Анализ стихотворения о природе есенина

Анализ стихотворения О природе Есенина

Этапы были такими:

1) раннее творчество;2) «скифский» период; время активного сотрудничества Сергея Есенина с литературной группой «Скифы»;3) «имажинистский» период – сотрудничество с литературной группой «Имажинизм»;4) разочарование в имажинизме, период Москвы «кабацкой»;5) время переоценки ценностей и прихода к принятию советской власти.

В эту стройную периодизацию не хотела укладываться поэма «Черный человек». Хронологически она вписывалась в последний этап, но по мироощущению поэта в него не вписывалась. Сейчас, когда Есенин не воспринимается уже как поэт советский, все встало на свои места.

Последний период его творчества уже не именуются «советским» периодом его творчества, а просто последним, итоговым, завершающим, а некоторые называют его периодом переоценки ценностей.

Стих: Снежная замять крутит бойко..

Анализ стихотворения О природе Есенина

Снежная замять крутит бойко,По полю мчится чужая тройка.Мчится на тройке чужая младость.Где мое счастье? Где моя радость?Все укатилось под вихрем бойким

Вот на такой же бешеной тройке.

Стих: Береза

Анализ стихотворения О природе ЕсенинаБелая берёзаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.И стоит берёзаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.А заря, ленивоОбходя кругом,обсыпает ветки

Новым серебром.

Стих: Вот уж вечер. Роса блестит

Анализ стихотворения О природе ЕсенинаВот уж вечер. РосаБлестит на крапиве.Я стою у дороги,Прислонившись к иве.От луны свет большойПрямо на нашу крышу.Где-то песнь соловьяВдалеке я слышу.Хорошо и тепло,Как зимой у печки.И березы стоят,Как большие свечки.И вдали за рекой,Видно, за опушкой,Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой.

Стих: Даль подернулась туманом

Анализ стихотворения О природе ЕсенинаДаль подернулась туманом,Чешет тучи лунный гребень.Красный вечер за куканомРасстелил кудрявый бредень.Под окном от скользких ветелПерепельи звоны ветра.Тихий сумрак, ангел теплый,Напоен нездешным светом.Сон избы легко и ровноХлебным духом сеет притчи.На сухой соломе в дровняхСлаще меда пот мужичий.Чей-то мягкий лик за лесом,Пахнет вишнями и мохом…Друг, товарищ и ровесник,

Помолись коровьим вздохам.

Стих: Зима

Анализ стихотворения О природе ЕсенинаВот уж осень улетела,И примчалася зима.Как на крыльях, прилетелаНевидимо вдруг она.Вот морозы затрещалиИ сковали все пруды.И мальчишки закричалиЕй «спасибо» за труды.Вот появилися узорыНа стеклах дивной красоты.Все устремили свои взоры,Глядя на это. С высотыСнег падает, мелькает, вьется,Ложится белой пеленой.Вот солнце в облаках мигает,

И иней на снегу сверкает.

Стих: Черемуха

Анализ стихотворения О природе ЕсенинаЧеремуха душистаяС весною расцвелаИ ветки золотистые,Что кудри, завила.Кругом роса медвянаяСползает по коре,Под нею зелень прянаяСияет в серебре.А рядом, у проталинки,В траве, между корней,Бежит, струится маленькийСеребряный ручей.Черемуха душистаяРазвесившись, стоит,А зелень золотистаяНа солнышке горит.Ручей волной гремучеюВсе ветки обдаетИ вкрадчиво под кручею

  • Ей песенки поет.
  • Возможно вас также заинтересуют статьи:Стихи Есенина с матом       или       Как умер Есенин

В критической литературе о Есенине есть, пожалуй, два наиболее горячих, спорных момента, хотя не бесспорен каждый из этапов: это вопрос о политической ориентации Есенина. Иначе говоря – стал ли он советским поэтом. Второй вопрос связан с трагедией конца. Если по отношению к Маяковскому абсолютно доказано то, что он выстрелил сам, то смерть Есенина и по сей день в числе загадок. Никто не подвергает сомнению то, что он мог пойти на акт суицида. Однако пошел ли он? Вопрос открыт. В последнее время появилось достаточно много публикаций, в которых приводятся доказательства того, что следы на теле покойного не позволяют говорить о самоубийстве. Неоднократно публиковалась фотография уже задушенного поэта, сделанная в момент обнаружения тела. Даже на нечеткой газетной фотографии явно виден пролом на голове. Понятно, что сам человек сотворить с собой такое может вряд ли. Это главная причина, в связи с которой существует версия, что поэта сначала убили, а потом было инсценировано самоубийство. Однако множество других фактов не играет на эту версию. Дверь изнутри номера гостиницы «Англетер», где произошла трагедия, была заперта, причем ключ был в двери, не было следов проникновении и через окно.Таким образом, пока однозначно никому не удается воссоздать ту картину, которая произошла в гостиничном номере. В связи с этим вопросом возникают и другие. Каковы причины, толкнувшие поэта к этому акту, а если это все-таки было убийство, то кто и за что так наказал поэта?Есенина неоднократно спрашивали по поводу того, что он думает о времени, о режиме, о том или ином событии. Он же неоднократно призывал искать ответы на эти вопросы в своих текстах. Есенин никогда не был поэтом политическим и гражданской лирики у него совсем немного. Тем не менее политические симпатии и антипатии достаточно ясно просвечивают сквозь его творчество.Анализ стихотворения О природе ЕсенинаЕсенин вошел в большую литературу как поэт с чистым, звонким, светлым и мягким «деревенским» голосом. Первым большим поэтом, которому Есенин решил показать стихи, стал А.Блок. Знаменательно, что именно Блок стал точкой отсчета в творчестве Есенина. Он пришел в Питер с котомкой за плечами, нашел дом, где жил Блок, и явился к нему. Так произошла первая встреча, которую впоследствии оба поэта опишут в своих записях. В день встречи Блок сделает запись в дневнике и даст первую профессиональную оценку музе начинающего поэта: «Стихи звонкие, чистые, голосистые». Но в этой же записи он укажет на то, что Есенин может подвергнуться разлагающему влиянию столицы и это будет пагубно для него. Так началось вхождение С. Есенина в большую литературу.Октябрьскую революцию Есенин воспринял со «скифских» позиций. Огромная дружба с другим большим поэтом Н. Клюевым и наложила отпечаток на его восприятие революции. От революции Есенин ждал наступления золотого крестьянского рая, а на деле – возвращение к патриархальной деревенской общине. Только в такой ситуации деревня виделась Есенину благополучной и счастливой. А поскольку община уже имела место на Руси и осталась в глубоком прошлом, постольку и в творчестве поэт стал апеллировать к архаичным сюжетам, к архаичному языку.
Если говорить о трагедии, связанной с разочарованием в революции, то прежде всего надо указать на то, что в сознании поэта постепенно происходило понимание несовпадения так горячо желаемого им и действительной политической ситуации в стране. Отсюда и тезис Ю. Семенова «бедолага не смог подстроить себя под революцию». Да, действительно, так и не смог, хотя пытался увидеть в большевиках позитивную могучую силу.Анализ стихотворения О природе ЕсенинаСегодня множество строк Есенина, которые трактовались под соусом созревания в нем советского поэта, трактуются иначе. После возвращения из поездки по Европе и Америке, он отправляется в Константиново, а потом появляется несколько стихотворений, в которых Есенин и стал восприниматься как советский поэт. Это произошло потому, что исследователи расставили логические акценты там, где требовала их собственная концепция.

