Музыка в кино — сообщение доклад (5, 9 класс. искусство)

Слайд 1Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Описание слайда:

МУЗЫКА
в
КИНО

Слайд 2Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Описание слайда:

Почти в каждом кинофильме мы слышим музыку. Мы так привыкли к этому, что даже не всегда отдаем себе отчет: Зачем нужна музыка в фильме, какого ее назначение? Меняет что-либо музыка в восприятии кинофильма зрителем или просто же усиливает впечатление? Является ли композитор одним из авторов фильма, на ряду с режиссером и сценаристом, или подчиняется им?

Слайд 3Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Описание слайда:

История киномузыки началась, как это ни странно, еще до изобретения звукового кино. Немые фильмы обычно сопровождались музыкой, чаще всего в исполнении пианиста-импровизатора.

И хотя в большинстве случаев музыкальная иллюстрация киносеансов не отличалась высоким художественным качеством, она была необходима, и это ясно чувствовали и зрители, и администраторы первых кинотеатров.

Почему же из всех искусств, воспринимаемых зрением, именно кино сразу же потребовало участие музыки?

Слайд 4Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Описание слайда:

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, представим себя в положении первых кинозрителей. Перед их глазами совершалось чудо: на экране оживало фотографическое изображение, двигались, спешили, разговаривали люди, но все это происходило в полнейшем безмолвии.

Этот удивительно реальный, достоверный, но немой мир казался зрителям странным и даже немного страшным. Поэтому музыка и оказалась необходимой в кино. Ее требовало, прежде всего, движение киноизображения, неразрывно связанное в нашем восприятии со звуком.

В какой-то мере музыка заменяла и отсутствовавший в немых фильмах диалог.

Слайд 5Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Описание слайда:

В кинематографе, который был впервые выставлен в Нью-Йорке (1894), зрителю приходилось смотреть в небольшой окуляр. Годом позже два француза, братья Огюст и Луи Люмьер, представили публике свой синематограф, давший имя новому виду искусства. Сделанные братьями Люмьер «живые» фотоснимки будничных событий буквально потрясли первых зрителей.

Еще несколько лет кино для многих оставалось диковинкой, которую показывали на ярмарках и в мюзик-холлах. Примерно с 1900 г. кинематографисты стали понимать, что кино не сводится к документальному фиксированию событий и открывает широкий простор для творчества, позволяя рассказывать зрителю целые истории.

Первопроходцем в этом деле был француз Жорж Мельес, чей знаменитый фильм «Путешествие на Луну» (1902) раскрыл богатейший потенциал кинокамеры в создании всевозможных трюков и спецэффектов. В развитии кинореализма не меньшее значение принадлежит фильму «Большое ограбление поезда» (1903) Эдвина С.

Портера, где для усиления напряжения впервые был применен «параллельный монтаж» — попеременный показ двух происходящих в одно время событий. К 1910 г. в Европе и Америке действуют уже тысячи кинотеатров. Но по-настоящему большим бизнесом кино стало после 1912 г., когда увидели свет первые художественные фильмы.

Длившиеся добрый час и более (вместо прежних 15-16 минут), они открывали простор для более масштабных постановок. Пионерами в таком кино стали итальянцы, выпустившие в 1912 г. фильм «Камо грядеши».

Слайд 6Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Описание слайда:

Несмотря на все богатство визуальных приемов, немое кино оставалось слишком неповоротливым в развитии сюжета и упрощенным в характеристике персонажей. Поэтому почти сразу после выхода фильма «Певец джаза» (1927) с синхронизированной музыкой и диалогами наступил конец эпохи «Великого немого». Начался век звукового кино.

Слайд 7Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Слайд 8Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Описание слайда:

В кино перед композиторами открывались новые пути, заманчивые и интересные.

Одна из особенностей киноискусства — необычайная сжатость действия во времени — требовала и от музыки сжатости и концентрированности гораздо большей, чем в других подобных жанрах.

Когда в кино пытались использовать уже существующие музыкальные произведения, их неминуемо приходилось подгонять к быстро сменяющимся эпизодам кинофильма, а следовательно, брать только фрагменты, а не целые произведения.

Слайд 9Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Описание слайда:

Самый простой способ для введения музыки в фильм — появление на экране музыканта или певца. Поэтому песня в кино сразу заняла важное место. Она оказалась замечательным средством характеристики героев фильма, времени, всей атмосферы действия.

Песня в кинофильме, казалось бы, ничем не отличается от обычной массовой или лирической песни, тем не менее ставит перед композитором нелегкие задачи. Ему нужно «услышать» своих героев, найти круг интонаций, соответствующий их облику и характеру.

Давайте вспомним, какие песни из кинофильмов, вы знаете?

Слайд 10Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Описание слайда:

Исаак Осипович
Дунаевский Мелодии Дунаевского ответили надеждам поколения, принявшего революцию, стремившегося, несмотря ни на что, к свету, любви, к вере в свою страну и ее будущее. Это объясняет феерический успех музыки Дунаевского. Есть и еще одна причина успеха: начинавшийся в 30-е годы расцвет звукового кино.

Шостакович и Дунаевский первыми в России оценили музыкальные перспективы кино, самостоятельное значение киномузыки как важного, иногда даже ведущего элемента кинодраматургии.

Как многосторонне талантливый музыкант Дунаевский владел разными жанрами, но лучшие песни Дунаевского пришли из кино, были рождены для кино, их автор создает жанр российской кинокомедии, лирической кинопоэмы.

Слайд 11Описание слайда:

В кино Дунаевского привел Леонид Утесов, первым поверив в дар Дунаевского как кинокомпозитора. Музыка для первой советской музыкальной кинокомедии «Веселые ребята» положила начало циклу блестящих работ Дунаевского в кино. За «Веселыми ребятами» с Л.

Утесовым в главной роли последовал «Цирк», с поразительно разнообразной музыкой, где соединялись «Песня о Родине», лирический «Лунный вальс», цирковой марш, водевильные куплеты, симфонические связки. За «Цирком» возникают «Дети капитана Гранта», «Искатели счастья«.

