Повесть о петре и февронии муромских — краткое содержание

Полное название «Повести о Петре и Февронии Муромских» — «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еѵфросинии». Это произведение написал в XVI веке инок Ермолай-Еразм.

Повесть основывается на Муромских преданиях, которые передавали из уст в уста. История написана в уникальном жанре, который объединяет сразу несколько направлений древнерусской литературы. Произведение отличает поэтическая настроенность и обилие гуманистических идей.

Оно написано так, что кажется: все держится на противостоянии двух героев Петра и Февронии, но их единство и пример великой любви создают удивительный сюжет, любимый многими, независимо от религиозных убеждений.

Произведение ведет борьбу и с социальным неравенством: бояре, не желавшие принять Февронию, в итоге поплатились за это и осознали свою ошибку.

Повесть о Петре и Февронии Муромских была написана после канонизации святых.

Повесть о Петре и Февронии Муромских - краткое содержание

Повесть о Петре и Февронии Муромских: содержание, сюжет

История начинается с трагедии, которая разыгралась в семье князя Павла, правившего в Муроме. К его жене прилетал на блуд «огненный змий», который иным оборачивался самим князем Павлом. Князь повелел жене узнать у змия, как его можно победить. Жена князя Павла выяснила, что смерть огненному чудовищу придет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

Петр с готовностью согласился придти на помощь своему брату — князю Павлу. Но он не знал, где может взять Агриков меч. На помощь Петру пришел ребенок, который показал меч, лежащий в церкви женского Воздвиженского монастыря в алтарной стене между камней.

Явившись к брату, Петр увидел, что змий уже у его жены. Он велел князю Павлу не входить и сам расправился с чудовищем. Умирая, огненный змей обрызгал своей ядовитой кровью Петра, отчего у него началась проказа. Никто не мог исцелить храброго Петра, но открылось ему, что спасение может придти от дочери древолазца, добывавшего дикий мед.

Этой девушкой была Феврония, крестьянка села Ласково в Рязанской земле. Феврония согласилась ицелить знатного мужчину с одним условием — тот женится на ней после выздоровления. Петр дал обещание, но не сдержал его и, исцелившись, отказал Февронии, так как та была простолюдинкой.

Житие Петра и Февронии Муромских: история святых

Предчувствуя такой исход, Феврония нарочно не залечила один струп на теле Петра. Болезнь вновь охватила его. Раскаявшись, Петр взял Февронью в жены. Недовольство высказали уже бояре, когда Петр вступал в права наследства на княжение Муромом. Бояре сказали Петру: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром».

Петр не предал жену, взял Февронию, и они вместе уплыли по Оке. В Муроме, тем временем, началась смута, борьба за власть. Бояре одумались, попросили Петра и Февронию вернуться. Бояре не ошиблись: со временем Февронию за мудрость в правлении оценили все горожане.

В преклонных летах Петр и Феврония по взаимному согласию приняли монашеский постриг. Они скончались в один день и час.

Повесть о Петре и Февронии Муромских в день Петра и Февронии

День Петра и Февронии Муромских называют «православным днем святого Валентина». День памяти святых празднуется дважды в году — в воскресенье, предшествующее 19 сентября, в честь перенесения мощей и 8 июля в день их праведной кончины. В этот день стоит перечитать это произведение, которое является примером великой любви для православных супругов.

Святые Петр и Феврония: вместе навсегда

Повесть о Петре и Февронии Муромских - краткое содержание

Февронию часто обвиняют в том, что она силой женила на себе Петра, но факты из повести Петра и Февронии Муромских говорят о другом:

  • Господь привел Петра к Февронии и выразил Свою волю об их браке;
  • Петр действительно исцелился благодаря Февронии;
  • Феврония была мудрой и милосердной, когда правила в Муроме, за что ее полюбили горожане;
  • Петр и Феврония хранили друг другу верность на протяжении многих лет;
  • Петр и Феврония не хотели разлучаться и после смерти, завещая даже похоронить себя в одном гробу.

Повесть о Петре и Февронии Муромских читать

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/povest-o-petre-i-fevronii/

Повесть о Петре и Февронии муромских (краткий пересказ) ≪ Scisne?

Повесть о Петре и Февронии Муромских - краткое содержание
Святые Пётр и Февронья. Фреска Спасо-Преображенского монастыря в Муроме.

Повесть о Петре и Февронии муромских (XV в., окончательный вид — в соч. Ёрмолая-Еразма, ХVIв.)

В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агриковамеча».

У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил,'что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной.

Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок.

Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии.

Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества.

А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он-взглянул на Фев-ронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.

Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух.

Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем — что ждать больше не может.

Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.

Тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

Источник: https://scisne.net/a-288

Повесть о Петре и Февронии Муромских — краткое содержание?

«Повесть о Петре и Февронии» является одним из шедевров древнерусской литературы и хотя ее автором называют Еразма-Ермолая, на самом деле автором этого произведения является сам русский народ, ведь литературный вариант повести был создан на основе устных народных преданий.

Вот краткое содержание повести:

Дело было в городе Муром, где правил князь Павел. Повадился летать в его княжество дьявол в образе змея, впрочем змеем он представлялся только жене Павла, а для других был вылитым князем Павлом, так что все думали, что это сам князь находится со своей супругой.

Жена не стала скрывать от мужа прилеты змея и князь попросил у нее узнать, как можно змея извести. Оказалось, сделать это можно только мечом Агриковым и плечом Петра. Петром оказался брат князя, а меч находился в церкви. Взял Петр меч и убил змея, однако и сам пострадал — от змеиного яда его тело покрылось язвами и струпьями, он заболел проказой.