Но сожаление, горечь, боль оттого что в деревнях разорены церкви, а люди ходят молиться в рощи, что молодежь зачитывается «Капиталом» и распевает агитки Д. Бедного, которого Есенин вообще не считал поэтом – все это присутствует в жизни С. Есенина. В текстах этого зрелого периода все-таки на лицо пафос грусти и сожаления, а не оптимизма.

Наиболее ярко отношение поэта к революции отразилось в поэме «Страна негодяев». При жизни поэта это произведение почти не издавалось, не издавалось и после смерти, буквально до перестроечных времен. Поэма также и по сей день не имеет однозначной трактовки. На главные вопросы, поставленные в ней, можно ответить совершенно противоположно.

Кто такие негодяи? Одни исследователи видят в них образы большевиков. Другие негодяями считают анархистов и их окружение. В зависимости от того, кого тот или иной критик считает негодяями, и трактуется эта поэма.

И все-таки при очень внимательном прочтении и анализе главный герой Номах, которого поэт сопоставляет с Гамлетом, просто не может быть негодяем. Да, он анархист, и пытается захватить железнодорожный состав с разными ценностями с тем, чтобы вывезти их за границу.

И если не задаваться вопросом, для чего это надо Номаху, то он действительно предстает большевиком и негодяем. Но Номах в своих нескольких горячих монологах объясняет, что все эти богатства ему нужны для того, чтобы сменить власть в стране, которая демократична только на словах, дурачит народ, делая из него бездумное стадо.

В беседе с красноармейцем и охранником железнодорожного полотна Номах так и говорит: «Все вы стадо…». Таким образом, Есенин поднимается в этой поэме на уровень колоссального социального предвидения. Он также предсказал то страшное, к чему в итоге пришла большевистская Россия.

Источник: https://gfom.ru/stihi_esenina_o_prirode.php

Тема и образ природы в лирике Сергея Есенина

Сергей Есенин, будучи человеком, рожденным в деревне, с большой нежностью и трепетом относился к родной природе. В его стихотворениях она не просто фон для основного действия. Природа выступает как самостоятельный лирический герой.

Природа у Есенина может отражать внутреннее состояние самого поэта. В стихотворении «Клен ты мой опавший…» поэт напрямую связывает себя с окружающим миром. Он обращается к клену, словно к давнему товарищу, рассказывает о своей жизни, делится проблемами. Есенин и сам себя сравнивает с кленом, но с молодым деревом, которое в самом расцвете жизненных сил.

В стихотворении «Черемуха душистая…» черемуха предстает в образе молодой девушки, которая к весне принарядилась и завила кудри. Здесь снова нет явного лирического героя. Читателю предлагается вместе с поэтом наблюдать за тем, как мир природы живет своей жизнью, которая так похожа на нашу.

Вот стоит молодая девушка, ее кудри золотятся и переливаются на солнце, а рядом звенит ручей, который словно юноша играет и резвится под теплыми лучами, стряхивая с себя зимнее оцепенение. Еще сильнее мотив олицетворения проявляется в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…».

В нем проселочная дорога спит и мечтает о зиме, а месяц сравнивается с рыжим жеребенком, который запрягается в сани.

Русская природа — источник неисчерпаемого вдохновения для Есенина. В стихотворении «Русь» он описывает бескрайние поля и леса, голубой купол неба над ними, деревянные хатки. Не обошлось здесь и без мистических мотивов. Ведь крестьянская природа для поэта наполнена мифами, легендами, преданиями.

Это стихотворение написано в 1914 году, после начала Первой мировой войны. Есенин был далек от политики, но он смог показать, как природа реагирует на все происходящее. Словно предчувствуя беду сгущаются тучи, гремит гром, вокруг разносится карканье ворон. Это еще раз подтверждает, что крестьяне для Есенина живут в неразрывной связи с природой.

Она реагирует на всеобщую беду и скорбит со всей Россией.

Очень часто у Есенина можно проследить сопоставление смены времен года с этапами человеческой жизни. Молодость для него — это весна, зеленая, яркая, свежая, непоседливая. А осень поэт сравнивает со старостью.

Опадающие деревья устали, поля, с которых убрали весь урожай, тоже хотят поскорее отдохнуть под снежным одеялом. А зима — это смерть, вечный ледяной покой, холодная безжизненная равнина.

Зима наступает неумолимо, но в то же время ее все ждут, потому что без смерти невозможно новое рождение весной.

2 вариант

Есенин писал о любви, себе и природе. Наверное, таковы основные векторы концентрации его поэтического внимания. При этом тема природы является основополагающей не только как содержательная часть и просто предмет, о котором следует сочинять, Сергей Александрович использует природу, как часть собственного мировоззрения и идеологии.

К примеру, в стихах близких к началу 20-х годов, когда он окончательно порвал с деревне, появляются образы разрушения природы и печали о природе.

Поэт видит, как наступают новые времена, когда больше не будут простые руки собирать хлеба, теперь наступает эра комбайнов, период, когда жать будут железные кони и многое канет в Лету.

Конечно, речь не просто об индустриализации, но об уходе старого уклада и с этим люди в каком-то смысле теряют часть собственной души.

Не сказать, чтобы Есенин был благосклонен к революции, он не вступал в открытые конфликты, но мог себе позволить откровенно высказываться и не подстраивать свою позицию под требования времени.

Он видел смену эпохи комплексно, как тотальный переход и утрата природы в том смысле, в котором ее видел простой русский человек, в котором созидал природное пространство, являлась частью общего перехода, который совершала Россия.

Если раньше и эти детали часто прослеживаются в есенинской лирике, природа была живой и насыщенной, то наступали времена узурпации и использования, обезличивания.

Безусловно, даже поверхностное наблюдение позволяет выделить основные ассоциативные ряды, которые использует поэт, работая с лирикой на тему природы: природа как храм, природные процессы как служба в храме, природа как живое существо, частое использование антропоморфных сравнений для различных феноменов, восприятие сходное пантеистическому или чем-то подобному, обращение к древней, вероятно, во многом языческой, коренной деревенской символики и верованиями, которые с течением эпох прочно интегрировались в православное мировидение, которое и давало ассоциацию природа – храм и вечное богослужение, которое совершается в мире, внешние выглядящее как природные процессы.

