Детство и юность лермонтова — доклад сообщение

Детство и юность Лермонтова - доклад сообщениеСвоё происхождение род Лермонтовых ведёт из Шотландии от полумифического барда-пророка Томаса Лермонта. Потомок барда, живший уже в Польше, поручик Георг Лермонт был взят в плен русскими в начале XVII века. Впоследствии поручик решил служить русскому царю. Георг принял православие. После православного крещения он получил имя Юрий Андреевич Лермонтов.

Интересен тот факт, что у семьи Лермонтовых существовал свой герб. В щите, имеющем золотое поле, находится чёрное стропило с тремя на нём золотыми четвероугольниками, а под стропилом чёрный цвет. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской на нём короной.

Намёт на щите золотой, подложен красным, внизу щита девиз «SORS MEA JESUS» (Судьба моя Иисус). Михаил даже носил при себе салфетку, на которой был вышит герб – вместе с девизом! Сейчас ее можно видеть в пятигорском музее поэта.

Михаил Лермонтов написал стихотворение «Желание», посвящённое шотландским предкам. В юности великий русский поэт считал, что его фамилия происходит от фамилии Франсиско Лермы, государственного деятеля, который жил в Испании 2 века назад.

Лермонтов написал портрет человека, которого считал своим далёким предком. Поскольку поэт никогда не видел Лерму, образ на портрете был придуман самим Лермонтовым.

Детство поэта

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Воспитанием будущего поэта занималась его бабушка по материнской линии – Елизавета Алексеевна. Мальчик не отличался крепким здоровьем, однако бабушка прикладывала все усилия для того, чтобы любимый внук не был ничем обделён. Мнение зятя относительно воспитания Миши Елизавету Алексеевну не интересовало.

Между бабушкой и отцом мальчика нередко возникали споры. Отец не имел возможности тратить по несколько тысяч рублей в год на обучение сына иностранным языкам. У бабушки такая возможность была. В конце концов, Елизавета Алексеевна решила забрать внука и воспитывать его до 16 лет.

Детство и юность Лермонтова - доклад сообщение

Несмотря на то, что маленький Миша был с раннего детства окружён заботой и вниманием любящей бабушки, которая ни в чём не отказывала внуку, мальчик не чувствовал себя счастливым и был очень одинок.

В глубине души Миша понимал, что у него есть всё, кроме самого главного – полноценной семьи. В будущем поэте очень рано проснулась склонность к «грёзам». Миша рос мечтательным и задумчивым ребёнком.

В своих грёзах он находил то, что не могла ему дать бабушка. Лермонтов с детства презирал быт и серые будни.

В 10 лет будущий поэт впервые влюбился. Когда бабушка привезла мальчика на воды на Кавказ, он встретил девочку, к которой испытал своё первое глубокое чувство. Стихотворение «К Гению» было посвящено первому чувству маленького Миша.

Юность Лермонтова

В 12 лет Лермонтов поступил в университетский благородный пансион. В это время у будущего поэта появляется вкус к литературе. Михаил по-прежнему одинок. Оказавших в среде сверстников, мальчик пытается найти родственную душу, близко сходится то с одним, то с другим товарищем. Однако его не ждёт ничего, кроме разочарования. Михаила постоянно предают.

Приближалось шестнадцатилетие будущего поэта. Елизавета Алексеевна не хотела возвращать внука отцу. Между тёщей и зятем начинается открытая вражда, заставившая Михаила страдать ещё больше. Угрозами и уговорами бабушка смогла уговорить внука остаться с ней. Михаил был вынужден уступить, несмотря на свою огромную привязанность к отцу.

В сентябре 1830 года молодой человек поступил в Московский университет. Сначала он учился на «нравственно-политическом отделении», но затем понял, что ему это не интересно, и перевёлся на «словесное отделение».

В университетские годы Лермонтов увлекался творчеством Байрона и нередко проводил параллели между собой и английским поэтом. Юноша находил много общего между своим внутренним миром и внутренним миром Байрона.

Годы учёбы в университете оказались особенно плодотворными для молодого поэта. Лермонтов активно посещает светские приёмы, балы и маскарады. Он нередко появляется во многих московских салонах.

Однако Михаил перестаёт быть тем восторженным «отроком», каким он был всего несколько лет назад. Юноша не ищет больше душевного общения, ограничиваясь общением светским.

Он полностью разочарован в людях.

Последний этап жизни

Военная карьера

Детство и юность Лермонтова - доклад сообщениеЛетом 1832 года Лермонтов принимает решение уйти из университета и уехать в Петербург. В столице юноша попытался вновь поступить в университет, надеясь, что ему зачтут те 2 года, которые он провёл в Московском университете. Однако молодому человеку посоветовали поступать на первый курс. Лермонтов не захотел начинать студенческую жизнь заново. Михаил решает начать военную карьеру. Решение было одобрено бабушкой Елизаветой Алексеевной.

Лермонтов поступил в школу подпрапорщиков. За 2 года обучения в школе поэт не смог написать ничего значительного, кроме «Юнкерских молитв».

Лермонтов пытался написать роман на тему восстания Пугачёва (в литературе он известен, как «Вадим»), однако произведение так и не было дописано до конца.

Литературоведы, изучающие творчество Лермонтова «юнкерского» периода отмечают, что всё время у поэта отнимал юнкерский разгул, которому он предавался со своими товарищами. Очевидно, именно поэтому времени на творчество просто не оставалось.

Изгнание на Кавказ

Окончив школу, Лермонтов поступает в лейб-гвардии Гусарский полк. На дальнейшую его судьбу повлияла смерть А. С. Пушкина. Стихотворение «Смерть Поэт», написанное по случаю гибели коллеги по перу, быстро распространилось в рукописном варианте. Как ни странно, общество осудило Лермонтова за порицание Дантеса.

Детство и юность Лермонтова - доклад сообщение

За своё стихотворение Лермонтов был арестован. Затем последовало судебное разбирательство. За поэта вступились друзья Пушкина и бабушка. В конце концов, «опального» отправляют на Кавказ. Благодаря стараниям Елизаветы Алексеевны пребывание поэта на Кавказе продлилось всего несколько месяцев.