И было явлено ему видение, что излечит его может только дочь древолаза. Отвели тогда Петра в земли Рязанские на излечение. Там в деревне Ласково познакомился он с Февронией, дочерью древолаза-бортника. Дала Феврония Петру хлебной закваски и велела помазать все язвы, кроме одной, пообещав что он исцелится, но в благодарность будет должен на ней жениться.

Петр же мучимый сомнениями решился испытать Февронию и предложил ей сделать из пучка соломы полный набор одежды, на что Феврония предложила Петру сделать ткацкий станок из одного полена. Петр убедился в мудрости Февронии и намазался закваской. Все язвы быстро зажили, но Петр не захотел жениться на Февронии и уехал.

Последняя же язва быстро разрослась и Петр вновь покрылся страшными язвами. Это заставило Петра вернуться к Февронии и взять ее в жены.

Тут умирает князь Павел и его место занимает Петр. Бояре оказываются недовольны незнатной супругой князя и наговаривают на нее. Однако Феврония с честью выходит из всех испытаний, и даже крошки со стола у нее в руке становятся благовониями.

Бояре стояли на своем и потребовали выгнать Февронию, но Петр ушел вместе с супругой, отказавшись от княжения. Когда Петр и Феврония плыли на корабле, Феврония постыдила человека, который взглянул на нее с вожделением будучи женатым, сказав, что как одинакова вода по оба борта корабля, так и одинаково женское естество.

Феврония продолжала творить чудеса и из подрубленных для костра молоденьких деревцев вырастила большие дерева.

В это время пришли к Петру и Февронии бояре из Мурома и стали умолять вернуться и править ими, ибо царили в Муроме смуты и раздоры после отплытия законного князя. Согласились супруги и стали править справедливо. Вскорости решили они просить бога об одновременной смерти и для этого приняли монашеский постриг.

Читайте также:  Поэма беовульф - краткое содержание

Петр в монашестве получил имя Давида, а его супруга — Ефросинья. Будучи в монастыре Ефросинья занималась вышиванием специальных покровов для алтаря — воздухов, на которых она изображала святых.

Дважды просил ее Петр в письмах что время пришло умирать и ему уже сил нет терпеть, но Феврония отвечала, что еще не успела дошить воздух, и только на третий раз она согласилась умереть, хотя и не успела вышить одежды последнего святого.

Петр и Феврония умерли в один день, 25 июня, но сперва их похоронили в разных местах. Однако наутро их тела оказались в едином гробу, который они заранее приготовили для себя, выточив его из цельного камня.

Их снова попытались перезахоронить по-отдельности, но тела святых снова оказались вместе и никто больше не стал противится воле Петра и Февронии и они были захоронены в одном гробу у стен соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Повесть о Петре и Февронии Муромских - краткое содержание

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/146451-povest-o-petre-i-fevronii-muromskih-kratkoe-soderzhanie.html

Повесть о Петре и Февронии Муромских

История Муромских святых чудотворцев полюбилась русскому народу. Книга Ермолая-Еразма считается лучшим образцом древнерусского творчества. Краткое содержание повести «Повесть о Петре и Февронии» по главам поможет познакомиться с историей великой любви русского князя и простой деревенской девушки. Их любовь стала настоящим гимном крепких, супружеских отношений.

Главные герои

  • Князь Петр – главный герой повести. Муромский князь, полюбивший простую девушку без рода и сословия.
  • Февронья – центральный персонаж повести. Крестьянка, спасшая князя от неизлечимой болезни. Впоследствии девушка выходит за него замуж и становится княгиней.
  • Глава 1

    В давние времена славный город Муром находился под правлением князя Павла. Приглянулась супруга князя дьяволу. Крылатый змей по его поручению отправляется к женщине. Змей совращает ее.

    Скрывать правду от мужа княгиня не стала. Князь не знал что делать с этой новостью. Единственное, что пришло ему в голову это попросить супругу любым способом разузнать у змея правду, от чего смерть к нему придет. Женщине удается выяснить, что смерть придет к змею «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

    Павел делится личными переживаниями с братом Петром. До Петра доходит, что именно от его руки должен погибнуть змей, но, где взять этот меч. Поиски оружия приводят Петра в местную церковь. Подкараулив змея в его следующий визит, Петр убивает гадину.

    Перед смертью летающий дракон успевает брызнуть ядовитой кровью на своего противника. Все тело Петра покрывается страшными на вид язвами. Ни один из врачей в Муроме не знал, как извести неизвестный недуг. Петру становилось все хуже.

    Глава 2

    До Петра доходят слухи, что на Рязанской земле практикуют врачи, которым любая болезнь по плечу. Он собирается в дорогу и отправляется в долгий путь.

    Слуга Петра обходит всю округу в поисках нужного специалиста и совершенно случайно забредает в село Ласково, где встречает местную целительницу Февронью.

    Девушка ткала полотно и не сразу обратила внимание на незваного гостя. Объяснив ситуацию с князем слуга просит о помощи.

    Девушка соглашается, но ставит князю условие. Она вылечит его, но он должен жениться на ней. Петр спорить не стал, дав согласие на брак с простолюдинкой. Хотя в душе не воспринял слова девушки всерьез.

    Как он может жениться на дочери древолаза. Его же все засмеют. Целебной мазью оказалась обычная хлебная закваска. Следуя рекомендациям девушки, он должен смазать ей все язвы и лишь одну оставить нетронутой.

    Сходив в баню перед сном и обработав язвы, Петр утром просыпается абсолютно здоровым. Ни одной язвы на теле не осталось, кроме той одной, которую Февронья просила не трогать.

    Петр счастливый покидает село, забыв об обещании жениться на той, которая его спасла. Чтобы задобрить свою спасительницу, князь одаривает девушку подарками, но она их не принимает. Слишком гордая была Февронья.