Все эти образы, водоем-купель или кадящие облака, ну и даже банальные купола небес, на мой взгляд, являются удивительно красивыми и нежными.

Читайте также:  Птицы - краткое содержание комедии аристофан

Тот, для кого природа – храм не станет относиться к этому потребительски, как минимум, он высадит там красивый вишневый сад.

Тем не менее, под завершение своего творчества образы русской природы уходят из лирики Есенина и, вероятно, по причине ухода самой природы, остаются метафоры и персидские мотивы, впрочем, тоже в основном метафорические.

Сочинение Тема природы в лирике Сергея Есенина

Тема природы описана всеми русскими писателями в любых жанрах произведений, будь-то стихи, поэма, рассказ или повесть.

Не исключением стал и Сергей Александрович Есенин. В его ранних произведениях широко раскрыта тема русской природы, ее живой образ, ее душа и красота. Она занимает одно из ключевых мест в его творчестве.

Есенинская природа сама по себе одушевлена, ее мотивы мелодичны и прекрасны.

Золотая и прелестная роща – «отговорила», береза-березонька, словно девица «принакрылась» снегом, тополи невольно шепчут, а вербы плачут.

Подобранный эпитет к образам довольно точен и тонко подмечен. Они способны воссоздать и воспроизвести живую картину перед читателем. И отнюдь автор никоем образом не старался приукрасить и использовать несвойственные природе аспекты. Наоборот природа описана в естественных красках, проста и незамысловата, именно та какая нас окружает.

Есенин пытается донести в нас умение замечать природу естественной и загадочной, любить ее такой, какая она есть, подмечая красоту русской природы родного края, даже в самых простых вещах.

Облака, плывущие по небу непременно похожи на кружевной ситец, но плывут они по родному небу над родной землей. Поля, засеянные хлебом пусть и не так урожайны, как хотелось бы, но все же они выращены в родном краю.

Есенин в своих произведениях чудесным образом объединяет образы людей, образы животных, растительный мир — здесь они воплощение единого целого, которое не может существовать друг без друга.

В строчках улавливается невероятная теплота и любовь которую испытывает поэт к природе своего края.

Также Есенин не обделяет своим вниманием и животных. Он разговаривает с ними, вступая в диалог, и животные отвечают ему взаимностью, даря теплоту и нежность.

Так собака Качалова Джим предстает перед нами в образе былого друга и соратника. Эта дружеская беседа отдает теплотой двух приятелей, в разговорах на серьезные различные темы, такие как любовь, жизнь, дружба.

Автор доверяет ему самые сокровенные мысли.

Единение с природой нераздельно. Он вместе с ней мечтает о будущем, вспоминает прошлое, радуется, грустит и плачет.

Есенин показывает, что человек та же часть природы, как любое другое существо. И чтобы быть ее частью необходимо быть и жить в мире и гармонии с природой, с окружающим миром, который также нуждается в помощи и заботе.

Лирическая поэзия Есенина призывает любить и ценить окружающую природу всему человечеству.

Образец 4

В творчестве каждого писателя образ природы имеет определенное значение. В лирике С. Есенина природа – это неотъемлемая часть жизни поэта, так как она помогает понять смысл существования. Мир природы в его сочинениях яркий, запоминающийся, реалистичный.

Рассматривая раннюю лирику поэта, можно говорить о том, что центральное место отводится в каждом стихе именно природным явлениям. В более поздних текстах человек становится главным образом.

Привлекательно то, что в каждом его четверостишии есть упоминания о привычных всем животных, растениях, явлениях окружающего мира. Но в каждом из них Есенин видит необыкновенный источник радости.

Зоря, реки, насекомые, луга также как и люди наделены разными чувствами, о которых читатель узнает благодаря олицетворениям – способностью страдать, грустить, радоваться.

Наиболее часто встречаются описания небесных явлений («Месяц рогом облако бодает», «Загорелась зорька красная», «Гляну в поле, гляну в небо…» и др.). Таким образом, Есенин передает свои переживания на фоне небесного свода, заставляя читателя беспрестанно восхищаться их участием в жизни человека.

Очень гармонично вплетаются в строки образы животных, растений, символизируя те или иные качества, сопровождая человека повсюду («Бредет мой конь», «На раздробленной ноге приковыляла», «Рву я по грядкам зардевшийся мак»).

Каждая травинка, любой ручеек живут, дышат, принимают участие во всех эпизодах наравне с человеком, они отражают настроение Есенина (например, «Зашумели над затоном тростники» — фраза, в которой сосредоточена душевная тоска; «крапива…шепчет шаловливо» — слова, которые передают бодрость духа, хорошее начало дня поэта).

В лирике Есенина природа соткана из богатой палитры красок, многообразия звуков, внутренним ритмом и музыкальностью.

Таким образом, любое обращение Есенина к образам природе – это диалог с ними. В этой беседе чувствуется взаимное уважение, защита и понимание друг друга. Каждый природный образ занимает достойное место в творчестве поэта, занимая место главного героя. Именно так проявляется искренняя любовь поэта как тонкого ценителя красоты природы к родному краю.

← Тема любви в творчестве Есенина (в лирике)
← Сочинение о творчестве Есенина↑ ЕсенинЛирика Есенина →
Образ Анны Снегиной →

Анализ стихотворения О природе Есенина

  • Сочинение Героизм в повести А зори здесь тихие Васильева
    Очень много книг написано о войне, но повесть Бориса Васильева, особо трогает читателя отчаянным героизмом и подвигом, которым буквально пронизано произведение.
  • Анализ произведения Чужая кровь Шолохова
    Это произведение выступает заключительной частью, сборника Шолохова «Донские рассказы». Он вложил в этот рассказ все свои последние силы, и смог блестяще закрыть свой сборник.
  • Сочинение Любовь в жизни Гринева (8 класс)
    Одной из центральных тем романа «Капитанская дочка» является история любви Петра Гринёва и капитанской дочки – Маши Мироновой. Она начинается с того времени, когда молодой человек приехал на службу в Белогорскую крепость
  • Сочинение на тему Неуверенность в себе 15.3 9 класс ОГЭ
    Неуверенность в себе — это чувство, которое живет глубоко внутри человека и не дает ему нормально существовать. Обычно оно проявляется в сомнениях, из чего, как следствие, вытекает заниженная самооценка.
  • Характеристика и образ Господина Н.Н. из повести Ася Тургенева сочинение
    Одним из главных и значимых героев повести Тургенева «Ася» является господин Н.Н. Именно от его лица идет повествование о знакомстве и любовных отношениях с девушкой по имени Ася.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/esenin/tema-prirody-v-lirike-sergeya-esenina

Анализ стихотворения С. А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога»

Анализ стихотворения О природе Есенина

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

  • Осенний холод ласково и кротко
    Крадется мглой к овсяному двору;
    Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
  • Лучит глаза на галочью игру.
  • Обняв трубу, сверкает по повети
    Зола зеленая из розовой печи.
    Кого-то нет, и тонкогубый ветер
  • О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
  • Кому-то пятками уже не мять по рощам
    Щербленый лист и золото травы.
    Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
  • Целует клюв нахохленной совы.
  • Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
    Дорога белая узорит скользкий ров…
    И нежно охает ячменная солома,
  • Свисая с губ кивающих коров.

