За строками многих пейзажей Ф. И Тютчев скрывал свои чувства. Эта особенность творчества отразилась и в стихотворении, о котором рассказывается в статье. В школе его изучают 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Как хорошо ты, о море ночное» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как хорошо ты, о море ночное.
История создания – произведение было написано зимой 1865 г., сначала его напечатали в газете «День», но Тютчеву не пришлись по душе правки редакции. Поэт опубликовал другую версию стихотворения в «Русском вестнике». Обе версии увидели мир в 1865 г.
Тема стихотворения – красота и звучание ночного моря.
Композиция – Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостное описание морской стихии. Формальная организация – четыре катрена.
- Жанр – элегия.
- Стихотворный размер – трехстопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.
- Метафоры – «ходит, и дышит, и блещет оно», «звезды глядят с высоты», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою».
- Эпитеты – море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды».
- Сравнения – море, «словно живое».
История создания
Для понимания смысла, скрытого между описаниями морской стихии, следует обратиться к истории создания стихотворения. Его Федор Иванович написал в память о Елене Денисьевой. Возлюбленная поэта умерла в 1864 г.
Смерть женщины стала тяжелым ударом для Тютчева. Свою боль он пытался утолить разговорами о Денисьевой и сочинением стихов. Известно, что Елену поэт сравнивал с морской волной.
Этим фактом литературоведы объясняют обращение к морю на «ты», которое мы видим в первой строке анализируемого произведения.
Впервые стихотворение было напечатано в 1865 г. в литературно-политической газете «День». Ф. Тютчева возмутило, что редакция опубликовала текст со своими коррективами. Поэт еще раз опубликовал произведение (версию без редакционных правок) на страницах «Русского вестника» в 1865 г.
Тема
В произведении автор развивает тему красоты и особого звучания ночного моря. В центре стихотворения – лирический герой и море. Их «беседе» никто не мешает, поэтому герой выражает искреннюю симпатию к стихии.
В первых строках мужчина обращается к морю, замечая, что ночью оно необычайное. Морские просторы ближе к берегу манят своей лучезарностью, а дальние воды пугают хмурым сизо-темным светом. Лирическому герою кажется, что море – живое существо, умеющее ходить и дышать.
Во второй строфе герой восхищается могуществом стихии. Она постоянно движется, издавая грохот и гром. Особенно радует мужчину то, что в ночную пору возле моря ни души. За громыхающим и сверкающим движением моря наблюдают звезды. Спокойные небесные светила – полная противоположность волнам. Этот контраст подчеркивает мятежную натуру свободных вод.
Последний катрен передает внутреннее состояние лирического героя. Тот признается, что очарован волнами, чувствует себя среди них, как во сне. Видимо, на душе у героя тяжело, так как он с радостью соглашается потопить ее в море.
В литературе немало образцов маринистической лирики. Особенность стихотворения Тютчева – тесное сплетение пейзажных мотивов и переживаний лирического героя.
Композиция
Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостный монолог лирического героя, описывающий морскую красоту. Формально произведение состоит из четырех катренов.
Жанр
Жанр – элегия, так в морском пейзаже отчетливо проявляются грустные нотки. Есть в стихотворении и элементы послания: обращение к морю. Стихотворный размер – трехстопный дактиль. Строки объединяются перекрестной рифмовкой АВАВ.
Средства выразительности
Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Федор Иванович использовал художественные средства.
В тексте есть метафоры – «ходит, и дышит, и блещет оно», «звезды глядят с высоты», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою»; эпитеты – море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды»; сравнение – море, «словно живое».
Шум морских волн передается при помощи аллитерации «з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром». Эмоции лирического героя подчеркиваются интонацией.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38834-kak-horosho-ty-o-more-nochnoe-analiz-stihotvoreniia-tutcheva-po-plany-kratko-epitety-tema-ideia.html
Анализа стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»
Фёдор Иванович Тютчев – поэт-философ, поэт-психолог. Особенностью лирики Тютчева о природе является умение поэта изобразить природу как живой, одухотворённый, многоликий мир, мир единства человека и природы.
Цель моей работы: постижение философского смысла стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное», выявление выразительных средств, с помощью которых автор выражает этот смысл.
