Сочинение народная война в романе война и мир толстого

Сочинение Народная война в романе Война и мир Толстого

Роман Война и мир роман-эпопея: в нем отразились сила и характер великого народа в момент, когда решалась его судьба. В романе дана широкая панорама общественно-политической жизни России, картины быта и семейного бытия. В центре этих событий Отечественная война 1812 года, которая стала своеобразной проверкой помыслов, дел и свершений тысяч людей, их моральных качеств и духовной силы. Но, по мнению писателя, война это любимая забава праздных и легкомысленных людей. Война и мир антивоенное произведение, в котором изображены бессмысленная жестокость и хаотичность происходящего. Например, эпизод драки французского и русского солдат из-за банника, описание всех сражений и составлений диспозиций к ним, картины военных госпиталей. Толстой первый дифференцировал войны на захватнические и освободительные, считал развязывание войн величайшим преступлением перед народами. Война 1805-1807 годов война ненужная и непонятная русскому солдату, война, которая велась на чужой территории, принося лишения, страдания и смерть русским воинам; поэтому в ней солдаты лишь выполняли свой воинский долг, подчиняясь дисциплине и воинским законам. Все далеки от патриотизма в этой войне: офицеры думают о наградах и личных почестях, даже Андрей Болконский мечтает только о своем Тулоне; генералы хладнокровно решают судьбы людей на бумаге и с помощью дипломатических ухищрений, а солдаты мечтают о скорейшем возвращении домой, к родному очагу. В битве под Шенграбеном русские жертвовали собой во имя спасения своих товарищей, проявляя при этом чудеса храбрости, но это делалось бессознательно, инстинктивно. Даже Кутузов в этой кампании не величествен, как во время Отечественной войны, которая делает его великим историческим деятелем. Война 1812 года обнажила все общественные силы и отношения, нарушила привычный ход жизни, захватив всю нацию. Когда война велась за пределами страны, народная Русь еще не поднялась, не ощутила национальной опасности. Эта война яркое выражение глубоких патриотических чувств как передовым дворянством, так и народными массами. Проявляя любовь к родине, русские люди предпочитали уничтожить свое имущество, чем отдать его врагу. Началась стихийная эвакуация все знали только одно: под властью французов оставаться было нельзя. Народное сознание как грозная и карающая сила впервые проявилось при приближении врага к Смоленску. В романе появляются массовые сцены, отражающие настроение самых разных слоев народа дворянства, купечества, мещанства, крестьянства. Причиной поражения наполеоновской армии был характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе. Именно в этот момент рождалось то, что должно было погубить французов: волна народного гнева и возмущения, сознание ответственности за судьбу родной земли, что впоследствии вылилось в партизанскую войну дубину, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов. Во время бегства французов партизанских партий были сотни, была старостиха Василиса, побившая сотни французов, был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных, цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия. В армии этап народной войны начался с прибытием Кутузова, воплощавшим народные чаяния и надежды. Барклай де Толли болтай, да и только, как его называли солдаты, был несомненно талантливым полководцем, но для поддержания духа войска нужен был русский человек, искренне заинтересованный в ходе войны, в которого бы поверила армия и пошла бы за ним. В противоположность войне 1805 года русские войска не желали оставаться в бездействии, они жаждали битвы с врагом, отмщения за разорение своей страны, не желали отступать. Все лучшие качества русского войска проявились на поле Бородинского сражения, которое явилось переломным моментом в ходе войны, после чего французы уже не могли оправиться. Рисуя единство духа армии, оптимистические настроения солдат и офицеров, Толстой показывает, что победоносный исход войны определился в первую очередь духом войска и народа. Недаром Кутузов так заботился о духе армии, задерживал правдивые, но неутешительные вести с Бородинского поля и пускал по армии заведомо ложные сведения, которые могли поднять дух войска. Зная, что предстоит смертельная схватка с врагом, требующая напряжения всех сил, что решается судьба народа, Москвы, Отечества, солдаты смотрят на Бородинское сражение как на общенародное, национальное дело: Всем народом навалиться хотят, одно слово Москва, один конец сделать хотят, говорит Пьеру один солдат. Высокая нравственная и духовная сила русского войска не могла не принести окончательной победы над врагом, дубина народной войны уничтожала врага с невиданной доселе силой: мира не может быть, потому что такова воля народа. Выразителем патриотического духа русской армии, ее идейным вдохновителем и руководителем являлся Кутузов. Внешне дряхлый, инертный, слабый старик оказался силен и красив внутренне: он один принимал смелые, трезвые и правильные решения, не думал о себе, о почестях и славе, видя перед собой лишь одну великую цель, которая была его стремлением и желанием, победу над ненавистными захватчиками. Его простая, скромная и потому истинно величественная фигура не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумали. Стратегией Кутузова было соединение двух сил: терпения и времени с одной стороны, и с другой нравственного духа войска, о котором он всегда ревностно заботился. Он глубже других понимал значение каждого события в ходе войны; связь с родиной, с русской землей, единство с армией были источником его силы как полководца, так и человека. Патриотизм Кутузова, как и патриотизм простых русских людей Тушина, Тимохина, Тихона Щербатого, лишен внешних эффектов, его патриотизм основан на уверенности в силе и мужестве русского человека, на вере в победу. После победы над нашествием Кутузов оказался не у дел. Он не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер. Кутузову противостоит Наполеон наглый и жестокий завоеватель, который одержим манией величия и считает, что дрожание моей левой икры есть великий признак. Наполеон безмерно властолюбив, жаждет славы и почестей, равнодушен не только к людям, по трупам которых можно идти к власти, но и к собственному сыну, перед чьим портретом он сделал вид задумчивой нежности. Толстой считал, что нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Даже портрет Наполеона, маленького, с круглым животом и жирными ляжками коротких ног, вызывает к нему неприязнь и отвращение. Толстой разоблачил Наполеона как душителя национальной независимости народов, самолюбивого деспота, антигуманиста, развязавшего кровавую войну, поражение которого закономерность, обусловленная ходом народной войны. Всех героев романа война разбила на два лагеря: один связан с помыслами о судьбе родины, о воинском долге и чести, другой с домоганием привилегий, блестящих карьер, рублей, чинов, крестов и с равнодушием к делу и долгу. Народной войне противопоставлен холодный, наглый расчет верхушки общества, думающей лишь о личной выгоде, занятой лишь корыстью. Сущность салонов Анны Павловны Шерер и Элен Безуховой во время войны была столь же пустой, как и до нее. Хозяйки салонов, так же как и их гости, не способны на высокие чувства патриотизма, они могут лишь заменить их суррогатом трескучих фраз, дешевых афишек и громких разговоров. Разные бер-ги и друбецкие дрянь александровского поколения в душе радуются нашествию как случаю получить материальные выгоды и привилегии. Высокий патриотический дух, нравственная сила и превосходство русской армии принесли ей победу, которая выражается отнюдь не в захвате вражеских знамен и пленении вражеских полководцев. Это прежде всего нравственная победа, ставшая залогом спасения родной земли от захватчиков.

