У Островского есть пометка к этой пьесе —
В произведении описывается жизнь московской вдовицы Кругловой и её дочери Агнии. Агния, уже давно девушка на выдане, но женихов, что-то не видать, хотя за ней пытается ухаживать приказчик богатого и старого купца Ахова Ипполит.
Пожилой купец тоже решил посетить двух дам. Хозяйка дома Круглова не хочет принимать гостя от которого и толка то нет, но перед его деньгами приходится пригибаться. Кроме этого дамы гадают, кто же мог заинтересовать Ахова — молоденькая Агния или сама вдовица.
Агния зазывает в дом Ипполита,который очень конфузится и боится того, что находится здесь без разрешения хозяйки и получает укоры от девушки, что он слишком труслив и надо бы быть посмелее. Молодой человек пытается объяснится с Агнией и обещает, как только хозяин положит хорошее жалование, он будет готов женится на ней.
Молодые люди целуются, что и видит входящая Круглова. Она начинает распекать их, на что впрочем, никто не обращает внимание.
В дом заходит Ахов и грубо, неуважительно начинает прогонять Ипполита, так же по свойски и дам пытается учить жизни и кичится своим богатством. Он вдруг пожелал, чтобы Агния поцеловала его, вроде, как у их нищей братии всё продаётся.
Агния обижена, что её снисхождение было так воспринято, а заодно рассердилась и на Ипполита, который не смог дать отпор своему богатому дядюшке.
Дом Кругловой посещает Феона, дальняя родственница Ахова, которая служит ключницей в его же доме. Она жалуется на жадность купца, постоянные попрёки и укоры с его стороны, от которых сбежал даже его родной сын.
А другой отпрыск — спивается и потихоньку сходит с ума. Да и сам богатей не комфортно чувствует себя в своём огромном доме, в котором недавно заблудился и его пришлось выводить оттуда.
Феона также поведала, что всеми делами на фабрике и в доме занимается Ипполит.
Вдовица пытается побольше узнать об управляющем:
пусть он и подневольный, под хозяином человек.
А Феона, в свою очередь ошарашила Круглову тем, что старик стал слишком часто говорить об молоденькой Агнии, которая ему во внучки годится.
Новость сообщают и Агнии, которая воспринимает её как шутку.
Ипполит, который вновь посещает дом Кругловых пытается объяснить, почему, не взирая на дядюшкины унижения и пренебрежение, неуважение остаётся у того на службе. А Агния по прежнему пытается до него донести —
Девушка ставит молодому человеку жёсткое условие:
Ахов, при очередном визите намекает Кругловой, что если девушка покорная, трудолюбивая и не гордячка, что и без приданного может найти себе богатого жениха.
Сам же старик принимается за Агнию. Напоминает ей о родительской воле, что её следует исполнять. Не забывает и своё богатство похвалить и как себя хорошо будет чувствовать молоденькая, но бедная девушка если выйдет замуж за богатого старца, какими подарками и щедротами её осыпят.
Ипполит приносит и оставляет у Кругловой пакет с деньгами, а сам отправляется к дядюшке для серьёзного разговора. Феона удивляет его тем, что старик себя странно ведёт.
Проснувшийся хозяин, об упоминании об племяннике, говорит, что теперь он ему вовсе не нужен, вон его и всё тут. Также отсылает Феону с дорогим подарком к Кругловым.
Но разговор, неприятный и резкий, между дядей и племянником всё же состоялся. Ипполиту ясно дали понять, что держали его лишь из милости, по родственному, а то, что он работал не покладая рук со всей старательностью
Поняв, что ему добром ничего не получить Ипполит обещает перед стариком перерезать себе горло, чтобы все узнали, какой он тиран для своих родных. Под давлением жадный старик подписывает аттестат, по которому, якобы, приказчик получал у него по 2 000 рублей, а также вытребывает 15 000 за свою прошлую работу.
Также Ипполит сообщает, что хочет женится на Агнии, которую сам Ахов приглядел для себя. Но возвратившаяся Феона неприятно удивляет молодого человека тем, что та с радостью приняла дар от старика. Чтобы окончательно добить бывшего приказчика, Ахов тянет его к Кругловым. В это же время, дочь и мать совещаются, как же им поступить.
Вдовица не хочет отдавать дочь за мерзкого старика и Агния рада такому решению.
Ахов, издеваясь над Ипполитом, усаживает его с девушкой, чтобы потом высмеять его как шута. Престарелый купец начинает куражится, ожидая поклонов и благодарностей от нищих, которых, как он считает, облагодетельствовал и осчастливил. Круглова притворяется, что не понимает, что именно хочет от неё купец и сама начинает издеваться над ним
Как не бесился Ермил Зотович, как не грозил, своего не добился, а тут и племянник вступил и предложил Кругловой истребованные деньги и свои уверения в том, что теперь он может начать своё дело.
Старик попытался соблазнить девушку своим богатством и богатым домом:
Таков был ответ.
Взбешенный богатей вновь попытался огромными деньгами унизить молодых, но и тут ему оказали.