Подчас даже музыка опережала съемку, фильм снимался, исходя их музыки, как первичного стимула. Его фильмы стали гимном песне. Нет песни без прекрасной горячей, живой мелодии.

Для Дунаевского мелодия, как он сам утверждал, это живое, дышащее существо, у которого свои органы чувств, свои повадки, привычки, капризы: «Я за мелодию говорящую, вызывающую смех, улыбки, слезы, грусть, радость, горе, скорбь, надежду, мрак, просветление. Когда такое воздействие мелодии является всеобщим, значит, цель произведения полностью достигнута».

Слайд 12Описание слайда:

Д.Д.Шостакович 25 сентября 2006 года исполнилось 100 лет со дня рождения великого композитора и человека ХХ века Дмитрия Шостаковича. Почти полвека творчество Шостаковича было тесно связано с киностудией «Ленфильм». В титрах 26 картин студии стоит его имя. Какие разные это фильмы! И какая разная музыка!

Слайд 13Слайд 14Описание слайда:

Очень часто мы слышим музыку в фильме и без всякой конкретной зрительной мотивировки. Она звучит «за кадром», только для зрителя фильма, а не для его героев. Ее иногда называют «фоновой» музыкой. Она очень важна, т.к является своего рода подтекстом, раскрывающим внутренний смысл происходящих на экране событий. Такая музыка звучит в фильме как бы «от автора», передавая его отношение.

Контраст музыки и ситуации — не просто эффективный драматургический прием, это прием глубоко реалистический, взятый из самой жизни. Для того, чтобы музыка стала активным элементом в синтетическом искусстве кино, необходим тесный контакт режиссера и композитора.

Используя достижения песни, оперы, симфонической музыки, музыка в кино, в свою очередь, воздействует на другие жанры и обогащает их.

Слайд 15Слайд 16Слайд 17Слайд 18Слайд 19Слайд 20

Источник: https://presentacii.ru/presentation/muzyka-v-kino

Музыка в кино

Музыка, связанная с кинематографом, имеет давнюю историю. Задолго до создания звукового кино «великий немой», как было принято называть кинематограф до появления звуковоспроизводящей аппаратуры, не был абсолютно «безмолвным». Демонстрация фильма непременно сопровождалась музыкой в исполнении тапера.

«Озвучивавший» картину пианист либо импровизировал, приспосабливая свои экспромты к сюжету, либо компилировал известные ему музыкальные произведения. Особенно часто тапер обращался к танцевальной музыке: полькам, вальсам, кадрилям, мазуркам, полонезам и др.

Один из танцев, создававший эмоциональный звуковой фон немого кино, упоминается в стихотворении Э. Багрицкого «Великий немой»:

  • «Погоня мчится неизменно Под бешеной мазурки гром».
  • Завершается же стихотворение строками, где восприятие происходящего на экране связывается не только со зрительным, но и звуковым образом, хотя в данном случае он отнюдь не позитивен.
  • «И в белом ледяном огне, Под стон убогого рояля, Идите в ряд на полотне,
  • Мои восторги и печали!»

Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Между тем музыкальное сопровождение немого кино не всегда представляло собой «стон убогого рояля». Таперами в свое время были многие музыканты-профессионалы, творчество которых составило золотой фонд советского искусства: Д. Д. Шостакович, Ю. В. Шапорин, Г. В. Свиридов, В. П. Соловьев-Седой и другие композиторы.

С появлением звукового кино они продолжили творческую деятельность, связанную с кинематографом, и, помимо сочинений других жанров, получивших всеобщее признание, стали авторами музыки к целому ряду кинофильмов.

В этой сфере перед композиторами вставали уже более сложные задачи.

Музыка, звучащая в кино, должна была усиливать эмоциональное восприятие событий, происходящих на экране, углублять смысловую нагрузку действия, динамизировать его или снижать остроту напряженности, способствовать зрительской интерпретации образов героев, выполнять роль комментатора, характеризовать эпоху, в которой развиваются события и т. д. Кроме того, динамика фильма требовала особого подхода к творчеству. Композитор был ограничен определенными отрезками времени, в которые нужно было «уложить» тот или иной музыкальный материал, соответствующий зрительному ряду.

Фильм-опера

Ко времени появления кинематографа музыка, связанная со зрительными образами, существовала уже в течение нескольких столетий и создавалась она изначально для демонстрации не в кинотеатрах, а в театрах музыкальных.

К началу XX века был накоплен золотой фонд оперной и балетной музыки, и с середины 1950-х годов в СССР начал осуществляться просветительский проект, призванный познакомить широкую публику с великими достижениями отечественного оперного и балетного искусства.

Основным средством его реализации стал кинематограф.

Он позволил воспроизвести творения выдающихся композиторов, написанные задолго до рождения киноискусства, и на большой экран вышли оперы Чайковского – «Евгений Онегин» (1958), «Пиковая дама» (1960), «Иоланта» (1963), Римского-Корсакова – «Царская невеста» (1964), Шостаковича – «Катерина Измайлова» (1966) и многие другие.

Нотные автографы создателей некоторых из произведений, получивших, благодаря кино, новую жизнь, хранятся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Здесь, в частности, находится рукопись ариозо Иоланты из одноименной оперы Петра Ильича Чайковского, написанной на либретто Модеста Ильича Чайковского по драме датского поэта и драматурга Генриха Герца «Дочь короля Рене».

«Оконченная» в 1892 г. и поставленная впервые в Санкт-Петербурге, опера зазвучала в кинозалах в 1963 г., спустя 71 год после ее создания. Экранизацию оперы осуществил сценарист и режиссер Владимир Гориккер на Рижской киностудии.

В 1885 г. Петр Ильич Чайковский, всегда мечтавший о распространении своей музыки, в письме к Н. Ф.

 фон Мекк писал: «…опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях – всего народа»1.

Благодаря киноискусству аудитория оперы если и не охватила «весь народ», как мечтал Чайковский, то стала включать в себя миллионы зрителей.

