Семья Ростовых в романе «Война и мир» — образец дворянской семьи, на примере которой показана тема семейности, патриотизма. В работе даны краткие характеристики, позволяющие подготовить конспект, рассказ для урока литературы, обновить воспоминания о романе и его героях перед экзаменом или написанием сочинения.
Описание и характеристика членов семьи Ростовых
Рассказывать о героях романа нужно о каждом в отдельности. После описания характера и краткой биографии каждого героя, будет дана общая оценка, описаны отношения в семье, их дом и приведена цитатная характеристика семейства.
Граф Илья Андреевич Ростов
Глава семьи Ростовых, отец пяти детей – Илья, по отчеству Андреевич, представитель старинного дворянского рода, имеющего богатую историю. Число крепостных, которыми владеет семья, позволяет отписать каждой из дочерей по 300 человек в наследство. Автор представляет графа добрым непрактичным человеком, дела которого в дальнейшем придут в упадок.
Толстой изобразил героя, как старичка, с веселым добродушным лицом, полной фигурой. Граф Ростов всегда чисто выбрит, имеет редкую седину, прикрывающую лысину. Особенно ярки его голубые глаза, на которых выступали слезы счастья в минуты радости. В светлое для семейства время его лицо украшала добрая улыбка, он был весел, румян, не терял юношеского задора.
В начале произведения Л. Н. Толстой описывает Ростова общительным и жизнерадостным человеком. Его вес в обществе подтверждается членством в Английском клубе, наличием псарни, дома, полного прислуги.
Семья постоянно устраивала праздники в своём доме, на которых граф по-молодецки танцевал. Его дети и жена также никогда ни в чем не нуждались. Однако неумение вести дела, отсутствие практичности, карточные долги сына привели к разорению имения.
Такие перемены изменили и главного героя: он стал жалок, потерян для общества и для самого себя. Семейные проблемы привели к ухудшению здоровья, теперь граф представлял чахнущую фигуру, вызывающую сострадание близких и людей, любивших его. В 1813 г. Ильи Андреевича не стало. После его смерти пришлось расплачиваться с долгами, которые превышали цену имения.
Графиня Наталья Ростова
Графиня Ростова (до замужества Шиншина), супруга графа, с детства привыкла к роскоши. Перед читателем Л. Н. Толстой представляет ее как женщину 45-ти лет, добрую, любящую мать, с восточным типом лица.
Графиня – дама, уважаемая в обществе, хранительница домашнего очага, гостеприимная хозяйка. Она увлекалась музыкой, раскладыванием пасьянсов. Автор описывает ее гардероб, как совокупность платьев, чепцов.
Эта женщина была добра к каждому, кто нуждался в помощи, регулярно помогала своей подруге, матери Бориса Друбецкого. Узнав о долгах супруга, графиня не корила его, а поддерживала и ухаживала до последних дней. Огромным ударом для нее стала смерть сына – Петра, это событие состарило графиню в один миг.
Вера Ростова
Писатель изображает ее девушкой 20-ти лет, имеющей благородную внешность. Вера — старшая из детей, знала о своей красоте, зачастую вела себя надменно и холодно в общении с окружающими. Ее красивое лицо не привлекало внимания, а улыбка выглядела отталкивающей и искусственной. Чопорность и холодность, рассудительность и практичность — такие качества видит в ней читатель.
Девушка выходит замуж в 24 года. Ее супруг, Адольф Берг, целеустремленный, разделяет взгляды на жизнь Веры. Оба не стремятся заводить детей, ограничены своими мирами (несмотря на хорошее образование и воспитание).
Николай Ростов
Красивый двадцатилетний юноша с черными усами, одетый в военную форму, таков брат Наташи Ростовой – Николай. Он внимателен и заботлив к своим родным, пользуется уважением на службе, не витиеват в общении. Прост с людьми, руководствуется совестью в поступках.
Своим призванием считал исполнение долга перед отечеством, на службе продвинулся до гусара. После смерти отца заботы о близких легли на его плечи. Они с матерью продали имение, переселились в небольшую квартиру. В возрасте тридцати лет Николай Ростов женится на княжне Марье, сестре Андрея Болконского.
Доверие жены он заслужил, когда спас ее от бунта собственных крепостных. Последние хотели предать ее французам. До этого случая они пересекались, и Марья успела его полюбить, а Николай в связи с финансовыми трудностями не решался на этот брак. Но вскоре у него вспыхнуло ответное чувство.
По мере взросления в характере героя начинает преобладать рассудительность и ответственность. К тридцати пяти годам у них было трое детей, также они ждали четвертого. Марья была заботливой женой, матерью, тетей для своего племянника Николеньки (оставшегося на ее попечении после смерти брата).
Наташа Ростова
Любимая дочь Ильи Андреевича. При первом знакомстве с романом – это девочка тринадцати лет, худая, нескладная, с большими блестящими черными глазами и при всем живая и открытая. В этот день семья праздновала именины матери и дочери.
Первая любовь Натали – Борис Друбецкой. В дальнейшем девушка забудет о своих детских ребячествах и испытает более глубокое чувство. На этот раз она влюбится в Андрея Болконского. Их взаимоотношения будут тяжелыми: непринятие Натали старым князем (отцом Андрея), разлука на год, обман Анатоля Куракина (попытка самоубийства из-за его предательства).
От попытки убежать с повесой Куракиным Натали спасла Соня, рассказав о его жене. Страсть к Куракину не идет ни в какое сравнение к Болконскому. В первом случае девичья неопытность, наивность, мимолетное увлечение. Во втором глубокая привязанность, ответственность за жизнь.
После этих событий героиня отвергнет предложение о замужестве Болконского. От мрачных мыслей ее пытается избавить Пьер Безухов (именно он поспособствовал знакомству Натальи и Андрея).
Во время вторжения Наполеона Наталья помогает раненым, ее семья предоставляет свой дом для размещения солдат. Волею судьбы Болконский попадает в этот дом и свои последние дни проводит в поместье Ростовых, погибая на руках Натали. Затем Наталья стала женой Пьера и матерью четверых детей.
Главная героиня – девушка, всегда пребывающая в состоянии влюбленности, открытая, живая. В ней есть патриотический дух. Любящая дочь, сестра, мать, жена. Прототипом героини послужили жена Толстого – Софья и Татьяна Берс (отсюда у персонажа любовь к музыке и всему прекрасному).
