Федор Михайлович Достоевский открыл миру новые грани познания мирской суеты и душевного благородства. Все его произведения близки народу, каждый герой играет роль самого себя, и порой кажется, что это Я живу на страницах известных романов писателя.
Его великое «Пятикнижие» известно каждому еще с ученической скамьи, ведь такие масштабные сочинения навеки врезались в подсознание читателя.
Навеки нам запомнились сюжеты произведений «Преступления и наказания» (1866), где главный герой пытается выбраться из будничной нищеты и совершает ужасное убийство.
Самоутверждение личности, стремление к власти, право на эгоизм – такие были умонастроения в тот период, эта книга повествует о истории падения и воскрешения человеческой души, истории освобождения от кругов ада и восторжества добра, правды и любви.
«Братья Карамазовы» – это последний роман писателя, который был закончен в ноябре 1880 года. Через четыре месяца после публикации этого произведения Достоевский умер.
Критики считают это полотно наиболее достоверным и величественным. В лице главных героев, трех братьев представлена вся матушка-Россия.
Митя – широкая душа, способен на высокие и низкие поступки, полная противоположность – Иван, это холодный ум и рассудок, каждое действие взвешенное и просчитанное. Что же говорить про Алешу. Чистый, набожный, добрый и милосердный юнец. Роман высокохудожественный и основанный на реальных событиях.
Роман «Идиот» (1868) до сих пор многими читателями позиционируется неправильно, часто можно встретить на прилавках книжных магазинов анонс произведения такого содержания: «Яркая и почти болезненная история несчастного князя Мышкина, неистового Парфена Рогожина и отчаявшейся Настасьи Филипповны». А это ведь далеко не все, только вершина айсберга, а внутри глобальные мысли про божественные силы, предназначение человека на этой земле, история жизни великого мессии Иисуса Христа. Как общество влияет на здорового человека, превращая его в больного. Идиота.
«Униженные и оскорбленные» (1861) – здесь отчетливо видны все устоявшиеся нравы и черты характера писателя.
Тяжелый психологический и эмоциональный надрыв, болезненность и острота восприятия действительности, перманентная истерика и захватывающий сюжет, который не дает возможности бросить чтение и ужасает своим продолжительным пафосом.
Глубокий и страдальческий роман, который приоткрывает занавес души мыслителя и скорбного писателя.
«Игрок» (1866) – масштабная работа, которая не была включена критиками в «Пятикнижие». Тема азарта российской публики ничтожна и анекдотична.
Да, книга писалась в спешке, что бы быстрее выполнить заказ для получения крупной суммы, которую Достоевский проиграл в карты.
Но читатели все же смогли разглядеть психологию азартного игрока, который обладает литературным даром и проницательностью великого писателя Руси.
Повесть «Белые ночи» (1848) открыла читателям душераздирающую натуру Достоевского. Поэтический образ мечтателя вызывает сочувствие и сострадание в конце книги.
Атмосфера белых ночей Петербурга настолько манящая и заворачивающая, что многие кинодеятели взялись за экранизацию этой повести. Резкий стоицизм и волнующая красота матушки Земли до сих пор удивляет современного читателя, а ведь эту драму испытал на себе сам Федор Михайлович!
Повесть «Записки мертвого дома» (1860) – представляет собой интригующий реальный документ, который открывает читателю быт и нравы преступников, что были засланы в холодный и далекий Сибирь. Характеры людей и поступки главных персонажей говорили о неуловимой действительности и правдивости написанного очерка творцом.
Нельзя вычеркнуть из биографии писателя тот момент, когда он долгие годы провел в ссылке, в заключении, так почему же ему молчать и не излить свою душу на бумаге. Вот так и получилось такое волнительное и бушующее сочинение Достоевского «Записки мертвого дома».
«Записки из подполья» (1864) – входит в число произведений писателя, которые обязательно нужно прочесть после ознакомления с великим «Пятикнижием». Многим современникам описанная проблема в романе близка и знакома. «Подполье», куда загоняет себя петербургский чиновник, заставляет задуматься над своей жизнью и действиями как человека чина, представляющего черты общества. Полное бездействие, отчаяние, рефлекторная паника, жестокость и моральное уродство главного персонажа представляет собой верхушку пролетариата, злободневную и неуправляемую.
Спустя два года Достоевский напишет «Преступление и наказание», где раскроет суть морального Раскольникова и его взгляды на действительность. Именно здесь прослеживается натура писателя и характерные черты личности Федора Михайловича.
Водевиль «Чужая жена и муж под кроватью», написанный в 1860 году, удивил публику юмористическим характером и саркастической манерой письма Достоевского. Скажем, не часто он прибегал к такому характеру сочинения, что еще больше придает лоску и почтения его творчеству.
Сочинение не оставило без внимания кинорежиссеров и уже в 1984 году было снято с этого водевиля экранизацию с Олегом Табаковым в главной роли. Это еще раз подчеркивает глубокую силу мысли и высокий писательский талант автора.
Необычный рассказ Достоевского «Крокодил» 1865 года. Этот скверный анекдот поражает своей мудростью и смелостью, главный герой – чиновник, проглоченный крокодилом целиком, остался жив после нападения и не изменил своих общественных и политических взглядов. Даже находясь в этом пещерном, холодном и убогом месте, он нелепо рассуждает об открывшихся для него новых перспективах и возможностях.
Именно в этом произведении Федор Михайлович не поскупился на выражения, с едкой ухмылкой он набрасывается на своих политических оппонентов из либерального лагеря. Вот где порождаются умы и правители социализма.
Все, кто читал гоголевский нос или знаком с творчеством сюрреалиста Кафки, должны понимать, откуда «растут ноги» их произведений. Тема чиновничества, несправедливого и ничтожного, всегда была и будет первой на страницах описания политической истории общественности. Мысли Достоевского до сих пор будоражат умы современного читателя.
Какими жанрами представлен список произведений писателя
Список произведений Достоевского длинный и масштабный. Здесь можно встретить прозу и поэзию, публицистику и романы, рассказы и водевили, все перечислить просто невозможно.
Скрытые образы
По мнению ведущих критиков современности, в работах Федора Михайловича можно встретить зашифрованные страницы священной Евангелии, читая роман «бедные люди». Тема эгоизма и второго «Я» проведена в повести «Двойник» и прослеживается во многих образах героев писателя.
Криминальная сюжетная линия ярко представлена в романах Достоевского «Подросток», «Преступление и наказание», а также «Братья Карамазовы». Образ Верховенства и ужасающей реалистичности, демонстрирует сущность развивающейся российской социал-демократии, полный цинизм народнической идеологии.
Упоминая криминальную тематику, было бы неправильно упустить роман «Бесы», написанный в 1872 году. К сожалению, он практически неизвестен современному читателю, по причине строжайшего запрета. Но сегодня каждый из нас может открыть для себя душу писателя и заглянуть в просторы циничной идеологии, которая привела к большевизму.
