Творчество Гофмана побуждает к размышлениям. Можно обойтись простыми словами, описав представленную им историю, как рассказ с уклоном в мистику, а можно изыскать нечто большее, что хочется делать постоянно, когда твоё внимание захватывает тот или иной сюжет за авторством Эрнста Теодора Амадея. Если размышлять над «Песочным человеком», то видишь детские страхи, сопровождаемые обоснованием их правдивости, приводящие главного героя впоследствии к ужасным подтверждениям дотоле опровергаемых предположений. Гофман любил писать о воплощении в жизнь фольклорных сказаний. Была в том насущная необходимость.
Читатель должен представить себе начало XIX века. В моду входят механизмы, приводимые в движение заводом, прозванные автоматонами. После наблюдения за ними все зрители приходили в восторг.
А ведь существовали и механизмы в виде людей, которыми изобретатели удивляли публику особо. Создания Вокансона интриговали людей, мрачные литературные персонажи из мяса и костей уже выходят из-под пера писателей, читателю же предстояло внимать фантазиям Гофмана.
Но Эрнст Теодор Амадей пугал на свой лад, воплощая на бумаге историю очередного сошедшего с ума человека.
Начинает Гофман с детских лет главного героя, что сызмальства боялся скрипа лестницы по ночам, воображая себе Песочного человека. Напрасно мать пыталась его убедить, будто Песочный человек специально приходит, дабы даровать детям сон.
А если это не так? Песочным человеком может оказаться противный знакомый, постоянно третирующий главного героя. Страхи всегда осуществляются наяву, если в них очень сильно верить.
Даже при отсутствии предпосылок страх будет материализован и нанесёт вред человеку.
Впечатлительность главного героя подтачивала его душевное здоровье. Мир фантазий начал преобладать над реальностью. В человекоподобном механизме он видел живого человека и не понимал, отчего всё складывается настолько удручающим для него образом.
Причин для безумства может быть великое множество, нынешний безумец излишне настрадался от способности воображать. Гофман мог позволить ему начать писать нечто посущественнее, нежели обыкновенные письма.
Талант к сочинительству у главного героя имелся, только он его не развивал.
Гофману не хватило места, чтобы раскрыть перед читателем сюжет. Эпистолярные отрывки послужили краткой вводной частью, тогда как основа «Песочного человека» свелась к отражению ряда задумок, поданных при слабом исполнении.
Объясняется ли это удручающим положение автора? Вполне возможно. Хандрить Гофману было от чего, как и пребывать в депрессии. Порой лучше ослепнуть, нежели видеть происходящее вокруг, или полюбить безжизненную куклу, но не куклу живую.
Сводить счёты с жизнью при этом необязательно.
Вялое повествование не поразит воображение читателя, даже не напугает. Гофман и ранее создавал аналогичные истории, так отчего «Песочному человеку» быть чем-то особенным? Рассказ начинается из ничего и заканчивается ничем.
Был безумец, живший грёзами, потом не стало безумца, стоило ему осознать лживость грёз.
Как Песочный человек мерещился ему по ночам, так на всю жизнь и остался он жить с ночными фантазиями, утратив способность отличать сон от яви.
Не стоит рушить сказочный сюжет, подумает читатель.
Зачем видеть в повествовании то, чего там нет? Главный герой на самом деле страдает от проказ Песочного человека, его страхи оправданы, а дальнейший кошмар — сказочный сюжет, служащий потехи ради и для острастки детской непоседливости.
Пусть будет так. Все действующие лица являются разумными персонажами и воплощают собой злые и добрые начала. Волшебным песком залеплены глаза такого читателя, иначе сию слепоту объяснить не получится.
Бояться надо в меру и нужно провести границу между фантастическим вымыслом чьих-то злых намерений с настоящим положением дел. Не надо искать тайное там, где его нет. Тогда душевное здоровье будет в порядке и разум не расплавится от увиденного через подзорную трубу, показывающую картинку в ограниченном виде, к тому же с искажениями.