Петя Ростов
Девятилетний Петруша – младший из детей. С детства рос активным ребенком, хотел стать героем, был пропитан духом патриотизма. Взрослея, старался показать, что он настоящий мужчина, достойный сын своей страны.
Достигнув шестнадцати лет, добровольно попросился на службу. Родители возражали, не хотели отпускать его, готовя к поступлению в университет. Юноша решил по-другому и 1812 году поступил в Оболенский отряд.
В сражениях он излишне геройствует, не соблюдает приказов командира, отправляясь под пули. Петр с детства мечтал совершить героический поступок. При сражении с французами в том же году пуля противника сразила его в голову, смерть была мгновенной.
Известие о гибели сына и брата стало трагедией для всей семьи. Наташа, с детских лет привязанная к брату, назовет в его честь своего мальчика.
Соня
Племянница (троюродная сестра), любящая своих приемных маменьку и папеньку. Девушка пятнадцати лет с жесткими густыми черными волосами, выразительными ресницами. Спустя год она расцветает, став более оживленной. Она помнит добродетель семьи Ростовых, их теплое к ней отношение.
Добрая Соня – преданная и терпеливая девушка, прилежно училась, обладала отличной памятью.
Для Наташи она была верной подругой. Троюродная сестра Ростовых влюбляется в Николая, но понимает, что это чувство вызовет неодобрение со стороны старой графини и может негативно сказаться на судьбе ее кузена. Любовь к Николаю заставляет ее отвергнуть предложение о замужестве Долохова. Однако избранницей кузена она не станет, отпустив его добровольно.
Другие члены семьи Ростовых
Семья Друбецких, состоящая из Анны Михайловны и Бориса ее сына. Княгиня была подругой графини Ростовой, часто бывала у них. Борис был другом Николая, первой любовью Натали. По мере взросления в нем развивалась зависть к обеспеченному Ростову, что привело к разрушению их дружбы. Щегольство и высокомерие взяли вверх.
Общая характеристика семьи
У семейства было множество знакомств благодаря успешному положению в обществе. В доме постоянно собирались гости, проводились праздники, балы. Глава семьи любил поиграть в карты, съездить на охоту.
Графиня, как ее супруг, с детства привыкли к роскоши. Помимо дома в Москве, они владели имением в Отрадном.
Следующие цитаты о семье Ростовых помогут в написании сочинении или подготовке к уроку:
· «…к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской…»;
· «…в Москве Ростовы принадлежали к высшему обществу, сами того не зная и не думая о том, к какому они принадлежали обществу…»;
· «…Знакомство у Ростовых была вся Москва…»;
· «– Какое милое существо ваша меньшая! – сказала гостья. – Порох!
Да, порох, – сказал граф. – В меня пошла!»;
· «…Она и все семейство Ростовых приняли князя Андрея как старого друга, просто и радушно. Все семейство теперь показалось ему составленным из прекрасных, простых и добрых людей. Гостеприимство и добродушие старого графа…»;
· «…После чаю Николай, Соня и Наташа пошли в диванную, в свой любимый угол, в котором всегда начинались их самые задушевные разговоры…».
В семье царило взаимопонимание, уважение, доверие. Отношения между супругами были идиллическими. Наталья, Николай, Петр, Соня отлично ладили друг с другом. Старшая – Вера относилась к младшим поучительно, считая себя умнее, старше. Она была злой и рассудительной, как говорила Натали.
Петр испытывал самую настоящую братскую любовь к сестре. Родители души не чаяли в детях, особенно отец в Наталье. После его смерти, дети участливо и трепетно относились к матери. Всей семье было присуще чувство патриотизма и желание помочь ближнему.
Описание московского дома Ростовых
Каждый, кто бывал здесь, не оставался равнодушным, всем здесь были рады и каждого граф и графиня одаривали вниманием. Между членами семьи царили теплые доверительные отношения.
Ростовы часто устраивали званые обеды, это подчеркивает их приверженность к прошлому. Темы для бесед с гостями — погода, охота, еда, здоровье.
Заключение
Роман-эпопея «Война и мир» — сюжетная линия, центром которой является семья Ростовых. Герои – отражение российской души, пример самоотверженности и любви к ближнему.
Источник: https://nauka.club/literatura/semya-rostovykh-v-romane-voyna-i-mir.html
Граф Илья Андреевич Ростов в романе «Война и мир» Толстого: характеристика и образ героя
Граф Ростов — один из положительных персонажей романа «Война и мир» Л. Н. Толстого. Он добрый и щедрый мужчина, для которого семья является главным богатством в жизни.
Герой склонен к расточительству, именно эта черта характера приводит его к разорению. Навалившиеся трудности сказываются на здоровье старика, и он умирает.
Характеристика графа Ильи Андреевича Ростова олицетворяет лучшие качества представителей аристократического сословия.
Внешность героя
Илья Андреевич Ростов — богатый дворянин в преклонном возрасте. Он владеет несколькими деревнями и сотнями крепостных. Женат герой на графине Натальей Ростовой, в девичестве она носила фамилию Шиншина. Мужчина является отцом большого семейства. Он воспитывает дочерей — Веру и Наташу, сыновей — Николая и Петра, а также племянницу, которую зовут Соня.
Барин имеет приятную наружность, он всегда ухожен и опрятен. В благополучное для семейства время его румяное, чисто выбритое лицо украшает искренний взгляд и добрая улыбка.
Герой имеет привычку часто взъерошивать редкие волосы. Таким образом, он пытается скрыть свой недостаток — лысину. Описание внешности героя:
- плотное телосложение;
- редкие седые волосы;
- круглое лицо;
- голубые глаза;
- задорная улыбка.
Граф идёт в ногу со временем и одевается соответствующим образом. Дома он ходит в лиловом халате, а гостей встречает во фраке, мужских чулках и стильных башмаках.
Черты характера
Господин Ростов ведёт себя по-молодецки, он весёлый и бойкий мужчина. Илья Андреевич — гостеприимный хозяин, в его доме часто проводятся обеды и балы. Он любит общение и новые знакомства. Несмотря на добрый нрав героя, окружающие считают его глупым и смешным человеком.
