Зима 1917 года. Старинный руский город Кострома. Главный персонаж пьесы умный купец и предприниматель Егор Булычов. Вернувшись из госпиталя, он в ужасе от того, сколько людей пострадало от войны, которая не нужна, рассказывает о своих умозаключениях своим домашним. Егор болен на рак печени, но это скорей болезнь не физическая.
Жена Егора Ксения сожалеет, что когда-то вышла замуж за него, а не за Мокия Башкина, ошиблась в приказчике.
Попрекает мужа в том, что прижил дочь Александру, выбрал лихого зятя для их дочери Варвары и неспокойно жил. Теперь вот боится она, как бы не обобрали ее после смерти Егора.
Сетует на поборы доктора за визиты и не разрешает делать операцию, считая, что это не поможет. Зять Звонцов уговаривает ее.
Звонцов и Башкин только и говорят о том, что наступили времена, когда деньги легко можно сделать. По словам Булычова зять устроил кабак, водит разный народ и говорят о царе да министрах.
Смекалистый стяжатель Василий Достигаев очень хитрый и опасный, приехав из Москвы, подтверждает, что люди собираются и говорят о том, что царя необходимо убрать. Назревает революция.
Булычов очень любит свою дочь Шуру, которая очень похожа на отца. Она смела и энергична, в переменах ищет занятие и себе. Шура сблизилась с большевиками и революцию она принимает. Ей нравится Тянин. Только из-за нее Егор пытается понять тех., что поют Марсельезу.
Приезжает сестра Егора – игуменья Меланья. Она пытается убедить брата, что тот заболел потому, как грешен, но Егор думает, что она приехала из-за наследства, потому груб с нею и все заканчивается ссорой.
В конце пьесы Егор умирает в мучениях, что прожил жизнь не так, как хотел и не там, где было необходимо. Он считает, что 30 лет его окружали чужие люди.
Он считает, что мировая война – лишнее, поскольку пока одни воюют, другие на этом наживаются. Его больше волнует не своя собственная смерть, а крах буржуазного общества.
Ужас охватывает персонажа от того, что хозяйством и страной будут управлять рабочие. Он сомневается, что из этого что-нибудь да получится, но оставляет им шанс.
(2
Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-egor-bulychev-i-drugie-gorkij/
«Егор Булычов и другие» («драматическая эпопея о времени и человеке»)
/ Сочинения / Горький М. / Разное / «Егор Булычов и другие» («драматическая эпопея о времени и человеке»)
Скачать сочинение |
В первые десятилетия жизни молодого советского государства, в эпоху острейшей борьбы двух миров, театр, по, мысли Горького, должен взять на себя обязанность “возбудителя… классово-революционных эмоций…”. Театр наших
Дней, писал он в 1932 году, призван с предельной ясностью обнажить социальные мотивы драм и коллизий недавнего прошлого.
“Егор Булычев и другие” (1931 г.
) — первая пьеса этого незавершенного эпического замысла Горького. Символично её раннее название — “Накануне”, то есть накануне событий февраля — октября 1917 года. Дрогнула под натиском революции казавшаяся неприступной цитадель буржуазного государства. Искры сомнения в прочности, силе, справедливости всех жизненных устоев опалили душу “властелина века”, российского купца.
Егор Булычев, герой одного из самых совершенных драматических созданий зрелого Горького, возвысился до понимания порочности и хлипкости столь привычного уклада, повел себя “несообразно традициям класса”, пытаясь жестоко осмеять и унизить их.
Все подвергается сомнению и осмеянию Булычева — Бог и царь, власть мирская и духовная, собственное миллионное дело, семья и окружение — все! Бунт Егора Булычева — это не стихийное желание Антипы (“Зыковы”) сокрушить зло жизни, прислониться хотя бы в конце пути к хорошему; это и не унылая рефлексия разочарованного скептика Букеева (“Яков Богомолов”) далек он и от романтических порывов Мастако-ва “украсить жизнь строением” (“Старик”) — нет, это нравственный, моральный, это политический бунт духовно прозревшего человека, усомнившегося в силе своего недавно еще всемогущего класса.