Список произведений Ф. М. Достоевского
Восемь романов:
Повести и рассказы:
- Двойник (1846)
- Роман в девяти письмах (1847)
- Ползунков (1848)
- Дядюшкин сон (1859)
- Чужая жена и муж под кроватью (1860)
- Скверный анекдот (1862)
- Записки из подполья (1864)
- Крокодил (1865)
- Вечный муж (1870)
- Бобок (1873)
- Кроткая (1876)
- Сон смешного человека (1877)
- Как опасно предаваться честолюбивым снам (1846)
- Господин Прохарчин (1846)
- Хозяйка (1847)
- Слабое сердце (1848)
- Честный вор (1848)
- Елка и свадьба (1848)
- Неточка Незванова (1848)
- Белые ночи (1848)
- Маленький герой (1849)
- Село Степанчиково и его обитатели(1859)
- Записки из мертвого дома (1860)
- Мальчик у Христа на Елке (1876)
Публицистика
- Петербургская летопись (1847)
- Рассказы Н.В. Успенского (1861)
- Зимние заметки о летних впечатлениях (1862)
- Приговор (1880)
- Пушкин (1880)
Дневник писателя
- Дневник писателя. 1873 г.
- Дневник писателя. 1876 г.
- Дневник писателя. Январь-август 1877 г.
- Дневник писателя. Сентябрь-декабрь 1877 г.
- Дневник писателя. 1880 г.
- Дневник писателя. 1881 г.
Стихотворения
- На европейские события в 1854 году (1854)
- На первое июля 1855 года (1855)
- На коронацию и заключение мира (1856)
- Эпиграмма на баварского полковника (1864)
- Борьба нигилизма с честностью (1864-73)
- Описывать все сплошь одних попов (1873-74)
- Крах канторы Баймакова (1876-77)
- Дорого стоят детишки (1876)
- Не разбойничай, Федул (1879)
Отдельным томом стоит сборник фольклорного материала «Моя тетрадка каторжная».
Любите и читайте Достоевского
Это целый мир восторженной душевности, интеллектуального ума, просветленности и отчаяния. Произведения посвящены вечным вопросам мироздания и не выходят за временные рамки истории.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/spisok-proizvedenijj.html
Бесы Федор Достоевский – краткое содержание: кто написал, о чем книга, герои Ставрогин и Верховенский
Русская литература богата на яркие образы, актуальность тем многих произведений сохраняется и поныне. Чего только стоят «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Мертвые души». Сегодня мы поговорим об известнейшем романе Ф.М. Достоевского «Бесы». Аннотация поможет узнать, о чем книга, но понять замысел автора и оценить масштаб произведения можно, только прочитав роман полностью….
Смысловая нагрузка этого романа остается актуальной и сейчас. Смута, распространяемая радикальными ячейками общества, нашла благодатную почву, о чем автор романа говорит во всеуслышание.
Основа произведения строится вокруг «дела Нечаева», зверского убийства одного из членов законспирированного кружка революционеров. Бывший студент Шатов стремился «отойти от дел», но пал жертвой радикального кружка под руководством Верховенского.
Интересно ! Книга вместила, пожалуй, рекордное количество персонажей, ставшие прототипами действующих лиц для романов западной литературы.
Начать предлагаем с наиболее важных моментов биографии Достоевского.
Немного истории
Там маленький Федор Михайлович познакомился с крестьянской жизнью, обучался латыни под пристальным надзором отца. Дальнейшее образование сводилось к занятиям французским, словесностью и математикой.
На протяжении трех лет (до 1837) старшие братья Михаил и Федор пребывали в знаменитом пансионате Чермака. Юность Достоевского прошла в стенах Главного инженерного училища, куда Федор Михайлович поступил вместе с братом. Военные порядки тяготили их, ведь они видели себя на литературном поприще.
В 1833 году автора взяли в Петербургскую инженерную команду, однако спустя год он получил увольнение от службы. С 1884 начинаются литературные потуги молодого писателя.
Он старательно переводит работы зарубежных авторов, публикуется инкогнито в журнале «Репертуар и пантеон». Май следующего года ознаменовался публикацией первого романа Достоевского – «Бедные люди».
Оценки критиков были крайне положительными, писатель стал членом нескольких литературных кружков.
Однако обилие знакомых сыграло злую шутку – роковая дружба с М.В Петрашевским привела к ссылке. Михаил Федорович провел четыре года в Омске.
Спустя пару лет стал рядовым Сибирского линейного батальона. С 1857 года автор получил полное помилование и возможность свободной печати своих произведений.
В память о каторжных работах Достоевский пишет «Записки из Мертвого дома», произведшие фурор за рубежом.
Летом 1862 года происходит знаменательное событие – Достоевскому разрешают выехать в Европу, он выбирает Баден–Баден как временное пристанище. За рубежом начинается творческий расцвет мирового классика. В период с 1866 по 1880 выходит «великое Пятикнижие», куда вошли «Преступление и Наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».
Январским утром 1881 года Ф.М. Достоевского не стало. Причина смерти – туберкулез легких, бронхит хронической формы. Похоронная процессия растянулась на километр до Тихвинского кладбища, где писатель получил последнее пристанище.
История создания «Бесов»
Федор Михайлович упорно работал над новым романом, который стал «особенной работой, которую предназначаю в «Русский вестник».
История создания представлена в хронологическом порядке:
- февраль 1870 г. – Федору Михайловичу приходит идея нового романа, который обязан стать «еще ближе, еще насущнее к действительному, прямо касаться самого важного современного вопроса»,
- март – Достоевский стремиться высказать все на бумаге, активно работает. Его терзают сомнения, будет ли роман успешным,
- май – писатель не может уместить в 25 листов все хитросплетения сюжета,
- июль – Федор Михайлович ищет издателя для его будущего романа, настаивает на невозможности правок,
- август – автора тяготит первоначальная задумка. Начинается вторая редакция произведения,
- сентябрь – резкие смены структуры, поиск идеальной концепции. Однако «теперь все установилось, для меня этот роман «Бесы» слишком многое составляет»,
- октябрь – автор отправил плоды трудов в редакцию озвученного выше издания. Федор Михайлович озабочен задержкой в сроках, сетует на недостаток времени на работу.
Важно! Современники определили жанр «Бесов» как антинигилистический роман, где под критическим углом рассматриваются идеи левого толка, в том числе атеистические мировоззрения.
Структура романа «Бесы» разделена на три крупные части, состоящие из разного количества глав. Федор Михайлович Достоевский увидел нечто «инфернальное» в обществе тогдашней России, попытался с помощью пера предупредить о надвигающемся бедствии.
Герои романа иллюстрируют «загнивание» идеалов тогдашнего общества. Мощным толчком стало «дело Нечаева», где был зверски убит студент Иван Иванов. Мотивом лишения жизни стала угроза раскрытия террористического кружка, усиление власти над подчиненными радикалами.
Сюжет романа
В провинциальный городок российской губернии приезжает сын старого либерала – Петр Верховенский. Он придерживается крайне радикальных мировоззрений, идейный вдохновитель революционного кружка.
Здесь он собирает вокруг себя верных сторонников: философа Шигалева, «народника» Толкаченко, идеолога Виргинского. Верховенский пытается склонить на свою сторону и помещичьего сына Николая Ставрогина.