Илья Андреевич — прекрасный семьянин. Он любит свою жену и постоянно делает ей комплименты. Герой называет супругу красавицей, он говорит, что она лучше всех на свете. К детям старик относится нежно и чрезмерно балует их.
Герой является членом престижного английского клуба для аристократов. Чтобы соответствовать своему положению вобществе, он содержит роскошную псарню и коллекционирует курительные трубки.
Граф — щедрый человек, он не умеет экономить денежные средства. Мужчина живёт на широкую ногу. Он любит вкусно поесть и выпить, а потом вдоволь поспать. Несмотря на возраст, старик довольно подвижный и хорошо танцует.
Ещё одним увлечением графа является игра в карты, он часто проигрывает деньги.
Автор описывает старого графа, как великодушного и патриотичного человека, который переживает за судьбу страны.
Пожилой мужчина истинно предан царю и небезразличен к чужому горю. Во время войны старик первым жертвует раненым подводы и принимает их у себя в доме. К основным чертам его характера можно отнести:
- доброта;
- щедрость;
- милосердие;
- отзывчивость;
- самоуверенность;
- патриотичность;
- доверчивость.
Старик доверчив по своей натуре, поэтому его легко обмануть. Он не следит за оборотом денежных средств и плохо разбирается в делах. Его легковерностью пользуется управляющий, которому граф полностью доверяет ведение дел.
Разорение и смерть
Старый граф накапливает долги, что приводит в полный упадок финансовое состояние семейства Ростовых. События последнего года (пожар в Москве, вынужденный отъезд, смерть Петра, разорение) выбивают старика из колеи, а также подрывают его физическое и душевное здоровье.
Граф постепенно чахнет и чувствует, что ему уже нет места в этой жизни.
Знакомые и близкие сострадают ему, но не могут помочь, так как сами находятся в бедственном положении. Когда старого графа сразила болезнь и он уже не в силах подняться с кровати, графиня две недели не отходит от него ни на шаг. Автор даёт ему возможность причаститься, как положено верующему в Бога человеку.
В 1813 году герой после непродолжительной болезни умирает. Перед смертью он чувствует свою вину перед супругой и детьми, поэтому просит у них прощения. После его кончины всплывают огромные долги, о существовании которых никто из членов семьи не догадывался. Старший сын Николай берёт на себя ответственность за семью и прикладывает немало усилий, чтобы рассчитаться с долгами.
Лев Толстой на протяжении всего произведения был благосклонен к герою. На примере графа Ильи Андреевича Ростова автор показал истинное лицо русского дворянина.
Источник: https://na5.club/literatura/sochineniya/vojna-i-mir/graf-ilya-andreevich-rostov-harakteristika-geroya.html
Образ и характеристика Николая Ростова в романе «Война и мир»: внешность и характер, описание в цитатах
В литературе наличие слишком идеальных персонажей – явление не единичное.
Читая произведение, понимаешь, что при всей реалистичности изображения фона событий, исторической основы и других персонажей именно этот герой резко выделяется – при всем желании найти в нем какой-то изъян становится немыслимым делом. В качестве такого героя в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого выступает образ Николая Ростова.
Внешность Николая Ростова
Образ Николая Ростова лишен каких-либо отличительных характеристик. «Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». У него по-детски милое, красивое лицо с правильными чертами лица, на котором «добрые и честные глаза».
Он обладает стройной фигурой и грациозностью движений. Ему присущи обаяние и кокетство молодости.
Характеристика личностных качеств
Во многих вещах Николай напоминает своего отца – он обладает веселым нравом, сангвиник по натуре, ему чужды уныние и сплин.
«Не умею скрывать того, что чувствую» – говорит он так о себе. И действительно, его милое, детское лицо является открытой книгой, на страницах которой можно прочитать все его эмоции и чувства.
Он довольно рассудительный, несмотря на его молодой возраст – «двадцатилетний старик». Его душа полна» благородства, истинной молодости, которую встречаешь так редко в наш век».
Николай наделен музыкальным талантом. Он часто со своей младшей сестрой Натальей пел и играл.
На балах от тоже не отсиживается, а охотно показал себя как «ловкий танцор», вызвав недоумение и восхищения публики.
С не меньшей страстью Николай предавался охоте, которая была в почете у его отца. После женитьбы, он не оставляет свое увлечение, «уходя на месяц и на два в отъезд с своей охотой».
Николай прекрасно разбирается в лошадях, они вызывают у него такой же интерес, как и охота.
«Ростов был правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды». Ложь – противоречит его жизненным принципам.
Со временем жизнь научила его еще одному принципу – тактичности, Ростов начинает понимать, что правду нужно говорить во время. Не вовремя сказанные фразы могут стать причиной многих проблем как для него лично, так и для окружающих.
Так, например, его правдивость, сказанная после Шенграбенского сражения полковому командиру, нанесла значительный удар по репутации всего полка.
Не чужды Ростову и чувства гордости и независимости. Он часто кидается с крайности в крайность и не знает золотой средины во время споров и дискуссий.
В целом Николай Ильич наделен положительными качествами – честен, добропорядочен, искренен и добр.
Детство и окружение
С точки зрения биографии – он самый обычный аристократ. Его родители также имеют аристократические корни. Мать его – Наталья, в девичестве Шиншина, добрая и милая женщина, она пыталась быть строгой со своими детьми, но часто, по доброте душевной давала им поблажки.
«Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо, изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек».
Несмотря на то, что многие из ее детей не выжили, графиня сохраняет позитивный настрой, к концу романа, под влиянием военных событий, разорения и смерти сына она стала заметно унылой.
Отец Николая – Илья Андреевич Ростов, был человеком веселого нрава, сентиментальным и впечатлительным. Он, подобно своей супруге, не умеет экономно обращаться со своим состоянием.
Вполне вероятно, что на этом сказался тот факт, что оба супруга были из обеспеченных семей, которым не приходилось никогда выкручиваться из финансовых трудностей.
Лишенные такого печального опыта, они беззаботно тратят непомерные деньги на обустройство своего жилья и на помощь оказавшимся в затруднительном положении знакомым и друзьям.
Кроме Николая в семье воспитываются еще трое родных детей Ростовых, приемная дочка Соня ( является родственницей матери), а также Борис и Митя – мальчики из обедневших дворянских семей, взятые на воспитание Ростовыми.