Сочинение Народная война в романе Война и мир Толстого

Сочинение на тему Война народная в романе Л. Толстого «Война и мир»Толстой Л. Н. Стр. 1

Сочинение Народная война в романе Война и мир Толстого

Сочинение на тему Война народная в романе Л. Толстого «Война и мир»Толстой Л. Н. Стр. 2

Сочинение Народная война в романе Война и мир Толстого

Сочинение на тему Война народная в романе Л. Толстого «Война и мир»Толстой Л. Н. Стр. 3

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/171vojna-narodnaya-v-romane-l-tolstogo-vojna-i-mir187

Народная война в романе Л. Н. Толстого Война и мир сочинение

Громкое и зловещее понятие «народная война» включает в себя два самых серьезных слова, это война и народ. Любые военные действия, которые когда либо приходилось переживать нашей стране так или иначе отражались на людях и по другому просто не могло быть. Ведь война в корне меняет людей, их взгляды на жизнь, их планы и идеи, их цели.

Знаменитое на весь мир произведение «Война и мир» великого русского писателя Толстого Льва Николаевича, как нельзя лучше и правдаподобнее отражает то состояние, которое испытывает народ в случае военных действий, в которых оказывается их родная страна, их родина.

В данном произведении очень четко, правдоподобно и полноценно описываются все действия главнокомандующих, различных военных начальников и простых солдат, которые обязаны подчиняться даже в случае не согласия с решением полководцев. Страх войны всегда отражается в каждом слове, в каждом взгляде человека, который только способен понять насколько это страшно и ужасно. И Лев Николаевич смог донести это в своем произведение как нельзя лучше.

Благодаря этому каждый читатель может чувствовать на себе как передвигается враг, как проносятся совсем рядом с людьми пули, как слышны слезы и так далее.

По мнению автора, каждый солдат играет в данном случае свою главную роль во всем происходящем. Так же очень важным для военных действий и их результатов становиться партизанское движение, которое помогает российской армии победить сильного и хитрого врага.

Нельзя не отметить чувство долга перед своей родиной, которое живет в каждом бойце, в каждом партизане, да и просто в каждом человеке, который старается помочь победить врага. Люди не задумываются о том, что они могут погибнуть, они не испытывают страха перед смертью, они лишь хотят одного, победить и помочь своей родине очиститься от вражеского нападения.

Именно это и хотел показать автор в данном произведение, именно то, что русский народ силен, един и непобедим в самых серьезных поворотах судьбы.

И всё это помогает русским побеждать и одерживать победу над врагом даже в случае когда это казалось бы невозможно и даже нереально.

Но, тем не менее в истории существует не один случай победы русских благодаря их единству и настоящему русскому духу.

Читайте также:  Сон смешного человека - краткое содержание рассказа достоевского

Сочинение Народная война в романе Война и мир рассуждение

Под народной войной обычно понимается война партизанская. Однако Толстой существенно расширяет всю тему партизанской войны, превращая ее в войну не народа, но целой нации. Бок о бок здесь сражаются люди всех сословий.

