». Последний из этих образов вызывает ассоциацию со смертью, окончательной гибелью.

За счёт выстраивания такого плотного предметного ряда поэт нагнетает чувство тоски, безнадёжности, жалости.

Завершающий образ шепчущего ковыля как бы растворяет деревню в пространстве русского простора. Кажется, что степь поглощает и хоронит умирающее село.

10. Центральные персонажи

Стихотворение создаёт образ русской пустоты. Кроме наблюдателя, посетившего село, в нём нет персонажей.

Любимый край обезлюдел – в этом и состоит его трагедия.

11. Лирический герой

Лирический герой сравнивает себя с путником. Путник – это тот, кто оставил дом и выбрал дорогу.

Однако поэт прямо выражает своё отношение к увиденному, называя заброшенный край своим. Значит, гибель прежнего, домашнего мира – это его личная трагедия.

Теряя родной дом, лирический герой с печалью отправляется в странствие по Руси.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения представляет собой описание умирающего села.

Автор последовательно показывает нам приметы запустения, а в конце задаёт риторический вопрос о том, было ли вообще это село или только привиделось.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная, двухчастная.

От четверостишия к четверостишию взгляд автора словно движется вдоль сельской дороги. Поэт перечисляет печальные картины опустения.

В конце озвучен горестный риторический вопрос, подводящий итог размышлениям автора.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения богат и даже слегка перенасыщен диалектизмами. Есенин использует слова из деревенского обихода, чтобы в последний раз назвать каждый предмет старого мира по имени, то есть помянуть.

Поэт вспоминает такие слова, как «гать» (дорога, насыпь, идущая через болото, основание которой выложено из хвороста), «выструги стропил» (выструганные особым образом части деревянной конструкции, на которой держится крыша), «прутник» (мелкий ивняк), «жисть» (жизнь).

Поэтический синтаксис представлен обращением «Край ты мой заброшенный» и риторическим вопросом. Они делают речь автора естественной и достоверной.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворный размер произведения – четырёхстопный хорей. Он придаёт стихотворению грустную напевность, делает его похожим на причитание.

В произведении используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Стихотворение состоит из 5 четверостиший.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «край заброшенный», «сизой плесени»;
  • сравнение: «под соломой-ризою», «как метель, черёмуха»;
  • метафоры: «заревая гать», «сказ в прутнике»
  • олицетворения: «ветер окропил», «избы забоченились», «черёмуха машет рукавом», «нашептал ковыль»;
  • литота (преуменьшение): «их всего-то пять».

Есенин использует приём градации (постепенного нарастания смыслов). Он накладывает один штрих пейзажа на другой, за счёт чего увеличивается густота мазка, возрастает ощущение тревоги, тоски.

С помощью аллитераций («р», «з», «с», «ш») поэт передаёт страшные звуки одичавшего без человечьей ласки места: шелест трав, свист ветра, крик ворона.

Ассонансы («и», «у», «э») усиливают ощущение острой печали. Слог «ай» в слове «край», с которого начинается стихотворение, звучит, словно крик боли.

17. Значение произведения

Стихотворение «Край ты мой заброшенный» является примером поэтической и человеческой прозорливости Есенина. Поэт предугадал будущее русской деревни и подробно описал его в ярких образах.

18. Актуальность

Данное произведение как никогда актуально. На протяжении всего 20-го века люди стремились уехать из деревни в город, и этот процесс оказался необратимым. Сегодня тысячи деревень и сёл по всей России доживают свои последние дни. Страшное есенинское пророчество стало явью.

19. Моё отношение

Стихотворение Есенина вызывает во мне чувство глубокой грусти. Очень хочется сделать что-нибудь, чтобы наши деревни не умирали. Ведь они являются сокровищницами русской культуры.

20. Чему учит

Стихотворение предупреждает нас о скорой гибели села и призывает задуматься о тех ценностях, которые навсегда уйдут в прошлое вслед за русской деревней.

Источник: https://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-esenina-kraj-ty-moj-zabroshennyj/

“Край ты мой заброшенный” анализ стихотворения Есенина

Как часто литература становилась своеобразным “зеркалом эпохи”, отражая трагические и политические события в истории нашего государства. И если в прозе нашли отражение события, характеры героев, то предметом изображения в лирике становились чувства лирического героя.

В 1914 году, когда было написано стихотворение Сергея Есенина “Край ты мой заброшенный” , люди пребывали не в самом лучшем настроении, что проявилось в общем лирическом тоне этого произведения.

Когда крестьяне, проводившие на земле большую часть года (а Есенин, выросший в селе Константиново, знал это не понаслышке), ушли на фронт во время Первой мировой войны, деревня опустела, о чем с горечью узнавал Сергей Александрович из писем родных.