Добродушная позитивная атмосфера благоприятно влияет на Николая. Благодаря своей наблюдательности и умению сделать выводы из различных ситуаций Николаю удается избежать многих неприятных ситуаций в своей личной жизни – вопреки общепринятой тенденции, он предпочитает учиться на ошибках других, а не на своих собственных.
Образование и военная карьера
Невзирая на предрасположенность, физические данные и материальное состояние, в то время все молодые люди стремились примерить на себя военный мундир.
Это было веянием моды, карьера в любой другой отрасли была одобрена только в том случае, если других вариантов не оставалось (например, последствия травм не могли позволить осуществить службу).
Невзирая на то, что военная карьера была общепринятой для аристократов, «несмотря на отвращение к статской службе» сына, Ростовы отправляют Николая, учиться в университет.
В 20 лет, молодой человек резко меняет свое решение – русско-австро- французская война заставляет его пересмотреть свои взгляды на долг и призвание. К всеобщему ужасу, любимый всеми «Николушка» – «порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести».
- Поначалу все думают, что его поступок обоснован желанием не отставать от своего друга – Бориса, которого взяли офицером, а Николай их разубеждает: «просто чувствую призвание к военной службе».
- Начать службу Николай предпочитает с низов – Ростов далек от мудреностей военного дела, ему не хочется отягощать себя этими сложностями: «я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей» , но как оказалось, это не так.
- Со временем, Николай убеждается, что сделал правильный выбор: «я знаю, что никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник».
- Во время Шенграбенского сражения Ростов получает свое первое ранение: «Кисть была как чужая… Капитан, ради Бога, я контужен в руку, – сказал он робко».
Первое ранение стало переломным моментом в сознании Ростова – естественно, что он понимал тот факт, что на поле битвы его могут убить или же серьезно ранить, но только теперь он осознает это.
Николай долго дожидался начала битвы, чтобы «изведать наслаждение атаки». «Поскорее бы» – думает он.
Однако оказавшись в затруднительном положении после ранения, грозящим ему закончиться пленом – спасается бегством.
Получение офицерского звания
Усердие и старания Николая во время двух битв не прошли мимо глаз командование – его «определяют в офицеры».
В письмах домой Николай старается не рассказывать о сложностях военной службы, ранениях – это причинило бы немало беспокойства родным.
«Немножко ранен, но произведен в офицеры; он теперь здоров, он сам пишет» – но даже положительные новости становятся причиной слез – родные переживают за него.
Новые военные действия опять становятся причиной переживаний и страданий, и между тем, гордости для его родных.
Николай принимает участие в бое под Аустерлицом. На этот раз более успешно. «Теперь он – гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием».
В дальнейшем продвижение по карьерной лестнице для Николая все так же стремительно. В 1807 – он уже сам командир. Ростов отмечает, что военная служба ему приятна, ему здесь приятно находиться. «Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский».
Ростов сумел добиться уважения со стороны сослуживцев. Добился он этого непреднамеренно – человечность и храбрость сделали гораздо больше, чем желание быть любимцем солдат. Ростов «был любим и уважаем товарищами, подчиненными и начальством».
В 1812 году Николай принимает активное участие в войне с Наполеоном. Он получает звание ротмистра. Знаменательной для него становится битва по Островно: «Ростов все думал об этом своем блестящем подвиге, который, к удивлению его, приобрел ему Георгиевский крест и даже сделал ему репутацию храбреца».
Со своей армией Ростов сумел дойти до Парижа. После войны, он должен был получить повышение до командира, но этого не случилось. Убитая горем и потерей младшего сына графиня Ростова выступает против дальнейшей службы. Николай на этот раз уступает матери и «сняв любимый им мундир», осваивает новую для себя должность чиновника.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/vojna-i-mir-nikolaj-rostov-obraz.html
Граф Илья Ростов в романе Война и мир Толстого образ и характеристика
Старший отец семейства граф Ростов, автором изображен как положительный и порядочный персонаж. Это благородный отец семейства воспитывает пять дочерей, сам он из дворянского рода, во владении у него много поместий и крестьян.
После того как появились дочери все они стали богатыми наследницами, после замужества каждая получит 300 крепостных в приданое. О себе граф говорит, что он уже стар и устал, от дел, но, тем не менее, всегда весел и добр ко всем окружающим.
Внешний образ это полный, крупный человек, с седыми поредевшими волосами. Все его манеры и увлечения говорят о том, что в молодости он был еще тем щеголем, но к жене относиться уважительно и с любовью. Ко всем подчиненным относиться уважительно и строго, но все слова смягчает добродушной улыбкой.
Граф постоянно организует званые обеды, ужины, он очень щедр и гостеприимен. Благодаря этой его черте характера, многие аристократы даже в столице почитали графа Ростова.
Когда нужно было встретить князя Багратиона, организацию встречи доверили именно графу. Так как он умел не только созвать гостей, но и интересно провести все вечера, гости оставались всегда веселые и довольные, всегда восхищались хозяином.
Он не только организовывал балы и ужины, но часто помогал всем нуждающимся людям, и даже тем, кто ему совершенно не знаком. В результате данных действий состояние семьи Ростовых быстро иссякло. Но причиной этому были не только щедрость хозяина, но и его неумение вести свои дела.
Сколько он тратил, кому что раздавал, какие счета оплачены или нет, поэтому и не знал. Вскоре когда нужно было давать в наследство Вере приданое, он не знал что делать. Граф понимал, что неверно ведет свои дела, очень переживал по этому поводу, но ничего поделать не смог.
В итоге семья данного персонажа переехала жить в деревню, чтобы хоть как то сократить свои расходы. На примере охоты видим, что Ростов не только знакомым, но и к обычным крепостным относиться с уважением.
Когда во время охоты граф не успел выстрелить в волка, его поругал обычный крестьянин, но зная, что он прав и в охоте лучше разбирается, граф его не наказал.
После того как вся семья жила два года в деревне, затем опять отправилась в город. Там после битвы, было много раненых, и граф отдал все последнее, чтобы помочь солдатам. Он, несмотря на уговоры жены, отдал все конные повозки на благо армии. Это было последним, что смог просто раздать граф, семья оказалась банкротом.