Мысль народная – главная тема романа, по словам самого Льва Николаевича, под ней подразумевается народная воля как основа для движения истории вперед. И народная война в романе как нельзя лучше передает эту мысль.

Ведь Толстой представляет отечественную войну как столкновение духа, и именно благодаря народному духу война была выиграна, ведь русский народ осуществлял борьбу за правое дело, его подстегивала справедливость, и это было неоспоримым превосходством над французами.

Следуя по страницам романа-эпопеи можно видеть схождение основных героев ”в народ”. Со временем Андрея, Пьера, Наташу и Петю пронизывает одна мысль, одна идея, все они понимают, что надо отдать все этой войне.

Андрей чувствует это перед знаменитым Бородинским сражением, Наташа, чувствуя это, раздает свои вещи раненым, покидая свой дом, Пьер направляет все свои силы на изгнание французов.

Подобные действия показывают стихийность народной войны и необычайное ее единение.

Основной художественный прием в романе – антитеза. Антитеза есть противопоставление, и на начало произведения мы можем видеть описание военной кампании 1805-1807 года, которое впоследствии противопоставляется описанию войны отечественной.

Нравственная цель этой кампании размыта, не ясна так явно, поэтому и героизма в ней меньше и итог ее печален. В отечественной же войне напротив, отчетливо видна воля к победе и героизм, как отдельных людей, так и народа в целом, благодаря общей цели и правому делу.

Можно видеть это на примере следующих сцен:

  • Раздача купцом своего добра солдатам и сжигание части товара, чтобы он не достался французам
  • Описание подготовки к Бородинскому сражению
  • Партизанский бой, в котором умирает Петя Ростов

Подобный боевой дух можно назвать моральной победой над французской армией. Отличный пример противопоставления войны народной и войны престижа – Шенграбенское сражение и Аустерлицкое сражение соответственно. На примере первой видны некоторые характерные черты народной войны:

  • Стихийные, но при этом слаженные действия солдат, т.к. они прекрасно осознают, за что сражаются, и почему рискуют
  • Добровольность и упорство как следствие моральной победы
  • Спасение братьев по оружию как повод для риска

Все эти действия предвосхитили народную войну 1812 года. Аустерлиц же предстает перед нами как заведомо проигранное сражение, отсутствует единение офицеров и простых солдат, которые не совсем понимают, за что конкретно они сражаются.

Офицеры же видят это сражение как защиту императорской чести, но эта цель далеко не так нравственна и не придает им мужества или веры в победу.

Таким образом, можно сказать, что кампания 1805-1807 скорее формальная война, в то время как отечественная война 1812 года была воистину священной для народа.

Сочинение Народная война в романе Война и мир Толстого Народная война в романе Л. Н. Толстого Война и мир

Сейчас читают:

  • Сочинение Кострома — мой город
    Сколько бы не спорили учёные по поводу того, что было раньше название реки или имя одного из персонажей пантеона славянских богов, Кострома всё стоит себе на берегу великой реки, которая и сама по себе уже божественно прекрасна.
  • Тёмное царство в пьесе Гроза сочинение
    Действие в пьесе Островского «Гроза» разворачивается в городе Калинове. Город этот вымышлен. И представляет он собой некое «темное царство». Власть в этом городе принадлежит людям жадным, темным. Это угнетатели и самодуры. А второе сословие этого
  • Сочинение-описание по картине Айвазовского И.К. Буря
    Иван Константинович Айвазовский — это величайший художник. Каждое из его творений по своему необычно и уникально. Одна из его лучших картин называется «Буря». Она была написана в 1872 году.
  • Почему Иван Васильевич нигде не служил? По рассказу Толстого После бала
    Персонаж рассказа Толстого Иван Васильевич думал, что он не на что не способен и не хотел нигде служить. Его жизнь изменилась после одного эпизода когда он стал свидетелем одного конфликта, когда он вернулся по окончанию бала, ликующий и влюблённый,
  • Смысл эпиграфа к поэме Мцыри (значение) сочинение
    Поэма М.Ю. Лермонтова Мцыри начинается с эпиграфа, фраза которого взята Лермонтовым из легенды. Она гласит, что Ионафан — сын израильского царя Саулу — однажды, после изнурительного боя
  • Сочинение Бунина Любовь в творчестве
    В этом сочинении я расскажу, как русский писатель двадцатого века Бунин Иван Алексеевич описывает и уделяет внимание любви. Большую часть своего творчества он посвятил стихотворениям рассказам о любви. Он как никто другой среди всех

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/narodnaya-vojna-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir

Направление итогового сочинения «Война и мир»: темы, цитаты, список литературы

Для начала предлагаем школьникам освежить знания по сюжетной хронологии романа и центральным образам главных героев (см. учебник «Литература. Базовый уровень. 10 класс» Т. Ф. Курдюмовой, с. 371-395).

Учебное пособие «Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Часть 2.» А. К. Михальской и О. Н. Зайцевой (с.

 101) содержит путеводитель по главам произведения, что поможет тезисно восстановить в памяти событийную канву.