«Кровавый Нечаев» обрел вторую жизнь в лице Верховенского. Он также замышляет убить Ивана Шатова, студента, мечтающего порвать с радикалами и донести на преступников.
Главные действующие лица
Герои романа олицетворяют пороки или добродетели целого общества:
- Николай Всеволодович Ставрогин – эксцентричная фигура, находящаяся «под объективом» на протяжении всего романа. Обладает массой асоциальных качеств, глава «У Тихона» раскрывает его связь с девочкой лет 14. Хотя достоверность этого поступка вызывает сомнение, как и исповедь Ставрогина.
- Варвара Петровна Ставрогина – деспотичная и властная женщина, привыкшая повелевать мужчинами. Ходили слухи, что она (в тени) управляла целой губернией. Была вхожа в высший свет и обладала влиянием при дворе. Однако самоустранилась от светских раутов, уделяя все внимание ведению хозяйства в имении Скворешники.
- Степан Трофимович Верховенский – преподаватель Николая Всеволодовича Ставрогина. При Николае I защитил диссертацию, поставившую его в ряд с Белинским, Грановским. Занимал должность почетного лектора в университете, однако преследование властей заставляет его бежать в Скворешники. Там он обучает сына помещицы, краткое содержание усвоенного помогает Николаю Всеволодовичу поступить в престижный лицей.
- Петр Степанович Верховенский – коварный и хитрый, лет двадцати семи от роду. Сформировал радикальный кружок, идейный вдохновитель убийства молодого студента.
- Иван Павлович Шатов – сын камердинера Варвары Ставрогиной. Несколько лет путешествовал по Европе, так как был выгнан из университета. По словам современников, Достоевский написал Ивана с себя. Желая выйти из радикальной группировки, пал от рук ее активистов.
- Алексей Нилыч Кириллов – идеолог «шайки Верховенского». Молодой человек сформировал концепцию, согласно которой тот, кто отрицает Бога, сам является таковым. Под действием своего воспаленного ума он становится истовым фанатиком.
Центральную роль в романе играют участники «пятерки Верховенского»:
- Сергей Васильевич Липутин – немолодой мужчина с дурной славой. Будучи отцом семейства, больше был озабочен проблемами глобального преображения общества. Участник убийственной акции, двуличный и подлый человек. Такой же злодей, как Ставрогин и Верховенский.
- Виргинский – человек лет тридцати, обладатель «сердца редкой чистоты». Единственный сделал попытку отговорить Верховенского от убийства, но впоследствии принимал в нем участие.
- Лямшин – почтовый чиновник «средней руки». Был членом радикального кружка Верховенского, завсегдатай преступных акций. Его мало вменяемое состояние привело к сдаче с повинной и предательству товарищей, о чем они понятия не имели.
- Шигалев – чрезвычайно мрачный человек средних лет. Заслужил уважение у Верховенского за разработку уникальной концепции радикальной перестройки общества. Убийство его не касается, потому как это противоречит сформированным убеждениям.
Образ Ставрогина
Главный посыл произведения
Роман «Бесы» – грозное послание блистательному обществу, правительственным мужам, простому народу. Достоевский предрекает крупные социальные катастрофы, созданные революционной плеядой. Ужас в том, что большинство действующих лиц «срисовано» с реальных преступников и помещены в роман. Историзм создания это полностью подтверждает.
- Бесы [часть 1]
- Философия романа «Бесы» — Владимир Кантор
Вывод
Смысл романа сводится к предчувствиям беды, интерпретированной в злодеяния протагонистов произведения. Революционная деятельность внутри России повлекла массовые социальные катастрофы, о чем нам говорит история. Федор Михайлович непостижимым образом видел «грозовые тучи», всеми силами пытался защитить Родину от недальновидности его поколения.
Источник: https://tvercult.ru/literatura/roman-besyi-dostoevskiy-kratkoe-soderzhanie-proizvedeniya
Краткое содержание рассказов Достоевского
Этот роман Федора Михайловича состоит из писем двух его главных героев – Варвары Доброселовой и Макара Девушкина. Они доводятся друг другу дальними родственникам Читать далее
Белые ночи
Молодой человек, главный герой повести, робок, одинок, живет мечтами. Однажды петербургской ночью он встречает плачущую девушку. Она живет со слепой бабушкой, их дни не веселы и однообразны Читать далее
Бесы
Степан Трофимович – необычный человек, ведь находясь в своем достаточно в среднем возрасте, он все равно ведет себя часто как капризный ребенок. Он два раза успел овдоветь, а потому соглашается с Варварой Петровной Ставригиной стать для ее сына, Читать далее
Братья Карамазовы
Роман является самым гениальным его литературным трудом. Последнее творение писателя подводит итог всего его творчества. На протяжении всего произведения проглядывается проблема человека Читать далее
Двойник
Петербург, осень. Титулярный советник Яков Петрович Голядкин направляется к врачу Крестьяну Ивановичу Рутеншпицу. На приёме советник жалуется на общество, в котором ценятся интриги и лесть, тогда как он, будучи абсолютно бесхитростным Читать далее
Дядюшкин сон
Знаменитая повесть писателя была создана в 1859 году во время посещения города Семипалатинска после долгого творческого перерыва. Читать далее
Записки из Мёртвого дома
Александра Горянчикова осудили на 10 лет каторжных работ за убийство супруги. «Мёртвый дом», как он называл тюрьму, вмещал около 250 заключённых. Тут был свой особый порядок. Читать далее
Записки из подполья
Главный герой и по совместительству автор записок – вышедший в отставку коллежский асессор. Он проживает в маленькой комнате на краю Петербурга. Это место скорее напоминает подполье, в которое заточено тело и душа героя Читать далее
Игрок
Блестящее произведение Ф.М. Достоевского «Игрок» имеет автобиографический характер и повествует о порочной привычке человека к азартной игре. Читать далее
Идиот
Роман о том, как в Россию попадает некий князь Мышкин, добрый, бескорыстный и глубоко порядочный человек. Его простодушие не понимают, считают его помешанным и беззастенчиво пользуются его добротой. Читать далее
Кроткая
Начинается данное произведение с небольшого лирического отступления. Автор говорит несколько слов о сюжете и о некоторой предыстории. Только потом он вводит читателя непосредственно в сам рассказ. Читать далее
Мальчик у Христа на елке
Автор описывает маленького мальчишку лет шести, проснувшегося в канун рождества в сыром подвале, дрожащего от холода. Рядом лежит его умершая мать, покрутившись около нее и делая безуспешные попытки разбудить ее, изнывая от голода и скуки Читать далее
Мальчики
Мальчики — глава, которая входит в большой роман «Братья Карамазовы». В этой главе повествуется о маленьком мальчике — Коле Красоткине, у которого есть только мать, о его поступках и отношениями с другими людьми Читать далее
Неточка Незванова
Неточка – это девочка, которая живет в доме в Петербурге, но живет она на чердаке. У нее также есть мать, которая зарабатывает на жизнь своей дочери и себе именно шитьем, и даже тем, что готовит кое-как еду. Но у Неточки даже есть отчим Читать далее
Подросток
В своих записях Аркадий Макарович Долгорукий (подросток) рассказывает о себе самом, а также, о своей жизни, и тех людях, которые были в его жизни. Читать далее
Преступление и наказание
Стояла невыносимая жара, главный герой произведения Раскольников вышел из своей арендуемой каморки, избегая встречи с хозяйкой, так как должен был ей денег. Молодой, привлекательный Читать далее
Преступление и наказание по главам и частям
Глава 1 Стояла невыносимая жара, главный герой произведения Раскольников вышел из своей арендуемой каморки, избегая встречи с хозяйкой, так как должен был ей денег. Молодой, привлекательный, но плохо одетый человек направился к старухе — процентщице Читать далее
Село Степанчиково и его обитатели
Степанчиково – имение Ростанева Егора Ильича. Овдовевший отставной полковник жил тут с матерью, сестрой и дочерью. Кроме того, с ними под одной крышей жил Фома Опискин, который своей лестью и умением толковать сны втёрся в доверие к женской половине дома. Читать далее
Скверный анекдот
Во время непогоды на постоялом дворе укрывается много путников. В доме душно, жарко, плохо спится. Один из постояльцев замечает, что человека водит ангел, как и его самого когда-то. Путники просят рассказать эту историю. Читать далее
Униженные и оскорбленные
Сюжет произведения разворачивается вокруг главного героя Ивана Петровича, двадцатичетырехлетнего юношу, мечтающего стать писателем. Он вырос сиротой, а воспитывал его Николай Сергеевич Ихменев. Читать далее
Эпилог Преступления и наказания
Роман «Преступление и наказание» заканчивается тем, что Раскольников идет в полицию и признается в Читать далее
Свой великий и в то же время тяжелый литературный путь писатель Достоевский начинал с переводов. Он переводил произведения Бальзака, и романы Ж. Санд. Но эти труды так и не получили публикацию.