После того как произошла Бородинская битва, граф был очень расстроен, еще это банкротство, граф был в растерянном состоянии. И тут случилось непоправимое, погиб его сын, это была последняя капля, граф потерял смысл жизни и впал в ступор. Смог немного оживиться, когда подготовил свадьбу Пьера и Наташи. Но вскоре, в этом же году, этот добродушный и щедрый дворянин ушел в мир иной.
Автор на примере графа Ростова показал истинное лицо русского дворянина, доброту, неслыханную щедрость, любовь к родине и безграничный патриотизм.
Он настолько был верен соей стране, и отдал последнее, что у него было, чтобы хоть как то помочь солдатам. Это настоящий поступок, поле которого стоит понимать, что не все богатые думают только о себе.
Есть те, кто любит и ценит свою страну, жизнь за нее готов отдать.
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/tolstoj-l.-n/graf-ilya-rostov-v-romane-vojna-i-mir
Образ Графа Ильи Ростова в романе Война и мир Толстого сочинение
Известнейший роман-эпопея Льва Николаевича Толстого славится не только огромным количеством актуальных и просто интересных для прочтения тем, но и колоритными образами персонажей. Один из таких персонажей – граф Илья Ростов, примерный семьянин и известный московский барин. В этом сочинении я хочу остановиться на образе этого человека и рассмотреть его роль в этом произведении.
Внешность графа весьма приятна. Он ухожен, чист и опрятен. Конечно, Илья Ростов уже немолод, но граф Ростов ведет себя молодецки, подтверждение этому есть в строчках: «…Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы…».
Смею предположить, что автор, придавая графу такую приятную внешность, действительно говорит нам о том, что этот человек хорош собой во всех смыслах. Дополнительно к описанию внешности, можно добавить некоторые детали из оригинального текста романа: «…добрые глаза его увлажились слезами радости и восторга…».
У Ильи Ростова добрые глаза, добрая улыбка, веселый и бойкий нрав. Этот человек излучает доброту и искренность, что не может не расположить людей к нему.
Во взаимоотношениях с людьми граф великодушен, его дом всегда готов к приему гостей. Он очень нежно относится к своей жене и детям. Но излишняя щедрость Ильи Ростова не может не вызвать неприятных ощущений у читателя.
Сам граф осознает своё бедственное положение, но не может отказать никому. После переезда семейства Ростовых мы можем увидеть более детальное описание характера Ильи Ростова.
Даже его общение с крепостными выглядит как идеализированный образ взаимоотношений между людьми разных социальных статусов.
Во время войны граф первым жертвует раненым подводы, что приводит в полный упадок финансовое состояние его семьи. Но этот поступок говорит нам о том, что граф – человек огромной души, а также патриот, которому важна судьба его родины. Война и гибель Пети очень негативно влияют на здоровье Ильи Ростова.
Но, даже не смотря на это, он находит в себе силы, чтобы организовать свадьбу Наташи, что, по его мнению, являлось его долгом. Этот факт также доказывает нам то, что граф был не только приятным в общении и гостеприимным человеком, но и самым порядочным семьянином, который имел определенные моральные принципы.
В заключение, можно сделать вывод, что Лев Николаевич неспроста использует образ Ильи Ростова. Благодаря этому персонажу писатель определил лучшие качества представителя высшего света, такие как: доброта, патриотичность, милосердие и великодушие.
← Графиня Ростова в романе Война и мир
← Анализ романа Воскресение Толстого↑ Толстой ЛевПрохор Тимохин в романе Война и мир →
Образ и характеристика Александра 1 в романе Война и мир →
- Сочинение Надежда и отчаяние
Как правило, отчаянием называют такое состояние, которое предполагает понимание полной безвыходности пагубной ситуации и отсутствие перспектив. Надежной называют состояние человека, в котором он видит - По пословицам
Устное народное творчество испокон веков вбирало в себя мудрость каждого народа, его культуру, традиции и обычаи. Неудивительно, что существует много легенд, преданий, сказок, песен, поверий, поговорок и пословиц. - Сочинение Конфликты в пьесе На дне Горького
Основной конфликт в пьесе «На дне» это социальный. Критики и специалисты давно обсуждают данную пьесу Горького, а именно данный конфликт. Меняются поколения - Сочинение Каждый сам себе судьба (по рассказу Старуха Изергиль Горького)
В произведении «Старуха Изергиль» автор затронул самые главные проблемы, которые имеются у каждого человека. Важно, чтобы у каждого человека были мечты и они должны делать все для того чтобы они сбывались. - Анализ сказки Погорельского Чёрная курица, или Подземные жители
Антоний Погорельский написал рассказ «Черная курица, или Подземные жители» для своего племянника. По жанру произведение напоминает сказку с романтическими нотками. В произведении можно наблюдать такой прием как двоемирие
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/obraz-grafa-ili-rostova-v-romane-vojna-i-mir
Илья Андреевич Ростов
Роман делит героев на положительных и отрицательных. Такое деление характерно для реальной жизни. Илья Андреевич Ростов – один из положительных героев произведения великого классика «Война и мир».
Старый граф Ростов весел и удивительно подвижен. Старичок относится к богатым дворянам. В доме накоплен достаток «на сто тысяч», у дочерей есть наследство – по 300 крепостных душ. Веселое лицо графа всегда чисто выбрито.
На стареющей лысине редели седые волосинки. Тело было полным, фигура округлой. Граф одевается так, как требовало время: фрак, мужские чулки и стильные башмаки, в другой ситуации – воеводский кафтан, дома – лиловый халат.
Он сильно душится и помадится.
Илья краснеет как все пожилые люди: сначала полная шея и крупный затылок, затем лицо. В поведении есть особенности. Ростов часто оправляет, взъерошивает седину, трогает лысину, как бы пытаясь скрыть этот недостаток.
Классик делает глаза мужчины привлекательно голубыми. Добрый взгляд искренне наполняются «слезами радости и восторга».
Ростов Илья Андреевич веселый и самоуверенный граф. Автор называет мужчину старичком. Добрый и доверчивый он, хорошо относится к своей жене, балует ее и детей. Граф называет жену красавицей, говорит, что она лучше всех. Он нескромно пытается ее обнять на людях, но женщина сдержанно отстраняется.