Читайте также:  Сочинение что толкает человека на месть? итоговое

Исполнение оперного произведения на сцене и создание художественного фильма-оперы существенно различаются. Несмотря на артистичность многих оперных певцов, специфика звукоизвлечения и звукового посыла вокалистов не позволяет им легко и свободно двигаться в кадре.

В этой связи роль каждого персонажа оперы исполняют два артиста: перед камерой работает киноактер, а перед микрофоном после съемки  – оперный певец. Такая последовательность действия создает трудности для обоих исполнителей.

Актер должен правильно брать дыхание, имитируя пение, а вокалист – стремиться к тому, чтобы его артикуляция совпадала с артикуляцией действующего на экране персонажа.

Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)В фильме-опере «Иоланта» роль главной героини исполняла начинающая актриса театра и кино Наталья Рудная, закончившая в том же 1963 г. Театральное училище имени Бориса Щукина. За кадром же звучал голос звезды Большого театра Галины Олейниченко. Еще одной работой Рудной и Олейниченко в этом жанре и с тем же режиссером В. Гориккером стала опера «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова. Но здесь они работали над образами разных героинь: Наталья Рудная снялась в роли Любаши, а Галина Олейниченко озвучивала партию Марфы. Первоисточник этого произведения – партитура оперы Римского-Корсакова, написанная рукой композитора, – также хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки2.

Фильм-оперетта

Другим музыкальным кино-жанром, сочетавшим в себе актерскую игру и вокальное мастерство, получившим, как и опера, новую жизнь в кино, стала оперетта. Первый фильм «Аршин мал алан» (оперетта азербайджанского композитора У.

 Гаджибекова) вышел на экраны после Великой Отечественной войны в 1945 г. и сразу стал чрезвычайно популярным. А в 1963 г.

режиссер Роман Тихомиров снял художественный фильм «Крепостная актриса» по оперетте Николая Стрельникова «Холопка».

Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Николай Михайлович Стрельников (1888–1939) – юрист и музыкант по образованию3 (композитор, дирижер, музыкальный критик) был активным музыкальным и общественным деятелем. В круг его общения входили многие советские и зарубежные композиторы. Вероятно, благодаря именно ему, музыкальная общественность Ленинграда получила возможность непосредственного знакомства с австрийским композитором, одним из представителей Нововенской музыкальной школы Альбаном Бергом. Стрельников познакомился с Бергом в Вене весной 1927 г. и уговорил его приехать на премьеру оперы «Воццек», состоявшуюся 13 июня того же года в постановке Сергея Радлова. Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Николай Стрельников стал одним из создателей жанра советской оперетты.  Однако из всех сочинений, написанных им в этом жанре4, в репертуаре театров сохранилась только «Холопка», созданная им в 1929 г.  В Отделе рукописей Российской национальной библиотеки хранится партитура этой оперетты, переписанная и отредактированная сыном композитора – Борисом Стрельниковым. Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство) Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Борис Николаевич Стрельников (1921–2014) – музыковед, преподаватель, лектор, автор работ о музыке и музыкантах5, подготовил эту партитуру для третьей постановки «Холопки», состоявшейся в 1952 г. в театре Музыкальной комедии. Театр к тому времени насчитывал 23 года своей истории. Он был основан в 1929 г. и первым спектаклем, поставленным здесь, стала именно «Холопка» Н. М. Стрельникова.

Оперетта была экранизирована в 1963 г., но под другим названием: «Крепостная актриса». Режиссером фильма стал Роман Тихомиров, роль Насти Батмановой сыграла Тамара Семина, а исполнительницей партии Насти Батмановой была Тамара Милашкина

Балет в кино

Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Еще одно музыкальное явление в кинематографии – фильм-балет. В этом жанре были сняты балеты «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1954), «Анна Каренина» Р. К. Щедрина (1974), «Барышня и хулиган» Д. Д. Шостаковича (1977) и др. Кроме того, были экранизированы балетные спектакли: «Золушка» под названием «Хрустальный башмачок» (1961) С. С. Прокофьева, «Лебединое озеро» (1957) и «Спящая красавица» (1964) П. И. Чайковского и т. д. Среди балетных экранизаций есть и «Раймонда» А. К. Глазунова, написанная композитором на сюжет средневековой рыцарской легенды. Это был первый балет композитора (1897 г.), но ставший самым популярным из всех сочинений этого жанра, написанных им. Партитура балета – нотный автограф Глазунова – хранится в Российской национальной библиотеке. Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Впервые балет был поставлен Мариусом Петипа в Мариинском театре Санкт-Петербурга в 1898 г. Позже он исполнялся в редакциях разных балетмейстеров, среди которых были такие выдающиеся мастера как Константин Сергеев, Юрий Григорович и другие. В 1973 г. «Раймонда» впервые была экранизирована. За этой экранизацией последовали и другие, одной из них стала съемка фильма в постановке Григоровича. Главные партии в балете исполнили Наталья Бессмертнова, Юрий Васюченко, Гедеминас Таранда.

Музыка в мультфильме

Музыка является равноправным, а подчас и ведущим участником всего комплекса художественных средств в таком жанре как мультипликационный фильм. Так, сочинения композиторов-классиков стали основой многих мультфильмов. В 1976 г. был снят кукольный фильм по симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк». Классический балет П. И.

 Чайковского «Щелкунчик» лег в основу одноименного рисованного мультипликационного фильма (1973). В разных мультфильмах звучали пьесы из «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского  и «Детского альбома» П. И. Чайковского.

В этих и других кинолентах подобного рода использовались самостоятельные  музыкальные произведения, получившие заслуженную известность. Но чаще музыка к мультфильмам писалась специально. В жанре мультипликации работали известные композиторы:  А. Н. Цфасман, Р. К. Щедрин, Э. Н. Артемьев, А. Г. Шнитке, С. А. Губайдуллина и многие другие.

Начало же музыки в мультипликационных фильмах было положено В. М. Дешевовым. Именно его сочинение зазвучало в самом первом советском звуковом мультфильме.

Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Владимир Михайлович Дешевов (1889–1955) — автор опер, балетов, симфонических и камерных произведений, а также музыки к художественным кинокартинам «Обломок империи» (немой фильм), «Слуга двух господ», «Академик Павлов». Он писал музыку и к научно-популярным фильмам. В Отделе рукописей Российской национальной библиотеки хранятся его нотные рукописи – партитуры к фильмам: «Архитектура Ленинграда» (1939), «Архитектура Узбекистана» (1945), «Иван Кулибин» (1950), «Вселенная» (1951), «Эрмитаж» (1954), «Репинские пенаты» (1940). Съемка последней из упомянутых здесь кинолент была приурочена к открытию музея-усадьбы И. Репина «Пенаты». В связи с этим событием был снят пейзажно-документальный фильм с музыкой В. М. Дешевова.

  1. Помимо всего перечисленного, в архиве Дешевова находятся подготовительные и нотные материалы к мультипликационному фильму «Почта».

Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Первоначально мультфильм, созданный в 1929 г., был немым. Он стал первой работой художника и режиссера-мультипликатора Михаила Михайловича Цехановского (1889–1965), который являлся автором иллюстраций к стихотворению «Почта» Самуила Яковлевича Маршака, изданному отдельной книжкой в 1927 г.

Рисунки Цехановского из этой книжки и стали основой мультфильма. В 1930 г. мультфильм был раскрашен вручную, а также обрел голос Даниила Ивановича Хармса, декламировавшего текст Маршака, и звучание симфонического оркестра, встроенное в драматургию фильма.

Для работы над музыкальным содержанием фильма Цехановский прислал Дешевову книжку со своими изменениями, внесенными в текст поэта. К книжке также приложено письмо, где режиссер обращает внимание композитора на «кинематографическую форму» фильма, от которой «зависят некоторые формальные музыкальные моменты».

В фильме стихотворение Маршака существенно изменилось. Вместо реально существовавшего писателя и путешественника Бориса Житкова, друга Маршака, главным действующим лицом стал вымышленный персонаж – Борис Прутков, который в сопровождении своего пуделя путешествует по разным городам и странам.

Из Ленинграда они направляются в Берлин, затем оказываются в Лондоне, откуда отплывают в Бразилию, и, в конечном счете, возвращаются в Ленинград. Следом за ними перемещается письмо, поскольку почтальоны каждый раз не успевают застать адресата, уже отправившегося в следующий пункт назначения.

В пути с героями происходят разные приключения, отсутствующие у Маршака. Так, направляясь в Бразилию, пароход терпит крушение, но Прутков, пудель и почтальон с письмом спасаются. Кроме того, в конверте вместе с письмом путешествует гусеница, которая за время путешествия превращается в бабочку.

Партитура Дешевова, помимо партий инструментов симфонического оркестра, включает в себя две дополнительные строки. Рядом с нижней строкой указано: «На экране», а на нотном стане отмечены эпизоды зрительного ряда мультфильма.

Строкой выше с ремарками «конферансье» или «голос» записан текст, который должен звучать за кадром.

К сожалению первый звуковой мультфильм не сохранился. 50 лет спустя, в 2014 г. по инициативе историков кино Николая Изволова и Сергея Каптерева съемочная группа студии «Мастер-фильм» попыталась его найти.

С этой целью ее участники объездили множество городов и стран. Цель не была достигнута, но результатом экспедиции стал документальный фильм «В поисках утраченной «Почты»» (авторы сценария С. Каптерев, Н. Изволов, режиссер Д.

 Золотов, оператор В. Рябин, композитор И. Назарук).

В 1964 г. Михаил Михайлович Цехановский и его супруга Вера Всеславовна сняли новый анимационный фильм «Почта», однако он существенно отличается от предыдущего.

Материалы же первого звукового мультфильма, хранящиеся в Российской национальной библиотеке, в особенности книжка Маршака с пометами режиссера и партитура композитора со всей имеющейся в ней информацией, позволяют не только вспомнить о его существовании, но получить некоторое представление о том, с чего начиналось отечественное звуковое анимационное кино.

Источник: http://expositions.nlr.ru/ex_manus/cinema/music.php

Музыка в кино — презентация, доклад, проект

Слайд 1Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Описание слайда:

Урок искусства в 9 классе Подготовила Вербицкая Е.В. МБОУ Донская СОШ

Слайд 2Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Описание слайда:

Почти в каждом кинофильме мы слышим музыку. Мы так привыкли к этому, что даже не всегда отдаем себе отчет: Зачем нужна музыка в фильме, какого ее назначение? Меняет что-либо музыка в восприятии кинофильма зрителем или просто же усиливает впечатление? Является ли композитор одним из авторов фильма, на ряду с режиссером и сценаристом, или подчиняется им?

Слайд 3Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Описание слайда:

Довольно часто, когда мы смотрим какой-либо фильм, часть нашего внимания уделяется музыкальному сопровождению. Благодаря ему, мы лучше воспринимаем происходящие на экране, можем предугадать последующие действия персонажей или же просто насладиться красиво обработанным фрагментом из фильма.

Кино и музыка были вместе с самого начала — ведь звуковое кино появилось через 30 лет после изобретения синематографа, а ранее, в эпоху немых фильмов, музыку в кино создавали оркестры. Сейчас же всё намного проще.

С помощью специальных программ можно накладывать музыку, и сделать это может почти каждый.

Слайд 4Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Описание слайда:

Когда-то в кино не зазорно было включать в качестве сопровождения классическую музыку. Шопен и Гайдн, Бетховен и Вивальди, гениальный Моцарт, Чайковский, Рахманинов, Шостакович.

Их чудесные мелодии оживили десятки фильмов.

Но в силу разных причин, для того, чтобы опередить конкурентов, сделать себе рекламный имидж, компании Голливуда начали создавать специальную музыку для своих фильмов — саундтреки.