Егор Булычев вступил в единоборство со множеством врагов. Он поднял бунт против самого себя. Он говорил, что не на той улице жил, прошел мимо настоящего дела. Восстал Булычов и против самой смерти: “За что, смерть?!” Поп Павлин, умный, лукавый фарисей, смиренно-мудрый защитник Отечества и престола — один из главных и сильных противников Егора. Спор с ним ведется до последних дней жизни Булычова. Подобно Сатину в “На дне”, Егор сокрушает утешительство Павлина, его призывы к смирению и покорности. В ответ на привычное заклинание отца церкви: “Роптать — величайший грех. Надобно с тихой душой и покорно принимать возмездие за греховную нашу жизнь”,— Булычев разражается гневной страстной отповедью: “Ты примирился, когда тебя староста обидел? Ряса — это краска на тебе, а под ней ты — человек…”
В спорах-поединках с управляющим Башкиным Булычев громит бездушную, бесчеловечную, “вороватую” природу ка- питала: “И воруешь — не ты — рубль ворует”,— бросает он ошеломленному Башкину. Надвигающаяся революция — та скрытая сила, которая завязала все драматические узлы в пьесе. Одни герои, такие, как Шурка, радостно ждут ее; другие — Башкин и Достигаев — спешат урвать кусок пожирнее. Животный страх испытывает игуменья Мелания перед пробуждающимся сознанием народа: “Чернь бунтуется. Копосовские бабы в лицо мне кричали, мы… народ! Наши мужья, солдаты — народ!”—в ужасе рассказывает она Булычеву. Полицейские боятся носить форму — “крысы” (так называет их Егор) бегут с тонущего корабля. Революция — будет! — разносится по всему булычовскому дому. Мучительный и вместе с тем какой-то застенчивый интерес вызывают у Егора люди, которые делают революцию. Их гимн “Отречемся от старого мира…” напоминает ему молитву (что-то строгое и чистое). Рабочие будут управлять государством? Пропьют! А вдруг — не пропьют? — ив последнем вопросе Егора почти исчезает сомнение.
Истина, которая открывается изумленным глазам Булычева, заставляет его проклинать прошлое, настоящее, мир неправедный: “Попы, цари, губернаторы… на кой черт они мне надобны? …И людей хороших — нет. Хорошие редки, как фальшивые деньги…” Конец этому миру возвещает Егор Булычов: “Да погибнет царство, где смрад”.
Перед Булычевым постепенно вырисовывается трагедия его жизни. Он оторвался от родной почвы своей, дающей силу, забрел “не на ту улицу”. “Ты да Шурка, вот это я — нажил, а остальное — меня выжило…”—в этих словах, обращенных к Глафире, женщине, которую любил Егор и которая отвечала ему большим, искренним чувством, заключен глубокий смысл. “Остальное меня выжило” — это среда, мир Достигаевых и других воротил, мир попа Павлина и Мелании — выживал “сомневающегося купца” — отрицал его. И если бы Егор уцелел, то, может быть, и его сбросили бы на дно жизни.
Содержание пьесы не исчерпывается историей духовного прозрения Булычева, его поединком со своим классом. Пафос драмы Горького — ив отрицании преступной, грабительской войны, “большой смерти”, противной самой человеческой природе.
“Егор Булычев” создавался, когда черная тень свастики нависла над испанской землей, над Германией, угрожала Европе.
Уродливый образ войны возникает в самом начале пьесы. Первые же слова, которые произносит Егор, возвратившийся после посещения госпиталя, сказаны им о преступной бессмысленной войне: “Народа перепортили столько, что страшно глядеть…”, война— это “всемирный стыд…” А как современны слова Егора в споре с Павлином, утверждающим, что “война — в законе…”. “Брось,— вскипел Булычев.— Какой это — закон? Это — сказка. Солнца не остановишь. Врете”.
“Егор Булычев” относится к тем произведениям, которые родственны высокому искусству трагедии. Бунт Булычева против своей обреченности переходит в философское отрицание смерти. В свой последний час он стремится постигнуть конечный смысл бытия, философские “концы и начала”: “Я вот жил-жил, да и спрашиваю: ты зачем живешь? Что значит— смерть нам? …Действительно, я наткнулся на острие. Ну, ведь всякому… интересно: что значит — смерть? Или, например, жизнь?” Егор не может ответить на эти вопросы. Он хочет оградить дочь от своих ошибок, но до конца их объяснить не может: “В чужие люди попал… Вот чего я тебе не хочу! Отец мой плоты гонял. А я вот… Этого я тебе не могу выразить”.
Дочь, озорная, своевольная — его единственная надежда, невнятная, смутная… “Но Шурка… тянется к людям, которые поют “Марсельезу”. Она хочет жить, а жить ей можно, лишь отказавшись от прошлого, от своего дома, от отца. Так надеждою Егора становится революция. И однако революция является в то же время смертью Булычева и “Марсельеза” — похоронным маршем, отпевающим все его бытие… Герой ищет будущее там, где оно для него прекращается.
Горький создал новый, революционный театр. Горьковские пьесы строятся на смелых идейных и социальных контрастах. Перекрестный огонь полемических реплик, диалогов-поединков создает в драмах Горького накаленную атмосферу сражения, боя. Герои его пьес предстают в тот критический переломный момент, когда перед каждым из них возникает самый главный вопрос — как жить дальше? Драматический герой показан в состоянии напряженного размышления, поисков необходимой истины.