Само название книги определяет ее основную проблематику и тематику. Противопоставленность значений двух этих понятий задает программный конфликт двух реальностей — реальности войны и реальности мира. Не следует забывать, что слово «мир» является многозначным. В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой встречаем значения:

I. Мир — это…

  • совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная.
  • отдельная область жизни, явлений, предметов.
  • это сельская община с её членами.

II. Мир это…

  • согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.
  • это спокойствие, тишина.

Таким образом, мир — это все, что окружает человека, включая природу, феномены жизни, духовное. Более того, миром называется ещё и общность самих людей. Так или иначе, мир связан с существованием человека в нём. Отсюда не случайна омонимия рассматриваемого слова.

В ней усматривается мысль о том, что для Вселенной, а с ней и для всего человечества (мира в первых трех значениях) гармонизирующим является состояние согласия и единства (мира в двух последних значениях). Человеческое естество заключается в миролюбивом и дружелюбном отношении к окружающему. Война же противопоставлена этому, она извращает состояние покоя, этого гармонизирующего начала.

Получается, в каком значении мы бы не рассматривали слово «мир» в заглавии романа, всегда будет сохраняться антитеза понятий.

Цитаты и афоризмы из произведения:

  • «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну» (Андрей Болконский)
  • «Причина войн, кроме честолюбия Наполеона, заключалась в неправильности европейского равновесия»
  • «Я не понимаю, решительно не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны?» (Лиза Болконская)
  • «О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения»

Цитаты для размышления:

  • Нужно столетие, чтобы восстановить то, что разрушил день войны (Ромен Роллан)
  • Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, — значит быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были (Альбер Камю)
  • Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление (Виктор Гюго)
  • Мир имеет свои не менее славные победы, чем война (Джон Мильтон)

2. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В РОМАНЕ

Роман Л. Н. Толстого представляет собой кладезь размышлений над вечными темами человечества. Поиск смысла жизни — одна из них. Путь к обретению жизненного смысла, жизненных целей и установок особо актуализирован на фоне перепитий, связанных с военным бременем.

«Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви», — так говорил сам Лев Николаевич. В тексте «Войны и мира» есть персонажи, которые, кажется, согласны с таким утверждением. Так, о своей героине, о Наташе Ростовой автор писал: «сущность ее жизни — любовь». Но смысл жизни сам писатель связывал не только с обретением любви.

Тяга к совершенствованию, духовному развитию, поиску истины — вот что становится важным как для самого Толстого, так и для его любимых героев. Пьер Безухов и Андрей Болконский переживают настоящую духовную эволюцию. Путь их жизненных исканий приводит к совершению ошибок, заблуждениям, однако это путь становления личности, открытой добру, саморазвитию и познанию.

В этом проявляется отличие данных героев от «салонных» персонажей, Курагиных и т. д.

Цитаты и афоризмы из произведения:

  • «Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был. Я чувствую, что кроме меня надо мной живут духи и что в этом мире есть правда» (Пьер Безухов)
  • «Только наше святое братство имеет действительный смысл в жизни; все остальное есть сон. Вы поймите, мой друг, что вне этого союза все исполнено лжи и неправды…» (Пьер Безухов — Андрею Болконскому о масонстве)
  • «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба» (Андрей Болконский)
  • Цитата для размышления:

  • «Каждый человек — алмаз, который может очистить и не очистить себя, в той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет, стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя» (Л. Н. Толстой)

3. НАРОДНАЯ МЫСЛЬ В РОМАНЕ

Монументальность произведения Л. Н. Толстого выражается в том числе и в широте охвата изображения жизни. В романе есть место противопоставлению власти, знатных людей и народа. Этот контраст передан в описании душевного состояния. На Пьера Безухова оказывает большое влияние встреча с простым солдатом.

Платон Каратаев удивляет графа своей добротой, которая не исчезла в критических условиях плена. Ласковая приветливая речь, спокойствие, умеренность сохраняются в солдате. Он резонёр народной мудрости, которая позволяет ему сохранять самообладание и веру в лучшее. Носителем подобной народной проницательности является и Кутузов.

В этом его отличие от вражеских полководцев: «Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история».

Народная мысль выражается и в критическом пафосе первого тома, в котором столичная знать, высший свет невероятно далеки от народа, от кровью защищающей их интересы русской армии (учебник «Русский язык и литература. Литература. Базовый и углублённый уровни. 10 класс», Б. А. Ланин, с. 315).

Народ показан Толстым как сила, проявляющая смирение, но обладающая при этом огромным потенциалом духовного. Именно эта сила определила исход войны, победив Наполеона.

