Писатель георгий скребицкий. жизнь и творчество

Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчествоГеоргий Алексеевич Скребицкий пришел в детскую литературу в зрелом возрасте. Он родился в 1903 году. Детство и отрочество провел в небольшом городке Чернь Тульской губернии. Его отчим Алексей Михайлович, веселый, добрый, немного чудаковатый человек, работал в местной больнице врачом. Он был страстным охотником и рыболовом. Бродя с ним по перелескам с ружьем или сидя с удочкой у реки, мальчик всей душой полюбил природу, родной край, свой городок. Эту любовь он унес с собой и в Москву, куда юношей поехал учиться.

В 1925 году Г.А. Скребицкий окончил Литературный институт. Казалось бы, путь в литературу открыт. Но нет! Он отдается во власть другой своей страсти и поступает в Зоотехнический институт, чтобы изучать родной ему с детства мир природы, мир зверей.

В 1935 году, окончив это учебное заведение, будущий писатель становится научным сотрудником в Исследовательском институте звероводства и охотничьего хозяйства. Пять лет пробыл он здесь, и это стало хорошей научной школой: каждое лето Георгий Алексеевич выезжал в различные экспедиции и изучал природную жизнь зверей и птиц. Позднее Г.А.

Скребицкий работал научным сотрудником в Институте психологии при МГУ, где стал кандидатом биологических наук. Он много писал, но это были сугубо научные труды по зоологии и зоопсихологии.

Все это время в памяти Георгия Алексеевича живут воспоминания детства о первых встречах с природой. Каждый день работа ученого дает ему все новые и новые соображения о жизни зверей и птиц. Г.А.

Скребицкий, используя накопленные им знания, решает записать свои воспоминания, адресовав их тем, кому столько же лет, сколько было ему самому, когда он впервые встретился с природой.

Так началось слияние двух любимых профессий Георгия Алексеевича, так он нашел, наконец, свое истинное призвание.

Свой первый рассказ – о зайчонке-листопаднике – «Ушан» Г.А. Скребицкий написал в 1939 году. С тех пор, до самой смерти, настигшей его в 1964 году, он работал в самых разных жанрах детской литературы.

Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчествоВпрочем, долгое время Г.А. Скребицкий не оставлял и непосредственно научной работы. Так, во время войны, не попав по состоянию здоровья на фронт, он служит в войсках МПВО, работает в Московском зоопарке, об обитателях которого пишет очерки и рассказы. Вскоре литературная работа завладевает им целиком, занятия наукой отступают в прошлое. Тем не менее, общение с природой, которая всегда была для Г.А. Скребицкого источником духовных сил, а теперь стала и литературным источником, не прекращается до последних дней.

Творческое наследие писателя принято рассматривать в хронологическом порядке. Но в данном случае разговор о Г.А. Скребицком лучше начать с его последних автобиографических книг.

Двухтомная художественная биография писателя вышла в издательстве «Детская литература» в 1960-е годы: повесть о детстве «От первых проталин до первой грозы» была опубликована в 1964 году, а повесть о юности «У птенцов подрастают крылья» – в 1966 году, уже после смерти Г.А. Скребицкого.

Эти произведения сразу дают представление о биографии писателя: о его детстве и юности, о среде, в которой он рос. Именно в детстве, еще ребенком, Георгий Алексеевич творчески нашел себя в природе, изображению которой посвятил потом всю жизнь, все книги. Рассказы о собственном детстве составляют у писателя лишь небольшую часть творчества.

В большинстве произведений он ведет рассказ от своего имени, а не от лица мальчика-рассказчика.

Творчество Г.А. Скребицкого многообразно и многожанрово. У него есть сюжетные рассказы, близкие к классическому, распространенному типу этого жанра Они повествуют, главным образом, о ребячьих приключениях, и в таких случаях природа нередко оказывается лишь фоном, на котором действуют герои, она перестает быть сама героем произведения, как это бывало в лучших книгах писателя.

Есть у Г.А. Скребицкого и сказки (он их называет «сказками следопыта»), и своеобразные басни в прозе, и стихи.

Но, возможно, самые увлекательные его произведения – это охотничьи были, воплотившие весь его недюжинный опыт искателя лесных приключений, были, полные удивительнейших событий.

Они прекрасно удовлетворяют ребячью жажду необычного, чудесного, опасного, они рассказывают о многих лесных казусах, охотничьих удачах и промашках.

Первая книга Г.А. Скребицкого «Остров белых птиц» (1942) была посвящена чайкам. Затем появилась книга «О простофилях и хитрецах» (1944), в которую вошли рассказы о разных животных, о том, как они живут, как относятся к человеку, спасаются от врагов, охотятся, добывают пищу.

В «Рассказах охотника» и в «Охотничьих тропах» писатель – враг браконьерства и вдумчивый советчик молодого человека, впервые взявшего ружьё в руки.Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество

В книге «С ружьём и без ружья» он делает упор на то, что радует в природе и достойно пристального внимания думающего наблюдателя. Зоркий глаз и фотографический аппарат дают иной раз так много, что нет необходимости и вспоминать о задуманном выстреле.

Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество

Для дошкольников и младших школьников Г.А. Скребицкий написал много книг о разных зверях и птицах: «Барсучонок», «Белка», «Еж», «Лисица», «Грач, галка, сорока».

Писатель сообщает маленьким читателям о том, как живут и питаются белки, как они два раза в год выращивают потомство и спасают его от зубов хитрой куницы, о повадках лисиц, медведей, барсуков. Он рассказывает о диких северных птицах-гагарах, об удивительной птичке коростеле-дергаче, о последнем лове рыбы и о многом другом.

И все сведения, им сообщаемые, строго научны и познавательны. К тому же писатель хорошо видит и знает того, кому он сообщает накопленные и приобретенные знания.