Море привлекает своей непредсказуемостью, неповторимостью. Оно может быть и спокойным, и бушующим. Море никого не оставляет равнодушным, именно поэтому я выбрала для анализа стихотворение Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное».
Оно было написано 2 января 1865 года в Ницце вскоре после смерти Е. А. Денисьевой.
В основе мира природы у Тютчева – мир стихий. В стихотворении «А. А. Фету» поэт определяет свой поэтический дар и как собственность «чуять, слышать воды». Излюбленная стихия поэта – «водная стихия».
Это стихотворение о ночном море, его красоте, бесконечности. Глядя на него, лирический герой испытывает волнение, радость, растерянность. Он хочет потопить свою душу в обаянье волн, стать частицей моря.
Можно говорить о параллелизме в описании пейзажа и состояния лирического героя в первой строфе: «В лунном сиянии, словно живое, ходит, и дышит, и блещет оно», и в четвёртой: « В этом волнении, в этом сиянье, Весь как во сне я потерян стою».
- В композиционном отношении стихотворение состоит из двух частей.
- I часть – 1-3 строфы – развёрнутый образ ночного моря.
- II часть – 4-я строфа – чувства человека.
- Лирический герой не наблюдает с берега морской пейзаж, а изображён как часть этой природы: пейзаж, нарисованный Тютчевым внутри и снаружи человека.
- В этом волнении, в этом сиянье,
- Весь, как во сне, я потерян стою
- Желание героя сводится только к одному: обрести полную гармонию с природой, слиться с ней воедино:
- О, как охотно бы в их обаянье
- Всю потопил бы я душу свою
- Это и есть, на мой взгляд, основная мысль стихотворения.
Характерно для Тютчева начало стихотворения: «Как хорошо ты, о море ночное» открывается метафорическим образом ночного моря. В первой строфе характерные образы тютчевской поэзии: ночь, луна, звёзды, сон. Чтобы проникнуться всей глубиной этих строк, представляю себе картину: море в лунном блеске, вздымающиеся волны
- Анализируя «словарь» на лексическом и морфологическом уровнях, я сделала следующие выводы:
- Абстрактные существительные: простор, сиянье, безлюдье, зыбь, волненье, сон, обаянье, праздник, душа, высота помогают передать состояние природы и человека.
- А прилагательные , среди которых ключевыми являются бесконечном, вольном, великая, в сочетании с существительным «простор» создаёт образ чего-то необъятного, большого, безграничного.
У Тютчева встречаются неожиданные эпитеты и метафоры. Вот и здесь сияние ночного моря называется тусклым.
В стихотворении много местоимений, из них больше половины личных (ты, оно, я их). Они придают стихотворению взволнованность и искренность.
- Для поэта природа – это особое пространство, не доступное человеческому разуму, в нём существует своя таинственная жизнь. Поэтому излюбленным приёмом автора является одухотворение природной стихии, её очеловечивание:
- В лунном сиянии словно живое,
- Ходит, и дышит, и блещет оно
В другом своём стихотворении Тютчев говорит о природе: «В ней есть душа, в ней есть свобода, / В ней есть любовь, в ней есть язык» («Не то, что мните вы, природа»). Природа как живое существо чрезвычайно непредсказуема и этим пленяет автора.
- Сравнение «словно живое» подчёркивает мысль Тютчева о природе, как о живом существе:
- В лунном сиянии, словно живое,
- Олицетворение подтверждают и глаголы: ходит, дышит, блещет:
- Ходит, и дышит, и блещет оно
И звёзды чуткие (эпитет), как живая человеческая душа. Само собой одушевление природы довольно обычно в поэзии. «Но для Тютчева это не просто метафоры и олицетворения; живую краску природы он принимал и понимал свою фантазию, а как истину», — писал В. С. Соловьёв.
Глагольные формы гремя и сверкая усиливают мотив бушующей стихии.
Глагол «блещет» можно назвать «цветовым», и вместе с «цветовыми» прилагательными: лучезарно, сизо-темно, лунном, тусклым помогают зрительно представить картину ночного моря.
Сравнение «как во сне» создаёт впечатление необычности, я бы даже сказала, фантастичности происходящего: «В этом волнении, в этом сиянье, Весь, как во сне я потерян стою» Эта фантастичность создаётся светом и блеском. Это подтверждает лексический ряд: лучезарно, в лунном сиянии (3 раза), блещет, блеск, сверкая, звёзды.