Дополнительные метки: гофман песочный человек критика, гофман песочный человек анализ, гофман песочный человек отзывы, гофман песочный человек рецензия, гофман песочный человек книга, гофман песочный человек содержание, E. T. A. Hoffmann, Der Sandmann, The Sandman
Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | ЛитРес | Ozon
Это тоже может вас заинтересовать:
— Золотой горшок
— Эликсиры сатаны
— Щелкунчик и мышиный король
— Майорат
— Крошка Цахес, по прозванию Циннобер
— Королевская невеста
— Повелитель блох
Источник: https://trounin.ru/hoffmann1816/
Гофман "Песочный человек", какое краткое содержание, кто главные герои?
Главные герои сказки Гофмана «Песочный человек»:
- Натанаэль — студент, наделенный богатым воображением и неустойчивой психикой, подорванной детскими страхами;
- Адвокат Коппелиус, продавец Джузеппе Коппола, Песочный человек — личности, воспринимаемые Натанаэлем как одно существо, принимающее разные обличия;
- Клара — любимая девушка Натанаэля, веселая, здравомыслящая и надежная;
- Лотар — брат Клары, верный друг Натанаэля;
- Олимпия — искусно выполненная механическая кукла, покорившая Натаниэля красотой и покладистостью;
- Профессор Спаланцани — один из создателей Олимпии, выполнявший роль ее отца.
Произведение начинается с писем Натанаэля своему другу и родственнику Лотару и ответа Клары, случайно прочитавшей одно из посланий.
Натанаэль учился в другом городе и в первом письме рассказывает о событии, нарушившим его душевное равновесие и связанном с далекими детскими годами, когда няня рассказала о жутком Песочном человеке, приходящем за непослушными детьми, не ложащимися вовремя спать.
Иногда за дверью действительно раздавались тяжелые шаги, но принадлежали они старому мерзкому адвокату Коппелиусу, не любившему детей и приходящему к их отцу для проведения химических опытов. Во время неудачного эксперимента отец Натаниэля погиб, адвокат исчез из города, а мальчик окончательно уверился, что Коппелиус и есть Песочный человек.
И вот спустя несколько лет к Натанаэлю пришел продавец барометров, в котором молодой человек узнал ненавистного Коппелиуса, хотя он и назвался механиком Джузеппе Коппола.
Рассудительная Клара в ответ пыталась успокоить любимого, убеждая его выкинуть из сердца мерзкие образы, тогда и они потеряют способность воздействовать его душу.
В следующем обращении к Лотару Натаниель досадует на Клару, не проникнувшуюся его смятением, и рассказывает о профессоре физики Спаланцани, чьи лекции он начал посещать, и его дочери Олимпии, таинственной красавице с невыразительными глазами.
Когда вскоре Натанаэль приехал на каникулы, в нем чувствовалась большая перемена. Он утверждал, что человеческие желания и планы ничего не значат — все управляется извне высшим началом. Клара настаивала на том, что враждебные силы властны над человеком только тогда, когда человек в них верит; между ними обозначилась трещина.
Натанаель вернулся на учебу, но оказалось, что его прежнее жилье сгорело и друзья сняли ему комнату рядом с домом Спаланцани, из окна которой была видна комната Олимпии. Вскоре к молодому человеку снова постучал Коппола и предложил свои изделия; Натанаель, чтобы загладить отношения, купил у него подзорную трубку.
Он пристрастился любоваться в эту трубку загадочной Олимпией. Вскоре Спаланцани устроил званый бал, на котором блистала его дочь, а Натанаэль не отходил от нее весь вечер, с восхищением признаваясь ей в любви, на что Олимпия отвечала только:»Ах-ах!»
Ходили слухи, что Олимпия чересчур скованна, бездушна и неумна, но Натанаэль бывал у ней каждый день и считал ее прилежное внимание к его умозаключениям пониманием и родством душ.