    На следующий день от оставшейся язвы на теле вновь начали образовываться болячки. Тело зудело и кровоточило. Делать нечего, пришлось князю с позором вернуться к той, которую он обманул. Девушка зла на него не держала. Она вновь напомнила ему о данном ей обещании. Князь женится на красавице Февронье и увозит ее в Муром.

    Глава 3

    После смерти брата, князем становится Петр. Февронья не прижилась в княжеском дворе. Бояре ее недолюбливали и при случае советовали Петру подобрать себе более достойную жену. Они наговаривали на девушку, желая выставить ее перед князем не самым лучшим образом.

    Ничуть не стесняясь в выражения Февронье прямым текстом было велено убираться из города. Они готовы были отдать ей все, что она пожелает, лишь бы не видеть ее больше во дворце.

    Девушка соглашается, но только если муж пойдет с ней. Петр любил жену. Для него расставание с ней было невыносимым. Он оставляет престол и вместе с супругой покидает Муром. Корабль проплыл всего сутки.

    Переночевать было решено на берегу.

    Рано утром они начали собираться в путь. Сборам помешали поданные князя. Слуги князя догнали их и кинувшись в ноги начали умолять вернуться.

    По их словам, стоило князю уехать — в городе сразу же начались распри. Каждый хотел занять престол, но ни умений, ни навыков управлять государством, ни у кого не было. Люди начали голодать и воровать.

    Армия распалась. Противник вот-вот войдет в город и подомнет все под себя.

    Посовещавшись с супругой, Петр решает вернуться в город и вновь встать у руля власти. Массовые беспорядки в городе после его возвращения прекратились. Все было по закону и совести.

    Годы шли. Супруги старели. Единственным желанием обоих было одно, как придет время умирать, похоронить их вместе в одной гробнице. Каждый день они молили бога о смерти в один день. Петр и Февронья совершают постриг. Вскоре после этого они умирают, как и просили у бога в одно время.

    Горожане не прислушались к предсмертной просьбе правителя похоронить его вместе с женой. Гробы решено было поставить в разных церквях, расположенных на противоположных концах города. Поутру, зайдя в церковь, народ остолбенел от увиденного. Гробы оказались пусты. Тела усопших каким-то загадочным образом оказались вместе, в общем гробу, заранее заготовленным ими еще при жизни.

    Тела супругов вновь разделяют, но картина повторяется. Их снова находят вместе. Посовещавшись, горожане решают все-таки не разлучать супругов. Наконец мечта князя сбылась. Их хоронят в одном гробу. Они снова вместе и даже смерти оказалось не под силу разлучить двух влюбленных.

    Источник: https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/2138-povest-o-petre-i-fevronii-muromskih.html

    "Повесть о Петре и Февронии Муромских": краткое содержание по частям

    “Повесть о Петре и Февронии Муромских” была написана в XVI в. талантливым и образованнейшим русским писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом. События, описываемые в “Повести”, происходили скорее всего в XII — начале XIII в. и сохранились в устных муромских преданиях, опираясь на которые и писал Ермолай. Петра и Февронию называют Тристаном и Изольдой русского средневековья. Так ли это?

    Остановимся подробно на структуре этого сложного и во многом новаторского произведения.

    Краткое содержание вступления

    “Повесть о Петре и Февронии Муромских” состоит из вступления и четырех частей (при издании часто опускают вступление, лишая таким образом современного читателя ключа к памятнику).

    Вступление “Повести” рисует картину мира во времени и пространстве, куда в соответствии с житийным каноном Ермолай помещает своих святых. По содержанию вступление, как в целом и все произведение, перекликается с политическими и богословскими трактатами Ермолая (“Книга о Троице”, “Правительница”).

    Картина мира, рисуемая Ермолаем, представляется следующей: все начинается с Бога, но сам Бог безначален. Бог триедин и воспевается в Троице. Бог — творец невидимого — ангелов, слуг своих, и уму человеческому эти творения недостижимы.

    Бог и сотворил видимое человеком — солнце, луну, звезды — и создал человека от своего “трисолнечного божества подобие”, даровав ему “ум и слово и дух животен”. Ум (как и Бог Отец) начальствует в человеке, но в творениях, делах его не продолжается.

    Человек — царь природы (Бог его “надо всем земным (то есть доступным уму) существом царсы постави”). Бог любит человека и хочет привести его в “разум истинный”. На земле родился Сын Божий, плотью человек и одновременно Бог. Божественная его сущность, “бесстрастие”, необъяснима, но страдание Иисуса Христа — это страдание его человеческого естества.

    Итак, утверждает Еразм, творения Божии познаваемы, а Творец нет. Он пострадал за людей своей плотью, выкупил человека у дьявола. И об этом искуплении апостол Павел сказал: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7,23).

    После Воскресения Христова Св. Дух сошел на апостолов, и они отправились нести людям свет веры.

    Кто крестился, тот не должен отступать от веры и соблазняться красотами мира сего, но должен пострадать в этом мире подобно другим святым, уподобившимся Христу, по-разному: и “в теснотах”, “в трудех”, “в разуме”, “в долготерпении”, “в любви нелицемерне», “в словеси истинне”. Такие люди просвещают землю (т.е. помогают остальным прийти в “разум истинный”) подобно тем, о ком идет речь, — Петре и Февронии, которые прославились “мужеством” и “смирением”.

    Краткое содержание первой части

    В первой части рассказывается о подвиге князя Петра. К жене его брата Павла, правящего в Муроме, повадился летать змей “на блуд”. Жена, не таясь, поведала об этом мужу, который научил ее спросить змея, что может являться причиной его (змея) смерти.

    Простодушный змей, поддавшись лести, открыл ей тайну: “Смерть моя есть от Петрова плеча, от Агрикова же меча”. Половина этой загадки разъяснилась вскоре — у Павла был брат Петр, который быстро понял, что именно ему предстоит убить змея.