Впоследствии Лермонтову приходилось возвращаться на Кавказ по долгу службы. Суровая и одновременно прекрасная кавказская природа вторично завоевала сердце поэта, как когда-то в детстве.

Впечатления, полученные Лермонтовым во время ссылки, легли в основу таких его известных произведений, как «Мцыри» и «Демон».

Первая дуэль

Зимой 1840 года на балу в доме графини Лаваль между Лермонтовым и Эрнестом де Барантом, сыном французского посла, произошла ссора. «Доброжелатели» показали Эрнесту эпиграмму, написанную Лермонтовым ещё в годы учёбы в школе подпрапорщиков.

Молодого человека заставили поверить в то, что эпиграмма была написана в его адрес. Те же «доброжелатели» сообщили сыну посла, что поэт нелестно отозвался об Эрнесте в разговоре с одной своей знакомой.

Де Барант потребовал объяснений, скандал разразился прямо на балу.

18 февраля между поэтом и сыном дипломата состоялась дуэль. Примечательно, что поединок был назначен недалеко от места, где совсем недавно проходила дуэль Пушкина. Поединок был начат на шпагах, но когда одна из них сломалась, пришлось перейти на огнестрельное оружие. Эрнест не попал в цель. Лермонтов тоже промахнулся, но умышленно. Молодые люди решили закончить поединок примирением.

Первая дуэль О дуэли стало известно начальству поэта. Лермонтов вновь попал под суд. Эрнесту посоветовали на некоторое время покинуть Россию. Лермонтова было решено выслать на Кавказ.

Поэт по приказу императора должен был быть задействован во всех крупных военных операциях. Сразу же после прибытия на Кавказ Лермонтов отличился, как было отмечено в рапорте, «мужеством и хладнокровием».

Последняя дуэль

Детство и юность Лермонтова - доклад сообщениеЛермонтов уже давно мечтал об отставке. Он хотел серьёзно заняться «сочинительством». Елизавета Алексеевна всегда была категорически против литературных увлечений единственного наследника. Поэт решил повременить с осуществлением своей мечты, боясь обидеть бабушку.

По свидетельствам очевидцев, поэт покидал столицу с тяжёлым предчувствием. Из Петербурга Лермонтов прибыл в Ставрополь, а оттуда – в Пятигорск. Здесь он поссорился с майором Николаем Мартыновым, с которым уже был знаком раньше.

Молодые люди когда-то учились в школе подпрапорщиков, которую Мартынов закончил на год позже. Лермонтов неоднократно посещал родителей Николая в Москве.

Предположительно, сестра Мартынова вдохновила великого русского поэта на создание образа княжны Мери.

Причиной ссоры между поэтом и Николаем Мартыновым послужили неуместные шутки и колкости, которые позволял себе Лермонтов в адрес своего товарища. Мартынов носил черкесский костюм и во всём подражал горцам, что не могло не вызывать насмешки окружающих. Лермонтов больше всех подвергал критике вкусы Мартынова. Серьёзная ссора произошла в доме Верзилиных. Николай Мартынов вызвал поэта на дуэль.

Детство и юность Лермонтова - доклад сообщениеПредлагаем вам анализ романа «Герой нашего времени», в котором органично сплелись психологический, авантюрный, социальный, исповедальный романы, лучшие черты отошедшего романтизма и развивающегося реализма.

В стихах Лермонтова сочетаются как образцы романтической поэтики, так и реалистические моменты. Это сочетание создаёт неповторимую «незавершённость» его произведений.

Поединок произошёл в июле 1841 года. Согласно основной версии, Лермонтов, не воспринимая эту дуэль всерьёз, выстрелил вверх. Однако Мартынов видел возможность отомстить обидчику и выстрелил ему в грудь.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/mikhail-lermontov/kratkaya-biografiya.html

Детство Лермонтова

Содержание

  • 1 Сирота
  • 2 Образование. Учеба в Москве

Детство и юность Лермонтова - доклад сообщение

Сирота

Детство Лермонтова, хоть и было обеспеченным материально, оно не было простым и беззаботным. Беспокоившийся за здоровье молодой жены Юрий Петрович Лермонтов повез жену в Москву, где были опытные, знающие врачи. Поэтому Михаил Юрьевич родился в Москве. Его детство проходило в селе Тарханы.

Маленькому Мише было 3 года, когда матери не стало. Мария Михайловна была болезненной женщиной, и часто отказывала мужу в близости. Он стал искать утешения на стороне. Сначала он завязал отношения с молодой немкой, наставницей Миши, потом и вовсе снизошел до дворовых девок.

Однажды между супругами разразилась ссора, и Юрий Петрович ударил жену. Она тяжело переживала этот конфликт и вскоре у нее развилась чахотка, которая и свела ее в могилу. Маленький Миша был оставлен на попечении бабушки, а сам Юрий Петрович был вынужден вернуться в свое имение Кропотовку в Тульской губернии.

Бабушка никогда не любила своего зятя, а после смерти дочери видела в нем источник всех зол.

Миша тяжело переживал смерть матери и разлуку с отцом. В молитвах он просил Бога вернуть ему любимую матушку. Душевные страдания усугублялись страданиями физическими. Миша болел золотухой. Мальчик с ранних лет ушел в себя, в свои мысли, «грезы». Он чаще был предоставлен самому себе. Отсюда его замкнутость, неумение сходиться с людьми, чувство покинутости и одиночества.

Потерявшая единственную дочь Елизавета Алексеевна Арсеньева горячо любила внука, который не отличался крепким здоровьем. Ради него бабушка держала врача, французского еврея доктора Ансельма Левиса (Леви). Его главной обязанностью было лечение и наблюдение за Михаилом.

Когда Мише было 10 лет, бабушка повезла его на воды на Кавказ. Здесь он познакомился с девочкой, которая оставила в душе подростка невероятно глубокое чувство. Можно сказать, что в этот момент заканчивалось детство Лермонтова и начиналось отрочество. Глубокое впечатление на мальчика произвели величественные Кавказские горы.

В Михаиле рано стали проявляться его способности к рисованию и стихосложению. Он рисовал то, что видел вокруг и бабушка, восхищавшаяся талантами внука, тщательно хранила его рисунки.