Цитаты и афоризмы из произведения:

  • «Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету» (Платон Каратаев)
  • «Час терпеть, а век жить!» (Платон Каратаев)
  • «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие»
  • «Присутствие и замечания Вилларского, постоянно жаловавшегося на бедность, отсталость от Европы, невежество России, только возвышали радость Пьера. Там, где Вилларский видел мертвенность, Пьер видел необычайную могучую силу жизненности, ту силу, которая в снегу, на этом пространстве, поддерживала жизнь этого целого, особенного и единого народа»
  • «…он восхищался, рассказывая с восторгом про хозяйственного мужика Матвея Ермишина, который всю ночь с семьей возил снопы, и еще ни у кого ничего не было убрано, а у него уже стояли одонья» (о Николае Болконском)
Читайте также:  Анализ произведения тургенева ася (повести)

Цитата для размышления:

  • «Сильные люди всегда просты» (Л. Н. Толстой)

Сочинение Народная война в романе Война и мир Толстого

4. ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ

Выше нами была сформулирована мысль о том, что война — это противоестественное миру состояние. Человек переносится в чрезвычайно дегармонизированные условия, которые не могут не влиять на его мышление, отношение к жизни. Князь Андрей видит изначально цель в получении «своего Тулона».

Для него война — это свершение подвига, проявление своего мужества, а следовательно, и благородства, достижение славы. Но не будем также забывать, что «Война и мир» иллюстрирует и проявления трусости, честолюбия на войне.

Отношение же Болконского к войне изменится, когда он увидит само кровопролитие и жестокость.

Для Пьера Безухова война тоже становится испытанием, меняющим его взгляды на жизнь в целом. Война выглядит безжалостным убийством. Но также это зрелище пробуждает в графе патриотизм, сближает его с обычным русским солдатом.

Русский солдат, выраженный в образе Платона Каратаева, становится главной участной в сражениях фигурой. Именно простому народу, которому удастся победить самого Наполеона, отведена героическая роль.

Только сам народ и не подозревает о своём величии и мощи.

Людей, вступающих на защиту Родины можно разделить на карьеристов, которым являлся какое-то время Болконский, и простых солдат. У каждого из них свои жизненные цели, однако за последними, не ищущими громких восхвалений подвигов, стоит народная духовность, приводящая русский народ, в конце концов, к победе.

Цитаты и афоризмы из произведения:

  • «Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь» (Андрей Болконский)
  • «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… — Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: — а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» (Николай Болконский)
  • «Молодость не мешает быть храбрым» (Сухтелен)
  • «Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей…» (Андрей Болконский)

Цитата для размышления:

  • «Один плохой главнокомандующий лучше двух хороших» (Наполеон)

5. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В МАСШТАБЕ ИСТОРИИ

Говоря о личности, оказавшейся в условиях военных сражений, нельзя не упомянуть самих полководцев. Фигуры Наполеона и Кутузова контрастируют на протяжении всего романа. М. И. Кутузов показан читателям как близкий простому народу человек.

Он не скрывает своих чувств и не стыдится проявить некоторую сентиментальность («был слаб на слезы»), верит в Бога, жалеет своих солдат и не относится к ним свысока. Вместе с тем, Кутузов опытен и мудр. Наполеону же чужда такая проницательность и чувственность. Французский полководец самолюбив, циничен, бесчестен.

Для Толстого такой человек ограничен духовно, поэтому и слаб. Наполеон заявляет, что для него война — это ремесло. Поэтому управление судьбами живых людей для него определено холодным расчетом. Личность Наполеона воспринята по-разному героями романа.

С восхищением отзывается о нём Анна Павловна Шерер, а Николай Ростов ненавидит его как преступника. Так или иначе, Наполеон в романе-эпопее представляет собой великую личность, способную вести за собой миллионы. Однако он становится проигравшим. Кажется, именно Бонапарт определяет историю, творит историю, однако его планы рушатся.

Объяснение этому находим в философии Толстого: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей.

Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка». Так, можно сделать вывод о том, что конкретная личность может повлиять на ход событий, однако существует предопределение, которое не позволяет укротить человеку историю.

Цитаты и афоризмы из произведения:

  • «Наполеон же, гениальный полководец, как его называют, дал сражение, теряя четверть армии и еще более растягивая свою линию»
  • «Царь — есть раб истории»

Цитаты для размышления:

  • «Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений» (Л. Н. Толстой)
  • «Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя» (Л. Н. Толстой)
  • «Ответственность перед историей освобождает от ответственности перед людьми. В этом ее удобство» (А. Камю)
  • «Что такое история, как не ложь, с которой все согласны?» (Наполеон)

5. ЛЮБОВЬ И ВОЙНА

Война, извращая естественную действительность, казалось бы, должна искажать и моральные ценности человека. Там, где есть жестокость, убийство, разорение честных людей, не остаётся места проявлению человеколюбия. Однако люди, находясь в такой ситуации, испытывают удвоенную потребность в понимании, поддержке.

Любовь для них становится спасением и защитой. Любовь становится, к примеру, для Наташи Ростовой смыслом жизни. Ее потребность в любви эволюционирует вместе с самой героиней. Девочка, воспитанная в условиях родительской любви, ощущает назревание любовного чувства, которому она не в силах дать объяснение.

Любовные коллизии приводят Ростову к совершению ошибок, однако ей удаётся их пережить. Война забирает у Наташи любимого человека, брата. Но эти потери не ожесточают девушку. Ее человеколюбие не угасает, она открыта для любви и готова проявлять любовь. Она помогает солдатам.