В 1846 году вышла его первая книга «Бедные люди». У Некрасова она вызвала большое восхищение. А так же понравилась такому критику, как Белинский. Все восхваляли его талант и нарекали ему великое будущее. Но первое поражение было не за горами.
В 1845 году вышла новая повесть «Двойник». Ее не приняли ни читатели, ни критики. По этому поводу Достоевский очень переживал, в этот сложный период у него проявляются первые симптомы эпилепсии, которая промучила его всю жизнь.
В 1847 году Достоевский подружился с М. Петрашевским. Регулярно посещал тайные собрания, образованные его окружением. Эти собрания затрагивали судебные реформы, цензуру, освобождение крестьян и государственный переворот. В 1949 году тайные собрания были раскрыты и всех членов, включая писателя, взяли под арест, а затем посадили в Петропавловскую крепость.
Проведя в крепости 8 месяцев, он написал рассказ «Маленький герой», затем был приговорён к расстрелу, но заманен на каторгу сроком 4 года, и даже сдан в солдаты. Каторга проходила в Омске, там он написал роман «Записки из Мертвого дома». После прохождения военной службы, ему было возвращено звания дворянина и право, печататься официально.
Уже после смерти брата Михаила, он написал свои гениальные произведения, такие как «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», Братья Карамазовы».
Писатель умер в январе 1881 года, после обострившейся эмфиземы. Свою великую славу Достоевский получил только после смерти. Теперь его творчество изучают школьники и литературные критики. А самого его причислили к лучшим классикам русской литературы.
Источник: https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/dostoevskij
Список книг Достоевского с кратким описанием | Литерагуру
Фёдор Михайлович Достоевский и по сей день является узнаваемым автором многих произведений. В своих творениях он поднимал множество различных тем, над которыми задумываются и сегодня. Тут будут рассмотрены самые нашумевшие и популярные его произведения, отразившиеся на истории русской литературы.
Преступление и наказание (1866 г.)
Этот роман впервые вышел в «Русском вестнике» и вызвал бурную реакцию общественности. Сегодня уже каждый школьник знает про старуху-процентщицу и шуточно философствует «тварь ли он дрожащая или право имеющий».
Какой бы абсурдной не казалась эта теория, тут есть, над чем задуматься, и понаблюдать за тем, как герой загоняет себя в угол своими же убеждениями. Но, к счастью, тут так же поднимаются темы любви и веры. Именно они дают шанс на исцеление заблудшей душе.
Роман будто кричит «у каждого оступившегося есть шанс», что, несомненно, приободряет и даёт надежду.
Автор полемизирует с ницшеанским учением, модным среди его современников, которое стало идеологической основой мировоззрения убийцы, который кровью хотел выкупить право называться сверхчеловеком. Тот же немецкий философ «похоронил Бога», но почвенник Достоевский наглядно доказывает, что безверие губит, а вот стремление к небесному Творцу действительно способно помочь в сложной ситуации.
Идиот (1868 г.)
С каждым новым прочтением роман открывается по-новому. Если в юношестве понять страдающего альтруиста Мышкина невероятно сложно, то в зрелости читатель видит, как его образ становится многогранным истолкованием христианской доктрины. Герой до сих пор является идеалом порядочности, нравственности и душевной чистоты.
В этом произведении все персонажи, на удивление, очень колоритны и необычны. То же самое можно сказать и про ситуации, которые каждый раз ставят читателя в тупик, и тот задаётся вопросом: «А как бы поступил я?». Чего стоит только сцена с деньгами, выброшенными в пламя камина.
Хорошая книга для того, чтобы порассуждать и пофилософствовать: что было бы, если бы Христос вновь пришел на Землю неузнанным? Не стал бы он в наших глазах таким же идиотом?
Братья Карамазовы (1880 г.)
Этот роман — самый объемный у Достоевского. В нем он поднимает множество тем, над которыми можно и нужно подумать. Такие как двойственная сущность в каждом человеке, совокупность «ангелов» и «демонов» в его душе, тема греха и милосердия.
Федор Михайлович всегда был любителем философии и психологии, и эта его особенность здесь ярко выражена. Кроме того, книга понравится ценителям интриг и детективов, ведь в основу сюжета легло расследование убийства отца братьев Карамазовых.
В каждом из них живет дьявольская искра убитого Федора, маленькое насекомое, порабощающее человеческие качества.
Пытаясь уничтожить ее в себе, каждый из героев становится невольным соучастником преступления, ибо корень зла – в том порочном и низменном старике, от гибели которого, как в случае со старухой-процентщицей, все, казалось бы, только выигрывают.
Униженные и оскорбленные (1861 г.)
Достоевский написал это произведения после того, как вернулся из сибирской ссылки. Он почувствовал на себе, как общество относится к тем, кого вычеркнуло из своей добропорядочной жизни.
Для него стало очевидно, что социальное расслоение в Российской Империи навсегда огораживает одних людей от других, и дворяне безнадежно далеки от народа, который, тем не менее, является движущей силой страны. Речь идет об «униженных и оскорбленных», чье достоинство и честь писатель защищал и отстаивал.
Князь Валковский в этом произведении стал первым героем-«идеологом» в творчестве писателя. Сочувствие и всепрощение в произведении приобрели реальные формы, и читатель явственно осознает их необходимость в повседневной жизни.