Обращаю внимание на слова высокого стиля «блещет», «лучезарно». Они создают торжественность момента.
Лексический повтор «как хорошо ты» передаёт восторженное, радостное настроение лирического героя. Он восхищён ночным пейзажем. Вместе с ним за морем наблюдают звёзды с высоты: «Чуткие звёзды глядят с высоты» Излюбленное Тютчевым вертикальное движение с неба.
Они восхищаются тем, что происходит на земле, Мотив земли и неба часто встречается в стихотворениях Тютчева. Возникают две беспредельности – небесная и морская.
Пространство распахнуто по вертикали, и две бесконечности связаны присутствием человека: «В этом волнении, в этом сиянье, Весь, как во сне, я потерян стою»
Поэт дважды называет морскую стихию «зыбью». Зыбь – лёгкая рябь на водной поверхности. Но она великая, т. е. из неё что-то может возникнуть и возникает, как у Тютчева: морская зыбь становится морской стихией.
В ней и несказанный простор, и бесконечность, вечность, такая неохватность, что у любого человека захватывает дыхание, душа мгновенно раскрывается навстречу небывалой гармоничности природного мира и так хочется, искренне хочется слиться воедино с этой величественной, даже властной, матерью-природой:
- О, как охотно бы в их обаянье
- Всю потопил бы я душу свою
- «Зыбь великая, зыбь морская»
- Здесь «великая» и «морская» как констектуальные синонимы.
- Обращаю внимание на строку: «здесь лучезарно, там сизо-темно»
- Краткие прилагательные обозначают переменный признак, признак «сейчас», в сочетании с «противоположными» наречиями «здесь – там» подчёркивают изменчивость моря, его изменяющуюся суть.
Нельзя не заметить сочетание слов «праздник празднуешь». В данном случае тавтология как стилистический приём, усиливающий действительность речи.
«Тавтологические сочетания в тексте выделяются на фоне остальных слов; это даёт возможность, прибегая к тавтологии, обратить внимание на особо важные понятия»
Анафора «как» со значением «до какой степени, до чего» и выдвижение его на первое место указывает на восхищение лирического героя морским пейзажем.
Образ движущегося, волнующегося моря создаётся аллитерацией [г] и [р] передают грохот, движение, а [с] — создаёт шум. Действительно, можно услышать шум, похожий на раскат грома.
Шипящие тоже выполняют звукоподражательную функцию. Их называют иногда «тёмными» согласными. Они соответствуют общему цветовому фону стихотворения, ведь море у Тютчева ночное.
А ассонанс [о] ассоциируется с морем, волнами.
Звуковая организация текста (по таблице Журавлёва) «работает» на создание главного образа стихотворения, — моря. Преобладание звуков и, у+ю, ы создают цветовую гамму моря. И – синий, светло-синий; у+ю – тёмно-синий, сине-зелёный; ы – чёрный.
Прихожу к выводу, что море у Тютчева то светло-синее, сине-зелёное, когда оно в лунном сиянии и в сиянии звёзд, то тёмно-синее, когда оно «тусклым сиянием облитое», и даже чёрное, когда волны несутся, бушуют, волнуются.
Для интонационного и логического подчёркивания выделяемых явлений используется выразительная стилистическая фигура – многосоюзие. Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы и. Читаем у Тютчева: «Блеск и движение, и грохот, и гром»; «и дышит, и блещет»; «гремя и сверкая». Таким образом, союз и показывает движущуюся, изменяющуюся стихию.
А повтор частицы бы усиливает желание лирического героя слиться с морской стихией.
3-я строфа носит характер прямого обращения к морю. «На фоне разнообразных синтаксических средств обращения выделяется экспрессивной окраской. Эмоциональное звучание обращения в поэтическом тексте нередко достигает яркой изобразительной силы.
К тому же при обращении часто стоят эпитеты, да и сами они являются тропами – метафорами». У Тютчева обращения дополнены эпитетами «море ночное», «тусклым сияньем облитое море», и метафорой «зыбь ты великая, зыбь ты морская».
Их экспрессию подчёркивает междометие «о».