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3161086-ostrovskij-ne-vse-kotu-maslenica-kakoe-kratkoe-soderzhanie.html
Все отзывы о спектакле «Не все коту масленица» – Афиша-Театры
1
Скучная, нединамичная постановка. Актёрам как будто самим скучно это играть. Скучные костюмы, скучные декорации — всё скучно. Ушла в антракте.Смотреть эту постановку надо в Малом — после её просмотра удивительно было, что такую великолепную пьесу можно испортить. Но, видимо, любую пьесу можно испортить плохой режиссурой и особенно плохой игрой.
9
Вечные произведения Островского, не менее актуальные сегодня, чем в момент написания! Банальнейшая же история — бедная девушка, два претендента на роль жениха: один, как водится, всем хорош, молод, красив, да беден, а другой — ну, вы понимаете, да? Стар, зато богат.
Но этот стар-да-богат не то, что тот же прекрасный, благородный Флор Федулыч в «Ва-банке» (а ведь тоже Островский!), нет — этот жуткий тип с премерзким характером. Но выбрать потенциальной невесте все равно сложно! И именно этим она с маменькой и заняты больше двух часов 🙂 Ну, это был «краткий пересказ» для тех, кто вдруг не знаком с произведением.
Но пересказ этот не в коей мере не передает прелести спектакля, надо сказать. Это комедия в лучшем смысле — без пошлостей и грубых шуток, однако на самом деле смешная. Есть и возможность сопереживать героям, что не всегда удается в комедийных постановках, надо сказать.Невоможно не сочувствовать Ипполиту. Не любоваться Агнией. Не мучиться вместе с Дарьей Федосеевной.
Не смеяться над тем, как Феона рассказывает об Ахове — о, Феона мастерица рассказывать! Некоторые вопросы у меня только к самому Ахову, как ни странно. Во-первых, все же как, был он хоть немного влюблен-то в Агнию, или так — развлечения искал? И во-вторых… У него, по-моему, очень сложная роль. Ибо всерьез изрекать все это, ну… сложно, наверное.
Фабрикант, миллионщик — он же всяко не дурак должен быть, хоть бы и самодур? А тут как-то оно… двояко. Не убедил он меня. Вот чем громче кричал, тем меньше я ему верила. Надо будет, пожалуй, попозже еще раз сходить, разобраться, что ж он за человек, этот Ахов.В целом спектакль красивый и какой-то легкий. Не перегруженный декорациями — но и не пустой. С чудесными, продуманными костюмами.
Еще раз — потрясающий актерский состав, всем хотелось аплодировать и кричать «браво!». И еще, что меня всегда подкупает (хоть и не самое важное, конечно) — уж если Ипполит молод, то и играет его молодой актер. И обратно. Т.е. все как-то очень… правильно 🙂
Я с полной ответственностью рекомендую этот спектакль как классическую, красивую комедию. Кстати, можно и с детьми, вернее, с подростками. Маркировка 12+, по-моему, абсолютно справедлива и может вполне восприниматься как рекомендация.
9
Легкая, незатейливая постановка, хорошая игра актеров. Одно «но», малая сцена не оснащена системой кондиционирования. Поэтому в жаркую летнюю пору актеры снимали испарину с лица, а зрители жадно глотали воду. Но даже это обстоятельство не омрачило приятных впечатлений от спектакля.
1
Честно говоря , более всего удивила не постановка , не игра актеров и не работа режиссера , а пачка хвалебных отзывов. Особенно восхитили перлы в стиле «не стареющая классика актуалтная и сегодня » , «никогда так не смеялась» И так далее. Кто весь этот елей льет ? Позволю себе привести свое мнение 1).
сама пьеса более подходит для изучения в школе , а не для взрослой требовательной московской публике. Не заметил абсолютно никаких современных мотивов ни в характерах , ни в диалогах ни уж тем более в сюжете.2).я так и не понял что театр хотел сказать этой постановкой. Классика это великолепно, но ставить ее просто ради репертуара… странно.
Ни обновления диалогов , ни сюжета вы не увидите. А потому все беззубо , тускло и в конечном счёте неинтересно.
3). Откуда у авторов отзывов здесь вообще возникли слова про смех и юмор для меня загадка. За весь спектакль я пару раз улыбнулся, а зал раза два или три нестройно хихикнул.
7
На днях мне повезло побвать на спектакле «не все коту масленица»
Даже вдвойне повезло! Потому что этот спектакль идёт на малой сцене на Сретенке.И можно в перерыве погулять по театру, рассмотреть очень оригинально оформленные интерьеры.
Но вернёмся к спектаклю.Москва. 19 век. Обедневшая купеческая семья. Мать, рано ставшая вдовой, и дочь-красавица навыданье.
Как им устроить свои судьбы?
Оксана Киселёва в роли матери — пожалуй, идеальная мать. И сама проникновенная актёрская работа.Я восхищалась ею с самых первых минут и до финальной фразы.
Ах, сколько эмоций вызывал во мне каждый её выход на сцену.
Вторым я бы отметила Всеволода Макарова, сыгравшего приказчика.Молодость, задор, порывистость — следить интересно. И именно он всегда вносил в спектакль оживление 🙂
Ну, и шикарная Майя Полянская — восторг! Хотела бы я иметь такую дальнюю родственницу, как её героиня!
Это мои фавориты.
В целом, спектакль удачный, смешной, позитивный и переживательный.То, что нужно для милого московского воскресного вечера в предверии очередных рабочих будней.