Молодой человек решил обручиться с Олимпией, но явившись к Спаланцани попал на драку профессора с Коппелиусом за безжизненную куклу, в которой узнал Олимпию. Натанаэль бросился на профессора и едва не задушил его, но подбежали люди, связали его и отправили в дом сумасшедших.
Натанаэль пришел в себя в родных стенах, где друзья, мать и верная Клара излечили его от тяжкой хвори. Натаниель принял решение сыграть свадьбу с Кларой. Гуляя по городу и делая покупки, они надумали подняться на высокую башню, чтобы полюбоваться окрестностями.
Натаниель достал свою подзорную трубку, и тут безумство с прежней силой вновь охватило его. Он подхватил Клару и попытался сбросить ее вниз, но подбежавший Лотар спас сестру, а беснующийся Натаниель сам бросился вниз.
В сбежавшейся на крики толпе мелькнуло довольное лицо адвоката Коппелиуса.
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3025160-gofman-pesochnyj-chelovek-kakoe-kratkoe-soderzhanie-kto-glavnye-geroi.html
Песочный человек — Эрнст Теодор Амадей Гофман
В начале сказки некий молодой человек Натаниэль пишет письмо своему другу Лотару, в котором делится своими детскими переживаниями. Его няня, чтобы мальчик не баловался, часто пугала его россказнями о Песочном человеке, который придет к ребенку и заберет с собой.
Кроме этих страшных воспоминаний, он рассказывал об опытах отца с его другом физиком Коппелиусом. Он помнил, что этот ученый в детстве наводил на него ужас, они с отцом тайно проводили какие-то опыты с глазами. И после особо пугающего опыта отец мальчика скончался. Теперь Натаниэль обвинял Коппелиуса в смерти отца и мечтал отомстить.
Клара — девушка, которая любила Натаниэля и сестра его друга Лотара, случайно прочла письмо, адресованное брату, и написала юноше, что детские страхи часто беспочвенно, хотя и имеют большое влияние на формирование страхов.
Натаниэль вновь пишет своему другу Лотару письмо, в котором много рассказывает о своем учителе физики Спаланцами и его изумительной дочери Олимпии, которая восхищала всех окружающих красотой и грацией. А сам учитель невольно внушал ужас и преклонение.
Скоро молодой студент приехал в гости к Лотару и Кларе, которая считалась его невестой. Погостив какое-то время у друзей, он вновь возвращается к месту учебы, но видит, что его квартира полностью сгорела.
Ему пришлось срочно искать новое жилье, но когда он поселился в ней, то с изумлением и тайным страхом видит, что живет напротив учителя Спаланцами и его дочери.
Студент покупает зрительную трубу и начинает наблюдать за столь интересующими его людьми.
Однажды учитель приглашает его к себе в гости, там он общается с Олимпией и влюбляется в нее до безумия. Он забывает о своей невесте и о предостережениях друга Лотара.
Один из его приятелей пытается удержать Натаниэля от пагубного шага и говорит, что Олимпия – чрезвычайно странная девушка, у нее глаза, словно у неживого человека и порой она двигается словно механизм.
Но обезумевший от любви юноша ничего не хочет слушать, он разрывает помолвку и делает предложение дочери учителя.
Натаниэль посещает свою возлюбленную каждый день в один и тот же час, за их свиданиями зорко следит отец невесты. Но однажды юноша приходит в отсутствие Спаланцами и находит Олимпию в странном состоянии. Он понимает, что перед ним не человек, а просто искусно сделанная заводная кукла. Юноша сходит с ума и оказывается в доме для умалишенных.
Спустя какое-то время Натаниэль излечивается и возвращается к обычной жизни, он вновь налаживает отношения с Лотаром и делает предложение Кларе. Молодые люди планируют счастливую жизнь рядом с друзьями и родственниками.
Позднее юношей вновь овладевают странные безумные идеи, его преследует Песочный человечек, который видится ему повсюду. Он не выдерживает такого нервного напряжения и кончает жизнь самоубийством.
Перед своей кончиной он пытался убить свою невесту, сбросив ее с балкона, а в толпе видели Коппелиуса, который после смерти юноши исчез.