Горький расширил содержание драматического произведения до масштаба эпопеи.
4281 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Горький М. / Разное / «Егор Булычов и другие» («драматическая эпопея о времени и человеке»)
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00025601184864037653/woid/00018301184773069152/
Егор Булычёв и другие (пьеса) — это… Что такое Егор Булычёв и другие (пьеса)?
Егор Булычёв и другие — пьеса Максима Горького. Подзаголовок: Сцены.
История создания, первых постановок и публикации
В начале тридцатых годов Максим Горький решил вновь обратиться к драматургии — после более, чем десятилетней паузы (в 20-х годах он не писал новых пьес).
Писатель задумал создать драматический цикл о дореволюционной России, который должен был отобразить период от кануна Революции до событий современности.
Началом этого цикла стала пьеса «Егор Булычов и другие», продолжением — «Достигаев и другие».
Интересно, что в Архиве А. М. Горького сохранились наброски двух вариантов первого действия незаконченной пьесы, относящиеся к двадцатым годам, под названием «Евграф Букеев» и «Христофор Букеев» (опубликованы в «Архиве А.М.Горького, т. II, Пьесы и сценарии», Гослитиздат, М., 1941). Образ главного героя задуманной пьесы близок образу Егора Булычова.
Черновым названием будущей пьесы было «Накануне». Первые наброски под таким названием относятся к началу 1931 года. Параллельно Горький работал над пьесой «Сомов и другие», начатой им ранее. Летом 1931 года писатель закончил первую редакцию пьесы «Егор Булычов и другие».
Тогда же пьеса была передана автором в Государственный театр им. Евг.Вахтангова, директор которого — в письме от 10 июля 1931 года — известил Горького о принятии пьесы к постановке. По просьбе театра М.
Горький внёс в пьесу некоторые дополнения, в частности — во втором действии ввёл сцену с Лаптевым (в тексте пьесы оказалось несоответствие, не замеченное автором: в этом же действии идёт речь о том, что Лаптев ночью арестован).
Пьеса «Егор Булычёв и другие» была также передана для постановки Ленинградскому Большому драматическому театру. Премьера пьесы в обоих театрах состоялась 25 сентября 1932 года. Пьеса была впервые напечатана отдельной книгой в издательстве «Книга» в 1932 году.
В 1933 году пьеса была вновь отредактирована М.Горьким и опубликована в альманахе «Год шестнадцатый. Альманах первый» (М., 1933). В 1934 году эта пьеса была поставлена Московским Художественным театром (см. фото).
В архиве писателя сохранилось немало интересных материалов, связанных с пьесой Горького. Например, письмо М.Горького К.А.Федину о «Егоре Булычове» от 21 декабря 1932 года. В Архиве сохранилась выправленная М.
Горьким стенограмма его замечаний, сделанных 19 сентября 1932 года, после просмотра генеральной репетиции пьесы «Егор Булычов и другие» в театре им. Евг.Вахтангова. Ряд писателей и деятелей искусства — А.Н.Толстой, К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко, А.П.Чапыгин, Л.Н.Сейфуллина, С.Н.
Сергеев-Ценский и другие — откликнулись на появление пьесы письмами к её автору. В письме М.Горькому, датированном 22 декабря 1932 года, В.И.Немирович-Данченко писал[1], что
…давно не читал пьесы такой пленительной. Право, точно Вам только что стукнуло 32 года! До того свежи краски. Молодо, ярко, сочно, жизненно, просто, — фигуры как из бронзы… И при всём том, — это уже от 60-летнего возраста и это уже на пятнадцатом году: — мудро, мудро, мудро! Бесстрашно, широкодушно. Такая пьеса, такое мужественное отношение к прошлому, такая смелость правды — говорят о победе, окончательной и полнейшей победе революции больше, чем сотни плакатов и демонстраций. И опять: молодо, свежо и — пленительно… Все образы до единого замечательно ярки… «Сцены»? Нет! Сценами привыкли называть нечто, что — не пьеса. Это цельное драматическое произведение, — но больше пьесы. Это надо назвать как-то иначе. |
В феврале 1933 года А.Н.Толстой писал А.М.Горькому[2]:
На днях видел у вахтанговцев «Булычова». Вы никогда не поднимались до такой простоты искусства. Именно таким должно быть искусство, — о самом важном, словами, идущими из мозга, — прямо и просто — без условности форм. Спектакль производит огромное и высокое впечатление. Изумительно, что, пройдя такой путь, Вы подошли к такому свежему и молодому искусству… |
Известные постановки
Премьера пьесы состоялась в один день — 25 октября — в Москве (Театр им. Вахтангова, постановка Б. Е. Захавы, в главной роли — Б. В. Щукин) и Ленинграде (Большой драматический театр, постановка В. В. Люце, в главной роли — Н. Ф. Монахов).