Слайд 5Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Описание слайда:

Самый легендарный из живущих кинокомпозиторов – Энио Марриконе (род.в 1928 г.). Число созданных им саундтреков приближается к пятистам, и, возможно эта легкость в сотворении мелодий дала основание окрестить его Моцартом кономузыки

Слайд 6Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Описание слайда:

Марриконе написал музыку примерно к 450 фильмам, среди которых «Однажды в Америке», «Хороший, плохой, злой», «Декамерон», «Теорема», «Неприкасаемые», «Профессионал», «Убить Билла», «72 метра» и др.

Слайд 7Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Описание слайда:

В картине «Профессионал» звучит всего одна мелодия, но она передает то самое состояние души, которое настраивает зрителя на правильное восприятие фильма. И не спроста эта единственная мелодия появляется всегда в одном и том же исполнении.

Читайте также:  Анализ стихотворения памяти матери твардовского

Слайд 8Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Описание слайда:

Можно уверенно сказать, что удачно сочиненная киномузыка является еще одним важным персонажем, актером, которого нет в титрах, но без которого фильм перестанет быть именно фильмом.

Источник: https://myslide.ru/presentation/muzyka-v-kino

Музыка в кино

Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)Начало XX века в истории человечества знаменуется поистине революционными прорывами в искусстве, технике, экономике, политике, архитектуре, моде. Новый темп жизни, новый стиль, новые имена, новые реформы. В вихре этих событий родился кинематограф. Великий немой покорил сердца многих. Превратившись в полноценный вид искусства,  уже в новом виде он продолжает пленять наши сердца и души.

Кино – сравнительно молодое искусство, но по количеству поклонников, пожалуй, превосходит остальных. Отличительной особенностью кинематографа является то, что с момента зарождения и на всем пути развития, всегда его сопровождала музыка.

Изначально – тапёры в зале, позже — записи на звуковых дорожках.

Музыка передаёт то, что передать картинками не всегда возможно: мы ощущаем атмосферу фильма, проникаемся чувствами героев, а иногда музыкальное произведение, исполненное киноперсонажем, даёт нам возможность открыть новые грани личности героя.

Музыкальное оформление фильма называется саундтреком. Несмотря на то, что само явление  как музыка, сопровождающая фильм, в кинематографе существует давно, сам термин «саундтрек» появился лишь в 50-х годах XX века.

Всё началось с того, что предприимчивые голливудские маркетологи искали виды дополнительного заработка на музыке из кино, а также новый вид рекламы для новых фильмов. Первым официально выпущенным саундтреком считается оригинальный альбом (запись MGM Records), который включал в себя треки из мьюзикла «Плывут облака» (1946 г.) на четырёх 10-дюймовых (78 об/мин) пластинках.

MGM Records отметили, что «записано прямо со звуковой дорожки» (англ. sound track). С тех пор термин «саундтрек» стал употребляться ко всем музыкальным записям из фильма.

  • Условно саундтреки можно разделить на два вида:
  • — оригинальные, написаны композитором (композиторами) специально для фильма, имеют обозначение OST (оригинальный саундтрек);
  • — музыка других композиторов, которая использовалась в фильме.

Некорректно использовать отметку OST рядом с произведениями, к примеру, Л. Бетховена, Э. Грига, Ф. Шопена. Уверяю вас, они не писали оригинальные саундтреки, а вот их музыку могли использовать в фильме.

Часто музыка, которая была написана для кинопроизведения, продолжает жить своейМузыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство) жизнью и обрастает собственной популярностью: Клинт Мэнселл — «Lux Aeterna» (OST “Реквием по мечте”), Ян Тьерсен — “Comptine d’un autre ete: L’apres midi” (OST “Амели”), Нино Рота -«Sicilian Pastorale» (OST “Крёстный отец”),  Владимир Дашкевич – Увертюра (OST «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»),  Владимир Высоцкий –  «Песня о друге» (OST «Вертикаль»)  и пр.- сборники песен скачать бесплатно

 А иногда музыкальное произведение, несмотря на то что существовало само по себе до того, как попало в фильм, буквально «срастается» с ним; слышим музыку, представляем фильм, видим фильм, вспоминаем музыку: Л. В.

Бетховен – Симфония № 9 ре минор (к/ф «Заводной апельсин»), И. С. Бах – Хоральная прелюдия фа минор, BWV 639 (к/ф «Солярис», обработка Э.

 Артемьева), Чак Берри — “You never can tell” (к/ф «Криминальное чтиво), «Океан Эльзы» – «Кавачай» (к/ф «Брат») и пр.

Когда происходит подобное слияние музыки и фильма, это говорит о том, что музыкальная композиция гармонично вписалась в канву сюжета. Удачно написанная фоновая музыка в процессе просмотра, как правило, не выделяется своим звучанием, она идет в унисон с происходящим на экране, создавая ореол драматизма или добавляя лиричности,  а может даже и вызывая ужас у нас – в зависимости от жанра.

Кинематограф, как и любой вид искусства, развивается, совершенствуется, повышается уровень технологий, задействованных в создании фильмов, благодаря чему кино для нас по-прежнему остается самым любимым, зрелищным и загадочным видом искусства. И музыка в нем играет не последнюю роль.

Ольга Трофименко

Источник: http://etroff.net/muzyka-v-kino.html

Роль музыки в кинематографе

Музыка в кино - сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)

До того самого момента, как музыка появилась в кино, присутствие её было отмечено лишь в некоторых видах искусства, таких как: балет, опера или театр. По причине достаточно существенных отличий в восприятии музыкального и зрительного ряда, первое совсем не применяется в таких видах искусства, где основываются эстетические ценности на зрительном эффекте: скульптура, архитектура и живопись. В это же самое время эволюция различных смешанных видов искусств привела к тому, что музыка глубоко проникла в кино.

В те далекие времена, когда ещё песни не звучали с экранов, а существовало лишь немое кино, технические средства были достаточно скудными, роль музыки была недооценённой для зрительного восприятия фильма, композиции могли использоваться только в качестве музыкального сопровождения, которые очень часто не отражали всех событий, происходящих на экране.