1916

Анализ стихотворения С. А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога»

Пожалуй, никто так не любил природу русской глубинки и так тонко ее не описывал, как Сергей Есенин. Воспитанный, взращенный Рязанской землей, поэт так и не прижился до конца в городской среде. Сердце его всегда принадлежало деревне.

Прав был его отец, который говорил, что тянуть всегда будет к краю, где «пупок твой резан». Сам же Сергей Александрович оставил лишь свою краткую биографию, которую завершил строчкой о том, что всю другую информацию о нем хранят его стихи.

Есенин был непревзойденным мастером пейзажной лирики, истинным художником в поэзии, певцом России. Были даже современники, называвшие его поэзию «лубочной», но это не обижало поэта. Он и сам всегда отождествлял себя с природой, считая себя частью ее сложной, многогранной системы.

Тонкая душевная организация, способность чувствовать перемены, тянули поэта к межсезонью. Романтическая зелень, влажность весны пробуждали в нем жизнь, свежие чувства, надежду на светлое будущее.

А сырая, яркая, терпкая осень заставляла грустить, думать, подводить итоги определенного этапа жизни.

Образы природы, родного края тесно переплетаются с личными переживаниями в лирике, являясь не только фоном, а полноправным действующим лицом.

Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» появилось в 1916 году, но было опубликовано лишь через два года в поэтическом сборнике. Известно, что Есенин в год написания относил его в издательство журнала, но потом забрал обратно, передумав.

На тот момент автор жил и работал в Петербурге. Переезд в культурную столицу сулил большие перспективы в творчестве, обретение новых полезных, интересных знакомств.

Но красивый, крупный город с его болезненным климатом и своеобразной атмосферой не приносил радости «крестьянскому сыну». Контраст был разительным.

Человеку, привыкшему вставать с рассветом, к тишине, чистому воздуху, суетливый Петербург с его ночной жизнью, сыростью был неприятен.

Есенин мечтал снова ощутить прелесть крестьянского быта, народной жизни, вернуться к истокам. Но понимал, что сильно изменился сам. И в избе жить уже не сможет.

В этом произведении Сергею Александровичу, с присущем ему рефлексивным восприятием мира, удалось создать образ волшебницы-осени. Она изыскана в своем совершенстве и входит неспешным шагом в природу родной страны, заставляя задуматься о потерях.

Это явление помогает передать образный язык автора, насыщенный средствами художественной выразительности.

Стихотворение наполнено светлой грустью, тоской по прошлому, по родному краю, деревенской жизни среди полей, лесов и рек. Оно относится к пейзажной лирике, храня элементы элегии и идиллии. Ведь рассказчик скучает по прошлому, создавая идеальную картины былого.

Любовь к родной земле, тоска по девственной природе, деревенской жизни – ключевая тема стихотворения.

Природа и деревня одухотворены, становятся полноправными героями произведения наравне с лирическим героем, в роли которого выступает автор. Увядание природы и уход близких людей из жизни героя становятся сторонами одной медали.

Природные явления созвучны переживаниям автора. Автор не видит сейчас тех картин, которые описывает, он воспроизводит их по памяти.

Структурно стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» состоит из пяти катренов. Как ключевую, основополагающую можно выделить третью строфу. Здесь автор вспоминает события своего детства.

Четвертая строфа идиллическая – это тоска по тому, чего уже нельзя вернуть повторить. А пятая замыкает композицию, делая ее кольцевой. Перекрестная рифмовка задает ритм стихотворению.

Поэтический размер – пятистопный ямб.

Стихотворение оставляет светлую грусть после прочтения. Заставляет задумать о жизни, будущем, законах природы.

Источник: https://NatWorld.info/o-prirode-dlja-shkoly/stihotvorenija-o-prirode/s-a-esenin-o-krasnom-vechere-zadumalas-doroga-chitat-onlajn-analiz-stihotvorenija

Анализ стихотворений Есенина о природе и родине

Основная тема лирики поэта — тема человека и природы, постоянно волновавшая его, раскрытию которой он посвятил многие стихотворения, начиная с 1910 года эти произведения вошли в книги «Радуница» (1915), «Голубень» (1918), «Преображение» (1918).

Анализ стихотворения «Край любимый! Сердцу снятся…»

В произведении «Край любимый! Сердцу снятся…» (1914) природа оживает, очеловечивается, обожествляется.

Автор поставил рядом многоцветное, многозвучное земное («скирды солнца в водах лонных», «в зеленях твоих стозвонных», «гарь в небесном коромысле») и небесное начала («Ивы — кроткие монашки» «вызванивают в четки»).

Вся земная красота, в которой поэту хочется затеряться, по его мнению, лишь этап на пути к иной, неземной жизни. Эта мысль подтверждается не только образом ив — кротких монашек с четками в руках — но и заключительной строфой стихотворения, ее двумя последними строками:

Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Стихотворение метафорично: «скирды солнца», «ивы — кроткие монашки», «курит облаком болото», «гарь в небесном коромысле». Доминантную (главную) смысловую нагрузку несет эпитет в словосочетании «зеленя стозвонные».

В этом сочетании и далее по тексту эффект «звенящей природы» усиливается за счет свистящих звуков: резеда, риза, вызванивают, в небесном коромысле, затаил, в сердце мысли.

Эффект легкого и светлого настроения лирического героя «подкрепляется» стихотворным размером — четырехстопным ямбом.
В ранней лирике С.

Есенина преобладают цвета: синий — символ небесной чистоты, святости, глубины; белый — символ чистоты земной, человеческих помыслов; алый (розовый, золотистый, реже — малиновый, еще реже — ярко-красный) — символ жизни, зари, восхода. Почти отсутствует черный цвет (используется только при описании ночи и ночных предметов и явлений).

Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…»

Более поздние стихотворения С. Есенина о природе и взаимоотношении с ней человека нередко звучат грустно, являются элегиями, а не одами, как предшествующие. Одно из них — «Я покинул родимый дом…» (1918). Поэт, вероятнее всего, писал его, находясь вдали от отчего порога. Любовь, выраженная стихотворением, многогранна.