Экранизации
Библиография
- Егор Булычов и другие: Материалы и исследования. М.: Изд. ВТО, 1970.
Ссылки
- ↑
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/912899
Максим Горький «Егор Булычов и другие»
Пьеса написана с совершенно новаторских драматургических позиций. Сюжет — в его каноническом драматургическом понимании — отсутствует.
Ни одна из сюжетных линий — история сватовства Шуры и Тятина, раздел имущества Булычова между родственниками, интриги Достигаева — не играет ровно никакой роли в содержании пьесы.
Ее сущность, ее внутренний, глубокий смысл составляет рассмотрение кризисных ситуаций характера в кризисной исторической ситуации.
В центре пьесы — могучий, своеобразнейший, талантливый русский человек, крупнейший лесопромышленник Егор Булычов. Идея пьесы — определение цели и смысла существования человеческой личности, рассмотрение ее многосложных и разносторонних связей с миром.
Егор Булычов переживает трагический разлад с самим собой, с миром, который его окружает, с великой социальной несправедливостью, которой отдана вся жизнь. Фабула пьесы — история болезни Булычова — болезнь несправедливого общества, лишенного высоких нравственных идеалов.
В этом смысл и цель драмы, разыгравшейся зимой 1917 года в старинном русском городе Костроме.
Входит в:
1953 г. 1975 г. 1975 г. 1983 г. 1984 г. 1987 г. 1934 г. 2009 г.
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Podebrad, 11 марта 2018 г.
«Егор Булычов» — пьеса из цикла о «бывших» людях. Главная мысль цикла в том, что уцелевшие буржуи и полубуржуи никакой пользы, кроме вреда, не приносят, и надо их добивать. Словом, топчи лежачих. Самое неприятное, что писал это автор по убеждению.
Максим Горький и в тридцатые годы мог проигнорировать любые намёки и даже прямые указания, и ничего бы ему за это не было. Здесь не заказ, здесь убеждение, совпавшее с заказом. И вот посреди этого цикла, сразу после кошмарного «Сомова», выходит пьеса, напомнившая о лучших временах писателя. Персонажи здесь не обозначают позицию, а живут.
Живут довольно бестолково, но это придаёт им убедительности. В середине этого хоровода человек, ещё недавно полный сил, а теперь обречённый на скорую смерть. Окружающие, умные и бестолковые, идейные и безыдейные, интеллигенты, дельцы и проходимцы, уже относятся к нему, как к полутрупу. Внимательнее других проходимцы — для них это возможность заработать.
А человек хочет жить. Тот, кто никогда ни во что не верил, готов поверить теперь во что угодно, лишь бы появилась надежда. Эта неистовая жажда жизни — самая сильная и самая страшная сторона пьесы. Горький, такое впечатление, писал о себе. Он и сам подошёл к рубежу, когда каждый год может стать последним.
И вот неверующий человек стал хвататься за соломинки, добился создания института, работавшего над физическим воскрешением умерших, и верил в успех этих опытов. В молодости такой пьесы просто не могло получиться.
Подписаться на отзывы о произведении
Источник: https://fantlab.ru/work313860
Характеристика основных образов пьесы “Егор Булычев и другие”
Герой пьесы «Егор Булычев и другие» — купец и предприниматель Булычев, умирая, мучается тем, что прожил жизнь «не на той улице». Перед лицом смерти он признает, что тридцать лет жил с чужими людьми. Человек острого ума, Булычев говорит о мировой войне: «Зря влезли в эту войну», «Одни воюют, другие — воруют».
Зло мира Егор видит в собственности: «Воруешь не ты, — говорит он, — рубль ворует. Он, сам по себе, есть главный вор». Булычева волнует не столько своя приближающаяся смерть, сколько «большая смерть» — смерть буржуазного общества, гибель старого мира.
Эту неминуемую «большую смерть» осознает только он, «другие» видят только близкую смерть Егора Булычева.
Егор Булычев завершает горьковскую галерею «блудных детей» буржуазии, которым неуютно, не по себе в мире преуспевающих дельцов, которых охватывают сомнения и раздумья о жизни.
Булычев — сын своего класса. Но сын умный и непокорный, «ершистый». Ему кажется смешной идея, что рабочие могут управлять хозяйством, страной: «Пропьют государство».
Но, башковитый мужик, Егор раздумывает: «А — вдруг — не пропьют?» Как умело нашел Горький это емкое слово «вдруг», интонационно выделенное тире- в нем и беспокойство Булычева, и неожиданность пришедшей на ум мысли, и ощущение «не той улицы», на которой жил, и радость открытия.