Образование. Учеба в Москве

Первые попытки дать Мише домашнее образование, закончились неудачей.

Француз Capet не сумел заинтересовать ребенка изучением французского языка, а учитель грек, бежавший из Турции, и вовсе рано бросил занятия, и Миша был предоставлен самому себе.

В доме была большая библиотека, и он читал европейских авторов в оригинале на французском, немецком, английском языках, и самостоятельно изучил европейскую литературу.

В 1827 году, бабушка повезла Михаила в Москву для обучения. Здесь она сняла небольшой особняк. Миша должен был поступить в университетский пансион в 4-й класс. В пансионе он обучался 2 года. Здесь под руководством преподавателей Зиновьева и Мерзлякова молодые люди почувствовали вкус к литературе. Есть сведения, что ученики выпускали рукописный журнал, руководил которым Миша Лермонтов.

Отношения с товарищами у него не складываются. Он ищет родственную душу, преданности от друзей, а молодые люди, порой так ветрены. Это раздражает его.

Его душевное состояние усугубляется конфликтом между отцом и бабушкой из-за него. С одной стороны Елизавета Алексеевна боится потерять внука, остаться совершенно одна. С другой, она не может простить зятю гибели любимой дочери.

Читайте также:  Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. искусство)

Через два года учебы Лермонтов, сдав экзамены, поступил в университет.

А.З. Зиновьев, преподаватель пансиона, так рассказывал о своём талантливом, милом его сердцу питомце М.Ю. Лермонтове:

В 1831 году Михаил узнал о смерти отца, которого он продолжал любить, несмотря на запреты и препятствия бабушки. Ему на тот момент было уже 16 лет. Памяти отца он посвятил элегию, в которой есть такие строки:

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть.

Для Миши Лермонтова наступила пора юности.

Источник: https://LermontovM.ru/zhizn-i-tvorchestvo/detstvo-lermontova

Детство и юность Лермонтова

Согласно семейному преданию, родовое дерево Лермонтовых ведет свое происхождение от легендарного шотландского барда-сказителя XII века Томаса Лермонта.

Предки Лермонтова были склонны разного рода авантюрам, поступали наемниками в армии европейских правителей. Один из них, оказавшись в России в «смутное» время XVI столетия, перешел на сторону русских.

За это Михаил Романов пожаловал ему дворянство и земли под Тулой.

Мать будущего поэта, Мария, и его бабушка принадлежали к роду Столыпиных, входившему в число аристократических фамилий Российской империи. Столыпины были богаты, влиятельны, занимали высокие государственные посты, именно поэтому Елизавета Алексеевна полагала, что дочь достойна более выгодной партии в браке.

Детство и юность Лермонтова - доклад сообщение
Маленький Лермонтов

Юрий Лермонтов был старше жены на восемь лет. По воспоминаниям современников, он был очень красивым, статным, с очень редким определенным жизненным опытом.

Мария Арсеньева относилась к очень интересному типу излишне впечатлительных и мечтательных барышень, которые воспитывались на сентиментальных романах. Брак оказался несчастливым.

Даже рождение первенца в ночь с 14 на 15 октября 1814 г. ничего не изменило.

После рождения Михаила семья перебирается на жительство в имение Тарханы под Пензой, где в феврале 1817 г. Мария умирает от Чахотки. И тогда на авансцену жизни Миши, которому нет еще и трех лет, решительно выступает бабушка.

Елизавета Алексеевна была женщиной красивой, эффектной, обаятельной (с теми, кто заслуживал ее внимания) и при этом своевольной и властной. Раннее вдовство и смерть дочери создали ей в семье и светском обществе особый ореол.

Она выдвигает перед зятем условие: Миша станет богатым и родовитым наследником по линии матери только в том случае, если Юрий Петрович откажется от всех прав на сына, а общение будет ограничиваться редкими встречами.

У отца Миши особого выбора не было: в тот период жизни он завяз в больших долгах. Будущий поэт, по сути, в три года, становится сиротой. Если любовь бабушки и могла стать заменой материнской ласки, то расставание с отцом, которого он видел только по праздникам, станет для него болезненной темой, что мы можем видеть и в его творчестве.

Родовое имение Тарханы стало для Миши золоченой клеткой. Бабушка в нем души не чаяла, исполняя любые его желания и детские капризы, и любила повторять о внуке: «Все блаженство мое заключается в нем». В имении даже был собственный зверинец.

Сохранилась трогательная история о том, как бабушка разрешила Мише управлять имением в день его рождения. И тот подарил крепостным крестьянам барскую рощу. Позже он все же упросил бабушку, и та разрешила взять лес на постройку новых домов. Так, в деревне появилась новая улица.

С детских лет М. Лермонтов отличался крайне противоречивым характером. Он мог быть добрым и великодушным, а мог стать злобным и нетерпимым к окружающим.

Елизавета Аркадьевна понимала всю необходимость хорошего образования, поэтому в Тарханы были выписаны лучшие учителя из Москвы и Петербурга. А стоило это все немалых денег. Михаил получил великолепное домашнее образование, знал несколько языков. Он много и с удовольствием читал.

Его литературными учителями следует назвать романтиков: Б. Скотта, Т. Мура, из русских — В. Жуковского. А по длинным его кумиром становится английский поэт-романтик Дж. Байрон. Мишель рано начал заниматься художественными переводами: переводить и сочинять стихи на нескольких языках.

Развитию воображения и наблюдательности способствовала природа вокруг имения. Образ мальчика с книжкой станет одним из задушевных образов в его лирике. Все эти впечатления найдут художественное воплощение в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен».

Семейная драма наложила отпечаток на характер Михаила. С одной стороны, он был живым и отзывчивым ребенком, а с другой — любил одиночество, жил в мире собственных фантазий.

М. Лермонтов слишком рано духовно повзрослел и состоялся как личность. Прожив неполных 27 лет, писатель затронул в своем творчестве проблему человека в обществе, которое не принесло ему душевной гармонии, создал психологический портрет «героя своего времени».