Это и любовь к природе, одухотворенной и очеловеченной: материнскую грусть теплит «в три звезды березняк над прудом»; луна «распласталась на тихой воде» «золотою лягушкой»; «старый клен на одной ноге» «стережет голубую Русь».

Чтобы передать свои ощущения от красоты окружающего мира, поэт использует имажинистские, необычные, яркие образы — луна похожа на золотую лягушку, клен одноногий. Это и любовь к родным, близким людям — матери и отцу, сроднившимся с природой (у отца «пролилась седина» в бороде, «словно яблонный цвет»).

Это и любовь к Родине, малой и великой, к Руси, которую С. Есенин характеризует дважды повторенным — в первой и предпоследней, третьей строфах — эпитетом «голубая». Голубая, под цвет неба, божественная, согласно мифологии и религиозному учению.

Грустное настроение лирического героя подчеркивается параллелизмом: свою нелегкую судьбу он приравнивает к судьбе одинокого клена. И герой (автор), и клен выполняют одну и ту же миссию: стерегут голубую Русь, и даже внешне похожи («…старый клен / Головой на меня похож»).

Читайте также:  Воспитание чувств - краткое содержание романа флобера

Анализ стихотворения «Закружилась листва золотая…»

В стихотворении «Закружилась листва золотая...» (1918) природа предстает гармоничной, целостной. Это тонкий акварельный рисунок с преобладающими светлыми тонами. Интонация — «теплая», задушевная.
Первая строфа — «запевная», завораживает своей красочностью («листва золотая», розоватая вода на пруду) и неожиданностью сравнения:

Закружилась листва золотая 
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек легкая стая 

С замираньем летит на звезду.

Во второй строфе появляется ролевой герой — «ветер-отрок» — и действует смело, решительно по отношению к очеловеченной красавице-березке.
Третья строфа не такая яркая, как две первые, она более реалистическая.

Только сравнение синего сумрака со стадом овец нарушает равновесие обычной картины умолкающего, утихающего деревенского вечера.

«Прохлада» — «синий сумрак» — «смолкший сад» — звучащий и замирающий бубенец — образы-реалии, традиционные, как сама жизнь, называются влюбленным в них автором.

Анализ стихотворения «Неуютная жидкая лунность»

В 1925 году С. Есенин среди грустных и самых, может быть, искренних стихотворений о любви («Клен ты мой опавший… », «Какая ночь! Я не могу… », «Не гляди на меня с упреком… », «Ты меня не любишь, не жалеешь… » и др.) написал стихотворение «Неуютная жидкая лунность» — тоже грустное, прощальное, но в нем он прощается не с женщиной, а с деревянной Россией.

В стихотворении семь четырехстрочных строф, в которых поочередно меняются кадры.

Перед глазами читателей проплывают пейзажные картины, окрашенные в серые тона («Неуютная жидкая лунность», «Тоска бесконечных равнин», «усохшие вербы» у дорог; «бедность полей»; «чахоточный свет луны»; когда-то воспетые поэтом избы теперь превратились в «лачуги»; мелькает образ волочащейся по полям страны сохи). Ненавистной поэту становится «тележная песня колес», немилым «очажный огонь».

Все уходящее, патриархальное С. Есенин словно «сбрасывает с корабля современности», декларируя отказ от поэтизации нищеты («равнодушен я стал к лачугам»), приемлет, хотя и колеблясь, индустриальный прогресс, и одновременно высоко ценит мораль, культуру прошедших веков, хочет видеть деревянную Русь процветающей.

Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925) радостное и светлое по содержанию. Поэт любуется тем, как «спит ковыль», вдыхает свинцовую свежесть полыни.

Свет луны ему кажется «таинственным и длинным». Впечатляет первозданный образ «золотой бревенчатой избы». Этим образом выражена искренняя любовь поэта к родной деревне.

А последняя строфа как нельзя лучше характеризует позицию поэта-патриота:

Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

Стихотворение — задушевная по форме монологическая исповедь о любви к отчизне, о чем свидетельствуют строки: «Никакая родина другая / Не вольет мне в грудь мою теплынь»; «Радуясь, свирепствуя и мучась, / Хорошо живется на Руси».

По жанру это философская элегия, произведение-размышление о том, что человек должен быть верен своим корням, своей великой и малой родине.
Источник: Русская литература: уч. пособие для 11 класса / Н.И. Мищенчук и др. — Минск: Нац.

ин-т образования, 2010

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/esenin_s_a/analiz_stikhotvorenij_esenina_o_prirode_i_rodine/92-1-0-832

Образ природы в лирике Сергея Есенина

Пайзиев Б. Х., Половинкина Т. В. Образ природы в лирике Сергея Есенина [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 96-98. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15486/ (дата обращения: 03.04.2020).



Сергей Есенин — один из выдающихся поэтов расцвета серебряного века. В его лирике присутствует много жизненных тем. Одной из ведущих тем творчества Есенина является тема русской природы.

В своей поэзии Есенин отражает деревенскую жизнь, где его глазами все оживает и преображается яркими тонами, которые имеют отличительную особенность в стихотворениях.

Жизнь и творчество у Есенина были неразрывно связаны. Поэтому можно говорить о том, что в его произведениях есть автобиографичное начало.

Таким образом, доверяя читателю свою душу, стихотворения поэта вызывали у почитателей его творчества сопереживание.

Выше было упомянуто, что жизнь в стихотворениях изображается в ярких тонах. Действительно, многокрасочная цветовая палитра играет важную роль в произведениях Есенина, особенно в ранней лирике, которая наполнена мечтами и иллюзиями, любованием и воспеванием природы.

Каждый цвет палитры художника Есенина несет в себе определенный смысл. К примеру, алый цвет, цвет роз используется автором при описании нежности и юности («Выткался на озере алый свет зари» [1, с.

28]), желтый — создание лирических героев («Про волнистую рожь при луне по кудрям ты моим догадайся» [1, с. 253]), цвет лазури, синий цвет, который чаще всех встречается в стихотворениях Есенина в качестве эпитета, символизирует Россию («Несказанное, синее, нежное…» [1, с.

215]), а малиновый цвет — звон колоколов или при необходимости придания пейзажу звучности («О Русь — малиновое поле…» [1, с. 83]).

Но нельзя прямо относить определенный цвет к тому или иному явлению. В зависимости от выбранного поэтом цвета, он может изобразить и душевное состояние лирического героя, его думы и переживания. Примером служат поздние стихотворения Есенина, в которых посредством мрачных красок прослеживаются обреченность и усталость.

Наиважнейшую роль в лирике Есенина занимает человек. Природа соотносится с крестьянами и деревенским бытом. По мнению Есенина, человек — неотъемлемая часть природы.

Поэтому в лирике поэта мы видим много переплетений человека и природы, раскрытие образов человека через природу. В стихотворениях мы можем встретить калек, нищих и рекрутов, что добавляет некую грусть в общее повествование, но не омрачает его.