Он не отпускает в течении всего времени, герои живые и непосредственные, и что самое главное — в конце концов всё складывается на редкость правильно!Сделать правильный выбор — от этого так или иначе всегда зависит наша дальнейшая жизнь.
А уж как дальнейшая жизнь героев спектакля зависит от выбора — недооценить невозможно.
9
Потрясающе! Давно (наверное, никогда прежде) так не смеялась! Весь состав очень слажен, очен комичен. Извините, если кто на меня оглядывался, громко ржущую! Я не клакер, я получала неимоверное удовольствие! Всем советую, кому хочется смешного и необременительного. Прочищает мозги и душу от всякого мусора)
9
Не умею писать красиво…Хороший спектакль!Простой сюжет и великолепная игра актёра Виктора Запорожского!Зал аплодировал минут 10.
9
Отличный спектакль, великолепная игра актеров и тот самый случай, когда классическое произведение как никогда актуально и сегодня….
Источник: https://www.afisha.ru/performance/82107/reviews/
Островский Александр Николаевич
(сцены из московской жизни)ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦАДарья Федосеевна Круглова, вдова купца, 40 лет.Агния, ее дочь, 20 лет.Ермил Зотыч Ахов, богатый купец, лет 60.Ипполит, его приказчик, лет 27.Маланья, кухарка Кругловой.Феона, ключница и дальняя родственница Ахова.Сцена первая.
Агния рассказывает матери, как познакомилась с Ипполитом (он встречает ее в городе, провожает до дома, затем начинает по десяти раз на дню проходить мимо окон Кругловых, так что Агния просто вынуждена пригласить его в дом).
Агния вообще пользуется у матери почти неограниченной свободой, та не принимает решения за дочь. Маланья сообщает, что видела Ахова, который просил передать, что навестит Кругловых.
Круглова не знает, почему Ахов стал часто навещать их, думает, что ему нравится Агния, но дочь уверяет, что купец положил глаз на саму Круглову.
Та сетует на то, что богатого человека приходится принимать даже тогда, когда тебе совсем не хочется, потому что «не скажешь миллионщику. Поди вон!» Под окном ходит Ипполит, все не решается зайти. Агния приглашает его в дом.
Ипполит робок, боится, что Круглова выгонит его. Агния ободряет его. Ипполит крайне запутанно пытается сказать ей о своих чувствах, берет вышитую Агнией закладку для книги (которую она не хочет отдать, хотя сама признается, что вышивала для него).
Когда Агния пытается отнять закладку, Ипполит, изловчившись, целует девушку. Агния возмущается. Ипполит принимается говорить о своих перспективах (что со временем он тоже выбьется в люди, избавится от своей зависимости от Ахова).
Входит Круглова, возмущается не тем, что дочь целуется с молодым человеком, а тем, что делает это втайне от матери.
Ипполит всю сцену объяснения стоит тихонько в стороне. Приезжает Ахов. Он выставляет вон Ипполита, упрекает Круглову за то, что она не сделала этого сама (потому что приказчику неприлично присутствовать в том же обществе, что и хозяину). Агния кричит вслед Ипполиту, что ему стыдно трусить.
Ахов кичится своим богатством, в каждой его фразе сквозит высокомерие и стремление поставить окружающих «на подобающее место», т. Е. Неизмеримо ниже, чем Ахов. После того как гость уходит, мать и дочь обсуждают Ахова и Ипполита. Кругловой жаль молодого приказчика, а Агния уважает силу, а слабость в мужчине презирает. Они сравнивают обоих мужчин.
С точки зрения Агнии решительность и деньги Ахова с лихвой перевешивают доброту и молодость Ипполита.Сцена вторая.
К Кругловым заходит Феона, которая рассказывает, как все в доме Ахова мучаются от его самодурства. Ахов выжимает из работников все соки, платит мало, ругает. Сын уехал из дома к теще, потому что Ахов постоянно попрекал его наследством. Второй сын, Гриша, пьет, дебоширит, постоянно кается перед отцом, потихоньку сходит с ума.
Сам Ахов мало понимает в делах, а потому всем реально управляет Ипполит. Круглова говорит, что хотела бы выдать Агнию за Ипполита. Сама она была замужем «за хозяином», но муж точно так же мучил ее всю жизнь, промотал деньги и оставил ее с дочерью в бедности. Круглова сообщает Агнии, что она понравилась Ахову.
Та отвечает, что ей все равно, она может и за Ахова выйти замуж, ее не пугает ни его возраст, ни его жестокость.
Появляется Ипполит. Круглова заявляет ему, что ему необходимо вырваться из зависимости от Ахова и стать самостоятельным.
Агния также повторяет, что уважает только сильных, что не станет жалеть Ипполита (как он того хочет), а выйдет за него, только если он докажет ей, что реально что-то из себя представляет (т.е. Достанет денег).
Приезжает Ахов, и Ипполит объявляет, что собирается «начинать войну с хозяином». Наедине с Агнией Ахов фактически делает ей предложение, сулит наряды, «тысячные» подарки. Советует жить в боязни матери и мужа.
Агния на все отвечает шутя, уверяет, что молодые прежде стариков умирают, а девушки, вышедшие за стариков, не знают ни горя, ни заботы, а только наряжаются. Ахов хвалит Агнию за УМ и прозорливость, говорит Кругловой, что ей привалило счастье (сватовство Ахова к ее дочери).