Одним из самых ярких событий детства стала поездка на Кавказ, куда бабушка повезла Мишу с целью поправить слабое здоровье. Эта была любовь с первого взгляда: величественные горы со снежными вершинами, война с горцами, бурные реки и обрывы вдоль дорог, восточные легенды и предания…

Кавказская тема станет одной из наиболее значимых в творчестве писателя, а также местом действия двух его «вершинных произведений» — поэмы «Демон» и романа «Герой нашего времени».

В течение короткой жизни из светских салонов он будет стремиться сюда, где можно дышать полной грудью. Кавказ для Лермонтова — это романтическая среда. Она способствовала становлению его как поэта-романтика. Однако по злой иронии судьбы именно Кавказ станет местом ссылки, военной службы и гибели Михаила Юрьевича.

Дворянин того времени должен был учиться и делать успешную карьеру, а молодому аристократу нужно было еще и появляться в светском обществе. Бабушка понимала, что разлука неизбежна, но определила она внука не в северную столицу, а в милую, патриархальную Москву.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/12/detstvo-i-yunost-lermontova.html

Детские годы Лермонтова

Детство и юность Лермонтова - доклад сообщениеДетские годы — важный этап в жизни каждого человека. В эту пору формируется его личность, происходит становление характера и создаётся модель поведения. Ключевую роль в этом процессе играют родители.

Отец будущего поэта Михаила Лермонтова, Юрий Петрович обучался в первом кадетском корпусе, потом служил в Кексгольмском пехотном полку и в 1819 году 7-го ноября вышел в отставку в чине капитана. Он жил в своей маленькой деревеньке, в Ефремовском уезде Тульской губернии. Рядом с его деревенькой было большое село Васильевское, богатое имение Арсеньевых.

Михаил Васильевич Арсеньев, владелец Васильевского, был женат на Елизавете Алексеевне Столыпиной, выдающейся женщине. Арсеньевы и Столыпины были родовитые, столбовые русские дворяне, владевшие многими поместьями в Тульской, Пензенской и Саратовской губерниях.

Когда Юрий Петрович обитал в своей деревеньке, Елизавета Алексеевна Арсеньева, урождённая Столыпина, была уже вдовой и жила в Васильевском со своей единственной дочерью Марией Михайловной.

Мария Михайловна, девушка очень чувствительная и мечтательная, любившая живопись, поэзию и музыку, как-то встретилась с красавцем Ю.П.Лермонтовым, познакомилась с ним и полюбила его. И мать и сановитые родственники были против этого брака; но Мария Михайловна вышла замуж за Юрия Петровича, и они искренне любили друг друга.

Мария Михайловна жила недолго. Она была хрупкой, нежной, часто болела.

Ради лечения Лермонтовы переехали в Москву, где в 1814 году второго октября в доме генерал-майора Толя, что у Красных ворот, родился у них сын Михаил, который крещён был 11 октября в церкви Трех Святителей.

Не прошло и трёх лет после рождения будущего поэта, как 24 февраля 1817 года, мать его скончалась. Бабушка Елизавета Алексеевна, любя страстно внука, отобрала его от отца и увезла в своё дальнее поместье в село Тарханы, Пензенской губернии, Чембарского уезда.

Таким образом, ребёнок в самом раннем детстве лишен был и материнской ласки, и отцовской любви, и всю свою недолгую жизнь страдал от одиночества, искал родной души и так и не нашел её.

Он сохранил благоговейное, исполненное любви воспоминание сына о своём отце, и пред ним всегда и всюду восставал милый и дорогой образ его любимой матери. Он всю жизнь не мог забыть, как мать пела над его колыбелью.

Песня эта в детские годы вызывала у него слёзы; приятный голос матери слышался ему позднее и на дальнем Кавказе; чуткий слух его никогда не терял знакомого мотива.

Раннее лишение матери и отца вызвало потом у поэта появление горьких стихотворных строк.

Бабушка сильно любила внука, не скупилась в расходах на его воспитание, тратила по четыре тысячи в год на обучение разным языкам и сильно баловала его. В Тарханах он окружён был исключительно женским обществом. Зимой по вечерам Миша просиживал в детской со старушкой-немкой, его бонной, и горничными девушками.

Девушки пели мальчику песни про волжских разбойников. Старушка-бонна рассказывала древние легенды про подвиги рыцарей, закованных в брони, разные похождения карликов и великанов, про борьбу с чудовищами, — и его воображение наполнялось чудесами дикой храбрости и мрачными картинами; пред ним проносились видения не только во сне, но и наяву.

Он разлюбил игрушки и начал мечтать.

В нём рано проснулось необычайно живое воображение, оно тянуло его к величавым, мрачным образам, ко всему бурному, героическому. Это настроение часто сменялось тихой мечтательностью.

Чуткий, внимательный, пылкий Миша Лермонтов страстно любил природу, и барская усадьба в селе Тарханы, где прошло его раннее детство, являлась для него приятным уголком, — тут, вдали от пыльной дороги тянулся большой парк, замыкавший собою прекрасный сад с оранжереями и теплицами, и всюду были чудные цветы…

Но при всей мечтательности, при всей склонности к грусти и ранней тоске, натура у Миши была энергичная, твердая и стремительная, что подчас проявлялось в детстве в резких шалостях.

Детские годы Лермонтова, протекавшие без любимых родителей, были осложнены и болезнью мальчика. Миша Лермонтов всё своё детство страдал золотухой. Болезнь эта хотя и ослабила его тело, но развивала в душе нравственную силу. Он рано сосредоточился, ушёл в себя и приучился думать.

Из-за болезни, не имея возможности развлекаться обыкновенными детскими забавами, Миша начал искать их в самом себе. Воображение для него стало новой игрушкой. Он воображал себя волжским разбойником, среди синих и студёных волн, в тени дремучих лесов, в шуме битв, в ночных поездках при звуке песен, под свист волжской бури.

Он побеждал страдание тела грёзами души, но этих грёз никто не мог понять.

Ему только девять лет от роду, а он уходит в себя, никому не поверяет своих страданий, своих огорчений. Нет у него друзей, сверстников. В нём развивается самоуверенность и неприятие окружающей жизни. Он одинок и несчастлив; всякое одиночество и чужое несчастье кажется ему своим. Он считает себя чужим среди людей, и вместе с тем жаждет и ищет родной души, одинокой и страдающей.