Ростов привык жить на широкую ногу, с размахом, но его щедрость приводит к долгам и закономерному концу, к которому идет дворянин. Играет в карты, любит много поесть и хорошо пьет. Как положено в высшем свете граф является членом Английского клуба, старшина. Чтобы создавать вид достатка в имении, граф содержит достаточно большую псарню.
Он «… не охотник по душе…», но знает все охотничьи законы. Еще одно увлечение – коллекционирование трубок для курения.
Старичок умеет танцевать. Его «выверты пленяли», легкие прыжки скрывали возраст, ноги передвигались мягко.
Илья Андреевич небезразличен к судьбе страны. Он пускает их в свой дом раненых. Он патриот, истинно верящий царю, для него очень дорого «…царское слово». Характеристика графа Илья Андреевич Ростов будет неполной, если не рассмотреть его умение вести дела.
Граф запутался в ведении дел, он доверяет не тем, кто мог ему помочь. В итоге, судьба Ростова схожа с множеством дворян. Они копят долги, которые потом приходится выплачивать детям. Другой вариант – сюжет других авторов, отказ от уплаты долга и расставание с наследством.
Илья Андреевич не может распутать клубок долгов. Он становится жалким и «затерянным». Из привычной жизни мужчину выбивает и ситуация в стране. Каждое событие граф воспринимает как удар: пожар Москвы, необходимость отъезда из Москвы, смерть Болконского, отчаяние дочери Натальи, смерть сына Пети.
Люди, знавшие его, проявляли сострадание, но не могли помочь. Большинство находилось в сходном положении. Граф почувствовал, что ему «нет места в жизни». Ростов болеет, но недолго. Автор не захотел мучить героя длительными затяжными страданиями. Илья Андреевич «тихо умер».
Перед смертью отец просит прощения у детей, у жены. Он искренне рыдает.
Долги оказались больше, чем представляла семья. Из мелких сумм сложились страшные цифры. Распутывать их пришлось Николаю. Кредиторы требовали уплаты долгов, они не давали сыну «…ни срока, ни отдыха…».
Классик даже в сценах прощания с персонажем показывает особое отношение. Графиня «…провела в кресле у его изголовья…» 2 недели, не раздеваясь. Автор дает возможность графу причаститься и «особороваться», как положено верующему человеку.
Разобраться с образом персонажа придется для понимания главных героев романа. Отец дал основу характерам семьи Ростовых. Написать сочинение «Илья Андреевич Ростов» с помощью предложенной информации станет проще.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/ilya-andreevich-rostov-harakteristika.html
Образ и характер характеристика Графа Ростова по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)
С большой симпатией изображается в романе Л. Н. Толстого граф Ростов. Известный московский барин, граф Илья Андреевич – богач и хлебосол. Он добродушен и щедр, даже склонен к мотовству. Прототипом образа графа является дед Толстого по отцовской линии – Илья Андреевич Толстой.
- Даже внешняя характеристика графа повторяет образ прототипа: “редкие седые волосы на лысине”, полное тело.
- Ростова любили в Москве, он слыл не только гостеприимным хозяином и прекрасным семьянином, но и умелым организатором.
- Никто лучше его не устраивал
балы, приемы и званые ужины, и никто, кроме графа не мог для этого приложить свои собственные деньги. Неслучайно именно Илье Андреевичу Ростову было поручено организовать обед в Английском клубе для чествования князя Багратиона.
С момента основания Английского клуба граф Ростов выполнял роль его старшины.
Герой великодушен, двери его дома открыты не только для друзей, но и для всех нуждающихся. Однако излишняя щедрость Ильи Андреевича не лучшим образом отразилась на делах всей семьи. Его хлебосольство, частые балы, обеды и помощь, оказываемая тем, кто об этом попросит, подорвали финансовое благосостояние Ростова. Он понимает, что разорение близко, но не может изменить ход событий.
Граф неспособен отказать просителям. Чувствуя, что разоряет своих детей, он отправляется с семьей в деревню, надеясь поправить дела. Здесь как нельзя более полно обрисован характер Ильи Андреевича. Иронично изображает Толстой отношения графа и крепостных.
При этом чувствуется некоторая идеализация отношений между барином и крестьянином. Достаточно вспомнить эпизод, произошедший во время охоты, когда старый граф вместе с камердинером Семеном Чекмарем пропустил направившегося в их сторону волка.
Крепостной охотник Данило яростно отреагировал на такую оплошность: “…не удостаивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленною на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими.
Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению”. Эта реакция Ильи Андреевича выражает уважение к опытному охотнику, пусть и крестьянину, но явно превосходящему его, барина.
В течение двух лет живут Ростовы в деревне, затем отправляются в Петербург, однако там они производят впечатление провинциалов.
Граф Ростов с нежной и глубокой любовью, сердечной теплотой относится к жене и детям.
Покидая Москву после Бородинского сражения Илья Андреевич первым начинает отдавать для раненых подводы, чем нанес еще один существенный удар своему состоянию.
В этом эпизоде впервые герой противопоставляется своей жене – графине Ростовой, которая не желает отдавать подводы, понимая, что это последнее, что осталось у семьи.
Однако великодушие графа одерживает победу над меркантильными интересами графини.
Война 1812 года и гибель Пети подкосили здоровье и душевные силы графа. Он успевает осуществить руководство последним событием в своей жизни – свадьбой Наташи и Пьера. При этом он проявляет свою привычную энергичность, но читатель понимает, что перед ним уже другой граф Ростов. В этом же году Илья Андреевич умер.
Это произошло “именно в то время, когда дела… так запутались, что нельзя было себе представить, чем все это кончится”.
Однако, несмотря на это, о графе Ростове остались лишь самые теплые воспоминания.
В образе графа Ильи Андреевича Ростова Л. Н. Толстой отразил лучшие черты дворянства, среди которых патриотизм, душевная и духовная щедрость.
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/obraz-i-xarakter-xarakteristika-grafa-rostova-po-romanu-epopee-vojna-i-mir-tolstoj-lev-n/
Ростов Николай. Характеристика литературного персонажа
РОСТОВ НИКОЛАЙ ИЛЬИЧ — герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
Краткое содержание романа «Война и мир»
Персонаж романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», граф, сын богатого московского графа Ильи Андреевича Ростова и графини Натальи, живших в «большом, всей Москве известном доме… на Поварской», младший брат Веры и старший брат Наташи и Пети Ростовых. Впервые мы знакомимся с ним на обеде в доме Ростовых по случаю именин графинь матери и дочки.