Есенин хочет донести до читателя одну истину — крестьянская жизнь должна пребывать в полной гармонии с природой.

Живую природу поэт изображает, в том числе, и через образы животных. Стихотворения на данную тематику наполнены печалью и огромной любовью к братьям нашим меньшим. К примеру, стихотворение «Песнь о собаке» содержит следующие умилительные строки:

  • «До вечера она их ласкала,
  • Причесывая языком,
  • И струился снежок подталый

Под теплым ее животом» [1, с. 145].

Связь с природой прослеживается и в стихотворениях, которые наполнены любовью к женщине. Образ женщины и образ природы образуют синтез прекрасного. Автор наделил явления природы женскими чертами.

Ярким примером являются образы Зимы, Метелицы, Вьюги и Весны в стихотворении «Поёт зима — аукает». Сам автор считал это произведение детским опытом, поэтому опубликовано оно было только спустя четыре года после написания.

В стихотворении прослеживается интерес поэта к удивительному миру природы. Лирический герой находится в зимней сказке. Волшебные персонажи, являясь тому подтверждением, также несут функцию надежд и грез.

В данном произведении прослеживается синтез женского образа с природой посредством образа Зимы, которая выступает в роли любящей матери, поющей колыбельную:

«Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает» [1, с. 17].

Второй женский образ, являющийся объектом синтеза — образ Метелицы. В стихотворении её образ можно соотнести с образом Снежной Королевы. Автор преподносит образ Метелицы читателю очень заманчивым, прекрасным, и в то же время, от нее веет холодом, который может в миг оттолкнуть и отпугнуть от себя:

«А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна» [1, с. 17].

  1. Еще один синтезирующий образ — образ Вьюги, предстающий перед читателем как образ Злой Волшебницы. Она нисколько не щадит маленьких и беззащитных воробышков:
  2. «А вьюга с ревом бешеным
  3. Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней» [1, с. 17].

  • И в надежде на помощь и спасение, пташкам снится Красавица Весна, олицетворяющая доброе начало в стихотворении:
  • «…У мерзлого окна.
  • И снится им прекрасная,
  • В улыбках солнца ясная

Красавица весна» [1, с. 18].

  1. Несмотря на то, что все синтезирующие образы можно подразделить на добрых и злых, автор призывает читателей ценить и понимать красоту всей природы. Как поется в одном из кино-шлягеров на стихи Эльдара Рязанова:
  2. «У природы нет плохой погоды!
  3. Каждая погода — благодать…» [3].

Многие стихотворения Есенина наполнены раскрытием необычайного мира природы. Стихотворение «Черемуха» одно из таких. Центральный образ в произведении занимает образ Черемухи — синтезирующий образ природы, который предстает перед читателями в роли молодой и красивой девушки:

  • «Черемуха душистая
  • С весною расцвела
  • И ветки золотистые,

Что кудри, завила» [2, с. 98].

Здесь прослеживается и еще один образ — образ Весны. Только теперь она не снится, а наяву помогает обрести новый облик Черемухе.

Черемуха расцветает и от песен Ручья. Здесь наблюдается излюбленный прием Есенина — олицетворение. В образах Черемухи и Ручья прослеживается образ влюбленной пары:

  1. «Ручей волной гремучею
  2. Все ветки обдает
  3. И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет» [2, с. 98].

Таким образом, посредством центральных образов стихотворения, автор раскрывает всю красоту природы весной, которую можно соотнести и с расцветанием человеческой души.

Природа и её удивительный мир в лирике Есенина — это не статичные картины. Она будто оживает, все её явления мелодичны и сопровождаются звонкими мотивами. Сергей Александрович избрал путь изображения своей действительности.

Поэтому, с взрослением, яркие краски сменялись тусклыми, а образы девушек — образами женщин и стариков. Таким образом, природа в лирике Есенина раскрывает не только глубины человеческой души, но и окружающую действительность.

Литература:

  1. Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. Том 1. Стихотворения. Подготовка текста и комментарии А. А. Козловского — М.: «Наука» — «Голос», 1995. — 672 с.
  2. Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. Том 4. Издание 2-е. Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений». Составитель, подготовка текста и комментарии С. П. Кошечкина, Н. Г. Юсова — М.: ИМЛИ РАН, 2004. — 544 с.
  3. Эльдар Рязанов: Стихи // Православный журнал ФОМА. URL: https://foma.ru/eldar-ryazanov-stihi.html (дата обращения: 25.11.2019).

Основные термины (генерируются автоматически): стихотворение, природа, образ, образ Черемухи, образ Метелицы, образ Зимы, лирический герой, женский образ, весна, автор.

Ключевые слова: природа, лирический герой, зима, снег, осень, разлука, скорбь.

Стихотворение, являясь изображением природы в конце осени и начале зимы, только

Поэтесса изящным рисунком создает образ зимы, находя в нем наслаждение и упоение…

В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.

Другими излюбленными образами природного мира поэта — липа, рябина, черемуха и др. Особое место в его лирике занимает образ клена.

Данное стихотворение представляет собой лирическую миниатюру с элементами пейзажа, включает размышления о себе и о своей жизни.

Среди символических образов, связанных с миром природы, особо выделяется образ птицы.

В лирических произведениях первой половины XIX века образ ласточки довольно

В данной статье рассматривается образ осени в стихотворениях для младших школьников…

Таким образом, образ телесности играет немаловажную роль в лирике Сергея Есенина. Образы тела наделены функциями, позволяющими лучше понять само стихотворение и внутреннее состояние автора. Это способствует созданию цельного художественного образа и…

Музыкальные образы, переданные в числе других в есенинской лирике, характеризуют как личность самого автора, так и

С. А. Есенина по праву считают певцом родной земли. Образ Родины в его произведениях создаётся «из изумрудных трав, белой черемухи, яблоневого…

образ тела, черный человек, лирический герой, поэт, образ, запах, волос, часть тела, образ телесности, природа.

Лирический герой вроде спокоен, так как приход зимы констатирует очень спокойно. Образ холодной, заснеженной зимы у Ахматовой проходит как символ тоски…

Ключевые слова: анималистические образы, поэзия С. А. Есенина, образ коня. Животный мир в поэзии С. А. Есенина представлен как живая, одушевлённая и разумная часть природы. Отдельную тему анималистического искусства составляет образ коня.

Образ любимой женщины получает новое звучание и трактовку. Лирическая героиня предстает в поэтических циклах как подлинная героиня любви, отстаивающая право на личное чувство, на борьбу за него. Отношения героя и героини лирических циклов складываются по-разному.

Библиографическое описание: Тлеубергенова Р. Р. Сквозные образы в лирике Ивана

Чтоб не быть голословными, мы определили ряд сквозных образов в стихотворениях Ивана Бунина.