Инверсия «о море ночное» «выдвигает» ключевые слова и усиливает впечатление движущейся стихии: «Ходит, и дышит, и блещет оно»
Вопросительное предложение с обращением: «Зыбь, ты великая, зыбь ты морская, / Чей это праздник так празднуешь ты?» звучит как откровенный разговор лирического героя и стихии моря и направлено на постижение смысла бытия. А восклицательное – «как хорошо ты в безлюдье ночном!» усиливает мотив восхищения и желания быть его частью.
Ночь, по Тютчеву, не менее хороша, чем день; в ночь ярко светят звёзды («чуткие звёзды глядят с высоты») и часто бывают откровения (вся 4-ая строфа).
Чуткая душа лирического героя внемлет всему, что происходит на море ночном. Море очаровывает, гипнотизирует, погружает в сон.
Меня привлекла форма глагола «потопил» во втором значении: тоже, что губить. Прихожу к мысли: лирический герой настолько очарован праздником «зыби морской», что готов погубить себя ради мгновения стать частичкой этого праздника.
«Блеск и движение, грохот и гром» — это назывные предложения. Глаголы во II строфе не нужны, их роль выполняют существительные. Они создают динамическую картину.
Некрасов отмечал необыкновенную способность Тютчева «улавливать» именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина.
Многоточие и тире дают возможность читателю дорисовать её. Многоточие скрывает и дополняет то состояние лирического героя, которое не всегда можно высказать словами.
Это и волнение, и неподвластный восторг, и горечь, тоска от невозможности физического слияния с морской стихией.
Заключение. Выводы.
Анализируя стихотворение, я прихожу к выводу: выразительные средства всех уровней языка, «работают» на основную мысль стихотворения: восхищение ночным морем и желание слиться с ним.
Мы смотрим на море глазами Тютчева, лирический герой находится между двумя безднами и не просто вглядывается в природное явление, а всей душой проникается состоянием стихии, она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему.
Анализ языковых уровней помог мне глубже понять смысл тютчевского стихотворения, «увидеть» картину морского пейзажа. Природа у Тютчева многолика, насыщена звуками, красками.
Человеческое существо всегда стремилось и будет стремиться к постижению наивысшей истины, и для Тютчева она заключалась именно в познании природы, в становлении с ней одним гармонично сложенным целым-единством.
Тютчев, творец потрясающего таланта, мог не только слышать и понимать язык природы, но и отразить её живую, насыщенную яркую жизнь в своих поэтически совершенных произведениях, облекать её в лаконичную и ясную форму.
Особенность создания образа моря в анализируемом стихотворении – изображение природы не со стороны, не как наблюдателя. Поэт и его лирический герой пытаются понять «душу» природы, услышать её голос, соединится с ней.
Природа у Тютчева – разумное, живое существо. Мы учимся у Тютчева понимать её, в нашей душе возникают чувства и ассоциации, рождаемые строками поэта.
Источник: https://www.hintfox.com/article/analiza-stihotvorenija-f—Tjutcheva-kak-horosho-ti-o-more-nochnoe.html
Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное…"
Цели:
- Закрепить лингвистические, литературоведческие понятия; продолжить работу с художественным текстом, закрепляя и систематизируя ранее полученные знания.
- Развивать умение выделять главное, делать выводы; работать в группе.
- Воспитывать внимательное, бережное отношение к слову.
Оборудование:
- Карточки с заданиями для групп.
- Текст стихотворения Ф.И. Тютчева.
- Словарь литературоведческих терминов.
Ход урока
- 1. Организационный момент
- 2. Сообщение темы и целей
- 3. Актуализация знаний
– Вспомним, что значат термины «лингвистический» и «стилистический» анализ текста? («Лингвистический» – языковой; «стилистический» – обладающий чертами определенного стиля.)
– Какие уровни языка можно рассматривать? (Фонетический, словообразовательный, морфологический, лексический, синтаксический.)
4. Работа с текстом
Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»
Как хорошо ты, о море ночное, – Здесь лучезарно, там сизо-темно… В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно… На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движенье, грохот и гром… Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо ты в сиянье ночном! Зыбь ты великая, зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь ты? Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звезды глядят с высоты. В этом волнении, в этом сиянье, Весь, как во сне, я потерян стою – О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
– Каким настроением окрашено стихотворение? Как это связано с темой? (С образом морской стихии, как правило, связано ощущение беззащитности, беспомощности человека перед силами природы; стремление слиться с природой, т.к. она – воплощение гармонии.)