Бесы (1872 г.)
Роман сам по себе очень тяжелый. Достоевский был одним из тех писателей, которые могли предвидеть и предположить судьбу своей родины. Федор Михайлович уже тогда видел террористические и радикальные настроения, а так же полнейшее разложение человеческого естества под влиянием разрушительных идей. А такие настроения, как правило, всегда ведут к катастрофе.
Их автор сравнивает с теми, имя кому «Легион». Вселившись в людей, они превращают их в несущее гибель стадо, презирающее все гуманное, светлое и доброе, что составляет нравственный облик личности. Фамилия главного героя – Ставрогин – происходит от слова «Ставрос» («крест»). Николай действительно несет на себе крест – бремя своих грехов, ставшее для него распятьем.
9 глава из произведения считается самым скандальным отрывком из всего, что написал Достоевский. Она даже дала некоторым людям из окружения писателя почву для подозрений в порочных наклонностях, которыми, согласно откровениям его приятеля, отличался Федор Михайлович. Однако вдова литератора эти сведения опровергла.
Игрок (1866 г.)
Это произведение во многом очень автобиографично. Всем известно, что Достоевский увлекался азартной игрой, проматывал все, даже шали супруги.
Даже несмотря на то, что писатель проигрывался, до каких-то пор его это не останавливало. Этот роман был заказом издательства, и «игроку» нужно было побыстрее его написать, чтобы покрыть долги за свое увлечение.
Именно поэтому, наверное, произведение и имеет столь ироничное и знаковое название.
Подросток (1875 г.)
Роман о наболевшей проблеме – последствии социального неравенства в Российской империи, а именно – о незаконнорожденных детях. Дворяне часто пользовались зависимым положением крестьянок и заводили внебрачные связи. Судьба такого ребенка была незавидной: он не был простолюдином, но и полноценным помещиком тоже не являлся.
Его не принимали в семье отца, прилагая все усилия, чтобы лишить незаконного претендента положенного наследства. Да и сам претендент чувствовал себя лишним и отчужденным в мире, где его положение было столь шатким и позорным.
Аркадий – жертва этого явления, в его характере выразились все те болезненные комплексы, которые формировались у внебрачных детей.
Село Степанчиково и его обитатели (1859 г.)
Юмористическая повесть Достоевского – произведение, которое, вопреки обыкновению, развеселит человека, а не опечалит.
В основе сюжета – женитьба полковника, который никак не может уладить раздор с односельчанами невесты и понять, что вообще происходит в этом месте.
Уморительные диалоги и комичные ситуации развенчают читательский стереотип, что Федор Михайлович – исключительно серьезный писатель, трагик и философ, не способный по-гоголевски иронично взглянуть на мир.
Двойник (1846 г.)
Повесть о маленьком человеке, который страстно желает превратиться из униженного и оскорбленного в уважаемого и любимого.
Однако его маниакальная жажда признания не находит утоления: он по-прежнему мелкий чиновник, чья жизнь никогда не станет иной. Порыв к мечте оборачивается столкновением с действительностью.
Герой довольно комично пытается обратить на себя внимание общества, но в этом смехе кроется трагедия.
Мария Трещилова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/spisok-knig-dostoevskogo-s-kratkim-opisaniem/
Достоевский Федор Михайлович 1821 — 1881: биография кратко, годы жизни, деятельность
Один из самых известных русских писателей и один из самых читаемых романистов
Творчество писателя оказало огромное влияние на всю мировую литературу, многие философы и писатели впоследствии признавали влияние творчества Федора Михайловича на их мировоззрение. Едва ли кто-то другой мог так искусно раскрыть и показать загадочную человеческую душу.
Детство и юность
Федор Достоевский родился 11 ноября (30 октября) 1821 года в семье врача московской Мариинской больницы для бедных, имевшего звание штаб-лекаря, Михаила Достоевского и Марии Нечаевой.
Детство будущего писателя, его братьев и сестер прошло в Москве, в той самой больнице, где служил глава семейства. И хотя Достоевские жили более чем скромно, сам Федор Михайлович называл детство лучшей порой в своей жизни.
По вечерам в семье часто устраивали чтения различных произведений: от «Истории государства Российского» Карамзина до стихотворений Жуковского, а няня Алёна Фролова рассказывала детям сказки народов мира, что и зародило в молодом сердце Федора любовь к литературе.
А после получения Михаилом Достоевским права на потомственное дворянство семья обзавелась небольшим поместьем в Тульской губернии и лето проводила там.
Особое внимание в воспитании детей отводилось образованию. Отец лично преподавал своим детям латынь, а наемные учителя обучали русской словесности и французскому языку, арифметике, географии, а также Закону Божьему.
Кроме того, несколько лет Федор со старшим братом Михаилом обучались в престижном московском пансионе. После того как в 1837 году Федор Достоевский потерял мать, его вместе с братом отправили учиться в Петербург – в Главное инженерное училище.
Но сам Федор Михайлович уже тогда понимал, что его будущее не будет связано с точными науками, душа тяготела к поэзии и литературе.
Окончил училище будущий писатель в 1843 году и был сразу зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но служба по специальности продлилась всего около года, окончательно решив, что это «не его» стезя, Федор Достоевский подал в отставку и занялся литературой.
Начало творческого пути
В этот период своей жизни будущее светило русской литературы много читал, особенно ему нравились произведения Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Уильяма Шекспира, Иоганна Шиллера и Гомера. Среди отечественных авторов Достоевский предпочитал стихи Александра Пушкина, Гавриила Державина и Михаила Лермонтова, а также произведения Николая Гоголя и Николая Карамзина.
Весной 1845 года Федор Достоевский закончил работу над своим первым романом «Бедные люди». Труд молодого дарования был восторженно принят петербургской публикой. Виссарион Белинский и Николай Некрасов не скупились на хвалебные эпитеты в адрес Достоевского.
Последний даже опубликовал произведение в своем альманахе «Петербургский сборник». А вот оценка следующего творения – повести «Двойник» – была куда более сдержанной. Читатели посчитали этот литературный труд слишком затянутым и скучным, и автору пришлось перерабатывать сюжет.
Однако это обстоятельство нисколько не охладило литературный пыл Достоевского, он продолжил активно писать.
Каторга
В 1847 году Достоевский, как и многие молодые люди того времени, увлекся политикой. На собраниях кружка Петрашевского он обсуждал вместе с единомышленниками проблемы российской действительности, и вошел в одно из наиболее радикальных по своим взглядам тайных обществ.
В конце апреля 1849 года писатель в числе других был арестован и 8 месяцев провел в Петропавловской крепости. Приговор суда была чрезвычайно суров к литературному гению – расстрел.
Но судьба смилостивилась и петрашевцам незадолго до казни смягчили приговор, но сам писатель узнал об этом только в последний момент, в день казни.
Федора Достоевского отправили на каторгу в Омск на 8 лет, которую Николай I сократил до 4 лет с последующей службой рядовым в Семипалатинске. После своей коронации в 1856 году император Александр II подписал помилование.