А Клара спустя некоторое время удачно вышла замуж и родила двоих детей, ее жизнь была безоблачной и счастливой.
Обязательно прочитайте сказку целиком. Она очень интересная! -Песочный Человек. Эрнст Теодор Амадей Гофман
Источник: https://moreskazok.ru/skazki-kratko/4875-pesochnyj-chelovek-pereskaz.html
Анализ новеллы «Песочный человек» (Гофман) | Литерагуру
Романтизм – эпоха невероятного расширения человеческого сознания. Именно тогда человек верит, что может противостоять судьбе, управлять своими страстями, внимать голосу Провидения.
Европейский романтизм берет своё начало в Германии, где переживает три периода: Йенский, Гейдельбергский и Берлинский. К последнему и более позднему из них относится творчество одного из самых ярких немецких писателей девятнадцатого столетия Э.-Т.-А. Гофмана.
Более всего этот автор известен своими сказочными новеллами, одна из которых «Щелкунчик и Мышиный король» стала основой для либретто известного балета П.И. Чайковского. В произведениях Гофмана соединились оптимизм и пессимизм позднего романтизма, одухотворенность и механизация мира.
Быть или казаться? Внимать реальности или поддаться иллюзиям? Погрязнуть в рутине или стремиться душой в высший мир? Такие вопросы ставит творец перед своими героями.
История создания
«Песочный человек» входит в один из двух томов сборника новелл, вышедшего в 1817 году, он называется «Ночные этюды». Почему именно ночные? Во-первых, возможно, потому, что в этих произведениях раскрывается мистическая, темная и тайная сторона человеческой души.
Во-вторых, если обратиться к рукописям, то на страницах первой редакции «Песочного человека» можно увидеть помету «16 ноября 1815 года, час ночи». То есть это в прямом смысле ночное творение. Спустя неделю Гофман создает второй вариант новеллы и отправляет его в Берлин, издателю Георге Реймеру.
В последней редакции имеются существенные изменения. Так, в окончательном варианте отсутствует эпизод, где Коппелиус дотрагивается до сестры Натанаэля, вследствие чего та теряет зрение и расстается с жизнью. Последний эпизод ранней редакции в корне отличается от окончательного варианта.
Действие происходит так же на башне ратуши, но Коппелиус потребовал, чтобы Натанаэль толкнул Клару вниз, а затем последовал за ней.
О чем новелла?
Из предисловия в виде переписки Натанаэля с его возлюбленной Кларой и её братом мы узнаём, как возник Песочный человек.
Одной из характерных черт сказок Гофмана является то, что любому, казалось бы, фантастическому явлению находится рациональное объяснение.
Может быть, Песочный человек – это злобный алхимик Коппелиус, заставивший страдать главного героя и его семью, а может – это просто ощущение «песка в глазах», возникающее при переутомлении глаз перед сном.
Натанаэль покинул родной город ради занятий науками в Г. Здесь он встречает продавца барометров Копполу, в котором узнает того самого Коппелиуса – Песочного человека.
После нескольких встреч с продавцом герой покупает у него маленькую подзорную трубку, через которую наблюдает за Олимпией, дочерью профессора физики Спаланцани. Студент знакомится с нею и её, как он полагает, отцом, проводит у них вечера.
После долгих мучений и сомнений, увлечённый правильностью и безупречностью девушки, молодой человек влюбляется в неё и решает жениться на ней.
Полный восторженных чувств, придя в дом к её отцу с предложением руки и сердца, молодой человек видит ссору Спаланцани и Копполы, в результате которой механическую куклу Олимпию лишили глаз. Натанаэль не был готов к такому потрясению. После этого происшествия он очнулся в своем доме в окружении друзей и Клары.
Здоровье бедного юноши восстанавливается, кажется, финал может быть счастливым. Однако же во время прогулки Натанаэль и Клара поднимаются на башню ратуши, где юноша вспоминает о карманной подзорной трубе. Взглянув в неё, он снова видит мертвые вращающиеся глаза Олимпии, старого Коппелиуса.