Когда Михаилу исполнилось десять лет, бабушка повезла его на кавказские воды, для поправки здоровья. Настроение мальчика, с самого детства мечтательное, часто мрачное, теперь получило новый импульс, — Кавказ овладел им всецело и на всю жизнь. Потом он часто, в радостях и муках, уносился мыслью к родному его душе Кавказу.

Скалы, горы, уходящие в облака, до последних дней (нить жизни его была оборвана разом среди этих же ущелий), говорили ему о далёкой горной Шотландии, родине его предков, об отважных сынах гор, свободных и вольных, как горные орлы.

Осенью 1825 года Миша Лермонтов с бабушкой возвратился из Пятигорска снова в Тарханы.

Читайте также:  Егор булычов и другие - краткое содержание пьесы горького

Как выглядел мальчишкой Лермонтов? Смуглый, подвижный, с чёрными, блестящими глазами, мечтательно задумчивый Мишель, как его звали тогда, в зелёной курточке, с клоком светлых волос, падавших на лоб, резко выделявшихся в шапке чёрных, как смоль, волос, хотя и был мал ростом, но не походил на ребёнка его лет.

Он уже переписывал в толстую тетрадь интересовавшие его стихи, многие из них пересказывал по-своему. С этого времени и началось его учение.

При нём уже были высокий, сухощавый француз Копэ и грек, бежавший из Турции в Россию. Но ни грек, ни греческий язык Мише не полюбились.

Француз Копэ тоже мало привязал его к себе и к французскому языку, так что в детской тетради Мишеля встречается очень мало французских стихов.

Детские сны у Миши Лермонтова были особенные, не ребяческие. Так он рассказывал позднее, вспоминая о своём детстве: «Я помню один сон, когда я был ещё восьми лет. Он сильно подействовал на мою душу.

В те же лета я один раз въехал в грозу куда-то и помню облако, которое небольшое, как бы оторванный кусочек чёрного плаща, быстро неслось по небу: это так живо предо мною, как будто вот теперь вижу.

Когда я ещё был мал, я любил смотреть на луну, на облака, которые, как рыцари в шлемах, теснились вокруг неё – будто полные беспокойства».

Фантазия юного Лермонтова богата. Он с детских лет мыслит уже образами, сравнениями, в нём живёт душа могучего поэта. Он владеет тонким прирождённым чутьём живых, стройных созвучий, и потому прежде всего его захватывают пленительные стихи Пушкина и мягкая грусть поэзии Жуковского.

  • Одиннадцатилетний Миша полностью переписывает в свою тетрадь «Бахчисарайский фонтан» Пушкина, туда же им списан и «Шильонский узник» Жуковского.
  • Сердце этого мальчика – чувствительное, тоскующее, неудовлетворённое, оно жаждет простора и воли, стремится к пленникам, узникам, понимает страдания людей и живёт ими.
  • Так шла жизнь его в Тарханах.
  • Детские годы Лермонтова шли своим чередом…

Источник: https://DetskiyChas.ru/school/lermontov/detskie_gody_lermontova/

Детство и юность Лермонтова кратко

1814 год прославился не только военными успехами России, но и рождением великого поэта М. Ю. Лермонтова. В семье отставного капитана Юрия родился сын, названный Михаилом.

Детские годы творца протекали в негативной атмосфере. Мать Марья пошла против воли матери и вышла замуж за небогатого капитана Лермонтова.

Её родня, представители знатного рода Арсеньевых, до последнего не принимали зятя и всячески упрекали дочь за неравный брак.

Их воля свершилась только после смерти дочери, в 1817 г., тогда же Юрий был вынужден отказаться от сына в пользу богатого рода Арсеньевых.

Расставание с отцом и матерью было тяжёлым и болезненным для маленького Михаила, а редкие встречи с папой были очень нечастыми. Тяжело переживая смерть отца в 1831 г., Михаил написал драматичные строки.

Все детские и юношеские годы поэта прошли в Тарханах, во владениях знатной бабушки.

Надо отдать должное бабушке, которая всю любовь отдавала внуку, и делала всё зависящее от неё, чтобы ребёнок не чувствовал себя сиротой.

Строгая и беспощадная по своей натуре, бабушка Елизавета держала в ежовых рукавицах всех вокруг, но маленький внук был её слабым местом. Переживая за болезненного мальчика, она указывала няне дежурить каждую ночь у его кроватки.

Простые дворовые люди и крепостные крестьяне также следили за Михаилом и оберегали его по приказу бабушки.

Одарённость Михаила начала проявлять себя с самого нежного возраста, и это замечали окружающие. Кроме владения словом, мальчик ставил пьесы, изучал языки и занимался музыкой.

В возрасте 14 лет, после года занятий с учителями, юный поэт поступает в благородный пансион. Этот год считается началом осознанного творческого пути, по словам самого поэта.

В Университетском пансионе Михаил начинает творить, пишет стихи и несколько поэм.

4 класс, 5 класс.

Детство и юность Лермонтова подробно

Один из самых великих и знаменитых русский писатель, произведения которого являются любимыми и признанными до сегодняшнего дня Лермонтов Михаил Юрьевич был рожден третьего октября тысяча восемьсот четырнадцатого года.

Стоит отметить, что этот год был запоминающимся и знаменитым для России, позже его окрестили годом военной славы русской армии.

Именно в это время русские солдаты вернулись на родину не просто с военных действий, а с победой, вернулись героями своей страны.

В этот год им удалось сделать казалось бы невозможное, не только победить и выгнать Наполеона и соответственно всю его армию из страны, но и победить всех противников, которые были воинственно настроены на русский народ, а так же прославить себя и свою страну на весь мир.

Вот именно в это самое время, в семье одного капитана в отставке, который к слову потерял весь свой материальный достаток на свет появился мальчик, мальчик которому было суждено навсегда войти историю русской культуры, стать знаменитым и добиться всенародного признания и любви.

Многие считают, что об этом писателе можно говорить кратко, а можно очень и очень подробно разбирать каждый отрывок его жизни, но не стоит забывать, что несмотря на всенародную славу в его жизни как и у любого человека должны остаться сокровенные моменты, знать о которых потомкам вовсе не обязательно. Поэтому изучая детство и юность этого писателя лучше всего соблюдать золотую середину, которая как известно бывает на вес золота.