В конце романа мы узнаём, что Наташа Ростова становится верной женой и матерью. Ее счастье обретено в семейном кругу. Так, любовь к ближнему становится спасением человека в условиях коварной войны, отнимающей жизни. Понятие «любовь» так же противопоставляется с «войной», как и «мир».

Здесь вполне уместно употребить такое выражение: «любовь спасёт мир». Любовь, спасающая героев это: любовь в семье, в дружбе, любовь к ближнему, к окружающему миру и, конечно же, к человеку, покорившему сердце.

Цитаты и афоризмы из произведения:

  • «Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, — была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, — и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать…»
  • «Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю» (Андрей Болконский)
  • «Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете — остальное все вздор. И этим одним мы здесь только и заняты», — говорила эта атмосфера» (о доме Ростовых)

Цитата для размышления:

  • «Главное — ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения человека к человеку» (Л. Н. Толстой)

6. МОСКВА И ПЕТЕРБУРГ

Формулировки многих тем, описанных выше, представляли собой выраженную оппозицию: человек-история, любовь-война, война-мир, власть-народ. Лев Николаевич Толстой на страницах своего романа представил большой набор подобных антитез. Так, сопоставление Москвы и Петербурга составляет одну из них.

Петербург в романе предстает холодным, высокомерным городом, где живут люди расчетливые, озабоченные выгодой и собственным благополучием. Салон Анны Павловны Шерер — это Петербург в миниатюре. Там принято говорить по моде, скрывая истинные чувство и мысль.

Кукольный «марафет» создает атмосфера искусственности.

«Как хозяин прядильной, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, так и Анна Павловна подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину». В салоне Пьер Безухов чувствует себя сдавлено, неуклюже. Петербург являет собой человеческое равнодушие. Не с проста петербуржцами являются члены семейства Курагиных.

Ростовы же живут в Москве. Московский мир дан в описании дома и быта этого семейства. Здесь также устраиваются приемы, но они лишены петербуржской бездушности и притворства.

Даже хозяин ведет себя по-другому: «Граф Илья Андреич Ростов иноходью озабоченно, торопливо похаживал в своих мягких сапожках из столовой в гостиную, поспешно и совершенно одинаково здороваясь с важными и неважными, которых он всех знал…»

Москвичи исполнены живостью духа, патриотизмом. Они оставляют Москву только в огне. Отсюда и стремление Наполеона захватить Москву, потому что именно она была символом России.

Цитаты и афоризмы из произведения:

  • «Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать; всякий иностранец, глядя на нее и не зная ее материнского значения, должен чувствовать женственный характер этого города; и Наполеон чувствовал его»
  • «…Москва, в октябре месяце, несмотря на то, что не было ни начальства, ни церквей, ни святынь, ни богатств, ни домов, была та же Москва, какою она была в августе. Все было разрушено, кроме чего-то невещественного, но могущественного и неразрушимого»
  • «…виконту и Ипполиту таскаться по гостиным и перебирать вздор и рассказывать сказочки пpo мадемуазель Жорж и про „девушка“ — это прилично, а мне роль эта не годится. Довольно с меня ее!» (Андрей Болконский о жизни в Петербурге)
  • «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего» (об оставлении москвичами города)

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/napravlenie-itogovogo-sochineniya-voyna-i-mir-temy-tsitaty-spisok-lite/

Война 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Сочинение Народная война в романе Война и мир Толстого

«Война и мир» — русская национальная эпопея. С самого начала работы над романом автор интересовался не только частной жизнью героев, но и теми историческими событиями, на фоне которых разворачивается действие.

В центре этих исторически событий стояла война 1812 гола. Она и является сюжетным стержнем романа. Всем героям произведения ,как из высшего аристократического общества, так и простым крестьянам ,пришлось столкнуться с войной. Именно в тяжёлое для страны время раскрылись подлинные характеры людей.

«Война и мир» начинается сценами ,изображающими высшее общество с его салонами, пустыми разговорами и балами. О мирной жизни героев рассказывается в первых двух томах. За это время мы успеваем привыкнуть к персонажам, пройти с ними житейские испытания.  Война в салонных разговорах  поначалу лишь упоминается, она не затрагивает конкретных людей.

Не изменяется обычный распорядок жизни в имении Болконских. Радуя своим гостеприимством, процветает семья Ростовых. О войне говорят, но она слишком далеко и никто не представляет трагичности ситуации. Идея народного ополчения пугает дворян, они боятся, что крестьяне наберутся вольного духа. Национальное самосознание у многих проявляется лишь на словах.

 

Толстой осуждает и высмеивает этот ложный патриотизм. Мало озабочены войной и крестьяне, ведь противник пока очень далеко. Факт неизбежности трагедии для многих пока остается досужим домыслом. Народная Россия еще не осознала опасности. Страна  всколыхнулась, когда враг подошел к Смоленску. Автор показывает поведение всех слоев населения: от дворян до крестьян.

Люди были взволнованы и обеспокоены. Ни один человек не мог оставаться в стороне. Даже природа, казалось, переживала за русский народ. Солнце казалось большим багровым шаром, стояла духота, от которой задыхались люди. Эта удушливая атмосфера показывает эмоциональное состояние участников войны.