– Рассмотрим, как на разных языковых уровнях эта тема раскрывается. Каждая группа будет анализировать один уровень, делать выводы и представлять их классу. Затем обобщим все сказанное.
Задание для 1 группы: Проанализируйте фонетический строй стихотворения.
- Есть ли примеры аллитерации, ассонанса? В каких строках? Как связано с содержанием?
- Определите стихотворный размер. Какова его роль? Ямб приближен к прозаической речи. Хорей передает стремительность, бодрость. Дактиль – торжественность, возвышенность. Амфибрахий – плавность.Анапест – маршевая интонация.
Задание для 2 группы: Проанализируйте изобразительные ресурсы русского словообразования, представленные в тексте.
- Какая морфема использована при образовании следующих слов: сиянье, движенье, безлюдье, обаянье? Данные слова являются существительными конкретными или абстрактными? Сделайте вывод о роли морфем в тексте.
- Какова роль приставки без- (бес-) во второй строфе стихотворения?
- С какой целью используются однокоренные слова в третьей строфе?
Задание для 3 группы: Проанализируйте лексические средства выразительности, представленные в стихотворении.
- Есть ли в тексте синонимы, антонимы? Какова их роль?
- Можно ли считать море образом-символом? Чего?
- Какие тропы (сравнения, олицетворения, эпитеты…) использованы? Какую функцию они выполняют?
- Как на уровне лексики подчеркнута масштабность изображаемой картины?
Задание для 4 группы: Проанализируйте морфологические средства выразительности, представленные в тексте. (Морфология изучает части речи.)
- Какие части речи преобладают в тексте? Какова их роль?
- Проследите, какие формы имен прилагательных использованы в тексте ( краткие прилагательные, в отличие от полных, называют признак, развивающийся во времени).
- Какое время отражено в стихотворении? Как оно выражено? Какова его роль?
- Какова роль деепричастий в речи?
Задание для 5 группы: Проанализируйте синтаксические средства выразительности, использованные в тексте.
- Приведите примеры инверсии (обратный порядок слов в предложении). Какие слова с ее помощью в тексте выделены?
- Есть ли в тексте бессоюзие (передает стремительность, быструю смену событий) или многосоюзие (замедляет движение, подчеркивает смысл соединяемых членов предложения)?
- Что можете сказать о пунктуации?
- Какова роль строки, повторяющейся почти дословно(«Как хорошо ты, о море ночное…»и «Как хорошо ты в безлюдье ночном»)?
5. Рассмотрим результаты работы в группах и ответим на вопрос: Как на разных уровнях языка воплощается тема стихотворения.
Фонетика (аллитерация (повтор «р» передает грохот), ассонанс (повтор «а» подчеркивает широту, размах стихии)). Стихотворный размер – дактиль(придает речи торжественность, возвышенность). | Философичность МасштабностьТоржественность |
Морфемика (суффикс -й- участвует в образовании абстрактных существительных; приставки без-, бес- указывают на отсутствие границ стихии, которую невозможно обуздать). | |
Лексика (абстрактные существительные настраивают на философский лад, антонимы подчеркивают изменчивость моря, обилие тропов). | |
Морфология (обилие глаголов придает речи динамизм, деепричастий, формы настоящего времени создают эффект присутствия; имена прилагательные как в краткой, так и в полной форме помогают подчеркнуть подвижность стихии и вечность бытия). | |
Синтаксис (соединение бессоюзия и многосоюзия передают ощущение изменчивости стихии и подчеркивают вечность бытия; многоточия создают интонацию размышления). |
6. Сделайте вывод о роли разных языковых единиц в выражении авторского замысла.
7. Домашнее задание
Произвести лингвостилистический анализ текста.
Источник: https://zvonoknaurok.ru/load/russkij_jazyk/konspekty_urokov/lingvostilisticheskij_analiz_stikhotvorenija_f_i_tjutcheva_quot_kak_khorosho_ty_o_more_nochnoe_quot/3-1-0-4217
Стихотворение Ф.И.Тютчева Как хорошо ты, о море ночное… Восприятие, истолкование, оценка
Стихотворение Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» (Восприятие, истолкование, оценка.)