Читайте также:  Анализ стихотворения памяти матери твардовского

Буквально двумя годами раньше Есенин опоэтизировал деревенский быт, подчеркнув его патриархальный уклад, гармонию и покой во всем, что связано с деревней и крестьянином. В том же 1914 году он написал “Край любимый! Сердцу снятся…”, в котором признался, что “хотел бы затеряться в зеленях стозвонных”, что “рад и счастлив душу вынуть”.

  • Однако в стихотворении “Край ты мой заброшенный” звучит Мотив уныния, вызванный печалью и пустотой в душе героя.
  • Уже с первых строк стихотворения возникает Образ заброшенного края, напоминающего пустырь, где все кругом безлюдно, тихо, где только
  • Сенокос некошеный, Лес да монастырь.

Образ монастыря появляется не случайно: именно в это время Сергей Александрович всерьез увлекался христианскими идеями, что нашло отражение в его общей поэтической концепции.

На первых порах в основе художественного мира поэта были образы земли и неба, а в центре – деревенская избенка.

Сначала это была вполне реальная деревенская изба (не исключено, что родной дом Есенина в селе Константиново).

Но постепенно она как будто мифологизируется, становясь, по словам литературоведа Михаила Пьяных, “пантеиститческим храмом”, связующим землю и небо. А потом появляется и небесное жилище – изба на небе. В течение 1914-1919 годов обе составляющие есенинского мира постепенно сливаются: божественный мир как будто приобретает черты земного, а земной мир обожествляется.

Конечно, описывая пять “забоченившихся” изб, Есенин использовал, скорее всего, литоту – преуменьшение величины, значения изображаемого предмета или какого-то явления. Но уже следующий образ создает иллюзию бесконечности, ведь крыши этих домов в восприятии героя становятся “заревой гатью”, то есть как будто дорогой через болото, в качестве которого героем воспринимается, очевидно, небо.

  1. Если христианская тема звучит еще в образе соломы, напоминающей ризу, в образе окропленной солнцем плесени, то вороны, бьющие без промаха в окна, вызывают ощущение беды, которое заставляет тревожно сжиматься сердца героя и читателя.
  2. Не случайно в последнем четверостишии у героя возникает риторический вопрос:
  3. Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и быль…?
  4. Если учесть, что так называют кустарник, чаще ивняк, то вновь можно уловить смысловую и хронологическую связь между двумя “Краями” Есенина: “ивы – кроткие монашки” и “сказ в прутнике”.

Вообще, язык стихотворения Есенина “Край ты мой заброшенный” как всегда неповторим: сочетание просторечных выражений “забоченились”, “машет”, “жисть” и высокопарных слов “окропил”, “заревая гать”. Почему-то именно такое сочетание создает у читателя ощущение безысходной тоски и боли за Россию.

Прошло ровно сто лет с момента написания этого стихотворения, но все так же убого выглядят многие российские деревни и все такую же безысходность ощущают жители российской глубинки. Только нет сейчас такого поэта, который смог бы выразить все эти чувства в полной мере в своих произведениях.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://soch.biographiya.com/kraj-ty-moj-zabroshennyj-analiz-stixotvoreniya-esenina/

"Образ России в стихотворении С.А.Есенина "Край ты мой заброшенный,Край ты мой пустырь"

Урок литературы в 9 классе

Т: Образ России в стихотворении С.Есенина « Край ты мой заброшенный»

Цель: Познакомить со своеобразием лирики Есенина, посмотреть, как раскрывается тема родины в этом стихотворении, сравнить его со стихотворением « Россия» А. Блока.
Задачи: Через последовательность этапов урока прийти к раскрытию основной темы творчества С.Есенина, пониманию его художественного мира, дать возможность прикоснуться к прекрасному.

Оборудование и материалы: учебник литературы под редакцией Коровиной В.Я., компьютер, компьютерная презентация «Образ России в стихотворении С.Есенина «Край ты мой заброшенный»
Ход урока
I. Вступительное слово.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Край ты мой заброшенный», в котором говорится о России, сравним его со стихотворением А.

Блока «Россия» и определим, что в них общего и чем они отличаются. (Слайд 1)

А общего у них много: (Слайд 2)

— во-первых, Есенин и Блок — современники, Блок всего лишь на 15 лет старше Есенина.
— во-вторых, они соотечественники, что очень важно; они могут писать об одном и том же и понимать друг друга.
— в-третьих, они ушли из жизни рано, с разницей 4 года.

— в-четвертых, свое стихотворение Блок написал в 1908 году, Есенин в 1914, в этом же году он вошел в литературу с благословления Блока. Направляя Есенина в литературу, Блок писал:
« Я думаю, что путь Вам, может быть, предстоит не короткий и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать.