Толстой показывает тягостную картину отступления русской армии, которая воспринимается как стихийное бедствие.

Вместе с тем растёт решимость выстоять и озлобление против врага. В войну с французской армией вступает вся нация, создаются партизанские отряды. Война приобретает народный характер. Новый главнокомандующий Кутузов олицетворяет в романе народную стихию и мудрость.

Автор показывает, с какой любовью относятся к нему простые солдаты и партизаны. В Кутузове, по мнению Толстого, воплотилось всё лучшее, чисто народное. Ему несвойственно лукавство и притворство. Он честен со своими солдатами.

Он опытный и талантливый полководец, по-отечески относящийся к тем, чья жизнь зависит от исхода боя. Он знает душу русского человека, поэтому солдаты доверяют ему. Кутузов понимает, что зачастую исход боя зависит не от военачальников, а от простых людей, искренне любящих своё Отечество.

Читайте также:  Анализ стихотворения поэма без героя ахматовой

Главнокомандующий умеет создать боевой дух у солдат, умеет поддержать их, направить на истинный путь.  

Через горнило войны так или иначе прошли все герои романа, она нашла отражение в каждой судьбе. Так, общение Пьера с русскими солдатами рождает в нем желание стать частью этих бравых людей.  Андрей Болконский проявил себя как истинный патриот, в минуту опасности сделавший всё ,что от него зависело. 

Л.Н. Толстой изображает яркие сцены боя. Он не приукрашивает войну, не скрывает от читателя все её ужасы и боль. В упорной борьбе русские не только выстояли, но и измотали французское войско. К сожалению, лучшие люди Отечества заплатили за мир своей жизнью.

Автор показал, какой ценой далась эта победа русским. Итак, Толстой изобразил войну 1812 года как на­родную, когда на защиту Ро­дины поднялся весь народ, война вторглась в жизнь каждого русского человека. Вот почему все русские люди объединились в этой борьбе.

Победа была одержана благодаря соборности.

Источник: https://padej.ru/vojna-1812-goda-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Народная война в романе «Война и мир» — сочинения для 10 класса

  1. Вступление
  2. Герои народной войны
  3. Партизанское движение народной войны
  4. О народе в романе «война и мир»
  5. Вывод

Понятие «народная война» включает себя основное лексическое ядро – «народ». А народ, значит, крестьяне, мужики, люди, не принадлежавшие высокому классу.

То есть народная война – это борьба народных масс без привлечения генералов и полковников, без определенных четко спланированных действий (чаще это спонтанные решения), без конкретных идей. Но народная война в романе «Война и мир» Толстого Л.Н. – это война не одного народа, а война целой нации. Здесь воют вместе и дворяне, и крестьянские партизаны, и офицеры, и ополченцы.

Толстой показывает всех в единой цели – одержать победу на французскими войсками любой ценой.

Герои народной войны

В романе Льва Толстого «Война и мир» достаточно подробно описываются действия главнокомандующих, офицеров, простых солдат во время сражений.

Мы можем наблюдать, как движется враг, слышать свист пуль, чувствовать запах дыма от вылетающих из пушки ядер. В отечественной войне 1812 года участвуют все. «Всем народом навалиться хотят; одно слово – Москва.

Один конец сделать хотят», – говорит один из героев романа Пьеру Безухову.

Мы видим на поле боя главнокомандующего русской армией – Михаила Иларионовича Кутузова, князя Андрея Болконского, графа Николая Ростова, маленького Петю Ростова, командующих войсками Багратиона, Барклая де Толе, капитана Тушина, Денисова и многих других военных людей.

К ним подключаются партизанские отряды, иногда сформированные самостоятельно мужиками-крестьянами. Но рядом с ними воюют люди невидимого фронта.

Это Наташа Ростова, княжна Марья Болконская, жители Москвы, покидавшие город только потому, что не желали подчиняться французскому императору, купец Ферапонтов, отдавший все свое имущество солдатам: «Тащи, а то все сам спалю!..» Теперь мы можем с уверенностью сказать, что Л.Н.

Толстой действительно описал в своем романе «Война и мир» народную войну. Только все вместе, общими усилиями, мыслями, чувствами русский народ остался непобедим.

Партизанское движение народной войны

По мнению Льва Толстого особую роль, можно сказать даже главную, сыграло партизанское движение. После оставления Москвы французы двигались огромной армией по дорогам отступления.

Но с каждым днем войско их таяло не только от холода, голода и болезней, страшнее всего для них были партизаны, которые развернули в это время активную деятельность. Они ждали повсюду, и, в конце концов, французская армия была разбита полностью.

Жалкие остатки неприятельского войска (всего около 10000 солдат) были взяты в плен. Партизаны хорошо сделали свое дело. Они помогли русской армии выстоять, помогли удержать свои позиции, помогли разбить врага.

Партизаны были разные: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок… взявший несколько сот пленных.

Была старостиха Василиса, побившая сотни французов…» Толстой связывает их воедино. Да, они разные, но цель у них одна – спасти русскую землю, и в этом они все вместе.