Недаром уже только после смерти Булычева Достигаев замечает его дочери Шуре, которая сблизилась с большевиками: «Жаль — помер Егор, пощипала бы дочка пе ченку-то ему!.. Хотя… черт его знает, как бы он взглянул на этот фокус!»
Шуре Булычевой, похожей на отца смелостью и неуемной энергией характера, близящиеся события внушают надежду найти свое место в жизни. В конце пьесы она приветствует проходящую за окнами дома революционную демонстрацию.
Раскрывая конфликт Булычева — крупной, яркой личности — со своим классом, Горький первоначально назвал пьесу «Накануне». Это определяло не только время действия — канун февральской революции, но и главное в идейном содержании пьесы. «Егор Булычев и другие» — пьеса о начале конца буржуазного мира, о кризисе буржуазного мировоззрения.
Умный и беспощадный в своих поисках правды, Егор Булычев перед смертью осудил и мир, по законам которого он жил, и себя за подчинение этим законам. Василий Достигаев тоже умен, но его ум — это смекалка стяжателя, который и не задумывается над большими вопросами бытия («Верю в Бога, но предпочитаю коньяк»).
Если Булычев — пусть с сомнением — задумывается над тем, что «вдруг» рабочие сумеют управлять государством, то Достигаев об этом не допускает и мысли. Он энергичен, «ловок и на язык, и на руку». Достигаев хитер и опасен.
Он легко отмежевывается от тех, кто готовил вооруженное нападение на Совет рабочих, крестьянских и советских депутатов, да и в прошлом о нем «скандального… не слыхать было».
Широкий фон раскрытия характера Булычева позволил Горькому всесторонне показать трагедию личности. Именно социально-историческая среда привела к ложному направлению в развитии, обесценила его творческие возможности. Сам Горький объяс нял К.
Федину «соблазнительную тайну» этого образа в ряду других, подобных ему, говорил о широком историческом обосновании и в то же время общечеловеческом смысле «яростных противоречий и непотухающих страстей», по выражению Федина, которые составляют основу образа.
В творческом представлении Горького этот образ во многом пересекается с фольклорным героем — богатырем Василием Буслаевым. Их роднит богатый размах неистраченных творческих сил, дерзостное желание испытать пределы дозволенного, вызов смерти и Богу и в то же время бессмысленность смерти.
«По убеждению Горького, — писал Федин, — буслаевские черты заложены в характере Булычева и, может быть, лучшие из этих черт — в лучшем из того, что было дано натуре Булычева и что им погублено».
Пьесы «Егор Булычев и другие» и «Достигаев и другие» рассматривались Горьким как части единого драматургического цикла.
Следом за «Булычевым» и «Достигаевым» Горький думает написать еще пьесы, где бы центральными героями были большевик Рябинин и прислуга Булычева Глафира, но осуществить этот замысел он не успел.
Драматургия М. Горького советской эпохи обобщает его предшествующие искания, проливает на них дополнительный свет. Горький не создал до 1931 года ни одной пьесы. Правда, его отход от драматургической деятельности не был полным.
В пе риод с 1915 по 1930 год Горький либо доделывал что-то написанное им ранее, либо начинал нечто новое, но не доводил до конца. Возобновление его активной драматургической деятельности можно отнести к 1932 году, когда была закончена пьеса «Егор Булычев и другие». Не все безоговорочно приняли новое произведение Горького.
Кое-кому показалось, что пьеса уж слишком «широкодушна», что она означает отклонение писателя от строго пролетарской позиции: разве можно с таким сочувствием изображать капиталиста Булычева?! Во всех «белых воронах» буржуазии, отставших, отбившихся от своей стаи, но не имеющих силы пристать к другой, Горький видел трагические фигуры. Все события новой пьесы пронизаны ощущением приближающегося мощного взрыва, коренного социального переворота.
Сюжетная линия, намеченная в начале пьесы, вскоре обрывается. Нельзя сказать, что первоначальная сюжетная линия не имеет здесь никакого смысла: она проливает свет на характеры многих персонажей. Но, как это было и в других пьесах Горького, столкновения «по имуществу» не являются здесь пружиной действия, а сведены до значения типических обстоятельств.
Пьеса могла бы быть глубокой социальной драмой, если бы в центре ее оказалась борьба за наследство, и могла бы стать глубокой философской драмой, если бы в центре ее оказалась борьба героя со смертью.
Чтобы понять драматургическое существо пьесы «Егор Булычев и другие», которая может быть равно отнесена и к социальным, и к философским драмам и которую вернее всего назвать трагедией, надо ясно видеть одну ее важную черту.
Все происходящее здесь в «малом мире», в сфере личных отношений, беспрерывно взаимодействует с «большим миром» истории, который нахо дится в состоянии бурного и все ускоряющегося движения. Нельзя правильно понять переживания Булычева, всю его судьбу, если считать главной причиной его духовного кризиса, «выламывания» и «бунта» внезапную болезнь.