За каждый шаг рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее».
Действительно, литературный путь Есенина был не из легких, об этом мы поговорим в 11 классе, а сейчас вернемся к теме урока. II. Тема родины в стихотворении Есенина.

О чем бы ни писал поэт, все его стихи, по сути, об одном – о дорогой его сердцу Руси… И, конечно же, о себе, о том, что больше всего волнует, о своих чувствах, надеждах, любви.

Я люблю родину.
Я очень люблю родину.
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь
Приятны мне свиней испачканные
морды
И в тишине ночной звенящий голос
жаб.
(слайд3)

III. Выразительное чтение учителем стихотворения «Край ты мой заброшенный».
Стихотворение относится к ранней лирике С. Есенина.

Для этого периода творчества характерно любование особенностями деревенской жизни, ощущение красоты и полноты жизни. Я буду читать стихотворение, а вы мысленно представьте поэтические образы и нарисуйте словесную картину природы поэта.

— что вы увидели? Какая это Россия? Как ей живется?
— напишите ассоциативный ряд к слову пустырь (слайд 4)
1

Константиново – родное село поэта, привольно раскинулось по правому высокому холмистому берегу Оки.

Взору открывается необъятный простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта – дымка лесов Мещеры…С Константиновских, а особенно Федякинских холмов просматриваются такие неоглядные дали и видится такой бездонный голубой небесный купол, что на какое-то мгновение ты чувствуешь себя не на земле, а как бы во Вселенной, в центре мироздания – пишет один из исследователей творчества Есенина Юрий Прокушев.
Конечно же, и местоположение села Константиново, и впечатления детства с сенокосами, выездами в ночное, и та атмосфера народной поэзии, в которой рос Есенин, повлияла на его поэтический дар.
— выразительное чтение стихотворения обучающимися
III. Анализ стихотворения.
Предлагаю разделить лист на две колонки: 1- этапы анализа, 2 – результат анализа.
Тема стихотворения. По тематике лирические произведения делятся на философские, любовные, пейзажные, патриотические, политические, это стихотворение относится к ?.. пейзажной лирике. Почему? Поэт словом рисует родной край. У Есенина в пейзаже всегда выражена авторская оценка, чувство, отношение. Как поэт относится к родному краю?

Лексика.

1.Разбор непонятных слов:
Гать – настил из бревен или хвороста для прохода через тонкое место, риза — облачение, одежда, церковное одеяние; стропила – опора для устройства кровли, два бруса; окропить – слегка обрызгивать; сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; прутник – ива, ковыль – степной злак, избы забоченились, крыши запенились.
2. Ведущие образы (слайд5)

— Выпишите из текста в две колонки слова-образы природы, и слова,

  • указывающие на присутствие человека
  • Природа присутствие человека
  • сенокос монастырь

лес избы
заревая гать Р крыши
плесень О стропила
ворон С солома
черемуха С
прутник И
вечер Я
ковыль
ветер

— В каких отношениях находятся природа и человек?

Они пребывают в гармонии, и это ощущение духовного равновесия.
3. Слова-символы

Это слова, которые в художественной речи выполняют особую функцию. Из поколения в поколение они передавались в песнях, былинах, а позднее стали появляться в произведениях индивидуального литературного творчества.

Заря – божественное явление, символ обновления и чистоты, света и благополучия.

Борется с тьмою и темным силами, воспринималась, как смена тьмы светом, как знак вечного круговорота жизни.

Ветер – глубоко почитаемый у древних славян образ, стоит в одном ряду с чертом, лешим водяным, обладает огромной силой, разрушая все на своем пути, поэтому к нему можно обратиться за помощью, ему любая задача под силу.

Черемуха – невеста в белом, символ чистоты, божественности.
Ива – символ печали.
Ворон – символ несчастья, смерти, нечистая и зловещая птица. Примета: если бьет в окно, значит путник или кто-то в доме, или на селе умрет.

2
В гармонию мира врывается черный ворон, птица несчастья, смерти, и он не один – их много, и бьют они без промаха. Значит, неспокойно в этом мире: он зыбок, хрупок, значит, может рухнуть деревенский, крестьянский уклад жизни.
4. Церковная лексика.

Риза: природа у Есенина как бы участвует в богослужении, она напоминает храм, приобретает ангельский облик, участвует в богослужении и становится предметом поклонения.
В стихе Есенина сочетается и религиозная лексика, и диалектные слова, и разговорная лексика — жисть Звукопись.

Цветовая семантика.
Ранние стихотворения Есенина полны звуков, запахов, красок. 1.Запахи. Найти слова, передающие запах деревенского мира: преет солома на крышах, ветер разносит терпкий аромат черемухи, пахнет ковыль.
2.