Это красивый «невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица», на котором «выражались стремительность и восторженность».
Он студент, но мечтает о военной карьере, к которой «чувствует призвание», и потому бросает университет и идет в военную службу, когда в 1805 году началась война Наполеона против Австрии и России.
Его друг Борис Друбецкой благодаря хлопотам влиятельной родни поступает в армию уже офицером гвардии, а Николай, за которого «некому похлопотать», — юнкером. Николай полон патриотических чувств. «Я убежден, – говорит он на обеде у Ростовых, – что русские должны умирать, умирать или побеждать».
Николай влюблен в троюродную сестру Соню, живущую в доме Ростовых. «Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня все», – горячо признается он любимой. Николай «переписывает ей стихи, в первый раз сочиненные им».
Из описания обеда у Ростовых узнаем о музыкальности Николая.
«По просьбе гостей» он спел с Наташей, Верой и Соней квартет “Ключ”, который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную им песню: «В приятну ночь, при лунном свете…»
Толстой постоянно подчеркивает лучшие душевные качества Николая. Так, в письме Жюли княжне Марии Болконской о нем сказано: «В молодом человеке… столько благородства, истинной молодости, которую встречаешь так редко в наш век между нашими двадцатилетними стариками! У него особенно так много откровенности и сердца. Он так чист и полон поэзии…»
В гусарском Павлоградском полку, куда Николай поступил юнкером, он совершенно счастлив. «Друг сердечный», «дружок» обращается он к вестовому с просьбой выводить лошадь, «с тою братскою веселой нежностью, с которою обращаются со всеми хорошие молодые люди, когда они счастливы». Такие же отношения у него с хозяином дома, где Николай находится на постое.
Вот как пишет Толстой об их мимолетной встрече: «Хотя не было никакой причины к особенной радости ни для немца, вычищавшего свой коровник, ни для Ростова, ездившего со взводом за сеном, оба человека эти с счастливым восторгом и братской любовью посмотрели друг на друга, потрясли головами в знак взаимной любви и, улыбаясь, разошлись — немец в коровник, а Ростов в избу, которую занимал с Денисовым».
И все же суровая действительность жизни, в которую окунулся Николай, нарушает гармонию безоблачного счастья, созданного романтическими представлениями юноши, выросшего в атмосфере благополучия, взаимной дружбы и уважения, царивших в семье Ростовых.
Он разоблачает офицера Телянина, укравшего у Денисова кошелек с деньгами, и с отвращением швыряет ему отобранный было кошелек («Если вам нужда, возьмите…»). Конфликт этот получает продолжение. Прямодушный Николай обвинил офицера-вора публично. Командир полка, заботясь о престиже части, обвинил Николая во лжи. По закону дворянской этики Николай вызвал командира на дуэль. «…
Да, я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу…» – объясняется он с офицерами полка, уговаривающими Николая извиниться перед командиром. Поняв правду офицеров, Николай со слезами на глазах признает свою «вину», но категорически отказывается извиняться. «Господа, все сделаю, никто от меня слова не услышит…
но извиниться не могу, ей-Богу, не могу, как хотите! Как я буду извиняться, точно маленький, прощения просить?»
Впервые оказавшись в бою, Николай «имел счастливый вид ученика, вызванного перед большою публикой к экзамену, в котором он уверен, что отличится. Он ясно и светло оглядывался на всех, как бы прося обратить внимание на то, как он спокойно стоит под пулями».
В ответ на одобрительный оклик и улыбку командира эскадрона Денисова Николай «почувствовал себя совершенно счастливым». Участвуя в выполнении эскадроном приказа зажечь мост, «он боялся… как бы ему не отстать… бежал, стараясь только быть впереди всех… у самого моста… споткнувшись, упал на руки». На мосту Николай остановился в растерянности, «не зная, что ему делать. Рубить…
было некого, помогать в зажжении моста он тоже не мог, потому что не взял с собою, как другие солдаты, жгута соломы. Он стоял и оглядывался». Неприятель стал обстреливать гусар картечью.
Со стоном падали раненые. В этот миг смертельной опасности Николай увидел окружающую прекрасную природу, воду Дуная, небо, монастырь, ущелья, сосновые леса, где «тихо, счастливо». «Ничего, ничего бы я не желал… ежели бы я только был там, – думал Ростов. – Во мне одном и в этом солнце так много счастья, а тут…
стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность… Вот опять кричат что-то, и опять все побежали куда-то назад, и я бегу с ними, и вот она, вот она, смерть, надо мной, вокруг меня… Мгновенье — и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья...
» «Господи Боже! Тот, кто там в этом небе, спаси, прости и защити меня!» – прошептал про себя Ростов».
Когда опасность миновала, он тяжело переживает свое состояние («…я трус, да, я трус») и радуется, что этого «никто не заметил». «Действительно, никто ничего не заметил, потому что каждому было знакомо то чувство, которое испытал в первый раз необстрелянный юнкер».
Вскоре Николай опять участвует в бою и здесь надеется «изведать наслаждение атаки, про которое он так много слышал от товарищей-гусаров». «Ох, как я рубану… Попадись теперь кто бы ни был», – думает он. Но действительность оказалась проще, будничнее и драматичнее мечты.
Под Николаем в атаке убило лошадь, его ранило в левую руку, французские солдаты приближались к нему, чтобы пленить или убить. Все это кажется молодому человеку, почти мальчику, дурным сном. «Кто они? Зачем бегут? Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?» Николай спасся тем, что «схватил пистолет…
и бросил им в француза и побежал к кустам, что было силы… с чувством зайца, убегающего от собак». Через некоторое время восторженный юноша преображается в бледного гусарского юнкера, одной рукой поддерживающего другую, раненую. Во время отступления армии Николай просит капитана Тушина посадить его на орудие. «Ради Бога, я не могу идти.
Ради Бога!» Николай «уже не раз просился где-нибудь сесть и везде получал отказы». И только капитан Тушин приказал посадить Раненого юнкера на орудие, с которого сложили мертвого офицера. «Лихорадочная дрожь от боли, холода и сырости трясла все его тело.