Тютчев Ф.И.
Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок.
В данной исторической ситуации отказ «чистых» лириков затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы действительности не мог не вызывать со стороны критики негативную реакцию.
Наверное, нужно было обладать немалым мужеством, чтобы в такой обстановке упорно и последовательно отстаивать свое творческое кредо, вести своеобразный «спор с веком».
Мне думается, что отказ от социальных проблем у Ф. И. Тютчева был продиктован вовсе не его душевной черствостью или равнодушием к страданиям народа. Каждая поэтическая строчка этого выдающегося лирика свидетельствует о его гуманизме, великодушии, интересе к жизни, открытости миру.
Просто такова была природа его поэтического дарования. Она манила поэта к неведомому, заставляла вглядываться в сложный и причудливый мир человеческой души, остро и тонко воспринимать красоту и гармонию природы в ее вечной пленительной изменчивости.
Поэтому основными темами лирики Тютчева -стали любовь, природа, философское осмысление жизни.
Лирика природы стала величайшим художественным достижением поэта. Его пейзажные картины напоены запахами, звуками, переливами лунного и солнечного света. Природа оживает в стихах.
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
- Тютчевские «пейзажи в стихах» неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения.
- В этом волнении, в этом сиянье,
- Весь, как во сне, я потерян стою —
- О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно влечет за собой гибель, «растворение в изначальном хаосе». Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни. Его восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости.
- Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
- Чей это праздник так празднуешь ты?
- Волны несутся, гремя и сверкая,
- Чуткие звезды глядят с высоты.
Беспристрастное время все расставило по своим местам, всему дало объективную и верную оценку.
Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии 60-х годов XIX века? Кого всерьез могут занимать злобные выпады и упреки в гражданской пассивности, адресованные великому поэту? Все это стало лишь предметом изучения истории.
А поэзия Тютчева все так же свежа, удивительна, неповторима. Она волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь открывает нам бездонную тайну человеческой души.
Источник: https://mirznanii.com/a/360762/stikhotvorenie-fityutcheva-kak-khorosho-ty-o-more-nochnoe-vospriyatie-istolkovanie-otsenka
Анализ стихотворения Тютчева Как хорошо ты, о море ночное
Стихотворение “Как хорошо ты, о море ночное…” Федора Тютчева написано в 1865г. И посвящено памяти возлюбленной Елене Денисьевой. Денисьева умерла годом ранее и поэт, как утверждают современники, горячо переживал это событие, всячески пытался с кем либо поделиться горестными мыслями, возможно поэтому в первой строфе Тютчев обращается к морю на “ты”.
Известный факт творчества поэта – это сравнение женщины с морской волной. Кроме того представление моря живым существом обусловлено так же увлеченностью философией Шеллинга.
Данное произведение – прекрасный образец пейзажной лирики, но так же в нем присутствуют и философские размышления. Композиционно стихотворение можно разбить на две части: описание стихии (1-3 строфа), описание чувств человека ( последняя строфа).
В первой строфе лирический герой обращается к морю, как к давнему приятелю, способному дышать, что подчеркивают олицетворения ” ходит и дышит”, восхищается его красотой через ряд эпитетов : “лучезарно, сизо-темно”. Однако сравнение ” словно живое”, говорит о том, что лирический герой осознает, что это всего лишь стихия.
Море таит в себе динамику “грохот и гром”, его простор бесконечен, в отличии от жизни, у которой есть начало и конец, его простор волен, как свободна душа, освободившись от бренности тела. Море предстает перед нами ночью, т. е. оно несет в себе тайну, загадку, которую невозможно отгадать, ведь свет луны тусклый. Но именно этим стихия и пленит лирического героя.
Море прекрасно, когда нет рядом ни души.
Море величественно, оно объяло все, куда простирается взгляд, оно не стоит на месте, оно живет своей неугомонной жизнью, что подчеркивает ассонанс “р” в словах “гремя и сверкая”.