Каторга не прошла бесследно для Достоевского, на основании этого своего жизненного опыта он написал «Записки из Мертвого дома», где рассказал о жизни каторжан.
В произведении доминировали реальные факты и персонажи, но присутствовали и вымышленные.
Тем не менее суровые реалии подобного исправительного труда стали для петербургской публики шоком, вернувшим литературное признание Достоевскому.
Зрелые годы
В последующие годы из-под пера писателя вышел роман «Униженные и оскорбленные», повесть «Записки из подполья», а также рассказ «Скверный анекдот».
Однако политические взгляды Достоевского продолжали играть существенную роль, в 1860-е годы он вместе с братом издает журналы «Время» и «Эпоха», основанные на идеологии «почвенничества». С 1862 года писатель много путешествует. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Австрии и Британии.
За рубежом Достоевский пристрастился к игре в рулетку, проигрывал большие суммы, и результатом этого жизненного опыта стал знаменитый роман «Игрок».
В следующие два десятилетия Федор Достоевский написал главные романы в своей жизни, их еще называют «великим пятикнижием» — «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток». Эти романы стали классикой мировой литературы и вошли в число самых известных и читаемых литературных произведений.
Роман «Братья Карамазовы» стал последним в жизни писателя, работу над ним он закончил в ноябре 1880 года, а 9 феврале (28 января) 1881 года великого Достоевского не стало. Писателя похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Проститься с ним пришло множество людей, траурная процессия растянулась более чем на километр.
Источник: https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/dostoievskii-fiedor-mikhailovich-1
Биография Достоевского Ф. М
Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года. Произведения Достоевского известны всему миру, поэтому его по праву можно считать одним из самых известных классиков русской литературы.
Отец Федора Михайловича работал в больнице для малоимущих, а мать происходила из купеческого рода, но женщина умерла, когда Достоевскому было всего 15 лет. Тогда отец стал воспитывать семерых детей, второй из которых был именно Федор Михайлович.
Но дела в семье были плохи, и Достоевский со своим старшим братом отправляется в пансион, который находился в Санкт-Петербурге.
1837 год был связан для Достоевского не только со смертью матери и переездом, а и со смертью Александра Сергеевича Пушкина. Ведь поэт сыграл очень важную роль в творчестве Достоевского.
Также этот год был неким переломным моментом в жизни Федора Михайловича.
Он стал студентом военно-инженерного училища, остался без отца, которого убили крепостные крестьяне, и уже в 1843 году взялся за перевод произведения Бальзака «Евгения Гранде».
И после это литературного опыта начался настоящий творческий этап Федора Михайловича Достоевский. В том же 1843 году он пишет произведение «Бедные люди», которое приносит славу писателю. Но вместе с успехом были и сложности. Следующее его произведение «Двойник» было принято с недопониманием и негативом. Это произведение сильно критиковали.
Но все эти неприятности покажутся Достоевскому пустяком, когда 22 декабря 1849 года его приговорят к казни по делу Петрашевского. Эта новость перевернула все мировоззрение Достоевского, но к счастью ему в последний момент изменили наказание, и он вместо казни был приговорен к каторжным работам.
В период 1850-1854 года творчество Достоевского терпит кризис, так как писатель находится в ссылке в Омске. После этого он становится рядовым солдатом в седьмом линейном сибирском батальоне, где знакомится с Марией Исаевой, с которой у него начинается роман, несмотря на то, что она замужем. В 1857 году, после смерти мужа Исаевой, Федор Михайлович женится на ней.
Мировоззрение Достоевского сильно изменилось, это повлияло и на творчество поэта. Жизненным идеалом для него стал – Христос.
В 1859 году Достоевский с женой и приемным сыном Павлом переезжают в Петербург, где с 1860 года писатель работает со своим братом Михаилом в журнале «Время, а потом в журнале «Эпоха».
Достоевский пишет много известных произведений, такие как «записки из мертвого дома», «Записки из подполья», «Униженные и оскорбленные», «Зимние заметки о летних впечатлениях».
В 1864 году Федор Михайлович остается без жены и брата, они умирают. Жизнь Достоевского начинает рушиться, он много играет, много проигрывает, и постепенно беднеет. И когда он остался совсем без денег, Достоевский пишет произведение «Преступление и наказание», за которое зарабатывает не малые деньги.
Дальше он берется за следующее произведение «Игрок», но сил на него у Федора Михайловича нет. Он берет к себе стенографистку Анну Сниткину, благодаря которой он не только дописал роман, но и становится снова женатым человеком. И они вместе отправляются за границу.
Вторая жена Достоевского многое сделала для того, чтобы сохранить семейный бюджет, и построить хорошую семью с писателем.
С 1872 года у Достоевского открылось второе дыхание его творчества, и он начинает активно работать над своими произведениями. Он с женой живет в городе Старая Русса (Новгородская губерния). Тогда же он пишет роман «Бесы», затем «Дневник писателя». В 1875 году Федор Михайлович пишет роман «Подросток», а в 1876 рассказ «Кроткая».
И в 1879 году Достоевский написал одно из самых известных и значимых произведений в его творчестве «Братья Карамазовы». Но уже 26 января 1881 года писателя-психолога Федора Михайловича Достоевского не стало. Он умер он обострившейся болезни эмфиземы, которая была вызвана на почве скандала с его сестрой Верой Михайловной.
Они ругались из-за наследства, от которого Достоевский не хотел отказываться.
Источник: https://kratkiy-pereskaz.ru/category/dostoevskyy/show/91/
Произведения Достоевского, список (все романы, рассказы, стихотворения)
Предлагаем Вашему вниманию список произведений Ф.М. Достоевского в хронологическом порядке:
«Бедные люди», роман, опубликован в 1846 году;
«Двойник», повесть, 1846 г.;
«Как опасно предаваться честолюбивым снам», рассказ (шуточное произведение в стихах и прозе, написано совместно с Д. Григоровичем и Н. Некрасовым), 1846 г.;
«Господин Прохарчин», рассказ, 1846 г.;
«Роман в девяти письмах», рассказ (юмористическая проза), 1847 г.;
«Хозяйка», повесть, 1847 г.;
«Ползунков», рассказ (юмористический), опубликован в запрещенном цензурой альманахе в 1848 г., реально увидел свет в 1883 г.;
«Слабое сердце», повесть, 1848 г.;
«Честный вор», рассказ, 1848 г.;
«Елка и свадьба», рассказ, 1848 г.;
«Неточка Незванова», повесть, 1848 г.;
«Белые ночи», повесть, 1848 г. (прочитать краткое содержание повести «Белые ночи» на нашем сайте);
«Маленький герой», рассказ, написан в 1849 г., опубликован в 1857 г.;
«На европейские события в 1854 году», стихотворение, 1854 г.;
«На первое июля 1855 года», стихотворение, 1855 г.;
«На коронацию и заключение мира», стихотворение, 1856 г.;
«Дядюшкин сон», повесть, 1859 г.;
«Село Степанчиково и его обитатели», повесть, 1859 г. (опубликована вместе с повестью «Дядюшкин сон»;
«Чужая жена и муж под кроватью», рассказ, 1860 г.;
«Записки из Мертвого дома», повесть, 1860-1862 гг.;
«Униженные и оскорблённые», роман, 1861 г.;
«Скверный анекдот», сатирический рассказ, 1862 г.;
«Записки из подполья», повесть, 1864 г.;
«Эпиграмма на баварского полковника», стихотворение, 1864 г.;
«Борьба нигилизма с честностью (офицер и нигилистка)», сам Ф.М. Достоевский охарактеризовал это произведение как «сцену почище комедии», 1864-1873 гг.;
«Крокодил», сатирический рассказ, 1865 г.;
«Преступление и наказание», роман, 1866 г. (на сайте есть множество статей по этому произведению Достоевского, например, о главных героях романа «Преступление и наказание», об образе Лужина, о сути и крахе теории Раскольникова и многие другие);
«Игрок», роман, 1866 г.;
«Идиот», роман, 1868-1869 гг.;
«Вечный муж», повесть, 1870 г.;
«Бесы», роман, 1871-1872 гг.;
«Описывать все сплошь одних попов», стихотворение, 1873-1874 гг.;
«Подросток», роман, 1875 г.;
«Кроткая», произведение определено Достоевским как «фантастический рассказ, 1876 г.;
«Мальчик у Христа на ёлке», рождественский рассказ, 1876 г.;
«Дорого стоят детишки», шуточное стихотворение, 1876 г.;
«Крах конторы Баймакова», стихотворение, 1876-1877 гг.;
«Сон смешного человека», «фантастический рассказ», 1877 гг.;
«Не разбойничай, Федул», стихотворение, 1879 г.;
«Братья Карамазовы», роман, 1879-1880 гг.