Раннее детство поэта было не самым жизнерадостным и скорее даже печальным. Так сложилось, что его мама, молодая женщина Мария имела происхождение из богатого, знаменитого и знатного рода по тем временам.

Именно поэтому семья, в которой она выросла с рождения была против не равного брака их дочери с довольно бедным, опять же по меркам того времени капитаном. Всячески противясь этому союзу родители делали всё возможное и не возможное, чтобы брак был расторгнут.

А однажды, мать Марии и бабушка маленького мальчика Миши открытым текстом заявила дочери, что та должна вернуться в родимый дом. Мария не в силах противоречить матери была вынуждена подчиниться её воле, и семья всем составом перешла жить в отчий дом матери Михаила. Сказать, что эта семья не любила зятя, это пожалуй ничего не сказать.

По каждому удобному случаю его упрекали в отсутствии возможности полноценно обеспечить свою семью.

Вскоре мать ещё совсем маленького Михаила скоропостижно скончалась. После смерти дочери бабушка будущего поэта добилась от отца отказа от сына в пользу бабушки и дедушки. Сам поэт не один раз говорил, что несмотря на юный возраст он очень болезненно переживал смерть матери и не раз просил высшие силы вернуть ему маму обратно, однако это невозможно.

Детство и юность маленького Михаила прошли в имении своей бабушки.

Стоит заметить, что бабушка всегда была человеком сильным, волевым и имела очень твердый и решительный характер. Она была настоящей хранительницей семейного очага и всегда старалась строго воспитывать всех домочадцев, которые в свою очередь уважали эту женщину.

В детстве мальчик очень часто болел, и порой достаточно сильно, в связи с этим бабушка постоянно волновалась за мальчика, боясь что он последуют за своей матерью так и не достигнув осознанного и взрослого возраста. Бабушка требовала от няни поэта и всех родных, чтобы мальчика всегда холили и лелеяли, в его честь очень часто устраивались различные праздники и гулянья.

Нельзя не отметить, что уже с самого раннего возраста у мальчика был дар к различным наукам, в том числе к написанию различных произведений начиная с детства. Видя то, что внук наделен подобным даром бабушка всячески старалась развивать этот талант во внуке.

Так же Лермонтов очень любил рисовать, этому занятию он готов был отдавать всё своё свободное время. Он рисовал буквально всё, что видел, и природу, и людей, и животных и так далее. Стоит отметить, что с каждым разом у него получалось всё лучше и лучше.

Взрослея Михаил становился всё красивее и в итоге из маленького мальчика вырос взрослый юноша. Он был очень хорошо собой, тёмные волосы обрамляли его лицо, голубые глаза запоминались всем знакомым. Он был стройным и крепким, несмотря на небольшой рост.

Память мальчика была очень развита, он с легкостью запоминал различные тексты и стихи, он без особого труда изучал иностранные языки, научился играть на музыкальных инструментах, даже сумел создать свой импровизированный кукольный театр, в котором показывал представления для крепостных детей и близких родных.

Юность знаменитого писателя настигла его в то время, когда он поехал с бабушкой в Москву. В Москве он без труда поступил в университет, который закончил он с отличием.

В это время жизнь поэта круто поменялась, вместо спокойной и размеренной деревенской жизни он окунулся в жизнь шумной и городской суеты.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  • Иван Айвазовский
    Знакомясь с биографией Айвазовского, можно отметить интереснейшие события, происходящие в его жизни. Это был очень творческий и одаренный человек. На его пути встретилось множество уникальных людей
  • Федор Конюхов
    Фёдор Конюхов – известный путешественник и мореплаватель, член российского Союза художников.
  • Одоевский Владимир Фёдорович
    Владимир Одоевский происходил из древнего и знатного рода. С одной стороны, он был в родстве и с русскими царями, и с самим Львом Толстым, а с другой, мать его – крепостная крестьянка.
  • Владимир Вернадский
    Владимир Вернадский – российский учёный, ускоривший развитие учения о минералах и кристаллах. Создатель термина Ноосфера.
  • Аксаков Сергей Тимофеевич
    Датой рождения известного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова считается 1 октября 1791 года. Его детские годы прошли в имении отца Ново-Аксаково и городе Уфа.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/lermontov-detstvo-i-yunost

Доклад "Детство и юность М.Ю. Лермонтова"

Шел 1814 год, русские войска возвращались из-за границы и
вступали в опаленную пожаром Москву. Она, ликуя, встреча­ла победителей. В
маленьком домике у Красных Ворот, в ночь на 3 октября 1814 года, в семье
отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил. Невеселым было детство
этого мальчика.

Его мать, Марья Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежала к богатой и знатной семье. Отец Лер­монтова
был небогат и незнатен. Брак был, по тогдашним поня­тиям, неравным. Бабушка
Лермонтова по материнской линии Елизавета Арсеньева нежно полюбила внука, но
терпеть не могла его отца.

На этой почве начались семейные распри.

Лермонтову не исполнилось и года, когда его перевезли из
Москвы в Тарханы — в имение его бабушки. Здесь и прошло детство будущего поэта.

Тарханы обогатили Лермонтова впечат­лениями, которые оказались важными для
воспитания его харак­тера и для его мировоззрения. Здесь он познал неброскую
красо­ту среднерусской природы, приобщился к поэзии деревенского быта.

Услышал
и полюбил народные песни и предания о волж­ских разбойниках, а также о Стеньке
Разине и Пугачеве.

В 1817 году умерла мать Лермонтова. Смутно помнил Лер­монтов
ласковые руки и слабый голосок матери, напевавшей ему грустную песню. Семейные
отношения с ее смертью еще более обострились.

Отец должен был отказаться от
сына, чтобы сохранить ему наследство: таково было требование бабушки. Лермонтов
любил и бабушку, и отца. Оставшись на попечении бабушки, благодарный ей за ее
любовь к нему, он не мог, одна­ко, не думать об отце.