Не выдержав этого испытания, он бросается вниз.
Главные герои и их характеристика
- Главный герой произведения – Натанаэль, студент из небогатой семьи. Уже из его первых писем следует, что этот юноша с детства был весьма впечатлительным и восприимчивым. Он не согласен принимать мир простым и обыденным, каким он кажется многим. Гофман не без иронии изображает романтическую воодушевленность молодого человека.
Воображая себе то, чего нет на самом деле, персонаж не смог отличить истинные чувства живого человека от однообразных действий механической куклы. Грёзы завладели им настолько, что даже, казалось бы, взглянув в глаза реальности, он не смог смириться с нею.
- Возлюбленная Натанаэля Клара, добрая и рассудительная девушка.
Ей чужды поэтические воззрения её друга, однако же он несправедливо обвинял девушку в непонимании и бесчувственности: только она была способна осознать, какую опасность представляет столь далеко зашедшая фантазия. Героине противопоставлен образ Олимпии – представительницы мира автоматов. Ей, если можно так сказать, всё человеческое было чуждо.
Безупречная в каждом движении, в каждой ноте, неспособная возразить или сделать неловкий жест, она покорила сердце юноши. Но раскрывшаяся правда свела его с ума.
- Самым спорным персонажем является Коппелиус. Если смотреть на действие новеллы глазами Натанаэля, то этот герой предстаёт перед нами в трёх ипостасях: адвокат Коппелиус, продавец Коппола и, конечно же, сам Песочный человек.
Рассудив, подобно Кларе, мы сделаем вывод, что Коппола и Коппелиус — лишь совпадающие имена разных личностей, а Песочный человек остался в детских сказках.
В чем смысл?
Идея создания фантастической новеллы о заводной кукле и влюбившемся в неё юноше возникла у Гофмана не случайно. В 18-19 вв. в Европе были весьма популярны показы различных механизмов, например, автоматов Вокансона, имитировавших деятельность человека. Пораженный правдоподобностью таких изобретений, автор создаёт своего «Песочного человека.
Мотив автомата в сказке появляется еще до знакомства Натанаэля с Олимпией. «Ты бездушный, проклятый автомат!» — такой гневный упрек позволяет себе юноша в адрес Клары, когда та отказывается одобрить его стихи. Куклу же герой воспринимает как единственное существо, способное его понять. Так взаимопроникают два противопоставленных мира.
Другим сквозным мотивом «Песочного человека» являются глаза. Именно «светлые глаза» Клерхен вспоминает Натанаэль в своём письме к Лотару, на глаза же покушается Песочный человек, на них хотел посягнуть и Коппелиус, когда застал героя в отцовском кабинете.
То, что в первую очередь отражает душу человека, привлекло внимание юноши в кукле Олимпии. Ему казалось, что её глаза «испускают влажное лунное сияние». Увидев их мертвыми, брошенными на пол, персонаж не смог примириться с тем, что его любовь — заводная кукла.
Романтизм в новелле
Вполне возможно представить себе существование сказок Гофмана вне контекста романтизма, но нельзя исключить влияние идей этой эпохи.
Философские рассуждения Канта и Гегеля о познаваемости быта и бытия развили у романтиков тенденцию полагать, что существует не один мир.
Так родилась идея двоемирия, которую Гофман в «Песочном человеке» воплощает по-своему.
Здесь сталкиваются не фантазийный небесный и бренный земной миры, как это можно встретить у ранних романтиков, а мир безупречных автоматов и людей, живых, чувствующих и способных ошибаться.
Другой неотъемлемой составляющей романтизма является образ поэта. Опять же, в рассматриваемой новелле это не герой, наделённый особой способностью слышать голос свыше, не проводник между людьми и небом, как это было у ранних романтиков, например, у Новалиса. Образ Натанаэля создан Гофманом с немалой долей иронии, а любой фантазии непонятого поэта можно найти рациональное объяснение.