Круглова интересуется у Агнии, не рассказывал ли ей Ахов, сколько плакала его покойная жена. Ипполит с ножом отправляется в дом к Ахову.Сцена третья. Ипполит сообщает Феоне, что если Ахов не отдаст ему причитающиеся ему деньги (тысяч пятнадцать), то он зарежется. Феона решает, что и Ипполит, подобно Грише, сходит с ума.
Ахов просит Феону отнести Агнии дорогой подарок и настойчиво повторяет, чтобы та подчеркнула дороговизну подношения и щедрость дарителя, Ипполит предстает перед Аховым. Он выпил коньяку и держится смело. Он напоминает хозяину, что тот сулил повысить ему жалованье. Ахов ведет себя так, как будто впервые об этом слышит.
Ипполит достает нож, заявляет, что покончит с собой прямо в доме Ахова, и тот будет иметь массу проблем.
Ахов долго торгуется, но, в конце концов, отдает пятнадцать тысяч. Он просит, чтобы Ипполит хотя бы поклонился ему, но тот отказывается, поскольку получает не милостыню, а заработанные деньги. Ахов говорит, что ему «эта непокорность тяжелее, чем эти самые пятнадцать тысяч».Сцена четвертая. Круглова и Агния в замешательстве.
Они должны принять решение, выходить ли Агнии замуж за Ахова, отвалившего дорогой подарок. Агния, ссылаясь на свою неопытность, перекладывает ответственность на мать. Приезжают Ахов и Ипполит. Ради смеха Ахов предлагает посадить Ипполита и Агнию рядом, как жениха и невесту.
Круглова соглашается выдать дочь за Ахова, только если тот даст ей подписку умереть через неделю после свадьбы. Ахов призывает «нищих» одуматься.
Ипполит отдает Кругловой деньги «на сохранение». Та объявляет, что охотно отдаст дочь замуж за Ипполита. Ахов говорит, что даже сердиться не может на них, потому что с них «и взять-то нечего» и они настоящего порядка не знают.
Чтобы сгладить обиду, ему нанесенную, Ахов предлагает Кругловой обеспечить Агнии богатое приданое и сыграть шумную свадьбу, если молодые в свадебном наряде выметут метлами его двор на глазах у гостей. Круглова отказывается отдать дочь на позорище, даже если Ахов ее озолотит.
Ахов возмущается тем, что в мире совсем не стало никакого порядка и бедные гордятся, вместо того чтобы валяться у него в ногах. Круглова отвечает пословицей. «Не все коту масленица, бывает и великий пост»..
На нашем сайте Вы найдете значение «Островский Александр Николаевич — Не Все Коту Масленница» в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Островский Александр Николаевич — Не Все Коту Масленница, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква «О». Общая длина 56 символа
Источник: https://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1397930-ostrovskiy-aleksandr-nikolaevich—ne-vse-kotu-maslennica/
«Не все коту масленица»: краткое содержание пьесы А. Н Островского
Данный текст содержит описание пьесы «Не все коту масленица», краткое содержание которой выражает общую мысль произведения. Она заключается в том, что деньги не всемогущи и не могут решить все в человеческой жизни.
Довольно милый, юный мужчина, вертится под оконцами моложавой барышни – дочурки купчихи Кругловой и смущается войти в домик. Он страшится возмущения её матушки. Является увлеченным, привлекательным неоперившимся парнем, работает у Астахова на должности приказчика.
Добивается у начальника получения вознаграждения. Он сильно влюблён. Написал письмо, которое Агнии совсем не понравилось. Она сочла его плохо написанным. Мать увидела, как ее дочь целуется. Женщине пришлось не по нраву, что это совершается без разрешения. А также ее не устраивают поступки мужчины, но позже занимает сторону пары.
Его оппонент – состоятельный купчишка Ахов. Прекрасно наряжается, преподносит Агнии ожерелье. Ссорится с Ипполитом. Девушке не по нраву, что юноша его побаивается. Она сказала ему напрямую об этом и поясняет, что её супруг обязан быть настоящим мужчиной, а не мальчонкой, которому нужно сопереживать.
Она прислушивается к выбору матери, которая пояснила, что союз из-за богатства – не лучшее решение, даже несмотря на то, что им очень нужны деньги. Состоятельный Ахов обещает решить все материальные проблемы.
Ипполит говорит, что сделает все необходимое для своей невесты и жены. Он добился увеличения жалованья у Ахова. Семья мучилась от причуд купца, супруга угасла, а дети съехали и спились. Поместье держится только благодаря смекалке и старанию Ипполита.
Однако мать рассказывает дочери, что супруга купца приезжала и рыдала. Плакала в течение трех часов без перерыва, так ничего толком не сказала и уехала. Мать категорично против этого союза, так как только на деньгах и без любви счастье не строится. Тем более жених – престарелый, некультурный, своевольный человек.
Женщина желает, чтобы брак ее дочери был успешным, так как сама была несчастлива замужем. После этих разговоров юной барышне становится легко в душе. Она сама понимает, что приняла правильное решение. Купец ощущает себя униженным. Он предложил владеть его подворьем, но получил отказ. Купец так и не понял, почему его отвергли, ведь он же богат!