Когда Эдисон в 1887 году построил свой кинескоп, он мог показать только смену кинокадров параллельно с чередованием звуков, которые воспроизводились на изобретенном им ранее кинетофоне (фонографе).

Первые демонстрации немого фильма, этой «движущейся фотографии», в кафе, между выступлениями жонглеров или после спектакля теней сопровождались легкой, развлекательной музыкой, действовавшей по тому же принципу перекрывания шума, как музыка в цирке, в кафе, на ярмарках.

В 1892 году была показана «Световая пантомима», в 1895-м Люмьер давал свои кинопрограммы уже под аккомпанемент рояля. В то время в фильмах использовали музыку по большей части для того, чтобы приглушить сильный треск проекционного аппарата. Задачи пианиста, а в наиболее роскошных и больших кинотеатрах оркестра, именно в этом и заключались.

Только после начала развития технологий и техники стало возможным размещать на одной плёнке для восприятия два фактора одновременно.

Однако музыка получила синхронное сочетание со зрительными образами, но и также обрела драматическое проявление своих функций.

Музыка начала дополнять саму зрительную составляющую, при этом увеличивая либо противопоставляя всю выразительность зрительного элемента.

В кино преобладает визуальный фактор, здесь музыка полностью ему подчинена, но только вместе они составляют настоящее целое. Если зрительный кадр имеет самостоятельное и конкретное содержание, то музыка служит обобщающим началом.

Зрительный кадр конкретизирует, а музыка даёт обобщенную характеристику и, тем самым, усиливает воздействие изображения. Вот в чём, по существу, состоит взаимодействие обоих компонентов.

Не исключено, однако, что это взаимодействие подготовлено условностями, выработанными на почве синтетических жанров.

В 20-х годах началась звуковая эра. Переход к звуковому кино был вызван внешними по отношению к киноязыку причинами.

Дело в том, что фирма «Warner Bros» (Уорнер Бразерс), находившаяся в 1925 году на грани банкротства, попыталась поправить свои дела, запуская рискованный звуковой проект.

После успешного эксперемента за ними потянулись и другие. В конце концов, всем остальным компаниям не оставалось ничего иного, как перейти на звук.

В 1926 году «Warner Bros» выпустила несколько звуковых фильмов, состоящих, в основном, из музыкальных номеров. Но особого успеха они не имели – успех пришел только с фильмом «Певец джаза» (1927 г.

), в котором, помимо номеров известного музыканта Эла Джолсона, присутствовали и его короткие реплики.

Можно сказать, звуковое кино появилось вместе с живой речью экранного персонажа и 6 октября 1927 – в день премьеры – принято считать днем рождения звукового кинематографа.

В России первым озвученным фильмом стала картина «Путёвка в жизнь» в 1932 году. Звук записан по системе инженера Шорина.

Современная музыка идёт вперед, музыкантам и исполнителям сегодня в этом помогают многие вещи: новые технологии, инструменты, хорошая репетиционная база и многое другое. В наше время музыка имеет достаточно тесную связь со зрительной картиной. Теперь музыка приравнивается к изображению, а не только его оформляет.

Кроме этого, её роль в кинофильме приравнялась к роли зрительной сферы. Если исходить из видения композитора и оператора, то можно увидеть сформированную цепочку различных связей между музыкой, звуковыми факторами и визуальной оболочкой со всеми её элементами.

Конечно, очень много зависит от самого стиля отдельных авторов музыки, что даёт возможность предопределить успех создаваемого фильма в целом.

Познавательная статья, понравилвсь

Источник: https://ru.any-notes.com/information/articles/rol-muzyki-v-kinematografe/

Музыка в кино — искусство в квадрате

Роль музыки в повседневной жизни переоценить довольно сложно. Музыка начинается с автомобильных клаксонов и заканчивается самостоятельными произведениями искусства современных композиторов. Сплетение звуков и аккордов имеет место во всех сферах творчества: кино, живописи и даже спорте.

Спортсмены слушают музыку в наушниках, чтобы настроиться на нужный лад. На картинных выставках часто играют расслабляющие мелодии, чтобы люди могли спокойно насладиться и проникнуться сюжетами работ. А в кино придумали специальный термин «Саундтрек», что значит «Звуковое сопровождение» или «Звуковая дорожка».

Используется она для придания большей атмосферности определенному моменту в картине.

Роль музыки в повседневной жизни переоценить довольно сложно. Музыка начинается с автомобильных клаксонов и заканчивается самостоятельными произведениями искусства современных композиторов. Сплетение звуков и аккордов имеет место во всех сферах творчества: кино, живописи и даже спорте.

Спортсмены слушают музыку в наушниках, чтобы настроиться на нужный лад. На картинных выставках часто играют расслабляющие мелодии, чтобы люди могли спокойно насладиться и проникнуться сюжетами работ. А в кино придумали специальный термин «Саундтрек», что значит «Звуковое сопровождение» или «Звуковая дорожка».

Используется она для придания большей атмосферности определенному моменту в картине.

Немного о саундтреках Композиторы Законы музыки в кино Музыка в кино

Немного о саундтреках

Саундтрек бывает общим, когда мелодию можно назвать фоновой, и основным, когда роль музыки сводится к передаче определенного настроения. В последнем случае ее выделяют, делают яркой, чтобы зритель почувствовал перемену.

Работа над саундтреком к ленте может проходить абсолютно по разному. Один из вариантов — режиссер приглашает композитора к себе, показывает ему отрывки картины с пояснением: «Здесь нужна трогательная мелодия: от этого места до этого» и так далее. Этот вариант наиболее точный, но менее гибкий, потому что автор получает конкретные указания.

Еще один способ: композитору показывают черновой вариант и далее он самостоятельно пишет 40–50 минут музыки к фильму. В данном случае музыкант опирается на личные эмоции после просмотра и режиссер не вмешивается в процесс сочинения. Такой подход дает простор для воображения и ценится гораздо больше.

Третий вариант встречается реже, но имеет место быть. Особенно в тех случаях, когда режиссер хочет поставить фильм созвучно с саундтреком, поскольку оба элемента картины неотделимы друг от друга. В этом случае речь актера на видео пишется поверх уже записанной на звуковой дорожке. Будто снимается клип на готовую песню.