Возможно, таким образом, автор дает нам понять, что счастье не в заоблачных мечтах, а в разуме.
Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-novelly-pesochnyj-chelovek-gofman/
Сказка Песочный человек. Амадей Гофман
Сказка Песочный человек – мистическая новелла Амадея Гофмана. Она не предназначена для детского чтения. Родителям полезно прочитать новеллу, чтобы уяснить: никогда не стоит пугать детей никакими монстрами, бабайками и прочими чудовищами, рассказывать им страшные сказки перед сном. Из страшных сказочных образов вырастают детские страхи, которые могут разрушить психику ребенка.
Сказка Песочный человек читать
Краткое содержание сказки
Натанаэль в детстве боялся Песочного человека, которым взрослые пугали маленьких детей, чтобы те быстрее засыпали. Мальчик связал образ Песочного человека с адвокатом Коппелиусом, страшным другом своего отца, который приходил по вечерам в их дом. Любопытный мальчик подсмотрел, как отец с другом проводят тайные занятия алхимией.
Увидев Натанаэля, Коппелиус пытался вырвать у него глаза. Поведение ночного гостя настолько напугало ребенка, что он проболел несколько недель. Спустя какое-то время Коппелиус опять вечером появился в их доме и закрылся с отцом в кабинете. Услышав взрыв, мальчик поспешил в кабинет и застал отца мертвым. Коппелиус исчез из города. Юноша Натанаэль встречает продавца барометров Копполу.
Он считает, что это мерзкий колдун Коппелиус, убийца его отца, и хочет с ним поквитаться. Друзья Натанаэля Лотар и Клара своими убедительными доводами пытаются вернуть юношу в реальный мир. Натанаэль успокаивается. Он даже посещает лекции знаменитого профессора Спаланцани и увлекается физикой. Но темные силы не отпускают сознание Натанаэля.
Увидев прекрасную дочь профессора, юноша потерял покой. Он совсем забыл о возлюбленной Кларе и стал ухаживать за профессорской дочкой, считая ее идеалом женской красоты. Выяснилось, что странная Олимпия – механическая кукла, творение профессора и Копполы. Натанаэль снова теряет рассудок. Преданная Клара вернула возлюбленного к жизни. Все следы помешательства исчезли.
Никто не напоминал Натанаэлю о его болезни. Случайно Натанаэль наткнулся на подзорную трубку, купленную когда-то у Копполы, навел ее на Клару и снова потерял рассудок. Безумец схватил девушку и пытался выбросить ее из окна башни. Лотар спас сестру. На вопли безумного сбежался народ. В толпе Натанаэль заметил и Коппелиуса. С пронзительным криком Натанаэль бросился вниз.
Увидев на мостовой обезображенное тело юноши, колдун скрылся в толпе. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Анализ сказки Песочный человек
Фантастическая новелла Гофмана – сложное для восприятия произведение. Она интригует читателя с первых строк. Содержание мистической сказки раскрывается через письма героев.
Письма Натанаэля другу наполнены страхами, которые с детства не оставляют юношу: Песочный человек, Коппелиус, Коппола в одном и том же лице. Клара и Лотар противопоставляются главному герою рассудительностью и рационализмом. Они пытаются помочь другу вырваться из мира безумия, но им это не удается.
Чему учит сказка Песочный человек? Она учит, что не следует идти на поводу у своих страхов, а во всем нужно полагаться на здравый рассудок.
Мораль сказки Песочный человек
Страхи у нас внутри. Нужно находить в себе силы бороться ними, искать способы их преодоления. Детские страхи очень опасны. Они могут превратиться в шлейф неудач во взрослой жизни человека. Так можно трактовать главную мысль сказки Песочный человек.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- У страха глаза велики.
- Кто перед страхом смигнет, тот пропадет.