Найти слова, передающие звуки: вороны бьют крылом в окно ,шум ветвей черемухи ,шепот ковыля.

— прочитайте третью строфу стихотворения, найдите звуковой прием, используемый поэтом.

Это аллитерация. Свистящие звуки в третьей строфе дают выразительный звукописный образ бескрайних русских просторов.
3. Цветовая семантика.
Цветовые слова: лес, сенокос, заревая гать, вечер – сизый, золотой, черный, зеленый, темный.
Словесная живопись – характерная особенность есенинского творчества.

Поэт обращается к естественным цветам окружающего мира: зелень листвы, голубизна неба, золото осени, белизна зимы, темные тона вечера.
Литературовед Кедров считает, что цветовая гамма есенинских стихов созвучна основным краскам древнерусской живописи.

У Есенина цвет создает образ, поэтому цветовые определения становятся эпитетами: синий, голубой – образ родины, они передают чувства искренней любви; алый, малиновый, розовый – детство, любовь.
4. Определение цветового фона художественного текста по Журавлеву А.П.

На первое место вышел звук [ы], обозначающий черный цвет — в стихотворении ощущается грустный мотив, мотив кротости, хрупкости, конечности деревенской крестьянской России.
Изобразительно-выразительные средства.
Их немного:
Эпитеты – заброшенный край, заревая гать;

олицетворения – черемуха машет, ковыль шепчет;
метафора — рукав черемухи, заревая гать;
стилистические тропы: анафора – Край ты мой заброшенный
Край ты мой пустырь;
инверсия – сенокос некошеный, плесень сизая, заброшенный край;
сравнение – как метель, черемуха машет рукавом
риторический вопрос – Уж не сказ ли в прутнике…нашептал ковыль?

Использование этих приемов в стихотворении оправдано: природа – полноправный герой в лирике Есенина, это предмет восторга и изумления. Иными словами, природа у Есенина «опоэтизирована». «Опоэтизировано все: звезды, крапива, береза, зори. Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира поэта. До Есенина такого взгляда на природу не было в мировой поэзии.
Метр и размер.

Метр – хорей, размер – двустопный и трехстопный с клаузулой в конце стиха.
Этот размер присущ ранней лирике поэта, позднее он перейдет на дольники.
Рифма.
Перекрестная, дактилическая, мужская, бедная, точная, простая
Синтаксис.
Обилие простых предложений: назывные, восклицательные, вопросительные, множество предложений с обращениями.

Читайте также:  Декабристы - сообщение доклад

3
Еще один ведущий образ творчества Есенина — крестьянская изба. Это не только жилище. Это целая вселенная. Дом, где все взаимосвязано: семья, мать, отец, дети, дед, бабушка. Человек – часть всего живого: деревьев, птиц, растений, животных. Его видение мира – от микромира деревенской жизни до исторической судьбы России.

До последнего вздоха поэт любил свою малую родину, но с первых ее шагов принадлежал Родине вечной.
IY. Рефлексия.

— что нового узнали о стихотворении при совместном анализе?

— что показалось неожиданным, интересным?
— заинтересовала ли вас лирика Есенина?
Y. Сопоставление стихотворений Блока и Есенина. (слайд 7)

У

YI. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

Источник: https://wiki.obr55.ru/index.php?title=%22%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%A1.%D0%90.%D0%95%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%22%D0%9A%D1%80%D0%B0%D0%B9_%D1%82%D1%8B_%D0%BC%D0%BE%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9,%D0%9A%D1%80%D0%B0%D0%B9_%D1%82%D1%8B_%D0%BC%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C%22

klassreferat.ru

Сергей Есенин

    Край ты мой заброшенный,

    Край ты мой, пустырь.    Сенокос некошеный,    Лес да монастырь.

    Избы забоченились,

    А и всех-то пять.    Крыши их запенились    В заревую гать.

    Под соломой-ризою

    Выструги стропил,    Ветер плесень сизую    Солнцем окропил.

    В окна бьют без промаха

    Вороны крылом,    Как метель, черемуха    Машет рукавом.

    Уж не сказ ли в прутнике

    Жисть твоя и быль,    Что под вечер путнику    Нашептал ковыль?

1914

«Край ты мой заброшенный», анализ стихотворения Есенина

Как часто литература становилась своеобразным «зеркалом эпохи», отражая трагические и политические события в истории нашего государства. И если в прозе нашли отражение события, характеры героев, то предметом изображения в лирике становились чувства лирического героя.

В 1914 году, когда было написано стихотворение Сергея Есенина «Край ты мой заброшенный», люди пребывали не в самом лучшем настроении, что проявилось в общем лирическом тоне этого произведения.