Помимо данного списка произведений Достоевского, он также писал различного рода очерки, критические статьи, вел с 1873 по 1881 года дневник писателя, а во время каторги составил фольклорный сборник «Моя тетрадка каторжная».
Источник: https://rus-liter.ru/publ/dostoevskij_fedor_mikhajlovich/zhizn_i_tvorchestvo_dostoevskogo/proizvedenija_dostoevskogo_spisok_vse_romany_rasskazy_stikhotvorenija/41-1-0-48
Достоевский "Хозяйка": краткое содержание и анализ повести
«Хозяйка» — повесть Достоевского, созданная в 1847 году. Впервые была опубликована в журнале «Отечественные записки».
Краткое содержание «Хозяйки» Достоевского
Главный герой «Хозяйки» — молодой человек по имени Василий Ордынов. Он сирота. Он уже закончил университет, но у него нет желания поступать на службу, а потому он тратит небольшое наследство.
Если жить экономно, его должно хватить на три года, и Ордынов работы не ищет. Он снимает угол на мансарде у вдовой чиновницы и почти ни с кем не водит знакомства. Он только читает и кое-что пишет.
Однако вдова вдруг уезжает в деревню, и Ордынов вынужден искать новое жилье. В сумерках он бродит по улицам Петербурга. На Ордынова, который до той поры жил, не имея касательства до другой жизни, этот другой мир производит сильнейшее впечатление, и он бродит по городу, словно лунатик.
Однажды вечером он заходит в церковь, где примечает странного старика с молодой женщиной, он идет вслед за ними… Дело кончается тем, что он снимает угол в их крохотном жилище и переезжает туда.
По какой-то неведомой причине Ордынов испытывает по отношению к этому старику по фамилии Мурин враждебное чувство, и ему хочется «спасти» его молодую жену по имени Катерина (Мурин утверждает, что она его дочь и у нее не все порядке с головой). Между Ордыновым и Катериной возникает странное, призрачное любовное чувство, а между Муриным и Ордыновым пробегает искра вражды.
В конце концов Мурин обращается к Ярославу Ильичу, начальнику местной полицейской части, и просит его, чтобы он помог ему избавиться от жильца. Ярослав Ильич оказывается давнишним приятелем Ордынова. Тот прислушивается к увещеваниям своего знакомого, съезжает с квартиры и поселяется у одного немца, у которого он хотел снять комнату еще до встречи с Муриным и его женой.
Если говорить о сюжете, то это всё.
Анализ «Хозяйки» Достоевского
Сюжет простой, но в нем есть многое из того, что помогает нам понять Достоевского.
Текст «Хозяйки» как бы построен в двух разных модальностях.
Поиски Ордыновым жилья, все, что связано с его первой квартирой у чиновницы, его знакомство с немцем, взаимоотношения с Ярославом Ильичем — все это понятно любому читателю, здесь излагаются простые бытовые факты, которые находят под собой житейские основания. Но вот болезненные и странные фантазии и чувства остаются без толкования, автор заставляет читателя недоумевать и как бы игнорирует его — фантазии и чувства Ордынова остаются необъясненными.
В тексте «Хозяйки» описания эмоциональных состояний, окрашенные в необычайные тона, встречаются на каждом шагу. И тут читателя одолевает недоумение, он в затруднении — как ему отнестись к ним. Да и не только к ним.
Можно ли определить чувство, которое возникает между Катериной и Ордыновым, как обычную любовь? Мы не знаем.
Здесь отсутствует конкретика свойственного молодым людям чувственного влечения, одно за другим следуют сумбурные признания в любви, все наполнено какой-то мечтательной иллюзорностью.
Прочтя «Бедных людей», Белинский оценил талант Достоевского и сообщил миру о его писательском даре, но «Хозяйка» поставила его в тупик: «Не только мысль, даже смысл этой, должно быть, очень интересной повести остается и останется тайной для нашего разумения, пока автор не издаст необходимых пояснений и толкований на эту дивную загадку его причудливой фантазии» («Взгляд на русскую литературу 1847 года»).
Многие читатели, вероятно, согласятся с этими желчными словами. Однако «дивная загадка его причудливой фантазии» составляет плоть этого произведения. Без этого от «Хозяйки» останется лишь «кожа»: простенький рассказ о том, как молодой человек переехал в Петербурге с одной квартиры на другую.
Уже относительно «Двойника» Белинский отзывался жестко, отмечая, что в «Двойнике» «есть существенный недостаток. Это его “фантастический колорит”». «Фантастическое в наше время может иметь место только в домах умалишенных, а не в литературе, и находиться в заведовании врачей, а не поэтов» («Взгляд на русскую литературу 1846 года»).
Из критики Белинского следует, что «дивная загадка его причудливой фантазии» была проявлена не только в «Хозяйке». Именно «фантастическое» и то, что находится «в домах умалишенных», были свойственны произведениям Достоевского с самого начала. Это коренные свойства его литературы.
Фантасмагорическими ощущениями, которые испытывает Ордынов, изобилует и поздний Достоевский. Свидригайлова из «Преступления и наказания», Ставрогина из «Бесов» преследует страшное ощущение черной жидкости, сочащейся из тела, их одолевает ужас смерти. Это соответствует ощущению Ордынова, что он проваливается в бездонную тьму.
«Невыносимое, уничтожающее счастье» Ордынова находит соответствие в том ощущении счастья, о котором говорят Мышкин из «Идиота» и Кириллов из «Бесов».