Все это обострено его болезнью, но первопричина кризиса кроется в тех катаклизмах, которые переживает история. Хотя в пьесе есть лишь намеки на сдвиги в «большом мире» истории, главным и здесь является процесс нравственного самоопределения людей, процесс мучительной переоценки ими многих духовных ценностей.
В этом отношении пьеса «Егор Булычев и другие», — может быть, самая «горьковская» из всех пьес писателя. В горьковской теме, вобравшей в себя опыт критического реализма, раскрыто огромное влияние социально-экономических обстоятельств на сознание и поведение людей.
Об этой «обстановке» нельзя сказать, что она не зависит от них, «ни от кого из действующих лиц». И они зависят от нее, и она зависит от них — и от тех, кто оказался между первыми и вторыми, но кто тоже несет ответственность за все происходящее.
Иначе не может быть в эпоху, когда совершается не знающий себе равных ни по трагизму, ни по величию переход от предыстории человечества к его подлинной истории. Этот переход и отобразил Горький.
Пьесу «Егор Булычев» поставили театр имени Евг. Вахтангова и Большой драматический театр в 1932 г., ее появление вызвало большой интерес, стало большим событием в литературе и в театральном мире.
Прочитав эту пьесу, А. Н. Толстой написал Горькому: «Изумительно, что пройдя такой путь, Вы подошли к такому свежему и молодому искусству». А. Н. Афиногенов утверждал: «Мы отвыкли видеть на сцене борьбу и страсти подлинной жизни. «Егор Булычев» обрушился лавиной людских характеров, столкнутых в яростной борьбе вокруг собственности и смерти.
«Булычев» — это «вечная проблема смерти». «Давно не читал пьесы такой пленительной, — писал Горькому В.И. Немирович-Данченко. — Право, точно Вам только что стукнуло 32 года! До того свежи краски». А К. С. Станиславский заявлял: «В этой пьесе я вижу лучший предлог для того, чтобы раскрыть свое отношение к театру и современности».
Конечно, столь не похожие друг на друга художники не могли увлекаться одними и теми же сторонами пьесы «Егор Булычев и другие», но каждый из них находил в ней нечто важное для себя.
Тапров справедливо говорил: «Наша драматургия и театр идут и, конечно, будут идти разнообразными путями, но в общем ходе их развития Максиму Горькому несомненно принадлежит по праву не только почетное, но и по-настоящему первое место».
Источник: https://www.uznaem-kak.ru/xarakteristika-osnovnyx-obrazov-pesy-egor-bulychev-i-drugie/
Пьеса М. Горького «Егор Булычов и другие» — «Драматическая эпопея о времени и человеке»
В первые десятилетия жизни молодого советского государства, в эпоху острейшей борьбы двух миров, театр, по мысли Горького, должен взять на себя обязанность «возбудителя… классово-революционных эмоций…». Театр наших дней, писал он в 1932 году, призван с предельной ясностью обнажить социальные мотивы драм и коллизий недавнего прошлого.
«Егор Булычов и другие» (1931 г.) — первая пьеса этого незавершенного эпического замысла Горького. Символично ее раннее название— «Накануне», то есть накануне событий февраля — октября 1917 года. Дрогнула под натиском революции казавшаяся неприступной цитадель буржуазного государства.
Искры сомнения в прочности, силе, справедливости всех жизненных устоев опалили душу «властелина века», российского купца.
Егор Булычов, герой одного из самых совершенных драматических созданий зрелого Горького, возвысился до понимания порочности и хлипкости столь привычного уклада, повел себя «несообразно традициям класса», пытаясь жестоко осмеять и унизить их.
Все подвергается сомнению и осмеянию Булычева — Бог и царь, власть мирская и духовная, собственное миллионное дело, семья и окружение — все! Бунт Егора Булычева — это не стихийное желание Антипы («Зыковы») сокрушить зло жизни, прислониться хотя бы в конце пути к хорошему; это и не унылая рефлексия разочарованного скептика Букеева («Яков Богомолов»); далек он и от романтических порывов Мастакова «украсить жизнь строением» («Старик») — нет, это нравственный, моральный, это политический бунт духовно прозревшего человека, усомнившегося в силе своего недавно еще всемогущего класса.
Егор Булычов вступил в единоборство со множеством врагов. Он поднял бунт против самого себя. Он говорил, что не на той улице жил, прошел мимо настоящего дела.
Восстал Булычов и против самой смерти: «За что, смерть?!» Поп Павлин, умный, лукавый фарисей, смиренно-мудрый защитник Отечества и престола — один из главных и сильных противников Егора. Спор с ним ведется до последних дней жизни Булычева.