  • Вот как определял Георгий Алексеевич главную задачу своего творчества: «Пусть они – мои совсем еще юные читатели – узнают о том, как интересна жизнь любых, даже самых обычных животных; пусть попробуют внимательно понаблюдать за ними, полюбят их, а через них научатся понимать и любить и всю нашу сказочно богатую родную природу».
  • Библиография
  • Прижизненные издания:
  • Скребицкий, Г.А. В лесу и в поле. Звери и зверюшки/ Георгий Алексеевич Скребицкий ; рис. А. Келейникова. – М. : Детгиз, 1963. – 28 с. : ил.
  • Скребицкий, Г.А. Друзья моего детства : рассказы / Георгий Алексеевич Скребицкий ; рис. В. Фролова. – М. : Детгиз, 1958. – 95 с. : ил.
  • Скребицкий, Г.А. За лесной завесой : рассказы и сказки / Георгий Алексеевич Скребицкий ; рис. А. Келейникова, И. Година. – М. : Детгиз, 1963. – 607 с. : ил.
  • Скребицкий, Г.А. Звери разных стран : [книжка-игрушка] / Георгий Алексеевич Скребицкий ; худож. Д. Горлов. – [М.] : Росгизмеспром, 1954. – [18] с. : ил., выкройки.
  • Скребицкий, Г.А. Остров белых птиц / Георгий Алексеевич Скребицкий ; рис. Л. Бруни. – М. ; Л. : Детгиз, 1942. – 64 с. : ил.
  • Скребицкий, Г.А. Приручённые и дикари : рассказы / Георгий Алексеевич Скребицкий ; рис. А. Келейникова. – М. : Детгиз, 1961. – 415 с. : ил. – (Школьная библиотека).
  • Скребицкий, Г.А. Про наших птиц, скворцов и синиц: марочная энциклопедия. Вып. 2. / Георгий Алексеевич Скребицкий ; рис. А. Келейникова. – М. : Детский мир, 1961. – 32 с. : ил.
  • Скребицкий, Г.А. Простофили и хитрецы : рассказы о животных / Георгий Алексеевич Скребицкий ; рис. Г. Никольского. – М. ; Л. : Детгиз, 1944. – 63 с. : ил.
  • Скребицкий, Г.А. Синица и соловей / Георгий Алексеевич Скребицкий ; рис. Д. Домогацкого. – М. : Детский мир, 1958. – 16 с. : ил.
  • Скребицкий, Г.А. У птенцов подрастают крылья : повесть о юности / Георгий Алексеевич Скребицкий ; рис. Ю. Реброва. – М. : Детская литература, 1966. – 512 с. : ил.

Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество

Литература о жизни и творчестве:

  • Баруздин, С.А. Заметки о детской литературе / Сергей Алексеевич Баруздин. – М. : Детская литература, 1975. – С. 225-227.
  • Витман А.М. Советские детские писатели : биобиблиографический словарь (1917-1957) / А.М. Витман. – М. : Детгиз, 1961. – С. 339-340.
  • Детская литература, 1964 : сборник статей / отв. ред. И.А. Давыдов ; Дом детской книги. – М. : Детская литература, 1964. – С. 120-147.
  • Книги – детям : сборник метод. статей о работе с книгой / отв. ред. В.И. Бочкарёва ; Дом детской книги. – М. : Детгиз, 1956. – С. 111-120.
  • Кузнецова, Н.И. Детские писатели : справочник для учителей и родителей : приложение к книгам для чтения серии «Свободный ум» / Н. И. Кузнецова, М. И. Мещерякова, И. Н. Арзамасцева. – М. : Баласс, 1995. – 174 с.
  • Петухова, А.Е. Тропинки дружбы : очерк творчества Г. Скребицкого / А.Е. Петухова. – М. : Детская литература, 1970. – 94 с.
  • Чаплина, В.В. Георгий Алексеевич Скребицкий // Детская литература. – 1966. – № 3. – С. 34-37, 40-41.

Источник: https://iv-obdu.ru/fond-redkoy-knigi/imena/georgiy-alekseevich-skrebitskiy-/

Г скребицкий сказка от мамы. георгий скребицкий — краткая биография и книги

  • Описание презентации по отдельным слайдам:
  • 1 слайд
  • Описание слайда:
  • «МИР ПРИРОДЫ ОТКРЫВАЕТ КНИГИ» Виртуальное путешествие по творчеству Георгия Алексеевича Скребицкого Выполнила: Зеленеева Ирина Святославовна, учитель начальных классов, МБОУ СШ № 20 г.Дзержинска Нижегородской области
  • 2 слайд
    Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество
  • Описание слайда:
  • Георгий Алексеевич Скребицкий (20 июля 1903 – 18 августа 1964). известный писатель-натуралист
  • 3 слайд
    Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество
  • Описание слайда:

Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903 года. Фамилия Скребицкий появилась у мальчика только в четыре года, когда его усыновила Надежда Николаевна Скребицкая. Некоторое время спустя Надежда Николаевна выходит замуж за земского врача, после чего они всей семьей переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная еще в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого, придав ни с чем не сравнимое своеобразие его творчеству.

4 слайд
Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество

Описание слайда:

В 1921 году Скребицкий заканчивает Чернскую школу и едет учиться в Москву, где в 1925 году заканчивает литературное отделение в Институте слова. Затем поступает в лесотехнический институт.

И всю дальнейшую жизнь думает связать с изучением природы. Первый свой рассказ о зайчонке-листопаднике — «Ушан» Скребицкий написал в 1939 г.

С тех пор он стал работать в детской литературе в самых разных ее жанрах.

5 слайд
Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество

Описание слайда:

Рассказы о животных Георгия Алексеевича Скребицкого удивляют тонкой наблюдательностью автора и притягивают мягкой манерой повествования. В них почти всегда присутствуют легкая нотка юмора и доверительная искренность, неоценимо важные для детского восприятия.

«А почему бы не рассказать обо всём этом и другим ребятам, почему бы не попытаться и их заинтересовать жизнью животных, привлечь в ряды юных натуралистов?… С этой же целью написаны все мои книги для ребят.

Пусть они — мои совсем ещё юные читатели — узнают о том, как интересна жизнь любых, даже самых обычных животных; пусть попробуют внимательно понаблюдать за ними, полюбят их, а через них научатся понимать и любить и всю нашу сказочно богатую родную природу». Георгий Скребицкий

  1. 6 слайд
    Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество
  2. Описание слайда:
  3. 7 слайд
    Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество
  4. Описание слайда:
  5. 8 слайд
    Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество
  6. Описание слайда:
  7. 9 слайд
    Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество
  8. Описание слайда:

Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималист Вера Чаплина.

В своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь».

Нужно было дать малышам образное и в то же время верное представление о том, «Как белочка зимует» или чем живёт майский жук.

10 слайд
Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество

Описание слайда:

В соавторстве Скребицкий и Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники»(1951) и «В лесной чаще»(1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще».

Читайте также:  Гиена - сообщение доклад

11 слайд
Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество

Описание слайда:

Вершиной творческого таланта Георгия Скребицкого по праву считаются две большие книги, которые он написал в последние годы своей жизни.

Это замечательная повесть о детстве «От первых проталин до первой грозы» и прекрасная повесть о юности «У птенцов подрастают крылья».

Это автобиографические произведения, чье действие происходит по большей части в Черни в десятилетия перед Октябрьской революцией и в первые годы после становления Советской власти.

12 слайд

Описание слайда:

Летом 1964 года Георгий Алексеевич почувствовал себя плохо, и с приступом острой боли в сердце был доставлен в больницу. Умер Георгий Алексеевич Скребицкий 18 августа 1964 он скончался от инфаркта, был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

13 слайд

Описание слайда:

В свет выходит сборник посвященный 100-летию со дня рождения детского писателя Георгия Алексеевича Скребицкого, в произведениях которого звучит одна из наиболее актуальных тем сегодняшнего дня: любовь и забота об окружающей природе и ее обитателях. Произведения Г.А.

Скребицкого, пользовавшиеся большой популярностью при его жизни, продолжают быть настольным чтением юного поколения и в наши дни. Рассказы и книги его переиздаются многими современными издательствами и пользуются неизменным спросом. Сборник составлен сыном писателя — членом Союза писателей России — В.Г.Скребицким. В него включены воспоминания об отце, ряд рассказов Г.

А.Скребицкого и три рассказа самого В.Г.Скребицкого, продолжающие тематику произведений его отца.

14 слайд

Описание слайда:

Друзья природы – следопыты! Для вас писал ваш старый друг, Для тех, кому вся жизнь открыта, Кто, не боясь ее невзгод, Как подобает следопыту, К заветной цели вдаль ведет. Г. Скребицкий

15 слайд

Описание слайда:

Источник: https://sadlazur.ru/g-skrebickii-skazka-ot-mamy-georgii-skrebickii—kratkaya-biografiya.html

Георгий Алексеевич Скребицкий

?

Categories:

  • История
  • Литература
  • Cancel

Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчествоГеоргий Алексеевич Скребицкий(20.07.1903 — 18.08.1964)

Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество

С Тульским краем, точнее, с уездным городом Чернь и его окрестностями, связано имя замечательного детского писателя Георгия Алексеевича Скребицкого. Именно здесь прошли детские и юношеские годы, сыгравшие огромную роль в формировании его личности.

Скребицкий родился 20 июля (2 августа н.с.) в 1903 г. в Москве. Четырех лет, совсем малышом, он был усыновлен Надеждой Николаевной Скребицкой. Через некоторое время Надежда Николаевна вышла замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова, и они всей семьей переехали жить в город Чернь Тульской губернии.

В семье, где рос будущий писатель, очень любили природу, отчим Георгия Алексеевича был страстным охотником и рыболовом, сумевшим передать свое увлечение мальчику.Скребицкий говорил, что его «с детства интересовали две вещи — природоведение и художественная литература».

В конце концов, ему удалось стать человеком сразу двух этих профессий, слившихся в одну писателя-натуралиста. Но произошло это не сразу. Сперва два занятия как бы соревновались друг с другом.В 1921 г. будущий писатель, окончив Чернскую школу 2-й ступени, уехал учиться в Москву. В 1925 г. он окончил литературное отделение Института слова.

Казалось бы, путь в литературу открыт. Но нет! Он отдался во власть другой своей страсти и поступил в Высший зоотехнический институт на факультет охотоведения и звероводства, чтобы изучать с детства родной ему мир природы, мир зверей.

Окончив и этот институт, Скребицкий становится научным сотрудником Всесоюзного исследовательского института звероводства и охотничьего хозяйства. Пять лет пробыл он здесь, и они оказались для него хорошей научной школой: каждое лето выезжал он в самые разные экспедиции и изучал природную жизнь зверей и птиц.

Потом Георгий Алексеевич работал научным сотрудником в Институте психологии (в лаборатории зоопсихологии) при МГУ, стал кандидатом биологических наук, занимал должность доцента кафедры физиологии животных Московского университета, ездил в экспедиции, наблюдал жизнь различных животных.

Он много писал в это время, но все это были пока что сугубо научные труды — по зоологии и зоопсихологии. А в памяти Скребицкого все это время жили воспоминания детства, воспоминания о первых встречах с природой. Каждый день работа ученого поставляла ему все новые и новые соображения о жизни зверей и птиц. Охотничьи походы приносили поистине приключенческие сюжеты.

Скребицкий решил записать свои воспоминания, использовать свои знания, адресовав их тем, кому столько же лет, сколько было ему самому, когда он впервые встретился с природой.Так и началось слияние двух любимых профессий Скребицкого, так определил он наконец наиболее полным образом истинное свое призвание.

Первый свой рассказ о зайчонке-листопаднике — «Ушан» Скребицкий написал в 1939 г. С тех пор он стал работать в детской литературе в самых разных ее жанрах.

Вершиной творчества Скребицкого, его лебединой песней, стали две большие книги, написанные в последние годы жизни: повесть о детстве «От первых проталин до первой грозы» (1964, 1972, 1979)Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество

и — изданная посмертно — повесть о юности «У птенцов подрастают крылья» (1966).

Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчествоЭто автобиографические произведения, действие которых проходит главным образом в Черни в последние десятилетия накануне Октябрьской революции и в первые годы Советской власти. Они достойно увенчивают творческий путь писателя, в них с наибольшей выразительностью сказались особенности его таланта, знакомые читателям по прежним книгам и связанные с изображением мира природы и ее обитателей. Через детское и юношеское восприятие главного героя здесь показана целая полоса русской жизни, ознаменовавшаяся огромными по своей значимости событиями. Написанные с большой душевной теплотой и поэтичностью, пронизанные ласковым юмором, они поражают знанием психологии ребенка и юноши, тонким мастерством лепки развивающегося характера.Текст последней повести остался незавершенным – после смерти Георгия Скребицкого к печати его готовила Вера Чаплина.В соавторстве Скребицкий и Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники»(1951) и «В лесной чаще»(1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще»(1949).Летом 1964 г. Г.А.Скребицкий почувствовал себя плохо и был доставлен в больницу с приступом острой боли в сердце.18 августа он скончался от инфаркта. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Взято тут http://publ.lib.ru/ARCHIVES/S/SKREBICKIY_Georgiy_Alekseevich/_Skrebickiy_G.A..html

Интерсная подборка книг http://1-9-6-3.livejournal.com/198644.htmlЗимняя книга Скребицкого:Снеговик.Рисунки В.Носко.М., Детгиз. 1957г., 16с.энциклопедический формат.

  • Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество
  • Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчествоПисатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество
  • Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчествоПисатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество

Источник: https://kid-book-museum.livejournal.com/528288.html

Скребицкий Георгий Алексеевич

– Дедушка. А ты не мог бы мне помочь?

Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество

Нам учительница задала сделать реферат про одного русского писателя. Я в интернете нашла и распечатала его портрет и немного прочитала про его биографию. Так вот, может ты мне поможешь всё красиво оформить и побольше узнать про этого писателя.

– Ну, давай посмотрим. Я как раз сейчас в интернет зашёл. А как зовут этого писателя?

– А зовут его Георгий Алексеевич Скребицкий. Вот портрет у нас уже есть.

Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество

–Ага. Хорошо. Нашёл.

В 1903 году в одном Московском приюте родился мальчик, которого назвали Георгий. 4 года мальчик рос в детском приюте. Хотя он был ещё маленький, но уже понимал, что у каждого ребёнка должны быть родители. И очень хотел найти маму и папу.

В 4 года его усыновили и увезли жить в деревню. Повезло мальчику с приёмными родителями: хорошие они были люди, добрые и любили своих детей. Заботливый отец, который очень любил природу, был охотником и рыболовом.

И детей своих учил, бережно относиться ко всему живому, брал с собой на рыбалку, учил наблюдать, как весна наступает, как лето приходит. В их доме постоянно жили разные животные и птицы: собака Джек, кот Иваныч, ручной ёжик Пушок, скворец, которого ранил злодей-коршун.

А с животными все время происходили разные забавные истории. Вот и полюбил Георгий животных с самого детства.

Много книг прочитал Георгий о природе, животных и птицах. Любил ходить в лес за ягодами и грибами, или просто подышать лесным воздухом и послушать пение птиц.

– Вот так и жил мальчик в любви и заботе, учился в школе, институте, а когда вырос, стал серьёзным учёным-зоологом. А зоолог – это учёный, который изучает животных и их жизнь. Но в памяти Георгия Алексеевича Скребицкого всегда жили светлые воспоминания детства: мать, отец и его четвероногие друзья.

Поэтому и решил он рассказать обо всем этом ребятам. Георгий Скребицкий ездил в разные экспедиции, в которых наблюдал за жизнью и поведением животных. А все свои наблюдения записывал. За свою жизнь он написал много рассказов и книг о жизни животных для взрослых и детей. Вот так и стал он писателем.

С большой любовью писал Скребицкий о природе: как летают разноцветные бабочки и жучки, как пчёлы забираются в чашечки цветов и пьют душистый нектар, как трудятся муравьи.

В рассказах Георгия Скребицкого всюду кипит жизнь, полная интересных приключений и неожиданностей.

Многие его рассказы написаны на основе своих собственных воспоминаниях из детства, как в их доме жили разные животные и птицы.

Например, вот рассказ «Ушан» о маленьком зайке, которого подобрал в лесу мальчик Юра. Быстро подружился зайка с другими обитателями дома: собакой Джеком и толстым неповоротливым котом Иванычем.

Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество

О собаке и коте тоже есть рассказы у Георгия Скребицкого. Они так и называются «Джек» и «Кот Иваныч». Джек – это красивая охотничья собака, которая была самым настоящим другом. А вот Кот Иваныч – был хитрый и ленивый. Но, не смотря на это, всё равно его все любили. Целые дни он ел или спал.

Во сне лапы раскинет, сам вытянется, а хвост вниз свесит. Из-за этого хвоста Иванычу часто доставалось от щенка Бобки. Хватит Бобка Иваныча за хвост, стащит на пол и везёт, как мешок. Кот проснётся, опомниться, даст Бобке лапой по морде, а сам опять спать.

Или словит мышку, ради развлечения, принесёт в дом, покажет всем и отпустит.

А однажды появился в доме лесной зверёк – белочка. Рассказ «Воришка» посвящён белке, которая живёт в домашних условиях.

Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество

Так вот в доме стали пропадать сахар, хлеб, конфеты. А как то раз оставили на окне целую корзину с грибами. А утром посмотрели – грибов нет. Оказалось, что белочка все оленьи рога, которые висели над диваном, грибами увешал. Она так к зиме готовилась, вот грибы и сушила.

Есть у Григория Скребицкого и рассказ про маленького ёжика, которого звали Пушок.

– Ничего себе. Ёжики ведь колючие. Его надо было назвать Колючка.

– А вот Григорий Скребицкий назвал ёжика Пушок, потому что хотел сделать колючего ёжика домашним, ручным животным. Даже когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. Вот за это его и назвали Пушок. А какие приключения происходили с ёжиком можно узнать, если прочитать рассказ «Пушок».

Есть у Георгия Скребицкого рассказ о маленьком скворчонке Чир-Чирыче. Сначала Чир-Чирыч жил в своём скворечнике, а когда напал на скворушку ястреб и поранил крылышко, то его забрали люди и стали заботиться о скворушке. И в итоге скворушка смог летать и радовать всех своими песнями.

Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество

А ещё Георгия Скребицкий писал интересные сказки. Например, сказка «Четыре художника» о красоте каждого времени года.

Встретились как-то вместе Зима, Весна, Лето и Осень и заспорили кто из них лучше рисует. Спорили-спорили и решили в судьи выбрать Красное Солнышко: «Оно высоко в небе живёт, много повидало на своём веку, пусть и рассудит, кто лучше рисует».

А что из этого вышло можно узнать, если прочитать сказку Георгия Скребицкого «Четыре художника».

Кроме рассказов и сказок Георгий Скребицкий написал две повести. Это повесть «От первых проталин до первой грозы» о своём детстве, о школе, о друзьях, о жизни родного города. Вторая «Друзья детства». Главными героями этой повести являются животные, которые жили в доме писателя. Это собака Джек, кот Иваныч, ёжик Пушок и многие другие.

Читайте также:  Осел и соловей - краткое содержание басни крылова

Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчество

И ещё много интересных книги и рассказов написал Георгий Скребицкий. Среди них: «Сказки следопыта», «Лесной голосок», «Неведомые тропы» и другие.

  • – Дедушка, а давай, теперь мне реферат сделаем о том, что ты мне рассказал.
  • – Давай, а в конце реферата допишем стихотворение Георгия Скребицкого, в котором он обращается к своим маленьким читателям – детям.
  • Друзья природы – следопыты!
  • Для вас писал ваш старый друг,
  • Для тех, кому пути открыты
  • На Крайний Север и на Юг,
  • Для тех, кому вся жизнь открыта,
  • Кто, не боясь её невзгод,
  • Как подобает следопыту,
  • К заветной цели вдаль идёт.

Источник: https://videouroki.net/video/25-skriebitskii-gieorghii-alieksieievich.html

Биография

«Я писатель-натуралист. Зиму и лето брожу по полям и лесам, наблюдаю за жизнью зверей и птиц, пишу об этом рассказы. Своим занятием я очень доволен, не променяю его ни на какое другое». Так говорил о себе Георгий Алексеевич Скребицкий.  

Георгий Алексеевич Скребицкий родился в Москве 2 августа 1903 года. Четырёхлетним мальчиком он был взят из приюта и усыновлён Надеждой Николаевной Скребицкой. Детство будущего писателя прошло в маленьком городке с невесёлым названием Чернь Тульской области. Зато вокруг была живая природа. И Георгий пропадал на речке с удочкой, в лесу с корзинкой и рюкзаком.  

Учиться его отдали в школу-пансионат, устроенную богатой купчихой. Он всегда с нетерпением ждал воскресенья, когда можно было вернуться домой. Мальчику повезло с родителями. Мать и отчим Алексей Михайлович были для него добрыми наставниками.

С любовью и уважением вспоминал о них писатель: «Мой приёмный отец служил врачом, заведовал больницей. Он был страстным охотником и рыболовом и очень любил всяких животных. Мать моя тоже любила животных. Она часто смеялась, что мы живём в настоящем зверинце». В доме всегда жили собаки, зайцы, лисята, ежи.

Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная писателем в детские годы, стала ориентиром всего жизненного пути.  

Георгий Скребицкий часто вспоминал, что его с самого детства больше всего интересовали две вещи — природоведение и художественная литература.  

Отчим любил по вечерам вслух читать стихи русских поэтов о природе, декламировал их во время прогулок по лесу, на рыбной ловле.  

Неудивительно, что Георгий Скребицкий поступает сначала в Литературный институт, затем в Зоотехнический. Окончив его, Георгий Алексеевич работает научным сотрудником.

Выезжает в научные экспедиции, в заповедники, становится кандидатом биологических наук и пишет свой первый рассказ для детей о зайчонке-листопаднике — «Ушан».

Так в нём объединились две любимые профессии – природовед и литератор.  

В годы войны, не попав на фронт по состоянию здоровья, Георгий Алексеевич работает в Московском зоопарке. В 1942 г. выходит его книга «Остров белых птиц», о чайках. А родные места зовут писателя к себе.  

«Какое счастье на рассвете тропой исхоженной давно

Бродить и жить на этом свете с природой вместе – заодно!», — написал Скребицкий, возвращаясь к излюбленному занятию. И снова леса, наблюдения за его обитателями и «тропинки дружбы», которые он прокладывает от природы к людям через книги. А книг написано немало – «Друзья моего детства», «Колючая семейка», «Лесной голосок», «От первых проталин до первой грозы», «Весёлые ручьи»  и др.  

Писатель Георгий Скребицкий. Жизнь и творчествоПисателя всегда волновал вопрос: смог ли он заронить хоть «искру любви» в юные сердца. «Когда выходит в свет моя новая книга, меня невольно берут сомнения: сумел ли я достаточно хорошо рассказать читателям то, что задумал? Почувствуют ли они симпатию и любовь к моим четвероногим и крылатым «героям»?» Жизнь показала, что сомнения писателя были напрасны. Его книги пользуются большой популярностью. Наряду с произведениями М. Пришвина и В. Бианки они являются для детей школой познания родной природы, школой гуманизма и доброты.  

Скончался Георгий Алексеевич Скребицкий 18 августа 1964 года, от инфаркта, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Дополнительная литература о писателе:

  1. Архангельский В. О Моём друге/ В.Архангельский. // Скребицкий Г. Весёлые ручьи / Г.Скребицкий.- М.: Детская литература, 1973.- С. 3-6.  
  2. Баруздин С. О Георгии Скребицком / С.Баруздин. // Баруздин С.Заметки о детской литературе / С. Баруздин .- М.: Детская литература, 1975.- С. 225-227.  
  3. Краснова Л. В. Удивительная природа: Писатель-натуралист Г. Скребицкий / Л. В. Краснова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2015.- №10.-С. 51-52.  
  4. Петухова А. «Сказка-несказка» / А. Петухова // Детская литература. — 1970.- №19.- С. 23-26.  
  5. Скребицкий Г. Коротко о самом себе / Г. Скребицкий // Скребицкий Г. Лесные переселенцы / Г. Скребицкий.- М.:Изд-во МГУ, 1990.- с.3-6.  
  6. Хайдакова И.В. Певец родной природы: Творчество Г. А. Скребицкого / И. В. Хайдакова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. -2018.- №6.- С.13-16.  
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Скребицкий, Георгий Алексеевич  
  8. http://n-sladkov.ru/index.php/skrebick

Источник: http://cdb-seversk.tom.muzkult.ru/Biografiya4/

Георгий Скребицкий — биография, список книг, отзывы читателей

Георгий Алексеевич Скребицкий – известный писатель-натуралист.