Люди войны в произведении «Война и мир» испытывают единое чувство патриотизма, чувство русского человека, желающего победить.

Писатель дает нам описание некоторых партизанов подробно, так как, например, Тихон Щербатый. Примкнувший к отряду Денисова, Тихон вел активную партизанскую деятельность. Он «был самым нужным человеком» в отряде.

Его хитрость, ловкость, сноровка, бесстрашие, хорошая физическая сила, точность выполнения поставленных целей давала русской армии результаты. Но таких, как Тихон, было много. Толстой описывает их кратко, или просто не дает никакого описания.

Это и не важно, важно другое: чувство единства всех людей, к какому социальному сословию они не принадлежали.

О народе в романе «война и мир»

«Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью», – высказывается сам Л.Н.

Толстой в романе. Искреннее отношение к русскому народу писатель показывает и через своих героев.

Главнокомандующий Кутузов восклицал: «Чудесный, бесподобный народ!» Его единение с народом подчеркивается Толстым в его характеристике, в отеческом отношении к своим солдатам, в слезах, которым Кутузов часто давал волю в различных ситуациях.

Николай Ростов признает силу «нашего русского народа», без которого он уже себя и не мыслит.

Андрей Болконский объясняет Безухову, отчего зависит успех военной кампании: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции…От того чувства, которое есть во мне, в нем, в каждом солдате».

И это чувство истинного патриотизма, а не чувство «своего Тулона» (о чем изначально думает князь Андрей), приходит к Болконскому с пониманием силы народа, веры в народ, единения с народом.

Вывод

В моем сочинении на тему «Народная война в романе «Война и мир» высказана мысль Л.Н.Толстого о том, что русский народ силен в единстве своем, и именно это единение помогло одержать победу в Отечественной войне 1812 года. Это подтверждается в его великом произведении – романе «Война и мир».

Народная война в романе «Война и мир» сочинение по теме | источник

Источник: https://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/narodnaya-vojna-v-romane-vojna-i-mir-sochineniya-dlya-10-klassa.html

Народный характер войны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Текст

    Изображая в своем романе «Война и мир» военные события, Толстой не только дает широкие полотна, рисующие такие яркие картины, как Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения, но широко показывает и каждого человека, вовлеченного в поток боевых действий. Главнокомандующие армиями, генералы, штабное начальство, строевые офицеры и солдатская масса, партизаны – все эти разнообразные участники войны показаны автором с поразительным мастерством в самых разных условиях их боевой и «мирной» жизни. При этом писатель, сам бывший участник войны на Кавказе и обороны Севастополя, стремится показать настоящую войну, без всяких прикрас, «в крови, в страданиях, в смерти», с глубокой и трезвой правдой рисуя и прекрасные качества народного духа, которому чужды показная храбрость, мелочность, тщеславие.

    Изображение войны у Толстого не ограничивается описанием действий Кутузова и других предводителей. Писатель сумел передать поистине народный характер Отечественной войны 1812 года.

Рисуя картины сражений, Толстой показывает и моменты героических атак, и моменты неразберихи, как, например, под Аустерлицем, когда «по рядам пронеслось неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины, и войска стояли, скучая и падая духов».

    Сцены ранений, увечий, смерти дополняют общую картину сражений, показывая настоящее лицо войны.

    Толстой показал, что не только армия, войско, но и весь народ встал на защиту «священной земли русской».

Перед вступлением французов в Москву «все население, как один человек, бросая свое имущество, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства».

И такое явление наблюдалось не только в Москве: «Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли происходило то же самое, что происходило в Москве».

    Полумиллионная армия Наполеона, завоевавшая себе в Европе славу непобедимой, обрушилась всей своей грозной силой на Россию. Он она натолкнулась на мощное противодействие. Против врага сплоченно встали армия и народ, защищавшие свою страну, свою независимость.

    Толстой показывает партизанские отряды Денисова и Долохова, рассказывает о каком-то дьячке, вставшем во главе отряда, о старостихе Василисе, побившей сотни французов: «партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опадавшие листья, которые сами собой сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и тогда трясли это дерево». Небольшие, но сильные духом, отряды постепенно уничтожали врагов.

    Так закончилась война – агрессивная, захватническая со стороны французов, и народная, защищавшая независимость своей родины — со стороны русских.

Основную роль в победе Толстой приписывает народу, тем Карпам и Власам, которые «не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его», тому Тихону Щербатому из села Покровского, который в партизанской отряде Денисова был «самым полезным и храбрым человеком».

Войско и народ, сплоченные в своей любви к родной стране и в ненависти к врагам-захватчикам, одержали решительную победу над армией, внушавшей ужас всей Европе, и над ее полководцем, признанным миром гениальным.

Конечно, немаловажную роль в исходе войны сыграли и полководцы, и генералы, и другие руководящие личности, и им Толстой уделяет много внимания. Однако, вклад простых солдат в победу неоценим, и можно с уверенностью сказать, что именно народ вынес на своих плечах все невзгоды и горести войны, но нашел в себе силы для борьбы и сразил Наполеона.

Источник: https://4fasol.com/txt/essay/78048

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]