Подобно Сатину в «На дне», Егор сокрушает уте-шительство Павлина, его призывы к смирению и покорности. В ответ на привычное заклинание отца церкви: «Роптать — величайший грех.
Надобно с тихой душой и покорно принимать возмездие за греховную нашу жизнь»,— Булычов разражается гневной страстной отповедью: «Ты примирился, когда тебя староста обидел? Ряса — это краска на тебе, а под ней ты — человек…»
В спорах-поединках с управляющим Башкиным Булычов громит бездушную, бесчеловечную, «вороватую» природу капитала: «И воруешь — не ты — рубль ворует»,— бросает он ошеломленному Башкину. Надвигающаяся революция — та скрытая сила, которая завязала все драматические узлы в пьесе.
Одни герои, такие, как Шурка, радостно ждут ее; другие — Башкин и Достигаев — спешат урвать кусок пожирнее. Животный страх испытывает игуменья Мелания перед пробуждающимся сознанием народа: «Чернь бунтуется. Копосовские бабы в лицо мне кричали, мы… народ! Наши мужья, солдаты — народ!» — в ужасе рассказывает она Булычеву.
Полицейские боятся носить форму — «крысы» (так называет их Егор) бегут с тонущего корабля. Революция — будет! — разносится по всему булычовскому дому. Мучительный и вместе с тем какой-то застенчивый интерес вызывают у Егора люди, которые делают революцию. Их гимн «Отречемся от старого мира…» напоминает ему молитву (что-то строгое и чистое).
Рабочие будут управлять государством? Пропьют! А вдруг — не пропьют? — и в последнем вопросе Егора почти исчезает сомнение.
Истина, которая открывается изумленным глазам Булычева, заставляет его проклинать прошлое, настоящее, мир неправедный: «Попы, цари, губернаторы… на кой черт они мне надобны? …И людей хороших — нет. Хорошие редки, как фальшивые деньги…» Конец этому миру возвещает Егор Булычов: «Да погибнет царство, где смрад».
Перед Булычевым постепенно вырисовывается трагедия его жизни. Он оторвался от родной почвы своей, дающей силу, забрел «не на ту улицу». «Ты да Шурка, вот это я — нажил, а остальное — меня выжило…
» — в этих словах, обращенных к Глафире, женщине, которую любил Егор и которая отвечала ему большим, искренним чувством, заключен глубокий смысл. «Остальное меня выжило» — это среда, мир Достигаевых и других воротил, мир попа Павлина и Мелании — выживал «сомневающегося купца» — отрицал его.
И если бы Егор уцелел, то, может быть, и его сбросили бы на дно жизни.
Содержание пьесы не исчерпывается историей духовного прозрения Булычева, его поединком со своим классом. Пафос драмы Горького — и в отрицании преступной, грабительской войны, «большой смерти», противной самой человеческой природе.
«Егор Булычов» создавался, когда черная тень свастики нависла над испанской землей, над Германией, угрожала Европе.
Уродливый образ войны возникает в самом начале пьесы.
Первые же слова, которые произносит Егор, возвратившийся после посещения госпиталя, сказаны им о преступной бессмысленной войне: «Народа перепортили столько, что страшно глядеть…», война — это «всемирный стыд…
» А как современны слова Егора в споре с Павлином, утверждающим, что «война — в законе…». «Брось,— вскипел Булычев.— Какой это — закон? Это — сказка. Солнца не остановишь. Врете».
«Егор Булычов» относится к тем произведениям, которые родственны высокому искусству трагедии. Бунт Булычева против своей обреченности переходит в философское отрицание смерти.
В свой последний час он стремится постигнуть конечный смысл бытия, философские «концы и начала»: «Я вот жил-жил, да и спрашиваю: ты зачем живешь? Что значит — смерть нам?.. Действительно, я наткнулся на острие. Ну, ведь всякому… интересно: что значит — смерть? Или, например, жизнь?» Егор не может ответить на эти вопросы.
Он хочет оградить дочь от своих ошибок, но до конца их объяснить не может: «В чужие люди попал… Вот чего я тебе не хочу! Отец мой плоты гонял. А я вот… Этого я тебе не могу выразить».
Дочь, озорная, своевольная — его единственная надежда, невнятная, смутная… «Но Шурка… тянется к людям, которые поют «Марсельезу». Она хочет жить, а жить ей можно, лишь отказавшись от прошлого, от своего дома, от отца.
Так надеждою Егора становится революция. И однако революция является в то же время смертью Булычева и «Марсельеза» — похоронным маршем, отпевающим все его бытие… Герой ищет будущее там, где оно для него прекращается.
Горький создал новый, революционный театр. Горьковские пьесы строятся на смелых идейных и социальных контрастах. Перекрестный огонь полемических реплик, диалогов-поединков создает в драмах Горького накаленную атмосферу сражения, боя.