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
Сказки Гофмана читать
Источник: https://ihappymama.ru/iq/skazki/pesochnyj-chelovek-amadej-gofman/
“Песочный человек” краткое содержание по главам новеллы Гофмана
Натанаэль извиняется перед Лотаром, матушкой и Кларой за то, что долго не писал. Он объясняет свое молчание душевным смятением, произошедшим вследствие посещения его продавцом барометров несколько дней назад – 30 октября. Натанаэль рассказывает Лотару об одном событии из времен его ранней юности.
Он вспоминает, как в детстве в девять вечера в их дом приходил Песочный человек. Матушка объяснила, что это просто выдумка, которой она уговаривает детей идти спать. Старая нянюшка младшей сестры Натанаэля рассказала
ему страшную сказку о Песочном человеке, после которой он долгое время дрожал от тоски и ужаса и полюбил все чудесное, что есть на свете.
В десять лет Натанаэль был переведен из детской в отдельную комнатку, неподалеку от отцовского кабинета. Желая выяснить, что из себя представляет Песочный человек, мальчик спрятался в шкафу. В девять вечера в кабинет вошел старый адвокат Коппелиус – отвратительный на внешность и поведение человек, не любящий детей и делающий все для того, что отравить их существование.
Натанаэль увидел, как гость и отец облачились в черные балахоны, открыли спрятанный за шкафом очаг и стали
производить странные опыты с диковинными склянками. Испугавшийся мальчик выпал на середину комнаты. Коппелиус чуть не вырвал ему глаза, долго крутил руки и ноги, после чего ребенок потерял сознание.
Несколько недель Натанаэль провел в сильной горячке. Коппелиус покинул город.
Через год старый адвокат вернулся. Отец пообещал матери, что Коппелиус приходит в последний раз. Ночью Натанаэль тщетно силился уснуть.
В полночь раздался страшный удар. Взрыв убил отца Натанаэля. Коппелиус вновь бежал из города.
Продавец барометров, увиденный Натанаэлем 30 октября, был никто иной как убийца отца, выдающий себя за пьемонтского механика Джузеппе Копполу. Молодой человек просит Лотара ни о чем не рассказывать родным и готовится к мести.
Клара – Натанаэлю
Клара пишет Натанаэлю, что он по ошибке адресовал предыдущее письмо ей. Девушка пробует объяснить ему, что в Коппелиусе никогда не было ничего таинственного, кроме его мерзкого вида. Страх перед адвокатом был естественен для детей. Смерть же отца Натанаэля произошла в результате несчастного случая, когда он занимался алхимией.
Темная сила, по мнению Клары и ее брата Лотара, способна вторгнуться в душу человека только по его собственной воли. Девушка призывает возлюбленного не думать больше о Песочном человеке, чтобы он не смог причинить ему вреда.
Натанаэль – Лотару
Натанаэль раздосадован тем, что Клара прочитала его письмо. Он извещает Лотара, что слушает лекции у профессора физики Спаланцани, который развеял его сомнения относительно общности между немцем Коппелиусом и пьемонтцем Копполой. Натанаэль видит во внешности Спаланцани сходство с графом Калиостро и рассказывает о странном впечатлении, которое произвела на него дочь лектора – Олимпия.
***
Автор обращается к читателю с вопросом о том, доводилось ли ему переживать нечто такое, о чем он тщетно пытался рассказать друзьям? Историю Натанаэля рассказчик преподносит как повествование, от которого невозможно было удержаться. Он долго думал, с чего начать свой рассказ, и решил… не начинать его вовсе.
Вместо классического начала автор предложил читателю три письма, переданных ему его другом Лотаром. Вместе с тем рассказчик надеется, что в дальнейшем ему удастся достойно закончить свое повествование.
Клара и Лотар – дети одного из дальних родственников – были приняты в семью Натанаэля после смерти своих родителей и отца последнего.
Между девушкой и молодым человеком со временем развилась склонность, закончившаяся помолвкой. В настоящий момент Натанаэль учится в Г.
Клара в описании автора представляет собой красивую, живую, веселую, рассудительную девушку, не подверженную таинственным поэтическим мечтаниям.