Когда крестьяне, проводившие на земле большую часть года (а Есенин, выросший в селе Константиново, знал это не понаслышке), ушли на фронт во время Первой мировой войны, деревня опустела, о чем с горечью узнавал Сергей Александрович из писем родных.

Буквально двумя годами раньше Есенин опоэтизировал деревенский быт, подчеркнув его патриархальный уклад, гармонию и покой во всем, что связано с деревней и крестьянином.  В том же 1914 году он написал «Край любимый! Сердцу снятся…», в котором признался, что «хотел бы затеряться в зеленях стозвонных», что «рад и счастлив душу вынуть».

Однако в стихотворении «Край ты мой заброшенный» звучит мотив уныния, вызванный печалью и пустотой в душе героя.Уже с первых строк стихотворения возникает образ заброшенного края, напоминающего пустырь, где все кругом безлюдно, тихо, где только    Сенокос некошеный,    Лес да монастырь.

Образ монастыря появляется не случайно: именно в это время Сергей Александрович всерьез увлекался христианскими идеями, что нашло отражение в его общей поэтической концепции.  На первых порах в основе художественного мира поэта были образы земли и неба, а в центре – деревенская избенка.

Сначала это была вполне реальная деревенская изба  (не исключено, что родной дом Есенина в селе Константиново).Но постепенно она как будто мифологизируется, становясь, по словам литературоведа Михаила Пьяных, «пантеиститческим храмом», связующим землю и небо. А потом появляется и небесное жилище – изба на небе.

В течение 1914-1919 годов обе составляющие есенинского мира постепенно сливаются: божественный мир как будто приобретает черты земного, а земной мир обожествляется.Конечно, описывая пять «забоченившихся» изб,  Есенин использовал, скорее всего, литоту — преуменьшение величины, значения изображаемого предмета или какого-то явления.

Но уже следующий образ создает иллюзию бесконечности, ведь крыши этих домов в восприятии героя становятся «заревой гатью», то есть как будто дорогой через болото, в качестве которого героем воспринимается, очевидно, небо.

Если христианская тема звучит еще в образе соломы, напоминающей ризу, в образе окропленной солнцем плесени,  то вороны, бьющие без промаха в окна, вызывают ощущение беды, которое заставляет тревожно сжиматься сердца героя и читателя.

Не случайно в последнем четверостишии у героя возникает риторический вопрос:    Уж не сказ ли в прутнике    Жисть твоя и быль…?Если учесть, что так называют кустарник, чаще ивняк, то вновь можно уловить смысловую и хронологическую связь между двумя «Краями» Есенина: «ивы – кроткие монашки» и «сказ в прутнике».Вообще, язык стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный» как всегда неповторим: сочетание просторечных выражений «забоченились», «машет», «жисть» и высокопарных слов «окропил», «заревая гать». Почему-то именно такое сочетание создает у читателя ощущение безысходной тоски и боли за Россию.

Прошло ровно сто лет с момента написания этого стихотворения, но все так же убого выглядят многие российские деревни и все такую же безысходность ощущают жители российской глубинки. Только нет сейчас такого поэта, который смог бы выразить все эти чувства в полной мере в своих произведениях.

Источник: https://klassreferat.ru/analiz-stikhotvoreniya/5829-kraj-ty-moj-zabroshennyj-analiz-stikhotvoreniya-esenina

Сергей Есенин — Край ты мой заброшенный: Стих читать онлайн бесплатно

  • Избы забоченились, А и всех-то пять. Крыши их запенились
  • В заревую гать.
  • Под соломой-ризою Выструги стропил, Ветер плесень сизую
  • Солнцем окропил.
  • В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черемуха
  • Машет рукавом.
  • Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и быль, Что под вечер путнику
  • Нашептал ковыль?

Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный» Есенина

Есенин очень рано покинул родное село и в целях реализации своих поэтических планов и надежд переехал в Москву. Многое в городе не нравилось деревенскому поэту, но он понимал, что только здесь может добиться славы и известности. К тому же он получал возможность прославить родные места на всю страну.

Есенин ненадолго возвращался в деревню и с грустью замечал, что его примеру следуют многие молодые люди. Урбанизация вплотную подошла к русской глубинке. Раннее творчество поэта по большей части проникнуто светлыми и радостными чувствами, но в стихотворении «Край ты мой заброшенный…» (1914 г.

) автор печально размышляет над неуклонным процессом вымирания деревни.

Произведение написано очень простым и доступным языком. Заметно глубоко личное отношение автора. Он называет родной край пустырем. В тексте даже не упоминаются люди.

Лишь по отдельным приметам можно догадаться об их отсутствии («сенокос некошеный»). В деревне осталось всего пять изб, которые «забоченились».