В Москве, во время учения
в Универси­тетском благородном пансионе, Лермонтов очень радовался встречам с
отцом, который приезжал на считанные дни два-три раза в год. Он дарил отцу свои
рисунки и стихи и доволен был, что они переходят в столь любимые руки…

Читайте также:  Анализ стихотворения в хате есенина

Бабушке это не нра­вилось. Для Лермонтова это была драма. В 1831 году, в год
смерти отца, Лермонтов писал с горечью и мукой:

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть…

Бабушка горячо любила внука и старалась сделать все,
чтобы он не чувствовал себя сиротой. У него в Тарханах было несколь­ко комнат в
мезонине. В детской — изразцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и
кресла, стены тоже желтые, так что в солнечный день она светилась, как фонарик.

Пол покрыт сук­ном — мальчик рисовал на нем цветными мелками. «Все ходили
кругом да около Миши. Все должны были угождать ему, забав­лять его. Зимой
устраивалась гора, на ней катали Мишеля. Свят­ками каждый вечер приходили в
барские покои ряженые из дво­ровых, плясали, пели, играли, кто во что горазд.

Все, которые рядились и потешали Михаила Юрьевича, на время святок осво­бождались
от урочной работы», — пишет П.А. Висковатый. Если случалось ему заболевать, то
в «деловой» девушки освобожда­лись от работ и им приказывалось молиться Богу об
исцелении молодого барина.

В доме постоянно жили мальчики — сверстни­ки, дети
родственников и соседей. Они вместе с деревенскими ребятами играли, строили и
брали штурмом снежные крепости, скакали верхом. В летнее время рыли окопы и
устраивали по­тешные бои на манер Петра I. Часами пропадали в лесу и на реч­ке.

Во всех играх Лермонтов — командир, неистощимый на вы­думки. Его любят за
прямоту, настойчивость, верность в дружбе.

Крестьяне из Тархан запомнили такой случай из детства
Лермонтова: Вышел однажды Мишенька на балкон, а в селе- то избы по-черному
топились.

Он и спрашивает: «Почему дым через крыши идет? Я видал, как дым через
трубы идет, а тут через крыши». Рассказали ему. Тут он пристал к бабушке: «У
тебя кирпишна (кирпичный завод) своя, дай мужикам кирпи­чей на печки».

Ну,
бабка его любила. Мужикам кирпичей да­ли, сложили печки с трубами. До
крестьян-то Мишенька доб­рый был.

Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился
дома. С детства Лермонтов владел французским и немецким языками так же
свободно, как и русским, изучал историю, гео­графию, математику, словесность,
выучился играть на скрипке и фортепьяно.

Он много читал, рисовал акварелью,
особенно любил лепить из крашеного воска. Однажды он вылепил це­лую сцену охоты
на зайца, в другой раз изобразил битву Александра Македонского — там были
многочисленные вои­ны, слоны, колесницы. А зимой ребята лепили фигуры из сне­га.

Был у мальчиков и самодельный кукольный театр.

Уже тогда, в детские годы, Лермонтов полюбил скромную
природу Тархан. Картины природы оживали в воображении ма­ленького Лермонтова и
становились волшебными.

«Когда я еще мал был, я любил смотреть на луну, на
разновидные облака, ко­торые в виде рыцарей с шлемами теснились будто вокруг
нее, будто рыцари, сопровождающие Армиду в замок, полные рев­ности и
беспокойства», — писал он позднее. Уже в детстве про­явились особенности
таланта Лермонтова — как бы погранич­ного между поэзией и живописью.

Его образы
почти всегда зрительные. Вот как он сам говорит об этом в автобиографиче­ских
заметках: «Помню облако, которое небольшое, как бы оторванный клочок черного
плаща, быстро неслось по небу: это гак живо передо мною, как будто вижу…».

Лермонтов был довольно болезненным мальчиком, и ба­бушка
трижды возила его на Кавказ к Горячим водам. Малень­кий Лермонтов с нетерпением
ждал этой поездки. Ожидания не обманули будущего поэта.

На Горячих водах (так
до 1830 года назывался Пятигорск) он наблюдал нравы кавказских жителей, их
мужество и ловкость. В окрестностях Горячих вод Лермон­тов присутствовал на
празднике горцев, где слушал песни на­родного певца, смотрел на скачки,
состязания в стрельбе.

Здесь он впервые испытал чувство любви. Позднее, в 1830
г., он за­пишет об этом в дневнике: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь,
имея десять лет от роду? Мы были большим семейст­вом на водах Кавказских:
бабушка, тетушка, кузины.

К моим кузинам приходила одна дама с дочерью,
девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша она была или нет. Но ее
образ и теперь еще хранится в голове моей».

В 1827 году бабушка повезла Мишу в Москву — она ре­шила
поместить его в Университетский благородный панси­он, но прежде нанять ему
учителей на год, чтобы он смог по­ступить сразу в четвертый класс. Почти каждую
неделю бабушка устраивала детский бал.

Вместе с семьей Мещериновых (соседи и
дальние родственники) Лермонтов побывал в Большом театре на комической опере
«Князь-невидимка». После этого затеяли у Мещериновых делать дома кукольный
театр — театр марионеток. Столяру был заказан корпус теат­ра — ящик, открытый
сверху и спереди.

Дети усердно об­клеили его золотой бумагой. А когда принялись
за кукол — тут пригодился Мишин талант. Он лепил из воска головы, руки, ноги, а
все остальное делалось из всякой мишуры, бу­маги, бусин, палочек, тряпок.

Лермонтов же придумал не­сколько небольших пьес, взяв за основу «Детскую
хрестома­тию» Арно Беркена.

Осенью 1828 года Лермонтов зачисляется полупансионе­ром в
Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных
заведений России. Получает гумани­тарное образование, которое пополняет
самостоятельным чте­нием.

В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что по­эзия
— его призвание.

В эти годы испытывает влияние поэзии английского романтика — Байрона
и пишет несколько «бай­ронических поэм» («Черкесы», «Кавказский пленник», «Кор­сар»,
«Преступник», «Олег», «Два брата»); в 1829 году заду­мывает поэму «Демон», над
которой будет работать почти до конца жизни.

Осенью 1830 году поступает в Московский университет на
нравственно-политическое отделение. Неудовлетворенность

Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессо­ров
непочтительными ответами и пререканиями студента, что считалось
непозволительной дерзостью, привели к тому, что он подал заявление об
увольнении и покинул университет в 1832 году.