Георгий Скребицкий родился в Москве, в семье врача. Его детские годы прошли в провинциальном городке Чернь Тульской губернии, и детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя.

В 1921 году Скребицкий заканчивает Чернскую школу 2-й ступени и едет учиться в Москву, где в 1925 году заканчивает литературное отделение в Институте слова.

Затем поступает в Московский Высший лесотехнический институт, по окончании которого работает во Всесоюзном институте пушного звероводства, в лаборатории зоопсихологии Института психологии при МГУ. Кандидат биологических наук .

Однако не научная карьера натуралиста-исследователя, а литературное творчество становится с конца 1930-х годов главным делом в жизни Георгия Скребицкого. В 1939 году по написанному им сценарию выходит научно-популярный фильм «Остров белых птиц», материалом для которого послужила научная экспедиция на птичьи гнездовья Белого моря.

Тогда же состоялся и собственно писательский дебют: публикуется рассказ «Ушан». «Это, – сказал Георгий Алексеевич впоследствии, – как бы щёлочка, через которую я заглянул в страну прошлого, страну моего детства» («Листопадник. Вместо предисловия»).

Уже первые сборники Скребицкого «Простофиля и хитрецы» (1944), «Рассказы охотника» (1948) поставили его в ряд лучших детских писателей-натуралистов.Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималист Вера Чаплина.

В своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь».

Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина. Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность.

Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, «Как белочка зимует» или чем живёт майский жук.В соавторстве Скребицкий и Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники»(1951) и «В лесной чаще»(1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще»(1949).

В 1950-х годах Скребицкий продолжает работать над своими новыми сборниками рассказов: «В лесу и на речке» (1952), «Наши заповедники» (1957).

Итогом творчества писателя стали две автобиографические повести «От первых проталин до первой грозы» (1964) и «У птенцов подрастают крылья» (1966); текст последней повести остался незавершенным – после смерти Георгия Скребицкого к печати его готовила Вера Чаплина.

Источник: http://readly.ru/author/8062/

Уроки Георгия Скребицкого

Писатель, натуралист и следопыт Георгий Алексеевич Скребицкий (1903—1964) создал около ста книг о родной природе и о людях, близких к ней. С самого детства он любил книги о диких зверях и птицах, о путешествиях, о чудесной природе тропических и полярных стран, рассматривал картинки и мечтал сделаться отважным путешественником-натуралистом.

Ничто не мешало увлечению развиться: лесок возле дачи стал джунглями, толстый  ленивый  кот Иваныч — тигром, соседские петухи и куры — павлинами, а добродушный охотничий пёс Джек изображал стаю шакалов, преследующих воображаемую экспедицию.

Эти забавные игры и дружба с Джеком, котом Иванычем, ёжиком Пушком, сорокой Сироткой, скворцом Чир Чирычем научили Георгия любить животных, внимательно вглядываться в их повадки.

И он задумал рассказать обо всём этом и другим людям: почему бы не попытаться и их заинтересовать жизнью животных, привлечь в ряды натуралистов? Вот так созрело решение писать для детей, самых активных и восприимчивых читателей.

Детство и отрочество провёл будущий писатель в небольшом городке Тульской губернии.

Его отчим Алексей Михайлович (его писатель называл по-простому — Михалыч), весёлый, добрый, немного чудаковатый человек, работал в местной больнице врачом, был страстным охотником и рыболовом.

Бродя с ним по перелескам с ружьём или сидя с удочкой возле тихой заводи, мальчик всей душой полюбил природу и свой крохотный городок Чернь.

Георгий Алексеевич едет учиться в Москву, поступает в зоотехнический институт, серьёзно увлекается исследовательской работой, становится кандидатом биологических наук.

Путешествия, наблюдения, желание поделиться увиденным побуждают его взяться за перо.

Появляются первые рассказы, которые знакомят ребят с разнообразными четвероногими и пернатыми обитателями леса, учат любить и понимать природу, заботиться о ней, быть добрыми и внимательными ко всему живому.

Георгий Алексеевич считал, что охотником имеет право быть лишь человек, непримиримый к тем, кто уничтожает леса, загрязняет реки или нарушает правила охоты. Работал Георгий Алексеевич очень много, особенно последние годы.

Казалось, он спешил как можно больше оставить после себя. Он писал до самого последнего дня своей жизни.

Повесть «У птенцов подрастают крылья», вторую часть художественной автобиографии «От первых проталин до первой грозы», он заканчивал уже в больнице.

Какой была школа в первые Советской власти, чему и как учили ребят? После революции школа переустраивалась, пришли новые учителя, изменились программы, учебники. Было трудно, случались и огорчения, и радости. Много утекло с тех пор. А вот учитель был и остался «заглавной фигурой». Учат десятки учителей, но, к сожалению, в запоминается образ одного, редко двух-трёх.

В книге «У птенцов подрастают крылья» писатель вспоминает об учителях, которые оказали сильнейшее влияние на своих воспитанников. Самым грозным из новых наставников был Владимир Михайлович Успенский, который стал преподавать русскую литературу. Услышав из уст учителя, что такое литература, мальчик был покорён.

Зимой 1919 года в нетопленой тёмной школе Владимир Михайлович рассказывал ребятам («не читал лекцию, не объяснял урок, а именно рассказывал, как о чём-то очень близком, чему, может быть, даже сам лично был свидетелем»), как Николай Васильевич Гоголь в припадке глубокой тоски и душевного смятения бросил в горящую печь страницы своего гениального произведения: «Представьте: комната, темно, только красноватый отблеск пламени из открытой печи мечется по стенам, по ближайшим предметам. Этот тревожный отблеск падает на измождённое лицо человека, лицо с огромным, как клюв у птицы, носом, лицо Гоголя. Гоголь в смятении. Он уже бросил в печь часть страниц своей поэмы. Они горят. Это горят не бумаги — горят мысли Гоголя, горит его душа, сердце, горит он сам, великий и ничтожный, гениальный и безумный, одинокий в блеске своей славы, несчастнейший из людей. Это Гоголь сжигает сам себя».