Композиторы

Источник: https://www.kinoafisha.info/articles/muzyka-v-kino—iskusstvo-v-kvadrate/

Доклад по музыке: "Музыка всоветском кино"

  • ДОКЛАД
  • на 48 Научно-практическую конференцию
  • ученицы 9 Б класса МБОУ № 2 г. Георгиевска
  • Музыка в советском кино.
Читайте также:  Анализ стихотворения пушкина я вас любил: любовь ещё, быть может…

История киномузыки началась, еще до изобретения звукового кино.

Немые фильмы обычно сопровождались музыкой, чаще всего в исполнении пианиста-импровизатора (тапёра). И хотя в большинстве случаев музыкальная иллюстрация киносеансов не отличалась высоким художественным качеством, она была необходима, и это ясно чувствовали и зрители.

Перед их глазами совершалось чудо: на экране оживало фотографическое изображение, двигались, спешили, разговаривали люди, но все это происходило в полнейшем безмолвии. Этот удивительно реальный, но немой мир казался зрителям странным. Поэтому музыка и оказалась необходимой в кино.

Ее требовало, прежде всего, движение киноизображения, неразрывно связанное в нашем восприятии со звуком. В какой-то мере музыка заменяла и отсутствовавший в немых фильмах диалог.

Новые возможности открылись перед музыкой с изобретением звукового кино, и не случайно им заинтересовались композиторы. Музыка издавна тяготела к союзу с другими искусствами: с поэзией в песне и романсе, с танцем — в балете. Музыка в кино явилось еще одним, новым типом синтетического искусства.

В кино перед композиторами открывались новые пути, заманчивые и интересные.

Одна из особенностей киноискусства — необычайная сжатость действия во времени — требовала и от музыки сжатости и концентрированности гораздо большей, чем в других подобных жанрах.

Однако уже в этот период делались попытки создавать оригинальную музыку для каждого фильма великими композиторами (музыка Камиля Сен-Санса к фильму «Герцог Гиз», 1908 год).

Большой вклад в развитие киномузыки внесли крупнейшие советские композиторы-симфонисты, пришедшие в кинематограф в 1930-е годы, — Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г.В.Свиридов, позже — И.О.Дунаевский, М.Таривердиев.

Подлинно творческое содружество связывало композитора Сергея Сергеевича Прокофьева и режиссёра С. М. Эйзенштейна, работавших над проблемой звукозрительной структуры фильма. Музыка Прокофьева к фильмам Эйзенштейна «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» (1945), отличается скульптурной выпуклостью музыкальных образов, их точным совпадением с ритмикой и динамикой сценарного решения.

Свою работу в кино Дмитрий Дмитриевич Шостакович считал важнейшим делом. Он всегда являлся в полной мере одним из авторов картины. Это хорошо понимали режиссёры, с которыми он работал. С режиссером Григорием Козинцевым Д.Д.

Шостакович сотрудничал в 10 фильмах. «Говоря о музыке Шостаковича, я хотел сказать, что её никак нельзя назвать музыкой для кино. Вообще мне кажется, что музыка Шостаковича не может быть для чего-то.

Она существует сама по себе» — режиссер Григорий Козинцев.

В начинающийся в 30-е годы расцвет звукового кино Д.Д.Шостакович и И.О.Дунаевский первыми в России оценили музыкальные перспективы кино, самостоятельное значение киномузыки как важного, иногда даже ведущего элемента кинодраматургии.

Исаак Осипович Дунаевский является одним из самых знаменитых советских композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам. После знакомства Дунаевского с Л.О.

Утесовым, они вместе занялись знаменитым советским кинофильмом «Веселые ребята», музыку к которому написал Дунаевский. Это стало его звездным часов. Фильм и музыку из него знал весь советский народ.

Он писал музыку к известным кинофильмам, самыми знаменитыми из которых были «Цирк» и «Дети капитана Гранта».

(Исполнение песни «Веселый ветер» И.Дунаевского).

Самый простой способ для введения музыки в фильм — появление на экране музыканта или певца. Поэтому песня в кино сразу заняла важное место. Она оказалась замечательным средством характеристики героев фильма, времени, всей атмосферы действия.

Песня в кинофильме, казалось бы, ничем не отличается от обычной массовой или лирической песни, тем не менее, ставит перед композитором нелегкие задачи. Ему нужно «услышать» своих героев, найти круг интонаций, соответствующий их облику и характеру.

Композитора Микаэла Таривердиева многие знают по музыке к фильмам, таким как «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы» (он написал музыку к 132 кинофильмам).

О популярности фильмов говорит тот факт, что премьеру сериала «Семнадцать мгновений весны» посмотрели свыше 200 миллионов зрителей. Во время показа все 12 вечеров в стране почти не было уличной преступности — люди сидели у телевизоров.

Образы родных русских пейзажей усиливают эмоциональное состояние героев именно в тот момент, когда звучит музыка за кадром.

(Исполнение «Песня о далекой Родине» М.Таривердиева).

Стремление к эксперименту, открытию новых возможностей сочетания музыки и изображения характерно для творчества отечественных композиторов.

Литература

  1. Соколова Л. Великие советские фильмы.- Л.: Центрполиграф, 2011.

  2. Сохор А. Н., Бялик М. Г. Советская музыка // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1981. — Т. 5.

Электронные ресурсы

  1. http://alldayplus.ru/lifestyle/music_cinema

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыка_СССР

3

Источник: https://multiurok.ru/files/doklad-po-muzykie-muzyka-vsovietskom-kino.html

Важность музыки в современном кино

Мюзиклы начинают снова захватывать Голливуд. Последние фильмы этого жанра — 'Ла Ла Лэнд', 'Красавица и Чудовище' (2017 года) и 'Отверженные' сквозь года продолжили эту тенденцию.