Сон непреодолимо клонил его, но он не мог заснуть от мучительной боли в нывшей и не находившей положения руке», – так описывает Толстой состояние Николая.
Не получив медицинской помощи, испытывая тяжелые физические страдания на ночном привале, чувство ненужности и одиночества, вспоминая любящую мать, заботу семьи, теплый дом, он думал: «И зачем я пошел сюда!» Однако все закончилось благополучно. В середине зимы Ростовы получили письмо от Николая. «В письме был кратко описан поход и два сражения… производство в офицеры…
» Письмо вызвало восхищение матери: «О себе ничего!.. О каком-то Денисове… Ничего не пишет о своих страданиях. Что за сердце!.. И как вспомнил всех! Никого не забыл». Николай награжден уже солдатским Георгиевским крестом. Толстой постоянно сравнивает Николая с его сверстником и другом Борисом, и это сравнение всегда в пользу Николая.
Если он при встрече с Борисом рассказывает «о своих гусарских кутежах и боевой жизни», то Борис — «о приятности и выгодах службы под командою высокопоставленных лиц». Николай бросает под стол «рекомендательное письмо к князю Багратиону», посланное старой княгиней сыну, чтобы тот им воспользовался.
Он не хочет ни к кому идти в адъютанты, называя эту должность лакейской, тогда как Борис, по его словам, «желал бы, и очень, попасть в адъютанты, а не оставаться во фронте», ибо, «уже раз пойдя по карьере военной службы, надо стараться сделать, коль возможно, блестящую карьеру». Вместе с тем и Николай не идеализирован.
Так, рассказывая друзьям о Шенграбенском деле, он изобразил его «так, как красивее было рассказывать», но совершенно не так, как оно было. «Ростов был правдивый молодой человек, – замечает автор, – он ни за что умышленно не сказал бы неправды. Он начал рассказывать с намерением рассказать все, как оно точно было, но незаметно, невольно и неизбежно для себя, перешел в неправду…
Рассказать правду очень трудно, и молодые люди редко на это способны». Тем более что друзья ждали именно такого рассказа и правдивому они бы не поверили. Николай наделен и тонкостью, и душевной чуткостью.
Во время встречи с Андреем Болконским и ссоры с ним, едва не кончившейся вызовом, в его душе вместе с озлоблением строевика к адъютанту возникло «уважение к спокойствию этой фигуры». После стычки он «с удивлением чувствовал, что из всех людей, которых он знал, никого бы он столько не желал иметь своим другом, как этого ненавидимого им адъютанта».
Очевидно, и Болконский почувствовал в Николае человека содержательнее и благороднее других, ибо остался в стычке с ним сдержанным и спокойным, не дав разгореться ссоре. На смотре австрийских и русских войск Николай, «стоя в первых рядах кутузовской армии, к которой к первой подъехал государь, испытывал…
чувство самозабвения, гордого сознания могущества и страстного влечения к тому, кто был причиной этого торжества». При приближении Александра на расстояние в двадцать шагов «он испытал чувство нежности и восторга… Всякая черта, всякое движение — казалось ему прелестно в государе». «Ежели бы ко мне обратился государь! – думал Ростов. – Я бы умер от счастья». «Как бы я счастлив был, если б он велел мне сейчас броситься в огонь». Именно в такую минуту, увидев Андрея Болконского в свите императора, Николай решил не вызывать его. «Стоит ли думать и говорить про это в такую минуту, как теперь? В минуту такого чувства любви, восторга и самоотвержения, что значат все наши ссоры и обиды?! Я всех люблю, всем прощаю теперь», – думал Ростов. Это чувство любви ко всем и является преобладающим в характере Николая на всем протяжении романа. Порой это чувство выливается в парадоксальную форму. Ростов видит императора, который, «склонившись набок, грациозным жестом держа золотой лорнет у глаза, смотрел в него на лежащего ничком, без кивера, с окровавленною головою солдата. Солдат раненый был так нечист, груб и гадок, что Ростова оскорбила близость его к государю».
На дружеской пирушке, через три дня после смотра, Николай предлагает «тост за здоровье государя, но не государя императора, как говорят на официальных обедах… а за здоровье государя, доброго, обворожительного и великого человека…
» В ответ на шутку Денисова («на походе не в кого влюбиться, так он в царя влюбился») Николай крикнул: «Денисов, ты этим не шути, это такое высокое, такое прекрасное чувство, такое…» «Он действительно был влюблен и в царя, и в славу русского оружия, и в надежду будущего торжества…
Девять десятых людей русской армии в то время были влюблены, хотя и менее восторженно, в своего царя и в славу русского оружия». Последующее участие Николая в войне выявляет в нем опытного воина.
Он командует конной разведкой, на которую вызывается у Багратиона сам, и производит ее тщательно, преодолевая искушение поехать безопасной дорогой, подвергаясь обстрелу. Доложив результат разведки Багратиону, он просит его о прикомандировании к первому эскадрону, поскольку его эскадрон «назначен в резервы».
Багратион оставляет Николая при себе ординарцем. Для Николая это назначение отнюдь не возможность сделать карьеру, а надежда участвовать в бою и, если повезет, продемонстрировать свою преданность царю. «Завтра, очень может быть, пошлют с каким-нибудь приказанием к государю, – подумал он. – Слава Богу!»
Так и случилось.
Багратион шлет Николая с поручением к главнокомандующему или государю. В сумятице поражения и бегства русских войск он встречает Александра «посреди пустого поля» в жалком состоянии, не решавшегося перепрыгнуть на лошади канаву.
Деликатность Николая не позволяла ему подступить в такой момент к государю («Я как будто рад случаю воспользоваться тем, что он один и в унынии. Ему неприятно и тяжело может показаться неизвестное лицо в эту минуту печали, и потом, что я могу сказать ему теперь, когда при одном взгляде на него у меня замирает сердце и пересыхает во рту? – думает Николай. – Нет, решительно я не должен подъезжать к нему, не должен нарушать его задумчивость...»).
Источник: https://rustutors.ru/litgeroi/2091-rostov-nikolaj-harakteristika-i-obraz-geroja-vojny-i-mira.html