Пьеса учит, что создавать семью нужно только по любви. Деньги не гарантия счастья. Не может все быть хорошо в жизни, бывают и тяжелые времена. В произведении «Не все коту масленица» (Островский: краткое содержание пьесы) раскрывается основная мысль, что счастье намного важнее материального благополучия.
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/ne-vse-kotu-maslenisa-kratkoe-soderzhanie.html
Книга Не все коту масленица — читать онлайн. Островский Александр Николаевич. Книги читать онлайн бесплатно без регистрации
- Александр Николаевич Островский
- Не все коту масленица
- (Сцены из московской жизни)
Сцена первая
Лица
- Дарья Федосеевна Круглова, вдова купца, 40 лет.
- Агния, ее дочь, 20 лет.
- Ермил Зотыч Ахов, богатый купец, лет 60.
- Ипполит, его приказчик, лет 27-ми.
- Маланья, кухарка Кругловой.
Бедная, но чистенькая комната. В глубине дверь в переднюю; слева от зрителей дверь во внутренние комнаты; с той же стороны, ближе к зрителям, диван; перед ним стол, покрытый цветною скатертью; два кресла. На правой стороне два окна с чистыми белыми занавесками; на окнах цветы, между окон зеркало, ближе к зрителям пяльцы.
Явление первое
Круглова (на диване); Агния (у окна грызет кедровые орехи).
Агния. Погода-то! Даже удивительно! А мы сидим. Хоть бы погулять куда, что ли!
Круглова. А вот, погоди, дай срок, сосну полчасика, пожалуй, погуляем.
Агния. Кавалеров-то у нас один, другой — обчелся, гулять-то не с кем.
Круглова. А кто виноват? Не мне же ловить для тебя кавалеров! Сети по улицам-то не расставить ли?
Агния. Разве вот Ипполит зайдет.
Круглова. И то, гляди, зайдет; день сегодня праздничный, что ему дома-то делать! Вот тебе и кавалер; не я искала, сама обрящила. Вольница ты у меня. Ты его как это подцепила?
Агния. Очень просто. Шла я как-то из городу, он меня догнал и проводил до дому. Я его поблагодарила.
Круглова. И позвала?
Агния. С какой стати!
Круглова. Как же он у нас объявился?
Агния. Позвала я его, да после. Стал он мимо окон ходить раз по десяти в день; ну, что хорошего, лучше уж в дом пустить. Только слава.
Круглова. Само собой.
Агния. Все говорить?
Круглова. Да говори уж заодно.
Агния (равнодушно и грызя орехи). Потом он мне письмо написал с разными чувствами, только нескладно очень…
Круглова. Ну? А ты ему ответила?
Агния. Ответила, только на словах. Зачем вы, говорю, письма пишете, коли не умеете? Коли что вам нужно мне сказать, так говорите лучше прямо, чем бумагу-то марать.
Круглова. Только и всего?
Агния. Только и всего. А то что же еще?
Круглова. Много очень воли ты забрала.
Агния. Заприте.
Круглова. Болтай еще.
Входит Маланья.
Явление второе
Круглова, Агния, Маланья.
Маланья (говорит медленно). Шла я тут-то по вулице…
Круглова. Так что ж?
Маланья. Так он… Как его?
Круглова. Кто, он-то?
Маланья. Как, бишь, его?.. В суседях-то…
Круглова. Что же?
Маланья. Да нешто их тут всех… Много их. Такой черноватый…
Круглова. Седой, что ли?
Маланья. Да, седой. Что я!.. А я черноватый…
Круглова. Ахов, что ли?
Маланья. Надо, что он… Ахов его… что ли. Большой такой…
Круглова. Среднего росту?
Маланья. Да, пожалуй, что и так.
Круглова. Ну, что же он? Проснись ты, сделай милость!
Маланья. Что проснись!.. Не походя я сплю, а когда время… так что кому! Кланяйся, говорит.
Круглова. Немного ж ты сказала.
Маланья. Что ж мне еще говорить? (Уходит и сейчас же возвращается.) Да, забыла… Зайду, говорит.
Круглова. Когда?
Маланья. Кто ж его… Мне почем знать? (Уходит и возвращается.) Да! Из головы вон… Нынче, говорит, зайду. Ахов он, что ли, прозывается? Черноватый такой…
Круглова. Седой весь?
Маланья. Да и то седой. Эка память! Господи! (Уходит.)
Явление третье
Круглова и Агния.
Круглова. Нашу слугу Личарду только послом посылать. Растолкует дело, как по-писаному. Как начнет толковать, так точно у ней в голове-то жернова поворачиваются.
Агния. Этот ваш Ахов дядя Ипполиту?
Круглова. Да, дядя.
Агния. Вот придет, помешает нам гулять идти. Зачем это он?
Круглова. Кто ж его знает! Вот что значит богатый-то человек! Распостылый он мне, распостылый, а все-таки гость. Никакого мне от него барыша нет, и не ожидаю; а как ты ему скажешь, миллионщику: поди вон! Вот какое дело! И какая это подлость в людях, что завели такой обычай — деньгам кланяться! Вот поди ж ты.