Ордынов видит, как в мгновение ока воздвигаются громады видений, и это видение, когда «снится наяву неведомое грядущее», непосредственно перекликается с видениями Апокалипсиса, которые посещают Версилова из «Подростка» и некоторых других персонажей.
Для романов, написанных после «Преступления и наказания», свойственно одинаковое отношение к смешиваемым в одной модальности «внешним» фактам и специфическим «фактам»» душевного опыта персонажей. При этом видно, что зона внутреннего опыта все время расширяется. Таков был метод раскрытия человека Достоевским — метод, который не допускал последователей.
Белинский с раздражением писал о «Хозяйке» как о произведении непонятном, но вот Ницше думал совсем по-другому. В 1887 г.
в руки Ницше случайно попал французский перевод «Хозяйки», и он ощутил сильное чувство «родства».
Для Ницше это было первое знакомство с Достоевским, после прочтения «Хозяйки» он окунулся в его литературу с головой и даже говорил, что знакомство с Достоевским «было самой большой удачей в моей жизни».
Болезненность Достоевского и соответствующее ей восприятие, составлявшие основу творчества писателя, были присущи и Ницше, но «Хозяйка»» послужила самым подходящим произведением для актуализации сходной картины мира. Способ выражения внутреннего мира не был заимствован Достоевским из чужих книг. Его пугающая непознанность являлась продуктом его собственного опыта.
В то время Достоевскому было двадцать шесть лет, его родители уже умерли, он жил на съемной квартире в Петербурге один, вдали от старшего брата — единственного человека, с кем он мог поговорить по душам.
Достоевский вел очень уединенную и стесненную жизнь — крошечное наследство и литературные гонорары, которые он имел обыкновение забирать вперед — вот всё, на что он мог рассчитывать. Он читал книги и писал книги, день и ночь поменялись у него местами.
У него не было друга, который мог бы принимать на себя его множественные страхи, выслушивать бесконечные фантазии. Была ли это депрессия или что-то в том же роде, но у него развилась «болезнь нервов», сопровождавшаяся видениями и дурными предчувствиями.
Он лечился, но лечение не принесло облегчения. Болезнь Достоевского сопровождалась «страхом смерти».
Как я уже писал выше, герой рассказа «Господин Прохарчин» умирает, но, будучи мертвым, произносит странную фразу о том, что он еще воскреснет. Видимо, Достоевский не мог удержаться от искушения поведать о том, что он сам впадал в нечто, похожее на летаргический сон.
Когда Ставрогин из «Бесов» впадает в отвратительное состояние бесчувственности, это тоже, по всей вероятности, является отражением опыта самого автора. Больной Достоевский смотрелся в зеркало интроспекции и с успехом использовал свое болезненное восприятие в писательских целях.
Поскольку такой метод предполагает не искусственное выстраивание текста, а непосредственность, для здоровых людей это оказывалось загадкой.
Однако именно в этом «незнании», в природной болезненности восприятия заключен секрет: Достоевский — не работающий по инструкции таксидермист, а потому сработанные им чучела птиц оживают и поднимаются в небеса.
В «Хозяйке» есть то, что позволяет лучше понять философию ее автора.
В пору молодости Достоевского, в России 40-х годов XIX века, среди чуткой образованной молодежи получили распространение пришедшие с Запада филантропические идеи о мировой гармонии, о справедливости и носили характер новой религии. Достоевский тоже глубоко прочувствовал эти филантропические идеи — философию социализма — как новое христианство.
Этот «социализм» провозглашал и масштабную феминистскую программу: человечество — это содружество любящих друг друга братьев и сестер; союз мужа и жены — ограниченность и потому должен исчезнуть; вместо мужа и жены будут любящие друг друга мужчины и женщины, однако в настоящее время прекрасные и добрые женщины являются жертвами общества; этих женщин следует спасти.
Философия феминизма проглядывает уже в самом названии «Хозяйки». В будущем идеальном мире эта добрая хозяйка будет приветствовать многих мужчин и женщин в качестве «гостей». Аркадий из «Слабого сердца», написанного три месяца спустя после «Хозяйки», называет свою невесту тоже «хозяйкой», исходя из той же самой логики.
Не один Достоевский был опьянен иллюзорным «социалистическим» учением, согласно которому братско-сестринская любовь согреет мир в своих объятиях. В Петербурге существовало несколько кружков, в которых юноши исповедовали «социализм».
Главным таким кружком, объединившим несколько десятков молодых людей, руководил М. В. Петрашевский. Там были и такие люди, как М.Е. Салтыков-Щедрин и Н.Я.
Данилевский, которые впоследствии оставили глубокий след в истории российской интеллигенции.
Однако и Петрашевский, и Щедрин, и другие члены кружка не могли не отдавать себе отчета в том, что «социализм», который они почитали за истину, слишком далек от жизни, слишком фантастичен. А потому они стали все больше склоняться к «реализму». Таково было веление времени.
Из «мечтательной» интеллигенции 40-х годов был совершен переход к более прагматичной и реалистичной интеллигенции 60-х. Достоевскому были глубоко антипатичны и «реализм», и развившийся на его основе «политический социализм», он до конца оставался верен сороковым годам и «социализму как новому христианству».
В какой-то мере Достоевский разочаровался в иллюзиях грядущего прекрасного мира братства, но окончательно избавиться от них он все-таки не смог.
Исследователь творчества Достоевского, А. Л. Бём еще полвека назад утверждал, что любовь Ордынова и Катерины есть проекция преклонения перед «материнством» (А. Л. Бём. «Драматизация бреда — “Хозяйка” Достоевского»). Восхищение «социализмом как новым христианством», которое сопутствовало Достоевскому всю его жизнь, имеет те же самые корни, что и восхищение материнством.
Похоже, А. Л. Бём был прав. Вера Достоевского в «социализм» была вызвана не интеллектуальным выбором определенной идеологии, а его внутренними эмоциональными потребностями.
И потому он был похож на «алкоголика»: осознавая свое опьянение мечтой о прекрасном мире любви и братства, он, однако, не в состоянии отказаться от «наркотика».
Если же искать еще более глубокие корни увлечения Достоевского «социализмом», то следует вспомнить об упомянутом мной состоянии «временной смерти».
Всю свою жизнь Достоевский мучился от болезненного отчаяния-одиночества и страха смерти, затаившихся в его теле. Ощущение успокоительной гармонии, проистекавшее из мечты о «социализме-христианстве», помогало ему унять боль.
Воспоминание о «хозяйке» Катерине, которая с первого взгляда тут же постигала все твое сердце и посылала тебе теплые флюиды сочувствия, служили писателю еще одним средством врачевания души.
Идея «социализма-христианства» реализовалась для него в этом конкретном образе.
В сознании Достоевского идеи были неразрывным образом связаны с эмоциональной стороной его жизни. Дважды два равняется четыре — такая «истина», воспринимающая космос как движение неорганической материи по направлению к смерти, была отвратительна Достоевскому и повергала его в ужас.
Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/dostoevskij_khozjajka_kratkoe_soderzhanie_i_analiz_povesti/66-1-0-929