    Загадка “Агрикова меча” не разъяснилась до конца и поныне.

    Князь Петр имел обычай уединяться по церквям; там, за городом, в женском монастыре Воздвижения честного и животворящего креста, явился ему некий отрок и показал в алтарной стене “межу керемидома скважню” (“меж плитами щель” — перевод Л.А. Дмитриева), где и находился загадочный “Агриков меч”.

    С Божьей помощью Петр убил змея, но кровь “неприязнивого” попала па него, и Петр “острупе”, т.е. покрылся струпьями. Концовка первой части предполагает дальнейшее развитие событий: князь Петр стал искать помощи у врачей, но ничего у него не выходило.

    Краткое содержание второй части

    Князь Петр отправился на поиски врачей в Рязанские земли. Так начинается вторая часть. Слуга князя пришел в село Ласково, вошел в один из домов и увидел девушку, ткущую холст, а перед ней скачущего зайца.

    Девушка начинает разговаривать с княжеским отроком так, что тот ничего не понимает и все время требует объяснений. И действительно, речи Февронии (а это именно она) — загадки.

    Фраза, которой она встречает юношу, — “Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!” — означает, что в доме нет собаки, которая могла бы залаять и оповестить о появлении гостя, и ребенка, который бы первым увидел его и рассказал бы о нем.

    Вторая загадка Февронии — “Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть” — означает, что отец и мать ее пошли на похороны, а брат — бортничать, т.е. собирать мед по деревьям.

    Читатель вполне мог согласиться с княжеским отроком, который делает вывод: “Вижу, девушка, что ты мудра”. Далее Феврония вызывается вылечить муромского князя, но при условии, что тот возьмет ее себе в жены. Князь Петр (и это, конечно, не делает ему чести) решает обмануть Февронию, воспользоваться ее врачебным искусством, но “… как это можно — князю дочь древолазца взять себе в жены!”

    Предусмотрительная Феврония велит князю помазать хлебной закваской, на которую она сначала дует, все струпы кроме одного. Последний струп и не дал князю исцелиться до тех пор, пока Петр не женился на Февронии.

    В конце второй части Ермолай указывает (в соответствии с каноном), что Петр и Феврония в супружестве “начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди”. И в этом их дальнейшее движение к “разуму истинному”.

    Краткое содержание третьей части

    Третья часть — поединок Петра и Февронии с боярами. Князь Петр после смерти брата “стал самодержцем в городе своем”. Жены боярские невзлюбили Февронию из-за ее происхождения и настраивали мужей своих против нее. Сама Божественная воля вмешалась в спор.

    Как-то раз князю Петру наговорили на Февронию, которая была замечена в привычке бедности: после трапезы она имела обыкновение собирать крошки в руку (“будто голодная!” — говорили недоброжелатели). Князь Петр, поддавшись наговору, решил испытать жену за трапезой.

    Феврония и на сей раз не изменила своей привычке — собрала крошки — но свершилось чудо: князь Петр, разжав ее руку, вместо крошек обнаружил благовония — ладан и фимиам. “И с того дня он ее больше никогда не испытывал”. Заповедь “Не суди” — вот идея этого эпизода. По Ермолаю-Еразму, заповедь “Не суди” дает человеку право остаться самим собой.

    Рассказ о Февронии, держащей в разжатой руке библейские ароматы, — это и подчеркивание нелепости сословных предрассудков, и осуждение того явления, которое в современном русском языке называется “мещанством”.

    Читайте также:  Мартин иден - краткое содержание романа джека лондона

    Чванливые бояре не могли успокоиться, они потребовали, чтобы Феврония, “взяв богатства, сколько пожелает”, ушла “куда захочет”. Мудрость Февронии и здесь оказалась более действенным средством.

    Бояре и Феврония обменялись загадками. Перед ее уходом они потребовали у нее того, “кого мы у тебя просим” (не называя Петра), отказывая Февронии властвовать над их женами. А затем Феврония вытребовала у них того, «кого …

    попрошу», и получила назад своего супруга.

    Ермолай-Еразм, известный противник боярства, не пожалел для него черных красок. Свою затею бояре осуществили на бесстыдном пиру, опьянев, ведя “бесстыдные речи, словно псы лающие”.

    В тот момент, когда бояре “отдавали” Петра Февронии, каждый из них сам мечтал занять его место и стать самодержцем. А князь Петр не нарушил Божии заповеди ради царствования в земной жизни и не отказался от Февронии. Изгнанные боярами, они вместе отплыли из Мурома по Оке.

    В дороге, на судне, некий человек, жена которого находилась там же, загляделся на Февронию. Она, заметив “злый помысл его”, велела этому человеку зачерпнуть поду с одного и другого борта и о излюбленной своей манере задала ему вопрос: “Одинакова ли вода или одна слаще другой?” И на ответ “одинаковая…” подсказала незадачливому ухажеру вывод: “Так и естество женское одинаково”.

    Следующее чудо, которое совершает Феврония, можно назвать “экологическим”. Повар, готовивший ужин на берегу, срубил молодые деревца. Увидев это, Феврония благословила их и сказала, что утром они будут большими деревьями. Так и случилось.

    Это чудо жизни, гуманное и бескорыстное: никакой материальной пользы оно никому не приносит, в отличие от предыдущих чудес, — это не излечение больного князя, это не свидетельство Божее, оправдывающее Февронню (ладан и фимиам), это даже не пять хлебов, которыми Христос накормил (физически или духовно) голодных. За чудом с деревцами и подтверждение ранее сказанного Ермолаем, что человек — царь “над всем, что существует на земле”, и сострадание к юности природы, попираемой человеком, и уже знакомая читателю “Повести” неприязнь к нарушению равновесия в мире.