Используя тут же метафорический эпитет в описании звезд “чуткие”, Тютчев подчеркивает, всю зыбкость увиденного момента. Дважды называя море зыбью, Тютчев показывает его переменчивость, мгновенную способность превратиться в бушующую стихию, так же как и человеческая душа.
Душа лирического героя страдает, плачет, полна слез, поэтому появляется желание “потопить душу свою”.
Лирический герой неотделим от стихии, он слился с ней в последней строфе. Море же тоже волнуется, словно отзывается на человеческие переживания. Морская пучина в качестве смерти для лирического героя весьма притягательна, она прекрасна и этим обманчива для человека.
Философское постижение лирическим героем мира в понимании ключевых вопросов бытия подчеркнуто риторическим вопросом.
Большинство лирических произведений Федора Ивановича описывают восхищение и любовь к природе, данное стихотворение не является исключением. Поэт подчеркивает свое восприятие красотой моря риторическим восклицанием.
Анализ стихотворения Как хорошо ты, о море ночное… по плану
(2 votes, average: 3.50
Источник: https://soch.biographiya.com/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-kak-xorosho-ty-o-more-nochnoe/
Как хорошо ты о море ночное тютчев — Где взять анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное… » — 3 ответа
Автор я задал вопрос в разделе Образование
Где взять анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное… » и получил лучший ответ
Ответ от **[гуру]Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное… »«Он не находил ни успокоения своей мысли, ни мира своей душе», — так написал о Федоре Ивановиче Тютчеве его зять Иван Сергеевич Аксаков, известный славянофильский публицист, ставший первым биографом поэта.
Эти строчки заставляли меня задуматься: почему его душа всегда была неспокойна? Многие стихи поэта частично дают ответ на этот вопрос, и также частично мы можем найти ответ, обратившись к стихотворению «Как хорошо ты, о море ночное… »Эта элегия начинается с обращения к ночному морю, и следующие три строфы посвящены его описанию.
Поэт представляет море живым: «ходит, и дышит» оно величаво и абсолютно свободно «на вольном просторе» , оно мощно в «грохоте и громе». Оно не знает грусти, печали, им любуются «чужие звезды». Эти метафоры и эпитеты рисуют картину прекрасного, не знающего человеческого горя и страдания моря.
Это стихотворение написано дактелем, который помогает создать образ набегающих волн, этому же способствуют перекрестные рифмы, женские и мужские рифмы. Это все передает волнообразное движение.Цвет моря подчеркивают звуки [у] , [и] , [е] , которые передают сине-зеленые краски.
А в третьей строфе, где поэт пишет о празднике морском, свист ветра и грохот волн передаются звуками [з] , [с] , [гр] и [р] .Море так свободно, так прекрасно и беспечально, что любуются звезды и любуется им поэт. Поскольку Тютчев является поэтом ночи, то именно ночное море он рисует в этом стихотворении. Последняя строфа создает совсем другое настроение.
Здесь мы чувствуем какую-то боль, отчаяние, владеющие поэтом. Может быть это оттого, что прошло лишь пять месяцев со дня смерти Елены Алексеевны Денисьевой.
К ней Тютчев испытывал сильное и глубокое чувство любви, которое приносило и радость и мучило их обоих, но благодаря этой любви, были написаны стихи, названные “денисьевским циклом” – шедевр русской любовной лирики:О, как убийственно мы любим,Как в буйной слепоте страстейМы то всего вернее губим,Что сердцу нашему милей..
!Может быть в одну из бессонных ночей, когда душа поэта была испепелена страданиями, он обратился к морю, завидуя его бесстрастности и желая растворить в нем свою душу, не знающую покоя.Воспоминания о Денисьевой столь поучительны, что в последней строфе мы слышим стон, вопль души, и это подчеркивается звуками [в] , [о] , [э].
Поэт тоскует о любимой и не может простить себе, что явился косвенной причиной ее ранней смерти. Вон там, в волнах, душа поэта может найти успокоение и может даже слиться с душой потеренной любимой.Грешная, земная любовь Тютчева к Денисьевой до сих пор заставляет его страдать.