Приехавший домой Натанаэль все время находится в мрачном расположении духа. Он говорит о роке, о влиянии высших сил на вдохновение ученого или поэта, о разрушительном воздействии Коппелиуса на его отношения с Кларой. Натанаэль пробует читать возлюбленной мистические книги. Кларе гораздо интереснее следить за тем, чтобы не убежал кофе. Натанаэль сочиняет мрачные рассказы и стихи.
В одном из них он повествует о том, как Коппелиус в виде дьявольского начала препятствует его счастью с Кларой. В финальном эпизоде старый адвокат похищает глаза девушки, а самого Натанаэля заманивает в огненный адский круг. Клара просит молодого человека сжечь отвратительную сказку. Натанаэль называет ее бездушным автоматом. Девушка плачет.
Лотар успокаивает сестру, обвиняет Натанаэля в шутовстве и вызывает его на поединок на рапирах. Клара предотвращает дуэль. Молодые люди мирятся и клянутся друг другу в любви и верности.
Три дня Натанаэль проводит с родными, после чего возвращается в Г. Ему предстоит учиться еще год.
Натанаэль находит в Г. дом, где он снимал комнатку под крышей, полностью сгоревшим. Друзья, без ведома героя, размещают его напротив, квартиры профессора Спаланцани. Из своего окна Натанаэль видит комнату, в которой сидит неподвижная Олимпия.
Как-то раз, когда Натанаэль пишет письмо Кларе, к нему приходит Коппола. Он представляется торговцем лорнетами и очками и, называя их “хорошими глазами”, выкладывает на стол, пугая героя.
Натанаэль пытается придти в себя и, чтобы загладить грубость, покупает у Копполы маленькую карманную подзорную трубу.
Молодой человек смотрит в нее на Олимпию и понемногу начинает влюбляться в прекрасную девушку.
Письмо к Кларе остается незаконченным.
Три дня Натанаэль проводит в любовной горячке. На четвертый профессор Спаланцани устраивает праздничный бал в честь представления своей дочери обществу. Олимпия поражает всех размеренной поступью и чистым, резким, певучим голосом.
Натанаэль приглашает девушку на танец. Весь вечер он проводит подле Олимпии, говоря ей о любви и вслушиваясь в ее покорные “ах-ах”. Спаланцани разрешает Натанаэлю навещать дочь.
В городе ходят слухи о тупоумии Олимпии. Зигмунд предупреждает друга о механической странности его новой возлюбленной. Натанаэль встает на защиту Олимпии, говоря, что только поэт может понять внутренний мир этой необычной девушки.
Много часов проводит юноша в доме Спаланцани. Он читает Олимпии свои литературные произведения. Ему очень нравится, что девушка слушает его, не отвлекаясь.
Натанаэль просит у Спаланцани руку Олимпии. Профессор предоставляет право выбора дочери. Молодой человек ищет для невесты материнское кольцо. Радостный он бежит к Спаланцани, где застает профессора, дерущегося с Копполой.
Последний отнимает у итальянца Олимпию, которая на поверку оказывается восковой куклой, лишенной глаз.
Спаланцани требует, чтобы Натанаэль бросился в погоню за Коппелиусом и отнял у него работу двадцати лет жизни. При этом профессор кидает в юношу кровавые глаза Олимпии. Натанаэль сходит с ума.
Спаланцани покидает Г. Натанаэль приходит в себя и делает предложение Кларе. Все семейство решает переселиться за город – в поместье, доставшееся им после смерти родственника. Как-то раз совершая покупки на городском рынке, молодые люди поднимаются на высокую ратушную башню.
Натанаэль смотрит в подзорную трубу Копполы и снова сходит с ума. Он пытается сбросить Клару с башни. Лотар спасает сестру от смерти. На рынке появляется Коппелиус.
Натанаэль прыгает на мостовую.
Через несколько лет мы видим Клару, играющую с двумя прелестными мальчиками. Героиня нашла свое счастье в браке.
Источник: https://ege-essay.ru/pesochnyj-chelovek-kratkoe-soderzhanie-po-glavam-novelly-gofmana/