    И как в природе восстанавливается равновесие, так оно должно восстановиться в царстве — с уходом князя Петра начинаются боярские усобицы, кровопролитие. “Вельможи из Мурома” пришли молить Петра вернуться в город, чтобы прекратилась “распря”. Петр и Феврония возвращаются и правят, “соблюдая все заповеди” — “и были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками”.

    Краткое содержание четвертой части

    Четвертая часть повествует о кончине святых и посмертных чудесах, Петр и Феврония незадолго до кончины приняли монашество, сделали “из одного камня два гроба, имеющих меж собою тонкую перегородку”. Кончина их трогательна.

    Первым приближение смерти почувствовал князь Петр, Феврония вытаивала в это время “воздух” (покрывало для церковных сосудов). Дважды посылал к ней Петр, но Феврония не хотела прерывать работу. На третий раз Петр прислал сказать, что ждать больше не может.

    Тогда Феврония, не окончив работу, ответила, что умирает вместе с ним.

    Что предпочтительнее — благочестивый труд, создание материального, пусть даже и для церкви, — или супружеская верность? Вся “Повесть от жития Петра и Февронии” есть прославление супружеской верности как христианской добродетели. Посмертное чудо — подтверждение тому.

    После смерти (которая частично возвращает действие туда, откуда оно началось, к загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста, — там поставили гроб с телом Февронии), люди решили похоронить их отдельно, но всякий раз тела оказывались в том самом гробе из одного камня.

    О христианском подвиге Петра и Февронии еще раз говорит Ермолай-Еразм в конце “Повести”, в Похвале.

    Автор соблюдает строгую поочередность, но начинает с Петра, которого восхваляет за победу над змеем, за терпение в болезнях, за то, что ради соблюдения заповедей не оставил свою супругу, не предпочел ее земной власти.

    Февронию Ермолай прославляет за то, что имела мудрость мужей святых в женской голове, за то, что был у нее от Бога дар целительства, за то, что сотворила чудо с деревьями. В общей похвале святым Ермолай отмечает две добродетели — смиренное княжение и дар исцеления, обретенный ими после смерти.

    Источник: Древнерусская литература. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Сост. А.С. Демин. — М.: Изд-во МГУ, 2000

    Источник: https://classlit.ru/publ/drevnerusskaja_literatura/obshhie_stati/povest_o_petre_i_fevronii_muromskikh_kratkoe_soderzhanie_po_chastjam/81-1-0-2776

    Краткое содержание повести о Петре и Февронии Муромских для читательского дневника | Литерагуру

    История Петра и Февронии — настоящий пример крепких отношений, которым не страшны невзгоды. Они прожили вместе всю жизнь и умерли в один день. И даже смерть не смогла разлучить их.

    Такую историю, описанную вкратце, необходимо всем иметь под рукой, ведь основные события в книге, ее богатый деталями сюжет пригодятся для аргументации в разнообразных сочинениях.

    Так что кратчайшее содержание повести для читательского дневника – не спасение для нерадивых учеников, а клад для дальновидных и находчивых школьников.

    (483 слова) В городе Муром правил князь Павел. К жене его часто наведывался змий-искуситель. Задумал князь убить его, и попросил свою супругу спросить у существа, знает ли оно, от чьей руки ему суждено погибнуть.

    Она исполняет просьбу мужа и узнает, что змия может убить брат Павла, которого зовут Петр, с помощью Агрикова меча. Герой все рассказал брату, и тот, не задумываясь, решил расправиться с нежеланным гостем.

    Однажды Петр пришел в церковь, и там один юноша показал ему, где находится этот меч.

    Во время очередного визита Петр удивился, что Павел может так быстро перемещаться по комнатам. Сначала его брат сидел в своих покоях, а уже через несколько секунд оказался у жены. Павел рассказал, что змий может превращаться в него. Петр убил змия, но был забрызган его ядом. На теле появились язвы.

    Петр стал искать того, кто мог бы вылечить его. Больного перевезли в Рязанскую область. Слуга нашел дом, в котором жила знахарка Феврония. Женщина поставила условие: она вылечит его, если после выздоровления Петр возьмет ее в жены. Герой согласился.

    Тогда она приказала ему идти в баню и там намазать лечебной мазью все язвы, за исключением одной. Он прислал ей лен и сказал, чтобы она соткала рубаху, пока он моется. А она передала ему полено с просьбой превратить его в токарный станок.

    Так, герой понял, что имеет дело с умной девушкой.

    Петр выздоровел и отправил Февронии подарки. Он надеялся, что дарами сможет откупиться от девушки. Он не хотел жениться. Однако через некоторое время язвы снова начали появляться, и больному пришлось вернуться к Февронии. Он окончательно выздоровел и принял решение жениться на спасительнице.

    После смерти князя Павла, ему на смену пришел править Петр. Бояре относились к Февронии с презрением и заявили Петру, что не желают видеть ее княгиней. Они  предложили ей уехать из Мурома. Правитель не хотел оставлять жену и отправился вместе с ней.

    По дороге, когда один путник возжелал Февронию, она приказала ему зачерпнуть воды с одной и с другой стороны реки и выпить. Он заявил, что вкус один и тот же. А она в ответ молвила, что и дамами так: не стоит изменять в поисках новых ощущений, все, что ты видишь в другой девушке, есть в твоей законной супруге.

    Петр и Феврония проплыли почти половину пути и остановились  на ночлег на берегу. Наутро пришли вельможи, которые попросили их вернуться.

    Видя свою приближающуюся старость, князь и княгиня просили Бога умереть в один день. Тогда же они приняли монашество. Петр был наречен Давидом, а Феврония — Ефросиньей. Бог услышал их молитвы и исполнил просьбу: оба умерли 25 июня.

    Но похоронили их поодиночке. А общий гроб, который был приготовлен князем и княгиней еще при жизни, остался пустым. На следующий день Давид и Ефросинья чудесным образом оказались именно в том гробу, который был предназначен для двоих.