Читайте также:  Южная америка - сообщение доклад (2, 5, 7 класс)

И эти уроки не только давали богатые знания, обучали, они будоражили сознание воспитанников, будили ум и души, а в голове возникало бесчисленное множество вопросов.

Как определить свой дальнейший жизненный путь? Как это сделать и не ошибиться? Кем быть — артистом или заниматься литературой? Как ею заниматься? Быть писателем, исследователем или учителем, вот таким же, как Владимир Михайлович? Он в ответ на вопрос ком быть говорит: «Вы подумайте, взвесьте, а потом уж и решайте: сможете ли вы ради любимого дела отказаться от разных материальных благ».

И учитель даёт последнее напутствие своему ученику: «Идите, Юрочка, в жизнь, смелее идите. Будьте инженером, педагогом, артистом… Кем хотите. Но главное, никогда не забывайте одного, самого главного: не забывайте, что вы Человек».

Несколько глав повести посвящены учительнице музыке.

Маргарита Ивановна обучала детей пению и игре на фортепьяно и прославилась тем, что, помимо своей основной специальности, очень любила цветы, выращивала у себя в садике какие-то необыкновенные розы, а кроме того, обожала голубей. Женщина, учительница лазает на крышу, гоняет голубей, с упоением следит за их полётом, переживает, когда голубей кто-то украл, радуется их возвращению.

К Маргарите Ивановне приходят в дом мальчишки-голубятники, пьют чай, спорят о достоинствах своих пернатых питомцев, слушают игру на фортепьяно, рассказы о «Временах года» Чайковского. «— «Октябрь» — осенняя песня,— сказала Маргарита Ивановна.— Эпиграфом к ней Пётр Ильич взял первые строки из стихотворения А. Толстого:

Осень. Осыпается весь наш бедный сад,Листья пожелтелые по ветру летят.

Такие грустные картины были понятны, близки самому Чайковскому: ему особенно удавалась именно такая музыка, где чувствуется раздумье над жизнью и неутешная грусть о том, что так быстро и невозвратно всё проходит. И в жизни человека тоже наступает осень, когда всё молодое, светлое, радостное уже позади».

И эта, уже немолодая женщина, не таилась от своих учеников, делилась своими горестями с ребятами: во время Первой мировой войны погиб её сын, она осталась, казалось, совсем одинокой. Нет, ей удалось найти отклик в душах своих учеников.

В главе «Искусство — великая вещь» раскрывается мир души человека и мир искусства. Прекрасен учитель, сумевший раскрыть эту красоту перед своими воспитанниками. Читаешь и возвращаешься к прочитанному, особенно когда автор передаёт рассказ учителя рисования о той или иной картине.

Прислушайтесь к вдохновенной речи этого учителя: «Я буду учить вас рисованию. Многие из вас, может быть, считают рисование не очень важным предметом, не то, что, например, русский или математика… и совершенно неверно так думают.

Рисование — один из самых необходимых предметов, и не только для тех, кто хочет в дальнейшем сделаться художником, вовсе нет. Рисовать должен и инженер, и естествоиспытатель, и географ… Рисунок живой, а фотография мёртвая.

Фотография — это внешняя серая оболочка предмета, а рисунок — его сущность, его душа». И повёл рассказ об Айвазовском, Шишкине, Сурикове…

Урок идёт своим чередом, и мы присутствуем на нём так же, как и все ученики Николая Дмитриевича, слушаем, смотрим, познаём, открываем новый для нас мир. Раскрывается смысл картины Верещагина «Апофеоз войны». Далее звучат убедительные и страстные слова учителя о войне и мире. Разве это не воспитание чувств? Разве такой урок может забыться или пройти бесследно?

И, честное слово, в ответ на последние слова учителя: «В следующий раз пойдём с вами куда-нибудь на речку или в лес и попробуем собственные силы» — вместе с ребятами после звонка хочется крикнуть: «Хотим!»

Советую прочитать именно эту главу из повести Георгия Скребицкого «У птенцов подрастают крылья». В следующий раз учитель провёл урок в лесу, как и обещал. На пленэре нужно было уловить что-то необычное в природе и самостоятельно выполнить этюд. Если заинтересовались, читайте дальше книгу писателя. Не пожалеете!

Г. Скребицкий

Искусство — великая вещь

Когда мы пришли в училище, там царил такой же галдёж, как и в первый день. Все толкались в коридоре, в пустых классах, не зная, что делать, чем заняться.

Мне хотелось поскорей разыскать моих новых приятелей — членов творческой комиссии — и поделиться с ними тем, что я придумал ночью. Но я не успел этого сделать. Неожиданно зазвонил колокольчик — все шумной гурьбой повалили в класс.

Опять пришёл к нам всё тот же Николай Николаевич и сказал, что нас разделят на классы согласно тому, в каком мы до этого учились.

— Уууу! — как завывание ветра в трубе, пронеслось по комнате разочарованное гудение.

Значит, снова ученье, а мы-то думали, что опять поедем в лес заготовлять дрова или займёмся ещё чем-нибудь интересным.

В класс пришло ещё двое учителей; нас стали расспрашивать, кто где учился. Когда очередь дошла до меня, я сказал, что выдержал весной экзамен в пятый класс реального училища. Учитель записал меня в соответствующий список. Серёжа попал на класс старше.

Когда всех нас разделили, нам предложили разойтись по разным классам. Нам досталась чудесная комната — просторная, светлая, окна выходили на школьный двор, весь зеленый, поросший травою.

Мы шумно и весело расселись по партам. На каждой парте два человека. Со мной рядом сел мой новый приятель — член творческой комиссии — Лёва.