Среди жителей остались одни старики, которые уже не способны поддерживать дома в нормальном состоянии и тихо доживают свой век.

Есенин всегда восхищался русской природой, но из стихотворения становится понятно, что он не представлял себе пейзаж без человека. По мнению поэта, люди являются составной частью природы.

Их отсутствие вносит нарушение в естественную гармонию. Автор замечает «плесень сизую», которая нарушает картину.

В окна домов свободно бьются вороны, которые всегда олицетворяли собой смерть и нечистую силу.

Такая безрадостная атмосфера заставляет автора усомниться в реальности «жисти» родного края. Возможно, она просто «сказ ковыля», который поведал его одинокому путнику.

Есенин боится, что в следующий свой приезд может вообще не найти человеческих следов. Как бы не притягивала его к себе городская жизнь, он всегда помнил о своих глубоких деревенских корнях.

Исчезновение малой родины представлялось ему величайшей трагедией.

Впоследствии предсказание Есенина воплотилось в жизнь. Его село не подверглось физическому уничтожению, но советская власть настолько изменила прежний деревенский уклад, что это можно было считать духовной смертью. Спустя 10 лет поэт не узнал Константиново и ощутил себя тем самым одиноким путником.

Источник: https://www.skazo4ka.ru/sergej-esenin-kraj-ty-moj-zabroshennyj-stih/

Анализ стихотворения есенина край ты мой заброшенный

  • Сергей Есенин * * *
  • Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный,
  • Лес да монастырь.
  • Избы забоченились, А и всех-то пять. Крыши их запенились
  • В заревую гать.
  • Под соломой-ризою Выструги стропил, Ветер плесень сизую
  • Солнцем окропил.
  • В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черемуха
  • Машет рукавом.
  • Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и быль, Что под вечер путнику
  • Нашептал ковыль?
  • Читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) — российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).

С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925) Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас — Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани.

Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное — русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант.

Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин. Из писем Есенина 1911 — 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта.

Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 — 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 — е годы. Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт — философ.

Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика — это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918).

Одно развивается в двух планах: березка — девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение — о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву — красавице русского леса, а она — человеку. Березка в русской поэзии — символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.

Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога…”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом…”, “Закружилась листва золотая…” и т.д. Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 — 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению.

Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу…”, “Отговорила роща золотая…”, “Мы теперь уходим понемного…” и др.) Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.

Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину — поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Стихотворение написано разностопным хореем с перекрестной рифмовкой. Структурно стих состоит из пяти стоп, каждая из которых описывает упадок того или иного уголка деревни.

Читайте также:  Анализ стихотворения ахматовой мне голос был. он звал утешно…

В первой стопе автор дважды использует повтор-обращение (край ты мой), словно обращается к живому человеку. Родные просторы столь прекрасны и знакомы Есенину- сенокос, лес, монастырь, однако чувствуется уже в этих строках грусть, тоска и обида, что простаивает зря земля.

Образ монастыря, далее переходящий в третью строфу (слома – риза- метафора), (ветер окропил плесень солнцем- метафора)напоминает нам об увлечении поэта религией, в данный период творчества.

Не случаен этот образ, ведь главное для деревни это церковь, если есть церковь –деревня будет жить, а здесь даже сама природа- ветер, словно благословляет на дальнейшую жизнь эти обветшалые избенки, окропляя их божественным солнечным светом, не смотря на намеренное использование литоты — пять изб(вторая строфа), символизирующей остановку жизни.

Надежда, словно обещание второй жизни, которую лирический герой дает этой деревне, продолжит свое существование в творчестве Есенина, связанном с революционной порой.

Душа лирического героя полна тревогой, за будущее, именно отсюда появляется образ ворон, как предвестников беды, но в этой же строфе (черемуха, словно метель- сравнение)- олицетворение родины, погребенной под белоснежными лепестками, забытой всеми. Сомнения, в том, что деревня оживет, не покидают лирического героя до последних строк, там он видит прошлую жизнь сказкой, былью, которая может уйти в небытие. Именно этого боялся поэт, поэтому возлагал большие надежды на революцию.

Однако, вернувшись в родное село после событий переворота, понял, что он уже не нужен своей Родине, ведь она стала абсолютно иной. Единение Есенина с деревенским бытом столь искренне, что невольно начинаешь сам сопереживать событиям, описанным в данном стихотворении, и радеть за то, чтобы деревня вновь заиграла прежними красками.

Прекрасный поэт С.А. Есенин — представитель крестьянской лирики не мог не заметить в своем творчестве, как вымирают деревни, особенно после войны.

Именно об этом и повествует стихотворение «Край ты мой заброшенный», написанное в 1914г.

Поэт, родившийся и проживший, часть своей сознательной жизни в селе не может не сопереживать положению русских деревень, оставшихся без мужской силы, которая и держала все на своих плечах.