Он молит Господа о благословении его души (“когда на то нет божьего согласья… ”)И современники поэта, и последующие поколения очень высоко ценили его творчество. И меня его стихи тоже привлекают, особенно любовная лирика. Мне кажется поэт рассказывает в своих произведениях не только историю своей души, но и многих любящих сердец. Он настолько мастерски описывает чувства, что часто сжимается сердце, когда читаешь его строки, например: ”всю потопил бы я душу свою… ” В одной этой строчке передается масштаб горя, которое ничем не заглушить. А вот влиянии с природой можно найти успокоение. Я думаю, что стихотворение “Как хорошо ты, о море ночное… ”еще долго будет волновать души людей и каждый прочтет в нем что-то свое, потому что, как сказал поэт: ”Есть целый мир в душе твоей…! ”********************************************************************************************************************************************яУченик(122)
Спасибо огромное ????
Ответ от Екатерина[гуру]только если самому подумать, причём совсем немногоОтвет от Ѐыжуля[гуру]не поверишь, но такие ананлизы берутся из головы и никакие шпоры тебе не помогут.
Если будешь списывать откуда то-ничего не поймешь, так что пиши сам.
Совет-почитай что нить о самом Тютчеве, какая у него поэзия, какая главная тема его поэзии, какие главные поблемы, что любил, как жил-тогда со стихами ег все станет понятно.
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Где взять анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное… » Как Имя отчество писателя Тючьева???
подробнее…
Ответ от 3 ответа[гуру] Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
Источник: https://3otveta.ru/kak-khorosho-ty-o-more-nochnoe-tiutchev/
Сюжет поэзии Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»
Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок.
В данной исторической ситуации отказ «чистых» лириков затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы действительности не мог не вызывать со стороны критики негативную реакцию.
Наверное, нужно было обладать немалым мужеством, чтобы в такой обстановке упорно и последовательно отстаивать свое творческое кредо, вести своеобразный «спор с веком».
Мне думается, что отказ от социальных проблем у Ф. И. Тютчева был продиктован вовсе не его душевной черствостью или равнодушием к страданиям народа. Каждая поэтическая строчка этого выдающегося лирика свидетельствует о его гуманизме, великодушии, интересе к жизни, открытости миру.
Просто такова была природа его поэтического дарования. Она манила поэта к неведомому, заставляла вглядываться в сложный и причудливый мир человеческой души, остро и тонко воспринимать красоту и гармонию природы в ее вечной пленительной изменчивости.
Поэтому основными темами лирики Тютчева -стали любовь, природа, философское осмысление жизни.
Лирика природы стала величайшим художественным достижением поэта. Его пейзажные картины напоены запахами, звуками, переливами лунного и солнечного света. Природа оживает в стихах.
Как хорошо ты, о море ночное,
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
Тютчевские «пейзажи в стихах» неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно влечет за собой гибель, «растворение в изначальном хаосе». Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни. Его восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости.
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
Беспристрастное время все расставило по своим местам, всему дало объективную и верную оценку.
Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии 60-х годов XIX века? Кого всерьез могут занимать злобные выпады и упреки в гражданской пассивности, адресованные великому поэту? Все это стало лишь предметом изучения истории.
А поэзия Тютчева все так же свежа, удивительна, неповторима. Она волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь открывает нам бездонную тайну человеческой души.
Появлявшиеся в печати стихи Тютчева привлекали к себе внимание читателей и критиков. Они отмечали оригинальность восприятия поэтом природы. Он видел ее сердцем, душой, а не одними глазами. Будучи дипломатом, Тютчев долгое время живет за границей, а вернувшись в Россию, заново привыкает к ее природе.
О Север, Север-чародей,
Иль я тобою околдован?
Иль в самом деле я прикован
К гранитной полосе твоей?
О, если б мимолетный дух.
Во мгле вечерней тихо вея,
Меня унес скорей, скорее
Туда, туда, на теплый Юг…
Тютчев всегда был патриотом России, в этом нет никакого сомнения. Разве мог бы писать такие прекрасные стихи равнодушный человек?
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной…
- Поэт не критикует свою Родину, он принимает ее такою, какой она есть. Хрестоматийными стали сегодня слова, написанные поэтом для себя:
- Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать — - В Россию можно только верить.
- И он верил беззаветно в великую миссию России.
Источник: https://soshinenie.ru/syuzhet-poezii-tyutcheva-kak-xorosho-ty-o-more-nochnoe/