Отыми у него деньги, вся цена ему грош; а везде ему почет, и не то что из корысти, а как будто он в самом деле путный. Отчего это не скажут таким людям, что не надо, мол, нам тебя и со всеми твоими деньгами, потому как ты скот бесчувственный. Да вот не скажут в глаза. Женщины на это скорей; кабы только нам разуму побольше.
И что это он к нам повадился?
Агния. Должно быть, влюблен.
Круглова. В кого?
Агния. Да я так думаю, в вас.
Круглова. Не в тебя ли?
Агния. Ну, какая я ему пара! А вы, маменька, в самый раз. Что ж, богатой купчихой будете. Чего еще приятнее?
Круглова. Да и кажется… Господи-то меня сохрани! Видела я, дочка, видела эту приятность-то. И теперь еще, как вспомню, так по ночам вздрагиваю. А как приснится, бывало, по началу-то, твой покойный отец, так меня сколько раз в истерику ударяло.
Веришь ты, как я зла на них, на этих самодуров проклятых! И отец-то у меня был такой, и муж-то у меня был еще хуже, и приятели-то его все такие же; всю жизнь-то они из меня вымотали. Да, кажется, приведись только мне, так я б одному за всех выместила.
Агния. Уж будто бы?
Круглова. Уж потешила бы свою душеньку; да не приходится. А и то сказать: что хвастать-то! Душа-то у нас коротка, перед деньгами-то, пожалуй, и растаешь. Проклятые ведь они.
Агния. Особенно коли их нет.
Круглова. Ну, я спать пошла.
Агния. С богом.
Круглова уходит.
Явление четвертое
Агния, потом Ипполит.
Агния (взглянув в окно). Опять мимо ходит. Что это у них за манера. (Открывает окно и кланяется.) Что, вы потеряли что-нибудь?
Ипполит за окном: «Окромя сердца ничего-с».
Что же вы ходите взад и вперед? Отчего вы прямо не войдете?
- Ипполит за окном: «Не смею-с».
- Кого же вы боитесь?
- Ипполит за окном: «Маменьки вашей».
Чего же ее бояться? Она спит.
Ипполит за окном: «В таком случае, сейчас-с».
Агния. Такой видный, красивый молодой человек, а какой робкий.
Ипполит входит. Он одет чисто и современно: с маленькой бородкой, довольно красив.
Еще здравствуйте!
Ипполит. Наше почтение-с.
Агния. А мы вас ждали; хотим вместе гулять идти. Вы пойдете?
Ипполит. Даже с великим моим удовольствием-с. (Оглядывается по сторонам.)
Источник: https://izdaiknigu.ru/bookread-21271
Островский: Не все коту масленница
- Действующие лица
- Дарья Федосёевна Круглова, вдова купца, 40 лет.
- Агния, ее дочь, 20 лет.
- Ермил Зотпыч Ахов, богатый купец, лет 60.
- Ипполит, его приказчик, лет 27.
- Маланья, кухарка Кругловой.
- Феона, ключница и дальняя родственница Ахова.
Сцепа первая: Агния рассказывает матери, как познакомилась с Ипполитом (он встречает ее в городе, провожает до дома, затем начинает по десяти раз на дню проходить мимо окон Кругловых, так что Агния просто вынуждена пригласить его в дом). Агния вообще пользуется у матери почти неограниченной свободой, та не принимает решения за дочь.
Маланья сообщает, что видела Ахова, который просил передать, что навестит Кругловых. Круглова не знает, почему Ахов стал часто навещать их, думает, что ему нравится Агния, но дочь уверяет, что купец положил глаз на саму Круглову.
Та сетует на то, что богатого человека приходится принимать даже тогда, когда тебе совсем не хочется, потому что «не скажешь миллионщику: поди вон!» Под окном ходит Ипполит, все не решается зайти. Агния приглашает его в дом. Ипполит робок, боится, что Круглова выгонит его. Агния ободряет его.
Ипполит крайне запутанно пытается сказать ей о своих чувствах, берет вышитую Агнией закладку для книги (которую она не хочет отдать, хотя сама признается, что вышивала для него). Когда Агния пытается отнять закладку, Ипполит, изловчившись, целует девушку. Агния возмущается.
Ипполит принимается говорить о своих перспективах (что со временем он тоже выбьется в люди, избавится от своей зависимости от Ахова). Входит Круглова, возмущается не тем, что дочь целуется с молодым человеком, а тем, что делает это втайне от матери. Ипполит всю сцену объяснения стоит тихонько в стороне.
Приезжает Ахов. Он выставляет вон Ипполита, упрекает Круглову за то, что она не сделала этого сама (потому что приказчику неприлично присутствовать в том же обществе, что и хозяину). Агния кричит вслед Ипполиту, что ему стыдно трусить.
Ахов кичится своим богатством, в каждой его фразе сквозит высокомерие и стремление поставить окружающих «на подобающее место», т. е. неизмеримо ниже, чем Ахов. После того как гость уходит, мать и дочь обсуждают Ахова и Ипполита. Кругловой жаль молодого приказчика, а Агния уважает силу, а слабость в мужчине презирает.
Они сравнивают обоих мужчин. С точки зрения Агнии решительность и деньги Ахова с лихвой перевешивают доброту и молодость Ипполита.
Сцена вторая: К Кругловым заходит Феона, которая рассказывает, как все в доме Ахова мучаются от его самодурства. Ахов выжимает из работников все соки, платит мало, ругает.