Следует обратить внимание, что возлюбленные лирического героя не таят на него зла.

Источник: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15486/

Природа в творчестве Есенина (стр. 1 из 5)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 2

ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА.. 3

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА.. 7

Читайте также:  Светское общество в романе война и мир (характеристика, анализ, черты)

Образы животных и «древесные мотивы» в лирике Есенина.. 10

» Древесные мотивы» лирики С. Есенина.. 10

Образы животных в лирике С. Есенина. 21

Список литературы: 32

Сергей Есенин – самый популярный, самый читаемый в России поэт.

Творчество С. Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и. мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик.

Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. Его стихи — это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. «Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих доб­рых друзей», — говорил сам поэт.

Вместе с тем Есенин — глубокий и самобытный мысли­тель. Сложен и противоречив мир чувств, дум и страстей лирического героя его произведений — современника не­виданной эпохи трагической ломки человеческих отношений. Сам поэт тоже видел противоречия своего творчества и так объяснял их: «Я пел тогда, когда был край мой болен.»

Верный и горячий патриот своей Родины, С. Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством.

ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА

  • Природа — всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно:
  • Родился я с песнями в травном одеяле.
  • Зори меня вешние в радугу свивали»

(«Матушка в купальницу по лесу ходила…», 1912);

«Будь же ты вовек благословенно,

что пришло процвесть и умереть»

(«Не жалею, не зову, не плачу…», 1921).

Поэзия С.Есенина (после Н.Некрасова и А.Блока) — самый значительный этап в формировании национального пейзажа, который наряду с традиционными мотивами грусти, запустелости, нищеты включает удивительно яркие, контрастные краски, словно взятые с народных лубков:

«Синее небо, цветная дуга,

Край мой! Любимая Русь и Мордва!»;

  1. «Топи да болота,
  2. Синий плат небес.
  3. Хвойной позолотой
  4. Взвенивает лес»;
  5. «О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку…»

«синь сосет глаза»; «пахнет яблоком и медом»; «Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей»; «Звени, звени златая Русь…».

Этот образ яркой и звонкой России, со сладкими запахами, шелковистыми травами, голубой прохладой, именно Есениным был внесен в самосознание народа.

Чаще, чем какой либо другой поэт, использует Есенин сами понятия «край», «Русь», «родина» («Русь», 1914; «Гой ты, Русь, моя родная…», 1914; «Край любимый! Сердцу снятся…», 1914; «Запели тесаные дроги…», ; «О верю, верю, счастье есть…», 1917; «О край дождей и непогоды…», ).

По-новому изображает Есенин небесные и атмосферные явления — более картинно, изобразительно, используя зооморфные и антропоморфные сравнения. Так, ветер у него — не космический, выплывающий из астральных высей, как у Блока, а живое существо: «рыжий ласковый осленок», «отрок», «схимник», «тонкогубый», «пляшет трепака». Месяц — «жеребенок», «ворон», «теленок» и т.п.

Из светил на первом месте образ луны-месяца, который встречается примерно в каждом третьем произведении Есенина (в 41 из 127 — очень высокий коэффициент; ср. у «звездного» Фета из 206 произведений 29 включают образы звезд). При этом в ранних стихах примерно до 1920 года, преобладает «месяц» (18 из 20), а в поздних — луна (16 из 21).

В месяце подчеркивается прежде всего внешняя форма, фигура, силуэт, удобный для всякого рода предметных ассоциаций — «лошадиная морда», «ягненок», «рог», «колоб», «лодка»; луна — это прежде всего свет и вызванное им настроение — «тонкий лимонный лунный свет», «отсвет лунный, синий», «луна хохотала, как клоун», «неуютная жидкая лунность».

Месяц ближе к фольклору, это сказочный персонаж, тогда как луна вносит элегические, романсовые мотивы.

Есенин — создатель единственного в своем роде «древесного романа», лирический герой которого — клен, а героини — березы и ивы.

Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы — «стан», «бедра», «груди», «ножка», «прическа», «подол», у клена — «нога», «голова» («Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»; «Я по первому снегу бреду…»; «Мой путь»; «Зеленая прическа…

» и др.). Береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения — липа, рябина, черемуха.

Более сочувственно и проникновенно, чем в прежней поэзии, раскрыты образы животных, которые становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний и с которыми у лирического героя кровно-родственная близость, как с «братьями меньшими» («Песнь о собаке», «Собаке Качалова», «Лисица», «Корова», «Сукин сын», «Я обманывать себя не стану…» и др.).

Пейзажные мотивы у Есенина тесно связаны не только с круговращением времени в природе, но и с возрастным течением человеческой жизни — чувством старения и увядания, грустью о прошедшей юности («Этой грусти теперь не рассыпать…», 1924; «Отговорила роща золотая…», 1924; «Какая ночь! Я не могу…», 1925).

Излюбленный мотив, возобновленный Есениным едва ли не впервые после Е.Баратынского, — разлука с отчим домом и возвращение на свою «малую родину»: образы природы окрашиваются чувством ностальгии, преломляются в призме воспоминаний («Я покинул родимый дом…», 1918; «Исповедь хулигана», 1920; «Эта улица мне знакома…», ; «Низкий дом с голубыми ставнями…

«, ; «Я иду долиной. На затылке кепи…», 1925; «Анна Снегина», 1925).

Впервые с такой остротой — и опять же после Баратынского — поставлена у Есенина проблема мучительных взаимоотношений природы с побеждающей цивилизацией: «живых коней победила стальная колесница»; «…

сдавили за шею деревню // Каменные руки шоссе»; «как в смирительную рубашку, мы природу берем в бетон» («Сорокоуст», 1920; «Я последний поэт деревни…», 1920; «Мир таинственный, мир мой древний…», 1921).

Однако в поздних стихах поэт как бы заставляет себя возлюбить «каменное и стальное», разлюбить «бедность полей» («Неуютная жидкая лунность», ).

  • Значительное место в творчестве Есенина занимают фантастические и космические пейзажи, выдержанные в стиле библейских пророчеств, но приобретающие человекобожеский и богоборческий смысл:
  • «Ныне на пики звездные
  • Вздыбливаю тебя земля!»;
  • «Возгремлю я тогда колесами

Солнца и луны, как гром…».

Есенинская поэзия природы, выразившая «любовь ко всему живому в мире и милосердие» (М.

Горький), замечательна и тем, что впервые последовательно проводит принцип уподобления природы природе же, раскрывая изнутри богатство ее образных возможностей: «Золотою лягушкой луна // Распласталась на тихой воде…»; «не звенит лебяжьей шеей рожь»; «ягненочек кудрявый — месяц // Гуляет в голубой траве» и т.п.

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА

Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к при­роде с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие го­рода с их фабриками, научно-технический прогресс, общественная и культурная жизнь не вызывают отклика в душе Есенина.