Анализ стихотворения Край ты мой заброшенный Есенина

В стихотворении повествуется о жизни его родной деревни Константиново. Он там родился и вырос. Но для достижения целей ему приходится уехать оттуда. Конечно, он с детства любил и леса, и поля, и всю природу. Но также он понимал, что в деревне ничего не добьешься, так как работы практически нет. И чтобы получить хорошее будущее он уехал в Москву.

Москва же стала для него вторым домом, но он искренне скучал по отчему дому в Константиново. Где он так все знал и любил. Любил всем сердцем и душой. А душа поэта не выдержала и вылилась в стихотворенье, получившее признание у людей.

Именно его стихотворение «Край ты мой заброшенный» показывает, что его любимая деревня стала превращаться в пустое место. Трава похожая на лес, один монастырь и всего лишь пять хат, по словам автора.

Все опустело, пришло в упадок. Все молодые люди рвутся в город за желанием быть лучше и получить больше полезного и хорошего для жизни.

Есенин также понимает, что через время все кардинально измениться и может произойти такое, что деревня просто исчезнет.

Подходит революция, которая, по мнению автора должна восстановить уклад его родной деревни и другим, нуждающимся, поселениям. Но суровая правда была такова: стало все еще хуже. Все люди становятся беднее. Это вызвало ужасные чувства позора и омерзения.

Печальный образ, пропитанный грустными воспоминаниями детства, Есенин выражает в черном вороне и лепестках черемухи. И это неспроста. Черный ворон – это символ смерти, угасания жизни.

А лепестки черемухи подобно белому снегу, превращаются в метель и скрывают все живые воспоминания.

Хоть и заброшен край родной, но чувство предательства, что он уехал, останется до того момента пока вновь не появился в своей деревне. Вот тогда он увидел, что там никому нет до него дела. Жизнь изменилась. И люди тоже изменились в плохую сторону.

Картинка к стихотворению Край ты мой заброшенный

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Разговор книгопродавца с поэтом
    Известное стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» было создано в сентябре 1824 года в Михайловском. Нужно отметить, что оно было написано в особый для Пушкина период жизни.
  • Анализ стихоторения Апухтина Зима
    Произведения Алексея Николаевича Апухтина – это запоминающиеся, чувственные, искренние размышления человека с богатым внутренним миром, который любит свой край, не упуская из виду ни одной детали.
  • Анализ стихотворения Бунина Мы рядом шли
    У Бунина была непростая жизнь. Первый брак неудачно развалился, после него он уже не хотел заводить романы и тем более женится. Но в жизни произошли большие изменения, в 1906 году мужчина влюбился.
  • Анализ стихотворения Фета Узник
    Судьба великого русского лирика Афанасия Фета сложилась непросто. Но это не помешало ему открыть для себя и для других превосходный литературный мир. В своей поэзии писатель старался опираться на что-то новое, он искал путь от чувств человека,
  • Анализ стихотворения Баратынского Водопад 6 класс по плану
    В то время когда Баратынский жил в Финляндии, ее природа потрясла его и вдохновила на создание многих произведений. Неподалеку от того места где поэт проходил службу, располагался один водопад. Он был очень высоким, а его ущелье было
  1. Край ты мой заброшенный,
    Край ты мой, пустырь,
    Сенокос некошеный,
  2. Лес да монастырь.
  3. Избы забоченились,
    А и всех-то пять.
    Крыши их запенились
  4. В заревую гать.
  5. Под соломой-ризою
    Выструги стропил,
    Ветер плесень сизую
  6. Солнцем окропил.
  7. В окна бьют без промаха
    Вороны крылом,
    Как метель, черемуха
  8. Машет рукавом.
  9. Уж не сказ ли в прутнике
    Жисть твоя и быль,
    Что под вечер путнику
  10. Нашептал ковыль?

Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный» Есенина

Есенин очень рано покинул родное село и в целях реализации своих поэтических планов и надежд переехал в Москву. Многое в городе не нравилось деревенскому поэту, но он понимал, что только здесь может добиться славы и известности. К тому же он получал возможность прославить родные места на всю страну.

Есенин ненадолго возвращался в деревню и с грустью замечал, что его примеру следуют многие молодые люди. Урбанизация вплотную подошла к русской глубинке. Раннее творчество поэта по большей части проникнуто светлыми и радостными чувствами, но в стихотворении «Край ты мой заброшенный…» (1914 г.

) автор печально размышляет над неуклонным процессом вымирания деревни.

Произведение написано очень простым и доступным языком. Заметно глубоко личное отношение автора. Он называет родной край пустырем. В тексте даже не упоминаются люди.