Сын уехал из дома к теще, потому что Ахов постоянно попрекал его наследством. Второй сын, Гриша, пьет, дебоширит, постоянно кается перед отцом, потихоньку сходит с ума.
Сам Ахов мало понимает в делах, а потому всем реально управляет Ипполит.
Круглова говорит, что хотела бы выдать Агнию за Ипполита. Сама она была замужем «за хозяином», но муж точно так же мучил ее всю жизнь, промотал деньги и оставил ее с дочерью в бедности. Круглова сообщает Агнии, что она понравилась Ахову.
Та отвечает, что ей все равно, она может и за Ахова выйти замуж, ее не пугает ни его возраст, ни его жестокость. Появляется Ипполит. Круглова заявляет ему, что ему необходимо вырваться из зависимости от Ахова и стать самостоятельным.
Агния также повторяет, что уважает только сильных, что не станет жалеть Ипполита (как он того хочет), а выйдет за него, только если он докажет ей, что реально чтото из себя представляет (т.е. достанет денег). Приезжает Ахов, и Ипполит объявляет, что собирается «начинать войну с хозяином».
Наедине с Агнией Ахов фактически делает ей предложение, сулит наряды, «тысячные» подарки; советует жить в боязни матери и мужа. Агния на все отвечает шутя, уверяет, что молодые прежде стариков умирают, а девушки, вышедшие за стариков, не знают ни горя, ни заботы, а только наряжаются.
Ахов хвалит Агнию за ум и прозорливость, говорит Кругловой, что ей привалило счастье (сватовство Ахова к ее дочери). Круглова интересуется у Агнии, не рассказывал ли ей Ахов, сколько плакала его покойная жена. Ипполит с ножом отправляется в дом к Ахову.
Сцена третья: Ипполит сообщает Феоне, что если Ахов не отдаст ему причитающиеся ему деньги (тысяч пятнадцать), то он зарежется. Феона решает, что и Ипполит, подобно Грише, сходит с ума.
Ахов просит Феону отнести Агнии дорогой подарок и настойчиво повторяет, чтобы та подчеркнула дороговизну подношения и щедрость дарителя, Ипполит предстает перед Аховым. Он выпил коньяку и держится смело. Он напоминает хозяину, что тот сулил повысить ему жалованье.
Ахов ведет себя так, как будто впервые об этом слышит. Ипполит достает нож, заявляет, что покончит с собой прямо в доме Ахова, и тот будет иметь массу проблем. Ахов долго торгуется, но, в конце концов, отдает пятнадцать тысяч.
Он просит, чтобы Ипполит хотя бы поклонился ему, но тот отказывается, поскольку получает не милостыню, а заработанные деньги. Ахов говорит, что ему ''эта непокорность тяжелее, чем эти самые пятнадцать тысяч».
Сцена четвертая: Круглова и Агния в замешательстве. Они должны принять решение, выходить ли Агнии замуж за Ахова, отвалившего дорогой подарок. Агния, ссылаясь на свою неопытность, перекладывает ответственность на мать. Приезжают Ахов и Ипполит. Ради смеха Ахов предлагает посадить Ипполита и Агнию рядом, как жениха и невесту.
Круглова соглашается выдать дочь за Ахова, только если тот даст ей подписку умереть через неделю после свадьбы. Ахов призывает «нищих» одуматься. Ипполит отдает Кругловой деньги «на сохранение». Та объявляет, что охотно отдаст дочь замуж за Ипполита. Ахов говорит, что даже сердиться не может на них, потому что с них «и взять-то нечего» и они настоящего порядка не знают.
Чтобы сгладить обиду, ему нанесенную, Ахов предлагает Кругловой обеспечить Агнии богатое приданое и сыграть шумную свадьбу, если молодые в свадебном наряде выметут метлами его двор на гладах у гостей. Круглова отказывается отдать дочь на позорище, даже если Ахов ее озолотит.
Ахов возмущается тем, что в мире совсем не стало никакого порядка и бедные гордятся, вместо того чтобы валяться у него в ногах. Круглова отвечает пословицей: «Не все коту масленица, бывает и великий пост».
Источник: https://mirznanii.com/a/123740/ostrovskiy-ne-vse-kotu-maslennitsa
Краткое содержание комедии Не все коту масленица в сокращении (Островский А. Н.)
- Действующие лица:
- Дарья Федосеевна, сорокалетняя вдова купца Круглова;
- Агния, ее двадцатилетняя дочь;
- Ахов Ермил Зотыч, богатый купец лет шестидесяти;
- Ипполит, приказчик Ахова, 27 лет;
- Маланья, кухарка Дарьи Федосеевны;
- Феона, дальняя родственница Ермила Зотыча.
- Сцена первая
Агния, беседуя с матерью, рассказывает о своем знакомстве с Ипполитом. Он постоянно встречает ее в городе, провожает домой, потом ходит под окнами Кругловых и Агния вынуждена пригласить его в дом. Мать не ограничивает свободу дочери, и Агния самостоятельно
принимает все решения. Входит Маланья и сообщает, что Кругловых планирует навестить купец Ахов, так он сам просил передать.
Круглова думает, что купцу понравилась Агния, и поэтому он зачастил в их дом, но Агния уверена, что Ахов положил глаз на ее матушку.