Это, ко­нечно, не означает, что поэта совсем не волновали проблемы совре­менности или что он смотрит на жизнь сквозь «розовые очки». Все беды цивилизации он видит в отрыве от земли, от истоков народной жизни. «Воспрянувшая Русь» — это Русь деревенская; атрибутами жизни для Есенина выступают «краюха хлеба», «пастушеский рожок».

Не случайно автор так часто обращается к форме народ­ных песен, былин, частушек, загадок, заклинаний.

Показательно, что в поэзии Есенина человек — органическая часть природы, он растворен в ней, он радостно и безоглядно готов отдаться во власть стихиям: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», «зори меня вешние в радугу свивали».

Многие образы, заимствованные из русского фольклора, в его стихах начинают жить своей жизнью. Природные явления предста­ют у него в образах животных, несут на себе черты повседневного деревенского быта. Такое одушевление природы роднит его поэзию с языческим мироощущением древних славян.

Осень поэт сравни­вает с «рыжей кобылой», которая «чешет гриву»; месяц у него — серп; описывая столь обыденное явление, как свет солнца, поэт пишет — «льется солнечное масло на зеленые холмы». Излюблен­ным образом его поэзии становится дерево, один из центральных символов языческой мифологии.

  1. Поэзия Есенина, даже облеченная в традиционные образы хрис­тианской религии, не перестает быть языческой по своей сути.
  2. Пойду в скуфейке, светлый инок,
  3. Степной тропой к монастырям.
  4. Так начинается стихотворение, а заканчивается словами:
  5. С улыбкой радостного счастья
  6. Иду в другие берега,
  7. Вкусив бесплотного причастья

Источник: https://mirznanii.com/a/357173/priroda-v-tvorchestve-esenina

С. А. Есенин. Тема родины и природы в лирике. Таблицы

1. Главная тема творчества С. А. Есенина — любовь к Родине 

Поэт о своем отношении к теме Родины и природы «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине, Чувство Родины — основное в моем творчестве».
«Все мое творчество — о России, Россия — главная тема моих сти­хов. — Без этой темы я не был бы поэтом».
«Родина — это то, что просто и весомо, ясно; это то, что может устоять против любого урагана».

2. Стихи о Родине и природе

Стихи 1910-1914 гг.

Название стихотворения Его содержание и художественные особенности
«Сыплет черемуха снегом» (1910 г.)
  • Читается:
  • — свежесть и сила восприятия природного мира юным поэтом
  • — полноценное и многообразное принятие всего богатства природы.
  • Примеры метафор и эпитетов:
  • — «сыплет черемуха снегом;
  • — «никнут шелковые травы»;
  • — «Ой вы, луга и дубравы, — Я одурманен весной!»
«Край любимый! Сердцу снятся…» (1914 г.)
  1. В стихотворении поэт одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком.
  2. Художественные приемы;
  3. — «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных» (риторическое обращение);
  4. — вызванивающие ивы;
  5. — «гарь в небесном коромысле» — (эпитеты и метафоры).

Стихи 1914-1917 гг.

Характерной особенностью этого периода является то, что вместе с природой прославляются патриархальные и религиозные начала в жизни дореволюционной России.
Название стихотворения Его содержание и художественные особенности
«Гой ты, Русь моя родная!» (1914 г.) Обращается ко всей стране, но задерживает внимание читателя на хатах, где «в ризах образа», на низеньких околицах, на «коротком спасе» в дере­венских церквах. Поэт разворачивает панораму деревенской жизни: заму­ченные работой женщины, мужики, бегают босоногие ребятишки. Среди этой обстановки приятно слышать «звонкий, как сережки», девичий смех, видеть на лугах «веселый пляс», чувствовать бесконечность просторов: «Не видать конца и края — только синь сосет глаза».
«Край ты мой забро­шенный…» (1914 г.) В строчках стихотворения звучит грусть о запущенности родных мест, о пустыре, некошеном сене. В то же время поэт присоединяет к столь скорбным чувствам свою лирическую восторженность.
«Запели тесаные дроги» (1916 г.)
  • В стихотворении возникают редкие и скорбные часовни на дороге и поминальные кресты, а с другой — поэтичнейший «молитвословный ковыль», звенящий в родных степях в унисон поющим тесаным дро­гам. И вот из этого противоречия выплескивается признание:
  • О Русь, малиновое поле,
  • И синь, упавшая в реку,
  • Люблю до радости и боли
  • Твою озерную тоску.
«Я снова здесь в се­мье родной» (1915 г.) В стихотворении поэт любуется «кудрявым сумраком» и волнуется «вечерней грустью», а свой край трогательно называет «задумчивым и нежным».
«О верю, верю сча­стье есть» (1917 г.) В стихотворении мы слышим шум и ропот «буйных вод», видим, как «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». Каждая строфа окольцовывается одинаковыми строчками, а внутри пятисти­ший звенит «златая Русь», волнуется «неуемный ветер». Поэт верит в возможность счастья для своего народа. Он зовет Русь «взмахнуть крылами», чтобы «отправиться в неизведанный дальний полет».

Стихи последних лет жизни поэта

Название стихотворения Его содержание и художественные особенности
«Русь советская» (1924 г.) Стихотворение показывают сложное отношение автора к произо­шедшим на его родине переменам. С одной стороны поэт учится постигать «е каждом миге Коммуной вздыбленную Русь», а с дру­гой — «душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш». Грустна радость дальнейшего существования. В своей родной де­ревне поэт ощущает себя «пилигримом угрюмым Бог весть с какой далекой стороны». Новый свет другого поколения не греет. Ах, родина! Какой я стал смешной.

  1. На щеки впалые летит сухой румянец.
  2. Язык сограждан стал мне как чужой.
  3. В своей стране я словно иностранец.
«Возвращение на ро­дину» (1924 г.) Жизнь не дает покоя и умиротворения. Она ежечасно несет на родную землю неумолимые перемены. Надвигается страшный железный гость, обдает стужей «хладная планета», укрепляются новые, подчас странные нравы, «в дому большие недостатки», гибнет старая деревня, «теперь богу негде помолиться».
«Письмо к матери» (1924 г.) Есенин сливает образ матери с Отчизной, и оттого переживания близости к ней обостряются необычайно. Поэт надеется на свое об­новление, возрождение, на свое активное участие в новой жизни.
«Неуютная жидкая пунность» (1925 г.) В стихотворении «поэт начинает мечтать о «каменной» и «стальной» Отчизне: Через каменное и стальное Вижу мощь я родной страны. А потому он, хотя и с грустью, прощается с полевой Россией и ее лачугами, сохой и песней тележных колес.

Источник: http://5litra.ru/table_lit/717-s-a-esenin-tema-rodiny-i-prirody-v-lirike-tablicy.html

Ссылка на основную публикацию