    Люди пытались разлучить их и перезахоронить каждого в отдельном гробу, но безуспешно. Наутро они все равно оказывались вместе. Тогда было принято решение похоронить Петра и Февронию в церкви Рождества  Богородицы, согласно их последней воле.

    Светлана Медведева

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-o-petre-i-fevronii-muromskih-dlya-chitatelskogo-dnevnika/

    Краткое содержание Повесть о Петре и Февронии мурманских

    В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своём виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

    У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребёнок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

    Однажды Петр пришёл к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошёл к снохе и увидел, что брат уже сидит у неё. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришёл к снохе и убил змия. Змий явился в своём естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

    Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришёл в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мёд. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

    Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмёт ее в жены. Князь не принял всерьёз ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

    Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной.

    Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок.

    Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

    Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

    Источник: https://matfaq.ru/question/kratkoe-soderzhanie-povest-o-petre-i-fevronii-murmanskih/

    Про Петра и Февронию муромских или краткая история вечной любви

    Наверно, каждый из нас слышал имена Петра и Февронии, Муромских чудотворцев, которые своей историей вечной любви стали символом супружеской жизни. Они смогли воплотить в ней идеалы христианских добродетелей: кротости, смирения, любви и верности.

    Муром уже несколько столетий хранит сказание о жизни и смерти чудотворцев Петра и Февронии. Они провели на  Муромской земле всю свою жизнь. И там же хранятся сейчас их мощи.

    История их необычной жизни, с течением времени, была приукрашена сказочными событиями, а имена стали символом супружеской преданности и подлинной любви.

    Сказание о Петре и Февронии, было увековечено в шестнадцатом веке, иноком Еразмом, известном в мирской жизни под именем Ермолая Прегрешного. Он создал прекрасную повесть, посвященную настоящей вечной любви, прощению, мудрости и истинной вере в Бога.

    После того, как церковь приняла решение о канонизации князей, митрополит Макарий распорядился увековечить их имена на бумаге. В результате чего была написана «Повесть о Петре и Февронии».

    Это произошло в 1547 году, когда на церковном соборе были канонизированы святые муромские супруги.

    История князя Петра

    Петр был меньшим братом благоверного Павла, который княжил в то время в Муроме. Как-то раз в их семье приключилась беда: блудный змей, обернувшись Павлом, повадился ходить к супруге князя. И наваждение это длилось долго.

    Бедная женщина не смогла противостоять силе демона и уступила ему. После чего рассказала князю о свиданиях со змеем. Павел приказал жене узнать у дьявольского посланника секрет его смерти.  Оказалось, что демон погибнет от плеча Петра и Агрикова меча.

    Павел поделился с братом тайной змея, после чего Петр задумался, как ему погубить супостата. И лишь  одно останавливало его: не знал он, о каком мече идет речь.

    Петр всегда любил ходить в одиночестве по церквям. И вот однажды, решил он сходить в церковь, находившуюся за городом, в женском монастыре. Во время молитвы, явился к нему отрок и предложил показать Агриков меч. Князь же, желая убить змея, ответил, что хочет знать, где хранится меч и последовал вслед за ним. Отрок подвел князя к алтарю и указал на трещину в стене, где и лежало оружие.

    Обрадованный Петр забрал меч, а после отправился к брату, чтобы рассказать ему о чуде, которое с ним произошло. С  того самого дня ждал он подходящего момента, чтобы рассчитаться со змеем.

    Вот однажды, зашел Петр в опочивальню к супруге Павла и застал там змея, принявшего обличие его брата. Удостоверившись в том, что это не Павел, Петр вонзил в него меч.

    Змей умер, приняв свой истинный образ, но его кровь попала на тело и одежду Петра. С тех самых пор, начал князь болеть, а тело его покрылось ранами и язвами.

    Он пытался исцелиться у разных врачей на своей земле, но никому из них, не под силу оказалось избавить князя от болезни.

    Читайте также:  Спартанцы - сообщение доклад 5 класс история

    Жизнь святой Февронии

    Петр смирился со своей болезнью, отдавши свою судьбу в руки Всевышнего. Господь же, любя раба своего, направил его в земли Рязани.

    Однажды, отрок князя оказался в селе Ласково. Подошел он к одному из домов, но никто не вышел его встречать. Он прошел в дом, но опять не увидел хозяев. Пройдя дальше, в горницу, отрок был поражен необычным зрелищем: девушка работала над полотном, а перед нею прыгал заяц.

    Увидев вошедшего юношу, она посетовала, что плохо, если в доме нет ушей, а в горнице очей. Отрок, не понял, загадочных речей девушки, и спросил ее о хозяине дома.

    Ее ответ поразил его еще больше, она сказала, что мать и отец ушли, чтобы поплакать взаймы, а брат отправился в глаза смерти смотреть.

    Молодой человек опять не понял слов девушки и сказал ей об этом, попросив разъяснить загадочные речи.

    Удивившись тому, что он не может понять столь простых слов, девушка объяснила ему, что будь у нее пес, он бы услышал, что кто-то идет и предупредил об этом, ведь собака — это уши дома. Очами же, она назвала ребенка, который мог бы увидеть гостя и также предупредить девушку.

    Отец же с матерью, как оказалось, ушли на похороны оплакивать покойника, чтобы, когда они умрут, пришли оплакивать их. Вот и есть плачь взаймы. А брат, будучи древолазом, пошел собирать мед. Ему придется лазить по высоким деревьям и смотреть себе под ноги, чтобы не упасть.

    Вот и получается, что он смерти в лицо глядит.

    Подивился отрок мудрости девушки и спросил, как ее зовут. «Февронья», — ответила девушка.