Лишь по отдельным приметам можно догадаться об их отсутствии («сенокос некошеный»). В деревне осталось всего пять изб, которые «забоченились».

Среди жителей остались одни старики, которые уже не способны поддерживать дома в нормальном состоянии и тихо доживают свой век.

Есенин всегда восхищался русской природой, но из стихотворения становится понятно, что он не представлял себе пейзаж без человека. По мнению поэта, люди являются составной частью природы.

Их отсутствие вносит нарушение в естественную гармонию. Автор замечает «плесень сизую», которая нарушает картину.

В окна домов свободно бьются вороны, которые всегда олицетворяли собой смерть и нечистую силу.

Такая безрадостная атмосфера заставляет автора усомниться в реальности «жисти» родного края. Возможно, она просто «сказ ковыля», который поведал его одинокому путнику.

Есенин боится, что в следующий свой приезд может вообще не найти человеческих следов. Как бы не притягивала его к себе городская жизнь, он всегда помнил о своих глубоких деревенских корнях.

Исчезновение малой родины представлялось ему величайшей трагедией.

Впоследствии предсказание Есенина воплотилось в жизнь. Его село не подверглось физическому уничтожению, но советская власть настолько изменила прежний деревенский уклад, что это можно было считать духовной смертью. Спустя 10 лет поэт не узнал Константиново и ощутил себя тем самым одиноким путником.

Источник: https://www.advoclick.ru/analiz-stihotvoreniya-esenina-krai-ty-moi-zabroshennyi/

Край ты мой заброшенный…

ВВЕРХ

Край ты мой заброшенный,Край ты мой, пустырь,Сенокос некошеный,Лес да монастырь.

Избы забоченились,А и всех-то пять.Крыши их запенилисьВ заревую гать.

  • Под соломой-ризоюВыструги стропил,Ветер плесень сизуюСолнцем окропил.
  • В окна бьют без промахаВороны крылом,Как метель, черемухаМашет рукавом.
  • Уж не сказ ли в прутникеЖисть твоя и быль,Что под вечер путникуНашептал ковыль?

Есенин, Сергей Александрович

Собираясь покорять Москву, Сергей Есенин не питал иллюзий. Он понимал, что в родном селе ему никогда не удастся реализовать свой поэтический дар, поэтому нужно ехать в столицу.

Но он не подозревал, что расставание с родным краем будет настолько мучительным и болезненным, что все последующие годы поэт буквально будет бредить полями и лесами, которые так полюбил с самого детства. Однако Есенин не только восхищался красотой природы, но и видел, насколько тяжело живется его односельчанам.

Константиново пустеет, так как молодежь стремится перебраться в город, поэтому в стихотворении «Край ты мой заброшенный…», написанном в 1914 году, автор отмечает, что такие знакомые и любимые места постепенно превращаются в пустырь.

«Сенокос некошеный, лес да монастырь», — такой видятся поэту подступы к селу, в котором, как он утверждает, осталось всего пять хат. Везде царит запустение, и поэт понимает, что пройдет еще немного времени, и его родное село окажется стертым с лица земли.

Именно поэтому позже Есенин будет радоваться революции, которая, как он надеется, сможет подарить вторую жизнь русским селам, обескровленным и разрушенным. Однако эта радость вскоре сменится недоумением, так как при советской власти люди станут жить в селе еще беднее, и безысходность, прикрытая патриотическими лозунгами, вызовет у поэта чувство стыда пополам с отвращением.

Но до знаменательных событий 1917 года еще довольно много времени, и автор, обеспокоенный тем, что Константиново вымирает, с грустью отмечает: «В окна бьют без промаха вороны крылом».

Ворон на Руси испокон веков считается предвестником смерти, поэтому поэт не случайно создает этот печальный образ, который дополняет лепестками черемухи, сравнивая их с метелью. Именно таким, погребенным под белизной цветочных лепестков, поэт видит свое родное село, где когда-то жизнь била ключом.

Но прошли годы, и все изменилось до неузнаваемости, поэтому даже весна ассоциируется у поэта с любой и холодной зимой, безмолвной и беспощадной.

Есенин впоследствии будет искренне раскаиваться в том, что, как и многие его сверстники, покинул Константиново в поисках лучшей доли. Однако он понимает, что сама жизнь поставила его перед столь нелегким выбором.

Спустя 10 лет он вернется на родину и поймет, что никому здесь не нужен, потому что сельская жизнь, приправленная социалистическими идеями, уже течет совсем в другом русле.

И никому нет дела до известного поэта, который отказывается прославлять достижения новой власти, считая ее утопической.

на русском языке Публикация стихотворений онлайн. Poesy.site@2017-2019

Источник: https://poesy.site/poems/1640-krai-ty-moi-zabroshennyi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]