Круглова сетует на то, что богатого человека нельзя просто отослать вон, приходится принимать его в доме, хотя и не очень хочется. В это время под окнами Кругловых бродит Ипполит, не решаясь зайти. Агния приглашает его в дом.
Ипполит боится, что Круглова прогонит его. Агния успокаивает гостя. Ипполит пытается сказать ей о своих чувствах. Он берет в руки
закладку для книги, вышитую Агнией, она пытается забрать ее, хотя признается, что вышивала закладку для Ипполита. Ловко воспользовавшись моментом, Ипполит целует девушку. Она возмущается.
Ипполит начинает говорить о своих планах на будущее: он хочет выбиться в люди и скоро перестанет зависеть от Ахова. Появившуюся Круглову возмущает не то, что дочь целуется с кавалером, а то, что она это делает втайне от нее. Ипполит присутствует при их разговоре, стоя тихонько в стороне.
Входит Ахов. Он выгоняет Ипполита и говорит Кругловой, что она должна была это сделать сразу же, ведь приказчику негоже бывать в том же обществе, что и его хозяин. Ахов ведет себя очень высокомерно и хвастает своим богатством. После его ухода мать и дочь обсуждают и хозяина, и его приказчика.
Круглова жалеет Ипполита, а Агния презирает его трусость, ей более симпатичны решительность и деньги Ахова.
Сцена вторая
К Кругловым в гости заходит Феона. Она рассказывает о самодурстве Ахова, который замучил всех домашних своими выходками. Работникам он платит мало, постоянно ругает их, а сам в делах понимает плохо, и всем управляет на самом деле Ипполит. Старшего сына Ахов вынудил переехать к теще, потому что вечно попрекал его наследством.
А младший сын Гриша постоянно пьет, дебоширит и, кажется, потихоньку сходит с ума. Круглова признается, что хотела бы выдать Агнию замуж за Ипполита, поскольку знает, каково иметь такого мужа, как Ахов. Покойный купец Круглов был точно таким же. Всю жизнь он мучил жену, промотал все деньги, а потом оставил их с дочкой в бедности.
Сообщение матери о том, что Агния приглянулась купцу Ахову, она воспринимает спокойно и ничего не имеет против такого замужества. Ее не пугают его жестокость и разница в возрасте между ними. Появляется Ипполит. Круглова советует ему стать самостоятельным и вырваться из зависимости от хозяина.
Агния заявляет Ипполиту, что выйдет за него замуж только в том случае, если он докажет, что действительно чего-то стоит, т. е. раздобудет денег. Она говорит, что уважает лишь сильных и жалеть его не собирается.
К Кругловым приезжает Ахов. Ипполит объявляет ему “войну” и уходит. Ахов беседует наедине с Агнией и делает ей предложение, обещая кучу нарядов и дорогих подарков.
Агния отвечает ему полушутя, что понимает все преимущества такого брака, что девушки, выйдя замуж за стариков, живут беззаботной жизнью и лишь наряжаются. Ахову нравится ее прозорливый ум.
Он сообщает Кругловой о сватовстве к ее дочери, считая, что ей привалило огромное счастье. Ипполит, с ножом в руках, направляется к дому Ахова.
Сцена третья
Ипполит говорит Феоне, что зарежется прямо в этом доме, если Ахов не отдаст ему пятнадцать тысяч, которые он честно заработал. Феона думает, что он сходит с ума. Ахов посылает Феону к Агнии, чтобы она отнесла ей дорогой подарок и обязательно указала на его дороговизну, а также подчеркнула щедрость дарителя.
Выпив для смелости коньяку, Ипполит предстает перед хозяином, требуя свои деньги. Ахов не хочет иметь неприятности, если приказчик вдруг действительно покончит с собой в его доме. Деньги Ахов отдает, но просит хотя бы поклониться ему за это. Ипполит отказывается, ведь это заработанные им деньги, а не милостыня.
Его непокорность злит Ахова больше всего.
Сцена четвертая
Кругловы не могут принять решение: стоит ли Агнии выходить замуж за Ахова, который отвалил ей дорогой подарок. Агния, по-неопытности, растерялась и перекладывает ответственность за свою судьбу на мать. Приезжают Ипполит и Ахов. Купец предлагает посадить Ипполита рядом с Агнией, как жениха с невестой, смеха ради.
А Круглова предлагает ему дать расписку, что он умрет через неделю после свадьбы, тогда она согласится выдать за него свою дочь. Ахов призывает “нищих” к благоразумию. После того, как Ипполит отдал деньги Кругловой “на сохранение”, она всем объявляет, что согласна выдать дочь за него. Ахов даже сердиться на них не может, ведь с них “и взять-то нечего”.
Чтобы показать свое великодушие и снисходительность, он предлагает устроить свадьбу и обеспечить Агнии приданое, если жених с невестой в свадебных нарядах подметут ему двор. Круглова не согласна на такой позор, даже за большие деньги. Ахову не понятно, чем гордятся эти нищие, ведь они должны у него в ногах валяться.
Круглова ему отвечает: “Не все коту масленица, бывает и великий пост”.
Пересказ для Вас подготовила Nadezhda84
(1
Источник: https://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-komedii-ne-vse-kotu-maslenica-v-sokrashhenii-ostrovskij-a-n/