    Юноша рассказал ей о беде, постигшей князя Петра, сказав, что направил его Господь в эти земли искать исцеления. Вот он и приехал по приказу князя узнать о врачах здешних, чтобы найти того, кто князя вылечить возьмется.

    Выслушав отрока, девушка велела привезти князя к ней, предупредив, что излечиться он сможет, только если верен своим словам и добр сердцем.

    Знакомство святых

    Петр уже не мог сам ходить. Потому, когда привезли его к дому, он попросил слугу узнать, кто возьмется за лечение. Того кто его излечит, пообещал он наградить щедро.

    Феврония сказала, что она сама хочет его лечить, и награда ей не нужна. Но если хочет он исцелиться, то должен жениться на ней, а иначе не станет она ему помогать. Князь решил обмануть Февронию, пообещав жениться, а после излечения отказаться от своего обещания.

    Девушка взяла закваску из хлеба, дунула на нее и отдала князю, велев сходить в баню, а после смазать этой смесью все язвы, а одну оставить.

    Князь же решил проверить мудрость девушки. Он передал ей маленькую связку льна, велев за то время, пока он будет в бане, соткать ему платок и сорочку. Слуга передал девушке этот пучок вместе с княжеским приказом.

    Феврония же попросила слугу принести небольшое полено, после чего отрубила от него щепку и передала князю. Вместе со щепкой, она дала Петру наказ, сделать из этой деревяшки станок и все оснащение, для того, чтобы она смогла соткать для него одежду на этом станке. И сделать его нужно за то время, что она лен будет драть.

    Слуга отдал князю щепку от поленца, передав ответ девушки. Петр же отправил слугу обратно к девушке, сказав, что невозможно сделать из куска щепки станок. Выслушав ответ князя, Феврония ответила: «А как можно из маленького количества льна за такое короткое время, сделать одежду для мужчины?»

    Слуга передал ответ девушки князю, Петр же удивился ее мудрости.

    Слушать акафист Петру и Февронии

    Чудесное исцеление Петра

    Князь исполнил все так, как наказывала ему девушка: сначала помылся, потом смазал все струпья кроме одного закваской из хлеба. Выйдя из бани, он больше не ощущал боли, и кожа его была свободна от струпьев.

    Мудрая же Феврония, следовавшая опыту своих предков, не случайно назначила ему такое лечение. Спаситель так же, излечивая больных, врачуя телесные раны, лечил при этом душу.

    Так и девушка, зная, что болезни даются Всевышним как наказание за какие-то грехи, назначила лечение для тела, исцеляя в действительности, душу князя.

    А так как Феврония предвидела, что Петр обманет ее, движимый своей гордыней, она и велела ему оставить одну язву.

    Князь был поражен столь быстрым исцелением и в благодарность отправил девушке богатые дары. Взять же простолюдинку в жены Петр отказался, так как ему мешала гордость и княжеское происхождение. Феврония же ничего не взяла из даров.

    Петр возвращался в Муром выздоровевшим, и только один струп оставался на его теле, напоминая о недавней болезни. Но стоило ему вернуться в свою вотчину, как болезнь вновь настигла его: от оставшегося на теле струпа, пошли новые язвы. И через некоторое время, князь вновь покрылся язвами и струпьями.

    Повторное исцеление и свадьба

    И снова пришлось Петру возвратиться к девушке для исцеления. Подойдя к ее дому, он послал к ней слугу со словами прощения и мольбой об исцелении. Феврония же без злобы и обиды, просто ответила, что князь может исцелиться, только если станет для нее мужем. Петр же решил взять ее в жены и пообещал на сей раз это искренне.

    Тогда Феврония, как и в первый раз, назначила князю точно такое же лечение. Теперь, излечившись, князь незамедлительно женился на девушке, сделав Февронию княгиней.

    Вернувшись в Муром, зажили они счастливо и честно, во всем следуя слову Божьему.

    После того как умер Павел, Петр занял его место, возглавив Муром. Все бояре любили и уважали Петра, надменные же жены их не приняли Февронию. Они не хотели, чтобы ими правила обычная крестьянка, а потому уговаривали своих мужей на нечестные поступки.

    По наветам своих жен, бояре клеветали на Февронию, пытаясь опорочить ее, и даже подняли бунт, предложив девушке уйти из города, забрав все, что ей хочется. Но Феврония желала забрать только своего возлюбленного, что очень порадовало бояр, так как каждый из них метил на место Петра.

    Супружеская верность

    Святой Петр не стал нарушать Божьей заповеди и расставаться с супругой. Тогда он принял решение оставить княжество и все имеющиеся сокровища и отправиться вместе с ней в добровольное изгнание.

    Петр и Феврония отправились по реке на двух кораблях.

    Один молодой человек, находившийся вместе со своей женой в одном судне с княгиней, залюбовался Февронией. Девушка сразу поняла, о чем он мечтает и попросила налить в ковш и выпить воды сначала с одной, потом с другой стороны корабля.

    Мужчина выполнил ее просьбу, а Феврония спросила, отличается ли вода из двух ковшей. Мужчина ответил, что одна вода ничем не отличается от другой. На что Феврония промолвила, что и женское естество также не отличается и покорила его за то, что он мечтает о ней, позабыв свою собственную супругу. Обличенный мужчина все понял и раскаялся в душе.

    Когда наступил вечер, они вышли на берег. Петр очень переживал о том, что теперь с ними будет. Феврония же, как могла, утешала мужа, говоря о милости Бога, заставляя его поверить в счастливый исход.

    В это самое время, повар сломал пару маленьких деревьев, для того, чтобы с их помощью приготовить еду. Когда ужин закончился, Феврония благословила эти веточки, пожелав чтоб к утру они превратились во взрослые деревья. Утром все именно так и произошло. Она хотела, чтобы видя это чудо, ее супруг укрепился в вере.