Но почему это происходит — столь старый вид кино снова возвращается в тренды? Почему киностудия Marvel начала обращать на это внимание и переделывать звуковую составляющую своих фильмов? И как это сможет повлиять на наше восприятие их фильмов? Сейчас мы в этом и разберемся.

Осторожно. Далее на вас выльется поток музыкальных терминов и рассуждений автора на тему 'Как лучше' или 'Почему именно так'. Во время написания статьи еще ни один композитор не пострадал.

   Заглядывали ли вы когда-нибудь в аудиосервис после просмотра фильма в кинотеатре, чтобы поскорее добавить песню или саундтрек из фильма к себе в библиотеку? Конечно же.

Когда фильм способен создать такую связь между вами и музыкой, то можно начинать говорить, что его звуковая составляющая хорошая, ведь именно она является мостом между картинкой и вами. За отличный пример можно взять саундтрек к фильму 'Челюсти' 1975 года.

Главная музыкальная тема этой кинокартины стала культовой, а ее не слышал разве что человек, который полностью отстранен от телевидения и интернета. Невозможно представить, какой бы была атмосфера этой киноленты, если бы не было пугающего саспенса, созданного связью из тишины и резкого звука тубы.

Музыку к фильму написал Джон Уильямс, ставший уже легендой среди композиторов. Сам он комментирует 'тему Акулы' так: 'Она, словно зверь из фильма — инстинктивная, безжалостная и неостанавливаемая'.

Стивен Спилберг, режиссер фильма, засмеялся, когда впервые услышал набросок саундтрека от Уильямса, посчитал его не слишком уместным по отношению к 'Челюстям'. Но позже, уже после выхода фильма, Спилберг признался прессе, что кинолента без музыки была бы и вполовину не успешна. Хороший пример того, что не нужно недооценивать эффект музыки на зрителя, учитывая работу, которую она выполняет. 

   В мае состоялась премьера фильма 'Стражи Галактики. Том 2', в котором, как и в первой части, немаловажную роль играют классические песни из 1970’х годов.

У них, в отличие от оригинальных саундтреков, есть небольшое преимущество — они комментируют происходящее не только тоном самой музыки, но и текстом, который подстраивается под ситуацию и сцену.

Так, например, во время сбора команды, в кульминации фильма, звучит песня The Chain, которая навевает тему воссоединения старой команды — Стражей Галактики; а в развязке фильма — Father and Son, рассказывающая о тяжелых взаимоотношениях между Йонду Удонта и Питером Квиллом.

Но фильм цепляет зрителя не только классикой — он продолжает играть в финальной схватке лейтмотив (главную тему — прим.) из первой части, таким образом вызывая своеобразное чувство ностальгии у зрителя.

 Так как все музыкальные инструменты для создания OST’a уже были использованы, композиторы начинают экспериментировать со звуком.

Например, в фильме 'Дюнкерк' Ханс Циммер за основу всего саундтрека взял тиканье часов режиссера киноленты — Кристофера Нолана, а в фильме 'Начало' — мелодию песни 'Non, Je ne regrette rien'.

Особенно сильно в память врезается как раз звук из 'Дюнкерка'. Тиканье часов в тишине попросту не дает расслабится, накаляя обстановку происходящего.

Достигается этот эффект тоном Шепарда — звуковой иллюзией, из-за которой наш мозг думает, что высота музыкальной темы все время повышается. На деле это очень сложно описать, но когда вы слышите это в самом фильме, вы начинаете трястись от напряжения. Как говорится, хоть ножом режь.

  Однако, есть и фильмы, которые полностью углубляются в понятие музыки, рассказывая с помощью нее историю. Одним из таких стал 'Ла Ла Лэнд', и я до сих пор считаю его настоящим победителем 'Оскара 2016'. Он показал, что, при грамотном сочетании компонентов фильма, любой жанр кино можно воскресить.

Возможно, аудитория просто соскучилась по такого рода кинолентам — непринужденным и простым, но я считаю, что дело в совершенно другом. Мюзиклы позволяют создателям неординарно рассказать свою историю.

Вместо обычного повествования визуалом-музыкой, тут на зрителя большее влияние оказывает именно музыка, так как здесь она является не второстепенным, а уже главным рассказчиком.

 Но тут назревает проблема — на всем хайповом желают поживиться. И по этой причине выходят ремейки 'Красавицы и Чудовища', 'Алладина' и следующие будущие Диснеевские фильмы, в котором качество песен, мягко говоря, хромает. Автотюн всегда режет слух. Но если вы Дрэйк — вам можно.

   Кроме атмосферы, комментирования картинки и отображения эмоций героя, музыка создает тон и настроение сцен. Саундтрек 'Пиратов Карибского Моря' можно уже по праву назвать классическим.

В нем нашлось место и устрашающим мотивам Капитана Барбоссы, и ободряющей скрипке, играющей на фоне безумных похождений Дж… Капитана Джека Воробья.

Главной заслугой Клауса Бадельта и Ханса Циммера я считаю идеальное соотношение между спокойной и тихой музыкой и веселой и энергичной. Было бы интересно наблюдать за Черной Жемчужиной без ее фирменной бас-партии? Не думаю.

  Но, все же, лучшим саундтреком в кино я считаю саундтрек Говарда Шора к фильму 'Властелин Колец'. Шарм этой музыки пока что я больше нигде не видел. Незабываемая тема Шира всегда будет в наших сердцах, а загадочный мотив Кольца Всевластия уже вообще вне всякой лиги.

Эффект незабываемости придает определенно то, что все основные мелодии многократно повторяются по ходу повествования, по-всякому смешиваясь или понижаясь на тональность.

За счет того, что мы слышим их огромное количество раз, они словно заедают в нашей голове навсегда, оставляя теплые воспоминания о 'Властелине', теплые, словно побережья края Валаров

Правда, иногда что-то идет не по плану, и выходит что-то вроде неоднозначной ситуации с фильмом 'Пэн

Источник: https://evrl.to/articles/59948cbe6ec7f76413eb0231/vazhnost-muzyki-v-sovremennom-kino/

Ссылка на основную публикацию