Я тут же собрался рассказать ему, какие картины я придумал ночью, но Лёва не захотел слушать.

— О картинах потом поговорим, — деловито ответил он, — а сейчас давай послушаем, что нам учитель расскажет.

Такой ответ меня сразу расхолодил. «Ну и сосед мне попался», — недовольно подумал я, но ничего не возразил.

В это время дверь в класс отворилась, и вошёл учитель. Мы встали с места, поздоровались. Учитель был молодой и немножко странноватый на вид, с длинными, до плеч, волосами и не в форменном сюртуке, а в какой-то широкой блузе без пояса.

— Верно, регент, петь обучать будет, — шепнул мне Лёва.

В руках у учителя была огромная папка — конечно, ноты. Он положил её на стол и обратился к нам:

— Ну, давайте познакомимся. Зовут меня Николай Дмитриевич.

— Ещё один Николай, — шепнул я Лёве, — верно, все учителя у них Николаи.

— Я буду учить вас рисованию, — продолжал учитель. — Многие из вас, может быть, считают рисование не очень важным предметом, не то что, например, русский или математика… и совершенно неверно так думают. Рисование — один из самых необходимых предметов, и не только для тех, кто хочет в дальнейшем сделаться художником, вовсе нет. Рисовать должен и инженер, и естествоиспытатель, и географ…

Вот вы отправились путешествовать, нашли какое-нибудь интересное растение или насекомое и захотели его срисовать. А для этого необходимо уметь владеть карандашом и красками. Или вы должны построить дом. Прежде вы его изобразите на бумаге, да не только начертите план.

Архитектор должен именно нарисовать его, чтобы ясно представить, как он будет выглядеть в натуре среди других домов. Или вы, например, историк, археолог, занимаетесь раскопками курганов.

И вот вы нашли какой-то резной предмет, какое-нибудь украшение древнего человека или что-нибудь из посуды — кувшин, вазу, чашу… Я там не знаю что, но что-то очень редкое и интересное. Обязательно надо это срисовать.

— Да лучше сфотографировать, — сказал кто-то.

— О нет, нет, нет, — замахал руками Николай Дмитриевич, — фотография — совсем не то. На фотографии никогда вы не получите того, что в рисунке. Цвет, окраска предмета.

А все детали? В рисунке вы можете то, что вам важнее и интереснее, как-то усилить, выделить, подчеркнуть какую-то мелочь, деталь. Рисунок живой, а фотография мёртвая.

Фотография — это внешняя серая оболочка предмета, а рисунок — его сущность, его душа.

Объясняя разницу между фотографией и рисунком, Николай Дмитриевич вошёл в такой азарт, что выскочил из-за своего учительского стола и забегал по классу, смешно махая руками, будто он хотел поймать кого-то невидимого, летавшего возле него.

Наконец немного успокоившись, он опять подошёл к своему столу и сказал:

— Сегодня мы с вами рисовать не будем. Я хочу вас только познакомить с замечательными русскими художниками. Их должен знать каждый образованный человек.

Николай Дмитриевич стал вынимать из своей папки и показывать нам цветные литографии с различных картин.

— У всех знаменитых художников, — говорил учитель, — были свои излюбленные темы. Вот, например, Айвазовский: он почти исключительно рисовал море. Чаще всего бурное. Его излюбленной темой была разбушевавшаяся стихия и борьба с ней человека.

При этом Айвазовский стремился показать, как ничтожен, как слаб человек перед грозной морской стихией. Взгляните на этих потерпевших кораблекрушение людей. Они спасаются на обломках затонувшего, разбитого бурей корабля. Морская стихия вот-вот поглотит их вместе с жалкими обломками их корабля.

В этой картине весь Айвазовский, со своей любовью к морю, с его преклонением перед грозной красотой этой стихии.

А вот вам «Утро в сосновом лесу» — совсем другая картина. От неё веет тишиной и какой-то задумчивостью. Приглядитесь, как хорошо изображён дальний план — стволы сосен, освещённые первыми лучами солнца, и лёгкий сизый туман… Эту картину — «Утро в сосновом лесу» — написал другой знаменитый художник, Шишкин. Его любимой темой был лес. Его спокойная, задумчивая краса.

— А медведи как здорово! — похвалил кто-то из ребят.

— Ну медведей-то рисовал как раз и не Шишкин.

— Как — не Шишкин? — изумились мы. — Картина Шишкина, а медведи не Шишкина?

— Да, не Шишкина. Он чудесно умел рисовать лес, а вот зверей не умел. И попросил подрисовать их другого художника, своего приятеля Савицкого.

Тот и нарисовал… А сейчас давайте перейдём к другим художникам. Вот эти три древних витязя — из русских былин, три богатыря. Посредине самый старший, самый могучий из них — Илья Муромец.

А по бокам — Добрыня Никитич и самый молодой, красавец — Алёша Попович.

При этих словах я сразу вспомнил про нашего Алёшу. Увы, он теперь стал совсем не Алёша Попович! Какой же уж там богатырь без одной руки! А кстати, давно я его не видел, надо бы сходить к нему.

Николай Дмитриевич в это время продолжал объяснять:

— Вы взгляните, какая мощь, какое могущество в этих трёх фигурах! Это олицетворение могущества русского народа, его сила, его мужество, неустрашимость перед врагом.

— Да, неустрашимость! А вот войну-то проигрывает! — крикнул кто-то из ребят.

— И японскую тоже проиграли, — отозвались из другого конца, — вот те и могущество.

Николай Дмитриевич на секунду замялся, но тут же уверенно заговорил:

— Это совсем другое. Не наша слабость, а бездарность верховного руководства и на фронте, и в тылу.

— А Керенский победит? — не унимался какой-то озорник.

— Не Керенский, а народ. Народ обязательно победит, — уверенно ответил Николай Дмитриевич. — Ну, мы сейчас не политикой занимаемся, у нас урок рисования. Занятия по искусству, — продолжал он. — А это знаете, чья картина, кто художник? — И он показал «Утро стрелецкой казни».

Источник: http://ruslita.ru/chto-pochitat/chitalnyj-zal/453-uroki-georgiya-skrebitskogo

Ссылка на основную публикацию