Герои его пьес предстают в тот критический переломный момент, когда перед каждым из них возникает самый главный вопрос — как жить дальше? Драматический герой показан в состоянии напряженного размышления, поисков необходимой истины.
Горький расширил содержание драматического произведения до масштаба эпопеи.
Источник: https://cyberpedia.su/6xe7b6.html
Сочинение по литературе. Характеристика основных образов пьесы М. Горького “Егор булычев и другие”
Герой пьесы “Егор Булычев и другие” — купец и предприниматель Булычев, умирая, мучается тем, что прожил жизнь “не на той улице”. Перед лицом смерти он признает, что тридцать лет жил с чужими людьми. Человек острого ума, Булычев говорит о мировой войне: “Зря влезли в эту войну”, “Одни воюют, другие — воруют”.
Зло мира Егор видит в собственности: “Воруешь не ты, — говорит он, — рубль ворует. Он, сам по себе, есть главный вор”. Булычева волнует не столько своя приближающаяся смерть, сколько “большая смерть” — смерть буржуазного общества, гибель старого мира.
Эту неминуемую “большую смерть” осознает только он, “другие” видят только близкую смерть Егора Булычева.
Егор Булычев завершает горьковскую галерею “блудных детей” буржуазии, которым неуютно, не по себе в мире преуспевающих дельцов, которых охватывают сомнения и раздумья о жизни.
Булычев — сын своего класса. Но сын умный и непокорный, “ершистый”. Ему кажется смешной идея, что рабочие могут управлять хозяйством, страной: “Пропьют государство”.
Но, башковитый мужик, Егор раздумывает: “А — вдруг — не пропьют?” Как умело нашел Горький это емкое слово “вдруг”, интонационно выделенное тире— в нем и беспокойство Булычева, и неожиданность пришедшей на ум мысли, и ощущение “не той улицы”, на которой жил, и радость открытия.
Недаром уже только после смерти Булычева Достигаев замечает его дочери Шуре, которая сблизилась с большевиками: “Жаль — помер Егор, пощипала бы дочка пе ченку-то ему!.. Хотя… черт его знает, как бы он взглянул на этот фокус!”
Шуре Булычевой, похожей на отца смелостью и неуемной энергией характера, близящиеся события внушают надежду найти свое место в жизни. В конце пьесы она приветствует проходящую за окнами дома революционную демонстрацию.
Раскрывая конфликт Булычева — крупной, яркой личности — со своим классом, Горький первоначально назвал пьесу “Накануне”. Это определяло не только время действия — канун февральской революции, но и главное в идейном содержании пьесы. “Егор Булычев и другие” — пьеса о начале конца буржуазного мира, о кризисе буржуазного мировоззрения.
Умный и беспощадный в своих поисках правды, Егор Булычев перед смертью осудил и мир, по законам которого он жил, и себя за подчинение этим законам. Василий Достигаев тоже умен, но его ум — это смекалка стяжателя, который и не задумывается над большими вопросами бытия (“Верю в Бога, но предпочитаю коньяк”).
Если Булычев — пусть с сомнением — задумывается над тем, что “вдруг” рабочие сумеют управлять государством, то Достигаев об этом не допускает и мысли. Он энергичен, “ловок и на язык, и на руку”. Достигаев хитер и опасен.
Он легко отмежевывается от тех, кто готовил вооруженное нападение на Совет рабочих, крестьянских и советских депутатов, да и в прошлом о нем “скандального… не слыхать было”.
Широкий фон раскрытия характера Булычева позволил Горькому всесторонне показать трагедию личности. Именно социально-историческая среда привела к ложному направлению в развитии, обесценила его творческие возможности. Сам Горький объяс нял К.
Федину “соблазнительную тайну” этого образа в ряду других, подобных ему, говорил о широком историческом обосновании и в то же время общечеловеческом смысле “яростных противоречий и непотухающих страстей”, по выражению Федина, которые составляют основу образа.
В творческом представлении Горького этот образ во многом пересекается с фольклорным героем — богатырем Василием Буслаевым. Их роднит богатый размах неистраченных творческих сил, дерзостное желание испытать пределы дозволенного, вызов смерти и Богу и в то же время бессмысленность смерти.
“По убеждению Горького, — писал Федин, — буслаевские черты заложены в характере Булычева и, может быть, лучшие из этих черт — в лучшем из того, что было дано натуре Булычева и что им погублено”.
Пьесы “Егор Булычев и другие” и “Достигаев и другие” рассматривались Горьким как части единого драматургического цикла.
Следом за “Булычевым” и “Достигаевым” Горький думает написать еще пьесы, где бы центральными героями были большевик Рябинин и прислуга Булычева Глафира, но осуществить этот замысел он не успел.
Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/1228.html