    На следующий день из Мурома прибыли послы, чтобы уговорить князей вернуться обратно. Оказалось, что после их отъезда, бояре не смогли поделить власть, пролили много крови, а теперь вновь хотят жить спокойно.

    Житие благоверных супругов

    Святые супруги без всякой злобы и обиды приняли приглашение вернуться и управляли Муромом долго и честно, во всем следуя законам Бога и творя добрые дела. Они помогали всем нуждающимся людям, с заботой относясь к своим подданным, как нежные родители относятся к своим детям.

    В независимости от положения, они ко всем относились с одинаковой любовью, пресекали всякую злобу и жестокость, не стремились к богатству мирскому и радовались любви Божьей. И любили их люди, так как никому они не отказывали в помощи, кормили голодных и одевали нагих, исцеляли от болезней и наставляли на путь истинный заблудших.

    Блаженная кончина

    Когда супруги состарились, то одновременно приняли монашество, выбрав себе имена Давид и Ефросиния. Они вымолили у Бога милости предстать пред ним вместе, а людям велели, похоронить их в общем гробу, разделенном тонкой стенкой.

    В тот день, когда Господь решил призвать к себе Давида, благочестивая Ефросинья вышивала образа святых на воздухе, чтобы пожертвовать свое рукоделие в храм Пресвятой Богородицы.

    Давид отправил к ней гонца с известием о том, что пришел его час и обещался ждать ее, чтобы вместе отойти ко Всевышнему. Ефросиния попросила дать ей время, чтобы она могла закончить работу для святого храма.

    Князь второй раз послал гонца, чтобы сказать, что он не сможет ждать ее долго.

    Когда же в третий раз прислал Давид послание своей любимой жене, о том, что уже умирает, Ефросиния оставила незаконченную работу, обмотала иглу ниткой и воткнула ее в воздух. А блаженному супругу своему отправила известие, что умрет вместе с ним.

    Супруги помолились и отошли к Богу. Это произошло 25 июня по старому календарю (или 8 июля по новому стилю).

    Любовь сильнее смерти

    После того, как супруги умерли, люди решили, что так как они приняли подстриг в конце жизни, то будет неправильно хоронить их вместе. Петра было решено похоронить в Муроме, Феврония же была упокоена в женском монастыре, находившимся за пределами города.

    Для них сделали два гроба и оставили на ночь для отпевания в разных храмах. Высеченный же из каменной плиты гроб, сделанный по их желанию еще при жизни супругов, остался пустым.

    Но придя в храмы на следующее утро, люди обнаружили, что гробы пусты. Тела же Петра и Февронии были найдены в гробе, который они подготовили заранее.

    Неразумные люди, не поняв произошедшего чуда, вновь попытались разлучить их, но и на следующее утро Петр и Феврония оказались вместе.

    После того, как чудо повторилось, никто уже не стал пытаться похоронить их отдельно. Князей погребли в едином гробе, возле храма святой Богородицы.

    С тех пор, туда постоянно приходят люди, нуждающиеся в исцелении. И если они обращаются за помощью с верой в сердце, святые дарят им здоровье и семейное благополучие. А история вечной любви Петра и Февронии Муромских передается от поколения к поколению.

    Изначально, гроб святых находился в Богородице-Рождественском соборе города Мурома. Потом, когда к власти пришли коммунисты, они отдали останки князей в местный музей. Соборный храм в 1930-е годы был разрушен.

    Но уже в конце восьмидесятых годов святыня была возвращена Церкви.

    В 1989 году мощи вернули Церкви. А с 1993 года рака с мощами святых Петра и Февронии находится в Троицком соборе Муромского Свято-Троицкого монастыря.

    День 8 июля — Праздник Петра и Февронии

    Память благоверных князей Петра и Февронии отмечается 25 июня (8 июля по новому стилю). Каждое лето в это число (8 июля) верующие отмечают удивительный праздник, посвященный безграничной любви и вечной преданности.

    В 2008 году День семьи, любви и верности, официально утвердился в качестве народного праздника. Православные Храмы в этот день проводят службу, посвященную святым супругам и еще раз напоминают всем верующим их жизнь, которая является вечным образцом верности и любви для всех семей.

    Именно поэтому, этот праздник называют еще – День Петра и Февронии Муромских.

    Узнать подробнее о Свято-Троицком монастыре, где в настоящее время хранятся чудотворные мощи благоверных князей Петра и Февронии, можно узнать тут.

    И еще один удивительный праздник отмечается на муромской земле. 23 августа 2004 года впервые был проведен День благотворительности и милосердия. Он состоялся по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алесксия II в Муромском Спасо-Преображенском мужском епархиальном монастыре (г. Муром Владимирской области).

    В 1604 году (400 лет назад) умерла святая праведная Иулиания Лазаревская (Осорьина), прославившаяся удивительным милосердием и аскетической жизнью в миру. А спустя десять лет именно в этот день 10/23 августа 1614 года были обретены мощи святой. В том же году праведная Иулиания была причислена к лику святых.

    Поэтому не случайно выбор дня для учреждения нового для нашей страны общественно-церковного праздника пал на 23 августа – день обретения мощей святой праведной Иулиании.

    Чтобы наиболее полноценно посмотреть город и его окрестности рекомендую забронировать квартиру, комнату или гостиницу на одну или несколько ночей. Посуточное жилье с лёгкостью можно снять в Муроме на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.

    О других достопримечательностях Мурома и его окрестностей, где мне удалось побывать, можно прочитать здесь.

    А как ваша жизнь связана с прекрасными святыми Петром и Февронией, возможно, есть какие-то воспоминания именно с днем их памяти? Поделитесь в х своей историей любви!

    Житие

    Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/zhitie-petra-i-fevronii-muromskih-chudotvortsev/

    Ссылка на основную публикацию