В 1830-1831 годах — вершинный этап юношеского творчества
Лермонтова. Он работает необычайно интенсив­но: за два года перепробовал
практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание
и т.д. Поэт напряженно всматривается в свою внутреннюю жизнь, пытаясь выразить
словом невыразимые душевные движе­ния.

Но надо было продолжать образование, и Лермонтов рас­считывал
сделать это в Петербургском университете, но ему пришлось бы начать с первого
курса, поскольку время учебы в Московском университете ему как уволенному не
засчитывалось.

Он не захотел терять два года и круто изменил планы. 4 ноября
1832 года он поступил в Школу гвардейских подпра­порщиков и кавалерийских
юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его
словам, «страшными».

Но и в этих условиях Лермонтов тайком про­должает писать.

Вопросы по докладу:

Когда и где родился М.Ю. Лермонтов?

Как складывались взаимоотношения между родствен­никами в
семье будущего поэта? Как это отражалось на маль­чике?

Как проходило детство М.Ю. Лермонтова в имении ба­бушки,
Тарханы?

Почему бабушка несколько раз возила будущего поэта на
Кавказ?

Чем увлекался М.Ю. Лермонтов в детские годы?

Где происходило дальнейшее обучение М.Ю. Лер­монтова?

Источник: http://xn—-7sbbzn3afjs.xn--p1ai/publ/doklady_po_literature/7_klass/doklad_detstvo_i_junost_m_ju_lermontova/187-1-0-8110

Биография Лермонтова. Детство

Лермонтов (1814-1841) – достойный преемник Пушкина. Так же, как у Пушкина, судьбы родины и народа были основным содержанием его творчества. Но Лермонтов принадлежал к другому поколению.

Он вырос и определился как человек и поэт в тяжелые годы, наступившие после разгрома восстания декабристов, и это наложило печать на его творчество. Герцен писал: “Лермонтов всецело принадлежит к нашему поколению.

Мы видели только казни и ссылки.

Принужденные к молчанию, сдерживая слезы, мы выучились сосредоточиваться, скрывать свои думы… Мужественная

грустная мысль никогда не покидала его чела – она пробивается во всех его стихотворениях…” “В годы жестокого подавления человека Лермонтов мучительно размышлял о судьбе и правах человеческой личности” (Белинский). Но он не только размышлял, он стремился к действию, к борьбе.

Детство поэта

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября (старого стиля) 1814 года в Москве. Вскоре его перевезли в усадьбу его бабушки Е. А. Арсеньевой – село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (теперь село Лермонтово).

Отец Лермонтова, Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, был бедным тульским помещиком. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного и богатого дворянского рода. Бабушка поэта не могла примириться с таким неравным браком своей единственной дочери.

Вскоре после рождения сына Мария Михайловна заболела туберкулезом и умерла, не дожив до 22 лет и оставив сиротой трехлетнего сына. После смерти жены Юрий Петрович покинул Тарханы. Мальчик остался на воспитании у бабушки.

Как ни мал был в то время Лермонтов, как ни скрывали от него многое из распри между отцом и бабушкой, все же эта тяжелая семейная драма заставила его рано задуматься над отношениями между людьми и почувствовать себя одиноким. Это развило в нем мечтательность, задумчивость. В поэме “Сашка” Лермонтов так говорит о своих детских годах:

  • Он не имел ни брата, ни сестры,
  • И тайных мук его никто не ведал.
  • До времени отвыкнув от игры,
  • Он жадному сомненью сердце предал
  • И, презрев детства милые дары,
  • Он начал думать, строить мир воздушный
  • И в нем терялся мыслию послушной…

Бабушка не жалела средств для воспитания внука. По дворянскому обычаю, в качестве воспитателей были приглашены иностранцы. Нянькой Лермонтова была старушка-немка, гувернером – бывший сержант наполеоновской гвардии.

Он много рассказывал о Наполеоне, его походах, пожаре Москвы.

До десятилетнего возраста Лермонтов рос болезненным мальчиком. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка три раза возила его на Кавказ, в нынешний Пятигорск (тогда Горячеводск). Поездка, предпринятая летом 1825 года, когда мальчику было уже 10 лет, произвела на него огромное впечатление.

Величественная природа, необычное население, рассказы раненых и больных офицеров, лечившихся в Пятигорске, о войне с горцами, о кавказских пленниках – все это оказывало сильное воздействие на впечатлительного мальчика, будущего поэта Кавказа.

Поездка на Кавказ в 1825 году значительно улучшила здоровье Лермонтова. По возвращении в Тарханы начались серьезные занятия. Будущий поэт изучал общеобразовательные предметы и иностранные языки, рисовал, занимался музыкой, читал русскую и иностранную литературу.

Разнообразные впечатления откладывались в его душе и давали пищу для размышлений: он слушал рассказы об Отечественной войне 1812 года, наблюдал жизнь дворовых и крепостных крестьян как в имении бабушки, так и у соседей-помещиков; крестьяне тайком рассказывали ему о пугачевском движении, которое докатилось и до имения Арсеньевых. В Тарханах узнал Лермонтов о восстании декабристов и о расправе с ними Николая I.

Отечественная война 1812 года описывалась Лермонтовым как героическая страница русской истории, как время, когда русский народ с особой силой проявил свое мужество и патриотизм. Он восхищался героизмом своего народа, в нем крепла любовь к родной стране.

Рассказы крестьян о Пугачевском движении и наблюдения над их жизнью пробуждали у мальчика чувство протеста против крепостного строя. Впоследствии в романе “Вадим” он отразит слышанные им в детстве рассказы живых свидетелей восстания.

Так впечатления, шедшие от русской действительности, ослабляли вредные стороны воспитания под руководством иностранцев и содействовали зарождению и укреплению у мальчика патриотических чувств, свободолюбия и гуманизма.

В 1827 году бабушка с внуком переехала из Тархан в Москву, так как надо было подумать о школьном образовании мальчика. Его стали готовить к поступлению в университетский Благородный пансион.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/biografiya-lermontova-detstvo/

Ссылка на основную публикацию